Социальный фактор эволюции человека наследственность. Биологический, социальный и трудовой факторы эволюции человека

Качественное своеобразие эволюции человека заключается в том, что ее движущими силами были не только биологические, но и социальные факторы, причем именно последние имели решающее значение в процессе становления человека и продолжают играть ведущую роль в развитии современного человеческого общества.

Биологические факторы эволюции человека. Человек, как любой другой биологический вид, появился на Земле в результате взаимосвязанного действия факторов эволюции живого мира. Каким же образом естественный отбор способствовал закреплению тех морфологических особенностей человека, которыми он отличается от ближайших родственников среди животных?

Основными причинами, заставившими некогда древесных животных перейти к жизни на земле, были сокращение площади тропических лесов, соответственное уменьшение кормовой базы и, как следствие, укрупнение размеров тела. Дело в том, что увеличение размеров тела сопровождается возрастанием абсолютных, но снижением относительных (т. е. на единицу массы тела) потребностей в пище. Крупные животные могут позволить себе питание менее калорийной пищей. Сокращение площади тропических лесов усилило конкуренцию между обезьянами. Разные виды по-разному подошли к решению вставших перед ними проблем. Некоторые научились быстро бегать на четырех конечностях и освоили открытую местность (саванну). Примером служат павианы. Гориллам их огромная физическая мощь позволила остаться в лесу, находясь при этом вне конкуренции. Шимпанзе оказались менее специализированными из всех человекообразных обезьян. Они могут ловко лазить по деревьям и довольно быстро бегать по земле. И только гоминиды решили вставшие перед ними проблемы уникальным способом: они освоили передвижение на двух ногах. Почему этот способ передвижения оказался для них выгодным?

Одним из следствий увеличения размеров тела является удлинение продолжительности жизни, что сопровождается удлинением периода беременности и замедлением темпов размножения. У человекообразных обезьян один детеныш рождается раз в 5-6 лет. Его гибель в результате несчастного случая оказывается очень дорогой потерей для популяции. Двуногим человекообразным обезьянам удалось избежать подобной критической ситуации. Гоминиды научились заботиться одновременно о двух, трех, четырех детенышах. Но это потребовало больше времени, сил и внимания, которые самка должна была уделять своему потомству. Она вынуждена была отказаться от многих других форм активности, в том числе и от поиска пищи. Этим занимались самцы и бездетные самки. Освобождение передних конечностей от участия в передвижении позволило приносить больше пищи для самок и детенышей. В сложившейся ситуации передвижение на четырех конечностях стало ненужным. Напротив, прямохождение дало гоминидам ряд преимуществ, самым ценным из которых оказалась спустя 2 млн лет возможность изготовления орудий труда.

Социальные факторы эволюции человека. Создание и использование орудий труда повысило приспособленность древнего человека. С этого момента любые наследственные изменения в его организме, оказывавшиеся полезными в орудийной деятельности, закреплялись естественным отбором. Эволюционным преобразованием подвергались передние конечности. Судя по окаменелостям и орудиям труда, постепенно менялась рабочая позиция руки, способ захвата, положение пальцев, силовое напряжение. В технологии изготовления орудий сокращалось число сильных ударов, увеличивалось количество мелких и точных движений кисти и пальцев, фактор силы стал уступать фактору точности и ловкости.

Следствием использования орудий при разделке туш и приготовления пищи на огне стало уменьшение нагрузки на жевательный аппарат. На черепе человека постепенно исчезли те костные выступы, к которым у обезьян крепятся мощные жевательные мышцы. Череп стал более округлым, челюсти - менее массивными, лицевой отдел - выпрямленным (рис. 101).

Рис. 101. Изменение пропорций черепа в ходе эволюции гоминоидов

Орудие труда может быть сделано только в том случае, если в воображении его создателя складывается мысленный образ и осознанная цель труда. Трудовая деятельность человека помогала развитию способности воспроизводить в уме связные представления о предметах и манипуляциях с ними.

Предпосылкой к развитию речи должен был служить достаточно развитый мозг, позволивший человеку ассоциировать разнообразные звуки и представления. Речь обязана своим происхождением подражанию и видоизменению различных естественных звуков (голосов животных, инстинктивных криков самого человека). Преимущества сплочения сообщества с помощью речевых сигналов становились очевидными. Тренировка и подражание делали речь все более членораздельной и совершенной.

Таким образом, отличительные особенности человека - мышление, речь, способность к орудийной деятельности - возникли в ходе и на основе его биологического развития. Благодаря этим особенностям человек научился противостоять неблагоприятным воздействиям среды в такой мере, что его дальнейшее развитие стало определяться не столько биологическими факторами, сколько умением создавать совершенные орудия труда, устраивать жилища, добывать пищу, разводить скот и выращивать съедобные растения. Формирование этих навыков происходит путем обучения и возможно только в условиях человеческого общества, т. е. в социальной среде. Поэтому орудийную деятельность наряду с общественным образом жизни, речью и мышлением называют социальными факторами эволюции человека. Дети, выросшие изолированно от людей, не умеют говорить, не способны к умственной деятельности, к общению с другими людьми. Их поведение больше напоминает поведение животных, среди которых они оказались вскоре после рождения.

Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества. Другими словами, антропогенез неотделим от социогенеза. Вместе они составляют единый процесс становления человечества - антропосоциогенез.

Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Биологические факторы играли решающую роль на ранних этапах эволюции гоминид. Почти все они продолжают действовать в настоящее время. Мутационная и комбинативная изменчивость поддерживают генетическую разнокачественность человечества. Колебания численности людей во время эпидемий, войн случайным образом меняет частоты генов в популяциях человека. Перечисленные факторы совместно поставляют материал для естественного отбора, который действует на всех стадиях развития человека (выбраковка гамет с хромосомными перестройками, мертворождения, бесплодные браки, смерть от болезней и др.).

Единственным биологическим фактором, утратившим свое значение в эволюции современного человека, является изоляция. В эпоху совершенных технических средств передвижения постоянная миграция людей привела к тому, что почти не осталось генетически изолированных групп населения.

За последние 40 тыс. лет физический облик людей почти не изменился. Но это не означает прекращения эволюции человека как биологического вида. Следует заметить, что 40 тыс. лет - это всего лишь 2% от времени существования человеческого рода. Уловить морфологические изменения человека за столь короткий в геологическом масштабе отрезок времени крайне сложно.

По мере становления человеческого общества возникла особая форма связи между поколениями в виде преемственности материальной и духовной культуры. По аналогии с системой наследования генетической информации можно говорить о системе наследования культурной информации. Их отличия заключаются в следующем. Генетическая информация передается от родителей к потомкам. Культурная информация доступна любому человеку. Смерть человека приводит к безвозвратному исчезновению уникальной комбинации его генов. Напротив, опыт, накопленный человеком, вливается в общечеловеческую культуру. Наконец, скорость распространения культурной информации гораздо больше скорости передачи генетической информации. Следствием указанных различий является то, что современный человек как социальное существо развивается гораздо быстрее, чем как существо биологическое.

В ходе эволюции человек приобрел величайшее преимущество. Он научился поддерживать гармонию между своим неизменяющимся телом и изменяющейся природой. В этом заключается качественное своеобразие эволюции человека.

Человеческие расы. В современном человечестве выделяют три основные расы: европеоидную, монголоидную и экваториальную (негро-австралоидную). Расы - это большие группы людей, отличающиеся некоторыми внешними признаками, такими, как цвет кожи, глаз и волос, форма волос, черты лица. Формированию расовых признаков способствовало то, что расселение человека по Земле 100-10 тыс. лет назад проходило немногочисленными группами, составлявшими небольшую часть исходной популяции. Это приводило к тому, что вновь образовавшиеся изолированные популяции отличались друг от друга концентрациями тех или иных генов. Так как народонаселение Земли в течение этого периода было очень невелико (не более 3 млн человек 15 тыс. лет назад), вновь образовавшиеся популяции в разных частях света развивались изолированно друг от друга.

В разных климатических условиях под действием естественного отбора на основе отличающихся генофондов сформировались характерные внешние черты человеческих рас. Однако это не привело к образованию разных видов, и представителей всех рас относят к одному биологическому виду - человек разумный. По способности к познанию, к трудовой деятельности, творческим способностям все расы одинаковы. В настоящее время расовые признаки не являются приспособительными. Увеличение народонаселения, резкое снижение уровня изоляции популяций, постепенное исчезновение расовых, этнических и религиозных предрассудков приводят к размыванию межрасовых различий. По-видимому, в будущем эти различия должны исчезнуть.
  1. Что подразумевают под биологическими и социальными факторами эволюции человека?
  2. Антропогенез неотделим от социогенеза. Обоснуйте это утверждение.
  3. На конкретных примерах покажите, что уникальные биологические формы (какой, бесспорно, является человек) могут формироваться в результате действия обычных биологических факторов.
  4. Подводя итоги обсуждению возможных способов развития человека из некоторой низшей формы, Ч. Дарвин в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» сделал вывод, что «имеющиеся у человека физические признаки приобретены в результате действия естественного отбора, а некоторые - полового отбора». Герцог Аргайль заметил, что в целом «организация человека отклонилась от организации животных в сторону большей физической беспомощности и слабости - уклонение, которое из всех других всего меньше можно приписать естественному отбору». Дарвин блестяще вышел из этой ситуации. А что бы ответили вы с позиций современных знаний об эволюции человека?
  5. Продолжается ли эволюция человека как биологического вида? Как вы считаете, останется ли человек разумный единым видом?
  6. Приведите примеры, доказывающие, что культурное развитие человечества идет гораздо быстрее, чем биологическое. Почему?

Трудно сказать, когда впервые возник вопрос о появлении и формировании человека. Этой проблемой интересовались как мыслители древних цивилизаций, так и наши современники. Как развивается общество? Можно ли выделить определенные критерии и этапы этого процесса?

Общество как единая система

Каждое живое существо на планете представляет собой отдельный организм, которому присущи определенные стадии развития, например рождение, рост и смерть. Однако никто не существует изолированно. Многим организмам свойственно объединяться в группы, внутри которых они взаимодействуют и влияют друг на друга.

