Рекомендации по составлению учебного плана материал на тему. Рекомендации по составлению бизнес плана Методические рекомендации по составлению плана

Диспетчерская служба ____________________________________________________________

Предусмотрена высылка сил и средств по рангу пожара № ____.

План тушения пожара составил: ________________

Приложение 5

Табель пожарного расчета

Номер пожарного расчета

Должность

Действия номера пожарного расчета при пожаре

Приложение 6

Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации, города, населенного пункта (района), ЗАТО

№№ п/п

Содержание задач

Ответственная служба

Привлекаемые должностные лица различных служб

Приложение 7

Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны

Время от начала развития пожара

Возможная обстановка пожара

Q тр л/с

Введено приборов на тушение и защиту

Q ф л/с

РС-50

РС-70

ПЛС

ГПС, СВП и т.д.

Приложение 8

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА

Таблица 1

Оперативно-тактическая характеристика здания №

Размеры геомет-

рические (м)

Конструктивные элементы

Предел огнестойкости, строительной конструкции (час)

Коли-

чество входов

Характе-

ристика лестничных клеток

Энергетическое обеспечение

Системы извещения и тушения пожара

Стены

Пере-

крытие

Пере-

городки

Кровля

Напряжение в сети

Где и кем отклю-

чается

Отопление

Таблица 2

Наличие и характеристика установок пожаротушения

№№ п/п

Наименование помещений, защищаемых установками пожаротушения

Наличие и места автоматического и ручного пуска установок пожаротушения

Таблица 3

Наличие и характеристика системы дымоудаления и подпора воздуха

№№ п/п

Наименование помещений, защищаемых установками дымоудаления и подпора воздуха

Вид и характеристика установки

Наличие и места автоматического и ручного пуска установок дымоудаления и подпора воздуха

Таблица 4

Пожарная опасность веществ и материалов, обращающихся в производстве и меры защиты личного состава

№№ п/п

Наименование горючих (взрывчатых) веществ и материалов

Количество (объем) в помещении, (кг, л, м 3)

Краткая характеристика пожарной опасности

Средства тушения

Дополнительные сведения

Таблица 5

Наличие АХОВ, радиоактивных веществ в помещениях, технологических установках (аппаратах)

№№ п/п

Наименование помещения, технологического оборудования

Наименование вещества, его количество

Краткая характеристика

Огнетушащее средство

Средства защиты л/с

Дополнительные сведения

Приложение 9

Сводные таблицы расчета сил и средств

Таблица 1

Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара

Вариант тушения

Прогноз развития пожара (площадь пожара, фронт пожара линейная скорость распространения, площадь тушения, объем тушения и т.п.

Требуемый расход огнетушащих веществ, л. с -1

Количество Приборов подачи огнетушащих веществ, шт.

Необходимый запас огнетушащих веществ, л

Количество пожарных машин, основных/ специальных шт.

Предельные расстояния для подачи воды, м

Численность личного состава, количество звеньев ГДЗС чел/шт.

Таблица 2

Силы и средства, привлекаемые на тушение пожара и время их сосредоточения

Ранг пожара

Подразделения, место дислокации

Количество и тип пожарных автомобилей, шт.

Численность боевого расчета, чел.

Расстояния от пожарных подразделений до объекта, км.

Время следования, зимнее/летнее мин.

Время развертывания сил и средств, мин.

Примечание

Приложение 10

КАРТОЧКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

(наименование организации (объекта), ведомственная принадлежность, адрес)

днем __________________

Оперативно-тактическая характеристика организации (объекта)

№№ п/п

Перечень показателей пожарно-тактической характеристики организации (объекта)

Значение показателей пожарно-тактической характеристики организации (объекта)

Детские, лечебные, культурно-зрелищные, повышенной этажности, общественно-административные, кабельные туннели; прочие

Степень огнестойкости здания

I, II, III, IV, V степень огнестойкости.

Количество находящихся людей в здании:

3.1.

в дневное время

Чел.; детей___ чел.; больных ___ чел.

3.2.

в ночное время

Чел.; детей ___ чел.; больных ___ чел.

Строительные и конструктивные особенности

4.1.

здания:

Этажей.

4.2.

этажность

Метров.

4.3.

общая высота

___×___ метров.

4.4.

размеры (геометрические)

есть, нет.

4.5.

наличие подвала

наличие чердака, тех. этажа

есть, нет.

Строительные конструкции:

5.1.1.

Наружные стены

Предел огнестойкости

Пожарная опасность

5.1.2.

Перегородки

Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности).

Пожарная опасность (непожароопасные, малопожроопасные, умереннопожароопасные, пожароопасные)

5.1.3.

Перекрытия

Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности).

Пожарная опасность

5.1.4.

Кровля

Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности).

Пожарная опасность (непожароопасные, малопожроопасные, умереннопожароопасные, пожароопасные).

5.1.5.

Лестничные клетки

Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности).

Пожарная опасность (непожароопасные, малопожроопасные, умереннопожароопасные, пожароопасные).

5.2.

Строительные материалы:

5.2.1.

Перегородки

Горючесть:

Воспламеняемость:

Нераспространяющие, слабораспространяющие, умереннораспространяющие, сильнораспространяющие.

Дымообразующая способность:

Токсичность:

5.2.2.

Перекрытия

Горючесть: негорючие, горючие (умеренногорючие, нормальногорючие, сильногорючие.

Воспламеняемость: трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые.

Распространение пламени по поверхности: нераспространяющие, слабораспространяющие, нереннораспространяющие, сильнораспространяющие.

Дымообразующая способность: с малой дымообразующей способностью, с умеренной дымообразующей способностью, с высокой дымообразующей способностью.

Токсичность: малоопасные, умеренноопасные, высокоопасные, чрезвычайно опасные.

5.2.3.

Кровля

Горючесть: негорючие, горючие (умеренногорючие, нормальногорючие, сильногорючие.

Воспламеняемость: трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые.

Распространение пламени по поверхности:

Дымообразующая способность: с малой дымообразующей способностью, с умеренной дымообразующей способностью, с высокой дымообразующей способностью.

Токсичность: малоопасные, умеренноопасные, высокоопасные, чрезвычайно опасные.

5.2.4.

Лестничные клетки

Горючесть: негорючие, горючие (умеренногорючие, нормальногорючие, сильногорючие.

Воспламеняемость: трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые.

Распространение пламени по поверхности: нераспространяющие, слабораспространяющие, мереннораспространяющие, сильнораспространяющие.

Дымообразующая способность: с малой дымообразующей способностью, с умеренной дымообразующей способностью, с высокой дымообразующей способностью.

Токсичность: малоопасные, умеренноопасные, высокоопасные, чрезвычайно опасные.

Предел огнестойкости и вид противопожарных преград

Стены:

Перегородки: тип противопожарной преграды ____; предел огнестойкости ____ мин.; тип заполнения проемов (двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) ___ ; тип тамбур-шлюза ____.

Перекрытия: тип противопожарной преграды ____; предел огнестойкости ____ мин.; тип заполнения проемов (двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) ____; тип тамбур-шлюза ____.

Пути эвакуации.

Незадымляемые лестничные клетки, наружные пожарные лестницы, выходы на кровлю, наружные переходы, балконы, лоджии.

Места отключения электроэнергии, вентиляции, дымоудаления.

Основные элементы опасности для людей при пожаре.

Отравление СО и продуктами разложения, воздействие высокой температуры, обрушение конструкций, взрывы, растекание горючих веществ, поражение электрическим током.

10.

Противопожарное водоснабжение.

10.1

количество пожарных водоемов, их емкость

Шт.; ________л.

10.2

пожарный водопровод, его вид, расход воды, количество гидрантов

тупиковый, кольцевой; ______л/с; ______шт.

10.3

наличие и количество внутренних пожарных кранов

есть, нет; _____шт.

10.4

тип соединения и диаметр внутренних пожарных кранов

Л/с.

требуемый расход воды на нужды пожаротушения

10.5

способы подачи воды

от автоцистерны; с установкой на водоисточник, подвоз воды, подача в перекачку.

11.

Помещения с наличием взрывоопасных веществ и материалов.

12.

Наличие УАПТ, УАПС

Примечание: В зависимости от особенностей организации (объекта) разделы таблицы могут быть дополнены данными, необходимыми для использования при организации тушения пожара.

УТВЕРЖДАЮ

(руководитель организации (объекта), муниципального образования, субъекта Российской Федерации)

(заверяется печатью)

УТВЕРЖДАЮ

(начальник подразделения

пожарной охраны)

"___________" _________________ 200__ г.

