Азия и африка после второй мировой войны. Страны добившиеся независимости после второй мировой войны Страны и территории тропической и южной Африки

К середине века на политической карте Африки было только 4 независимых гос.: Египет, Эфиопия (независима с 1941 г.), Либерия и ЮАР. Остальную территорию контролировали европейские державы. Причем только Англии и Франции принадлежало 2/3 африканского континента. Вторая Мировая Война оказала глубокое и неоднозначное воздействие на страны Азии и Африки (во многом напоминало влияние Первой Мировой Войны). В войну колониальные страны и народы были вовлечены вопреки их воле и понесли тяжкие потери. Война ознаменовалась ростом национального самосознания, ростом освободительного движения в Африке. В 1947-1948 гг. произошло крупное антиколониальное восстание на Мадагаскаре . В 1952 г. против английских колонизаторов выступила Кения (получила независимость в 1963 г.). Всеобщая забастовка портовых рабочих в Матади (Бельгийское Конго) в 1945 г. вылилась в вооруженное столкновение с полицией и войсками. В Алжире в мае 1945 г. прошла волна антиколониальных выступлений. Первым государством на африканском континенте, получившим независимость в течение послевоенной антиколониальной борьбы, стал Судан . 12 февраля 1953 г. в Каире было подписано компромиссное англо-египетское соглашение о Судане, признавшее принцип самоопределения последнего. В декабре 1955 г. суданский парламент принял решение о провозглашении Судана независимой суверенной республикой. Это решение было принято и Англией, и Египтом, и в 1956 г. Судан был провозглашен независимым государством. 1 ноября 1954 г. вспыхнуло вооруженное восстание в Алжире, после которого Франция уступила свои позиции в Марокко и Тунисе . 2 марта 1956 г. Франция признала независимость Марокко (Испания 7 апреля). Независимость Туниса была принята Францией 20 марта 1956 г. Несмотря на репрессии со стороны Франции, 19 сентября 1958 г. Национальный совет алжирской революции, собравшись в Каире, провозгласил независимую Алжирскую республику и образовал Временное правительство Алжирской республики. В 50-е годы движение за независимость становилось все более ощутимым и в т.н. «черной Африке». Первой добились успеха английская колония Золотой Берег , которая после получения независимости в марте 1957 г. стала называться Ганой . 1960 г. по решению ЮНЕСКО был назван «годом Африки» . Независимость получили 17 колоний: Нигерия, Сомали, Конго (Бельгийское Конго), Камерун, Того, Берег Слоновой Кости, Верхней Вольты, Габона, Дагомеи, Конго (Браззавиль), Мавритания, Малагасийская республика, Мали, Нигер, Сенегал, Центральноафриканская республика, Чад. В 1961 г. свою независимость провозгласили Сьерра-Лионе и Танганьика, создавшая в 1964 г. вместе Занзибаром (получил независимость) Объединенную Республику Танзанию. В 1962 г. независимой стала Уганда. В 1964 г. образовались независимые Замбия и Малави. В 1965 г. независимость получила Гамбия, а в 1968 г. были образованы Республика Экваториальная Гвинея и королевство Свазиленд. В 1980 г. на базе Ю. Родезии возникло гос. Зимбабве. В 1990 г. оккупированая ЮАР Намибия тоже провозгласила независимость. В настоящее время на политической карте Африки 56 стран, из к-ых 52 – независимые гос. Под управлением Испании находятся Сеута и Мелилья, а Великобритании и Франции – соответственно о-ва Св. Елены и Реюньон.

Вторая половина ХХ века явилась временем освобождения Африканского континента от колониальной зависимости (см. Рис. 1). Многие бывшие колонии европейских государств получили свободу и независимость, но вместе с тем эти страны столкнулись с ожесточённой борьбой за власть политических и военных группировок, гражданскими войнами, голодом и массовыми эпидемиями. В тоже время молодые африканские страны стали объектами наблюдений великих держав. В условиях «Холодной войны» два военно-политических блока стали стараться втягивать в свои орбиты страны Африки. О развитии стран Африки во второй половине ХХ века пойдёт речь на данном уроке.

Предыстория

К моменту окончания Второй мировой войны практически вся Африка была поделена между колониальными империями. Вторая половина XX в. - время активных процессов деколонизации , распада колониальных империй.

События

ЮАР

1948 г . - к власти в ЮАР приходит Националистическая партия (партия белого меньшинства) и начинает проводить политику апартеида .

1950 г . - в соответствии с политикой апартеида был принят ряд законов:

  • Закон о расселении по группам (привело к выселению африканцев из больших городов),
  • Закон о регистрации населения (обязывающий всегда иметь при себе удостоверение с указанием этнической группы),
  • Закон о подавлении коммунизма.

1959 г . - принят закон о развитии «самоуправления банту ». Согласно этому закону предполагалось, что разные расы и этнические группы должны жить отдельно.

1960 г . - свободу от колониальной зависимости получили 17 африканских государств (Год Африки и крушение колониальной системы).

1963 г . - возникла Организация Африканского Единства, которая выступала за укрепление национального суверенитета государств Африки, против колониализма и неоколониализма.

Середина 1970-х гг . - распад последней (португальской) колониальной империи.

1983 г . - создан Объединенный демократический фронт всех сил, которые боролись с апартеидом (в него вошли существовавшие ранее Африканский национальный конгресс и Инката).

1994 г . - в ЮАР состоялись первые свободные президентские выборы. Президентом стал Нельсон Мандела.

Ангола

1950-е гг . - в борьбе за освобождение Анголы участвуют три организации:

  • Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА),
  • Союз населения Севера Анголы. Позднее - Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА),
  • Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА).

1975 г . - соглашение Португалии с тремя организациями о порядке перехода Анголы к независимости.

1980-е гг . - после обретения независимости в стране началась борьба за власть между тремя организациями. Перемирие достигнуто в 1989 г.

Конец 1960-х - начало1970-х гг . - национально-демократические революции в ряде африканских стран (1969 г. - Сомали, 1972 г. - Бенин, 1974 г. - Эфиопия и ряд др.). Эти страны составили группу стран социалистической ориентации и поддерживали тесные отношения с СССР, который оказывал им материальную помощь. После распада СССР в 1991 г. эти страны изменили свой курс.

2001 г . - создан Африканский союз. Его цели: способствовать достижению экономической и политической независимости африканских государств. К 2000 г. суммарный внешний долг составил 370 млрд долларов.

Участники

Кваме Нкрума - первый президент республики Гана с 1960 - 1966 гг.

Агостиньо Нето - президент Анголы с 1975 по 1979 гг.

На протяжении второй половины ХХ века часть «молодых» африканских стран стали получать помощь от капиталистического мира во главе с США, а другая часть - от СССР. Таким образом, по своему идейно-политическому принципу африканские страны, в большинстве своём, разделились и попали в орбиты двух сверхдержав. Оставалась ещё одна часть государств - те, которые решили войти в т.н. «Движение неприсоединения », т.е. оставаться в стороне от враждующих военно-политических блоков.

Примкнувшие к блокам страны стали получать крупные денежные суммы, направленные на свое развитие, оружие, технику и специалистов, помогавших развивать хозяйство. Были заключены торговые договоры, по которым за предоставленную помощь, развивающиеся страны расплачивались теми или иными ресурсами.

Обретение национальной независимости сталкивалось с постоянной борьбой за власть и вооружёнными переворотами. Если изначально вся власть досталась немногочисленным образованным людям, стремившимся создать государство на принципах свободы и демократии, то с течением времени власть забирали военные, устанавливавшие жесточайшую диктатуру (см. Рис. 2).

Ярким примером такой борьбы за власть может служить следующее. Бывшая колония - Бельгийское Конго - в 1960 году получила независимость. Новую страну возглавил молодой демократический лидер Патрис Лумумба , стремившийся к созданию единого государства, к преодолению разногласий между племенами (см. Рис. 3). Лумумба заручился поддержкой СССР, но вскоре был свергнут военачальником Жозефом Мобуту и убит.

В 1960-х гг. в большинстве стран Африки были установлены диктаторские режимы. Одним из ужаснейших является режим Жана Бокассы , провозгласившего себя императором Центральной Африки. Этот правитель ел мясо своих умерщвленных врагов.

В 1970-е гг. на территориях африканских государств сталкивались интересы двух сверхдержав. Так, после 1975 года в Анголе разразилась гражданская война (хотя, по сути, она шла уже 10 лет). Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА) во главе с Агостиньо Нето было прокоммунистическим, а Союз за полную независимость Анголы (УНИТА) во главе с Йонасом Савимби выступал с националистических позиций при поддержке США. В итоге этой борьбы победил Нетто (см. Рис. 4). СССР, Куба и ряд социалистических стран оказали неоценимую помощь Анголе в её развитии, модернизации промышленности, медицины, образования и проч.

На юге Африки, в Южно-африканской республике был установлен режим апартеида - расовое угнетение чернокожего населения белыми. Белые не хотели отдавать власть чернокожему большинству. Отношение белых к неграм было практически такое же, как во времена колониальной экспансии и рабовладения. Возглавить борьбу негров за свои права вызвался лидер Африканского национального конгресса (АНК) Нельсон Мандела , которого в итоге приговорили к пожизненному заключению. Только в 1989 году Мандела был выпущен на свободу, а в 1994 году он стал президентом ЮАР . На сегодняшний день в этой республике установлен апартеид, но уже по отношению к белому меньшинству.

