Духовные педагогические ценности. Система профессиональных ценностей современного учителя

Приоритетными задачами педагогической аксиологии

В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова считают следующие:

Анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей;

Определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность;

Разработку ценностных подходов к определению стратегии развития и содержания отечественного образования;

Проблему критериев оценки и определения ценности педагогических и научно-педагогических явлений.

Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность взаимодействия с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой.

Знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором.

Ценности педагогической деятельности.

  • Гуманистические ценности педагогической деятельности :

Ученик - личность ученика как высшая ценность в образовательном процессе. Ценностные ориентиры обусловливают поведение человека, а ценностное отношение к ученику является условием развития субъектного начала в нем и составляет основу обеспечения готовности учащихся к личностному самоопределению.

Детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью. Детство - главная ценность. Преждевременное взросление - не достижение, а беда, пропуск этапов или периодов детского развития, имеющих непреходящую ценность.

Уникальность и индивидуальность личности. Это – чудо, что каждый в отдельности отличается ото всех. Индивидуальность, как таковая, имеет идеальный ценностный характер и понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов.

Развитие ученика. Понятие педагогического профессионализма рассматривается в контексте того, в какой мере педагог может развить субъективный потенциал учащихся, обеспечить условия его личностного роста.

Самореализация ученика . Ведущей потребностью и учителя, и ученика является потребность в самореализации. Однако существует противоречие между стремлением педагога к самореализации и его ориентациями на формирование у учащихся способности к творческой самореализации.

  • Профессионально-нравственные ценности:

Добро – это критерий всех нравственных ценностей означающий намеренное стремление к бескорыстной помощи, милосердию. Добро неотделимо от нравственности, а нравственность - от милосердия и сострадания.

Сострадание – это не только страдание вместе с тем, кто страдает, и не только сочувствие другому человеку по поводу его проблем, но это и помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить. Сострадание может быть и к людям, которые избрали для себя в жизни ложные пути, ведущие к деградации и разрушению, к тем, которые обмануты и не имеют сил, чтобы выбраться из сетей лжи.

Милосердие - готовность помочь ученику или простить из человеколюбия; является важной чертой нравственного педагога. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. Милосердие подводит к пониманию ценности мира .

Мир – согласие, отсутствие вражды, ссоры, отсутствие педагогического конфликта.

Искренность - честность, прямота и добросовестность. Эта ценность характеризуется выраженным отсутствием противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.

Верность – стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Профессиональный долг – это совокупность обязанностей человека перед другими людьми, обществом, самим собой. Долг – выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из нравственных ценностей, и строить свое бытие в соответствии с ними.

Свобода. Формирование нравственных ценностей требует свободы личности. К. Д. Ушинский считал, что нравственность и свобода - два таких явления, которые обусловливают друг друга и одно без другого существовать не могут, «нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и все, что делается не свободно, под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть если не безнравственное, то по крайней мере не нравственное действие».

Вера – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся проявлением уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности

Доверие предшествует вере. Доверие - чувство уверенного ожидания помощи от другого и уверенности в его воле, характере и т. д.

Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нѐм; в экономической науке - требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно- нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Обязательность – это привычка без напоминаний, своевременно делать то, о чем была договоренность с другими, или то, что наметил сам себе.

Профессиональная честь и достоинство в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчѐтливо. Если учителем в своѐм поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству.

  • Ценность творческой самореализации:

Совершенствование профессионально-творческих способностей - совокупность индивидуально-психологических особенностей личностиучителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Преподаваемый учебный предмет. В зависимости от типа учебный предмет имеет личностную смысловую ценность для ученика, проявляющуюся в познавательных и социальных мотивах, среди которых мотивы достижения занимают большое место, являясь средством реализации их жизненных планов в будущем.

Постоянное самосовершенствование учителя - еѐ исходным условием и результатом является готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию как профессионально важное интегральное качество личности, позволяющее осознанно, целенаправленно, систематически и самостоятельно выстраивать и осуществлять стратегию профессионально-личностного роста.

