Взаимосвязь логопеда и воспитателя доу. Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Ярошевич Т.Я.
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 12, г. Белгород;
Кухтинова Ж.Г.
Инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 12, г. Белгород

Оригинал: скачать
Сертификат о публикации: не выдавался

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их ре¬чевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического вос-питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на-рушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого¬педом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».
Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.
Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.
Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.
Нам сейчас не холодно, Руки вверх.
Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.
Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,
Как бросают в цель снежками.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. - М.: Гуманит, 2004г.
2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.
4. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.
6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с

Приложение 1

План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам

Статья. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные и музыкальные занятия. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.

В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе. Воспитатель должен знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради.

Таким образом, воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых – в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.

Важный аспект работы в логопедической группе – развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. На это обращали свое внимание выдающиеся педагоги, методологи развития речи у детей дошкольного возраста Е.И.Тихеева и Е.А. Флерина.

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:

закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);

повторение стихотворений, рассказов;

упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.

Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.

На основании изложенного в первой главе материала следует заключить:

1. На современном этапе в России идет активный процесс развития системы коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии (в том числе речевом), представляющего собой качественно новый уровень образовательного процесса, позволяющий рано выявлять и своевременно оказывать детям логопедическую и иную помощь.

2. Понимание сложной структуры речевого дефекта, опора на имеющиеся классификации речевых нарушений позволяет представить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с речевым недоразвитием разного уровня, на основе которой организуется стратегия и тактика логопедической работы в специализированной группе детского сада, осуществляется выбор необходимых логопедических и общепедагогических приемов коррекционной помощи.

3. Успех и эффективность коррекции речевого недоразвития у дошкольников определяется системой логопедической работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в целостном коррекционно-развивающем процессе.

4. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий. удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников

Методический материал рекомендован воспитателям, логопедам и другим специалистам ДОУ.
Совместная работа логопеда и воспитателя должна проводиться по следующим направлениям:
- своевременное обследование детей с целью выявления уровня их психического развития, особенностей памяти, мышления, внимания, воображения, речи;
- обеспечение гибкости педагогических воздействий на учащихся с учетом изменяющихся возможностей учащихся на основе коррекционной работы;
- планирование индивидуальной работы с каждым ребенком;
- развитие познавательных интересов, познавательной активности на основе освоения окружающей действительности;
- овладение детьми коммуникативными средствами общения.
Особенно взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо при организации личностного подхода к детям, так как при его организации необходимо создавать следующие педагогические условия:
- видеть в каждом ребенке уникальную личность;
- проектировать ситуации успеха для каждого ребенка в учебно-воспитательном процессе;
- изучать причины детского незнания и устранять их.

Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо еще и потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера. Комплексный подход к преодолению нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, а для этого требуется взаимодействие логопеда и воспитателя.
К сожалению такое взаимодействие воспитателя с логопедом не во многих детских садах реализуется. Это зависит от многих причин, но прежде всего от руководства детского сада, от личностных особенностей логопеда и воспитателя, от их желания совершенствовать процесс речевого развития дошкольников.
Учеными изучены и исследованы конкретные виды взаимодействия логопеда и воспитателя.
Так, совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. На основе такого взаимодействия воспитатель выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.
Важный аспект работы воспитателя развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в детском саду. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми, предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в их поведении, формирует доброжелательные отношения.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:
- закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
- повторение стихотворений, рассказов;
- упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.
Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре - также необходимый элемент его педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.
Изучив научную литературу о взаимодействии воспитателя и логопеда в детском саду по развитию речи у детей с речевыми нарушениями, я пришла к следующим выводам.
1. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информаций, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.
2. Воспитатель в специализированных детских садах выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых состоит в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого дефекта. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к познанию.
3. Педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
4. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
5. В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями.
6. Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.

Каргина Алёна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №962
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ (логопункт)"
Дата публикации: 13.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в детском саду.

Каргина А.С.

Москва, 2017г.

В нашем дошкольном учреждении функционируют логопункт . Работа с

имеющими

нарушения

осуществляется

«Программе

дошкольных

образовательных

учреждений

компенсирующего

нарушениями

Филичевой,

Чиркиной,

Тумановой.

Основная цель данной программы – построение системы коррекционно-

развивающей

детского

предусматривающая полное взаимодействие и преемственность действий

всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.

Нами были определены функции логопеда и воспитателя :

Функции логопеда :

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных

особенностей детей, определение основных направлений и содержание

работы с каждым ребенком.

Формирование

правильного

речевого

выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

Коррекция звукопроизношения.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового

анализа и синтеза.

Устранение недостатков слоговой структуры слова .

Отработка новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи.

В каждой группе заведена папка по взаимодействию воспитателя с

логопедом ,

находится

необходимая информация:

ознакомительная для воспитателей (консультации, памятки, рекомендации

и т. п., так и необходимая при работе с детьми по разным разделам речевого

развития

(артикуляционная

гимнастика,

упражнения

автоматизацию поставленных звуков и т. п.).

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная

учителя-логопеда

воспитателей .

форм взаимодействия

являются

занятия

воспитателя

заданию

логопеда (они

проводятся

ежедневно

половину

учитывая, что у нас в ДОУ логопункт , а не речевые группы, работа строится

разделам

программы воспитания

обучения «От

рождения

школы» под

редакцией

Комаровой,

д опол н ител ьн ыми

эл емен тами

«Программе

д о ш к ол ь н ы х

образовательных

учреждений

компенсирующего

нарушениями речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.

упражнения

развитие

артикуляционной,

моторики (пальчиковая

гимнастика,

развитие

координации

движения с речью).

повторения

закрепления

материала

изучаемой

лексической

отработанного

детьми логопедом ,

например,

совершенствованию навыков грамматического строя речи:

образование

существительных

уменьшительно-ласкательными

суффиксами (упражнение «Назови ласково»),

образование

множественного

существительных

(упражнение «Один – много»),

Согласование числительных с существительным (игра «Посчитай») и т. д.

3. Материал, сложный для усвоения детьми:

Подбор антонимов (упражнение «Скажи наоборот»),

Подбор глаголов (упражнение «Что делает?»),

Образование прилагательных (упражнение «Какой? Какая? Какие?»);

Составление описательных рассказов по схеме и т. п.

4. Индивидуальная работа с детьми по автоматизации и дифференциации

звуков, а также задания по всем разделам программы, с теми детьми,

наиболее

усвоение

материала.

необходимости, предварительная работа с ними.

Бывает, что в силу каких-либо обстоятельств, не получается выполнить

случаях, воспитателю можно

некоторые

перенести

следующий

Например,

пальчиковую

подвижную игру провести на занятии в виде физминутки или на прогулке,

как подвижную игру. В утренние часы организовать индивидуальную работу

с теми детьми, которые по какой-то причине отсутствовали на вечернем

Всё выше сказанное говорит о том, что воспитатель с самого начала

учебного

занимается

учебно-педагогическим

процессом,

работает постоянно со всеми детьми своей группы. Для индивидуального

о б с л е д о в а н и я

в р е м е н и,

у с л о в и й.

зато воспитатель постоянно

наблюдает

различных

проявлениях, разнообразных ситуациях: на занятиях, в игре, труде, быту. То

у воспитателя есть

возможность

сравнивать

способности и пр. своих воспитанников в ходе ежедневного общения с

ними. А черты характера и особенности поведения детей лучше всего

п р о я в л я ю т с я

и м е н н о

к о л л е к т и в е.

П о э т о м у,

лучше воспитателя может

обследовать?

поведенческих

особенностей, воспитатель .

возможность оценить: личностные черты каждого ребенка, состояние его

общих движений, обучаемость на групповых занятиях и пр. всестороннее

обследование

ребенка воспитателем

необходимо

того ,

чтобы свести к минимуму трудности в обучении и воспитании детей , а

эффективность

максимально

повысить.

затрачивая определенные усилия на обследование детей в начале учебного

года, воспитатель делает

коррекционно-воспитательную работу

последующих

нескольких

предсказуемой,

результативной.

В отличие от логопеда , воспитатель проводит

обследование

индивидуальных, а в групповых формах, то есть путем наблюдения за

детьми во время всех режимных моментов.

Некоторые качества дошкольников воспитатель может оценить в ходе

так называемого включенного наблюдению, то есть при совместной игровой,

трудовой и бытовой деятельности.

Кроме того, воспитатель оценивает способности детей, их наклонности,

возможности и характерологические особенности в ходе ежедневных бесед.

Картину дополняет общение с родителями воспитанников

родственниками ,

выполнение

специальных

организуемых

учебного

диагностических

образом, воспитатель в начале учебного года составляет представление о

каждом ребенке группы.

На логопункте скользящий график : 2 - 3 занятия в неделю. Эти занятия

и н д и в и д у а л ь н ы м и

п о д г р у п п о в ы м и (6

детей). Воспитатель проводит ежедневные занятия в утренние и вечерние

д е т ь м и.

ф р о н т а л ь н ы х

з а н я т и я х,

предусмотренных «Программой

рождения

года» (развитие

ознакомление с окружающим и природой, занятий по рисованию, лепке,

аппликации, конструированию, у детей закрепляются навыки пользования

самостоятельной речью.

Логопед и воспитатель , каждый на своем занятии, решают следующие

коррекционные задачи:

- воспитание усидчивости , внимания, подражательности;

Обучение выполнению правил игр;

- воспитание

плавности ,

ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;

Обучение элементам логопедической ритмики ;

коррекция

нарушений

звукопроизношения,

развитие

грамматической стороны речи, фонематических процессов.

занятиях

запланировали

использовать

физкультминутки,

дидактические

элементы

игр-драматизаций,

подвижных

правилами.

коррекционные

задачи, логопед

воспитатель выявляет особенности поведения детей, степень нарушения

моторики, звукопроизношения и т. п.

индивидуальном

занятии воспитатель осуществляет

программу,

разработанную логопедом для каждого ребенка , куда входят:

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

у п р а ж н е н и я

а в т о м а т и з а ц и ю

д и ф ф е р е н ц и а ц и ю

поставленных логопедом звуков , и контроль за ними;

Работа над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха;

Лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Таким образом, согласованный подход к общему и речевому воспитанию

организации

оздоровительных

мероприятий

других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по

отношению

отдельным

становятся

взаимодействия,

стремится

коллектив.

сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса

возможно

успешное

формирование

личностной

готовности

нарушениями речи к школьному обучению.

Используемая литература:

Н.В.Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в

логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием

З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям для преодоления

недоразвития фонематической стороны речи.

Г.Р. Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина, Логопедическая работа с

дошкольниками;

Н.С.Жукова Преодоление общего недоразвития речи у детей;


Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ. Задачи: 1. Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя- логопеда и воспитателя ДОУ. 2. Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта, (технология взаимодействия). 3. Разграничить зоны ответственности учи- теля-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе. 4. Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.


План работы 1. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества. 2. В з аимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно- развивающих мероприятий, формы сотрудничества. 3. Функционал учителя-логопеда и воспитателей. 4. Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий. Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.




Теоретическая основа и парктический материал в пособии Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия: Популярная логопедия Популярная логопедия Издательство: КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2009 г.КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: · описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; · задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов небольшого размера (диалогов, чистоговорок, скороговорок); · большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; · а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения, задания и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5-7 лет.


Диагностическая работа Воспитатель проводит диагностику общего развития сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми исходя из основных коррекционных задач Учитель-логопед проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей: - в «Экранах звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними, - «таблицах взаимодействия», где отражен уровень развития структурных компонентов речи; - в «Листах учета результатов обследования детей», в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия), лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры, испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.




