Коммуникативная компетентность мастера производственного обучения. Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя

В связи с переменами, произошедшими в последние годы в жизни нашего общества, перед всеми работниками профессионального образования сейчас встали новые, подчас трудновыполнимые задачи: в условиях социального, психологического, морального расслоения, материального упадка, неполноценного государственного регулирования процессов обучения, отсутствия необходимой учебно-программной документации выполнить государственный заказ – обучение и воспитание грамотного специалиста, способного адаптироваться в этом непростом мире и выдержать конкуренцию на современном рынке труда.
Каким же сегодня должен быть наш выпускник? В первую очередь – это человек конкурентоспособный, готовый к полноценной деятельности и саморазвитию в профессиональной и социальной сферах.
Поэтому одно из основных требований в современном подходе к формированию специалиста - воспитание творческой личности, ориентированной на продуктивную деятельность.
Для достижения этой цели должны приложить все без исключения работники УНПО. Но первоочередная роль в этом процессе отведена мастеру производственного обучения.

(
Лат.: prpfessio - официально указанное занятие, профессия; competentia - согласованность, соразмерность частей целого; competo - совпадать, соответствовать, подходить, согласовываться, быть годным, способным.
Профессиональная компетентность - качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.)

Профессиональная компетенция мастера производственного обучения


Понятия компетентность , компетентностный подход в образовании получили широкое распространение с 1960-1970 гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе. Авторы Толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова объясняют компетентность как осведомленность, авторитетность, компетенция - "круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, круг полномочий".

Целесообразность введения понятия профессиональная компетентность обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, обьединяющей такие понятия как профессионализм , квалификация , профессиональные способности .

В педагогической науке понятие профессиональная компетентность рассматривается как:
совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда;
объем навыков выполнения задачи;
комбинация личностных качеств и свойств;
комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;
единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять культуросообразные виды действий.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы.

Компетенция мастера производственного обучения во многом зависит от наличия психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения, умелого использования эффективных технологий, искусством передачи и трансформации опыта, от эффективной оценки своих сильных и слабых сторон, от способности совершенствовать личностные и профессиональные качества.

При рассмотрении компетенции мастера производственного обучения следует выделить прежде всего ведущий фактор. Это мотивация мастера производственного обучения к профессиональной деятельности: потребность в самоутверждении, в изучении запросов учащихся, отсутствие удовлетворенности результатами своего труда.

Последующие факторы:
деятельность мастера, направленная на развитие мыслительных функций учащихся, их интеллектуальных способностей;
результаты деятельности, полученные мастером при освоении новых технологий, позволяющие приобретать профессиональные умения будущим специалистам.

Трудно переоценить значение эмоционального контакта мастера производственного обучения с учащимися, так как это позволяет создать условия, при которых они не бездействуют на занятиях, а испытывают потребность в углубленном изучении предмета, самостоятельном поиске дополнительной информации, развитии своих творческих способностей, повышении качества знаний, усвоении приемов эффективной учебной деятельности.

Критериями оценки эффективности освоения мастерами производственного обучения новых педагогических технологий могут быть следующие:
соответствие дидактических возможностей целям и задачам обучения;
наличие эмоционального контакта с учащимися, личностно-ориентированный характер обучения и др.

Производственное обучение
как основная форма работы мастера п/о.


Выписка из ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ :
Образовательный процесс подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях начального профобразования включает теоретическое обучение, производственное обучение и производственную практику.
Производственное обучение является основой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. Основная задача производственного обучения - формирование, закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков учащихся по осваиваемой профессии (группе профессий). Основным содержанием производственного обучения является обучение учащихся трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии.

(Эти задачи, в первую очередь решает мастер п/о). Они стояли перед мастером всегда, а сегодня требования ещё более усложняются.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами. Перед современной системой производственного обучения стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:
а) привитие профессиональных навыков;
б) изучение наиболее рациональных рабочих приемов на основе опыта передовых производств;
в) освоение норм выработки, достижение качественных показателей;
г) усвоение правил техники безопасности и промышленной санитарии.

При повышении квалификации рабочих:
а) совершенствование имеющихся навыков;
б) освоение новых, более сложных работ и навыков;
в) освоение новой техники и технологии, изучение передовой организации производства;
г) освоение новых методов и приемов труда и его организации.

Обучение невозможно без знания принципов обучения, т.е. основных положений, на которых базируется успешно организованная теория образования и обучения и успешно организованный учебно-производственный процесс.

Основные принципы обучения

Принципы Осуществляются
Обучение на уровне требований передовой техники производства. Глубоким знанием научных основ производства.
Применение в учебном процессе наиболее современных машин и механизмов, передовых технологических процессов и способов труда.
Обучение на основе производительного труда. Строгим соблюдением программ производственного обучения.
Выполнением производственных общественно-полезных работ в процессе обучения.
Сочетанием обучением в учебных цехах, мастерских, на участках с участием производства.
Наглядность обучения. Проведением экскурсий, показом технологических, трудовых процессов и их элементов, демонстрацией кинофильмов, образцов моделей, макетов, схем, чертежей и т.д.
Постоянным пополнением учебных кабинетов наглядными пособиями и совершенствованием методов их использования.
Систематичность и последовательность в обучении. Строгим соблюдением системы обучения по программе. Постоянным переходом от известного материала к неизвестному, от простых работ к сложным.
Правильным подбором упражнений и учебно-производственных программ и заданий.
Доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых. Продуманной дозировкой учебного материала.
Применение разнообразных методов обучения в соответствии с характером учебного материала и оказанием своевременной помощи обучаемым.
Установлением для обучаемых норм времени в зависимости от периодов обучения.
Прочность усвоения знаний и навыков. Ярким, доходчивым и запоминающимся объяснением и показом.
Систематическим повторением и постепенным усложнением изучаемого материала, подачи его в различных сочетаниях.
Максимальной активностью и самостоятельностью обучаемых в выполнении ими заданий.

Планирование производственного обучения тесно связано с нормированием учебно-производственных работ.
Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения в собственное содержание процесса обучения.

Основными общими дидактическими требованиями учебно-производственных работ являются:
содержание и объем работ должны способствовать закреплению предусмотренных программой производственных знаний, умений и навыков, приучать учащихся применять их в разнообразных условиях производственной деятельности;
работы (изделия), как правило, должны иметь производственную ценность;
учебно-производственные работы должны подбираться с учетом постепенного их усложнения как в пределах одной темы, так и при переходе от одной темы к другой;
трудовые приемы, операции, способы, применяемые при выполнении учебно-производственных работ, должны соответствовать программам производственного обучение по соответствующим профессиям;
учебно-производственные работы должны быть посильными для выполнения их учащимися на соответствующей стадии обучение степени сложности, точности, физическим усилиям и объему необходимых профессиональных знаний;
в качестве учебно–предусмотренных заданий преимущественно выбираются детали, изделия или работы, типичные для осваиваемой профессии, дающие возможность учащимся овладеть передовой техникой, технологией и методами труда.

Правильный подбор учебно-производственных работ обеспечивает освоение учащимися прогрессивных технологических процессов, передовых методов труда, планомерный рост профессионального мастерства, способствует систематическому росту их производительности труда.

Разработка учебно-технической документации.


Учебная инструкционно-технологическая документация играет важную роль в производственном обучении. Необходимо достичь, чтобы учащиеся с первых дней производственной работы в учебной мастерской приучались выполнять производственные задания по учебно-технологической документации.
В состав инструкционно-технологической документации входят инструкционные, инструкционно-технологические, технологические карты; схемы, эскизы; карточки-задания, карты контроля и самоконтроля; учебно-технические и учебно-технологические требования; справочные таблицы.
Инструкционные и инструкционно-технологические карты включают в себя сведения о характере выполняемого задания, требования к нему, инструментах, оборудовании и приспособлениях, трудовых операциях и их последовательности, а также о приемах организации труда, возможных ошибках и способах их устранения.
Располагая инструкционными и инструкционно-технологическими картами, учащиеся могут проводить производственные работы без вмешательства мастера. Кроме того, такие карты приучают учащихся самостоятельно выполнять работу, выбирая способы действий, определенную последовательность работы, необходимые инструменты, приспособления, оборудование.
Схемы показывают операции, которые необходимо проделать для выполнения работы, и их последовательность, что позволяет учащимся самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.
Учебно-технические требования характеризуют требования к материалу, конфигурации, характеру заготовок, размерам, массе.
Учебно-технологические требования отражают точность, качество работы, соответствие нормативам.
Карточки-задания позволяют мастеру определить уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Применение учебно-технологической документации создает объективные возможности для значительной экономии учебного времени, так как почти исключает необходимость проведения общегруппового и бригадного инструктажей и больше времени уделить индивидуальному инструктажу. При этом учащиеся проявляют большую самостоятельность в выполнении задания.
Правильное использование различной учебно-технологической документации на уроках производственного обучения дает положительные результаты.
Большое значение для успешности процесса производственного обучения имеет оценка успеваемости учащихся.
Педагогический эффект оценки во многом зависит от исходных положений, учитываемых при ее определении. Такие исходные данные отражены в единых для всех педагогических работников училищ критериях оценки.

Применительно к оценке производственного обучения учащихся выделены следующие критерии:
- правильность выполнения приемов работы и организации рабочего места;
- соблюдение технических требований и условий;
- выполнение норм времени;
- соблюдение правил техники безопасности;
- степень самостоятельности выполнения задания.

На основе этих критериев разработаны и приведены примерные показатели оценки умений и навыков, учащихся применительно к оценочным баллам – от 5 до 2.
Оценки должны отражать фактическую успеваемость. Как мягкость, так и излишняя строгость при оценке знаний, навыков и умений учащихся наносят делу вред. Справедливая оценка оказывает большое воспитательное воздействие, и мастер обязан, умело ее использовать, побуждая учащихся к сознательному и прочному овладению знаниями, умениями и навыками.
Умение преподносить оценку, это очень важная черта учебно-воспитательной работы. Поэтому мастеру необходимо умело ставить оценки уч-ся, что бы каждая из них, пусть это высокая или низкая оценка побуждала учащегося к улучшению результатов. В этом мастеру поможет таблица критериев оценки которая приведена ниже.

Критерии оценки комплексной работы:

Показатели оценки. Баллы 5 (отл.) 4 (хор.) 3 (уд.) 2 (неуд.)
1. Качество работы (выполнение технических требований). Отличное, в соответствии с установленными техническими условиями. Хорошее, в соответствии с техническими условиями. Удовлетворительное выполнение работы в пределах технических условий, но после исправлений по указанию мастера. Нарушения основных технических условий (брак в работе).
2.Выполнение нормы времени. Выполнение и пере Выполнение установленной нормы. Выполнение установленной нормы. Невыполнение установленной нормы.
3.Организация труда и рабочего места. Правильная организация труда и рабочего места; твердое усвоение и свободное применение рациональных приемов труда при выполнении производственных операций и безошибочное применение их в разнообразных видах работ; полная самостоятельность в планировании и выполнении задания. Самостоятельное планирование и выполнение задания при несущественной помощи мастера, достаточно прочное усвоение приемов выполнения производственных работ и использование их в разнообразных условиях; правильная организация труда и рабочего места. Отдельные нарушения в организации труда или рабочего места; усвоение основных приемов выполнения производственных операций или работ и применение их в разнообразных условиях; недостаточная самостоятельность в планировании и выполнении работы. Слабое усвоение основных приемов, систематическое нарушение организации труда и рабочего места; неумение самостоятельно планировать и выполнять работу; нарушение правил техники безопасности.

Мастер производственного обучения заранее намечает воспитательную работу, которую требуется проводить на уроках, ставит воспитательные цели. Для достижения поставленных целей можно применять различные способы. Так, четкий и уверенный показ приемов работы – вызывает и закрепляет у учащихся интерес к профессии;

Поощрение за бережное, экономное отношение к материально-техническим средствам и наказание за халатное, расточительное отношение – способствуют экономическому воспитанию, воспитанию чувства хозяина;
систематическая организация выставок работ учащихся закрепляет интерес к труду, к выбранной профессии;
повышение оценки за красоту изделия, тщательную внешнюю отделку – способствует эстетическому воспитанию;
четкая организация учебной работы – приучает к дисциплинированности;
постановка в процессе обучения содержательных задач и проблем, когда у учащихся возникает потребность в самостоятельном поиске решений, содействуют развитию у них познавательной активности;
правильно раскрытая учащимся цель урока обеспечивает сознательное усвоение знаний, умений и навыков;
вооружение учащихся способами самоконтроля в процессе выполнения операции – позволяет воспитывать умение саморегуляции своих действий и так далее.
важным для достижения поставленных воспитательных целей является личный пример мастера, а также четкое планирование воспитательной работы.
продуманные общественные обязанности учащихся – воспитывают чувство ответственности;
умелая организация соревнования бригад или отдельных учащихся – развивает их активность, творческое мышление.

Скачать в формате pdf: Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


Введение

Науч­но-технический и социальный прогресс приводят к измене­нию профессионализма рабочих и их квалификации. Различа­ют понятия «квалифицированный рабочий», «рабочий широ­кого профиля», «рабочий высокой квалификации».

В своей работе мне бы хотелось рассмотреть вопрос профессиональной компетенции, так как на современном этапе развития общества необходимо, чтобы молодой специалист после окончания образовательного учреждения владел не только знанием и умением, но и компетенциями. В ФГОС прописаны общие и профессиональные компетенции, которые необходимы для дальнейшей работы.

Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической его готовности к осуществлению педагогической деятельности. По отношению к мастеру производственного обучения можно говорить о профессионально-педагогической компетентности.

Компетентность и компетенции мастера производственного обучения

1.1 Профессиональная компетентность специалиста

Одним из важных понятий, определяющих качество профессионального образования, является профессиональная компетентность специалиста.

Компетентность различается в зависимости от сферы деятельности человека. Так, понятие «профессиональная компетентность» понимают как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний и умений, достаточной для осуществления цели данного рода деятельности.

Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической его готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А. Сластенин). По отношению к мастеру производственного обучения можно говорить о профессионально-педагогической компетентности.

Профессионально-педагогическую компетентность будущего мастера производственного обучения будем понимать как результат профессионально-педагогического образования, заключающийся в достижении необходимого уровня подготовленности, для которого характерны профессиональное самосознание, целостное ведение профессионально-педагогической деятельности, наличие системы потребностей, способностей к самоопределению и творческой самореализации в жизненных и профессиональных ситуациях(Г. М. Романцев). В результате самосовершенствования и самостоятельной работы профессионально-педагогическая компетентность постепенно трансформируется в профессионализм, отличающийся высоким уровнем профессионального мастерства, творчества, владение профессией.



Сегодня наряду с понятием «компетентность» особую актуальность приобрело понятие компетенция . Так, известный психолог А. Н. Леонтьев отмечал, что реальное основание личности человека заключается не в глубине приобретённых знаний, умений и навыков, а в системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями. С деятельностным процессом и связанно понятие «компетенция».

В словаре иностранных слов «компетенция» (от лат. competere – добиваться, соответствовать, подходить) толкуется как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Словарь синонимов русского языка термин «компетенция» ставит в один раз с понятиями «полномочие», «власть», «право». Обладать компетенцией означает уметь, быть способным мобилизовать в данной ситуации полученные профессиональные знания и опыт.

Многие работодатели считают, что профессиональная компетенция – это умение осуществлять деятельность на рабочем месте в соответствии с профессиональным стандартом. Образовательный стандарт определяет «компетентность» специалиста в целом, в процессе профессиональной подготовки. таким образом, компетенция – это компетентность в действии.

Профессионально-педагогическая компетенция мастера производственного обучения есть совокупность свойств его личности, обеспечивающая самостоятельное выполнение профессионально - педагогической деятельность в профессиональном образовательном учреждении.

В педагогическом плане компетенцию можно рассматривать как совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе.

1.2 Взаимосвязь компетентности и компетенций

С профессионально-педагогических позиций компетенций рассматривается как совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций.

Компетентность – это проявленная компетенция человека, достигаемая самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления жизненного и профессионального опыта, который формируется в виде различных компетенций. Компетентность включает в себя набор компетенций, которые определяют конкретные виды деятельности, установленные профессиональным образовательным стандартами.

Актуальность компетентностного подхода обусловлена не определенностью окружающей среды и динамизмом протекания процессов, которые диктуют необходимость формирования «нового профессионала», не только владеющего профессиональной деятельностью на высоком уровне, но и умеющего жить и реализоваться в условиях неопределенности.

Совокупность различных качеств личности трактуется как компетентность в профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность специалиста представляет собой качественную характеристику, содержащую систему ключевых (надпредметных), общепредметных и предметных компетенций.

Перечисленные компетенции образуют иерархическую структуру: ключевые компетенции формируются на межпредметном (надпредметном) уровне содержания образования, общепредметные – определенной группой учебных предметов и образовательных областей, а предметные компетенции имеют частный характер, связанный с особенностями конкретных дисциплин.

Общепредметные и предметные компетенции принято относить к профессиональным компетенциям в конкретной сфере деятельности и дополнить их общими компетенциями, которые включают ряд ключевых компетенций (наиболее актуальных в определенный, конкретный период времени).

Профессионально – педагогическая компетентность мастера производственного обучения включает много составляющих (компетенций). Однако выделяют, как правило, те которые носят доминирующий, системообразующий характер. Так, ФГОС третьего поколения определяет два основных вида компетенций

Рисунок. 1 Компетенции мастера производственного обучения

Общие (ОК) – компетенции, необходимые для успешный деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах;

Профессиональные (ПК) – компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности.

Кроме общих и профессиональных компетенций приведённых в ФГОС третьего поколения, выделяют наиболее значимые, ключевые компетенции, которые являются «ключом» основанием для других более конкретных и предметно-ориентированных (профессиональных) компетенций. К ним относится компетенции: когнитивная (познавательная), социальная, правовая, коммуникативная, информационная, креативная и др. В квалификационных характеристиках специалистов чаще приводят правовую, коммуникативную и информационную компетенции.

Приведем общие компетенции мастера производственного обучения, данные ФГОС третьего поколения:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будующей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу, принимая на себя ответственность за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития, занимаясь самообразованием, осознанно планировать повышение классификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Общие компетенции мастера производственного обучения могут быть с группированы в четыре направления (корме ОК 12): компетенции, направленные на самоорганизующуюся деятельность и работу в коллективе (ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 8); компетенции, связанные с собственной профессиональной деятельностью (ОК 1, ОК 9, ОК 11); компетенции, имеющие информационно-коммуникативную направленность, (ОК 4, ОК 5); компетенции, имеющие мотивационно-организаторскую направленность на работу с обучающимися (ОК 7, ОК 10)


Заключение

Отметим, что современные работодатели при приеме спе­циалистов на работу обращают большое внимание не только на профессиональные компетенции, но и надпрофессиональные компетенции - совокупность компетенций, связанных с коммуникативными, социально-мотивационными, образо­вательными и другими аспектами профессиональной дея­тельности, определяющими компетентность выпускника. Иными словами, сегодня требуются компетентные работни­ки качественно нового уровня образованности, восприимчи­вые к инновациям, целеустремленные, коммуникабельные, умеющие работать как самостоятельно, так и в команде (кол­лективе), обладающие профессиональной мобильностью, высоким потенциалом для дальнейшего карьерного роста. В качестве основных компонентов конкурентоспособности современного выпускника выделяют: профессионализм (профессиональная компетентность) по специальности; лич­ностную составляющую компетентности - коммуникатив­ные умения, необходимые как при трудоустройстве, так и ра­боте в трудовом коллективе, и способность добиваться про­фессионального и карьерного роста.


Список литературы:

1. Жуков Г. Н. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения: учеб. пособие. М. : НОУ ИСОМ, 2005, 248 с.

2. Жуков Г. Н. Матросов П.Г., Каплан С. Л. Основы общей или профессиональной педагогики: учеб. пособие: под общей ред. Г. П. Скаминикой. М. : Гардарики, 2005. 382 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М. : Изд-во Моск. психолого-социального института, 2003.

4. Климов. Е. А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. М. Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998, 350 с.

5. Кузнецов В.В. Ведение в профессионально-педагогическую специальность: учеб. пособие М. : Академия, 2007. 176 с.

6. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М. : Академия, 1997.

7. Профессионально-педагогическая компетентность мастера профессионального обучения / В. В. Евдокимов, Т. В. Исполитова, И. В. Исипова, О. В. Тарасюк. М. : МГИУ, 2005. 156 с.

8. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович. М. ФИРО, 2009.

Выдающийся скрам-мастер - кто он? Как он мыслит? Что определяет качество работы скрам-мастера? Какие навыки ему необходимы? Давайте найдём ответы на эти вопросы вместе с книгой «Путь скрам-мастера» .

Метанавыки

Метанавыки - это намеренно выбранные варианты отношения к ситуации, философия или позиция. Они представляют собой когнитивные стратегии, которые человек применяет к новым ситуациям, исходя из опыта предыдущих. Вот самые важные метанавыки, которые необходимо иметь любому scrum-мастеру:

Обучение
- Слушание
- Любопытство
- Уважение
- Экспериментаторство
- Терпение

Разные повороты ситуации требуют своих метанавыков, и вы не должны на протяжении всей ситуации придерживаться того, что было выбрано в начале. Но менять ведущий метанавык нужно преднамеренно, а не под влиянием импульса, побуждающего делать то, что привычней.

