Современная цифровая образовательная среда что уже сделано. Современная цифровая образовательная среда в рф

Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» был утвержден Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Представляя проект на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что формирование цифровой образовательной среды - это стратегическая государственная задача.

В настоящее время в нашей стране реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития в России цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни - в любое время и в любом месте.

Именно на решение части этих проблем и направлен приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Цель проекта: создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства.

Для достижения этой цели выбран путь широкого внедрения онлайн-обучения, в том числе, массовых открытых онлайн-курсов - обучающих курсов с интерактивным участием и открытым доступом через Интернет.

На этом пути используются современные технологии и лучшие практики онлайн-обучения, научный потенциал ведущих университетов России, опыт работы уже существующих онлайн-платформ и бизнес-проектов. Проектом предусмотрено, что в 2017 году онлайн-обучение пройдут не менее 140 тыс. учащихся, а к концу 2025 года - более 11 миллионов. Уже в 2017 году в результате работы СЦОС у школьников, студентов и преподавателей появится доступ к 450 онлайн-курсам от двадцати лучших российских университетов.

Реализация приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ» предусматривает ряд ключевых направлений, разработка которых идет параллельно:

  • принятие правовых и нормативных актов, направленных на развитие онлайн-обучения. В частности, фиксирующих статус онлайн-курсов как равноправных частей образовательных программ;
  • создание информационного ресурса , обеспечивающего доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна» и объединяющего целый ряд уже существующих платформ онлайн-обучения благодаря единой системе аутентификации пользователей;
  • создание к 2020 году 3,5 тысяч онлайн-курсов по программам среднего, высшего и дополнительного образования с привлечением ведущих разработчиков, как из государственных структур, так и бизнес-сообщества;
  • формирование системы экспертной и пользовательской оценки качества содержания онлайн-курсов;
  • создание десяти Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения;
  • подготовка и обучение не менее 10 000 преподавателей и экспертов в области онлайн-обучения;

Летом 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации провело конкурс среди российских вузов на разработку элементов образовательной платформы. В число победителей конкурса вошли ведущие университеты страны: МГУ имени М.В. Ломоносова, НИТУ «МИСиС», университет ИТМО, УрФУ, Томский Государственный университет, Дальневосточный государственный университет и другие.

Успешная реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан страны, подготовить Россию к переходу на новый технологический уклад - к цифровой экономике.

Вопросы о проекте

Что такое приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда»?

Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда» нацелен на повышение доступности, актуальности и качества образования за счет использования современных технологий онлайн-обучения, а также потенциала ведущих вузов страны, образовательных онлайн-платформ и бизнес-решений.

Каковы сроки реализации приоритетного проекта?

Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» утвержден 25 октября 2016 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Сроки реализации проекта - с 25.10.2016 г. до 01.02.2021 г.

Назовите ключевые элементы приоритетного проекта?

Первым элементом проекта «Современная цифровая образовательная среда» является Ресурс «одного окна» (РОО). После регистрации пользователь получает доступ к онлайн-курсам, содержащимся в реестре Ресурса. Это исключает необходимость регистрироваться на нескольких образовательных онлайн-платформах. Еще одна важная составляющая РОО - цифровое портфолио пользователя.

Вторым направлением реализации СЦОС является оценка качества онлайн-платформ и курсов, доступных через РОО. Она предусматривает как экспертную, так и пользовательскую оценку уровня содержания курсов. Таким образом, будет реализован механизм ранжирования курсов по качеству.

Третьим элементом проекта является создание десяти Региональных центров компетенций в области онлайн-образования. Их задача: подготовка кадров преподавателей и административных сотрудников, распространение опыта внедрения успешных методик и практик онлайн-обучения, отслеживание динамики создания цифровой образовательной среды.

Наконец, четвертое направление проекта - повышение квалификации в области разработки, использования и экспертизы онлайн-курсов, обучающих разработчиков создавать курсы высокого качества, а преподавателей - использовать их в своей работе.

В чем заключаются конкретные задачи реализации проекта и кто их исполняет?

  • Разработка и апробация системы оценки качества онлайн-курсов в целях развития академической мобильности обучающихся с использованием онлайн-курсов. Исполнитель - УрФУ им. Б.Н. Ельцина;
  • Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов. Исполнитель - НИУ ВШЭ;
  • Разработка и апробация системы доступа к онлайн-курсам по принципу «одного окна» с использованием единой системы идентификации и авторизации обучающихся и формированием цифровых портфолио. Исполнитель - Университет ИТМО;
  • Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области создания онлайн-курсов. Исполнитель - МФТИ.
  • Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области экспертизы онлайн-курсов. Исполнитель - РАНХиГС;
  • Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области использования онлайн-курсов. Исполнитель - УрФУ им. Б.Н. Ельцина;
  • Создание 10 региональных центров компетенций в области онлайн-обучения. Исполнители - ТГУ, ПГТУ (Волгатех), МГУ имени Ломоносова, ЮФУ, ДВФУ, СФУ, ТулГУ, БФУ им. Канта, ТюмГУ, СПбПУ
  • Продвижение технологий онлайн-обучения и информационное сопровождение приоритетного государственного проекта. Исполнитель - НИТУ «МИСиС».

Как будет меняться законодательство в области онлайн-образования?

Законодательство будет меняться в интересах учащихся и образовательных организаций с целью повышения качества и доступности образования. В частности:

  • разработан новый порядок применения вузами, ссузами и школами электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в рамках которого предусмотрены определения "онлайн-курс" и т.д., а также минимальные требования к реализации онлайн-курсов;
  • вступил в силу нормативный правовой акт Минобрнауки России, обеспечивающий возможность перезачета результатов освоения онлайн-курсов с сокращением срока освоения образовательной программы;
  • планируется проведение эксперимента по реализации проекта виртуальной академической мобильности, когда студент одного вуза сможет выбирать, осваивать ли ему конкретную дисциплину в традиционном формате в своем университете или в формате онлайн - в другом. При этом средства на реализацию части программы будет получать тот университет, в пользу которого сделал выбор студент.

Почему возникла необходимость в реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ»?

Современные вызовы, стоящие перед страной и ее гражданами, диктуют неизбежность модернизации образовательной системы в России. Назрела необходимость формирования такой среды, в которой мог бы эффективно реализовываться принцип непрерывного обучения - обучения на протяжении всей жизни. Это стало возможным именно за счет онлайн-технологий, которые стирают любые барьеры. Согласно оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет исчезнут многие традиционные профессии. Новые технологии обучения и профессиональной переподготовки облегчат задачу тем, кто окажется лицом к лицу с необходимостью быстрой переквалификации.

Успешная реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан страны, подготовить Россию к переходу на новый технологический уклад - к цифровой экономике.

Какова роль приоритетного проекта в трансформации системы образования в России?

В мировой практике массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs) уже стали неотъемлемой составляющей системы образования. Россия пока в начале этого пути. Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» позволит эффективно, в течение нескольких лет сделать онлайн-обучение гармоничной частью сложившейся образовательной системы. При этом будет обеспечен свободный доступ граждан к обучающим онлайн-курсам любого уровня с возможностью зачета их прохождения учебными заведениями и получения сертификатов, подтверждающих успешное завершение учебы. Наконец, реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» способствует интеграции среднего и высшего образования, преемственности в академической среде, проникновению онлайн-технологий в образование и эффективному их применению через повышение компетенций педагогов.

Планируемые результаты реализации приоритетного проекта?

Уже в 2017 году в результате работы проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» у школьников, студентов и преподавателей появится доступ к 450 онлайн-курсам от двадцати лучших российских университетов, а дистанционное обучение пройдут не менее 140 тыс. учащихся.

Планируемые результаты проекта к 2020 году:

  • общее число онлайн-курсов, доступных через ресурс «одного окна», должно превысить 3,5 тысячи;
  • более 6 миллионов человек должны пройти онлайн-обучение.

Увеличение количества доступных курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по прохождению онлайн-курсов в системе формального образования позволит к 2025 году достигнуть увеличения количества обучающихся на онлайн-курсах до 11 млн человек.

Каков бюджет приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда»?

В течение ближайших трех лет на реализацию приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» из средств федерального бюджета будет выделено порядка 1,3 млрд рублей. Кроме этого, проект предполагает софинансирование из внебюджетных источников в размере 1,9 миллиардов рублей. Деньги распределяются на конкурсной основе среди ведущих университетов страны. Данные средства будут изысканы из внутренних резервов Министерства образования и науки РФ за счет приоритезации расходов.

Не приведет ли проект к сокращению численности преподавательского состава в регионах?

Внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс призвано расширить границы традиционного образования, предоставив больше возможностей обучающимся и преподавателям. В первую очередь, проект СЦОС позволит вузам, ссузам и школам усилить приоритетные направления подготовки, перераспределяя нагрузку преподавателей и реализуя часть дисциплин в онлайн-режиме. Это означает, что преподаватели за счет высвобождающегося времени смогут больше взаимодействовать со студентами в рамках практических и лабораторных работ.

С другой стороны, проект создает новый формат конкуренции между университетами и преподавателями по всей России, что может привести к сокращению некоторых категорий преподавателей. В группу риска попадут только те, кто не готов заниматься повышением квалификации в своей предметной области.

Нацпроект «Образование»

Национальный проект «Образование»

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024

Федеральные проекты, входящие в национальный проект:

×

Задача проекта:

Общий бюджет проекта:

Бюджет каждого проекта (млрд руб.)

×

Задача проекта:

Главные цифры проекта (к 2024 году):

Общий бюджет проекта:

Источники:

723,3 млрд руб. — федеральный бюджет

45,7 млрд руб. — бюджеты субъектов РФ

15,4 млрд руб. — внебюджетные источники

Т. А. ГОЛИКОВА

Заместитель
Председателя Правительства Российской Федерации

РУКОВОДИТЕЛЬ

О. Ю. Васильева

АДМИНИСТРАТОР

М. Н. РАКОВА

Заместитель Министра просвещения Российской Федерации

1.1. Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований качества общего образования, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)

В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.

70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.

Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

Будет создана сеть центров цифрового образования детей "IT-куб"

24,5 тыс. детей будет обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках городского типа, к концу 2023 г. (тыс.)

25 школ будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года

230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.

В 70% школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т.ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.

На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.

70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.

Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.

50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.

Не менее 900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»

5% обучающихся по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»

В 85 субъектах РФ будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.

Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико- ориентированных и гибких образовательных программ


Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс пройдет в г. Казани в августе 2019 г.

Будет обновлена инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства на базе ВДЦ «Смена» к концу сентября 2021 г.

85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, к концу 2023 г.

35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них - будут сертифицированы в качестве экспертов - к концу 2024 г.

1.2. Место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов


30 университетов (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на основании конкурсного отбора к концу 2020 г., будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 г.

80 вузов из 40 субъектов РФ будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающий подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.

20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню, к концу 2024 г.

Обучение по программам непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения пройдут (млн чел.)

2.1. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%)


12 млн детей примут участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, к концу 2024 г.

Для 935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом

Будут созданы100 центров , реализующих дополнительные общеобразовательные программы в вузах *


В 85 субъектах РФ 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, будут построены к концу 2024 г.

Их смогут посещать 2 млн детей , которые смогут изучать «Технологию» и другие предметные области

Не менее чем в 16 тыс. школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей

Ученикам 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий (%)

2.2. Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования (млн человек) *

В 85 субъектах РФ будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах:

  • обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность;
  • будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;
  • будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);
  • нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности

25 тыс. специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.

До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества

1100 тыс. человек будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, к концу 2024 г.

Дополнительные результаты национального проекта

1,7 млн граждан примут участие в 35 конкурсах профессионального и карьерного роста к концу 2024 г.

Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости

60 университетов будут реализовывать не менее чем по 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, к концу 2024 г.

В 2 раза будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 г.

77,6 тыс. новых мест появятся в студенческих городках для проживания иностранных и иногородних студентов и преподавателей к концу 2024 г.

50 ресурсных центров будут созданы для детей и педагогов с обучением на русском языке в странах-партнерах к концу 2024 г.

18 тыс. иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах, в т.ч. на базе летних оздоровительных лагерей, к концу 2024 г.

Ежегодно будет проводиться национальный чемпионат «Абилимпикс», организованы мероприятия по подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью - к концу 2024 г.

В 85 субъектах РФ родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением НКО окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024 г.

* Нарастающим итогом

«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (паспорт проекта на сайте Минобрнауки) является приоритетным проектом в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. НИУ ВШЭ реализует одну из задач проекта: разработку и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов.

Автоматизированный сервис психометрической аналитики разработан специалистами Дирекции по онлайн-обучению ВШЭ и интегрирован в качестве подсистемы портала online.edu.ru (информационный ресурс «одного окна»), который обеспечивает доступ к сотням российских онлайн-курсов. Функционал сервиса доступен всем пользователям – разработчикам онлайн-курсов, зарегистрированным на портале. Анализ данных онлайн-курсов при помощи сервиса позволяет улучшать содержание онлайн-курсов, оптимизировать контент под различные группы студентов, осуществлять оценивание более объективно и, как результат, повышать эффективность обучения.

При прохождении онлайн-курса его слушатели оставляют так называемый «цифровой след»: статистику по просмотрам видеоматериалов, по выполнению тестовых заданий (время прохождения, количество попыток, соотношения правильных/неправильных ответов), по оценке работ других студентов (peer review). Этот массив данных, который хранится на платформе онлайн-курсов, анализируется сервисом в автоматическом режиме.

Сервис анализирует онлайн-курс по четырем основным направлениям: трудности контента, изменению подготовленности студентов, взаимодействию студентов с контентом, анализу оценочных средств. Аналитический отчет, который получает разработчик курса, включает в себя рекомендации по повышению качества онлайн-курса. Отчёты и рекомендации позволяют оптимизировать трудность и доступность содержания курса для слушателей, увеличить вовлечённость студентов, привести в соответствие уровни сложности курса и подготовленности учащихся, а также улучшить оценочные средства онлайн-курса (тестовые задания и задания на взаимное оценивание).

На этапе разработки сервиса в 2017 году было проанализировано и доработано 270 онлайн-курсов. Более 100 авторов, разработчиков и методистов прошли обучение в НИУ ВШЭ по работе с аналитикой, а для будущих пользователей сервиса разработан и опубликован в открытом доступе , содержащий методические материалы и рекомендации по модернизации онлайн-курсов. Улучшенные курсы стартовали в рамках осенней сессии 2018 г.

После внесения корректив онлайн-курс вновь проходит автоматическую психометрическую экспертизу и получает соответствующий «знак качества» – отметку в паспорте курса на ресурсе «одного окна». Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» уделяет большое внимание оценке качества онлайн-курсов, размещенных на ресурсе «одного окна», их всесторонней экспертизе и повышению эффективности обучения. Многосторонняя экспертиза служит повышению конкуренции между платформами и разработчиками, стимулирует авторов к улучшению качества онлайн-курсов, обеспечивает доступ к достоверной информации об онлайн-курсах образовательным организациям и студентам при реализации виртуальной академической мобильности, формирует доверие со стороны пользователей и образовательных организаций к онлайн-обучению в целом.

НИУ ВШЭ выиграл конкурс на разработку проекта «Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов» приоритетного проекта «СЦОС» в 2017 году.

Сервис запущен в эксплуатацию на портале online.edu.ru в сентябре 2018 года.

Для получения консультации по разработке конвертера для данных психометрической аналитики направьте вашу заявку на адрес: [email protected] с пометкой «Конвертер для сервиса психометрики»

Какие основные задачи должен решить проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ » и в чем заключается суть цифровой образовательной среды? Насколько значимы предстоящие изменения и почему проект выделен как приоритетное направление? Именно эти вопросы мы постараемся затронуть в рамках данной статьи.

Глобальные изменения в системе российского образования продолжаются. В частности, указы Президента РФ, которые он подписал в мае 2018 года, коснулись преобразования системы в области цифровых технологий. Несмотря на то, что российское образование на протяжении многих лет сохраняет конкурентоспособность на мировом рынке, руководство страны решило усложнить задачу внедрением проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Внедрение и систематизация данного приоритетного проекта должны заработать на полную мощь уже в 2024 году. Поэтому Министерству Просвещения и Министерство науки и высшего образования необходимо работать максимально оперативно и слаженно.

Актуальность внедрения цифровой образовательной среды Статистические данные говорят о том, что из-за глобальной механизации и автоматизации в 20 столетии исчезло около 600 профессий. В 21 веке ситуация не изменилась - цифровые технологии, которые сегодня внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека, продолжает стремительно отправлять в историю целые группы профессий и ремесел. А те профессии, которые не исчезли, претерпели/претерпевают значительные изменения. Естественно, что цифровые технологии влияют не только на уровень развития экономики государства и его обороноспособности, но и, в конечном счете, на глобальные политические процессы. Поэтому государству и обществу нужны специалисты, способные управлять сложнейшим оборудованием, приборами и роботами, чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом уровне. "Воспитать" таких специалистов, способных «шагать в ногу» с постоянно совершенствующимися современными технологиями, можно только при одном условии: если их обучение с помощью цифровых технологий начнется едва ли не с пеленок, и будет продолжаться на протяжении всей жизни. Современные подростки и сами уже активно используют цифровые технологии для актуализации полученных знаний и применения их на практике. Но самостоятельное овладение знаниями, к сожалению, не дает возможности получить сертификат и предъявить его работодателю. Да и проверить качество этих знаний без организованной цифровой системы, чтобы выдать соответствующий диплом, тоже сложно (даже если человек усердно занимался самообразованием и его знания могут найти достойное применение). Еще одна проблема образовательной системы - отсутствие тесной взаимосвязи между профильными ВУЗами/профобразовательными учреждениями и будущими работодателями и научными центрами. Цифровая система способна привести к единому знаменателю все заинтересованные стороны передовой образовательной среды. В свою очередь, такая координация гарантированно обеспечит экономический рост и развитие государства. Значит, интерес к формированию современной цифровой образовательной среды продиктован временем и государственной необходимостью.

Всем нужны МООКи Онлайн-курсы и видео-лекции, появившиеся в 90-х годах прошлого века, не обеспечивали обратной связи с преподавателем, а, следовательно - не давали возможности контролировать и оценивать знания. Такая возможность появилась менее десяти лет назад. Интерактивная связь преподавателей и студентов гарантирует качество обучения и обеспечивает образовательные организации нормативно-правовой базой для его сертификации. Необходимость в сочетании всех перечисленных факторов привела к идее создания МООК - «Массового открытого онлайн-курса». Созданная система МООК позволяет решить наиболее значимые задачи:

Массовость обучения; Доступность; Получение сертификата или диплома любого учебного заведения, в любой точке мира без необходимости личного присутствия, без отрыва от работы, основного места учебы, временного переезда и т. д.

Кроме того, система МООК дает возможность решить вопрос с замещением преподавателей, который возник вследствие недостатка кадров, и желания студентов обучаться в самых престижных ВУЗах страны, без необходимости переезда в другой город.

Кстати, до недавнего времени онлайн-платформы массово использовались для обучения только в США. Однако в 2012 году проекты, аналогичные системам Udemy, Coursera и Udacity, массово распространились по всему миру. В большей степени такая форма образования использовалась коммерческими учебными заведениями.

Отметим, что цифровая образовательная среда, за которой с легкой руки аналитиков отраслевого портала Inside Higher Ed закрепилось название «эпоха EdTech-оптимизма», произвела настоящий переворот в консервативной системе обучения. Сегодня она является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Поэтому цифровое обучение указом Президента РФ стало приоритетной задачей и для государственных учреждений, в первую очередь. Интерес государства к новой форме образования - абсолютная гарантия его поддержки и успеха.

Современная цифровая образовательная система в России Несмотря на то, что первенство в создании цифровой образовательной среды принадлежит Соединенным Штатам Америки, Россия в этой сфере лишь незначительно отстает, и входит в пятерку лидеров. В 2015 году была создана Национальная платформа открытого образования - НПОО, которая функционирует на базе лучших ВУЗов России:

На площадках этих ВУЗов сегодня работает более 300 курсов онлайн-обучения самых разных отраслевых направлений. «Виртуальная академическая мобильность» до сих пор имела один существенный недостаток - отсутствие правовой базы, которую можно организовать и обеспечить при поддержке государства. Проект «Современная цифровая образовательная среда» решает эту проблему практически полностью.

Паспорт для приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» был разработан в октябре 2016 года Президиумом Совета при Президенте РФ. Сейчас для развития созданного ресурса привлекаются заинтересованные инвесторы. Важным вопросом остается повсеместное внедрение цифрового образования и полный переход к современной модели обучения.


Приоритетный проект

г. Москва
ПРОТОКОЛ №1
Проектно-аналитическая сессия

рабочих групп проекта и приглашенных экспертов
Модератор: Тимонин В.С., администратор приоритетного проекта
В работе проектно-аналитической сессии приняли участие 107 членов рабочих групп проекта и приглашенных экспертов.
Члены рабочих групп проекта




Фамилия

Имя

Отчество

Организация

1

Архипов

Олег

Дмитриевич

ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

2

Бабанская

Олеся

Мирославовна



3

Барбашина

Оксана

Владимировна



4

Белага

Виктория

Владимировна



5

Беленко

Владимир

Алексеевич

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

6

Богданова

Диана

Александровна

Федеральный исследовательский центр

7

Ватбольская

Елена

Юрьевна



8

Ганат

Светлана

Александровна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

9

Гирин

Максим

Юрьевич

Университет в кармане

10

Дмитриевская

Наталия

Алексеевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

11

Ечевская

Ольга

Геннадьевна



12

Захарова

Ульяна

Сергеевна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

13

Зобнина

Маргарита

Ренатовна

Фонда развития интернет-инициатив

14

Калмыкова

Светлана

Владимировна

Центр электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет имени Петра Великого»

15

Качанов

Олег

Юрьевич

Минкомсвязи России

16

Киясов

Нурлан

Муратович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

17

Климов

Валентин

Вячеславович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

18

Комаров

Михаил

Михайлович



19

Конюхов

Игорь

Юрьевич

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

20

Кочнев

Павел

Олегович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

21

Кудинов

Илья

Викторович

Совет ректоров вузов Республики Башкортостан

22

Кулик

Евгения

Юрьевна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

23

Кушнир

Михаил

Эдуардович

НП «Лига образования»

24

Лебедев

Сергей

Аркадьевич

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

25

Линьков

Юрий

Валерьевич

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

26

Лямин

Андрей

Владимирович

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (НИУ ИТМО)

27

Максимов

Александр

Васильевич

Омский государственный университет

28

Мальцева

Светлана

Валентиновна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

29

Мамойленко

Сергей

Николаевич

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

30

Мещеряков

Виталий

Александрович

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

31

Можаева

Галина

Васильевна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

32

Молчанов

Александр

Сергеевич

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

33

Насрутдинов

Марат

Фаритович



34

Носкова

Алла

Анатольевна

Edumarket.Ru, Поступи Онлайн, HeadHunter Образование

35

Ольчак

Андрей

Станиславович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

36

Панебратцев

Юрий

Анатольевич

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

37

Пролетарский

Андрей

Викторович

ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»

38

Пустовой

Тарас

Викторович

Центр инновационных образовательных технологий ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт

39

Рудых

Екатерина

Сергеевна

АНО «Института развития интернета (ИРИ)»

40

Саблина

Светлана

Геннадьевна

ФГАОУ ВО «Новосибирский государственный университет»

41

Савицкий

Кирилл

Леонидович

Электронная школа "Знаника"

42

Сомов

Яков

Михайлович

Просветительский проект «Лекториум»

43

Тимкин

Сергей

Леонидович

НО «Омский региональный электронный университет»

44

Тимонин

Владимир

Сергеевич

Минобрнауки РФ

45

Третьяков

Василий

Сергеевич

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

46

Улыбин

Дмитрий

Львович

Минкомсвязи России

47

Усанова

Ольга

Юрьевна

Инновационный центр «ANMICO»

48

Фещенко

Артем

Викторович

ФГАУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

49

Филатова

Лина

Михайловна

ФГБОУ ВО Омский ГАУ

50

Хасьянов

Айрат

Фаридович

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

51

Цветков

Игорь

Владимирович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

52

Шамец

Сергей

Порфирьевич

Омский государственный технический университет

53

Шамшович

Валентина

Федоровна

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

54

Швиндт

Антоний

Николаевич

АНО «Института развития интернета»

55

Шередин

Роман

Валериевич

Россвязь

56

Яшин

Егор

Александрович

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы