Индивидуальная образовательная траектория учащегося. Индивидуальная образовательная траектория (маршрут) Позиции участников учебного процесса

Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Индивидуальность - это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.

Для достижения поставленных целей используется индивидуализация. Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки учащихся, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимально раскрыть потенциалы и способности.

Формой индивидуализации является индивидуальная образовательная траектория или индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Индивидуальный образовательный маршрут - это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами.

Основные характеристики индивидуальной образовательной траектории:

Индивидуальная - не означает только «один на один» с учителем. Важно найти такой учебный материал, организовать такие формы взаимодействия, которые будут способствовать личной инициативе, проявлению, становлению индивидуальности.

Образовательная - значит способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире.

Траектория - след от движения, накопление различного учебного, социального и образовательного опыта.

В наиболее общем виде выделяют три типа траекторий, отражающие ведущую направленность обучающегося:


Траектория адаптивного типа требует использования образования для подготовки школьника к современной социоэкономической и культурной ситуации;

Траектория развивающей направленности характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека, получающего образование;

Траектория созидательной направленности включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни.

Основная задача педагога - создать вариативную образовательную среду, предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации).

При движении вперед учащийся может выбрать содержание знаний, умений, уровень их освоения, форму учебной работы, темп продвижения.

Образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями в первую очередь на уроке.

Основные элементы создания траектории:

Ориентиры - определение предполагаемого конечного результата деятельности учащихся и педагогов в качестве ориентиров для осуществления образования. Формулировка целей.

Программа - инновационная (творческая) сущность индивидуальной образовательной деятельности, основные компоненты которой: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов.

Образовательная среда - естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.

Импульс - запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя (мотивация), связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением.

Рефлексивное осмысление - становление «индивидуальной образовательной истории» как сумма значимых «внутренних приращений», необходимых для непрерывного образовательного движения.

Портфолио - сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных потенциалов и способностей.

Первоначально описываются варианты индивидуального продвижения учащихся, включающие:

1. Обязательные учебные занятия ученика.

2. Занятия по выбору (элективные курсы) ориентированные на расширение, углубление знаний, отработку умений, приобретение практического опыта.

3. Самостоятельную работу.

4. Проектную деятельность.

5. Дополнительное образование.

6. Участие во внеурочной деятельности.

На основе анализа имеющихся вариантов ученик совместно с учителем и родителями формирует индивидуальную учебную программу на четверть, полугодие, учебный год, включающую:

1. Цель обучения (учитывает интересы, возможности, способности ребенка)

2. Обязательный компонент (учебные предметы)

3. Занятия по выбору школьника (элективные курсы)

5. Участие в проектной деятельности

6. Участие в исследовательской деятельности

7. Участие в объединениях дополнительного образования

8. Участие во внеурочной деятельности

9. Формы отчета

10. Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:

Определение смысла деятельности

Постановка личной цели

Формирование плана деятельности

Реализация плана

Рефлексия, оценка деятельности

Корректировка или переоценка целей и соответственно маршрута движения

Оформление замысла образовательной программы школьника:

Цель моего образования в школе

Цель моего образования на данном этапе

Что я делаю, потому, что мне интересно (выбираю)

Что бы я хотел делать (заказываю)

Что я делаю, потому, что это необходимо (исполняю норму)

Какие проблемы я вижу в достижении своей цели:

Какие способы и формы обучения я буду использовать для решения проблем

При формировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий меняется роль педагогов. Самой актуальной сегодня является тьютор - педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; индивидуальный научный руководитель; воспитатель.

Технология тьюторского сопровождения предполагает наличие тьютора основная деятельность, которого заключается в организации процесса становления личности школьника, обеспечении освоения «сопровождаемым» содержания, средств и способов деятельности.

Данная технология предполагает совместную деятельность сопровождающего (тьютора) и сопровождаемого по поводу разрешения проблемы практики и включает следующие основные этапы:

1. Выявление проблемы и понимание ее оснований.

2. Поиск путей решения данной проблемы.

3. Разработка плана решения проблемы.

4. Оказание первичной помощи в ходе реализации плана.

Если речь идет о сопровождении деятельности ближайшего периода, то этапы иные :

1. Анализ настоящего состояния деятельности. Выявление достижений, проблем и трудностей.

2. Проектирование деятельности ближайшего периода.

3. Проектирование необходимого и достаточного образования педагога для осуществления данной деятельности.

4. Проектирование и осуществление мероприятий по сопровождению образования и деятельности школьника.

Тьюторское сопровождение - это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).

Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)

Множественность выборов технологий и адекватных моделей системы сопровождения базируется на исходных положениях адресности «помогающего воспитания». «Помогающее воспитание» как составная часть общественного воспитания, объективно необходимая для создания условий личностного развития школьника, есть специфическая профессиональная деятельность специалистов при решении социально-психологических задач в специально организованных для этого педагогических системах.