Ценность инновации. Вызвана осознанием и потребностьюьпостоянно совершенствовать образовательный процесс, основываясь на новых идеях, являясь результативным потенциалом для учителя.

  • Интеллектуальные ценности:

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого, в конечном счете, является практика.

Профессиональные знания – проверенный общественно- исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, теорий.

Творчество – процесс создания человеком объективно или субъективно качественно новых материальных и духовных ценностей.

Познание – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. Познание – усвоение чувственного содержания переживаемого или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

Свободный доступ к информации является необходимым условием профессиональной компетентности и профессионального роста педагога. Это определяется стремительными изменениями в сфере образования, инновационными процессами в ней и большими возможностями учащихся в овладении и приобретении необходимой информации.

  • Социальные ценности:

Профессионально-педагогическое общение – это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых (В.А. Кан-Калик).

Профессионально-педагогическая корпоративность . Профессионально-корпоративная культура, становясь основой поведения, восприятия, познания, принятия решений в сфере профессионально-педагогической деятельности, проявляется в содержании и результатах учебной и педагогической деятельности, направленной на преобразование и развитие сферы человеческих взаимоотношений, и включает в себя интеллектуальное, нравственное и эстетическое, ценностное развитие педагога.

Соборность. Соборность - это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство; особое соборное состояние человека, истинная вера, когда все многообразие духовных и душевных сил человека объединено в живую и стройную цельность его соборной волей, нравственным самосознанием, устремленностью к творчеству.

Традиции. В педагогике традиции - эффективный стимул освоения ценностей, которые выражаются в культуре народа или жизненных смыслах. В педагогических традициях учитель осмысливает свою жизнь, обнаруживает цель, т. е. находит объединяющий центр жизни (прежде всего духовной), каковыми являются для него верование, ценности и идеалы своего народа.

Семья важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морального становления личности.

Любовь и привязанность к детям. Является непреложной ценностью в педагогической деятельности. Без любви к детям педагогическая деятельность и весь педагогический процесс теряет смысл и свое назначение.

  • Эстетические ценности:

Красота – «все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение»,- говорится в словаре русского языка С.И.Ожегова.

Гармония – согласованность, созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом.

Педагогические ценности – это нормы, регламентирующие деятельность учителя и выступающие звеном между сложившимся общественным моровоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они представляют собой систему общих ценностных ориентаций на эмпатическое общение (эмпатия = сопереживание), творчество в педагогической деятельности, развитие личности, сотрудничество, и пр., образуя гуманистически ориентированное педагогическое мировоззрение учителя.

Ц енностные мировоззренческие аспекты педагогической культуры: - признание ребёнка высшей ценностью; - переориентация целей образования с приоритетности обучения на воспитание и развитие личности; - гибкость мышления, предполагающая возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания; - гуманизм и сотрудничество с детьми; - творческая, созидательная направленность на разработку эффективных методик обучения и воспитания.

Ценностные характеристики педагогической деятельности во многом связываются с утвердившимся в общественном сознании образом УЧИТЕЛЯ как носителя духовных, нравственных ценностей; с отношением к его личности как к своего рода эталону.

Среди нравственных характеристик педдеятельности называются: - нравственная мотивация; - нравственный характер общения и взаимодействия учителя с уч-ся; -целостное влияние учителя на личность ученика, что требует от учителя эмпатии, искусства понимания другого человека; -способность учителя предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков; -учитель сам должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры.

Соединение высокой образованности, профессиональной компетентности и нравственной направленности личности педагога определяет сущностные ценностные характеристики учительства как части интеллигенции.

3. Основы педагогической деонтологии.

« Деонтология» = «Учение о должном».

Педагогическая деонтология –наука (учение) о профессиональном поведении педагога

Термин «деонтология» был введён в научный оборот в начале 19 века для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Понятие «Д» в равной мере относится к любойпрофессиональной деятельности: медицинской, юридической, педагогической и пр.

Педагогическая деонтология разрабатывает правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности.

Нормы поведения всегда историчны. Они вырабатываются самими людьми в соответствии с представлениями о должном, допустимом, возможном, ценном.

Нормативные требования к профессиональному поведению педагогов разрабатывались задолго до введения термина «деонтология». Влияние оказывали: политический строй, социально – экономические отношения, национальные и религиозные традиции и пр.

Древнеримский учёный Квинтилиан писал, что учителем может быть высокообразованный человек, и только тот, кто любит, понимает, изучает детей. Он должен быть сдержанным, тактичным, знать меру похвал и наказаний, являть пример нравственного поведения для учеников.

Средневековая педагогика доказывала необходимость ломать и подавлять волю ребёнка, а учитель не мыслился без розги.

Большую роль в развитии принципов деонтологии сыграли труды Коменского Я.А. Им разработан кодекс учителя, где он утверждает, что основой воспитания является личный пример учителя.

Песталоцци полагал, что настоящий учитель в любом ребёнке найдёт положительные качества, которые помогут ребёнка сделать полезным обществу гражданином.

А.Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю: -в совершенстве владеть преподаваемым предметом; -любить свою профессию и детей; -постоянно заниматься самосовершенствованием; -быть гражданином и отстаивать прогрессивные убеждения; -быть строгим, требовательным, справедливым.

Велика роль русских и советских учёных-педагогов: Ушинского К.Д., Блонского, Шацкого, Макаренко А.С., Сухомлинского В.А. и др.

Все нормы проф-поведения можно представить в виде -норм – рамок , которые жёстко регламентируют поведение педагога в настоящем, и включают с себя: нормы-запреты, нормы-права и нормы- обязанности; а также - -норм – идеалов - обобщённой модели поведения в идеальном будущем.

Субъективно – практические отношения к этим нормам каждого педагога – это его ценностные ориентации.

Нормативное профессиональное поведение - это система действий и поступков, соответствующих формализованным (законодательно закреплённым) и неформализованным (традиционно устоявшимся) нормам.

Предметом педагогической деонтологии, таким образом, и является исследование совокупности формализованных и неформализованных норм профессионального поведения и деятельности педагога.

Формализованные нормы поведения культивируются государством.

Неформализованные – передаются в форме традиций, обычаев, стереотипов массового сознания.

Учитель в своей деятельности руководствуется в первую очередь, формализованными нормами. Они закреплены в Уставах учебных заведений; в Законе РФ «Об образовании»; в Конвенции ООН о правах детей.

Например, Закон РФ обязует педагога: -пропагандировать официально признанные идеалы, -соблюдать приоритет общечеловеческих и гуманистических ценностей, -уважать права личности ребёнка, -признавать самоценность ребёнка, и пр.

Это примеры формализованных норм-обязанностей.

А вот – формализованные нормы-права: -право на участие в управлении учреждением, где он трудится; -право на защиту своей профессиональной чести и достоинства; -право на свободу выбора и использования методов, форм и методик обучения и воспитания, пособий и дидактических материалов, и пр.

Педагогическая профессия предполагает необходимость постоянного регулирования взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

Отсюда возникают требования профессиональной морали.

Профессиональная мораль – это единство

Нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных отношений в сфере педагогического труда.

Особенности, принципы, содержание профессиональной морали изучает профессиональная этика. 4. Личность педагога.

Начнём с аксиомы: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. И ещё : учитель создаёт нацию.

Исследователи предлагают широкий набор характеристик, применимых к личности педагога.

Один из вариантов мы уже рассмотрели в связи с понятием педмастерства.

Елканов С.Б. предлагает КАРТУ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ:

1Общепедагогические качества личности: 1.1.Верность научно-педагогических взглядов на роль наследственности, среды, воспитания и активности самого воспитанника в формировании его личности.

1.2.Понимание причин и движущих сил развития личности.

1.3.Профессиональная направленность личности.

1.4.Социально и профессионально значимые свойства личности: ----идейность и гражданственность, ----любовь к детям, ----любовь к своей профессии, ----гуманность и доброжелательность, ----общительность.

2.Профессиональные качества:

2.1.Теоретическая и методическая подготовленность по специальности.

2.2.Психолого-педагогическая теоретическая и практическая подготовленность.

2.3.Развитость педагогических умений:

Познавательных,

Конструктивных,

Коммуникативных,

Информационных,

Организаторских.

3.Индивидуальные психологические качества:

3.1.Педагогическая направленность психических процессов.

3.2.Эмоциональная отзывчивость.

3.3.Развитость воли.

3.4.Культура темперамента.

Симонов В.П. предлагает следующий вариант КАРТЫ ПЗЛК учителя:

1.Психологические черты личности как индивидуальности:

Сильный, уравновешенный тип нервной системы, -тенденции к лидерству, - уверенность в себе, - требовательность, - добросердечие и отзывчивость, - гипертимность.

2.Межличностные отношения.

Преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами, -незначительные конфликты только по принципиальным вопросам, -нормальная самооценка, - стремление к сотрудничеству с коллегами, - уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3.Профессиональные черты личности педагога.

Широкая эрудиция и свободное изложение материала,

Умение учитывать психологические возможности учащихся,

Темп речи – 120-130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и профессиональная грамотность;

Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;

Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость,

Умения чётко сформулировать цель, организовать всех учащихся сразу, наладить совместную работу, проконтролировать и пр.

Юзефавичус Т.А. в КАРТУ ПЗЛК учителя включает 4 блока:

1Доминантные качества (отсутствие любого влечёт невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности) :

1.1.Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности.

1.2. Целеустремлённость – умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.

1.3. Уравновешенность –способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

1.4. Желание работать со школьниками – получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.

1.5.Способность не теряться в экстремальных ситуациях.

1.6. Обаяние – сплав духовности, привлекательности и вкуса.

1.7.Честность – искренность в общении, добросовестность в деятельности.

1.8. Справедливость – способность действовать беспристрастно.

1.9. Современность – осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

1.10. Гуманность – стремление и умение оказывать квалифицированную помощь ученикам в их личностном развитии.

1.11. Эрудиция – широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области преподаваемого предмета.

1.12. Педагогический такт – соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

1.13. Толерантность – терпеливость в работе с детьми.

1.14. Педагогический оптимизм – вера в ученика и его способности.

2. Периферийные качества (они не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, но способствуют её успеху) :

- доброжелательность; - приветливость; -чувство юмора; -артистичность; - мудрость (наличие жизненного опыта) ; -внешняя привлекательность.

3.Негативные качества (которые влекут снижение эффективности педагогического труда) :

3.1. Пристрастность – выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.

3.2. Неуравновешенность – неумение контролировать своё временное психическое состояние, настроение.

3.3. Мстительность – стремление сводить личные счёты с учениками.

3.4. Высокомерие – подчёркивание своего превосходства над учеником.

3.5. Рассеянность – забывчивость, несобранность.

4.Профессионально недопустимые качества (ведущие к профнепригодности учителя) :

4.1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и пр.).

4.2. Нравственная нечистоплотность.

4.3. Рукоприкладство.

4.4. Грубость.

4.5. Беспринципность.

4.6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.

4.7. Безответственность.

Мижериков В.А. и Ермоленко М.Н. приводят такие противопоказания:

Низкий уровень идеалов и убеждений;

Корыстно-эгоистическая направленность личности;

Равнодушное отношение к детям;

Низкий интеллектуальный уровень развития;

Безволие, отсутствие целеустремлённости, собранности, инициативы, находчивости, выдержки,

Наличие некоторых психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия);

Серьёзные нарушения опорно-двигательного аппарата;

Выраженные дефекты речи и слуха.

Подласый И.П. приводит портрет идеального педагога:

1. Как специалиста, его должно отличать:

Знание педагогической теории;

Владение педагогическим мастерством;

Знание психологии;

Владение технологиями обучения и воспитания;

Умение рационально организовать труд;

Любовь к своему делу;

Любовь к учащимся;

Вера в человека;

Педагогические способности;

Общая эрудиция;

Терпеливость;

Оптимизм;

Сдержанность;

Находчивость;

Эмпатия (сопереживание);

Быстрота и точность реакции;

Душевная щедрость;

Эмоциональная уравновешенность;

Понимание детей;

Желание работать с детьми;

Ясность и убедительность речи;

Требовательность;

Тактичность;

Самообладание;

Справедливость;

Организаторские умения;

Общительность;

Умение слушать.

2.Как работника, его должно отличать:

Умение поставить цель и достичь её;

Умение распределить время;

Систематическое и планомерное повышение квалификации;

Нацеленность на повышение эффективности труда;

Способность к творчеству;

Всесторонняя образованность;

Разумный оптимизм, умеренный скептицизм;

Желание трудиться;

Преданность делу;

Умение работать в коллективе;

Настойчивость;

Дисциплинированность;

Ответственность;

Активность;

Ориентация в производственных ситуациях;

Умение распределять работу;

Готовность брать на себя ответственность.

3. Как человека, его должно отличать:

Высокие моральные качества;

Активное участие в общественной жизни;

Активная жизненная позиция;

Личный пример всем и во всём;

Уважение к законам государства;

Национальная гордость;

Патриотизм;

Готовность к защите Родины;

Крепкое здоровье;

Здоровый образ жизни;

Гуманизм;

Духовность;

Потребность в общении;

Открытость;

Нравственность;

Самокритичность.

Личностные качества нужно в себе воспитывать, а профессиональными качествами – овладевать.

Педагогические ценности и воспитание

Чумакова Е.М.

Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Старооскольский техникум строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства»,

г. Старый Оскол

Начиная с 60-х гг. XX столетия, категория ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке, когда стал возрастать интерес к проблемам человека, морали, гуманизма.

Ценность – особый человеческий тип значимости предметов и явлений, производный от соотношения мира и человека, т.е. положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляемому различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, что в свою очередь приводит к созданию культуры и гуманизации мира.

Педагогические ценности, определяются спецификой педагогической деятельности и утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе.

Педагогические ценности – нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они формируются как форма общественного сознания в виде образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности.

Выделяют личностные, групповые и социальные педагогические ценности.

Личностно – педагогические ценности выступают как социально-педагогические образования, в которых отражаются цели, мотивы, установки, идеалы и другие мировоззренческие характеристики личности учителя.

Групповые педагогические ценности представляются в виде концепций, идей, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность.

Социально – педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

На развитие личности учителя и учащегося влияют цели (ценности), включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь к детям. Такие ценности названы самодостаточными. А вот ценности, которые формируются в процессе овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога, названы инструментальными ценностями.

Ценности:

    Отношения

    Качества

    Знания

Ценности – отношения обеспечивают педагогу целесообразное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами.

Ценности – качества – многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества.

Ценности – знания – упорядоченная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса.

Говоря о педагогических ценностях, невозможно не затронуть вопрос и о воспитании. Теория остается источником, питающим мастерство учителя, до тех пор, пока она живет в опыте. Учебно-воспитательный процесс – это наука, мастерство, искусство… Он выражается в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний.

Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем... Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом. По словам К. Станиславского, чувству «приказывать нельзя», т.к. воспитание чувств учителя, воспитателя является самой сущностью высокой педагогической культуры.

Тончайшим способом влияния на юную душу являются слово и красота. Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Здесь главное – честность учителя, ведь дети откликаются на правдивое слово учителя. Учителю как воспитателю НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ВОЗВЫШАТЬ ЧЕЛОВЕКА, ПРОЩАТЬ РЕБЕНКА ЗА ДУРНОЙ ПОСТУПОК, ведь прощение затрагивает самые чувствительные уголки детского самолюбия. Наказание огрубляет человеческую душу, озлобляет и ожесточает ее.

Запрещение – один из нужных и эффективных приемов воспитания.

Заповеди учителя как воспитателя:

    Забота о здоровье – важнейший труд воспитателя;

    Учение – каждый учитель должен быть умелым воспитателем ума учащихся;

    Трудовое воспитание – гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно;

    Красота – средство воспитания чуткой совести;

    Коллектив – установление правильных взаимоотношений с коллективом;

    Нравственность – святыня человека.

Человек становится воспитателем самого себя тем в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО "УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Курсовая работа

Тема: Педагогические ценности

Ижевск 2009

Введение

1. Понятие о педагогических ценностях

2. Классификация педагогических ценностей

3. Проблема классификации педагогических ценностей

4. Образование как общечеловеческая ценность

5. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса

Заключение

Список литературы


Введение

В педагогической науке получила развитие новая отрасль научного познанияпедагогическая аксиология, которая занимается изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями. Ценности включают в себя «элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе» (Асташова Н.А.). Основанием педагогической аксиологии послужили философские теории ценностей, разработанные О.Г. Дробницким,А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, В.П. Тугариновым и др.

Ценность с точки зрения педагогики рассматривается как психопедагогическое образование, в основе которого лежит отношение воспитуемого к среде и самому себе. Данное отношение представляет собой результат ценностного акта личности , который включает субъект оценки , оцениваемый объект , рефлексию по поводу оценки и ее реализации. В образовательном процессе ценностные ориентации выступают в качестве объекта деятельности воспитателя и воспитанников.

Система ценностных ориентаций обучающихся всегда адекватна системе ценностей общества. Переоценка ценностей, происходящая в обществе, влечет за собой изменения в ценностных ориентациях воспитуемых. Современная социальная ситуация развития школьников, студентов, их поиск ценностных ориентиров обуславливается все еще продолжающейся кардинальной переоценкой ценностей в обществе. В связи с этим все большее значение придается педагогическому процессу в области развития гуманистических ценностных ориентаций воспитанников.

В качестве приоритетной задачи педагогов рассматривается свободный творческий процесс освоения ценностей, который «характеризуется единством опредмечивания и распредмечивания, актуализацией и потреблением ценностей» (Асташова Н.А.). Формирование ценностных ориентаций протекает посредством интериоризации , идентификации и интернализации . (Подробно см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. В самом деле, педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических ценностей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагогической деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и др.

Цель курсовой работы: раскрыть понятие «педагогическая ценность», рассмотреть несколько существующих классификаций педагогических ценностей, раскрыть сущность каждой из групп.

1. Провести анализ литературы по данной теме;

2. Дать определение понятию «педагогическая ценность»;

3. Выделить несколько классификаций педагогических ценностей;

4. Раскрыть сущность каждой группы педагогических ценностей.


1. Понятие о педагогических ценностях

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога (Сластенин В.А.).

Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже "одноценностный" предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира.

Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей. Принципиально важно понять разницу между понятиями ценности и оценки, которая состоит в том, что ценность объективна. Она складывается в процессе социально-исторической практики. Оценка же выражает субъективное отношение к ценности и потому может быть истинной (если она соответствует ценности) и ложной (если она ценности не соответствует). В отличие от ценности оценка может быть не только положительной, но и отрицательной. Именно благодаря оценке происходит выбор предметов, нужных и полезных человеку и обществу.

Рассмотренный категориальный аппарат общей аксиологии позволяет обратиться к педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.

Педагогические, как и любые другие духовные, ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Педагогические ценности, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже - на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективное же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяется богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности, отражая показатели его личностного роста (Сластенин В.А.).

Педагогические ценности имеют гуманистическую природу и сущность, поскольку смысл и назначение педагогической профессии определяется гуманистическими принципами и идеалами.


Педагог любого уровня образовательной системы является представителем наиболее массовой части гуманитарной интеллигенции. В значительной степени от него зависят судьбы образования, культуры, становление будущих поколений. Именно поэтому представляется важным и необходимым уяснение ценностных характеристик педагогической деятельности, которой занимается огромное количество специалистов и объектом (и субъектом) которой также становится множество людей разного возраста.

Вне педагогической деятельности трудно представить себе развитие общества и отдельного человека. Педагогическую деятельность можно рассматривать как важнейший атрибут человеческого бытия. Именно это является исходным основанием при определении важнейших ценностных характеристик данного вида деятельности.

Педагогическая деятельность является условием преемственной связи поколений. Она «вырастает» из культуры своей эпохи, сообразна этой культуре, направлена на ее сохранение и воспроизводство. Но вместе с тем она является предпосылкой и условием дальнейшего развития культуры, возникновения в ней принципиально новых явлений. Настоящие педагоги всегда озабочены не только передачей, трансляцией имеющегося опыта, накопленных знаний, но и развитием творческого потенциала личности своих учеников, их способности и умения преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, создать условия для успешного развития тех, кто способен не только к воспроизводящей деятельности, но и к творческой. Это обусловливает особую социокультурную ценность педагогической деятельности.

Категория ценности прочно вошла в обиход гуманитарных наук, начиная с 60-х годов XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом. Одним из первых исследователей, приступивших к изучению ценностей жизни и культуры, был В.П. Тугаринов. Он разработал систему категорий, в которых отражается основная группа социальных явлений и видов деятельности, выступающих в качестве ценностей.

В обществе любые события значимы, любое явление выполняет особую роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, обусловли­вающие социальный прогресс и развитие личности.

Ценность, согласно В.П. Тугаринову, – это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны лю­дям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в каче­стве нормы и идеала .

Ведущей тенденцией развития современной науки в целом и педагогики в частности является ее обращение к своим мировоззренче­ским основаниям, возвращение ценностной ориентации «человек - выс­шая ценность».

Педагогические ценности различаются по уровню своего сущест­вования, который может стать основой их классификации. Используя это основание, выделим личностные, групповые и социальные педаго­гические ценности .

Социально-педагогические ценности отражают характер и содер­жание тех ценностей, которые функционируют в различных социаль­ных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокуп­ность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирую­щих деятельность общества в сфере образования.

Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогиче­скую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики лично­сти учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценност­ных ориентации. Система ценностных ориен­тации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассими­лированы как социально-педагогические, так и профессионально-груп­повые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной сис­темы педагогических ценностей. Эта система включает:

Ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в со­циальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, при­знание профессии ближайшим личным окружением и др.);

Ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

Ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

Ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (творческий характер профессиональной деятельности педагога, роман­тичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);

Ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и др.).

Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различаю­щиеся по предметному содержанию.

Самодостаточные ценности – это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, пре­стижность, социальную значимость, ответственность перед государст­вом, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. В целях отражен основной смысл деятельности учителя.

Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической дея­тельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, со­держание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности , называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

Ценности-средства – это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объе­диняют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию .

Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с уча­щимися, отличается гуманистической направленностью.

В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества , так как именно в них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества.

Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема – подсистема ценностей-знаний . В нее входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.

Ценности-знания – это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педа­гогических теорий социализации и развития личности, закономерно­стей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др. Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать педагоги­ческие задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.

Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождают друг друга, Это проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., то есть они функционируют как единое целое, что может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей.

Отношение к детству является одной из ценностных характеристик педагогической деятельности. Оно проявляется в понимании человеком, избравшим профессию детского педагога, сущности и ценности детства, сущности отношений «взрослый – ребенок». «Деятельность педагога, способствующая не только обучению, но и развитию, есть деятельность гуманитарная» . Глубинный смысл педагогической деятельности, связанной с миром детства, очень точно выражен в словах Холдена Колфилда из повести Д. Сэлинджера: «Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут. А тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи» . Метафора «стеречь ребят над пропастью во ржи», может быть, точнее всех научных определений выражает смысл педагогической деятельности - быть «хранителем» детства, хранителем ребенка.

