Отечественная периодизация. Периодизации отечественной истории, предложенные В.Н

ТЕМА № 2: «ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА».

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение. 3

1. Периодизация отечественной истории. 4

2. Первобытное общество на территории России. 9

3. Древнейшие государства на территории нашей страны и их воздействие на славянские этнические образования. 15

Заключение. 23

Литература: 24

Введение.

Проблема зарождения русского этноса, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации являются сложной и отчасти нерешённой проблемой. В отечественной историографии по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Однако историки сходятся во мнении, что реальными предшественниками русских людей были восточные славяне, принадлежавшие к группе индоевропейских народов.

Академик Б. А. Рыбаков выделяет четыре основных этапа жизни славянских племён, последовательное развитие которых привело к формированию русского этноса:

1. Развитие протославянских племён в недрах индоевропейского единства, в стороне от центров развития.

2. Обособление праславян в бронзовом веке, развитие внутренних контактов, первые встречи со степными кочевниками, освоение железа. Здесь происходит выдвижение славян среднего Поднепровья (VI – IV вв. до н. э.).

3. В результате разгрома сарматами славяне продвигаются на север в лесную зону, ассимилируя литовско-латышские и финно-угорские племена. Таким образом, образовались две зоны расселения славян: южная (лесостепная), продолжавшая традиции прародины славян и северная, где происходило их соприкосновение с иными племенами и развитие славянского этноса протекало в более суровых условиях, чем на юге. С расширением границ территории проживания славян значительно расширились и их контакты с другими народами.

4. В период образования и развития национальной государственности славянство вышло на европейскую и мировую арену.

Периодизация отечественной истории

Существуют различные периодизации отечественной истории. Первый обобщающий труд по истории России (“История Российская с самых древнейших времён”) был написан Василием Никитичем Татищевым в первой половине XVIII в., в котором была сформулирована “государственная схема” отечественной истории. Исходя из политического идеала сильной монархической власти, Татищев выделил в российской истории несколько этапов: от “совершенного единовластительства” (от Рюрика до Мстислава, 862 – 1132 гг.), через “аристократию удельного периода” (1132 – 1462 гг.) к “восстановлению монархии” при Иоанне Великом III (1462 – 1505 гг.) и укреплению её при Петре I в начале XVIII в.

Николай Михайлович Карамзин в начале XIX в. отождествлял историю России с историей самодержавия. В работе “История государства Российского” он выделил 6 периодов:

1. “введение монархической власти” от призвания князей варяжских до Святополка Владимировича (862 – 1015);

2. “угасание самодержавия” – от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015 – 1238 гг.)

3. “гибель Русского государства и постепенное государственное возрождение России” – от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (1238 – 1462 гг.)

4. “утверждение самодержавия” – от Ивана III до Ивана IV (1462 – 1533 гг.);

5. “восстановление единовластия царского и превращение самодержавия в тиранию” – от Ивана IV до Бориса Годунова (1533 – 1598 гг.);

6. “Смутное время” – от Бориса Годунова до Михаила Романова (1598 – 1613 гг.).

С позиций теории “органического развития” дал периодизацию российской истории Сергей Михайлович Соловьёв. В своём фундаментальном труде “История России с древнейших времён” он выделяет органически связанные между собой этапы российской истории. Первый этап (с древнейших времён до XVI в. включительно) – переход от “родового начала” через “вотчинные отношения” к “государственному быту”. Второй этап (XVII – середина XVIII в.) – “приуготовление к новому порядку вещей и эпоха Петра I”, эпоха преобразований. Третий этап (вторая половина XVIII – вторая половина XIX в.) – завершение эпохи преобразований.

Крупнейшим историком конца XIX в. был Василий Осипович Ключевский. Он выделял “три основные силы, которые строят людское общежитие”: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателями исторического прогресса он считал “умственный труд и нравственный подвиг”. В истории России В. О. Ключевский большое значение придавал процессу колонизации (природный фактор), торговле (экономический фактор) и признавал огромную роль государства в развитии России (политический фактор). В “Курсе русской истории” он дал её периодизацию, положив в основу географический, хозяйственный и социальный критерии. В отечественной истории он выделил четыре периода:

1) Русь Днепровская, городовая, торговая (с VIII по XIII в.);

2) Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (XIII – середина XV в.);

3) Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая (XV – начало XVII в.);

4) Всероссийский, императорский, дворянский период крепостного хозяйства – земледельческого и фабрично-заводского (XVII – середина XIX в.).

В советской историографии в основу периодизации был положен формационный подход, в соответствии с которым в отечественной истории выделяли:

1) первобытнообщинный строй (до IX в.);

2) феодализм (IX – середина XIX в.);

3) капитализм (вторая половина XIX в. – 1917 г.);

4) социализм (с 1917 г.).

В рамках этих периодов отечественной истории выделялись этапы, раскрывающие процесс зарождения и развития общественно-экономической формации. Феодальный период делили на три этапа: ранний феодализм (Киевская Русь), развитой феодализм (феодальная раздробленность и образование Российского централизованного государства), поздний феодализм (новый период русской истории, разложение и кризис феодально-крепостнических отношений). Период капитализма распадался на два этапа – домонополистический капитализм и империализм. В советской истории выделяли этапы военного коммунизма, новой экономической политики, строительства основ социализма (индустриализация и коллективизация), полной и окончательной победы социализма, развития социализма на собственной основе.