При этом процесс сопровождения опирается на организационно-педагогические, технологические и социально-педагогические факторы, а отношения становятся системообразующим фактором всей системы педагогического сопровождения, служат основой целостности моделей, стабилизируя взаимодействия внутри различных компонентов социокультурного пространства.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о более широком значении понятия “индивидуальная образовательная траектория”, по сравнению с понятием “индивидуальный образовательный маршрут”.

А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям .

Н.Н.Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями .

С.А.Вдовина Г.А.Климов, В.С.Мерлин рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.

В связи с тем, что мы рассматриваем индивидуально-образовательную траекторию как образовательную программу, необходимо оговорить позиции, с которых мы исследуем образовательную программу. Придерживаясь позиции ученых –педагогов Петербургской школы, мы рассматриваем образовательную программу с одной стороны как организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования .

С другой стороны, образовательная программа определяется как индивидуальная траектория обучающегося, созданная с учетом его индивидуальных особенностей. Определение образовательной программы как индивидуальная траектория является ее ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающего .

Понятие образовательной программы отражает прежде всего идеи индивидуализации и дифференциации обучения. При этом под термином “индивидуализация” в педагогики понимается учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах обучения. “Дифференциация” означает учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей .

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.

Выступая, как индивидуальная траектория ученика, образовательная программа сложно структурирована. В ее структуру включены следующие компоненты:

Целевой (предполагает постановку целей и ведущих направлений в области получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, основных мотивах и потребностях ученика.)

  1. Cистему знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся диалектико-материалистической картины мира, вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
  2. Cистему общественных, интеллектуальных и практических навыков и умений, которые являются основой конкретных деятельностей и обеспечивают способность молодого поколения к сохранению социальной культуры.
  3. Опыт творческой деятельности, накопленный человеком.
  4. Опыт эмоционально – волевого отношения к миру, обществу.

Статья 14 “Закона об образовании” указывает, что:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • развитие общества;
  • укрепление и совершенствование правового государства.
  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества .

Технологический (включает используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания).

Диагностический (раскрывает систему диагностического сопровождения).

Организационно-педагогический (определяет режимные условия реализации, характеристику ученика (возраст, уровень готовности к усвоению, образовательные потребности), которому адресована образовательная программа; формы аттестации достижений и т.д.);

Результативный (описание ожидаемых результатов реализации).

Никто не сомневается в том, что учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы максимально содействовать развитию учащихся. Несмотря на то, что еще Л.С. Выготским был сформулирован ряд принципиальных положений, относящихся к проблеме “ обучение – развитие”, до массовой школы они до сих пор не дошли. Основное положение видного психолога заключалось в том, что обучение должно не ориентироваться на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегая вперед, т.е. выводить ученика на более высокий уровень, названный Л.С.Выготским зоной ближайшего развития. В связи с этим он большое значение придавал разработке содержания обучения, особенно возрастанию в нем роли научно-теоретических знаний .

В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько образовывание, проявление его в самом себе, формирование себя. С точки зрения личностно-ориентированного обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов .

Основная функция личностно-ориентированного содержания образования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Личностный смысл – индивидуализированное осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам его деятельности (А.Н.Леонтьев) .

В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания. Эти знания отличаются от первичной информационной среды, в которой происходила деятельность ученика. Знания здесь сопряжены с информацией, но не отождествляются с нею. Основными отличиями “ знаниевого” продукта ученика являются усвоенные им способы деятельности, понимание смысла изучаемой среды, самоопределение относительно нее и личное информационное и “ знаниевое” приращение ученика. Общее отрефлексированное знание ученика включает в себя, таким образом, совокупность следующих компонентов:

  • “знаю что” (информация о содержании своего знания и незнания);
  • “знаю как” (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);
  • “знаю зачем” (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);
  • “знаю я” (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).

Создаваемое учеником содержание образования входит в состав общего содержания образования наряду с внешне заданным. Внешнее содержание не опережает, а следует за внутренне конструируемым учеником содержанием образования .

Творческая самореализация ученика как сверхзадача обучения раскрывается в трех взаимосвязанных целях: создание учеником образовательной продукции в изучаемых образовательных областях; освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами; выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на свои личностные качества. Деятельность, ведущая к созданию образовательных продуктов, обнаруживает и развивает способности ученика, своеобразие которых способствует выстраиванию его индивидуальной образовательной траектории.

Перед учителем встает вопрос: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям? Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Первый способ-дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу способные, средние, отстающие.

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области.

Первый подход наиболее распространен в наших школах. Второй достаточно редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, а одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.

Задача обучения состоит в обеспечении зоны для индивидуального творческого развития каждого ученика. Ученик создает образовательную продукцию, выстраивает свой образовательный путь, опираясь на индивидуальные качества и способности, причем делает это в соответствующей среде, которую организует учитель. Одновременность реализации персональных моделей образования – одна из целей личностно-ориентированного образования.