Только на этой основе возможно развитие умения осознавать педагогическую ситуацию как «вопрос – ответную», умения вопрошать, сомневаться, осуществлять гуманитарную экспертизу своих действий, своего педагогического опыта.

В современной образовательной ситуации гуманитарная культура педагога приобретает особую ценность. Технологизация образовательного процесса, повышенный интерес к технологиям обучения должны быть тесно связаны с неослабевающим вниманием к гуманитарной сущности педагогической деятельности, всегда ориентированной прежде всего на человека. Профессиональное бытие педагога, педагогическая деятельность диалогичны по своей сути – они отражают неразрывную связь учителя и ученика.

Гуманитарная культура педагога проявляется в осознании им глубокой духовной сущности процессов становления человека, процессов воспитания и обучения. Очень важно, чтобы люди, избравшие своей профессией педагогическую деятельность, понимали философско-мировоззреческий смысл общих целей образования. Речь идет о целях – ценностях культуры, которые С.И. Гессен совершенно справедливо назвал «абсолютными», «безусловными», «целями-заданиями», «задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития» .

Гуманитарная культура педагога проявляется также в способности задавать вопросы самому себе, самостоятельно искать на них ответы. Педагогическая действительность динамична по своей сути, она поворачивается к педагогу всегда новыми сторонами, ставит перед ним все новые и новые проблемы, требующие творческой активности самого субъекта педагогической деятельности. В этой деятельности конкретный педагог испытывает свое состояние души, заданные действительностью вопросы решает как свои вопросы, как свои проблемы.

Ценностные характеристики педагогической деятельности во многом связываются с ее гуманитарной сущностью, с утвердившимся в общественном сознании образом Учителя как носителя духовных, нравственных ценностей, с отношением к его личности как своего рода эталону.

Все это убеждает в том, что профессиональное становление педагога неразрывно связано с его нравственным становлением, что профессиональное педагогическое образование, достижение профессиональной компетентности неотделимо от становления нравственной направленности личности педагога. Соединение высокой образованности, профессиональной компетентности и нравственной направленности личности педагога является интегральным основанием для определения сущностных ценностных характеристик этой части гуманитарной интеллигенции.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «педагогическая дея­тельность».

2. Перечислите и прокомментируйте важнейшие ха­рактеристики деятельности.

3. Охарактеризуйте основные подходы к формиро­ванию цели педагогической деятельности.

4. Дайте характеристику связей между структурными элементами деятельности (по А.Н. Леонтьеву).

5. Каковы условия эффективной педагогической дея­тельности?

6. Как понимать выражение «совокупный субъект педагогической деятельности»?

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

2. Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. М., 1978. С. 103-104.

3. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М., 1995. с. 32, 33

4. Давыдов В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. С. 151.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения, М., 1986. С. 134.

6. Зинченко В.П. Живое Знание: Психологическая педагогика. – Самара, 1998. с. 118.

7. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Серия «Педагогическое образование. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 224 с. С. 15.

8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М., 1983. Т. 2. С. 156.

9. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие // Под ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1980. С. 112.

10. Мижериков В.А. , Ермроленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288 с. С. 91.

11. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М. 1998. С. 69.

12. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

13. Селинджер Д. Над пропастью во ржи: Пер. с англ. – М., 1967. с. 137.

14. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. М, 1999. С. 41–42.

15. Словарь практического психолога. / Сост. СЮ. Головин. Минск, 1997. С. 120ю

16. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 165.

17. Теоретико-методологические основы развития профессиональ­ной деятельности учителя: Монография / О.П. Морозова, В.А. Сластенин, Ю.В. Сенько и др. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. – 546 с.

18. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л., 1968. - 412 с.,