В постперестроечный период в связи с переходом к плюралистической интерпретации отечественной истории произошла переоценка как отдельных её событий, так и целых периодов и этапов. Поэтому наблюдается, с одной стороны, возврат к дореволюционным периодизациям, а с другой, – предпринимаются попытки дать периодизацию в соответствии с новыми ценностями и методологическими подходами. Современные историки (Л. М. Лященко, М. М. Горинов, Л. Г. Косулина и др.) предлагают выделить в отечественной истории четыре периода:

1. от древней Руси к императорской России (IX – XVIII вв.)

2. расцвет и закат Российской империи (XIX – XX вв.)

3. советский период истории России (1917 – 1991 г.)

4. период выбора модели общественного развития (90-е гг. ХХ в.).

Периодизация истории цивилизации в России. Существуют разные точки зрения по поводу того, сколько было цивилизаций и какова периодизация истории цивилизации в том ареале, который именуется Россией.

Первая точка зрения (частично её придерживалась советская историография) состоит в том что, что с IX в. с образования древнерусского государства и по настоящее время существует одна цивилизация , в развитии которой можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные исторические субцивилизации.

Существовало три такие субцивилизации:

1. Киевская Русь (примерно с IX по XIII в., включая этапы как киевского, так и владимиро-суздальского и галицко-волынского политического приоритета)

2. Московская Русь (с начала XIV по конец XVII в.)

3. Имперская Россия (с начала XVIII и по сей день).

В качестве особого субцивилизационного этапа иногда выделяют советский период (1917 – 1991 гг.).

Вторая точка зрения (например, Л. Н. Гумилёв) заключается в том, что в ареале, который сейчас называется Россией, существовала не одна, а две цивилизации. С VI по конец XIII в. существовала “русско-европейская” или славянская цивилизация, а с начала XIV в. – “евразийская” или российская (Московская).

Советский период в отечественной истории рассматривается как становление особого типа цивилизации.

В рамках древнерусской (русско-европейской, славянской) цивилизации можно выделить несколько субцивилизаций: киевскую, новгородскую, северо-восточную и юго-западную. Киевская субцивилизация прекратила своё существование в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия. Новгородская субцивилизация – в XV в. в ходе подчинения Новгорода Москве. Юго-западная субцивилизация явилась основой создания в XIV в. Литовской Руси, которая после объединения с Польшей вошла в состав западноевропейской цивилизации. На основе северо-восточной субцивилизации стала складываться Московская Русь, ставшая основой российской цивилизации.

В рамках российской цивилизации можно выделить в качестве субцивилизаций Московское царство, императорскую Россию, СССР. После распада СССР начался новый, постсоциалистический этап развития России.

В истор. периодизация – это членение или разделение истор. действительности на определенные временные промежутки с характерным специфическим набором качеств, признаков, сохраняющих свою действенность на протяжении всего периода. Естественно, что каждый историк творит собственную периодизацию, в первую очередь периодиз. зависит от философских взглядов историка, под каким углом он смотрит.

Н.М. Карамзин в основу периодизации кладет ведущую роль государства, движущую силу истор. процесса – власть, гос-во, правитель, гос-во сосредотачивает в себе все усилие народа и является двигателем истор. процесса, именно поэтому историю он излагает по правителям, весь русский истор. процесс – это борьба гос-ва с антигос-ными началами, либо с народоправством, либо с аристократией, либо с попытками разделения гос-ва на части, становление единовластия, а затем самодержавия, является тем стержнем, на который нанизывалась вся общественная жизнь России.

Вся история России делится на три периода:

1. Древнейшая история (от Рюрика до Ивана 3).

2. Средняя (от Ивана 3 до Петра 1).

3. Новая (от Петра 1 до Александра 1).

Основная черта первого периода – борьба гос-ва с уделами, чертой второго – установление единовластия, чертой третьего – изменение гражданских обычаев. Сегодня гос. фактор мы наблюдаем в такой степени, как это было при Карамзине.

С.М. Соловьев пытался проследить всю истор. через борьбу двух начал: родового и гос-ного. Представить истор. России как единый процесс ему помогли ранние идеи, на основании кот. переход родовых отношений в гос-ые явл-ся ключевым моментом в русской истор. По мнению Соловьева, истор. России прошла следующие этапы:

1. С 9 в. до второй половины 12 в. (господство родовых между княжеских отношений).

2. Со второй половины 12 в. до конца 16 в. (родовые отношения м/д князьями переходят в гос-ые). Этап завершается смертью Федора Иоанавича, означавшей пресечение династии Рюриковичей.

3. Начало 17 в. (смутное время, кот. грозит юному гос-ву разрушением).

4. С 1613 г. до середины 18 в. (период пребывания России в среде европейских гос-в).

5. Вторая половина 18 в. – первая половина 19 в. (заимствование плодов европейской цивилизации стало необходимым не только для материального благосостояния России, но и для нравственного просвещения).

Соловьев огромное внимание уделяет возникновению структур на основании кот. формируются гос-ва. Среди главных условий – природа страны (или географич. среда), потом быт народов, заселявших Россию, на третьем месте – состояние соседних гос-в и народов. Т.е. Соловьев был гегельянтом.

В.О. Ключевский считает основным фактом истор. России колонизацию. Истор. России – это истор. страны, кот. колонизируется. Со своим философским взглядом Ключевский был позитивистом. Необходимо учитывать множество факторов русской истор. Основные факторы: географический, экономический, политический. В итоге получается четыре периода русской истор.:


1. 8 – 13 в. (Русь Днепровская, городовая, торговая). Это период, когда масса русского населения сосредотачивается на верхнем и среднем Днепре. Русь была тогда разбита на отдельные области, во главе каждой стоял город, как политический и экономический центр. Господствующий полит. фактор – полит. деление земли под руководством города. Главный фактор эк. жизни – внешняя торговля, хлебные промышл., звероводство, бортничество.