Компетенции

Давайте рассмотрим компетенции и сферы опыта, необходимые каждому scrum-мастеру. Существуют три основные компетенции scrum-мастера. При этом ему необязательно иметь глубокие знания по каждой - экспертная эрудиция может помешать scrum-мастеру быть хорошим фасилитатором и коучем, - но он должен пользоваться всеми тремя, как повар специями. Эти компетенции столь различны, что трудно достичь глубин опыта сразу во всех. Однако иметь представление о каждой - чрезвычайно полезно.

Понимание бизнеса может быть не так уж важно для scrum-мастера на начальных этапах, потому что за соответствующие вопросы здесь несет ответственность Владелец продукта. Однако в дальнейшем scrum-мастер уже должен уметь учить и консультировать Владельца продукта по проблемам гибкого управления продуктами и вводить новые практики и концепции управления продуктовым портфелем.

Управление изменениями особенно полезно, потому что scrum-мастер - это как раз тот, кто внедряет изменения в компании. Причем изменение может быть либо громадным - японцы называют это Кайкаку, либо небольшим - Кайдзен.

Кайкаку - это радикальное, прорывное изменение, которое возможно лишь время от времени. Оно труднореализуемо и потому вызывает достаточно большое сопротивление, например переход от традиционного управления к agile-методам. С другой стороны, можно осуществить небольшое эволюционное, постепенное улучшение, именуемое Кайдзен. Такова, например, цель Ретроспектив в Scrum. Нужно лишь определить первый шаг, который немедленно повысит эффективность текущей работы: например, применить правило «одна пользовательская история в каждый момент времени».

Технические знания - тоже хорошее подспорье, но не потому, что scrum-мастер может рассказать команде, как лучше писать код, или даже сделать это за нее, а потому, что он готов посоветовать нечто важное на уровне практики разработок. Акцент здесь делается на практиках Экстремального программирования, таких как общий код, простота, непрерывный рефакторинг, парное программирование, непрерывная интеграция, автоматизация тестирования или разработка, основанная на тестах. Техническая подготовка scrum-мастера может оказаться чрезвычайно полезной при использовании таких технических методов.

Упражнение: какие компетенции у вас есть?

Изучите следующие два примера, а затем используйте пустую диаграмму, чтобы определить вашу текущую ситуацию. Во-первых, оцените реальность: насколько хорошо вы сейчас практикуете каждую из компетенций, - и затеняйте соответствующий сектор. Затем другим цветом обозначьте области, в которых хотели бы улучшить ситуацию. Середина круга соответствует оценке «не хорошо»; края - «великолепно».



Подсказки для выдающегося scrum-мастера

Рассматривайте организацию как систему.

Создавайте настоящую команду scrum-мастеров для преодоления организационной сложности.

Намеренно привносите в повседневные ситуации метанавыки любопытства, экспериментаторства, уважения и терпения.

Scrum-мастер никогда не прекращает учиться. Следите за блогами, читайте книги, смотрите видео и ежегодно выбирайте для себя один учебный курс, чтобы повысить ту или иную компетенцию.

«Путь скрам-мастера» пока не поступила в продажу. Подпишитесь , чтобы первым узнать о выходе книги и купить её со скидкой.

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.

Компетентностный подход.

То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

  • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

· Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки

  • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Магдагачинская средняя общеобразовательная школа №2

Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.

Подготовила: Кузнецова Надежда Павловна

Учитель начальных классов

2011 год.

Введение

Существует такая легенда.

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой - послать манну небесную, третий - воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?...

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.

1 . Понятие компетентности .

Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

2.Компетентностная модель учителя.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.

Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

  • свобода учащегося быть самим собой;
  • каждый человек обладает своим «совершенством»;
  • помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
  • индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
  • человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
  • чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
  • приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

Профессиональные качества:

Профессиональные компетенции учителя

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции (ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».

3.Компетентностный подход.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

  • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
  • Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки
  • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как :

  • Любознательный, интересующийся, -активно познающий мир
  • Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру аждого народа
  • Любящий свою Родину
  • Доброжелательный, умеющий слушатьи слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
  • Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:

  • Коммуникативная компетентность
  • Информационная компетентность
  • Компетентность разрешения проблем.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

4.Создание развивающей среды.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»

  • Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
  • Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в
    процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).
  • Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
  • Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
  • Участие детей в различных формах дискуссии.
  • Формирование понятий и организация на их основе своих действий.
  • Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
  • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
  • Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
  • Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
  • Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
  • Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
  • Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
  • Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
  • Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
  • Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
  • Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
  • Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
  • Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
  • Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат,при выполнении своей части работы.
  • Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
  • Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
  • Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
  • Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
  • Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
  • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
  • Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
  • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
    первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Парадокс компетентности:

Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось.

6.Основные компетенции современного учителя.

Основные компетенции современного учителя

  • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
  • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
  • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
  • Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  • Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  • Уметь организовать понятийную работу учащихся.
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Компетентный человек Сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях. Компетентность предполагает умения: искать (опрашивать окружение, консультироваться, получать информацию) думать (уметь отстаивать свою позицию, вырабатывать собственное мнение,) сотрудничать (работать в группе, договариваться, улаживать конфликты) адаптироваться (стойко противостоять трудностям, находить новые решения)

Компетентностная модель современного учителя ценности, принципы, цели. . профессиональные качества Ключевые компетенции педагогические методы, способы, и технологии профессиональные позиции

Технологическая компетентность Блок знаний Педагогическая техника Опыт Профессиональная компетентность

Компететностный подход Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития

Разнообразные формы организации Личностное развитие Оценивание для планирования совершенствования, самооценки Деятельность на основе собственной мотивации и ответственности за результат Компетентностный подход

Образ выпускника начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа Любящий свою Родину Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

В мире компетенций Компетенция-готовность человека действовать в ситуации неопределенности Ключевые компетенции-универсальные, применимые в различных жизненных ситуациях: 1. информационная компетентность; 2. коммуникативная компетентность; 3.проблемная компетентность.

Педагог должен остерегаться: По привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников; представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения проблем; Передавать свой опыт и воспитывать исходя из того, как был воспитан он сам. Мелочных правил и инструкций.

способности знания и умения компетентность

Парадокс компетентности: Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где это знание приобреталось.

Основные компетенции учителя Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры». Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций). Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов. Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий. Уметь организовать понятийную работу учащихся. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

РАНЬШЕ МЫ ГОВОРИЛИ: широкий перенос навыков обобщенность умений системность знаний функциональная грамотность

ТЕПЕРЬ МЫ ГОВОРИМ: общеучебные умения надпредметные знания учебная самостоятельность умение учить себя

ЧТО ДЕЛАТЬ? стандартный набор ответов: Больше платить учителям. Выделять больше учебного времени на чтение. Уменьшить наполняемость классов. Обеспечить школы библиотеками, компьютерными классами и пр. Лучше готовить учителей. ………………………………… ..

Ключевые слова: поиск инициатива практическое действие эксперимент совместная работа недоопределенность противоречия разные точки зрения

Цель современного учителя: выучить детей, которые будут компетентными, которые могут поставить задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения. Всему этому должны их научить мы с вами, а это возможно лишь тогда, когда мы сами будем компетентны в своей профессиональной деятельности.


Мы представляем очередную статью для собственников и руководителей (не hr), раскрывающую еще один аспект оценки персонала. В ней мы остановимся:

  • на том, что такое компетенции;
  • видах компетенций;
  • на применении компетентностного подхода в ;
  • этапах внедрения компетенций;
  • преимуществах, которые получает компания, формулирующая компетенции.

Что такое компетенция?

Для внедрения системной оценки персонала необходимы четкие критерии. Большинство методов сводится к оценке эффективности (результатов труда) сотрудника и набору его личностных качеств. Одним из ведущих является компетентностый подход.

Компетенция — интегральная характеристика/критерий, описывающий качество поведения человека в определенной деятельности. Как правило, эта некая идеальная модель поведенческих проявлений, позволяющих ему достигать результата, быть эффективным в этом виде деятельности.

Понятно, что поведение человека в каждой ситуации определяется многими факторами: внутренними установками и мотивацией, навыками, пониманием технологии, знаниями. И даже генетической предрасположенностью.


Например, менеджеру по продажам, работающему на рынке B2 B (крупные корпоративные продажи), важны развитые коммуникативные навыки для общения с различными специалистами и лицами, принимающими решения. И все это можно назвать «Ведение переговоров»:

  • гибкость поведения, умение осознанно подстраиваться под стиль собеседника;
  • вариативность в предложении альтернатив;
  • развитые навыки аргументации и т.д.

Одновременно с этими качествами, «продавец» должен обладать настойчивостью в достижении цели, умением планировать и контролировать свою деятельность, возможностью работать под давлением. А это уже другая компетенция — «Ориентация на результат».

И таким образом можно сказать, что каждую деятельность можно описать облаком критериев — моделью компетенций. Причем, для каждого бизнеса компетенции будут уникальными, отражающими его специфику. Вот почему мы рекомендуем разрабатывать собственные компетенции.


Вам могут быть полезны наши услуги

Поведенческие индикаторы компетенции

Как уже раскрывалось выше в примере с «Ведением переговоров», компетенция состоит из простых составляющих — конкретных пунктов, содержащих описание действия. И эти составляющие называются поведенческими индикаторами. Именно на основании поведенческих индикаторов строится оценка персонала с применением или структурированного интервью.

Но это еще не все, необходимы уровни проявления компетенций.

Шкала развития компетенций

Для того, чтобы описать качество действия сотрудника, задать эталонные значения и иметь возможность сравнивать с ним проявленное поведение, существует шкала развития компетенций. Это уровни, описывающие качество поведения. И шкала по уровням может быть разная. Например, 4 уровня (также возможны промежуточные значения — «половинки»):

  • 0 — компетенция не проявлена/отсутствует;
  • 1 — уровень базового развития;
  • 2 — уровень уверенного владения компетенцией в стандартных ситуациях;
  • 3 — уровень мастерства (эталон, возможность трансляции).

Грубо говоря, шкалу развития компетенций можно представить в виде градусника «плохо-хорошо». В соответствии с этим «градусником», оценивается сотрудник.

Существует несколько вариантов описания уровней компетенций. В приведенных ниже примерах видны различия. Можно предположить, что и создавались они для разных методов оценки.

Пример описания компетенции: перечисление всех поведенческих индикаторов и уровни со значениями для деятельности сотрудника.

Формулирует видение конечной цели. Организовывает окружающих/ формирует группу «последователей». Эффективно мотивирует людей в командной и индивидуальной работе. Поощряет коллег и подчиненных к выдвижению инициатив и самостоятельности. Делегирует полномочия и ответственность с учетом индивидуальных особенностей подчиненных и их карьерных устремлений. Уделяет внимание и время развитию подчиненных. Высказывает и отстаивает собственную позицию по решаемым вопросам. Предоставляет и запрашивает обратную связь.
А Исключительно высокий уровень развития компетенции (2) Компетенция выражена ярко, сотрудник является эталоном применения данной компетенции.

Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов в большинстве ситуаций высокой сложности, разрешать кризисы, быть транслятором собственного опыта.

B Высокий уровень развития компетенции (1,5) Сильный уровень развития компетенции.

Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов в сложных, нестандартных ситуациях.

C Стандартный уровень развития компетенции (1) Требуемый уровень развития компетенции.

Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов во всех базовых рабочих ситуациях.

D Уровень развития компетенции ниже стандартного (0,5) Компетенция проявляется частично.

Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов только в хорошо знакомых рабочих ситуациях, действовать по существующим алгоритмам и инструкциям.

E Низкий уровень развития компетенции/ компетенция не проявлена (0) Компетенция не проявляется.

Уровень развития компетенции не позволяет сотруднику достигать результатов даже в хорошо знакомых рабочих ситуациях.

Пример компетенции с расширенным описанием поведенческих индикаторов на каждом уровне.

Балл Уровень Описание поведенческих индикаторов
4 Стратегический В дополнение к уровню 3:

— Устанавливает такие правила работы группы, при которых дает возможность каждому проявить себя, оставаясь при этом лидером

— Обеспечивает принятие группового решения, которое ориентировано не только на «здесь и сейчас», но и на будущее

3 Уровень мастерства В дополнение к уровню 2:

— Мотивирует группу на выполнение цели, вдохновляет, влияет на настрой группы

— Ориентирует других участников группы на активную работу в группе

— Предлагает решение, которое принимает группа

2 Базовый — Берет инициативу на себя

— Взаимодействует с каждым членом команды, основываясь на индивидуальных особенностях личности

— Нацеливает группу на достижение результата, возвращает группу к результату

— Организует работу группы, предлагает приемы и процедуры работы группы

— Берет ответственность за результат на себя

— Способствует разрешению конфликта

1 Ограниченный — Берет инициативу на себя по требованию других участников группы, по указанию наиболее активного члена группы

— Проявляет инициативу, но не может добиться внимания участников

— Организует работу отдельных участников группы

— Затрудняется обосновать свое мнение при попытке организовать работу группы

0 Уровень некомпетентности — Оказывает неконструктивное влияние на команду, перебивает, критикует, обесценивает позицию других

— Проявляет безразличие к результатам групповой работы

— Самоустраняется от организации групповой работы, действует только по указаниям

— Не вступает во взаимодействие с участниками группы

— Провоцирует конфликты в группе

Принято еще применять термин «целевой показатель», которым задают значение проявления компетенции для данной целевой аудитории. Например, для руководителя топ-уровня компетенция «Стратегическое мышление» должно быть проявлено на уровне «2». Тогда как значение для руководителя подразделения целевой показатель составит «1,5».

По полученной оценке можно судить о потенциале сотрудника, необходимости развития, пригодности к данной деятельности и т.д.

Виды компетенций

Надо сказать, что это условная классификация. Скорее, это разделение для обозначения «сферу применения» компетенций. Ведь в процессе своей деятельности человек использует множество интегративных качеств. Например, руководитель, проводящий совещание, «использует» одновременно несколько своих компетенций — разных видов.

Но все же иногда можно встретить деление компетенций на кластеры:

  • управленческие
  • коммуникативные
  • корпоративные (ценностные)
  • профессиональные (технические)

Управленческие компетенции

Управленческие компетенции описывают действия руководителей в процессе принятия решений и общения с подчиненными. Также это компетенции, описывающие качество его поведения — часто «Лидерство».

Примеры управленческих компетенций:

  • Стратегическое (или системное) мышление
  • Планирование (и организация или контроль)
  • Развитие подчиненных
  • Мотивация
  • Лидерство

Коммуникативные компетенции

Это описание качества поведения в процессе коммуникаций внутри компании и с внешними партнерами.

Примеры названий коммуникативных компетенций:

  • Ведение переговоров
  • Межличностное понимание
  • Влияние

В зависимости от акцентов, в описании компетенции можно увидеть специфику деятельности сотрудников и приветствуемые стили поведения (агрессивность, ассертивность или партнерская позиция).

Корпоративные компетенции

Важной частью модели компетенций являются ценностные компетенции. Они отражают корпоративную философию — Ценности и стандарты поведения, приветствующиеся в компании. Именно поэтому в некоторых компаниях отдельно формулируют корпоративные компетенции.

Примеры корпоративных (ценностных) компетенций:

  • Ориентация на результат
  • Клиенториентированность (часто, даже, внутренняя)
  • Работа в команде

Профессиональные (технические) компетенции

Описывают знания, навыки и поведение какой-либо профессиональной группы должностей. Например, для направления IT или бухгалтеров.

Следует понимать целесообразность разработки профессиональных компетенций — достаточно ли представлена в компании эта группа людей, насколько часто происходят изменения в их деятельности и технологиях, применяемых ими.

Применение компетенций — оценка персонала

Наиболее часто применяемые методы, где используются компетенции:

  • ассессмент центр — наиболее эффективный способ в ходе специально разрабатываемой деловой игры;
  • оценка «180/360° обратная связь», где оценку сотруднику дают со всех сторон — подчиненные, руководители, коллеги, клиенты.

Разработка компетенций

С необходимостью разработки компетенций встречается каждая компания, которая регулярно проводит оценку персонала с помощью компетентностного подхода.

Надо признать, создание модели компетенций — затратное по времени (и часто по бюджету) начинание. Как правило, внутренние специалисты, простите за каламбур, не обладают достаточной компетентностью для качественного описания компетенций. Основными ошибками можно назвать нечеткость формулировок, пересекающиеся поведенческие индикаторы (встречающиеся в разных компетенциях). И тратится на эту работу много времени.

Конечно, можно использовать универсальные компетенции. Например, многие компании берут за основу труды компании «Ломингер» и немного их модифицируют под себя. Но, если стоит задача качественной передачи специфики бизнеса, без формулирования собственной модели не обойтись. И в этом случае лучше обратиться к провайдерам.

Разработка модели компетенций. Основные этапы

Основными этапами проекта разработки модели компетенций можно назвать:

  1. Определение цели и задач (для чего формулируем и как будем применять), методологии разработки.
  2. Формирование проектных(ой) групп(ы) с привлечением максимально возможного количества участников. Это позволит в дальнейшем снизить сопротивление сотрудников. Группы могут быть совершенно разными по направленности и времени существования.
  3. Непосредственно разработка компетенций.
  4. Тестирование с помощью фокус-групп и оценочных процедур.

Формирование компетенций. Методы

Наиболее известными методами разработки компетенций считаются:

  • Метод репертуарных решеток — анализируется поведение наиболее эффективных сотрудников, составляется список поведенческих индикаторов. Проводится чаще в виде интервью с руководителями, в результате которых формируется таблица (решетка) с фамилиями работников и их индикаторами.
  • Метод критических инцидентов строится на основе интервью с сотрудниками (и руководителями), в ходе которых они рассказывают о критических ситуациях, действиях, приведших к успеху или, наоборот, не позволившие разрешить ситуацию.
  • Метод прямых атрибутов — самый быстрый и простой, когда ключевым руководителям предъявляют карточки с описанием готовых компетенций. Руководителям предлагается выбрать из этого набора те, что являются наиболее значимыми для бизнеса.

Внедрение модели компетенций

Внедрение модели компетенций происходит по классике управления изменениями. Если упростить модель, то основными зонами внимания можно считать следующие:

  • Необходимо создать мотивацию к использованию компетенций. Показать сотрудникам, что это станет инструментом их обучения и возможностью развиваться в компании. А руководителям позволит более обоснованно принимать решения. И происходить это может в ходе проведения пилотных оценочных процедур на примере стандартных (неадаптированных под компанию) компетенций.

Кстати, именно такой вариант мы предлагаем клиентам, когда в компании нет своей модели — с чего-то начать. Запустить процесс. Показать хотя бы на уровне одной группы или целевой аудитории, что оценка персонала по компетенциям это «не страшно, а полезно».

В этом случае мы реализуем, например, Лайт-ассессмент, по результатам которого участники получают рекомендации по развитию.

  • Максимальное информирование сотрудников и вовлечение в процесс. И здесь, как уже говорилось чуть выше, необходимо работать, как до разработки, так и после формулирования компетенций.

Это может происходить в форме рассылок с описанием задач внедрения модели, описанием всех этапов, просьбой предоставления обратной связи и т.д. Конечно, наиболее работающей формой можно считать очные рабочие группы, посвященные разработке и трансляции.

Уже в ходе этого подготовительного периода (который может быть реализован даже после разработки модели) будет получена обратная связь, выявлены наиболее сопротивляющиеся сотрудники или те, на которых можно опираться во внедрении новшеств.

  • После разработки компетенций необходимо провести первый эпизод оценки с их использованием и показать эффективность внедрения. Этим самым решается задача «пропаганды» новшеств и снятие сопротивления у части сомневающихся (шестой этап модели изменений по Коттеру).
  • Внедрение изменений на регулярной основе, закрепление модели компетенций на уровне регулярного менеджмента.

Например, одной из частей внедрения компетенций в «быт компании», может стать их использование руководителями во время регулярной обратной связи подчиненным. Оперирование терминологией компетентностного подхода, отсылка к поведенческим индикаторам корпоративной модели формирует понятийное поле, в котором живут сотрудники.

И это не полный список зон внимания. Для каждой компании они свои. Но все они должны быть направлены на формирование положительной установки к оценке по компетенциям. Понятно, что формирование установки — долгий процесс. Что мы и подразумевали, говоря о возможной длительности проекта. Итак, основные зоны внимания — мотивация, информирование, вовлечение, пропаганда.

Модель компетенций. Преимущества

Основными преимуществами наличия корпоративной модели компетенций можно назвать:

  • критерии, применяемые к сотрудникам, отражают специфику бизнеса, деятельности сотрудников и корпоративной культуры компании;
  • компетенции становятся для сотрудников своеобразными маяками, на которые необходимо ориентироваться — задают стандарты поведения, позволяющего быть успешным в данной деятельности;
  • в компании формируется развивающая среда (конечно, при проведении регулярной оценки персонала по компетенциям);
  • упрощается процесс принятия решений (в области карьерного перемещения сотрудников);
  • значительно снижаются затраты на поиск, адаптацию и развитие персонала;
  • упрощается взаимодействие с провайдерами услуг в области оценки и развития персонала.

«Иметь или не иметь?» — вот в чем вопрос. И его решает каждая компания. А мы, «Лаборатория Деловых Игр» всего лишь помогаем эффективно осуществить задуманное: разработать и внедрить корпоративную модель компетенций, оценить сотрудников и предложить программу их развития.