Основные направления формирования российской высшей школы. Основные направления и тенденции развития высшего образования

Система образования - очень гибкая структура, которая находится под влиянием разных факторов (таких как внешняя и внутренняя политика государства, взаимодействие с другими странами, экономические реформы) и постоянно претерпевает изменения. В данной статье мы рассмотрим направления развития системы высшего образования в России и в некоторых зарубежных странах, а также поговорим о возможностях обучения русских студентов за границей.

и его влияние

Говоря о и в нашей стране, невозможно не упомянуть о Болонском процессе - движении, направленном на унификацию систем обучения в европейских странах и в России (наша страна стала его частью в 2003 г., после подписания договора). До этого граждане РФ после пяти лет обучения в вузах получали диплом и устраивались на работу. Но за последние годы система высшего образования в нашей стране, как и в других странах, сильно изменилась. За границей ВПО состоит из трех этапов, в Российской Федерации - из двух: бакалавриата и магистратуры, в европейских странах существует докторская степень, у нас ее именуют степенью аспиранта. Первый этап обучения в российском вузе длится четыре года, второй - два. За рубежом эти периоды различны по длительности (в зависимости от страны), к примеру, в Англии для получения степени магистра требуется учиться один год.

Продолжительность обучения в русской школе одиннадцать лет, в других странах мира - двенадцать. По этой причине для поступления в зарубежный вуз аттестата о прохождении школьной программы, скорее всего, будет недостаточно.

Почему российской системе высшего образования нужны реформы?

Итак, преобразования в сфере обучения в вузах активно проводятся как в РФ, так и за рубежом вот уже несколько десятков лет. Эти изменения бывают как поверхностными, так и глубинными, как позитивными, так и негативными. Но все же высшее образование в России и за рубежом в своем развитии сталкивается с определенными трудностями.

Чтобы понять, как следует дальше работать над системой, необходимо выявить и ее цели, и возможности дальнейшего реформирования. Развитие системы высшего образования и науки играет важнейшую роль как в образовании, так и в исследовательской деятельности страны. В РФ сфера обучения находится в трудной ситуации. Когда-то она считалась эталонной, но сейчас ей приходится ориентироваться на экономические и социальные инновации. Система обучения в российских вузах должна быть направлена на качественную подготовку будущих специалистов, сотрудничество с зарубежными университетами, делать высшее образование менее труднодоступным, по возможности перенимать достоинства иностранных учреждений.

История формирования системы обучения. Англия

Если говорить о развитии высшего образования за рубежом, можно определить четыре основных типа. Это английская, французская, немецкая и американская системы.

В Великобритании существуют два самых старых высших учебных заведения - Оксфорд и Кембридж, которые почти не подвергались каким-либо реформам на протяжении всей своей истории.

Хотя в семидесятых годах двадцатого столетия Кембриджский университет и перенял некоторые традиции других вузов.

Система избирательна на всех ее ступенях. Уже с одиннадцатилетнего возраста дети подразделяются на группы по развитию и типу своих задатков. Также система обучения отличается своей строгой последовательностью - не пройдя программу какого-либо этапа обучения, студент не может перейти к следующему.

С шестидесятых годов 20-го века в Великобритании существует деление школ и классов на более или менее элитные в зависимости от планов обучения и возможностей поступления в тот или иной университет, а также от платы за получение образования.

Развитие системы ВПО во Франции

Итак, мы продолжаем говорить о высшем образовании за рубежом. Перейдем к истории формирования французской системы обучения.

В этой стране не отличаются избирательностью, так как школы неразрывно связаны с университетами.

Чтобы поступить в вуз, гражданину Франции достаточно аттестата об окончании общеобразовательного учреждения. Можно даже позвонить и подать заявку в институт. Важно, чтобы в учебном учреждении были вакантные места. Во Франции в последние годы наметилась тенденция к переустройству системы обучения с ориентацией на общепризнанную модель. Главный минус французского ВПО - высокий процент отчислений. До семидесяти процентов студентов, поступивших в учреждения, не оканчивают их.

История немецкой системы высшего образования

Сфера обучения в вузах Германии начала активно меняться в 90-е годы 20-го века после воссоединения республики. Преобразования в немецкой системе образования осуществляются по типу американских реформ в этой области. Обучение становится более доступным, а его программы укорачиваются. К сожалению, при этих изменениях отсутствует объединение научной и преподавательской деятельности, что было несомненным достоинством лучших вузов Германии.

Немецкие учебные заведения могут утратить свои подлинные преимущества из-за того, что перенимают слишком много американских инноваций.

Развитие сферы обучения в Америке

На формирование американской системы ВПО оказали существенное влияние британские вузы, например, Кембридж. К 20-му веку она была неоднородной, обучение в университетах было доступно не всем, так как стоило дорого. Но промышленность в стране развивалась стремительными темпами, и на рынке труда стало востребовано множество профессий. Поэтому остро стоял вопрос о подготовке кадров. Для этого систему образования реформировали, и возникли новые заведения - младшие колледжи, где люди, не имевшие возможность обучаться в вузе, могли приобрести какие-либо навыки. Сегодня система обучения в Америке является многоэтапной.

В общем она предполагает конкретную направленность обучения, поэтому студентам, окончившим американский университет, бывает сложно адаптироваться к другой, даже подобной, профессиональной сфере.

Формирование сферы обучения в России

До революции система ВПО в нашей стране носила по большей части религиозный характер, также многое в ней было заимствовано из Германии, так как эта страна считалась законодательницей образовательных инноваций. После событий 1917 года целью властей стало формирование нового подхода к этой сфере, основанного на доступности, отсутствии дискриминации по половому признаку, повышении уровня культуры народонаселения страны, формировании развитой структуры учебных заведений, определении и установлении этапов самого процесса.

