Различия между потребностями и мотивами человеческого поведения. Потребности и мотивы: определение и основы психологии

Потребность – это нужда человека в чем-либо.

В научной литературе понятие потребность используется в 3 основных значениях :

1. Потребность – объект внешней среды, необходимый для нормальной жизнедеятельности.

2. Потребность – состояние психики, отражающее нужду в чем-то или нехватку чего-либо.

3. Потребность – фундаментальное свойство личности, отражающее ее отношение к внешнему миру.

В психологии потребность определяется как:

ü осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для нормального существования и развития;

ü состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования.

Понятие мотива – одно из наиболее словных понятий в психологии. Уже в 1924 г. западный психолог Бернер насчитал более 14 тыс. определений исходного понятия.

Мотив – субъективная форма отражения и переживания потребностей. Мотив может рассматриваться как внутреннее побуждение к деятельности, обусловленное наличием или актуализацией какой-либо потребности.

В западной психологии мотив рассматривается как устойчивая, обобщенная, личностная диспозиция. Диспозиция – это внутренние психологические факторы, обуславливающие поведение человека. К диспозиции относятся потребности, мотивы, цели, намерения, желания, интересы.

Цель – это непосредственно осознаваемый и предвосхищаемый результат деятельности, направленный на удовлетворение актуальной потребности.

Соотношение исходных понятий

Потребности и мотивы

Соотнесение нужды (потребности) с ее объектом или предметом (опредмечивание) превращает потребность в мотив, поэтому мотив – это опредмеченная потребность. Опредмечивание и осознание потребности (осознание мотива) является основой для постановки сознательных целей и организации деятельности по ее достижению.

Мотивы и цели

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке целей. В реальных соотношениях мотивов и целей возникает смыслообразующая функция мотива (отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности и цели образует личностный смысл деятельности). Мотивы в поведении человека выполняют 2 функции: побуждающая функция (внутреннее побуждение к деятельности) и смыслообразующая функция.

Потребности, мотивы и цели нельзя отождествлять, т.к. одна и та же потребность может приводить к возникновению разных мотивов. При этом один и тот же мотив может служить средством реализации разных потребностей. Один и тот же мотив будет реализовываться при достижении различных целей.

Далеко не все психологи придерживаются таких взглядом на содержание исходных понятий и их соотношение. В некоторых работах встречается отождествление понятия потребности и мотива (например, Маслоу). Некоторые авторы наделяют потребности побудительной силой. В работах некоторых авторов сам мотив рассматривается как одно из побуждений наряду с потребностями, целями, эмоциями и установками личности.

Потребности

Потребности – это источник активности человека.

По мнению Обуховского («Психология влечений», 1972) существует более 100 классификация потребности и классификация потребностей – задача невозможная.

1. По происхождению потребностей выделяют:

1.1. Естественные потребности отражают зависимость от таких условий, которые необходимы для сохранения и поддержаний жизни самого человека и его потомства. Это биологические потребности.

1.2. Культурные потребности отражают зависимость человека от продуктов человеческой культуры. Это приобретенные потребности.

2. По предмету потребности выделяют:

2.1. Материальные потребности выражают зависимость человека от продуктов материальной культуры. Естественные потребности всегда материальны по своему предмету.

2.2. Духовные потребности выражают зависимость человека от продуктов общественного сознания: познавательные, моральные, эстетические потребности. Культурные потребности могут быть как материальными, так и культурными.

3. По степени устойчивости потребностей выделяют:

3.1. Ситуативные потребности – потребности данного момента времени.

3.2. Устойчивые потребности сопровождают нас в течение всей жизни. Они ненасыщаемы.

4. Классификация Ковалева :

4.1. Естественные .

4.2. Духовные .

4.3. Социальные .

5. Классификация Немова :

5.1. Органические .

5.2. Материальные .

5.3. Духовные .

5.4. Социальные .

Мотивы

Классификации мотивов также различны.

Все мотивы можно разделить на:

1. Осознаваемые мотивы:

1.1. Интересы – эмоциональное проявление познавательной потребности личности. Некоторые авторы трактуют данное понятие более широко: интерес – это специфическое отношение личности к объекту в силу его эмоциональной привлекательности или жизненной значимости. Критерии классификации интересов:

1.1.2. Цель: непосредственные (эмоциональная привлекательность объекта) и опосредованные интересы (жизненная значимость).