Коррекционная работа Воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса. Учитель-логопед оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Путешествие по Европе», «Одеж- да. Обувь. Головные уборы». 1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: дидактическое упражнение: «Подбери предмет к признаку»: морозная -.., снежный -.., ледяная.., порывистый -.., теплые -.., меховая -.., пушистый -.., зимнее -.., пасмурная - … 2. Учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: длинный - короткий, грязный - чистый, новый - старый, светлый - темный, яркий - тусклый, мягкий - твердый, теплый - холодный, морозный - жаркий.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа II. Совершенствовать навыки словообразования. 1. Учить образовывать существительные путем слияния двух основ: дидактическое упражнение «Почему так называется?»: снегопад - снег падает, снегоход -.., ледокол -.., снегокат - … 2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных: дидактическое упражнение «Из чего - какой?»: туфли из кожи - кожаные туфли, ботинки с мехом - меховые ботинки, пиджак из шерсти - шерстяной пиджак, платье из шелка - шелковое платье; дидактическое упражнение «Где - какой?»: в Англии.., во Франции -.., в Италии -.., в Дании -.., в Польше -.., в Румынии -.., в Австрии - … 3. Учить образовывать родственные слова: дидактическое упражнение «Слова-родственники»: снег - снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снегирь, снегурочка, подснежник; зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые; платье - платьишко, платьице, платяной; Франция - француз, француженка, французский.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа III. Совершенствовать грамматический строй речи. 1. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде: дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?»: зимний - холод, мороз, день; зимняя - пора, погода, прогулка, метель; зимнее - время, развлечение; зимние - дни, метели, развлечения, прогулки, забавы… Так же со словами: морозный, ледяной, холодный, новый, женский, мужской, детский, красивый, английский, итальянский. 2. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: дидактическое упражнение «Один - много»: француз - французов, англичанин - англичан, страна - стран, житель - жителей, день - дней, снежинка - снежинок, буря - бурь, стужа - стуж, шляпа - шляп, платье - платьев, пальто - пальто, ботинки - ботинок, сапоги - сапог. 3. Учить согласовывать существительные с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем»: 1 платье, 2 платья,.., 5 платьев,.., 10 платьев. 4. Учить образовывать и правильно употреблять простые причастия: дидактическое упражнение «Назови, какой, какая?»: шить - шитый, развязать - развязанный, вязать - вязанный, складывать - сложенный, вышивать - вышитый, носить - ношенный, стирать - стиранный. IV. Совершенствовать слоговую структуру речи. Отрабатывать произнесение слов сложной слоговой структуры, предложений и чистоговорок с этими словами.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа V. Развивать связную речь. 1. Составлять описательные рассказы по изучаемым лексическим темам. 2. Составлять рассказ о зиме по плану: - как ты заметил наступление зимы; - ее первые приметы в природе; - зимние месяцы; - жизнь зверей и птиц зимой; - зимние забавы и развлечения. 3. Составлять сравнительные рассказы: лед и снег, лед и стекло, лед и зеркало, снег и вата, куртка и пальто, варежки и перчатки, сапоги и ботинки. 4. Составлять творческие рассказы на темы: «Что я вижу из окна автобуса», «Что я вижу из иллюминатора самолета, пролетая над Европой», «Путешествие на поезде», «Куда бы я хотел отправиться в путешествие» и др.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа VI. Обучение грамоте. 1. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа: дидактическое упражнение «Назови по звукам»: предлагается назвать по звукам простые, двусложные слова без стечения согласных: рыба - р, ы, б, а. 2. Учить выделять заданный звук в слове и определять его место (в начале, середине, конце). 3. Учить составлять предложения с заданным словом. 4. Учить составлять предложения по опорным словам: дидактическое упражнение «Составь предложение»: снег, на, лежит, домов, крышах; у, теплая, куртка, Тани. VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки.


Профилактическая работа Воспитатель организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: - работа по автоматизации звуков и контроль за ними; - работа над мелкой моторикой; - преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; - развитие связной речи. Опираясь на данную таблицу – схему индивидуальной работы воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. Так зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе автоматизации, воспитатель может включать задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы. Например, ребенку предлагается на математике посчитать только посуду, в названии которой есть звук [С] – кастрюли, сковороды, сотейники. А другой ребенок пусть посчитает чайники, чашки, ложки (если он проходит с логопедом «шипящие» звуки). На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 3. Совместные рекомендации логопеда и психолога по детям, входящим в состав «группы риска». В этой связи воспитатель получает рекомендации от двух специалистов. Он видит взаимосвязь в их работе и опирается на них сам. Например, даны рекомендации на Алешу М.: психолог пишет – повышать активность ребенка в кругу сверстников; логопед – активизировать речь ребенка при помощи заучивания стихотворений или речевых отрывков. Воспитатель может предложить Алеше стать ведущим игры со словами, или дать одну из ролей в обыгрывании сценки. Или Маше Н.: психолог – рекомендует увеличивать мотивационную сторону деятельности, стремиться к конечному результату; логопед – повысить критичность ребенка к собственной речи, следить за отрабатываемыми звуками. Воспитатель предлагает Маше взять «шефство» над отстающим другом, или стать ведущей в дидактической игре, где Маша будет объявлять названия карточек.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца, в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов «Логопедическая тропинка» и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании. Так, например, в буклете на [Л и ЛЬ] ребенку на сюжетной картинке предлагается найти слова и предметы с данными звуками. Поиграв на нарисованных предметах, ребенок начинает активно искать знакомые слова и звуки в окружающем мире и привлекает к этому занятию родителей. Воспитатель, как и родители в разделе «Правильная артикуляция» следит и акцентирует свое внимание на положении органов артикуляции ребенка при произнесении отрабатываемого звука.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала. В массовой литературе не всегда напечатаны подходящие чистоговорки, скороговорки, стихотворения. Рассмотрим чистоговорку «Суду – суду – суду - Лариса мыла посуду». Ее нельзя использовать для автоматизации звука [С], если у ребенка нет звуков [Л и Р]. Об этом воспитатель может и не знать, если ориентируется только на звук [С]. Можно посоветовать самим или с помощью логопеда ее переделать («Суду – суду – суду - я буду мыть посуду» или «Суду – суду – суду - мама моет посуду»). Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.




Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя: – совмещение программы Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет) Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ – отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день – сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований Са НПиНа – отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом; – невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.


Совмещение программ рассмотрено в пособии: Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно- методическое пособие. – Пермь: Издательство «ОТ и до», – 114 с. В пособии рассматриваются вопросы создания оптимальных психолого- педагогических условий преодоления и предупреждения речевых нарушений у воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Структурно-организационные и программно- методические аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития являются результатом научно-исследовательской и коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Представленные программно-методические материалы включают в себя описание структурных компонентов системы коррекционно-развивающей и профилактической работы, направления организации единого речевого режима, программное содержание и планирование комплексной воспитательно-образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях организации единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития.


Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями: – повышение эффективности коррекционно- образовательной работы – исключение дублирования воспитателем занятий логопеда – оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно- педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.


Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач: – логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов – воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя: 1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы 2. Совместное планирование занятий воспитателя обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей 3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни 4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его) 5. Разработка общих рекомендаций для родителей.


Воспитатель Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. логопед Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей. Проводит основную словарную работу


Воспитатель Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением. При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. логопед На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводит коррекционно- развивающие речевые упражнения и совершенствует имеющиеся у детей речевые навыки.


Воспитатель Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей. логопед Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.


Воспитатель Формирует технические и изобразите льные навыки логопед На подгрупповых занятиях закрепляет технические умения и изобразительные навыки, с целью в дальнейшем формировать такие сложные формы речи, как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.


Воспитатель Проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений. Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок. логопед Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю для закрепления. Ставит и вводит в речи звуки, подготавливает речевой материал для автоматизации звуков воспитателем.


Воспитатель Закрепляет навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п. Обеспечивает полное парктическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. логопед Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем. Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико- грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.


Воспитатель Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними; при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда. логопед На фронтальных занятиях формулирует темы; отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико- грамматическими категориями. Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.


Функционал логопеда: Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Работа по коррекции звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Работа по коррекции слоговой структуры слова. Формирование послогового чтения. Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. Предупреждение нарушений письма и чтения. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.


Функционал воспитателя: Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). Закрепление навыков чтения и письма. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.


Интегрированные занятия – как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей Интегрированные занятия – как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей Повышают профессиональную компетентность. Комплексно решают профилактические задачи Формы взаимодействия


С музыкаль ным руководи телем Логоритмика с детьми второй младшей группы Оздорови- тельная и речевая гимнастика С инстру ктором по ФИЗО Совместные занятия с педагогом- психологом Цель: профилактика и коррекция речевого развития и эмоционально й сферы детей Итоговое занятие Специалисты, воспитатели и родители Интегрированные занятия


Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда


Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм Сан ПиНов: использование новых моделей компьютера работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы) проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 – 2 минуты на несколько секунд включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений