Организация исследовательской деятельности учащихся как средство обучения. Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся

Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у учеников, невостребованности их творческих способностей. Отсюда – нежелание детей учиться.

Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями. Даёт ли такую возможность своим ученикам и педагогам современная школа? Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. (СЛАЙД 2, Приложение 1). В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. (СЛАЙД 3).

Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. (СЛАЙД 4). Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна уже с момента рождения малыша. Самый естественный образ действий грудного ребёнка (как и далее) – это исследование (окружающей обстановки, звуков, предметов, возможностей своего тела, голоса, эмоциональных проявлений…). Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в “путешествие за знаниями”. В предшкольный период почти все здоровые дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат (примером могут служить их бесконечные “как?”, “зачем?” и “почему?”). Умные родители не отталкивают детей (“отстань”, “не знаю!”, “как ты надоел со своими вопросами!”, “когда ты только помолчишь!”), но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая, как это нужно делать. (СЛАЙД 5). Это и есть начало формирования личности исследователя. Приходя в школу, сталкиваясь с определенной умственной нагрузкой, непривычные к интеллектуальному труду ученики (или ученики с повышенной утомляемостью), быстро устают “думать” и начинают “экранировать” “лишние” знания, оставляя только необходимый минимум для себя (закон энергосбережения). Так формируются здоровые “середнячки”, которые не хотят знать больше того, о чем могут спросить завтра на уроке. Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает, они либо находят себе эту нагрузку дома (при помощи родителей), либо в кружках, либо начинают “тосковать”, постепенно теряют интерес к учёбе и переходят в разряд “шалунов” (им скучно на уроке, когда все задания выполнены), они отвлекают учителя и учеников, получают записи в дневник о плохом поведении и постепенно могут перейти в разряд даже не “хорошистов”, а “способных, но ленивых, троечников”. (СЛАЙД 6). Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала “тоски” по интеллектуальной загрузке. (СЛАЙД 7).

Поэтому с первого класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться? (СЛАЙД 8).

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной;
изобретательской;
теоретической. (СЛАЙД 9).

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе, или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно, темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

При организации исследования предлагаю учащимся следующий план работы:

Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Что я хочу исследовать?

Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?

Задачи исследования.

Дата и место проведения моего исследования.

Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.

Использованная литература.

Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее определение: научная (научно-исследовательская) деятельность это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний .

В общем случае под научным исследованием обычно понимается деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект, которые и задают область исследования.

Объектом научного исследования выступает материальная или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой системы, закономерности взаимодействия и развития ее элементов и т.п.

Научное исследование отличается целенаправленностью, поэтому каждый исследователь должен четко сформулировать цель своего исследования. Целью научного исследования является проектируемый результат исследовательской работы. Это может быть всестороннее изучение какого-либо процесса или явления, связей и отношений с использованием разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают

    научные исследования бюджетные,

    хоздоговорные

    и нефинансируемые.

Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

В нормативных актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на

    фундаментальные,

    прикладные.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.

Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских экономических тенденциях.

Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы о методике оценки инвестиционных проектов в зависимости от их видов или работы, связанные с маркетинговыми исследованиями.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

По срокам выполнения научные исследования можно разделить на

    долгосрочные,

    краткосрочные

    и экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

В теории познания выделяют два уровня исследования : теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.

Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.

Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами: 1) они возникли на базе определенной теории, концепции; 2) это трудные, нестандартные задачи; 3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия; 4) пути решения проблемы не известны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с существующим научным знанием;

4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий.

Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;

5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-следственных зависимостях.

Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и законномерностях развития объекта исследования.

Теория – это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности. Она обладает следующими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности.

2. Теория – это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д.

Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, экономические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:

1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.);

2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;

3) логику теории – совокупность определенных правил и способов доказывания;

4) философские установки и социальные ценности;

5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории.

Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.

Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.

Категория – общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правонарушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность.

Научный термин – это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.

Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат .

Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Принцип – это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.

Аксиома – это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Закон – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия – всеобщие, общие и частные.

Закономерность – это: 1) совокупность действия многих законов; 2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности движения преступности в мировом масштабе: 1) ее абсолютный и относительный рост; 2) отставание социального контроля над нею.

Положение – научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права

состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Идея – это: 1) новое интуитивное объяснение события или явления;

2) определяющее стержневое положение в теории.

Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов.

Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что: 1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы; 2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее; 3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений; 4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).

Понятие «факт » употребляется в нескольких значениях: 1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания); 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина); 3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фактов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной категории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить типичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний.

Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.

«Организация исследовательской деятельности учащихся»

Гибадуллина Л.Г. - методист I категории

МБОУ ДО «ЦТР «Салют» Городского округа

город Уфа Республики Башкортостан

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Образовательные учреждения должны готовить детей к жизни. Также большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Поэтому развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современного образования. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня, имея огромный поток научной информации, педагог должен обеспечить усвоение знаний и научить основным методам их добывания, а также приемам исследования. Развитие навыков и умений исследовательской работы переводит учащихся на продуктивный и творческий уровень самостоятельности. Использование поисковой деятельности оказывает воздействие на развитие познавательной активности детей, их мышления и развивает речь.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает учащийся, тем быстрее и полноценнее он развивается. То есть крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Очень часто мы говорим ребенку: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!». Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность – это творчество. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательская деятельность – это совместная работа взрослого и ребёнка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, то есть в процессе познания окружающего мира.

Значение исследовательской деятельности для детей:

– обогащается память учащегося, активизируются его мыслительные процессы;

– развивается речь;

– формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

– развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

Этапы исследовательской работы.

Исследовательская деятельность состоит из нескольких этапов. Основными этапами исследовательской работы являются:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты работы перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Рассмотрим подробно этапы исследовательской деятельности.

1 этап – Актуализация проблемы.

На этом этапе важно, чтобы учащийся понял значимость своего исследования, возможность его использования. Приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации. Выбор направления исследования – наиболее сложный этап. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершенность будущей работы.

2 этап – Определение сферы исследования.

Для того, чтобы выполнить работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию, получить как можно больше новых сведений о том, кто (что) является предметом их исследования, и подготовить сообщение или доклад. Как это можно сделать?

Для детей это дело новое. Надо рассказать им о том, что существует много способов добычи информации. Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы педагог подвёл детей к тому, чтобы они начали называть их сами. Начнём с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?». Эти вопросы адресуются всем детям.

3этап – Выбор темы исследования.

Какими могут быть темы детских исследований?

Всё бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевлённые предметы.

Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей. Это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др. Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определённой группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов и др. обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда.

Из всех тем исследовательских работ теоретические – самые сложные. Если теоретические исследования – удел преимущественно одарённых детей, то все дети с большой охотой проводят эмпирические исследования, и многим интересно фантазировать и изобретать что-то необычное.

Выбирая тему, надо фиксировать внимание детей на то, что если мы имеем возможность, то надо выбирать что-то особенно привлекательное, красивое и интересное. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Например, мы можем взять тему «Поведение тигра» или «Разработка космического корабля», но эти темы не доступны для нас и не позволяют нам использовать метод наблюдения и не дадут провести собственные эксперименты. Поэтому лучше ориентировать детей на такие темы, которые можно было бы исследовать максимально широко.

4этап - Выработка гипотезы.

В исследовании важно выдвинуть одну или несколько гипотез. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

5 этап – Выявление и систематизация подходов к решению.

На этом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее – сделать так, чтобы они сами высказали то, что требуется в данной ситуации – подумать самостоятельно.

Надо понимать, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем больше методов, а значит, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Те методы, которые окажутся неназванными детьми, следует подсказать педагогу.

Метод – «Узнать из книг». Педагог должен подобрать заранее подходящую литературу. Нужно учитывать, что в настоящее время издаётся большое количество детских справочников и энциклопедий. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник.

Основной метод исследовательской работы – наблюдение. Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом.

Опыт показывает, что дети часто называют методы: «Наблюдение», «Эксперимент», «Прочитать в книге», «Посмотреть в компьютере» и даже «Задать вопросы специалисту», но забывают о том, что «надо подумать самостоятельно».

6 этап – Определить последовательность проведения исследования.

В процессе выполнения исследования важно чётко знать последовательность проведения работы. Для этого необходимо составить план.

7 этап - Сбор и обработка информации.

Прежде чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить её и подготовить собственный доклад. Дети включаются в собственный исследовательский поиск.

В итоге юный исследователь учится постепенно познавать такие важнейшие характеристики излагаемого, как его логическая структура и последовательность.

8 этап – Анализ и обобщение полученных материалов

Учащиеся представляют собственные данные или результаты исследования. Полученные данные необходимо сопоставить как друг с другом, так и с литературными источниками, затем установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

9 этап – Подготовка отчёта

На этом этапе можно необходимо точно сформулировать суть исследования, лаконично проиллюстрировав её наибольшим количеством яркого, образно оформленного, удобного для восприятия материала. Естественно, что качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребёнка, от его мышления, речи, словарного запаса, коммуникативных способностей.

10 этап – Доклад

Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения. Главная задача докладчика – точно сформулировать и эмоционально изложить суть исследования. Выступая с докладом, нельзя зачитывать всю работу, достаточно и 10 минут выступления. Всё остальное излагается в ответах на вопросы.

Лучшие отчёты могут быть направлены для участия в конкурсах исследовательских работ.

Все исследовательские работы выполняются по данной схеме. В зависимости от темы и ряда условий, какой-то из моментов может доминировать, какой-то несколько сворачиваться.

При оформлении исследовательской работы должны присутствовать следующие разделы: введение, основная часть, заключение, список литературы.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. Написание литературного обзора поможет более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада или обсуждения работы.

В зависимости от специфики предмета и тематики исследовательской работы к ней могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. Общий объём работы без приложений не должен превышать 15 -20 страниц машинописного текста.

Задача педагога – выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей. Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить некоторые правила:

Всегда подходить к проведению этой работы творчески.

Учить детей действовать самостоятельно.

Не сдерживать инициативу детей.

Не делать за них то, что они могут сделать или то, что они могут научиться сделать самостоятельно.

Не спешить с вынесением оценочных суждений.

Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

Ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты.

Учить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.

Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

Учить детей анализу, классификации информации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Заключение.

Список литературы:


Замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором различных научных произведений; замена исследования работой компилятивного характера, т.е. соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов; отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. Вместо рассчитанной на долговременный срок работы иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки; неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории.






1. Объектная область, объект и предмет Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д. Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования. Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта).


2. Тема и актуальность исследования основные критерии выбора темы: ж елательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности; о чень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. т ема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения, данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных, необходимости проверки новых методов и т.п.


Характерные элементы структуры издания: з аголовок в научной литературе указывает на тему; а ннотация расположена на обороте титульного листа и представляет содержание работы; о главление содержит план изложения темы, является своего рода путеводителем по книге. Оно знакомит с проблематикой работы, ее общей структурой и дает возможность быстрого поиска информации; п редисловие излагает задачи, поставленные автором; более подробно характеризует структуру издания и ориентирует в ней читателя. Оно предваряет изложение основного материала и дает установку на его восприятие; п ослесловие подводит итог, сообщает краткие выводы исследования; с правочный материал дает комментарий к понятиям, терминам, фактам которые нуждаются в пояснении. 3. Изучение научной литературы и уточнение темы




5. Цель и задачи исследования Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели: о пределение характеристик явлений, не изученных ранее; в ыявление взаимосвязи неких явлений; и зучение развития явлений; о писание нового явления; о бобщение, выявление общих закономерностей; с оздание классификаций. Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.


6. Определение методов исследования Методы научного познания делятся на общие и специальные. Применения специальных методов решения требует большинство специальных проблем конкретных наук. Они определяются характером исследуемого объекта, никогда не бывают произвольными. Как правило, их применение требует от исследователя уже значительной подготовленности. Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания. В отличие от специальных, они используются в самых различных по предмету науках - от литературы до химии и математики. К ним относятся: теоретические методы, эмпирические методы, математические методы.


6.1. Теоретические методы: моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта - моделью; абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов; анализ и синтез. Анализ - это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования - изучение специальной литературы по теории вопроса; восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности - но уже в мышлении.


6.2. Эмпирические методы: наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений; сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях - это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира; эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.




II. ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. В рабочем плане необходимо указать цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки. В рабочий план включаются все элементы, обозначенные в части подготовки проведения исследования - от определения его объекта и предмета до выбора метода. Перечень этих действий составляет первый блок рабочего плана. Во втором блоке описывается экспериментальная часть работы Вслед за проведением эксперимента, необходимо отрефлексировать полученные результаты: проанализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям. Третий блок включает в себя оформление результатов исследования. Подготовка и проведение исследовательской работы занимают от года до полутора лет. Необходимо рассчитывать время таким образом, чтобы до проведения конференции можно было не только оформить результаты исследования, но и провести обсуждения по данной работе на классном и общешкольном уровнях. За месяц до конференции работа представляется на предварительную экспертизу, которую проводят ученые вузов. Если авторы желают опубликовать результаты своих исследований, то вместе с работой должны быть представлены тезисы.


III. ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы. 1. Компоновка текстов 2. Редактирование целого текста 3. Выводы к каждой главе 4. Общее заключение 5. Введение по всей работе 6. Составление библиографического списка Структура работы Титульный лист Оглавление Введение Основная (содержательная) часть работы Заключение Библиографический список Приложения


IV. ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ на все выступление отводится не более 5-7 мин. Первая часть кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому, после краткого изложения содержания глав реферата следует подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории. В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Научно-учебный центр педагогического сопровождения последипломного образования

Итоговый практико-значимый проект

"Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

в школьном научном обществе."

Выполнил: слушатель

Чеховской зональной

Стажировочной площадки

Самсонова Марина Вениаминовна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №3

г. Чехова

Руководитель: ст. преподаватель

Воробьева А.В,

Москва, 2014

Введение

  1. Выбор темы и проведение исследований
  1. Структурная схема работы
  1. Определение методов исследования
  1. Представление результатов исследований
  1. Оценка исследовательской работы

Список литературы

Введение

Сколько удивительного содержится вокруг нас? Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.

Научные исследования являются определенной школой жизни.

Представленные информационные материалы призваны помочь в организации и осуществлении научного исследования. Это необычные материалы. Они для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно, содержат советы и рекомендации по выбору темы научной работы, описание общей структуры работы, а также рекомендации для правильного краткого изложения ее сути в письменном виде и устном докладе.

1. Выбор темы и проведение исследований

Проведение научных исследований – это процесс создания человеком новых знаний о самом себе и о мире, в котором он живет, с целью получения ответа на какой-либо вопрос или решения какой-либо задачи.

Выбирая тему исследовательской работы, следует хорошо подумать, каким образом проведенные исследования смогут изменить мир и его обитателей к лучшему. Источником для идеи может быть хобби или проблема, которая, по вашему мнению, нуждается в решении. Проблема может быть стара, как мир, но способы и пути ее решения и осмысления могут быть самыми разнообразными.

Помочь при выборе темы может школьный учитель, вузовский преподаватель, научный сотрудник или просто интересный интеллектуально развитый человек. Стоит заметить, что выбор темы работы существенно зависит от уровня вашей подготовки и технических возможностей, которыми вы обладаете. Как правило, школьники, занимающиеся исследовательской деятельностью, имеют научного руководителя. Чаще это бывает тот человек, который помог вам при выборе темы. Может быть и наоборот, вы выбрали тему, а затем нашли научного руководителя, проявив при этом необходимую инициативу. Научный руководитель поможет вам составить план исследования, критически оценить полученные результаты, подсказать альтернативные подходы в случае неудачи.

Этапы проведения исследования в различных областях знаний отличаются друг от друга. Наиболее общий план проведения исследования представлен ниже:

1. Проявление интереса, выбор конкретной темы, задание вопроса; определение или создание /формулировка проблемы.

2. Изучение публикаций, относящихся к данной проблеме / вопросу.

3. Рассмотрение и оценка возможных решений, формулировка научной догадки (гипотезы).

4. Проверка гипотезы при проведении экспериментов (сборе данных) и анализе результатов.

5. Оценка результатов экспериментов и выводы, основанные на полученных данных.

6. Оформление проделанной работы (статья, реферат, материалы для стенда, монография и т. п.); подготовка научного доклада.

Интерес для специалистов, оценивающих работу, будет представлять собой исследование, в котором указана актуальность решаемой проблемы (задачи), раскрыта новизна полученных результатов (например: новое решение известной научной задачи, использование новых методов решения и сравнение их с ранее использованными методами для решения данной проблемы и т. п.), содержатся предложения по практическому использованию результатов вашей работы.

Итак, очевидно, что исследователь должен уметь:

  • находить объект и предмет исследования;
  • формулировать цели исследования и выдвигать гипотезу;
  • планировать эксперимент;
  • проводить эксперимент;
  • осуществлять качественный и количественный анализ полученных данных;
  • определять границы применения экспериментальных данных;
  • анализировать полученные результаты.

Научно-исследовательская работа по физике, химии, биологии и экологии носит в основном экспериментальный характер и часто проводится на базе соответствующих специальных лабораторий. При выполнении исследований по экологии рекомендуется рассматривать проблемы окружающей среды своего населенного пункта, района, города.

По истории и краеведению чаще проводят исследования, связанные с изучением истории своего населенного пункта, предприятия, школы, семьи и т. д. Такие работы проводятся на базе библиотек и архивов.

По математике исследовательские работы разбиваются на две группы:

1. Изучение материала, не входящего в школьную программу, и решение на его основе ряда задач.

2. Практическое применение математических методов в других областях знаний (физике, технике, биологии, экологии и т.д.).

Исследовательские работы по информатике можно разделить на три группы:

1. Поиск необходимого материала и представление его в виде Web-сайта, который можно было бы разместить в Интернет.

2. Изучение и обзор новых программных средств.

3. Программирование сложных алгоритмов решения математических задач. Результатом является отлаженная программа.

С чего начать работу?

1. Выбрать объектную область исследования – ту или иную предметную дисциплину (математика, биология, литература и т.д.).

2. Выбрать объект (определенный процесс или явление, своеобразный носитель проблемы) и предмет исследования (конкретная часть объекта, внутри которого ведется поиск). Например, объект исследования – творческие связи русской и французской литератур, предмет изучения – особенности межкультурных заимствований. Но, границы между объектом и предметом условны.

3. Определить тему исследования. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Необходимо выделить вопросы, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему.

4. Обосновать актуальность темы – объяснить необходимость изучения данной темы. Например, актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

5. Изучить научную литературу. Можно делать выписки в виде конспектов (интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения), фиксировать исключительно цитаты, составлять тезисы, аннотации, рецензии и т.д. Не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были имена и цитаты. Не следует стремиться к заимствованию материала. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на них.

6. Определить гипотезу – предположение, которое в процессе работы либо подтверждается, либо опровергается (оно должно быть подкреплено научными данными, логическими соображениями). При формулировке гипотезы обычно используют словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей.

7. Определить цель и задачи исследования.

Наиболее типичные цели: определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Основные особенности методов исследования.

1. Подумать самостоятельно. Наверное, с этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

Что я знаю об этом?

Какие суждения могу высказать по этому поводу?

Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?

Запишите все это.

2. Прочитать книги о том, что вы исследуете. Если предмет исследования подробно описан в доступных для вас книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до вас уже открыто. Изучив уже известное, можно двигаться дальше. Открывать новое! Начать можно со справочников и энциклопедий. В наше время издается много различных энциклопедий и справочников для детей и взрослых. Они обычно хорошо иллюстрированы, их тексты, как правило, содержат очень много интересной информации. Если ее оказывается недостаточно, то следует прочитать книги с подробным описанием изучаемого вами объекта или явления. Запишите все, что вы узнали из книг.

3. Познакомиться с кино- и телефильмами. Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Не забудьте об этом источнике! Запишите все, что вы узнали нового из фильмов.

4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет. Компьютер - верный помощник современного исследователя. Ни один ученый уже не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки. В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать. Запишите все, что вам помог узнать компьютер.

5. Спросить у других людей. Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что вы исследуете. Это могут быть ученые, например, профессор из университета или работник научно-исследовательского института. Им можно позвонить или написать письмо, отправив его по обычной или электронной почте. Специалистом может быть и учитель. Например, учитель физики или астрономии может рассказать о космосе много нового, того, что не входит в обычные школьные программы. Специалистами могут оказаться и папа, и мама, и дедушка, и бабушка. Например, исследуя характер вооружения войск специального назначения, вы вспоминаете, что ваш дедушка был офицером. Это значит, что он вполне может быть экспертом. Неспециалистами для вас будут остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что вы изучаете. Например, вы разрабатываете проект новой технологии посадки картофеля и спрашиваете об этом у своей бабушки, которая работает учителем математики в школе. А она рассказывает, как читала об эксперименте педагога А. Иванова. В 80-е годы прошлого века в Санкт-Петербурге его ученик изобрел способ посадки картофеля в капроновую сетку, который используют сейчас во многих странах. Вот вам и неспециалист! Запишите информацию, полученную от других людей.

6. Понаблюдать. Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом. Например, каждый может увидеть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть, как они двигаются; послушать, какие они издают звуки. Но только умный, наблюдательный исследователь, глядя на поведение своих одноклассников в школе, может сделать много интересных выводов, суждений и умозаключений. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить и все это также можно использовать в ваших исследованиях. Запишите информацию, полученную с помощью наблюдений. 7. Провести эксперимент. Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Эксперимент предполагает, что вы активно воздействуете на то, что исследуете. Так, например, вы можете экспериментально определить, при какой температуре замерзают разные жидкости (вода, молоко, солярка и др.); как быстро способен обучиться ваш щенок или котенок новым командам; как относится к различной музыке ваш попугай; какие овощи и фрукты больше всего любит ваша черепаха. Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов.

2. Структурная схема работы

Результаты исследовательской деятельности оформляются в виде отчетов (доклад, реферат, учебный проект, статья, книга и т. п.) и оглашаются на различных конференциях, представляются на конкурсы.

Работа начинается с титульного листа. Титульный лист содержит следующие атрибуты:

  • название конференции и работы, страны и населённого пункта;
  • сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс);
  • сведения о научных руководителях (фамилия, имя, отчество, учёная степень и звание, должность, место работы);
  • дата написания работы.

За титульным листом помещают оглавление с перечнем разделов работы и указанием номеров страниц, с которых начинается каждый раздел. Затем идет введение.

Введение содержит обзор работы, позволяющий получить общее представление об исследуемой проблеме, ее современном состоянии. Здесь должна быть четко сформулирована цель работы, чтобы читатель мог ясно представить себе, в чем суть проблемы (задачи), а также указаны трудности технического характера и иные препятствия к достижению цели работы. Дается краткий обзор литературных источников по теме вашего исследования. Обосновывается актуальность проблемы. Выдвигаются гипотезы для разрешения проблемы, и ставятся задачи для подтверждения либо опровержения выдвинутых гипотез. Объем введения не должен превышать 1 – 2 страницы машинописного текста. Во введение иллюстрации не помещают.

Далее следует основная часть – раздел, который может состоять из нескольких частей. Каждая его часть должна иметь заглавие, выражающее ее основное содержание. В первой части следует поместить подробное описание поставленной проблемы. Указать материалы и методы исследования. Затем описываются полученные результаты работы, а также раскрывается ее новизна (анализ известных научных фактов, новая постановка эксперимента и т. п.).

Четвертым разделом работы является заключение. Заключение содержит кратко и точно сформулированные основные результаты работы в виде утверждения. Выводы, как правило, состоят из одного – трех пунктов. Это ваши убеждения, как автора работы, которые вы готовы отстаивать.

Работа завершается списком литературы, в котором указываются научные публикации (книги, журнальные статьи, справочники), а также другие источники, в том

числе электронные документы, которые были использованы в научно-исследовательской работе. В тех местах работы, где используются перечисленные в списке литературы источники, должны быть соответствующие ссылки (номер источника в квадратных скобках). Отсутствие ссылки на результат, полученный кем-либо ранее, рассматривается как плагиат. Литературные источники принято перечислять в алфавитном порядке. Иногда их перечисляют в порядке упоминания в тексте работы. Другие варианты недопустимы.

Хорошо выглядит работа, проиллюстрированная фотографиями, рисунками, чертежами, таблицами или графиками. Однако они должны носить не самостоятельный характер, а только дополнять или объяснять изложенный материал. При этом в тексте работы обязательно должна быть ссылка на них. Для этого все приведенные таблицы, рисунки, чертежи и графики должны иметь название и номер. Если количество фотографий, таблиц, графиков или рисунков слишком большое и затрудняет восприятие материала, то часть из них нужно отнести в приложение.

Приложение может содержать исходные (первичные) данные, на основании которых проводилось исследование, листинги компьютерных программ и некоторую другую информацию, поясняющую проделанную работу.

Работа представляется на любые конкурсы и конференции в печатном варианте и электронном варианте на CD-R/CD-RW или DVD дисках. Материалы должны быть оформлены в соответствии с техническими требованиями конкурса/конференции на которую вы отправляете работу. Электронные носители должны быть подписаны (название конкурса, автор работы, секция на которую Вы предоставляете материал, название работы).

В тексте работы не допускаются сокращения, кроме общепринятых. Работа выполняется на листах белой бумаги формата А4. Чаще всего для печати выбирается яркий шрифт «Times New Roman» (в качестве основного шрифта) или (при необходимости) «Arial» размером в 12 или 14 кегль. Расстояние между строками выбирается так, чтобы текст хорошо читался, как правило, это 1,5 или 2 интервала. Химические и алгебраические формулы набираются с помощью редактора формул «Math Type». Нумерация страниц (чаще всего) производится внизу по центру страницы арабскими цифрами (1, 2 и т. д.).

Обычно работы, присланные на конкурс или конференцию, не возвращаются автору. Поэтому в них следует включать копии оригинальных фотографий и уникальных рисунков.

Иногда для участия в конференции необходимо написать аннотацию, которая должна содержать наиболее важные сведения о работе, а именно: цель работы, использованные в ней приемы и методы, а также выводы. Аннотация должна располагаться не более чем на одной странице печатного текста. Сначала печатается заголовок, затем посередине слово «Аннотация», ниже - текст аннотации.

Хорошо если Ваше исследование кроме научного руководителя оценит заинтересованный в этом человек (преподаватель техникума или ВУЗа, ученый и т.д.) и напишет рецензию на Вашу работу.

3. Определение методов исследования

Как показывает учебная практика, на первых порах овладения навыками научной работы школьникам, прежде всего, недостает как опыта для ее организации, так и опыта использования различных методов научного познания и применении традиционных для научной практики логических законов и правил.

Что заключает в себе понятие метода? Метод - это способ достижения цели исследования. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.

Моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта – моделью.

Анализ и синтез. Анализ - это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится начальный этап исследования - изучение специальной литературы по теории вопроса; восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности - но уже в мышлении.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека.

Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях - это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира;

Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения. Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

  • в процессе эксперимента возможно изучение явления в «чистом виде», т.е. объективно;
  • эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях;
  • достоинством эксперимента является его повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации.
  • измерение - представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он дает точные сведения об окружающем мире.

Математические методы:

  • статистические методы;
  • методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
  • методы и модели динамического программирования;
  • методы и модели массового обслуживания;
  • метод визуализации данных (функции, графики и т.п.).

Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога.

4. Представление результатов исследований

Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям.

Наиболее популярны на юношеских конференциях: тезисы, статьи, доклады.

Публичное выступление (доклад). Время доклада на конференции чаще всего составляет не более 10 минут. За это время нужно изложить суть работы, введение должно быть кратким. Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Доклад можно разделить на 3 части.

Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Очень важно правильно настроить слушателей с самого начала выступления, для этого можно начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме известного ученого.

Особое внимание обратите на речь, она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной.

После доклада вам необходимо ответить на вопросы, касающиеся вашей работы. Доклад может сопровождаться демонстрацией заранее подготовленных таблиц, графиков, плакатов, стендов. Выигрышнее выглядит подача материала с использованием технических средств: компьютера, видеотехники, и т.д.

Защита результатов исследования.

Внешний вид. Экстравагантные одежда, прическа, макияж вряд ли будут уместны для атмосферы научной конференции.

Манера поведения. Вы не отвечаете, не сдаете экзамен. Вы хотите рассказать нечто интересное и благодарны аудитории за то, что вас слушают. Если задают вопросы, значит, ваше сообщение вызвало интерес, и тон вашего ответа должен быть соответствующим. Конечно, какой-либо вопрос может вызвать у вас затруднения. Чтобы их было меньше, необходимо, конечно, свободно владеть материалом и не только тем, который вы излагаете в докладе непосредственно, но, желательно, быть компетентным в той области, которой посвящена ваша работа. Если все-таки с ответом на поставленный вопрос возникла проблема, не следует впадать в «столбняк». Можно прибегнуть к формам, вроде: «Этот вопрос непосредственно не входил в тему моей работы», «Сейчас я затрудняюсь сформулировать точный ответ», «Если я вас правильно понял, …» – и дальше отвечать не совсем на поставленный вопрос, а на близкий к нему, но такой, на который вы в состоянии ответить.

Начало доклада. Задача в этой части: вызвать интерес к себе и к тому, что вы будете говорить. Если вас не представили, следует начать с этого: «Меня зовут…, я представляю школу…, тема моей работы …». Хорошо начать доклад с относящегося к теме афоризма, высказывания известного ученого и т.п. Если содержание вашей работы или рассматриваемые понятия и термины связаны с именем известного ученого, желательно назвать его полное имя, годы жизни или работы, кратко – вклад в науку.

Конец доклада. Доклад можно закончить фразой типа: «Я закончил. Спасибо. Готов ответить на ваши вопросы».

Использование текста. Текст доклада, как правило, необходимо и целесообразно готовить заранее. Использовать ли его во время доклада? Это не запрещается, некоторые так и делают. Однако есть риск при выступлении (с учетом большой эмоциональной нагрузки и стресса) «увязнуть в читке» – докладчик утрачивает нить и логику изложения, не может оторваться от текста, который читает без расстановки смысловых акцентов и логических ударений. Есть другая крайность: текст выучивают наизусть и затем читают, как стихотворение, используя, в том числе, художественные приемы. Такая форма подачи также плохо подходит для научного доклада. Оптимальным представляется вариант, когда у докладчика на руках имеется план-конспект доклада. Это придает определенную уверенность и позволяет докладчику излагать материал последовательно, не пропустить существенных моментов в сообщении. Если при этом речь докладчика будет менее гладкой и правильной, чем при чтении по заготовленному тексту или при декламации заученного текста – это вполне допустимые огрехи.

Демонстрационные средства. Таблицы, графики, рисунки, наглядные пособия, используемые при выступлении с докладом, должны быть тщательно продуманы. Следует отобрать только то, что действительно необходимо при изложении материала. Перегруженность демонстрационными средствами рассеивает внимание слушателей и может снизить общее впечатление от выступления. Следует обратить особое внимание на то, как демонстрационные средства будут вплетаться в ткань устного сообщения, раскрывать и дополнять его. Таблицы, графики должны быть выполнены таким образом, чтобы аудитория могла рассмотреть, что на них изображено и написано. Не следует во время доклада зачитывать слушателям, что написано в ваших таблицах. Достаточно показать указкой в нужное место со словами: «Здесь приведены результаты (расчеты, формулы и т.п.)…». Вполне приемлемой формой являются записи на доске (не очень длинные), сопровождающие устное изложение.

Подготовка доклада. Доклад нужно как следует отрепетировать: вначале самостоятельно, затем в присутствии родных, друзей, перед классом. При этом репетиции следует проводить с демонстрационными средствами (таблицы, графики, рисунки) и наглядными пособиями, которые будут представлены на конференции.

Распределение времени. Обычно регламентом конференции на доклад отводится определенное время (7 –10 минут). Если докладчик не уложился в отведенное время, его могут просто прервать. Такая ситуация крайне нежелательна. Поэтому при подготовке и репетициях доклада временному фактору следует уделить особое внимание. Лучше зарезервировать 2-3 минуты на непредвиденный случай.

5. Оценка исследовательской работы

Ниже приводится один из вариантов критерия оценивания исследовательской работы школьника. Несмотря на его краткость, он отражает основные составляющие оценки исследовательской работы.

  • Актуальность, новизна, научное и практическое значение (0-5 баллов);
  • Уровень оформления работы (0-5 баллов);
  • Уровень проработки темы (0-10 баллов);
  • Оценка доклада (0-10 баллов).

Победителем признается тот, кто наберет наибольшую сумму баллов.

Критерии оценки конкурсных работ.

Следует помнить, чем выше уровень конкурса/конференции, на которую Вы представляете работу, тем строже оценивается работа, и увеличивается количество критериев. Например, на всероссийских конкурсах оценивают:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;
  • количество новой информации использованной при выполнении работы;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи и способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы и формулирование цели исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов;
  • коммуникативные навыки (умение общаться со сверстниками и педагогами, грамотно и четко формулировать вопросы оппоненту, умение вести дискуссию).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПАМЯТКА ЮНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

Компонент

Описание компонента

Проблема

Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения.

Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях...

Актуальность

Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

Цель

Запланированный результат ваших исследований

Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде реферата, компьютерной программы, модели, макета...

Задачи

Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Определяя задачи исследования Вы составляете план работы, её этапы:
- изучение литературы (научная, критическая, художественная, публицистическая
- материалы проектов других авторов
- Интернет
-архив
-музеи...

Методы

Как решать задачи, проводить исследование

Сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...). Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема, позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований, анкетирование, интервью...

Гипотеза

Предположение, требующее доказательств

Теоретические основания

Теории, в рамках которых проводится исследование

Объект

Что исследуется

Предмет

Как, в каком аспекте исследуется объект

Список литературы

  1. Александрова Т.К. Положение о работе учащихся Ломоносовской гимназии над индивидуальными исследовательскими темами. // Завуч. 2002. № 2.
  2. Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М.: АСТ, 1998.
  3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся./ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
  4. Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2002. № 1.
  5. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.
  6. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2000. № 12.
  7. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1.
  8. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской практике // Директор школы. 2000. № 1. С. 46-50.