Составлять конспекты уроков и реализовать их. Составление развёрнутого плана-конспекта урока производственного обучения

На первом месте пишется название предмета, по которому составлен конспект: тема урока, кто проводит (фамилия, имя, отчество полностью), называется группа, курс, факультет, вуз.

В начале конспекта формулируется цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая), его тип, методы проведения, методическая оснащённость: средства наглядности, источники информации, ТСО, ИКТ.

план урока и использованная литература.

Можно выделить ряд этапов проведения урока:

    Организационный момент: проверка посещаемости, готовности учащихся к уроку, мобилизация внимания.

    Актуализация опорных знаний. Проверка знаний, умений и навыков учащихся (учитывается содержание, виды и форма проверки), формируются вопросы для учащихся: какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала, методы активизации класса; продумывается самостоятельная работа учащихся (её объём, смысл: создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации и др.), способы развития интереса учащихся к теме, к предмету и формы контроля за работой класса, отдельных учащихся. Далее прописывается подведение итогов проверки знаний; дается словесная характеристика ответов учащихся.

    Объяснение нового материала: содержание этой части урока записывается подробно, в соответствии с планом. Прописываются самостоятельная работа и её содержание (дидактическое назначение), проблемные и информационные вопросы, варианты решения проблемы.

    Определения, наиболее важные положения подчёркиваются, выделяются интонационно, предлагаются для записи и заполнения.

    Закрепление знаний по новой теме осуществляется как по ходу, так и по второй части урока. В конспекте записываются проверочные задания, в которых учащиеся должны использовать новые знания, указывается методика их закрепления, виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений, способы «обратной связи», фамилии учащихся, которые будут опрошены.

    Домашнее задание: что повторить и приготовить к уроку, творческая самостоятельная работа, объём и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).

    Окончание урока. Завершается организованно, по звонку. Практикант подводит итог работы на уроке.

Данная структура урока носит условный характер. Стабильны лишь начало и конец урока, другие его компоненты, в зависимости от целей и типа урока могут иметь другую последовательность.

Приложение 4

Конспект урока русского языка

Тема: Связь слов в предложении.

Цели:

    научить устанавливать связь между словами в предложении.

    развить внимание, логическое мышление, память.

    воспитать аккуратность, трудолюбие.

    Задачи:

    уметь находить члены предложения

    уметь задавать вопрос от главных членов предложения к второстепенным

    знать характеристику букв и звуков

Тип урока: изучение нового материала

Методы : словесный, синтетический Оборудование: Учебник, плакат «Члены предложения».

Ход урока:

I . Организационный момент.

П.Минутка чистописания.

Начнём урок с минутки для самых аккуратных.

Сигнальщик держит два флажка,

С флажками он как буква .... (К).

Запишите последовательность:

Кк ККкк

Хорошо, буквы вы знаете, а вот рассказать о них сможете? (К согласный, твёрдый, глухой).

III . Работа над новой темой.

Сегодня на уроке мы будем говорить о связи слов в предложении. Я прошу вас быть внимательными, потому что многие допускают ошибки при разборе предложений.

Напомните мне, какие 2 группы членов предложения вы знаете? (Главные и второстепенные).

Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое).

Какие второстепенные члены предложения вы знаете? (Определение, дополнение, обстоятельство).

Что значит распространить предложение? (Добавить второстепенные члены, поясняющие главные).

Что значит разобрать предложение по членам? (Указать его главные и второстепенные члены).

Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательно, вопросительное, восклицательное, побудительное).

Ответы на эти вопросы у вас должны от зубов отскакивать.

На доске записано предложение:

Машина ехала.

Разберите его (у доски). А теперь распространите его. Мы задаём вопросы к главным членам предложения. Например:

Машина (какая?) красная.

Ехала (куда?) в город.

Ехала (по чему?) по дороге.

Запишите получившееся распространённое предложение. (На доске записывает ученик). Разберём его по членам и частям речи. Обратите внимание на памятку:

Где? Куда? Когда? Откуда?

Почему? Зачем? И как?

Падежные вопросы.

Вопросы имени прилагательного.

IV . Физминутка.

Встаньте быстренько, ребятки,

Начинается зарядка.

Разрешает этот знак

Делать ручками вот так!

Руки все на пояс ставим,

Все красивыми мы станем,

Взад, вперёд, и влево, вправо,

Разомнёмся мы на славу.

Хоть пока не вышли ростом,

Потянуться нам так просто.

Руки вверх красиво тянем,

Может солнышко достанем.

V . Закрепление новой темы.

Давайте выполним упражнение 28. Запишите предложение. (Один у доски). Разбираем его по образцу в учебнике.

В предложении говорится о клюкве. (Что?) клюква - это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что говорится о клюкве? Клюква (что делает?) растёт - это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. Клюква растёт - это основа предложения.

Ставим вопрос от подлежащего: Клюква (какая?) сочная. Подчёркиваем волнистой линией. Это второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Отмечаем стрелочкой словосочетание сочная клюква. Ставим вопрос от сказуемого: растёт (где?) на болотах. Это второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Связываем стрелочкой словосочетание растёт на болотах. На болотах (каких?) торфяных. Подчёркиваем волнистой линией. Это тоже второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член. Связываем стрелочкой словосочетание на торфяных болотах.

Сочная клюква растёт на тодф^щых,болотах,

У вас получилось так же? Давайте подпишем части речи над словами.

Прочитайте задание упражнения 29. На какие группы можно разделить? Мы сегодня об этом уже говорили. (На главные и второстепенные). Записываем предложения. (Один у доски). Найдём главные члены. Рыбаки сделали. А теперь укажем, как связаны главные члены предложения и второстепенные. Как узнаем? (Зададим вопрос).

VI . Итог урока.

Чему вы научились на этом уроке? Как мы устанавливаем связь слов в предложении? (Задавая вопрос).

Домашнее задание: стр. 25, упр. 32.

КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ УРОКА? КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН УРОКА?

На эти вопросы и на многие другие вы и найдете ответы в данной статье.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

❧ уровнем проведения урока;

❧ методической наполненностью;

❧ атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;

✓ Определить место темы в учебном курсе;

✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у студентов новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

✓ Обеспечить усвоение студентами законов, признаков, свойств, особенностей;

✓ Обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме);

✓ Отработать навыки (какие?);

✓ Добиться усвоения студентами каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.

✓ воспитание патриотизма;

✓ воспитание интернационализма;

✓ воспитание гуманности;

✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

✓ воспитание дисциплинированности;

✓ воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

✓ Урок изучения нового материала;

✓ Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;

✓ Урок формирования умений и навыков;

✓ Урок повторения;

✓ Урок проверки знаний;

✓ Урок применения знаний, умений и навыков;

✓ Повторительно-обобщающий урок;

✓ Комбинированный урок.

4. Уточнение вида урока.

Урок- лекция;

✓ Урок-беседа;

✓ Кино-урок;

✓ Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

✓ Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);

✓ Урок лабораторных работ;

✓ Урок практических работ;

✓ Урок - экскурсия;

✓ Урок - семинар;

✓ Дидактическая игра;

✓ Анализ ситуаций;

✓ Устный опрос;

✓ Письменный опрос;

✓ Контрольная работа;

5. Выбор методов и приёмов обучения.

К таким методам относятся:

1. Метод монологического изложения (монологический метод);

2. Метод диалогического изложения (диалогический метод);

3. Метод эвристической беседы (эвристический метод);

4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);

5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);

6. Метод программированных заданий (программированный метод).

6. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

А) Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли обязательный учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:

✓ Узнавание нового материала;

✓ Воспроизведение;

✓ Применение знаний в знакомой ситуации;

✓ Применение знаний в незнакомой ситуации;

✓ Творческий подход к знаниям.

В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

✓ задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;

✓ задания, способствующие осмыслению материала студентом;

✓ задания, способствующие закреплению материала студентом.

Г) Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.

Д) Продумать изюминку урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

Е) Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать:

✓ Что контролировать;

✓ Как контролировать;

✓ Как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать студентам подлинный интерес преподавателя к их работе.

Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и преподаватель.

7. Составить конспект с учётом структуры урока.

Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.

✓ Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;

✓ формирование новых понятий и способов действий;

✓ формирование умений и навыков;

✓ домашнее задание.

Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.

Основные этапы современного урока

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студентов к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений студентов для подготовки к новой теме.

4. Постановка цели занятия перед студентами.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой преподавателем и студентами, оценка знаний.

11. Домашнее задание к следующему уроку.

Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Конспектирование можно отнести к тем умениям, которые достаточно высоко ценятся в образовательных учреждениях. Этот навык является особо важным в учебном процессе, так как обучающимся постоянно необходимы лекции для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам. Поэтому нет ничего странного в появлении вопроса о том, как писать конспект.

Какие цели нужно преследовать?

Для чего может потребоваться умение конспектирования? Следует перечислить основные пункты, которые ответят на этот вопрос.

В чем смысл такого понятия?

Прежде чем понять, как писать конспект, надо разобраться, что это такое. Термин включает в себя два корня. Одним из них является слово «кон», означающее начало, сужение области действий, предел. В подобном сужении, сокращении и свертывании поступающих данных и скрыт основной смысл конспектирования.

Под конспектом необходимо понимать вторичное создание источников в совершенно другой форме - свернутой и сжатой. Весь процесс может напоминать такую процедуру, как сепарирование молока, от которого отделяются сливки. В данном случае информация выступает в роли молока, а конспект - в виде сливок. Во всех словарях конспектирование определяется с позиции краткого изложения, краткой записи.

Основные требования, которые необходимо учитывать

Если вы хотите разобраться, как писать конспект, то должны понимать, что далеко не все виды кратких записей могут считаться конспектированием. Под термином подразумевается объединение конкретного плана, выписок и важных тезисов. Главное требование, которое во все времена предъявлялось к конспектам, - запись должна характеризоваться систематичностью, логичностью, связностью. Исходя из этого, можно сказать, что те выписки с несколькими пунктами плана, которые не отражают всей логики определенного произведения, не имеют смысловой связи, не могут считаться конспектом. Это следует понимать. Особенно если вы хотите разобраться, как правильно писать конспект.

Текст может быть использован другими людьми

Краткая, сжатая, логически предоставленная информация, написанная кем-то одним, может быть использована другими людьми. Это связано с универсальностью данных. В связи с этим можно сказать, что к конспекту можно обратиться даже через некоторое количество лет после его написания, так как он обладает наиболее доступной формой в отличие от других записей. Во время работы с ним очень трудно заблудиться в чьих-то мыслях.

Следует отметить, что если обучающийся хочет впоследствии предоставить кому-то свои конспекты, то он должен более аккуратным образом их вести. Кроме того, это позволит ему самому обратиться к своим записям через некоторое количество лет.

Какие особенности необходимо учесть?

Хотите разобраться, как правильно писать конспект? Тогда надо ознакомиться с некоторыми особенностями его составления.

  1. Для определения полноты раскрытия темы должно хватить беглого просмотра. При этом читающий конспект человек должен понять характер текста, выявить его сложность по наличию специфических терминов. Подобное знакомство с предоставленными в кратком виде данными помогут осознанно сделать выбор в пользу определенного конспекта.
  2. При конспектировании надо тщательно перерабатывать предоставленную информацию. При этом поможет повторное чтение и анализ, при котором можно разделить текст на несколько частей, отделив все ненужное.
  3. В конспекте должны быть выделены главные мысли - тезисы. Понятия, категории, определения, законы и их формулировки, факты и события, доказательства и многое другое. Все это способно выступить в роли тезиса.

Основные характеристики конспекта

Хотите понять, как писать конспект по литературе? Для этого вся предоставленная информация должна быть пересказана в связной форме. Однако при этом не надо забывать про такие важные качества, как ясность и краткость. Кроме того, одним из связующих элементов должна выступать внутренняя логика, которая не может быть заменена пространными переходами.

Как уже было сказано, конспект должен обладать обязательной краткостью. И при этом он обязан основываться не только на главных положениях и выводах, но и на фактах. Надо приводить доказательства, примеры. Если утверждение не будет подкрепляться всем этим, то и убедить оно не сможет. Соответственно, его будет очень трудно запомнить.

Поэтому, если вы хотите разобраться, как писать конспект урока, то надо понять, что не только основные положения должны быть записаны. Не надо пытаться избегать повторений. Особенно если они будут подводить к вопросу с другой стороны, или более выразительно его освещать. Это такой своеобразный «аромат стиля», с помощью которого можно более подробно разобраться в предоставленном материале и, соответственно, запомнить его.

Конспектирование условно делится на несколько типов. Следует более подробно поговорить о них.

Как писать план?

Конспект, который называется плановым, легко можно получить. Особенно если предварительно составить план определенного произведения. При этом он может быть сформирован снова, с самого начала. А можно воспользоваться уже ранее спроектированным планом для нового написания конспекта.

