Карта языковых семей. Лингвистическая карта мира

Во всем мире насчитывается около 3000 языков, точное количество подсчитать еще никому не удавалось. Хотя по имеющимся данным ЮНЕСКО в мире насчитывается 2796 языков. Увидев точную цифру, любой лингвист улыбнется, не того, что точное количество языков в мире было подсчитано, а с того, что считали. Во всем мире существует много смешанных языков и языков, которые вымерли или языки малых племен, которые официально нигде не числятся. В связи с этим подсчитать точное количество языков практически не возможно. Но лингвистам удалось распределить все языки мира по группам или семьям.

Много различных языков похожи между собой, например, гражданин России может общаться с гражданином Белоруссии и Украины или наоборот и все смогут друг друга понять. В основном языки похожи тех народов, чьи земли граничат друг с другом либо по этническому происхождению стран. Как нам известно, 1000 лет назад на территории где сейчас находится Белоруссия, Украина и Россия находились земли Киевской Руси. И предки вышеуказанных стран общались на одном языке старославянском. До нашего времени границы изменились, и на месте Киевской Руси выросло три новых государства Россия, Украина и Белоруссия.

Карта распространения языков Украины

Карта диалектов китайского языка

Коренные языки Южной Америки

Диалекты арабского языка

Диалекты русского языка

Карта языков Африки

Карта диалектов немецкого языка

Карта финно-угорских языков

Карта славянских языков

Карта языков Индии

Семьи и группы языков

В настоящее время лингвисты выделяют следующие семьи и группы языков:

- Индийская группа . Это самая большая группа по количеству говорящих людей, так как на индийских языках говорят более 1-го миллиарда людей. К данной группе относятся языки Центральной и Северной Индии, а также Пакистана. Еще можно отнести к этой группе цыганей переселившихся в Европу из Индии 5 - 10 вв. н. э. Из вымерших языков данной группе относится древнеиндийский язык - санскрит. На данном языке была написана знаменитая эпическая поэма древней индии "Махабхарата"

- Иранская группа . На языках данной группы говорят в Иране (персидский язык) и в Афганистане (афганский язык). В этой группе существует мертвый язык Скифов.

- Славянская группа . Сюда входит большое количество различных языков, которые обычно разделяют еще на подгруппы.

  • восточная подгруппа; русский, украинский и белорусский язык
  • западная подгруппа; польский, словацкий, чешский, кашубский, лужицкий и полабский который является мертвым языком
  • южная подгруппа; болгарский, сербскохорватский, словенский, македонский, старославянский или древнецерковнославянский который также является мертвым языком

- Балтийская группа . В этой группе говорят на латышском и литовском языке.

- Германская группа . К данной группе относятся почти все языки Западной Европы; скандинавские (норвежский, датский, шведский, исландский), английский, немецкий, голландский и современный еврейский язык идиш. Среди всех вышеперечисленных языков в этой группе наиболее распространен английский язык на нем говорят более 400 миллионов людей. США - 215 миллионов, Великобритания 58 миллионов, Канаде 33,5 миллионов, Австралии - 20 миллионов, Ирландии - 4 миллиона, ЮАР - 4 миллиона, Новая Зеландия 3,6 миллиона. На немецком разговаривают в Германии, Австрии и Швейцарии. Касательно языка идиш можно сказать, что на нем говорят почти все евреи. Один из языков германской группы бурский распространен в Южной Африки благодаря переселенцам из Голландии.

- Романская группа . Французский, румынский, испанский, итальянский, португальский языки. Также к этой группе относятся провансальский, сардинский (остров Сардиния), каталонский (Восточная Испания) и молдавский.

- Кельтская группа . На языках данной группы говорят в Ирландии и на ближайших островах, а также на полуострове Бретань Франция (бретонский язык), в Уэльсе (валлийский язык). К мертвым языкам этой группы относится язык древних галлов, которые проживали на территории современной Франции.

Кроме вышеперечисленных групп отдельно выделяют греческий, албанский и армянский языки которые относят к индоевропейским языкам. Также к указанной группе относят такие мертвые языки как хеттский (Малая Азия) и тохарские (территория центральной Азии).

Сколько языков в мире существует? Считается, что от 2500 до 7000. Взгляды ученых на общее их количество расходятся из-за отсутствия унифицированного подхода к тому, что считать языком, а что диалектом.

Сколько языков насчитывается в мире?

Все языки мира подразделяют на семьи, которых насчитывают 240. Самой большой и на сегодняшний день самой изученной считается индоевропейская группа, в которую входит и русский язык. Основанием для включения разных языков в одну семью является значительное фонетическое сходство обозначающих основные понятия, и сходство грамматического строя.

Существуют также языки-изоляты, которые нельзя поместить ни в одну семью. Примером такого языка-изолята, «родства не помнящего», является говор басков «эускера».

Самые распространенные языки

Сколько языков в современном мире, которые наиболее распространены? К ним относят 10: китайский (мандарин), английский, испанский, русский, хинди, арабский, бенгальский, португальский, малайско-индонезийский, французский. На языке мандарин говорят свыше 1 миллиарда людей. На каждом из девяти других из десятки самых распространенных говорят свыше 100 миллионов людей.

Причиной популярности китайского языка следует считать то, что на нем говорят в Китае, Сингапуре, Тайвани, обширные китайские диаспоры есть почти во всех странах Юго-Восточной Азии и других государствах мира. Нельзя забывать о плодовитости этого народа.

Носители английского и были самыми активными завоевателями заокеанских земель, открывателями Америк. Именно поэтому, если мы взглянем на языковую карту мира, то увидим, что эти два языка территориально доминируют. Английский является официальным в 56 - в более чем 20 странах. Французы, так же, как англичане и испанцы, тоже в свое время создали могучую империю, которой подчинялись огромные территории в Северной Америке и Африке. На сегодня французский язык является первым официальным языком в 15 государствах мира.

В истории европейской цивилизации несколько языков в мире в разные времена занимали позицию межэтнического - лингва франка. Во времена Римской Империи койне - общегреческий язык - стал таким «лингва франка» для восточного Средиземноморья и древнего Ближнего Востока. Впоследствии более 1000 лет, сначала в странах Средиземноморья, а затем во всей католической Европе, в качестве лингва франка использовался латинский язык. В XVIII-XIX веках средством международного общения стал французский. С конца ХХ века средством межэтнического общения во всем мире стал английский язык, несомненно, из-за лидирующего положения в мире англоязычной сверхдержавы - США.

Мертвые языки

В лингвистике есть такое понятие, как «мертвый язык». Это такой, на котором уже не говорят, и о нем знают только благодаря письменным памятникам. В некоторых случаях мертвые языки продолжают жить благодаря тому, что их используют в научных или религиозных целях. А таких сколько языков в мире? К ним относят латынь, из которой впоследствии развились романские языки; древнерусский, ставший основой для восточнославянских языков, и древнегреческий. Есть еще ряд мертвых языков, которые используют с научной и религиозной целью - санскрит, коптский, авестийский.

Есть один уникальный случай воскрешения мертвого языка. После второй мировой войны, когда было создано государство Израиль, иврит, на котором 18 столетий уже никто не говорил, был возрожден как официальный язык этой страны.

Доминирующий язык

В билингвальной (двуязычной) среде один язык является доминирующим. Раньше, во времена империй, основной причиной умирания местных языков были массовые уничтожения местного населения. Сегодня более слабый язык умирает по социально-экономическим причинам, а не из-за того, что вымирают его носители. Незнание доминирующего языка влечет за собой невозможность получения образования, продвижения по социальной лестнице и т. д. Поэтому в билингвальной семье родители зачастую предпочитают даже не говорить на родном вымирающем языке, чтобы не создавать для детей проблем в будущем. В значительной мере на процесс вымирания влияют средства массовой информации, использующие доминирующий язык.
Важным является вопрос о том, сколько языков в мире. Но еще более важная проблема - их вымирание. Каждые 2 недели в мире исчезает один язык. По прогнозам ученых, к концу XXI века их исчезнет 3,5 тысячи.

Искусственные языки

Интересное явление в мире языков представляют собой искусственные говоры. Сколько языков в мире такого типа? Наиболее известных - 16, а самый популярный из них - эсперанто, созданный в 1887 году Людвигом Заменгофом. Родом Заменгоф был из Белостока, города, где проживали евреи, поляки, немцы, белорусы. В городе были очень сложные Заменгоф считал их причиной отсутствие единого языка. Целью эсперанто было распространение среди людей всего мира идей мирного сосуществования. Заменгоф издал учебник эсперанто. Он перевел на свой язык многие шедевры мировой литературы и даже писал стихи на эсперанто. Большая часть словаря эсперанто состоит из романских и германских корней, а также из латинских и греческих, имеющих общенаучное значение. Около 200000 статей на языке эсперанто опубликовано в Википедии.

Теперь вы знаете, сколько языков в мире существует, и, возможно, сможете сохранить вымирающие, занявшись их изучением.

Людмила Грузберг

Лингвистическая география

Lyudmila Gruzberg

Linguistic geography

The publication, which is written in the genre of vocabulary entry in the encyclopedic dictionary,

is about linguistic geography (LG), its approaches, achievements and opportunities.

A brief review on new works in LG is presented.

ЛГ - «раздел языкознания, изучающий

территориальное распространение

языковых явлений».

(Лингвистический энциклопедический

ЛГ - «раздел лингвистики, изучающий вопросы

территориального размещения языков и

языковых явлений (на земном шаре, на

континентах, в рамках более мелких

географических ареалов)».

У лингвистической географии (ЛГ) достойная и спокойная биография.

Считается, что ЛГ как самостоятельная научная дисциплина оформилась в конце XIX - начале XX в., вырастая из исследований родственных, прежде всего индоевропейских, языков. Необходимость решения вопроса о границах языков и диалектов привела к идее картографирования языковых явлений, а первые лингвистические карты стали основанием будущих лингвистических атласов.

В 1876 году Г. Венкер (G. Wenker), учитель из Дюссельдорфа, разослал по стране анкеты с целью изучения немецких диалектов и создания языкового атласа. Эта работа была продолжена школой Ф. Вредэ (F. Wrede), и в 1926 г. Атлас увидел свет («Немецкий языковой атлас», 1876—1926). В 1902-1910 гг. Ж. Жильероном и Э. Эдмоном был создан «Лингвистический атлас Франции», оказавший большое влияние на развитие всего европейского языкознания и ставший всемирно известным.

Развитие ЛГ в России опирается на традиции русской диалектологии. В 1903 г. по инициативе академика А.А. Шахматова была создана Московская диалектологическая комиссия (МДК), издавшая в 1915 г. «Опыт диалектологической карты русского языка в Европе». Это был первый опыт картографирования диалектов восточно-славянских языков, где была предложена классификация этих диалектов и представлены границы диалектного членения русского языка.

По мере утверждения статуса ЛГ формировался и ее понятийный аппарат. Основные понятия ЛГ - это ареал (языковой или диалектный) и изоглосса . Термин ареал используется для обозначения 1) границ распространения языкового или диалектного явления или совокупностей подобных явлений (напр., ареал яканья ); 2) границ распространения языков или групп родственных языков (славянский ареал, тюркский ареал и т.д.).

Изоглоссой называется линия на географической карте, ограничивающая территорию распространения того или иного языкового / диалектного явления.

Например, так выглядит карта мира, на которой обозначены ареалы самых крупных языковых групп:

А это изоглоссы на карте русских говоров:

К настоящему времени составлены (или находятся в работе) десятки лингвистических атласов по множеству языков и диалектов мира. Назовем лишь малую толику их:

Лингвистический атлас Европы;

Общеславянский лингвистический атлас;

Новый атлас языков ЮНЕСКО;

Диалектологический атлас русского языка;

Atlas of the world"s languages Structure;

Болгарский лингвистический атлас;

The Spanish Language of New Mexico and Southern Colorado: A

Linguistic Atlas;

Лингвистический атлас немецких диалектов на Алтае - и множество разных других.

Несомненно, если лингвистические атласы составляются, значит, лингвистическая география кому-нибудь нужна… Иначе говоря, какую добрую службу сослужила (или сослужит) ЛГ науке о языке, научному знанию в целом и просто любознательному человеку?

Начнем с того, что применение картографирования языковых явлений помогло в разрешении целого ряда проблем языкознания, привело к обнаружению новых фактов и сведений и - как следствие - к новым открытиям. Сегодня бесспорно признается, что географические факторы исключительно важны для объяснения многих языковых явлений. Так, тип географической среды, в которой бытуют языки, принципиально влияет на характер генетических связей между формирующимися языками или диалектами. Географическая среда с явно выраженными границами (водные преграды, горы) часто формирует четкие границы между языками (ср. языки Океании, распространенные на отдельных островах). Напротив, географическая среда без явных ландшафтных границ (равнины, побережья) часто приводит к возникновению так называемых диалектных цепей, или континуумов, в которых соседние популяции хорошо понимают язык друг друга, а отдаленные - нет (примером могут служить эскимосские языки, распространенные от Берингова пролива до Гренландии) .

Географические факторы могут объяснять характер и скорость языковых изменений. Например, грамматический консерватизм литовского языка на фоне его родственников по индоевропейской семье часто объясняется тем, что литовцы в течение многих веков жили в географически изолированной области, ограничивающей контакты с другими языками.

Особенности ландшафта на территории бытования мордовского языка обусловили появление двух заметно различающихся языковых вариантов - мордва эрзя и мордва мокша (Заметим, что Википедия говорит даже не о вариантах мордовского языка, а о двух языках - мокшанском и эрзянском) .

Фактор территории играет существенную роль в конвергенции языков. Оказавшись в непосредственной территориальной близости, конвергенции подвергаются даже неродственные языки.

Так, будучи совершенно разными генетически, финский и шведский обнаруживают несомненную близость в фонетике и лексике.

Лингвогеография - важный компонент междисциплинарных лингвистических исследований. С момента своего возникновения она тесно связана с такой классической лингвистической дисциплиной, как сравнительно-историческое языкознание. И в настоящее время эти области плодотворно взаимодействуют. Важнейшее понятие, возникшее относительно недавно (80-е - 90-е годы ХХ века) на стыке лингвистической географии и компаративистики, это - генетическая плотность ареала . Разработка этого понятия связана с деятельностью американских языковедов Р. Аустерлица и Дж. Николс.

Генетическая плотность ареала измеряется количеством языковых семей, приходящихся на единицу площади (например, на миллион кв. километров). Это чрезвычайно важная характеристика, по которой ареалы различаются радикальным образом. Р. Аустерлиц утверждает, что для Америки характерно значительно большее число языковых семей, чем для Евразии, при существенно меньшей площади последней.

Согласно данным Дж. Николс, небольшие замкнутые ареалы характеризуются большой генетической плотностью, а протяженные - малой. Старый Свет имеет генетическую плотность 1,5, а Новый Свет - 10,6. Северная Евразия имеет плотность 1,3, а такая замкнутая зона, как Калифорния, - 34,1. А самая высокая генетическая плотность отмечена в Новой Гвинее - 88,8. По мнению Николс, низкие широты, водные преграды и горы способствуют образованию малых групп населения и, следовательно, - большему языковому разнообразию .

Лингвистическая география способна предоставить надежные материалы для исследования межъязыковых контактов. Блестящим воплощением и подтверждением этих возможностей ЛГ являются, например, многие труды выдающегося советского языковеда В.И. Абаева, в частности его работа «Скифо-европейские изоглоссы» .

Нам же хотелось бы на этих страницах сказать о студенческой (еще) работе одного из постоянных авторов журнала «Филолог» - А. Грузберга. В 12-м выпуске журнала опубликована его статья «Хочется вспоминать учителей…». В приводимом далее фрагменте названной статьи речь идет о студенческих годах А. Грузберга и о его курсовой работе, которой руководила доцент Пермского университета Ф.Л. Скитова:

«Франциска Леонтьевна сказала, что в пермских говорах встречается необычная синтаксическая конструкция: именительный падеж существительных в количественно-именных сочетаниях и в сочетаниях с отрицанием нет (например, “мешок мука” или “нет вода”). Мне было предложено прежде всего собрать материал<…>. Когда я составил картотеку, выяснилось, что такие конструкции распределены по территории Пермской области очень неравномерно.

Я поделился этим наблюдением с Франциской Леонтьевной, и она сказала: “Давайте обратимся к лингвистической географии”. Взял я карту области, нанес на нее все случаи употребления “моих” конструкций и получил такую картину: явление встречается в северо-западных и западных районах области, причем чем ближе к северо-западу, тем больше. Особенно много в Верещагинском, Карагайском, Чермозском районах и в русских говорах Коми-округа…»

В работе высказывалось предположение, что исследуемая конструкция сформировалась под влиянием языков финно-угорской группы - коми-пермяцкого и удмуртского. До этого момента подобные конструкции не были описаны в научной литературе, а значит, и не было возможности проверить правильность / неправильность высказанной гипотезы.

Но через несколько лет, рассказывает А.А.Грузберг, «в сборнике, по-моему, Глазовского пединститута была напечатана статья об этом самом явлении, где автор доказывал заимствование этой конструкции из угро-финских языков и писал, что исследует эту конструкцию впервые в русской диалектологии» …

Наконец, необходимо сказать, что инструментарий ЛГ нередко используется другими лингвистическими дисциплинами, течениями и направлениями - психолингвистикой, когнитивной лингвистикой, лингвокультурологией.

Так, приступая к исследованию концепта РОССИЯ в русской языковой картине мира, профессор К.И. Белоусов (Оренбург-Пермь) и его ученики провели в различных аудиториях носителей языка следующий эксперимент. Группе респондентов было предложено нарисовать карту России (на основании собственных знаний и представлений) и отметить на ней а) наиболее важные, с их точки зрения, географические объекты, б) страны, с которыми граничит Россия. Возле всех нанесенных на карту объектов записать собственные ассоциации и /или представления, связанные с этими объектами.

Так выглядит одна из карт, составленных студентами:

Далее в русле лингвокультурологии (куда органично вплетаются психолингвистическая и социолингвистическая составляющие) мы рассмотрели иерархию факторов, обусловивших выбор определенных географических объектов.

Самым действенным оказался фактор малой родины , который проявил себя прежде всего в следующем:

1. На карты наносятся места, где человек родился, вырос, учился или учится. Ср.: Пермь - родной город; тут мы живем; родной любимый город; учусь и живу; мой город; город, где мы учимся , - и т.п. Красновишерск - малая родина моя . Краснокамск - я жила там . Место рождения обозначили 100% опрошенных.

2. Как правило, указываются объекты, расположенные в относительной близости от места рождения и/ или особенно значимые для родного региона. Так, 95% опрошенных нанесли на карты Уральские горы, а 90% - реку Каму. Показательны и комментарии к такого рода объектам: Уральские горы - около них живем; старые и родные; горжусь, что это граница Европы и Азии; самые красивые, особенно на севере . Кама - очень люблю; наша река; Волга впадает в Каму, а не наоборот.

3. Территория малой родины заполняется достаточно «густо». На всем пространстве Сибири, например, может быть обозначено 3-4 объекта, а на территории Пермского края до 11 объектов. На родной территории указаны не только крупные, но и микро-объекты. Так, на одну из карт, помимо Перми, нанесены Юрла, Ёлкино (под Кунгуром), Югокамск, Соликамск, Усть-Качка, железная дорога Пермь-Екатеринбург. На другой карте, кроме родного для информанта Красновишерска, обозначены река Вишера, горные вершины Полюд и Ветлан, поселок Мутиха и небольшая речка Акчим. Примеры можно продолжить. Детализация касается и вычленения тех или иных под-объектов в пределах крупного объекта, например, Пермь - ПГУ (так обозначено на карте), Закамск, Кама, набережная, Балатово.

4. Действием фактора малой родины обусловлено, по нашему мнению, и наделение нанесенных объектов восторженными характеристиками: Ёлкино - дивная природа; Чердынь - чудесный старинный город, очень-очень красивый; Кунгурская ледяная пещера - одно из самых красивых мест в мире - и т.п.

Подчеркнем, что в сфере действия фактора малой родины не работает оппозиция свой - чужой , о которой - ниже.

За пределами действия фактора малой родины самым значимым, (т.е. наиболее заметно влияющим на заполнение карты) является фактор эго (на терминологии не настаиваем). Действие этого фактора обнаруживается, в частности, в следующем:

1. Места, где информант побывал, описываются особым образом, принципиально иначе, чем места, где он не был. Так, на одной из карт прочерчен маршрут путешествия («с родителями на машине ») от Перми до Краснодара и указаны Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону и Краснодар - на большинстве других карт эти города не помечены.

Друзья, в нашей обыденной жизни мы мало задумываемся над тем, что ничто в мире не стоит на месте. К сожалению, большинство тенденций, которые имеют место быть на планете Земле, носят негативный характер: будь то ухудшение экологической ситуации, глобальное стремительное вымирание флоры и фауны и пр.


Наряду с этими общеизвестными проблемами мало кто знает о том, что на сегодняшний день в мире происходит стремительное исчезновение языков, и эта тенденция имеет гораздо более высокую скорость, чем даже исчезновение видов животных.

Судя по подсчетам лингвистов, в реестр языков мира включено порядка 6 тыс. языков, однако 90% из них используются менее чем ста тысячами человек! 46 языков мира имеют всего одного носителя! Как отметила генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, в ближайшие 100 лет вымрет почти половина из ныне существующих языков. Лингвисты установили, что для того чтобы язык жил и успешно развивался, необходимо, чтобы на нем говорило не менее 1 млн человек, а таковых сейчас в мире насчитывается не больше 250.

В связи с этим, я нашел в Интернет очень интересный интерактивный атлас, который носит название Карта языков мира .

Эта карта была создана всемирно известной организацией ЮНЕСКО для того, чтобы привлечь внимание общественности к стремительной угрожающей тенденции вымирания языков мира и к необходимости сохранения мирового языкового разнообразия.


Например, знаете ли Вы о том, что в Российской Федерации говорят на 131 языке? А о том, что в США отмечены носители 191 языка? Карта языков мира от ЮНЕСКО откроет для Вас мир с таких неожиданных сторон, с которых Вы и не предполагали!

После выбора страны мира из списка «Country or area» (не забудьте нажать на кнопку «Search Languages») на Вы сможете увидеть разноцветные маркеры, которые обозначают степень опасности исчезновения, которая грозит тому или иному языку. Сами же языки, на которых говорят в конкретном регионе, будут приведены списком справа от карты.

Цвет маркеров обозначает следующее:

  • белый – большинство детей разговаривает на этом языке, но может наблюдаться его изоляция
  • желтый – дети больше не учат этот язык как родной
  • оранжевый – на языке говорит только старшее поколение
  • красный – даже бабашки и дедушки говорят на языке уже частично и редко
  • черный – носителей языка не осталось

Обращаю Ваше внимание на то, что на карте языков мира ЮНЕСКО не отмечены языки, которым в настоящее время ничего не угрожает.

Кликнув на конкретный маркер на карте или на название языка справа от неё, Вы сможете узнать подробности об интересующем Вас языке мира .

Карту естественно можно масштабировать, чтобы узнать подробности о языках конкретного региона.

Друзья, надеюсь карта языков мира ЮНЕСКО заставила Вас несколько по-иному взглянуть на темпы глобализации и тех необратимых процессов, которые постоянно происходят на нашей планете. Буду рад в комментариях увидеть Ваши мнения на этот счёт!

Генеалогическая (генетическая) классификация языков основана на отношениях родства между языками - общности некоторых языков по происхождению.

Генеалогическая классификация языков - классификация, основывающаяся на генетическом принципе, т. е. группирующая родственные по происхождению языки в языковые семьи. Г. к. я. стала возможной только после возникновения понятия языкового родства и утверждения в лингвистических исследованиях принципа историзма (19 в.). Она складывается как итог изучения языков с помощью сравнительно-исторического метода.

Совокупность приёмов и процедур историко-генетического исследования языковых семей и групп, а также отдельных языков, используемая в сравнительно-историческом языкознании для установ­ле­ния исторических закономерностей развития языков. С.‑и. м. - важнейший инструмент познания истории языков. С помощью С.‑и. м. прослеживается диахроническая эволюция генетически близких языков на основе доказательства общности их происхождения.

Основной целью С.‑и. м. является воссоздание модели праязыковых состояний (см. Праязык) отдельных семей и групп родственных языков мира, их последующего развития и членения на самостоятельные языки, а также построение сравнительно-исторических описаний (грамматик и словарей) языков, входящих в ту или иную генетическую общность.

Сравнение как универсальный приём лингви­сти­че­ско­го исследования в С.‑и. м. является доминирующим. Наибольшую эффективность в установлении закономерностей исторического развития родственных языковых систем С.‑и. м. обнаруживает на фонетико-фонологическом и морфологическом уровнях. Направление исследований при этом может быть как ретроспективным, т. е. идти от исторически засвидетельствованного состояния к первоначальному, так и проспективным - от первоначального состояния к более позднему.

Родственная близость языков является следствием того, что такие языки происходят от одного языка-основы (праязыка) путем его распада благодаря дроблению коллектива-носителя. Тем самым сравнительно-историческое исследование некоторого языка возможно только на фоне изучения исторической судьбы народа – носителя данного языка.

Типологические классификации языков (изолирующие, агглютинативные, флективные, инкорпорирующие языки; синтетический и аналитический типы языков)

Согласно морфологической классификации, все языки мира распределяются между четырьмя типами. - - Первый тип составляет флективные или фузионные языки. Сюда относятся славянские, балтийские, италийские, некоторые из индийских и иранских языков. Для языков этого типа характерна развитая система словоизменения и способность передавать всю гамму грамматических значений одним показателем. Так, например, в русском слове «дома» окончание слова «–а» является одновременно знаком и мужского рода, и множественного числа и именительного падежа.



Языки второго типа называются агглютинативными. Сюда относятся тюркские, тунгусо-манчжурские, угро-финские, картвельские, андаманские и некоторые другие языки. Для языков этого типа характерна, как и для флективных языков, развитая система словоизменения, но, в отличие от флективных языков, в агглютинативных языках каждое грамматическое значение имеет свой собственный показатель. Для агглютинативных языков характерно наличие единого для всех существительных типа склонения и единого для всех глаголов типа спряжения. Во флективных языках, наоборот, мы сталкиваемся с большим разнообразием типов склонения и спряжения.

Третий тип составляют инкорпорирующие или полисинтетические языки. К ним относятся языки чукото-камчатской семьи, некоторые языки индейцев Северной Америки. Для языков этого типа характерно объединение целого предложения в одно большое сложное слово. При этом грамматические показатели оформляют не отдельные слова, но все слово-предложение в целом.

Четвертый тип Изоли́рующие языки́ - языки с низким соотношением морфем к слову. Слова в максимально изолирующем языке будут состоять только из одной морфемы - корня, не образуя ни составных слов, ни сочетаний с суффиксами, префиксами и т. д. В этом отношении изолирующие языки противоположны синтетическим языкам, в которых слова могут состоять из нескольких морфем.

Типология языков как особый раздел языкознания. Сравнительная типология иностранного и родного языков как один из разделов частной типологии языков. Связь типологии с другими лингвистическими дисциплинами



ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ, раздел общего языкознания, направление исследований, имеющее целью установить такие сходства и различия между языками, которые не зависят от генетического родства или влияния одних языков на другие. Типология обычно стремится выделять и рассматривать наиболее важные языковые характеристики, которые предположительно определяют другие аспекты строя языка (такие, например, как способ соединения значащих частей слова или так называемый строй предложения). Исследования в области лингвистической типологии опираются на материал представительных выборок из множества языков мира; выводы, сделанные на основе изучения выборки, с определенными оговорками могут быть распространены на все множество языков Земли. Типология проявляет особый интерес к «экзотическим» или малоизученным языкам, например распространенным в Юго-Восточной Азии, Африке, Океании или у индейцев Америки, однако и материал наиболее широко распространенных, престижных и хорошо изученных языков в равной степени может быть предметом типологического исследования.