Жизненный путь человека. Жизненный путь личности по шарлотте бюлер Шарлота Бюлер – лидер гуманистической психологии

Центральное место в концепции личности и ее жизненного пути занимает идея интенциональности. Интенциональность выступает в качестве функционального ядра личности, которое участвует во всех ее жизненных выборах. Содержание интенциональности составляют врожденные целевые и ценностно-смысловые структуры личности, которые экстериоризируются по ходу индивидуального жизненного пути. Интенциональность - врожденная структура, которая не поддается и подвергается прижизненному формированию. По словам Ш. Бюлер, условия среды и воспитания лишь меняют формы выражения интенциональности, не преобразуя ее сущности. Тем не менее, социальное окружение может исказить и задавить в ребенке ростки интенциональности.

В своих последних работах Ш. Бюлер отмечает, что интенциональность личности структурируется из «базовых тенденций» - врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Конвергенция «базовых тенденций» является движущей силой психического развития личности, а их индивидуальное сочетание детерминирует параметры жизненного пути. Первая базовая тенденция - это стремление к удовлетворению простейших физиологических нужд, обеспечивающих физическое самосохранение человека. Эта тенденция актуализируется в раннем возрасте в виде потребностей в пище, тепле, комфорте, движении. Вторая базовая тенденция - это стремление к адаптации в окружающей среде. Она развертывается в детском возрасте, когда ребенок начинает активно познавать окружающий мир, манипулировать и орудовать объектами, овладевать культурными способами действия с вещами. По сути дела, вторая базовая тенденция есть потребность в активности. Описанные тенденции Ш. Бюлер оценивала как простейшие, отвечающие приспособительному образу жизни. Третья базовая тенденция - это стремление к достижениям и творческим творениям. В детском возрасте она проявляется в игре и творческой экспансии, а в зрелом возрасте реализуется в преобразовательном стиле жизни. Четвертая тенденция - тенденция интеграции и упорядочивания внутреннего мира личности. В зрелых формах она наблюдается в активности жизненного самоопределения и в систематизации жизненного опыта личности.

Результатом такого развития будет выступать самоосуществление личности.

В самоосуществлении выделяются два основных аспекта: процессуальный и результативный. В процессуальном аспекте самоосуществление - это процесс объективации внутренней сущности личности в масштабе жизни. В результативном аспекте самоосуществление - это исполненность, реализованность личности, которая увенчивает и результирует процесс самоосуществления.

Бюлер выделяет для каждого возраста неповторимую форму самоосуществления личности.

Психологическое содержание

Форма самоосуществления

Нет семьи, профессии, жизненного пути

Спонтанность

Предварительное самоопределение, выбор супруга

Зрелостьсамостоятельность

  • 25-30 до
  • 45-50

Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация

Творчествогенеративность

Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей

мудрость

65 до смерти

Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

бюлер сказка личность интенциональность

Психологическая характеристика жизненных фаз основывается на возрастных особенностях функционирования самосознания личности и отражает эволюцию личностного самоопределения. Период жизни до юношеского возраста Ш. Бюлер не включает в свою периодизацию вообще на том основании, что в это время самосознание личности пребывает в «дремлющем состоянии». Начало жизненного пути датируется моментом, когда в человеке впервые «просыпается» потребность в самосознании и самоопределении.

Особое значение Бюлер уделяла третьей фазе жизненного пути, она говорить, что у людей эта фаза происходит в разном возрасте. Оптимальный возраст вхождения в третью фазу равняется 35-40 годам. В это время человек специфицирует свое жизненное призвание и заметно продвигается на избранном поприще. В этой связи третья фаза жизненного пути рассматривалась Ш. Бюлер как кульминация личностного самоопределения и самоосуществления. Напротив, неадекватное самоопределение на предыдущих этапах провоцирует творческий застой, стагнацию личностного развития и психологический кризис в этой фазе.

Особое отношение так же имеет к пятой фазе развития. Эту фазу Ш. Бюлер не включала в структуру жизненного пути по той причине, что здесь, по ее наблюдением, происходит замирание психической жизни. У нее по этой причине нет формы самоосуществления.

Самоосуществлению предшествует длительная и напряженная внутренняя работа личности, которая направлена на понимание смысла жизни. Процесс поиска и постижения личностью смысла жизни Ш. Бюлер называет самоопределением. Продуктом самоопределения является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Индивидуальная концепция смысла жизни определялась Ш. Бюлер в разные годы по-разному: чаще других использовались два термина - «темы бытия» и «ведущие идеи». В обоих случаях подчеркивалось, что ими детерминируется общая смысловая направленность индивидуального жизненного пути. Анализ многочисленных биографий позволил сформулировать основную закономерность: чем глубже и адекватнее понимание личностью смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосуществления. Напротив, извращенное понимание личностью смысла своей жизни неминуемо приводит к жизненному краху. Как пишет Ш. Бюлер, человек, не знающий своего предназначения, не станет тем, кем он может и должен стать. По ее мнению, смысл жизни и жизненные ценности консолидируют структуру личности, а их отсутствие является фактором дезинтеграции личности и разрушения ее психического здоровья.

Основной заслугой Ш. Бюлер является постановка вопроса об общих закономерностях развития человека на протяжении жизненного пути. Идея сквозных закономерностей, пронизывающих становление личности от рождения до смерти, была чрезвычайно новаторской, поскольку большинство психологов были увлечены стадиями детства. Несомненным ее достижением явилась попытка вычленения элементарной структурно-функциональной единицы жизненного пути личности. В качестве таковой Ш. Бюлер постулировала жизненное событие - единичное изменение, происходящее в обстоятельствах жизни человека, пересекающиеся между собой.

Движущими силами развития выступает теологический принцип. Согласно телеологическому принципу активность личности побуждается и направляется больше ценностями, смыслами и целями, нежели внешними причинно-следственными связями событий.

Жизненный путь в ее концепции определяется как история экстериоризации внутренней, генетически предопределенной сущности личности. За эту явно идеалистическую трактовку, пренебрегающую социальными детерминантами жизненного пути, концепция обильно критиковалась российскими психологами С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым.

То, что в отечественной психологии преимущественное внимание длительное время уделялось исследованию психического развития детей, вполне объяснимо. С одной стороны, начальные этапы жизни являются очень важными для будущего каждого человека, и потому понимание всех факторов развития детей помогает их учитывать. С другой стороны, социализация детей, организация их обучения и воспитания является важнейшей общественной задачей, и для ее эффективного решения необходимо знание возрастных характеристик детей.

В то же время отсутствие должного внимания к исследованию психического развития зрелого и пожилого возраста не может быть оправдано выше представленными аргументами. Человек на каждой стадии достоин внимания науки, в том числе и возрастной психологии. Поэтому неслучайно в наше время появляется все больше работ по проблемам психического развития взрослых людей.

В рамках данного вопроса мы вкратце отразим некоторые взгляды на периодизацию психического развития взрослых людей и укажем на психологическое содержание соответствующих возрастных периодов.

Одной из наиболее известных периодизаций развития человека в мировой науке является подход Э. Эриксона. Содержание этой периодизации было представлено ранее.

Заслуживают внимания также взгляды на психическое развитие взрослых людей таких авторов, как Ш. Бюлер, Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант, В. Ф. Моргун. Кратко представим их содержание (приводится по: Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001. С. 139-142).

Ш. Бюлер выделила 5 периодов:

1. До 16-20 лет (наиболее типичные проявления жизни: нет семьи, профессии, жизненного пути).

2. От 16-20 до 25-30 лет (предварительное самоопределение, выбор супруга).

3. От 25-30 до 45-50 лет (зрелость, характеризующаяся наличием собственной семьи, призванием, постановкой конкретных жизненных целей, самореализацией).

4. От 45-50 до 65-70 лет (старение, при котором человек переживает душевный кризис, сложности с самоопределением и постановкой жизненных целей).

5. После 65-70 лет (потеря социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти).

Приведенное описание психологического содержания различных возрастных периодов взрослого человека является спорным. Так, несмотря на наличие каких-то общих тенденций в развитии, нельзя однозначно признать, что каждый человек, например, в зрелом возрасте в полной мере самореализуется, а в старости «бесцельно существует». Сам по себе хронологический возраст не определяет психологическое содержание жизни конкретного субъекта. В этом плане более обоснованным выглядит позиция Э. Эриксона, в соответствии с которой выделяются два полюса развития: благоприятный и неблагоприятный. И то, что Ш. Бюлер предлагается в качестве психологического содержания 2-х последних стадий, вполне возможно укладывается в представление о неблагоприятном развитии человека.

Американские психологи Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант предложили свой взгляд на психическое развитие взрослого человека, в соответствии с которым выделяются следующие периоды.

1. 16-22 года (время взросления, стремления к самостоятельности; неопределенность; уход из родительского дома).

2. 23-28 лет (осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями; сформированность представлений о своей будущей жизни, работе; встреча спутника жизни и создание семьи).

3. 29-32 года (переходный период, в течение которого пересматриваются некоторые представления о жизни; возможно переживание в виде возрастного кризиса).

4. 33-39 лет (период «бури и натиска»: семейная жизнь для многих теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, имеющиеся результаты кажутся недостаточными).

5. 40-42 года (возрастной кризис, в течение которого у многих может возникнуть ощущение, что жизнь проходит зря, молодость уходит).

6. 43-50 лет (стабильный период, привязанность к семье).

7. После 50 лет (источниками удовлетворения выступают семейная жизнь и успехи детей; на первое место выходят вопросы о смысле жизни, ценностях).

Периодизация В. Ф. Моргуна включает 10 этапов жизни взрослого человека:

1. Юность (18-23 года) - порог взрослой жизни, поиски своего места в обществе, личностное и профессиональное самоопределение.

2. Молодость (24-30 лет) - выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеский мечтаний; постановка конкретных целей; встреча спутника жизни, создание семьи; специализация в выбранной профессии.

3. Переход к расцвету (около 30 лет) - переживание кризиса в случае неблагополучного самоопределение на предыдущих этапах.

4. Расцвет (31-40 лет) - период высокой работоспособности и отдачи в профессиональной и семейной сферах; возникновение вопроса: «Что останется после меня?».

5. Переход к зрелости (около 40 лет) - кризис, в течение которого могут быть серьезно пересмотрены жизненные ценности и планы.

6. Зрелость (40-55 лет) - вершинный период жизни личности, достижение профессионального мастерства, статус в обществе, стремление передать социальный опыт.

7. Кризис (50-55 лет) - осознание возрастных изменений в организме, приспособление к ним, постановка новых жизненных целей.

8. Пожилой возраст (55-75 лет) - продолжение творческой активности; передача накопленного опыта; общение.

9. Старческий возраст (75-90 лет) - психологическая перестройка; функции бабушки и дедушки; посильные виды деятельности.

10. Долгожительство (свыше 90 лет) - адаптация к новой ситуации; использование богатого жизненного опыта.

Каждая из имеющихся в возрастной психологии классификаций имеет свои ограничения. Они отражают лишь определенные тенденции в психическом развитии человека на различных возрастных стадиях. Но у каждого человека, строго говоря, свои жизненные периоды, временные интервалы, содержание которых во многом определяются жизненной позицией, ценностями, мировоззрением самой личности. Но знание того, что схожие задачи развития в какой-то возрастной период решает большинство, может быть важным для осознания жизненной ситуации каждым человеком.

Однако такого типа периодизации оторваны от детского развития, поэтому больший интерес представляют периодизации, охватывающие весь жизненный путь. Среди них - Э.Эриксон.Э.Эриксон положил в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного «Я». Свою теорию фаз он рассматривает в пяти размерностях: 1) психосоциальные кризисы, 2) круг референтных лиц, 3) элементы социального порядка, 4) психосоциальные модальности, 5) психосексуальная динамика .

В периодизации Э.Эриксона выделяется 8 фаз:

1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению),

2) вторая фаза (раннее детство: 2-3 г. жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением,

3) третья фаза (дошкольный возраст: 4-5 г. жизни) характеризуется инициативой или чувством вины,

4) четвертая фаза (школьный возраст с 6 до 11-12 лет, т.е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности,

5) пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;

6) шестая фаза (молодость: 20-30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;

7) седьмая фаза (зрелость: 30-40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем,

8) восьмая фаза (старший взрослый возраст(плюс старость), от 40 и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием.

В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выделяются восемь фазжизненного развития человека.

Первая фаза - младенчество, охватывает период до 2 лет.

Вторая фаза - предшкольный возраст, от 2 до 5 лет.

Третья фаза - детство, 5-12 лет.

Четвертая фаза - юность, 12-17 лет.

Пятая фаза - ранняя взрослость, 17-25 лет.

Шестая фаза - зрелость, 25-50 лет.

Седьмая фаза - поздняя зрелость, 50-75 лет.

По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно не только для классификации Дж. Биррена, но является достаточно распространенным явлением (например, Bromley D., 1966; Люблинская А., 1959; и др.).

В классификации Д. Бромлей (Bromley D., 1966) выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.

Цикл «детство» охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13лет).

Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года).

Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет).

Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания.

Все периодизации различны по целому ряду параметров:

1) предмет (Лисина - общение, Леонтьев - деятельность, Пиаже - интеллект)

2) полнота периодизации (возрасты)

3) иерархичность (развитие рассматривается как одно- или многоуровневый процесс)

4) дифференцированность (деление развития по возрастным стадиям)

5) интегральность (развитие рассматривается в целом или по отдельным психическим функциям)

6) периодичность (просто смена чего-либо или спиральное движение)

Чтобы избежать этого разброса параметров была предпринята попытка построения системной возрастной функционально-стадиальной периодизации психического развития как теоретической модели психического развития

Предлагаемая Ю. Н. Карандашевым (1991), модель онтогенетического развития (табл. 33) является попыткой интегрировать частные, разноуровневые модели психического развития в общую теоретическую модель, охватывающую все уровни, начиная от философского и заканчивая регионально-прикладным.

Общесистемные требования к модели развития.

Для описания процесса развития необходимо составить его модель. Любая модель является выражением закона развития. Но закона, который описал и объяснил бы онтогенез нет, поэтому задача состоит в том, чтобы сформулировать требования к закону развития онтогенеза.

1) Цикличность. Многие авторы утверждают, что развитие носит циклический характер. Пиаже в качестве образующего цикла взял аккомодацию и ассимиляцию. Валлон: анаболизм - катаболизм. Эльконин: общение - деятельность. И каждый раз, повторяясь на новом уровне, этот цикл образует диалектическую спираль развития, определяя каждому возрасту определенные новообразования. Понятие цикличности позволяет представить сложное через простое путем многократного повторения и наслоения простого над сложным.

2) Требование множественности циклов. Один цикл не может описать все развитие, т.к. повторяясь, он воспроизводит самого себя, а прогресс или регресс при этом не описывается. Чтобы отразить нарастание сложностей, необходимы дополнительные построения.

3) Требование иерархичности. В развитии всегда появляется что-то новое, ранее не бывшее. Это новое включается в уже имеющееся, пересекается с ним и в результате этого взаимодействия происходит усиление каждого цикла развития другими циклами, т.е. все циклы развития находятся в отношении иерархической включенности друг в друга. Рядоположенных циклов не существует.

4) Дихотомичности циклов. Согласно этому принципу в цикле может быть два элемента: элемент отсутствия качества (левый), элемент наличия качества (правый). Цикл с одним элементом не развивается. Чтобы остаться в рамках качественных изменений должно быть 2 элемента. Присоединение 3-го элемента превращает качественные изменения в количественные.

5) Ассиметричности циклов (направленность). Иногда это требование называется требованием направленности. Развитие всегда предусматривает направленность. Если первый элемент - отсутствие качества, в второй (правый) - наличие качества, то переход от первого ко второму есть эволюция , и наоборот, переход от 2 к 1 - инволюция.

6) Требование специфичности. Это требование предполагает наличие однозначности происходящих изменений за счет особенностей присущих только данному изменению.

Определение уровней дифференциации развития.

Все уровни дифференциации развития могут быть условно разделены на три категории:

Переход от одной возрастной ступени к другой может осуществляться на разных уровнях дифференциации. Чем ниже уровень, тем этот переход спокойнее, количественнее. Чем выше уровень - тем переход качественнее, более кризисный.

В истории биографического метода исключительное место занимает Шарлотта Бюлер - австрийский и американский психолог, исследователь и психотерапевт, одна из основателей гуманистической психологии. Она создала цельную, теорию жизненного пути, вместе с сотрудниками и учениками обнаружила ряд эмпирических закономерностей в нем и существенно обогатила операциональный аппарат биографического метода. История и результаты биографических исследований Ш.Бюлер достойны специального рассмотрения, поскольку они уникальны по своим масштабам и влиянию на генетическую персоналистику, или биографику.

Шарлотта Бюлер (девичья фамилия Малаховски) родилась в 1893 году в Берлине. В юные годы она училась в Берлинском и Мюнхенском университетах. В Мюнхене она училась у Карла Бюлера и вскоре стала его женой. Под влиянием К.Бюлера она сначала занималась психологией мышления, потом детской и юношеской психологией. В этой области она провела серьезные исследования и недаром считается крупным специалистом по детскому развитию. Под ее руководством разработаны методы точного наблюдения за ходом раннего развития, тесты для дошкольников (совместно с Г.Гетцер). Много раз издавалась ее книга "Душевная жизнь юноши".

Но главный интерес Ш.Бюлер заключался в духовности человека - именно в ней она видела уникальную его особенность. Еще будучи молодой романтичной девушкой, она задумывалась над вопросами бытия и идеальной сущности человека. Тайна жизненного пути человека волновала и, в конце концов, подвигнула на грандиозный замысел - эмпирически изучить закономерности жизненного пути и роль духовной структуры человека в построении им собственной судьбы. Основным инструментом в реализации исследовательского проекта стал биографический метод.

Суть исследований Ш.Бюлер отражена в названии ее книги, изданной Шарлоттой Бюлер в 1933 году в Лейпциге. Книга, «Жизненный путь человека как психологическая проблема» (7) написана на основе массы биографического материала, собранного психологами Венского психологического института на рубеже 20-30-х годов под руководством Ш.Бюлер. Венские психологи, среди них Э.Френкель, Э.Брунсвик, П.Гофштэттер, Л.Шенк-Данцигер, собирали и обрабатывали дневники, письма, проводили биографические интервью, анализировали множество опубликованных биографий и постепенно обнаружили целый ряд закономерностей жизненного пути.



Анализ жизни производился по трем параметрам: объективные события жизни, творческие достижения (продуктивность), состояния внутреннего мира - типичные для определенного возраста переживания. Все это соотносилось с обобщенным биологическим статусом организма на разных фазах развития, с так называемой жизненной кривой (Lebenskurve).

Аналогично фазам органического развития, онтогенеза, в исследованиях под руководством Ш.Бюлер наметились пять фаз жизненного пути. В основу периодизации жизни Бюлер кладет особую структуру самосознания, которую называет самоопределением (Selbstbestimmung). Наличие строго определенных фаз жизни одна из найденных в Венском институте психологии закономерностей. Эту и другие закономерности Ш.Бюлер трактовала с позиций собственной теориижизненного пути. Сама же теория складывалась в процессе эмпирических биографических исследований и потому была не умозрительной, а хорошо обоснованной.

Жизнь человека рассматривается Ш.Бюлер в свете ее итогов, как реализация внутренней сути личности, ее интенционального ядра ("самость"). Это духовное образование, имманентное человеку. Главной силой психического развития является врожденное стремление человека осуществить себя. Правда, плохое воспитание может извратить или подавить его, тогда мы имеем дело с неврозами. Как пишет Ш.Бюлер, "самость представляет собой интенциональность или целенаправ­ленность всей личности. Эта целенаправленность ориентирована на исполненность (Erfullung) лучших потенциалов, исполненность экзистенции человека" (8, 99).

Исполненность достигается по мере осуществления (Verwirklichung) человека в профессии, общении, борьбе за идеалы. Понятие самоосуществления близко к понятию самоактуализации А.Маслоу, но Ш. Бюлер их различает. Самоосуществление - это "итог жизни или фазы жизни, когда ценности и цели, к которым стремился человек, осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию" (9, 753). Но вместе с тем она рассматривает самоосуществление и как процесс, который в разные возрасты выступает то как хорошее самочувствие, то как переживание завершение детства, то как самореализация (в зрелости), то как исполненность (в старости).

Бюлер доказывает, что полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить такие цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути. Эта способность есть самоопределение (Selbstbestimmung). Основное русло, в котором происходит самоопределение, есть "тема бытия" (Daseinthema). Самоопределение связано с интеллектуальной развитостью личности, поскольку интеллект дает глубину понимания человеком собственных потенциалов и устремлений. Чем яснее человеку его призвание, чем отчетливее самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Хотя оно, конечно, во многом зависит от социальной среды, способствующей или, что чаще бывает, препятствующей самореализации личности.

В первой фазе жизни (до 16-20 лет) отсутствует, как считала Бюлер, самоопределение. Во второй фазе (с 16-20 до 25-30 лет) человек пробует себя в разных профессиях, занятиях, заводит знакомства в поисках спутника жизни. Эти пробы уже указывают на функционирование самоопределения, но оно носит диффузный характер. Третья фаза (25-30 - 45-50 лет) наступает, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие, ставит конкретные цели и добивается результатов. У него уже есть более или менее устойчивое положение в обществе, образовался круг друзей, сложилась своя семья. Это фаза спецификации самоопределения, совпадающая с годами расцвета человека. Стареющий человек в четвертой фазе (45-50 - 65-70 лет) переживает трудности в связис биологическим увяданием, выходом на пенсию, сокращением будущего времени жизни. В конце этой фазы для большинства завершается путь к самоосуществлению, перестает функционировать самоопределение. В пятой фазе старик влачит бесцельное существование, живет прошлым, поэтому Ш. Бюлер даже не причисляет последний этап жизни к собственно жизненному пути. Жизнь кончается раньше наступления смерти. Но есть возможность оставаться психологически живым до самой смерти. Изучая выдающихся стариков, активных ипосле 90 лет, Бюлер приходит к идее о типах развития иобъясняет ихсоотношением витальных иментальных стремлений человека. Отмечается рост альтруистических мотивов у пожилых людей с преобладанием ментальных потребностей.

В1940 году, как многие европейские ученые, Ш.Бюлер вынуждена эмигрировать в США, чтобы спастись от войны. Поэтому она уже не могла продолжить биографические исследования, начатые в Вене. Во время второй мировой войны погибли архивы Венского психологического института, его сотрудники покинули Австрию илипогибли. Однако, став американкой, Ш.Бюлер не прекращала работу над теорией жизненного пути и много почерпнула для нее из психотерапевтической практики. Она пришла к выводу о существовании базальных тенденций (потребностей) личности: ими являются потребность в физическом ипсихическом благополучии, потребность в адаптации, в творчестве, во внутреннем порядке. Эти тенденции проявляют себя в разных формах в зависимости от возраста. У каждого человека доминируют те илииные тенденции, но лучше, когда все из них удовлетворяются в процессе жизнедеятельности.

Как считала Ш.Бюлер, невротическая личность страдает от того, что не может понять себя, не умеет ставить адекватные «самости»цели и достигать их.Оздоровление личности идет через осмысление ею своей жизни и определения целей. В этом человеку помогает гуманистически ориентированная психология.

Шарлотта Бюлер явилась одним из основателей гуманисти­ческой психологии. В 1970 году ее избрали президентом Ассоциации гуманистических психологов. Умерла в Калифорнии в 1974 году.

1893-1974.

Имя Шарлотты Бюлер сегодня упоминается в научной литературе нечасто. Иногда на ее исследования, посвященные психическому развитию в детском возрасте, лаконично ссылаются специалисты по детской психологии. В связи с возросшим интересом к проблемам гуманистической психологии ее иногда упоминают в одном ряду с именами признанных авторитетов этого направления и , как правило, отдавая последним явное предпочтение, хотя созданную ими совместно Ассоциацию гуманистической психологии возглавила именно Ш. Бюлер. В истории психологии эта женщина оставила яркий след, пройдя путь от любительского экспериментирования с незамысловатыми диагностическими методиками до глубоких философских обобщений о жизненном пути человека. Ее разносторонние научные интересы, объединенные общей гуманистической тенденцией исследования, воплотились в замечательные труды, ставшие в психологии классическими.

Шарлотта Берта Бюлер родилась 20 декабря 1893 г. в Берлине. Она была старшим ребенком и единственной дочерью Розы и Германа Малаховски. Ее отец был талантливым архитектором; им, в частности, было спроектировано здание первого в Германии универмага. Выходец из небогатой еврейской семьи, он своим трудом добился преуспеяния. Мать Шарлотты, красивая и одаренная женщина, была натурой противоречивой. Она не могла не испытывать удовлетворения от принадлежности к респектабельным слоям общества, однако тяжело переживала, что общественное положение делало для нее недопустимой желанную карьеру певицы. Душевной близости с родителями Шарлотта никогда не испытывала. Гораздо ближе ей был младший брат, с которым она в детстве проводила долгие часы в совместных играх и музицировании.

От родителей она переняла глубокий интерес к проблемам культуры; впоследствии, уже будучи профессиональным психологом, она опубликовала несколько работ по литературе и эстетике. В психологическом плане влияние родителей выразилось в крайней противоречивости ее натуры: любовь к человечеству могла сочетаться у нее с высокомерием по отношению к отдельному человеку; в общении она могла поразить и удивительной душевной теплотой, и отталкивающей холодностью.

В возрасте 17 лет у Шарлотты Малаховски возник интерес к психологии, во многом порожденный неудовлетворенными религиозными исканиями. Она была крещена в протестантской вере, что было весьма распространено среди обеспеченных немецких евреев, пытавшихся таким образом защититься от антисемитизма. Не находя в религиозных догматах ответов на волновавшие ее вопросы, она обратилась к трудам по метафизике и религиозной философии. В конце концов наибольший интерес вызвали у нее вопросы духовной жизни. После прочтения работ Г. Эббингауза, полагавшего, что мыслительные процессы подчиняются законам ассоциации, Шарлотта не склонна была согласиться с этим мнением и начала проводить собственные эксперименты.

Окончив частную школу, Шарлотта в 1913 г. поступила во Фрейбургский университет, где изучала медицину, философию и психологию. Следующей весной она переехала в Киль и стала учиться в местном университете. Здесь она влюбилась в студента-географа, с которым ей, однако, не суждено было соединиться: ее избранник ушел на войну и погиб. Высшее образование она завершила в Берлинском университете (1914-1915) под руководством одного из пионеров экспериментальной психологии - Карла Штумпфа. Со свойственной ей независимостью Шарлотта отвергла предложение Штумпфа о поступлении в аспирантуру, которое в те времена было необычайной честью для женщины. Штумпф отдавал предпочтение исследованию эмоциональных процессов, Шарлотту более интересовали проблемы мышления. По рекомендации Штумпфа она поступила в одну из известнейших в Европе психологических лабораторий, работавшую в Мюнхенском университете. Возглавлял лабораторию ведущий специалист по психологии мышления Освальд Кюльпе.

В декабре 1915 г., через несколько месяцев после того, как Шарлотта переехала в Мюнхен, О. Кюльпе умер, и его место занял его ближайший помощник Карл Бюлер, возвратившийся с войны. Еще не будучи знакома с ним, Шарлотта узнала, что он проводил экспериментальные исследования мыслительных процессов, аналогичные тем, которые она ранее пыталась осуществить сама. Между коллегами возникло взаимное влечение, и в апреле 1916 г. они поженились. В 1917 г. у них родилась дочь Ингеборг, в 1919 г. - сын Рольф (их воспитанием занимались в основном гувернантки).

В 1918 г. Шарлотта Бюлер защитила диссертацию по психологии мышления и получила степень доктора философии. В том же году ею было опубликовано оригинальное исследование, посвященное детским фантазиям и сказкам.

В последующие годы Карл и Шарлотта Бюлер работали рука об руку, в частности в Дрезденском технологическом институте, где Шарлотта стала первой женщиной, получившей звание приват-доцента. В 1923 г. она получила Рокфеллеровскую стипендию и отправилась на стажировку в США. Там она работала в Колумбийском университете под руководством Э. Торн-дайка. Освоение бихевиористских методов исследования еще более укрепило ее склонность к прямому наблюдению феноменов поведения. По возвращении из Америки она присоединилась к своему мужу, возглавившему к тому времени психологический факультет Венского университета. Совместно ими был основан Психологический институт, в котором Шарлотта Бюлер возглавила отделение детской психологии.

Исследования, осуществленные ею в венский период ее научной деятельности, отличались яркой оригинальностью и глубиной. В истории науки принято говорить о созданной ею венской школе возрастной психологии, объединившей многих исследователей (X. Гетцер, К. Рейнингер, Б. Тудер-Гарт, Э. Келер и др.). Шарлотта Бюлер разрабатывала проблемы возрастной периодизации и развития детей в различные периоды становления социального поведения и др. Ей принадлежит первая попытка создать периодизацию переходного возраста, причем она исходила из созревания половой функции как основного процесса, в свете которого следует рассматривать все остальные стороны развития. Согласно ее теории, половая функция представлена в сознании как «потребность в дополнении»; пробуждение этой потребности приходится именно на пубертатный период.

Широкую известность венской школе принесли диагностические исследования уровня психического развития ребенка. Ш. Бюлер совместно с X. Гетцер разработаны оригинальные тесты для дошкольников, по сей день используемые в психодиагностической практике. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития», введенный ею вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определялся как отношение «возраста развития», устанавливаемого по результатам тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются различные стороны поведения.

Важнейшим результатом исследований этого периода, проведенных в том числе и биографическим методом, является периодизация жизненного пути личности. Материалом исследования явились, в частности, юношеские дневники, которые Ш. Бюлер на основании личного опыта считала весьма ценным и информативным источником. Индивидуальное психическое развитие она рассматривала в свете итогов жизни и реализации внутренней сущности человека. Человеческая жизнь представляется как процесс становления целевых структур личности. Интенциональное ядро личности - «самость». Это духовное образование, данное изначально и в основном неизменное, меняется лишь форма его проявления. Главной движущей силой развития Ш. Бюлер считала потребность личности в самоосуществлении. Понятие самоосуществления близко по смыслу к самоактуализации, однако Ш. Бюлер их различает. Самоосуществление понимается ею как итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек, осознанно или неосознанно получили адекватную реализацию». Но вместе с тем можно рассматривать самоосуществление и как процесс, который в разные возрастные фазы может выступать то как хорошее самочувствие (в возрасте до полутора лет), то как переживание завершения детства (12-18 лет), то как самореализация (в зрелости), то как исполненность (в старости).

Ш. Бюлер указывала, что полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить такие цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути. Эта способность названа ею самоопределением. Самоопределение связано с интеллектуальным уровнем личности, так как от интеллекта зависит глубина понимания человеком собственного потенциала.

Годы, проведенные в Вене, были научно продуктивными и во всех отношениях благополучными. Каждый день начинался с работы за письменным столом; публикации выходили регулярно. Шарлотту и Карла окружали преданные ученики и коллеги.

В 1938 г., находясь за границей, Шарлотта Бюлер узнала, что к ее мужу у захвативших Австрию нацистов возникли серьезные претензии в связи с ее еврейским происхождением. Оба они были уволены с занимаемых должностей, а их имущество конфисковано. Семья Бюлер разделила судьбу множества изгнанников, преследуемых угрозой геноцида.

После кратковременного пребывания в Осло (Шарлотта Бюлер в 1938-1940 гг. была профессором местного университета) семья Бюлер переехала в США. Последующие пять лет их существования отличала нестабильность, неустроенность, частые переезды в поисках достойной работы. Ш. Бюлер некоторое время преподавала в Университете Кларка в Вустере, работала клиническим психологом в Миннеаполисе (там ее деятельность фактически сводилась к проведению тестирования).

В 1945 г. Ш. Бюлер получила американское гражданство. С этого времени она работала в Лос-Анджелесе, не достигнув, однако, того формального статуса, который она имела в прежние времена. Не удовлетворяясь таким положением, она открыла собственную психотерапевтическую практику, стремясь приложить свои идеи к новой для нее социальной сфере. Американский период научного творчества Ш. Бюлер посвящен углубленному изучению проблем основных тенденций личности, периодизации жизненного пути. В 1964 г. вместе с , и она приняла участие в организации конференции, положившей начало новому научному направлению - гуманистической психологии. В 1965 г. она стала первым президентом Ассоциации гуманистической психологии. Центральными для этой научной школы, признанной в противовес фрейдизму и бихевиоризму «третьей силой» в психологии, были понятия личностного роста и самоактуализации. Этим проблемам посвящены важнейшие работы Ш. Бюлер - «Жизненный путь человека» (1968, в соавторстве с Фредом Массариком) и «Введение в гуманистическую психологию» (1972, в соавторстве с Мелани Ален). Окруженная единомышленниками, Шарлотта Бюлер наконец нашла достойное место в научной среде своей новой родины.

В 1972 г., ощущая серьезные отклонения в своем здоровье, она перебралась к детям в Штутгарт. Она пыталась практиковать и там, но все время тяжело переживала отрыв от «своей Америки» и того интеллектуального братства, которое она там оставила.