Европа и мир за ее пределами. Средневековая Европа: государства и города

1. Какой период в современной хронологии понимается под термином «Средние века»? Почему многие ученые говорят о «европейском Средневековье»?

Хронологическими рамками Средних веков служат падение Западной Римской империи и начало Великих географических открытий. Влияние обеих этих событий хорошо прослеживается в истории Европы, но в отделении от неё они прошли незамеченными. Великие географические открытия в итоге привели к созданию обширных колониальных империй, что сказалось практически на всех народах Земли, но совсем не сразу после начала самой эпохи. Потому можно с уверенностью говорить о европейских Средник веках, но с меньшей - выделять этот период в истории других регионов.

Средние века связывают с эпохой феодализма. Сам по себе феодализм хорошо прослеживается в Европе, где сформировалась классическая феодальная лестница с соответствующими формами землевладения. Но в других регионах планеты она проявляется гораздо хуже или сведения о таковом вообще отсутствуют. Это также побуждает некоторых учёных говорить лишь о европейских Средних веках.

2. Чем характеризовалось мировоззрение средневекового европейца? Каким ему виделся окружающий мир? Расскажите о доколумбовых цивилизациях Америки.

В Средние века знания об окружающем мире сильно разнились в зависимости от степени учёности человека. Некоторые античные знания сохранялись. В частности, европейцы никогда не забывали до конца, что Земля круглая. Но эти знания хранили отдельные интеллектуалы, наиболее учёные люди своего времени. Гораздо более широко сегодня известны средневековые представления о мире как о плоском диске земли под куполом неба. Широко известны географические карты того времени в виде трёхлистного клевера, где в качестве лепестков изображались Европа, Африка и Азия, а в центре мироздания помещался Иерусалим. Настоящего путешествия по такой карте, конечно, совершить было нельзя. Подавляющую часть населения средневековой Европы составляли крестьяне. Они вообще слабо представляли себе мир за пределами окрестностей собственной деревни. Для них главнейшим представление о мире была века в постоянную борьбу Господа и Дьявола за душу каждого человека в отдельности, вся география отступала перед осознание важности этой борьбы и места человека в оной.

Доколумбовые цивилизации Америки в основном сосредоточились ближе к центру сдвоенного материка. Они имели ряд особенностей по сравнению с цивилизациями Старого света. Они сформировались в условиях каменного века, без использования металлических орудий труда и войны. Им было известно колесо, но они не использовали его в транспортных средствах, только в детских игрушках.

3. Как вы считаете, были ли они «отсталыми» или же речь идет об особом пути развития?

Несмотря на все перечисленные в ответе на предыдущий вопрос особенности, доколумбовые цивилизации Америки во многом напоминали древневосточне цивилизации Старого света. Многочисленные воюющие друг с другом города-государства были характерны как для американских майя, так для месопотамских шумеров, государства ацтеков и инков во многом напоминают военные деспотии вроде Ассирии или Персии. Потому в данном случае действительно можно говорить об «отсталости» американских цивилизаций. Однако при этом они после этого вполне могли вступить в стадии не античности и феодализма, а показать полностью альтернативные варианты развития. Но им не дали возможности это продемонстрировать.

4. Почему европейцы в Средние века мало знали о народах Африки? Расскажите, что вам известно об особенностях африканских цивилизаций.

Европейцы в Средние века относительно неплохо знали страны северной Африки, с которыми торговали через Средиземное море, то есть Королевство вандалов, византийские провинции, арабские государства, царство Аксум на территории современной Эфиопии и т. д. Но сами страны Севереной Африки относительно мало знали о Тропической и Южной Африке из-за того, что были отделены от последних пустыней Сахара. Но со временем арабские купцы стали торговать там, двигаясь вдоль побережья, однако в Европу эти здания всё равно транслировались мало за ненадобностью.

Большая часть народов Тропической и Южной Африки до эпохи Великих географических открытий жило в условиях первобытно-общинного строя. Однако и в этом регионе существовали относительно цивилизованные государства. Приблизительно с III в. территорию от Сенегала до среднего течения Нигера занимало государство Гана. После его ослабления последовательно возвышались государства Мали и Сонгай. Также на побережье Западной Африки, в бассейне реки Конго, Великих озёр, а также в междуречье Замбези и Лимпопо в XV-XVI вв. существовали многочисленные небольшие государства с развитым ремеслом, которые поддерживали некоторые торговые связи с Индией и даже Китаем.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 2»

Голышмановского района Тюменской области

Конспект урока по истории
в 10 классе

«Мир эпохи средневековья»

подготовил

учитель истории и обществознания

Попов Артем Андреевич

Голышманово

2014

Цели:

    Сформировать представление учащихся об эпохе Средневековья. Познакомить учащихся со Средневековыми цивилизациями и принципом периодизации Средних веков.

    Способствовать развитию исторического мышления, воображения, памяти и речи.

    Воспитать интерес к прошлому, к истории.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Ход урока:

    Орг. момент.

    Проверка домашнего задания.

    Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с миром эпохи Средневековья. Подробно рассмотрим само понятие «Средневековье», его периодизацией, и отношениями между государствами.

    Объяснение нового материала:

Принципы периодизации Средних веков

Понятие «Средние века» возникло в эпоху Возрождения. Од­ним из первых его использовал римский историк Ф. Бъондо (1392 -1463). Он обозначил им время, отделявшее эпоху Античности от современной ему действительности, когда воз­родился интерес к культурному и духовному наследию Древ­него Рима и античной Греции. Наступление Средних веков связывалось с падением Западной Римской империи и воз­никновением на ее территории десятков королевств, основан­ных «варварами», не знавшими и не понимавшими ценностей римско-эллинистической культуры. Современная наука отказалась от взгляда на Средние века как своего рода «темный период» в истории человечества. На протяжении примерно тысячи лет Средневековья в странах Ев­ропы постепенно совершенствовались орудия труда, менялись социальные отношения, политическая организация обществен­ной жизни. Перемены дали стимул становлению предпринима­тельства, развитию мануфактур и торговли, обеспечившим на­ступление Нового времени - эпохи европейского господства. Спорным в науке остается вопрос о том, насколько универ­сально понятие «феодализм», каковы особенности Средних веков в странах Востока. Европейские историки XIX в. еще ма­ло знали о прошлом государств Азии и полагали, что феодаль­ные отношения существовали повсеместно. Более фундамен­тальное изучение всеобщей истории в XX в. показало, что в большинстве стран Востока общественные уклады, организа­ция политической жизни очень отличались от европейских. У каждой из великих цивилизаций Востока, где в период европейского Средневековья проживало приблизительно 70% населения мира, были свои значимые события, связанные с уникальными особенностями их развития. Однако события, которые были рубежными для Европы, - падение Западной Римской империи, Возрождение, открытие Нового Света -мало сказались на жизни большинства народов Азии. Для них 11овое время наступило лишь с началом эпохи европейских колониальных завоеваний, нарушивших неспешное течение ис­торического времени Востока. В последние десятилетия многие историки, особенно сто­ронники теории локальных цивилизаций, стали признавать, что такие понятия, как «Средние века», «феодализм», следует считать европоцентристскими, т.е. применимыми лишь к ис­тории Европы. С учетом этого в современных исторических грудах все чаще говорится о «европейском Средневековье», «европейском феодализме».

Мир глазами средневекового европейца

Человеку XXI в., привыкшему к быстрым переменам в жизни, способному менее чем за сутки достичь любой точки земного тара или за минуты связаться с абонентом на другом конти­ненте по телефону или даже увидеть его с помощью Интернет, порой трудно представить, как воспринимал мир средневе­ковый европеец. Подавляющее большинство обитателей Европы в ранние Средние века составляли крестьяне, которые жили в одних и тех же поселениях из поколения в поколение, передавая свои знания и навыки по наследству. Им не приходило в голову усомниться в правильности существующих сословных порядков, праве сеньоров-землевладельцев требовать выпол­нения повинностей и вытаптывать посевы во время охоты. Грамотных людей (т.е. умеющих читать и писать на латин­ском языке) было мало, в основном это были священнослу­жители, монахи и купцы. Даже многие феодалы, прекрасно владевшие оружием, не умели ни читать, ни писать. Люди, как правило, плохо представляли себе, что происхо­дит за пределами своего села, городка, владения, - отсюда огромное влияние церкви, которую они воспринимали как не­сокрушимую и всезнающую высшую силу. Без священников и их благословения не обходились ни рождения, ни похороны. При необходимости они могли призвать к порядку зарвавше­гося сеньора, повлиять - во что люди верили - на погоду, уро­жай, здоровье, посмертную судьбу. Церковь владела тайной Второго пришествия и Страшного суда, которого страшились все европейцы. Так, накануне наступления 1000 г. от Рождества Христова все страны Европы охватила паника: люди были убеждены, что эта круглая дата не может обойтись без негатив­ных последствий. Кроме того, духовенство и шире - церковь являлась храни­тельницей знаний, в том числе географических, опиравшихся на труды ученых древности, особенно Аристотеля, авторитет которого в Средневековье был непререкаемым. Мир представлялся географам Средневековья чем-то вроде плоского диска (догадка о том, что Земля круглая, не считалась ересью, хотя вызывала сомнения) с вращающейся вокруг него твердой небесной сферой, на которой размещались Солнце, Луна, звезды и планеты. На европейских средневековых картах достаточно точно отражены очертания самой Европы и стран Средиземноморья, которые посещали европейские купцы. От времен древности, от знаний, полученных от Византии и ара­бов, было известно о существовании обширного континента Азии, таких стран, как Индия и Китай. Однако достоверной информации о них у европейцев не было. Существовали лишь легенды о людях «с песьими головами», с одной ногой и огромными ушами, об ужасных варварах, питающихся человечиной и живущих в Азии.

Доколумбовы цивилизации Америки

Обширные территории Северной и Южной Америки во време­на европейского Средневековья заселяли многочисленные племенные объединения. Большинство из них жили в условиях родоплеменного строя. Они занимались охотой и собира­тельством. Ограниченное распространение получило земледе­лие и скотоводство. В то же время на территории современной Мексики и в районе Андского нагорья (современное Перу) уже сложились первые государственные образования ацтеков и ин­ков. Уровень их развития приблизительно соответствовал та­ковому в Древнем Египте. Во время испанского завоевания большая часть памятни­ков культуры древних американских государств была разрушена. Одна из первых цивилизаций, о которых есть достоверные сведения, - цивилизация майя существовала в V -XV вв. на полуострове Юкатан. Майя разработали иероглифическое письмо, собственную двадцатеричную систему счета, создали очень точный календарь, включавший 365 дней. У майя не бы­ло единого государства, их цивилизацию составляли соперни­чавшие один с другим города. Основными занятиями жителей юродов были земледелие, ремесло и торговля. Широко ис­пользовался труд рабов, обрабатывавших поля жрецов и родоплеменной знати. Однако преобладало общинное землеполь­зование, при котором применялся подсечно-огневой метод обработки земли. Цивилизация майя папа жертвой войн между городами-государствами и нападений враждебных племен. Единствен­ный сохранившийся ко времени испанского завоевания город майя Тах-Ица был уничтожен европейцами в конце XVII в. Самой развитой цивилизацией Северной Америки к мо­менту испанского вторжения была ацтекская. Ацтекский союз племен к XV в. завоевал большую часть Центральной Мексики. Ацтеки вели постоянные войны с соседними племенами с целью захвата рабов. Они умели строить каналы и плотины, выращивали высокие урожаи. Их строительное мастерство, ре­месла (ткачество, вышивка, резьба по камню, керамика) не уступали европейским. При этом золото, слишком непроч­ный металл для изготовления оружия и инструментов, цени­лось ацтеками ниже меди и серебра. Особую роль в ацтекском обществе играли жрецы. Вер­ховный правитель, или тлакатлекутль , был одновременно вер­ховным жрецом и военачальником. У ацтеков существовало многобожие, религии спасения в Америке не сложились. Практиковались человеческие жертвоприношения, они счи­тались необходимыми, чтобы умилостивить богов. По описа­ниям испанцев (возможно, предвзятым), особенно ценилось принесение в жертву детей и молодых девушек. В Южной Америке наиболее развитым было государство ин­ков, занимавшее площадь более 1 млн кв. км с населением более 6 млн человек. Цивилизация инков относится к числу наиболее загадочных. У них были развиты металлургия, ремесла, они ис­пользовали ткацкие станки, на которых ткали ковры и ткани для одежды; инки строили каналы, дамбы; выращивали кукурузу и картофель, до открытия Америки неизвестные европейцам. При этом торговля у них не была развита. Инки, как и другие амери­канские цивилизации, не знали колеса и не использовали вьюч­ных животных. Однако они построили развитую сеть дорог.

Аравийские племена в начале новой эры

Большая часть Аравийского полуострова представляла (и пред­ставляет) собой пустыню. Отдельные очаги земледелия и животноводства могли существовать лишь возле немногочислен­ных оазисов. Здесь жили племена кочевников-бедуинов, у ко­торых к VII в. сохранялись многие черты родоплеменного строя. Племенем руководил меджлис - совет, состоявший из глав семей или родовых общин. Заметную роль играли воен­ные вожди. Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за кон­троль над источниками воды. Целью войн был также захват ра­бов и скота. При этом особенно высоко ценились верблюды. Первые города на Аравийском полуострове возникли в I тысячелетии до н.э. Они были центрами ремесла и торговли и находились на караванных путях из Северной Африки в Азию, к Персидскому заливу и в Индию. К началу VII в. в Аравии все острее ощущалась проблема перенаселенности. Контроль над торговыми путями перешел в основном к Ирану. Угроза голода, рост цен, засилье ростовщи­ков вызывали массовое недовольство городских низов.

Возникновение ислама

Основателем новой религии - ислама (слово означает покор­ный) - был Мухаммад (это имя означает одержимый духом, или пророк). Он родился в 570 г. в Мекке, ходил с торговыми караванами, стал состоятельным купцом. По признанию Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов в белых одеждах. В 610 г. перед ним предстал архангел Джебраил (Гавриил), который изложил ему основы нового учения и провозгласил Мухаммада пророком единого Бога - Аллаха. Проповедь нового учения, ислама, вызвала возмущение жрецов Мекки. В 622 г. Мухаммад вынужден был перебраться в город Ятриб (Медина). Дата его переселения (хиджры) считает­ся в исламских странах точкой отсчета нового летоисчисления. Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние. Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и оста­вавшимися языческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Аравия была объединена сторонниками ислама. Исламское учение после смерти пророка было изложено в священной книге - Коране, составленной в стихотворной форме. Ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен в особый сборник - Сунну, мусульманское священное предание, считающееся дополнением к Корану. Ислам по своей сути принадлежит к религиям спасения, мусульмане признают пророками Ноя, Моисея и Христа. Од­нако, предписывая жить по законам праведности, обещая вознаграждение после смерти, ислам значительно отличается от христианства. Внешняя сторона этих различий - гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни. Право­верные должны пять раз в день совершать молитву (намаз, или салям), омовение, строго соблюдать посты. Им запрещается пить вино, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывается обряд обрезания. Женщинам полагается носить чадру. Каждый мусульманин должен хотя бы раз в жиз­ни совершить паломничество в священный город Мекку, пла­тить особый налог в помощь бедным.

К числу различий относятся следующие: 1. Ислам жестко регламентировал повседневную жизнь. Каждый шаг правоверного мусульманина должен сверяться с Кораном. Шариат - свод правовых и религиозных норм пра­ведного поведения, единственный источник права. Их нару­шение квалифицируется не только как моральный грех перед Богом (как и в случае пренебрежения христианскими запове­дями), но и как наказуемое властями преступление. По этой причине в исламском мире не разграничивались духовная и светская власть, церковный и светский суд. В отдельных му­сульманских странах, например в Иране, они до сих пор пол­ностью не разграничены. 2. Ислам был воинствующим учением. При провозглаше­нии джихада, т.е. священной войны с неверными, участие в ней считалось долгом каждого мусульманина; погибшие на такой войне, согласно исламскому учению, сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он изначально основывался на фатализме (вере в предопределенность) и убеждении, что все происходящее в мире и в жизни отдельного человека решается волей единого Бога - Аллаха. 3. Ислам закреплял нормы патриархата, отводя женщине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой религии со стороны аравийских племен, чьи традиции матриархата ко времени распространения ислама уже себя изживали.

Арабские завоевания

Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает наместник, заместитель), им принадлежала вся полнота духов­ной и светской власти. Под их руководством арабские войска на­несли поражение двум крупнейшим державам, ведшим борьбу за контроль над Ближним Востоком, - Византии и Ирану. Арабы завоевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран, неоднократно (в 668, 673-678, 716-718 гг.) осаждали Констан­тинополь. Двигаясь на восток, они дошли до реки Амударьи, Се­верной Индии, Западного Китая. На западе им удалось покорить всю Северную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова, вторгнуться в Галлию, но там в битве при Пуатье в 732 г. они потерпели поражение от франкских рыцарей.

Распад Арабского халифата

Огромная исламская держава (сначала ее столицей был Да­маск, затем - Багдад) недолго сохраняла единство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX в. возни­кли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.

Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завое­ватели осваивали хозяйственный уклад покоренных земель, нача­ли обостряться внутренние противоречия.

Историческое наследие Арабского халифата

Несмотря на то что халифат, как и другие крупные державы Древнего мира и Средних веков, был недолговечным государственным образованием, арабские завоевания оказали боль­шое влияние на развитие народов Евразии.

Благодаря распространению ислама и арабского языка об­раз жизни народов на обширных территориях от Западной Аф­рики до границ Китая сблизился. Это, в свою очередь, способ­ствовало развитию торговли и ремесел. На завоеванных землях прокладывали дороги, строили ирригационные сооружения, водяные и ветряные мельницы.

Достижения в области научных и технических знаний в исламском мире были значительными. При покорении Египта арабы разрушили библиотеку в Александрии, уничтожив боль­шую часть хранившихся в ней рукописей. Завоеватели сочли, что никакие другие книги, кроме Корана, не нужны. Однако со временем образованные слои населения обратились к антич­ной философии и научной мысли. Интерес к трудам Аристоте­ля, Птолемея и Евклида в Западной Европе в эпоху Возрожде­ния возродился в большой мере под влиянием арабов. Больших успехов арабские ученые достигли в изучении ис­тории, географии, медицины, астрономии, математики. Арабы раньше европейцев начали использовать огнестрельное ору­жие. В начале XII в. у них появились первые пушки, стреляв­шие каменными ядрами и разрывными бомбами. (У европей­цев артиллерия появилась лишь в начале XIV в.) Европа заимствовала у арабов как десятеричную систему исчисления, так и связанные с нею слова - «цифра», «алгебра», «алхимия», «тариф» и др. Широкую известность обрела арабская поэзия.

книгопечатание . В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде , однако в целом наука находилась в глубоком упадке. Д/з: § 14 - 15. Ответить на вопросы после параграфа.

Список использованной литературы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СредневековЫЕ цивилизациИ Европы И ВОСТОКА Д/З: записи в тетради

План урока: Что такое Средние века? Переход к Средневековью. Сеньориальный строй. Города в Средневековом обществе. Сословное общество.

Что такое Средние века? Термины «Средние века», «Средневековье» впервые появились в словаре итальянских гуманистов эпохи Возрождения. В XVII в. термин «Средние века» вошел в периодизацию всемирной истории и стал одним из общепринятых в истории, философии, социологии. В эпохе Средневековья выделяют периоды: 1. V -Х вв. – варварство 2. XI - XIII вв. – расцвет Средневековья 3. XIV - XV вв. – упадок Средневековья

Переход к Средневековью В Средневековье на авансцену истории Запада выходит Европа. Два мира стояли у колыбели Средневековья: греко-римская (античная) цивилизация и мир варварских (германских, кельтских, славянских) народов. Лучше всего изучены процессы становления средневекового общества в Северной Галлии, где существовало Франкское государство.

Переход к Средневековью Франкское государство эпохи Меровингов. До VII в. В его жизни преобладали явления регресса: сократилась численность населения; пришли в упадок старые римские города; были утрачены многие достижения античной культуры и ремесла; римская система управления была практически уничтожена. Государство, созданное королем франков Хлодвигом, принадлежало к тому типу государств, которые историки называют варварскими королевствами: король смотрел на подвластное ему государство как на личное владение, которое он вправе делить, завещать, дарить; аппарата государственного управления не было; суд осуществлялся в соответствии с нормами обычного права.

Переход к Средневековью Новые явления в жизни франков: аграризация экономической и социальной жизни (ее центром стала деревня), усиление роли крестьянского хозяйства в аграрном производстве, рост крупного землевладения знати, укрепление ее власти над крестьянством, возрастание политической роли церкви, весьма успешно решавшей задачу христианизации варварских народов (первыми христианство в его ортодоксальной форме приняли в 496 г. ф ранки).

Переход к Средневековью В 800 г. папа римский Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной, Франкское государство было провозглашено империей. Короновавшийся в Риме и получивший корону из рук главы церкви Карл Великий, король франков, становился символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал. Карл Великий в результате долгих войн создал огромную державу.

Переход к Средневековью Время существования Каролингской державы было периодом оформления целого ряда институтов Средневековья: с истема зависимости крестьян от крупной знати; распространяются бенефиции; все шире становится практика пожалования иммунитетов, превращавших землевладельца в независимого правителя в своих землях.

Переход к Средневековью В основных чертах оформляется культурно-исторический тип, присущий средневековой цивилизации: усилия деятелей Каролингского Возрождения; античное культурное наследие; христианское вероучение; традиции германских народов СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ

Сеньориальный строй Аграрный строй средневековой Европы в своих основных чертах сложился в XI - XIII вв. Главной ценностью считалась земля. ЗЕМЕЛЬНОЕ ДЕРЖАНИЕ СЕНЬОРИЯ ФЕОД

Сеньориальный строй Крестьяне собственностью на землю не обладали, это признавалось привилегией господствующего сословия. Они лишь пользовались землей, выполняя в пользу ее собственника определенные повинности (денежная рента, натуральный оброк, барщина). Но крепостного права, по мнению ряда историков, западноевропейское Средневековье не знало. Более того, уже с XIII в. (а кое-где и с XII в.) начался процесс освобождения крестьян, которые выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу. Формы зависимости ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ЛИЧНАЯ

Сеньориальный строй Отношения крестьян с землевладельцами поддерживались в рамках сеньорий. Сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем, обладая административной, полицейской и судебной властью в отношении населения сеньории. В XI - XII вв. землевладелец, как правило, имел собственное хозяйство (домен), земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. С XIII в. домен исчезает, земля сдается в аренду, возникает так называемая чистая сеньория. Наряду с сеньорией, существовала крестьянская община.

Сеньориальный строй Земельный феод был одним из элементов вассально-ленных отношений, определявших структуру господствующего военного сословия - рыцарства.

Города в Средневековом обществе По своим размерам, уровню благосостояния и численности населения города средневековой Европы уступали городским центрам Востока.

Города в Средневековом обществе Политическое значение средневекового города: к оммунальное движение (борьба за освобождение от всех форм сеньориальной зависимости); с амоуправление; формирование особого городского сословия – бюргерства (личная свобода, права, подсудность городскому суду, участие в самоуправлении).

Города в Средневековом обществе Экономическое значение средневекового города: г ород – центр ремесла (цеховая организация); г ород – центр торговли (в XIII - XIV вв. Европа знала такие явления, как банк, вексель, биржа, кредит, страхование имущества)

Сословное общество Социальная структура Средневековья представала системой личных (наследственных) и сословных (определявшихся набором тех или иных прав и привилегий) статусов и состояний. Решающее значение имели не экономические различия, а юридические, правовые перегородки.

Сословное общество Общество мыслилось целостным организмом, отдельные части которого взаимосвязаны и все вместе обеспечивают жизнеспособность целого. Противоречие между идеальными представлениями о социальной гармонии сословий и реальными отношениями между ними очевидно.

Сословное общество «Мужики, что злы и грубы, на дворянство точат зубы. Только нищие мне любы. Любо видеть мне народ голодающим, раздетым, страждущим, не обогретым » - таково лишь одно из крайних выражений чувств рыцарства по отношению к крестьянам. «Когда б не сеял я зерно, не рыл бы огород, подох бы с голоду давно твой благородный род», - заявляет крестьянин ошеломленному рыцарю в одной из немецких баллад.

Сословное общество Враждебность иногда выплескивалась наружу. XIV - XV вв. являли собой картину бесконечной череды мощных крестьянских восстаний: ф ранцузская Жакерия (1358); восстание Уота Тайлера в Англии (1381); восстание Дольчино в Италии (1304-1307); гуситские войны в Чехии (1419-1437); восстание тюшенов во Франции и тукинов в Италии; выступления ременсов в Испании; знамя «Башмака», поднятое в Германии.

Сословное общество В сословном обществе торжествовал корпоративный дух. Личность существовала лишь как часть более или менее широкой социальной общности, построенной на принципах корпоративной замкнутости и обособленности: Крестьянин принадлежал к общине. Рыцарство являлось военной корпорацией. На корпоративных принципах оформлялось и городское сословие бюргерства. Корпоративные начала определяли и положение духовенства.


С точки зрения глубинного исторического анализа суть эволюционных процессов в Европе в конце XV века состояла в том, что она простирает, усиливая, свою экспансию за пределы собственной территории. Хотя Мишель Молла и посвятил замечательную книгу средневековым путешественникам-исследователям, но ни такого занятия, ни специального слова для него в то время не существовало. Редкие вылазки римских христиан за пределы Европы были либо экспедициями миссионерскими, как, например, путешествия францисканца Джованни да Плано Карпини в XIII веке, который, в дополнение к своим миссионерским задачам в областях, недавно обращенных в христианство, - Скандинавии, Богемии, Польше и Венгрии, - вез письма Папы Иннокентия IV русским князьям и монгольским ханам Батыю и Гуюку, безуспешно предлагая им войти в соглашение с Римской церковью , либо это были купцы вроде венецианцев братьев Поло и их племянника Марко, которые отправились по торговым делам на Цейлон, потом состояли на службе у монголов и добрались, может быть, до самого Китая.

Если не считать недолговечных латинских государств в Палестине, единственным результатом средневековой европейской экспансии было создание торговой империи - обладавшей иногда и собственными территориями - внутри Византийской империи и на Ближнем Востоке. Это был результат активности крупных итальянских торговых портов, в особенности Генуи и Венеции. В восточном Средиземноморье европейцев среди множества разнообразных товаров в первую очередь привлекали пряности. Согласно трактату флорентийца Пеголотти «Практика торговли» («La Pratica della mercatura»), к 1340 году было известно 286 видов пряностей - на самом деле 193, поскольку в тексте не обошлось без повторов. Эти пряности использовались, прежде всего, в средневековой фармакопее, кроме того - в красильном деле и в парфюмерии и, наконец, для приготовления пищи. Судя по всему, люди Средневековья были весьма неравнодушны к острым блюдам. К пряностям в Средние века относили цитрусовые и тростниковый сахар. Больше четверти этих продуктов привозилось из Индии, Китая и с Дальнего Востока. Они ценились очень дорого, арабы покупали их у индийцев, а европейцы-христиане - уже у арабов, приезжая для этого в регион торговых контактов, которым являлся Ближний Восток. Главными портами, где продавали эти пряности и грузили их на корабли, были Акра, Бейрут и в особенности Александрия, которые являлись одновременно и конечными пунктами древнего Шелкового пути.

Активнее всех в Европе в конце Средневековья торговали пряностями венецианцы, которые ежегодно вкладывали в эту торговлю около 400 000 дукатов и отправляли за пряностями от трех до пяти галер в год - совсем немало, если учесть, что при весьма высокой цене пряности занимают довольно мало места. Вторыми по активности после венецианцев были купцы из Генуи, Каталонии и Анконы - они привозили по одной-две галере в год.

В конце XV века в Европе коммерсанты и богатые заказчики поставили себе цель найти новые источники пряностей и сахара, к которым, чтобы удовлетворить их финансовые запросы, должны были еще добавиться золото и другие драгоценные металлы.

Европа и мир за ее пределами

С точки зрения глубинного исторического анализа суть эволюционных процессов в Европе в конце XV века состояла в том, что она простирает, усиливая, свою экспансию за пределы собственной территории. Хотя Мишель Молла и посвятил замечательную книгу средневековым путешественникам-исследователям, но ни такого занятия, ни специального слова для него в то время не существовало. Редкие вылазки римских христиан за пределы Европы были либо экспедициями миссионерскими, как, например, путешествия францисканца Джованни да Плано Карпини в XIII веке, который, в дополнение к своим миссионерским задачам в областях, недавно обращенных в христианство, - Скандинавии, Богемии, Польше и Венгрии, - вез письма Папы Иннокентия IV русским князьям и монгольским ханам Батыю и Гуюку, безуспешно предлагая им войти в соглашение с Римской церковью, либо это были купцы вроде венецианцев братьев Поло и их племянника Марко, которые отправились по торговым делам на Цейлон, потом состояли на службе у монголов и добрались, может быть, до самого Китая.

Если не считать недолговечных латинских государств в Палестине, единственным результатом средневековой европейской экспансии было создание торговой империи - обладавшей иногда и собственными территориями - внутри Византийской империи и на Ближнем Востоке. Это был результат активности крупных итальянских торговых портов, в особенности Генуи и Венеции. В восточном Средиземноморье европейцев среди множества разнообразных товаров в первую очередь привлекали пряности. Согласно трактату флорентийца Пеголотти «Практика торговли» («La Pratica della mercatura»), к 1340 году было известно 286 видов пряностей - на самом деле 193, поскольку в тексте не обошлось без повторов. Эти пряности использовались, прежде всего, в средневековой фармакопее, кроме того - в красильном деле и в парфюмерии и, наконец, для приготовления пищи. Судя по всему, люди Средневековья были весьма неравнодушны к острым блюдам. К пряностям в Средние века относили цитрусовые и тростниковый сахар. Больше четверти этих продуктов привозилось из Индии, Китая и с Дальнего Востока. Они ценились очень дорого, арабы покупали их у индийцев, а европейцы-христиане - уже у арабов, приезжая для этого в регион торговых контактов, которым являлся Ближний Восток. Главными портами, где продавали эти пряности и грузили их на корабли, были Акра, Бейрут и в особенности Александрия, которые являлись одновременно и конечными пунктами древнего Шелкового пути.

Активнее всех в Европе в конце Средневековья торговали пряностями венецианцы, которые ежегодно вкладывали в эту торговлю около 400 000 дукатов и отправляли за пряностями от трех до пяти галер в год - совсем немало, если учесть, что при весьма высокой цене пряности занимают довольно мало места. Вторыми по активности после венецианцев были купцы из Генуи, Каталонии и Анконы - они привозили по одной-две галере в год.

В конце XV века в Европе коммерсанты и богатые заказчики поставили себе цель найти новые источники пряностей и сахара, к которым, чтобы удовлетворить их финансовые запросы, должны были еще добавиться золото и другие драгоценные металлы.

Из книги Мое обретение полюса автора Кук Фредерик

17 За пределами распространения жизни Второе дыхание. Земля Брэдли остается позади. Каким был мир до сотворения человека. Гримасы полуночного солнца. Наши страдания. Невероятные усилия - и еще одна сотня миль позади31марта, днем, новая земля скрылась в тумане, и как мы ни

Из книги Рождение Европы автора Ле Гофф Жак

СОБЫТИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ Америка700–800 Расцвет цивилизации майя в Центральной Америке.800–925 Гибель цивилизации майя.1000–1200 Расцвет культуры тольтеков в Мексике.XII в. Основание (полумифическое) династии Инков в Перу.1370 Ацтеки основывают город Теотихуакан в Мексике.XV в.

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ЕВРОПА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИМПЕРИЙ Значительная часть Европы в VIII–IX вв. оставалась за границами Византийской и Каролингской империй, и там происходили, возможно, не менее важные события. В отличие от Римской империи власть Каролингов не распространилась на Англию, хотя

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Буддизм в Индии и за ее пределами Буддизм Махаяны был важным шагом в превращении первоначально не очень-то известной за пределами узкого круга монахов хинаянистской религиозной философии в более обычную и понятную людям религию. В этой религии многие будды и бодисатвы

Из книги От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе автора Буассонад Проспер

ГЛАВА 1 Римская Европа и варварская Европа в начале Темных (Средних) веков. – Общественный и экономический уклад захватчиков С V в. начался долгий – длиной в тысячу лет – период, известный под названием Средние века, в течение которого произошли одни из величайших

Из книги Большой террор. Книга II автора Конквест Роберт

ЗА ПРЕДЕЛАМИ Расправляться с иностранцами в Москве было сравнительно легко. Но для осуществления террора за рубежом нужна была особая, секретная, техника.В декабре 1936 года в составе Главного управления государственной безопасности (ГУГБ НКВД) под личным управлением

Из книги Континент Евразия автора Савицкий Петр Николаевич

ЕВРОПА И ЕВРАЗИЯ (По поводу брошюры кн. Н. С. Трубецкого "Европа и Человечество") В недавно вышедшей в свет брошюре кн. Н. С. Трубецкого "Европа и Человечество" с большой определенностью ставится вопрос о соотношении западноевропейской культуры (которую князь Трубецкой

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

Раздел II МИР ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

3. Европа Часть 1 Европа: ранний период Расцвет рыцарства Глава 1 Битва при Адрианополе – конец римского величия Конец римского величия – это битва при Адрианополе. Непобедимые легионы империи уже не были непобедимыми. Империя цезарей стала быстро клониться к пропасти и,

Из книги Демографическая история Европы автора Ливи Баччи Массимо

За пределами Европы Какой была бы Европа без Америки, а Америка без Европы? Такой вопрос, разумеется, не вправе ставить перед собой ученый, но искушение очень велико: настолько важной была трансмиграция, на протяжении XIX в. связывавшая эти два континента. Мы уже говорили о

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 1 Загадочное царство пресвитера Иоанна, о котором знала вся Европа - это Великое Русское царство Ивана Калифа (Калиты) В него в XIV–XVI веках входила и завоеванная царем Иваном Западная

Из книги Египет. Возвращение утерянной цивилизации автора Тилдесли Джойс

Глава 11 За пределами Долины Трагичная цепь событий, произошедших в Долине царей, привлекла внимание всего мира. Тем временем, за пределами Долины другие важные находки – в пирамидах и в одном из городов Дельты, Танисе – прошли почти незамеченными. В Среднем Египте,

Из книги Ганнибал автора Лансель Серж

За пределами Италии Нередко возникает вопрос: мог ли Ганнибал выиграть войну в Италии? При всей его сложности мы, несколько забегая вперед, пожалуй, ответили бы на него так: Ганнибал не мог выиграть войну в Италии, потому что проиграл ее в Испании.Читатель помнит, что в

Из книги Экономика Сталина автора Катасонов Валентин Юрьевич

Клиринги за пределами СЭВ Надо сказать, что СССР использовал клиринговые расчеты для обеспечения торговли также со странами, которые не были членами СЭВ или даже не входили в состав социалистического лагеря. Там использовались иные клиринговые валюты. Прежде всего, это

Из книги Битва дипломатов, или Вена, 1814 автора Кинг Дэвид

Глава 7 «ЕВРОПА, НЕСЧАСТНАЯ ЕВРОПА» Политика - это искусство вести войну не убивая. Принц де Линь Все лето князь Меттерних старался как можно чаще бывать с герцогиней де Саган. Он влюбился так, как никогда прежде. Император Франц вовсе не шутил, говоря: «Я считаю ее одной

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич