Связь социальной педагогики с другими отраслями наук. Связь педагогики с другими науками и ее структура Взаимодействие социальной педагогики с другими науками

Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа.

Этика и социальная педагогика

Этика исследует общие законы развития нравственных норм и моральных представлений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.

Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.

Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологий возраста, города и деревни, досуга, массовой коммуникации, молодежи, морали, образования, преступности, религии, семьи.

Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания, социальная педагогика принимает во внимание данные социологии.

Этнография, этнопсихология и социальная педагогика

Этнография занимается изучением особенностей быта и культуры народов. Социология и психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д.

Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в расчет данные этнографии и этнопсихологии.

Социальная и возрастная психологии и социальная педагогика

Предметом изучения социальной психологии являются закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их объединением в социальные группы, а также характеристика этих групп с психологической точки зрения. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и вик-тимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.

Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находят применение в социальной педагогике, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные до сих пор практически остаются невостребованными. Такое положение объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.

Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»

План.


  1. Социальная педагогика как наука

  2. Структура социальной педагогики

  3. Связь социальной педагогики с другими науками

  4. Социальное обучение

  5. Воспитание и социальное воспитание

1. Социальная педагогика как наука.

Социальная педагогика является относительно самостоятельной отраслью в системе педагогических наук и в системе человекознания. Предметом изучения социальной педагогики является социальное воспитание человека, которая осуществляется на протяжении всей его жизни.

Понятие социальное воспитание соотносится с такими категориями педагогики, как развитие, воспитание и социализация. Соотношение этих понятий между собой позволяет определить место и назначение социального воспитания, как предмет изучения социальной педагогики. Категория развитие используется в науке для обозначения процесса, связанного с реализацией внутренне присущих человеку задатков и свойств. Развитие человека происходит с точки зрения его организма (развитие его отдельных систем); его психике (психические функции); его личность (личностные качества). Развитие может происходить не равномерно и разнонаправлено. Развитие человека происходит во взаимодействии и под влиянием определенной окружающей среды (природной и социальной) и под ее влиянием. Сам процесс и результат такого развития является социализацией , в ходе которой человек усваивает и воспроизводит культурные ценности и социальные нормы того общества, в котором живет, а также самореализуется и саморазвивается.

Социализация в этом смысле может происходить:


  1. В процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и средой (стихийная социализация);

  2. В процессе относительно направляемого государством воздействия на обстоятельства жизни определенных категорий населения;

  3. Социализация происходит в процессе целенаправленного создания условий для развития человека и его духовно-ценностной ориентации (социально контролируемая часть или воспитание);

  4. В процессе саморазвития и самовоспитания человека.
Такое соотношение понятий: развитие и социализация, позволяет считать, что развитие – это наиболее общее понятие, отражающее общий процесс становления человека. Социализация – это развитие, обусловленное конкретными социальными условиями. А воспитание можно определить как относительно – социально-контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.

Воспитание в современной педагогике дифференцируется (подразделяется) по разным основаниям. В теории и методики воспитания изучалась дифференциация направлений воспитания в соответствии с целями и задачами воспитательного процесса. В социальной педагогике мы рассматриваем виды воспитания с точки зрения того социального института, в котором оно осуществляется.

Воспитание как относительно социально контролируемый процесс, развитие человека в ходе социализации осуществляется:


  1. В семье (семейное воспитание), оно является предметом изучения семейной педагогики;

  2. Религиозными организациями (религиозное или конфессиональное воспитание), является предметом изучения конфессиональной педагогики;

  3. В специально созданных обществом и государством воспитательных организациях. Это социальное или общественное воспитание, именно его изучает социальная педагогика;

  4. В учреждениях для оказания помощи детям и взрослым с отклонениями и нарушениями в психическом, физическом, личностном социальном развитии. Это коррекционно-адаптационное воспитание, его изучает коррекционно-адаптационная педагогика.

  5. В обществе воспитание может осуществляться в криминальных, тоталитарных, политических и религиозных сообществах. Тогда речь идет о диссоциальном или контрсоциальном воспитании.
Социальная педагогика изучает социальное воспитание как часть социализации. Она рассматривает его как составную часть процесса социализации наряду с другими составляющими (семейное, конфессиональное).

Таким образом, социальная педагогика изучает фактически все составные части воспитания в контексте социализации, выявляет какие обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека, в целом на планете, в мире, в стране и непосредственно в месте проживания. Кроме того, социальная педагогика исследует, каким образом, влияют на воспитание человеческие средства массовой коммуникации его семьи, общение со сверстниками, с другими взрослыми и т.д., а также какую роль играют в жизни человека различные воспитательные организации, общественные организации и объединения. Перечисленные аспекты социального воспитания его факторы, условия являются предметом изучения социальной педагогики.

Под социальным воспитанием понимают воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в тех, в которых воспитание не является основной функцией (воинские подразделения, предприятия).

^ 2. Структура социальной педагогики как науки.

Социальная педагогика изучает социальное воспитание в контексте социализации. Как наука социальная педагогика имеет свою структуру. Эта структура включает несколько разделов, которые позволяют получить дополнительные знания о социализации человека в обществе, о факторах, влияющих на это, о возможностях и способах помощи человеку в процессе самореализации в том обществе, в котором он живет.

Структура социальной педагогики представлена следующими разделами:


  1. Социология социального воспитания. Этот раздел изучает процесс социализации, факторы, влияющие на социализацию человека, воспитание как социальный институт.
Полученные данные в этом разделе социальной педагогики позволяют находить пути и способы использования воспитательного потенциала общества с целью создания благоприятных условий для развития человека, а также находить возможности невелирования отрицательных влияний на социализацию личности.

  1. Социально-педагогическая виктимология (виктимо – жертва) изучает те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, а также определяет направление и способы социально-педагогической помощи им.

  2. Философия социального воспитания. Этот раздел изучает сущность и место воспитания в обществе, его соотношение с социализацией и развитием человека на протяжении всей жизни, принципы, задачи, цель воспитания в современные дни. Этот раздел является основой методологии и мировоззрения социальной педагогики.

  3. Теория социального воспитания. Этот раздел описывает, объясняет, прогнозирует функционирование социально воспитания как социального института. Изучает характеристику индивидуальных, групповых, социальных субъектов социального воспитания, особенности их взаимодействия между собой.

  4. Психология социального воспитания. Изучает социально-психологические механизмы социализации личности, особенности их на различных возрастных этапах, выявляет психологические механизмы и условия эффективности взаимодействия субъекта социального воспитания.

  5. Методика социального воспитания. Изучаются методы, способы осуществления социального воспитания, способы организации взаимодействия субъектов в социальном воспитании, в основных сферах жизнедеятельности и условия их эффективности.

  6. Экономика и менеджмент социального воспитания. Изучаются:

  1. потребности социально-экономического развития общества в определенном качестве «человеческого капитала»;

  2. экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания;

  3. вопросы управления социальным воспитанием на национальном, региональном, локальном.

^ Функции социальной педагогики как науки.


    1. Теоретико-познавательная. Сущность состоит в том, что социальная педагогика накапливает знания, систематизирует их, синтезирует их для того, чтобы составить наиболее полную картину изучаемых процессов в современном обществе, описывает эти процессы и явления, объясняет, выявляет причины, делает прогнозы.

    2. Прикладная. Позволяет искать способы более эффективного влияния на процесс социализации и выявлять необходимые для этого условия.

    3. Гуманистическая. Предполагает создавать благоприятные условия для развития личности и ее самореализации в процессе социального воспитания и социализации в целом.
^ 3. Связь социальной педагогики с другими науками.

Социальная педагогика как отрасль педагогического знания обладает всеми признаками интегративной науки.

Социальная педагогика решает свои специфические задачи, выполняет свои функции эффективно: с одной стороны, именно потому, что интегрирует данные других наук, с другой – практикует их под своим углом зрения.

Социальная педагогика , таким образом, опирается на историю педагогики, семейную педагогику, коррекционную, а также все те отрасли педагогического знания, которые изучают воспитательные организации различного типа (дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика начального профессионального образования, средне-специальное, высшей школы, производственная педагогика, педагогика специальных учреждений, педагогика детских и юношеских общественных организаций и объединений).

Социальная педагогика тесно связана с психологическими науками (социальная психология, возрастная психология, специальная психология) с этикой, этнографией, социологией, философией, историей, этнопсихологией.

Связь социальной педагогики с другими науками в реальности не всегда однозначна и позитивна.

Во-первых, не все идеи из этнопсихологии, этнографии, истории и других наук востребованы в полном объеме для более успешной организации социального воспитания. Результаты, полученные другими науками, не всегда могут быть впрямую использованы в социальной педагогике (заимствованные термины).

Во-вторых, некоторые идеи в процессе приспособления к социально-педагогической практике фальсифицируются.

В-третьих, некоторые данные других наук уже устарели, и поэтому социальная педагогика, используя их. Также дает необъективную, неадекватную картину действительности.

^ Категории педагогики и социальной педагогики.

Научный статус и социальный престиж той или иной отрасли науки во многом зависят от уровня развития теории, которая дает целостное представление о законах и закономерностях, объективно отражающих определенную область действительности и являющихся предметом изучения данной науки. Каждую науку отличает своя система знаний, ориентированных на объяснение предмета исследования данной науки.

Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях . В каждой науке формируется своя понятийно-категориальная система, отражающая взаимосвязь и взаимообусловленность входящих в нее понятий. В то же время система понятий любой науки всегда находится во взаимосвязи с понятийными системами других наук, которые изучают тот же самый объект. Не является в этом смысле исключением и социальная педагогика , понятийная система которой находится в тесной взаимосвязи с системами понятий, прежде всего, педагогики и социологии , а также других наук, изучающих человека.

Как уже отмечалось выше, в России социальная педагогика была введена императивно «сверху» и с самого начала стала развиваться как ответвление педагогической науки.

Хорошо известно, что педагогика, имея свою ограниченную область исследования и являясь самостоятельной и достаточно разработанной наукой, развивается в тесной взаимосвязи с другими гуманитарными науками, изучающими человека. Их достаточно много, однако среди них особо выделяются такие, которые связаны с педагогикой родственными узами. К ним относятся, прежде всего, те гуманитарные науки, категории которых входят в понятийную систему педагогики и активно используются ею как в теоретических исследованиях, так и непосредственно в практической деятельности педагогов, взаимосвязь педагогики с другими науками можно представить схематично (см. схему).

В верхней части схемы сплошными линиями показаны связи педагогики с теми науками, категориями которых она пользуется; пунктирными линиями обозначены ее многочисленные связи с другими науками, не имеющими постоянного характера.

^ ЛЕКЦИЯ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА:
ПРЕДМЕТ, ЕЕ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ

Социальная педагогика как часть педагогики, ее функции. Дискуссии о социальной педагогике, ее месте и роли.

^ Предмет оциальной педагогики Это теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе. В советское время понятия "социальная педагогика" в педагогической науке не существовало. В Педагогической энциклопедии (М., 1968) определение социальной педагогики дается как "одно из направлений буржуазной педагогики", которая занимается изучением "пограничных социально-педагогических проблем".

"Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования и воспитания, которая не была бы так или иначе связана с обществом, и что поэтому вся педагогика социальна. Boт почему создание социальной педагогики как особой отрасли педагогической науки считалось неправомерно. В то же время имеются пограничные области знания между педагогикой и социологией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки: сравнительной педагогикой, социологией воспитания педагогической социологией, экономикой народного образования" 1 .

Подобная позиция сохранялась до 80-х годов, хотя ученые в России еще до 1917г. занимались проблемами социальной педагогики, их труды и учебники широко публиковались 2 .

Более разумно социальную педагогику рассматривать в плане социальной философии, утверждающей, что человек, среда и воспитание, формирование личности, обучение, развитие человека от рождения до смерти находится под влиянием внешних и только внешних обстоятельств.

В настоящее время к социальной педагогике обращаются самые различные категории общества. Ныне особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и

Среды. Происходит активная социализация личности в области семейного, гражданского, религиозного и правого воспитания 1 . Такое целенаправленное воздействие на человека и есть социальное воспитание. Это многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится его полноправным членом.

Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

По современным представлениям социальная педагогика - это "отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных" [А.В. Мудрик].

По мнению В.Д. Семенова, "социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания" 2 .

Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.

Ряд отраслей общей педагогики представляют собой составные части социальной педагогики, для которых она является основной: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, воспитание в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогика клубной работы, педагогика среды, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы 3 .

Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассматриваться самостоятельно.

Социальная педагогика "вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической, социальной психологией, психологией управления" 4 . Она включает в себя изучение философии, воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. В условиях

Кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний. Особенность современной социальной педагогики - ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к детям, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедиться в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду; помочь семье, ребенку найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных отношений.

Социальная педагогика - это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.

Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, в/ч и др.) (Мудрик А.В.).

Объектом изучения социальной педагогики является ребёнок, личность, а предметом её изучения становятся закономерности социализации ребёнка, личности.

А.В. Мудрик в качестве основных функций социальной педагогики называет теоретико-познавательную, прикладную и гуманистическую.

Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремиться составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности в её самореализации.

Социальная педагогика взаимосвязана со многими науками. Прежде всего необходимо отметить взаимосвязь социальной педагогики с другими отраслями педагогического знания, такими как история педагогики, сравнительная педагогика, семейная, конфессиональная и коррекционная педагогики и др. Кроме того, социальная педагогика тесно связана и с другими отраслями человеко- и обществознания, такими как философия, этика, социология, психология и др.

Философия и социальная педагогика. Философия ставит конкретные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека. Социальная педагогика, в частности её раздел «Философия социального воспитания», исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из определённых взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обнаружить те или иные философские основания.

Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие законы развития моральных представлений и отношений, а также регулируемые им формы морального сознания людей и их моральную деятельность. Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.

Социология и социальная педагогика. Социология - наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Социология социального воспитания изучая проблему социализации, использует данные ряда социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодёжи, социологии морали, социологии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи. Социальная педагогика, разрабатывая вопросы теории и методики социального воспитания, принимает во внимание данные социологии, характеризующие социальный контекст, в котором осуществляются воспитание, анализ особенностей, свойственных различным регионам и типам поселений, ценностных ориентаций отдельных возрастных и социально-профессиональных групп населения.

Социальная, возрастная психология и социальная педагогика. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенности и динамику психики человека, а также возрастные факторы развития личности. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологий, исследуя проблемы социализации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.

Социальная педагогика как самостоятельная область научного знания должна иметь собственный категориальный аппарат. Однако социальная педагогика - молодая наука, поэтому в основном использует понятия и категории, заимствованный из других наук, такие как личность, образование, развитие, обучение, деятельность, воспитание, общество, социализация и др.

Социальное обучение - целенаправленные процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации личности ребёнка.

Социальное воспитание - целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребёнка, необходимых ему для успешной социализации.

Социально-педагогическая деятельность - разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребёнку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

(Д/з: Ф. А. Мустаева Социальная педагогика -М, -Екатеринбург, 2003, стр. 65 -81)

Методы социальной педагогики можно классифицировать в три группы:

1. Методы исследования (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета͵ моделирование, метод изучения и обобщения передового педагогического опыта͵ математические методы исследования)

2. Методы воспитания (пример, беседа, диспут, рассказ, лекция, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно-полезной деятельности, метод использования творческой игры, поощрение, наказание, метод "взрыва" А.С. Макаренко)

3. Методы социально-психологической помощи (психологическое консультирование, аутотренинг, социально-психологический тренинг, деловая игра)

(Д/з: Ф. А. Мустаева Социальная педагогика -М, -Екатеринбург, 2003 стр. 81 -86)

Философия, социальная работа͵ психология, этика, этнопсихология, дефектоогия.

Социология исследует общество и социальные отношения в нём

Генезис идей социальной педагогики.

С принятием на Руси христианства появились новые формы сострадательного отношения: милосœердие и благотворительность.

Милосœердие - это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания.

Благотворительность - оказание частными лицами или организациями безвозмездной, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. (Благотворительную деятельность се­годня называют спонсорством).

В словаре В. Даля это поня­тие не рассматривается, но в нем можно найти слово «призирать», означающее: "принять, приютить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботить­ся нуждами ближнего"

В период междоусобиц, войн церковь сохраняла духовность, веру в добро, не давала озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. При церкви создавались больницы, богадельни, приюты.

При Петре 1 детство и сиротство становится объектом попечения государства. Екатерина Великая продолжила замысел Петра 1.

Первым «министром благотворительности» была Мария Федоровна , жена Павла I. Под ее попечитель­ством открывались воспитательные дома и приюты, классы по подготовке наставниц, учительниц музыки. Призрение распространялось на вдов, глухих, слепых.

Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток. В результате резко возросло сиротство, беспризорность, правонарушения, проституция несовершеннолетних.

К социальной педагогике обращались многие педагоги-мыслители (Я.А. Коменский, Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, К. Д. Ушинский ). Под влиянием их педагогических воззрений рождается идея социальности как основополагающая и связывается с благотворительностью.

В Германии во второй половинœе 18 в. возникло течение филантропизма (человеколюбие, благотворительность), основатель – К. Базедов , организовал школу интернат "Филантропин", где освобождали детей от традиционной системы обучения и воспитания, призывая следовать природе ребенка и гуманизму в педагогике.

И. Песталоцци и Пауль Наторп значение придавали семейному воспитанию.

В конце 19, начале 20 в.в России развивалась наука педология. Известными педологами были А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурский, В.П. Кащенко . Οʜᴎ занимались педологией "исключительного" детства (одаренные, "трудные" дети, дети с отклонениями в умственном и физическом развитии). Утверждали, что не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания, а система должна соответствовать природе ребенка.

Педологи переоценивали роль биологических и социальных факторов в развитии личности. В1936 ᴦ. педология объявлена "лженаукой" и запрещена.

Первыми социальными педагогами считают А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского , их работа была направлена на помощь "выбитым из социальной колеи детям"

Интерес к проблематике социальной педагогики возник в 70-80-х годах.

В 1990 ᴦ. ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка.

В Конституции РФ записано: "государственная поддержка обеспечивается семье, материнству, отцовству и детству, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты". Принят Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей.

В 1991 ᴦ. в России официально функционирует институт социальной педагогики.

Закон РФ "Об образовании" предусматривает начальное, среднее и профессиональное образование. В современной России система образования включает государственные и негосударственные (частные, общественные и религиозные) учебные заведения:

1. Общеобразовательная школа

2. Профессиональные учебные заведения (лицеи, техникумы, колледжи, ВУЗ)

3. Школы-интернаты, лесные, санаторные школы

4. Учебные заведения, дающие дополнительное образование (центры творчества, спортивные, музыкальные, художественные школы, центры для одаренных детей)

5. Частные учебные заведения общего и коррекционного типа, где работают по авторским программам.

6. Религиозные учебные заведения: воскресные школы, духовные академии.

Современная школа связана с разными организациями:

ü органы социальной защиты семьи и детей

ü правовые органы

ü попечительские советы

ü спонсорские организации

ü учебно-производственные базы и комбинаты

ü внешкольные детские центры досуга и творчества

ü учреждения культуры: театры, музеи, клубы, библиотеки

ü территориальные детские учреждения

ü медицинские детские учреждения

ü дошкольные учреждения

ü неформальные фонды (Детский фонд, Фонд мира)

ü специальные школы и студии

СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И ЕЕ СТРУКТУРА

Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса. педагогика философия психология наука

Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии. Это более трех столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я.А. Коменский. Он писал, что даже столяр, чтобы изготовить стол, должен знать и учитывать породу дерева, его свойства, способы обработки. Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным "формовать" его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов воздействия на нее.

Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями выдвигали все выдающиеся педагоги.

Первоначально отношение между педагогикой и психологией представлялось многим очень простым. Если психология раскрывает "механизмы души", то из нее можно напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью образования. Это объясняется тем, что педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию. Более того, самые выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами.

В этой связи при анализе связей педагогики с психологией важно различать психологизм как методологическую позицию и психологию как науку, которая была и остается важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса. Психологизм проявляется в том, что психология объявляется единственным научным основанием, направляющим педагогическую практику. Однако, как отмечает В.В. Давыдов, психология хотя и должна учитываться, но она "не диктатор", поскольку жизнь педагогов и детей обусловлена социально-педагогическими условиями, определяющими и психологические закономерности развития личности. Эти закономерности носят конкретно-исторический характер, и потому при изменении социально-педагогических условий меняются и закономерности развития личности.

Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Образование как целенаправленно регулируемый процесс социализации не означает игнорирования того, что человек, его развитие зависят от действия природных факторов. Их влияние оказывается менее заметным потому, что оно опосредовано социальными механизмами регуляции. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека - одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому неслучайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;

отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.

Список литературы

  • 1. Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человекознания»(1977 г). Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. (1995 г).
  • 2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики.(1992 г).
  • 3. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. (1990 г).
  • 4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Учеб. Пособие. (1992 г).
  • 5. Саймон Б. Общество и образование.(1989 г).
  • 6. Стоунс Р. Психопедагогика.(1985 г).
  • 7. Щедровицкий Г.П. и др. Педагогика и логика.(1993 г).
  • 8. В. А. Сластенин,
  • 9. И. Ф. Исаев,
  • 10. Е. Н. Шиянов