Восточные славяне в древней руси кратко. Восточнославянские племена

Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы

2-издание, дополненное.

Московский государственный университет им. М.И.Ломоносова,

Исторический факультет.

Редакционная коллегия:

Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А.

Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. 2-е издание:

Настоящее пособие предназначено для абитуриентов и старшеклассников.

Книга составлена преподавателями исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с учетом требований, предъявляемых на вступительных экзаменах в вузы по истории России.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие написано специалистами по различным периодам отечественной истории - преподавателями и аспирантами исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Пособие составлено в соответствии с современными требованиями к вступительному экзамену по истории Отечества. В книгу включены основные факты, знание которых необходимо для абитуриента. Оценка событий приводится на основе идей, разделяемых большинством ученых. В пособии учтены изменения, произошедшие в последние годы в подходе к российской истории. В то же время авторы стремились держаться максимально сбалансированных точек зрения на важнейшие события и процессы.

Пособие снабжено вспомогательными материалами, облегчающими работу абитуриента. Это хронологические и династические таблицы, списки руководителей Советского государства, схемы устройства государственных органов России и другие. В тексте выделены основные понятия и даты.

Помимо помощи абитуриенту настоящая книга может послужить ключом к более глубокому изучению истории.

В пособии кратко характеризуются наиболее важные исторические источники, знакомство с которыми позволяет, проникнуть в творческую лабораторию историка, узнать, на основании каких данных реконструируются различные эпизоды, насколько обоснованно ученые могут судить об исторических событиях и процессах.

В ряде случаев приводятся замечания историографического плана, излагаются различные мнения, существующие в науке по наиболее спорным вопросам отечественного прошлого.

Желаем вам успеха.

Авторский коллектив: Зуйков В.В. (темы I, II, V), Арапов Д.Ю. (темы III, IV), Орлов А.С. (тема VI), Моряков В.И. (темы VII-X), Левандовский А.А. (темы XI, XIX, XX), Сидоркина М.А. (тема XII), Полунов А.Ю. (темы XIII-XVIII), Щетинов Ю.А. (темы XXI-XXIII), Терещенко Ю.Я. (темы XXIV-XXXI).

Обзоры источников по истории России до 1917 г. составлены Шестовой Т.Л., с 1917 г. - Дебихиным КН.

Издатели выражают глубокую признательность за помощь в работе над этой книгой Ивану Дмитриевичу Ковальченко.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

ИСТОЧНИКИ

Число письменных источников, содержащих сведения о древнейшем периоде истории славян, невелико. В основном это древнегреческие, латинские, древнееврейские, византийские, арабские сочинения.

Самым ранним источником является составленное отцом истории Геродотом (V в. до н.э.) описание Скифии и населяющих ее племен, среди которых, как считает ряд исследователей, были и предки славян. Отдельные сведения о географии и истории Восточной Европы приводятся в сочинениях Страбона (I в. до н.э. - I в.), Плиния Старшего (I в.) и других античных авторов.

Ценные сведения об общественном строе, нравах, обычаях, военном искусстве славян содержатся в трудах крупнейшего византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.).

Наиболее важными источниками русского происхождения являются летописи. Летописание велось при княжеских дворах, в монастырях, при епископских кафедрах. Политическая ориентация, характер и интересы летописца накладывали значительный отпечаток на отбор и интерпретацию фактов. Однако погодная форма записей позволила заключить в летописях богатейшую событийную информацию.

Самой известной древнерусской летописью является "Повесть временных лет", составленная, как полагают, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII в.

При создании "Повести" было использовано большое количество самого разнообразного материала: древние песни, предания, библейские рассказы, византийские хроники, воспоминания очевидцев тех или иных событий, древнейшие договоры киевских князей с Византией.

Важнейшим источником по истории древнерусского права является "Русская правда", составленная при Ярославе Мудром и его сыновьях в XI в.

Ценные сведения содержатся в литературных произведениях (житиях святых, поучениях, сказаниях, рассказах о путешествиях). Интересным памятником этических представлений конца XI - начала XII в. является "Поучение Владимира Мономаха".

Огромную роль в изучении древнейшего периода нашей истории играют данные археологии, этнографии, лингвистики. Важным источником эпохи Древней Руси является былинный эпос. Представить себе повседневную жизнь людей, их быт позволяют надписи на вещах, на стенах храмов (граффити) .

Особенно ценным источником являются берестяные грамоты. Основная масса их обнаружена археологами в Новгороде. Берестяные грамоты найдены также в Смоленске, Старой Руси и других городах. Среди грамот встречаются и тайные письма, и хозяйственная документация, и завещания, и даже упражнения в письме юных горожан.

Только тщательный комплексный анализ данных различных дисциплин позволяет ученым наиболее полно реконструировать далекое прошлое.

Тема I. Восточные славяне в древности

I. Происхождение восточных славян

Праславяне

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной

Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, По Днестру, Пруту,нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра, - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения

термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге - печенеги и хазары, на востоке - волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).

Табейкина Елена Константиновна – кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье речь идет о том, что выделение древних славян из индоевропейского единства произошло во II – I тыс. до н.э. Общее самоназвание славяне (в древности «словене») обозначает словесные, говорящие в противоположность другим племенам, говорящим на непонятных языках (немые, немцы).

