Приемы целеполагание сотрудников в бизнесе. Эффективное целеполагание

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАЛЕНИЯ»

Целеполагание и планирование в организации

Выполнил___________________________

Принял: ТОМОРАДЗЕ И. В.


Введение

1. Планирование

2. Целеполагание

3. Стратегическое планирование

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

С чего начинается работа любого менеджера? Для того чтобы эффективно управлять организацией необходимо, прежде всего, иметь четкое и непротиворечивое представление о том, куда мы идем, и почему мы идем именно этим путем. Это «представление» есть результат того, что принято называть планированием.

Планирование – это важнейшая функция управления осуществляется путем составления планов работы организации, ее составных частей и работников. Основой в этом процессе является целеполагание – выбор целевых установок, обеспечивающих движение в заданном направлении. Стратегическое планирование задает направление для всей системы планов организации на рассматриваемый период времени.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Процесс планирования состоит из следующих стадий: установление целей, распределение ресурсов, доведение планов до работников. Планы классифицируются по длительности планового периода и уровням организационного планирования.

Постановка целей – целеполагание – является важнейшим исходным моментом планирования. Целевая функция осуществляется через ряд этапов, каждый из которых соответствует тому или иному типу целевой установки: миссия, видение, цель. Первым этапом является разработка или уточнение миссии организации, выражающей философию и смысл ее существования. Видение организации разрабатывается на конечный длительный период и отражает представление о том, какой должна стать организация по истечении этого периода.

Цели организации – это наиболее конкретное выражение миссии и видения в форме, доступной для управления процессом ее реализации. Постановка этих целей осуществляется в соответствии с выработанными теорией и практикой управления принципами. Существует множество различных способов классификации целей. Каждый из них описывает специфику разрабатываемых целей. Между всеми целями существует тесная связь и взаимообусловленность, что позволяет рассматривать их как систему целей организации – дерево целей.

Стратегическое планирование, возникшее в 60-х гг. XX в., постоянно развивалось. В настоящее время планирование в организации осуществляется на нескольких уровнях.

После постановки миссии, разработки видения организации и анализа стратегического профиля, необходимо определить продолжительность стратегического периода в рамках рассматриваемого видения и поставить соответствующие стратегические цели. Анализ внутренней и внешней среды позволяет сформулировать альтернативы и выбрать оптимальную стратегию развития организации на данный период.


1. ПЛАНИРОВАНИЕ

Что понимается под планированием? Это процесс, который включает определение целей и задач организации и разработку всеобъемлющей иерархической структуры планов для объединения и координации всей деятельности компании.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, её подразделений, функциональных подсистем, отделов и служб.

Планирование не всегда рассматривается как отдельный вид деятельности. Зачастую оно рассматривается в рамках стратегического планирования и формирования стратегии. Тем не менее, стратегическое управление и планирование не охватывает само по себе все вопросы планирования.

Цели планирования.

1. Определение направления развития компании. Отсутствие единого направления делает развитие практически невозможным. В лучшем случае развитие будет проходить случайно и непостоянно, противореча планам и намерениям менеджмента.

2. Снижение влияния всевозможных изменений внешней и внутренней среды. Планы позволяют предусмотреть соответствующие изменения во внешней и внутренней среде и заранее подготовиться к негативным изменениям и максимально эффективно использовать позитивные.

3. Сведение к минимуму потерь от нерационального использования рабочей силы и ресурсов. Планы позволяют рационализировать использование всех видов ресурсов. Это следует, в частности, из того, о чем было замечено выше. Единая система планов предусматривает наиболее короткий путь к заданной цели.

4. Установление стандартов, пригодных в дальнейшем на этапе контроля. Правильно составленные планы предполагают возможность эффективного контроля их выполнения.

Планирование как процесс включает в себя следующие этапы.

1. Установка целей и задач. Этот этап связан с определением, правильной постановкой и систематизацией целей организации. Если в организации осуществляется стратегическое планирование, то дальнейшая декомпозиция основных целей уступает место разработке стратегии.

2. Разработка стратегий, программ и планов для достижения целей. Стратегия, как способ и средство достижения поставленных целей определяет дальнейший процесс планирования. На этом этапе уточняются цели и задачи, формируются способы их достижения

3. Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам. Эта стадия процесса планирования, как и следующая,представляют собой непосредственную границу, собственно, планирования и организации выполнения планов. Здесь определяется материальная сторона дела.

4. Доведение планов до всех, кто их должен выполнять, кто несет ответственность за их реализацию. Это необходимое условие успешного планирования. На практике много планов не выполняется правильно именно по причине искаженных или отсутствующих представлений работников организации о средствах и способах достижения поставленных целей. Этот этап граничит с функцией мотивации.

Многообразие целей организации приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. Классификация всей совокупности планов организации производиться по длительности планового периода и по структурным составляющим организации.

По длительности планового периода различают стратегические, тактические и оперативные планы.

1. Стратегические. Эти планы связаны с разработкой направлений развития организации и стратегическими целями. Подробно о стратегическом планировании пойдет речь ниже. В данном случае планирование охватывает период времени, как правило, 3–5 лет.

2. Тактические. Тактические планы составляются на среднесрочный период, примерно до 1 года. Выполнение тактических планов необходимо для реализации стратегических планов.

3. Оперативные. Этот вид планов связан с ежедневной работой, постановкой оперативных задач, выполнением, анализом ситуации и т.д.

По структурным составляющим организации планы разделяют на планы по организации в целом, планы структурных единиц и функциональных подсистем.

1. Планы по организации в целом. Такие планы разрабатываются высшим менеджментом организации и обязательны к выполнению всеми ее подразделениями

2. Планы структурных единиц. Это могут быть планы независимых бизес-единиц, центров прибыли, более или менее самостоятельных подразделений организации, определяющих самостоятельно направления реализации общих планов организации.

3. Планы функциональных подсистем. Это низший уровень организационного планирования. В этом случае планы составляются по функциональным подсистемам организации – таким как производственная, финансовая, сбытовая и т.п.

Таким образом, планирование является необходимой стадией процесса управления. Оно позволяет определить направление развития компании, снизить затраты и рационализировать использование всех ресурсов в организации. Ядром планирования является целеполагание. Помимо целеполагания, процесс планирования включает разработку стратегий, программ и планов реализации поставленных целей, определение необходимых ресурсов и доведение планов до исполнителей.

Планы можно разделять по критерию длительности планового периода и по структурным составляющим организации. Все планы взаимно увязаны друг с другом и представляют из себя единую систему планов организации.


2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Целеполагание – установка целей, основа планирования. Существует 3 типа целевых установок: миссия, видение и, собственно, цель.

Миссия определяет то, для чего создана и существует организация, придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Миссия – это заявление, отражающее интересы общества, владельцев и персонала предприятия, дающее общее представление о сфере деятельности, общих принципах работы и т.п.

Миссия – смысл существования организации.

Потребность в определении миссии организации появилась в 70-х годах, когда нужно было кратко охарактеризовать организацию и ее основные отличия от других, когда нужно было найти исходную точку стратегии организации. Введение этого понятия в широкий оборот обусловлено следующими основными причинами:

1) повысилась роль общественного, государственного политического и др. контроля над деятельностью организаций;

2) владельцы организаций осознали, что только их цели или только прибыль не могут более быть основной целью организации;

3) в условиях перенасыщенного рынка от организации потребовалось определение ее «индивидуального лица»;

Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение. И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, от того, на что не нужно.

Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.

Понятие целеполагания

Принципиальным вопросом после анализа собственных временных трат становится вопрос «Как изменить сложившуюся ситуацию?» Это трудно сделать без размышлений, ведь если мы потратили на что-то своё время, то это значит, что в тот момент мы представляли это дело как важное, нужное — а что делать с таким представлением, не всегда понятно.

Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела — значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Ещё одно определение гласит: цель — это мысленная модель желаемого результата, идеальный образ будущего. Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче — стоит просто задать вопрос «поможет ли мне это в достижении цели?». Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.

Как сделать так, чтобы цель была хорошо поставлена? Нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания — сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение: это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований (например, параметров отклонений).

Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:

Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.

В основе любой человеческой деятельности лежит определённая потребность, проблема либо возможность, которые покоятся на фундаменте определённых жизненных ценностей (мета-целей) личности. Потребности и проблемы могут не осознаваться, в то время как возможности должны быть предварительно замечены. Все они ведут к возникновению определённого мотива — вопреки распространённому определению («мотив есть осознанная потребность»), он не обязательно осознаётся человеком. Словарь практического психолога даёт такую характеристику: «Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа». Отдельно можно говорить о существовании мотивировок — сознательных доводов в пользу того или иного мотива.

О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек , проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.

На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.

Наша задача — сделать этот процесс управляемым, а значит, изучить возможные способы целеполагания.

Упражнение 2.1

Из предложенного списка выберите, пожалуйста, от 5 до 7 ключевых ценностей вашей жизни. Если предложенного списка недостаточно, то придумайте свои.


Упражнение 2.2

Составьте иерархию ваших ценностей. Подумайте, какие из них могут вступить в конфликт друг с другом и как вы его разрешите.

Способы целеполагания

Существуют следующие основные способы целеполагания:

Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения. Можно предположить, что это единственный способ целеполагания, который «автоматически» встроен в каждого человека. Так происходит потому, что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их «проявление» означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.

«Изобретение» целей представляет собой «экспериментальный» процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается, когда вы принимаете важное решение («найти себе хобби по душе»), но не знаете, как конкретно его реализовать. В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше. При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.

Метод «вычисления» цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива («хочу, чтобы у меня была машина») нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы. Необходимо понимать, что цели могут быть разными — «заработать на покупку личного авто», «выпросить автомобиль у мужа», «выиграть автомобиль в лотерею» и даже «украсть у соседа по двору» (шутка). Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели. Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели (см. пример ниже).


Итак, результатом нашего вычисления становится цель «выпросить автомобиль у мужа». Соответственно, становится понятным и то, как эту цель достигать. Тем не менее, нельзя не отметить громоздкость данного способа, сложность подбора и оценки критериев и т.п. Кроме того, как отмечает С. И. Калинин, «попытки «выбрать жениха по Гоголю, приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу». Однако, может, вам повезёт?

