Где венчались царство русские цари. Первый царь

План
Введение
1 История
2 Перечень венчаний на царство
3 Царский венец
Список литературы

Введение

Венчание на царство - церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи правопреемства московской и византийской государственности. В Византии и России чин венчания на царства носил ярко выраженный сакральный оттенок и включал в себя таинство миропомазания - «чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям».

1. История

Поставление на великое княжение в Средние века оформлялось путём настолования, или интронизации. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог. Впервые в России венчание на царство имело место в 1497 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом «великий князь», а не «царь». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы.

Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный (1547 год). Помазания на царство этот обряд не предусматривал. В 1561 г. греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор - митрополит Макарий).

При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием, хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот. Если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу.

Венчание на царство Феодора Иоанновича (31 мая 1584) было первым, целостно следовавшим переосмысленному византийскому чину с «великим выходом» государя и придворных в Успенский собор (где были устроены особые царские места) и вручением ему «яблока державного». Позднее великий выход осуществлялся на Золотое крыльцо Грановитой палаты.

Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем - патриархами, в поздний синодальный период - митрополитами Санкт-Петербургскими. Дальнейшая сакрализация фигуры «помазанника» привела к тому, что с XVII века между священством и царством ставился знак равенства: даже причащались цари точно в том же порядке, что и священнослужители.

Начиная с Павла I, короновались также и супруги российских императоров: корону (меньшую по размеру) возлагал сам Государь (а не священнодействовавший архиерей); причём императрица становилась пред своим супругом на колени (при короновании Александра I отличием было то, что императрица Елисавета Алексеевна «не становилась пред своим супругом на колени, а стоя приняла на свою голову корону»; обычай становиться на колени был восстановлен при короновании Александра II).

2. Перечень венчаний на царство

О коронации первого царя см. венчание на царство Ивана IV.О последней коронационной церемонии см. коронация Николая II и Александры Фёдоровны

· Иван IV (1547)

· Симеон Бекбулатович (1575)

· Фёдор Иоаннович (1584)

· Борис Годунов (1598)

· Лжедмитрий I (1605) - единственная тройная коронация русского царяМарина Мнишек (1606) - первая отдельная коронация царицы-супруги

· Василий Шуйский (1606)

· Михаил Фёдорович (1613)

· Алексей Михайлович (1645)

· Фёдор Алексеевич (1676)

· Иван V и Пётр I (1682) - уникальная совместная коронация соправителейЕкатерина Алексеевна (1724) - отдельная коронация императрицы-супруги (впоследствии Екатерина I)

· Пётр II (1728) - первая коронация императора

· Анна Иоанновна (1730)

· Елизавета Петровна (1742)

· Екатерина II (1762)

· Павел I и Мария Фёдоровна (1797) - первая из шести подряд совместная коронация супругов

· Александр I и Елизавета Алексеевна (1801)

· Николай I и Александра Фёдоровна (1826)

· Александр II и Мария Александровна (1856)

· Александр III и Мария Фёдоровна (1883) - максимальное запаздывание коронации по сравнению со вступлением на престол (2 года); из-за беременности императрицы весной 1882 и, возможно, соображений безопасности

· Николай II и Александра Фёдоровна (1896).

Следующие цари и императоры: Фёдор II Борисович, Владислав Сигизмундович, Екатерина I (как царствующая императрица), Иоанн Антонович, Пётр III - не были коронованы. Павел I при перезахоронении Петра III возложил на его гроб корону в 1796 году.

3. Царский венец

Традиционно при русском венчании на царство начиная с Дмитрия Ивановича и Ивана IV использовалась корона XIV века - так называемая шапка Мономаха. Для коронации Ивана V и Петра I была изготовлена вторая аналогичная шапка - «шапка Мономаха второго наряда». Владислав IV Ваза предполагал короноваться особым убором - «короной московитов».

Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна и Елизавета венчались на царство коронами европейского образца. От Екатерины II и до Николая II использовалась одна и та же Большая императорская корона, изготовленная ювелирами Экартом и Позье (с группой подмастерий). Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны в 1797 году для императриц-супруг использовались особые малые короны.

Список литературы:

1. http://slovari.yandex.ru/dict/mos/article/mos/19000/50479.htm

2. Б. А. Успенский. «Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов». Москва, «Языки русской культуры», 2000. Стр. 27-31.

