Император феодосий 1. Феодосий великий

(вероятно в 375 или году ).

Сам Феодосий так же был способным военачальником, отличался храбростью и прославился выдающимися талантами полководца, когда вместе со своим отцом участвовал в отражении атак пиктов и скотов, а затем когда был назначен дуксом Мезии и управлял военными силами на Дунае, где успешно воевал против савроматов и отстаивал границу от варварских вторжений. После казни отца удалился к себе на родину, где вел частный образ жизни. Родители Феодосия были христианами, хотя сам он в детстве не был крещен.

Еще до избрания его императором он женился на Элии Флацилле . Старший из его двух сыновей - Аркадий родился в Испании в году, младший - Гонорий - в Константинополе в году. Вторым браком Феодосий был женат на Галле, от которой имел дочь Галлу Плацидию , мать будущего императора Западной Римской империи Валентиниана III .

Спустя несколько лет после своего удаления вновь призван на службу властителем Запада Грацианом . После гибели императора Валента II его соправитель молодой Грациан, которому нелегко было сдерживать натиск варваров, получил в удел Восточную империю (378 год), он сперва взял Феодосия себе в помощники, через некоторое время назначил главнокомандующим армией, а после одержанных им блистательных побед приобщил к власти: 19 января года короновал Феодосия в Сирмии императором Восточной Римской империи.

Богато одаренный природой, император Феодосий вел воздержный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве - вождем умным и энергичным. Полученное им тщательное образование подготовило его к тому, чтобы охватить мыслью задачу государя, понять ее трудности и осветить ее исполнение разумно построенным планом. Он выдвинул вновь девиз единства и убежденно, горячо отстаивал его извне - против теснивших империю варваров, внутри - против постоянно грозившего расчленения. Выдающийся полководец, хорошо владевший всеми орудиями римской стратегии, осторожный в обдумывании действий, но быстрый в их исполнении, Феодосий был также искусным дипломатом и умелым администратором. Среди измельчавших деятелей эпохи он показал известное величие, хотя оригинального политического творчества и новых реформаторских идей и не обнаружил: он мог только охранять то, что сложилось.

Внешняя политика

Прежде всего было необходимо привести к повиновению вестготов , которые хозяйничали по всему Балканскому полуострову, угрожая самому Константинополю. Феодосий реорганизовал войско, восстановил в нем дисциплину, пополнил его вспомогательными силами из самих варваров, раздробленных и враждовавших между собою. Опираясь на Фессалоники , систематически подвигаясь вперед и разжигая распри между отдельными группами варваров, он постепенно очищал полуостров (379 - 382 г.). Мало-помалу готы были приведены к покорности и с ними заключены договоры о подданстве. В качестве федератов империи отряды их были расквартированы во Фракии и Македонии на началах военного постоя (hospitalitas).

Полного замирения дунайской границы достигнуть, однако, не удалось: германцы , сарматы , аланы и гунны непрерывно теснили ее набегами и защита от них требовала значительных средств и неусыпного внимания.

На дальнем Востоке империи во время царствования Феодосия положение было довольно спокойно, вследствие внутренних смут, происходивших в персидском царстве .

Дальнейший ход событий направил деятельность Феодосия на Запад. Последние годы царствования Грациана тревожимы были вторжениями франков , аламаннов , маркоманнов и квадов в Галлию и Италию . В Британии поднялся узурпатор, талантливый и энергичный Максим, который приобрел власть и в Галлии, Грациан пал от руки сочувствовавших последнему заговорщиков в Лионе ( г.); в руках сторонников его несовершеннолетнего сына Валентиниана II оставалась одна Италия, да и оттуда ему пришлось бежать в году в Фессалоники , под покровительство Феодосия.

Феодосий двинулся против Максима в Италию с хорошо устроенным войском и прекрасными вождями-сотрудниками (римского и варварского происхождения - Промотом и Тимазием, Рихомером и Арбогастом), через Паннонию, а сильный флот должен был напасть на страну с юга. Максим был взят в плен и умерщвлен в году. В западной империи восстановлена была в течение следующих лет законная власть Валентиниана II и сильно укрепилось руководящее влияние самого Феодосия, который с 388 по 391 гг. большую часть времени провел в Италии, пребывая преимущественно в Милане .

Новые неурядицы, причинявшиеся вторжениями варваров, отозвали его на Балканский полуостров, где приходилось также бдительно охранять порядок в войсках, разделяя их на небольшие корпуса с доверенными начальниками во главе и с расширением власти последних на счет компетенции префекта претория.

Запад оказался успокоенным ненадолго. Ничтожный и неопытный, но неосторожный и притязательный Валентиниан II быстро возбудил против себя недовольство. Особенную вражду вызвал он в Арбогасте, поставленном управлять Галлией . Последний приказал убить императора, прибывшего с какими-то резкими требованиями в Вьенну (), и возвел на престол некоего Евгения, профессора риторики, скромного и почтенного человека, являвшегося в его руках простой игрушкой. В борьбе с этой новой узурпацией Феодосию пришлось провести свои последние годы. Евгений был признан государем, кроме Галлии, также и в Италии. Движение принимало окраску реставрации паганизма , под влиянием самого видного главы языческой партии, Никомаха Флавиана, замечательного государственного человека, которого ценил сам Феодосий. В то же время симптомы внутренней смуты обнаруживались и в Африке ; военный наместник страны (magister militum) Гильдон видимо желал создать из нее отдельное владение для себя.

Феодосий провозгласил себя единым императором всего римского мира; он возвел в сан августа и младшего своего сына, малолетнего Гонория , как уже раньше сделал то же для старшего - Аркадия . Многочисленные заботы не дали ему возможности нанести удар узурпации немедленно. Он вступил вновь в Италию с сильным войском лишь в году (в числе начальников его армии мы видим знаменитого впоследствии Стилихона и также прославившегося вскоре готского вождя Алариха). Феодосий одержал победу в битве близ Аквилеи , но вскоре заболел и скончался в Милане.

Внутренняя и церковная политика

Поглощенный трудной задачей охраны безопасности и целости империи, император Феодосий не успел выработать план преобразования внутренних порядков. Он стремился и здесь проявлять лишь твердую власть, чтобы не расшатывалась далее сила имперского правительства. В позднейших законодательных сводах сохранилось немало энергичных распоряжений Феодосия, но меры строгости его касались главным образом слабых элементов общества, особенно все более разорявшегося местного дворянства (куриалов). Гнет налогов не был облегчен, так как государство постоянно нуждалось в громадных средствах; некоторые восстания (в Берите и Антиохии) обясняются именно безжалостным фискализмом. Замечались только попытки несколько смягчить уголовное право и судопроизводство, под влиянием Церкви, и регулировать в духе христианских понятий семейное право. Император много заботился о полиции безопасности и общественной гигиене; он украшал города (особенно Константинополь) роскошными и полезными зданиями, но не смягчил административного произвола и невыносимого крепостничества.

Во внутреннем управлении императора Феодосия важное и видное место занимала церковная политика, которая состояла из неуклонной борьбы с язычеством, вплоть до полного его запрета, поддержки православия и преследования еретиков, в первую очередь ариан. Он окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином , выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям. Феодосий первый сурово поставил принцип государственной религии, как необходимого условия единства, и начал проводить его принудительным способом.

В отличие от своего предшественника на троне, Валента, бывшего непреклонным приверженцем арианства, Феодосий уже в первые месяцы своего правления показал себя ревностным сторонником христианства в его православной форме. Вскоре после своего воцарения, находясь в Фессалонике, он тяжело заболел и крестился у местного православного епископа Асхолия , от которого потребовал прежде совершения таинства исповедовать никейскую веру . В эдикте от 28 февраля года была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той ее форме, "которую проповедывал в Риме св. Петр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Петр в Александрии, мужи апостольской святости" . Это господствующее (православное) учение при нем впервые названо "католическим" (вселенским); его сторонникам одним разрешено именоваться "Церковью". Вступив в Константинополь, он потребовал от арианского епископа Димофила признать учение о единосущии, но тот предпочел отправиться в ссылку. 27 ноября года император лично ввел свт. Григория Богослова в столичный кафедральный храм святых Апостолов , а 10 января года предписал отбирать у еретиков церкви и запретил им собираться в пределах городских стен, отведя им место для богослужения за городскими воротами .

(вероятно в 375 или году ).

Сам Феодосий так же был способным военачальником, отличался храбростью и прославился выдающимися талантами полководца, когда вместе со своим отцом участвовал в отражении атак пиктов и скотов, а затем когда был назначен дуксом Мезии и управлял военными силами на Дунае, где успешно воевал против савроматов и отстаивал границу от варварских вторжений. После казни отца удалился к себе на родину, где вел частный образ жизни. Родители Феодосия были христианами, хотя сам он в детстве не был крещен.

Еще до избрания его императором он женился на Элии Флацилле . Старший из его двух сыновей - Аркадий родился в Испании в году, младший - Гонорий - в Константинополе в году. Вторым браком Феодосий был женат на Галле, от которой имел дочь Галлу Плацидию , мать будущего императора Западной Римской империи Валентиниана III .

Спустя несколько лет после своего удаления вновь призван на службу властителем Запада Грацианом . После гибели императора Валента II его соправитель молодой Грациан, которому нелегко было сдерживать натиск варваров, получил в удел Восточную империю (378 год), он сперва взял Феодосия себе в помощники, через некоторое время назначил главнокомандующим армией, а после одержанных им блистательных побед приобщил к власти: 19 января года короновал Феодосия в Сирмии императором Восточной Римской империи.

Богато одаренный природой, император Феодосий вел воздержный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве - вождем умным и энергичным. Полученное им тщательное образование подготовило его к тому, чтобы охватить мыслью задачу государя, понять ее трудности и осветить ее исполнение разумно построенным планом. Он выдвинул вновь девиз единства и убежденно, горячо отстаивал его извне - против теснивших империю варваров, внутри - против постоянно грозившего расчленения. Выдающийся полководец, хорошо владевший всеми орудиями римской стратегии, осторожный в обдумывании действий, но быстрый в их исполнении, Феодосий был также искусным дипломатом и умелым администратором. Среди измельчавших деятелей эпохи он показал известное величие, хотя оригинального политического творчества и новых реформаторских идей и не обнаружил: он мог только охранять то, что сложилось.

Внешняя политика

Прежде всего было необходимо привести к повиновению вестготов , которые хозяйничали по всему Балканскому полуострову, угрожая самому Константинополю. Феодосий реорганизовал войско, восстановил в нем дисциплину, пополнил его вспомогательными силами из самих варваров, раздробленных и враждовавших между собою. Опираясь на Фессалоники , систематически подвигаясь вперед и разжигая распри между отдельными группами варваров, он постепенно очищал полуостров (379 - 382 г.). Мало-помалу готы были приведены к покорности и с ними заключены договоры о подданстве. В качестве федератов империи отряды их были расквартированы во Фракии и Македонии на началах военного постоя (hospitalitas).

Полного замирения дунайской границы достигнуть, однако, не удалось: германцы , сарматы , аланы и гунны непрерывно теснили ее набегами и защита от них требовала значительных средств и неусыпного внимания.

На дальнем Востоке империи во время царствования Феодосия положение было довольно спокойно, вследствие внутренних смут, происходивших в персидском царстве .

Дальнейший ход событий направил деятельность Феодосия на Запад. Последние годы царствования Грациана тревожимы были вторжениями франков , аламаннов , маркоманнов и квадов в Галлию и Италию . В Британии поднялся узурпатор, талантливый и энергичный Максим, который приобрел власть и в Галлии, Грациан пал от руки сочувствовавших последнему заговорщиков в Лионе ( г.); в руках сторонников его несовершеннолетнего сына Валентиниана II оставалась одна Италия, да и оттуда ему пришлось бежать в году в Фессалоники , под покровительство Феодосия.

Феодосий двинулся против Максима в Италию с хорошо устроенным войском и прекрасными вождями-сотрудниками (римского и варварского происхождения - Промотом и Тимазием, Рихомером и Арбогастом), через Паннонию, а сильный флот должен был напасть на страну с юга. Максим был взят в плен и умерщвлен в году. В западной империи восстановлена была в течение следующих лет законная власть Валентиниана II и сильно укрепилось руководящее влияние самого Феодосия, который с 388 по 391 гг. большую часть времени провел в Италии, пребывая преимущественно в Милане .

Новые неурядицы, причинявшиеся вторжениями варваров, отозвали его на Балканский полуостров, где приходилось также бдительно охранять порядок в войсках, разделяя их на небольшие корпуса с доверенными начальниками во главе и с расширением власти последних на счет компетенции префекта претория.

Запад оказался успокоенным ненадолго. Ничтожный и неопытный, но неосторожный и притязательный Валентиниан II быстро возбудил против себя недовольство. Особенную вражду вызвал он в Арбогасте, поставленном управлять Галлией . Последний приказал убить императора, прибывшего с какими-то резкими требованиями в Вьенну (), и возвел на престол некоего Евгения, профессора риторики, скромного и почтенного человека, являвшегося в его руках простой игрушкой. В борьбе с этой новой узурпацией Феодосию пришлось провести свои последние годы. Евгений был признан государем, кроме Галлии, также и в Италии. Движение принимало окраску реставрации паганизма , под влиянием самого видного главы языческой партии, Никомаха Флавиана, замечательного государственного человека, которого ценил сам Феодосий. В то же время симптомы внутренней смуты обнаруживались и в Африке ; военный наместник страны (magister militum) Гильдон видимо желал создать из нее отдельное владение для себя.

Феодосий провозгласил себя единым императором всего римского мира; он возвел в сан августа и младшего своего сына, малолетнего Гонория , как уже раньше сделал то же для старшего - Аркадия . Многочисленные заботы не дали ему возможности нанести удар узурпации немедленно. Он вступил вновь в Италию с сильным войском лишь в году (в числе начальников его армии мы видим знаменитого впоследствии Стилихона и также прославившегося вскоре готского вождя Алариха). Феодосий одержал победу в битве близ Аквилеи , но вскоре заболел и скончался в Милане.

Внутренняя и церковная политика

Поглощенный трудной задачей охраны безопасности и целости империи, император Феодосий не успел выработать план преобразования внутренних порядков. Он стремился и здесь проявлять лишь твердую власть, чтобы не расшатывалась далее сила имперского правительства. В позднейших законодательных сводах сохранилось немало энергичных распоряжений Феодосия, но меры строгости его касались главным образом слабых элементов общества, особенно все более разорявшегося местного дворянства (куриалов). Гнет налогов не был облегчен, так как государство постоянно нуждалось в громадных средствах; некоторые восстания (в Берите и Антиохии) обясняются именно безжалостным фискализмом. Замечались только попытки несколько смягчить уголовное право и судопроизводство, под влиянием Церкви, и регулировать в духе христианских понятий семейное право. Император много заботился о полиции безопасности и общественной гигиене; он украшал города (особенно Константинополь) роскошными и полезными зданиями, но не смягчил административного произвола и невыносимого крепостничества.

Во внутреннем управлении императора Феодосия важное и видное место занимала церковная политика, которая состояла из неуклонной борьбы с язычеством, вплоть до полного его запрета, поддержки православия и преследования еретиков, в первую очередь ариан. Он окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином , выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям. Феодосий первый сурово поставил принцип государственной религии, как необходимого условия единства, и начал проводить его принудительным способом.

В отличие от своего предшественника на троне, Валента, бывшего непреклонным приверженцем арианства, Феодосий уже в первые месяцы своего правления показал себя ревностным сторонником христианства в его православной форме. Вскоре после своего воцарения, находясь в Фессалонике, он тяжело заболел и крестился у местного православного епископа Асхолия , от которого потребовал прежде совершения таинства исповедовать никейскую веру . В эдикте от 28 февраля года была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той ее форме, "которую проповедывал в Риме св. Петр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Петр в Александрии, мужи апостольской святости" . Это господствующее (православное) учение при нем впервые названо "католическим" (вселенским); его сторонникам одним разрешено именоваться "Церковью". Вступив в Константинополь, он потребовал от арианского епископа Димофила признать учение о единосущии, но тот предпочел отправиться в ссылку. 27 ноября года император лично ввел свт. Григория Богослова в столичный кафедральный храм святых Апостолов , а 10 января года предписал отбирать у еретиков церкви и запретил им собираться в пределах городских стен, отведя им место для богослужения за городскими воротами .

Феодосий I Великий (Theodosius Flavius) - святой, последний император обеих частей Римской империи в 379-395 гг. Родился 11 января 347 г., умер 17 января 395 г. Феодосий был сыном полководца армии императора Валентиниана I , сам служил офицером. После гибели в 378 г. императора восточной части империи Валента в Адрианопольском сражении император Грациан спустя год провозгласил Феодосия августом в г. Сирмий. В 382 г. Феодосий заключил мир с вестготами и расселил их в качестве федератов южнее нижнего течения Дуная, при этом они должны были нести воинскую повинность. В 388 г. Феодосий устранил узурпатора Максима Магна и передал власть над Италией Валентиниану II . После убийства последнего Арбогастом Феодосий предпринял в 394 г. второй поход в Италию, в ходе которого разбил войска узурпатора Евгения под Аквилеей и на короткое время объединил всю империю под своей властью. Отказался от арианства в пользу православного вероучения, провозглашенного единой государственной религией на созванном им в Константинополе Втором Вселенском соборе. По примеру императора Грациана Феодосий отверг сан великого понтифика и преследовал язычников. В 391-392 гг. он запретил языческие культы, а в 394 г. - проведение Олимпийских игр. Был женат на Галле, дочери императора Валентиниана I и августы Юстины. Перед смертью Феодосий I разделил империю между своими сыновьями Аркадием и Гонорием, которые соответственно в 383 и 393 гг. стали августами. Этот шаг означал фактический конец единой Римской империи и привел в 395 г. к образованию двух самостоятельных империй на Западе и Востоке. Феодосий проводил политику покровительства готским племенам, за что получил прозвище «Друг готов».

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.422.

Феодосий I Великий, Флавий (346- 395) - последний император единой Римской империи. После битвы под Адрианополем полчища варваров рассыпались по Фракии, овладели Дакией, дошли до стен самого Константинополя. В 382 году Феодосий победил готов и приостановил их наступление. Согласно Гумилёву, был последним императором, объединившим власть над восточной и западной частями Римской империи. Перед смертью разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием. В свое правление покончил с язычеством, запретил приносить кровавые жертвы. Принял никейское вероисповедание.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 612.

Феодосий Флавий (Flavius Theodosius), Феодосий I Великий (ок. 346-395) - римский император (379-395). Родом из Испании. Сын полководца. Был энергичным военачальником и ловким дипломатом. После гибели императора Валента был провозглашен императором Грацианом августом (соправителем Грациана), ему была передана восточная часть империи. При Феодосии было приостановлено наступление готов (в результате победы над ними в 382 году, а также благодаря соглашению с ними и расселению их в качестве федератов на территории империи). Феодосий окончательно утвердил господство ортодоксального христианства (эдикт de fide catholica 380), активно преследовал сторонников арианства и приверженцев язычества. При нем было разрушено много языческих храмов, сожжена Александрийская библиотека; в 394 году отменены Олимпийские игры. Христианская церковь признала его "Великим".