Наконец, метод «выбор и предписание». Этот метод подразумевает, что у нас уже есть определённое количество кем-то поставленных целей, и нам необходимо всего лишь выбрать одну из них в качестве своей и «предписать» для себя её выполнение. По сути своей, это способ подражания кому-либо и попытка действовать по уже известному алгоритму. Примером такой ситуации может стать постановка цели молодого человека, заканчивающего обучение в школе: мама хочет, чтобы сын стал писателем, отец желает видеть его в качестве юриста, а дедушка и бабушка видят во внуке перспективного металлурга. Не желая выбирать либо не имея такой возможности, молодой человек всегда может выбрать одну из целей, «заготовленных» для него родными, и стремиться к её достижению — так, как будто эта цель была выбрана им самим. Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, хотя подходит он далеко не всем (можно вспомнить фильм «Трасса 60», где главному герою отец прочит карьеру юриста, но, в конце концов, герой отказывается от навязанной ему отцом цели).

На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым. Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание. Так, в примере выше («хочу, чтобы у меня была машина») может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство — например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.

Методы постановки целей

3.1. SMART

Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого. Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?). Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:

  • Specific (конкретная) — цель должна быть конкретной, т.е. должна указывать на то, что именно необходимо достигнуть;
  • Measurable (измеримая) — содержит указание на то, как измеряется результат. Если цель количественная, то необходимо указать целевую цифру («продажи на 5% больше», «купить iPhone 5S менее чем за 15000 рублей» и т.п.), если качественная — установить эталон («автомобиль не хуже S-класса», «такие же часы, как у Стаса Михайлова»);
  • Achievable (достижимая) — поставленная цель должна быть реальной; кроме того, должен быть понятен механизм её достижения и он также должен быть реален;
  • Relevant (релевантная, актуальная) — необходимо понимать, что выполнение цели актуально и действительно необходимого для достижения желаемого;
  • Time-bound (ограниченная во времени) — цель должна иметь чётко определённые границы времени её достижения.

Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в .

Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:

  1. максимальное уточнение результатов (S);
  2. обоснование цели как необходимой, релевантной (R);
  3. прогнозирование и оценка степени достижимости цели (A);
  4. выбор критериев оценки цели и целевых показателей (M);
  5. для максимально уточнённой цели выбирается срок исполнения (T).

Упражнение 2.3 от Брайана Трейси

Возьмите лист бумаги и напишите десять целей на следующий год так, как будто бы они уже реализовались (например, «я купил себе новую Ferrari 458 Italia в бутике на Третьяковском проезде»), а затем выберите из них ту, которая наибольшим образом изменила бы вашу жизнь. Обведите её, а затем выпишите её на отдельном листе и проработайте по критериям SMART.

Упражнение 2.4

Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?

3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:

  • определение абстрактного уровня («рамки») будущей цели путём:
    — прояснения системы ценностей за счёт выделения конкретных ценностей (мета-целей);
    — определения ключевых областей жизни, на которые распространяется их влияние;
    — выяснение правил, определяющих характер этого влияния.
  • конкретная цель специфицируется так, чтобы не противоречить существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам; обеспечение соответствия ценностям;
  • планирование конкретного уровня достижения целей: текущие дела проверяются на соответствие мета-целям (в отличие от SMART-подхода, когда исходная цель декомпозируется до отдельных задач);
  • определение временного масштаба, в который планируется обеспечить достижение цели — «за неделю», «в этом году» и т.п. (в отличие от точных сроков SMART);
  • разделение дел на «жёсткие» (привязанные к определённым датам и времени) и «мягкие» (планируемые во временном масштабе и с учётом системы контекстов);
  • все дела распределяются по зонам внимания — стратегической, оперативной и тактической (им соответствуют масштабы времени в один год, одну неделю и один день).

На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.

3.3. Метод «цели — ценности»

Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:


Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.

Упражнение 2.5

К какому способу постановки целей относится метод «цели — ценности»?

Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

1. Технология (это понятие шире, чем понятие методов, данное в названии главы, м. б., перенести его туда?) целеполагания при принятии решений. (м. б., этот заголовок сделать по аналогии с параграфом 1 главы 2.3: Целеполагание: методы и место в принятии решения?)

2.Типология методов формирования множества альтернатив.

3. Методы активизации творческого мышления (м. б., чтобы связать с темой главы, добавить: для поиска новых альтернатив).

4. Классификационные методы (добавить: генерирования альтернатив?).

§1.Технология целеполагания при принятии решений

Постановка целей занимает важнейшее место в процессе разработки решений, являясь одним из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования любой системы управления.

Формирование и выбор целей являются следующим этапом процесса принятия решения после этапа анализа и диагностики проблемы.

Под целью понимается идеальное или желаемое состояние объекта управления или проблемной ситуации, на достижение которого направлен процесс принятия решения.

Цели, направленные на ликвидацию проблемной ситуации, можно классифицировать по ряду оснований.

      По степени значимости выделяют стратегические и тактические цели.

Стратегические цели формируются при определении долговременного развития объекта управления, организации или проблемной ситуации, а тактические - при решении оперативных задач управления.

      Цели также различаются как траекторные и точечные.

Траекторные , или направляющие цели, определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. Например, цель «увеличение прибыли предприятия» траекторная. Точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата, например, обеспечить прибыль предприятия в текущем году в размере 75 млн. долл.

      Цели различаются по уровню иерархии.

Если целью 0-го уровня можно считать генеральную цель, например, «получение прибыли», то целями 1-го уровня будут «введение нового товара», «снижение издержек», «повышение квалификации сотрудников». Цели 1-го уровня, в свою очередь, могут быть представлены в виде совокупности целей 2-го уровня.

Сформулированные цели должны удовлетворять определенным требованиям:

Комплексность. При постановке цели необходимо ориентироваться на будущее состояние объекта по всем аспектам проблемной ситуации. Например, добиваясь высокого качества продукции, нельзя забывать о ее цене или забывать о социальных аспектах работы организации.

Системность. Состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация, должно обеспечиваться соответствующими механизмами на всех этапах управления. Иными словами, при формировании целей должны предусматриваться все составные элементы системы управления объектом и факторы проблемной ситуации, необходимые для обеспечения эффективного достижения поставленных целей.

Согласованность . Цели не должны противоречить друг другу. Если имеются конкурирующие цели, то должна быть определена оптимальная последовательность их реализации.

 Если среди целей организации встречаются противоречащие друг другу цели (например, стремление обеспечить максимальный объем производства и минимизировать затраты), то необходимо найти эффективное компромиссное решение. В качестве такого компромиссного решения может, например, выступать цель «максимизировать объем производства при заданном уровне затрат» или «минимизировать затраты при заданном уровне производства».

Достижимость. Состояние объекта управления или проблемной ситуации, на достижение которого направлен процесс принятия решения, должно быть реальным при складывающейся ситуации и существующих тенденциях ее изменения.

Конкретность. Цель, поставленная ЛПР, не должна быть расплывчатой, а должна предполагать для своей реализации определенные управленческие действия.

Гибкость. Цель должна быть сформирована таким образом, чтобы оставалась возможность ее корректировки в случае изменения внутренних и внешних условий.

Приемлемость. Сформированные организационные цели должны быть приемлемы для основных субъектов, определяющих деятельность организации и функционирование объекта управления, а также для тех, кому предстоит обеспечивать достижение поставленных целей.

Иерархичность. Иерархичность в целеполагании при принятии решения определяется соподчиненностью, развертываемостью и взаимной полезностью целей. 43

Соподчиненность целей обусловливается иерархическим построением систем, а также наличием иерархии по времени и важности (значимости). Цели подсистем вышестоящего уровня обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня. Поэтому цели управления формируются последовательно сверху вниз, начиная с целей всей системы и заканчивая целями ее отдельных элементов.

Развертываемость состоит в том, что каждая цель данного уровня делится на подцели более низкого уровня.

 Например, цели администрации муниципального образования развертываются в цели сфер управления администрации (социальная, градостроительство и архитектура, финансовая, организационная и т.д.), цели сфер управления - в цели отдельных структурных подразделений (комитет здравоохранения, комитет по управлению имуществом города, комитет по охране окружающей среды и т.д.).

Соотносительная важность целей заключается в том, что цели одного и того же уровня имеют различное значение для достижения цели более высокого уровня. Это позволяет ранжировать цели по степени важности, количественно определять их соотносительную важность через коэффициент значимости.

Свойства иерархичности целей нашли свое отражение в важнейшем методе структуризации целей – дереве целей.

Метод «дерево целей» - метод логической структуризации целей, направленный на установление полного набора целей ликвидации проблемной ситуации, состоящего из генеральной цели и подцелей, ее реализующих. При этом подцели должны отображать конечные желаемые состояния всех сфер функционирования объекта исследования.

Построение дерева целей начинается с формирования главной цели. Каждую цель более высокого уровня можно представить как самостоятельную систему, включающую в себя цели более низкого уровня (подцели) как ее элементы. При этом необходимо установить полный состав подцелей. Цель первого уровня может быть расчленена на цели второго и последующих уровней (рис. 2.2.1.).

Рис. 2.2.1. - дерево целей

Каждая из подцелей может быть разложена на составляющие цели таким образом, чтобы прямое произведение (конъюнкция (логика «и»)) этих подцелей определяло вышестоящую цель. Таким образом, возможно построение логически упорядоченной системы целей, при которой цели нижележащего уровня можно также считать средствами для достижения целей вышележащего уровня.

Инструментом, с помощью которого осуществляются систематизация и упорядочение целей системы с отображением их внутренней взаимосвязи и логических соотношений, является структурная модель, в которой исходное понятие разлагается в многоуровневую иерархию составляющих его элементов.

Иерархическая структура целей дает возможность отразить с помощью дедуктивно-логической модели весь круг задач, которые требуется решить для достижения генеральной цели, постепенно их детализируя и переходя к системам, подсистемам и элементам. В таблице 2.2.1. показана взаимосвязь уровней планирования и целей.

 Таблица 2.2.1. – Взаимосвязь уровней планирования и дерева целей 44

Уровень планирования

Уровень целей

Характеристика целей

1.Цели и задачи

0 – цель решения проблемы

1 – главные сферы реализации цели

2 – задачи

Коммерческие, социальные, политические цели

Основные направления реализации цели

Основные задачи

2.Средства

Пути и способы решения

3.Элементы средств достижения целей

5 – виды деятельности, обеспечивающие выполнение заданий

6 – элементарные действия

Комплексы и единичные действия

Использование деревьев целей можно найти в методах ПАТТЕРН, прогнозного графа Глушкова, они являются основой программно-целевого подхода. Грамотно выделить цели различных уровней позволяет SWOT-анализ и матрица SWOT-анализа.

Построение «дерева целей» включает 2 этапа:

      Схематичное отображение процесса разложения генеральной цели на подцели (собственно построение «дерева целей»);

      Последующая количественная оценка относительной важности подцелей (важность подцелей по отношению друг к другу оценивается на втором и последующих уровнях с помощью метода ранжирования).

 При ранжировании каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий ее относительную важность для достижения цели более высокого уровня. При взвешивании устанавливается коэффициент значимости каждой цели в долях единицы или в процентах по отношению к цели более высокого уровня и по отношению к главной цели. Сумма коэффициентов значимости целей каждого уровня должна быть равной 1, или 100%.

Признаком завершения построения дерева целей является формулировка таких целей, которые не подлежат дальнейшей декомпозиции и дают конечные результаты, определенные главной целью.

Логическим продолжением построения дерева целей является дерево решений, еще один метод логической структуризации на этапе целеполагания и определения альтернатив. По мере перехода задач «дерева целей» к конкретным способам, операциям и мероприятиям, дерево целей «преобразуется» в «дерево решений».

После определения наиболее важной подцели посредством присвоения коэффициентов относительной важности становится очевидным, какая из подсистем становится объектом дальнейшего изучения и основой построения «дерева решений».

В самом общем виде под деревом решений понимаютсхематичное представление процесса принятия управленческих решений по определенной проблеме, изображаемое графически в виде древовидной структуры.

Метод «дерево решений» – это метод структуризации, направленный на получение развернутого перечня работ, которые должны быть выполнены или перечня решений, которые должны быть приняты, чтобы поставленные цели были достигнуты. Это диаграмма, описывающая процесс принятия решения и последствия выбора каждой из возможных альтернатив. На ней одновременно могут приводиться вероятности рисков и затраты или доходы от выбора каждой логической последовательности событий и будущих решений. Если «дерево целей» отвечает на вопрос «что?», то «дерево решений» на вопросы «как?» и «каким образом?».

Ведущим логическим принципом при построении дерева решений является логика «или» (дизъюнкция) или принцип альтернативности и взаимоисключения в выборе элементов, что означает, что к реализации принимается только один наиболее эффективный, предпочтительный из числа элементов, детализирующий элемент более высоко уровня.

Альтернативность бывает полной или частичной.

Частичная альтернативность - логика и/или , которая характеризуется представлением на одном уровне элементов, которые удовлетворяют требованиям частичной альтернативности и состязательности.

Дерево решений дает обзор всего множества альтернатив решений и обеспечивает проверку его полноты. Существует столько альтернатив решения, сколько ветвей на дереве. Альтернативы решения становятся все более конкретными, по мере того, как ветвление продвигается вниз. Принцип ветвления вариантов решения представлен на рис. 2.2.2.

Рисунок 2.2.2. – Дерево решений

В представленной структуре дерева решений уровни обозначаются следующим образом:

    Уровень Р – цель решения;

    Уровень А – альтернативы решения;

    Уровень С – способы решения

    Уровень М – конкретные работы и мероприятия.

Таким образом, отдельную группу методов, направленных на формирование вариантов и альтернатив решения составляют методы «дерева целей» и «дерева решений». Важность метода «дерева целей» как способа целеполагания при принятии решения заключается в том, что данная технология является основой для последующего формирования альтернативных вариантов решения.

Задание 1. В чем заключается отличие методов «дерево целей» и «дерево решений». Выделите параметры отличия и заполните таблицу.

Процесс управления любой системой предполагает целеполагание и планирование. Иными словами, постановку целей и принятие решений.

Основой планирования выступает целеполагание – это определение точных задач, и обеспечивающих движение в заданном векторе.

Стратегическое планирование — это ориентир этих задач на конкретный отрезок времени. Здесь можно выделить две стадии:

  • Определение цели
  • Распределение имеющихся ресурсов

Применение планирования позволяет установить четкие цели. И своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны. Также, это обеспечить контроль над ситуацией.

Что такое планирование цели? Из каких этапов оно состоит? Что такое план и каких типов он бывает? Какие есть методы планирования? Как планировать самореализацию? И какие есть результаты планирования?

Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности.

Целеполагание направлено на увеличение уровня жизненной энергии. Еще, это самый мощный мотивирующий фактор! Целеполагание минимизирует или полностью снимает уровень тревожности и уменьшает неопределенность.

Главным средством для последовательного определения наиболее полезных целей и их достижения является планирование.

Планирование цели — это процесс анализа текущей деятельности. Формирования плана действий и оптимального распределения ресурсов для достижения поставленной цели.

Процесс планирования цели состоит из следующих этапов:

1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Нужно сделать наиболее полное, ясное, понятное описание желаемого состояния, требуемых ресурсов и результатов.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ

На этом этапе, нужно определить все необходимые действия, которые гарантированно приведут к цели. И их последовательность – стратегию.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

В плане обязательно нужно описать потребности. Ресурсы требуемые для успешного выполнения всех запланированных действий.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Чтобы контролировать процесс достижения цели и определить, приближение или отдаление цели. Нужно описать ее качественные и количественные показатели.

5. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты всех предыдущих этапов нужно материализовать – записать на внешнем носителе, бумаге, компьютере. Это позволяет видеть всю «карту» сверху, отмечать текущее состояние и быстро определять следующие шаги.

Планирование и план

Основное назначение планирования – это определение возможных действий для достижения цели. Прогнозирование последствий и их выполнение, а также выбор наилучшего пути к цели. Результатом планирования, является план действий.

План — это описание последовательности действий, условий их выполнения, требуемых ресурсов, правил их использования. И подцелей, реализация которых позволяет достичь поставленной цели.

Целеполагание и планирование, позволяет не только определить наилучший путь достижения цели. Но и значительно сэкономить ресурсы, например:

  • Время — установлено, что всего 10 минут в день на планирование. Экономит в среднем 2 часа при выполнении тех же дел;
  • Энергия — вы. будете выполняться только полезные дела;
  • Отношения — распределение дел между домочадцами или делегирование;
  • Финансы — можно наглядно распределить, доход и расход денег.

Таким образом, целеполагание и планирование, позволяет сделать процесс самореализации последовательным. А план, помогает определять оптимальные шаги для успешного и эффективного достижения жизненной цели.

Основные типы планов:

Абстрактно опишите главные результаты, которые нужно создать за свою жизнь.

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Это наиболее сложные, важные и полезные цели для самореализации. На их достижение может тратиться большая часть ресурсов, а результаты непосредственно связаны с миссией жизни. Для таких планов очень сложно спрогнозировать сроки.

3. ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Является частью определенного стратегического плана и зависят от него. У таких планов, точно известен конечный результат. И можно установить примерный срок реализации.

4. ОПЕРАТИВНЫЕ ПЛАНЫ

Это цели, у которых известен и результат, и путь достижения. Результаты реализации этих планов дают ресурсы для тактических и стратегических целей. Для таких планов можно устанавливать достаточно точные сроки.

Методы целеполагания и планирования

Вопрос, почему мы часто не достигаем поставленных целей? Почему, мы вместо намеченного результата получаем что-то совершенно другое? Существующие методы целеполагание и планирование, рассматривают прежде всего, технику достижения цели.

Планирование по системе Франклина

Многие менеджеры и руководители западных компаний с успехом используют систему планирования. Создание которой приписывают Бенджамину Франклину. Те, кто применяют эту систему на практике, отмечают, что она помогает значительно повысить эффективность работы. За счёт более эффективного управления временем, и за счёт планирования самой работы.

В отличие от систем, строящихся на основе учета уже потраченного времени. Система Франклина «направлена вперёд» — она работает с тем, что должно быть сделано. Глобальная задача дробится на подзадачи, т.е. — на ещё более мелкие подзадачи.

Визуально, эту систему можно отобразить в виде ступенчатой пирамиды. А процесс её применения — как процесс строительства этой пирамиды:


КАК НА ПРАКТИКЕ ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС «СТРОИТЕЛЬСТВА ПИРАМИДЫ»?

1. Сначала, укладываем массивное основание пирамиды, служащее опорой для всех остальных этажей. Человек определяет свои жизненные ценности (грубо говоря, то, чего он хочет от жизни).

Для одного — это материальный достаток и уверенность в завтрашнем дне. У другого — благополучная семья, любящая жена и счастливые дети. Третий — хочет славы и высокого социального статуса. Четвертый — власти. Для пятого — познание.

Этап определения жизненных ценностей, является наиболее важным в построении пирамиды. Если на этом этапе будет допущена ошибка.

Например, человек выберет «познание» и «служение людям». Хотя на самом деле, для него важны в первую очередь «известность» и «высокий социальный статус». То, впоследствии его неизбежно постигнет разочарование.

Итак, первым делом, надо составить список жизненных ценностей. Причём, не надо бояться потратить на это слишком много времени, здесь важно хорошо подумать. Также, необходимо убедиться, что выбранные ценности не противоречат друг другу.

2. Следующий этап — построение второго этажа пирамиды, опирающегося на первый. Исходя из составленного списка ценностей, человек должен решить, чего он хочет добиться.

Например, если кто-то считает, что для него наиболее важны «известность», «власть» и «высокий социальный статус». Он может решить, что он хочет стать президентом.

Надо поставить перед собой глобальную цель. Важно убедиться, что выбранная цель, действительно отвечает всем жизненным ценностям из предыдущего этапа.

3. Третий этап пирамиды опирается на второй. Составляется генеральный план — что по большому счёту, необходимо, чтобы достичь поставленной на предыдущем этапе цели?

Например, для того, чтобы стать президентом. Надо сперва, стать губернатором или мэром одного из городов. Иметь партийную и/или финансовую поддержку. Быть известным публике оратором.

Иметь незапятнанную репутацию. Быть солидным женатым человеком. Надо получить высшее образование в престижном учебном заведении и т.п. Так и пишется план. Поставив перед собой цель, следует составить генеральный план достижения цели.

4. Четвёртый этаж пирамиды — долгосрочный (на несколько лет) промежуточный план. С указанием конкретных целей и конкретных сроков. Весьма важно указать, достижению, какого именно пункта генерального плана, способствует достижение, данной цели.

Ещё более важно, указать конкретный срок. Например, если человек планирует стать президентом и знает, что для этого нужно иметь высшее образование. Он может включить в свой пятилетний план следующий пункт.

«До конца 20хх года закончить с отличием Гарвардский Университет по специальности ‘социология и политология’. Это, во-первых, даст мне требуемое высшее образование. И, во-вторых, я смогу завести знакомства с важными для меня людьми».

Итак, следует составить план на ближайшие 4-5 лет. Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать в ближайшие годы для достижения целей, намеченных в генеральном плане?»

В плане, важно указать конкретные цели и конкретные сроки с точностью до нескольких месяцев. А также указать, какому пункту генерального плана отвечает достижение данной цели.

5. Пятый этаж — краткосрочный (на срок от нескольких недель до нескольких месяцев) план. Глядя на долгосрочный план. Необходимо, спросить себя: «Что я могу сделать в ближайшие недели или месяцы. Чтобы достичь той или этой цели?»

Пункты долгосрочного плана разбиваются на более конкретные задачи. Например, если в долгосрочном плане стоит пункт: «Окончить Гарвардский Университет».

То в краткосрочный план войдут такие пункты. Как — «Подать документы в Гарвардский Университет», «Пройти курсы по подготовке к экзаменам» и т.п.

Следует составить план на срок от 2-3 недель до 2-3 месяцев. И, как и на предыдущем этапе, указать конкретные сроки с точностью до нескольких дней.

6. Наконец, шестой этаж пирамиды — это план на день. Составляется он, как нетрудно догадаться, на основе краткосрочного плана. Малые задачи решаются целиком за один день, более крупные разбиваются на подзадачи.

Например, задача «Подать документы в Гарвардский Университет» разбивается на такие подзадачи. Как — «Выяснить, какие документы и кому надо подать».

«Оформить необходимые документы». «Отослать документы» и «Убедиться, что документы получены». Каждую из задач, можно назначить на какой-то определённый день.

Обычно план на день, не составляется за день, до следующего дня. А складывается из списка различных дел. Которые были назначены на этот день в течение нескольких предыдущих недель.

Зачастую в него, также вносятся коррективы в течение дня. Составляя план на день, желательно указать время выполнения для каждой задачи.

Целеполагание и планирование деятельности

Жизнь современного человека такова, что приходится все время «крутиться». Поэтому, всегда много дел, которые надо сделать срочно. Как же с этим справиться?

Прежде всего, важно быть честным перед собой. Признать, что все равно на все дела времени не хватит. Но, скорее всего, вы можете достичь весьма неплохих результатов, хорошо выполняя только некоторую часть дел.

Поэтому, вам стоит научиться «сортировать» дела по степени необходимости их выполнения, расставлять приоритеты. Тогда, вы сможете выбирать, какие именно дела стоит сделать за доступное вам время.

Матрица Эйзенхауэра в планировании

Предложенное Дуайтом Эйзенхауэром правило, является простым вспомогательным средством. Особенно для тех случаев, когда надо быстро принять решение относительно того, какой задаче отдать предпочтение.

Согласно этому правилу, приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

Важность дела определяется тем, насколько результат его выполнения влияет на ваш бизнес/работу. Срочность — тем, насколько быстро надо выполнить это дело.

В зависимости от срочности и важности, Эйзенхауэр предложил 4 категории приоритетности дел:


Матрица Эйзенхауэра

1. Срочные/важные дела. Это такие дела, что если, несвоевременное выполнение приведет к значительному ущербу для вашего бизнеса. За них следует приниматься немедленно и самому их выполнять.

2. Менее срочные/важные задачи. Их не надо выполнять срочно, они, как правило, могут подождать. Сложности здесь возникают тогда, когда эти задачи рано или поздно превращаются в срочные.

И должны быть лично вами разрешены в кратчайшие сроки. Поэтому перепроверьте степень важности и попробуйте задачи этого типа полностью или частично поручать своим сотрудникам или делегировать .

3. Срочные/менее важные дела. Здесь существует опасность попасть под “тиранию” спешности. И в результате целиком отдаться решению конкретной задачи, потому что она срочная.

Если задача является не столь важной, то она должна быть в любом случае делегирована. Поскольку для ее выполнения не требуется каких-либо особых качеств.

4. Менее срочные/менее важные задачи. Очень часто дела этой категории оседают на письменном столе, и без того заваленном бумагами.

Если, вы вдруг начинаете заниматься этими делами, забывая о задачах первой категории. То вам не следует жаловаться на перегрузку работой. Даже ваши подчиненные не должны приниматься за задачи этой группы.

Технологии целеполагания и планирования

Целеполагание и планирование, лучше использовать проверенные технологии. Несмотря на очевидные преимущество SMART-технологии, она эффективно только в том случае.

Когда известны начальные условия постановки цели и есть осознанное понимание желаемого образа.

Технология SMART

Само слово «smart» в переводе с английского означает «умный». Но применительно к данной методике, оно представляет собой аббревиатуру. В которой каждая буква, является обозначением одного из критериев постановки целей.

S - SPECIFIC - конкретная

Цель должна быть, в первую очередь, конкретной, она должна быть ясной и четко сформулированной.

M - MEASURABLE - измеримая

В том случае, если у цели нет параметров, которые можно измерить. То будет очень не просто определить, достигнута ли она. Другими словами, важно решить, что может быть мерилом достижения вашей цели.

A - ACHIEVABLE - достижимая

То есть, вы должны иметь какие-то свои ресурсы, способности, чтобы достичь своей цели.

R - REALISTIC - реалистичная

Достижение вашей цели должно быть реально. Необходимо объективно оценивать все имеющиеся для этого ресурсы. Если вы понимаете, что достижение вашей цели не совсем реально. То такую цель лучше перед собой не ставить или попытаться разбить ее на подцели.

T - TIMED (TIME RELATED) - определенная во времени

В том случае, когда нет конкретных сроков - нет и конкретной цели. Соответственно, неясен будет и результат.

Целеполагание и планирование: анализ и контроль

Целеполагание и планирование, всегда используют успешные люди. Для личностного и профессионального развития. Чтобы система управления, нормально функционировала, она должна состоять из замкнутого цикла управления. И включать в себя следующие элементы:

  • Постановку целей
  • Планирование действий и назначение ответственных за их исполнение
  • Исполнения намеченных действий
  • Контроля за результатом
  • Анализа полученных результатов
  • Формирование управленческого воздействия
  • Корректировка планов (целей)

Если данный цикл управления не налажен. Тогда, можно констатировать тот факт, что полноценного управления у вас нет. Для реализации замкнутого цикла управления своей деятельностью, необходимо организовать вышеприведенную цепочку управления.