2. 13 – середина 15 в. (Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая). Главная масса русского населения после общего разрыва, связанного с татарским нашествием передвигается на верхнюю Волгу с притоками. Эта масса остается раздробленной, но не на городовые области, а на удельные княжества. Отсюда господство полит. фактора – удельное деление верхневолжской земли под властью князей. Господств. эк. фактор периода – вольный крестьянский земледельческий труд на верхневолжском суглинке.

3. Со второй половины 15 в. до второго десятилетия 17 в. (Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая). Главная масса русского населения растекается на юг и восток по донскому и средне волжскому Черноземью, образуя собой особую ветвь народа Великороссии, кот. вместе с местным населением распространяется за пределы Поволжья. Полит. фактор – объединение Великороссии под властью московского государя, кот. правит теперь с боярской аристократией, кот. образовалась из бывших удельных князей и бояр. Эк. фактор – с/х труд на старом суглинке и на новом средне волжском черноземе. Крестьянский труд еще вольный, но постепенно стесняется военным сословием, кот. вербуется гос-вом для своей обороны.

4. С начала 18 в. до середины 19 в. (Период всероссийский, императорско-дворянский, период крепостного хоз-ва, земледельческого и фабрично-заводского хоз-ва). Русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, Кавказского хребта, Каспия и Урала. К Великороссии примыкают Малороссия, Белороссия, Новороссия, образуя Всероссийскую империю. Эта соединяющая власть действует теперь не с боярством, а с дворянством – это и есть главный полит. фактор периода. Основной эк. фактор – земледельческий труд, окончательно ставший крепостническим. Теперь присоединяются обрабатывающая пром-ть, фабричная и заводская.

Советская историография основывалась на марксизме. Марксизм предполагает эк. детерминизм. Эк. фактор считается главным фактором истор. развития (на ряду с соц.-полит. фактором). В соответствии с этим вся истор. человечества делится на 5 периодов, или формаций. В основе формаций лежат производственные силы и отношения.

1. Первобытнообщинная.

2. Рабовладельческая формация.

3. Феодальная формация.

4. Капиталистическая.

5. Коммунистическая.

Ленин делил коммунистическую формацию еще на 2 периода: социалистический и коммунистический.

История России с точки зрения сов. историков:

1. До 9 в. первобытность с эл-тами рабовладения.

2. С 9 в. до 19 в. феодализм.

3. Середина 19 в. – первое десятилетие 20 в. капитализм перерастает в империализм.

4. С 1917 г. строительство социализма.

5. С 60 г. 20 в. начало строительства коммунизма.

Сегодня в методологическом поле истор. науки нет единой стержневой периодизации. Сегодня “рабочими” могут признаваться любые периодизации рос. истории, кот. не противоречат логике и здравому смыслу. Марксистская схема до сих пор остается рабочей, но с определенными эл-тами модернизации.

История есть только там, где есть время. Философия определяет время как форму возникновения, становления, течения и разрушения всего сущего в мире. Эпоха так называемого «исторического времени » охватывает около 6--7 тыс. лет, «предысторического времени » -- несколько сот тысячелетий, «геологического времени » -- около четырех миллиардов лет, «космическое время » бесконечно. Системы счисления времени называются календарями , каждый из которых обязательно должен иметь точку отсчета, называемую эрой . Для истории важнейшим представляется понятие эпохи , которое буквально означает остановку, перерыв в развитии общества. Каждая эпоха выделяется на основании каких-либо отличительных особенностей, критериев. Таким мерилом отличия в рамках наиболее распространенной общеисторической периодизации является действие важнейших факторов, общих для всех стран мира. Среди них выделяются такие, как уровень овладения обществом своими производительными силами, степень прогресса общественных отношений, характер взаимодействия стран мира. В рамках общеисторической периодизации принято выделять: 1) эпоху первобытной истории (с глубокой древности до I тыс. до н.э.), 2) эпоху Древнего мира (IV тыс. до н.э. -- середина I тыс. н.э.); 3) эпоху Средних веков (476--1640 годы); 4) эпоху Нового времени (1640--1917 годы); 5) эпоху Новейшего времени (с 1917 г. по н.в.).

Периодизация российской истории в соответствии с господствующими формами социально-экономических отношений следующая: 1) первобытнообщинная эпоха (до середины I тыс. н. э.); 2) феодальная (IX -- середина XIX в.); 3) капиталистическая (1861--1917 годы); 4) социалистическая (1917 -- начало 90-х годов XX в.). Однако указанные границы весьма условны, поскольку предпосылки для формирования новых укладов складывались внутри предшествующих периодов. Так, история феодализма в России имеет следующие стадии развития: 1) зарождение феодальных отношений на базе разложения первобытнообщинной формации (VI--VIII вв.); 2) раннефеодальный период (IХ--ХI вв.); 3) эпоха развитого феодализма (ХII--ХV вв.); 4) поздний феодализм (ХVI--ХVII вв.); 5) эпоха разложения феодализма (ХVIII в.); 5) кризис феодализма (первая половина XIX в.); 7) трансформация феодализма (1861--1917 годы).

Точно так же история капитализма в России выходит за рамки собственно капиталистического периода: 1) зарождение капитализма (ХVII в.); 2) расцвет мануфактурного производства (ХVIII -- первая треть XIX в.); 3) стадия промышленного переворота в России (30--80-е годы XIX в.); 4) монополистический капитализм (90-е годы XIX -- начало XX в.).

