Краткий конспект на тему научный комплекс. Научный комплекс — Гипермаркет знаний

Тема урока: Научный комплекс России

Тип урока: комбинированный

Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие технополис. Развивать умение работать с текстом, картой.

Оборудование: политико-административная карта России, атлас 9 класс, учебник географии 9 класс.

Ход урока

1.организационный момент

2.целевая установка

3.проверка домашнего задания

Межотраслевые комплексы – это группы отраслей, связанных в блоки, выполняющих общую народнохозяйственную функцию

Назовите межотраслевые комплексы России и определите хозяйственные функции каждого комплекса по табл 14 с57

Учащиеся перечисляют МОК: научный, военно-промышленный, машиностроительный, топливно-энергетический, металлургический, химико-лесной, агропромышленный, инфраструктурный

Перечисляют хозяйственные функции.

4. Изучение нового материала.

Мы живем в век НТР, когда значение научных знаний резко возрастает.

Сколько составляло число занятых в научном комплексе России в 1990 году?

В 1990 году около 3,5 млн. чел., из которых непосредственно научным исследованием занималось около 1 млн ученых, или около 18% научных работников мира.

Назовите проблемы научного комплекса

1.Сокращение числа научных организаций

2.слабое финансирование

3.сокращение численности работающих в науке

4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж

Перечислите состав научного комплекса

1.академческий сектор

2.сектор вузовского образования

3.предпринимательский сектор

4.отраслевой сектор

5.заводской сектор

По таблице15 определите изменение числа организаций, выполняющих исследования и разработки с 1992 по 2007 год.

Общая численность уменьшилась. Особенно уменьшилось число конструкторских бюро, проектных организаций

По таблице16 определите изменение персонала, занятого исследованиями и разработки с 1992 года по2007 год

Численность ученых сократилась почти в 2 раза. В 2 раза сократилось численность исследователей, 2,5 раза - техников.

Какова география российской науки?

Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях

Почему основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях?

Перечислите крупнейшие центры науки и образования России.

Это объясняется множество причин.

1. Исторический - первоначально учреждения науки в России создавались в столичных городах

2.в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок

3.для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются

Москва, Санкт-Петербург

Вывод: научный комплекс России размещается крайне неравномерно.

Технополисы

Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов. Что такое технополис?

Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предприятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие. В технополисах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро внедрять в жизнь научные достижения (изобретения)

Вывод: технополис – это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями.

5.Закрепление

1.Назовите секторы научного комплекса?

2.Какие сектора включают наибольшее число ученых? (отраслевой и заводской)

3.Как изменилась численность ученых в период перестройки экономики?

4.Назовите наукоемкие отрасли промышленности? (машиностроение, химическая, цветная)

5.Что такое технополис?

6.Домашнее задание: параграф 16, вопросы стр 93.

Научный комплекс России сейчас переживает непростой период. Начиная с эпохи перестройки, его структуры непрерывно реорганизуются, упраздняются, реформируются, оптимизируются - в зависимости от актуальных проблем в стране и обществе и компетенции тех руководителей, которые призваны эти проблемы решать.

и специфика ее развития

Современная научная сфера, как и любая социально ориентированная система, полна коллизий и структурных противоречий. При этом значительное влияние на развитие научного потенциала государства оказывает экономическая политика, реализуемая Правительством. По мнению отдельных аналитиков, системный кризис, выбивший из колеи многие, в том числе и высокоразвитые страны, рикошетом задевает научный комплекс России. Но есть повод для оптимизма - благодаря мощному внутреннему потенциалу наша страна всегда преодолевала кризисные периоды, в том числе и в прогрессивных направлениях.

Развитие науки в России осуществлялось скачкообразно, ведь страна то отражала нашествие «незваных гостей», то спешно восстанавливалась после войн и разрушений, то переживала внутренние потрясения - революции, реформы. Особым образом всегда выстраивала свою работу Российская Академия Наук - в зависимости от существовавшего в стране «дисбаланса» сил и возможностей, который следовало устранить. Взглянув назад, мы можем заметить, что проблемы научного комплекса России зародились не сегодня, но нам нужно их решать - планомерно и сообща.

Научный комплекс страны: структура и функции

Ключевые функции науки - это прогнозирование прогрессивных направлений, экспертиза результатов работ и разработка фундаментальных и прикладных исследований как основной курс в деятельности научного сообщества.

В состав научного комплекса входят все организации, которые в той или иной мере работают на перспективу и «во благо родной страны». Научный комплекс России представляет собой цельное образование, состоящее из различных областей, создающих новые технологии и продуцирующих новые знания. На территории Центрального региона нашей страны сосредоточена половина всех научно-исследовательских организаций, трудится до 70 % численности персонала (исследователи - лица с высшим образованием, кандидаты и доктора наук) и осуществляется до 75 % внутренних затрат на реализацию научных исследований.

Нормальное и результативное функционирование научных отраслей невозможно без постоянного наращивания научно-технического потенциала, прогресс которого зависит от объемов финансирования из бюджетов всех уровней, - об этом свидетельствует мировая практика. Проблемы науки тесно связаны с проблемами экономики. По мнению директора Института экономических стратегий Б. Н. Кузыка, экономика знаний на сегодняшний момент становится стержневой в стратегиях развития ведущих государств мира, а для нашей страны это вызов времени.

Научный потенциал современной России: развитие новых исследовательских направлений

Основная задача, стоящая перед «ведущими умами» - развитие науки в России, создание и рациональное ведение программно-целевого планирования, являющегося научным базисом управления развитием всех систем, входящих в научный комплекс России.

Благодаря долгосрочным научно-техническим прогнозам, а также результатам комплексного мониторинга научно-технического потенциала страны (оценка возможностей отдельных научных организаций решать поставленные проблемы) был разработан специальный перечень приоритетных направлений научно-инновационного развития и детально прописаны механизмы их реализации.

К новейшим научным областям относятся прорывные технологические направления: нано- и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, производство новых материалов, а также сферы научно-промышленного комплекса, позволяющие синтезировать базовые технологии и достижения по названным направлениям. Благодаря освоению новых технологических укладов наша страна может существенно преуспеть при переходе на новый уровень развития, ведь мировые радикальные перемены в экономической и социальной сферах планируются уже к 2020-2025 гг.

Научно-технический комплекс: приоритетные направления деятельности

Научно технический комплекс опирается на прогнозы, касающиеся перспективного развития науки и техники в интересах обороны, безопасности и эффективного развития промышленных технологий в России. В своей деятельности этот комплекс осуществляет рациональное планирование работы и обоснованное управление накопленными научно-техническим и производственно-технологическим потенциалами всех видов промышленности.

Прикладными задачами научно-технической сферы деятельности, которые сейчас - в сложный период становления многополярного мира - стоят во главе угла, являются:

  • формирование концепции военно-технической политики, научное и перспектив глобального развития современного вооружения (на 10-25 лет);
  • анализ базовых и критических военных технологий иностранных государств и формирование перечня задач по повышению возможностей собственной военной техники;
  • проведение системного проектирования систем вооружения в интересах обеспечения их сбалансированного развития;
  • создание проектов государственной программы вооружения и формирование государственного оборонного заказа, соответствующего новым экономическим условиям, на перспективный период;
  • планомерное осуществление в период до 2020 года качественного перевооружения Вооруженных Сил РФ, других родов войск, воинских формирований и органов (с опорой на потенциал ядерного сдерживания и сил общего назначения).

Научно технологический комплекс и проблемы его работы

Научно-технологический комплекс опирается на наукоемкие технологии и тесно взаимосвязан с экономической отраслью. В связи с тем, что в XXI веке возрастает спрос на генерацию знаний, эффективность инноваций и высокоточных разработок, окупающихся со стороны экономики, усилия ученых и инженеров направлены на преодоление фрагментарности и обособленности уже созданной инновационной инфраструктуры:


Традиционно «сильные» стороны научно-технологического комплекса России - ядерные и лазерные технологии; значительных успехов добились наши ученые в разработке и применении технологий новых материалов, двигательных установок. Требуют значительного вложения сил и средств для достижения мирового уровня микро-, нано-, радио- и оптоэлектронные, компьютерные технологии, в значительной мере устаревает и требует современной замены промышленное оборудование. Упомянутые приоритетные технологические разработки получают поддержку со стороны заинтересованных сторон - по большей части, конечно, государства (так называемые, ФЦП - федеральные целевые программы).

Научно образовательный комплекс: реформы и коллизии

В настоящее время понятие «научно-образовательный комплекс» обозначает совокупность организаций высшей школы, которые занимаются разнонаправленной деятельностью: собственно образовательной, научно-исследовательской, научно-технической и инновационной. Сюда же можно отнести сетевые сообщества вузов-партнеров, научно-образовательных центров, академических институтов.

Научно-образовательный комплекс страны - это «кузница кадров», ныне рассматриваемая как компонент рыночной экономики, «субъект рыночных отношений», производитель и поставщик научных, образовательных, инновационных продуктов, товаров и услуг. Современный экономический курс страны, соответственно, требует от него своевременного реагирования и подготовки «узких» специалистов «широкого профиля», то есть людей, не обремененных «знаниями, умениями, навыками», но обладающих «компетенциями» и являющихся «мощными источниками инновационных идей, технологий, проектов».

К сожалению, требования, выдвигаемые к системе образования, а также процессы, вызванные некомпетентным процессом реформирования, ничего, кроме сожаления, не вызывают. Уровень подготовки специалистов (которые, впрочем, впоследствии не идут работать по специальности) крайне низок. Конечно, такое состояние было сформировано не за один год, но создавалось планомерно. Уже со школьной скамьи в вуз приходят неподготовленные абитуриенты (но с высшим баллом по ЕГЭ!), а с таким «запущенным» вариантом сложно «выдать» что-то инновационное.

Что необходимо сделать, чтобы научно-образовательные кадры страны были качественно подготовлены? Образование является важнейшим элементом построения фундамента инновационной экономики. На современном этапе необходимо уделять должное внимание подготовке реально мыслящих, квалифицированных специалистов, разбирающихся в особенностях социально-экономической обстановки Нужно признать, что работа «эффективных менеджеров» не имеет никакого отношения к реальности, что их следует менять на специалистов, знающих особенности работы в своей области на всех уровнях, причем делать это на государственном уровне. Также необходимо уделить внимание системе непрерывного образования, в том числе послевузовскому и повышению квалификации, соответствующему обеспечению учебной литературой и организации доступа к источникам информации обучающихся всех ступеней.

Научно промышленный комплекс: приоритеты и перспективы

Научно промышленный комплекс страны как совокупность видов экономической деятельности народного хозяйства тесно связан с деятельностью отдельных производственных комплексов, разделенных в соответствии с критериями отраслевой принадлежности:

  • аграрно-промышленным;
  • оборонно-промышленным;
  • аэрокосмическим;
  • атомным, топливно-энергетическим;
  • высокотехническими производствами химико-фармацевтической, микробиологической и химической отраслей; научным приборостроением, производством сложного ;
  • строительно-производственным, и т. д.

Оптимальным итогом устойчивого развития является интеграция комплексов научных организаций и промышленных предприятий с использованием потенциала научно-технического сегментирования. Такая структура позволяет постепенно перейти к изменению механизмов научного поиска и передового инженерно-технического творчества, сделать их максимально адаптированными к нуждам действующих промышленных предприятий. Созданные по такому типу кластеры научных организаций (типа НИЦ «Курчатовский институт») и промышленных предприятий (атомно-энергетический кластер) по критерию инновационности способны обеспечивать выбор оптимальных параметров и циклов процессов модернизации научно-промышленного комплекса страны.

Распространение современных информационно-коммуникационных технологий позволит расширить сферу высокотехнологичных услуг на гуманитарные области - здравоохранение, образование, финансовый сектор.

Научно исследовательский комплекс: высокие материи и земные недра

Научно-исследовательский комплекс объединяет организации, которые ведут экспериментальную работу по получению новых знаний, их применению и практическому использованию при создании нового продукта - изделия или технологии.

Как правило, такие организации носят название «научно-исследовательский институт», но в комплекс также входят архивы, различные научные и информационные центры, территориальные опытные экспедиции, отраслевые отделы, секции и службы, научно-производственные объединения и лаборатории, а также обсерватории, ботанические сады, ветеринарные станции, отдельные экспериментальные образцы (например, Международный термоядерный экспериментальный реактор).

Научная работа, апробация, испытания в данных организациях проходят на специальном оборудовании. Так, например, научно-исследовательский флот России как важнейшая составная часть системы обеспечения национальной безопасности государства в сфере изучения, освоения и использования минеральных ресурсов Мирового океана применяет для своей работы соответствующие суда, оснащенные необходимым оборудованием и приборами.

Реформирование Российской Академии Наук

Создание Академии наук - прямое свидетельство реформаторской деятельности Петра I и Екатерины I (1725 г.), направленной на укрепление экономической и политической независимости России. Император высоко оценивал потенциал научной мысли, значимость качественного образования и культуры для процветания государства. Создаваемая Академия первоначально объединяла функции научно-исследовательского и учебного заведения (университет и гимназия). В дальнейшем - на протяжении почти трех веков - научная работа Академии служила делу преумножения потенциала страны. Достаточно упомянуть имена таких известных ученых, трудившихся в ее стенах, как Л. Эйлер, М. В. Ломоносов, С. П. Паллас, К. Г. Разумовский.

«Провалы» в деятельности РАН начались с конца XVIII века, когда ее стали критиковать за излишнюю увлеченность теоретическими разработками, самоизолированность, оторванность от насущных проблем страны и в целом - «бесполезность». А в 1870-80-х гг. Академия привлекла к себе внимание общественности в связи с отказом наградить академическими премиями выдающихся ученых И. Мечникова, И. Сеченова и Д. Менделеева. Зазвучали обвинения в «антирусской» направленности деятельности этой научной структуры.

После Революции сосредоточила свои усилия на инженерных и прикладных исследованиях - все достижения народного хозяйства создавались под ее руководством. Однако в период с 90-х гг. прошлого века и по настоящее время Российская Академия Наук переживает состояние перманентного кризиса. Ее структуры то расширяются и начинают работать, то вдруг упраздняются.

С 2013 г. наступило время глубоких реформ и реорганизации РАН. Суть проводимой реформы, по словам Д. А. Медведева, - «дать возможность учёным заниматься прежде всего наукой и исследованиями и избавить их от несвойственных функций управления имуществом и коммунальным хозяйством». Однако научное сообщество резко осудило те механизмы, которые предложило Правительство, ведь они «навязываются в радикальной и разрушительной форме». Так, предлагается реорганизация, а на деле - необоснованное объединение различных структур РАН, которое в итоге приведет научный комплекс России как «самоорганизующуюся» систему к краху.

В Открытом письме к В. В. Путину академик Ж. Алфёров отмечает те выдающиеся достижения, которые появились в нашей стране благодаря РАН: «создание ядерного щита; атомной энергетики и атомного флота; освоение космоса и Северного морского пути; Сибири и Дальнего Востока с организацией там новых научных центров; радиолокация и полупроводниковая «революция» и многие другие». Эффективное реформирование необходимо, но только при содействии ведущих ученых и прозрачном принятии решений внутри структуры - вот основная идея протеста, зародившегося в июле 2013 г.

Проблемные области в жизни современной российской науки и образования

Основная задача научного сообщества - оказание полноценной экспертной поддержки государству по приоритетным направлениям. Явными проблемами, которые выделяются на фоне современного развития научного комплекса России, стали:

Экономические просчеты, проникновение в управленческие круги недобросовестных «эффективных менеджеров», коррупция в создаваемых организациях (например, фонд «Сколково»);

Деструктивные механизмы реформирования науки и образования, в частности предложенной реформы РАН, перспективы разрушения научного потенциала институтов РАН и страны в целом;

Корпоративно-административное лоббирование научных разработок и поголовная коммерционализация;

Наряду с нецелевым использованием средств есть недостаток финансирования высокотехнологичных исследований.

Таким образом, решать проблемы науки - это дело не одних лишь ученых, но и аналитиков, экономистов, государственных служащих.

Тест: «Научный комплекс России» 1 вариант.

    Как изменилась численность ученых в 90-ые годы?

А) сократилась; Б) увеличилась.

2. Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?

А) Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.

Б) Столичные города.

В) Находятся предприятия, которые используют научные разработки.

3. Центр Уральского отделения РАН:

А) Уфа; Б) Челябинск; В) Екатеринбург.

4. В каком регионе России наблюдается концентрация технополисов?

А) Подмосковье; Б) Урал; В) Сибирь.

5. Где воплощаются научные идеи технополиса?

А) в научном центре; Б) на опытном предприятии; В) в промышленности.

6. Закрытый город Арзамас – 16, теперь можно найти на карте как:

А) Заречный; Б) Саров; В) Лесной.

А) Технический Б) Медицинский В) Государственный

8. Государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова находится:

А) в Ульяновске; Б) в Казани; В) в Самаре.

Тест: «Научный комплекс России» 2 вариант.

    Общее число занятых в научном комплексе составляет:

А) 4 млн. чел.; Б) 3,5 млн. чел.; В) 5 млн. чел.

2. Институт Арктики и Антарктики находится в:

А) Москве; Б) Мурманске; В) Санкт-Петербурге.

3. Вершиной Научного комплекса является:

А) отраслевой сектор; Б) сектор вузовского образования; В) академический сектор.

4. Центр Дальневосточного отделения РАН:

А) Новосибирск; Б) Владивосток; В) Екатеринбург.

5. Где разрабатываются научные идеи технополиса?

А) в научном центре; Б) на опытном предприятии; В) в промышленности

6. Закрытые города занимаются главным образом:

А) космическими разработками; Б) медицинскими технологиями;

В) созданием и совершенствованием вооружения

7. Какой университет есть в Самаре и Казани, но отсутствует в Ульяновске?

А) Технический Б) Архитектурно – строительный В) Сельско-хозяйственный

8. Государственный аэрокосмический университет им. С. П. Королёва находится:

А) в Ульяновске; Б) в Казани; В) в Самар

География научного комплекса. Основная часть научных учреждений сосредоточена в крупных городах и агломерациях. Причины: Кооперация научных учреждений для организации исследований. Потребители Научных разработок расположены в крупных городах. Историческая.

Слайд 10 из презентации «Научный комплекс России» . Размер архива с презентацией 2478 КБ.

География 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Изумрудный город Новосибирск» - Академгородок. Наука. Сложные инженерно-технические объекты. Деловой дом. Зоопарк. Мемориал Славы. Спортивный комплекс «Динамо». Экономика. Попытки решения жилищной проблемы. Герб Новосибирска. Перспективы развития. Проект планировки центра Академгородка. Условия возникновения. Архитектурный облик Новосибирска. Музеи Новосибирска. Дом Ленина. Железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный». Период развития Новосибирской архитектуры.

«Донецк» - Крупные предприятия. Свято-Успенский храм. Фонтан по проспекту Ленина. Известные жители. Донецк. Фонтан а парке. Река Северский Донец. Кафе «Эдем». Улица Мира. Промышленность. Площадь Ленина. Город. Аквапарк «Водолей».

«Символы Мордовии» - Государственный флаг. Элемент мордовской вышивки. Значение гимна. Карта республики Мордовия. Гимн республики Мордовия. Герб. Значение герба. Красная лисица. Герб республики Мордовии. Флаг республики Мордовия. Государственные символы республики Мордовия.

«Религиозный состав населения России» - Национальный и религиозный состав населения России. Исаакиевский собор. Украинцы. Башкортостан. Православие. Московская соборная мечеть. Крупнейшая православная страна мира. Успенский собор. Казанская церковь. Численность. Вологодская область. Чуваши. Национальный состав населения России. Церковь Вознесения. Мусульманские народы. Интенсивные контакты народов. Крупнейшие языковые семьи. Число народов, проживающих на территории России.

«Характеристика Чёрного моря» - Островов в Чёрном море мало. Дельфины. Черное море. История Черного моря. Воды Чёрного моря. Берега Черного моря. Крупнейшие реки. Широкий диапазон солёности воды. Внутреннее море бассейна Атлантического океана. Данные по географии. Черноморское течение. Крупные города-порты. Спирорбис. Климат Чёрного моря. Отсутствие жизни. Район транспортных перевозок. Черноморские ракушки. Опасные животные Черного моря.

««Дальний Восток» 9 класс» - Климат Дальнего Востока. Рельеф Дальнего Востока. Зона хвойно-широколиственных лесов. Внутренние воды. Природные ресурсы Дальнего Востока. Руды цветных металлов. Запасы угля на Дальнем Востоке. 18 нефтяных и газовых месторождений. Только на полуострове Камчатка более 20 действующих вулканов. Биологические ресурсы. Природные зоны Дальнего Востока. Природные условия и ресурсы Дальнего Востока.

Чтобы ответить, какова география научного комплекса России, стоит сначала уяснить, в каких условиях она формировалась. Так как современный научный комплекс страны был создан еще в Советском Союзе, то размещение его предприятий на территории России не было подвержено рыночной логике, но согласовывалось исключительно с интересами государственной безопасности и представлениями советской власти о городах будущего, так как многие города с крупными научными предприятиями строились с нуля.

Наука после Октябрьской революции

Несмотря на то что высококлассная наука существовала еще в Российской империи, в Советской России ей стало придаваться особое значение, так как, согласно новой идеологии, преображение и переустройство мира должно было происходить при непосредственном участии ученых разных областей. В новой стране была принята программа ликвидации неграмотности, открыты школы и введено всеобщее начальное образование.

С 1918 года в России были открыты тридцать три научно-исследовательских института, самыми крупными из которых были такие, как Центральный аэрогидродинамический институт, Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН, Государственный оптический институт, Институт изучения мозга и психической деятельности, Рентгенологический и радиологический институт, Институт по изучению Севера. В последующие пять лет численность НИИ достигла пятидесяти пяти, а в 1927 году их насчитывалось уже девяносто. Исходя из такой численности институтов, можно предположить, что уже в то время география научного комплекса России была очень разнообразна.

Крупные научные центры

На советский период приходится безусловный расцвет науки в стране. Поэтому, рассказывая о том, какая география научного комплекса России, стоит указывать на то, что основные центры были созданы еще в СССР.

Советская наука характеризовалась чрезвычайной централизованностью как в географическом смысле, так и в управленческом. Главные научные центры формировались вокруг крупнейших вузов страны, расположенных в старых образовательных центрах вроде Москвы, Ленинграда, Казани и Киева.

Во время Великой Отечественной войны многие научные институты были эвакуированы на восток страны - на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. Так появились крупные инженерно-научные коллаборации в Свердловске (Екатеринбурге), Челябинске и Новосибирске. Стоит отметить, что городов были ориентированы на такие крупные производственные предприятия, как Уралвагонзавод, Челябинский тракторостроительный завод и многие авиастроительные предприятия Новосибирска и Комсомольска-на-Амуре.

Наследие СССР

Следуя традиции централизации, сложившейся еще в советский период, российская наука также организована главным образом вокруг Академии Наук, в составе которой имеются многочисленные научно-исследовательские институты, лаборатории и учебные заведения.

Помимо центрального управления АН в Москве, в составе Академии находятся также три региональных отделения на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Кроме того, имеется разветвленная сеть научных центров, расположенных в Санкт-Петербурге, Северной Осетии, на Кольском полуострове, в Кабардино-Балкарии, Самарской области и Ростове-на-Дону.

Крупный научный центр находится также в Саратове, где занимаются фундаментальными исследованиями ядерной энергии, создают природоохранные проекты и проекты, ориентированные на производство возобновляемой энергии.

Наука на Северном Кавказе

Разговор о том, какова география научного комплекса России, не может быть содержательным без упоминания Северо-Кавказского филиала Академии Наук. В составе этого филиала находятся институты Северной Осетии, занимающиеся геофизическими исследованиями, социальной наукой, биомедициной и фундаментальной математикой. Однако особой сферой интересов Владикавказского отделения АН является центр исследования скифско-аланской цивилизации.

Важным центром научных исследований на северном Кавказе является также Дагестанский отдел Российской Академии Наук. В составе дагестанского отделения работает институт физики имени Амирханова, созданный в 1955 году на базе физической лаборатории, которую открыл Хабибула Ибрагимович Амирханов. Существует также отдел математических исследований и прикладного программирования, отдел геофизики и геометрии, но наиболее важной специализацией является исследование биологических ресурсов Каспийского моря и прилегающих областей, которое проводится на базе Прикаспийского института биологических ресурсов. Для гостей из других регионов большой интерес представляет Горный ботанический сад, в котором собраны растения, произрастающие в регионе.

Санкт-Петербургский научный центр

Петербург является неотъемлемой частью истории развития научного комплекса России. Именно в Петербурге впервые была организована Академия Наук, из-за чего в дореволюционный период ее часто называли Петербургской Академией, то есть по месту ее фактического пребывания.

Несмотря на то что после революции основные управляющие структуры были переведены в Москву, в Ленинграде, тем не менее, остались очень важные научные институты.

На сегодняшний день наиболее значимыми институтами в Петербурге считаются Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе, Институт прикладной астрономии, Санкт-Петербургский филиал Специальной астрофизической обсерватории, Институт проблем электрофизики и энергетики и многие другие институты и лаборатории.

Отдельного упоминания заслуживает научная деятельность в сфере гуманитарных наук, таких как литература, филология и лингвистика, работающая, впрочем, на границе с математикой. Петербургская филологическая школа имеет славу далеко за пределами России.

Уральский филиал Академии Наук

Какова география Ответ на этот вопрос может быть очень обширным, ведь крупные научные и исследовательские центры находятся по всей стране. Практически в каждом регионе имеется значимая лаборатория, важный НИИ или отделение Академии Наук. Кроме того, в региональных центрах работают многочисленные члены-корреспонденты Академии Наук, вокруг которых формируются сообщества, специализирующиеся на той или иной области знания.

Уральское отделение Академии включает в себя представительства, лаборатории научные станции в таких регионах, как Свердловская область и Екатеринбург, Республика Коми, Пермский край и Удмуртская Республика. Также важное место в структуре научного комплекса России занимает Южно-Уральский научный центр.

Сегодня Правительство России вкладывает значительные средства и ресурсы в развитие новых как на базе уже имеющихся научных организаций, так и на основе новых институтов и исследовательских центров. Создаются Федеральные университеты, в рамках которых интегрируются различные ВУЗы, что дает значительные преимущества в исследованиях междисциплинарной направленности.

Кроме того, в Подмосковье создан научный центр Сколково, в котором создаются необходимые условия для развития таких отраслей знания, как нанотехнологии и программирование. В центре также действует университет, где ведут обучение по программам МБА.