На рубеже ХХ - XXI вв. Африка представляет собой континент, страны которого, как и 50 лет назад, сталкиваются с теми же социальными, экономическими и политическими проблемами.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте параграф 25 учебника Шубина А.В. и ответьте на вопросы 1-4 на стр. 284.
  2. Чем можно объяснить наличие негласного апартеида в ЮАР сегодня?
  3. На какие периоды принято делить крушение колониальной системы в Африке? Почему именно эти периоды?
  1. Интернет-портал Kinshasa.ru ().
  2. Интернет-портал Coldwar.ru ().
  3. Интернет-портал Publicevents.ru ().

По размерам территории (более 30 млн км2) Африка – самый крупный из главных географических регионов мира. И по числу стран она тоже намного опережает любой из них: в Африке ныне 54 суверенных государства. Они чрезвычайно различаются между собой по площади и численности жителей. Например, Судан – самая большая из стран региона – занимает 2,5 млн км2, ему немного уступает Алжир (около 2,4 млн км2), за ними следуют Мали, Мавритания, Нигер, Чад, Эфиопия, ЮАР (от 1 млн до 1,Змлнкм2), тогда как многие относящиеся к Африке островные государства (Коморские Острова, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Маврикий) – всего от 1000 до 4000 км2, а Сейшельские Острова – и того меньше. Таковы же различия между африканскими странами и по численности жителей: от Нигерии со 138 млн до Сан-Томе и Принсипи с 200 тыс. человек. А по географическому положению особую группу образуют 15 стран, не имеющих выхода к морю (табл. 6 в книге I).
Подобная ситуация на политической карте Африки сложилась уже после Второй мировой войны в результате процесса деколонизации. До этого Африку обычно именовали колониальным материком. И действительно, к началу XX в. она была, по выражению И. А. Витвера, буквально разорвана на части. Они входили в состав колониальных империй Великобритании, Франции, Португалии, Италии, Испании, Бельгии. Еще в конце 1940-х гг. к числу хотя бы формально независимых стран можно было отнести только Египет, Эфиопию, Либерию и Южно-Африканский Союз (доминион Великобритании).
В процессе деколонизации Африки различают три последовательных этапа (рис. 142).
На первом этапе, в 1950-е гг., добились независимости более развитые страны Северной Африки – Марокко и Тунис, бывшие до этого французскими владениями, а также итальянская колония Ливия. В результате антифеодальной и антикапиталистической революции от английского контроля окончательно освободился Египет. После этого независимым стал и Судан, формально считавшийся совладением (кондоминиум) Великобритании и Египта. Но деколонизация затронула и Черную Африку, где первыми добились независимости британская колония Золотой Берег, ставшая Ганой, и бывшая французская Гвинея.
Большинство этих стран пришло к независимости относительно мирным путем, без вооруженной борьбы. В условиях, когда Организация Объединенных Наций уже приняла общее решение о деколонизации, страны-метрополии не могли вести себя в Африке по-старому. Но тем не менее они всячески старались хотя бы как-то замедлить этот процесс. В качестве примера можно привести попытку Франции организовать так называемое Французское Сообщество, в которое на правах автономий вошли почти все бывшие колонии, а также подопечные территории (до Первой мировой войны они были колониями Германии, потом стали подмандатными территориями Лиги Наций, а после Второй мировой войны – подопечными территориями ООН). Но это Сообщество оказалось недолговечным.
Вторым этапом стал 1960 год, который в литературе получил название Года Африки. В течение одного только этого года стали независимыми 17 бывших колоний, преимущественно французских. Можно сказать, что с этого времени процесс деколонизации в Африке стал уже необратимым.
На третьем этапе, после 1960 г., этот процесс был фактически завершен. В 1960-е гг. после восьмилетней войны с Францией добился независимости Алжир. Получили ее и почти все британские колонии, последние колонии Бельгии и Испании. В 1970-е гг. главным событием стало крушение колониальной империи Португалии, которое произошло после демократической революции в этой стране в 1974 г. В результате стали независимыми Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау и острова. Обрели независимость еще некоторые бывшие владения Великобритании и Франции. В 1980-х гг. к этому перечню добавились английская Южная Родезия (Зимбабве), а в 1990-х гг. – Юго-Западная Африка (Намибия) и Эритрея.


В результате на огромном Африканском материке теперь колоний уже нет. А что касается некоторых островов, еще остающихся в колониальной зависимости, то их доля в площади и населении Африки измеряется сотыми долями процента.
Однако все это не означает, что ход деколонизации на третьем этапе был только мирным и обоюдно согласованным. Достаточно сказать, что в Зимбабве национально-освободительная борьба местного населения против расистского режима, установленного здесь белым меньшинством, продолжалась в общей сложности 15 лет. В Намибии, которая после Второй мировой войны была фактически незаконно присоединена к ЮАР, национально-освободительная борьба, в том числе и вооруженная, продолжалась 20 лет и закончилась только в 1990 г. Еще один пример такого рода – Эритрея. Эта бывшая итальянская колония, после войны находившаяся под контролем Великобритании, затем была включена в состав Эфиопии. Народный фронт освобождения Эритреи боролся за ее независимость более 30 лет, и только в 1993 г. она была наконец провозглашена. Правда, спустя пять лет разгорелась еще одна эфиопо-эритрейская война.
В начале XXI в. в Африке остается, пожалуй, только одна страна, политический статус которой до сих пор окончательно не определен. Это Западная Сахара, которая до 1976 г. была владением Испании. После того как Испания вывела оттуда свои войска, территорию Западной Сахары оккупировали претендующие на нее соседние страны: на севере – Марокко, а на юге – Мавритания. В ответ на такие действия Народный фронт за освобождение этой страны провозгласил создание независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), которую признали уже десятки стран мира. Ныне он продолжает вооруженную борьбу с остающимися еще в стране марокканскими войсками. Конфликт вокруг САДР можно рассматривать как один из наиболее ярких примеров территориальных споров, которых так много в Африке.
Вполне закономерно, что в процессе деколонизации очень большие изменения произошли и в государственном строе африканских стран.
По форме правления подавляющее большинство независимых государств Африки (46) относятся к президентским республикам, тогда как парламентских республик на континенте очень мало. Монархий в Африке и раньше было сравнительно немного, но все-таки к ним относились Египет, Ливия, Эфиопия. Теперь же монархий осталось всего три – Марокко на севере Африки, Лесото и Свазиленд – на юге; все они являются королевствами. Но при этом нужно иметь в виду, что и за республиканской формой правления здесь нередко скрываются военные, причем часто сменяющиеся, или даже откровенно диктаторские, авторитарные режимы. В середине 1990-х гг. из 45 стран Тропической Африки такие режимы имели место в 38! Во многом это объясняется внутренними причинами – наследием феодализма и капитализма, крайней экономической отсталостью, низким культурным уровнем населения, трайбализмом. Но наряду с этим важной причиной возникновения авторитарных режимов стало и продолжавшееся многие десятилетия противоборство двух мировых систем. Одна из них стремилась закрепить в молодых освободившихся странах капиталистические порядки и западные ценности, а другая – социалистические. Нельзя забывать о том, что в 1960– 1980-е гг. довольно многие страны континента провозгласили курс на социалистическую ориентацию, отказ от которой произошел только в 1990-х гг.
Примером авторитарного может служить режим Муамара Каддафи в Ливии, хотя эта страна еще в 1977 г. была переименована им в Социалистическую Ливийскую Арабскую Джамахирию (от арабского аль-Джамахирия, т. е. «государство масс»). Другой пример – Заир во время длительного правления (1965–1997) основателя правящей партии маршала Мобуту, в итоге свергнутого со своего поста. Третий пример – Центральноафриканская Республика, которой в 1966–1980 гг. руководил президент Ж. Б. Бокасса, затем провозгласивший себя императором, а страну – Центральноафриканской империей; он также был свергнут. Нередко к числу стран со сменяющими друг друга военными режимами относят также Нигерию, Либерию и некоторые другие государства Африки.
Обратный пример – победы демократического строя – являет собой Южно-Африканская Республика. Сначала эта страна была британским доминионом, в 1961 г. стала республикой и вышла из Содружества, возглавляемого Великобританией. В стране господствовал расистский режим белого меньшинства. Но национально-освободительная борьба, которой руководил Африканский национальный конгресс, привела к победе этой организации на выборах в парламент страны в 1994 г. После этого ЮАР снова вернулась в мировое сообщество, а также в состав Содружества.
По форме административно-территориального устройства подавляющее большинство стран Африки относятся к унитарным государствам. Федеративных государств здесь всего четыре. Это ЮАР, состоящая из девяти провинций, Нигерия, включающая в себя 30 штатов, Коморские Острова, в состав которых входят четыре округа-острова, и ставшая федерацией только в 1994 г. Эфиопия (состоит из девяти штатов).
Однако при этом нужно учитывать, что африканские федерации существенно отличаются, скажем, от европейских. В. А. Колосов выделяет даже особый, нигерийский тип федераций, к которому в Африке относит Нигерию и Эфиопию, называя их молодыми высокоцентрализованными федерациями с неустойчивыми авторитарными режимами. Для них характерно слабое местное самоуправление и вмешательство центра «сверху» во многие дела регионов. Иногда в литературе можно также встретить утверждение, что ЮАР фактически является унитарной республикой с элементами федерализма.
Главной политической организацией Африки, объединяющей все независимые государства континента, была Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. с центром в Аддис-Абебе. В 2002 г. она была преобразована в Африканский союз (АС), образцом для которого, можно считать, послужил Евросоюз. В рамках АС уже созданы Ассамблея глав государств и правительств, Комиссия АС, Африканский парламент, намечается создание Суда и введение единой валюты (афро). Цели АС – поддержание мира и ускорение экономического развития.

Подавляющее большинство африканских государств получило независимость в исторически короткие сроки, менее чем за десятилетие - с 1957 по 1965 г. Ни одно новообразованное государство не было готово к самостоятельному развитию. Они приобрели все атрибуты государственности: суверенитет, территорию, гражданство, административную машину, дипломатические представительства, флаги, гербы, демократические политические системы, конституции, законодательство, навязанные метрополией и т.д. В результате, студенты стали дипломатами, клерки сели в кресла высшей бюрократии, а младшие офицеры превратились в генералов. Изменились посты и статусы, количество звездочек на погонах и величина зарплаты, но не изменился менталитет, не ослабло влияние иатронатно- клиентельных и этноконфессиональных связей. Более того, многие из них стали доминировать. Во всех структурах управления, обеспечения жизнедеятельности, производства не хватало квалифицированных кадров. Если Великобритания и Франция после Второй мировой войны начали целенаправленно создавать в своих колониях политическую элиту (но не экономическую), то другие метрополии не делали и этого. В колониях Бельгии, Испании, Португалии полная неподготовленность к независимости привела к исходу европейцев (основных носителей технической и экономической культуры) и длительным кровопролитным конфликтам, в решении которых было вынуждено участвовать мировое сообщество (Ангола, Демократическая Республика Конго (ДРК), Западная Сахара, Мозамбик). Некоторые западные ученые уподобляли молодые африканские государства десятилетнему мальчику, которому дали дом, банковский счет и ружье. Логичнее сравнить эти страны с совершеннолетним психически и физически здоровым выпускником хорошего российского детского дома, который не знает истинную стоимость вещей, как тратить деньги, взаимодействовать с окружающими людьми и учреждениями. Все это за него делали воспитатели и обслуживающий персонал, то есть колониальная администрация.

Для подавляющей массы населения Африки достижение независимости и переход власти в руки африканских политических лидеров прошли совершенно незаметно. В их повседневной жизни ничего не изменилось. Колониальные границы, столицы, инфраструктура шоссейных и железных дорог, административные единицы и модель управления, бюрократические процедуры, система образования и здравоохранения, системы обеспечения безопасности, форма и оружие, европейские языки как форма коммуникации, как и многое другое, остались без изменений и были унаследованы молодыми африканскими государствами.

Политическая культура молодых африканских государств сформировалась в условиях репрессивного колониального режима. Она вступила в неразрешимое противоречие с демократическими структурами, учреждениями и законами, навязанными метрополиями в последние годы перед получением независимости. Глубинные процессы во всех государствах протекали весьма схоже. Их внешнее проявление выражалось в политическом плане в создании авторитарных и тоталитарных режимов, в экономическом - в национализации. Все это сопровождалось постоянными военными переворотами. В основе этих глубинных процессов лежала незавершенность создания политических и экономических структур в рамках колониального общества. Антиколониальные движения объединили большую часть населения, вне зависимости от этнического, конфессионального и имущественного факторов в борьбе за лучшую жизнь, социальную справедливость и равенство всех людей. После получения независимости никакие другие политические силы не смогли заполнить образовавшийся вакуум и оказались не способными мобилизовать национальное сознание. Правящие режимы лишились массовой поддержки своего народа.

Доколониальное африканское общество знало только авторитарную власть правителя, которая часто и в значительной степени ограничивалась традиционной знатью. Колониальное правление, вне зависимости от уровня развития демократии в метрополии, включало насилие, угнетение, подавление оппозиции, игнорирование прав человека, гражданских и экономических свобод. К моменту достижения независимости африканцы обладали лишь авторитарными традициями, которые практически сразу же вступили в противоречие с демократическими политическими институтами, навязанными метрополиями.

Привнесенная в рамках колониального общества европейская политическая культура (разделение властей, парламентаризм, прямое всеобщее и тайное голосование и т.д.) из-за силового волюнтаристского решения о деколонизации не имела достаточно времени для внедрения и закрепления в сознании широких африканских масс. Лишенная контролирующей и направляющей силы в виде колониальной администрации, европейская политическая культура не исчезла, а быстро трансформировалась. Она наполнилась африканскими традициями (например, легитимная, как с точки зрения традиционной знати, так и народа, возможность при определенных обстоятельствах свергать и даже убивать правителя).

В результате оставшиеся по форме европейские демократические институты наполнились традиционными африканскими представлениями с совершенно иной шкалой ценностей: уравнительность, трайбализм (политическое и культурное обособление на основе родоплеменного деления), геронтократия, клановость, клиентелизм (система, основанную на отношениях патрон - клиент), отсутствие толерантности. Некоторые лидеры молодых африканских государств открыто пропагандировали общинные ценности, противопоставляя их западной и «социалистической» демократии и советскому социализму, непригодными для Африки.

Первые годы независимого развития сопровождались созданием центров власти и систем управления. Этот процесс шел по следующим основным направлениям:

  • 1) африканизация государственных институтов (замена колониальных руководителей и чиновников на африканских политиков и государственных служащих);
  • 2) расширение государственного аппарата и огосударствление экономики;
  • 3) концентрация государственной власти в руках исполнительной ветви власти;
  • 4) контроль над политической и общественной жизнью;
  • 5) расширение и укрепление силовых структур и репрессивных методов управления;
  • 6) создание режима личной власти, основанной на этноконфессиональ- ной и патронатно-клиентельной системе.

Независимо от социально-экономической, политической и идеологической ориентации страны, авторитаризм характеризовался несменяемостью законными средствами правящей элиты, полным ее контролем над государственной собственностью и основными рычагами власти. Доминирующим типом режима стал президентский.

Практически все африканские лидеры первого поколения пошли по пути однопартийных авторитарных или тоталитарных форм правления, основанных на централизации и личной власти. Они утверждали, что однопартийная политическая система - это не временное отклонение от универсальных норм, а их адаптация к африканским реалиям. Она - гарант внутриполитической стабильности и единственное средство для противостояния трайбализму. Однопартийная система сможет лучше обеспечить единство полиэтнической страны и успешнее решит проблемы развития.

В начале 1960-х гг. экономическая и политическая власть не совпадали и теоретически могли существовать раздельно. Вскоре они начали все более тесно переплетаться, появилась широко распространенная практика конвертации власти в богатство и наоборот. В политике участвовало незначительное количество людей, соперничавших друг с другом в рамках широкого спектра слабых, недолговечных, бесструктурных, переменчивых альянсов и группировок. Их лидеры обладали определенными авторитарными чертами, такими, например, как жажда власти, агрессивность, конформизм, безапелляционный командный метод руководства. Общенациональный политик должен быть неординарен. Это нередко касалось не только его ментальных, психологических, но и физических данных (например, рост, сила, половая потенция и т.д.). Политическая борьба приняла личностный характер, так как малограмотным массам сам лидер был ближе и понятнее, чем его политическая программа.

Для Африки нехарактерна идея дробления власти. Правитель является ее единственным носителем. Реальный механизм политической власти и в настоящее время полностью зависит от лидера, который использовал широкий арсенал средств и методов управления от прямого насилия до социального маневрирования и идейно-политического манипулирования. Как правило, законодательная, исполнительная, судебная и даже партийная власть концентрируется в одних руках.

Для Африки до сих нор характерен лидер, опирающийся на патронатно- клиентельные и этноконфессиональныс связи и стремящийся использовать их в своих корыстных целях в политической и социально-экономической сферах. Руководителями получавших независимость государств становились выходцы из традиционных правящих семей различного уровня. Для электората не имеет значения партийная принадлежность лидера, главное - его личные характеристики, связь со своим народом или этнической группой, хотя каждый из них декларирует свою приверженность общегосударственным интересам.

Правитель воспринимался в доколониальном обществе как потомок бога или получивший от него свои прерогативы. Традиционные правители считались исполненными особой сверхъестественной силой, в частности способностью исцелять. Корни современной политической системы уходят в традиционную концепцию власти. В доколониальной Африке верховный правитель выступал в качестве посредника, объединившего вокруг себя мир людей и связывавшего его с потусторонним миром богов и духов. Без него обществу грозил распад и хаос.

Верховный правитель возвышался над обществом, поскольку находился в близких отношениях с мифическим миром и на него не распространялись законы, которым следовали обычные люди. Более того, лидер становился проводником магических сил, с помощью которых он способен предупредить несчастье, вызвать в засуху дождь и т.д. Человек, достигший вершины власти, уже в силу этого обладал максимумом могущества. Народ связывал с ним надежду на осуществление своих чаяний. Мистицизм и в настоящее время является частой причиной дискредитации политических фигур. Считается, что любые неблагоприятные природные явления обусловлены неблагосклонностью предков к тем или иным политическим событиям в стране. Такие аргументы имеют силу даже в крупных городах и мегаполисах.

В африканских государствах велика роль харизматических лидеров. Харизма не требует ни длительного времени для своего формирования, ни рационального набора общепризнанных норм. Такой руководитель, прежде всего, является национальным героем, символизирующим в своем лице идеалы и чаяния населения страны. Одновременно харизматический лидер узаконивает новое светское правление, наделяя его даром свой благодати. Харизматические качества также являются источником авторитарной власти. Иногда в африканских странах возникает феномен, когда харизматические элементы присущи самому институту власти или статусу и не зависят от персональных черт правителя. Подобные руководители выполняют своеобразные коммуникативные функции. Африканский лидер наделяется большими полномочиями, он не только высшее должностное лицо, но и олицетворение государства, нации. Большинство лидеров имеют склонность к эгоцентризму и не всегда добросовестно выполняют свои обязанности.

Политическое устройство в большинстве стран Африки до сих пор легитимируется сверху, в отличие от современного западного общества, где данный процесс идет снизу путем выборов, голосования, конкуренции. Государство сохраняет патерналистские формы и во многом опирается на право «неписанных законов». Легитимация власти прежде всего связана с проблемой политического лидерства. Авторитарные лидеры возникают там, где есть для этого предпосылки, где распространена идеология единоличного правления и существует психологическая готовность принять такого руководителя. Персонализация политических и социальных проблем была обусловлена политической культурой освободившихся стран.

Лидер, какими бы личными данными и какой харизмой ни обладал, не может руководить без опоры на правящую элиту. Она стремится, в первую очередь, отстранить от власти соперников, стабилизировать обстановку в стране, укрепить свое положение и установить господство над обществом. В современной Африке для этого наиболее подходит авторитаризм и имитационная демократия . В арсенал методов реального политического руководства входят личная уния, персональные связи, политическая коррупция, система коммуникаций «патрон - клиент», а также этнорегиональные и конфессиональные связи.

Элита взяла па вооружение европейскую христианскую цивилизацию и стала ее проводником. Она восприняла чужой язык, чужие обычаи и нравы, чужие идейные воззрения и пытается приспособить все это к местным условиям. Элита в Африке возникла не в результате процесса естественной эволюции, а как следствие вторжения чужеродной силы - колониализма, навязавшего силой иной общественный строй и иную культуру. Отсюда двойственность, которая пронизывает все стороны жизни и деятельности как правящей, так и оппозиционной элиты. Если в развитых государствах правящий слой фактически олицетворяет и выражает интересы господствующих слоев населения, то в Африке она состоит преимущественно из чиновников и политиков, чья власть и соответственно доходы зависят почти исключительно от занимаемых постов. Происходит сращивание собственности и политической власти в лице чиновников. Политическая власть используется как средство и одновременно удобное прикрытие для правящей элиты с целью перераспределения в свою пользу бюджетных ассигнований, выгодных контрактов. Государственная власть превратилась в главный источник привилегий и богатства.

Став частью госаппарата или примыкая к нему, элита получила возможность безнаказанно присваивать государственные средства и участвовать в формировании администрации, руководствуясь принципом личной преданности, а также поощрять патронатно-клиентельные отношения и коррупцию па более низких ступенях общественной иерархии. Таким образам была создана малочисленная, но влиятельная прослойка, занимающая видное положение в обществе и спаянная боязней потери власти, что во многих случаях равнозначно утрате не только власти и имущества, но и жизни.

Стабильным ядром политических кланов выступают сравнительно узкие и относительно однородные в этносоциальном отношении группировки профессиональных политиков, тесно связанных единством этнических, религиозных, групповых или деловых интересов и объединенных вокруг лидера системой личных (неформальных и формализованных) связей. В свою очередь, каждая из этих группировок замыкает на себя широкую клиентельную сеть, которая обеспечивает им поддержку в низовых слоях общества. В механизме действия клановых структур существует не только конусообразное перераспределение доходов и престижа, но и определенная вертикальная мобильность. Она позволяет наиболее «способным» представителем социальных низов подниматься на различные уровни клановой иерархии, включая замкнутый правящий слой, который имеет доступ к власти.

Элита, находящаяся на высших постах государственной иерархии, выступает нс просто как представитель чьих-то интересов, а как особая социальная общность , как правящая господствующая группа. Она формировалась как единый социальный носитель государственной власти и собственности, базировавшейся на государственной монополии.

В Африке отсутствует еще одна важная составляющая западного демократического государства - профессиональная бюрократия. Низкому уровню компетентности кадров, призванных разрабатывать и проводить государственную и региональную политику, сопутствуют коррупция и расхищение национального достояния. В политическом поведении властвующей элиты корпоративная солидарность сочетается с жесточайшей конкуренцией этнорегиональных группировок в борьбе за наиболее прибыльные позиции в административных и экономических органах.

В колониальный период деятельность представительных органов власти была сведена до уровня консультативных советов. В начальный период независимости парламентские органы копировали соответствующий образец бывшей метрополии, даже если такая модель не была приспособлена к местным условиям и не отвечала национальным интересам. Почти повсеместно два института в лице исполнительной и законодательной властей пришли к столкновению. И это противостояние по всей Африке закончилось поражением парламента. А в тех странах, где парламент сохранился, он деградировал и превратился в придаток всесильной исполнительной власти, лишь утверждая разработанные ею законы. Часто исполнительная власть сохраняла право на издание актов и по тем вопросам, которые отнесены к ведению парламента. Почти повсеместно такой важнейший элемент законодательной власти, как контроль за деятельностью правительства, стал чисто формальным, так как законодательный орган не формирует правительство, а лишь одобряет кандидатуру премьер-министра, предложенную главой государства.

Оставленные метрополиями демократические институты потерпели крах, так как демократическое правление попытались создать без социальной опоры, без наличия значительной группы населения, заинтересованной в существовании новых институтов. У африканских лидеров возникло теоретическое умозаключение, что они смогут повторить путь Советского государства, которое дало возможность неевропейскому обществу противостоять современному Западу за счет овладения новейшими достижениями техники, одновременно сторонясь демократической идеологии, политического и общественного устройства. Но изменилась историческая ситуация: «под дулом автомата» невозможно заставить написать программу для компьютера и заниматься генной инженерией. Широко распространились утопические взгляды, что интеллигенция, разночинцы, гражданские или военные могут быть носителями трансформации общества, опираясь на государство, создавать общество по различным теоретическим схемам.

Характерной чертой постколониального развития Африки было недостаточно критическое отношение многих лидеров к необходимости поиска приспособленных к реалиям континента моделей развития. Они не учитывали менталитет африканцев, культурное наследие, особенности социальной структуры, демографические и экологические особенности, а также низкий уровень политического развития. Этому во многом способствовало два объективных обстоятельства. Первое связано с тем, что в тот исторический период, когда африканские страны получили независимость, среди политиков и ученых, как на Востоке, так и на Западе, господствовало представление о прогрессе как о постоянном количественном росте, что и послужило основой для разработки соответствующих концепций развития. Второе заключается в том, что на все сферы жизни человечества накладывалось противостояние двух систем - капиталистической и социалистической.

Все, что было связано с бывшими метрополиями, включая политический строй и экономическую систему, априорно отвергалось как элитой, так и населением. Поэтому чрезвычайно популярным стал «некапиталистический путь развития» или «социалистическая ориентация». Основное ее содержание - создание ускоренным, революционным путем материальных, научно-технических, социальных и политических предпосылок для строительства социализма. Решающие условия обеспечения социалистической ориентации сводились к следующему (используя терминологию того времени):

  • 1) ликвидация политического господства империализма;
  • 2) подрыв экономического господства империализма;
  • 3) постоянное, усиливающееся сотрудничество с социалистическими государствами;
  • 4) ограничение и регулирование частного сектора;
  • 5) создание предпосылок для преимущественного развития и победы государственного и кооперативного секторов;
  • 6) борьба против идеологии эксплуататоров, за утверждение идеологии, базирующейся на принципах научного социализма;
  • 7) изменение классового характера власти - отстранение национальной буржуазии или буржуазно-феодальных элементов от власти и ее переход в руки революционно-демократических сил, действующих в интересах, а позже и под усиливающимся контролем трудящихся масс.

Под революционной демократией подразумевалась формирующаяся в процессе политической борьбы социальная прослойка общества, которая выражала антиимпериалистические, антифеодальные и социалистические идеалы и устремления. Все эти условия должно было обеспечить национально-демократическое государство, форма политического господства всех прогрессивных и патриотических сил, объединенных в национальном фронте или в революционно-демократической партии, состоящей из представителей рабочего класса, крестьянства, других демократических сил, в том числе революционных элементов национальной буржуазии.

Для упрочения социалистической ориентации считалось необходимым:

  • 1) создание единого патриотического фронта партий или авангардной партии;
  • 2) постепенный слом старого и создание нового государственного аппарата;
  • 3) реорганизация армии и превращение ее в надежную опору революционно-демократического режима;
  • 4) преимущественное развитие государственного сектора и регулирование частного сектора;
  • 5) гибкая национальная политика;
  • 6) расширение и упрочение связей с социалистическими государствами.

Гораздо сложнее было определиться с экономической составляющей

социалистической ориентации. Одним из фундаментальных положений марксистско-ленинской теории была первичность базиса и вторичность надстройки. Другими словами, характер экономики определял политическую систему общества, которая могла взаимодействовать с базисом, но не могла его изменить. Теоретики социалистической ориентации так и не смогли найти выход из данного фундаментального противоречия и предложили ряд паллиативов. Основным рычагом социалистических преобразований должен был стать государственный сектор. Считалось, что направление его развития определялось характером власти, революционно-демократическим государством и авангардной партией.

В реальности страны социалистической ориентации, находясь в системе мирового современного хозяйства, были не в состоянии переориентировать свою экономику или хотя бы внешнюю торговлю на социалистический рынок, да и социалистические государства не были готовы к этому. Они не могли удовлетворить потребность африканских стран в капиталах, кредитах, технической помощи. Значительную роль играл и географический фактор, удаленность от социалистического блока. Еще менее внятными были практические рекомендации. Они сводились в основном к двум направлениям - искусственное торможение развития капиталистического уклада, замена его, но возможности, государственным сектором и развитие крупной, преимущественно тяжелой промышленности, что способствовало возникновению и численному росту рабочего класса.

Но многие лидеры африканских государств выдвигали собственные концепции развития, как правило, на основе социалистических идей или под их очень серьезным влиянием. Одной из них была концепция «уджамаа » (Ujamaa ) танзанийца Джулиуса Ньерере (Julius Nyerere). Базой экономического и политического развития должны были стать африканские традиции - присущее, с точки зрения Ньерере, танзанийскому обществу самобытное мировоззрение, чувство коллективизма, известное африканцу чуть ли не с рождения. Африканская община жила по социалистическим принципам. Необходимо их возродить, при устранении негативных явлений, привнесенных колониализмом (нищета, отсталость, неразвитость экономики, униженное положение женщин). Эти недостатки легко устранимы в рамках коллективных деревень уджамаа. Эксплуатация и социальное расслоение, по представлениям Ньерере, в традиционном обществе отсутствовали, хотя руководители общин и некоторые их родственники имели больший доход, но это оправдывалось их большей ответственностью за судьбы соплеменников и большими трудовыми усилиями. Идеологи уджамаа считали, что основным различием между капиталистическим и социалистическим обществами является не способ производства материальных благ, а способ их распределения. Главное содержание уджамаа - соразмерное и справедливое распределение всего продукта, производимого обществом, иначе появится социальное расслоение.

Еще одним примером разработанной и претворенной в жизнь концепции африканского социализма стал «замбийский гуманизм» Кеннета Каунды (Kenneth Kaunda). В нем ставилась задача построить демократический социализм «в целях создания благоприятного климата для частного капитала и с таким расчетом, чтобы как государственный, так и частный сектор поддерживали друг друга в борьбе за рынок, обеспечивающий устойчивый рост». В 1967 г. был принят программный документ, подготовленный Каундой, «Гуманизм в Замбии и руководство по его осуществлению». Подчеркивалось, что политическая независимость - всего лишь первая ступень, а основная цель - достижение экономической самостоятельности, которая не может быть решена при жизни одного поколения. Чтобы построить социально справедливое общество, необходимо сочетать лучшие черты традиционного африканского общества взаимопомощи. Оно соприкасается, с одной стороны, с капитализмом, а с другой - с социализмом. В новом обществе необходимо работать коллективно, а владеть индивидуально, но человек должен быть в центре всего. В противном случае произойдет перерождение традиционного социального равновесия в современное общество с социальным расслоением. Одновременно недопустимым считалось ограничение инициативы замбийцев, для чего необходимым было сохранение их мелкой собственности, ограничение деятельности иностранного капитала и государственное регулирование экономики. Ставились задачи воссоздать традиционное общество в условиях «денежного» хозяйства, противодействовать появлению крупных собственников и активно поддерживать мелкое и среднее замбийское предпринимательство, или «неэксплуататорскую частную собственность» - по терминологии документа.

Африканский социализм широко охватил весь африканский континент (габонский демократический прогрессизм, либерийский гуманистический капитализм, камерунский планируемый либерализм, заирская аутентичность и т.д.). Лишь несколько стран не провозгласили его строительство. Однако подавляющее большинство подобных теоретических построений осталось только на бумаге.

Социалистическая ориентация оставила глубокий след в исторической памяти африканцев. Ее идеологическая составляющая - уравнительные идеи - типологически восходят к понятиям «справедливости» в традиционном обществе. В том или ином виде подобные представления неоднократно находили свое воплощение в разные эпохи и в разных цивилизациях (например, раннехристианские общины, анабаптистская коммуна в Мюнстере (Munster), государство иезуитов в Парагвае, Тайпин Тяньго (Небесное государство великого благоденствия) в Китае. И пока современное общество полностью не вытеснит традиционные уравнительные представления, возврат к тем или иным формам социализма в Африке весьма вероятен. Что же касается реализации идей «социалистической ориентации», то ее следует рассматривать как один из не нашедших свое подтвержденис в практике вариантов ускоренного развития или модернизации еще в значительной степени традиционного общества.

В Африке трудно отделить экономику от политики, они встроены друг в друга. Процессы производства, потребления и обмена опосредованы отношениями родства, пола, возраста, разнообразными ритуалами и верованиями. Невозможно дать однозначный ответ в рамках всего континента - является ли авторитаризм следствием сложившейся экономической системы или наоборот. От европейской рыночной экономики существующую в Африке систему отличает неконкурентный тип поведения. Она стремится к торговой монополии путем сговора или внеэкономического уничтожения конкурента, делает ставку на максимизацию прибыли путем создания дефицита товаров при завышенных ценах. Во главу угла ставится не производственная деятельность, а торгово-посреднические и финансово-ростовщические операции, которые не могут осуществляться без коррумпированной власти. Полностью отсутствуют не только рыночная культура и деловая этика, но и какая-либо культура и этика вообще. Первые десятилетия независимого развития Африки весьма схожи с положением дел в Латинской Америке, где подобная ситуация сохраняется почти двести лет.

После достижения независимости в молодых государствах не было достаточно специалистов, которые могли бы обеспечить бесперебойное функционирование хозяйственного механизма общества, не было прослойки предпринимателей и менеджеров, способных работать на мировом рынке. Кроме того, правящая элита молодых государств стремилась поставить иод свой контроль политическую и экономическую жизнь страны. Все это привело к массовой национализации. Она была воспринята современниками, как на Западе, так и на Востоке, как еще одно доказательство строительства социализма. При этом даже не обращалось внимания на то, что в немногочисленных государствах, отрицавших даже на словах социалистический выбор, процент национализированной собственности мог быть выше, чем в самых «революционных».

Повсюду в Африке государственный сектор занял монопольные или ведущие позиции во всех сферах экономики, за исключением сельского хозяйства. Государство, а точнее - государственный аппарат и связанные с ним компании и предприниматели, было единственной силой, которая могла уберечь экономику от полного развала. Нс только СССР, США, страны Европы, транснациональные компании (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ), но даже небольшие компании и частные предприниматели предпочитали иметь дело с государством, что давало хоть какую- нибудь гарантию быть конкурентоспособными, гарантировать возврат вложенных средств и получение прибыли.

Сосредоточение всей полноты политической и экономической власти в руках правящей группировки привело к тому, что быстрое и легальное обогащение стало возможным только через доступ к рычагам государственной власти. Подобное положение привело к череде государственных переворотов, которые не имели под собой никаких серьезных политических или экономических изменений, а были лишь борьбой соперничающих группировок за доступ к распределению национального богатства. За тридцать лет, начиная с I960 г., только удавшихся попыток насильственного захвата власти было более ста. Военные режимы мало заботились о своей легитимности и о том, как они выглядят в глазах мирового сообщества. Они запрещали любую политическую и общественную деятельность.

Как и любое сложное явление, военные перевороты имели и положительную сторону. Они на время снимали политический кризис, приостанавливали деструктивные процессы. Государственные институты на короткое время получали импульс для обновления. Однако в обществе, находившемся в состоянии хронического кризиса, их развитие не могло не только закрепиться, но и происходить достаточно долго. Вскоре внутри новой власти, особенно в ее центральных органах, вновь возникали тенденции, способствовавшие дестабилизации режима.

Подобное положение во многом поддерживалось сложившимися в то время международными отношениями, основу которых составляло противоборство СССР и США. Африка оставалась практически единственным «неразделенным» континентом, где было возможно активное противоборство между ними, где холодная война переходила в открытое вооруженное противостояние (например, Кубы и ЮАР в Анголе и Мозамбике). В 1960-х гг. глобальные интересы сверхдержав на Черном континенте практически не пересекались: СССР укреплял свое политическое влияние, США - экономическое, ставя под контроль ТНК и ТНБ всю хозяйственную деятельность молодых государств. Лишь в середине 1970-х гг., когда африканская политика СССР стала более прагматичной и эффективной, США стали активно противостоять советскому влиянию. Соперничество двух мировых держав позволяло африканским государствам получать помощь и поддержку в объемах, далеко превышавших их реальный вес на политической арене, а самым одиозным лидерам переход на чыо-либо сторону давал возможность остаться у власти.

Несмотря на огромную международную помощь, Африка в начале 1980-х гг. столкнулась с серьезнейшим системным кризисом, выйти из которого она самостоятельно не могла. Черный континент не обеспечивал себя продовольствием, прирост населения значительно превышал темпы роста экономики, уровень жизни населения и его реальные доходы уменьшились, деградировала социальная инфраструктура, значительно увеличился отток населения в более развитые страны. Континент сотрясали многочисленные вооруженные конфликты.

Произошли значительные изменения и в социальной структуре африканских государств. В наиболее развитых из них появилась прослойка финансистов, предпринимателей, менеджеров, способных взять на себя ответственность за стабильную работу компаний и предприятий не только на внутреннем или африканском рынке, но и на международных. Появились солидные по африканским меркам свободные капиталы, из-за своего происхождения они не могли быть вложены за границей. Данную прослойку, которая стала заинтересована в политической и экономической предсказуемости государства и в которую входила значительная часть политической, экономической, управленческой и даже интеллектуальной элиты, уже нс устраивали тоталитарные и жесткие авторитарные режимы с их постоянным страхом перед концентрацией экономической власти в частных руках.

Все эти факторы оказали решающее воздействие на политико-социальное положение государств континента. Началась массовая приватизация, хотя ее объем и темпы в отдельно взятых государствах различны. Доступ к рычагам государственной власти перестал быть единственным источником обогащения. Военные перевороты постепенно стали исключением и открыто осуждались не только мировым общественным мнением, но и Организацией Африканского Единства (Organization of African Unity), и лидерами африканских государств. Появились объективные предпосылки к созданию политических систем переходных к демократии типов. Подобная тенденция была поддержана основными донорами африканских государств. Одним из основных критериев оказания помощи стала легитимность политической власти, возрождение многопартийности, проведение всеобщих и, насколько это возможно в специфических африканских условиях, демократических выборов глав государств и представительных органов. Казалось, континент получил шанс для развития по направлению к политическим, экономическим, духовным и культурным ценностям западного мира при сохранении даже тех негативных традиций, от которых невозможно безболезненно отказаться на протяжении жизни нескольких поколений. Но в складывавшиеся хрупкие реалии вмешались Международный валютный фонд (МВФ) и Международный байк (МБ).

Непосредственной причиной активизации МВФ и МБ в африканских странах стало серьезное ухудшение их экономического положения, образование огромной внешней задолжности. Многие государства оказались неспособными не только выполнять свои финансовые обязательства, но даже и обслуживать их, то есть выплачивать проценты. Действия международных финансовых организаций были вынужденными, во многом спровоцированными безответственной позицией руководителей стран Африки. МВФ и МБ не собирались заниматься реколонизацией или злонамеренно вмешиваться во внутренние дела, они просто перенесли на Черный континент тот набор неолиберальных мер, который себя оправдал в Греции, Испании, Португалии, на Филиппинах и в некоторых других странах. Политико-экономические цели были обозначены верно и достаточно прагматично: сохранить встроенность континента в систему глобального рынка в качестве его ресурсно-сырьевой составляющей и снизить для стран- доноров постоянную и все возрастающую помощь региону.

Эти цели должны быть достигнуты путем макроэкономической стабилизации. Они заключались в обеспечении бюджетного и платежного равновесия, которые, по мнению экспертов МВФ и МБ, были достижимы лишь путем сокращения государственных расходов, уменьшения импорта, девальвации национальной валюты и соответствующей корректировке внутренних цен. Все это неизбежно усиливало болезненность таких мер для большинства населения, прямо или косвенно повышало социальные издержки экономических перемен (упадок систем здравоохранения и образования, снижение реальных доходов населения, рост безработицы и т.д.).

Аналогичный негативный эффект имели и некоторые аспекты структурной адаптации, предусматривавшей рост частного сектора, приватизацию государственных компаний, переориентацию на ускоренное развитие экспортных производств за счет импортозамещающих, общую либерализацию условий хозяйственной деятельности. В представлениях о методах развития господствующей стала формула «меньше государства, больше рынка».

В результате «мотор» экономики обернулся ее «тормозом». В социальной области эта практика привела к весьма серьезным последствиям. Например, в 1980-1990-х гг. объем расходов на образование в расчете на одного ребенка в Африке снизился на 45%. Резко сократился среднедушевой доход, непреодолимым стал барьер между самыми богатыми и подавляющим большинством населения, углубилась социальная дезинтеграция, тесно связанная с деградацией традиционных обычаев и нравов, особенно в крупных городах. Властные элиты и тесно связанные с ними предприниматели и интеллигенция полностью оторвались от нужд простого народа и в большей мере стали ориентироваться на европейские и американские стандарты жизни. Системы здравоохранения и обучения, потеряв государственную поддержку, впали в перманентный кризис, резко возросла роль неформальной экономики, произошло слияние организованной преступности с государственными чиновниками, и не только на местах. Подобные явления наблюдались и до вмешательства МВФ и МБ, но только после этого деструктивные процессы стали оказывать всеобъемлющее влияние на общество и превратились в структурообразующие элементы повседневной жизни.

Новые «правила игры» вызвали неоднозначное отношение правящей элиты. С одной стороны, кредиты на реализацию программ увеличивали возможность их использования в целях укрепления политических позиций верхов, с другой - политика сокращения государственного сектора подрывала экономическую базу власти и поэтому фактически саботировалась многими африканскими лидерами. Здесь негласная позиция правящей верхушки смыкалась с отрицательным отношением к приватизации государственных компаний со стороны их персонала (угроза сокращения) и патриотически настроенной интеллигенции. Действия международных финансовых организаций во многом усугубили общий кризис. Они способствовали также закреплению в нем некоторых элементов патологии, например, невозможность самостоятельного решения проблем занятости, борьбы с эпидемиями и распространением СПИДа, обеспечения населения чистой питьевой водой и электроэнергией, не говоря уже о коррупции, ставшей структурообразующим элементом не только всех эшелонов управления, но и всех областей социальной и общественной жизни.

К концу 1990-х гг. стал очевидным провал неолиберальных мер по структурному преобразованию экономики континента. Это были вынуждены признать руководители МВФ и МБ. Помимо очевидных экономических издержек, политического ущерба, которые могут быть хотя бы приблизительно подсчитаны и оценены, психологический эффект может иметь самые далеко идущие последствия. В представлении простых африканцев фундаментальные положения западной христианской цивилизации - демократия, рыночная экономика, либеральное законодательство, свободное предпринимательство, плюрализм мнений и многое другое - еще долгое время будут ассоциироваться с нищетой, уменьшением реальных доходов, невозможностью воспользоваться квалифицированной медицинской помощью, дать ребенку достойное образование и т.д. Подобные представления серьезно осложняли существование Африки в единой мировой политической и экономической системе.

Во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. наблюдается всеобщее снижение политического и экономического интереса к Африке со стороны как развитых стран Европы и Америки, так и быстроразвивающихся азиатских и латиноамериканских государств. В результате существенно уменьшилось финансовое, экономическое и техническое содействие Африке со стороны внешних сил, за исключением Китайской Народной Республики. Среди множества причин можно выделить главные: прекращение соперничества между СССР и США и, как следствие этого, ослабление политического интереса к африканским государствам, которые использовались в борьбе за политическое доминирование в этом регионе; появление новых государств в Восточной Европе, на территории СССР и отток финансовой, технической и т.д. помощи с африканского континента в эти страны; возникновение очагов конфликтов в Европе, которые волновали международное сообщество гораздо больше, чем африканские. Навязываемая промышленно развитыми государствами структурная перестройка экономики и моделей политического развития привела к углублению противоречий и обострению застарелых конфликтов, как внутренних, так и межгосударственных, а изменение политической конфигурации континента повлекло за собой образование на континенте центров силы с тяготеющими к ним субрегиональными организациями и стремлением подчинить себе экономически и политически близлежащие государства.

В последние десятилетия XX в. произошли кардинальные геополитические изменения. Конец холодной войны, крушение коммунистической идеологии, распад социалистического содружества и СССР оказали большое влияние на политический процесс в африканских странах. Многие из них вновь оказались перед выбором моделей политического и социально-экономического развития. Эта ситуация усложнилась все возрастающей глобализацией международных отношений. Международное пространство все более заполнялось не государствами, а ТИК, ТНБ и неправительственными организациями.

  • Тоталитарным африканский режим называется тогда, когда его действия направленына уничтожение части своего населения по этническому, классовому, расовому, религиозному или любому другому признаку.
  • Имитационная демократия - политический режим, где на бумаге существуют свободыи альтернативные выборы, но реально власть находится у президента и неконституционныхструктур. В странах имитационной демократии проводятся свободные, прямые, многопартийные выборы, но с гарантированным результатом в результате путем частичной корректировки итогов голосования или предварительных договоренностей элит.

Создание предпосылок для деколонизации Африки в ходе и после Второй мировой войны, деколонизация Африки, воо­ружённые конфликты и позиции великих держав, от Орга­низации Африканского единства к Африканскому Союзу, проблемы развития постколониальной Африки, Африка как арена противостояния двух сверхдержав.

В европейской историографии принято считать, что Вторая мировая война сравнительно мало затронула Африку, за исключе­нием сё средиземноморского побережья, где с 1941 по 1943 тт. ш ли боевые действия. На самом деле война изменила ситуацию не только в странах Северной Африки, она существенным обра­зом повлияла на развитие всех её регионов. Южная Африка, яв­лявшаяся английским протекторатом, Южно-Африканским сою­зом, в годы войны совершила громадный скачок в своём разви­тии, поставляя руды, металлы и продовольствие обеим воющим сторонам. ЮАС к концу войны вошёл в группу индустриально развитых стран и в силу наличия громадных запасов алмазов, золота, урана, молибдена, хрома, марганца, других видов стра­тегического сырья стал важным игроком мировой политики.

В Западной и Тропической Африке в силу ослабления мет­рополий в годы Второй мировой войны сформировалось эли­тарное поколение молодой интеллигенции, возглавившей после войны борьбу за независимость. Среди этого поколения появи­лись деятели, оставившие яркий слсд в мировой политике. К их числу можно отнести Кваме Нкруму (Золотой берег - Гана), Ле­опольда Сенгора (Сенегал), Секу Туре (Гвинея), Джулиуса Нье- рера (Нигерия), Тамаса Кениату (Кения), Патриса Лумумбу (Конго-Заир), Агостиньо Нетто (Ангола), Самора Машела (Мо­замбик), Кеннета Кауцду (Северная Родезия - Замбия). Они смогли сплотить вокруг себя народы и повести их на борьбу за национальное освобождение.

В 1945 г. лидеры африканских стран собрались на V Панаф- риканекий конгресс в Манчестере, на котором впервые был по­ставлен вопрос о независимости африканских стран и солидар­ности в борьбе с колониализмом. Уже на этом конгрессе выяви­лись две разных концепции развития Африки. Первая была представлена Кваме Нкрумой, предполагавшим создать некую федерацию африканских государств по примеру США. С про­граммой партикулярного национализма выступил Сснгор, счи­тавший, что каждое африканское государство должно укреплять свою независимость, которая не исключала развития межгосу­дарственного сотрудничества. После получения независимости почти все африканские государства разделились на тех, кто принял концепцию Нкрумы, - их стали называть Касаблапской группировкой, и на тех, кто пошёл за Сепгором, - их стали име­новать монровийской группировкой.

В 50-60-е гг. в Африке произошли события, не имевшие се­бе равных в прошлом по масштабу: рухнула колониальная сис­тема и появились десятки суверенных государств, ставших пол­ноправными субъектами межгосударственных отношений. Именно после развала колониальной системы политика станет с полным основанием называться “мировой”. До этого времени политику формировал узкий круг европейских, американских государств и Япония. Остальные были её аутсайдерами. После развала колониальной системы сформировался мировой поря­док, просуществовавший до 90-х гг. XX в., до развала СССР.

Когда окончилась Вторая мировая война, в Африке было всего два полностью независимых государства: Эфиопия и Ли­берия. Членом Британского содружества наций был ЮАС, где в

1948 г. в ходе парламентских выборов к власти пришла Нацио­налистическая партия - организация оголтелых расистов, при­ступившая к строительству государства “цветного барьера”, или строгого расового разделения. 22 % населения, составлявших белую обшину ЮАС, лишили всех гражданских прав. 78 % чёр­ного большинства было согнано в 16 резерватов - бантустанов. В 1958 г. ЮАС вышел из Британского содружества наций и объявил себя полностью независимым. Так на карте появилась Южно-Африканская Республика.

Восстановление экономики европейских государств, разру-

шенных войной, как правило, связывают с “планом Маршалла 1 ’. Но помощь США выражалась в предоставлении кредитов и промышленного оборудования. Сырье же поставлялось из Азии и Африки. Из Африки ввозилась и рабочая сила - молодые муж­чины, заменившие собой погибших на войне европейцев. Так, например, в годы войны Франция только из своих колоний в За­падной Африке призвала в армию около 100 тысяч солдат, боль­шинство которых после войны осело в метрополии. Форсирован­ное развитие сырьевых отраслей в колониях потребовало подго­товки кадров, а стало быть, метрополии вынуждены были идти на создание систем просвещения и профессионального образования. В этом отношении раньше других этим озаботилась Англия. Так, например, в её африканских колониях к началу 50-х гг. 10 % детей обучалось в школах. Чуть ниже был процент детей, охваченных школьным образованием ио французских колониях. Самым низ­ким (1 %) был показатель в колониях Португалии. Таким обра­зом, в английских и французских колониях после войны форми­ровалась социальная база элитарной интеллигенции - слоя гра­мотных людей, которые повели за собой народные массы. Анг­лия первой прибегла к политическому маневрированию и попы­талась привлечь африканскую политическую элиту к управ­лению странами. Так, например, в Ганс (Золотой берег) было создано правительство во главе с Квамс Нкрумой, которое вплоть до независимости Ганы в 1957 г. шесть лет находилось у власти. Аналогичные правительства были сформированы в ко­лониях Франции. Португалия, Бельгия и Испания пытались си­лой оружия сдержать стремление африканцев к независимости. Даже в 50-е гг., когда колониальная система уже трещала но швам, правящие круги этих трёх стран ещё рассчитывали про­держаться в колониях до XXI в.

Середина 50-х гг. в мировой политике была отмечена мас­штабными антиколониальными конфликтами. В Африке самой кровавой была колониальная война в Алжире, начавшаяся в 1954 г. Здесь проживало около 1 млн. французских колонистов, осевших в разнос время и обзаведшихся сельским хозяйством и бизнесом. Война привела к расколу французского общества на сторонников и противников независимости Алжира, чуть было не повлекла за собой гражданскую войну в самой Франции, де­тонировала падение IV французской республики и привела к второму возвращению Шарля де Голля к власти во Франции. Война в Алжире обескровила Францию, и она в 1960 г. предос­тавила независимость всем своим африканским колониям к югу от Сахары. В бывшей Французской Тропической и Западной Африке было создано 12 государств, вошедших во Французское содружество нации.

Бельгийская колония Конго (столица - Киншаса) в 90 раз превышала по территории метрополию. Вся экономика огром­ной и богатейшей африканской страны принадлежала бельгий­ским колонистам, которых было около 90 тысяч человек. Из 5 тысяч высших чиновников, управлявших Конго, только трое были африканцами. Когда во французских колониях началось антиколониальное брожение, в Конго тут же стало формиро­ваться вооружённое подполье во главе с Патрисом Лумумбой. Бельгийцы оказались не в состоянии сдержать нараставшую волну протеста и в 1960 г. бежали из страны. Бегство бельгий­цев сопровождалось нарастанием подогреваемого Бельгией ме­стного сепаратизма отдельных провинций Конго. Ситуация обо­стрилась вмешательством США и Советского Союза, стремив­шихся заполучить доступ к медным, алмазным и урановым руд­никам. СССР поддержал Патриса Лумумбу, ставшего главой правительства, а США и Бельгия - его бывшего соратника, ставшего его врагом, начальника штаба вооруженных сил Мо- буту Сесе Сско. Патрис Лумумба в январе 1961 г. был захвачен наёмниками, убит, и Конго, провозглашённое Заиром, перешло под контроль Мобуту Сесе Секо. К убийству П. Лумумбы ока­зался причастен Генеральный секретарь ООН Д. Хаммаршельд, отдавший приказ силам ООН, введённым в столицу Леопольд­виль, не допустить захвата сторонниками П. Лумумбы аэропор­та и центральной радиостанции. По сути Хаммаршельд создал ситуацию, в которой П. Лумумба вынужден был бежать из сто­лицы и угодил в расставленную для него ловушку. Советский Союз напрямую обвинил Д. Хаммаршельда в этой провокации и

потребовал его отставки с поста Генсека. В той ситуации было предельно ясно, что Генсек ООН исполнял чей-то план, и всему миру было понятно, кто стоял за убийством П. Лумумбы. Вско­ре Д. Хаммаршельд погиб (1961 г.), разбившись на самолете во время одного из перелётов в Конго. Недолго продержался у вла­сти и Мобуту, его сместили сподвижники П. Лумумбы.

К этому времени Франция проиграла войну в Алжире и в 1962 г. в г. Эвиане подписала соглашение, по которому с 3 июля 1962 г. Алжир становился независимым.

Колониальные конфликты в Африке обострили отношения двух сверхдержав. Осенью 1960 г. в Нью-Йорке была созвана сессия ГА ООН для обсуждения колониального вопроса. Деле­гацию СССР возглавил Н.С. Хрущёв, речь которого была про­низана антиамериканскими выпадами и поддержана большинст­вом делегатов от африканских и азиатских стран. В декабре 1960 г. Ассамблея приняла Декларацию о предоставлении неза­висимости колониальным странам, в которой колониализм был осуждён политически и морально. Колониальные державы и США воздержались при голосовании.

Ко времени освобождения Африки от колониальной зави­симости она давала (без ЮАР) менее 1 % мировой промышлен­ной продукции. ЮАР производила продукции больше, чем все остальные страны Южной и Тропической Африки вместе взя­тые. Молодым лидерам африканских государств досталось тя­жёлое наследие. Экономики этих стран были либо сырьсдобы- вающими, либо монокультурными (банановыми, арахисовыми и т.п.). В силу этого они полностью зависели от конъюнктуры ми­рового рынка и были легко уязвимыми. Пятьдесят возникших независимых государств Африки не были связаны друг с другом инфраструктурой. Даже их президенты могли дозвониться друг к другу только через столицы бывших метрополий.

Почти все потребительские товары ввозились из бывших метрополий, источники финансирования казны отсутствовали, поэтому все они стали крупными и, как вскоре окажется, без­возвратными заёмщиками иностранных кредитов.

Одна треть государств Африки была расположена в зоне пустынь и полупустынь, где недостаток воды был фактом по­вседневной действительности. Положение, когда “ни еды, ни воды”, обрекало на смерть сотни миллионов человек. Вскоре оказалось, что без продовольственной помощи ООН на смерть обречено примерно 500 млн. африканцев. Созданная для реше­ния общих проблем в 1963 г. Организация Африканского Един­ства оказалась недееспособной, больше походила на клуб для общения политической элиты. Принимаемые решения никем не исполнялись и не имели юридической силы.

В 2002 г. О А Р.! была преобразована в Африканский Союз, куда вошли 54 государства Африки. Инициатором преобразова­ния ОАЕ в АС был лидер Ливийской джамахирии Муамар Кад­дафи, надеявшийся сделать её действенным органом решения африканских проблем. Её секретариат и комиссии располага­лись в Адис-Абебе, столице Эфиопии. Главой АС стал Бингу на Мутарика, а председателем Идрис Нделя Мусса. Новая органи­зация стала действительно активно действовать в рамках своих целей и принципов. Однако вскоре со стороны ряда африкан­ских политиков, западных и американских СМИ последовали заявления о том, что АС становится орудием гегемонии Муама­ра Каддафи, инструментом влияния Ливии в Африке, что вызва­ло раздоры и посеяло подозрительность. Действительно, Ливия выделяла АС крупные финансовые средства, а Муамар Каддафи являлся се самым влиятельным политиком.

В 1961 г. в Белграде состоялась первая конференция Дви­жения неприсоединения, на которую прибыли представители большинства африканских стран, ставших членами этого дви­жения. Однако эта международная организация также не могла содействовать решению проблем африканских государств.

Почти во всех африканских странах, получивших независи­мость, сложились политические системы по образцу бывших метрополий. Но здесь не было демократической традиции, её заменил трайбализм - власть племени, представитель которого, оказавшись на верху властной пирамиды, расставлял вокруг се­бя своих соплеменников. Поскольку во всех африканских стра­нах господствовали традиционные формы социальности людей.

такие как семья, род, племя, народность, то племенной характер политической власти нес в себе мощный заряд конфликтности. Политические режимы были либо авторитарными с демократи­ческим антуражем, либо открытыми диктатурами типа режима Иди Амина в Уганде (1961-1969 гг.) или Бокасе, правившего Центрально-Африканской Республикой до 1979 г. Пороки вла­сти переносились на племя или народность, которую представ­ляла власть. Другие племена, народности копили обиду, которая прорывалась наружу, как только власть правившего племени ослабевала. Довольно часто это приводило к межплеменным кровавым конфликтам.

В большинстве стран власть сменялась не в ходе выборов, а в результате кровавых переворотов, часто приводивших к граж­данским войнам. Если это происходило в государствах, входив­ших но Французское содружество наций, порядок наводила Франция при помощи Иностранного легиона, в других крово­пролитие останавливали силы ООН. Однако в ряде стран (Сома­ли, Судан, Бурунди, Уганда) конфликты настолько разрастались, что даже великие державы предпочитали не вмешиваться - в силу непредсказуемости последствий и того, что для большин­ства населения вооружённый разбой становился видом хозяйст­венной деятельности.

После получения независимости Африка стала ареной про­тивостояния двух сверхдержав, которые желали получить голо­са африканских государств в поддержку своих позиций в ООН, иметь доступ к стратегическому сырью. Так, например, прези­дент маленького государства Тропической Африки Габона был желанным гостем всех великих держав по той причине, что в Габоне находится мировых разведанных запасов марганца, притом в рудниках, обустроенных в своё время Францией.

В свою очередь, включение лидеров молодых африканских государств в мировую политику требовало от и их выбора на­правления политической ориентации, и вскоре они разделились на две группировки: на социалистически и капиталистически ориентированные. Границы между ними были настолько размы­ты, что как в советской, так и в западной африканистике часто

104 путались в ориентации того или иного государства. Однако к 70-м гг. появились некие критерии социалистической ориента­ции, которые в той или иной мерс обнаруживались. К их числу относились:

Приверженность марксистской идеологии правящей эли­ты (чаще на словах) и создание соответствующих пар­тий, как правило, под лидера, заявлявшего о своей со­циалистической ориентации;

Проведение национализации крупной собственности и создание государственного сектора экономики. Некото­рые африканисты полагают, что именно это обрекло экономику этих стран на застой. Однако, на наш взгляд, в постколопиальный период у государств, в которых от­сутствовало стратегическое сырьё, национализация бы­ла единственной возможностью организовать хозяйство, брошенное бежавшими колонизаторами. Национальная буржуазия либо отсутствовала, либо была настолько слаба, что не могла его организовать. Только создание госсектора позволяло наладить хозяйство;

Проведение аграрной реформы с кооперацией. Опять же, без кооперации и государственной поддержки организо­вать сельское хозяйство в тех странах, где оно ранее держалось на диаспоре колонистов из метрополии, было невозможно;

Ориентация во внешней политике на СССР, что откры­вало доступ к кредитам, экономической, культурной и военной помощи.

Те государства, которые не подпадали под эти критерии, относили к ориентироваттным на капиталистическую модель развития, хотя и здесь могли быть вариации, связанные с поис­ком “третьего” пути развития.

Вне зависимости от выбора пути развития, все государства Африки, в том числе и обладающие крупными месторождения­ми стратегического сырья, полностью зависели от технологий и финансовой поддержки двух миров - Западного и Восточного. Их общей трагедией стало то, что все они отождествляли укреп-

ление своей независимости в первую очередь с созданием на­циональных армий, а не экономик. Военные расходы составляли подчас до 80 % их бюджетов, они поглощали до 2/3 иностранной помощи, Эти непроизводительные граты в течение 60 - 70-х гг. вогнали большинство африканских государств в непомерные долги, расходы на обслуживание которых стали поглощать всю прибыль, получаемую от экспорта. Уже к 80-м гг. XX в. мировая финансовая система столкнулась с проблемой триллионных без­возвратных долгов африканских стран. Для кредиторов и заём­щиков сложился замкнутый круг: африканские страны утратили мотивацию к наращиванию экспорта, так как вся прибыль изы­малась в счёт погашения процентов (не долга!) по долгам; в свою очередь, страны-кредиторы не желали выделять кредиты под импорт товаров, промышленного оборудования, так как за­ведомо было известно, что кредиты не вернут. Торговля с Аф­рикой вошла в ступор.

Сложнейшей проблемой постколониальной Африки стала демографическая. Благодаря помощи Всемирной организации здравоохранения, средняя продолжительность жизни за послед­ние 50 лет выросла с 39 до 54 лет, почти на 50 % сократилась детская смертность. В результате прирост населения на конти­ненте стал самым высоким в мире и составил 2,3 % в год. Доля молодёжи в возрасте до 20 лет росла ещё более высокими тем­пами, что создавало громадные трудности для социальной сфе­ры, обостряя положение на рынке труда, подталкивало самодея­тельную часть населения к миграции за пределы Африки, созда­вало социальную базу для радикальных политических движе­ний, в том числе и вооружённых. За постколопиальный период в Африке произошло 35 вооруженных конфликтов, в которых по­гибло около 10 млн. человек.

Разват Советского Союза привел к тому, что бывшие его вассалы оказались бесхозными, вынуждены были становиться в очередь просителей помощи Западного мира.

Уже в 90-е гг. XX в. в мировой политике появились понятия “неразвивающийся”, “падающий”, ‘‘недееспособный”, “дециви- лизуюшийся” мир. Эксперты ООН, МВФ, МБРР относят к та-

106 кому миру государства, население которых получает в сутки доход в пределах 1 доллара и ниже на человека. Всего таких го­сударств в мире 37, в них проживает 1,1 млрд. человек. Из них 27 расположено в Африке, что составляет поч ти половину из 57 африканских государств (три из них не признаны). Они являют­ся финансовыми банкротами и приостановить падение, или де­цивилизацию, сами не в состоянии. В этой связи перед мировым сообществом встала сложнейшая морально-нравственная про­блема выбора: оставить вес как есть и устраниться от решения проблемы нищеты более чем миллиарда человек или же присту­пить к разработке и реализации программ помощи, но не такой, какая предоставлялась в XX в. Всем понятно, что начинать сле­дует со списания долгов, но мировая финансовая система, нахо­дящаяся сейчас в состоянии кризиса, пока не готова к такому альтруистическому шагу. Африка застыла в ожидании помощи цп вилизова н ного м ира.

Контрольные вопросы:

1. Влияние Второй мировой войны на Африку.

2. Особенности колониальной политики в Африке после Вто­рой мировой войны.

4. Назовите наиболее известных представителей элитарной ин­теллигенции Африки 40-50 х гг. XX в.

5. V панафриканский конгресс: два взгляда на будущее Африки.

6. Война в Алжире, Эвианские соглашения и их политические последствия.

7. Генеральная Ассамблея ООН 1960 г. и Год Африки.

8. Характеристика политического режима ЮАС.

9. Характерные черты институтов государственной власти пост- колониальной Африки.

10. Что такое “социалистическая ориентация”?

11. Причины “нс-развития” Африки.

12. Межафриканские организации и их роль в жизни Африки.