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям. Любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение учениками нормативного образовательного уровня. Образовательные продукты учеников отличаются не только по объему, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответствующими им видами деятельности. Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого ребенка, следует допустить выбор детьми этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. В данном случае будет обеспечиваться не одна общая образовательная траектория для всех учеников, различающаяся объемом усвоения стандартов, но индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся как объемом, так и содержанием. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются .

Траектория-след от движения. Программа – ее план. На мой взгляд, принцип индивидуальной образовательной траектории невозможно реализовать в рамках традиционных форм (классно-урочной системы). Надо вывести за рамки этой системы одаренных учеников (разработать для них специальные программы, дать им возможность создать собственный продукт: учебные игры, тесты, логические схемы базы знаний и т.д.), предлагать индивидуальный раздаточный материал, что поможет дать разноуровневое объяснение материала и разнотипные задания для каждого ученика.

При составлении индивидуальной образовательной траектории:

  • учитель создает ученику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. На уроке учитель учитывает индивидуальные интересы школьников; особенности учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности;
  • для ученика при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо чтобы добиться запланированного результата.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.

Сам ученик выбирает или вместе с учителем обдумывает способы, виды деятельности, формы контроля, т.е. программирует свою образовательную деятельность.

В результате индивидуального образовательного движения каждый ученик предлагает идеи, сочиняет стихи, разрабатывает модели, конструирует поделки в связи с изучаемым материалом. Этого требует принцип продуктивности обучения – ведущий принцип личностно-ориентированного обучения. “Портфель достижений” служит способом демонстрации его успехов. Содержание “ портфеля” – это не только перечень занятых учеником мест, полученных грамот или призов, но и предложенные идеи, принципы решения математических задач, поделки и т.д.

Литература

1. Володин Е.Ю. Обучение развивающее, опережающее, научно-теоретическое…//Математика в школе. 2000, № 6.

2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М.Н.Скаткина. М., 1982.

3. Закон РФ “Об образовании” //Первое сентября № 29, 1996.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Народное образование, 1998. – с.130–193.

5. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология Учебное научное пособие. – М. – Омск. 1974. 22 с.

6. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ//Петербургская школа. – СПб.,1994 – с.79–90.

7. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2000.

8. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

КОЛЛЕДЖА

УВАРОВА Н.М., МАКСИМЧЕНКО Т.В.

В статье проведен анализ возможно стей реализации индивидуальных траекто рий студентов в образовательном процес се колледжа. Обобщены принципы по строения индивидуальных образователь ных траекторий.

The article analyzes the possibilities of realization of individual trajectories of college students in the educational process and summarizes the principles of the individual educational trajectories.

«Вся жизнь человека - это поход за профессиональным мастерством» - эти слова академика В.П. Беспалько высвечивают путь становления человека в профессии. Для этого нужна вся жизнь и постоянное движение к мастерству.

Но путь у каждого свой. Казалось бы, против этой аксиомы никто не спорит. Более того, усилилась частота повторения сочетаний «образовательная траектория», «образовательный маршрут», «образовательная программа» причем с обязательным определением «индивидуальный». И с этого момента начинаются трудности. Индивидуализация в образовании провозглашается и декларируется неустанно, особенно в связи с введением новых ФГОСов и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности.

Парадокс заключается в том, что долгое время педагогическая общественность говорила о необходимости индивидуализации образовательного процесса, а сегодня, когда сложились необходимые условия (работодатели формулируют требования к подготовке специалистов и рабочих, исходя из особенностей деятельности своих предприятий, студенты явно обозначают свои образовательные потребности, образовательные учреждения получили относительную свободу в разработке ОПОП и возможность вести обучение по индивидуальным образовательным программам), педагогическая практика оказалась не готова к этому шагу. И хотя во многих образовательных учреждениях вводится новая должность - тьютор, рассматривающаяся как панацея в решении проблемы индивидуализации образовательного процесса, для всех очевидно, что без четкого ответа на вопросы: что представляет собой индивидуальная траектория студента колледжа, на каких принципах она выстраивается, какие условия нужно создать в колледже для ее реализации (на уровне освоения студентом отдельных дисциплин, профессиональных модулей, всей основной профессиональной образовательной программы) введение данной должности останется неэффективным (но модным) нововведением.

В практическом плане можно зафиксировать нарастание вопросов по этому поводу, т.к. переход к педагогике индивидуализации не обеспечен в достаточной мере проработкой теории проблемы. Вопросы звучат так:

Как распознать врожденную предопределенность физических, физиологических и интеллектуальных особенностей студентов к определённой профессиональной деятельности?

Каким способом можно учесть темп освоения учебного материала каждым студентом?

Возможно ли адресная подготовка к профессиональной деятельности в условиях группового гетерогенного обучения?

Как одновременно всех обучать по-разному?

Можно ли говорить о технологии сопровождения индивидуальных образовательных траекторий, если каждая из них уникальна и не поддается алгоритмизации?

Известно, что потребность продвигает науку быстрей десятка университетов. И эти вопросы, которые задает практика, свидетельствуют об актуализации потребности понять, что же такое индиви-

дуальная образовательная траектория и как её выстроить для студентов колледжей. В данной статье мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

Какова цель индивидуализации в контексте личностно-профессионального становления студентов колледжа;

Какие условия современного колледжа поддерживают процессы индивидуализации студентов;

Что новое должно проявиться в колледжах в ближайшее время, чтобы индивидуальные образовательные траектории студентов стали реальностью, а не мифом.

Непреложным законом развития каждого человека является осознание себя субъектом деятельности, автором собственной биографии. Это осознание не всегда совпадает с определенным возрастом, иногда оно приходит слишком рано («рано повзрослел» - говорят про таких), а иногда неопределенно затягивается. И тогда мы имеем дело с инфантильностью и безответственностью. Годы обучения в колледже по периодизации, предложенной в психолого-педагогических исследованиях (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцева, А.К. Маркова, Н.С. Пряников и др.) совпадают с периодом профессионального становления человека. Если в целом этот процесс занимает 15-20 лет - от зарождения профессионально-ориентированных интересов до профессионального мастерства, то на этапе профессиональной подготовки (в колледже) главной задачей становится обретение новой социальной роли и овладение основами профессии. Важно это понимать, чтобы наши претензии на подготовку профессионалов в стенах колледжей корректировались правдой жизни.

А она такова, что при выходе в профессиональный мир выпускник колледжа сталкивается с рядом системных трудностей. Во-первых, у молодых людей нет опыта трудовой деятельности, трудовой репутации, и работодатель не имеет представления о качестве рабочей силы. Во-вторых, существует проблема явно недостаточной квалификации выпускников, что делает их неконкурентоспособными со старшим поколением: время, когда у нас образование будет заменять опыт еще не пришло. В-третьих, модернизируемое образование только приступило через разработку и внедрение новых ФГОС к преодолению разрыва между динамичными технологическими изменениями в производстве и уровнем подготовки студентов в колледжах. В-четвертых, молодые люди в большинстве своем не включаются в профессиональные социальные сети, что блокирует их возможность получить доступ к рабочим местам. Этот контекст требует усиления психолого-педагогической поддержки личностно-профессионального становления студентов в колледже. И здесь подключаются идеи модульно-компетентностного подхода, личностно-ориентированного обучения и самое главное, персонифицированного образования, т.е. естественного, природосообразного, «скроенного по индивидуальным меркам» . Цель индивидуализации в колледже - адресно подготовить каждого студента к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с его природными задатками и склонностями. Эту идею можно реализовать через разработку индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента.

Следует отметить, что массовость обращения педагогов колледжей к личностноориентированному обучению (в 90-х - 2000) не смогла сделать процесс профессионального обучения индивидуализированным. Общие цели и принципы организации среднего профессионального образования продолжают делать педагогов заложниками ситуации обязательного доведения студентов до определенного уровня знаний, умений, навыков, единственно возможным путем, а студентов - заложниками обязательного прохождения всех этапов обучения, заложенных в образовательных программах. Индивидуализация «буйно проросла» лишь в способах обучения, где педагоги успешно стали реализовывать принципы индивидуального (дифференцированного) подхода и находить эффективные пути обучения даже для «профнепригодных» ребят. Вопросы о выявлении индивидуальных особенностей и способностей студентов, организации специальной поддержки этих способностей и организации сопровождения обучающихся в тех видах деятельности, в которых он может максимально себя реализовать или к которым проявляет интерес, педагоги не ставили.

Сегодня ситуация изменилась: педагогические коллективы колледжей, формулируя стратегические цели своего развития, ориентируются на становление многофункциональных, многопрофильных, многоуровневых образовательных учреждений и комплексов, создающих образовательное

многообразие, на создание открытой образовательной среды, обеспечивающей условия для максимального профессионального и личностного развития студентов, реализации ими индивидуальных образовательных траекторий.

Само понятие «индивидуальная образовательная траектория» в отечественной педагогике активно обсуждается с приходом педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного образования. Мы опираемся на ясную и емкую формулировку этого явления, которую дал А.В. Хуторской: «Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании». Из определения следует, что путь человека в образовании определяется не только логикой предметов и областей знания, но в большей степени личностным потенциалом обучающегося, т.е. его задатками и способностями.

При «определении» траектории выбору сегодня может подлежать:

Уровень освоения профессиональной образовательной программы;

Предметное поле, включающее как многообразие программ дисциплин и профессиональных модулей вариативной части, так и выбор программ дополнительного образования;

Методы и формы обучения, формы самостоятельной работы студентов;

Формы контроля результатов обучения;

Темп обучения;

Количество и содержание профессиональных проб, предлагаемых в рамках обучения (участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.);

Информационные ресурсы, отражающие содержание осваиваемой ОПОП;

Место прохождения практик;

Тематика исследовательских и проектных работ;

Тематика итоговой квалификационной работы и др.

Возможно, студентам СПО в скором времени представится возможность выбора педагога, реализующего как свою авторскую программу, так и обычную рабочую программу дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса; возможность выстраивать свой образовательный маршрут, используя ресурсы нескольких образовательных учреждений. На сегодняшний день все эти вопросы активно обсуждаются в научных исследованиях, осуществляемых в рамках профильной подготовки учащихся общеобразовательной школы, дистанционного образования, организации индивидуального обучения в ВУЗах. Одновременно с размышлениями об индивидуальных образовательной траектории возникает необходимость проектировать индивидуальные образовательные программы.

Мы рассматриваем индивидуальную образовательную программу (ИОП) как документ, форма-лизирующий индивидуальную образовательную траекторию и отражающий результат выбора студента в многообразии имеющихся образовательных возможностей. Исходя из данного понимания ИОП должна отвечать следующим требованиям:

Должна быть адресной и гибкой;

Обеспечивать возможность достижения обучающимся уровня образования, востребованного им и необходимого для реализации социального заказа;

Соответствовать ФГОС;

Способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся (проектной, исследовательской, самостоятельного обучения, творческой);

Способствовать интеграции содержания профессионального образования;

Отражать технологии, отвечающие индивидуальным образовательным запросам и особенностям студентов;

Соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям колледжа и санитарногигиеническим требованиям;

Обеспечивать максимально возможное привлечение ресурсов для развития обучающегося.

Давать студенту исчерпывающую информацию об организации образовательного процесса.

Индивидуальная образовательная программа выполняет нормативную, информационную, мотивационную, организационную функции и функцию самоопределения (рис.1).

Ее корректная разработка позволяет педагогам формировать учебные группы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.

Проектирование индивидуальной образовательной программы осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество. Однако ИОП не может быть сформирована раз и навсегда. Меняются запросы обучаемых, изменяются и внешние условия организации образовательного процесса, появляются новые образовательные ресурсы. Нормативно-методическое обеспечение ИОП должно предусматривать механизмы ее коррекции и механизмы ее сопровождения. На сегодня, одним из действенных механизмов сопровождения ИОП является разработка программ тьюторской поддержки. Такая программа отражает три пласта тьюторского сопровождения: помощь, направленная на развитие автономности и самостоятельности субъекта обучения; фасилитация (облегчение взаимодействия студента со всеми участниками образовательного процесса); сопровождение в решении проблем в профессиональном становлении. Исследование этимологии термина «сопровождение» позволяет рассматривать его в контексте тьюторской деятельности как социальное взаимодействие, функциями которого является развитие обучаемого в различных учебных, социальных, личностных ситуациях посредством специальных средств (тьюторских технологий). Целенаправленное развитие личности сопровождаемого через создание условий для успешного обучения, профессионального и саморазвития - ведущая идея тьюторского сопровождения студента колледжа.

Рис 1. Функции индивидуальной образовательной программы

Проведённый анализ возможностей организации обучения в колледжах по индивидуальным образовательным программам позволил выделить множество проблемных точек. Как отдельные блоки можно сформулировать трудности руководителей образовательных учреждений, педагогов, обучающихся, трудности различных по типу образовательных учреждений. Основная проблема руководителей образовательных учреждений, блокирующая введение индивидуальных образовательных программ - финансовое обеспечение ОУ. Как правило, в образовательных учреждениях средств не хватает даже на организацию деления групп на подгруппы и микро группы. В этой связи

необходимо уточнить и дополнить финансовые механизмы организации обучения на основе ИОП. Возможные риски реализации ИОП связаны и с недостаточным нормативно-правовым обеспечением процесса индивидуализации обучения, сетевого взаимодействия образовательных учреждений в использовании имеющихся ресурсов для реализации ИОП студентов.

Среди педагогических работников большое количество сложностей фиксируется в освоении тьюторской позиции. Педагогические кадры необходимо специально готовить к тому, чтобы помощь студентам в проектировании и реализации ИОП была эффективной. В колледжах должен появиться тьютор - как специалист по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий.

В среде студентов фиксируется малый процент обучающихся, готовый взять на себя ответственность в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов. Сегодня наши ребята не умеют брать ответственность на себя. Наиболее ярко это проявляется при комментарии ими своих учебных неудач. Среди наиболее типичных причин, выделяемых ими это отсутствие везения, предвзятость преподавателя («не повезло на экзамене», «преподаватель был слишком строг или в плохом настроении»). Процент ребят, фиксирующих недостаточность собственных усилий при подготовке к зачетным процедурам в колледжах традиционно мал.

Общей проблемной точкой в контексте развития открытости образовательного пространства учреждений СПО становится стремление колледжей максимально расширить спектр образовательных услуг, оказываемых образовательным учреждением, оперативно отреагировав на особые образовательные потребности каждого обучающегося. Худшим воплощением этой идеи может стать большой перечень реализуемых вариативных и дополнительных программ сомнительного качества. Колледж при этом может стать похож, по меткому выражению М.П. Черемных, «на супермаркет», в котором студенты будут хаотически двигаться между полок с изобилием товаров. Для того чтобы студент смог сделать выбор, он должен уметь хорошо ориентироваться в открытом образовательном пространстве или иметь сопровождающего, помогающего ему выстроить оптимальную образовательную траекторию маршрут - профессионального тьютора.

Эти проблемы должны уже сегодня быть осознанны педагогическими коллективами колледжей для того чтобы выстроить планомерную работу по переходу к обучению на основе ИОП, созданию условий для её эффективного использования.

Анализ научных исследований показывает, что ведущими условиями для реализации ИОП в колледжах должны стать:

Разработка и реализация в воспитательно-образовательном процессе колледжа образовательных программ разного уровня и направленности, создание избыточной среды ресурсов (образовательных программ);

Обеспечение преемственности содержания начального, среднего и высшего профессионального образования, позволяющего выпускам программ успешно реализовывать;

Развитие механизмов взаимодействия колледжа с учреждениями СПО, ресурсными центрами, вузами, работодателями, социальными партнерами;

Реализация моделей психолого-педагогической и тьюторской поддержки индивидуальных образовательных траекторий студентов;

Информационное и технологическое развитие образовательной среды, развитие разноуровневых информационных ресурсов;

Развитие системы мониторинга личностного продвижения студента.

Библиографический список:

1. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика: лекции по нетрадиционной педагогике проф. - М.: Народное образование, 2008. - 512 С.

2. Ерыкова В.Г. Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки бакалавров информатики: Дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2008. - 204 C.

3. Революция в тьюторстве: прикладное исследование передового опыта, вопросов политики и достижений учащихся / Эдвард Гордон Э, Рональд Морган, Чарльз О"Мэлли, Джудит Пон-тиселл - Ижевск: ERGO, 2010. - 332 С.

4. Черняева Э.П. Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в процессе использования электронного учебника: Дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2005- 178 C.

5. Елькина А.Г. Об организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса// Профессиональное образование.-2011.-№9.-С.21-22.

6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 С.

Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная образовательная программа, тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ.

Keywords: individualization, individual educational trajectory, individual educational program, support of the tutor of individual educational programs.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г. Северодвинска

Статья по теме

«Создание индивидуальных образовательных траекторий»

Подготовила

учитель математики

Прелова Лариса Викторовна

г. Северодвинск

2014г.

Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе.

Галилео Галилей

В современной школе основной задачей является создание условий, необходимых для наиболее полной творческой самореализации личности ученика, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Одна из основных идей обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Я как учитель математики в течение нескольких лет работаю над созданием индивидуальных образовательных траекторий для учащихся, проявляющих способности в области математики. Мне как педагогу наиболее близко понятие индивидуальной образовательной траектории, данное А.В.Хуторским, понимающим этот процесс как индивидуальный для каждого ученика путь реализации личностного потенциала в образовании. Под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. Ценность индивидуального образовательного маршрута, на мой взгляд, состоит в том, что он позволяет талантливому ребенку на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию достигать высоких результатов в интересующей его области.

Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка в образовательной среде как свободной личности. Таким образом, деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников.

Индивидуальная образовательная траектория включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности.

Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью индивидуального образовательного маршрута, по моему мнению, состоят в следующем:

    наличие диагностических материалов, позволяющих определить способности ученика;

    возможность выбора учащимися уровня сложности;

    целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;

    организация дифференцированной помощи со стороны учителя;

    обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;

    создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения школе сразу. Я считаю наиболее оптимальным составление образовательного маршрута на 1 учебный год. Индивидуальный образовательный маршрут должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С его помощью происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

В своей работе я определила структуру ИОТ, которая включает в себя следующие компоненты :

- целевой (постановка целей получения образования, учет мотивов и потребностей ученика);
- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания предмета, их систематизация и группировка, установление межпредметных и внутрипредметных связей);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения).

Для того, чтобы структура ИОМ была понятна не только педагогу, но и ученику, возможно представить ее в виде таблицы с вопросами:

Компонент

Наиболее удобным для работы, на мой взгляд, является представление ИОТ в виде модулей, где каждый из них имеет конечный продукт (результат):

1 модуль : психолого-педагогический мониторинг развития ученика как основа для разработки индивидуального маршрута развития

При разработке этого модуля используются различные способы диагностирования:

наблюдение за повседневной работой учащихся, проверка выполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы. Кроме перечисленных могут применяться тестирования, определяющие наличие способностей к изучению конкретных предметов. Я в своей работе на начальном этапе использую м етодику Амтхауэра, являющуюся одним из самых известных тестов на интеллект (сокращенный ее вариант разработан А. Н. Ворониным и С. Д. Бирюковым).

