Сказочные карточки. Сочинение сказок по картам проппа Индивидуальные карточки тема сказки

Все описываемые ниже игры объединены использованием особых «сказочных карточек», а если точнее - карточек со сказочными персонажами. Разумеется, игр с применением таких карточек можно придумать значительно больше, чем предложено здесь. Эти игры адресованы старшеклассникам, в рамках сказкотерапевтического тренинга по профилакт ике негативного влияния на и индивидуальной работы с школьной молодежью, которая подверглась насилию.
До начала тренинга ведущий делает карточки, на которых написаны имена сказочных героев - 20–30 мужских и столько же женских. Каждый сказочный персонаж может быть многократно продублирован. Хорошо, если на карточке, кроме имени персонажа, есть и его портрет (лучше цветной).

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКТ


Женские персонажи: Несмеяна-царевна, Золушка, Снежная королева, Аленушка, Баба-яга, Белочка, Старуха с разбитым корытом, Спящая царевна, Злая мачеха, Прекрасная принцесса, Маленькая разбойница, Мальвина, Федора, Фея, Серая мышка, Лиса Патрикеевна, Заботливая матушка, Курица-наседка, жена Людоеда, Пушистая кошечка, Дюймовочка, Колдунья, Снегурочка, Злая королева, Русалочка, старуха Шапокляк, Белоснежка, Сорока-воровка, Герда, Стрекоза, Черепаха Тортила, Кукушка, Красная Шапочка, Мартышка.
Мужские персонажи: Буратино, Бармалей, Илья Муромец, Король, Солдат, Винни Пух, Карабас-Барабас, Чиполлино, Баран, Пьеро, Кот Матроскин, Попугай Кеша, Колдун, Пес Полкан, Пятачок, Железный дровосек, Кощей Бессмертный, Гадкий утенок, Мальчик-с-пальчик, Людоед, Кот в сапогах, Дракон, Питер Пэн, Страшила, Разбойник, Незнайка, Серый волк, Старый волшебник, Кролик, Самоделкин, Муравей, Коварный Гном.

Чем больше будет предложено сказочных персонажей, тем лучше. Главное - соблюсти два условия: во-первых, эти персонажи должны быть всем известны, а во-вторых, они должны быть яркими типажами и обладать набором очевидных качеств и особенностей.


Можно приготовить большой плакат, на котором перечислены сказочные персонажи. В этом случае все участники получают пустые карточки по числу членов группы.
Еще один вариант: каждый участник может написать на специально заготовленных пустых карточках по три самых привлекательных и самых несимпатичных сказочных персонажа (на каждой карточке по одному имени). Карточки сдаются ведущему. Таким образом, в комплекте оказывается в шесть раз больше карточек с именами сказочных героев, чем участников.
Для удобства выбора карточек можно разложить их на полу в центре круга или разместить на планшете в несколько рядов в специальных кармашках по алфавиту.

ИГРА «КЕМ МЕНЯ ВИДЯТ?»


Для того чтобы игрок получил обратную связь от других участников тренинга, можно провести следующую процедуру.
Каждый из участников выбирает из набора карточку с именем того сказочного персонажа, с которым у него ассоциируется главный игрок (тот, кто получает обратную связь). В случае совпадения мнений членов группы как раз и бывает нужно, чтобы каждая карточка была представлена в трех-четырех экземплярах. Карточки кладутся перед протагонистом «рубашкой» вверх.
Сам он тоже делает выборы. Сначала он выбирает персонаж, на который он считает себя похожим, потом - персонаж, который, по его мнению, выбрало большинство группы.
Затем он просматривает карточки, предложенные участниками группы. Выбираются наиболее часто встречающиеся персонажи. Можно разыграть сценки из соответствующих сказок, в которых протагонист сыграл бы эти роли.
Происходит обсуждение по следующим вопросам.

  • Как чувствовал себя протагонист в той или иной роли?

  • Какие персонажи показались совершенно чужими, неприемлемыми?

  • Какие из героев, напротив, воспринимаются в качестве родственных душ?

  • Что удивило протагониста в выборе участников группы?

  • Что было неожиданным?

  • Какой из выбранных сказочных персонажей рассматривается протагонистом как идеал, достойный подражания?

ИГРА «КОНСТРУИРОВАНИЕ СКАЗОК» (1)


Группа делится на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и представители подгрупп вытягивают наугад из стопки по пять карточек.
Через двадцать минут каждая подгруппа должна разыграть перед остальными участниками сказку, в которой действовали бы все доставшиеся ей персонажи.

ИГРА «КОНСТРУИРОВАНИЕ СКАЗОК» (2)


Каждый участник группы вытягивает карточку с именем сказочного персонажа. Затем проводится процедура, которую можно назвать «Сочинение сказки по кругу».
Кто-то из участников предлагает зачин сказки , произнеся несколько фраз. Сказку подхватывает участник, сидящий слева, потом - следующий и т.д.
Самое главное условие: участник, получивший слово, должен ввести в сюжет создаваемой сказки своего героя. Если при первом прохождении «сказочного круга» это не удается, то нужно ввести свой персонаж во время второго или третьего круга (больше трех кругов проводить не стоит, поскольку в достаточно многочисленной группе из-за обилия персонажей в сказке можно «завязнуть»).