На каждый вопрос подобного расписания должна отвечать определенная часть написанного текста. Однако бывают и такие случаи, когда пункт плана не должен сопровождаться какими-либо дополнениями и разъяснениями. Это можно назвать одной из особенностей планового конспекта.

Приобретя специальный навык, можно ответить, к примеру, и на вопрос о том, как писать конспект по истории. Написанный текст будет обладать простотой, краткостью и ясностью по своей основной форме. Такое преимущество также способно помочь в написании доклада и в подоготовке выступлений. Следует также понимать, что конспектирование будет более качественным, если и план будет таковым.

Записывать цитаты тоже надо уметь

Хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект по литературе? В этом вам поможет текстуальное конспектирование. Оно базируется в основном на цитатах и отрывках. Выписки могут связываться друг с другом посредством логических переходов. Можно также составить план и включить в конспект отдельные тезисы.

Текстуальный конспект способен стать прекрасным источником практически дословных высказываний автора, а также тех фактов, которые были им приведены. Подобное конспектирование наиболее популярно при изучении литературной критики.

Конспект подобного рода не является трудносоставимым. Даже несмотря на то, что для его написания требуются определенные навыки, с помощью которых можно быстро выписывать основные цитаты.

Если вы хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект статьи или литературного произведения, то должны знать об основном недостатке такого вида конспектирования. Оно не будет способствовать активизации внимания и памяти. Автоматическая перепись цитат не способствует усвоению текста, его содержания.

Основной смысл свободного конспектирования

Не знаете, как правильно писать В этом вам поможет составление текста свободного типа. Такой конспект содержит выписки, цитаты и тезисы. Часть его также может быть составлена по определенному плану.

Свободный конспект может быть написан правильно в том случае, если автор умеет самостоятельно, четко и кратко выносить на запись основные положения. Соответственно, требуется более глубокое осмысление предоставленного материала. Такой вид конспекта считается наиболее полноценным. Он в высшей степени сможет поспособствовать качественному усвоению урока. Главная забота учащегося в данной ситуации - правильно осмыслить, а потом четко и логично записать все необходимое.

В чем смысл тематического конспектирования?

С помощью тематического конспекта можно получить полный ответ на сформулированный вопрос-тему. В связи с этим им и было получено такое название. Основной его смысл скрыт в необходимости разработки определенной темы. Для этого могут быть использованы самые разные источники. Тематический конспект может при этом не отображать содержание тех произведений, которые были использованы для его написания.

Конспектирование подобного рода способствует изучению темы, всестороннему анализу. Оно может заметно упростить работу над определенной темой. Однако для этого следует использовать некоторые источники.

Если вы не знаете, как писать конспект по параграфу, статье, историческому тексту, литературному произведению и т. д., то необходимо ознакомиться с некоторыми рекомендациями.

Конспектирование должно сопровождаться не только логичным изложением, но и отличной организацией текста. Это может повлиять на содержание записи и на удобное использование ее.

Написанию конспекта, анализу свертываемого текста способны помочь аббревиатуры. Это сокращенные слова и словосочетания, а также знаки, которые могут быть использованы вместо слов.

Заключение

Если вы постигнете особую технику переработки информации, то составить новый документ, который будет логическим, связным, вы сможете легко и просто. Соответственно, вы сможете разобраться, как правильно конспектировать.

Схема 1 (для специальности технология и предпринимательство)

Дата __________ класс_____

Тема урока __________________________________

Тип урока

Цель урока ___________________________________

З

Эскиз оформления доски

адачи урока :

    обучающие;

    развивающие;

    воспитательные;

Методы проведения урока :

Объект труда :

Межпредметные связи :

Материально-техническое оснащение :

Литература для учителя :

Литература для внеклассного чтения учащихся :

Ход урока (примерные этапы и время):

1. Организационная часть - 5 мин.

2.Изложение нового материала - 15 мин.

3.Практическая работа (Вводный инструктаж) - 10 мин.

4. Самостоятельная работа (Текущий инструктаж) – 40 мин

5. Заключительный инструктаж (подведение итогов) - 10 мин.

6.Домашнее задание – 5 мин.

7. Уборка рабочего места – 5 мин.

Примечание. В ходе урока расписываются:

    Вопросы для повторения (предполагаемые ответы учащихся);

    Целевые обходы;

    Предупреждение типичных ошибок;

В конспекте выполняются все схемы, таблицы, рисунки и т.д., которые предлагаются для выполнения учащимся или будут использованы учителем для объяснения материала (например, рисунки или чертежи на доске).