Феодосий боролся против узурпаторов императорской власти в западной части империи: Максима (убит в 388 году) и Евгения (убит в 394 году). Он был последним императором, объединившим власть над западной и восточной частями империи (394-395).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Феодосий I Великий Флавий - Римский император в 379-395 гг. Род. 11 янв. 347 г. + 17 янв. 395 г.

Феодосии родился в северной Испании. Отец его, Гонорий, был полководцем в армии Валента и вел свой род от императора Траяна (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; 48). В юности Феодосии получил хорошее общее образование, а военную науку постигал в армии отца. Под его началом он воевал против скоттов и саксов в Британии, а затем против мавров в Африке. Его мужество и способности военачальника очень рано были отмечены императором (Гиббон: 26). По свидетельству Марцеллина, Феодосии был назначен полководцем в Мезию в то время, когда был еще безбородым юношей. В многократных стычках он разбил полчища сарматов и принудил их к миру (Марцеллин: 29; 6). Но вскоре опала и казнь Гонория, казалось, положили конец блестящей карьере его сына. Феодосии лишен был всех должностей и поселился в качестве частного лица в своем поместье в Испании (Гиббон: 26). Впрочем, опала его была недолгой. В 378 г: восточный император Валент был разбит готами под Андрианополем и погиб. Полчища варваров рассыпались по Фракии, овладели Дакией, дошли до стен самого Константинополя (Иордан: 138). В этой крайности западный император Грациан прибыл в Сирмий, вызвал к себе Феодосия и 19 января 379 г. провозгласил его Августом и императором над всеми восточными провинциями империи (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; 48).

Феодосии принял власть в очень трудное время. По свидетельству всех писателей, андрианопольское поражение повергло римлян в полное уныние. Одно имя готов приводило солдат в ужас. Нечего было и думать с такой армией давать новую битву. Следующие четыре года были потрачены Феодосием на то, чтобы вернуть римлянам утраченный боевой дух. Местом своего пребывания новый император избрал Фессалонику. Отсюда он руководил боевыми действиями и управлял своей половиной империи (Гиббон: 26). Военное обучение вскоре принесло свои результаты, а косность и праздность были искоренены. Феодосии, вообще отличавшийся острым умом, доблестью и здравомыслием, добивался твердости как строгостью приказов, так и щедростью и лаской. И действительно, после того как воины обрели веру в себя, они стали увереннее нападать на готов и постепенно вытеснили их из пределов Фракии. Но тогда же Феодосии заболел, и состояние его было почти безнадежно. Это вновь придало готам дерзости. Часть из них отправилась грабить Фессалию, Эпир и Ахайю, другие устремились в Паннонию. Когда император Грациан узнал, что в связи с роковым и безнадежным недугом Феодосия готы усилили свой натиск, то он явился на восток, дал им много даров, снабдил продовольствием и заключил с ними мир (Иордан: 139-141).

Тем временем Феодосии, разбитый тяжелым недугом, принял в 380 г. крещение от православного епископа Асхолия. Болезнь его стала отступать, и он совершенно излечился. Прибыв после этого в Константинополь, Феодосии показал себя горячим защитником православия. Арианскому епископу Демофилу он предложил или принять веру в единосущие Христа с Богом-Отцом, либо удалиться из столицы. Демофил избрал последнее. Вслед за ним Константинополь покинули многие ариане, более сорока лет владевшие здесь всеми церквами. В 381 г. Феодосии собрал в Константинополе Второй Вселенский собор, на котором арианство и другие ереси подверглись строгому осуждению, а принятый на Никейском соборе символ веры был уточнен таким образом, чтобы исключить всякое превратное его толкование (Сократ: 5; 6-8). Император своей властью утвердил это решение и издал целый ряд законов, объявлявших единственно правильной веру отцов Никейского собора. Все церкви должны были отныне передаваться православному духовенству (Созомен: 7; 9). Точно так же Феодосии, первым из императоров, подверг гонениям язычников и издал закон, повелевавший закрывать и разрушать по всей империи языческие храмы (Феодорит: 5; 21).

Между тем понемногу утихла война с варварами. В октябре 382 г. Феодосии заключил с вождем Фри-тигерном договор, по которому готы получали для поселения земли в Нижней Мезии и Фракии и поступали на службу к императору в качестве федератов (Иордан: 145). С этого времени Феодосии правил спокойно и твердо до самой своей смерти. Аврелий Виктор пишет, что он был кроток и благожелателен ко всем, особенно же к хорошим людям. Он давал изысканные и веселые пиры, однако без пышности, речь его была солидна и приятна. Он был ласковым отцом и примерным супругом. В отношении наук его образование было посредственно, но он от природы отличался проницательностью. В еде и питье он был умерен (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; 48), а также отличался целомудрием и воздержанием. Однако он был гневлив и вспыльчив (Гиббон: 27). Кроме того, пишут, что он был невоздержан в тратах и предан неумеренной роскоши (Филосторгий: II; 1), беспечен и даже склонен к лени (Евнапий: 50).

Впрочем, от размеренной и приятной жизни Феодосия отвлекали распри в западной части империи. В 387 г. он вступился за Валентиниана II, брата Грациана, изгнанного из Италии тираном Магном Максимом. Соперники встретились в Паннонии на берегу Савы. Первый день сражения не принес никому победы, но на следующее утро Феодосии благодаря своему превосходству в коннице (она сплошь состояла из варваров - готов и алан) одержал победу. Максим был захвачен и казнен (Гиббон: 27). Следующие три года Феодосии провел в Италии, управляя отсюда всей империей. Среди многих полезных деяний, совершенных им в это время, историки пишут и об одном несомненно позорном, наложившем темное пятно на память об этом государе. В 390 г. случилось народное возмущение в фессалониках. Феодосии, не разобрав дела, велел подвергнуть жителей города беспорядочному избиению. Всего было убито около пятнадцати тысяч горожан без различия пола и возраста. Этим злодеянием Феодосии разгневал медиоланского епископа. Амвросия, который при всем народе не допустил императора в храм, так как руки его обагрены кровью невинных. Чтобы умилостивить прелата, Феодосии в одежде кающегося грешника всенародно исповедовался в своих грехах. Он был первым из императоров, демонстративно склонившим голову перед авторитетом церковной власти (Созомен: 7; 25).

Будущий император Феодосий, как полагают историки, начал военную службу под началом своего отца и участвовал с ним в экспедиции в Римскую Британию , чтобы подавить там восстание племён пиктов и скоттов . В 374 году он занимал пост командующего войсками в придунайской провинции Мёзия (лат. dux Moesiae Primae ), где успешно сражался с сарматами:

«Дукс Мёзии Феодосий младший, тогда ещё юноша с едва пробивавшейся бородой, а впоследствии славный император, несколько раз изгонял свободных сарматов, называемых так в отличие от восставших против них рабов, и наносил им поражения во время их вторжений в наши пределы на другой стороне. Стекавшиеся их полчища, несмотря на храброе сопротивление, он разбил в многократных стычках так решительно, что насытил диких зверей и хищных птиц кровью множества павших» .

Почти через 2 года после назначения императором Феодосий покинул Фессалоники , откуда руководил войной с готами, и вступил 24 ноября 380 года в свою столицу Константинополь , после чего основное внимание уделял церковной политике и дипломатической работе с готскими вождями. Он привлек в армию многих варваров, разрешив им свободно покидать её ряды и вступать обратно по желанию. Хотя численность войск восстановилась, их дисциплина и управляемость значительно снизились. Зосима сообщает, что Грациан послал Феодосию на помощь войска во главе с франками Баудоном и Арбогастом , которые выдавили банды варваров из Македонии и Фессалии обратно во Фракию. Это улучшило положение восточной части Римской империи и склонило готов к переговорам.

В это время сменилась власть в Западной Римской империи. В 383 году командующий римской армией в Британии Магн Максим высадился в Галлии , узурпировав там власть. Римский император Грациан в ходе смуты был убит . Его младший брат-соправитель Валентиниан стал соправителем Максима, владея Италией и провинциями в Африке и на Балканах. Феодосий был вынужден признать императорский титул Максима вслед за признанием Максима Валентинианом.

Свержение узурпатора Максима . - гг.

Феодосий и Св. Амвросий . - гг.

В течение 3-летнего пребывания в Италии Феодосий оказался под духовным влиянием епископа Медиолана Св. Амвросия .

Когда после этих событий Феодосий хотел помолиться в церкви, Св. Амвросий не пустил его за порог, обвиняя в убийстве невинных и требуя покаяния. Только спустя 8 месяцев епископ простил императора, заставив того принять закон, по которому утверждение смертных приговоров откладывалось на 30 дней после вынесения приговора .

Свержение узурпатора Евгения. - гг.

Феодосий вернулся в Константинополь 10 ноября 391 года . После ухода Феодосия из Италии фактическую власть в Западно-Римской империи осуществлял не император Валентиниан , а его главнокомандующий войсками франк Арбогаст . Попытки Валентиниана отстоять свои полномочия привели к конфликту, в результате которого 15 мая 392 года он был убит при неясных обстоятельствах. Не дожидаясь решения Феодосия, 22 августа Арбогаст возвёл на императорский престол своего ставленника, начальника имперской канцелярии Евгения .

Феодосий отказался признавать легитимность Евгения и летом 394 года двинул армию в Италию. 6 сентября 394 года в предгорьях восточных Альп на реке Фригид (на границе совр. Словении с Италией) состоялось генеральное сражение . Передовой отряд войска Феодосия из 10 тысяч готов был полностью истреблён Арбогастом, что современники сочли скорее благом, чем потерей . По Зосиме Евгений к исходу дня после окончания сражения стал преждевременно праздновать победу. Полководец Арбогаста Арбицион перешёл на сторону Феодосия, что возможно стало решающим фактором в разгроме узурпатора . Внезапно воины Феодосия прорвались в лагерь западных римлян к палатке императора-узурпатора. Евгений был схвачен и немедленно обезглавлен, его голову на пике показали его войскам, которые в массе своей перешли на сторону Феодосия. Арбогаст бежал в горы, за ним выслали погоню, и он закололся, чтобы избежать пленения.

Окончательный раздел империи. 395 год

На несколько месяцев Феодосий стал фактическим правителем единой Римской империи. В Риме он провозгласил сына Гонория императором, отменил через сенат ряд древних языческих церемоний и собирался вернуться в Константинополь, где на время своего отсутствия оставил править старшего сына Аркадия .

Христианство как государственная религия

Феодосий происходил из христианской семьи, но, по словам Сократа Схоластика , был крещён во время болезни епископом Фессалоник Асхолием только в 380 году .

«В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий , а также епископ Александрии Пётр , человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе» .

Никейская формула веры, поддержанная Феодосием, стала официально называться кафолической . Однако религиозный вопрос не был окончательно разрешён, теологические споры о природе Христа и сути веры продолжились с новой силой в 1-й половине V века .

Борьба с язычеством

Первые императоры-христиане развернули борьбу с некоторыми языческими традициями (в частности, смертью каралось обращение за прорицаниями), но только при Феодосии государство поставило целью искоренить языческие культы и религии. Как замечено в «Пасхальной хронике»: «Прославленный Константин , процарствовав, только запер святыни и храмы эллинов, а этот Феодосий - уничтожил [их]… »

«Феодосий - насколько это видно по древним описаниям и изображениям - телосложением и по характеру был похож на Траяна: такой же высокий рост, такая же фигура и пышные волосы и такое же лицо […] Феодосий был кроток, милостив, общителен, он считал, что отличается от прочих людей только своей одеждой; и был благожелателен ко всем, особенно же к хорошим людям. Он в такой же мере любил людей простодушных, как и восхищался учёными, но притом честными, был щедр и великодушен […] В отношении наук, если смотреть на наиболее преуспевших в них, его образование было посредственно, но он был очень проницателен и очень любил узнавать о деяниях предков […] Он упражнялся физически, но не увлекаясь и не переутомляясь, отдыхал, когда был досуг, преимущественно на прогулках; здоровье поддерживал, соблюдая умеренность в пище» .

Нехристианский историк V века

Характеристика деятельности

Богато одаренный природой, Феодосий вел воздержный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве - вождем умным и энергичным. Полученное им тщательное образование подготовило его к тому, чтобы охватить мыслью задачу государя, понять ее трудности и осветить ее исполнение разумно построенным планом. Он выдвинул вновь единства и убежденно, горячо отстаивал его извне - против теснивших империю варваров, внутри - против постоянно грозившего расчленения. Выдающийся полководец, хорошо владевший всеми орудиями римской стратегии, осторожный в обдумывании действий, но быстрый в их исполнении, Феодосий был также искусным дипломатом и умелым администратором. Среди измельчавших деятелей эпохи он показал известное величие, хотя оригинального политического творчества и новых реформаторских идей и не обнаружил: он мог только охранять то, что сложилось. Необузданность нрава, суровая нетерпимость и узость религиозного настроения бросают мрачную тень на его духовный образ. Эти свойства помешали Феодосию остаться справедливым человеком и вредили интересам его собственного могущества. Управления Востоком и Западом после приобщения Феодосия к власти сохраняли свою отдельность, но государи-соправители работали всегда согласно друг с другом. Феодосий не предпринимал козней против западного августа, уважая принцип раздела; на самом же деле авторитет его распространялся на весь римский мир.

Усмирение варваров

Прежде всего было необходимо привести к повиновению вестготов, которые хозяйничали по всему Балканскому полуострову, угрожая самому . Феодосий реорганизовал войско, восстановил в нем дисциплину, пополнил его вспомогательными силами из самих варваров, раздробленных и враждовавших между собою. Опираясь на , систематически подвигаясь вперед и разжигая распри между отдельными группами варваров, он постепенно очищал полуостров ( - г.). Мало-помалу были приведены к покорности и с ними заключены договоры о подданстве. В качестве федератов империи отряды их были расквартированы во и Македонии на началах военного постоя (hospitalitas ). Полного замирения дунайской границы достигнуть, однако, не удалось: , и непрерывно теснили ее набегами и защита от них требовала значительных средств и неусыпного внимания.

Борьба с узурпаторами на Западе

Дальнейший ход событий направил деятельность Феодосия на Запад. Последние годы царствования Грациана тревожимы были вторжениями франков, аламаннов, маркоманнов и квадов в и . В поднялся узурпатор, талантливый и энергичный Магн Максим, который приобрел власть и в Галлии, Грациан пал от руки сочувствовавших последнему заговорщиков в ( г.); в руках сторонников его несовершеннолетнего брата оставалась одна , да и оттуда ему скоро пришлось бежать ( г.) в , под покровительство Феодосия. Последний двинулся против Максима, выступая за легитимный принцип, проводя начало монархической власти и опасаясь, что все недовольные в империи элементы сгруппируются вокруг Максима. Феодосий направился в Италию с хорошо устроенным войском и прекрасными вождями-сотрудниками (римского и варварского происхождения - Промотом и Тимазием, Рихомером и Арбогастом), через , а сильный флот должен был напасть на страну с юга. Максим был взят в плен и умерщвлен ( г.). В западной империи восстановлена была в течение следующих лет законная власть Валентиниана II и сильно укрепилось руководящее влияние самого Феодосия, который с по годы большую часть времени провел в Италии, пребывая преимущественно в .

Новые неурядицы, причинявшиеся вторжениями варваров, отозвали его на , где приходилось также бдительно охранять порядок в войсках, разделяя их на небольшие корпуса с доверенными начальниками во главе и с расширением власти последних на счет компетенции префекта претория. На дальнем востоке империи во время царствования Феодосия положение было довольно спокойно, вследствие внутренних смут, происходивших в персидском царстве.

Запад оказался успокоенным ненадолго. Ничтожный и неопытный, но неосторожный и притязательный быстро возбудил против себя недовольство. Особенную вражду вызвал он в Арбогасте, поставленном управлять Галлией. Последний приказал убить императора, прибывшего с какими-то резкими требованиями в Вьенну (), и возвел на престол некоего Евгения, профессора , скромного и почтенного человека, являвшегося в его руках простой игрушкой. В борьбе с этой новой узурпацией Феодосию пришлось провести свои последние годы. Евгений был признан государем, кроме Галлии, также и в Италии. Движение принимало окраску реставрации , под влиянием самого видного главы языческой партии, Никомаха Флавиана, замечательного государственного человека, которого ценил сам Феодосий. В то же время симптомы внутренней смуты обнаруживались и в Африке; военный наместник страны (magister militum ) Гильдон видимо желал создать из нее отдельное владение для себя. Феодосий провозгласил себя единым императором всего римского мира; он возвел в сан августа и младшего своего сына, малолетнего , как уже раньше сделал то же для старшего - Аркадия. Многочисленные заботы не дали ему возможности нанести удар узурпации немедленно. Он вступил вновь в Италию с сильным войском лишь в г. (в числе начальников его армии мы видим знаменитого впоследствии и также прославившегося вскоре готского вождя ). Феодосий восторжествовал над врагами (в битве близ Аквилеи), но вскоре заболел и умер в , в то время, как устраивал порядок в подчиненных странах Запада ( г.).

Законодательство

Поглощенный трудной задачей охраны безопасности и целости империи, Феодосий не успел выработать план преобразования внутренних порядков. Он стремился и здесь проявлять лишь твердую власть, чтобы не расшатывалась далее сила имперского правительства. В позднейших законодательных сводах сохранилось немало энергичных распоряжений Феодосия, но меры строгости его касались главным образом слабых элементов общества, особенно все более разорявшегося местного дворянства (куриалов). Гнет налогов не был облегчен, так как государство постоянно нуждалось в громадных средствах; некоторые восстания (в Берите и ) обясняются именно безжалостным фискализмом. Замечались только попытки несколько смягчить уголовное право и судопроизводство, под влиянием церкви, и регулировать в духе христианских понятий семейное право. Император много заботился о полиции безопасности и общественной ; он украшал города (особенно ) роскошными и полезными зданиями, но не смягчил административного произвола и невыносимого крепостничества.

Церковная политика

Христианство как государственная религия

Во внутреннем управлении Феодосия важное и видное место занимала церковная политика. Будучи сам ревностным христианином и определенно придерживаясь правоверия, он окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином и выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям. Он первый сурово поставил принцип государственной , как необходимого условия единства, и начал проводить его принудительным способом. В эдикте года была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той ее форме, «которую проповедывал в Риме св. Петр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Петр в , мужи апостольской святости». Это господствующее (православное) учение при нем впервые названо «католическим» (кафолическим, вселенским); его сторонникам одним разрешено именоваться «Церковью». и другие секты были безусловно запрещены. Константинопольский собор года подтвердил, дополнив его, никейский символ и повторил осуждение всех еретиков. Упорствующими грозили строжайшие наказания.

Отмена языческого культа

Такому же безусловному преследованию подверглись и язычники. В - годах рядом указов запрещены были жертвоприношения и предписано уничтожение храмов ( Востока Кинегий, при помощи вооруженной силы и вместе с монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры). Эдикт