Грамматическое значение числа в русском языке. Грамматическое значение и грамматическая категория

Грамматическое значение числа является номинативным. Формы
единственного числа называют один предмет, формы множественного
числа - неопределенное множество предметов, в том числе и два пред-
мета. А. А. Потебня отмечал, что, когда в языке было двойственное чис-
ло, представление о много начиналось с трех, после утраты двойствен-
ного числа оно начинается с двух 43 . Другими словами, наши предки
считали не так, как мы считаем. Мы считаем: один, много, а они счита-
ли: один, два, много.

Грамматическое значение числа участвует в формировании объек-
тивного, отражающего действительность, содержания предложения
(в синтаксисе оно называется диктумным). В референтно ориентирован-
ных высказываниях выбор форм числа для носителей языка релевантен.
Это совсем не одно и то же, скажем ли мы Под крышей свила гнездо ла-
сточка
или Под крышей свили гнезда ласточки.

Грамматическое значение числа имеет такие особенности.

1) Оно формируется на основе бинарного противопоставления со-
относительных морфологических форм при сохранении лексического
значения слова: дом -> дома, страна -> страны, окно -> окна. Ни в слу-
чаях типа снег 1 снега, нежность 1 нежности, ни в smgulana tantum, ни
в pluraha tantum окончание словоформы не выражает номинативного
значения числа. Флексия числа имеет грамматическую семантику толь-
ко при противопоставлении форм с одним и тем же лексическим значе-
нием. Когда лексема pluraha tantum называет считаемый предмет, пред-
ставление о количестве или передается контекстом, или опирается на
некий жизненный опыт, знание типовых жизненных ситуаций. Напри-
мер, можно полагать, что в предложении На мальчике были дырявые
джинсы
словоформа джинсы называет один предмет, но это никак не
связано с окончанием.

Грамматическое значение числа реализуется только при словоизме-
нении.

2) Грамматическое значение числа зависит от референтной ориен-
тации существительного в высказывании. Например, в предложении
Грузины живут на Кавказе словоформа множественного числа выража-
ет значение совокупности, так как грузины представлены здесь как
класс, как нация. Та же самая словоформа не может иметь этого значе-
ния в условиях конкретной референтной соотнесенности: На вокзале
к нему подошли грузины.
См. также: Волк - осторожное животное и Из
зоопарка убежал волк.
В первом случае форма единственного числа име-
ет значение совокупности, во втором - единичности. Контекстные ус-



А А Потебня Из записок по русской грамматике Т 1-2 1958 С 50
56


ловия употребления форм числа могут модифицировать грамматиче-
ское значение числа.

3) Зависимость от контекстных условий проявляется не только
в модификации грамматического значения. Коррелятивная форма чис-
ла (как правило, единственного) может употребляться безотносительно
к идее счета вообще. Например, в предложении Люблю грозу в начале
мая <...>
(Тютчев) форма ед. ч. грозу выбирается для обозначения явле-
ния как такового. В ней не акцентируется ни значение один, ни значе-
ние несколько. Контекст может нейтрализовать номинативное значение
числа.

Нейтрализации числовой семантики может способствовать синтак-
сическое место, занимаемое существительным. Когда существительное
оказывается в наречной позиции, его числовое значение нередко как бы
отходит на второй план, становится незначимым для высказывания,
и говорящий выбирает форму числа в соответствии с узусом, без опоры
на количественные отношения: Но невеста молодая. До зари в лесу блу-
ждая, Между тем все шла да шла И на терем набрела
(Пушкин). В при-
веденном тексте нельзя заменить единственное число слова заря на мно-
жественное, хотя в других случаях это существительное может употреб-
ляться с опорой на числовое противопоставление: ср. 1) А зори здесь ти-
хие
(Б. Васильев); 2) Одна заря сменить другу Спешит, дав ночи полчаса
(Пушкин).

Особо надо отметить позицию при связке в составном именном
сказуемом, где действует правило так называемого смыслового согласо-
вания с подлежащим, и форма числа в сказуемом бывает предопределе-
на формой подлежащего: Петушок мой золотой Будет верный сторож
твой
(Пушкин).

Грамматическое значение числа релевантно в тех условиях, в кото-
рых сохраняется возможность выбора морфологической формы.

4) Число зависит также от лексики. Как уже отмечалось, эта связь
проявляется в возможностях формообразования, многие существитель-
ные не употребляются во множественном числе по причине своего ле-
ксического значения. Это значит, что лексическое значение может «за-
черкивать» грамматическую семантику числа.

Примечание. Возникающие в обществе (и у отдельных личностей) по-
требности могут преодолевать указанный лексический барьер К при-
меру, слово инициатива, развив в себе значение "предложение, на-
правленное на достижение результата", в современном общественно-
политическом языке стало активно употребляться в обоих числах

§ 30. Основные контекстные (синтаксические) значения
форм единственного и множественного числа

Формы ед. ч. могут иметь:


1) значение единичности- Белеет парус одинокий (Лермонтов), Се-
дой мудрец младому другу Кричит вослед Счастливый путь" Прости, лю-
би свою супругу. Советов старца
не забудь 1 (Пушкин);

2) значение совокупности (множественности, класса). Вчерашний ве-
чер помню живо Синели глубью небеса. Лист трепетал, красноречиво
Глядели звезды нам в глаза
(Фет); Читатель, расскажу ль тебе. Куда кра-
савица девалась?
(Пушкин); Ведь совершенства тоже нет на земле, а все-
таки всякий стремится к нему умный желает быть умнее, ученый -
ученее, добродетельный - добродетельнее, ну, а богатый желает быть
еще богаче
(А. Островский); Изведал враг в тот день немало. Что значит
русский бой удалый
(Лермонтов);

3) дистрибутивное или распределительное значение: И царевна очу-
тилась В светлой горнице, кругом Лавки, крытые ковром
(Пушкин) -
каждая лавка покрыта ковром; Поседели твои волосы Глаза Замутила,
затуманила слеза
(Ахматова);

4) форма употребляется безотносительно к счету: То змейкой, свер-
нувшись клубком, у самого сердца колдует <...>
(Ахматова).