Схема 2 (для специальности изобразительное искусство)

    Класс, дата, проведения

    Общая тема четверти.

    Тема урока.

    Тип урока.

    Цель и задачи урока:

      образовательная;

      воспитательная;

      развивающая.

    Формы и методы, используемые на уроке.

    Оборудование для учителя.

    Оборудование для учащихся.

    Задание для учащихся (формулировка).

    Зрительный, литературный, музыкальный ряды.

    Литература для учителя.

    План урока по времени.

    Эскиз оформления доски.

    Ход урока:

Приложение 3

Схема самоанализа урока

    Тема, цель и задачи урока.

    Общая оценка учителем самого себя (удовлетворительно, неудовлетворительно).

    Дать оценку целям и задачам:

    достигнуты ли цели;

    насколько достигнуты;

    что способствовало или препятствовало достижению целей.

Дать характеристику объема материала:

  • достаточно ли материала для достижения цели или нет;

    распределение материала по времени (осталось время или не хватило);

    есть ли опора на предыдущие знания;

    учет индивидуальных особенностей (качество усвоения).

Характеристика применяемых методов и оценка эффективности их использования:

  • озвучить методы; средства, приемы;

    почему выбраны именно эти методы;

    эффективны или нет.

Оценка активности учащихся:

  • что влияло на активность.

    Общие выводы по занятию:

    что хотелось бы сделать по другому;

    что понравилось, что не понравилось;

    высказать свои ощущения.

Занятия в школе обязательно должны отличаться эффективностью, по возможности реализовывать индивидуальный подход. Время очень важно использовать рационально, не заставлять учеников слишком спешить на уроке, но и не оставлять незанятых пауз, когда есть несколько минут, а основная работа уже завершена. Педагогу необходимо составить план урока, пластичный, разумный и максимально объективный, хорошо адаптированный к конкретным условиям. Он будет зависеть от уровня подготовки детей, сложности темы, планируемой работы. Каждый урок также понадобится вписать в общий план занятий, соотнести его с предыдущими и последующими уроками. Только так учитель сумеет донести до учеников полезную информацию, привить им навыки и умения, выстроить процесс обучения точно и грамотно. Продуманность действий, их строгий распорядок создадут отличную рабочую атмосферу, дадут самому педагогу ощущение уверенности, ему не придётся торопить учеников, заставляя их нервничать, перенапрягаться. Урок станет эффективным и действительно полезным.

Составляем план урока. Универсальные рекомендации и особенности работы
Правильно составленный план урока – лучший помощник каждого учителя. Писать планы необходимо, как начинающим педагогам, так и опытным, проработавшим в школе много лет. Образовательный процесс имеет множество нюансов. Даже высококвалифицированный специалист, имеющий огромный опыт, может не сориентироваться прямо на месте, допустить ошибки при распределении времени и нагрузок. План урока решает практически все затруднения.
  1. Составляйте планы уроков всегда, независимо от времени, которое есть в вашем распоряжении, нагрузок и наработок. Каждый урок должен быть индивидуальным, особенным, отличаться от остальных. Простой пример: учитель проводит занятие по одной теме в двух классах. Казалось бы, в данном случае для обоих занятий вполне подойдёт один план. Но это совершенно не так. В плане важно учесть уровень подготовки учеников, выстроить занятие в соответствии с необходимыми временными затратами на повторение, анализ домашнего задания, индивидуальную работу с конкретными ребятами, когда класс выполняет другую самостоятельно. Поэтому для каждого класса план урока будет особенным, поскольку именно так можно не только эффективно давать знания, прививать умения и заниматься практической работой, но и реализовывать индивидуальный подход.
  2. Чтобы правильно составить план урока, его нужно грамотно встроить в общую систему занятий. Обратите внимание на темы занятий, которые были до этого, обязательно учитывайте предстоящие уроки, их структуру и степень нагрузки на ребят. Например, если у вас был урок, посвящённый объяснению новой темы, на следующем занятии вам понадобится сделать закрепление, дать ученикам тренировочные задания. Когда на одном уроке вы увидели, что ученики плохо что-то запомнили, не ориентируются в теме и практике, остались какие-то пробелы, нужно не только сразу, на месте, повторить и ещё раз быстро закрепить то, что вызвало затруднения, но и посвятить этому хотя бы несколько минут на следующем занятии. Тогда ребята наверняка запомнят важный момент, разберутся во всех тонкостях, а в дальнейшем проблем не возникнет.
  3. Старайтесь хорошо распределять нагрузки. Если одно занятие у вас прошло очень продуктивно, дети много и напряжённо работали, не планируйте серьёзных нагрузок на следующий урок. Желательно чередовать уроки по уровню сложности. Несмотря на трудную программу, небольшое количество часов, которое принято сейчас называть недостаточным, вам необходимо не только дать детям знания, но и сохранить их здоровье. Когда уроки проходят в позитивной атмосфере, ученики знают, что учитель не будет оказывать на них излишнее давление, они будут и заниматься лучше, и положительно настраиваться на работу. В итоге результаты тоже порадуют. Постоянное увеличение нагрузок может превратить учёбу в гонку за оценками, когда более подготовленные дети будут вполне довольны, а менее способным останется надеяться на помощь репетиторов или получать неудовлетворительные оценки.
  4. Учитывайте в плане урока все этапы, пусть они и совсем маленькие по времени. Делайте план максимально подробным, чтобы вам было им удобно пользоваться. Когда план состоит из двух-трёх основных позиций, не отражая других этапов занятия, он не станет настоящей поддержкой и руководством для учителя. Например, педагог проводит закрепляющий урок в классе, где дети имеют разный уровень подготовки. Ему понадобится составить план урока, указав в нём целый ряд основных моментов, разных по величине этапов:
    • организационный момент (учитель говорит детям, каковы цели и задачи урока, чем предстоит заниматься);
    • вопросы по домашнему заданию, уточнения, возможный разбор нескольких примеров;
    • закрепляющий опрос учеников;
    • разъяснение непонятных моментов;
    • самостоятельная работа учеников (задания разного уровня сложности, индивидуальные карточки, консультации);
    • проверка выполненной работы;
    • заключительный краткий опрос (что именно непонятно, какие моменты полностью стали доступны для всех);
    • запись на доске домашнего задания, необходимые уточнения и разъяснения по нему.
    Так может выглядеть примерная основа плана урока, но настоящий полный план более подробен, включает конкретные детали и задачи, зависящие от темы, состава класса.
  5. Реализуйте в вашем плане индивидуальный подход. Сейчас очень много сказано о его огромной роли, необходимости в процессе обучения, особенно, когда учителя нередко отмечают недостаток часов в сравнении с нагрузками и уровнем сложности программ. Со всеми этими сложностями вам поможет справиться план урока, в который вы заложите индивидуальный подход, учитывая при составлении особенности каждого ученика. Подробно расписывайте все нюансы предстоящего занятия. Например, отметьте:
    • каких учеников обязательно нужно опросить;
    • кому вы дадите индивидуальные задания;
    • кого вызовете к доске;
    • кому надо уделить внимание, повторяя материал;
    • каким ученикам может понадобиться ваша помощь, направляющие вопросы, советы при выполнении самостоятельной работы.
    Учитывайте уровень подготовки класса, количество слабо подготовленных учеников, когда распределяете время, описываете различные этапы урока.
  6. Делайте план урока более гибким, всегда оставляйте небольшой запас времени (хотя бы 5-7 минут), который вам понадобится в случае непредвиденных обстоятельств, когда, например, ученикам придётся объяснять материал дольше, давать дополнительные закрепляющие задания. При этом всегда имейте под рукой материалы и задания на тот случай, если у вас останется время, чтобы не терять ни минуты.
Общие правила составления плана урока
Составить план урока вам помогут и общие правила работы.
  1. Сначала запишите тему занятия.
  2. Укажите тип урока:
    • комбинированный;
    • закрепляющий;
    • контрольный;
    • обобщающий;
    • ознакомительный.
  3. Отметьте цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
  4. Обозначьте задачи урока.
  5. Запишите, какими наглядными средствами, оборудованием собираетесь пользоваться.
  6. Кратко укажите приёмы и методы работы, общие требования к ученикам.
  7. Подробно и по пунктам опишите ход урока. Обязательно указывайте планируемое время, которое вы отводите на каждый этап.
  8. Обозначьте индивидуальный план, согласно которому вы будете формировать умения и навыки, учитывая особенности, уровень подготовки учеников.
  9. Запишите обобщающие выводы по вашей работе.
  10. Укажите домашнее задание.
Относитесь к составлению плана внимательно, тщательно работайте над ним. Тогда вы сумеете рационально распределить время, а уроки всегда будут проходить эффективно.