С. есенин разговаривает о литературе и искусстве

Иван Васильевич Грузинов (8 (20) ноября 1893(18931120 ) , Шебаршино, Можайский уезд, Смоленская губерния - 1942, Кунцево) - русский поэт, критик, участник группы имажинистов, один из друзей Сергея Есенина.

В творчестве Грузинова значительное место занимают стихотворения о русской деревне.

Биография

Родился 8 ноября 1893 года в деревне Шебаршино Смоленской губернии (ныне Можайский район Московской области) в крестьянской семье.

Окончил учительскую школу, работал народным учителем Бронницкого уездного земства, в годы Первой мировой - служил в Коломне в запасном полку писарем, затем писарем же на Юго-Западном фронте.

В конце 1917 вернулся в Москву. Работал в Московском уездном совете по внешкольному образованию, затем как поэт, критик и редактор - в ленинградской «Красной газете», издательстве Союза поэтов, издательстве «Сегодня» и т.п.

Выступал в печати с 1912 года, в 1915–1926 годах выпустил ряд поэтических сборников («Бубны боли», «Избяная Русь», «Малиновая шаль» и др.); его небольшой сборник «Серафические подвески» (1921) был конфискован из-за использования обсценной лексики, за его издание арестовывался в 1922, по постановлению Коллегии ГПУ 6 июня 1922 это дело по обвинению Грузинова «в к/р» было направлено в Московский ревтрибунал.

Вторично арестовывался в 1924 по «делу Ганина и др.» (т.н. «дело четырёх поэтов»).

В 1924 году вместе с Есениным объявлял о «роспуске» группы имажинистов, планировал вместе с Есениным в последние годы его жизни ряд несостоявшихся организационных мероприятий (создание журнала, группы «Россияне»). Грузинову принадлежат воспоминания о Есенине («С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве»), Хлебникове и Маяковском.

В третий раз арестован в ночь с 10 на 11 июня 1927 по месту проживания: Москва, Столешников пер. 5 кв. 12. Обвинен в «пропаганде, направленной в помощь международной буржуазии», 1 сентября 1927 постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ выслан в Сибирь сроком на три года, ссылку отбывал в городе Киренске Иркутской губ.

16 августа 1929 постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ лишен права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону (режим «минус шесть») с прикреплением к определенному местожительству (Воронеж) сроком на три года (дело ссыльного хранилось в архиве Воронежского УВД, считается утраченным).

Не ранее лета 1931 смог вернуться в Москву.

В 1939–1940 годах подготовил итоговый сборник стихов, не опубликованный при жизни Грузинова.

в 1942 году он умер в Кунцеве от голода, могила утрачена.

Публикации
  • 1915 - «Бубны боли»
  • 1921 - «Бычья казнь», 150 нумерованных экземпляров. «Имажинист», Москва. Графика М. Тарханова.
  • 1926 - «Западня слов». М.
  • 1926 - «Роды». М.
  • 1926 - «Малиновая шаль». М.
  • 1927 - С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве. М.: Всероссийский союз поэтов.
Литература
  • Гончаров В.А., Нехотин В.В . «Меж свечой и мной»: Неизвестные страницы биографии поэта Ивана Грузинова // Слово: Российский журнал художественной литературы и общественной мысли. 1999. № 6. С. 92-95.
  • Век Грузинова и Хабиас // Тихие песни: Историко-литературный сборник статей к 80-летию Л. М. Турчинского. - М.: Трутень, 2014. С. 219-241.
Примечания
  1. в анкетах арестованного указано «родился в ноябре 1886, дер. Шебаршино Клементьевской волости Можайского у. Московской губ.»
  2. С.А. Есенин Жизнь моя, иль ты приснилась мне...
  3. аннотация к книге «Избяная Русь» (недоступная ссылка)
  4. Грузинов Иван Васильевич
  5. Мариенгоф, Шершеневич, Грузинов. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Иван Грузинов

О смерти Есенина

1919 г. Кафе поэтов Тверская, 18. Комната правления Союза поэтов.

Зимние сумерки. Густой табачный дым. Комната правления по соседству с кухней. Из кухни веет теплынью, доносятся запахи яств. Время военного коммунизма: пища и тепло приятны несказанно. Тепло и пища: что ж еще в жизни нужно?

Беседуем с Есениным о литературе. Беседа оживленная. Первые годы нашего знакомства с Есениным были для него периодом усиленного искания творческого пути; в этот период Есенин любил беседовать, любил философствовать. В дальнейшем он стал меньше разговаривать об искусстве; и только в последний год своей жизни, в особенности в последние месяцы, перед смертью, он по-прежнему много рассуждал об искусстве.

– Знаешь ли, – между прочим сказал Есенин: – Я очень люблю Гебеля. Гебель оказал на меня большое влияние. Знаешь? Немецкий народный поэт

– У немцев есть три поэта с очень похожими фамилиями, но с различными именами: Фридрих Геббель, Эмануэль Гейбель и, наконец, Иоганн Гебель. Иоганн Гебель – автор «Овсяного Киселя».

– Представь себе, Сергей: тетка моя, простая крестьянка, научилась грамоте от своих детей-школьников, прочла «Овсяный Кисель» в переводе Жуковского или, может быть, только прослушала по хрестоматии эту немецкую идиллию и сложила песню про кисель. Придумала мотив к песне и распевала ее на крестьянских пирушках и свадьбах. Я не знаю наизусть этой песни. Она отличается большой непосредственностью, наивна и трогательна; в этой песне, точно так же как и во многих вещах Гебеля, есть нравоучение. По форме она отличная вещь: тонкие изысканные концевые созвучия. Нужно будет записать эту песню. Мне приятно, что ты и моя тетка литературные родственники: у вас общий литературный отец: Гебель. По крайней мере он вам обоим отец крестный.

Я никогда не забывал признания Есенина о влиянии на него Гебеля, но мне ни разу не приходилось об этом писать.

В настоящее время пристально всматриваясь в произведения Гебеля и Есенина, заметил многое, чего раньше не замечал. Меня поразили некоторые черты сходства в творчестве обоих поэтов.

Напомню читателям о Гебеле: Иоганн-Петр Гебель (1760–1826 г.) происходил из бедной семьи ткача. Писал на южно-немецком народном диалекте. Писал он по преимуществу идиллии. Самая выдающаяся книга Гебеля его «Алеманские стихотворения» («Alemanniche Gedichte»), появившиеся в 1803 году. Эта книга написана на наивном и гармоничном наречии. В ней Гебель отражает жизнь, образ мыслей и нравы родины. «Алеманские стихотворения» полны теплоты, мягкости и задушевности, в них непосредственность чувства и мысли изредка нарушается морализирующими чертами.

Гете высоко оценивал Гебеля. Вот что говорит Гете об авторе «Алеманских стихотворений»: «Гебель, изображая свежими, яркими красками неодушевленную природу, умеет оживотворять ее милыми аллегориями. Древние поэты и новейшие их подражатели наполняли ее существами идеальными: нимфы, дриады, ореады жили в утесах, деревьях и потоках. Гебель, напротив, видит во всех сих предметах одних знакомцев своих – поселян, и все его стихотворные вымыслы самым приятным образом напоминают нам о сельской жизни, о судьбе смиренного земледельца и пастуха… Во всем, и на земле и на небесах, он видит своего сельского жителя; с пленительным простосердечием описывает он его полевые труды, его семейственные радости и печали; особенно удаются ему изображения времен дня и года; он дает душу растениям; привлекательно изображает все чистое, нравственное и радует сердце картинами ясно-беззаботной жизни. Но так же просто и разительно изображает он ужасное, нередко с тою же любезною простотою говорит о предметах более высоких, о смерти, о тленности земного, о неизменяемости небесного, о жизни за гробом – и язык его, не переставая ни на минуту быть неискусственным языком поселянина, без всякого усилия возвышается вместе с предметами, выражая равно и важное, и высокое, и меланхолическое». (Цитирую в переводе В. А. Жуковского.)

Я привожу подробно мнение Гете о Гебеле потому, что те же черты, какие отмечает Гете в творчестве Гебеля, определяют раннее творчество Есенина.

Есенин в своей книге «Ключи Марии», раскрывая понятие ангелического образа, упоминает Гебеля одновременно с Эдгаром По, Лонгфелло, Уландом и Шекспиром. Произведения Гебеля Есенин ставит наряду с теми произведениями, «которые выпукло светят на протяжении долгого ряда веков».

Многие стихи Есенина по содержанию и настроению близки к гебелевским.

Влияние Гебеля заметно в некоторых стихах «Голубени», «Сельского Часослова», «Трерядницы».

Есенин на всем протяжении своего творческого пути то удалялся от Гебеля, то снова возвращался к нему.

В особенности близок Есенин к Гебелю в «Пантократоре»: по теме, по мысли, вложенной в это произведение. «Пантократор» – это «Тленность» Гебеля. В «Тленности» Гебеля дед и внук ведут разговор о судьбах мира, о назначении людей, о гибели земли, о жизни за гробом после исчезновения жизни на земле. Причем у Гебеля дед поучает внука, дед повествует о судьбе мира и людей. В «Пантократоре» внук обращается к умершему деду с теми же самыми речами, которые Гебель вкладывает в уста деда.

Встреча живых и умерших дана у Есенина точно так же, как и у Гебеля.

В доказательство несколько цитат из обоих поэтов. Цитирую Гебеля в переводе В. А. Жуковского:

Все, наконец,

Зажглось, горит, горит и прогорает

До дна, и некому тушить, и само

Потухнет…

С земли на незримую сушу

Отчалить и мне суждено.

Я сам положу свою душу

На это горящее дно.

…но будешь добр и будешь

В одной из звезд, и будет мир с тобою;

А если Бог посудит, то найдешь

Там и своих: отца и мать и… деда.

О, пусть они, те, кто во мгле

Нас пьют лампадой в небе,

Увидят со своих полей,

Что мы к ним в гости едем.

Предсмертное стихотворение Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья» звучит по-гебелевски. Умирая, Есенин вернулся к Гебелю: «встреча впереди», встреча в загробной жизни, встреча в ином мире: это мотив Гебеля и романтиков.

У Есенина есть изумительное стихотворение по скрытой в нем трагической сущности; написано оно в последний год жизни поэта. В этом стихотворении Есенин, между прочим, говорит:

Ставил я на пиковую даму,

А сыграл бубнового туза.

Играть на пиковую даму плохо: эпиграфом к «Пиковой даме», взятым Пушкиным из «новейшей гадательной книги», является следующая цитата: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность». Пушкинский Германн сыграл на пиковую даму и плохо, очень плохо окончил игру.

Сыграть бубнового туза еще хуже, хуже этого ничего не может быть на свете.

Символика есенинского бубнового туза раскрывается в полной мере только при одном условии: если мы знаем о влиянии Гебеля на нашего поэта.

Смотритесь в сказку Гебеля: «Красный карбункул».

Всем был хорош, и умен, и проворен герой сказки – Вальтер. Но рано он стал трактиры любить. Карты брал он по праздникам в руки. Однажды в трактире, заметив бешеную игру Вальтера, некто Зеленый, слывущий в народе Букой, проворчал, покосившись:

«Ты не уйдешь от меня!»

Мина, невеста Вальтера, видит вещий сон: чернец дает ей три карты: одна из этих карт – туз бубновый, не так ли? Плохо; ведь красный карбункул, значит он… доля недобрая.

Женившись, Вальтер дает обещание Мине:

Я от игры откажусь и карты проклятые брошу;

Душу возьми сатана, как скоро хоть пальцем их трону.

Но отстать от вина – и во сне не проси; не отстану.

Вальтер не сдержал обещания. Вот пришел он в трактир, а Зеленый уж там и тасует. Снова Зеленый втягивает его в игру. Зеленый проигрывается и в уплату проигрыша дает Вальтеру чудесный перстень:

Камень редкий, карбункул; в нем же есть тайная сила…

Знай: как скоро нет денег, ты перстень – на палец, да смело

Руку в карман, и вынется звонкий, серебряный талер.

Вальтер разрушил семейный очаг. Его, как холод, охватывает ужас. Он бежит. Ночь. Поле. Кличет Зеленого. Тот является.

– Послушай, здесь оставаться теперь не годится, – говорит Зеленый: – будет плохо.

И советует Вальтеру скрыться.

Вместе они совершают побег. Снова трактир. В трактире светится свечка.

– Зайдем на минутку, – предлагает Зеленый: – тут есть добрые люди; помогут тебе разгуляться.

Входят. В трактире сидят запоздалые, пьют и играют. Вальтер с Зеленым подвинулись к ним, и война закипела.