К началу восьмидесятых годов двадцатого столетия система ВПО вполне соответствовала всем вышеперечисленным критериям. После распада Советского Союза партия больше не контролировала систему обучения, но особых инноваций в сфере образования не создали. В 2007 г. была сформирована система ЕГЭ для того, чтобы упростить процедуру поступления в высшие учебные заведения. Сейчас Россия ориентируется на системы высшего образования за рубежом, и в связи с этим была принята система обучения, состоящая из двух этапов (обучение на степень бакалавра и на степень магистра).

Направления развития сферы обучения за границей сегодня

Высшие учебные заведения европейских государств изменяются в соответствии с требованиями рынка труда.

Каковы же общие тенденции развития высшего образования за рубежом?

    Высшие учебные заведения становятся более доступными. Это значит, что каждый студент может выбирать и профессию, и тип, и уровень образовательного учреждения, в которое он хотел бы поступить.

    Формируется прочная связь научно-исследовательской деятельности с вузами (при помощи создания специализированных центров на базе университетов). Работа в таких организациях способствует повышению квалификационного уровня преподавателей, а также развитию многих полезных умений и навыков обучающихся.

    Тщательный отбор содержания образовательных программ, их коррекция, уменьшение курса лекций по некоторым общеобразовательным предметам.

    Тенденция ориентирования ВПО на учащегося (учет его психологических характеристик, склонностей, пожеланий; создание большего числа занятий по выбору, дополнительных дисциплин; курсы лекций в университете сокращаются по времени, студент больше занимается дома, в индивидуальном порядке).

    Увеличение числа гуманитарных дисциплин, работа над общим и эстетическим развитием учащихся, формирование позитивных личностных и социальных характеристик путем применения новых форм взаимодействия на занятиях.

    Повышение компьютерной грамотности студентов путем все большего внедрения ПК в систему обучения.

    Увеличение финансовых вложений государства в сферу образования.

    Переход высших учебных заведений на автономное управление.

    Рост числа критериев отбора преподавательского состава (требуются все более квалифицированные специалисты).

    Формируются общие способы оценивания деятельности высших учебных заведений.

    Направления развития образования в России

    Итак, мы выяснили, какие реформы высшего образования за рубежом проводятся на сегодняшний день. Что же касается нашей страны, в системе обучения происходят следующие изменения:

      Увеличение числа коммерческих вузов.

      Реформирование сферы обучения на основе современных тенденций развития высшего образования за рубежом.

      Ориентирование системы ВПО на индивидуальные характеристики учащихся, воспитание положительных личностных качеств.

      Создание большого числа различных учебных планов и вариантов подготовки по определенным специальностям.

      Переход на многоуровневую систему (бакалавр - специалист - магистр).

      «Обучение через всю жизнь» (возможность постоянного профессионального совершенствования).

    Основные трудности развития сферы обучения в России

    Система ВПО в нашей стране сегодня характеризуется гибкостью, адаптацией к постоянно меняющейся ситуации на международном рынке труда. Но при этом она сохраняет свои лучшие особенности.

    Однако на пути к преобразованиям российская система обучения сталкивается со следующими трудностями:

      Уровень профессиональной подготовки специалистов недостаточно высок, чтобы соответствовать быстро меняющимся требованиям мировой экономики.

      Неправильное соотношение между профессиональным уровнем выпускников вузов и критериями отбора персонала. Например, дефицит рабочих специальностей при острой необходимости квалифицированных кадров в технологической сфере.

      Низкая результативность некоммерческих образовательных учреждений.

    Обучение за рубежом. Высшее образование: где и как получить?

    Чаще всего граждане нашей страны поступают в вузы следующих государств: Канады, Австралии, Новой Зеландии, Англии, Америки.

    Часть абитуриентов сразу подает документы в высшие учебные заведения, другие предпочитают сначала посещать специальные занятия для подготовки.

    При выборе учреждения для получения высшего образования за рубежом прежде всего необходимо обратить внимание на такие критерии, как:

      Востребованность специальности на рынке труда.

      Дальнейшие возможности профессионального развития.

      Плата за получение образования.

    Не все учебные заведения за границей принимают абитуриентов с русским документом об окончании школы, поэтому поступающим нужно проходить специальные курсы (в том числе лингвистические).

    Также, чтобы получить высшее образование за рубежом, необходимо подготовить следующую документацию:

      Документ об окончании средней школы.

      Диплом российского вуза.

      Автобиографию (резюме).

      Ксерокопию вкладыша диплома.

      Документ об успешной сдаче лингвистического тестирования.

      Заполненную и распечатанную форму (она обычно выложена на сайте учебного заведения).

      Мотивационное письмо (с объяснением желания обучаться именно в этом вузе по данной специальности)

    Если ваша цель - высшее образование за рубежом, вам нужно внимательно отнестись к подготовке всех необходимых документов.

    Итак, в настоящее время происходят значительные изменения в сфере обучения как в нашей стране, так и за границей. Но реформы высшего образования за рубежом протекают в целом более эффективно, поэтому многие русские абитуриенты стараются учиться в других странах для последующей работы в международных компаниях.

Уже завтра – 8 августа – завершится вторая волна приема абитуриентов на бюджетные места в российских вузах – будут опубликованы приказы о зачислении студентов на 100% основных конкурсных мест. Предварительные итоги приемной кампании этого года на состоявшейся в конце прошлой недели пресс-конференции подвели ректор МГИМО Анатолий Торкунов , ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и ректор МФТИ Николай Кудрявцев . Рассмотрим наиболее характерные особенности приемных кампаний последних лет и перспективы развития высшего образования в ближайшем будущем.

Особенности приемной кампании текущего года и общие тенденции последних лет

Несмотря на возможность подать заявление о приеме в пять вузов, и в каждом из них – на три специальности (), количество подаваемых одним абитуриентом заявлений снижается. Так, в НИУ ВШЭ в этом году среднее число поданных заявлений составило примерно 1,9, и это свидетельствует о том, что выпускники заранее определяют желаемое направление подготовки, отметил Ярослав Кузьминов. Данный факт подтверждается и другой тенденцией – абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ, не поступившие на бюджетные места в связи с их ограниченным количеством, вместо выбора другого направления или другого вуза, где имеющиеся баллы гарантируют им поступление на бюджет, предпочитают обучение по выбранному изначально направлению в конкретном вузе на договорной основе. Таким образом, на протяжении нескольких последних лет выросло не только количество поступивших в ведущие вузы платников, но и качество их знаний. К примеру, средний проходной балл на платное место в НИУ ВШЭ и МГИМО в прошлом году составлял 81 балл, в этом году в последнем вузе он составил уже 83 балла.

В каком случае операции по выполнению НИОКР учреждениями образования или науки освобождаются от НДС, узнайте в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Нельзя не отметить, что вузы оказывают поддержку успешно обучающимся на договорной основе студентам. Так, например, по словам Николая Кудрявцева, из принимаемых ежегодно в МФТИ примерно 1000 человек 850-900 являются платниками, однако почти никто из них не оплачивает обучение самостоятельно. Финансирование осуществляется спонсорами, в качестве которых выступают организации, заинтересованные в последующем трудоустройстве студентов, либо выпускниками вуза – вносимые ими средства образуют существенную долю фонда целевого капитала института. Кстати, около 100 человек, обучение которых на треть оплачивается вузом, а остальное – его выпускниками, составляют те, кто не добрал баллов до среднего (получили 80-85 баллов по предмету, тогда как средний в вузе – 94), но имеет склонность к изобретательству и технологическому новаторству. "Раньше мы эту категорию ребят, очень ценных, теряли. Но наши выпускники предложили такой выход. В выборе мы не ошиблись ни разу", – подчеркнул Николай Кудрявцев. НИУ ВШЭ в свою очередь предоставляет скидки в размере от 25% до 70% стоимости обучения студентам, которые впоследствии показывают лучшие результаты. Как сообщил Ярослав Кузьминов, из предполагаемых к зачислению в этом году в университет в Москве 6500 человек 2200 – бюджетники, 400 – те, чье обучение полностью оплатит сам вуз, около 2000 – платники, которые получат скидку на оплату обучения за то, что не ушли на бюджет в другой вуз. При этом он считает необходимым поставить вопрос о государственном субсидировании студентов с высокими баллами ЕГЭ, обучающихся на договорной основе.

Кроме того, ректоры надеются на скорейшее возобновление программы по предоставлению образовательных кредитов с господдержкой. Напомним, в прошлом году Сбербанк , и, несмотря на утверждение в начале текущего года новых правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования (), даже примерная дата возобновления соответствующей кредитной программы пока не называется.

Еще одной особенностью приемных кампаний последних лет является увеличение количества поступающих в российские вузы иностранцев. Причем эта категория уже давно не ограничивается русскоговорящими гражданами стран постсоветского пространства. "В этом году принимаем примерно на четверть больше иностранцев, чем в прошлом, – рассказал Ярослав Кузьминов. – Растет число студентов из Африки, Латинской Америки, большой приток студентов из Китая, Кореи, Вьетнама. Появляются, особенно на магистерских программах, студенты из западноевропейских стран, из США". По данным Анатолия Торкунова, 60% поступающих в магистратуру МГИМО иностранцев – представители Западной и Центральной Европы. Это, по мнению руководителей вузов, свидетельствует о том, что все они высоко оценивают уровень образования в России, поскольку, во-первых, имеют большой выбор университетов в своих странах, а во-вторых, учатся здесь платно. Стоит отметить, что повышение интереса иностранцев к российскому образованию подтверждается и статистикой Рособрнадзора о количестве заявлений на процедуру признания иностранного образования с целью поступления в российские университеты. В июле текущего года число обращений составило более 3000, что на 17% больше, чем в июле прошлого года. Сложнее всего, по мнению Николая Кудрявцева, приходится иностранцам, поступающим в технические вузы, так как российские школьники к освоению программ в них, в частности физико-математических дисциплин, подготовлены лучше. Это не удивительно, учитывая, что ежегодно россияне становятся победителями международных олимпиад и конкурсов. Из последних результатов – четыре золотых и одна серебряная медаль на 49-й Международной физической олимпиаде, прошедшей в Лиссабоне в конце июля.

Важное значение для развития системы высшего российского образования имеет расширение практики реализации так называемых сетевых образовательных программ, предполагающих получение двух дипломов, причем как с зарубежными университетами (давно устоявшаяся практика), так и с российскими вузами. МГИМО, в частности, реализует ряд таких магистерских программ: "Международный менеджмент в области транспорта нефти и нефтепродуктов" – совместно с РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, "Спортивная дипломатия" – с Российским государственным университетом физической культуры, спорта, молодежи и туризма, "Стратегический менеджмент международных минерально-сырьевых компаний" – с МИСиС (в этом году прошел первый набор на данную программу). МФТИ реализует совместную бакалаврскую программу с РАНХиГС, магистерскую – со Сколтехом. Однако в то же время растет интерес российских студентов к полностью англоязычным программам – к примеру, количество желающих обучаться по открытой в этом году НИУ ВШЭ совместно с Лондонским университетом программе "Прикладной анализ данных" в 1,5 раза превысило запланированное, отметил Ярослав Кузьминов. "Англоязычное образование развивает возможности на глобальном рынке, поэтому студенты предпочитают его бесплатным программам по международным отношениям, бизнес-информатике и т. д.", – пояснил он.