1.1.3. Широта: односторонние (узкие) и многосторонние (широкие) интересы.

1.1.4. Устойчивость: ситуативные (неустойчивые) и устойчивые интересы

1.2. Убеждение – это осознаваемый мотив, в основе которого лежит потребность действовать в соответствие со своими взглядами, принципами и мировоззрением в целом. Это идеи, знания, ставшие мотивами поведения и определяющие отношение человека к действительности. Структура убеждения:

ü Знание как основа принятия решения.

ü Позитивное личное отношение к этому знанию.

ü Потребность поступать в соответствие с имеющимся знанием.

Термин «убеждение» в различных науках используется в разных значениях. В психологии убеждение – аспект мотивационной сферы личности.

1.3. Стремление – это мотив, в основе которого лежит такая потребность существования, которая не представлена в данной ситуации, но может быть создана путем специально организованной деятельности. Варианты стремлений: мечта, идеалы, намерения.

2. Неосознаваемые мотивы:

2.1. Влечения – побуждение к деятельности, в основе которого лежит недифференцированная (недостаточно осознаваемая) потребность. По мере осознания потребности влечение превращается в один из осознаваемых мотивов.

2.2. Установка – устойчивая предрасположенность человека к определенным формам реагирования или неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, формам поведения.

3. Социальные мотивы (могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми).

Это такие мотивы, которые могут быть удовлетворены только в процессе взаимодействия с другими людьми, поэтому их цели могут быть реализованы только в процессе взаимодействия; они имеют социальную природу. Понятие «социальный мотив» их классификацию предложил Мюррей. Первоначально он выбелил 20 мотивов, но изучены только 5:

3.1. Мотив достижения – устойчивое стремление человека к достижению высокого результата в любой, но, прежде всего, значимой для него деятельности. В отечественной психологии этот мотив является синонимом уровня притязаний личности. Виды мотива достижения:

· Мотив стремления к успеху (надежда на успех).

· Мотив избегания неудачи (боязнь, страх неудачи).

Мотив стремления к успеху проявляется в инициативном поведении, стремлении к соревновательности и разумному риску. Мотив избегания неудачи проявляется в уклонении от участия в деятельности, связанной с риском или с ответственностью, необходимостью проявлять инициативу.

Структура мотива достижения:

1. Стремление к достижениям в значимой деятельности – стремление к мастерству.

2. Стремление к известности, признанию, престижу.

3. Стремление к соперничеству, т.е. к соревновательности и лидерству.

Специфика деятельности Лица, побуждающиеся стремлением к успеху Лица, боящиеся неудачи
Ожидание успеха Настроены на успех, поиск деятельности, которая обеспечивает успех. Выполнение деятельности сопровождается позитивными эмоциями Настроены на неудачу, боятся ее, стараются избегать деятельности, которая может быть неудачной, негативные эмоции при выполнении деятельности
Степень адекватности уровня притязаний и самооценки личности Адекватный уровень, реальные цели Неадекватный уровень, чрезмерно завышенная или чрезмерно заниженная самооценка, легкие или заведомо нереалистичные цели
Реакция на неудачу Неудача вызывает усиление мотивации, повышение интереса к деятельности При неудаче снижается интерес к деятельности вплоть до полного отказа от ее выполнения
Атрибуция (причины) достигнутых результатов При объяснении неудач прибегают к ситуативной атрибуции, при объяснении успехов – к личностной При объяснении неудач прибегают к личностной атрибуции, при объяснении неудач – к ситуативной

3.2. Мотив аффилиации (от франц. контакт в общении). Основа мотива - потребность в общении с другими людьми и положительное отношение к другим людям. Мотив проявляется в стремлении к сотрудничеству, к дружескому доверительному общению. Виды мотива аффилиации:

· Надежда на аффилиацию или стремление к принятию.

· Боязнь отвержения .

Эти виды мотива порождают стиль общения. Стремление к принятию отличается уверенностью, непринужденностью, открытостью, социальной смелости в контактах. Боязнь отвержения характеризуется скованностью, стеснительностью, робостью, неловкостью и дискомфортом в процессе общения. При этом лица, стремящиеся к принятию, отличаются высокой инициативностью и активностью в общении. Они выбирают такие виды деятельности, которые требуют активного общения с другими людьми, и они лучше выполняют другую деятельность в присутствии других. Они лучше относятся к другим людям. Лица, боящиеся отвержения, отличаются противоположными качествами.

3.3. Мотив альтруизма – мотив помощи, стремление оказывать помощь, заботиться о людях. Альтруизм – бескорыстная забота о других. Это стремление не к любой помощи, а к бескорыстной.

В основе мотива лежит положительное отношение к другим людям. Предпосылкой могут быть определенные личностные качества: склонность к эмпатии, интернальность личности. Альтруистическое (просоциальное) поведение осуществляется ради блага других людей без надежды на вознаграждение и по собственному убеждению, а не под давлением со стороны.

3.4. Мотив агрессии – это антисоциальный мотив. Под агрессией понимается намеренное причинение вреда другому человеку (морального, физического, материального). Виды мотива агрессии:

· Тенденция к агрессии – склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция проявляется в открытых формах агрессивного поведения.

· Тенденция к подавлению агрессии – предрасположенность человека оценивать свои собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаления и угрызения совести. На поведенческом уровне тенденция проявляется в подавлении агрессивных намерений и в осуждении агрессивных действий.

В основе обеих тенденций лежит желание агрессивных действий.

Природа мотива агрессии (теории агрессивного поведения)

Природа мотива агрессии: негативное отношение к другим людям, отсутствие способности к эмпатии, сочувствию.

1. Инстинктивная теория агрессии (биологическая теория) З. Фрейда, Мюррея и Макдаугала. Агрессия рассматривается как проявление инстинктов.

2. Теория социального научения Бандуры. Агрессия – форма приобретенного поведения, своеобразный результат социального научения, т.е. подражания другим, усвоения норм поведения определенных социальных групп.

3. Фрустрационная теория Долларда. Агрессия – следствие фрустрации.

4. Теория Э. Фромма. Агрессия – особенность самосознания или самооценки личности, способ самоутверждения. Деструктивизм характерен для лиц с низкой самооценкой.

3.5. Мотив власти проявляется в стремени человека подчинить другого своей воле: командовать, управлять, властвовать над другими людьми.

Причины активности человека и животных изучались еще мыслителями древности. Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным. Гераклит, говоря о связях побудительных сил и разума, отмечал, что «всякое желание покупается ценой психеи». Злоупотребление вожделениями ведет к их ослаблению, умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. Главное заключается в том, какое место они занимают в его жизни. Аристотель считал, что любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природное основание.

В зарубежной психологии проблема мотивации была рассмотрена психологами разных школ:

  • Психоанализ . 3. Фрейд считал, что в основе мотивации поведения лежит стремление удовлетворить врожденные инстинкты: инстинкт жизни (воспроизведение себе подобных - половая потребность; поддержание жизни - физические потребности) и смерти (агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничтожение).
  • Бихевиоризм . Основой активности индивида является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Эта нужда в свою очередь создает побуждение, оно и приводит организм в состояние активности.
  • Гуманистическая психология . А. Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения, стремящегося к беспрерывному развитию.

В отечественной психологии человека рассматривают как деятеля. А. Н. Леонтьев выделил два класса мотивов - неосознаваемые и осознаваемые. К неосознаваемым мотивам относятся влечения, конформизм, установки. Влечения являются внутренним стимулом к совершению определенного действия и выражаются в стремлении удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность. Конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует она или не соответствует собственной внутренней позиции. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к людям или объектам.

Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности. Осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Для ответа на вопрос «Почему организм вообще приходит в состояние активности?» анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если ставится вопрос: на что направлена активность организма, исследуются проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.

Потребность - это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

Существует много оснований для классификации потребностей:

  1. По происхождению их делят на: биологические, или естественные (потребность в еде, сне, жилище), социальные (потребность в общественной деятельности, труде, общении), культурные (соответствует требованиям общества).
  2. А. Маслоу предложил систему классификации потребностей как иерархическую структуру (схема 28), в зависимости от степени социальной обусловленности соответствующих потребностей, которые делятся на первичные (нужды) и вторичные (потребности роста). К первичным потребностям относятся физиологические потребности и потребности в безопасности. После того как первичные потребности достаточно удовлетворены, актуализируются вторичные потребности: в любви и самоотдаче, уважении, познании, эстетике, красоте и самовыражении.
  3. Согласно теории Д. Макклеланда, людям присущи три вида потребностей - во власти, успехе и причастности.

А. Н. Леонтьев отмечает, что наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако, потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Представим себе ситуацию: человек очень хочет есть, но при этом опаздывает к девушке на свидание. У него есть выбор - удовлетворить одну потребность или другую. Может быть, у него такая девушка, ради которой он готов умереть с голоду, а может он решит к ней опоздать и пойти пообедать. Однако может случиться так, что он заработался, и предмет его потребности остался никак не представленным - ни в восприятии, ни в мысленном плане, тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет же потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, называется мотивом деятельности.

Мотив - это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив» и используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Мотивация - процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих, направляющих и определяющих поведение.

Потребности и мотивы - это главные которые побуждают человека к действию. Изучению данного вопроса всегда уделялось пристальное внимание психологами и социологами.

Потребности и мотивы заставляют человека действовать. Первая категория представляет собой исходную форму активности. Потребность - которую нужно удовлетворить для нормальной жизнедеятельности. При этом она может быть осознанной и неосознанной. Стоит отметить такие основные характеристики человеческих потребностей:

  • сила - это степень стремления к удовлетворению потребности, которая оценивается по степени осознания;
  • периодичность - это частота, с которой у человека возникает та или иная потребность;
  • способ удовлетворения;
  • предметное содержание - те объекты, за счет которых нужда может быть удовлетворена;
  • устойчивость - сохранение влияния потребности на те или иные сферы деятельности человека с течением времени.

Виды потребностей по Ломову

Потребности и мотивы - это достаточно сложные категории. Они включают в себя множество уровней и составляющих. Так, Ломов Б. Ф., говоря о потребностях, делил их на три основные группы:

  • базовые - это все материальные условия для обеспечения жизнедеятельности, а также отдых и общение с окружающими;
  • производные - это потребность в эстетике и образовании;
  • группа высших потребностей - это творчество и самореализация.

Иерархия потребностей Маслоу

Потребности и мотивы имеют многоуровневую структуру. Только тогда, когда полностью удовлетворены нужды низшего порядка, появляются более возвышенные. Исходя из этого А. Маслоу предложил к рассмотрению такую иерархию потребностей:

  1. Физиологические потребности. Это пища, вода, кислород, одежда и жилье. Если эти потребности не удовлетворены, ни о каких других не может быть и речи.
  2. Безопасность. Имеется в виду стабильное положение, которое вселяет уверенность в долговременном выживании. Чаще всего речь идет о финансовом благополучии.
  3. Потребность в принадлежности. Человек нуждается в том, чтобы быть к кому-то привязанным. Это родственные, дружеские и любовные связи.
  4. Потребность в уважении. Имея твердый фундамент в виде трех предыдущих уровней, человек начинает нуждаться в общественном одобрении. Он хочет быть уважаемым и нужным.
  5. Самоактуализация - это высший уровень потребностей. имеется в виду непрерывный личностный и карьерный рост.

Несмотря на то что данная иерархическая система считается общепринятой, многие исследователи (например, Н.) с ней не согласны. Есть мнение, в соответствии с которым последовательность возникновения потребностей складывается исходя из сферы деятельности субъекта и его личностных характеристик.

Ключевые особенности потребностей

Потребность, мотив, действие... Это напоминает что-то вроде алгоритма. Тем не менее, чтобы разобраться в том, как работает данный механизм, важно понять основные особенности потребностей. Стоит уделить внимание таким моментам:

  • возникают в случае, если наблюдается недостаток каких-либо полезных категорий или переизбыток вредных;
  • сопровождаются состоянием внутреннего напряжения, связанного с поиском предмета, за счет которого будет удовлетворена потребность;
  • целый ряд потребностей является генетически обусловленным, а остальные непременно возникают в процессе жизнедеятельности;
  • после того как потребность была удовлетворена, наступает эмоциональная разрядка, но через некоторое время нужда может возникнуть снова;
  • каждая потребность имеет свой конкретный предмет, который ассоциируется с ее удовлетворением;
  • воспроизведение имеющихся и появление новых потребностей является обязательным условием непрерывного и гармоничного развития личности;
  • в зависимости от того, какой способ выбран для удовлетворения потребности, она может приобретать разное содержание;
  • по мере того, как изменяется качество и условия жизни человека, перечень его потребностей постоянно расширяется;
  • потребности могут значительно различаться по силе, что определяет очередность их удовлетворения.

Что такое мотив?

Потребность, мотив, цель - эти категории можно смело назвать движущей силой, которая побуждает человека к активной деятельности. Говоря о втором из перечисленных понятий, можно сказать, что это стремление к действиям, которые призваны удовлетворить жизненно важные нужды. Мотив характеризуется такой структурой:

  • потребность (определенная нужда, которую нужно удовлетворить);
  • эмоциональное побуждение (внутренний импульс, который толкает человека на выполнение определенных действий);
  • предмет (категория, за счет которой происходит удовлетворение потребности);
  • способы достижения целей.

Основные функции мотивов

Потребность, мотив, цель - все это влияет на образ жизни и способ деятельности человека. Вторая категория выполняет такие основные функции:

  • побуждение - человеческий мозг получает определенный импульс, побуждающий его к определенным действиям;
  • направление - мотив определяет способ и сферу деятельности человека;
  • смыслообразование - мотив наделяет человеческую деятельность значимостью, наделяет ее определенной идеей.

Как формируется мотив?

Потребности и мотивы поведения формируются в соответствии с определенным механизмом. Он состоит из трех блоков, а именно:

  • Блок потребностей формируется на уровне сознания. В определенный момент человек начинает ощущать дискомфорт, связанный с отсутствием у него каких-либо материальных и нематериальных благ. Желание компенсировать этот недостаток становится причиной возникновения потребности.
  • Внутренний блок - это своего рода нравственный фильтр, который включает в себя оценку ситуации, собственных возможностей, а также предпочтений. Учитывая все эти факторы, происходит корректировка потребностей.
  • В основе целевого блока лежит предмет, который способен удовлетворить потребность. Таким образом, у человека появляется определенное представление о том, как он может добиться желаемого.

Распространенные мотивы

Потребности и мотивы человека достаточно многочисленны. Они формируются в зависимости от образа жизни, убеждений и прочих факторов. Так, к самым распространенным мотивам можно отнести следующие:

  • убеждение - система идей и мировоззрений, которая побуждает человека поступать именно так, а не иначе;
  • достижение - стремление к получению определенного результата, к действию на определенном уровне, обретению желаемого положения в профессии, семье или обществе;
  • успех - мотив, побуждающий не только к достижению высот, но также и к предотвращению неудач (люди, руководствующиеся в своей деятельности данной категорией, предпочитают решать средние и сложные задачи);
  • власть - способность реализовывать свою волю и желание вопреки сопротивлению со стороны окружающих (такие люди хотят доминировать над другими, используя при этом различные механизмы);
  • аффилиация - подразумевает стремление к общению и взаимодействию с другими людьми, которые вызывают доверие и пользуются хорошей репутацией в деловых или общественных кругах;
  • манипуляция - управление другими людьми с целью удовлетворения собственных интересов;
  • помощь - самореализация путем бескорыстной заботы об окружающих, способность к жертвенности, обусловленная обостренным чувством ответственности;
  • эмпатия - мотив, обусловленный сочувствием и сопереживанием.

Ключевые особенности мотивов

Потребности и мотивы личности характеризуются рядом специфических особенностей. Говоря о второй категории, следует отметить такие ключевые моменты:

  • в процессе жизнедеятельности человека мотивы могут существенно изменяться;
  • при сохранении одного и того же мотива на протяжении длительного периода времени, может возникнуть потребность в изменении способа деятельности;
  • мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными;
  • мотив, в отличие от цели, не имеет под собой какого-то предсказуемого результата;
  • по мере развития личности некоторые мотивы становятся определяющими, формируя общую направленность поведения и деятельности;
  • разные мотивы могут привести к формированию одной и той же потребности (и наоборот);
  • мотив служит для придания направленного вектора психологической активности, которая вызвана возникновением потребности;
  • мотив побуждает к тому, чтобы двигаться к достижению определенной цели или попытаться воздержаться от нее;
  • в основе мотива могут лежать и положительные, и отрицательные эмоции.

Основные концепции мотивации

Потребности, мотивы и мотивация - это звенья одной цепи, которые во многом определяют деятельность человека. В соответствии с этим разработано множество концепций, которые были объединены в три основные группы. Так, могут быть следующими:

  • Биологические побуждения. Если в организме присутствует какой-либо дисбаланс или недостаток чего-либо, он немедленно реагирует появлением биологического импульса. Как результат, человек получает импульс к действию.
  • Оптимальная активация. Организм любого человека стремится поддерживать нормальный уровень активности. Это позволяет непрерывно и продуктивно работать над удовлетворением основных потребностей.
  • Когнитивная концепция. В рамках подобных теорий мотивация рассматривается, как выбор формы поведения. В данном процессе активно участвует мыслительный аппарат.

Нарушения, вызванные нереализованными потребностями

Если потребность, мотив, интерес не были удовлетворены, это может привести к нарушениям деятельности ЦНС. Порой человеку удается за счет механизмов саморегуляции. Тем не менее если внутренних ресурсов оказывается недостаточно, могут возникнуть такие нервно-психические расстройства:

  • Неврастенический конфликт - это противоречие между завышенными ожиданиями или потребностями и недостаточными ресурсами для их реализации. К таким проблемам предрасположены люди, которые не могут адекватно удовлетворить свои влечения и стремления. Для них свойственна повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, угнетенное настроение.
  • Истерия, как правило, связана с неадекватной оценкой себя и окружающих. Как правило, человек считает себя лучше остальных. Также причиной может послужить противоречие между потребностями (например, моральными принципами и вынужденными действиями). Для истерии характерна болевая чувствительность, расстройства речи и нарушение двигательной функции.
  • Невроз навязчивых состояний возникает у тех людей, чьи потребности и определены нечетко. Не зная, чего он хочет, человек становится раздражительным и быстро устает. Его могут мучить расстройства сна, навязчивые идеи и фобии.

Взаимодействие между целями, потребностями и мотивами

Многие исследователи считают, что мотив определяет потребность. Тем не менее делать какие-то однозначные заявления было бы неправильно, ведь точное взаимодействие между двумя этими категориями до сих пор не выяснено. С одной стороны, потребность может вызвать у человека один или несколько мотивов. Тем не менее есть и другая сторона медали. Но и мотивы могут побуждать все новые потребности.

Огромный вклад в рассмотрение взаимосвязи между основными категориями внес Леонтьев А. Н. Ему принадлежит разработка механизма сдвига мотива на цель. Также возможна обратная реакция. Так, цель, к которой человек стремится на протяжении длительного периода времени, непременно становится мотивом. И наоборот. Если в жизни человека постоянно присутствует какой-то мотив, он может превратиться в основную цель.

Потребности - субъективные явления, побуждающие к Деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

Биологические (витальные);

Информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение кот. происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению ч-ка является неограниченной.

Происхождение потребностей

К.К. Платонов считает, что фило- и онтогенетически потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребности только в еде, кислороде, покое и тепле. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологически обусловленные потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется половая потребность. Старение организма приводит к ослаблению не только половой потребности, но и потребности в движении, познании и так далее.

Анализируя путь развития человеческих потребностей, А.Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть конкретных мотивов Деятельности человека.

Определение мотива

А.Н. Леонтьев так определяет мотив: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую Деятельность функцию, то есть становится мотивом».

Мотив - это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа определяет мотив как «соображение, по которым субъект должен действовать».

Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на «динамический» момент направленности действия «на определенные целевые состояния, который независимо от их специфики всегда содержат в себе динамический момент и которого субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели». Иначе говоря, мотив понимается как «желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид - среда».

Если, анализируя потребности, человек дает ответ на вопрос, почему он действует или не действует определенным образом, то при анализе мотивов дается ответ на вопрос «зачем?».

По мнению А.Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой Деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).

Развитие человеческой Деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая Деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы - стимулы).

Д человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внеш-них мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу Личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу Личности - отношения иерархии мотивов.

А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше - мотивы самосохранения; далее - уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии - познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации Личности.

Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу):

Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

Потребность в безопасности (стабильность, порядок);

Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

Потребность в уважении (самоуважение, признание);

Потребность в самоактуализации (развитие способностей).

А.Н. Леонтьев считает данную попытку построения иерархии неудачной. Он считает, что иерархические отношения между мотивами являются релятивными (относительными) и определяются складывающимися связями Деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов.

Концепции мотивации

Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям.

Теория биологических побуждений . Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, кот. как бы толкает индивидуума к его удовлетворению.

Теория оптимальной активации . Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно.

Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.

В своих первичных биологических формах потребность, есть состояние организма, выражающее объективную нужду в дополнении, которая лежит вне его. Главная характеристика потребностей - их предметность. Потребность всегда заключается в чем-то, что лежит вне организма. Другую важную характеристику потребностей составляет их специфическая динамика: их способность актуализировать и изме-нять свою направленность, способность угасать и воспроизводиться в вновь. В ходе биологической эволюции происходит расширение круга потребностей и их специализация, потребности дифференцируются. Потребность сама по себе, как внутреннее условие Деятельности субъекта, это лишь негативное состояние - состояние нужды, недостатка. Свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом, и своего «опредмечивания». Процесс опредмечивания потребностей их конкретизации в объекте составляет общий механизм их развития. В процессе усложнения внешней среды расширяется и изменяется круг объектов, которые могли бы удовлетворить потребности, и это влечет за собой изменение самих потребностей. Развитие потребностей происходит через развитие их объектов. Изменение конкретно-предметного содержания потребностей приводит к изменению способов их удовлетворения.

Существует 2 рода потребностей, управляющих человеком: биологические и социальные (натуральные и духовные). Природа потребностей зависит от особенности Деятельности, которая ведет к их удовлетворению. У человека - это Деятельность, опосредованная общественными условиями жизни, это объекты, составляемые процессом общественного производства и распределения, поэтому говорят, что потребности человека имеют общественную природу. Это относится как к высшим, так и к элементарным потребностям.

Предмет потребности - материальный или идеальный, называют мотивом Деятельности. Мотивы Деятельности несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. Психологический анализ потребностей преобразуется в анализ мотивов. Мотивы отличны от сознательных целей. Осуществляя Деятельность, побуждаемую и направляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижение которых ведет к удовлетворению потребности, получившей свое предметное содержание в мотиве данной Деятельности. Мотивы стоят за целями, побуждают к достижению целей или целеобразованию, но не порождают их. Генетически исходно для человека несовпадение мотивов и целей, их совпадение - вторично, это результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы или результат осознания мотивов, превращающих их в мотивы-цели. Мотивы обычно не осознаются субъектом, но они не отделены от сознания, а входят в него особым образом. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его личностный смысл. Таким образом, кроме своей основной функции побуждения, мотивы имеют функцию смыслообразования. Обе указанные функции мотивов имеют способность распределяться между разными мотивами одной и той же Деятельности, так как человеческая Деятельность полимотивированна, то есть регулируется одновременно несколькими мотивами. Таким образом, мотивы подразделяются на мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Распределение функций между этими видами мотивов единой полимотивированной Деятельности воспроизводит иерархические от-ношения, которые строятся не по шкале их побудительности. Смыслообразующие мотивы всегда занимают в общей иерархии мотивов относительно более высокое место, чем мотивы-стимулы. Задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и возникают лишь на определенной ступени развития Личности.

Можно просто рассказывать «по Леонтьеву».

Потребность в физиологии - потребность организма в чем-либо внешнем по отношению к организму. В психологическом плане - психологическая потребность должна составлять психическое отражение, нести психологический образ этой самой нужды. Если не возникает переживание нужды - нет психологической потребности.

Потребность побуждает поисковую активность. По наличию поисковой активности можно говорить о наличии потребности. В процессе поисковой активности мы находим предмет потребности и потребность опредмечивается. Личность рождается дважды - во время опредмечивания. С этого момента предмет потребности называется мотивом.

Потребность обладает побуждающей функцией.

Мотив - побуждающей, направляющей, смыслообразующей.

Классификации возможные/невозможные с точки зрения Леонтьева: существующие, которые делят потребности на психические и биологические не имеют смысла, поскольку все предметы, то есть мотивы имеют социальное происхождение.

1. Актуально действующие мотивы (актуально значимые).

2. Знаемые мотивы.