В «Красном карбункуле» Гебеля, точно так же как и у Пушкина в его «Пиковой даме», значение слов, условно употребляемых в картежной игре, переносится в расстроенном воображении героя на действительность, принимается как реальный факт, как сама реальная жизнь.

Привожу выдержки из Пушкина и Гебеля в качестве иллюстрации этого редкого литературно-психологического приема:

– Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул… В эту минуту ему показалось,

что пиковая дама прищурилась и усмехнулась.

Необыкновенное сходство поразило его…

– Старуха! – закричал он в ужасе.

– Бей! – кричат. – «Подходи!» – Я лопнул! -

«Козырь!» – Зарезал!..

Зарезал !.. глубоко, глубоко.

В сердце к нему заронилось тяжелое слово; а Бука,

Только что взятку возьмут, повторит да на Вальтера взглянет.

Вальтер играет в ночном трактире, имея с собою чудесный перстень. Масть, как на выбор, негодная сыплет. Проигрывается. Он обманут: перстень теряет чудесную силу.

Вот… и первого четверть. С перстнем на пальце он руку

Всунул в карман: «Разменяйте мне талер». Плохая монета.

Вальтер, плохая монета: в кармане битые стекла!..

Поздно, поздно, ничто не поможет…

Ночь. Зеленый идет впереди, а за ним бредет Вальтер, как покорный ягненок, бредет к кровавой колоде. Звезды на небе смеркли. Воздух душен. Ветка не тронется. Листик не дрогнет. В ночной тишине и тьме слышит он голос Зеленого:

– Вальтер, что же ты так замолчал?.. Уже не молишься ль,

Или считаешь свой проигрыш? Все проиграл невозвратно.

Как быть? А выбор остался плохой, я сам признаюся.

Зеленый дает Вальтеру оружие и уговаривает покончить с собой. Несчастный Вальтер-Сережа накладывает на себя руки.

24/III 1926

Из книги С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1. автора

И. В. ГРУЗИНОВ ЕСЕНИН В первый раз я увидел Сергея Есенина в 1918 году. В Политехническом музее был какой-то литературный вечер. Я был в публике. В антракте, взглянув нечаянно влево, я заметил странного молодого человека. Он мгновенно привлек мое внимание своей внешностью:

Из книги Я, Есенин Сергей… автора Есенин Сергей Александрович

И. В. ГРУЗИНОВ ЕСЕНИН С. ЕСЕНИН РАЗГОВАРИВАЕТ О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ Иван Васильевич Грузинов (1893–1942) - поэт, выступал в печати с 1912 года, в 1915–1926 годах выпустил ряд поэтических сборников («Бубны боли», «Избяная Русь», «Малиновая шаль» и др.).Познакомился с Есениным в 1918

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин Кондратий

Вольф Эрлих о смерти Есенина I1919 г. Кафе поэтов Тверская, 18. Комната правления Союза поэтов.Зимние сумерки. Густой табачный дым. Комната правления по соседству с кухней. Из кухни веет теплынью, доносятся запахи яств. Время военного коммунизма: пища и тепло приятны

Из книги Всё, что помню о Есенине автора Ройзман Матвей Давидович

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ГЛИНСКАЯ, ГОСУДАРЫНЯ И ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ, ПРАВИТЕЛЬНИЦА ВСЕЯ РУСИ. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО. КНЯЗЬ ИВАН ФЕДОРОВИЧ ОВЧИНА-ТЕЛЕПНЕВ-ОБОЛЕНСКИЙ. КНЯЗЬЯ ВАСИЛИЙ И ИВАН ШУЙСКИЕ. КНЯЗЬ ИВАН БЕЛЬСКИЙ. ГЛИНСКИЕ (1533–1547) После смерти

Из книги Звездные трагедии автора Раззаков Федор

19 Вечер в Политехническом музее. Ученик Есенина Августа Миклашевская. Что было после смерти Есенина Перерегистрация «Ассоциации» У некоторых критиков и литературоведов создалось убеждение, что своей статьей «Быт и искусство» Есенин начал разрыв с имажинистами. Те же

Из книги Кумиры. Тайны гибели автора Раззаков Федор

20 Ссора Есенина с Мариенгофом. «Мужиковствующие» действуют. Случай в пивной. Суд над 4 поэтами. Подозрительное окружение Есенина В том же октябре 1923 года Сергей встретил Кожебаткина, пошел с ним в какое-то кафе. Александр Мелентьевич рассказал Есенину, почему не платили

Из книги Южный Урал № 13-14 автора Карим Мустай

24 Триумф Есенина в Союзе поэтов. Прототипы героинь Есенина. Кто такая северянка в «Персидских мотивах»? Конец «Вольнодумца». Пояснения Всеволода Иванова Начало вечера Есенина в клубе поэтов было назначено в девять часов, но еще раньше клуб был переполнен членами Союза

Из книги Неизвестный Есенин. В плену у Бениславской автора Зинин Сергей Иванович

25 Есенин и Мариенгоф в «Мышиной норе». Женитьба Есенина на С. А. Толстой. Выступление Есенина в Доме печати Наше новое кафе на углу Кузнецкого моста мы назвали «Мышиной норой». На простенке возле буфетной стойки Боря Эрдман смонтировал на деревянном щите эффектную витрину

Из книги «Буду верен словам до конца». Жизнеописание и наследие иеромонаха Василия (Рослякова) автора Автор неизвестен

«Железный конь» несется к смерти Виталий ДАРАСЕЛИЯ. Михаил ЕРЕМИН. Иван ЯРЫГИН За последние два десятилетия в результате автомобильных аварий из жизни ушли несколько известных спортсменов. Открывает этот список бывший футболист тбилисского «Динамо» и сборной СССР

Из книги Жизнь моя за песню продана [сборник] автора Есенин Сергей Александрович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Живой Есенин автора Антология

Без Есенина Глубокое горе изменило жизнь Галины. Не хотела верить, что любимого теперь нет в живых, хотя об этом ей напоминали события ежедневно и ежечасно. Читала доступные ей публикации о смерти поэта. Не понравился ей некролог «О Сергее Есенине», опубликованный 31

Из книги автора

На могиле С. Есенина Вот, Сергей Алексаныч, примите Земляка запоздалый поклон: Вы – питомец Октябрьских событий Я – свидетель застойных времен. Мы родня: Вам Кузьминская волость Подарила к стихам интерес, А меня стихотворная робость Загоняет в Кузьминский лес. Может,

Из книги автора

Иван Белоусов Цветок неповторимый (У гроба Сергея Есенина) Его душа жила, страдая. Страдая, в вечность отошла… Вот, что я записал в своем дневнике, когда узнал о смерти Сергея Есенина – и вспомнил: передо мной стоит скромный, белокурый мальчик, – до того робкий, что боится

Из книги автора

Из книги автора

В. Шершеневич вспоминает: «Появился Иван Грузинов. Это был вялый человек, выпустивший какую-то скучнейшую книгу по имажинизму и книгу стихов, где все вещи были названы своими именами. Книга была конфискована. Грузинов недоумевал: почему ему инкриминируются те слова, которые напечатаны в «Словаре» Даля? Был он тих и бесталанен. Года два назад я встретил его в Воронеже. Он что-то делает, но, к счастью для поэзии, он о ней забыл». Суждение весьма несправедливое, но оно вполне объясняется разностью методов «урбаниста» Шершеневича и «крестьянствующего» Грузинова.

И. В. Грузинов, родившийся в крестьянской семье (1893-1942), начал печататься с 1912 года. В 1919 году вошел в группу имажинистов. Б. Глубоковский определил его следующим образом: «Из дерева сделан. Топором тесали, орудием немудрящим, простым. Топором. И сам из дерева. Протянет полено - думаешь, к чему?

Глянь - рука, здороваться хочет. Хитрый. В глазах лукавинка русская - во какая! И наивно прячет эту лукавинку самую под пенсне Грузинов. На черта?

Кто его разберет! Грузинов не любит движения. Что ему город? Неподвижное любит он. Зато ядреное да здоровое. Ничего у него не движется.

Хлеб. Не мистический, клюевский, а грузинов-ский. Им не причащается Грузинов - ест его и описывает с аппетитом: На скатерти с полудня разлеглась Ржаная, как свинец, тяжелая, коврига; А рядом с ней вздыхает томно рыхлый ситник.» («Маски имажинизма», 1919)»п. Читатель, которому неизвестна имажинистская направленность поэта, никогда не заподозрит его в этом « пороке». Его метафора - классическая по содержанию: Крылатое отяжелело время, Как стрекоза, прильнувшая к огню. И так легко - упасть и не проснуться. Иногда ощущение природы восходит или по-имажинистски «опускается» до ощущений поэтов пушкинской эпохи («В тени кленовой дева ли...»). В крестьянской имажинистике обращение к архетипи-ческим образам особенно заметно у Грузинова и выражено с полной определенностью: «Вот булькает река, и мнится пращур мой на берегу суглинок «липкий режет сошником». Орнаментом становится образ у Грузинова; поэт активно размышляет о свойствах, которыми народ воссоздает свои «поэтические воззрения».

«Имидж» превращается в архетип. Это птицы, кони, петухи, звери, деревья, трава и так далее. Но если перейти к рассмотрению самих образов Грузинова, то сразу заметим, что в них почти нет ничего самостоятельного, так как их основные «несущие» части уже давно бытовали и в фольклоре, и в «этикетной» литературе. И. Грузинов умеет «сбить ритм», он не боится - или не понимает, что этого надо бояться - использовать в поэзии фразеологизм; он пользуется диалектизмами и прибегает к обязательному имажинистскому «шоку» от образа, возникшего в «запрещенном приеме», - бодлеровская «падаль», «вонючие внутренности» и т. д.: ...На приманку к логову листвяному снесу Скусные собачьи потроха. И когда луна жеребой растопырится, Пуздро красное опустив на голый сук, Дряхлый филин у дупла завоет, И волчица мутным маревом на падаль кинется, - У звериной притаясь тропы, Я, не дрогнув, ржавые взведу курки. («Дичь», 1923) По-видимому, главной задачей поэта считалось осуществление «словесного узоречья», где должны совмещаться в самом немыслимом виде всевозможные формы культурного и народного происхождения. В каждом действии, в любом мировом событии можно обнаружить красоту, красоту жизни и красоту смерти. Так, смерть быка даже не метафоризи-руется: крестьянский ум полагает, что человек должен есть, и возникает фламандская радость от вечного процесса съедения животных: Бьет кровь в лохань, Где сдохлись за ночь мутные помои, И, брызнув на зипун Хозяина, слипается, как черное клеймо.

Парные потроха - Зеленой грудою у ветхого плетня. («Бычья казнь», 1921) Поэзия Грузинова подчас натуралистична, но только в той форме, которая не дает забыть вещественную суть самого предмета. Это реализуется в красках. Радость бытия во фламандском искусстве заменяет или отменяет всевозможную рефлексию. Следует сказать, что поэты первых лет революции, например Багрицкий, пытались отождествить свое время с эпохой Ренессанса - отсюда тема тотального плодородия, изобилия, рожденного землей съестного, изображения рыбы, мяса, птицы, фруктов и овощей.

В этой традиции работает и И. Грузинов. Тема обеда, не последняя для йсителя 20-х годов, решена у него не имажинистскими метафорами, а вполне по-державински: 4вареная говядина разбухла и размякла», «колесики копченой колбасы», «китайские, волоцкие и грецкие орехи» и т. д. Когда Н. Заболоцкий в 1929 году напишет такую же «историю», для него важно будет, что съедобное более одушевлено, чем сами съедающие: «А рядом проклинает детство Цыпленок, синий от мытья. Он глазки сонные закрыл, наморщил разноцветный лобик, и тельце сонное сложил в фаянсовый столовый гробик...». Грузинова же развлекает сама мета-форизация сервированного стола в прямом смысле: Пустые рюмочки жеманятся, как модницы московки, Готовые кокетливо хихикнуть, Готовые звенеть стеклянным смехом, И морщатся галантные умытые графины... («Из дерева», 1922) Бытописательство крестьянской жизни осуществляется Грузиновым отчасти есенинским приемом «струения образа», когда перепутываются приметы человека, растения и животного.

Невеста на свадьбе - «бабочка-капустница», «жених в суконной тройке - таракан», туман «пушистый хвост повесил на плетень», «седые пучеглазые лягушки к полуночи накрякали болотного тумана» и т. д. Иногда, совершенно забывая об исповедуемом методе, Грузинов, не мудрствуя «образом», творит стих как прозу: Зеленую степенно глушат мужики, А бабы, красную пригубив церемонно, И зарекаясь и божась, Отводят рюмочку рукою загорелой. («Из дерева», 1922) Грузинов заявил себя и как теоретик имажинизма, издав книгу «Имажинизма основное» (М., 1921) и несколько статей в сборнике «Гостиница». Не очень понятно, почему книга имела так мало успеха в среде его соратников, она не хуже соответствующих работ Шершеневича и Мариенгофа. Поэт выдвигает в ней ряд интересных положений. Например, соображение о том, что поэзия имажинизма близка частушке, в которой первая часть фиксирует впечатление, не связанное логической связью с впечатлением второй части. С другой стороны, он заметил сходство этой системы с системой построения японской танки.

Правда, для Востока немыслим «каталог образов», действительно дающий некоторую «частушечность». Диспут имажинистов с Брюсовым и Маяковским интересен выпадом Грузинова против футуризма: «Футуризм лежит за гранью подлинного искусства, как и всякий натуралистический лубок и фельетон. Вспомните драму „Стенька Разин" Василия Каменского, а также „Мистерию-буфф" и поэму „Сто пятьдесят миллионов" В. Маяковского. Чем эти произведения отличаются от плаката и фельетона?»12. Широко известно мнение критики 20-х годов о поэме «Хорошо!», которая обвинялась в «эстетизме» и являла собою как бы факт «чистого искусства», вредный для данной эпохи. Построенная на изощренных метафорах, она «лишена содержания», которое утрировано хрестоматийно.

Книги стихов И. Грузинова: «Волчья сыть» и «Избяная ». М., «Современная Россия», 1925. («Сыть» была арестована по обвинению в «порнографии».) Рюрик Ивнев В трактате Шершеневича «Кому я жму руку» автор обращается к Рюрику Ивневу (1891-1981): «В тебе зажигается религиозное начало имажинизма. Без веры и без религиозного сознания нет человека. Без религиозного песнопения нет идеи. И имажинизм был бы кабинетным препаратом, если бы он не был оживлен и одухотворен изнутри междупланетной ритмической религиозной истиной». И далее: «Два понятия: „огонь" и „Рюрик Ивнев" неразлучимы в моем осознании»13. И действительно, метафора огня - основная у Ивнева: «Самосожжение», «Золотосмерти», «Пламя пышет», «Пламя язв», «Солнце во гробе» - названия книг Ивнева.

Отдельные строки стихов Ивнева: Видишь, в божьем огне Тело мое не горит... И над воздушным пламенным костром Качается, как всадник, месяц стертый... Сгореть! но сердцем не сгораю, А только медленно горю. Как сожженным огнем своим Не сгорая до тла горю... Возможно, в рамках имажинизма Ивнев самый «экзистенциальный» художник. «Экзистенция» понимается им как существование индивида, его внутренняя субъективная жизнь. Далее, конечно, герой поэзии изолируется от внешних процессов и превращается в «субъективного» мыслителя, занятого изучением самого себя.

Оправдание тому - человек не может быть «научно» понят, познать его или себя может только художник.

Иван Васильевич Грузинов (8 ноября , Шебаршино , Московская губерния - , Кунцево) - русский поэт, критик, участник группы имажинистов , один из друзей Сергея Есенина .

В творчестве Грузинова значительное место занимают стихотворения о русской деревне.

Биография

Родился 8 ноября 1893 года в деревне Шебаршино (ныне Можайский район Московской области) в крестьянской семье .

Окончил учительскую школу, работал народным учителем Бронницкого уездного земства, в годы Первой мировой - служил в Коломне в запасном полку писарем, затем писарем же на Юго-Западном фронте.

В конце 1917 вернулся в Москву. Работал в Московском уездном совете по внешкольному образованию, затем как поэт, критик и редактор - в ленинградской «Красной газете », издательстве Союза поэтов, издательстве «Сегодня» и т. п.

В третий раз арестован в ночь с 10 на 11 июня 1927 по месту проживания: Москва, Столешников пер. 5 кв. 12. Обвинен в «пропаганде, направленной в помощь международной буржуазии», 1 сентября 1927 постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ выслан в Сибирь сроком на три года, ссылку отбывал в городе Киренске Иркутской губ.

16 августа 1929 постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ лишен права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону (режим «минус шесть») с прикреплением к определенному местожительству (Воронеж) сроком на три года (дело ссыльного хранилось в архиве Воронежского УВД, считается утраченным).

Не ранее лета 1931 смог вернуться в Москву.

В 1939-1940 годах подготовил итоговый сборник стихов, не опубликованный при жизни Грузинова .

в 1942 году он умер в Кунцеве от голода , могила утрачена.

Публикации

  • 1915 - «Бубны боли»
  • 1921 - «Бычья казнь», 150 нумерованных экземпляров. «Имажинист», Москва. Графика М. Тарханова.
  • 1926 - «Западня слов». М.
  • 1926 - «Роды». М.
  • 1926 - «Малиновая шаль». М.
  • 1927 - С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве. М.: Всероссийский союз поэтов.

Напишите отзыв о статье "Грузинов, Иван Васильевич"

Литература

  • Гончаров В. А., Нехотин В.В . «Меж свечой и мной»: Неизвестные страницы биографии поэта Ивана Грузинова // Слово: Российский журнал художественной литературы и общественной мысли. - 1999. - № 6. - С. 92-95.
  • Век Грузинова и Хабиас // Тихие песни: Историко-литературный сборник статей к 80-летию Л. М. Турчинского . - М.: Трутень, 2014. - С. 219-241.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Грузинов, Иван Васильевич

Он ехал к ним не без волнения. Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса. Но вместе с тем он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой, блестящее положение на службе, благодаря покровительству важного лица, доверием которого он вполне пользовался, и у него были зарождающиеся планы женитьбы на одной из самых богатых невест Петербурга, которые очень легко могли осуществиться. Когда Борис вошел в гостиную Ростовых, Наташа была в своей комнате. Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой.
Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными, блестящими из под локон глазами и с отчаянным, детским смехом, которую он знал 4 года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился, и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу.
– Что, узнаешь свою маленькую приятельницу шалунью? – сказала графиня. Борис поцеловал руку Наташи и сказал, что он удивлен происшедшей в ней переменой.
– Как вы похорошели!
«Еще бы!», отвечали смеющиеся глаза Наташи.
– А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее.
Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS.
Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых.

Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и крехтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей, и с одним бедным пучком волос, выступавшим из под белого, коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой.

Владимира Маяковского в первый раз я увидел на одном из поэзоконцертов Игоря Северянина.

Это было в конце 1914-го или в 1915 году в Политехническом музее.

Когда поэзоконцерт, в сущности, был окончен, конферансье или кто-то другой из находившихся в эстраде людей объявил о выступлении Маяковского.

Маяковский, сделав шага два-три вперед, начал чтение стихов.

Он был тогда еще очень молод. Ему едва-едва перевалило за двадцать лет. Маяковский прочел отрывок из поэмы «Облако в штанах», которая в то время им слагалась.

В числе многих других строк он прочитал тогда на вечере поэзии Игоря Северянина и эти:

А из сигарного дыма ликерного рюмкой
вытягивалось пропитое лицо Северянина.
Как вы смеете называться поэтом
и, серенький, чирикать, как перепел!
Сегодня
надо
кастетом
кроиться миру в черепе!

Публика, состоявшая, по-видимому, почти сплошь из приверженцев и поклонников Игоря Северянина, отнеслась к Маяковскому более чем холодно. После чтения стихов на некоторое время водворилась полная тишина. Затем люди, сделав вид, что они никак не реагируют на стихи Маяковского, зашевелились и двинулись к выходу.

Такой холодный прием публики, по-видимому, взволновал молодого поэта. Он начал нервничать, закурил на эстраде папиросу. <...>

4

На одном из литературных вечеров мне пришлось вновь увидеть Маяковского.

В Политехническом музее, не помню точно когда, он читал одно из своих новых произведений. Если не ошибаюсь, он выступал тогда с «Мистерией-буфф».

Состав публики на этот раз был совсем иным по сравнению с тем, какой бывал когда-то на поэзоконцертах Игоря Северянина.

По внешнему виду слушатели вечера поэзии Маяковского были весьма демократичны.

Маяковский, обладавший большим опытом публичных выступлений, умел быстро ориентироваться в аудитории.

Публика, присутствующая на данном вечере поэзии, заинтересовала его и понравилась ему. Маяковский врезался в самую гущу публики.

Случайно я оказался рядом с Маяковским и в первый раз видел его лицом к лицу.

Маяковский завел с аудиторией разговор о поэзии. <...>