Нельзя не отметить работу вузов по созданию условий для получения студентами практико-ориентированного образования. В МФТИ распределение студентов по кафедрам происходит на третьем курсе, а сделать выбор им помогает посещение базовых предприятий, где впоследствии они будут проводить исследования для написания дипломов и диссертаций, отметил Николай Кудрявцев. МГИМО в этом году расширил перечень корпоративных магистерских программ, финансируемых крупными российскими корпорациями. Кроме того, открывая новые образовательные программы, университет ищет партнеров-практиков для их реализации – например, запущенная в этом году программа "Искусственный интеллект" будет реализовываться в партнерстве с Microsoft, так как специалисты этой компании смогут обеспечить получение студентами необходимого уровня знаний, подчеркнул Анатолий Торкунов. Появление таких программ отражает, разумеется, потребность в подготовке квалифицированных кадров по новым специальностям, появляющимся, в частности, в связи с переходом к цифровой экономике.

Для гуманитарного образования в последние годы характерны два явления. Первое – повышение популярности программ подготовки специалистов в сфере маркетинга, связей с общественностью, межкультурных коммуникаций, медиа, предполагающих получение прикладных гуманитарных знаний, отметил Ярослав Кузьминов. Но в то же время пользуются спросом и узконаправленные специальности. Так, немаленький конкурс в этом году в НИУ ВШЭ был не только на программу "Востоковедение", но и на программы, предполагающие изучение отдельных секторов востоковедения: "Библеистика и история древнего Израиля" и др. Это свидетельствует о постепенном снижении массового интереса только к тем специальностям, которые гарантируют быстрое достижение высокого уровня заработка.

Перспективы развития высшего образования

Глобальные цели и задачи, поставленные перед сферами образования и науки на ближайшие пять лет, обозначены в . Среди них, в частности, – обеспечение конкурентоспособности российского образования на мировом уровне и вхождение России в пятерку ведущих стран мира по научным исследованиям. Методы достижения поставленных целей, надо полагать, найдут отражение в разрабатываемых в настоящее время Правительством РФ национальных проектах в сферах образования и науки.

Между тем у вузов есть ряд предложений о том, в каком направлении должна развиваться система высшего образования. Они обсуждались и на XI съезде союза ректоров с участием Президента РФ Владимира Путина , прошедшем в апреле текущего года, и на встрече с ректорами вузов главы правительства Дмитрия Медведева , состоявшейся 4 июля. К наиболее существенным можно отнести предложения:


***

Как видно, ведущие российские вузы прилагают немало усилий для повышения своей конкурентоспособности как на отечественном, так и на международном рынке образовательных услуг. Поэтому есть основания полагать, что грамотное предоставление государственной поддержки действительно сможет повысить привлекательность обучения и научной работы в России как для молодых и перспективных, так и для уже состоявшихся ученых: не только российских, но и иностранных.

______________________________

Вся информация: основные задачи, список участников и их позиции в мировых рейтингах, текущие результаты реализации программ повышения конкурентоспособности и т. д. – размещена на официальном сайте проекта 5-100 (5top100.ru).


овательная практика
1

Специалист сегодня - это человек, обладающий

высоким уровнем общей культуры;
физическим и психологическим здоровьем;
коммуникативной, организаторской, проективной
культурой;
высоким уровнем развития творческого и критического
мышления;
готовностью к выбору и принятию решения, к постоянному
самосовершенствованию, саморазвитию;
активный, инициативный, самостоятельный, социально
-ответственный

овательная практика
2

В современных условиях…

…должна происходить переориентация со знаниевой
парадигмы подготовки специалиста к иному типу
профессионального образования
с акцентом на:
… самообразование
…самовоспитание
…самоуправление
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
3

Студент

из пассивного объекта обучения должен
превратиться в активного субъекта, который
учится целеустремленно, самостоятельно, зная,
чего хочет добиться в избранной профессии, что
именно, на каком уровне и каким образом должен
изучить, осознать, присвоить.
Весь образовательный процесс в вузе должен
быть ориентирован на выработку активной
позиции курсанта, направленной на поиск и
приобретение знаний и практического опыта, а в
идеале – на выстраивание индивидуальной
стратегии жизненного и профессионального
успеха.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
4

Задачи вузов
подготовка
компетентных
специалистов,
способных к
самореализации и
самоактуализации
формирование и
развитие личностных
и
профессиональных
качеств специалиста
выработка активной
позиции студента,
направленной на:
поиск и приобретение знаний
и практического
опыта
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
проектирование
индивидуальной
стратегии
жизненного
успеха
5

Принципы обучения в высшей школе (М.В. Буланова-Топоркова)

- ориентированность высшего образования на
развитие личности будущего специалиста;
- соответствие содержания вузовского образования
современным и прогнозируемым тенденциям
развития науки и производства;
- оптимальное
сочетание общих, групповых и
индивидуальных форм организации учебного
процесса;
- рациональное применение современных методов и
средств обучения;
- соответствие результатов подготовки
специалистов требованиям, которые
предъявляются конкретной сферой
профессиональной деятельности, обеспечение их
конкурентоспособности.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
6

Принципы обучения в высшей школе

индивидуализации;
субъектности;
осознанной перспективы;
ориентированности на будущую
профессиональную деятельность;
ориентированности на духовнонравственные ценности;
гибкости и динамичности;
творческого подхода;
партнерства и взаимопомощи.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
7

Основные тенденции развития системы высшего образования

- Фундаментализация
- Гуманизация и гуманитаризация (переход от концепции
функциональной подготовки к концепции развития личности);
- Нарастание интеграционных процессов в образовании,
(синергитический подход, нелинейность);
- Интернационализация образования, (нарастание
поликультурности, рост социальной и
профессиональной мобильности,
- Информатизация образования
- Индивидуализация образования (необходимость выстраивания
индивидуальной образовательной траектории);
- Развитие опережающего и непрерывного образования, его
интенсификация;
- Коммерциализация образования (превращение знания в товар.
Развитие рыночных отношений в сфере образования.)
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
8

Фундаментализация системы образования

Фундаментализация высшего образования -
системное и всеохватывающее обогащение учебного
процесса фундаментальными знаниями и методами
творческого мышления, выработанными
фундаментальными науками.
В качестве исходного теоретического положения
фундаментализации образования принимается идея
единства мира, проявляющаяся во всеобщей
взаимосвязи в сфере неживого, живого, духовного.
Единство мира проявляется в единстве культурной,
научной и практической сфер цивилизации и как
следствие в органических связях естественнонаучных, гуманитарных, технических наук.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
9

Гуманизация

предполагает поворот к целостному человеку и к
целостному человеческому бытию;
внедрение гуманных технологий обучения и
воспитания студентов;
обучение на границе гуманитарных и технических
сфер (на границе живого и неживого, материального и
духовного, биологии и техники, техники и экологии,
технологии и живых организмов, технологии и
общества, и т. д.);
междисциплинарность в образовании;
функционирование цикла социально-гуманитарных
дисциплин в вузе как фундаментального, исходного
образовательного и системообучающего;
преодоление стереотипов мышления, утверждение
гуманитарной культуры.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
10

Гуманитаризация

сущность гуманитаризации образования
видится прежде всего в формировании
культуры мышления, творческих
способностей студента на основе глубокого
понимания истории культуры и
цивилизации, всего культурного наследия.
Вуз призван подготовить специалиста,
способного к постоянному саморазвитию,
самосовершенствованию, и чем богаче
будет его натура, тем ярче она проявится в
профессиональной деятельности
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
11

Нарастание интеграционных процессов в образовании

дифференциация наук сочетается с интегративными процессами,
синтезом научных знаний, комплексностью, переносом методов
исследования из одной области в другую;
только на основе интеграции выводов частных наук и результатов
исследований специалистов разных областей знания возможно
всестороннее системное освещение научной проблемы;
-науки становятся все более точными благодаря широкому
использованию математического аппарата;
-сокращается разрыв между появлением научной идеи и ее
внедрением в производство;
- сегодня научные достижения являются результатом коллективной
деятельности, объектом общественного планирования и
регулирования;
исследование объектов и явлений ведется системно, комплексно;
целостное - исследование объектов способствует формированию
синтетического мышления.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
12

Интеграция - определяющая тенденция познавательного процесса

Такой подход предполагает прежде
всего многомерность и единство
образования, одновременное и
равновесное функционирование трех
его компонент: обучения,
воспитания, творческого развития
личности в их взаимосвязи и
взаимообусловленности.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
13

Синергетика - новое междисциплинарное научное направление

общность закономерностей и принципов
самоорганизации самых разных сложных
макросистем - физических, химических,
биологических, технических, экономических,
социальных.
Современная научная картина мира и достижения
синергетики открывают широкие возможности для
моделирования образовательных процессов с
помощью методов и подходов, традиционно
применявшихся к естественным и точным наукам.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
14

Междисциплинарные связи и интегрированные курсы

учебно-междисциплинарные прямые
связи;
исследовательскомеждисциплинарные прямые связи;
ментально-опосредованные связи;
опосредованно-прикладные связи.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
15

Нелинейный образовательный процесс:

наличие в учебном плане дисциплин по выбору,
возможность участия каждого студента в формировании
своего индивидуального учебного плана;
выполнение таких функций преподавателями как
консультант, тьютор, эдвайзер, призванных оказывать
помощь студентам в выборе образовательной траектории, в
частности, в выборе изучаемых дисциплин;
использование в учебном процессе новых информационных
технологий – обучающих программ, сайтов преподавателя,
форумов, чатов и т.д.;
методическое обеспечение учебного процесса в печатной и
электронной формах;
использование балльно-рейтинговой оценки успеваемости
студентов и др..
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
16

Интернационализация образования

наличие интеграционных процессов в
современном мире,
интенсивное взаимодействие между
государствами в разных сферах
общественной жизни.
образование из категории национальных
приоритетов высоко развитых стран
переходит в категорию мировых
приоритетов.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
17

Информатизация образовательного процесса

1. Компьютерные обучающие программы (электронные
учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные
практикумы, тестовые системы).
2. Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий,
построенные с использованием персональных
компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических
дисках.
3. Интеллектуальные и обучающие экспертные системы,
используемые в различных предметных областях.
4. Распределенные базы данных по отраслям знаний.
5. Средства телекоммуникации, включающие в себя
электронную почту, телеконференции, локальные и
региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.
6. Электронные библиотеки, распределенные и
централизованные издательские системы
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
18

Индивидуализация образования

необходимость выстраивания
индивидуальной образовательной
траектории
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
19

Индивидуальная траектория профессионального развития

– это персональная стратегия профессионального
роста студента, совершенствования его
личностных качеств, формирования
профессиональных компетенций, выстраиваемая
на основе осознания и субъективации
профессиональных целей, ценностей, норм, а
также признания уникальности личности и
создания условий для реализации ее потенциала.
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
20
20

Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
21
21

Взаимодействие сред
личностная
среда
студента
личностна
я
среда
студента
личностна
я
среда
студента
личностная
среда
студента
образовательная среда
учебной группы
образовательная среда
факультета
образовательная
среда вуза
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
22
22

Технология педагогического проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития

Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика
23
23

Спасибо
за
внимание!
Воспитание как гуманитарная образ
овательная практика

В настоящее время в нашей стране происходят серьезные изменения в разных общественных сферах. Происходит переоценка ценностей, модернизируется общественное сознание.

Основные тенденции развития образования тесно связаны с подобными явлениями и процессами.

Цели модернизации

Так как практически треть россиян учится, систематически повышает свою квалификацию, учит кого-то, сложно переоценить важность реформирования образования.

Основные тенденции развития современного образования предполагают:

  • создание требуемых условий для формирования гармонически развитой личности;
  • запуск механизмов, которые способствуют саморазвитию подрастающего поколения;
  • преемственность в образовании;
  • придание учебной деятельности социальной значимости.

Основой современной политики изменения образовательной структуры является построение образовательной деятельности на личностно-ориентированном методе.

Основные принципы изменения содержания образования

Рассмотрим основные тенденции развития образования в России. Они базируются на нескольких принципах.

Так, демократизация отечественной образовательной системы предполагает активное участие местной и государственной власти в управлении ОУ. Учителя получили право на творчество, демонстрацию собственного педагогического опыта.

Благодаря альтернативности и вариативности отечественного образования можно уходить от классической образовательной системы к разнообразным инновационным методикам, обеспечивающим альтернативные способы получения образования.

Наблюдаются и такие тенденции развития системы образования, которые способствуют его открытости, доступности. Именно благодаря открытости в настоящее время наблюдается раскрепощение, освобождение образования от внутренних догм, его гармоничное объединение с культурой, политикой, обществом.

Гуманизация образования

Она заключается в преодолении главного порока классической школы - обезличенности. Современные тенденции развития образования направлены на уважительное отношение к индивидуальности ребенка, взаимодействие с ним на доверительных условиях, учет его интересов и запросов.

Гуманизация предполагает серьезный пересмотр педагогикой и обществом отношения к подрастающему поколению, имеющему определенные отклонения в физическом и психическом развитии.

Основные тенденции развития образования направлены на раннее выявление одаренных и талантливых детей, выстраивание для них индивидуальных образовательных траекторий развития. Педагог выполняет функцию наставника, помогает ученикам преодолевать появляющиеся трудности, корректировать путь саморазвития и самосовершенствования.

Дифференциация образовательного процесса

Современные тенденции развития образования предполагают выделение двух фундаментальных задач:

Среди тех особенностей, которые необходимо отметить в российском образовании, выделим его непрерывность.

Подобные тенденции развития образования способствуют многомерному движению отдельной личности в образовательной деятельности.

Пути и направления развития образования в РФ

В отечественной системе образования проявляются противоречивые и сложные процессы. При глубоком реформировании и развитии содержания прослеживается существенное отставание по финансово-экономическому, материально-техническому, кадровому обеспечению.

Среди важнейших направлений отмечаются:

  1. Сохранение и укрепление гармоничности образовательной системы с учетом региональных, экономических, национальных интересов народов и регионов.
  2. Реформирование отечественного образования.
  3. Переподготовка квалифицированных кадров.
  4. Правовое и нормативное обеспечение развития и функционирования образовательной системы.

Пути решения

Для обновления отечественного образования необходимо проведение единой целевой системы планирования учебных программ, развития и функционирования методических центров. На основе базисного федерального плана осуществляется создание региональных планирований.

Также среди тенденций современности необходимо отметить структурную перестройку содержания образования по полной вертикали, начиная с детских дошкольных учреждений, заканчивая послевузовским образованием.

Отдельное внимание уделяется специальному образованию. В связи с увеличением количества больных детей осуществляется работа с ребятами, имеющими серьезные ограничения в физическом здоровье.

Министерством образования РФ разработан национальный проект, согласно которому осуществляется дистанционное обучение школьников, имеющих ограничения по состоянию физического здоровья. В рамках данного проекта ребенок и педагог обеспечиваются компьютеризированным рабочим местом, обучение осуществляется через "Скайп".

Высшая школа

Основные тенденции развития высшего образования связаны с развитием научного потенциала, укреплением значимости вузовской науки, решением задач подготовки квалифицированных кадров для осуществления инновационной работы.

Высшее профессиональное образование осуществляется на основе профессионального среднего либо полного (среднего) образования по специальным программам. В РФ существует следующая структура высшего образования:

  • образовательные государственные стандарты;
  • программы;
  • проектные, научные, культурно-просветительные организации;
  • научные центры, обеспечивающие существование и совершенствование высшего образования;
  • университет, институты, академии.

Согласно ФЗ, в качестве видов высших учебных заведений РФ установлены следующие: академия, университет, институт.

После присоединения нашей страны к Болонской декларации в высшей школе наблюдаются существенные реформы. Помимо изменения парадигмы образовательной системы, активизировалось управление качеством и эффективностью образования, на практике реализуется идея непрерывного образования.

Подведем итоги

Главные направления изменения отечественной образовательной системы отмечены в Законе «Об образовании РФ». Существенное значение в модернизации содержания образования внесли федеральные образовательные стандарты нового поколения.

Они не только характеризуют базовый уровень содержания российского образования, но и являются базой оценки уровня подготовленности подрастающего поколения.

При переходе от предметного центризма к отдельным образовательным областям в полной мере осуществляется личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

В ближайшее время, к примеру, в начальном образовании предусмотрены существенные изменения основных приоритетов.

Центральное место занимает развивающее обучение, проектная и исследовательская деятельность младших школьников.

В ОУ на начальной ступени появился курс «Окружающий мир», который способствует социализации школьников, направлен на формирование позитивного отношения к живому миру, среде. В настоящее время разрабатывается шестилетняя программа начальной школы.

В естественнонаучных дисциплинах происходит отход от абстракций, переход на прикладную направленность.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Татьяна Тимофеевна КАПЕЗИНА

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Философия и социальные коммуникации» Пензенский государственный университет 440026, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, 40 E-mail: [email protected]

Рассмотрены проблемы образовательного процесса в современной России, роль образования как части стратегии общего национального развития. В результате комплексного исследования рынка образовательных услуг России, проведенного фондом «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», было выявлено шесть устойчивых и ярко выраженных тенденций развития российского высшего образования. Это: массовизация высшего образования; рост доли платного образования; переход к «гибким» специальностям; интернационализация; появление новых форм образования; смена образовательных технологий. Более подробно рассмотрены тенденции массовизации высшего образования и роста доли платного образования. Проведен сравнительный анализ статистических данных 1993 и 2015 гг. по численности студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Также были проанализированы данные по числу высших учебных заведений, как государственных, так и негосударственных. По результатам анализа сделаны выводы.

Ключевые слова: непрерывное образование; массовизация высшего образования; интернационализация; «гибкие» специальности

Высшая школа занимает свое ведущее место в системе непрерывного образования. Она прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой, технологией и культурой общества в целом. Поэтому ее развитие является важной составной частью стратегии общего национального развития.

Вступая в XXI век, необходимо четко и осознанно представлять, какими должны быть высшее профессиональное образование и специалисты, выпускаемые высшей школой.

В последние годы в выступлениях и публикациях российских ученых и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особое место занимает проблема образования. При этом особое внимание в любых дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску новых тенденций развития системы образования, более адекватных современной ситуации.

Какие тенденции развития системы образования можно выделить в начале XXI века? В 2005 г. фондом «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» было проведено комплексное исследование рынка образовательных услуг России. Одной из задач дан-

ного исследования было выявление основных тенденций развития высшего профессионального образования в Российской Федерации. В результате исследования было выявлено шесть устойчивых и ярко выраженных тенденций развития российского высшего образования. Это: массовизация высшего образования; рост доли платного образования; переход к «гибким» специальностям; интернационализация; появление новых форм образования; смена образовательных технологий. Рассмотрим более подробно некоторые из них .

О массовизации высшего образования можно судить по статистическим данным. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 1993 г. число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, составило 2613 тыс. человек, а в 2009 г. - уже 7419 тыс. человек, то есть их число за 15 лет увеличилось почти в три раза .

Необходимо отметить, что в настоящее время в России из года в год число выпускников общеобразовательных школ уменьшается, что обусловлено резким спадом рождаемости в начале 1990-х гг. Численность выпускников школ в значительной мере определяет прием на первый курс в образовательные учреждения профессионального об-

2016. Т. 2, вып. 4 (8)

разования. С 2010 г. последствия демографического спада начинают влиять и на вузовскую сферу . Число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, с 6,3 млн человек в 2012 г. уменьшилось до 5,5 млн человек в 2015 г. Тем не менее, если сравнивать данные статистики 1993 и 2015 гг., то число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, увеличилось в два раза .

Если посмотреть данные статистики по числу вузов, то их количество с 1993 по 2008 г. увеличилось: государственных и муниципальных - с 548 до 660, негосударственных - с 78 до 474. По данным Минобр-науки, к началу 2014/2015 учебного года в России насчитывалось 593 государственных и 486 негосударственных высших учебных заведений, которые имеют соответственно 1376 и 682 филиала. Проанализировав данные по числу высших учебных заведений в 1993 и 2014 гг., можно сделать вывод, что если число государственных и муниципальных вузов увеличилось не так значительно, с 548 до 593 вузов, то число негосударственных вузов увеличилось с 78 до 486 вузов, не считая филиалов .

В интервью журналистам газеты «Коммерсантъ» глава министерства Д. Ливанов пояснил, что в СССР вузов и филиалов было в пять раз меньше. «Произошло это потому, что в 1990-е гг. возникло огромное количество негосударственных вузов. К сожалению, те мониторинги качества образования, которые мы провели, показали, что далеко не все из них дают качественное образование. В целом ряде случаев это просто контора по продаже дипломов без налаженного учебного процесса, без квалифицированного преподавательского состава и так далее» .

В связи с этим концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. предусматривает сокращение количества вузов на 40 %, а их филиалов - на 80 %. По словам министра, слабым вузам Минобрнауки «объявило войну». «И я абсолютно убежден в том, что ее выиграем в течение короткого времени», - отметил чиновник .

Причины роста популярности высшего образования кроются в увеличении числа рабочих мест, требующих хорошей подготовки, а также большей мобильности челове-

ка с высшим образованием по сравнению с людьми с начальным или средним образованием. К тому же в последнее время выросло значение социальной функции высшего образования. Оно стало тем минимумом, который необходим для профессионального и карьерного роста.