ИГРА «КОНСТРУИРОВАНИЕ СКАЗОК» (3)


В этой игре используются карточки Проппа (в нашем варианте они включают 24 функции) и описанные им семь основных типов персонажей волшебных сказок (Герой, Отправитель, Антагонист, Даритель, Помощник, Ложный герой, Царевна). Эти персонажи тоже записываются на карточках.
Из стопки карточек Проппа наугад выбираются семь. В результате общего обсуждения определяется последовательность функций в сюжете будущей сказки .
Затем проводится следующая процедура: один из участников вытягивает карточку из стопки со сказочными персонажами, другой - из стопки с типами персонажей, третий - из стопки с именами участников группы. В результате сказочному герою присваивается определенная роль в сказке и сразу назначается исполнитель. Например, Кощей Бессмертный будет выполнять в сказке роль Дарителя, а играть его будет Сергей.
В случае если выпадает такой тип персонажа, как Царевна, нужно тянуть карточки до тех пор, пока не выпадет женский сказочный образ. Таким образом выбираются семь персонажей с определенными функциями
в сказке.
Оставшиеся участники становятся зрителями спектакля, который должны поставить семь исполнителей.

ИГРА «КОНСТРУИРОВАНИЕ СКАЗОК» (4)


Общая процедура сходна с предыдущей, только в стопку карточек со сказочными героями отбираются персонажи одной сказки, например Карабас-Барабас, Буратино, Мальвина и пр.
В результате случайного распределения типов персонажей и последовательности функций в сказке игроки вынуждены изменить сюжет и содержание начальной сказки и фактически придумывать новую.

ИГРА «ПСИХОДРАМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА»


Из состава группы выбирается протагонист. Он представляет свою проблему в метафорическом виде - предлагает зачин сказки, в котором определяется главный герой.
После этого ведущий предлагает протагонисту выбрать карточки с теми героями , которые будут присутствовать в его сказке (при этом необязательно, чтобы выбранные герои прямо ассоциировались с конкретными людьми из окружения протагониста; в сказку могут быть введены персонажи, которых нет в действительности).
Затем протагонист выбирает из числа участников группы исполнителей для каждой роли.
Дальше процесс можно организовать по-разному.
Если у ведущего есть навыки психодраматиста и соответствующая квалификация, то постановку сцен сказки можно провести по правилам и техникам психодраматического действия.
Если такой квалификации нет, то протагонист и выбранные им исполнители просто придумывают вместе продолжение начатой сказки и разыгрывают ее. В этом случае особенно приветствуется импровизация.
Ведущему следует помогать участникам путем недирективного вмешательства. Возможно, в процессе такого проигрывания удастся найти метафорическое решение проблемы протагониста .

ИГРА «СКАЗОЧНЫЕ АССОЦИАЦИИ»


Для проведения игры у каждого участника группы должен быть комплект карточек со сказочными персонажами. Впрочем, если это трудно сделать, то можно обойтись одним комплектом на всех, содержащим хотя бы по три-четыре экземпляра каждой карточки.
В последнем случае игроки по очереди подходят к планшету с карточками (его надо расположить так, чтобы остальным членам группы не было видно, какие карточки выбирает игрок, но вместе с тем сам игрок мог видеть своих товарищей). Игрок выбирает для каждого участника группы карточку с тем сказочным персонажем, с которым тот у него ассоциируется. Берет он карточку и на себя, предполагая, что с этим персонажем он ассоциируется у большинства членов группы.
Пока первый игрок раздает карточки членам группы («рубашкой» вверх - до поры до времени никто не должен видеть, что ему досталось), к планшету подходит второй игрок.
После того как все участники выберут карточки друг для друга и для себя, ведущий разрешает перевернуть карточки и ознакомиться с их содержанием.
Затем можно обсудить, кому удалось верно определить, какие ассоциации он вызывает, поделиться своими чувствами с членами группы.

ИГРА «СКАЗКИ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА»


Из набора карточек со сказочными персонажами отбираются те, на которых представлены герои одной сказки. Случайным образом эти карточки распределяются среди участников. От каждого игрока требуется изложить события, происходящие в сказке, от лица персонажа, роль которого досталась.
Обсуждение организуется по следующим вопросам.

  • В чем разница между изложением событий у разных героев?

  • Почему обнаруживается такая разница?

  • Что вы почувствовали, находясь в роли вашего персонажа?

  • Что нового вы открыли для себя в этой известной сказке?
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

Важно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители и, может быть, малыш-дошкольник даже знает их наизусть. Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. Это своего рода мнемотаблицы - серии картинок, фиксирующих образы сюжетов сказки по порядку.

В 3 года ребенку можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране. Разрезать не нужно. Рассказать сказку, обязательно показывая пальчиком все события на рисунках. Затем предложить ребенку самому рассказать эту сказку по картинкам - мнемотаблице.

Когда это освоено, разрезаем мнемотаблицу на карточки. Пусть малыш самостоятельно вспомнит, какие события сказки были вначале, какие потом, восстановит последовательность событий.

К возрасту старшей группы детского сада игру еще более усложним. Все разрезанные карточки выкладываем перед ребенком. Теперь ему придется сначала определить, к какой сказке относится картинка, а потом ее место по порядку.

Карточки для скачивания

Иллюстрации к сказкам "Колобок", "Репка", "Бычок, смоляной бочок", "Теремок", "Лисичка со скалочкой", "Курочка Ряба".

Я обратила внимание, что интерес ребенка к той или иной сказке определяется не только ее содержанием, но и графическим оформлением. Удачные иллюстрации и мультфильмы запоминаются и вызывают много положительных эмоций - дочка возвращается к ним снова и снова.

Но, помимо книг, сказочный сюжет наглядно воспроизводится с помощью наборов карточек (обычно 6-8 штук). Причем рассказывать можно не только традиционные для младшего дошкольного возраста сказки («Репка», «Колобок», «Три поросенка», «Курочка Ряба»), но и более сложные, к примеру, «Волшебник Изумрудного города», «Кот в сапогах» и «Бременские музыканты». Разумеется, в адаптированном (но не искаженном) варианте. Думаю, большинству родителей, как и мне, для запоминания достаточно трехкратного прочтения прозаического произведения, после чего текст перед глазами просто не нужен.

Игры с карточками различны:

  • угадай, из какой сказки этот эпизод (ребенку показывается одна карточка или же малыш сам выбирает одну из нескольких, перевернутых обратной стороной),
  • найди картинку, на которой изображено…,
  • что было после того как или перед тем как…,
  • найди лишнюю карточку в ряду или добавь недостающую,
  • составь собственный рассказ по картинкам.

Карточки можно делать и самостоятельно, вырезая их из недорогих книг «неудобного» формата. Кроме сказок, детей обрадуют и иллюстрации к любимым мультфильмам («Маша и Медведь», «Лунтик», «Маленькие Эйнштейны»). Чтобы их изготовить, достаточно распечатать и наклеить на картон скриншоты. Проще всего с Машкой: в яндекс-картинках задаете запрос маша и медведь один дома или маша и медведь приятного аппетита и получаете отличную подборку на каждую серию.

Занятия с таким материалом - отличная тренировка памяти и воображения, а также умения отслеживать причинно-следственные связи и делать выводы.

Корю себя за то, что запомнила только одно издательство, выпускающее небольшого размера карточки для детей, - это «Проф-Пресс». Но в Интернете много трудолюбивых людей, которые, например, собрали огромную коллекцию развивающих карточек для детей в одном месте. Скачать бесплатно иллюстрации к «Репке» или «Колобку» удастся здесь ]]> http://babycards.ru/kartochki/skazki/kartochki-skazki ]]> . Расположив картинки на листе А4 и выведя через цветной принтер, можно наклеить их на картон, после чего разрезать. Сюжетные картинки удобно размещать на фланелеграфе или (защитив края скотчем) просто раскладывать на столике.

  • Александра Сергеевича Пушкина. Давайте вспомним его сказки сказка , 162kb.
  • Конспект открытого урока тема: Анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» , 67.79kb.
  • Викторина по сказкам Пушкина: Назовите правильно все сказки А. С. Пушкина: Сколько , 36.66kb.
  • Александра Сергеевича Пушкина. Желаем Вам приятного путешествия в мир сказки! викторина , 32.61kb.
  • А. П. Гайдар «Чук и Гек» А. Н. Островский «Без вины виноватые» М. Ю. Лермонтов «Маскарад» , 57.01kb.
  • Сказки пушкина что за прелесть эти сказки! , 144.65kb.
  • , 41.63kb.
  • Внеклассное мероприятие "Путешествие по дорогам сказок". Тема занятия: Числа , 116.79kb.
  • Конкурс «Биография А. С. Пушкина» Где родился А. С. Пушкин? (в Москве) Когда он родился? , 64.01kb.
  • Литературное чтение.

    2Б класс.

    Учитель: Романова Тамара Дмитриевна.

    Тема : Сказки А.С.Пушкина.

    Цели:

    Оборудование

    Ход урока:

    I. Организационный этап.

    1. Чтение наизусть:

    Древний гений человечий,

    Живую прелесть русской речи,

    Что с детских лет нам так мила,-

    Все в нем Россия обрела.

    Мороз и солнце…Строчка- ода.

    Как ярко белый свет горит!

    Доныне русская природа

    Его стихами говорит.

    Н. Доризо

    На доске портрет А.С.Пушкина.

    II.Закрепление и обобщение.


    1. Игра «Молчанка»

    1. Жил-был поп,
    Пошел поп по базару

    Навстречу ему Балда

    Идет, сам не зная куда…

    1. Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря;

    Они жили в ветхой землянке

    1. Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.

    « Кабы я была царица»,-

    Говорит ее сестрица,-

    То на весь крещенный мир

    Приготовила б я пир».

    « Кабы я была царица»,-

    Говорит ее сестрица,-

    То на весь бы мир одна

    Наткала я полотна»

    « Кабы я была царица»,-

    Третья молвила сестрица,-

    Я б для батюшки царя

    Родила богатыря»..

    1. Царь с царицею простился,
    В путь- дорогу снарядился,

    И царица у окна

    Села ждать его одна.

    Ждет- пождет с утра до ночи,

    Смотрит в поле, инда очи

    Разболелись глядючи

    С белой зори до ночи.

    Не видать милого друга!

    Только видит: вьется вьюга,

    Снег валится на поля,

    Вся белешенька земля…

    2.- К некоторым сказкам А, С. Пушкина композиторы написали музыку.

    Интерактивной доске).

    Первое чудо- белочка

    Видит, белочка при всех

    Золотой грызет орех,

    Изумрудец вынимает,

    А скорлупку собирает,

    Кучки равные кладет

    И с присвисточкой поет

    При честном, при всем народе

    « Во саду ли, в огороде

    Море вздуется бурливо,

    Закипит, подымет вой,

    Хлынет на берег пустой,

    Разольётся в шумном беге-

    И останутся на бреге

    Тридцать три богатыря,

    В чешуе златой горя…

    За морем царевна есть,

    Что не можно глаз отвесть;

    Днем свет божий затмевает,

    Ночью землю освещает,

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит.

    А сама-то величава,

    Выступает будто пава;

    Сладку речь-то говорит,

    Будто реченька журчит.

    3. Шкатулка с « золотыми» орехами- вопросами, индивидуальные карточки. Проверка ответов на интерактивной доске (работа в парах)

    Кем хотела быть старуха?

    4. Викторина. Учащиеся по желанию срывают с « дуба» листочки с вопросами:

    Что « Так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны семечки

    Насквозь…? (Яблоко)

    Сколько раз Гвидон отправлялся в царство славного Салтана

    Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет.)

    (Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете

    Всех милее, всех румяней и белее?)

    Ответы на интерактивной доске учащиеся проверяют с помощью звукового сигнала.

    1. Работа на интерактивной доске- « Установите соответствие» Учащиеся
    выходят по желанию к доске

    Царь… (Салтан) Царевна…(Лебедь)

    Князь.. (Гвидон) Сватья баба…(Бабариха)

    Работник… (Балда) Пес….(Соколко)

    Дядька… (Черномор) Остров…(Буян)

    6. Знакомство со сказкой « О медведихе ».

    А.С. Пушкин написал шесть сказок. Шестая сказка называется

    « Сказка о медведихе». Но закончить поэт не успел. В тридцать семь лет

    Пушкин был убит на дуэли французом Дантесом.

    Приглашение к прочтению .

    СКАЗКА О МЕДВЕДИХЕ.

    Как весенней теплою порою

    Выходила медведиха

    По муравушке валятися,

    Боротися, кувыркатися.

    Он во руках несет рогатину,

    А нож-то у него за поясом.

    А мешок-то у него за плечьми.

    Как завидела медведиха

    Мужика со рогатиной,

    Заревела медведиха,

    Стала кликать малых детушек,

    Своих глупых медвежатушек.

    Перестаньте играть, валятися,

    Боротися, кувыркатися.

    Становитесь, хоронитесь за меня.

    Уж как я вас мужику не выдам

    И сама мужику.... выем.

    Медвежатушки испугалися,

    За медведиху бросалися,

    А медведиха осержалася,

    На дыбы подымалася.

    А мужик-то он догадлив был,

    Он пускался на медведиху,

    Он сажал в нее рогатину,

    А мужик-то ей брюхо порол,

    Брюхо порол, да шкуру сымал,

    А поклавши-то домой пошел.

    "Вот тебе, жена, подарочек,

    Не звоны пошли по городу,

    Пошли вести по всему по лесу,

    Что убил мужик его медведиху,

    Распорол ей брюхо белое,

    Медвежатушек в мешок поклал.

    Про свою ли сударушку,

    Черно-бурую медведиху.

    Ах ты свет моя медведиха,

    На кого меня покинула,

    Вдовца печального,

    Вдовца горемычного?

    Уж как мне с тобой, моей боярыней,

    Веселой игры не игрывати,

    Милых детушек не родити,

    Медвежатушек не качати,

    Не качати, не баюкати. -

    В ту пору звери собиралися

    Ко тому ли медведю, к боярину.

    Приходили звери большие,

    Прибегали тут зверишки меньшие.

    Прибегал туто волк дворянин,

    У него-то зубы закусливые,

    У него-то глаза завистливые.

    Приходил тут бобр, торговый гость,

    У него-то бобра жирный хвост.

    Приходила ласточка дворяночка,

    Приходила белочка княгинечка,

    Приходила лисица подьячиха,

    Подьячиха, казначеиха,

    Приходил скоморох горностаюшка,

    Приходил байбак тут игумен,

    Живет он байбак позадь гумен.

    Прибегал тут зайка-смерд,

    Зайка беленький, зайка серенький.

    Приходил целовальник еж,

    Все-то еж он ежится,

    Все-то он щетинится.

    Словарная работа

    Отколь ни возьмись, мешок за плечми, хоронитесь за меня».

    Эти слова устаревшие, но когда-то они существовали в

    Активной речи, употреблялись в литературных произведениях.

    III. Итог урока.

    Сказки А.С. Пушкина-наука о жизни, которую он передал нам и на которой

    Выросло не одно поколение. Надеюсь, вам захочется еще и еще раз

    И каждый раз открывать для себя что-то новое.

    Комментирование оценок.

    IY. Домашнее задание: составить викторину по сказкам, выучить отрывок

    Из любой сказки наизусть.

    Литературное чтение.

    2Б класс.

    Учитель: Романова Тамара Дмитриевна.

    Тема : Сказки А.С.Пушкина

    Цели: познакомить с неизвестными страницами жизни А.С.Пушкина, расширить знания детей о творчестве поэта-сказочника; развивать творческие способности, уверенность в собственных силах; воспитывать любовь к чтению.

    Оборудование : портрет А.С.Пушкина; книжная выставка сказок А.С.Пушкина;»дуб» со съёмными бумажными листочками, шкатулка с «золотыми» - орехами-вопросами; листки с кроссвордами для домашнего задания. Индивидуальные карточки, выставка детских рисунков на тему « Сказки А.С. Пушкина»; контрольные листы; текст сказки « о медведихе»; интерактивная доска»; учебник.

    Ход урока:


    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Примечание

    I.Организационный этап

    II. Закрепление и обобщение

    Приглашение к прочтению .

    III. Итог урока

    IV/Комментирование оценок.

    Y/Домашнее задание: составить викторину по сказкам, выучить отрывок

    Из любой сказки наизусть.


    1. Чтение наизусть:

    Все в нем Россия обрела- свой

    Древний гений человечий,

    Живую прелесть русской речи,

    Что с детских лет нам так мила,-

    Все в нем Россия обрела.

    Мороз и солнце…Строчка- ода.

    Как ярко белый свет горит!

    Доныне русская природа Его стихами говорит.

    Н. Доризо

    2.- К некоторым сказкам А.С.Пушкина композиторы написали музыку.

    Послушайте фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова

    « Сказка о царе Салтане» (Прослушивание сопровождается иллюстрациями на

    Интерактивной доске).

    Вспомните о каких трёх чудах говорилось в сказке?

    Первое чудо- белочка

    Видит, белочка при всех

    Золотой грызет орех,

    Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает,

    Кучки равные кладет

    И с присвисточкой поет

    При честном, при всем народе

    « Во саду ли, в огороде

    Второе чудо- тридцать три богатыря.

    Море вздуется бурливо,

    Закипит, подымет вой,

    Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге-

    И останутся на бреге Тридцать три богатыря, В чешуе златой горя…

    Третье чудо- прекрасная царевна Лебедь

    За морем царевна есть,

    Что не можно глаз отвесть;

    Днем свет божий затмевает,

    Ночью землю освещает,

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит.

    А сама-то величава, Выступает будто пава; Сладку речь-то говорит Будто реченька журчит.

    5.Работа на интерактивной доске- «Установите соответствие» Учащиеся выходят по желанию к доске

    Царь… (Салтан) Царевна… (Лебедь)

    Князь.. (Гвидон) Сватья баба… (Бабариха)

    Работник… (Балда) Пес… .(Соколко)

    Дядька… (Черномор) Остров… (Буян)

    6 . Знакомство со сказкой «О медведихе ».

    Заставка на интерактивной доске- названия всех сказок А.С.Пушкина.

    А.С. Пушкин написал шесть сказок. Шестая сказка называется « Сказка о медведихе». Но закончить поэт не успел. В тридцать семь лет Пушкин был убит на дуэли французом Дантесом.

    Чтение учителем отрывка сказки.

    Приглашение к прочтению . СКАЗКА О МЕДВЕДИХЕ

    Как весенней теплою порою

    Из-под утренней белой зорюшки,

    Что из лесу, из лесу из дремучего

    Выходила медведиха

    Со милыми детушками медвежатами

    Погулять, посмотреть, себя показать.

    Села медведиха под белой березою;

    Стали медвежата промеж собой играть,

    По муравушке валятися,

    Боротися, кувыркатися.

    Отколь ни возьмись мужик идет,

    Он во руках несет рогатину,

    А нож-то у него за поясом.

    А мешок-то у него за плечьми.

    Как завидела медведиха

    Мужика со рогатиной,

    Заревела медведиха,

    Стала кликать малых детушек,

    Своих глупых медвежатушек.

    Ах вы детушки, медвежатушки,

    Перестаньте играть, валятися,

    Боротися, кувыркатися.

    Уж как знать на нас мужик идет.

    Становитесь, хоронитесь за Уж как я вас мужику не выдам

    И сама мужику.... выем.

    Медвежатушки испугалися,

    За медведиху бросалися,

    А медведиха осержалася,

    На дыбы подымалася.

    А мужик-то он догадлив был,

    Он пускался на медведиху,

    Он сажал в нее рогатину,

    Что повыше пупа, пониже печени.

    Грянулась медведиха о сыру землю,

    А мужик-то ей брюхо порол,

    Брюхо порол, да шкуру сымал,

    Малых медвежатушек в мешок поклал,

    А поклавши-то домой пошел.

    "Вот тебе, жена, подарочек,

    Что медвежия шуба в пятьдесят рублев,

    А что вот тебе другой подарочек,

    Трои медвежата по пять рублев".

    Не звоны пошли по городу,

    Пошли вести по всему по лесу,

    Дошли вести до медведя черно-бурого,

    Что убил мужик его медведиху,

    Распорол ей брюхо белое,

    Брюхо распорол да шкуру сымал,

    Медвежатушек в мешок поклал.

    В ту пору медведь запечалился,

    Про свою ли сударушку,

    Черно-бурую медведиху.

    Ах ты свет моя медведиха,

    На кого меня покинула,

    Вдовца печального,

    Вдовца горемычного?

    Уж как мне с тобой, моей бояр Словарная работа : « Объясните слова муравушка, промеж собой,

    Отколь ни возьмись, мешок за плечми, хоронитесь за меня»

    Эти слова устаревшие, но когда-то они существовали в

    Активной речи, употреблялись литературных

    Произведениях.

    1. Сказки А.С. Пушкина-наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение. Надеюсь, вам захочется еще и еще раз перечитать сказки А.С.Пушкина, быть похожими на положительных героев и каждый раз открывать для себя что-то новое.


    На доске портрет А.С.Пушкина. ученик рассказывает о Пушкине:

    В семье Пушкиных было пятеро детей.

    Александр рос молчаливым и замкнутым ребенком. Как было принято в то время в дворянских семьях, детям нанимали гувернеров- иностранцев. Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Благодаря книгам он в совершенстве знал французский язык и литературу.

    С раннего детства будущий поэт был окружен вниманием и заботой своей няни Арины Родионовны. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. А.С.Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создавал свои сказки.

    Его сказки удивительные, добрые. Весёлые, они полны красоты и вдохновения. Давайте вспомним некоторые из них

    2.Игра «Молчанка»

    Четыре ученика читают наизусть отрывки из сказок, остадльные на листочках записывают названия сказок.

    1.Жил-был поп,

    Пошел поп по базару

    Посмотреть кой- какого товару.

    Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда…

    2.Жил старик со своею старухой

    У самого синего моря;

    Они жили в ветхой землянке

    Ровно тридцать лет и три года…

    3.Три девицы под окно Пряли поздно вечерком

    « Кабы я была царица»,- Говорит ее сестрица,-

    То на весь крещенный мир

    Приготовила б я пир».

    «Кабы я была царица»,-

    Говорит ее сестрица,-

    То на весь бы мир одна

    Наткала я полотна « Кабы я была царица» Третья молвила сестрица,-

    Я б для батюшки царя

    Родила богатыря»..

    4.Царь с царицею простился,

    В путь- дорогу снарядился,

    И царица у окна

    Села ждать его одна.

    Ждет- пождет с утра до ночи,

    Смотрит в поле, инда очи

    Разболелись глядючи

    С белой зори до ночи.

    Не видать милого друга!

    Только видит: вьется вьюга,

    Снег валится на поля,

    Вся белешенька земля…

    Проверка названий сказок в парах.

    3. Шкатулка с « золотыми» орехами- вопросами, индивидуальные карточки. Проверка ответов на интерактивной доске (работа в парах)

    Как называлось жилище старика со старухой?

    Сколько раз закидывал невод старик в море?

    Кем хотела быть старуха?

    Какое желание рыбка так и не выполнила?

    Ответы: Землянка. Три раза. Дворянкой, царицей, владычицей морской. Стать старухе владычицей морской.

    4.Викторина .

    Учащиеся по желанию срывают с « дуба» листочки с вопросами:

    Какими словами петушок предупреждал царя Дадона об опасности?

    («Кири -ку-ку! Царствуй,лежа на боку».)

    Какую работу выполнял Балда на подворье попа? (Повар, плотник, конюх).

    Как поп должен был с Балдой рассчитываться? (В год по три щелчка по лбу.)

    Что просил себе на обед поп? (Вареную полбу). Что это такое? (Каша).

    Работал Балда за семерых, а ел…(за четверых).

    Что«Так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны семечки

    Насквозь…? (Яблоко) Сколько раз Гвидон отправлялся в царство славного Салтана

    И в кого он превращался? (Три; муха, комар, шмель.)

    Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет.)

    С какими словами обращалась злая царица к зеркальцу?

    (Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

    Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

    Автор учебника: В.Ю. Свиридова
    Класс: 2
    Тип урока: ОНЗ
    Тема: «Три вида сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
    Цель урока: Познакомить с новым видом - бытовой сказкой на примере сказки «Мужик и медведь».

    Задачи:
    1) развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над сказкой;
    2) формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать, сравнивать свои предположения с замыслом автора, читать по ролям;
    3) формировать коммуникативные навыки работы в группе;
    4) воспитывать внимательность, наблюдательность, сообразительность, любовь к сказкам;
    5) формировать УУД.

    Оборудование: презентация по теме урока.
    Демонстрационный материал:
    девиз урока: «Не бойся сказок. Бойся лжи.
    А сказка?
    Сказка не обманет…
    В.Берестов»
    выставка книг, словари.
    Раздаточный материал: тест, кроссворд, карточки для групповой работы, индивидуальные карточки успешности.

    Ход урока
    I. Мотивация к учебной деятельности.

    - Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Настроились на работу, но не забываем о правилах. Вспомним глазками правила, которые соблюдаем на всех этапах урока и приготовились...
    (Ученики улыбаются друг другу, учителю, гостям.
    На доске висят таблички с правилами.
    - быть внимательным;
    - уметь слушать учителя и слышать товарищей;
    - не перебивать говорящего, если хочешь ответить, подними руку;
    - уметь работать сообща)
    Собирайтесь, детушки,
    Собирайтесь, малые,
    Приходите, ребятушки постарше.
    Всем вам сказочку поведаю,
    Расскажу да удивлю.

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
    1. - О чем же я хочу вам поведать?
    (Дети отвечают на вопрос:- Мы познакомимся с новой сказкой.)
    - А девизом урока будет:
    «Не бойся сказок. Бойся лжи.
    А сказка?
    Сказка не обманет…
    В.Берестов»
    - Как вы понимаете это высказывание?

    2. Проверка д/з. Мозговой штурм
    - Чему же научила вас сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
    (Дети отвечают в виде игры МШ)

    3. Постановка учебной задачи.
    - Много познавательного и полезного вы взяли из этой сказки. А действительно ли вы хорошо знаете сказки? Предлагаю сказочную викторину.

    С к а з о ч н а я в и к т о р и н а.
    - Эта старушка живет в лесной избушке одна-одинешенька. Она помогает добрым молодцам, но может и обидеть их. Иногда ее дразнят «костяная нога». (Баба Яга.)
    - Как называется необычный домик, где обитает Баба Яга? (Избушка на курьих ножках.)
    - Как называется «самолет» Бабы Яги? (Ступа.)
    - Обычно его изображают всего состоящего из костей. Он не может умереть, пока не отыщется спрятанная в яйце его смерть. (Кощей Бессмертный.)
    - Сапоги, с помощью которых герои сказки могут сделать всего шаг и оказаться в другом городе, сделать два шага и оказаться в другой стране. (Скороходы.)
    - Как называется меч, которым богатырь побеждает Змея Горыныча? (Меч-кладенец.)
    - Кусочек ковровой ткани, с помощью которого можно летать по воздуху. (Ковер-самолет.)
    - Головной убор, надев который, его владелец становится невидимым. (Шапка-невидимка.)
    - Молодцы, ребята, а что вы можете сказать про отгадки? Какое задание вы предложили бы классу?(Разделить на группы: сказочные персонажи и сказочные предметы)
    - Как называется вид сказок, в которых «живут» эти сказочные персонажи и встречаются волшебные предметы? (Волшебные сказки.)

    В о п р о с д л я с у п е р а г е н т о в: откуда произошло слово «волшебный»?
    Подготовленный ученик читает из словаря
    - Слово волшебный произошло от названия древних звездочетов, чародеев - волхвов. Они умели творить чудеса, волховать, совершать волшебные, сверхъестественные действия.
    - Спасибо за сообщение.
    - Назовите другие признаки волшебной сказки. (Ответы детей:- Зачин, концовка, волшебное число)
    - С какими еще видами сказок вы знакомы? (Сказки о животных.)
    - Назовите признаки сказок о животных.
    Дети отвечают на вопрос: - Главные герои - животные, совершают поступки, у них свои характеры, иногда в этих животных мы видим людей.

    III. Выявление места и причины затруднения.
    - С какой сказкой познакомимся сегодня? («Мужик и Медведь».)
    - Откуда догадались? (Я посмотрела в учебнике и т. д.)
    - Как вы думаете, детективы, к какому виду сказок ее можно отнести? (Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать сказку.)
    - Сформулируйте тему и цель урока. (Русская народная сказка «Мужик и медведь».
    Цель урока: познакомиться с новым видом- на примере сказки «Мужик и медведь»
    *узнать героев и события, которые происходят в данной сказке).

    IV. Построение проекта выхода из затруднения.
    1. Первичное восприятие текста.
    1. С л о в а р н а я р а б о т а.
    - Прочитайте вступительное слово автора учебника. Что узнали? («Эта сказка с другим настроением, с лукавством да насмешкой, сказывается словно прибаутка».)
    - Как вы понимаете эти слова?
    - А где мы можем найти лексическое значение этим словам?
    (- Эти слова мы можем найти в словаре синонимов.
    - помощь учителя;
    - обратиться к толковому словарю;
    - посмотреть в энциклопедии;
    Работа в паре: ищут слова - синонимы к слову)
    Лукавство - лукавый - игривый, добродушный, хитрый.
    Усмешка - улыбка, выражающая насмешку, недоверие.
    Насмешка - обидная шутка, издёвка.
    Прибаутка - забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь.
    2. З н а к о м с т в о с о с к а з к о й.
    - Чтение сказки по технологии А.Кушнира (чтение по аудиозаписи - дети следят пальчиком)
    - Сейчас вы прослушаете сказку и узнаете, верны ли ваши предположения?
    - Все ли было понятно?
    Дуброва - дубрава - лиственный лес, обычно с преобладанием дуба.
    Жать - срезать растение под корень.
    Вершки - верхняя часть растения.
    Заломать - согнуть, откинув вверх или назад.

    V. Первичное закрепление во внешней речи. Обмен впечатлениями.
    - Понравилась сказка? - Поделитесь впечатлениями. Кто главный герой сказки?
    (- Главный герой этой сказки - мужик. Он тоже борется со злой силой, но побеждает ее умом, народной смекалкой.)
    - К какому же виду сказок отнесем?
    - Ребята, как сейчас - на уроке, мы можем найти ответы на ваши вопросы, найти выход из затруднения? (Ответы детей)
    Физкультминутка для глаз и с движениями

    VI. Включение в систему знаний и повторение.
    1. Составление таблицы:
    - Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Мужик и Медведь» разные, но приметы сказочного жанра есть в обеих. Какие? Найдите их.
    - Проверьте по слайду.
    - Какую сказку из двух можно назвать волшебной? (-«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
    - Можно ли сказку «Мужик и Медведь» отнести к сказкам о животных? (Хоть мужик и борется со злым умыслом медведя, но главная его задача - обхитрить и остаться целым)
    - Какая ситуация разбирается в сказке? И в жизни бывают такие ситуации, когда приходится применять свою хитрость, смекалку - житейская, жизненная ситуация, но ученые назвали её по-другому.
    2. Р а з г а д ы в а н и е к р о с с в о р д а.
    - Разгадайте кроссворд, тогда в выделенных клетках по вертикали вы узнаете название этого вида сказок.
    1) Как в старину называли медведя. Подсказка: вспомните, как называется его жилище? (Бер, жилище - берлога.)
    2) Охарактеризуйте медведя по фразе: «Мужик, я тебя сломаю». (Сильный.)
    3) Поддался на хитрость мужика. (Глуповатый.)
    4) Медведь на Руси считался священным животным, его нельзя было убивать, и мясо этого зверя не употреблялось в пищу. Такое животное называлось … (тотемным).
    5) Какое отношение Мужика к Медведю в этой сказке? (Насмешливое.)
    6) Отчество медведя в русских народных сказках. (Потапыч.)
    7) «Высказывание, содержащее насмешку над тем, кто так действительно думает» (Аристотель). (Ирония.)
    - Какое слово получилось в выделенных ячейках? (Бытовая.)
    - Прочитайте определение этого слова в словаре. (-Бытовая - житейская (взятая из жизни)

    VII. «Страничка любознательных»
    - Кто главным героем оказался в этой сказке?
    - А хотите узнать больше об этом животном?
    Сообщение:Бурый медведь - самый известный из своих соплеменников. Он стал персонажем многих сказок и легенд у разных народов. Его нередко можно увидеть в цирковых представлениях. Мишка обладает большим уровнем интеллекта, хорошо поддается дрессировке. Медведь весит до 800 килограмм. Длина тела мишки 250 сантиметров, высота 120. Самки мельче самцов. У бурого мишки крупная голова, маленькие круглые ушки, небольшие глазки. На лапах у медведя когти. А цвет мишки бурый, отсюда и его название - бурый медведь. Обитают такие животные по всей лесной зоне материка Евразия. К сожалению, во многих европейских места мишку истребили. В нашей стране, медведь объект промысловой и спортивной охоты. Обитает обычно мишка, возле речек, в лесах, питается растительной пищей. Любит плоды, корневище, овес.
    Весной медведь становиться хищником, может скушать кабана, лося, или оленя. Мишка способен развивать приличную скорость, обладает сильным ударом. Мишка спит всю зиму. Для спячки бурый медведь устраивает себе берлогу Специалисты выделяют несколько подвидов бурого медведя; самые известные из них - это кавказский, камчатский и маньчжурский.
    - Спасибо за интересное сообщение.
    VIII. Работа в группах
    - Расследуйте образ медведя в сказках.
    - Подтвердите ответы отрывками из сказок, прочитав их по ролям.
    - У вас на столах лежат карточки с представленными в них фрагментами из сказок. Вам нужно прочитать их по ролям, показывая голосом характер медведя. На подготовку вам, уважаемые детективы, дается две минуты.
    1-я г р у п п а. «Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался и говорит: «Ага, теперь не отпущу тебя! Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. А если уйдешь, все равно поймаю и тогда уж съем!» Думала, думала Машенька и придумала: «Отпусти меня, медведь, на денек в деревню. Я бабушке да дедушке гостинцев отнесу». «Нет! - зарычал медведь. - Ты в лесу заблудишься».
    2-я г р у п п а. «Вот заяц идет и плачет, а навстречу ему медведь:
    - О чем ты, заинька, плачешь?
    - Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы и растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала.
    - Не плачь, зайчик, я ее выгоню… Р-р-р, ступай лиса вон!»
    3-я г р у п п а. «- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
    - Я, мышка-норушка.
    - Я, лягушка-квакушка.
    - Я, зайчик-побегайчик.
    - Я, лисичка-сестричка.
    - Я, волчок-серый бочок.
    - А ты кто?
    - А я медведь косолапый.
    - Иди к нам жить!
    Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:
    - А я лучше у вас на крыше буду жить.
    - Да ты нас раздавишь.
    - Нет, не раздавлю».
    4-я г р у п п а. «- Доброе утро, Кристофер Робин, - поздоровался Винни-Пух.
    - Доброе утро, Винни-Пух, - ответил Кристофер Робин.
    - Я тут подумал, а нет ли у тебя одной штучки... Ну, в общем, воздушного шарика?
    - Воздушного шарика?
    - Да, я так и спросил про себя: «Интересно, а нет ли у Кристофера Робина такой штучки, как воздушный шарик?» Сидел тут, думал о воздушных шариках и решил спросить.
    - А зачем это тебе понадобился воздушный шарик? - спросил Кристофер у Винни-Пуха.
    Винни-Пух огляделся, чтобы убедиться, что их никто не подслушивает, приложил лапку ко рту и шепотом ответил: «Мед».
    - Но с воздушными шариками за медом не ходят.
    - Я хожу, - возразил Винни-Пух».
    5-я г р у п п а. «Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
    - Кто хлебал в моей чашке?
    Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
    - Кто хлебал в моей чашке?
    А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
    - Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?»
    Чтение сказок по ролям и инсценировка
    -Дайте характеристику медведю.
    - Меняется ли образ медведя в современных авторских сказках?
    Дети отвечают на вопрос:
    -Медведь в народных сказках всегда сильный, мощный, слегка глуповатый. В нем нет ни злобы, ни хитрости.
    -В авторской сказке, например, у А. Милна Винни-Пух - это один из самых обаятельных персонажей: наивный и искренний, умеющий дружить и любить, чуть-чуть глуповатый.

    IX. Итог. - Давайте подведем итог в виде синквейна
    Дети выполняют синквейн в паре
    Медведь
    Сильный, глуповатый
    Ломает, бродит, сердится
    Медведь быстрое и умное животное.
    Хищник.

    X. Рефлексия деятельности на уроке.
    - Оцените собственную учебную деятельность на индивидуальной карточке успешности.
    Карточка успешности
    Я понял материал урока и у меня всё получилось
    Я не совсем понял материал урока и у меня не всё получилось
    Я не понял материал урока и у меня ничего не получилось
    - Что показалось самым интересным?
    - А что было сложным?
    - Правильно выбрали девиз к нашему уроку?
    -Смогли мы с вами достичь поставленной цели?
    -Как мы работали на уроке?
    - Молодцы! Спасибо за урок!
    XI.Д/з: Читать сказку по ролям.
    По выбору:
    . подобрать бытовые сказки,
    . нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа,
    . вспомнить и оформить признаки сказок на листе в тетради.

    Использованная литература
    1. Диск для преподавателей начальной школы.Система Л.В.Занкова. «Поурочные планы. Литературное чтение. 1-2 классы» Издательство «Учитель»
    2. Материалы сайта «Прошколу.ру»