3. Въ память Священнаго Коронованія Ихъ Императорскихъ Величествъ Николая Александровича и Александры Ѳеодоровны. Со множествомъ иллюстрацій лучшихъ художниковъ . - СПб.: книгоиздательство Германъ Гоппе, 1896, Часть I, стр. 28.

Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] Ключевский Василий Осипович

Венчание на царство внука Ивана Третьего Дмитрия (1498 год)

Это стремление показать царскую власть как божественный промысел вылилось, в конце концов, и в изобретении нового обряда. Теперь уже простого завещания для наследника престола было маловато. Ему предстояло пройти процедуру под названием церковное венчание на власть. Первым через этот торжественный и пышный обряд прошел его внук Дмитрий Иванович, наследник Ивана Третьего от его старшего сына Ивана (сам сын Иван умер в молодом еще возрасте, при жизни он был соправителем отца).

«Из византийских коронационных обрядников, – поясняет Ключевский, – выбрали подходящие церемонии, дополнили их подходящими к случаю подробностями и составили „чин“ поставления Димитрия Ивановича на великое княжение, дошедший до нас в современной рукописи. Венчание происходило в Успенском соборе в 1498 г. Великий князь-дед возложил на великого князя-внука шапку, венец и бармы, оплечье, широкий отложной воротник. Во время венчания митрополит, обращаясь к деду, называл его „преславным царем самодержцем “. Торжественная минута вызвала в московском князе потребность оглянуться назад и призвать старину, историю, в оправдание нового порядка престолонаследия – в прямой нисходящей линии. Обратясь к митрополиту, Иван сказал: „Отец митрополит! Божиим изволением от наших прародителей, великих князей, старина наша оттоле и до сих мест: отцы наши, великие князья, сыновьям своим старшим давали великое княжение; и я было сына своего первого, Ивана, при себе благословил великим княжением; но Божьею волей сын мой Иван умер; у него остался сын первый Димитрий, и я его теперь благословляю при себе и после себя великим княжением Владимирским, Московским и Новгородским, и ты бы его, отец, на великое княжение благословил“. По прямому смыслу этих слов Иван решил при назначении преемника держаться прямой нисходящей линии в самом строгом смысле слова. Торжественное церковное венчание, освящавшее такой порядок престолонаследия, можно считать тогдашней формой издания основных законов».

По образцу этого первого венчания происходили в дальнейшем и все последующие. Впрочем, сам Дмитрий Ивано

Из книги Иван III автора Скрынников Руслан Григорьевич

Коронация Дмитрия-внука Как значится в летописи, «тое же зимы, февраля 4 день (1498), в неделю о Мытаре и Фарисеи, на память преподобнаго отца Сидора Пелусийскаго, князь великий Иван Васильевич всеа Русии благословил и пожаловал великим княжением Володимерским и Московским и

Из книги Россия времени Ивана Грозного автора Зимин Александр Александрович

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО Над Москвой плыл колокольный звон. Звонили во всех кремлевских соборах - у Спаса на Смоленской площади, у Николы Чудотворца у Каменного моста через Москву-реку. Им вторили окраинные церкви и монастыри - Новинский, Симонов, Андроньев и другие. В

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Венчание на царство Ивана IV и восстание против Глинских В начале 1547 г. происходят два значительных события. 16 января впервые в русской истории состоялось венчание на царство бывшего до этого великим князем Ивана IV. 3 февраля последовала женитьба достигшего

Из книги Царь грозной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

17. ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО Боярское правление избаловало знать. Она своевольничала, приказы выполняла кое-как. Вокруг великого князя шли склоки и интриги за влияние на него. А на местах по-прежнему творились злоупотребления, кормления рассматривались именно как сытная

Из книги Последний император автора

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 7 Софья и Василий, Елена и Дмитрий. Венчание на царство Дмитрия Ивановича. Возвышение Василия. Ересеборческий Церковный сопор. Смерть Елены и заточение Дмитрия. Преемственность княжения. Ликвидация самостоятельности удельных княжеств. Самовластие Василия III.

