Вооруженные силы Туркмении. Армии мира

Боевой путь 22-й мотострелковой дивизии имени Атамурата Ниязова (Туркмения).Дивизия формировалась 11 августа 1941 года на территории Ульяновской области -344-я стрелковая Рославльская Краснознамённая дивизия -58-я стрелковая дивизия 36-й армейский корпус, ТуркВО, Кызыл-Арват Туркменской ССР (с 04.03.1955) -22-я мотострелковая дивизия имени Атамурата Ниязова (Туркмения) Дивизия формировалась в Барышском и Кузоватовском районах ныне Ульяновской области с августа по октябрь 1941 года по Постановлению ГКО № 459 от 11.08.1941 В действующей армии во время ВОВ с 02.12.1941 по 09.05.1945. В ноябре 1941 года № 55 по Директиве Ставки ВГК командующему 26-й резервной армии № оп/2999 от 25 ноября 1941 погружена в эшелоны в Чебоксарах и переправлена в Ногинск, а затем в Люберцы, где укомплектовывалась и получала вооружение. C 15.01.1942 по 26.01.1942 совершала передислокацию в район Извеково - Воронино, закончила сосредоточение к 26.01.1942. Вступила в наступательные бои с 27.01.1942, наступая из района Давыдове, Живульки в направлении Мочалово, Долина в обход Юхнова с юга, вышла к Варшавскому шоссе. 1156-й стрелковый полк в ходе боёв попал в окружение, в районе Чернево-Вышнее, потеряв при этом пропавшими без вести (другими словами в основном попавшими в плен) только из командного состава и только за один день - 06.02.1942 - 35 человек. По 15.02.1942 дивизия вела бои по овладению Чернево, наступала в направлении Большое Среднее, Мальцево. К 22.02.1942 смогла овладеть юго-западной окраиной Юхнова и по 20.03.1942 вела бои за овладение Людково, Выгорь, Александровка, а затем по 20.04.1942 безуспешно пыталась перерезать Варшавское шоссе. Затем, в течение почти года ведёт кровопролитные бои на Варшавском шоссе в райне Шатино Болото в Мосальском районе, оставаясь приблизительно на одних и тех же рубежах. 08.03.1943 перешла в наступление, к исходу 11.03.1943 отдельные части дивизии вышли на рубеж Астапово-Грачевка-Гришино, а к утру 12.03.1943 марта очистили от противника деревни Долгое и Коровкино, тем самым завершив освобождение района. С августа 1943 года принимает участие в Смоленской наступательной операции, наступает южнее Спас-Деменска. 25.09.1943 отличилась при освобождении Рославля, 28.09.1943, действуя совместно с 196-й танковой бригадой дивизия освобождает Мстиславль, к октябрю 1943 года вышла на рубеж реки Проня южнее Дрибина, где была остановлена. В течение конца 1943 и до весны 1944 года ведёт безуспешные бои на оршанском направлении. В Белорусской операции наступает очевидно, во втором эшелоне, вплоть до середины июля 1944 года, затем принимает участие в Каунасской операции, 17.07.1944 года форсирует Неман в районе посёлка Бальберишкис (близ Пренай), развивая наступление 02.08.1944 участвует в освобождении Вилкавишкиса, после чего вышла к границе Восточной Пруссии, 18-19.08.1944 наступает в направлении Подзишки-Слипины, имея справа 49-ю стрелковую дивизию и в течение конца августа - начала сентября 1944 года отражает ожесточённые контрудары врага из района Кибартай, затем, с 09.09.1944 отведена в резерв и перегруппирована севернее. С 04.10.1944 наступает в ходе Мемельской операции в направлении на Куршенай, прорывает оборону, в первый же день передовыми подразделениями оседлала шоссе Шяуляй - Куршенай, продолжает наступление, 09.10.1944 форсировала реку Миния, 11.10.1944 ведёт бои у населённого пункта Кульвели (19 километров юго-западнее Жагаре), 12.10.1944 у населённого пункта Гепайцы, с 13.10.1944 переходит к обороне на подступах к Мемелю. Ведёт бои под Мемелем до его взятия 26.01.1945 года, после чего начала развивать наступление в направлении Курляндского полуострова и вела бои с курляндской группировкой врага до мая 1945 года

И Кавказского линейного № 11 батальона, с добавлением части людей из упразднённых в то же время 2-го и 3-го батальонов Модлинского пехотного полка . Части эти прибыли со своими знаменами и образовали 5 батальонов 4-ротного состава. 3-й батальон Волынского полка принёс с собой Георгиевскую серебряную трубу с надписью: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 г. и в сражениях при Бриенне-ле-Шато и при селении Ла-Ротьер», пожалованную 5 апреля 1815 г. 49-му егерскому полку, который в 1833 г. был присоединён к Волынскому и Минскому пехотным полкам. Первым командиром Дагестанского полка был назначен полковник Н. И. Евдокимов (впоследствии граф, генерал-адъютант и шеф полка). После сформирования полку пришлось строить себе штаб-квартиру в Северном Дагестане , на месте разрушеннаго аула Ишкарты , в 14 верстах от крепостисти Темир-Хан-Шуры (закончена в октябре 1847 г.).

С первых дней существования Дагестанский полк принял участие в Кавказской войне . В 1846 г. некоторые части полка участвовали в стычках и перестрелках, происходивших вблизи Ишкарты. 4 июня 1847 г. 1-й и 2-й батальоны участвовали в неудачном штурме Гергебиля. С 26 июля по 14 сентября эти же батальоны, подкреплённые в конце августа 3-м батальоном, находились при осаде и штурме аула Салты и первые два из них за отличия были награждены знамёнами с надписью «За взятие Салты». В течение последующие 10 лет Дагестанскому полку пришлось вести с горцами малую войну. Ежегодно, весной, 2 или 3 батальона назначались в состав отдельных отрядов, которые высылались вглубь непокорной страны; остальные батальоны несли сторожевую службу на линии. В начале 1857 г. при каждом батальоне была сформирована 5-я стрелковая рота. Летом 1857 г. был выслан в Салатавию особый отряд, в состав которого вошли 4 батальона Дагестанского полка. 14 июля отряд заложил у предгорья Салатавскаго хребта, на месте разоренного аула Буртунай, укрепление, которое было назначено штаб-квартирой Дагестанского полка. Весь последующий год Дагестанцы провели в возведении укрепления и постройке новых казарм. 16 и 17 июля 1859 г., при переправе Дагестанского отряда через р. Андийское Койсу , 2-й батальон выказал геройскую доблесть и первым ступил на вражеский берег. Рядовой Сергей Кочетов и юнкер Шпеер под огнём переплыли горную бурную реку и перетащили на другой берег при помощи бечёвки канат. Затем был устроен верёвочный мост, по которому с неимоверным трудом переправился 2-й батальон. 25 августа 2-й батальон и стрелковые роты участвовали во взятии Гуниба. За переправу 17 июля 1859 г. 2-й батальон был награждён Георгиевским знаменем с надписью: «За отличие при переправе через Андийское Койсу у аула Согрытло». Кроме того, 4 августа 1860 г. всему полку были пожалованы знаки отличия на папахи с надписью: «За отличие на Кавказе с 1846 по 1859 г.».

21 октября 1869 г. 2-й батальон, назначенный в состав Красноводского отряда Столетова , прибыл в Петровск и был перевезён на пароходах через Каспийское море . Высадившись в Муравьёвой бухте Красноводского залива, батальон построил на берегу укрепление, которое послужило началом города Красноводска . В Красноводске 2-й батальон пробыл до 1875 г. и был сменён 3-м батальоном. Этот батальон нёс службу по охране русско-персидской границы и участвовал в труднейших экспедициях генерала Ломакина против туркмен-текинцев в 1877 и 1878 гг., и особенно в неудачном походе в Ахал-Теке 1879 г.

13 октября 1870 г., после смерти графа Евдокимова шефом полка был назначен великий князь Николай Михайлович . 1 августа 1874 г. 4-й батальон был выделен на сформирование 164-го пехотного Закатальского полка , а из стрелковых рот всего полка образован 4-й батальон.

При начале Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. 1-й, 2-й и 4-й батальоны были мобилизованы и приняли участие в подавлении восстания в Чечне и Дагестане. 1 и 4-й батальоны особенно отличились 17 октября, при штурме аула Цудахар, и 2 ноября, при взятии селения Согрытло. За оказанные отличия полку были пожалованы 6 января 1879 г. две Георгиевские трубы с надписью: «За отличие при подавлении восстания в Дагестане в 1877 г.»; кроме того, 4-й батальон был награждён Георгиевским знаменем с надписью: «За дела с мятежниками в 1877 г. 19 октября при Цудахаре и 2 ноября при сел. Согрытло».

В 1880 г. 1 и 4-й батальоны приняли участие в Ахал-Текинской экспедиции генерала Скобелева и 12 января 1881 г. участвовали в штурме Геок-Тепе ; за выказанное отличие 1-й батальон был награждён знаками на шапки с надписью: «За взятие штурмом крепости Геок-Тепе 12 января 1881 г.».

Георгий: пишет видимо ваш сослуживец

Владимир БЕЛЕНКО

Два капитана

Исполнял я священную обязанность и отдавал почетный долг Родине (так тогда называлась служба в армии) в 364-м истребительно-авиационном полку 16-й Кишиневско-Ясской орденов Суворова и Богдана Хмельницкого гвардейской дивизии ПВО в песчано-барханной Туркмении. И встретил там двух необычных друзей-соперников.

Второй эскадрильей командовал капитан Зверев, третьей - капитан Дугаев (один русский, другой чеченец).

Капитан Дугаев был невысок ростом, но кряжист, как медведь. Его широкое, с правильными чертами лицо, черные глаза и вьющаяся шевелюра заставляли млеть вольнонаемных девушек и жен офицеров гарнизона. Зверев - тот, наоборот, роста был высокого, блондин, с прямым носом, весел и говорлив. Офицеры вроде дружили. Но чувствовался между ними дух непримиримого соперничества.

Нет, не возлюбленных делили капитаны: полем их соперничества было бескрайнее блекло-голубое туркменское небо. В недосягаемой выси они на своих сверхзвуковых истребителях-перехватчиках крутили такие финты и кульбиты, что цирковым акробатам не снились. У обоих пилотов была, как поется в песне, "одна, но пламенная страсть", летчиками они мечтали стать с детства. И, естественно, лучшими, если не на всем белом свете, то хотя бы в своем полку. А чтобы быть лучшими, надо, чтобы и эскадрильи под их командой на полетах демонстрировали высший класс. И вот подошло время боевых стрельб.

Вкратце объясню, как это выглядит. С аэродрома, например, Мары, взлетает "болванка" (беспилотный самолет) и летит по маршруту на залив Кара-Богаз-Гол (был когда-то такой на Каспии - высох). Со спрятанного глубоко в горах пункта боевого управления полетами штурманы с помощью сложной радиолокации один за другим выводят на цели перехватчиков. И те стреляют ракетами "воздух - воздух"). Боевые ракеты взрываются, долетая до цели, сбивая противника роем осколков (вроде как картечью из двустволки). Так что пролет "болванки" в 50 метрах от цели промахом не считался, а шел в зачет.

В тот день пилоты эскадрильи Дугаева "мазали". И тут к цели подошел самолет Зверева. И словно издеваясь над своим соперником, засандалил свою ракету едва не в сопло реактивной мишени. Выражаясь языком школьных отметок, это была не просто "пятерка", а "пять в пятой степени". Ну цель, конечно, топором и рухнула в каракумские пески.

Наблюдатель из штаба округа объявил пилоту благодарность от имени командующего. Дугаев же несколько дней сквозь зубы здоровался со Зверевым.

И тут произошел случай, который чуть не закончился для Зверева трагически. Шли обычные дневные полеты, руководил которыми с земли командир полка Соколов. В воздухе на разных удалениях от аэродрома "висело" около дюжины истребителей. По спецсвязи пришла "молния" из штаба округа: "Соколов! Срочно сажай всех своих на бетон! На подходе - мощный шквал со снегом".

Командир продублировал команду в эфир, и на взлетно-посадочную полосу один за другим стали приземляться истребители. Только капитан Зверев, отрабатывавший высший пилотаж в самой дальней от аэродрома зоне, явно не успевал вернуться к родной бетонке до подхода шквала. Фонарь его самолета (стеклянная часть кабины) снегом залепило намертво, не оставив ни щелки для обзора.

Специалисты службы навигации с особой тщательностью завели его самолет по приборам на посадочную глиссаду: А тут уж, браток, действуй сам! Никто тебе больше помочь не сможет: метр вправо от полосы, метр влево - верная гибель, тем более что горючего на второй круг у Зверева уже не оставалось.

Командир, как я иду? - довольно спокойно спросил Зверев руководителя полетов.

600 метров до полосы. Ныряй, черт тебя дери, - прохрипел в микрофон Соколов.

Жизнь на аэродроме замерла на долгий десяток секунд, пока из снежной круговерти не вынырнул истребитель. И, мягко коснувшись колесами шасси бетона, выпустил тормозной парашют. Капитан открыл фонарь. На его белом без кровинки лице появилась кривая улыбка.

Через день, готовя свою эскадрилью к очередным полетам, Зверев заглянул в авиадиспетчерскую, где я нес службу.

Товарищ капитан, говорят, вы в воздухе чудеса творите? - спросил я его.

А тебя б приперло, и ты б сотворил, - хохотнул в ответ Зверев:

Уволившись в запас, я плыл по Каспию из Красноводска в Баку. На огромном пароме случайно встретил капитана Зверева. Он направлялся в центр для переподготовки на истребители нового поколения, а затем куда-то на север на должность заместителя командира полка.

Мы разговаривали, вспоминая и гигантских туркменских верблюдов, и двухметровой длины ящериц-варанов, и скорпионов, и смертельно опасных каракуртов.

Зверев оказался романтиком и книгочеем. Его писателем-кумиром был погибший в 1944-м над Средиземноморьем французский военный пилот Антуан де Сент-Экзюпери - автор замечательных романов "Почта на юг", "Планета людей", "Ночной полет" и очаровательной сказки "Маленький принц".

Летчиком я решил стать, когда прочитал Сент-Экса, - добавил капитан. - Жаль, что ты вовремя его не прочитал. А то, может быть, сейчас в одном полку бы летали:

Повторюсь, Зверева я случайно встретил на пароме, а Дугаева после ухода в запас не видел. Но хочется верить (да что там верить, я убежден!), что если Дугаев дожил (пилотский век не у всех получается длинным) до тяжкого российско-чеченского кризиса, то не поднял оружия против людей в форме, которую носил все лучшие годы своей жизни - годы службы пилотом-истребителем наших военно-воздушных сил".

Так заканчивался материал, опубликованный в одной из небольших газет Ставрополья. Каково же было мое изумление, когда менеджер фирмы, где я работаю, положила на мой стол письмо из Грозного. Послал ответ и получил еще одно письмо с фотоснимками.

Вот основные фрагменты писем.

"Пишет вам супруга полковника в отставке М. Х. Дугаева. Зовут меня Соня. Было очень приятно прочитать вашу статью. Газетный номер нам дали в республиканском военкомате. Спасибо, что вспомнили Дугаева. Тот молодой и красивый капитан стал полковником, "Заслуженным военным летчиком СССР", "Заслуженным специалистом Вооруженных сил СССР". Вы не ошиблись в Дугаеве, он до сих пор остался влюбленным в небо фанатом. В его комнате авиационный флаг висит на стене среди фотографий самолетов. Я рядом с ним все эти годы и горжусь, что у меня такой муж. Он присягал Советской армии и никогда, никогда не поднял бы руку ни на армию, ни на свой народ, который втянули в кровавую бойню мафиозные кланы как в Чечне, так и за ее пределами.

В начале первой войны мы уехали из республики. Скитались по всей стране. В 2002 году вернулись, но остались не у дел - без работы и без своей крыши над головой. А мы оба (я прошла Афган) всю жизнь отдали Родине. И нет у нас другой Родины, кроме России. Хотя и ей мы теперь не нужны. Обидно, как говорится, за державу, но ничего не поделаешь".

Полковник Дугаев:

"Владимир, здравствуйте. Приятно было узнать, что через столько лет у вас в памяти остался наш Небит-Даг, воспоминания обо мне и Саше Звереве. В 1981 году я закончил военно-воздушную академию. Кстати, двумя годами позже ее закончил и Саша Зверев.

После академии я стал заместителем командира полка в Мурманской области. Потом командовал истребительным авиаполком в Мончегорске. В начале 80-х полк переучился на новую боевую технику - МиГ-31, который по тем временам был самолетом с уму непостижимыми боевыми возможностями. И войсковые испытания этой машины доверили моему полку. Работа была крайне интересной. Это и дальние рубежи перехвата над акваторией Северного ледовитого океана, и посадки на ледовые аэродромы в океане.

Мы применили на практике совершенно новые тактические приемы воздушного боя (до сих пор в этом плане ничего нового не придумано). Многие летчики полка были награждены боевыми орденами. Но самое главное - ни один пилот не погиб, хотя отказы авиатехники случались.

В 1986 году меня назначили заместителем командира корпуса ПВО по авиации в Перми, а в 1988 году уже в Свердловске - заместителем командующего авиацией отдельной армии ПВО. Двумя годами позже перевели на должность начальника центра боевой подготовки и боевого применения в Красноводск. Там тоже была интересная работа, мы обучали летный и технический состав из стран Ближнего Востока - Алжира, Сирии, Ливии, Ливана.

Центру принадлежал полигон, где я в своей лейтенантской молодости впервые в жизни выполнил боевые пуски ракет и стрельбу по наземным целям. Тогда я и думать не мог, что буду командовать этим центром.

А потом начался развал страны и, соответственно, вооруженных сил. Я был уволен в запас. Приход к власти в Чечне Дудаева и "пятая графа" не позволили мне продолжить службу. Приехал в Грозный, где и встретил свою судьбу в лице жены Сони. Мы с нею где-то одинаково романтичны, одинаково искали правду, одинаково честно трудились на благо той великой страны, которую у нас отняли горбачевы, дудаевы, ельцины, - бог им судья, а история рассудит.

Мне кажется, можно было все сделать по-другому - без крови, мирно перейти к демократическому государству без шоковых терапий.

Вот такая судьба. А убивать своих мне бы не только присяга, но и совесть, и воспитание не позволили.

Зверева и других ребят из Небит-Дага я часто видел, переписывался и до 2002 года знал, кто, где и как. Я бываю в Ставрополе, обязательно зайду, есть что рассказать и о жизни и о друзьях. Всего самого доброго. С уважением Магомед Хамдиевич Дугаев.

Вот такая судьба.