Популярное на сайте:

Как найти себя в жизни понять чем заниматься

Большинство людей не знают, как найти себя в жизни, для чего они...

Представьте жизнь приложения при отсутствии у него цели: про него забывают, перестают развивать, поддерживать. Плюс ко всему, бесцельный проект непонятен не только разработчикам, но и пользователю. Приложение (веб- или мобильное) - это инструмент для бизнеса, который должен приносить пользу, и его нужно уметь правильно использовать, т.е. четко понимать для достижения какой цели вы его заказываете.

Цель - это будущий желаемый результат

Перед тем, как приступить к построение архитектуры приложения и разработке, необходимо провести работу по целеполаганию. Например, по таким методам:

Метод № 1 - SMART

Суть метода в том, чтобы цель приложения была четко сформулирована, измерима, достижима, реалистична и ограничена по времени. Этот метод отлично подходит для небольших проектов.

Для начала ответьте на вопросы:

  • Чего вы хотите достичь с помощью приложения?
  • Когда вы хотите этого достичь?

Запишите все ответы в блокнот или на стикеры и прикрепите на видном месте. Продолжите работу над формулировкой цели и вернитесь к ним, чтобы оценить в правильном ли направлении вы все это время работали.

Например, вы хотите стать лидером рынка в своем регионе . Как эта цель будет выглядеть по SMART:

Конкретный результат:

  • Стать лидером в области разработки новых продуктов;
  • Вытеснить с рынка своих конкурентов - стать № 1 в своем регионе.

Сказать: «стать лидером» - слишком абстрактно, размыто; необходимо уточнить в чем именно вы хотите лидировать. Тогда цель становится конкретной.

Затем вы указываете критерии, по которым будете оценивать результат:

  • Увеличить количество продаж на 20%;
  • Увеличить количество первичных обращений с 1000 до 3000.

То есть вместо «увеличить количество продаж», вы уточняете на сколько именно вы хотите их увеличить, и на эти показатели будете опираться при оценке результата.

На следующем этапе вы уже оцениваете свои ресурсы, чтобы цель была реалистичной.

Достижение цели должно трансформироваться в четкий график, по которому вы будете отслеживать промежуточный результат. Не забывайте возвращаться к стикерам и сопоставлять результат.

Метод № 2 - SMARTER

Этот метод подходит более сложным и глобальным проектам, у которых длительный срок разработки. Отличается от предыдущего метода только тем, что в него добавлено два новых критерия, согласно которым клиент по завершении каждого этапа в достижении цели дает обратную связь и при необходимости корректирует цель, которая стоит перед приложением.

Когда нужно корректировать цели? Например, при возникновении нового рынка.

Метод № 3 - Кавасаки

Этот метод идеален для стартапов

Гай Кавасаки – менеджер, ответственный за маркетинг компьютера Macintosh в 1984 году, предлагает такие характеристики для цели проекта:

  • Измеряемость. Т.е. цель связана с началом срока отгрузки, выкладыванием программы для пользователей на сайт или объемом продаж. Надо создать такую цель, которую можно измерить.
  • Достижимость. Ничто так сильно не деморализует, как недостижимая цель. Если вы хотите 1 миллион продаж на своем сайте, смело делите на 10, и стремитесь продать хотя бы 100 000 единиц.
  • Уместность. Если вы занимаетесь продажей программного обеспечения, то ваша цель должна быть связана с количеством загрузок. Т.е. войти с ТОП-100 сайтов региона с точки зрения трафика менее уместно, чем достичь 10 000. загрузок в месяц.
  • Устойчивость к провалам. Даже если ваша цель измерима, достижима и уместна, она все равно может быть провальной. Предположим ваша цель заключается в получении 10 000 зарегистрированных пользователей за 1 месяц. Все идет хорошо, пользователи зарегистрировались, но больше не вернулись на сайт. Это провал. Надо продумать варианты и учесть факторы, которые помогут проекту выжить в будущем.

Метод № 4 - Вересова

Н.Н. Вересов – доктор психологических наук, профессор Московского психолого-социального института, в своих статьях рассказывает о следующих принципах целеполагания:

  • Принцип конкретности. Цель сформулирована конкретно.
  • Принцип осмысленности. Цель осознанная и сформирована на основе собственных возможностей. Вы должны продумать хватает ли ресурсов компании для работы с приложением, кто будет им заниматься после выпуска.
  • Принцип временных границ. У цели есть временные рамки.
  • Принцип системности. Цели должны напоминать систему, которая организована по времени, приоритетам и направлению. Т.е. в течение двух месяцев запустить приложение с ограниченным функционалом, чтобы сотрудники начали им пользоваться, а в течение года дорабатывать по необходимости дополнительные функции.

Вывод:

Постановка цели - самый сложный и важный этап в работе над будущим приложением. По его завершении остается выделить целевую аудиторию и выбрать стратегию.

Если цель - это место, куда вы хотите попасть, то стратегия - это выбор дороги, по которой вы туда поедете

С правильно сформулированной целью приложения разработчики смогут предложить вам наиболее подходящие решения.