Человек - не исключение. Объединяясь на основе общих качеств, интересов и занятий, люди образуют общество. Внутри него формируются определенные традиции, правила, устои. Зачастую все элементы социума взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, оно развивается как единое целое.

Социальная эволюция подразумевает скачок, переход общества на качественно другой уровень. Изменения в поведении и ценностях индивидуума передаются остальным и переносятся на весь социум в виде норм. Так, люди переходили от стада к государствам, от собирательства к техническому прогрессу и т. д.

Социальная эволюция: первые теории

Суть и закономерности социальной эволюции всегда трактовались по-разному. Ещё в XIV веке философ Ибн Хальдун придерживался мнения, что социум развивается в точности, как индивидуум. Вначале он зарождается, далее следует динамический рост, расцвет. Затем наступает упадок и смерть.

В эпоху просвещения одной из главных теорий был принцип «стадиальной истории» общества. Шотландские мыслители высказали мнение о том, что социум поднимается по четырем ступеням прогресса:

  • собирательство и охота,
  • скотоводство и кочевничество,
  • земледелие и сельское хозяйство,
  • торговля.

В XIX веке в Европе появляются первые Сам термин с латинского означает «развертывание». Он представляет теорию постепенного развития сложных и многообразных форм жизни из одноклеточного организма посредством генетических мутаций у его потомков.

Идею становления сложного от простейшего подхватили социологи и философы, считая эту мысль актуальной и для развития общества. Например, антрополог Льюис Морган выделял три стадии древних людей: дикость, варварство и цивилизация.

Социальная эволюция воспринимается как продолжение биологического формирования видов. Она является следующим этапом после появления человека разумного. Так, Лестер Уорд воспринимал её закономерным шагом развития нашего мира после космогенеза и биогенеза.

Человек как продукт биологической и социальной эволюции

Эволюция стала причиной появления всех видов и популяций живых существ на планете. Но отчего люди продвинулись намного дальше остальных? Дело в том, что параллельно с физиологическими изменениями действовали и социальные факторы эволюции.

Первые шаги к социализации совершил даже не человек, а человекообразная обезьяна, взяв в руки орудия труда. Постепенно навыки усовершенствовались, и уже два миллиона лет назад появляется который активно использует инструменты в своей жизни.

Однако теория о столь значительной роли труда не поддерживается современной наукой. Этот фактор действовал в комплексе с другими, такими как мышление, речь, объединение в стадо, а затем и в общины. Уже через миллион лет появляется человек прямоходящий - предшественник человека разумного. Он не только использует, но и изготавливает орудия труда, разжигает огонь, варит пищу, использует примитивную речь.

Роль общества и культуры в эволюции

Ещё миллион лет назад биологическая и социальная эволюция человека происходит параллельно. Однако уже 40 тысяч лет назад биологические изменения замедляют свой темп. Кроманьонцы практически не отличаются от нас по внешним признакам. Со времени их возникновения большую роль играют социальные факторы эволюции человека.

Согласно одной из теорий выделяют три основных этапа общественного прогресса. Первый характеризуется появлением искусства в виде наскальных рисунков. Следующим этапом является приручение и разведение животных, а также занятие земледелием и бортничеством. Третьим этапом становится период технического и научного прогресса. Он начинается с XV века и длится до сих пор.

С каждым новым периодом человек увеличивает свой контроль и влияние на окружающую среду. Основоположные принципы эволюции по Дарвину, в свою очередь, отодвигаются на второй план. Так, например, естественный отбор, который играет важную роль в «отсеивании» слабых особей, уже не настолько влиятелен. Благодаря медицине и другим достижениям слабый человек может и дальше жить в современном обществе.

Классические теории развития

Одновременно с трудами Ламарка и Дарвина о происхождении жизни появляются теории эволюционизма. Окрыленные идеей постоянного улучшения и прогресса жизненных форм европейские мыслители считают, что существует единая формула, по которой и происходит социальная эволюция человека.

Одним из первых свои гипотезы выдвинул Огюст Конт. Он выделяет теологическую (примитивную, начальную), метафизическую и позитивную (научную, наивысшую) стадии развития разума и мировосприятия.

Сторонниками классической теории были также Спенсер, Дюркгейм, Уорд, Морган и Теннис. Их взгляды различаются, но существуют и некоторые общие положения, которые легли в основу теории:

  • человечество представляется единым целым, а его изменения естественны и необходимы;
  • социальная эволюция общества происходит только от примитивного к более развитому, а её этапы не повторяются;
  • все культуры развиваются по универсальной линии, этапы которой для всех одинаковы;
  • примитивные народы находятся на очередном этапе эволюции, по ним можно изучать первобытное общество.

Отрицание классических теорий

Романтические убеждения о стабильном усовершенствовании общества уходят в начале XX века. Мировые кризисы и войны заставляют ученых по-другому взглянуть на происходящее. Идея о дальнейшем прогрессе воспринимается скептически. История человечества представляется уже не линейной, а цикличной.

В идеях Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби появляются отголоски философии Ибн Хальдуна о повторяющихся стадиях в жизни цивилизаций. Как правило, их выделялось четыре:

  • рождение,
  • подъем,
  • зрелость,
  • смерть.

Так, Шпенглер считал, что от момента рождения до затухания культуры проходит около 1000 лет. отводил им 1200 лет. Западная цивилизация считалась близкой к закономерному упадку. Приверженцами «пессимистической» школы были также Франц Боас, Маргарет Мид, Питирим Сорокин, и т. д.

Неоэволюционизм

Человек как продукт социальной эволюции вновь фигурирует в философии второй половины XX века. Взяв на вооружение научные данные и доказательства антропологии, истории, этнографии, Лесли Уайт и Джулиан Стюард разрабатывают теорию неоэволюционизма.

Новая идея является синтезом классической линейной, универсальной и многолинейной модели. В своей концепции ученые отказываются от термина «прогресс». Считается, что культура не совершает резкий скачок в развитии, а всего лишь несколько усложняется по сравнению с прошлой формой, процесс изменений происходит более плавно.

Основоположник теории основную роль в социальной эволюции отводит культуре, представляя её главным инструментом для адаптации человека к окружающей среде. Он выдвигает энергетическую концепцию, согласно которой с развитием культуры развивается количество источников энергии. Таким образом, он говорит о трех этапах становления общества: аграрном, топливном и термоядерном.

Постидустриальная и информационная теории

Одновременно с другими концепциями в начале XX века возникает идея постиндустриального общества. Основные положения теории видны в работах Белла, Тоффлера и Бзежинского. выделяет три стадии становления культур, которым соответствует определенный уровень развития и производства (см. таблицу).

Постиндустриальный этап относят ко всему XIX веку и второй половине XX. По мнению Белла, его главными особенностями являются улучшение качества жизни, снижение роста населения и рождаемости. Роль знаний и науки увеличивается. Экономика ориентирована на производстве услуг и взаимодействие человека с человеком.

В качестве продолжения данной теории появляется концепция информационного общества, которое является частью постиндустриальной эпохи. «Инфосфера» часто выделяется как отдельный экономический сектор, вытесняющий даже сферу услуг.

Для информационного общества характерно возрастание инфоспециалистов, активное использование радио, телевидения и других средств информации. В качестве возможных последствий выделяют развитие общего информационного пространства, возникновение электронной демократии, правительства и государства, полное исчезновение нищеты и безработицы.

Заключение

Социальная эволюция является процессом преобразования и перестройки общества, в ходе которой оно качественно изменяется и отличается от предыдущей формы. Не существует общей формулы для этого процесса. Как и во всех подобных случаях, мнения мыслителей и ученых расходятся.

Каждая теория имеет свои особенности и различия, однако можно увидеть, что все они имеют три основных вектора:

  • история человеческих культур циклична, они проходят несколько стадий: от рождения до смерти;
  • человечество эволюционирует от простейших форм к более совершенным, постоянно улучшаясь;
  • развитие общества является результатом адаптации к внешней среде, оно изменяется в связи со сменой ресурсов и необязательно во всем превосходит предыдущие формы.

Биологические факторы антропогенеза в эволюции человека. Человек - самый последний биологический вид, появившийся в эволюции органического мира. Такие факторы эволюции органического мира, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, занимают значительное место в эволюции человека. Эти природные закономерности в эволюции человека Ч. Дарвин доказал на конкретных примерах. Благодаря влиянию факторов природы в организме древних человекообразных обезьян происходили важные анатомические и физиологические изменения. В результате у человекообразных обезьян постепенно выработалось прямохождение, разделились функции рук и ног, руки приспособились к изготовлению орудий труда. Естественный отбор создавал благоприятные условия отдельным группам людей для совершенствования орудий труда, коллективной охоты и заботы о престарелых людях. В результате такой деятельности одновременно с индивидуальным отбором шел групповой отбор. Однако для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических закономерностей. В своих трудах Ф. Энгельс (1820-1895) доказал огромное значение здесь и социальных факторов. Он особенно отметил труд, общественный образ жизни, сознание и речь.

Труд - важнейший фактор эволюции человека. Любой труд начинается с изготовления орудий труда, осуществляется с помощью рук. Ф. Энгельс высоко оценил роль труда в становлении человека. Он писал, что "труд - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека". Если так, то основной социальной движущей силой антропогенеза является труд. Некоторые человекообразные обезьяны могут использовать простые орудия, но не способны создать их. Животные воздействуют на природу через свою жизнедеятельность, человек же изменяет ее в процессе сознательного труда.

Влияние человека на природу значительно и многообразно. У наших обезьяноподобных предков в результате труда появились морфологические и физиологические изменения, называемые антропоморфозом. Труд - основной фактор в эволюции человека. Обезьяны жили в лесах, лазая по деревьям, затем постепенно спустились на землю. Это изменение в их образе жизни создало условия для хождения на двух ногах. Переход к прямохождению "стал решающим шагом на пути от обезьяны к человеку" (Ф. Энгельс). В результате прямохождения появился S -образный изгиб позвоночника человека, который придал упругость телу. Стопа (плюсневые кости) стала более изогнутой, пружинистой, тазовые кости расширились, упрочился крестец, челюсти стали более легкими. Такие наследственные изменения продолжались миллионы лет. Переход к прямохождению привел к определенным трудностям: ограничилась быстрота передвижения, срастание крестца с бедром затрудняло роды, тяжелый вес человека приводил к плоскостопию. Но благодаря прямохождению у человека освободились руки для изготовления орудий труда.

В начальный период формирования его рука была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Благодаря наследственности такие признаки сохранялись и передавались последующему поколению. Ф. Энгельс объяснял, что рука - не только орган труда, но и продукт труда. С освобождением руки наши обезьяноподобные предки могли использовать простые орудия из камня и кости животных. Все это повлияло и на их уровень мышления, поведение и способствовало совершенствованию орудий труда. Развитие труда приводило к усилению роли социальных факторов в антропогенезе, но постепенно ослабляло действия биологических закономерностей (рис. 58).

Рис. 58 .

Общественный образ жизни как движущая сила эволюции человека. Любые жизненные действия животных осуществляются рефлекторно и инстинктивно. Переход к стадному образу жизни животных происходил благодаря естественному отбору. С самого начала труд был общественным, и первые обезьяноподобные предки человека жили стадами. Поэтому Ф. Энгельс подчеркивал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных. Групповой труд способствовал развитию общественных взаимоотношений, сплочению членов общества, они коллективно охотились на зверей, защищались от хищников, воспитывали детей. Старшие члены общества передавали младшим жизненний опыт. Человек постепенно научился добывать и сохранить огонь.

Наши далекие предки постепенно переходили от растительной пищи к животной. Мясная пища обеспечивала организм человека необходимыми полезными аминокислотами, поэтому он стал совершенствовать орудия охоты и рыбной ловли. Переход к мясной пище привел к изменениям в организме человека, например укорочению кишечника, развитию жевательной мускулатуры. Применение огня также облегчило жизнь наших предков.

При общественном образе жизни имелись большие возможности у предков человека к познанию природы, накоплению жизненного опыта. Совместная деятельность членов общества вызвала необходимость общения жестами, звуками. Первые слова были напрямую связаны с трудовой деятельностью. Постепенно гортань, органы ротовой полости в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи.

Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через раздражение органов чувств. Это первая сигнальная система. Вторая сигнальная система связана с высшей нервной деятельностью человека. Возникновение речи, взаимоотношения предков посредством слова содействовали развитию головного мозга, мышления - речь постепенно превратилась в средство воспитания. Речь усилила общение наших предков, способствовала развитию общественных отношений. Эволюция наших предков происходила под совместным действием биологических и социальных факторов. Естественный отбор постепенно утратил значение ведущего фактора в эволюции человеческого общества. Напротив, социальные факторы (труд, речь) стали основополагающими в эволюции человека. Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективной трудовой деятельности, мышлению и речи никогда не передавались по наследству и не передаются теперь. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и образованию. Известные случаи достаточно длительной изоляции ребенка с раннего возраста от человеческого общества (воспитание животными) показали, что при возвращении его в нормальные условия способность к речи, мышлению у него очень плохо или совсем не развивается. Это подтверждает то, что эти качества не наследуются. Каждое старшее поколение передает последующим жизненный опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования. С развитием общества труд людей становился более многообразным. Появились различные отрасли хозяйства, развивалась промышленность, возникли наука, искусство, торговля, религия. Племена образовали нации, государства.

Таким образом, основными движущими силами антропогенеза являлись биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) (схема 2).

В социальной эволюции человека различают три основных этапа.

Первый - познание окружающей среды через произведения искусства. Например, наскальные рисунки.

Второй этап напрямую связан с приручением диких животных и развитием земледелия. Таким образом человек стал влиять на окружающую природную среду.

Третий этап - развитие научно-технического прогресса, начавшегося в XV в. в эпоху Возрождения. В настоящее время главным социальным фактором стал человеческий разум. Человечество, широко распространившись на земном шаре, осваивает космические просторы. Биосфера, населенная людьми, переходит в ноосферу, управляемую разумом человека.

Биологические факторы антропогенеза. Социальные факторы антропогенеза. Антропоморфоз. Кроманьонец. Ноосфера.

1. К биологическим факторам антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

2. Труд - основной шаг в эволюции человека.

3. Прогрессивные изменения в эволюции человека - это изготовление орудий труда руками и переход к прямохождению.

4. Общественный образ жизни, речь, мышление, разум стали основными социальными движущими силами эволюции.

1. Какие факторы относятся к биологическим движущим силам антропогенеза?

2. Объясните значение социальных факторов в эволюции человека.

3. Какие признаки выработались в строении тела человека в результате прямо- хождения?

1. Какова роль труда в эволюции человека?

2. Какое место занимает речь в эволюции человека?

3. Что такое антропоморфоз!

1. Дайте характеристику социальным факторам.

2. Назовите три этапа социальной эволюции человека.

3. Каково влияние социальных факторов в настоящее время на эволюцию человека?

Объясните на примерах движущие силы эволюции но схеме 2, где указаны биологические и социальные движущие силы эволюции человека.

Были прямохождение, увеличение объема мозга и усложнение его организации, развитие руки, удлинение периода роста и развития. Развитая рука с хорошо выраженной хватательной функцией позволила человеку успешно использовать, а затем и изготавливать орудия. Это дало ему преимущества в , хотя по своим чисто физическим качествам он значительно уступал животным. Важнейшей вехой в развитии человека было приобретение умения сначала использовать и поддерживать, а затем и добывать огонь. Сложная деятельность по изготовлению орудий, добыванию и поддержанию огня не могла обеспечиваться врожденным поведением, а требовала индивидуального поведения. Поэтому возникла необходимость в значительном расширении возможности обмена сигналами и появилась речь-фактор, принципиально отличающая человека от других животных. Появление новых функций в свою очередь способствует ускоренному развитию. Так, использование рук для охоты и защиты и питания размягченной на огне пищей, сделало ненужным наличие мощных челюстей, что позволило увеличить объем мозговой части черепа за счет его лицевой части и обеспечить дальнейшее развитие умственных способностей человека. Возникновение речи способствовало развитию более совершенной структуры общества, разделению обязанностей между его членами, что также давало преимущества в борьбе за существование. Таким образом, факторы антропогенеза можно разделить на биологические и социальные.

Биологические факторы – наследственная изменчивость, а также мутационный процесс, изоляция – применимы к . Под их влиянием в процессе биологической эволюции произошли морфологические изменения обезьяноподобного предка – антропоморфозы. Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. Это привело к освобождению руки от функций передвижения. Рука начинает использоваться для осуществления разнообразных функций – хватания, удержания, бросания.

Не менее важными предпосылками антропогенеза были особенности биологии предков человека: стадный образ жизни, увеличение объема мозга по отношению к общим пропорциям тела, бинокулярное зрение.

К социальным факторам антропогенеза можно отнести трудовую деятельность, общественный образ жизни, развитие речи и мышления. Социальные факторы стали играть ведущую роль в антропогенезе. Однако жизнь каждого индивидуума подчиняется биологическим законам: сохраняются мутации как источник изменчивости, действует стабилизирующий отбор, устраняя резкие отклонения от нормы.

Факторы антропогенеза

1) Биологические

естественный отбор на фоне борьбы за существование
дрейф генов
изоляция
наследственная изменчивость
2) Социальные

общественная жизнь
сознание
речь
трудовая деятельность
На первых этапах эволюции человека главенствующую роль играли биологические факторы, а на последних – социальные. Труд, речь, сознание самым тесным образом связаны друг с другом, В процессе труда происходило сплочение членов общества и быстрое развитие способа общения между ними, в качестве которого выступает речь.

Общие предки человека и человекообразной обезьяны – мелкие древесные насекомоядные плацентарные млекопитающие жили в мезозое. В палеогене кайнозойской эры от них отделилась ветвь, приведшая к предкам современных человекообразных обезьян – парапитекам.

Парапитеки дриопитеки питекантроп синантроп неандерталец кроманьонец современный человек.

Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян. Современная наука дает следующий ответ: у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с к конкретным и различным условиям существования.

Родословная человека

Насекомоядные млекопитающие парапитеки:

Проплиопитеки , Орангутан
Дриопитеки Шимпанзе, Австралопитеки Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) Древние люди (неандертальцы) Новые люди (кроманьонец, современный человек
Подчеркнем, что представленная выше родословная человека носит гипотетический характер. Напомним также, что если название предковой формы оканчивается на «питек», то речь идет о пока еще обезьяне. Если в конце названия стоит «антроп», то перед нами – человек. Правда, это не означает, что в его биологической организации обязательно отсутствуют признаки обезьяны. Необходимо понимать, что признаки человека в данном случае преобладают. Из названия «питекантроп» следует, что у данного организма наблюдается сочетание признаков обезьяны и человека, причем в приблизительно равной пропорции. Дадим краткую характеристику некоторым из предполагаемых предковых форм человека.

ДРИОПИТЕК

Жил приблизительно 25 млн. лет назад.

Характерные черты развития:

значительно мельче человека (рост около 110 см);
вел преимущественно древесный образ жизни;
вероятно, манипулировал предметами;
орудия труда отсутствуют.
АВСТРАЛОПИТЕК

Жил приблизительно 9 млн. лет назад

Характерные черты развития:

рост 150–155 см, вес до 70 кг;
объем черепа – около 600 см3;
вероятно, использовал предметы в качестве орудий для добывания пищи и защиты;
характерно прямохождение;
челюсти массивнее, чем у человека;
сильно развитые надбровные дуги;
совместная охота, стадный образ жизни;
часто доедали остатки добычи хищников
ПИТЕКАНТРОП

Жил приблизительно 1 млн. лет назад

Характерные черты развития:

рост 165–170 см;
объем мозга около 1100 см3;
постоянное прямохождение; формирование речи;
овладение огнем
СИНАНТРОП

Жил, вероятно, 1–2 млн. лет назад

Характерные черты развития:

рост около 150 см;
прямохождение;
изготовление примитивных каменных орудий труда;
поддержание огня;
общественный образ жизни; каннибализм
НЕАНДЕРТАЛЕЦ

Жил 200–500 тыс. лет назад

Характерные признаки:

Биологические:

рост 165–170 см;
объем мозга 1200–1400 см3;
нижние конечности короче, чем у современных людей;
бедренная кость сильно изогнута;
низкий скошенный лоб;
сильно развитые надбровные дуги
Социальные:

жили группами по 50–100 особей;
использовали огонь;
изготовляли разнообразные орудия труда;
строили очаги и жилища;
осуществляли первые захоронения погибших собратьев;
речь, вероятно, более совершенная, чем у питекантропа;
возможно, возникновение первых религиозных представлений; умелые охотники;
сохранялся каннибализм
КРОМАНЬОНЕЦ

Жил 30–40 тыс. лет назад

Характерные признаки:

Биологические:

рост до 180 см;
объем мозга около 1600 см3;
отсутствует сплошной надглазничный валик;
плотное телосложение;
развитая мускулатура
Социальные:

жил в родовой общине;
строил поселения;
изготовлял сложные орудия труда из кости и камня;
умел шлифовать, сверлить;
сознательно захоранивал умерших собратьев;
появляются зачаточные религиозные представления;
развитая членораздельная речь;
носил одежду из шкур;
целенаправленная передача опыта потомкам;
жертвовал собой во имя племени или семьи;
бережно относился к старикам;
возникновение искусства;
приручение животных;
первые шаги земледелия
СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Живет в настоящее время на всех материках

Характерные признаки:

Биологические:

рост 160–190 см;
объем мозга около 1600 см3;
наличие разных рас
Социальные:

сложные орудия труда;
высокие достижения в науке, технике, искусстве, образовании

Задачи.


«2. Карточка у доски»

Просмотр содержимого документа
«3. Карточки»

Время существования на Земле, объем мозга, использование орудий и огня: австралопитеком, человеком умелым, архантропом, палеоантропом.

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.

Характеристика строения и образа жизни людей современного типа.

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.

Характеристика строения и образа жизни древних людей.

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.

Происхождение людей и расселение современного типа.

Просмотр содержимого документа
«4. Кодограмма. Человеческие расы»

Тема: Факторы эволюции человека. Расы

1. Факторы эволюции

Биологические факторы: наследственная изменчивость, естественный отбор, изоляция, дрейф генов, популяционные волны – сформировали человека современного типа.

40 000 лет не меняется физический облик человека, но факторы продолжают действовать, правда снизилась роль отбора.

Социальные факторы: общественный образ жизни, орудийная деятельность, речь и мышление выходят на первое место.

2. Человеческие расы


Е

вропеоидная – светлая кожа, вырабатывается достаточное количество противорахитного витамина D , сохраняющего в костях кальций. Узкий большой нос способствует согреванию воздуха.

Э

кваториальная (австрало-негроид-ная) – темная кожа препятствует избыточному образованию витамина D в коже, курчавые волосы, широкий и плоский нос?

Азиатско-американская (монголоидная) – жесткие прямые волосы, уплощенность лица, сильно выдающиеся скулы, эпикантус (?)

Три большие расы, не менее 25 малых рас, множество расовых групп – результат наследственной изменчивости, естественного отбора, изоляции, дрейфа генов. Приводят к морфологическим адаптациям!

Просмотр содержимого документа
«Факторы эволюции человека»

Урок. Факторы эволюции человека

Задачи. Сформировать знания о биологических и социальных факторах эволюции человека. Дать характеристику человеческим расам, формированию морфологических особенностей человеческих рас как результата адаптаций к различным условиям проживания.

Проверить знания учащихся и повторить материал по теме "Первые люди", сообщить о зачете на следующем уроке.

1. Факторы эволюции

Биологические факторы эволюции – наследственная изменчивость, естественный отбор, популяционные волны, изоляция и дрейф генов привели, в результате жизни на деревьях, к появлению приматов с их бинокулярным цветным зрением и длинными пальцами. Приспособление части приматов к жизни на открытых пространствах привело к передвижению на двух ногах, естественный отбор закреплял полезные для новых условий мутации. Выживали те, кто был наиболее приспособлен к прямохождению, освободившиеся руки использовались для сбора и переноса пищи, предметов. Выживали более крупные – им легче защищаться от хищников и они доминируют в группе. Среди австралопитековых стали выживать те, кто научился изготавливать орудия труда, отбор закреплял увеличение головного мозга, изменял руку.

С появлением человека современного типа биологические факторы эволюции утрачивают свое ведущее значение. Уменьшается ведущая роль естественного отбора, жизнь в обществе обеспечивает воспитание и передачу накопленного опыта, защиту от животных и непогоды, обеспеченность пищей. За последние 40 000 лет физический облик человека практически не изменился. Но Биологические факторы продолжают действовать и в современном мире. Мутационный процесс продолжает действовать, а большинство мутаций вредны и накапливаются в рецессивном состоянии, комбинативная изменчивость распространяет их и создает разнообразные комбинации аллей генов, уникальные у каждого организма. Снижается роль изоляции, но именно она сохраняет человеческие расы.

На первое место выходят социальные факторы - общественный образ жизни, орудийная деятельность, речь. В результате общественной жизни формируется сложное абстрактное мышление . Если раньше выживали преимущественно самые сильные, то у неоантропов важным фактором эволюции становится альтруизм, забота о ближнем. Преимущества получали те племена, в которых сохраняются люди старшего поколения, хранящие опыт изготовления орудий, охоты и воспитания.

Т

олько социальные факторы, жизнь в обществе, приводят к развитию речи, трудовых навыков и сознания. Для развития речевых центров и умственных способностей особенно важны первые годы жизни ребенка. Случаи воспитания детей животными известны, но такие дети резко отличались своими умственными способностями и поведением от обычных детей (Камала и Амала в Индии).

2. Человеческие расы. Несостоятельность расизма

Расселение популяций неоантропов в Европу, Азию и Австралию, по Берингийскому мосту на Американский континент, их дальнейшая изоляция, привели к морфологическим адаптациям, приспособлениям к различным климатическим условиям. Сформировались большие и малые человеческие расы - систематические подразделения внутри вида Homo sapiens , к которому относится все население Земли.

Различают три большие расы: евразийскую - европеоидную, экваториальную - австрало-негроидную, и азиатско-американскую - монголоидную. Внутри каждой расы выделяют малые расы и расовые группы. Все расы относятся к одному виду, об этом свидетельствует плодовитость межрасовых браков. Кроме того, все расы равноценны в биологическом и психологическом отношениях.

Для негроидной расы характера темная кожа, курчавые волосы, широкий и плоский нос. Темная кожа негроидной расы за счет пигмента меланина предохраняет организм от избытка ультрафиолетовых лучей и избыточного образования витамина D . Противорахитный витамин D образуется в коже под действием ультрафиолетовых лучей и необходим для поддержания баланса кальция в организме. Если слишком много витамина D , кальция в костях больше нормы, они становятся хрупкими. У европейцев, живущих в широтах с меньшим количеством солнечной радиации, кожа светлее, в ней меньше меланина, соответственно образуется достаточное количество витамина D .

Монголоидная раса характеризуется кожей с желтоватым оттенком, плоским лицом с широкими скулами, прямыми черными волосами, разрезом глаз и развитым эпикантусом - припухшим верхним веком. Эти особенности являются адаптациями к жизни в определенных условиях освещенности на открытых пространствах.

В каждой расе есть люди, считающие свою расу особенной, высшей. Расисты придерживаются гипотезы полицентризма , считают, что расы имеют различное происхождение , что есть «высшие» и «низшие» расы. Какие-то расы якобы произошли от кроманьонцев, какие-то от неандертальцев, какие-то вообще от питекантропов. Экономическую и культурную отсталость некоторых народов они объясняют расовой неравноценностью, а не общественно-экономическими факторами. Но никаких научных доказательств в пользу расовой неравноценности нет. Морфологические особенности рас - результат адаптаций к конкретным условиям жизни.

Вопросы к зачету по главе «Происхождение человека»

    Какой ученый-метафизик поместил человека вместе с полуобезьянами и обезьянами в группу приматов? Кто предположил, кто доказал, что человек произошел от гоминид?

    Приведите пять признаков млекопитающих, характерных для человека.

    По каким признакам человека относят к отряду приматов?

    Приведите три примера эмбриологических доказательств животного происхождения человека.

    Определение атавизмов и три примера атавизмов у человека.

    Определение рудиментов и три примера рудиментов у человека.

    Когда и от кого произошли приматы?

    Какие обезьяны относятся к понгидам (человекообразным обезьянам)?

    У какой обезьяны ДНК cходна с ДНК человека на 97,5% и одинакова последовательность аминокислот в гемоглобине?

    Какой объем мозга характерен для понгид? Сколько хромосом у понгид?

    Перечислите антропоморфозы, появившиеся в антропогенезе в результате прямохождения.

    Каковы следствия стадного образа жизни предшественников человека?

    Какие биологические факторы эволюции привели к появлению человека от обезьян?

    Какие социальные факторы привели к появлению человека?

    От каких обезьян произошли дриопитеки?

    Кто является ближайшим предком понгид и гоминид?

    Кто является ближайшим предком австралопитеков?

    Кто является ближайшим предком архантропов?

    Каков исторический возраст, V мозга австралопитеков?

    Каков исторический возраст, V мозга Человека умелого?

    Каков исторический возраст, V мозга Человека прямоходящего?

    Каков исторический возраст, V мозга палеоантропов?

    Каков исторический возраст, V мозга неоантропов?

    Кто относится к архантропам?

    Кто относится к палеоантропам?

    Кто относится к неоантропам?

    Кто относится к гоминидам?

    Какие морфологические особенности имеет европеоидная раса?

    Какие морфологические особенности имеет негроидно-австралоидная раса?

    Какие морфологические особенности имеет монголоидная раса?

Задание на дом. Подготовиться к зачету. Темы для рефератов, презентаций: «Снежный человек, гипотезы и факты», «Борьба за огонь», «Человеческие расы», «Человек будущего», «Рассказывают кости», «Родина человечества» и другие.