Социалистическая формация в России имеет строгую точку отсчета: дату Великой Октябрьской социалистической революции (24--26 октября 1917 г.). Далее следовали этапы: 1) эпоха первых декретов -- становление основ нового строя (октябрь 1917 -- май 1918 г.); 2) стадия «военного коммунизма» в годы гражданской войны (1918--1920 годы); 3) нэп (1921--1927 годы) -- многоукладная экономика; 4) построение фундамента социалистической экономики в годы довоенных пятилеток и проверка ее на прочность в годы войны и восстановления (1928--1953 годы); 5) хрущевские реформы системы государственного социализма (1953--1964 годы); 6) деформации социалистической экономики в эпоху третьей НТР (60--80-е годы ХХ в.); 7) трансформация системы государственного социализма в годы перестройки и постперестройки (90-е годы XX в.).

С точки зрения типа организации общества выделяют: 1) эпоху патриархального равноправия (до середины I тыс. н.э.); 2) разложение общинного равенства (VI--VIII вв.); 3) период формирования ведущих сословий (IX--XIII вв.); 4) стадия консолидации сословий (ХIV--ХVII вв.); 5) время утверждения корпоративно-сословного строя (ХVIII в.); 6) стадия разложения сословной организации общества и формирования классовой структуры (XIX -- начало XX в.); 7) конституционное оформление классовой структуры общества нового социалистического образца (с 1918 г.); 8) поляризация общества по линии масса -- элита (70--90-е годы XX в.).

По типу организации власти российскую историю подразделяют на: 1) стадию догосударственной или протогосударственной военной демократии (до IX в.); 2) раннефеодальное государство (IX -- начало ХII в.); 3) эпоху феодальной раздробленности (ХII -- середина ХV в.); 4) образование централизованного государства в форме сословно-представительной монархии (середина ХV -- середина ХVII в.); 5) абсолютизм (середина ХVII -- начало XX в.); 6) формально парламентская монархия (1906--1917 годы); 7) советская республика (1917--1991 годы); 8) постсоветская республика (настоящее время).

В соответствии с развитием культуры выделяют: 1) дохристианскую эпоху (до 988 г.); 2) утверждение христианства и формирование христианско-языческого двоеверия (Х--ХIII вв.); 3) эпоху национального возрождения (ХIV--ХV вв.); 4) нарастание явлений секуляризации культуры (ХVI--ХVII вв.); 5) рождение светской культуры и разделение единой культуры на культуру-веру и собственно светскую культуру (ХVIII -- начало XX в.); 6) советская светская культура (1917--1991 годы); 7) постсоветская культура плюралистического содержания (90-е годы).

По критерию модернизации исторический процесс подразделяется на период господства традиционных отношений и современных. Модернизацией принято называть процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному, охватывающий все сферы жизни: экономику, политику, социальные отношения, культуру. Традиционное общество в целом соответствует эпохам Древности и Средневековья. Оно основывается на простом воспроизводстве, ремесленных технологиях, общинно-корпоративных ценностях, на почтении к возрасту и авторитету, ориентации на прошлое как образец подлинности с целью его повторения. Схема модернизации может быть принята только как дополнительная к вышеприведенным типам периодизации, ибо она сцентрирована на фиксацию изменений индустриального развития и не отражает традиционные общество и отношения.

В соответствии с ней историю перехода российского общества от традиционного к индустриальному можно подразделить на периоды: 1) ХVI--ХVII вв. -- предвестники модернизации в области экономики -- начало мануфактурного производства, превращение ремесла в мелкотоварное производство, формирование общенационального рынка, культуры и идеологии (секуляризация культуры, первые общенациональные идеологии -- «Москва -- Третий Рим» и «богоизбранности Романовых»); 2) ХVIII в. -- углубление социально-политических предпосылок модернизации: прогресс мануфактурного производства, начало капитализации деревни, расширение функций государства, выход России на мировую арену, секуляризация церковных земель и подчинение церкви государству, оформление светской культуры; 3) XIX -- начало XX в. -- первый виток собственно модернизации, носившей капиталистический характер: осуществление промышленного переворота и первого витка индустриализации, формирование классовой структуры общества, революционизация общественного сознания, юридическое изменение политического строя -- появление в России парламента, политических партий, политической оппозиции самодержавию, профсоюзов; 4) 1917--1991 годы -- второй виток модернизации, носившей государственно-социалистический характер: превращение страны из аграрной сначала в аграрно-индустриальную (конец 30-х годов), а затем в индустриальную державу (к 60-м годам), кардинальная перестройка политической системы (конституция, республика, гражданское и политическое равенство граждан, отделение церкви от государства и школы от церкви), сущностная перестройка общественного сознания, формирование массовой культуры.

Ответы к экзамену по истории.

Периодизация Отечественной истории.

9- сер.12 – Киевская Русь

12 – 15 – феодальная раздробленность

15 – сер. 17 – русское централизованное государство

18 -19 – мануфактурный период

1-ая чет. 18 – петровские реформы

30е - 40е 19в . – посл. чет. 19в . – период промышленного переворота

посл. Чет 19в. – 1917 – период империализма

октябрь 1917 революция - лето 1918 - период «красногвардейской атаки на капитал», национализация банков, введение монополии на внеш. Торговли, национализация крупной промышленности, принятие декрета о земле и его реализация на основе законно о социализации земли, декрет о мире. Брестский мир с Германией, в следствии осложнение международного положения

лето 1918 – 1920 – Гражданская война. «Политика военного коммунизма»

1921 – 2я пол. 20х – НЭП

2я пол. 20х – 2я пол 30х – период формирования командно-административной системы

1941 – 1945 – Великая Отечественная Война.

1945 – 1950 – восстановление хозяйства

1950 – 1960е – 20-ый съезд, реформы Хрущева. Попытки слома командно-административной системы

1965 – нач. 70х – проведение хозяйственной реформы. Брежнев.

2я пол. 70 – 85 – застойный период

1985 – 1991 – период перестройки

1991 – 2000 – постперестройка.

Методы и методологические принципы изучения истории. Источники изучения истории России.

Метод - в переводе с греческого те^Иодоз означает «правильный путь», то есть способ или план для достижения определенной цели.

В узко-научном значении «метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата.

История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

1. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный метод предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаи­мосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический метод предполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков. 4. Ретроспективный метод предполагает последовательное проникновение в прошлое с

целью выявления причины события, явления.

5. Идеографический метод состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический метод предполагает изучение последовательности исто­рических событий во времени.

Методология истории.

Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подхо­дах к изучению исторических фактов.

К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:

1. принцип историзма, который предполагает изучение исторических явлений в разви-^ тии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

2. принцип объективности, который предусматривает опору исследователя на объектив­ные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;

3. принцип социального подхода предполагает рассмотрение явлений и процессов с уче­том социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

4. принцип альтернативности определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого.

Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы; 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России; 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно- и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

4.Формационный и цивилизационный варианты периодизации истории. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций.

Формационный подход - объясняет историю как закономерную смену общественно-экономических формаций. В основе этой смены лежит противоречие между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Движущей силой развития общества является классовая борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Революции - локомотивы истории. Все страны проходят стадии общественно-экономических формаций.

В советский период это направление было господствующим. Но, несмотря на идеологическое давление, историки этого направления внесли огромный вклад в изучение отечественной истории, правда, в пропорции чем дальше от современности, тем более существенными были достижения. Лучшие работы написаны по периоду феодализма. Но и проблемам, наиболее приближенным к современности были разработаны ряд конструктивных концепций. Так, в 60-е гг. ХХ в. сформулирована концепция "многоукладности" экономики России периода капитализма, обусловившая специфику социально-политического строя. Во второй половине 80-х гг. - идея исторических альтернатив . Ее суть - свершившееся прошлое не было единственно возможным. На поворотных точках развития существовали и иные способы понимания проблем и их сторонники.

Цивилизационный подход (понятие "цивилизация" ввел А. Тойнби, но не дал ему определение. Цивилизация - тип развития общества в своеобразном единстве всех сторон его жизни). В его основе - признание России цивилизацией особого типа, порожденного ее географическим (геополитическим) положением, между западными и восточными цивилизациями.(Запад - сторонник технического прогресса, находящегося в противоречии с естественным развитием природы. Восток - человек не столько стремится преобразовать мир, сколько созерцать его и понять свое место в мире).

Цивилизация является конкретной формой существования и развития общества. Предпосылки возникновения человеческой цивилизации появляются уже в первобытном обществе, когда возникают зачатки материальной и духовной культуры. Началом человеческой цивилизации называют тот период, когда дикость и варварство сменяются основанным на культурной и социальной основе обществом. Понятно, что этот период – целая эпоха, которая постепенно накапливала собственно социальные основания общества: коллективный образ жизни, удовлетворение человеческих потребностей. Тот момент, когда собственно социальный уклад стал доминировать над природным, можно считать началом человеческой цивилизации.

Следуя устоявшейся классификации можно выделить следующие виды цивилизаций: космогенная; техногенная или индустриальная; постиндустриальная или информационная цивилизации.Первый тип цивилизации охватывает Древний мир и эпоху Средневековья . Он основывался на орудийной технике и ручной технологии, характеризовался большой зависимостью общества от природных сил, условий среды – мировой космоса (отсюда и название цивилизации).Основой техногенной цивилизации является машинная техника и машинные технологии. Это связано с развитием науки и техники, постепенным превращением науки в непосредственную производительную силу общества. Социальное устройство данной цивилизации связано с наемным трудом, рыночными отношениями, высоким уровнем производительности труда. В техногенной цивилизации не удается избежать противоречий, которые порой разрешаются через социальные революции. Но люди в эту эпоху овладевают и возможностями реформирования общественных отношений.

По мнению ученых, к 70–м гг. ХХ столетия индустриальные технологии и основанный на них тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества. Это нашло свое выражение в ряде глобальных кризисных явлений и глобальных проблем человечества: угрозы глобальных войн, экологического кризиса, исчерпаемости ресурсов природы.

В связи с этим важной проблемой является осмысление дальнейшего развития общества. Оно понимается как становление информационной цивилизации. Ее появление связывается с качественными изменениями информационного поля общества, с формированием единого информационного пространства, прообразом которого является глобальная сеть Интернет.

Именно информационные технологии составляют основу цивилизации нового типа – постиндустриальной . Информационная насыщенность технологических процессов требует повышения уровня культуры и образования членов общества.

Образование Древнерусского государства. Основные точки зрения на генезис Древнерусского государства: норманская и антинорманская теории.

Русская летопись содержит рассказ о том, как жители города Новгорода в 862 г. призвали скандинавских варягов - норманнов (на Руси их называли варягами) для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор, откликнулись на этот призыв. От старшего, Рюрика, севшего в Новгороде, пошел княжеский род, постепенно объединивший все русские земли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. На этих летописных сведениях и основывалась знаменитая норманнская теория, в соответствии с которой государственные начала были привнесены на дикую Русь извне, и государство, таким образом, носило здесь искусственный характер. Норманнской теории придерживались многие историки XVIII-XIX вв., хотя и тогда у нее было немало противников. Большинство современных ученых не отрицают того, что норманны сыграли определенную роль в становлении русского государства, однако они указывают на органичность и постепенность этого процесса, связанного с имущественным расслоением, зарождением племенной знати, появлением славянских дружин. Все это происходило на Руси на протяжении нескольких веков. Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство . В нём шли процессы перехода от общественного устройства к феодальному, но феодальный строй ещё не сложился. Во главе государства стоял великий князь , опирающийся на военнуюдружину . Он возглавлял войско, руководил всей системой управления, был законодателем, верховным судьёй. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемы были старшие дружинники - бояре, бывшие воеводами, членами постоянного совета - думы. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «гриди». Они были главной военной силой. Наряду с властью князя в Киевской Руси существовало народное собрание - вече. Оно ведало вопросами войны и мира, финансами и земельными ресурсами. Князь заключал с вечем договор - «ряд», причём вече могло и сместить князя. Тем самым власть князя не была абсолютной. В этом нашёл отражение переход от родового строя к феодальному. За то, что князь с дружиной защищали страну от врагов, население платило им дань, которая шла на содержание дружины. Дань собиралась дружинными отрядами, которые раз в год объезжали территории подвластных племён («полюдье» ). Так, в 944г. древлянами был убит князь Игорь. Его вдова Ольга с большим трудом справилась с непокорным племенем и затем упорядочила сбор дани, установив ее точный размер - урок , и места ее сбора - погосты . Однако и после этого киевским князьям не раз приходилось устраивать военные походы в земли радимичей, вятичей и пр., чтобы подтвердить свое господство. Однако постепенно новые отношения получают все большее развитие в самых различных сферах жизни. Так, на Руси появляется феодальная аристократия - боярство . Основным его источником стала избранная часть дружинников - старшая дружина, которая составляла при князе постоянный совет - думу, получала за верную службу вотчины - земельные владения в наследственную собственность. В отдаленных от Киева землях, например в Новгородской, боярство оформлялось из местной племенной знати. Наряду со свободными общинниками - людьми - на Руси в это время уже появляются различные категории зависимого земледельческого населения. С одной стороны, это рабы - холопы, челядь , - ничего не имевшие и находившиеся в полном владении своего господина. С другой - смерды, рядовичи, закупы - земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодала. Они сохраняли свое хозяйство, но значительную часть времени должны были работать на вотчинных землях. Т.о., в Киевской Руси существовали элементы строя первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального, причем последние, очевидно, преобладали. По мере становления государства Киевская Русь оно становилось все более опасным противником для своих соседей, и прежде всего богатой Византии. В 911г. князь Олег принудил капитулировать ее столицу Константинополь, взял богатую добычу и заключил с византийским императором выгодный торговый договор. В 944 г. неудачный поход на Византию совершил Игорь. Активную внешнюю политику вел его сын Святослав. В 964-965 гг. он разгромил Хазарский каганат; в начале 970-х гг. совершил поход на Дунай, доставив множество хлопот Византии; в 971 г. на обратном пути в Киев был убит новыми кочевыми противниками Руси - печенегами. Важнейшей вехой в становлении Киевского государства явилось принятие христианства Владимиром Святославичем в 988 г. Владимир пошел на этот шаг после того как его попытка создать единую государственную религию на основе славянских языческих верований окончилась

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства.
Согласно норманской теории , опирающейся на Начальную русскую летопись и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862 году. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Н. М. Карамзин.
Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов.
Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западно-славянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации - в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Дружина.

Дружина в период IX-X вв. была наёмной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племён. Размеры ежегодной оплаты наёмника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8-9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому воину составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и горожане получали больше (10 гривен). Кроме того, дружина кормилась за счёт князя. Изначально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделялась его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.

Налоги (дань)

Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.

В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.

Право

В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в скандинавских сагах и в «Правде Ярослава». Они касались взаимоотношений между равными людьми, русью, одним из институтов была «вира» - штраф за убийство. Законы гарантировали отношения собственности, в том числе и собственности на рабов («челядь»).

Принцип наследования власти в IX-X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними (Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич). В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI-XII веков столкнулись два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями.

Денежная система

В X веке сложилась более-менее унифицированная денежная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Основными денежными единицами были Гривна (денежная и весовая единица Древней Руси), куна, ногата и резана. Они имели серебряное и меховое выражение.

Тип государства

Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».

Движение декабристов

Формирование идеологии

Существование крепостного права, усиление абсолютизма и реакции, отсутствие гражданских свобод, развитие европейской политической мысли и дворянской революционности были объективными предпосылками, вызвавшими появление первого в России революционного движения. Его основу составили прогрессивно настроенные военные из либеральных слоев дворянства.

Особенности российской дворянской идеологии, отказ правительства Александра I от политики преобразований, патриотический подъем и идеи французских просветителей, заимствованные во время заграничных походов русской армии, стали субъективными причинами зарождения идеологии декабризма. Декабристы пытались разрешить две труднейшие задачи: изменить социально-политическое устройство России и в то же время избежать при этом ужасов террора и анархии Великой Французской революции.

В 1814-1815 гг. возникают первые тайные офицерские организации (Союз русских рыцарей, Священная артель, Семеновская артель). Их основателями стали М. Орлов, М. Дмитриев-Мамонов, братья А. и М. Муравьевы. В 1816 г. в Петербурге был создан Союз спасения, в который вошли более 30 человек. Через год Союзом были приняты устав и программа, после чего организация стала именоваться Обществом истинных и верных сынов Отечества. Согласно уставу членами общества могли стать только офицеры гвардии или Генерального штаба. Участники общества приносили клятву. Основными задачами общества стало уничтожение абсолютизма, введение конституции, отмена крепостного права. Эти требования предполагалось предъявить в момент смены монархов на престоле. М. Лунин и И. Якушкин ставили вопрос о необходимости цареубийства и возведения на престол прогрессивного монарха, но М. Муравьев, И. Бурцев и другие выступали против насилия, так как это могло спровоцировать развязывание гражданской войны или анархию. Споры о способах достижения цели вызвали необходимость принятия нового устава и программы.

В 1818 г. Союз спасения был распущен, вместо него был создан Союз благоденствия. Специальная комиссия (С. Трубецкой, М. Муравьев, Калошин) разработала новый устав, названный по цвету переплета «Зеленой книгой». Теперь членами Союза могли стать не только военные, но и купцы, мещане, духовенство и свободные крестьяне. За счет этого численность организации выросла с 30 до 200 человек. Декабристы планировали создать в России сеть филиалов своего Союза, заняться издательской деятельностью, учредить легальные общества. Основной задачей была 20-летняя подготовка общественного мнения к необходимости реформ. В общественном мнении авторы программы видели движущую силу грядущих преобразований. Для этого все области жизни были поделены на части, и каждый член Союза должен был выбрать сферу (военную или гражданскую службу, просвещение, журналистику, сельское хозяйство и др.), где он развернет агитацию.

Руководство Союзом отводилось Коренной управе в Петербурге, главные управы (отделения) находились в Москве и в Тульчине (на Украине), возникли управы в Полтаве, Тамбове, Киеве, Кишиневе, в Нижегородской губернии. Вокруг Союза образовались просветительские общества полулегального характера. Однако неудовлетворенность просветительской деятельностью в условиях роста крестьянских волнений, вступлений в армии и революционных событий в Европе привела к радикализации части Союза. В январе 1821 г. в Москве собрался съезд Коренной управы, на котором было объявлено о роспуске Союза благоденствия, чтобы облегчить отсев «ненадежных» ленов, выступавших против насильственных мер. Сразу после съезда почти одновременно возникли тайные Северное и Южное общества, объединившие сторонников вооруженного переворота и подготовившие восстание 1825 г.

Южное общество

На базе Южной управы Союза благоденствия в Тульчине было создано Южное общество. Его председателем стал П. Пестель. Южное общество признало необходимым вооруженное восстание, поэтому членом общества мог стать только военный. Кроме того, было принято решение о строжайшей дисциплине и конспирации.

В 1824 г. Южное общество приняло составленный им программный документ - «Русскую правду», в которой была выдвинута задача установления в России республиканского строя, отмены крепостного права и ведения сословного равенства. Согласно уставу гражданские права получали все граждане, достигшие 20 лет. Высшая законодательная власть должна была принадлежать Народному вече из 500 человек, которое избиралось на 5 лет. Органом исполнительной власти становилась избираемая на вече Державная дума из 5 человек. Контрольные функции отводились Верховному собору из 120 граждан, избираемых пожизненно.

В аграрном вопросе земля каждой волости делилась на общественную (неотчуждаемую) и частную. Из первой половины землю получали освобождаемые крестьяне и все граждане, пожелавшие заниматься земледелием. Вторая половина состояла из казенных и частных владений подлежала купле-продаже. Проект провозглашал право личной собственности. Была установлена свобода занятий и вероисповеданий.

Северное общество

Одновременно с Южным обществом возникло Северное общество, в которое входили Н. Муравьев, Н. Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е. Оболенский и И. Пущин. В дальнейшем состав общества значительно расширился. Н. Муравьевым был составлен проект программы - Конституция Н. Муравьева. В соответствии с ней Россия становилась конституционно-монархическим государством. Вводилось федеративное деление страны на 14 «держав» и 2 области. Власть делилась на законодательную, исполнительную и судебную.

Высшим законодательным органом являлось двухпалатное Народное вече, избиравшееся сроком на 6 лет на основе высокого имущественного ценза. На местах законотворчеством должно было бы заниматься двухпалатное Державное вече, избираемое в каждой «державе» на четырехлетний срок. Высшим судебным органом федерации становилось Верховное судилище. Сословный строй отменялся, провозглашались гражданские и политические свободы. Крепостное право уничтожалось. Крестьянский вопрос решался наделением крестьян землей - 2 десятины на двор. Помещичья собственность сохранялась.

Однако из-за разногласий проект поддержали не все члены общества. Оппоненты Н. Муравьева присоединились к более радикальному течению внутри общества, которое возглавлял К. Рылеев, придерживавшийся республиканских взглядов.

Подготовка вооруженного восстания

Наиболее напряженная деятельность декабристских организаций приходится на 1824-1825 гг., когда велась подготовка к открытому вооруженному выступлению. В это время шла упорная работа над согласованием политических платформ Северного и Южного обществ. В 1824 г. было принято решение подготовить и провести объединительный съезд, а летом 1826 г. осуществить военный переворот. Во второй половине 1825 г. силы декабристов увеличились: к Васильковской управе Южного общества присоединилось Общество соединенных славян. Оно возникло в 1818 г. как тайное политическое «Общество первого согласия», в 1823 г. преобразованное в Общество соединенных славян (его целью было создание республиканской демократической федерации славянских народов).

Бородинское сражение

началось в 5 часов утра атакой на деревню Бородино и закончилось поздно вечером, когда Кутузов отдал приказ отойти на новую линию обороны. В результате Бородинского сражения обе армии понесли тяжелые потери: русские потеряли 44 тыс., а французы около 60 тыс. чел. Цель Наполеона - разгром русской армии - не была достигнута. Значительные потери и, главное, неприбытие обещанных резервов не позволили Кутузову на следующий день возобновить сражение. Он отдал приказ об отступлении к Москве.

1 сентября в Филях , в трех верстах от Москвы, собрался военный совет, на котором Кутузов принял решение оставить Москву, чтобы сохранить армию.