Из книги Алексей Михайлович автора Андреев Игорь Львович

Венчание на царство Царь Михаил Федорович не отличался отменным здоровьем. Он часто жаловался на «телесную скорбь» и особенно на боль в ногах, отчего во время поездок царя «в возок и из возка в кресле» носили. Позднее «скорбели ножками» и телесной слабостью сыновья царя

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Венчание на царство Лжедмитрий находился в Туле до конца мая и оттуда рассылал по всей стране грамоты о своих победах. В них он уверял русских людей в том, что является истинным сыном Ивана Грозного. Однако не во всех городах его гонцов встречали с радостью. Бывали случаи,

Из книги Дмитрий Самозванец автора Пирлинг

Глава I ВЕНЧАНИЕ ДМИТРИЯ НА ЦАРСТВО 1605 г., 31 июля IПобедоносное вступление Дмитрия в Москву явилось кульминационным моментом всей его эпопеи. После этого в течение нескольких месяцев самозванец мог отдаваться опьяняющим впечатлениям своего головокружительного

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Венчание на царство В июне 1547 года страшный московский пожар вызвал народный бунт против родственников матери Ивана - Глинских, чарам которых толпа приписала бедствие. Бунт усмирили, но впечатления от него, по словам Грозного, впустили «страх» в его «душу и трепет в

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Венчание на царство Ивана IV и первые годы его правления Когда исполнилось великому князю 17 лет, он призвал к себе митрополита и заявил ему, что хочет жениться, и притом на русской.– Если я возьму себе жену, – сказал он, – из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

К рассказу «Венчание на царство Ивана IV и первые годы его правления» Венчание было совершено в Успенском соборе – 16 января 1547 г.Митрополит Макарий… едва спасся через тайный, подземный ход – по другому рассказу, митрополита едва успели спустить на веревке с кремлевской

Из книги Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Первые распоряжения нового царя. - Басманов и родовитые бояре. - Вступление Дмитрия в Москву. - Образование совета. - Милости опальным Борисова времени. - Пощада Годуновых. - Новый патриарх. - Царица Марфа. - Венчание. - Правительственная деятельность

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

8 февраля с 14:30, 9 февраля до 14:30, 14 февраля с 14:30, 15 февраля до 14:30

Успенский собор закрыт для посещения.

С 1 октября по 14 мая

Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00, Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:30. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 14 мая

экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами.

Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло до нас из IV в., со времени императора Феодосия Великого. Божественно происхождение царской власти не вызывало тогда сомнений. Это воззрение на власть подкреплялось у византийских императоров и мнением о Божественном происхождении самих знаков царственного достоинства. Константин VII Порфирогенит (931-959) пишет в наставлениях своему сыну: "Если когда-нибудь хазары или турки, или россы, или какой-нибудь другой из северных и скифских народов потребует в знак рабства и подчиненности присылки ему царских инсигний: венцов или одежд, - то должно знать, что эти одежды и венцы не людьми изготовлены и не человеческим искусством измышлены и сделаны, но в тайных книгах древней истории писано, что Бог, поставив Константина Великого первым христианским царем, через ангела Своего послал ему эти одежды и венцы".

Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал патриарху. Оно содержало Православный Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов.

Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских императоров стали русские великие князья, а затем цари. Первые царские инсигнии получил Владимир Святой "мужества ради своего и благочестия", по словам святого митрополита Макария. Произошло это не просто так - "таковы дарованием не от человек, но по Божьим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого царства на российского царя". Сам Иван Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского царства. Он писал о себе: "Государь наш зоветца царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил, и царь греческий и патриарх венчали его на царство, и он писался царем".

Чин венчания Иоанна IV на царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа - как народа-богоносца, русской государственности - как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания - как осознания богослужебного долга, русского "воцерковленного" мироощущения - как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Грозный стал первым Помазанником Божиим на русском престоле. Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина его венчания не оставляют сомнений: Иоанн IV Васильевич стал первым русским государем, при венчании которого на царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания.

Помазание царей святым миром (благовонным маслом особого состава) имеет свое основание в прямом повелении Божием. Об этом часто говорит Священное Писание, сообщая о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом и царством. Православный катехизис свидетельствует, что "миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании священным миром частей тела во имя Святаго Духа подаются дары Святаго Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной".

Одной из немногочисленных форм отражения всей величественности и пышности царской жизни и царского двора является венчание государя на царство. Однозначно, домашний быт, осуществление дипломатических приемов являются непосредственным видением этой жизни, но венчание по своим размерам, значимости и содержанию превосходит другие события из жизни русского царского двора, причем и происходит оно не так часто - один раз в жизни монарха. Поэтому первоначально мы уделяем внимание именно этому явлению. Венчание на царство - это такое событие, с которого начинается правление, берет свое начало определенная эпоха каждого монарха, тем более, если мы говорим о периоде второй половины XVI века и далее. Мы начинаем нашу реконструкцию русского мира царского двора именно с этого момента, чтобы отразить логическую последовательность событий в жизни государя. Прежде чем говорить об особенностях венчания русских царей на царство, мы считаем необходимым, прежде всего, дать определение такому понятию как "венчание на царство" и рассказать об истории данного явления.

Венчание на царство - торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о Венчании на царство государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, Венчание первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров.

В России "первовенчанником" был Дмитрий, внук Иоанна III (4 февраля 1498 года). До конца XV века и летописи, и другие памятники говорят только о чине "вокняжения", и притом весьма кратко. Можно только предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на "золотом отнем столе" ("Слово о полку Игореве"), совершался в храме главного города, при посредстве митрополита и участии светских сановников. Совершенное в первый раз священное Венчание над Дмитрием Ивановичем вполне соответствовало древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями. Во второй раз увидела Москва обряд венчания в 1547 году, когда венчался на царство Иоанн Васильевич IV. Кроме барм и шапки мономаховой, на царя возлагались и другие знаки царского достоинства; так митрополит возложил на него "крест от Животворящего Древа", золотую цепь и подал в руки скипетр. Однако само венчание Ивана IV не было запечатлено глазами иностранцев, им об этом было лишь сообщено через два года. Таким образом, прибывавшие в Россию иностранцы во второй половине XVI века могли наблюдать процесс венчания на царство уже только во время коронации Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного.

И вот начинается торжественный выход царя с соблюдением определенной иерархичности, которая отражается не только в четкой последовательности выхода священнослужителей, но и в последовательности выноса икон, начиная с икон богоматерей, а затем уже других вместе с церковной утварью. "Царь со всей знатью, в определенном порядке, вошли в церковь…". Сохранение такого порядка выхода - это соблюдение уважения к старшим или наиболее знатным людям того времени.

Далее царская свита направляется в церкви. Хождение начинается с молитв в Благовещенском соборе, затем свита направляется к гробам предков в церкви по имени Архангела Михаила и затем в церковь (Успения) Пречистой Богоматери, где проходит венчание на царство. Как мы можем предположить, вся эта процессия несет в себе глубокий смысл. В Благовещенском соборе царь молит у Бога благословения на совершаемое дело, некой помощи перед началом венчания на царство, как было принято на Руси у всякого человека, который начинал любое дело, ибо это дело получало поддержку Божью. Далее царская свита совершает хождение к гробам предков, совершая молитву в память об усопших, в память своих предков, и уже только после этого начинается главное действие, которое происходит в церкви Пречистой богоматери. Венчание на царство у русских царей непосредственно и тесно связано с церковью, с почитанием Бога и своих предков, к тому же вся процессия сопровождается церковным пением.

В церкви Пречистой богоматери совершается главное действие. При входе государя в церковь диаконы с хором певчих начинают громко петь многолетие царю, потом патриарх и митрополит в ответ начинают петь гимн вроде молитвы. Царь усаживается в "специально приготовленное для него место", "особый стул", возле которого стоит знать, и тоже в определенном порядке. Читается молитва, после осуществляется переодевание царя, "что делается весьма чинно и торжественно" в "богатейший и бесценный наряд", надевается корона на голову государя, в правую руку ему дают скипетр и державу, а в левую - меч правосудия, богато убранный, также перед царем помещаются все шесть венцов - символы его власти над землями страны. После чего начинается чтение митрополитом молитвы. Горсей очень четко подмечает всю пышность, красоту и богатство царского одеяния: "на нем была верхняя одежда, украшенная разными драгоценными камнями и множеством восточного ценнейшего жемчуга…", а также и вес одежды - "она весила 200 фунтов, ее шлейф и полы несли шесть князей (dukes)". Какой невероятной силой обладает русский государь, чтобы вынести такую тяжкую ношу?! Мощь царского плеча, его непоколебимость и стойкость, которая должна показать, что царское плечо готово возложить на себя и ту ношу, которая называется властью, данною ему над государством.

Во время движения царь держит в руках жезл из кости единорога, о стоимости которого Горсей с невероятной точностью повествует нам: "жезл из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенный богатыми камнями, купленный прежним царем …, что стоило ему 7000 марок стерлингов". Отсутствие скупости - вот еще одна особенность венчания на царство русских царей. Скипетр и державу несет перед царем Борис Федорович Годунов; богатую шапку, украшенную камнями и жемчугом, несет другой князь, а шесть венцов царя несут другие. Царь подходит к великим церковным вратам и народ кричит: "Боже, храни царя Федора Ивановича всея Руси". Таким образом, наследник трона становится царем - Федор Иоаннович слышит речь родного народа, которому верностью и правдою будет служить, в речи этой он подмечает согласие народа и его благословение на его (царское) правление. Далее государь направляется к подведенному к нему коню, "покрытому вышитой жемчугом и драгоценными камнями попоной, седло и вся упряжь были убраны соответствующим образом, как говорят, все стоило 300 тысяч марок стерлингов". Здесь, как и в случае с жезлом из кости единорога, виднеется роскошь царского двора; при этом элемент коронации, связанный с подачей коня, говорит о готовности монарха быть воином и защитником своего государства.

Необходимым элементом для движения царя Горсей выделяет подмостки "в 150 морских саженей длиной, в две шириной и на три фута поднятые над землей…", чтобы царь мог свободно пройти от одной церкви к другой и чтобы огромная толпа людей, пришедшая увидеть данное событие, не мешала ходу государя и не задавила его. Масштабы происходящего говорят о невероятной важности данного события, ибо были люди, которые были задавлены толпой, жаждущей увидеть идущего царя, оторвать кусочек золотой парчи, красного бархата или алого стамета, покрывавшие подмостки, по которым только что-то прошел новоизбранный царь. "Каждый желал иметь кусочек, чтобы хранить его как память". Здесь мы видим, что данное событие имеет невероятную значимость в умах народа, жаждущего прикоснуться к своему царю.

Затем царь следует в Думу, там он также занимает свое царское место, "украшенное как и прежде", а на столе стоят шесть его венцов. Один из его приближенных держит царские чашу и кувшин из золота, по обе стороны от него стояли два человека, называемые рындами (kindry). Горсей дает подробное описание одежды прислуги, что в очередной раз говорит о его восхищении роскошью царского двора: "в белой, затканной серебром одежде, с жезлами и золотыми топориками в руках". Князья и знать в богатых одеждах располагаются рядом с царем вокруг по старшинству. Царь допускает каждого поцеловать его руку, затем переходит на свое царское место за столом, где ему с почестями прислуживают его знатные люди. Множество серебряных и золотых блюд от пола до потолка, которые обрисовывает Горсей, также говорит о пышности и роскоши празднований. После этого царь начинает раздавать должности и земли своим подданным, причем размер земель весьма велик.

Празднества царской коронации завершаются пальбой из пушек, "называемой царской пальбой". Четкость и мощь выстрелов, причем в нужное место на точном расстоянии (2 мили) поражают ум иностранца и вызывают у него удивление. Он пишет: "…170 больших орудий всякого калибра, прекрасно сделанных. Эти орудия стреляли разом в специально приготовленные валы. 20 тысяч стрельцов, разодетых в бархат, отделанный шелком и стаметом, были расставлены в 8 рядов на протяжении 2 миль, они выстрелили дважды очень стройно".

В своем повествовании описание церемонии венчания на царство русского царя Джером Горсей заканчивает фразой, которая подытоживает все его восхищения царским двором: "Эта царская коронация требует много времени и бумаги для настоящего ее описания. Стоит сказать, что подобного зрелища никогда не видели в России", что говорит о масштабности и великолепии данного явления.

Таким образом, характерными чертами венчания царя на царство являются пышность и роскошь, традиционность, продуманность и символичность процессии, а также сочетание духовного и светского обрядов.