Примечание. Окончания единственного числа тех слов, у которых фор-
мы числа нетождественны по лексическому значению (ум /умы, хлеб 1
хлеба, трава 1 травы, колкость 1 колкости, посадка 1 посадки)
так же,
как и у smgulana tantum, числа не выражают (Он торгует золотом
и лесом),
однако формы множественного числа в таких случаях грам-
матическое номинативное значение утрачивают не всегда в отвле-
ченных существительных оно обнаруживается регулярно (копченость
1 копчености, посадка 1 посадки),
в вещественных - нерегулярно
(ср 1) снег 1 снега, песок 1 пески, лед 1 льды и 2) трава 1 травы)

Формы множественного числа выражают:

1) значение неопределенного множества дискретно существующих
предметов: Ведь есть Такие праздные счастливцы. Ума недальнего ле-
нивцы, которым жизнь куда легка 1
(Пушкин); Целый день спят ночные
цветы <...>
(Фет);

2) значение множественности как некой совокупности: Фернандо
толстый, а толстые много едят
(В. Токарева); И не знать, что от
счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца
(Ахматова);

3) форме можно приписать и значение единственного, и значение
множественного числа (немаркированное
употреблениеформы): Когда
я пришел в себя, коробка исчезла Должно быть, ее выбросили санитары
(Паустовский) К тому же у него дезертиры шинель уперли (Н. Остров-
ский) - примеры Е. Н. Прокопович;

4) с опорой на контекст формы множественного числа могут назы-
вать один предмет. Такое употребление всегда стилистически окрашено

Ах, боже мой, еще фикусы с собой возят Куда же он с ним денется
(Катаев) - пример Е. Н. Прокопович.


Окончания форм числа в pluralia tantum грамматического номина-
тивного значения не имеют.

Грамматическое значение

Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова; отличия между этими двумя типами значений таковы:

1. Грамматические значения очень абстрактны, поэтому они характеризуют большие классы слов. Например, значение глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола. Лексическое же значение более конкретно, чем грамматическое, поэтому оно характеризует лишь какое-то определенное слово. Даже самые отвлеченные лексические значения (например, значения таких слов, как бесконечность, скорость) менее абстрактны, чем грамматические значения.

2. Лексическое значение выражено основой слова, грамматическое - особыми формальными показателями (поэтому грамматические значения часто называются формальными).

Итак, грамматическое значение - это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами. Слово обычно имеет несколько грамматических значений. Например, имя существительное волком в предложении Я волком бы выгрыз бюрократизм (М.) выражает грамматические значения предметности, одушевленности, мужского рода, единственного числа, творительного падежа (значение сравнения: `подобно волку, как волк`). Самое общее и наиболее важное грамматическое значение слова называется категориальным (общекатегориальным); таковы значения предметности у имени существительного, количественности у имени числительного и т. д.

Категориальное значение слова дополняется и конкретизируется частными (частнокатегориальными) грамматическими значениями; так, для существительного характерны частнокатегориальные грамматические значения одушевленности ~ неодушевленности, рода, числа и падежа.

Грамматическое значение всегда сопутствует лексическому, а лексическое не всегда сопутствует грамматическому значению.

Например: океан - человек (разное лексическое значение, но одинаковое грамматическое - существительное, ед.ч, И.п) [Лекант 2007: 239-240].

Способы выражения грамматических значений

В русской морфологии существуют разные способы выражения грамматических значений, т.е. способы образования форм слова: синтетический, аналитический и смешанный.

При синтетическом способе грамматические значения выражаются обычно аффиксацией, т.е. наличием или отсутствием аффиксов (например, стол, стола; идет, идут; красив, красива, красиво), значительно реже - чередованием звуков и ударением (умереть - умирать; масла - спец. масла), а также супплетивно, т.е. образованиями от разных корней (человек - люди, хорошо - лучше). Аффиксация может совмещаться с изменением ударения (вода - воды), а также с чередованием звуков (сон - сна).

При аналитическом способе грамматические значения получают свое выражение вне основного слова, т.е. в других словах (слушать - буду слушать).

При смешанном, или гибридном способе грамматические значения выражаются и синтетически и аналитически, т.е. и вне и внутри слова. Например, грамматическое значение предложного падежа выражается предлогом и окончанием (в доме), грамматическое значение первого лица - местоимением и окончанием (я приду).

Формообразующие аффиксы могут быть выразителями сразу нескольких грамматических значений, например: в глаголе идут окончание - ут выражает и лицо, и число, и наклонение [Интернет ресурс 6].

Грамматическая категория -- это совокупность противопоставленных друг другу морфологических форм с общим грамматическим содержанием. Например, формы пишу -- пишешь -- пишет указывают на лицо и поэтому объединяются в глагольную грамматическую категорию лица; формы писал -- пишу -- буду писать выражают время и образуют категорию времени, словоформы стол -- столы, книга -- книги выражают представление о количестве предметов, они объединяются в категорию числа и т. д. Можно также сказать, что грамматические категории формируются частными морфологическими парадигмами. Грамматические категории в целом имеют три особенности.

1) Грамматические категории образуют своего рода закрытые системы. Количество членов, противопоставленных друг другу в грамматической категории предопределено структурой языка и в целом (в синхронном срезе) не варьируется. При этом каждый член категории может быть представлен как одной, так и несколькими однофункциональными формами. Так, грамматическая категория числа существительных образуется двумя членами, один из которых представлен формами единственного числа (стол, книга, перо), другой -- формами множественного числа (столы, книги, перья). Существительные и прилагательные имеют три рода, у глагола три лица, два вида и т. д. Количественный состав некоторых грамматических категорий в литературе определяется по-разному, что на самом деле связано не с объемом категории, а оценкой ее компонентов. Так, в существительных выделяют 6, 9, 10 и большее количество падежей. Однако это отражает только разные приемы выделения падежей. Что же касается самого грамматического строя языка, то в нем падежная система регламентирована существующими типами склонения.

2) Выражение грамматического значения (содержания) между формами, образующими категорию, распределено: пишу означает первое лицо, пишешь -- второе, пишет -- третье; стол, книга, перо указывают на единственное число, а столы, книги, перья -- на множественное число, большой -- это мужской род, большая -- женский, а большое -- средний, форма большие на род не указывает.

3) Формы, образующие морфологические категории, должны объединяться общим содержательным компонентом (что отражено в определении грамматической категории). Это обязательное условие для выделения грамматической категории. Без указанной общности грамматические категории не формируются. Например, противопоставление переходных и непереходных глаголов не образует морфологической категории именно потому, что оно не основано на общем содержании. По той же причине не являются морфологическими категориями и другие лексико-грамматические разряды, выделяемые в самостоятельных частях речи [Камынина 1999: 10-14].

Знаменательные и служебные части речи

Части речи -- это основные грамматические классы слов, которые устанавливаются с учетом морфологических свойств слов. Эти классы слов важны не только для морфологии, но также для лексикологии и синтаксиса.

У слов, относящихся к одной части речи, есть общие грамматические признаки:

1) одинаковое обобщенное грамматическое значение, называемое частеречным (например, для всех существительных значение предметности);

2) одинаковый набор морфологических категорий (для существительных характерны категории одушевленности/неодушевленности, рода, числа и падежа). Кроме того, слова одной части речи обладают словообразовательной близостью и выполняют одинаковые синтаксические функции в составе предложения.

В современном русском языке выделяются самостоятельные и служебные части речи, а также междометия.

Самостоятельные части речи служат для обозначения предметов, признаков, процессов и других явлений действительности. Такие слова обычно являются самостоятельными членами предложения, несут на себе словесное ударение. Различаются следующие самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Внутри самостоятельных частей речи противопоставляются полнознаменательные и неполнознаменательные слова. Полнознаменательные слова (существительные, прилагательные, числительные, глаголы, большая часть наречий) служат для называния определенных предметов, явлений, признаков, а неполнознаменательные слова (это местоимения и местоименные наречия) лишь указывают на предметы, явления, признаки, не называя их.

Важно еще одно разграничение в рамках самостоятельных частей речи: имена (существительные, прилагательные, числительные, а также местоимения) как части речи склоняемые (изменяемые по падежам) противопоставлены глаголу как части речи, для которой характерно спряжение (изменение по наклонениям, временам, лицам).

Служебные части речи (частицы, союзы, предлоги) не называют явлений действительности, а обозначают отношения, существующие между этими явлениями. Они не являются самостоятельными членами предложения, обычно не имеют словесного ударения.

Междометия (ах!, ура! и др.) не входят в число ни самостоятельных, ни служебных частей речи, они составляют особый грамматический разряд слов. Междометия выражают (но не называют) чувства говорящего [Лекант 2007: 243-245].

Поскольку части речи - понятие грамматическое, очевидно, что и принципы, основания выделения частей речи должны быть прежде всего грамматические. Во-первых, такими основаниями являются синтаксические свойства слова. Одни слова входят в грамматический состав предложения, другие не входят. Одни из входящих в грамматический состав предложения являются самостоятельными членами предложения, другие нет, поскольку могут выполнять лишь функцию служебного элемента, устанавливающего отношения между членами предложения, частями предложения и т.д. Во-вторых, существенными являются морфологические признаки слов: их изменяемость или неизменяемость, характер грамматических значений, которые может выражать то или иное слово, система его форм.

Исходя из сказанного все слова русского языка подразделяются на входящие в грамматический состав предложения и не входящие в этот состав. Первые представляют собой подавляющее большинство слов. Среди них выделяются слова знаменательные и служебные.

Знаменательные слова являются самостоятельными членами предложения. К ним относятся: имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, глаголы, наречия, категория состояния.

Знаменательные слова и принято называть частями речи. Среди знаменательных слов по морфологическому признаку изменяемости-неизменяемости выделяются, с одной стороны, имена и глагол, с другой - наречие и категория состояния.

Два последних разряда - наречия и категория состояния - различаются синтаксической функцией (наречия служат главным образом обстоятельством, категория состояния - сказуемым безличного предложения: "Мне грустно, потому что весело тебе" (Л.), а также тем, что в отличие от наречий слова категории состояния способны управлять ("Мне грустно", "весело тебе"; "Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!"- П.).

Служебные слова (их называют еще частицами речи) объединяет то, что они (входя в грамматический состав предложения) служат лишь для выражения разного рода грамматических отношений либо участвуют в образовании форм других слов, т.е. не являются членами предложения. С морфологической точки зрения их объединяет также неизменяемость.

К ним относятся предлоги, союзы и частицы. При этом предлоги служат для выражения отношения существительного к другим словам, союзы устанавливают связь между членами предложения и частями сложного предложения. Частицы участвуют в образовании некоторых глагольных форм, в построении определенного типа предложений (например, вопросительных). К словам, не входящим в грамматический состав предложения, относятся модальные слова, междометия и звукоподражания.

Модальные слова (возможно, конечно, может быть, наверно, по-видимому, пожалуй, разумеется и др.) выражают отношение говорящего к содержанию высказывания. Междометия служат для выражения чувств и волевых побуждений (ах, ой-ой-ой, брысь, ну и т.д.). Звукоподражания - слова, передающие какие-нибудь звуки и шумы. Эти три последних разряда слов, как и служебные слова, являются неизменяемыми [Рахманова 1997: 20].

Павлов Виктор Васильевич.

Тульский политехнический институт.

Аннотация

В статье рассматриваются лексическая и грамматическая категории числа. Описываются общие правила для определения грамматического числа существительного и правила определения грамматической форменности слов. Рассматриваются слова, имеющие только форму единственного числа (singularia tantum) или только форму множественного числа (pluralia tantum). Оценивается связь грамматического числа и количества.

Грамматическое и лексическое число существительного.

Ключевые слова: единичность, множественность, множество, смысл, признак, значение, разбор, число, род, падеж, счетные и не счетные предметы, singularia tantum и pluralia tantum.

Key words: uniqueness, multiplicity, variety, meaning, characteristic, value, analysis, number, gender, case, countable and not countable items, singularia tantum and pluralia tantum.

Иностранцы, изучающие русский язык, считают его одним из самых сложных. Да и носителям русского языка не всегда легко разобраться в его «особенностях». Одной из таких особенностей является грамматическая категория числа. Мозг человека носителя языка свободно и гибко оперирует с категорией числа. А осознание, того как происходит разделение ед. и мн. числа встречает много трудностей. Наверное, из-за того, что мышление использует лексические, логические принципы разделения объектов при их изучении. А грамматические категории «так просто в руках не удержишь» и в рамки логических законов не всунешь. А как мозг определяет число слова?

У носителя русского языка в памяти содержатся все суффиксы, окончания, все слова, которые имеют только ед. ч. или только мн. ч. и их лексические варианты? Или мозг проверяет каждое слово, соответствует ли оно понятию «один – более чем один (предмет)»?

Вопрос трудный особенно для иностранца. Ведь у него в мозгу нет ничего такого, что находится в мозгу носителя языка.?

Медитируя и наблюдая за работой мозга мы можем увидеть, как мозг определяет число слова.

Человек воспринимает мир через органы чувств. Свет – зрение и звук – слух.

Смотрим на предмет (мозг воспринимает его как ограниченное пространство с определенными признаками) – называем его словом – слушаем название – звуковое название закрепляется в памяти с увиденным предметом, с признаками предмета (формируется лексическое значение). Это речь.

Смотрим на букву (мозг воспринимает ее как ограниченное пространство с определенными признаками: линиями, точками и т.д.) – называем ее словом – слушаем название – название закрепляется в памяти с увиденной буквой, с признаками буквы (формируется лексическое значение). Далее. Смотрим на слово (мозг воспринимает его как ограниченное пространство с определенными признаками – буквами) – называем его – слушаем название – название закрепляется в памяти с видимым словом, с признаками слова (формируется лексическое значение линий). Это письмо.

В памяти существует звуковое название предмета (с признаками) и такое же звуковое название написанного слова (с признаками). Только соединение предмета, слова и написанного слова дает начало грамматике. Слово приобретает лексическое значение увиденного предмета и увиденного написанного слова. Лексическое значение первично, грамматическое вторично. С помощью лексического значения слова мы общаемся. Но слово имеет и свои признаки (прямые, точки, закругления, и т.д. – буквы). С ними работает грамматика. И эти признаки не соответствуют признакам предмета, за счет дополнительных звуковых преобразований признаков. Исходя из этой общей схемы, строятся все грамматические категории.

И грамм. число слова тоже. Устанавливается соответствие: слово – предмет (один). Но еще выясняется, что есть кроме предмета и масса, единое множество. Оно тоже называется словом. Это лексически. А у самого слова нет грамм. признаков по которым мы можем определить предметность или множество. Некоторые множества (песок, соль, снег) состоят из отдельных частиц, а некоторые внешне неделимые (молоко, нефть). Это внешне, хотя все имеет внутренние составляющие. Это схема формирования ед. числа. Ед. число (грамматическое) выражает предметность и массу (лексическую).

Мн. ч. слова формируется на основе предметности и массы. И соответственно, предмет и предмет образуют предметы. Книги, города, дома. А масса и масса, она и есть одна масса, множество. Вот тут то и происходит расхождение лексич. и грамм. числа. Количество появляется позже. Что мы видим, то и называем. Даже когда мы говорим слово «ножницы», это предметность, первоначально мозг определяет это слово как единичный предмет. За одним предметом закреплено слово. Ножницы – предмет. (Скорее всего, такие слова «только множественные» имеют составляющие предмета в ед. ч. (нож и ниц) или потерянные этимологические корни, связанные с изменением лексического значения). И только потом, когда мы начинаем изучать грамматику, возникает осознание варианта множественности. Мн. ч. является развитием ед. ч.. Это не противопоставление, а развитие.

Закон. Любое существительное имеет грамм. форму ед. числа или ед. ч. составляющих элементов. У «только множественные» формы ед. ч. часто находятся в древних формах языка.

Мозг человека в своей работе использует лексические значения языка.

Лексическое значение числа связано со считаемыми предметами. Счет определяет количество. Математика. Поэтому у не считаемых существительных нет лексического значения числа. Более того, человек лексически не понимает многие грамматические категории только потому, что у них нет каких-нибудь частей лексического значения. Поэтому грамматика не поддается подчинению строгим законам и правилам. Пора ее привести к законопослушанию!

Не все в мире можно посчитать. Например, нельзя посчитать, названные словами, многие абстрактные качества, свойства, состояния, процессы, такие, как доброта, свежесть, покой, торговля и др. Из объектов предметного мира не поддаются счету, прежде всего вещества: вода, песок, снег и др. Сколько бы такого вещества не было, оно все равно обозначается единым множеством, единственным числом, человек представляет себе песок и т.п. объекты именно как одну массу, а не как множество частиц. Отличие несчетных объектов от счетных состоит в том, что любая часть воды, песка и т.п. все равно называется водой или песком, а часть машины уже не будет машиной. Считаемость предметов связана с количеством и с ед. и мн. ч.

Представление лексич. числа как предмета и как нерасчленимой массы накладывает отпечаток на грамм. число слова. Грамм. ед. ч. представляет единственность и множественность предмета.

Грамм. ед. ч. одного предмета указывает на то, что предмет взят в количестве, равном одному. Грамм. ед. ч. связано с количеством, в отличии от мн. ч.. Ед. число абстрактного предмета указывает на то, что предмет взят не в количестве, а в одной массе неделимого общего или несчетного предмета. Лексическое значение числа конкретного предмета и абстрактного различно.

А человек, который говорит на родном русском языке и не изучал грамматику языка, в разговоре свободно разрешает вопрос о числе предметов под названием «ножницы». И существует много (очень много) способов найти понимание у собеседника. В крайнем случае, он может «перегнуть слово через колено» и сделать из слова подходящую для разговора неприменяемую грамм. форму. Главное что бы сохранялось лексическое понимание, значение.

Все упирается в значение. Если у двух людей «тройка»: предмет – слово – лексическое значение, совпадают, то они понимают друг друга. Иначе мозг одного человека, анализируя, понимает мозг другого. Если нет, то они никогда не поймут друг друга. Мало того что этих «троек» много, но уже на начальном этапе кодирования возникают сложности. Например, предмет один, а названий-слов много и наоборот слово одно, а обозначает одно и несколько предметов. Но и это не главное. Главное, когда у людей одно и то же слово имеет разные лексические значения и разное количество этих значений. Существуют также слова, которые сложно привести к общему пониманию. Мы не можем дать точное определение словам, особенно абстрактным. И получается, все говорят «ножницы, ножницы», а количество предметов понимают все по-разному, в зависимости от образования. В грамматике существует много слов имеющих несколько определений и еще много понятий, у которых вообще нет четких определений. Но каждый использует эти слова в своих доказательствах. А если сюда привнести слова-понятия из другого языка, которые тоже не имеют четких определений, то создается гремучая смесь для мышления. Например, слово «пальто» мы первоначально воспринимаем как грамм. и лексич. ед. ч.. Предмет – слово. И только потом при обдумывании слова на предмет числа, мы находим, что есть варианты «красивое пальто» и есть «красивые пальто». Слово «пальто» обозначает по числу одну вещь и много вещей, а по качеству под слово «пальто» подойдет много конкретных вещей с разными размерами и фасонами. А как же принцип «слово – предмет»? Принцип уходит в признаки.

Когда мы говорим «горох», то представляем один предмет и слово «горох» масса. Множественность – продолжение единственности. Это слово еще выражает одно множество, в которое входит много горошин. Одна – горошина. Горох – лексич. мн. ч., а горошина – грамм. ед. ч. (горошины – мн.ч.). Хотя слово «горошина» лексич. выражает размеры предмета. Один предмет, одна штука – горох, а маленький предмет – горошина. Но слово «горошина» имеет также и ед. ч., поэтому она пересекается по числу со словом «горох». Уменьшительные и увеличительные формы слова имеют две формы грамм. числа. Все дело в двойном лексическом значении слова «горох». Например. Горох укатился под стол. Мы собирали весь горох. Хотя грамматически это слово ед. ч..

Значит есть грамм. число и есть лексич. Грамматическое число не соответствует лексическому. На это есть причины. А у лексического числа в предложении всегда есть две формы.

Слово может иметь лексическое значение числа как одного предмета, так и многих. Поэтому и лексическое значение числа одного слова может быть неопределенным. Лексическое значение числа слова наиболее точно определяется контекстом или сочетанием с именем числительным. Например. Все ножницы были развешаны на стендах. Он выронил ножницы, и они упали мне на палец. Лежали двое ножниц.

Есть грамматическое число, и есть лексическое.

«Плитка», как предмет, она одна и имеет ед. число. Единственость. Она входит в «многость», общность. Много «плитка» и есть мн. ч. Она входит в множество плиток (плитки) и это множество называется словом «коробка». Это множество, совокупность плиток. «Коробка» имеющая форму «многости» – коробки. Это не количество. Если назовем 33 плитки, то это уже количество. Количество всегда конкретно.

Но «плитка» не существует одна на свете. Есть и такая, и такая и много других плиток. Слово подразумевает существование «многого» или множества. «Плитка» – это название множества существующих плиток на свете.

Единичность не может существовать без существования множества. Как и множество не может существовать без выделения единичности.

Для счетных предметов.

Линейка множества.

Буква – буквы = страница – страницы = лист – листы = книга – книги = библиотека – библиотеки = фонд и т.д.

Ед. ч. (раздельное) – мн. ч.(раздельное множество) = множество ед. ч.– мн. ч. = множество….

Ед. ч.– мн. ч. = входят в множество.

Пролетариат (страны) – пролетариат (мира). Пролетарий - пролетарии. 1,2, 3 пролетария – пролетарии – пролетариат.

Кустарник – кустарник. Кустарники (пространственное разделение). Куст – кусты. 1, 2, 3 куста – кусты – кустарник.

Создатель теории множеств Георг Кантор говорил, что множество есть многое, мыслимое нами как единое. Слово «человек», а слово, выражающее это единое многое, множество «люди». Слова выражающего мн. ч. у слова «человек» нет. Множественность это не множество (-ость, не -ство).

В математике используется простая структура данных, когда между отдельными изолированными данными отсутствуют какие-либо взаимосвязи. Совокупность таких данных представляет собой множество. Множество не обладает внутренней структурой. Множество можно представить себе как совокупность элементов, обладающих некоторым общим свойством. У множественности присутствуют связи между единственностью. Множество в свою очередь, как единственное, может входить в другое множество.

Лексическое мн. ч. бывает в понимании слова-предмета как множественность (электроны).

Лексическое ед. ч. бывает в понимании слова как единичность (электрон).

Лексическое значение числа в словосочетаниях бывает и ед. и мн. ч., но подразумевает существование единичности и множества. Например, словосочетание «каждый электрон». Словосочетание «каждый электрон» мы понимаем, так что обязательно существует и множество электронов (электроны мн. ч.), из которого каждый электрон (ед. ч.) имеет какие-то связи. Выражение «каждый электрон» без признания существования множества, в единичном понимании – абсурдно. В подразумевании существования множества участвуют разные слова: каждый, более чем один, некоторое и т.д.

В современном русском языке значение грамм. числа не всегда соответствует своему лексическому значению числа. Так, существительное «сани» (они) имеет одну грамм. форму мн. числа, а обозначает лексически один предмет, существительное «листва» (она) – форму ед. числа, обозначает лексически множество. Из этого делается интересный вывод. «Поэтому категория грамм. числа (как и категория рода) имен существительных – в значительной степени формальная грамматическая категория».

Атавизм? Аппендицит? Если это соответствует действительности, то, что мешает эту формальность изменить и даже отменить? Ведь можно разговаривать, не используя категории числа и рода. Например, языки, не имеющие грамматической категории числа, тем не менее, обладают всеми возможностями для передачи смысла количеством. Обычно это делается добавлением слов аналогичных русским «один», «два», «несколько», «каждый», «много» и так далее. Интересно поговорить с таким русским человеком.

Это возврат на сотни лет назад или прорыв вперед? Это соответствует взгляду революционера на грамматические категории без учета исторических корней, основ и значений? Язык в своем развитии стремится к упрощению.

В языке существуют слова, часто иноязычные или древние при внесении или сохранении которых в современном языке, нарушаются принципы построения каких-нибудь грамматических категорий (число, род) и связь с лексическим значением. Это нарушение откладывает отпечаток на многие словоформы этих слов, а конкретно на другие грамматические категории (грамм. категории есть связанные между собой и не связанные), вызывая в языке много исключений из правил. Исключения из правил делают язык не «удобоваримым» для всех, особенно для иностранцев. Необходимы принципы русификации и адаптации этих слов. Адаптация всех слов по правилам, конечно, требует времени.

Встает вопрос, как определить грамматическое число слова? Сознательно.

Сначала надо определить грамматическое число существительного. Остальные части речи по числу в основном согласуются с ним. Это говорит о том, что сущ. – это основная именная часть речи.

«Грамматическим содержанием категории числа существительных, позволяющим разграничивать два соотносительных грамматических значения единственного и множественного числа, является понятие «один – более чем один (предмет)».

Источник: https://www.chitalnya.ru/encyclopedia/p/protivopostavlenie.php.

Но это определение числа слова с помощью лексического, смыслового понимания значения слов. А грамматически? У не русскоязычных людей, грамматическое число не всегда соединено с лексическим числом предметов.

Используем проверенный способ согласования слов с местоимениями.

Третье лицо личных местоимений непосредственно связано с грамм. числом существительного.

Правило для определения грамматического числа существительного.

Для удобства и быстроты определения грамм. числа существительного, его необходимо поставить в именительный падеж (кто, что) (дня – день, дней – дни).

Первый способ.

1. Устанавливаем сочетание слова (в Им. п.) и местоимений «он, она, оно».

а). Если слово сочетается с одним из этих местоимений, то это ед. ч.

Для проверки правильности определяем мн. ч. слова, иначе находим сочетание слова с местоимением «они».

б). Если слово не сочетается ни с одним из этих местоимений, то переходим к пункту №2.

2. Устанавливаем сочетание слова и местоимения «они».

а). Если слово сочетается с местоимением, то это мн. ч. Для проверки правильности определяем ед. ч., иначе находим сочетание слова с местоимениями «он, она, оно».

3. Если у рассматриваемого слова нет сочетаемости с приведенными местоимениями, то необходимо проверить форму именительного падежа слова.

Второй способ.

1. Устанавливаем сочетание рассматриваемого слова и слов – один, одна, одно.

а). Если рассматриваемое слово сочетается с одним из этих слов, то это ед. ч.

Для проверки правильности определяем мн. ч., иначе находим сочетание слова со словом «одни».

б). Если рассматриваемое слово не сочетается ни с одним из этих слов, то переходим к пункту №2.

2. Устанавливаем сочетание рассматриваемого слова и слова – одни.

а). Если рассматриваемое слово сочетается с приведенным словом, то это мн. ч. Для проверки правильности определяем ед. ч., иначе находим сочетание слова со словами один, одна, одно.

3. Если у рассматриваемого слова нет сочетаемости с приведенными словами, то необходимо проверить форму именительного падежа слова.

Местоимения и число.

Группу личных местоимений составляют слова: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они. Следует обратить особое внимание на категорию числа у личных местоимений. Считается, что число местоимения – морфологическая не словоизменительная категория.

Потому, что «мы» не означает ‘много я’, а «вы» не означает ‘много ты’, а основное лексическое значение «мы» - это ‘я плюс еще кто-то’, а «вы» - это ‘ты плюс еще кто-то’.

Группу личных местоимений определяющих грамм. число составляют слова: он, она, оно – они. Третье лицо личных местоимений связано с грамм. числом слова, через категорию род. Потому, что эти местоимения не участвуют в диалоге. Диалог может быть направленным на независимое третье лицо в ед. или мн. ч., у которого существует четкое деление по роду. Ед. ч. связано с категорией род, а мн. ч. не связано.

Категории числа, как и род, являются результатом происходящих в развитии языка процессов упрощения, сокращения значений и слов в предложении. Разграничение единичного от множественного и есть категория числа (не один и много).

Способы выражения категории числа у существительных.

А). Изменение лексического числа соответствует изменению грамм. числа, без изменения лексич. значения.

1) морфологический (падежными окончаниями; окончаниями и суффиксами): буря – бури, брат – братья, машина – машины и т.д.

Грамматическим содержанием категории числа существительных, этих значений имеет свои формы выражения: для единственного числа – местоименные формы существительных (он она, оно) (сосед, стена, окно), для множественного числа – формы с флексиями -и(-ы), -а (соседи, стены, окна), суффиксами -j- (листья), -ес- (чудеса) и др.,

2) морфолого-фонетический (окончаниями совместно с изменением места ударения): волна – волны, окно – окна и т.д.

Б). Изменение лексического числа без изменения лексич. значения и грамм. числа.

1) синтаксический (формами согласования или сочетаемостью слов): новое такси – новые такси, единственные ворота – все ворота и т.д.

Значение числа у существительных выражается контекстом (пролетела большая птица – форма грамм. ед. ч. в лексическом значении мн. ч. «она»; в нашем лесу водится разнаяптица – форма грамм. ед. ч. в лексическом значении мн. ч. «они»).

Именно в контексте, синтаксически слово выявляет свое число и значения. Контекст не изменяя грамм. ч. слова определяет лексическое число и значение слова. (а лексический род?)

2). Количественно. Один паровоз – десять паровозов, двадцать паровозов – много паровозов – паровозы – «парк, депо». «Парк, депо» не просто много паровозов. Один человек – десять человек, двадцать человек – много человек – «люди». «Люди» не просто много человек. «Много человек» это мн. ч, «люди» это множество. Качественное различие слов.

В). Изменение лексического значения и числа не связано с грамм. числом.

1) супплетивный (образование от разных основ): ребенок – дети и т.д.

Супплетивные формы числа – это формы разделяющие слова по числу с помощью различного лексического значения множества.

Корова – коровы = стадо. Слово «стадо» не грамматическое мн. ч. слова «корова», а название лексического множества, в которое входит «корова». Множество, в которое входят коровы. Корова – ед. ч, коровы – грамм. мн. ч. Стадо – лексическое мн. ч. слов «корова» и «коровы».

Человек – «человеки» = люди.

Слово «люди» не грамматическое мн. ч. слова «человек», а название лексического множества, в которое входит «человек». Множество, в которое входят «человеки». Множество, в которое входит много человек. «Много человек» это мн. ч. слова «человек».

Слово «люди» название лексического множества, в которое входит «люд…». «Отдельные люди». Это ед. ч. слова «люди».

Человек – много человек, отдельные люди – люди.

Это лексическое значение категории числа, которое определяется словом или сочетанием слов. Двуформенность, иначе обязательность существование одиночественности и множественности, и одинокости и множества у любого лексического значения (ость – ства). Существование связанных понятий единственность и множественность, и множество (корова – коровы, человек – много человек, отдельные люди – люди) обязательное условие лексического значения числа любого слова. У слов «человек, люди» нет грамматической общей формы числа, а есть лексическая, по множеству. Не существует слов, у которых нет лексического выражения значения числа в словосочетаниях.

Лексическое выражение значения числа выражается в словосочетаниях. «Один паровоз и один паровоз». Мы понимаем, что «много провозов». Словосочетания упрощаются и заменяются словом «паровозы». Из ед.ч. рождается мн.ч..

Один человек и один человек – много человек – заменяется, упрощается словосочетание на множество «люди». Но все равно двуформенность по числу существует.

Все существительные разделяются по количеству образованных форм числа.

Существительные, которые имеют обе формы числа (книга – книги) и они относятся к группе слов с выраженным существованием двух форм числа. Двуформенные.

И существительные, которые имеют только форму единственного числа (ходьба) или множественного числа (сливки) и относятся к группе слов с невыраженнымсуществованием двух форм числа. Одноформенные. Их называют недостаточными (дефектными), так как у них нет парной формы числа. Это поверхностно и даже обидно.

К существительным с выраженным существованием двух форм числа относятся слова, обозначающие конкретные предметы, различные события, явления, факты, которые могут быть подвергнуты счету иначе которые могут сочетаться с количественными числительными. Дом - дома, плитка – плитки, озеро - озёра. Если предметы можно посчитать, то число слова часто двуформенное – имеет ед. и мн. ч.. Ед. ч. при этом стоит ближе к категории количества.

Можно слова по количеству форм назвать более точно: двуформенные и одноформенные, вариантные и невариантные, выраженные и невыраженные и т.д.

Такое подобное деление по формам наблюдается и в грамматической категории рода.

Мы будем в дальнейшем называть эти слова: двуформенные и одноформенные.

Одноформенные слова по грамм. числу составляют слова, имеющие только форму единственного числа (singularia tantum) или только форму множественного числа (pluralia tantum). Лексические значения таких существительных препятствуют сочетанию грамм. числа с лексич числом, с количественными числительными.

Singularia tantum (лат. «единственное только», ед. ч. singularetantum) – слова, которые имею только грамм. ед. ч. и имеют формы категории рода.

Pluralia tantum (лат. «множественное только», мн. ч. plurale tantum) – слова, которые имею только грамм. мн. ч. и не имеют форм категории рода.

Давно надо было русифицировать латынь в одно слово названия (singularia tantum) и (pluralia tantum). Например: Синги и плюры или синглы и плюралы, или сингуляры и мнотано, или едитантум и мнотантум и т.д.

У имен существительных, отсутствие лексического значения числа не препятствует выражению грамм. отношений числа – единственности или множественности.

Правило для одноформенных существительных. Существительные, у которых нет лексическогозначения числа, имеют форму только одного из грамматических чисел. Например: грамм. ед. число – молоко, серебро, золото и т.п.; грамм. мн. число – сливки, дрожжи, опилки и пр.

Приводится и такой взгляд на совокупность ед. и мн. ч..

Но ед. и мн. ч. вместе образуют единую категорию грамм. числа. Приведем значения, которые присущи словам, противопоставленных друг другу по каким-либо признакам: близко – далеко, хороший – плохой, молодость – старость, не добрый, а злой, не мягкий, а твердый.

«Противопоставление или антитеза. Состоит в сопоставлении совершенно противоположных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений».

Характеристику предмета.

Имеются различные способы представления множественного числа:

  • Повторы : «гора» (яп. 山 яма ) , «горы» (яп. 山々 ямаяма ) .
  • Окончания , приставки , суффиксы : «крот» - «кроты».
  • Супплетивное число: «человек» - «люди».
  • Изменение огласовки (так называемое «ломаное множественное»): «араб. китаб ‎» - «книга», «кутуб» - «книги».

Некоторые авторы считают выражением множественного числа также счётные слова (нумеративы, классификаторы), например, в выражениях «сорок голов скота», «три корочки хлеба» слова «голов», «корочки» являются нумеративами. Эта точка зрения не является общепринятой.

В разных языках

Многие языки не имеют грамматического числа. Во многих языках мира имеется два числа - единственное и множественное. В некоторых языках имеются также двойственное число , тройственное число или паукальное число (для обозначения небольшого количества объектов).

В некоторых языках множественное число обозначается повторами (повторением слова), например, в индонезийском языке : orang - «человек», orang-orang - «люди».

В древнерусском языке существовало двойственное число , остатки которого прослеживаются для парных объектов, таких как «уши», «плечи» и т. п. и при использовании некоторых слов с числительными до 4: два дома, три дома, четыре дома, но пять домов… и т. п.

К числу языков, имеющих двойственное число, относятся арабский , словенский , исландский и другие, а также многие древние языки: старославянский , древнегреческий , готский , санскрит и другие.

Языки, не имеющие грамматической категории числа, тем не менее обладают всеми возможностями для передачи смысла количества. Обычно это делается добавлением слов, аналогичных русским «один», «два», «несколько», «каждый», «много» и так далее. В русском языке количественный смысл может передаваться обоими способами либо их сочетанием: «блохи малы», «каждая блоха мала», «все блохи малы». В некоторых языках, например, венгерском , множественное число не сочетается с другими способами выражения количества: virág «цветок»; virágok «цветки»; hat virág «шесть цветков».

В русском языке , наряду с единственным и множественным числами, имеются следующие явления числового характера:

  • собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными во множественном числе (зубья , сыновья , колья , коленья , листья , коренья против мн. ч. зубы , сыны , колы , колени , листы , корни ), ср. старославянское листиѥ , камениѥ , корениѥ , братриіа ;
  • собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными в единственном числе (дурачьё , зверьё против мн. ч. дураки , звери ), однако образованное, по-видимому, аналогично предыдущему;
  • множественное число, выражающее совокупность объёмов или видов неисчисляемого существительного (пески , во́ды , бега́ ).

В русском языке множественное число без числительных и иных слов, поясняющих количество, может иметь следующие значения:

  • «более чем один»: «подростки зашли в наш подъезд» = «более чем один подросток зашёл в наш подъезд»;
  • «каждый»: «электроны имеют отрицательный заряд» = «каждый электрон имеет отрицательный заряд»;
  • «типичный»: «птицы умеют летать» = «типичная птица умеет летать»;
  • «каждый из вышеупомянутых»: «К нам зашли Иван и Пётр. Гости оказались приятными людьми»;
  • «большинство»: «немцы на референдуме проголосовали за ликвидацию поста президента»;
  • «большая группа»: «тараканы могут сделать жизнь в доме невыносимой»;
  • родовое понятие: «птицы - класс позвоночных» (хотя ни одна птица классом не является);
  • некоторые игры: «догонялки», «прятки» и т. п.;
  • некоторые предметы: «вилы», «брюки», «ножницы», «часы» и т. п.;

ЧИСЛО ГРАММАТИЧЕСКОЕ, грамматическая категория, служащая для выражения количества. Наряду с показателями числа средствами выражения количества в языке могут быть числительные , а также такие существительные, прилагательные и наречия, как, например, пара, сотня, единственный, несколько, много и др. Языки, в которых есть лексические средства выражения количества, но нет грамматических средств (т.е. грамматической категории числа), встречаются очень редко. Это прежде всего языки Юго-Восточной Азии (вьетнамский, лаосский и др.) и некоторые языки индейцев Северной Америки. Заметим также, что языки без грамматической категории числа – это явление значительно более редкое, чем языки без категории рода, падежа и определенности/неопределенности.

Различают семантическую грамматическую категорию числа существительных и личных местоимений (так называемое «субстантивное число»), с одной стороны, и синтаксическую (согласовательную) грамматическую категорию числа прилагательных и глаголов, с другой. Так, в примере Там лежат большие мячи форма мн. числа существительного непосредственно отражает количество обозначаемых объектов ("несколько мячей"), а форма мн. числа прилагательного, как и форма глагола, лишь согласуется с формой существительного мячи . Чрезвычайно редко согласование по числу бывает у наречий. Так, например, в цахурском языке, на котором говорят в Дагестане, форма наречий образа действия выбирается в зависимости от формы глагола, которая, в свою очередь, зависит от числа подлежащего.

В случае, когда формы числа имеют собственное значение (т.е. у существительных и местоимений), они обозначают либо количество предметов, людей и животных – всего того, что человек видит в окружающем мире, либо количество каких-то событий, действий и т.п., например, две битвы, несколько выступлений, жалобы, взмахи рук и др. Однако не все, о чем говорится, поддается счету. Например, по-русски нельзя считать многие абстрактные качества, свойства, состояния, процессы, такие, как доброта, свежесть, покой, торговля и др. Из объектов предметного мира не поддаются счету прежде всего вещества: вода, песок, снег и др. Сколько бы такого вещества не было, оно все равно обозначается единственным числом. Хотя во многих веществах, таких, как песок, соль, снег, человеческий глаз может различить отдельные частицы (для иХ обозначения в языке используются специальные слова, называемые сингулятивами: песчинка, снежинка и т.п.), все же они, по-видимому, кажутся настолько неважными и незаметными, что человек представляет себе песок и т.п. объекты именно как массу, а не как множество частиц. Отличие несчетных объектов от счетных состоит в том, что любая часть (порция) воды, песка и т.п. все равно называется водой или песком; напротив, часть стола уже не будет столом.

Похожий механизм представления множества объектов как нерасчленимой массы может использоваться и в других случаях, когда составляющие имеют больший размер, чем частицы вещества. Например, в русском языке клубника, состоящая из довольно крупных ягод, представляется как несчетная: ну и наелся я клубники ! (единственное число); интересно, что в близком к русскому польском языке эта ягода, наоборот, обозначается как множество: truskawki – букв. «клубники». Специально как нечленимые (несчетные) совокупности могут представляться даже группы – люди (человечество, аристократия, профессура ), а кроме того, животные (скот, дичь ) и предметы (паркет, мебель, мусор, развалины и др.). Такие обозначения еще называют собирательными существительными, особенно если они образованы от названий предметов или людей с помощью специальных собирательных суффиксов.

Свойством несчетности в русском языке обладают названия ягод (смородина, виноград ), кустарников и трав (в отличие от деревьев, ср. бузина, осока , но березы ). А вот различные овощи и фрукты ведут себя в этом отношении по-разному. Так, яблоки, огурцы и помидоры счетны, капуста же, напротив, не поддается счету (нельзя сказать «две капусты»), а такие овощи, как морковка, репа, свекла, редиска, в одних случаях представляются как счетные (надо почистить несколько морковок ), а в других – как несчетные (я почистила всю морковку ). В этот же переходный класс между счетными и несчетными попадают и некоторые другие существительные, ср. улица вымощена булыжником и я поднял два булыжника ; на улице продают гвоздику и в вазе стоят белые гвоздики . Некоторые имена становятся несчетными, если у них меняется значение, ср. по двору ходят куры ("животные") и всех гостей накормили курицей ("мясо").

В языках мира различается несколько типов систем числа – в зависимости от состава значений данной грамматической категории: единственное, множественное, двойственное ("два объекта"), тройственное ("три объекта"), четверное ("четыре объекта") и паукальное ("небольшое количество объектов") чисел. Естественно, что все эти грамматические значения могут выражать только счетные имена.

Наиболее распространена система, в которой противопоставлены единственное и множественное число, ср. стол ~ столы . Она свойственна большинству индоевропейских языков, урало-алтайским, картвельским и нахско-дагестанским языкам Кавказа, африканским языкам банту и др.

Система, основанная на противопоставлении 3-х значений: единственное ~ двойственное ~ множественное число, – имеется в семитских языках, в индоевропейских (особенно в древних – в санскрите, древнегреческом, старославянском, древнерусском, из современных – в словенском и лужицком), в ненецком, корякском, алюторском и некоторых других. Так, по-древнерусски говорили жена (ед. число), жены (мн. число), но (двойств. число). Некоторые современные русские формы, употребляющиеся с числительными от двух до четырех, также восходят к древнерусской форме двойственного числа, ср. два соседа , но мн. число соседи, соседей и т.д. Кроме того, современные формы множественного числа очи, плечи, уши и некоторые другие на самом деле представляют собой старые формы двойственного числа (конечно же, не случайно, что это именно такие слова, которые обозначают «парные» объекты).

Очень редко встречается система с противопоставлением 4-х чисел: единственное ~ двойственное ~ тройственное ~ множественное. Она засвидетельствована в ряде папуасских языков. Еще более сложная система, включающая четверное число, имеет место, например, в языке сурсурунга (один из австронезийских языков), в котором по пяти числам противопоставлены личные местоимения: "ты" ~ "вы двое" ~ "вы трое" ~ "вы четверо" ~ "вы (более четырех)".

Паукальное число (от латинского слова paucus "немногочисленный"), обозначающее небольшое количество (до 5–7) объектов, противопоставляется единственному, множественному, а иногда и двойственному числам в некоторых полинезийских, дагестанских и ряде др. языков, например, "лев" ~ "несколько/немного львов" ~ "много львов".

Наконец, в отдельных языках существуют особые показатели «множества множеств», например, в бретонском языке существительное «глаз» имеет форму двойственного числа, а если надо сказать «несколько пар глаз», то к окончанию двойственного числа присоединяется еще окончание множественного числа.

Помимо основных значений единичности, множественности, двойственности и т.п. формы числа могут выражать и некоторые дополнительные значения. Так, в дистрибутивном контексте формы единственного числа обозначают множество объектов, но не простое, а соотнесенное с другим рассматриваемым множеством (например, говоря Все подняли руку , мы имеем в виду, что рук было несколько, причем каждый человек поднял только одну руку). В том же контексте в русском языке может быть использована форма множественного числа. Она также обозначает множество, распределенное относительно второго рассматриваемого множества, но несколько иначе: говоря Все подняли руки , мы имеем в виду, что каждый поднял обе руки.

Во многих языках распространено гиперболическое, или экспрессивное употребление множественного числа, ср. разъезжать по Европам; Какие люди пришли! Преувеличение состоит в том, что здесь реально обозначается один объект.

Формы множественного числа употребляются также в значении количества, известного говорящим исходя из общих знаний о мире, ср. глаза в значении "два глаза", колеса автомобиля "четыре колеса", карты "набор (игральных) карт".

Так называемое репрезентативное множество, выражаемое формами множественного числа, обозначает группу лиц по одному из ее представителей, ср. испанск. los padres "отец и мать", букв. "отцы", ср. также рус. Ивановы "семья Ивановых". Похожий механизм лежит в основе обозначения приблизительного множества, так, в русском выражении шестидесятые годы используется форма множественного числа первого года десятилетия, а в татарском языке фраза примерно в середине июня буквально звучит как «в серединах июня».

У существительных, обозначающих вещества и не имеющих вследствие этого осмысленного прочтения «обычной» множественности, формы множественного числа употребляются в значении "несколько сортов или разновидностей" (ср. вино ~ вина ), а также в значении большого количества и интенсивности (ср. пески Сахары ).

В личных местоимениях встречается особое множественное величия или вежливости, ср. русское вежливое Вы , немецкое Sie , местоимение мы , обозначающее царствующих особ (мы, Николай II ).

Для выражения грамматических значений числа могут использоваться самые разнообразные средства. Это и аффиксы (ср. англ. book "книга"~ books "книги"), и так называемая внутренняя флексия, т.е. изменение гласных внутри корня (например, в арабском madоna (t ) "город" ~ mudun "городa (больше двух)", ср. также англ. foot "нога" ~ feet "ноги"), и редупликация, т.е удвоение корня (например, в индонезийском языке форма «люди» буквально переводится как «человек-человек»). В некоторых языках, например в венгерском, число выражается факультативно в том случае, если значение множественности ясно из контекста, например, в сочетании с обозначениями количества "много", "десять" и т.п. используется форма единственного числа.

Во многих языках встречаются существительные, имеющие только форму множественного числа (так называемые pluralia tantum). Обычно таким образом обозначаются предметы, состоящие из двух частей (ср. очки, брюки ) или сложные (грабли, счеты ), а также некоторые вещества и другие неисчисляемые объекты (белила, дрова, именины, побои ). Если существительное обозначает счетные объекты, то форма множественного числа у него омонимична, т.е. используется и для обозначения одного предмета, и для обозначения множества: например, фраза В шкафу висели брюки может указывать как на одну, так и на несколько пар брюк.

Число часто выражается совместно с другими грамматическими категориями – такими, как падеж, род (именной класс), определенность/неопределенность (например, в русском и др. славянских языках, латинском, древнегреческом, норвежском, языках банту). В языках с разрушенной системой склонения, таких как французский или немецкий, показателем числа может становиться артикль(наряду с определенностью/неопределенностью и др. грамматическими значениями). Так, в немецком языке для многих существительных лишь форма артикля отличает единственное число от множественного в косвенных падежах, ср. der Bär "медведь" (именит. падеж ед. числа) ~ die Bären "медведи" (именит. падеж мн. числа), но: des Bären "медведя" (род. падеж ед. числа) ~ der Bären (род. падеж мн. числа), dem Bären "медведю" (дат. падеж ед. числа) ~ den Bären (дат. падеж мн. числа).