Урок по информационным технологиям. Конспект урока на тему «Информационные технологии Возможности дистанционного обучения

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПЛАН

урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

для специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет

(по отраслям)

Барнаул 2015

Согласовано

Председатель ПЦК учетно-экономических дисциплин

Л. В. Беседина

«____»_______________2015г.

Согласовано

Замдиректора по УР

О.Ю. Говорова «____»_______________2015г.

Преподаватель: Чернышова Т.В.

Тема: Технология обработки числовой информации

Тема урока : Проектирование и заполнение табличного документа. Создание и копирование формул. Использование абсолютных ссылок. Деловая графика в табличном процессоре

Группа: 9Б141

Дата проведения урока :

Тип урока : Комбинированный урок

Вид урока: Практическое занятие

Цели урока:

Учебная:

Развивающая:

Воспитательная

Задачи урока:

Информационно – методическое обеспечение:

Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор; программное обеспечение: ОС Windows , программа MS Excel ; дидактический материал: презентация к уроку, методические указания к практической работе, тестовые задания по теме урока.

Список использованных источников:

1 Жуменко, В.Н. Компьютер для бухгалтера и аудитора: практическое пособие / В.Н. Жуменко. - Ростов-н/Д: Феникс, 2011. – 509 с.

2 Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – М.: Издательский цент «Академия», 2010. – 256 с.

3 Абсолютные и относительные адреса ячеек в MS Excel 2010 [электронный ресурс]//режим доступа -

Алгоритм проведения урока

Таблица 1

п/п

Время

Этапы проведения

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

5 мин

Организационный момент, подготовка оборудования к работе

Проводит перекличку группы, выявляет отсутствующих, включает ПК, загружает презентацию

Подготавливаются к занятию: включают ПК, загружают программу

5 мин

Целеполагание

Сообщает тему и план занятия, активизирует к постановке цели и задач занятия

Обсуждают цели и задачи занятия

30 мин

Изложение нового материала

Объясняет новый материал

Слушают преподавателя, записывают основные определения, применяют теоретические знания на практике

5 мин

Физкультминутка

Проводит фоизкульт минутку

Повторяют упражнения за преподавателем

5 мин

Знакомство с заданием на практическую работу

Выдает задание на практическую работу, отвечает на вопросы студентов

Знакомятся с заданием для выполнения, задают интересующие вопросы

20 мин

Закрепление изученного материала при выполнении практической работы

Индивидуально консультирует обучающихся по ходу выполнения работы

Выполняют практическую работу

10 мин

Проверка усвоения материала в ходе тестирования

Проводит инструктаж по выполнению тестового задания

Знакомятся с содержанием задания, выполняют его

5 мин

Выдача домашнего задания

Выдает домашнее задание

Записывают домашнее задание

5 мин

Подведение итогов урока

Подводит мини-итоги занятия, выставляет оценки

Завершают работу ПК, наводят порядок на рабочих местах

Преподаватель _____________ Чернышова Т.В.

План-конспект урока:

1 Организационный момент, подготовка оборудования к работе (5 мин)

Приветствие, выявление отсутствующих путем проведения переклички. Проверка готовности к уроку.

2 Целеполагание(5 мин)

MS Excel – сегодня одна из самых популярных электронных таблиц. Ею пользуются ученые и деловые люди, бухгалтеры и журналисты, с ее помощью ведутся разнообразные таблицы, списки и каталоги, составляются финансовые и статистические отчеты, подсчитывают состояние торгового предприятия, обрабатывают результаты научного эксперимента, ведут учет, готовят презентационные материалы. Возможности Excel очень высоки. В связи с этим мы начинаем тему: Проектирование и заполнение табличного документа. Создание и копирование формул. Использование абсолютных ссылок. Деловая графика в табличном процессоре.

План работы:

1 Назначение и основные возможности табличного процессора Excel ;

2 Основные объекты и типы данных;

3 Редактирование данных таблицы, создание и копирование формул;

4 Абсолютные и относительные ссылки;

5 Построение диаграмм и графиков.

На сегодняшнем занятии будут поставлены следующие цели и задачи:

Учебная: закрепить знания о табличном процессоре MS Excel , сформировать представления о вычислениях в электронных таблицах как важной и широко применяемой на практике структуре;

Развивающая: создать условия для развития умений применять знания для решения задач с помощью электронных таблиц, развить навыки индивидуальной практической работы;

Воспитательная : создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением персонального компьютера.

Задачи урока:

1 Показать назначение и основные возможности табличного процессора Excel ;

2 Познакомить с его объектами и типами данных;

3 Научить редактировать данные таблицы, создавать и копировать формулы;

4 Объяснить отличия абсолютных и относительных ссылок;

5 Научить построению диаграмм и графиков.

3 Изложение нового материала (30 мин)

1 Назначение и основные возможности табличного процессора.

Что такое Excel? Excel – это табличный процессор. Табличный процессор - это прикладная программа, которая предназначена для создания электронных таблиц и автоматизированной обработки табличных данных.

Электронная таблица –это обычная таблица, состоящей из строк и столбцов, на пересечении которых располагаются клетки, содержащие числовую информацию, формулы, текст.

Приложение 1. Слайд 2

В основные возможности электронных таблиц входит:

    автоматизация всех итоговых вычислений;

    над большими наборами данных можно производить однотипные расчёты;

    можно разрешать задачи с помощью подбора значений с различными параметрами;

    можно обрабатывать результаты экспериментов;

    производить табулирование функций и формул;

    подготавливать табличные документы;

    проводить поиск наиболее оптимальных значений для выбранных параметров;

    строить графики и диаграммы по уже введённым данным.

Обучение работе с Excel необходимо начинать с изучения окна приложения Excel. При запуске Excel открывается окно приложения, в котором отображается новая рабочая книга – Книга 1.

2 Основные объекты и типы данных

При работе на компьютере электронная таблица существует в форме рабочего листа , который имеет имя (например, Лист1). Листы книги можно переименовывать. Для этого необходимо на лист книги нажать правой клавишей мыши, выбрать пункт меню переименовать и вписать новое имя. Рабочие листы объединяются в книги, которые можно добавлять (контекстное меню / добавить), удалять (контекстное меню / удалить) и менять местами (контекстное меню / переместить).

Окно приложения Excel имеет пять основных областей:

Строка меню;

Панели инструментов;

Строка состояния;

Строка ввода;

Область окна рабочей книги.

Приложение 1. Слайд 3

Рассмотрим основные элементы электронных таблиц по подробней.

Ячейка – элементарный объект электронной таблицы, расположенный на пересечении столбца и строки.

Строка – все ячейки, расположенные на одном горизонтальном уровне.

Столбец – все ячейки, расположенные в одном вертикальном ряду таблицы.

Диапазон ячеек – группа смежных ячеек, которая может состоять из одной ячейки, строки (или ее части), столбца (или его части), а также из совокупности ячеек, охватывающих прямоугольную область таблицы.

Приложение 1. Слайд 4

Основные элементы электронных таблиц имеют имена.

Строка: заголовки строк представлены в виде целых чисел, начиная с 1.

Столбец: заголовки столбцов задаются буквами латинского алфавита сначала от A до Z , затем от АА до AZ , от ВА до ВZ и т.д.

Ячейка: адрес ячейки определяется ее местоположением в таблице, и образуется из заголовков столбца и строки, на пересечении которых она находится. Сначала записывается заголовок столбца, а затем номер строки. Например: А3, D 6, АВ46 и т.д.

Диапазон ячеек: задается указанием адресов первой и последней его ячеек, разделенных двоеточием. Например: адрес диапазона, образованного частью строки 3 – X 3: Z 3 ; адрес диапазона, имеющего вид прямоугольника с начальной ячейкой
F 5 и конечной ячейкой G 8 – H 5: L 8 .

Приложение 1. Слайд 5

3. Редактирование данных таблицы, создание и копирование формул

Кроме имени основным элементам электронных таблиц присуще такое свойство как тип данных.

Приложение 1. Слайды 6-9

Создание формул

Начнем рассмотрение данного вопроса с построения простейшей числовой таблицы и сформулируем задание.

Задача. Пусть необходимо подсчитать итоги строк и итоги столбцов в таблице

Таблица 2

Итог

Итог

Итоги строк подсчитаем вручную. Для этого в строку Е3 введем следующую формулу =B 3+C 3+D 3 клавиша Enter . Затем растянем формулу по столбцам. Итоги по столбцам рассчитает с помощью формулы. Нажимает клавишу f (x ), выбираем формул СУММ, и в соответствующем окне выбираем диапазон данных (В3:В5) и аналогичным образом растягиваем формулу по строке.

Указывая адрес ячейки в формуле, мы даем компьютеру ссылку на ячейку, которую нужно прибавить, умножить и т.д. Автоматически при написании формулы используются относительные ссылки.

4 Абсолютные и относительные ссылки

Приложение 1. Слайд 11

Но, иногда нужно, чтобы ссылки в ячейках оставались неизменными, т.е. адрес ячейки не менялся. Тогда приходится использовать абсолютные ссылки. Абсолютная ссылка – не изменяющаяся при копировании формулы ссылка.

Абсолютная ссылка записывается в формуле в том случае, если при ее копировании не должны изменяться обе части: буква столбца и номер строки. Это указывается с помощью символа $, который ставится и перед буквой столбца и перед номером строки.

Приложение 1. Слайд 13

Смешанная ссылка используется, когда при копировании формулы может изменяться только какая-то одна часть ссылки – либо буква столбца, либо номер строки. При этом символ $ ставится перед той частью ссылки, которая должна остаться неизменной.

Приложение 1. Слайд 15

5 Построение диаграмм и графиков

Диаграммы используются для представления рядов числовых данных в графическом формате, который упрощает понимание большого объема информации и отношений между различными рядами данных.

Чтобы создать диаграмму в Excel, сначала введите числовые данные на лист. Затем можно построить на их основе диаграмму, выбрав нужный тип диаграммы на вкладке Вставить в группе Диаграммы .

Приложение 2. Слайд 1-12

4 Физкультминутка (5 мин)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую и статическую нагрузки на отдельные органы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультминутки для снятия локального утомления .

Проведение физкультминутки общего назначения.

Приложение 3

Проведение комплекса упражнений гимнастики для глаз.

Приложение 4

Знакомство с заданием на практическую работу (5 мин)

Инструкция обучающимся для выполнения практической работы.

(приложение 5)

Закрепление изученного материала при выполнении практической работы (20 мин)

После выполнения практической работы, каждый обучающийся должен предоставить готовый продукт (приложение 6) на мониторе своего рабочего компьютера.

Проверка усвоения материала в ходе тестирования (10 мин)

Выдача тестового задания (приложение 7). Внимательно ознакомьтесь с вопросами тестового задания. В каждом из десяти вопросов выберите один правильный ответ.

Критерии оценки:

Оценка «2» выставляется за один - четыре правильных ответа.

Оценка «3» выставляется за пять - шесть правильных ответов.

Оценка «4» выставляется за семь - восемь правильных ответов.

Оценка «5» выставляется за девять - десять правильных ответов.

Выдача домашнего задания (5 мин)

Выучить материал лекции. Составить кроссворд по понятиям табличного процессора в программе MS Excel .

Подведение итогов занятия (5 мин)

Обобщающий момент – формулируются выводы по достижению целей занятия. Выставляются оценки.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«БУТУРЛИНОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

по предмету: «Информатика и ИКТ»

на тему: «Информационные технологии»

(итоговое занятие по разделу)

Разработали: Вечеркина А.И., Авилкина Т.П.

Бутурлиновка, 2013

11 класс

II четверть

Информатика и ИКТ.

Тема: «Информационные технологии»

Цели:

    образовательная: углубление теоретической и научно-практической подготовки учащихся в сфере Информационных технологий; привлечение учащихся к ведению научных и практических исследовании;

    развивающая: развивать навыки публичного выступления, умение работать в команде; создание условий для реализации творческих способностей учащихся и стимулирование научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

    воспитательная: воспитывать информационную культуру, целеустремлённость, ответственность за порученное дело, уважительное отношения друг к другу.

Оборудование:

    Мультимедийный проектор, проекционный экран, колонки;

    Презентации, подготовленные участниками конференции.

Раздаточный материал:

    Раздаточный бланк для определения победителя в номинации «Приз зрительских симпатий» (Приложение 1)

    Экспертный лист оценки качества докладов участников конференции «Информационные технологии» (Приложение 2)

    ПРОТОКОЛ заседания жюри конференция «Информационные технологии» (Приложение 3)

Тип урока: урок-конференция, итоговое занятие по разделу «Информационные технологии».

Участники конференции : учащиеся 11 класса, учителя, гости (учащиеся 10 класса).

Примечание:

Учащимся в начале изучения раздела «Информационные технологии» раздаются темы исследовательских работ:

    «Люди, повлиявшие на развитие мира IT»

    «Интернет-зависимость»

    «Способы заработка в Интернете»

    «Достижения в области робототехники»

    «Достижения в области Искусственного Интеллекта»

    «Облачные технологии»

    «Спам и защита от него»

    «Обзор компьютерных игр и их вредоносное влияние на здоровье школьника»

Ход конференции:

Ведущая:

О! Сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух!

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – просвещенья друг!

Ведущий:

Дорогие гости и участники! Мы рады Вас приветствовать на научно-исследовательской конференции, которая является итоговым мероприятием в изучении раздела «Информационные технологии». Мир науки – это мир, который позволяет нам узнавать тот мир, в котором мы существуем. Делать открытия для себя и других! Каждое знание, полученное или добытое человеком продвигает его вперёд и открывает перспективу для получения нового, так человек познаёт всё… в том числе и себя.

Ведущая:

По воле рока так случилось,

И мы спешим заверит Вас –

Что конференцию удачно

Мы открываем в этот час!

И на судьбу не стоит дуться

И скажем это, на тая,

Что звёзды и у нас найдутся –

Их зажигаем мы, друзья!

В делах учёбы нам порою –

Так ясно истина видна

Ведь мы сегодня открываем

Как звёзды, чьи-то имена!

Пусть каждый все дела отложит,

Вас ждёт успех, смотри бодрей!

Пусть конференция поможет

Вам стать мудрее и взрослей!

Ведущий:

Сегодня мы подводим итоги научно-исследовательской деятельности учащихся 11 класса по предмету "Информатика и ИКТ", результатом которой являются интереснейшие доклады, и в ближайшее время вы станете их свидетелями.

Ну что ж, пора бы нам познакомиться с участниками нашей научно-исследовательской конференции. Вашему вниманию будут представлены следующие научно-исследовательские работы:

(слайд со списком участников и темами их работ)

Ведущая:

Ну а оценивать работы участников конференции будут наши эксперты:

(представление жюри)

Ведущий:

Зрители тоже могут принять участие, задавая вопросы выступающим. Ведь именно вы, уважаемые зрители, в конце встречи определите, кто станет лучшим докладчиком нашей конференции и получит приз «Зрительских симпатий».

Ведущая: А начать выступления участников конференции, мы хотели бы с рассказа о тех людях, которые внесли огромный в клад в развитие мира IT. И для этого мы приглашаем первых докладчиков имена докладчиков .


на тему «Люди, повлиявшие на развитие мира IT»)

Ведущий:

Имя ведущей , вот скажи мне, сколько часов в день ты проводишь в Интернете?

Ведущая:

Ну, где-то часов пять.

Ведущий:

Так и знал, у тебя Интернет-зависимость!

Ведущая:

Это я зависима?
Не болтайте глупости!
Я хоть раз из Интернета выйти не смогла?
Пропадаю сутками
С мышкой на компьютере?
О, не лезьте в душу мне, это лишь мечта…

Что глаза? Ну, красные,
Узкие, уставшие,
Так ведь возраст виноват, а не Интернет…
Просьбы игнорирую?
Надо будет, выполню!
Только дело важное предъявите мне.

Если что? Не может быть…
Связь нарушит кто-нибудь?
Ну, наверно, два часа как-то проживу…
Только гада этого,
Если где-то встречу я,
То его по косточкам точно разберу!

Что такое Интернет-зависимость и кому уже действительно пора бить тревогу, нам расскажут имена докладчиков .

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Интернет-зависимость»)

Ведущий:

Я считаю, что если уж сидеть в Интернете сутки на пролёт, то с пользой, например, деньги зарабатывать.

Ведущая:

А разве это возможно?

Ведущий:

Конечно! Существует множество способов, о которых нам сейчас расскажут имена докладчиков .

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Способы заработка в Интернете»)

Ведущий:

Жизненные ценности все изменились
Теперь машина – творенья венец
Своей цели наконец-то добились
Создали роботов без души и сердец
Роботы в миг просчитали
Слабые места у людей
И без промедления напали…
Искусственный интеллект!

Здесь свой Бог, свои законы
Человек не пройдет!
Они плодят себе подобных
Царствие машин грядет.
Что же будет с нами дальше?!
Вне закона человек!
Людской век уже пропащий
Грядет машинный век!

Ведущая:

Знаешь, имя ведущего , по-моему мнению, это только в фильме «Терминатор» роботы созданы, чтобы захватить человечество, а в реальности всё совсем не так. Есть масса тому примеров и именно об этом нам расскажут имена докладчиков .

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Достижения в области робототехники»)

Ведущий:

А если искусственный интеллект со временем научится мыслить лучше людей? Люди же и научат его. Зачем ему нужны будут тогда глупые человечки?

Пока машина стоит по лестнице иерархии развития ниже человека, последний решает, нужен ли ему будет компьютер. Но как только человек сделает искусственный интеллект умнее себя, - всё! Решать будет он – разбить нас или же разобрать, сейчас или позже, ну, и все остальное…

А ведь этого – не избежать. Вот в чем ужас!

Поэтому, единственный выход – развивать собственные человеческие возможности, может быть, даже создавать искусственный интеллект на базе человека, а не компьютера. Т.е. с врагом – слиться…

А тем, кто этого не желают, придется однажды подчиниться компьютеру. Или разбить свой компьютер, если успеют. Чтобы не опоздать, лучше это сделать заранее, прямо сейчас.

Ведущая:

Т.е. ты предлагаешь на этом закончить нашу конференцию? Бежать домой сломя голову, чтобы разобрать компьютер, чтобы тот не захватил весь мир? Но зачем же так всё омрачать? Ведь искусственный интеллект создан служить во благо человечества и это нам докажут имена докладчиков .

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Достижения в области Искусственного Интеллекта»)

Ведущий:

Имя ведущей , что с тобой, ты будто в облаках летаешь?

Ведущая:

Да нет, это я с мыслями собираюсь, ведь сейчас моя очередь представлять свою исследовательскую работу.

Ведущий:

А ну тогда всё понятно! Имя докладчицы с исследовательской работой на тему «Облачные технологии».

(выступление докладчика с исследовательской работой
на тему «Облачные технологии»)

Ведущая:

Можно смайликом удачным

Очень многое сказать!

Он бывает очень смачным,

Так что слов не подобрать!

Метким смайлом можно снова

Настроение поднять,

И, не вымолвив не слова,

Про себя всё рассказать!

Удивиться, улыбнуться,

С добрым утром пожелать,

Или предложить играть.

Смайлик дарит нам подарок,

Море радости, цветов.

Он бывает очень ярок,

С ним не нужно лишних слов!

С ним легко в любви признаться

Или что-то предложить,

И при том не растеряться,

Все стесненья отложить!

Какой молодец всё-таки Харви Болл, который еще в 1963 году придумал первый смайлик! Но об этом нам уже более подробно расскажет имя докладчика .

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Язык сети Интернет (смайлы)»)

Ведущий:

Ведущая:

В основном ВКонтакте и Одноклассники.

Ведущий:

А следующие наши участницы, имена докладчиков провели исследование на данную тему и теперь знают практически всё об этих сервисах.

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Социальные сети и их роль в жизни учащихся 10-11 классов»)

Ведущий:

У меня зазвонил телефон:

«Посетите массажный салон!»

А потом позвонил ICQ:

«Проверьте своё IQ!»

А потом позвонила Мозилла,

И со слезами просила:

«Мой милый, хороший,

Купите галоши,

Покуда не стали дороже!»

А потом позвонил ОгнеЛис,

Ничего не сказал, завис.

А потом позвонил Outlook,

Тоже выдал какой-то глюк.

А потом позвонил IE,

Попросил 50 y.e.

Я три ночи не спал, я устал!

Меня этот спам достал!

Ох, нелёгкая это работа-

В Интернете отлавливать бота!

Ведущая:

«Спам и борьба с ним», имена докладчиков .

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Спам и борьба с ним»)

Ведущий:

У меня приятель Юрка
Очень любит поиграть
От компьютерных баталий
Просто так не оторвать

Он герой полей сражений,
Трижды ветеран подряд
Сто побед без поражений
Всех военных передряг

Он прославленный спортсмен,
Виртуоз мяча и клюшки
И любой его удар,
Словно выстрел из Царь-пушки

Юрка сильный эрудит
На любой вопрос ответит
Голова уже болит
А вот он подвох заметит

И подраться он любитель
Без ущерба для себя
Лупит нечисть как креститель
И пугает всех и вся

Ведущая:

Он бы в школе вот так
Приложил свои умения
Виртуальный наш мостак
Стал бы гений без сомнения.

Но на столько ли полезны компьютерные игры? На этот вопрос нам ответят имена докладчиков .

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Обзор компьютерных игр и их вредоносное влияние на здоровье школьника»)

Ведущая:

Ну что же… вот и подошёл к своему логическому завершению наш праздник науки. Подведём итоги. И мы просим жюри оценить каждого участника и выявить победителей нашей сегодняшней конференции.

(жюри подводит итоги)

Ведущий:

Пока жюри совещается и определяет номинации для победителей, мы с вами выберем лучшего докладчика.

(зрителям раздаются бланки с именами участников и темами их исследовательских работ)

Ведущая:

Вам раздали бланки с именами участников и темами их работ. Поставьте звёздочку напротив понравившегося вам доклада.

Ведущий:

Участники, набравшие больше всего звёздочек, получат приз зрительских симпатий.

Ведущая:

Все участники нашей конференции молодцы, все старались и у них всё получилось или же, если они вначале пути, то обязательно получится. Ибо преодолеет тяжёлую дорогу всяк по ней идущий и не сворачивающий с пути своего.

Ведущий:

Для церемонии награждения приглашается....

(объявление имён победителей и вручение почётных грамот)

Ведущий:

Конференция подошла к концу. Определены победители и номинанты. Но мы с вами не прощаемся и надеемся, что данное мероприятие станет традицией и на следующий год в нём примут участие наши сегодняшние гости - учащиеся 10 класса, который на тот момент уже будут 11-м классом.

Ведущая и ведущий: До новых встреч!!!

Приложение 1

Раздаточный бланк для определения победителя
в номинации «Приз зрительских симпатий»

ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ

Приложение 2

Экспертный лист
оценки качества докладов участников конференции «Информационные технологии»

Ф.И.О. эксперта _____________________________________________

(0 – невыраженный признак 0,5 – средне выраженный признак 1 – ярко выраженный признак)

Подпись: ______________

Приложение 3

ПРОТОКОЛ

заседания жюри

Конференция «Информационные технологии»

Присутствовали:

Председатель жюри

Члены жюри:

Решили: по итогам проведения научно-исследовательской конференции по предмету «Информатика и ИКТ» на тему «Информационные технологии» представить к награждению следующих участников:

Место

Замечания и предложения _________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Председатель жюри:

Члены жюри:

Цели урока:

  1. Показать возможности применения знаний, полученных при изучении темы в профессиональных сферах нашей жизни;
  2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
  3. Обобщение знаний, а также практических умений и навыков учащихся при работе с изученными ими информационными технологиями (использование в работе электронных таблиц, текстового редактора, презентаций).
  4. Повышение интереса к изучению предмета.
  5. Обобщить и проанализировать возможности использования ИКТ при решении творческих задач

Тип урока: обобщающий, закрепление и применение полученных знаний на практике

Используемая технология: деловая игра

Формы учебной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, групповая

Задачи для ученика:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие уверенности в собственных силах;
  • практическое применение ИТ при решении творческих задач;
  • развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, сравнение).

Задачи для учителя:

  • отметить уровень усвоения материала;
  • провести анализ целесообразности использования программ при решении творческой задачи;
  • отследить рост знаний ученика в процессе обучения.

Задачи урока:

  • Воспитательная – воспитание информационной культуры, толерантности, умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения
  • Учебная – сформировать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, самореализации, самоопределения.
  • Развивающая – развитие логического мышления, познавательного интереса

Оборудование:

  • 7 компьютеров, мультимедийный проектор
  • Кабинет оформлен в виде небольшого офиса, ученические парты составлены двумя группами;
  • визитки для каждого учащегося с указанием его должности согласно деловой игре: директор, начальник отдела рекламы, отдела кадров, бухгалтерии, сотрудник;
  • таблички: “Директор”, “Отдел рекламы”, “Бухгалтерия”, “Отдел кадров” (приложение 1 ).

Постановка целей урока (в форме эвристической беседы, итогом которой будет вывод – “Владение информационными технологиями – необходимое условие для успешности человека в современном мире” )

  1. Мы с вами изучили тему “Информационные технологии”, научились создавать рисунки, текстовые документы, базы данных и презентации, работать с электронными таблицами. Где мы можем использовать эти знания?
  2. Как вы думаете: есть ли такая профессия, в которой не используется компьютер?
  3. Кто сегодня не может обойтись без компьютера?

1 этап. Организационный момент.

Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры. Давайте представим такую ситуацию: вы окончили школу, получили высшее образование и решили объединиться и создать свою фирму. Определите, чем будет заниматься ваша фирма (учащиеся называют направление деятельности фирмы – например, продажа сотовых телефонов). Пожалуйста, разбейтесь на две группы. Вы будете конкурирующими фирмами, работающими в одном направлении. Придумайте название своей фирме. В каждой фирме будет три отдела: отдел кадров, отдел рекламы, бухгалтерия. Посмотрите внимательно на задания для отделов (ученики читают задания, выведенные на экран), выберите задание для себя и соответственно выбранному заданию распределите роли: выберите директора, начальников отделов, сотрудников отделов.

Обязанности:

Директор – осуществляет руководство работой всех отделов, несет ответственность за выполнение, содержание и оформления работ, в случае необходимости оказывает помощь в работе отделов.

Начальники отделов – распределяют обязанности среди сотрудников своего отдела, следят за работой своих сотрудников, оказывают необходимую помощь при работе, сдают выполненную работу директору фирмы.

Сотрудники – получают у начальника отдела задание, обсуждают ход выполнения работы, следуют всем инструкциям по выполнению работы, согласуют между собой этапы выполнения работы.

На каждый отдел предусмотрен 1 компьютер

2 этап. Индивидуальная, парная, групповая работа.(20 минут)

Задания (при объявлении заданий не указывается с помощью какой программы будут выполняться задания, учащийся с выбором программы определяется сам):

Замечания к выполнению: при затруднениях в ходе выполнения задания можно использовать инструкции (приложение 2) . Использование инструкции снижает групповую и индивидуальную оценку на 1 – 2 балла.

Бухгалтерия: создать штатное расписание своей фирмы с условиями: фонд заработной платы 100000 рублей, начальник отдела получает в 2 раза больше простого сотрудника, директор на 5000 больше начальника отдела. В штате 1 директор, 3 начальника отдела, 3 сотрудника

Отдел кадров: создать базу данных сотрудников фирмы (обязательное поле – оклад сотрудника, который просчитает бухгалтерия).

Все выполненные задания сбрасываются на носитель. Ученики возвращаются за парты.

3 этап. Отдых

Необходимые материалы: слайд с природой, спокойная музыка

4 этап. Защита работ, межгрупповая дискуссия

Для оценки деятельности каждой фирмы выбирается “третейский суд”: 1 член аттестационной комиссии, по 1 представителю от фирмы. В ходе выступления групп, защиты своих результатов, эксперты заполняют оценочные таблицы, на основании которых в конце урока выставляются оценки каждому ученику; выявляют степень активности ребят в группах, оценивают уровень знаний, умений, показанных учащимися в работе (оценочная таблица – приложение 3 ).

5 этап. Этап анализа и обобщения Подведение итогов.

Рефлексия:

  • На сколько правильно выбрал программу?
  • На сколько правильно поставил себе цель?
  • На сколько смог ее реализовать?
  • Могу ли я сделать лучше?





Технология материального производства – процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология материального производства изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта


Технология материального производства Материальные ресурсы Материальны й продукт Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы Инструментарий технологии материального производства: станки, инструменты, оборудование и т.д.







Информационная технология– процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению каких-либо действий. Информационная технология?


Информационная технология Данные Информационный продукт Инструментарий информационной технологии: один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.






Компоненты технологий для производства продуктов Технология материального производства Информационная технология Подготовка сырья и материалов Сбор данных или первичной информации Производство материального продукта Обработка данных и получение результатной информации Сбыт произведенных продуктов потребителям Передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решения


Основное техническое средство современной информационной технологии - ПК (персональный компьютер) – сильно повлиял на качество результатной информации. 3 основных принципа новой (компьютерной) технологии: 1.Диалоговый режим работы с компьютером; 2.Интегрированность (взаимосвязь) программных продуктов; 3.Гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.


В инструментарий ИТ входят такие компьютерные программы как текстовые редакторы, настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, графические редакторы и пр. К инструментарию ИТ, исходя из определения ИТ, можно отнести и различные контролирующие программы и тестовые оболочки, т.к. в результате переработки первичной информации (ответов учеников на поставленные вопросы) получается информация нового качества (оценка), на основе анализа которой учителем принимается управленческое решение. В настоящее время существует и используется множество различных тестовых оболочек как закрытого, так и открытого типа.


Предлагаемая вниманию тестовая оболочка Utes 2 (автор – заместитель директора БСШ 27 по информатизации Дунаев А.В.) имеет следующие отличительные характеристики: 1.Является тестовой оболочкой открытого типа, т.е. позволяет вводить тестовый материал по любой теме любого предмета. 2.Количество вопросов в тесте неограниченно. 3.Количество вариантов ответа в вопросе практически неограниченно. 4.Количество правильных ответов может быть различным. 5.Возможен случайный порядок вопросов и случайный порядок вариантов ответов, т.е. перемешивание вопросов и вариантов ответов. 6. Возможно просматривать правильные ответы на вопросы после сдачи работы, (причем, имеет различные режимы просмотра), т.е. носит и обучающий характер. 7. Возможны ограничения по времени конкретного теста и др.


Электронную версию конспекта по данной теме можно найти в Internet по адресу: Подробнее ознакомиться с описанием тестовой оболочки Utes можно в статье Дунаева А.В. «Описание тестовой оболочки Utes», Материалы 3-й Международной научно-практической Интернет- конференции», выпуск 2, Москва, 2006 год.

Тема урока . Информационные технологии и эволюция их развития

Тип урока : изучение нового материала.

Цель урока : дать понятия технология, информационная технология, информационная революция; изучить средства, виды, этапы развития информационных технологий.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

    Дайте определение понятия информация.

    Какие процессы называются информационными?

    Назовите основные этапы развития ЭВМ.

    Новая тема.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Термин « информационные технологии » связан с двумя понятиями: информация и технология. С понятием «информация» вы познакомились в первой главе. «Технология» означает последовательность действий с целью переработки чего-либо. Технологический процесс осуществляется различными средствами и методами.

Рассматривая в совокупности понятия технологии и информации, можно сказать, что информационные технологии - это последовательность действий, применяемых для сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации с использованием средств вычислительной техники.

Целью информационных технологий является производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Технические средства - персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей.

Информационные средства – совокуп-ность данных, предста-вленных в определенной форме для компьютер-ной обработки

Программные средства осуществляют функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.

Развитие вычислительной техники не стоит на месте. Становясь более мощными, компьютеры оснащаются встроенными коммуникационными возможностями, скоростными модемами, большими объемами памяти, сканерами, устройствами распознавания голоса и рукописного текста.

В качестве инструментария информационных технологий используются распространенные виды программных продуктов. К ним, например, относятся текстовые редакторы, электронные таблицы, графические редакторы.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Типы обрабатывае-мых данных

Текстовые

Графические

Числовые

Мультимедийные

Методы и средства обработки данных

Глобальные

Базовые

Конкретные

Применение в конкретных областях деятельности

Предметные приложения

Прикладные приложения

Глобальная информационная технология включает методы и средства, позволяющие использовать информационные ресурсы общества.

Базовая информационная технология предназначена для определенной области применения (производство, научные исследования, обучение и т. д.).

Конкретная информационная технология осуществляет обработку данных при решении повседневных задач пользователей (например, задачи подготовки документов, обмена сообщениями, учета выпускаемой продукции, анализа результатов своей деятельности и др.).

По типу обрабатываемых данных различают информационные технологии обработки текстовых, числовых, графических и мультимедийных данных.

Текстовые данные обрабатываются текстовыми редакторами.

Числовые данные - электронными таблицами.

Графические данные - графическими редакторами.

Все типы данных, включая объекты реального времени - звук и видео, обрабатываются мультимедийными технологиями.

По применению в конкретных областях деятельности информационные технологии делятся на предметные и прикладные приложения.

Предметные приложения представляют собой типовые программы, предназначенные для решения разнообразных конкретных задач в различных сферах профессиональной деятельности. Их назначение - автоматизация рутинной работы. Например, для работников производственных предприятий - это программы бухгалтерского учета, управления складом, ассортиментом выпускаемой продукции, закупки сырья; для работников аэропорта – система бронирования и продажи билетов и др.

Прикладные приложения имеют общий, универсальный характер. Они применимы практически во всех сферах человеческой деятельности. Например, текстовые, табличные процессоры, электронная почта, Интернет.

ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассмотрим наиболее важные исторические вехи становления информационных технологий. При этом необходимо иметь в виду, что данное нами определение информационных технологий - это современное определение, появившееся в связи с использованием в обработке информации средств вычислительной техники. К информационным технологиям также относятся и создание письменности, изобретение книгопечатания, телефона, телеграфа, радио, телевидения.

Информационные революции

За всю историю человечества произошли четыре информационные революции. Информационная революция - это преобразование в общественной жизни, вызванное кардинальными изменениями в сфере обработки информации . Всякий раз в таких случаях человеческое общество поднималось на качественно новую ступень своего развития.

Первая информационная революция связана с возникновением письменности. Появилась возможность передавать знания новому поколению. Изобретение алфавитов, папируса, пергамента привело к созданию античных библиотек - хранилищ знаний. Это был огромный скачок в развитии человека. Начался усиленный поиск Технических носителей информации, надежных способов хранения и передачи знаний, поиск наилучших способов передачи информации потомкам.

В середине XVI века происходит новая информационная революция, связанная с появлением книгопечатания, с изобретением печатного станка . Это радикально изменило человека, его уровень мышления, культуру и всю деятельность.

С появлением бумаги, книгопечатания модернизировались лишь процессы хранения информации, а самими процессами обработки информации по-прежнему управлял человек.

Третья информационная революция происходит в конце XIX века. В это время было открыто электричество. Это Открытие привело к появлению таких средств приема и передачи данных, как телеграф, телефон, радио. Все эти изобретения значительно повлияли на скорость передачи информации, позволили оперативно передавать и накапливать данные в неограниченном объеме практически в любой точке земли и, что самое главное, оперативно их использовать.

Четвертая информационная революция началась в 70-е годы XX века. В этот период появляются персональный компьютер, компьютерные сети, спутниковые системы передачи данных, информационные телекоммуникации. Происходит переход от механических и электрических средств передачи данных к электронным. Осуществляется миниатюризация всех устройств, приборов и узлов вычислительной техники. Одновременно создаются программно-управляемые устройства (роботы, беспилотные летательные аппараты и т. д.). Развивается информационная индустрия, связанная с производством новейших технических средств, информационных технологий и телекоммуникаций (смартфонов, планшетных компьютеров, искусственного зрения, технологий речевого ввода и вывода информации в компьютер и др.). Формируется научная дисциплина информатика. Все это привело к небывалому росту потребности в знаниях, к созданию новых средств и способов удовлетворения этой потребности, к становлению и развитию современного информационного общества.

Этапы развития информационных технологий

В развитии технологии обработки информации можно выделить ряд этапов. Каждый этап характеризуется определенным признаком.

Первый этап продлился до второй половины XIX века и подразумевает, главным образом, технологии, использующие инструментарий: перо, бумагу и передачу информации с помощью почты, посыльного. Основное назначение информационных технологий на этом этапе - зафиксировать информацию на бумажном носителе.

Второй этап (с конца XIX по 40-е годы XX века) характеризуется использованием инструментария в виде пишущих машинок, телефона, фонографа, более современных (механических) способов доставки почты. Технологии обеспечивают более быстрые и удобные способы представления информации.

Третий этап (с конца 40-х до 80-х годов XX века) - начало развития информационных технологий обработки информации. Его инструментарий составляют большие ЭВМ, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, магнитофоны . Появляются автоматизированные системы управления, базовые и специальные программно-технические комплексы для обработки информации в различных областях человеческой деятельности, автоматизированные рабочие места. Технологии начинают ориентироваться на формирование содержания информации путем разнообразия видов представления информации .

Четвертый этап (с 1980-х годов по настоящий день) определяется как «информационный». Широко применяются персональные компьютеры и разнообразное программное обеспечение к ним, факсимильная связь, электронная почта, компьютерные сети и Интернет. Осуществляется интерактивный режим взаимодействия пользователей с компьютером и между собой. Создаются базы знаний, экспертные системы. На данном этапе формируются интеллектуальные устройства, системы и комплексы, готовые не только предлагать варианты решений, но и активно решать теоретические и практические задачи в автоматическом режиме.

Компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные процессы - средством поддержки принятия его решений.

Эволюция всех поколений ЭВМ происходит с постоянным темпом - по 10 лет на поколение. Каждая смена поколений средств информационных технологий требует переобучения специалистов и пользователей, смены оборудования и создания более массовой вычислительной техники.

Информационные технологии как передовая область науки и техники определяют ритм технического развития всего общества.

    Рефлексия.

1. Что означает слово «технология»?

2. Дайте определение информационных технологий.

3. Какие виды информационных технологий вы знаете?

4. Приведите примеры различных видов классификации информационных технологий.

    Домашнее задание. 1) §21, конспект выучить.

2) составить тест или кроссворд по данной теме.