На следующий день французская армия подошла к Москве. Первоначально Наполеон намеревался оставаться в Москве всю зиму, чтобы подготовиться к военной кампании в следующем году. Но чем дольше его армия оставалась в Москве, тем более она разлагалась. Создались серьезные трудности в обеспечении армии продовольствием и фуражом. Москва была блокирована партизанами, уничтожавшими французских солдат. За все время своего пребывания в Москве армия Наполеона потеряла до 30 тыс. чел.

Наполеон решил оставить город. Перед уходом из Москвы (7 октября) Наполеон отдал приказ взорвать Кремль и кремлевские соборы, разрушить городские сооружения. Из Москвы отступала более чем 100-тысячная французская армия.

В 75 верстах от Москвы по Калужской дороге был созданТарутинский лагерь , сыгравший решающую роль в подготовке русской армии к контрнаступлению. В губерниях сформировались народные ополчения. Наполеон ускорил движение основных сил своей армии к Калуге. Кутузов направил свои войска ему наперерез к Малоярославцу, и 12 октября там произошло сражение. Город был захвачен французами, но победа осталась за русской армией. Стратегическая инициатива с этого момента перешла к русской армии.

Наполеон вынужден был отказаться от движения на юг и повернуть к Вязьме на разоренную войной старую смоленскую дорогу. Началось отступление французской армии, впоследствии превратившееся в бегство.

28 октября Наполеон привел к Смоленску всего лишь около 50 тыс. солдат, что составляло половину армии, вышедшей из Москвы. Создалась угроза окружения и захвата французской армии в Смоленске. Наполеон отдал приказ о дальнейшем отступлении на запад.

С момента вторжения Наполеона в Россию в стране разгоралась народная война против иноземных захватчиков. Партизанские отряды, развернув “малую войну”, нарушали коммуникации противника, блокировали отступавшую французскую армию, лишая ее фуража и продовольствия.

От Смоленска до Березины французская армия еще сохраняла какую-то боеспособность, хотя и несла большие потери. После переправы через р. Березину 14 - 16 ноября началось уже беспорядочное бегство остатков французских войск. Лишь несогласованность действий Чичагова и Витгенштейна помогла остаткам французских войск переправиться через Березину и избежать плена. Это был разгром французской армии. Наполеон бросил ее и тайно уехал в Париж.

Приказ М.И. Кутузова по армии от 21 декабря и Манифест царя от 25 декабря 1812 г. ознаменовал завершение Отечественной войны.


Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Древнегреческий поэт Гесаод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов; божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в, до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует.

Карл Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал вариант периодизации, положив в ее основу формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно-обшинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).

В отличие от К. Маркса западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. А. Тойнби, выделил 13 основных цивилизаций, которые развиваются независимо друг от друга, проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании.

Выделяются три основных типа цивилизации.

Народы без идеи развития. Э то первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, выраженное через табу. В настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например, в Австралии, Африке. Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий. наличие кастовых общин, которые опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно. Европейский (прогрессивный). В его основе лежат идеи непрерывного развития. С распространением христианства этот тип становится общим для европейских стран. Для него характерны рационализм, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества.

В 60-е годы XX в. американский ученый Уолт Ростоу разработал теорию стадий экономического роста. Он выделил пять стадий экономического роста: традиционное общество; период предпосылок или переходного общества; период «взлета» или сдвига; период зрелости; эра высокого массового потребления. В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией. На этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.

При построении общеисторической периодизации обычно учитываются такие критерии, как 1) господствующая форма социально-экономических отношений; 2) тип организации власти; 3) характер организации общества; 4) специфика культуры.

В соответствие с этими критериями российский исторический процесс делится на следующие периоды:

1) первобытнообщинная эпоха, время господства патриархального равноправия, строя военной демократии, господства языческой культуры (до IX в.);

2) Киевская Русь, раннефеодальное государство и общество, эпоха начала христианизации страны, оформления христианско-языческого двоеверия (IX -начало XII вв.);

3) феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и иго, время расцвета феодализма, оформления и консолидация сословий, эпоха национального возрождения (нач. XII - сер. XV вв.);

4) эпоха образования Российского централизованного государства, начало зарождения капиталистических отношений и первых ростков секуляризации культуры (сер, ХУ-ХУП вв.);

5) начальный этап модернизации России, оформление строя абсолютной монархии, время разложения феодализма и рождения светской культуры (XVIII в.);

6) эпоха кризиса феодализма, разложения сословной организации общества и замена ее классовой структурой, классический период развития светской культуры (первая половина XIX в.);

7) эпоха трансформации феодализма и замена его капиталистическими отношениями, углубления общественно-политического кризиса, вылившегося в полосу революций, дестабилизации и войн (1861 - февраль 1917);

8) период революционного безвременья после падения романовской монархии - тотальный кризис всех сфер отношений (февраль - октябрь 1917);

9) первое десятилетие Советской власти - время утверждения основ нового строя жизни и культуры, господство многоукладной экономики, конституционное оформление классовой структуры общества и республиканского строя, воссоздание прежних имперских государственных границ путем создания СССР
(1917-1927);

10) сталинский период развития страны, построение фундамента социалистической государственной экономики и проверка ее на прочность в годы Великой Отечественной войны, завершение культурной революции, превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную, завершение формирования новой социальной структуры, режим личной власти (1928-1953);

11) стадия реформ и деформаций сталинской модели социализма, начато поляризации общества по линии элита-масса, нарастание застойных явлений в экономике, сфере общественных и политических отношений (1953-1985);

12) перестройка и постперестройка - трансформация системы государственного социализма и замена его обществом прокапиталистического типа (1985-2000).