Религиозные представления в эпоху бронзы. Характерные черты искусства бронзового века

Эпоха бронзы

На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н.э. в евразийских степях была изобретена бронза. Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андропове под г. Ачинском в Южной Сибири. Зона ее распространения охватывала обширное пространство Южной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. В эпоху бронзы климат менялся в сторону потепления и сухости и почти на всей территории Казахстана развивалось скотоводческо-земледельческое хозяйство с преобладанием первого. Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза - XVIII - XVI вв. до н.э., средняя - XV - XII вв. до н.э., поздняя -XII - начало VIII вв. до н.э.

В Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап - нуринский, названный по находкам в долине реки Нура. Средний - атасуский, названный по группе могильников в долине реки Атасу. Поздний - бегазы-дандыбаевский по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе г. Петропавловска. В то время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Одно из них Аркаим - на границе Челябинской и Кустанайской областей. В период средней бронзы значительно изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутак в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Восточном Казахстане десятки поселений и могильников найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и в Каратау. Памятниками средней бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы, Каракудук. В Каратау могильник Таутары. В низовьях Сырдарьи в Приаралье открыты уникальные памятники бронзы - мавзолеи Тегискена.

Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников. Основным занятием людей было пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок - предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах.

Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза - сплав меди и олова. Центрами металлургии были Центральный и Восточный Казахстан. Материнский род сменил отцовский. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Это проявилось в том, что у андроновцев были богатые погребения в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. А также были бедные, в которых находились глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.

По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы - широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. В языковом отношении они относились к индоиранской группе.

Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, главным жертвенным животным был конь. Религиозные представления были достаточно развиты.

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Пособие для студентов, 1998 г.

Эпоха бронзы.

С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития, названный археологами эпохой бронзы, так как основным материалом был сплав меди с оловом. Характерные признаки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории - развитая металлургия в сочетании с комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством.
На территории Казахстана появляются новые культурные сообщества, продолжающие традиции неолита. Эти локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую культуру - андроновскую.
Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине и разделяется на два этапа - ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название Федоровского, а для Центрального - нуринского периода (XVIII-XVI вв. до н.э.). Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном - атасуского периода (XV-XII вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э., андроновская культура сменяется культурными кочевыми общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской - в Центральном (XII-VIII вв. до н.э.).
Хозяйство андроновцев. С изобретением бронзы человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв. В результате оседлое скотоводческое хозяйство превратилось в комплексное скотоводческо-земледельческое. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.
Особыми отраслями хозяйства андроновских племен были горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы.
Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамических изделий. Изготавливались сосуды различных форм - баночной, горшковой. Применялся геометрический орнамент: меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий.
Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо-западном Казахстане появились крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Всего в Приуралье и Северо-3ападном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных XVIII-XVI вв. до н.э.
Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, сделанных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.
В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В Центральном - могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского этапа и памятники Карабие, Айшарак, Карасай - атасуского. В Восточном Казахстане найдены могильники: Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Казахстане к федоровскому этапу относятся могильники Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому - могильник и поселение Алексеевское, могильники Ефимовка, Петропавловский. В Южном Казахстане и Семиречье исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.
С аридизацией климата на территории Казахстана зарождается более прогрессивный тип хозяйства - полукочевое скотоводство. Поселения постепенно превращаются в зимовки, земледелие приобретает подсобный характер. В стаде увеличивается доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме.
Это приводит к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура XII-X вв. до н.э. сменяется скотоводческой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры - монументальные погребальные сооружения со сложной планировкой. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати, т.е. мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государств.
Разложение родовой общины. Переход от присваивающих форм хозяйства - собирательства и охоты, к производящим - земледелию и скотоводству, привел к появлению регулярного избыточного продукта. Переход к производящему хозяйству привел к такому росту производительных сил, что впервые появляется возможность постоянного накопления избыточного продукта. Это привело к коренному перевороту в функционировании системы “ландшафт-общество”. Человек начинает активно воздействовать на экологическую нишу, которую занимает, преобразуя ее. Производственный процесс усложняется, один человек в течение своей жизни уже не способен овладеть всем объемом знаний, необходимых для производства. Начинается специализация, часть общинников начинает выполнять функции организаторов производства, не участвуя в нем непосредственно. Это стало возможным только благодаря избыточному общественному продукту, за счет которого содержались организаторы производственного процесса. В этот период ритуально-магическая, религиозная и производственная сферы еще были неразрывно переплетены, т.к. накопленные знания могли объясняться только как сверхъестественные, божественные феномены, вырастает роль мантики - системы гаданий и предсказаний, тесно связанных с производственным циклом, получил развитие культ плодородия и размножения, заметно усложняется культ предков. Тесная взаимосвязь производственной и религиозной сфер привел к фактическому их слиянию в практике жрецов, выступавших одновременно организаторами духовной и производственной жизни общины.
С другой стороны, среди общинников выделяется еще одна специализированная группа - воины. В эпоху господства охоты все взрослые мужчины могли быть воинами, столкновения между родовыми коллективами возникали лишь в случае защиты охотничьих угодий или кровной мести. С возникновением же производящего хозяйства большая часть населения уже не обладает необходимыми боевыми навыками, превращаясь из охотников в мирных скотоводов и земледельцев.
В то же время появление избыточного продукта приводит к двум возможностям. Во-первых, появляется возможность силой отнимать избыточный продукт у соседней общины, т.е. война с целью грабежа превращается в источник постоянной наживы. Во-вторых, появляется возможность за счет избыточного продукта содержать профессиональных военных, также как и жрецы, не занятых в производстве и получающих возможность сосредоточить усилия на совершенствовании специфических навыков. Выделение особого слоя военной знати тесно связано с зарождением отношений власти - подчинения, т.к. сложное, иерархически соподчиненное общество уже не может регулироваться только обычаями. Развитие духовной культуры, мифологии и религии приводит к появлению понятий добра и зла, а значит и морали, как нового социального регулятора. Таким образом, мы можем говорить о возникновении в эпоху бронзы, во II тыс. до н.э. среди населения Казахстана публичной власти, т.е. особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение управленческих, властных функций.
Общины объединялись в кишвары - “области”. По сути, “область” представляло собой племя - союз общин с целью регулирования экономических отношений между общинами и организации совместной обороны от врагов. Центрами таких племен - “областей” были, вероятно, крупные поселения, фактически протогорода, появившиеся в начале II тысячелетия до н.э. в северо-западных регионах Казахстана и прилегающих регионах России. Наиболее известен из них Аркаим, но кроме него уже сейчас выявлено около двух десятков подобных крупных населенных пунктов, каждый из которых был центром сельскохозяйственной округи и ремесленного производства. Протогорода имели правильную планировку и мощные оборонительные укрепления, культовые сооружения.
Тип власти, сложившийся на территории Казахстана в эпоху бронзу с уверенностью можно интерпретировать как вождество или чифдом, т.е. предгосударственную форму власти. Фактически во II тысячелетии до н.э. на территории Казахстана начинает складываться древнейшая цивилизация, базирующаяся на комплексном оседлом скотоводческо-земледельческом хозяйстве, возникают зачатки городов-государств, зарождается царская власть. Постепенно возникают условия для образования государства, однако начавшаяся складываться цивилизация в середине ХV в. до н.э. приходит в упадок.
Кризис протогородской цивилизации был связан с изменением климата. Начавшееся усыхание степной и лесостепной зоны Казахстана в ХV веке до н.э. привел к упадку крупных поселений, протогорода были заброшены, а население сосредотачивается в небольших поселках в поймах рек и озер. Социальные и потестарные отношения были законсервированы на долгое время, и процесс возникновения государства приостановился. Цивилизация, основанная на оседлом хозяйстве в условиях аридных степей Казахстана, чутко реагирующих на все глобальные природно-климатические изменения, оказалась исторически бесперспективной. В регионах, где подобные изменения смягчались близостью моря (Китай, Египет, Междуречье, Средиземноморье, Мезоамерика), цивилизация пошла по генеральному пути развития, резко континентальной климат Центральной Азии обусловил появление альтернативой линии развития общества в рамках кочевого скотоводства, появившегося в конце II - начале I тысячелетия до н.э.
Согласно письменным источникам, племена, населявшие Казахстан в эпоху бронзы, носили общее самоназвание - арья. В то же время известны названия племен и племенных объединений туров, даха, хьона, сайрима. В XII-X вв. до н.э. этническая ситуация в Казахстане значительно изменяется. С востока в Центральный Казахстан перемещаются племена - носители карасукской культуры, здесь на базе местного пришлого населения формируется бегазы-дандыбаевская культура. В то же время андроновцы-арья мигрируют в южном и юго-восточном направлении и проникают в Среднюю Азию, а через нее в Иран и Северную Индию, где они стали известны как арии или арийцы.
Постепенно отгонное скотоводство в степи сменяется более продуктивным способом производства - кочевым, что приводит к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен Казахстана.

Кузембайулы Аманжол, Абиль Еркин
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

Таким образом, в эпоху каменного века происходит зарождение живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Большую роль играют живопись и декоративно-прикладное искусство. Главной отличительной чертой искусства каменного века является неразрывность труда, представлений о жизни, протонаучных знаний, культовых представлений и искусства.

Лекция 3. Искусство бронзового и железного веков.

1. Применение металла как фактор развития искусства.

2. Характерные черты искусства бронзового века.

3. Развитие первобытной культуры в железном веке.

Применение металла как фактор развития искусства .

На границе 3-2 тысячелетия до н.э. человек освоил изготовление орудий труда и оружия из сплава олова и меди – бронзы. Воспользовшись довольно лёгким плавлением металла человек сумел увеличить количество орудий труда. В эпоху бронзы происходит первое крупное общественное разделение – выделяются племена, занимающиеся скотоводством. Одновременно господствующее положение и в производстве и в быту занимает мужчина: патриархат сменяет матриархат. К тому же у человека постепенно формируется представление о богатстве, появляется частная собственность.

Около 1 тыс. лет до н.э. общество начинает использовать железо для производства орудий труда и оружия. Причём из железа сначала делали исключительно украшения, так как первобытный человек считал данный металл дорогим. Появление железа способствовала повышению производительности труда, особенно в земледелии. Ремесло отделяется от земледелия.

Если говорить о культуре железного века то стоит подчеркнуть, что мы рассматриваем культуру народов, не вошедших в состав рабовладельческих государств – скифы, кельты и другие племена. По сравнению с ними. Др. Греция и Др. Рим находились на более высокой степени экономического и духовно-культурного развития.

Для архитектуры эпохи бронзы характерны мегалитические постройки – менгиры, дольмены, кромлехи. Их возникновение связано с развитием религиозных представлений первобытного человека, с культом предков и природы, то есть духовными потребностями общества.

Менгиры – это вертикально стоящие камни высотой более 2 м. По существу менгиры являются предшественником монументальной скульптуры, хотя несут в себе и черты архитектуры. Данные сооружения олицетворяли собой богов и почитаемых людей. Так в г. Коллорг есть менгиры, на которых просматриваются человеческие руки. В Сардинии мы встречаем менгиры олицетворяющих кормящую мать. Но встречаются менгиры изображающие рыб (Армения), зверей (Сибирь). Особенно много менгиров в северо-западной Франции, где существуют аллеи менгиров (обнаружено около 4000 менгиров). Возможно, менгиры служили границами религиозных святилищ, сооружений. Сила воздействия на зрителя достигалась сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с небольшими деревянными хижинами или землянками жилых селений.



Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах. Это погребальные сооружения из двух или четырёх отвесно поставленных обтёсанных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Внутреннее пространство дольмна служило для родовых захоронений. Дольмены широко распространены в Западной Европе, Северной Африке.

Самым известным мегалитическим сооружением эпохи бронзы является кромлех Стоунхендж (начало 2-го тыс. до н.э.). В плане – это круглая площадка диаметром 30 метров, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных синих камней. Кольцо внешнего круга из 30 каменных столбов, соединённых лежащими на них балками, образуют подобие гигантского хоровода, внутренне кольцо, в центре которого находилась небольшая каменная плита, составлено из невысоких менгиров. Второе кольцо сооружено из семиметровых блоков, попарно поставленных и перекрытых плитами. В центре Стоунхенджа находился жертвенник. На столбах мы видим результат работы человека: все они отёсаны и имеют более или менее правильную форму. По своему целевому назначению Стоунхендж можно рассматривать как храм Солнца. Зодчий настолько был поражён могуществом недосягаемого солнца, что решил воплотить силу энергии в камне, при этом материал для строительства находился в 280 км. от кромлеха.

Большую роль в эпоху бронзы играет декоративно-прикладное искусство и орнаментирование керамики. На стоянках человека археологи находят достаточное количество бронзовых изделий. Орудия труда об оружие по возможности украшается узором. Так булавки, получив сложный декоративный вид, эволюционируют в фибулы – пряжки. Наиболее интересными представляются фибулы найденные в Швейцарии, Верхней Италии, Венгрии, Сев. Германии. Человек, усвоив ковкость металла, сумел создавать новые элементы украшения – диадемы (головные обручи), шейные кольца, браслеты, цепочки и мн. др.

Воины стремятся индивидуализировать свой меч – появляются не только металлические набалдашники, но и деревянные и костяные вставки на рукояти.

Орнамент в керамике сохраняет свою симметричность, но теперь он составлен из кривых линий (круги, полукруги, спирали, волнообразные линии). Доминирует человеческая и животная орнаментика. Так на сосудах бронзового века можно обнаружить головы драконов, змей. Эти же изображения можно встретить на ножах, щитах. Но можно встретить и простые декоры: выпуклости, точечные вкрапления и тд.

Одним из известных изображений человека является гольштейнский нож. Рукоять представлена в форме полуобнажённой женщины с сосудом в руках, причём пропорции тела соблюдены.

Тенгрианство. Многими средневековыми и современными авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразной монотеистической религии - тенгрианства. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии еще до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу.

Тюрки различали видимое небо "Кок" и Небо - бога "Тен-гри". Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром. "Тюрки говорят "бир Тенгри", - пишет ал-Макдиси, подразумевая под этим - "един господь", "Если постигнет одного из них несправедливость или случится с ним какое-либо дело, неприятное ему, он поднимает голову к небу и говорит "бир Тенгри", - свидетельствует ибн-Фадлан. Именно по воле Тенгри, считали тюрки, правят каганы, о которых в рунических надписях говорится: "Тенгри тег, Тенгри йаратмыш" (Подобные Тенгри, происходящие от Тенгри). Кроме того, тюрки почитали священные Тюркские Земли и Воду - "Турк ыдук йерсубу". Тюркские каганы в своих надписях постоянно призывают Тенгри быть благосклонным к ним. Тенгри, Земля-Вода, верили они, спасали тюркский народ в тяжелые времена.

Следующим по значению было женское божество Умай - покровительница домашнего очага и детей. Кроме того. Умай входила в триаду высших божеств тюрок и покровительствовала всем их делам. Это видно, например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного из удачных походов тюрок говорится: "Тенгри, Умай, ыдук Иер-Суб басы берд ерши" (Тенгри, Умай священная Земля-Вода они даровали победу). Культ Умай сохранился у некоторых тюркоязычных народностей Алтая до конца XIX в.

Важное значение в верованиях всех тюркоязычных племен раннего средневековья имел культ священных гор (ыдык баш), бытовавший в Южной Сибири еще в прошлом веке. Древние тюрки особо почитали "Священную Отюкенскую чернь" (Хантайские горы), дух которых считался покровителем каганского рода. Там находилась "пещера предков", где по тюркским сказаниям, волчица родила предков тюрок. Раз в год здесь проводилось жертвоприношение.

По представлениям тюрок, землю и воду, леса и горы населяло множество духов, которых время от времени необходимо было умилостивить жертвами. Подземным царством, куда переселялись, по поверьям, души умерших, управлял бог смерти и владыка подземного мира Эрлик.

Умерших тюрки хоронили по древнему тенгрианскому ритуалу. В источниках сохранились описания похорон: покойника помещали на возвышение в юрте. Рядом с юртой содержали принесенных в жертву овец и лошадей. Семь раз объезжая юрту по кругу, родичи каждый раз перед входом царапали лицо, оплакивая покойного. В назначенный день сжигали лошадей, одежду и вещи покойного вместе с трупом умершего. Собранный пепел хоронили в подходящее время: если умирал весной или летом, ждали, пока пожелтеет трава и листья на деревьях, если же умирал осенью или зимой, дожидались наступления лета. Затем в вырытую могилу хоронили пепел. После похорон накладывали камни и ставили на них памятный столб. Количество камней зависело от количества людей, которых убил при жизни покойник. Затем развешивали на столб головы принесенных в жертву животных. Со временем погребальный обряд изменился, и умерших стали хоронить в ямах и насыпать курганы из земли или камня.

Распространение различных религиозных систем среди населения Казахстана. Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюркоязычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство.

В конце IX-начале Х вв. началась исламизация тюркоязычных этносов Казахстана. Но этот процесс получил развитие в более позднюю эпоху.

Буддизм раньше всех "великих религий" стал пользоваться популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. В буддизме правители каганата видели универсальную форму религии, способную создать некоторую идеологическую общность в очень разнородной по своему составу державе.

На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект, некоторое распространение он получил у енисейских киргизов и кимаков. Археологическими исследованиями установлено, что в VII-VIII вв. буддизм занимал прочные позиции в Средней Азии и Казахстане.

Находки из храмов свидетельствуют о том, что в буддийские общины входили, как согдийцы, так и представители тюрко-язычного населения. Манихейские и христианские общины существовали в VI-IX BB. в городах, расположенных вдоль Великого Шелкового пути. В "Священной книге двух основ" (VIII в.), написанной с целью пробудить веру в стране "десяти стрел", то есть в Западно-Тюркском каганате, упомянут золотой город Аргу-Тачас (Тараз) и еще четыре семиреченских города, в которых имелись манихейские обители. Часть согдийского населения Тараза сохраняла зоро-астрийскую религию, о чем свидетельствует зороастрийское кладбище в Таразе. В зороастризме важное значение имеет обряд поддержания неугасимого огня. Для этого служили специальные жертвенники-аташданы, изображения которых хорошо знакомы по сасанидским монетам.

В эпоху раннего средневековья религиозные воззрения оседлого и кочевого населения Казахстана отличались многообразием и синкретизмом. Унаследованные издревне верования и обряды причудливо сочетались со сложными религиозно-мифологическими системами, привнесенными извне.

Итак, со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркские культы Тенгри, Земли, Воды, Умай, но в оседло-земледельческих районах получила распространение новая религия - ислам.

В заключение отметим, что культура народов, населявших Казахстан в V-XII вв., была естественным продолжением культуры сако-хуннского периода и, в свою очередь, послужила фундаментом для культуры казахского народа, развиваясь в контексте общемировой цивилизации.

В середине 1 тыс. до н. э на территории Алтая, Южной Сибири и Восточного Казахстана начал складываться союз племен, получивший название хунну (гунны). Эти племена заявили о себе в исторических событиях эпохи «Великого переселения народов». Из числа прототюркских союзов, создавших государства, гунны, как и усуни и кангюй, сыграли существенную роль в истории Казахстана.

Территория гуннов в эпоху расцвета империи (177 г. до н.э.) охватывала огромные просторы Евразии - от Тихого океана до берегов Каспийского моря, а позднее и Центральной Европы.

Усиление гуннов и начало формирования империи связано с кризисом в Центральной Азии в III в. до н.э. В то время, как отмечают китайцы, дунху были сильны, а юечжи достигли своего расцвета. Гунны находились между ними, однако стремительное возвышение гуннских племен при Модэ шаньюе и при его сыне Лаошань заставило их признать условия вассалитета. Одновременно гунны начали масштабные походы в Китай. Гунны (заставили династию Хань (Китай) подписать «договор о мире и родстве», согласно которому получили княжну и ежегодную дань в виде «даров» В это время под властью Шаньюев (царей) оказалась территория от современной Кореи до Западного Китая. Затем на востоке гунны подчинили племена «восточных ху» -- ухуань, сяньби, обитавших в Монголии. На западе гуннская конница нанесла поражение юечжам в 177 г. до н.э. Оттесненные в Среднюю Азию юечжи завладели территорией греко-бактрийского государства, а затем создали Кушанскую державу.

Кризис восточного гуйнского государства наступил с 71 г. до н.э., когда Китай с помощью кочевых соседей гуннов - ухуаней, усуней, динлинов нанес тяжелое поражение. Впоследствии, в 56 г. до н.э., общество гуннов раскололось на южных и северных.

В период кризиса (Ш-IV вв.) гунны двинулись в двух направлениях - к югу и западу и появились в степях юго-восточной Европы в 70-х гг. IV в. Пройдя тысячи километров по сибирским и Уральским степям сквозь земли угро-язычных народов, затем присоединив приазовских алан, гунны переправились через Керченский пролив, разгромили города Боспорского царства. К 376 г. гунны оказались непосредственно у стен Рима.

Завоевание территории Западной Европы началось при Баламере (375 т.), продолжалось при Ругиле (первая треть V в.), и завершилось при Атилле (445-453 г.). К нашествию подключались огромные массы тюрко- и угро- язычных племен. В середине IV века в состав гуннской орды вошли ираноязычные аланы, а затем и германоязычные племена. Так была создана гуннская империя в Европе.

Одно из крупных событий времен Западногуннской империи - Каталаунское сражение, известное как «битва народов». Произошла она в 451 г. на территории современной Франции между Римом и гуннами, на поле брани остались убитыми около 200 тыс. человек.

Начатое гуннами «Великое переселение народов» стало началом новой эпохи средневековья и феодализма. Великое переселение народов явилось удачной социальной революцией для Европы, ознаменовавшей конец рабовладельческого способа производства и переход к феодализму.

Территория Средней Азии была освоена гуннами еще в период правления Моде шаньюя. В V в. н.э. юго-западные группы гуннов (белые гунны) оказались в непосредственной близости от Сасанидского Ирана. В период междоусобных войн в 450-х гг. царь Пероз в обмен на их помощь эфталитам (белые гунны) уступил восточный Тохаристан (Бактрию). В 484 г. Сасанидская армия была наголову разбита эфталитами. Иран до конца VI в. платил дань белым гуннам. История господства белых гуннов в Средней Азии насчитывает почти два столетия (420-565 гг.).

С 557 г. тюрки стали вести масштабные завоевательные походы, которые завершились к 565 г. полной ликвидацией государства Белых гуннов. В западных и восточных источниках белых гуннов часто называют эфталитами, по имени их правителя Эфталаноса (470-496 гг.).

Общественное устройство гуннов имело сложную картину. Во главе страны стоял шаньюй, обладавший в лучшие годы державы неограниченной властью. Согласно источникам, гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли «начальники поколения», позже именовавшиеся «начальниками над 10 тысячами всадников». В свою очередь, темник назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с кочующим на ней населением. Несмотря на чрезвычайное усиление центральной власти, в гуннском обществе продолжали действовать народное собрание и совет старейшин.

Бронзовый век стал вторым поздним периодом эпохи металла. Он охватывает века с XXV до XI до н.э. и условно делится на три этапа:

  • Ранний - XXV по XVII вв..
  • Средний - XVII по XV вв.
  • Поздний - XV по IX вв.

Бронзовый век характеризуется усовершенствованием орудий труда и охоты, но до сих пор ученые не могут понять, каким образом пришли к мысли о плавлении медной руды металлургическим способом.

Бронза стала первым металлом, полученным путем часто с добавлением сурьмы или мышьяка, и по своим свойствам превосходила мягкую медь: температура плавления меди - 1000°С, а бронзы - около 900°С. Таких температур добивались в небольших печах-тиглях с острым дном и толстыми стенами. Формы для отливки орудий труда и охоты изготавливали из мягкого камня, а разливали глиняными ложками.

Развитие привело к усовершенствованию некоторые пастушьи племена перешли к кочевому скотоводству, а оседлые продолжали развиваться и перешли к плужному земледелию, что послужило началом социальных изменений внутри племен.

Кроме того, культура бронзового века начинает меняться: в роду устанавливаются патриархальные отношения - укрепляется власть старшего поколения, усиливается роль и положение мужа в семье. Свидетелями служат парные захоронения мужа и жены со следами насильственной смерти женщины.

Начинается расслоение общества, социальные и имущественные различия между зажиточными и бедными слоями становятся все больше: появляются большие многокомнатные дома с четкой планировкой, богатые поселения растут, сосредотачивая вокруг себя более мелкие. Постепенно расширяясь, они образуют первые города, в которых активно развивается торговля и ремесла, в бронзовый век зарождается письменность. Это было очень важным моментом.

Искусство бронзового века развивалось вместе с совершенствованием орудий труда: приобрела четкие, строгие очертания, а геометрические схемы сменили разноцветные рисунки зверей. В этот период появляется скульптура, орнаменты (в украшениях орудий труда и предметов бытовой жизни), пластика. Именно в орнаментах проявился символический изобразительный язык, который у каждого рода был свой. Орнаментальная живопись носила характер оберегов: защищали сосуды для пищи от злых духов, притягивали изобилие, дарили здоровье семье.

Интересны знаменитые росписи Каракола, изображавшие странных существ, в фигурах которых переплетались звериные и человеческие черты. Сочетание анфаса и профиля в одном человеческом изображении сближает эти фигуры с древнеегипетским искусством - все эти картины отражали космогонические представления древних о происхождении человека, о взаимодействиях людей и богов при переходе в мир мертвых. Такие рисунки были выполнены черной, белой и красной краской на стенах погребальных ящиков, а на черепах умерших были обнаружены следы рисунков, выполненных красной краской.

Кроме необходимых орудий, научились изготавливать литые и кованые бронзовые, золотые медные украшения, которые декорировали чеканкой, камнями, костью, кожей и ракушками.

Бронзовый век был предшественником железного, который поднял цивилизацию на более высокий уровень развития.

Глава 6. Религия в эпоху бронзы

Человек в эпоху бронзы уже сознательно

выделял себя из животного и растительного мира. Он продолжал поклоняться силам природы, солнцу и огню, которые

приносили ему тепло, свет и другие блага. В это время у людей существовала сложная Система представлений о загробной жизни. Разные племена представляли её по-своему. Об этом свидетельствуют различные варианты погребального ритуала.

У андроновцев культ, мертвых занимал особое место. Вера в бессмертие, в существование потустороннего мира превращала похороны соплеменников в сложный и Пышный ритуал, при котором соблюдались обычаи и правила на родовой общины.

В ранний период андроновской культуры (XVIII - XIV вв. до н. э) покойника сжигали на костре, а его прах и личные вещи помещали в каменный ящик. Этот ритуал был связан с культом огня. Сожжепие в представлении древних соответствовало закону обновления природы, возрождению новой жизни.

На поленницу из дров, устланных тростником, кладут усопшего. Рядом с ним раскладывают его личные вещи, сосуды с пищей, лук со стрелами, булаву.

Затем повелевают вдове: «Исполни древний обычай! » И она восходит па будущий костер справа от усопшего. Вдову поднимают и говорят: «Иди в мир живых! » - и трижды обходят вокруг костра справа налево, заклиная: «Чтобы вода текла тебе в трех мирах: в этом мире, в воздухе и на небе». Затем богу огня Агни, который своим пламенем переправит умершего на небо, приносят в оісертву козла со словами: «Козел - твоя доля, Агни, жаром испепели его! Отведи снова к отцам того, кто пожертвовал тебе». ПосЗіе этого костями жертвенного животного покрывают покойника. От огня, принесенного из домашнего очага, разжигают три жертвенных огня, поджигают костер с трех сторон и обращаются с молитвой к богу смерти Яме. Погребальный костер горит три часа, после чего его заливают водой и воздвигают на этом месте очистительный костер, совершая эісертвоприношения богам и отцам. И, наконец, траурная церемония заканчивается, и люди, омывшись, обращаются к Солнцу: «Мы вернулись из тьмы. Это живые отделились от мертвых... Мы шли навстречу пляске и смеху».

На следующем, более развитом этапе истории обычай сожжения сменился новым: умершего клали в каменный склеп на левый бок в скорченном положении.

Андроновцы с большой тщательностью строили погребальные сооружения. Они обносили их каменными оградами круглой или овальной формы из вертикально вкопанных или положенных плашмя каменных плит.

Все погребения андроновцев ориентированы головой на запад или на юго-запад. Круглый курган с могилой и центре считался подобием мира. Каждой стороной снеге управлял свой бог. Ориентация па запад была ориентацией па бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Усопшего клали в могилу в скорченном виде. Прежде такую позу объясняли тем, что древние люди боялись покойника, поэтому и связывали его веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому скорченная поза покойника в могиле - это поза младенца в утробе матери. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали.

Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали с верёвкой в руке.

В загробном мире, по представлению андроновцев, были вожди и простые общинники, велись войны, разводили скот и возделывали поля. Поэтому в могилу ставили сосуды с пищей, клали оружие, одежду, украшения и другие предметы. Все это должно было обеспечить покойнику достойное существование в загробном мире.

Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями. Это был культ предков.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняли их реальный мир богами, предками, героями.

Строительство дома начиналось с жертвоприношения.

В жертву приносили сосуды с молоком, закалывали быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища. При возведении крыши верхнюю балку окропляли кровью жертвенного животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. В праздничные дни его украшали цветами, во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а и обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина.

Домашний очаг был семейной святыней.

Разрушить очаг считалось самым страшным проступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивали специальные ямы-зольники.

Все эти обряды с золой и огнем совершались для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи.

У разных народов существуют свои виды погребения.

в Индии, например, некоторых умерших

сжигают, а их пепел опускают в священную

реку Ганг. В Тибете умерших относят в специальные горные долины, где птицы и животные обгладывают мёртвых до костей. Все виды погребальных обрядов связаны с верой человека в загробную жизнь, с культом мёртвых.

Андроновская культура

Религия во многом определяла и развитие искусства. Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для них жизнь представляла собой смену повторяющихся циклов природы: весеннее равноденствие, пахота...

Археологические находки на территории Сибири

Применение меди в изготовлении орудий являлось важнейшей вехой в развитии человечества. В Сибири эта эпоха характеризуется сложением больших археологических культур с широким охватом географического ареала...

Восточнославянские союзы племен

Восточные славяне в древности

Существенной чертой древнеславянской культуры являлась религиозно-магическая окраска почти всех ее появлений. В славянских верованиях отразились не только идеологические представления того времени...

Государство и подданные в Арабском халифате

Доисламская арабская религия выражалась в культе природы, в частности, в почитании общих астральных (звёздных) богов и богов отдельных племён, в культе скал и источников. В Мекке, как и в остальной Аравии...

Погребальные памятники эпохи бронзы

1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭПОХИ БРОНЗЫ Эпоха изучения азиатской части Средней Азии - это время значительных социальных сдвигов, время консолидации племен и возникновения крупных социальных и этнических общностей...

Социальные и политическе взгляды Константина Калиновского

Свобода, по Калиновскому - своя земля, невысокие налоги, защита только своей страны, недолгая служба в армии, и - своя религия, своя вера. Такой верой для белорусского мужика является униатство. «Не один уже, может, позабыл...

Характеристика развития сельского хозяйства, ремесла и торговли в Египте в II тыс. до н.э.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро

Археологические материалы дают некоторые представления о религиозных воззрениях населения Хараппской цивилизации. И в цитадели, и в жилых кварталах городов были открыты строения...

Экспансия Скандинавии в VIII-XI веках

Еще одной отличительной особенностью скандинавских народов, является то, они приняли христианство значительно позже других народов Европы, это прежде всего повлияло на самобытную культуру...