Что касается платного образования, то косвенным свидетельством роста доли платного образования является увеличение числа студентов, обучающихся в негосударственных коммерческих вузах. В России сложилась следующая ситуация. Во-первых, платное образование хотят получить несколько категорий граждан: те, кто не смог или просто не надеется на свои силы и возможности поступить на бюджетные места, и те, кто получает второе или последующее высшее образование. Во-вторых, образовалось два класса высшего образования: элитное образование с высоким качеством услуг и массовое высшее образование. Последнее относительно доступно для широких слоев населения. Возможность же получить высококачественное образование для большей части населения остается очень низкой. Даже в случае обучения за счет средств государственного бюджета слишком высокой остается стоимость проживания в мегаполисах, а ведь именно там находится большинство элитных вузов.

Тем не менее, наблюдается рост доли платного образования, который происходит в основном в сфере массового высшего образования. Это происходит за счет повышения значимости высшего образования в современном российском обществе и за счет повышения доступности такого образования.

Тенденция перехода к «гибким» специальностям связана с тем, что рынку труда сейчас требуются «гибкие» специалисты для выполнения работы, требующей знаний из совершенно разных отраслей и навыков, которые необходимы для быстрой смены различных видов трудовых операций. Компаниям не требуется человек с фундаментальным и комплексным высшим образованием, им требуется специалист, способный выполнять те или иные технические операции и умеющий контролировать их качество. Проще говоря, организациям нужны «практики», а не «теоретики». По мнению многих работодателей, студент в процессе своего обучения в

вузе должен приобрести общие навыки работы в определенной области и способность быстро осваивать профессиональные квалификации.

Таким образом, можно сказать, что рынок труда требует от системы высшего профессионального образования подготовки «гибких» специалистов.

Для развития высшего профессионального образования необходима смена образовательных технологий. Экономическая и социальная реальность современного мира требуют изменения способов преподавания. Как уже отмечалось ранее, сегодня организациям требуются такие выпускники высших учебных заведений, которые не просто имеют комплексные теоретические знания по своей специальности, но и могут успешно применять эти знания на практике, решая соответствующие производственные, организационные и управленческие задачи, принимая различные решения и контролируя всевозможные процессы. Пассивная передача теоретических сведений и проверка памяти на экзаменах как методы преподавания уже давно изжили себя.

В США система высшего образования среагировала на запросы рынка труда тем, что преподавание там стало пониматься не как простая передача уже известных фактов, а как создание перед студентом ситуаций, требующих от него размышления и поиска решений, что привело бы к наращиванию практического опыта.

В России же до сих пор основной технологией обучения остается лекционно-семинарская. Преподаватель чаще всего выступает на лекциях в качестве простого «пересказчика», который затем проверяет на семинарах и экзаменах, как студент запомнил ту или иную информацию. Наиболее развитые университеты мира уже перешли от повествовательных методов обучения к дея-тельностным. Этого требует и современное российское общество.

Итак, тенденции развития рынка образовательных услуг, выявленные в России, характерны, в целом, для всего мира. Однако следует отметить характерное, впрочем, для большинства сфер деятельности отставание развития российской системы образования от общемировой на десять-тридцать лет. Это

относится и к появлению «гибких» специальностей и новых форм образования, и к внедрению новых образовательных технологий. По уровню же массовизации и коммерциализации высшего образования российские показатели вполне соответствуют общемировым. На сегодняшний день российское высшее профессиональное образование находится на периферии мирового рынка, что подтверждается международными рейтингами. Для того чтобы занять лидирующие позиции на мировом рынке образовательных услуг, необходимо приложить массу усилий и значительно модернизировать всю систему высшего образования.

Список литературы

1. Галушкина М., Княгинин В. Массовое, гибкое и интернациональное. URL: http://csr-nw.ru> files/csr/file_category (дата обращения: 07.03.2016).

2. Россия в цифрах-2015: краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2015. 543 с.

3. Семенов А.А., Гуртов В.А. Прогнозирование численности студентов в вузах России // Высшее образование в России. 2010. № 6.

1. Galushkina M., Knyaginin V. Massovoe, gibkoe i internatsional"noe . Available at: http://csr-nw.ru>files/csr/ file_category (accessed 07.03.2016).

2. Rossiya v tsifrakh-2015 . Moscow, Rosstat Publ., 2015. 543 p. (In Russian).

3. Semenov A.A., Gurtov V.A. Prognozirovanie chislennosti studentov v vuzakh Rossii . Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2010, no. 6. (In Russian).

4. Minobrnauki ob"yavilo voynu slabym vuzam . Kommersant" , 2015, 27 March. (In Russian).

2016. Т. 2, вып. 4 (8)

TENDENCIES OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT

Tatyana Timofeevna KAPEZINA

Associate Professor, Head of Philosophy and Social Communications Department

Penza State University

40 Krasnaya St., Penza, Russian Federation, 440026

E-mail: [email protected]

The problems of educational process in modern Russia, the role of education as a part of general national strategy development are considered. At the result of complex research of educational services market in Russia, carried out by the fund "Centre of strategy development "North-West", six stable and marked tendencies of development of Russian higher education are revealed. They are: massification of higher education; growth of fee-based education; transit to "flexible" specialities, internationalization; the new forms of education appearance; the change in educational technologies. The tendencies of massification of higher education and growth of fee-based education are considered. The comparative analysis of statistic data in 1993 and 2015 according to the amount of students, having education in higher educational institutions are considered in detail. The data on the amount of higher educational institutions both state and non-state are analyzed. According to the results of analysis, the conclusions are made.

Key words: continuing education; massification of higher education; internationalization; "flexible" specialities

Информация для цитирования:

Капезина Т.Т. Тенденции развития российского высшего образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2016. Т. 2. Вып. 4 (8). С. 38-41.

Kapezina T.T. Tendentsii razvitiya rossiyskogo vysshego obrazovaniya . Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2016, vol. 2, no. 4 (8), pp. 38-41. (In Russian).