Ключевые слова: Славяне, язычество, племенной союз, холопы, смерды

Славяне принадлежат к числу индоевропейцев (ариев). Эти народы с родственными языками (индоевропейская языковая семья) населяют значительную часть Евразийского материка. Индоевропейцами (ариями), помимо славян, являются: германцы, кельты, романцы, греки, иранцы, индусы.

Языковеды установили, что разделение индоевропейского языка на отдельные ветви (индоиранскую, славянскую, германскую) произошло в начале III тыс. до н.э.

Успешность дальних походов древних индоевропейцев связывают с особенностями их военной техники, в частности, им принадлежит честь изобретения боевой колесницы. Вопрос о том, откуда пришли Европейцы, остаётся открытым. По наиболее убедительным версиям, корни их уходят в Малую Азию VII тыс. до н.э., Северную Месопотамию, Западную Сирию, Армянское нагорье. Есть предположение, что родина ариев – Челябинская область (рассказать про Аркаим).

Выделение древних славян из индоевропейского единства произошло во II – I тыс. до н.э. Общее самоназвание славяне (в древности «словене») обозначает словесные, говорящие в противоположность другим племенам, говорящим на непонятных языках (немые, немцы).

В VI в. н.э. славяне уже неоднократно упоминаются в иностранных источниках. Эпоха Великого переселения народов, положившая конец Римской империи, сдвинула с мест славянские племена, подвергшихся нашествиям германцев и степных кочевников гуннов. Славяне, подталкиваемые к тому же и увеличением своей численности, были вынуждены искать новые места для жизни. В ту пору они продвинулись на территорию Балканского полуострова.

В VIII-IX вв. славяне делятся три большие группы:

Южные славяне (предки болгар, македонцев, серборхорватский народ (который разделился по религиозному признаку на православных сербов, католиков-хорватов и мусльман-босняков);

Западные славяне (предки поляков, чехов, словаков);

Восточные славяне (предки русских, украинцев, белорусов).

Расселение Восточных славян

Славянские племена расселились на юге Восточно-Европейской равнины – в то время они занимали большую часть территории Украины, многие белорусские и южно-русские земли. Другой очаг славянского расселения возник в начале V в. далеко на севере, в Северной Белоруссии и на Псковщине, постепенно славяне заселили обширные земли будущей Северной Руси – от Чудского озера и Финского залива на западе до Белого озера и верховий Клязьмы на Востоке. Заняли они также Верхнее Поднепровье, где позже был основан город Смоленск и Волго-окское междуречье – окрестности будущей Москвы.

Таким образом, сложилась сплошная территория, заселённая восточными славянами и простиравшаяся от Балтийского до Чёрного моря. Объединившая восточных славян Русь оказалась позднее самым крупным государством Европы.

Древние славяне обитали в небольших поселениях, в не слишком вместительных домах из глины или дерева. На юге преобладали помазанные глиной полуземлянки (хаты), на севере – просторные по тогдашним меркам наземные срубы (избы). Дом нередко служил местом жительства для весьма большой семьи, однако большую часть времени обитатели проводили вне его стен – за сельской работой.

Основным занятием славян было земледелие и скотоводство, при этом земледелие явно преобладало. Немалую роль играло бортничество, а также охота и рыбная ловля.

Древние славяне были язычниками. Термин «язычество» появился уже в христианскую эпоху, когда истинная, Богом данная религия противопоставлялась верованиям многочисленных народов (по-славянски «языков»).

Другой резкий термин обозначения славянских народов – «поганые», на самом деле происходит от греческого слова с таким же значением «народы». Как и другие язычники, славяне обожествляли силы природы – землю, небо, солнце, луну, ветер, гром.

Боги древних славян:

Перун – бог грозы – он был по преимуществу богом воинов.

Велес (Волос) – бог животного мира (СКОТИЙ бог), богатства, загробной страны (противник Перуна), это был бог простых общинников.

Мокошь – богиня-мать, воплощавшая землю.

Даждьбог – бог солнца, считавшийся предком славян и их князей.

Стрибог – бог ветра.

Ещё больше известно о низших духах, которыми древние славяне населили весь окружающий мир. И века спустя представления о них сохранились в виде народных суеверий (домовые, лешие, водяные и т.д.).

Славяне почитали своих богов и духов обильными жертвами – растительными, животными и даже человеческими. Богам стали воздвигать большие святилища с каменными и деревянными статуями (кумирами, болванами), которых христианские авторы называют по-гречески «идолами».

Славяне жили общинами, иначе именовавшиеся «миром». Мир делился на меньшие подразделения, тоже роды, представлявшие собой большие семьи, возводящие своё происхождение к общему предку. В большую семью входили, как правило, представители 3-4 поколений, жившие иногда в одном доме, а часто – в группе близлежащих домой. Общины объединялись в племена, названия их либо образовывались от места жительства (поляне, древляне), либо представляли собой «Отчества» (кривичи, вятичи) чаще всего от личных имён.

Крупнейшей политической единицей было объединение племён – племенной союз, он состоял из нескольких племён, объединившихся для совместного ведения войн.

В славянском племени основную массу населения составляли свободные общинники – люди. Являясь основой племенного ополчения, они участвовали в управлении через народное собрание – вече. На вече заседали только мужчины – главы больших семей. Функции веча:

  • являлось высшей судебной властью;
  • решало вопросы войны и мира;
  • утверждало международные договоры;
  • выбирало племенных вождей и иных предводителей;
  • разрешало земельные сопоры и распоряжалось племенными угодьями.

Немалую роль в управлении племенем играли и служители славянской языческой религии – жрецы, волхвы. Их власть над душами соплеменников приобретала весьма конкретное наполнение – с учётом, например, того, что жрец мог обречь любого человека на смерть при жертвоприношении.

Во главе племени стоял князь, пользовавшийся властью верховного жреца. Наряду с вождём в славянском племени имелся и военный предводитель, называвшейся воеводой, то есть вождём воинов (воев).

Он возглавлял племенную дружину, сначала ещё непостоянную, собиравшуюся для конкретных походов. Постепенно дружина становится постоянной и княжеской, а князь превращается в главу племени как в военных, так и в гражданских делах.

Постепенно княжеская власть становится наследственной, из числа «малых» князей выделяются со временем великие князья – главы племенных союзов. Со временем на Руси появляются категории зависимого населения.

Рабство у славян существовало издревле. Выделялись рабы-пленники (челядь) и рабы из соплеменников (за долги, за преступления) – холопы.

Рабство носило патриархальный характер, то есть не было ни пожизненным, ни наследственным. По свидетельству византийских писателей, славяне по истечении определённого срока предлагали своим пленникам либо вернуться на родину за выкуп, либо остаться у них младшим членом рода. Многие делали последний выбор и навсегда оставались верны новым соплеменникам даже в войнах с прежними родичами.

В IX-X вв. в обществе возрастает роль другой категории неполноправного населения – смердов. Смерды – это представители покорённых племён и народов, сохранявшие не только личную свободу, но и возможность пользоваться своими землями. Смерды обязаны были победившему племени платить особые повинности – уплата дани и обязательство поставлять войска в случае войны.

Список литературы

1. В.О. Ключевский «Краткое пособие по русской истории»: М. «Рассвет»,1992г.

2. Б.А.Рыбаков «Мир истории: начальные века русской истории»: М. «Молодая гвардия», 1987г.

3. А.А. Преображенский, Б.А.Рыбаков «История Отечества»: М. «Просвещение», 1997г.

4. Е. Шмурло «История России (IX – XXвв.)»: М. «Аграф», 1997г.

    Проблема славянского этногенеза

    Расселение восточных славян

    Расположение племенных союзов

    Соседи восточных славян

    Занятия славян

    Языческие верования

    Основные славянские боги

    Общественный строй. Родовая и соседская общины

    Военная демократия

Проблема славянского этногенеза. Вопрос о времени появления славян в Ев­ропе является дискуссионным. Учёные-лингвисты считают, что 2–1,5 тыс. лет до н.э. праславянский язык выделился из индоевропейского . В индо­европейскую группу народов входят также англичане, германцы, скифы, балты, французы, греки, иранцы, армяне и др. Прародина индоевропейской общности находится в Малой Азии (современная Турция). Оттуда предки современных европейцев, в том числе и славян, переселились в Европу в III-II тыс. до н. э.

Расселение восточных славян. Существуют две точки зрения:

1. Восточные славяне – коренное (автохтонное ) население Вос­точной Европы. Они происходят от созда­телей зарубин é цкой и черняховской археологических культур. Черняховская культура была разрушена в ходе Вели­кого пересе­ления народов III–VII вв., когда из Центральной Азии на запад мигрировали кочевые племена готов, гуннов.

2. Прародина славян – междуречье р. Вислы и Одры. Во II тыс. до н.э. праславяне заселили берега р. Вислы. Затем они двинулись на Днестр, Днепр, Оку, Верхнюю Волгу. Эта точка зрения наиболее верна.

Современные ветви славянства – восточная, западная и южная – возникли в VI–VII вв. Готский учёный VI в. Иордан подразделял славян на три группы – венедов, антов и склавинов . Иордан писал, что венеды – «многочисленное племя», проживав­шее «от истоков Вистулы (античное название р. Вислы)... они называ­ются склавинами и антами».

Археологи выделили 3 ареала расселения протославян (праславян ):

Польша и р. При­пять – склавины ;

Р. Днестр и р. Днепр – анты ;

Поморье и низовья р. Вислы – венеды .

К IX в. восточные славяне занимали территорию от Онежского и Ла­дожского озёр на севере до устьев рек Прут, Днестр на юге, от Карпат на западе до р. Ока и Волга на востоке. Здесь были рассе­лены полтора десятка племенных союзов . Летописец Не­стор называет их племенными княжениями . Племенные союзы образовы­вались путём объединения мелких племён вокруг силь­ного пле­мени. Племена состояли из родов.

Расположение племенных союзов :

-поляне – среднее течение р. Днепр (центр – Киев);

-древ­ляне (от слова «дерево») и дреговичи (от слова «дрягва» – болото) по р. Припять (центр – г. Искоростень);

-радимичи – верховья р. Днепр и р. Десна;

-северяне – по р. Десна, Сула, Сейм (центр – г. Чернигов и г. Новгород-Северский);

-волыняне, дулебы, бужане – р. Западный Буг;

-кривичи – верховья р. Западная Двина, Днепра (центр – г. Смоленск);

-полочане – в среднем течении р. Западная Двина и по её притоку – р. Полота (центр – г. Полоцк);

-иль­менские словене – на оз. Ильмень и р. Волхов (центр – Новгород);

-вятичи – по р. Ока, Москва;

-уличи – в меж­дуречье р. Юж­ный Буг и р. Днестр, на Чёрном море;

-тиверцы – между р. Днестр и р. Прут, устье Дуная;

-белые хорваты – в Карпа­тских горах.

Вначале историки не доверяли схеме расселения племён Нестора, но археологи подтвердили её по женским украшениям – височным кольцам . Их разновидно­сти совпадают с ареалом расселения племён.

Существует ряд точек зрения на происхождение термина «Русь»:

1. Русь – племена, населявшие берега р. Рось и Россавы у Киева.

2. Русь – на древнескандинавском языке – гребцы, дружина Рюрика.

3. Русь – от древнеславянского го­рода Рýса (Старая Русса).

4. Русь – от готского слова росоман – русый, светлый человек.

Соседи восточных славян:

На северо-западе соседями славян являлись скандинавы – варяги (викинги , или норманны – «северные люди») – предки современных шведов, датчан и норвежцев. Отважные мореходы и воины, они бороздили на ладьях-драккарах («драконьих» кораблях) моря Европы, наводя ужас на её жителей. Скудость природных ресурсов заставлял мужчин отправляться в грабительские походы. Слово «викинг» (от vik – «бухта») означало участника таких походов, определяя не национальную принадлежность, а профессию.

Вдоль Балтики находились балтий­ские племена (ливы, эсты, жмудь, аукшайты, ятвяги );

На севере и северо-востоке: фи́нно-у́гры (весь, чудь, сумь, емь, корела, меря, муром á, мещера );

На юге: полукочевые народы (печенеги, хазары ) и скифы .

В IV в. на территорию славян вторглись германские племена готов во главе с вождём Германарихом. Они потерпели поражение, но преемник Германариха Амал Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старей­шин во главе с Бусом (Бо жем ) и распял их. В славянском языке остались готские слова «хлеб», «плуг», «меч», «шлем».

В IV–V вв. в ходе Вели­кого пе­реселения народов из Азии в Европу через славянские земли прошли тюркские племена гуннов .

В VI в. славяне воевали с тюркским кочевым Аварским каганатом . Авары во время переговоров вероломно убили славянского посла Мезамира. Авары под­чинили прикарпатских славян дулебов . ПВЛ сообщает о жесто­кости аваров. «Обры», как называет их летописец, впрягали в те­леги славянских женщин и заставляли себя возить, были они «телом ве­лики и умом горды», но «исчезли бесследно». Аварский каганат в VII в. был уничтожен Византией.

В VI в. в Причерноморье возникло тюркское Болгарское царство . Часть болгар во главе с ханом Аспарухом откоче­вали на Дунай, где ославянились. Другие осели на средней Волге и Каме, создав Волжскую Болгарию (Булгарию) с центром в г. Бýлгар.

К VII в. на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье и При­чер­номорье возник Хазарский каганат . Хазары заимст­вовали у еврейского населения Крыма иу­даизм и устано­вили господство над восточными славянами, кото­рые платили им дань до IX–X вв.

С VI в. славяне совершают походы на Византию – наследницу древней Римской империи, жители которой называли себя «ромеями». Из ви­зан­тийских ис­точников известно о славянах и антах, которые, по словам Маврикия Стратега , автора сочинения VI в. «Стратегикон », «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе»; «их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчине­нию». Росы – «скифский народ, жестокий и варварский», «дикий и грубый». Византийский автор VI в. Прокопий Кесарийский писал, что «славянские племена не управляются одним человеком, но живут в народоправстве (демокра­тии), и поэтому у них счастье и несча­стье в жизни считается делом об­щим, жизнь и узаконения были одинаковы». Женщины наравне с мужчинами принимали участие в военных походах и битвах. Известно, что в 830-х годах в Константинополе при дворе императора Феофила появилось первое посольство русов.

Путешественники из Арабского халифата, следуя заветам пророка Мухаммеда «ищите науку хотя бы в Китае», совершали дальние научные экспедиции. В описаниях арабов VIII–IX вв. упо­минаются три протогосударства объединения пле­менных союзов русов – Куяба , или Куявия (со столицей в Киеве), Слаба, или Славия (с центром в Новго­роде) и Артаб (Арсаб), или Арта­ния . Местопо­ло­жение Артании неизвестно, возможно, Рязань, Ростов Великий или Белоозеро.

Занятия славян – земледелие, скотоводство, охота, ры­боловство и др.

Земледелие основное за­нятие. Археологи находят зёрна ржи, пшеницы, льна, орудия земле­делия – мотыги, серпы, косы, металлические наконечники сох. Рожь у славян называлась «жито » («жизнь»). В южной лесо­степной полосе господствовала з á лежная сис­тема земледе­лия, или перелог – после снятия несколь­ких урожаев землю не засевали для вос­становления плодо­родия. В се­верных лесных рай­онах существо­вала подсечная (подсечно-огневая ) система земледелия, или подсека : деревья ру­били и сжигали, расчищая участок земли («лядину »).

Скотоводство . Славяне выращивали крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Скот высоко ценился. В древнерус­ском языке слово «скот» озна­чало также деньги.

Б ó ртниче­ство борть » – улей-колода) – сбор мёда диких пчёл.

Торговля. Меха, мёд, воск, моржовую кость, а также рабов славяне обмени­вали на ткани, драгоценности, вина, оружие. Ос­новным являлся водно-сухо­путный путь «из Варяг в Греки» . Его маршрут: Балтийское (Варяжское) море, р. Нева, Ладожское озеро, р. Западная Двина, Вóлхов, Ильмень-озеро, р. Ловать, далее суда вóлоком перемещались в р. Днепр (Борисфен) и по Чёрному морю достигали Византии. По р. Волге (Итиль) пролегал Волжский торго­вый путь в страны Востока – Хазарию, Волжскую Булгарию, Персию, Хорезм.

Языческие верования. Религия славян – язычество (от старославян. «языци » – народы-иноземцы, не принявшие христианства) религия, основанная на поклонении многим богам, олицетворяющим силы и явления природы, идолопоклонство . Формы верований:

-фетишизм поклонение предметам и явлениям (камням, деревьям );

-анимизм – вера в духов, культ предков . Славяне верили, что духи – души предков, роди­чей , живут рядом. Дух (демон) оказывает положи­тельное или отрицательное влияние. Существовала вера в рожаниц – богинь плодородия. В воде жили водяные и бере­гини , в лесу – леший (лесовик), в полях – полевики , в жилище – домовой , в бане – банник ;

-тотемизм вера в происхождение человече­ского рода от животных . Славяне поклонялись кабанам-вепрям, медведям, лосям и т.д. Разновидностью культа предков в облике животных является оборотни­чество . Так, в былинах бога­тырь Вольга оборачивается соколом, девушка-невеста превращается в лебедя, утку, лягушку;

-политеизм вера во многих богов .

Основные славянские боги:

- Перун – бог молнии и грома, покровитель князя и дружины;

- Свар ó г – бог неба и небесного огня, покровитель ремесленников;

-Сварожичи – сыновья Сварога;

- Род – божество Вселенной и плодородия;

- Ярило – бог весеннего плодородия, у ряда племён – бог Солнца;

- Хорс , или Даждь-бог – бог Солнца и света, солнечный конь;

- Купала бог лета;

- Стр и́ бог – божество ветра и бурь;

- Вел é с – бог скота, покровитель пастухов и богатства;

-М ó кошь (Ма­кошь) супруга Перуна, богиня плодородия, покрови­тельница жен­ского рукоделия и девичьей судьбы;

- Семаргл – единственный зоо­морфный славянский бог, крылатый пёс, воплоще­ние священного числа семь (иранского происхождения).

Языческие праздники были связаны с сельскохозяйственным циклом.

Археологами найдены языческие идолы, святилища – к á пища и места захоронений – тр é бища . Обряды совершали жрецы – волхвы́ . Спо­собы захороне­ния – помещение трупа в почву (ингумация ) и трупосожжение (кремация ). В по­гребальный костёр клали оружие, сосуды с пищей. Существовали человеческие жертвоприношения. Многочисленные останки людей, как взрослых, так и детей, принесённых в жертву, найдены в языческих святилищах в Прикарпатье. Византийский автор IX в. Лев Диакон описал языческие обряды росов (называя их скифами) во время осады г. Доростола князем Святославом. «Когда наступила ночь... скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная)».

Общественный строй. Родовая и соседская (территориальная) общины. В VI–IX вв. у восточных сла­вян шёл процесс разложения первобытнообщинного строя, формирование го­судар­ства, развитие феодальных отношений. Низкий уровень земледелия требовал больших затрат физиче­ского труда. Основной хозяйственной единицей была родовая община (вервь) коллектив людей, связанных кровным род­ством и единством хозяй­ства . В родовой общине все её члены родственники – члены одного рода. Они совме­стно вели хозяйство, обрабатывали землю общими ору­диями труда, урожай потребляли также совместно.

Совершенствование производительных сил (развитие зем­леделия, ското­водства, железных орудий труда) создавало излишки уро­жая. Родовая община распалась на семьи , на смену ей пришла соседская ( территори­альная ) об­щина поселение людей, состоявшее из семей, живущих по соседству на определённой территории, не связанных родственными узами, коллективно обрабатывающих землю . В сосед­ской общине основой стало не кровное родство, а близость проживания. Основ­ной хозяйственной единицей являлась семья . Сохра­нялась общинная собственность на леса, сенокос­ы, па­стбища, водоёмы. Пашня делилась между семьями на наделы. Собст­венно­стью семьи являлся собранный ею уро­жай, орудия труда, жилище, скот. Возникло имущест­венное неравенство.

Военная демократия ó ждество) форма племенной организации в эпоху разложе­ния первобытнообщинного строя в VI–VIII вв .; переходный этап в развитии общества, в течение которого выделяется военная знать (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках материальные ценности и политическую власть. Высшим органом управле­ния продолжало оставаться вече – верховный орган племенного самоуправления и суда. Но в условиях многочисленных войн возрастала роль воена­чальника – князя. Князь вначале вы­бирался на вече. Затем роль вече падает, и власть князя становится на­следственной. Князь опирался на дружину , которая могла принудить народ к повиновению.

Данный видеоурок посвящен теме «Происхождение славян. Восточные славяне в древности». В ходе урока учитель знакомит с культурой наших предков, их занятиями, рассказывает о расселении на территории страны. В канву урока вплетается понятие «этногенеза», обозначается основная проблематика вопроса о происхождении славян. Учитель расскажет о том, откуда пришли славяне, кем были их предки, познакомит с некоторыми научными теориями.

Тема: Древняя Русь

Урок: Происхождение славян. Восточные славяне в древности

На данном уроке мы поговорим об этногенезе славян и выясним основные версии их происхождения. Какими источниками мы располагаем сейчас и каковы перспективы дальнейших исследований в области ранней истории славянства.

1. Классификация источников

При изучении проблемы этногенеза славян первостепенное значение имеют несколько основных вида источников: 1) письменные, 2) археологические, 3) лингвистические и 4) антропологические.

2. Первые упоминания о славянах в письменных источниках

Первые достоверные сведения о славянах, известных нам под именем склавенов, относятся только к V I веку н. э . Именно тогда в трактатах Прокопия Кесарийского, Маврикия Стратега, Иордана и других византийских и европейских хронистов впервые встречается этот термин. Однако в этот период славяне были самым большим народом Европы и заселяли огромную территорию от верховьев Волги и Дона до берегов Одера и Дуная. Значит, они расселились в Европе значительно раньше знаменитого гуннского нашествия 375 года н. э.

Рис. 1. Прокопий Кесарийский ()

3. Когда возник славянский этнос

На сей счет существует несколько различных точек зрения: И. Русанова утверждала, что славянский этнос зародился в IV веке н. э. (пшеворская археологическая культура); В. Седов относил зарождение славянского этноса к V-II векам до н. э. (лужицкая археологическая культура); П. Третьяков полагал, что славяне как самобытный этнос зародился в III до н. э. (зарубинецкая археологическая культура); А. Кузьмин и Б. Рыбаков считали, что истоки славянского этногенеза следует искать в тшинецкой археологической культуре XIV-II веков до н. э. и т. д.


Рис. 2. Бой славян со скифами ()

4. Где была прародина славян

Большинство историков считают славян автохтонами Восточной Европы. Но многие из них по-разному определяли историческую прародину славян. И. Русанова была сторонницей Висло-Одерской теории; П. Шафарик исповедовал Карпатскую теорию; Л. Нидерле искал прародину славян в междуречье Вислы и Днепра; А. Кузьмин отстаивал Дунайскую теорию; В. Седов — Южно-Балтийскую и т. д.

5. Распад единого славянского этноса

На рубеже VII-VIII веках славянский суперэтнос распался на три большие группы:

1) южные славяне (современные болгары, словенцы, сербы, черногорцы и хорваты);

2) западные славяне (современные чехи, словаки, поляки и лужичане);

3) восточные славяне (современные русские, малороссы (украинцы) и белорусы).

6. Общественный строй и религиозные верования восточных славян

До начала VII века восточные славяне жили родоплеменным строем . Затем на смену ему приходит период «военной демократии» , когда в рамках нескольких родственных племен происходит выделение военной верхушки (дружины) во главе с князем и появляется родоплеменная знать — воеводы и старейшины («земские бояре»), которые начинают управлять территорией племенного союза-княжения. Именно такие племенные союзы (суперсоюзы), где сложились самостоятельные княжения, были упомянуты в «Повести временных лет»: поляне, северяне, древляне, тиверцы, уличане, кривичи, полочане, радимичи, дреговичи, вятичи, ильменьские словене и т. д.

Рис. 3. Верования славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы и умерших предков (пращуров). В своем развитии язычество славян прошло четыре этапа:

1) фетишизм;

2) тотемизм;

3) полидемонизм ;

4) политеизм .

На завершающем этапе этого развития у каждого племенного союза был свой пантеон богов, но наиболее почитаемыми божествами восточных славян были Род, Хорос, Перун, Велес, Мокошь и Стрибог.

7. Хозяйственный строй восточных славян

Основой хозяйственной жизни восточных славян являлось подсечно-огневое земледелие. По природно-климатическим условиям их территория делилась на две зоны: лесостепную (на юге) и лесную (на севере). В лесостепи господствующей формой земледелия был перелог, или залеж, и здесь пахали плугом. В лесной зоне господствовала подсечно-огневая система земледелия, и в качестве основных орудий труда использовали соху или рало.

Основными полевыми культурами восточных славян были пшеница, ячмень, гречиха и просо; среди огородных культур — репа, капуста, свекла и морковь. Помимо земледелия у восточных славян было развито скотоводство (разводили свиней, лошадей, крупный и мелкий рогатый скот), и значительную роль играли речные и лесные промыслы, в частности бортничество, рыболовство и охота на крупного и пушного зверя.

Рис. 4. Славяне на Днепре (Рерих) ()

По мнению большинства историков, эпоха «военной демократии» стала временем второго общественного разделения труда, т. е. отделения ремесла от других видов хозяйственной деятельности, в первую очередь сельского хозяйства. Основываясь на многочисленных археологических источниках, мы можем вполне определенно утверждать, что наибольшее развитие у восточных славян получило кузнечное, литейное, гончарное и ювелирное ремесло.

1. Алексеева Т. И. Этногенез восточных славян по антропологическим данным. М., 1973

2. Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. М., 2002

3. Горский А. А. Русь от славянского расселения до Московского царства. М., 2004

4. Кобычев В. П. В поисках прародины славян. М., 1973

5. Кузьмин А. Г. Начало Руси. М., 2003

6. Перевезенцев С. В. Смысл русской истории. М., 2004

7. Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М.,1979

8. Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982

9. Трубачев О. Н. Этногенез и культура древних славян. М., 1991

2. Теории происхождения славян ().

История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс Киселев Александр Федотович

§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Занятия. Большинство восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Охота, рыбная ловля и другие промыслы играли важную, но второстепенную роль.

Лесостепи Среднего Приднепровья – это область развития древнейшего земледелия. Здесь рано при обработке почвы взамен мотыги стали применять плуг. Древнейший плуг с железным наконечником назывался «рало» (от слова «орать» – пахать).

На севере славяне отвоёвывали у леса участки земли для посевов, применяя подсечную, или огневую, систему земледелия. Вначале подрубали деревья и давали им высохнуть, затем сжигали их. Зёрна клали в оставшуюся после сожжения деревьев и кустарника рыхлую золу, которая служила удобрением. Примитивной бороной, сделанной из ствола ели с полуобрубленными ветками, рыхлили почву.

В VIII – X веках подсечное земледелие уходило в прошлое. На смену ему пришла переложная система (перелог). Поля делили на два участка, один вспахивали и засевали, второй – «отдыхал» 2 – 3 года. После этого засевали участок, который «отдыхал», оставляя нетронутым тот, что прежде давал урожай. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, овёс, лён, гречиху, коноплю.

Изменился характер охоты славян. Её целью являлось уже не получение пищи, а добыча пушнины. Собольи, беличьи, заячьи и шкурки других животных пользовались большим спросом на внешних рынках, и торговля ими приносила хороший доход. Для вождя и его приближённых охота стала развлечением. Они охотились с ловчими птицами (соколами и ястребами), которых добывали с помощью «перевесов», т. е. больших сетей, натянутых высоко над землёй в местах птичьих перелётов.

Рало (плуг), двузубая соха

Жизнь восточных славян. Художник С. Иванов

Славяне занимались рыбной ловлей, используя невод или острогу . Другим важным занятием было бортничество (от слова «борть» – дупло дерева) – добыча мёда диких пчёл. Мёдом и воском, как и мехами, бойко торговали.

Ремёсла. К важнейшим и древнейшим ремёслам восточных славян относились плотницкое, кузнечное и гончарное дело.

Сырьём для выплавки железа была болотная руда, в избытке имевшаяся в лесах Восточной Европы. Железо «варили» в специальных печах. В верхнее отверстие глиняной печи засыпали древесный уголь и руду. В печи разжигали огонь. Затем через нижние отверстия (сопла) нагнетали мехами воздух, чтобы достичь в печи нужной для выплавки железа температуры. Эта работа была чрезвычайно трудоёмкой. Варка руды давала крицу – мягкую и пористую железную массу, которую затем проковывали молотами на наковальне. Слово «кузнец» произошло от слова «кузнь» (металлическое изделие).

Печь для варки железа

Примитивные сосуды из глины после изобретения гончарного круга стали более разнообразными. Гончары делали в основном горшки для варки пищи в печах, хранения молока, зерновых культур, воды и пр.

В славянских семьях изготовляли всё необходимое для собственного потребления: обувь, одежду, утварь, посуду, обрабатывали кожу и меха. Из льна и конопли ткали ткани. Пряжу пряли на веретене.

Поселения, жилища и одежда славян. Переход к пашенному земледелию, развитие ремесла и торговли повлекли за собой разложение родовой общины как объединения людей, связанных общими интересами. Появилась сельская (соседская) община.

Славянская посуда

В лесной полосе сельскую общину называли «погостом», или «миром», в южных районах – «вервью». Сельская община объединяла не родственников, а семьи соседей, занимавшихся земледелием.

Южные племена славян жили в землянках и полуземлянках. Полуземлянки углублялись в землю, над которой возвышалась часть стены.

Внутреннее помещение землянки полностью находилось под землёй. Крупные поселения состояли из 20 – 30 полуземлянок и нередко связывались между собой крытыми переходами. Славяне заботились и об оборонительных сооружениях, огораживая свои селения стенами, валами и рвами. Такие поселения появились в VIII – IX веках.

На севере строили деревянные срубы – избы с дощатым полом и большой печью. Топили по-чёрному – печь не имела дымохода. Через отверстие в её верхнем своде дым шёл в избу и выходил наружу через окна и дверь.

Изба обогревалась, и одновременно уничтожались различные насекомые. Окна были небольшими, «волоковыми»: в двух смежных брёвнах прорубалось узкое продолговатое отверстие, при необходимости его задвигали («заволакивали») доской. Для освещения избы использовали лучину (тонко наколотые деревянные палочки).

Жилище славян

Славянский посёлок

Крестьяне и горожане, мужчины и женщины, богатые и бедные одевались в рубахи или сорочки. Женская одежда была длинной. Мужская одежда представляла собой холщовую рубашку-косоворотку с металлическими, костяными или деревянными пуговицами, её подпоясывали узким ремнём. Поверх рубахи весной и осенью надевали грубошёрстную тёплую одежду, в зимнее время обычно – овчинную шубу. Мужчины заправляли штаны в сапоги, предварительно обмотав ноги онучами .

Женщины носили украшения: серебряные или бронзовые височные кольца, бусы, браслеты.

Серебряное ожерелье

Язычество. Слово «язычество» славянского происхождения («язык» – народ). Так назывались древние, до принятия христианства, верования восточных славян.

В представлении наших далёких предков-язычников мир состоял из четырёх частей – земли, неба со светилами (звёздами), воды?, омывающей землю, и подземного мира. Славяне почитали богиню плодородия («матерь урожая») Макошь. Солнце олицетворял бог Хорс – символ добра и света, изгоняющий тьму. Другое имя бога солнца и небесного огня – Дажбог. Его отца – Сварога – почитали как бога неба и небесного огня. Родоначальником славян считался бог Род. Богом грозы и покровителем воинов был Перун. Велес (Волос) – скотий бог почитался как бог богатства. В древности слово «скот» имело значение «имущество», «деньги».

Наши предки верили в существование души, которая жила в теле человека и покидала его, когда он умирал. Наделяя богов сверхъестественной силой, жрецы, кудесники, волхвы обращались к ним за помощью, задабривая – приносили жертвы и совершали различные обряды.

Они молились и гадали, чтобы узнать волю богов. Жрецы хорошо знали природные приметы и по ним могли предсказать ненастье или хорошую погоду. Это придавало их действиям таинственную силу, вызывавшую уважение простых людей.

Славяне считали, что волхвы и кудесники не только проникли в тайны природы и небесных светил, но могли толковать сны и предсказывать будущее.

Места языческих обрядов назывались капища (от старославянского слова «капь» – изображение, идол). На капищах стояли деревянные или каменные изображения богов. Одни славяне молились богу-громовержцу и приносили ему жертвы, другие почитали реки и их обитателей (русалок), жители лесов поклонялись сказочному получеловеку-полумедведю. На острове Хортица на Днепре у огромного дуба, который считался священным, купцы и воины приносили в жертву кур, оставляли кусочки хлеба и мяса.

Острога вилообразное орудие для ловли рыбы.

Онучи кусок плотной ткани, которую навёртывали на ноги, а затем надевали сапоги или лапти.

Язычество (от слова «язык» – народ ) – идолопоклонство, многобожие. Поклонение идолам как мнимым божествам.

Волхв у древних славян предсказатель будущего, мудрец, колдун.

Вопросы и задания

1. Чем отличалось пашенное земледелие от подсечного?

2. Назовите основные занятия славян.

3. Составьте рассказ о занятиях восточных славян по иллюстрации «Жизнь восточных славян».

4. Сравните жизнь древних германцев и славян, используя знания истории Средних веков.

5. Подготовьте доклад об одном из славянских богов.

Работаем с документом

Византийский писатель VI века Прокопий Кесарийский в своём сочинении «О войне с готами» рассказал о предках восточных славян:

«Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

1. Составьте рассказ о жизни славян.

2. Укажите, в чём, по вашему мнению, были различия в обычаях и нравах гуннов и славян.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ ГЛАВЫ 1

Долгим и полным опасностей был путь человечества от первобытности к цивилизации. Прошли тысячи лет, прежде чем люди научились добывать огонь, создали первые каменные орудия труда и простые жилища, объединились в родовые общины. Пытливый разум помогал им успешно противостоять силам природы и совершенствовать орудия труда. На необъятных просторах нашей Родины проживали многочисленные племена с оригинальными культурами и бытом. Появились религиозные культы и связанные с ними языческие обряды и верования.

И оседлые земледельцы, и степные кочевники объединялись в племенные союзы. Возникали города, в которых развивались ремёсла и торговля, что способствовало налаживанию торговых и культурных связей между отдельными народами. Территориальная соседская община пришла на смену родовой; из общей массы населения выделилась знать. На территории нашей страны появились первые государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 3. Государственность восточных славян

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Обособление славян восточных Изучая начало нашей истории, мы сейчас видели, как выделялись славяне из этнографической массы с неопределёнными племенными обликами, некогда населявшей восточную припонтийскую Европу. В VII в., когда уже было известно собственное родовое

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Напитки восточных славян Выдающийся знаток истории пищевых продуктов, напитков и мировой кулинарии В. В. Похлебкин писал, что на Руси основным сырьем для производства напитков стали естественные продукты лесов: ягодные соки (брусничный, малиновый, клюквенный,

Из книги Краткий курс по русской истории автора Ключевский Василий Осипович

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев изменился во

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Союз восточных славян Для понимания процесса сложения восточнославянской общности раннего средневековья обратимся к карте распространения пражско-корчакской и пражско-пеньковской археологических культур V–VII вв. Памятники названных культур, и в первую очередь

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Прародина славян. Предки славян - племена, говорившие на балтославянских диалектах, - приблизительно в середине II тыс. до и. э. отделились от носителей германских языков и осели в Восточной Европе. Около 500 г. до и. э. из единого

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Быт и занятия восточных славян Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Боги восточных славян Наряду с упоминаемыми уже богами, культ которых был распространен среди всего славянства или большей его части, у отдельных славянских народов были и другие боги, имевшие местное значение и у прочих славян вообще не засвидетельствованные. Такие

Из книги Лучшие историки: Сергей Соловьев, Василий Ключевский. От истоков до монгольского нашествия (сборник) автора Ключевский Василий Осипович

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев

автора Керов Валерий Всеволодович

3. Занятия восточных славян 3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Религия восточных славян 5.1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Крещение Руси автора Духопельников Владимир Михайлович

Языческие верования восточных славян В этих верованиях отразилось первобытное представление людей о том, что в окружающем их мире действуют злые и добрые духи. Эти духи находились в состоянии непрерывной борьбы друг с другом. К злым духам славяне относили упырей –

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Соседи восточных славян По соседству с восточными славянами в IX в. жило несколько инородных племен. На востоке, по Волге, у Каспийского моря жил и хазары, народ турецко-татарского происхождения. Хотя у хазар были уже города (например, Итиль, при устье Волги), но все-таки

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

К рассказу «Соседи Восточных славян» Хазары – до VII в. были жителями Дагестана. Благодаря контактам с тюрками они переняли тюркский язык. В VII в. они подчинили своей власти Прикаспийскую низменность, Нижнее Поволжье, а затем племена Северного Кавказа, Приазовья, Средней