2 модуль : вид индивидуальной программы, обусловленный типом выявленных способностей ребенка

Целью данной программы является совершенствование форм организации образовательного процесса обучения одаренного ребенка, углубление его знаний, формирование навыков самостоятельной аналитической деятельности и основ проектного мышления. Следует отметить, что индивидуальная программа должна выполнять четыре основные функции:

Целевую (конкретизирует цели и задачи обучения с учетом индивидуальных потребностей),

Нормативную (фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута),

Информационную (информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени),

Организационную (определяет виды образовательной деятельности обучающегося, промежуточного и итогового контроля).

Неотъемлемой частью программы является план. Удобно использовать представленную план-сетку:

Дата

В Приложении 1 представлен план на 1 четверть ученицы 9 класса

3 модуль : направления деятельности, реализующие стратегию развития детей с учетом индивидуального профиля обучения;

К таким направлениям относятся: отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной учебной задачи; решение учебной задачи с использованием специального программного обеспечения; поиск информации и работа с полученной информацией; представление результатов выполнения поставленных учебных задач. При разработке данного модуля необходимо учитывать используемые педагогические технологии. Особенностью использования педагогических технологий является сочетание учебной и внеурочной деятельности в целях самореализации личности:

Участие в предметных олимпиадах;

Участие учащимися в предметных декадах;

Участие в разработке учебных проектов, мульти- медиа продукта и др.;

Участие в научно-исследовательских конференциях;

Аттестация достижений учащихся (промежуточный и итоговый контроль).

4 модуль : портфолио детей и педагога

Данный модуль представляет собой наглядные свидетельства достижения учеником поставленных целей, предметом гордости учащегося, а так же стимулом для дальнейшей работы. Составляя с учащимися индивидуальные образовательные маршруты, я не предлагаю конкретную структуру портфолио, предоставляя школьнику возможность самостоятельно проявить творческие способности, оформить результаты труда по своему усмотрению. Однако, портфолио не должно представлять собой только папку с вложенными грамотами и поощрениями. Анализируя портфолио, должно быть понятно, есть ли динамика в развитии, достигнуты ли промежуточные цели, почему появились трудности…

5 модуль : согласование индивидуального маршрута развития ребенка с социальным заказом и ожиданиями семьи

При разработке данного модуля необходимо провести работу не только с учащимся, по выявлению его целей и мотивов, но и с родителями, объясняя им возможности их ребенка, выясняя их пожелания относительно будущего сына или дочери. Совместная работа педагога, ученика и родителей должна позволить определить перспективы развития ребенка.

6 модуль : мониторинг, отражающий промежуточные и итоговые результаты освоения индивидуальных образовательных программ.

В данном модуле учитываются, безусловно, результаты, полученные в ходе обучения в школе: оценки за устные и письменные ответы, контрольные и тестовые работы…

Однако, важными являются не только результаты урочной деятельности, но и результаты участия школьника в олимпиадах, конкурсах, результаты проектной и исследовательской деятельности. Оценить итоги работы помогают и специальные тесты. Я использую школьный тест умственного развития предназначенный для диагностики умственного развития подростков - учащихся 7-9 классов. Авторами теста являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Данную работу я провожу, как правило, один раз в три года совместно со школьным психологом. Полученные результаты позволяют увидеть наличие (отсутствие) динамики умственного развития подростка не только в рамках моего предмета, но и в целом.

Остановлюсь более подробно на особенностях создания индивидуального образовательного маршрута в рамках предмета математики.

5 – 6 классы , в этом возрасте происходит определение предметов поля, в котором учащийся наиболее успешен. Этот этап позволяет выявить образовательный запрос учащегося. Пять часов в неделю отводится учебным планом на математику для обеспечения овладения учащимися содержанием стандартов образования. Один час в нашей школе отводится на спецкурс «Наглядная геометрия», в рамках которого проходит пропедевтика курса геометрии. Традиционно излагаемый курс в 5-6 классах для детей, имеющих математические способности, в рамках индивидуального образовательного маршрута дополняю следующими темами: «Комбинаторика», «Чётность и нечётность», «Взвешивание», «Переливание», «Алгоритм Евклида», «Принцип Дирихле», «Логические задачи», «Задачи на проценты», «Алгебраические дроби», «Модуль числа», «Система счета, двоичная система счета».

Для учащихся основной школы проводятся традиционные предметные (математические) недели, познавательные игры. Предметные олимпиады школьников являются неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. Традиционно учащиеся школ участвуют в следующих олимпиадах: предметные олимпиады для 1-4, 5-7, 8-11 классов, Международная игра «Кенгуру», дистанционные математические олимпиады. Школа начала создавать банк данных «Одаренные дети», где должен прослеживаться успех ребенка с 1 по11 класс (на сегодняшний день работа ведется в начальной школе)

7 - 8 класс , осуществляется формирование предметной траектории, в эти годы учебы создаются модели индивидуального образовательного маршрута. С целью повышения результативности работы при проведении всех видов занятий необходимо придерживаться основных принципов развивающего обучения:
-обучение при ведущей роли теоретических знаний;
-обучение на высоком уровне сложности;
-изучение программного материала быстрым темпом.

Наряду с традиционными темами в индивидуальные образовательные программы включаю следующее: метод математической индукции, доказательство неравенств, задание фигур на координатной плоскости уравнениями и неравенствами, наибольшие и наименьшие значения выражений, теоремы Менелая и Чевы.
Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время, является внедрение проектного метода обучения, формирование исследовательских компетенций учащихся. Межпредметные учебные проекты учащихся с использованием ИКТ занимают отдельное место в работе с учащимися, имеющими способности к математике. В нашей школе стали традиционными ежегодные научно-практических конференций «Первый шаг в науке».
Одним из способов работы с одаренными детьми является использование информационных технологий, речь идет о дистанционном обучении. Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность одаренного ребенка. Дистанционное образование позволяет приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно школьнику. Важно на наш взгляд следующее, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования. Сегодня мои ученики используют Интернет для подготовки к олимпиадам (сайты http://www. zaba; http://www.math.mioo.ru. в списке образовательных ресурсов сети Интернет наиболее часто используемых сайтов).


9 класс , время для корректировки индивидуального образовательного маршрута. В помощь приходят элективные часы, дополнительные часы, выделенные на изучение математики и подготовку к итоговой аттестации. Вносятся корректировки в целевой компонент индивидуального образовательного маршрута; это связано с выбором профиля обучения в старшей школе, выбором будущей профессии.

В Приложении 3 представлен план подготовки к ГИА

Приложение 1 План работы учащейся 9 класса на 1 четверть 2013-2014 учебного года

Дата

Приложение 2

Индивидуальный план

подготовки к участию в научно-практической конференции

ученицы 9 класса

Цель: войти в число призёров научно-практической конференции «Первый шаг в науке».

Задачи:

    Выбрать тему исследовательской работы

    Составить библиографию по выбранной теме.

    Познакомиться с работами по теме исследования.

    Написать исследовательскую работу в соответствии с Положением.

    Представить результаты исследования на школьной научно-практической конференции «Первый шаг в науке».



Приложение 3 План работы учащейся 9 класса при подготовке к ГИА 2014 года

Дата

Cлайд 1

Cлайд 2

Индивидуализация - это создание условий в образовании для построения учащимся индивидуального образовательного пути в процессе осуществления личностно-значимой деятельности с опорой на индивидуальный выбор учащегося и его интерес, который может быть обусловлен наличием определенных способностей у учащегося, либо способности начинают развиваться после определенного выбора учащегося. Индивидуальная образовательная траектория учащегося - это процесс и результат самостоятельного индивидуального действия учащегося при решении личностно значимых задач. Индивидуальный учебный план - процесс выстраивания индивидуальной учебной деятельности (вариативной части) Индивидуальная образовательная программа – процесс выстраивания индивидуальной программы обучения в рамках потребностей обучающегося (ОУ+ дополнительное образование) Company Logo

Cлайд 3

«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ – ЭТО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЕГО СПОСОБНОСТЯМ, ВОЗМОЖНОСТЯМ, МОТИВАЦИИ, ИНТЕРЕСАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ПРИ КООРДИНИРУЮЩЕЙ, ОРГАНИЗУЮЩЕЙ, КОНСУЛЬТИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ.» Профессор Н.Н.Суртаева (РГПУ им. А.И.Герцена) Company Logo

Cлайд 4

ФГОС. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; … Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; 11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях; 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; … Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования Обучающимся предоставляются академические права на: 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; Company Logo

Cлайд 5

ФГОС. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ … II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: … метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; …. 9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов. Company Logo

Cлайд 6

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие ИОТ. Уже в начальной школе должна осуществляться индивидуализация каждого ребёнка, независимо от его психо-соматических способностей Company Logo

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Профиль обучения является индивидуальной образовательной траекторией учащегося, построенной на основе его выбора из предложенной образовательным учреждением номенклатуры учебных предметов при условии изучения обязательных предметов как минимум на базовом уровне. Company Logo

Cлайд 11

Учащимся предлагаются на выбор 3 уровня освоения содержания учебных предметов: базовый уровень (содержание программ обеспечивает освоение учебных предметов на базовом уровне); расширенный уровень (содержание программ обеспечивает формирование дополнительных к базовому уровню предметных знаний, умений и навыков в объеме меньшем, чем это предусмотрено для освоения на профильном уровне); углубленный уровень (содержание программ обеспечивает освоение учебных предметов в соответствии или с превышением объемов содержания и уровня сложности, предусмотренного для их освоения на профильном уровне). Company Logo

Cлайд 12

Профильное обучение должно: обеспечивать базовый уровень освоения ФГОС общего образования; дать возможность выбора содержания образования и уровня его освоения. Company Logo

Cлайд 13

Cлайд 14

Дети, имеющие инвалидность; Имеющие рекомендации к надомному обучению по состоянию здоровья; Дистанционное обучение по индивидуальной программе. Company Logo

Cлайд 15

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОСТРОЕНИЯ ИОТ ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА Company Logo

Cлайд 16

Cлайд 17