(заверяется печатью)

Карточка тушения пожаров для сельских населенных пунктов

________________________________________________________________________________

(название населенного пункта, района)

________________________________________________________________________________

Номера телефонов: _______________________________________________________________

ПЧ, ДПК, ДПО __________________________________________________________________

Расстояние от пожарной части ________________ км., маршрут следования _______________

________________________________________________________________________________

Число жилых домов ________________________________________ ______________________

Число жизненно важных объектов для сельского населенного пункта ____________________

Техника для целей пожаротушения _________________________________________________

Карточку тушения пожара составил: ________________________________________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

Приложение 13

Оперативно-тактическая характеристика объектов

№№ п/п

Наименование объекта, адрес

Номер телефона

Степень огнестойкости

Этажность

Площадь в плане

Количество людей в дневное время, в ночное время

Вид и количество животных, способ содержания

Примечание: В зависимости от особенностей организации (объекта), муниципального образования разделы таблицы могут быть дополнены данными, необходимыми для использования при организации тушения пожара, а также могут разрабатываться иные справочные приложения.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ (КОРРЕКТИРОВКИ) И ПРАКТИЧЕСКОЙ ОТРАБОТКИ ПТП И КТП

4. УТВЕРЖДЕНИЕ И СОГЛАСОВАНИЕ, УЧЕТ ПТП И КТП

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ПТП

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ КТП

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Образец составления поурочного плана

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя.

Этап II. Цели урока

М олодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

Дать представление о…;

Обобщить и систематизировать знания о….;

Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

Выработать навыки (работать с лабораторным оборудованием и тд).

Воспитательные:

Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

Для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведу примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Можно заменить этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке, но практикуйте самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей (создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию).

Хорошо составленный бизнес-план является ключом к сердцу инвестора и залогом успешного развития предприятия в будущем. При разработке следуйте базовым советам. В статье мы опишем рекомендации по составлению этого важного документа.

Цель составления

Конечно, расчеты проводятся не только с целью составления бизнес-плана, а также для личной уверенности, что предлагаемые товары и услуги будут популярными, а ваша фирма будет развиваться. Цели и функции:

1) Анализ. Во-первых, он выполняет анализ рынка, чтобы вы понимали, в каком положении окажется ваш бизнес после открытия. При разработке бизнес-плана анализируются не только сегменты рынка, но и конкуренты. Это делается для определения вашей компании. Как раз анализ даст вам возможность сделать выводы касательно выбранного направления.

2) Описание. Бизнес-план, как документ, представляющей ваше дело, будет включать полную информацию касательно вашей компании. Еще в нем будет излагаться структура предприятия и ее подробное описание.

3) Прогнозирование. Он позволяет делать прогнозы касательно будущего положения вашего предприятия. Но для прогнозирования ситуации через пять-десять лет сначала надо сделать анализ и собрать данные хотя бы для прогнозирования первого времени после открытия предприятия.

4) Формулирование. Можно сказать, что в этом документе детально расписывается и формулируется основная бизнес идея, которая является главным звеном. Кстати, планы для разных видов предпринимательской деятельности существенно отличаются. Если вы будете что-то продавать, ознакомьтесь с . Естественно, могут быть и другие варианты: предоставление услуг, заработок в интернете и т.п. Очень востребованным видом всегда остается производство товаров. О том, как составить бизнес-план производство, читайте в другой статье .

На самом деле он реализовывает больше функций, поскольку является «лицом» компании.

Этапы создания

Прежде чем начать что-то писать, нужно получить всю нужную информацию. В этом плане можно выделить несколько этапов бизнес-планирования:

1. Поиск источников необходимой информации. Это могут быть учебники, отраслевые издания, соответствующие курсы, правительственные организации, компании по управленческому консультированию и иные подобные организации.

2. Определение целей разработки бизнес-плана. Определяются цели со списком проблем, которые должен решить конечный документ.

3. Установление целевых читателей. Для кого предназначен данный документ, исключительно для участников организации или же для будущих инвесторов и акционеров, венчурных капиталистов или коммерческих банков.

4. Определение структуры. Типичную структуру можете просмотреть .

5. Сбор информации для каждого намеченного раздела этого документа. На данном этапе желательно привлечь людей, которые имеют опыт и знания в сфере бизнес-планирования. В первую очередь обратите внимание на работников организации, которые имеют опыт и хорошо ориентируются во внутренней среде. Можно привлечь и внешних консультантов. Для маркетинговых исследований рынка пригласите маркетологов и экономистов широкого профиля.

Для финансового прогнозирования и составление раздела «финансовый план» вам понадобятся финансисты и бухгалтеры. Финансовым специалистам уделите внимание, поскольку раздел « » очень важен в документе.

6. Написание. Предпринимателю лучше самостоятельно все написать, даже если он не имеет навыков в данной сфере, но для этого потребуется много времени. Консультанты помогли предпринимателю на прошлом этапе, а на данном этапе они могут лишь ассистировать предпринимателю. В крайнем случае, написание можно заказать, где и как это сделать прочтите в .

Можно сделать и седьмой шаг: предложить прочесть завершённый документ какому-то незаинтересованному лицу, которое оценит работу на основе конструктивной критики.

Правила составления

  • Лаконичность. Лучший объем напрямую зависит от масштабов предприятия и специфики каждого проекта. Он составляется в деловом стиле.
  • Нужно собрать необходимую информацию по всем разделам на основании внутренних данных и наружных источников информации. Потом информацию распределите по темам – по разделам.
  • Технические описания, отчеты, справки, биографии менеджеров и договоры представьте отдельно от самого плана в виде приложений.
  • Титульный лист должен содержать название бизнес-плана, реквизиты и логотип предприятия, а также реквизиты получателя, для которого назначен план.
  • Если получатель – международная финансовая организация, нужен перевод документа на иностранные языки.
  • Текст по возможности подкрепляйте множеством иллюстраций, графиков схем, и таблиц.
  • Ясно разделяйте планы и факты. Все прогнозы обосновывайте количественно или качественно.
  • Должно быть пронумерованное оглавление, которые будут отражать главную мысль раздела. Тогда читатель быстро сориентируется в тексте документа.
  • Обратите внимание на анализ рисков данной идеи и на ее реалистичность. Для этого проводятся грамотное . Все процессы и действия должны быть реалистичными и выполнимыми.
  • Чересчур оптимистичный бизнес-план может показаться инвесторам подозрительным. Включите в текст реалистическую оценку слабых и сильных сторон бизнес идеи, стратегию альтернативного развития бизнеса.

Методика составления

Существует несколько десятков методик для разработки бизнес-планов. Есть отдельные методики для лизинговых организаций, инвесторов, государственных учреждений и банков. Например, одна методика может быть использована для получения , другая – для получения государственной помощи и т.п.

Самые известные российские и иностранные методики:

  • TACIS;
  • UNIDO;
  • EBRD;
  • Правительства Российской Федерации;
  • Сбербанка РФ;
  • требования и рекомендации ФФПМП;
  • ОАО «Россельхозбанк».

Существуют и отдельные методики на получение . На такие методики основываются при подаче документов на участи в программе поддержки малого бизнеса. Но такого рода методика в каждом субъекте федерации индивидуальна. Существует много и других методик для банков и кредитных организаций. С кредитованием предпринимательской деятельности белее детально можно ознакомиться .

Если бизнес-план составляется для определенного учреждения, у которого есть своя методика, тогда нужно строго придерживается ее. Если документ разрабатывается для учреждения или инвестора, которые не предъявляют требований к структуре, лучше выбрать одну из популярных методик. Но не забывайте, что для каждого проекта нужна персональная методика создания, которая отразит самые важные для заказчика разделы.

Как утверждал А.А. Свечин «План операций должен быть гибок - иметь достаточно вариантов, чтобы позволить сделать выбор между сокрушением и измором, между обороной и наступлением, между нанесением удара тому или другому государству враждебного нам союза, в зависимости от указаний политики» .

План операций, также как и план войны, должен предусматривать различные варианты развития событий, в том числе и наихудшие.

«Все воздействия, которые мы учитываем на войне, никогда не бывают в точности такими, как их представляет себе тот, кто лично внимательно не наблюдал войну и не свыкся с ней, - писал Клаузевиц. - Часто ошибаются на много часов в расчёте марша какой-нибудь колонны, причём нельзя даже точно выяснить, от чего зависела задержка; часто возникают препятствия, которые заранее предвидеть было невозможно; часто предполагают достигнуть с армией известного пункта, но бывают вынуждены остановиться на несколько часов пути раньше; часто выделенный нами отряд оказывает гораздо меньшее сопротивление, чем мы ожидали, а неприятельский отряд - гораздо большее; часто средства какой-нибудь провинции оказываются скромнее, чем мы предполагали и пр.» .

Исходя из этого совершенно необходимо постоянно корректировать план операций в соответствии с меняющейся обстановкой на театре военных действий.

«Ни один оперативный план не может хотя бы с некоторой достоверностью простираться за пределы первого столкновения с главными силами противника, Только профан может полагать, что ход кампании представляет логическое осуществление заранее очерченной, детально проработанной и до конца удерживаемой первоначальной

идеи» , - указывал прусскии и германский военный деятель, генерал- фельдмаршал Хельмут Мольтке (Старший).

«Совершенно невозможно установить, хотя бы с некоторой уверенностью, план операций, выходящий за пределы первого столкновения с главными силами противника, - подтверждает слова

Мольтке французский военный теоретик маршал Фош. - Только человек совершенно чуждый понятиям военного искусства, может видеть в развитии какой-либо кампании приведение в исполнение плана, заранее установленного во всех подробностях, и которого точно придерживаются до самого конца. Полководец, несомненно, всегда имеет перед глазами основную цель, которую он преследует, и не теряет её из виду, несмотря на необходимость принимать различные частные решения, однако он никогда не может заранее достоверно определить пути, по которым он рассчитывает до неё добраться» 74 .

Оперативное искусство не признает жёстких решений. В Ульмской операции 1805 г. Наполеон через каждые 1-2 дня вносил крупные дополнения к первоначальному замыслу, и так же поступал Мольтке в течение Седанской операции 1870 г. Нельзя колебаться отбросить даже саму первоначально установленную форму операции, если обстановка покажет другой, кратчайший путь к цели или позволит добиться более крупного, сравнительно с намеченным, результата.

«План должен установить первый этап приближения к цели операции и общую задачу достижения этого этапа расчленить на ряд частных задач, по главным подразделениям ведущего операцию фронта (или армии), - указывал советский военный теоретик Свечин. - При наступлении план должен отчетливо отметить решающие направления, на которых должны быть сосредоточены главнейшие усилия. При обороне, если все действия не сводятся только к выигрышу времени, а включают стремление довести борьбу до кризиса, точно так же основная задача плана сводится к указанию рубежа, на котором неприятелю должно быть оказано решительное сопротивление, и где план ожидает перелома общего развития операции в нашу пользу» 75 .

«...сама победа не даёт безусловной обеспеченности планам командования, - утверждал германский генерал-фельдмаршал Фон-дер- Гольц, - и последнее должно постоянно считаться с условиями момента и новыми противодействующими влияниями. Последние приведут к новым боям, которые, в свою очередь, будут менять обстановку, как меняется вид в калейдоскопе при каждом новом толчке. Таким образом, полководец ежедневно, а иногда и через

несколько часов вынужден координировать свои комбинации с вновь создающейся обстановкой» .

Верный операционный план может быть составлен только лишь после того, как получены достоверные сведения об условиях обстановки, состоянии своих войск и войск противника, имеющихся резервах и т.д.

«План операций должен заключать в себе: план первоначальных операций и план всех вспомогательных к нему действий - создания операционного базиса, перевозок по сосредоточению, прикрытия развёртывания и самого оперативного развёртывания, а также план снабжения, - пишет А.А. Свечин в своём фундаментальном военнонаучном труде «Стратегия». - План операций исходит из существующих данных о политическом и экономическом положении, из наших представлений о характере будущей войны, о вооружённых силах - неприятеля и наших, вероятного неприятельского развёртывания, силы и начертания нашей железнодорожной сети, условий нашей мобилизации, существующей подготовки пограничного пространства... Между тем, предпосылками плана операций являются весьма изменчивые данные - политический момент, силы противника, взгляды неприятельских вождей и их планы, меняющаяся и у нас конъюнктура, например, неурожаи, или отвлекающая часть вооружённых сил борьба на каком-либо отдалённом или второстепенном театре; и эти изменчивые данные получают весьма различную оценку в зависимости от смены лиц, возглавляющих высшее командование. Естественно, что в силу этих условий оперативные планы, следующие из года в год, могут весьма различествовать, и даже одновременно могут и должны существовать рядом с основным планом операций несколько вариантов к нему»

Годовое планирование воспитательной работы с классом является неотъемлемой частью работы классного руководителя. План воспитательной работы, составленный с учётом проблем класса, направленный на перспективу развития детского коллектива и ориентированный на современные требования ФГОС, позволяет классному руководителю спроектировать и систематизировать свою деятельность, направить её на достижение воспитательных результатов.

Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом основных направлений работы классного руководителя. Рекомендации содержат краткое описание разделов годового плана работы классного руководителя, варианты планирования основных мероприятий (приложение 1), примерный план работы на каникулярный период (приложение 2), примерный план работы с родителями (приложение 3), примерный план работы с детьми/семьями группы риска.

При составлении годового плана воспитательной работы классный руководитель должен владеть следующей информацией:

Примерный состав классного коллектива обучающихся (общее количество учащихся, количество мальчиков, девочек);

Возраст учащихся и психолого-педагогических особенности данного возраста;

Наличие в классе лидеров и аутсайдеров;

Уровень успеваемости каждого ребёнка;

Наличие сформированных микрогрупп классного коллектива, что их объединяет;

Наличие проблем во взаимоотношениях учащихся класса и причины их возникновения;

Интересы, увлечения и предпочтения каждого ученика.

Все эти знания необходимы классному руководителю для того, чтобы провести грамотный анализ работы с классом за предыдущий учебный период и обозначить основные цели и задачи на новый учебный год. Если классный руководитель будет работать с классом первый год, то данную информацию необходимо узнать у предыдущего классного руководителя (воспитателя). Если классный руководитель работает с классом не первый год, то перечисленные знания об ученическом коллективе он берёт из своего опыта работы с обучающимися, используя результаты диагностических исследований, мониторинга воспитательной деятельности, преимущественными формами которых является педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование.

Структура плана воспитательной работы с классом. Титульный лист. План воспитательной работы – это официальный документ, который обязательно должен отражать информацию об авторе, кто составил данный документ, на какую возрастную категорию он рассчитан, каков период его реализации, с кем согласован и кем утверждён. Поэтому в плане ВР необходимо указать Ф.И.О. педагога – автора, класс, в котором будет работать учитель, сроки реализации плана. Данный план необходимо согласовать с представителем администрации (или педагогом), ответственным за воспитательную работу в образовательной организации, и утвердить у руководителя.

Анализ воспитательной работы за предыдущий учебный год. В данный раздел плана необходимо включить следующую информацию:

  • цель воспитательной работы, обозначенная в плане за прошедший учебный год, на достижение которой была направлена работа классного руководителя;
  • задачи, направленные на реализацию цели;
  • предполагаемые воспитательные результаты;
  • формы и методы работы классного руководителя, используемые в достижении обозначенных цели и задач;
  • основные направления работы классного руководителя;
  • конкретные мероприятия, проведённые в рамках данных направлений, с описанием уровня эмоционального отклика обучающихся (понравилось, вызвало живой интерес, обучающиеся проявили особенную активность / не понравилось, учащиеся не продемонстрировали свою заинтересованность, участвовали в качестве пассивных слушателей, или особую заинтересованность проявил не весь класс и т. д.), желательно среди перечисленных мероприятий указать те, которые стали традиционными и проведение которых вызвали особый положительный отклик у обучающихся;
  • проблемы, возникавшие в работе по реализации плана ВР, с указанием конкретных причин их возникновения;
  • уровень достижения воспитательных результатов (по итогам учебного года) в соотношении с решением поставленных цели и задач;
  • работа с трудными детьми и детьми группы риска: указывается количество детей, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в правоохранительных органах, на учёте в КДН, причины постановки на учёт. Описываются основные принципы организации работы с данной группой обучающихся, степень вовлеченности их во внеурочную деятельность, используемые формы контроля занятости учащихся вне школы, совместная работа классного руководителя с социальным педагогом, психологом и родителями, каких результатов удалось добиться, какие проблемы остались неустраненными;
  • анализ работы с родителями: анализируется степень активности родителей во взаимодействии с учителем, участие родителей в делах класса, проблемы, решаемые в процессе взаимодействия, роль родительского комитета в организации совместной работы классного руководителя с родительской общественностью, формы работы, используемые учителем, индивидуальная работа с родителями, на какие темы были проведены беседы и консультации, имеются ли родители, с которыми так и не удалось наладить контакт. Работа с родителями детей группы риска и семьями, попавшими в сложное социальное положение, формы и методы взаимодействия, положительная или отрицательная динамика данной работы.

Цель и задачи воспитательной работы на новый учебный год должны быть сформулированы с учётом вышеизложенного анализа и направлены на создание условий по устранению обозначенных в анализе проблем воспитания, а их реализация должна способствовать повышению качества процесса воспитания и социализации.

Характеристика классного коллектива. В данном разделе следует указать численный состав класса, количество мальчиков и девочек в нём, уровень успеваемости учащихся, степень активности обучающихся на уроках и в период организованного внеурочного времени, уровень сплоченности обучающихся внутри коллектива, общие интересы класса, наличие в классе лидеров и аутсайдеров, наличие микрогрупп с указанием принципов их формирования, степень конфликтности (низкая, средняя, повышенная), увлечения, предпочтения и творческие способности обучающихся, внешкольная занятость детей.

Социальный паспорт класса (по форме, принятой образовательной организацией)

План основных мероприятий с учащимися класса. Данный раздел плана может быть составлен по видам деятельности, направлениям деятельности, тематическим периодам (по выбору классного руководителя).

Не следует забывать и о том, что в плане основных мероприятий с обучающимися обязательно должны быть отражены мероприятия общешкольного и городского уровня.

План мероприятий на каникулярные периоды. Во избежание дополнительной работы классного руководителя по планированию организации каникулярного времени рекомендую включить данный раздел в годовое планирование воспитательной работы класса.

Мероприятия, спланированные на каникулы, должны способствовать созданию условий для формирования культуры здорового образа жизни, т. е. обучающиеся должны научиться отдыхать с пользой для здоровья и личного развития. Правильно спланированная работа решает следующие задачи: координирует занятость детей в каникулярное время, ребёнок продолжает развиваться на отдыхе, формируются нравственные идеалы и культурные ценности. Педагогам во время каникул рекомендуется при составлении плана учитывать возраст детей, их интересы, знаменательные даты города и страны, а также календарные праздники, которые будут интересны школьникам. В качестве видов деятельности актуально использовать такие, как туристско-краеведческая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, досугово-развлекательное общение (примерный вариант плана работы на каникулы см. приложение 2)

План работы с родителями. Данный раздел плана позволит классному руководителю систематизировать свою работу по созданию единого воспитательного пространства «Семья и школа». План работы с родителями может включать в себя как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями (см. приложение 2). При составлении плана работы с родителями необходимо учитывать возрастную категорию родителей, их социальный статус и занятость в рабочее время. В связи с этим уместно наряду с очными формами работы включить в план дистанционные виды взаимодействия. Актуальными по-прежнему остаются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы. Из индивидуальных форм работы в план можно включить:

  • индивидуальные очные и дистанционные консультации для родителей,
  • посещение семьи на дому;

среди групповых:

  • тематические консультации, родительский всеобуч, мастер-классы;

среди коллективных:

  • родительские собрания, совместно организованные мероприятия (необходимо указать их названия); актуально включить в план работу по развитию информационного пространства для родителей или ведение форума для родителей, оформление наглядно-информационных стендов или буклетов для родителей.

План работы с детьми/семьями группы риска и обучающимися, состоящими на внутришкольном учёте, учете в КДН и правоохранительных органах. В данный раздел плана необходимо включить мероприятия, направленные на выявление детей/семей, относящихся к данной категории, индивидуальные и групповые мероприятия с обучающимися/родителями, мероприятия, направленные на выявление интересов учащихся и их реализацию, а также работу по оформлению и ведению необходимой отчётной документации, участие в Советах профилактики (примерный вариант плана работы с детьми/родителями группы риска см. приложения 4).

Уважаемые коллеги! Акцентирую ваше внимание на том, что варианты планирования воспитательной работы с классом по основным направлениям деятельности, изложенные ниже, не являются образцом для точного копирования и приведены лишь как способ демонстрации возможных форм составления плана, их содержание требует систематизации и дополнений с учётом воспитательных проблем, целей, задач конкретного классного коллектива.

Приложение 1

Вариант 1. Планирование основных мероприятий по видам деятельности

Виды деятельности

Сроки проведения

Социально-моделирующая игра «В мире профессий»

Сентябрь

Познавательная

Беседа «В мире открытий»

Проблемно-ценностное общение

Дискуссионное обсуждение рассказов А. Могилевской «Поспешите с добром», «Не спешите с добром»

Досугово-развлекательная деятельность

(досуговое общение)

Участие класса в благотворительном концерте для ветеранов «Новогодний серпантин»

Спортивно-оздоровительная деятельность

«День здоровья»

Туристско-краеведческая деятельность

Экскурсия в музей Великой Отечественной войны

Художественное творчество

Участие в школьной выставке «О, женщина, благословенна ты!»

Трудовая (производственная) деятельность

Трудовой десант на территории Краснопресненского парка

Социальное творчество

Социальный проект «Память жива»

Апрель-май

Вариант 2. Планирование основных мероприятий по направлениям деятельности

Направления деятельности

Название мероприятия и форма проведения

Предполагаемый уровень воспитательного результата

Лидеры самоуправления, участвующие в организации мероприятия

Сроки проведения

Здоровый образ жизни

КТД «Наши учителя, вам от души спасибо»

Гражданско-патриотическое воспитание

Дискуссия «Когда мы едины, мы непобедимы»

Духовно-нравственное воспитание

КТД «Подари новогоднюю сказку тому, кто подарков от жизни не ждёт»

Проект «Новогодняя игрушка моей бабушки»

Гражданско-патриотическое

Экскурсия в Музей боевой славы

Встреча с участниками интернациональных войн

Духовно-нравственное

Гражданско-патриотическое

Участие в благотворительном концерте

Вариант 3. Планирование основных мероприятий по тематическим периодам

Тематический период

Название мероприятия и форма проведения

Предполагаемый уровень воспитательного результата

Лидеры самоуправления, участвующие в организации мероприятия

Сроки проведения

Осенние страницы школьного календаря

Всероссийский урок «Готов к труду и обороне»

Акция «Праздничная почта», посвящённая Дню учителя

Дискуссия «Сила единства – сила успеха», посвящённая Дню народного единства и примирения

На крыльях новогодней сказки

Конкурс «Мой новогодний классный кабинет»

КВН «Когда часы 12 бьют»

«О мужестве, о доблести, о славе»

Проект «Он не дрогнул в бою»

Акция «Свеча памяти», посвящённая Памяти воинов-интернационалистов в России

Весна победоносная

Фотовыставка «Аромат весны», посвящённая Международному женскому дню»

Социальный проект «Книга памяти»;

Акция «Ветеранам – с любовью»;

Приложение 2

Примерный вариант работы на каникулы

Период проведения

Название мероприятия и форма организации

Уровень воспитательного результата

Лидеры самоуправления, участвующие в организации мероприятия

Дата проведения

Осенние каникулы

Осенняя прогулка по Арбату, подготовка к фотопроекту «Мой Арбат»

Посещение кинотеатра «Соловей», просмотр фильма «Легенда № 17»

Дискуссия по просмотренному фильму«Легенда № 17»

Велосипедный марафон

Оформление проектного стенда «Мой Арбат»

Приложение 3

Примерный вариант плана работы с родителями

Название мероприятия и форма проведения

Результат

Оформление итогов работы

Сроки проведения

Индивидуальные очные и дистанционные консультации

Проблемы успеваемости, посещаемости и взаимоотношений в детском коллективе

Создание педагогических условий для устранения проблем обучения и воспитания

В течение года

(по требованию)

Родительский всеобуч. Групповые консультации

I раз в четверть

Детский эгоизм. Как его преодолеть?

Создание педагогических условий для формирования родительской компетентности в процессе воспитания

Друзья в жизни ребёнка

Подростковая агрессия и её причины

Самостоятельность ребенка. Как ее развивать?

Мастер-классы

«Праздник дома. Как организовать и провести»

Информационный буклет для родителей, журнал отзывов

Воспитываем, не обижая

Родительские собрания

Собрания по итогам четверти

Протокол родительского собрания

I раз в четверть

октябрь, декабрь, март

Совместные мероприятия с родителями

Спортивный марафон «Семейный кросс»

Личное участие родителей в организации и проведении мероприятий, создание условий для развития единого воспитательного пространства «Семья и школа»

Фотоотчет, оформление тематических стендов по итогам мероприятия

сентябрь

Фотовыставка

«Мамины глаза»

Театральная постановка «Новогодний театр»

КВН «На пороге весны», посвящённый Международному женскому дню

Приложение 4

Примерный вариант плана работы с детьми/семьями группы риска

Название мероприятия и форма проведения

Результат

Оформление итогов работы

Сроки проведения

Индивидуальная и групповая работа с обучающимися

Выявление детей группы риска

Определение количественного состава обучающихся, в работе с которыми необходимо особое педагогическое сопровождение

Составление списков обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в КДН, на учёте в правоохранительных органах. Оформление представлений на постановку/снятие с внутришкольного учета

Сентябрь

Организация досуга обучающихся, вовлечение их в кружки и секции

Организация внеурочного времени обучающихся

Составление «Карты занятости обучающегося»

Сентябрь и в течение года

Контроль посещаемости учебных занятий и успеваемости по предметам

Создание условий для повышения посещаемости и успеваемости обучающихся

Ведомость посещаемости и успеваемости

В течение года

Участие в рейдах посещения семей обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в правоохранительных органах, КДН, совместно с классными руководителями и социальным педагогом

Исследование жилищно-бытовых условий проживания обучающихся

Протокол посещения семьи с описанием жилищно-бытовых условий проживания обучающихся

I раз в четверть

Проведение профилактических индивидуальных бесед по вопросам успеваемости, поведения и выстраивания дружеских взаимоотношений

со сверстниками

Создание условий для профилактики асоциального поведения со стороны обучающихся/семей группы риска.

Карта психолого-педагогической реабилитации

Сентябрь, декабрь, март, май и в течение года по требованию

Участие в Совете по профилактике

Работа по оформлению и ведению отчётной документации

Составление характеристик на детей/семьи группы риск»

Сентябрь

Ведение карты социально-педагогического сопровождения обучающегося/семьи

В течение года

Оформление личных дел обучающихся

Май, август