Гдр после второй мировой войны. Как германия восстанавливалась после второй мировой войны

  • 12. Политическая история Древнего Рима: периодизация и характеристика основных форм государства.
  • 13. Основные тенденции социально-политической борьбы в римском обществе II–I веков до н.Э.
  • 14. Государственные учреждения в период республики.
  • 15. Режим военных диктатур конца республики и переход к монархии.
  • 16. Политическое устройство Римской империи.
  • 17. Специфика политической истории западноевропейского средневековья: общая характеристика государства, власти и общества.
  • 18. Складывание западноевропейского феодализма и специфика политических отношений в Западной Европе в конце V–X веков.
  • 20. Государственный строй Англии в IX–XIII веках.
  • 21. Возникновение Английского парламента и характеристика сословно-представительной монархии.
  • 22. Характеристика английского абсолютизма.
  • 23. Феодальная раздробленность и усиление королевской власти во Франции в XI–XIII веках.
  • 24. Французское государство в классическое средневековье: сословно-представительная и абсолютная монархия
  • 25. Особенности политического развития Франции в период Столетней войны.
  • 26. Политическое объединение Франции в первой половине XVI века.
  • 27. Раннефеодальное государство в Германии
  • 29. Государственный и общественный строй Византии.
  • 30. Политическая история Арабского халифата в VII–IX веках
  • 31. Складывание государственной власти в Японии.
  • 32 Политическая история Китая в эпоху средневековья.
  • 33 Функционирование политической власти в древних цивилизациях Америки (майя, ацтеки, инки).
  • 34. Складывание государств Африки в период средневековья и нового времени
  • 35. Содержание политической истории в новое время (общая характеристика государства, политической власти и общества).
  • 36. Английская буржуазная революция: предпосылки, ход итоги.
  • 37. Конституционная монархия Англии в XVIII–XIX веках.
  • 38. Складывание Британской империи
  • 40. Государственный строй сша по Конституции 1787 года.
  • 41. Гражданская война в сша: причины, ход, результаты.
  • 42. Великая французская буржуазная к 70-м гг. XVIII в.
  • 43. Формы правления во французском государстве первой половины XIX века (1804–1852)
  • 44 Парижская коммуна 1871 года.
  • 45. Эволюция германской государственности в XIX веке
  • 46. Характеристика японского государства XIX века.
  • 47. Структура государственной власти Китая XIX века.
  • 48. Республиканская форма правления в государствах Латинской Америки XIX века.
  • 50. Структурно-функциональная эволюция государственной власти в сша XX века.
  • 51. Политика «нового курса» ф.Д. Рузвельта в сша.
  • 52. Эволюция партийной системы в Англии в конце XIX – первой половине хх века
  • 53. Эволюция государственной власти в Англии хх века.
  • 54. Организация местного управления в Великобритании хх века.
  • 55. Третья республика во Франции XX века и ее падение.
  • 56. Характеристика политического устройства Четвертой республики во Франции
  • 57. Пятая республика во Франции (1958 – настоящее время).
  • 58. Характеристика политического режима Веймарской республики в Германии.
  • 60. Германия после Второй мировой войны: от раскола – к объединению (1945 – 1990).
  • 61. Установление фашистской диктатуры в Италии
  • 62. Образование Итальянской республики после Второй мировой войны и эволюция политической власти.
  • 63. Эволюция власти и общества в Японии XX века.
  • 64. Синьхайская революция 1911 года и падение монархии в Китае.
  • 65. Образование и развитие Китайской народной республики.
  • 67. Общая характеристика политических режимов в латиноамериканских государствах хх века.
  • 68. Характер и формы революций 1940-х годов в Центральной и Восточной Европе.
  • 69. Крах тоталитарных режимов в Центральной и Восточной Европе в ходе революций 1989–1990 гг.
  • 70. Постсоциалистическая фаза государственного строительства в Центральной и Восточной Европе.
  • 60. Германия после Второй мировой войны: от раскола – к объединению (1945 – 1990).

    После прекращения 23 мая 1945 года государственного существования Германии от её территории были отделены территория бывшей Австрии (разделена на 4 зоны оккупации), Эльзас и Лотарингия (возвращены в состав Франции), Судетская область (возвращена в состав Чехословакии), область Эйпена и Мальмеди (возвращена в состав Бельгии), восстановлена государственность Люксембурга, отделены аннексированные в 1939 году территории Польши (Позен, Варталанд, часть Померании). Мемельская (Клайпедская) область возвращена в состав Литовской ССР. Восточная Пруссия разделена между СССР и Польшей. Остальная часть разделена на 4 оккупационных зоны - советскую, американскую, британскую и французскую. Часть своей оккупационной зоны к востоку от рек Одера и Нейсе СССР передал Польше.

    Члены антигитлеровской коалиции, прежде всего США, СССР, Великобритания, а позже и Франция, сначала добивались осуществления согласованной оккупационной политики. Главными задачами в этой политике были демилитаризация и «денацификация».

    Принципы оккупационной политики и большая часть территориальных измнений были зафиксированы Потсдамским соглашнием.

    В дальнейшем произошло политико-экономическое объединение американской, британской и французских оккупационных зон в т. н. Тризонию, с 1949 г. Федеративная Республика Германии (ФРГ).

    Мирный договор с ФРГ по итогам Второй мировой войны не подписан до настоящего времени.

    Федеративная Республика Германии

    Федеративная Республика Германии была провозглашена в 1949 году на территории британской, американской и французской оккупационных зон. Столицей ФРГ был город Бонн. Франция пыталась отделить от Германии Саарскую область, но в итоге по Люксембургскому договору 1956 года Саар был воссоединён с ФРГ.

    Благодаря помощи американцев по плану Маршалла в 1950-х годах был достигнут быстрый рост экономики (германское экономическое чудо), продолжавшийся до 1965 года. Для удовлетворения потребности в дешёвой рабочей силе ФРГ поддерживала приток гастарбайтеров, в основном из Турции.

    До 1969 года страной правила партия ХДС (обычно в блоке с ХСС и реже с СвДП). В 1950-х годах был разработан ряд чрезвычайных законов, запрещены многие организации, в том числе Коммунистическая партия, введены запреты на профессии. В 1955 году ФРГ вошла в НАТО.

    В 1969 году к власти пришли социал-демократы. Они признали нерушимость послевоенных границ, ослабили чрезвычайное законодательство, провели ряд социальных реформ. В дальнейшем социал-демократы и христианские демократы чередовались у власти.

    Западный Берлин

    С 1945 года Берлин был поделён между странами антигитлеровской коалиции на четыре оккупационные зоны. Восточная зона, занятая советскими войсками, стала впоследствии столицей Германской Демократической Республики. В трёх западных зонах контроль осуществляли, соответственно, оккупационные власти США, Великобритании и Франции.

    После образования ФРГ и ГДР оба государства заявили о своих притязаниях на суверенитет над Западным Берлином.

    С заключением 3 сентября 1971 года Четырёхстороннего соглашения соотношение ФРГ - Западный Берлин - ГДР было поставлено на новую правовую базу. В Западном Берлине оставался оккупационный режим.

    В 1990 году Западный Берлин вошёл в состав единой Германии.

    Германская Демократическая Республика

    Провозглашение ГДР состоялось 7 октября 1949 года - спустя месяц в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон Федеративной Республики Германии.

    СССР вывез из советской оккупационной зоны машины и оборудование, взимал с ГДР репарации. Лишь к 1950 году промышленное производство в ГДР достигло уровня 1936 года. События 17 июня 1953 года в ГДР привели к тому, что вместо взыскания репараций СССР стал оказывать ГДР экономическую помощь.

    Как провозглашалось, граждане ГДР имели все демократические права и свободы. Хотя доминирующее положение в стране занимала Социалистическая единая партия Германии (её ведущая роль была закреплена в Конституции), наряду с нею на протяжении десятилетий существовали и четыре другие партии.

    Темпы экономического развития ГДР были ниже, чем в ФРГ, и самыми низкими среди государств Варшавского договора. Тем не менее, уровень жизни в ГДР оставался самым высоким среди восточноевропейских государств. К 1980-м годам ГДР стала высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством. По объёму промышленной продукции ГДР занимала 6-е место в Европе.

    Берлинская стена

    Отсутствие чёткой физической границы между зонами оккупации в Берлине приводило к частым конфликтам и массовой утечке специалистов из ГДР. Восточные немцы предпочитали получать образование в ГДР, где оно было бесплатно, работать - в Западном Берлине или ФРГ. В августе 1961 года власти ГДР начали строительство охраняемой стены, физически отделившей Западный Берлин от ГДР. Берлинская стена была в основном разрушена в 1990 году.

    Современная история Германии

    Горбачёвские реформы в СССР были настороженно восприняты властями ГДР и с энтузиазмом - в ФРГ. В 1989 году напряжённость в ГДР стала возрастать. Осенью со своего поста высшего партийного руководителя ушёл многолетний лидер страны Эрих Хонеккер, его место занял бывший лидер Союза свободной немецкой молодёжи Эгон Кренц. Однако он пробыл во главе государства недолго, всего несколько недель. В начале ноября в Берлине началась грандиозная демонстрация, закончившаяся разрушением Берлинской стены. Это стало первым шагом на пути к объединению двух германских государств. Вскоре на территории ГДР вошла в обращение немецкая марка ФРГ, а в августе 1990 года между двумя сторонами был подписан Договор об установлении единства.

    60 лет назад была принята конституция ФРГ

    В «перестройку» среди прочих «исторических разоблачений» было выдвинуто и такое, будто только СССР, конкретно - Сталин, повинен в послевоенном расколе Германии. Это утверждение до сих пор можно встретить на страницах не только зарубежной, но и российской печати. Однако теперь, когда улеглись страсти, стало понятно, что многие из тех «разоблачений сталинизма» были ни чем иным, как нагромождением злонамеренной лжи.

    Не является исключением и утверждение, будто СССР бескомпромиссно вёл дело на откол Восточной Германии и создание там «социалистического немецкого государства» по своему образу и подобию. Однако то, как советская историография и пропаганда преподносили историю Германии первых послевоенных лет, возлагая основную ответственность за раскол Германии на политику США и Великобритании, оказывается ближе к истине, чем модная «демократическая трактовка».

    Начнём с чисто юридических фактов. Поныне действующая конституция нового государственного образования - Федеративной Республики Германии - была обнародована 23 мая 1949 года. Её проект был выработан и принят собравшимися в Бонне 65 представителями ландтагов земель, входивших в так называемую Тризонию - объединение американской, британской и французской оккупационных зон, созданное в 1948 году. С некоторыми поправками проект конституции был утверждён военными губернаторами западных держав 12 мая 1949 года.

    В соответствии с конституцией в августе 1949 года в западногерманских землях прошли выборы в бундестаг, а 20 сентября сформировано первое союзное правительство во главе с Конрадом Аденауэром. Советская оккупационная зона была изначально исключена из этого процесса. Только после того, как раскол Германии стал свершившимся фактом, 7 октября 1949 года в восточной части страны было провозглашено создание Германской Демократической Республики.

    Сохранением своего названия на карте мира после Второй мировой войны Германия немало обязана Сталину.

    Когда во Второй мировой войне наступил коренной перелом и впереди обозначилась перспектива окончательной победы, Ф. Рузвельт и У. Черчилль (январь 1943 г., Касабланка) без ведома и участия СССР выдвинули к нацистской Германии требование безоговорочной капитуляции. Сталин пост-фактум присоединился к этой декларации. Такое формулирование целей войны означало, что союзники берут на себя ответственность за послевоенное устройство Германии. Начали возникать проекты, поначалу расплывчатые, что делать с этой страной после победы.

    На Тегеранской конференции глав исполнительной власти трёх великих союзных держав (28 ноября - 1 декабря 1943 г.) германский вопрос стал одним из предметов обсуждения. Развёрнутые планы подготовили Рузвельт и Черчилль. Президент США предлагал разделить Германию на пять государств: 1) Пруссия; 2) Ганновер и Северо-Запад Германии; 3) Саксония; 4) Вестфалия, Гессен и западный берег Рейна; 5) Бавария, Вюртемберг и Баден. Кроме того, Рур, Саарскую область и Кильский канал предлагалось поставить под международное управление будущей Организации объединённых наций или трёх великих держав, а Гамбург сделать «вольным городом». Сходный план был предложен Черчиллем. При этом британский премьер предлагал включить южные земли Германии в Дунайскую конфедерацию, куда должны были войти также Австрия и Венгрия.

    У Сталина в тот момент не было чёткого плана послевоенного территориального устройства Германии, за исключением того, что новые восточные границы Польши планировалось отодвинуть на западе за счёт Германии. Но Сталин сразу же высказал сомнение в целесообразности и выполнимости проектов своих западных союзников. По мнению советского вождя, любая конфедерация нежизнеспособна, а среди немцев, разделённых на несколько государств, всегда будет сильна тяга к объединению.

    Итак, уже в ходе Тегеранской конференции выявилась доминанта подхода Сталина к германскому вопросу: навязывать чужую волю целой нации трудновыполнимо и нецелесообразно.

    В преддверии Ялтинской встречи «большой тройки» (4-17 февраля 1945 г.) меморандумы о послевоенном расчленении Германии разрабатывались некоторыми советскими дипломатами, особенно теми, кто ещё до войны ратовал за сближение с западными державами. Так, бывший посол СССР в Англии И. Майский в январе 1944 г. представил Молотову записку «О желательных основах будущего мира», содержавшую предложение раздела Германии на несколько государств. Эта идея поддерживалась бывшим наркомом иностранных дел М. Литвиновым, который в конце 1944 г. представил Сталину проект расчленения Германии на семь или, как минимум, на три отдельных государства.

    В период Ялтинской конференции Сталин и Молотов, похоже, были готовы разделить такую точку зрения. В то же время западные лидеры начинали склоняться к идее сохранения единства Германии. Такая перемена объяснялась совершенно новыми военно-политическими условиями.

    В конце 1943 г. лидеры США и Англии рассчитывали на то, что их войска победоносно войдут в Берлин, когда Красная армия будет ещё только на довоенной границе СССР. И тогда западные державы станут полновластными хозяевами Центральной Европы. Но выдающиеся победы советских войск в 1944 и январе 1945 г. резко всё изменили.

    К началу Ялтинского саммита наши танки стояли уже всего в 60 км от Берлина. На самой конференции были намечены зоны оккупации Германии. И британские правительственные аналитики высказывали опасение, что раздел Германии на несколько государств способен лишь «ускорить неизбежную тенденцию перехода Восточной Германии в советскую зону влияния, а это, следовательно, приблизит советскую военную мощь к западным странам».

    Но колебания советского руководства были недолгими. 24 марта 1945 г. Молотов официально разъяснил советское предложение об изучении вопроса о возможном разделе Германии на несколько государств не как обязательное условие, а как «возможную перспективу для нажима на Германию с целью обезопасить [в смысле - обезвредить? - Я.Б.] её в случае, если другие средства окажутся недостаточными».

    В обращении к советскому народу в День Победы 9 мая 1945 г. Сталин особо подчеркнул, что СССР «не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию».

    Это в общих чертах совпадало с мнением, возобладавшим и в правительственных кругах США и Англии. Но при этом каждая сторона стремилась провести объединение Германии по-своему. Теперь, в преддверии явно назревавшей «холодной войны», каждая из её сторон - СССР и англоязычные державы - пыталась сделать Германию своим союзником.

    Раньше всего такую попытку предпринял Черчилль, причём отдельно от США.

    В зоне британской оккупации до конца мая 1945 года свободно располагалось последнее правительство Третьего рейха во главе с гросс-адмиралом Дёницем, и до начала июня сохранялись неразоружёнными целые дивизии вермахта - британское командование оставило им оружие, не исключая их использования в возможной войне против СССР.

    Но американское руководство тогда, до испытания атомной бомбы, ещё не было готово идти на конфронтацию с СССР. По его же настоянию войска западных союзников 1 июля 1945 года были, наконец, отведены на разграничительную линию, установленную в Ялте (до этого, с момента окончания военных действий, они занимали полосу более 100-250 км шириной в советской зоне оккупации).

    А дальше политика пока ещё формальных союзников начала обнаруживать всё более сильные расхождения. Особенно это касалось переустройства Германии. Руководствуясь расплывчатыми решениями Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.) о денацификации и демократизации Германии, страны-победители трактовали эти понятия в своих зонах оккупации по-своему.

    В советской зоне демократизация и денацификация подразумевала проведение масштабных социально-экономических реформ. Это оправдывалось необходимостью уничтожить социальную базу германского империализма и милитаризма - крупное юнкерское и гроссбауэрское землевладение и частные монополистические объединения в промышленности. Развернулись аграрная реформа и национализация крупных предприятий, транспорта, средств связи и банков. Под данные преобразования был подведён прочный демократический фундамент: решения об экспроприации групп предприятий принимались на референдумах в землях Восточной Германии (их было пять плюс Берлин) и утверждались ландтагами, избранными на многопартийной основе в 1946 году. В западных же зонах преобразования ограничивались одними политическими реформами.

    Вопреки распространённой легенде, Сталин не стремился изначально к реорганизации Восточной Германии, равно как и всей Восточной Европы, по советскому образцу.

    Все реформы в странах «народной демократии» и в советской зоне оккупации Германии в 1945-1949 гг. не выходили за рамки буржуазно-демократических преобразований. Будучи прагматиком, Сталин отлично понимал, что сохранение институтов частной собственности и многопартийной демократии в этих странах будет способствовать устойчивости тамошних режимов и не потребует от СССР траты сил и средств на реорганизацию Восточной Европы. От властей этих государств и от восточных немцев требовалось только одно: полная лояльность Советскому Союзу в вопросах внешней политики.

    Но большинство некоммунистических партий стран «народной демократии» оказались открыто ориентированы на Запад и враждебно настроены к СССР. Только в этих условиях Сталину пришлось взять курс на установление «управляемой демократии» в Восточной Европе и на проведение там социальных реформ, имевших целью ликвидировать классовую базу антисоветских настроений. И даже при всём этом в большинстве стран Восточной Европы сохранялся частный сектор в экономике и формально действовало несколько политических партий.

    В Восточной Германии социалистическая многопартийность расцвела особенно пышно. Важным преобразованием стало объединение коммунистической и социал-демократической партий Германии в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ) в апреле 1946 года. Из названия объединённой марксистско-ленинской партии было, по настоянию Сталина, убрано упоминание о коммунизме. Показательно, как отреагировали на это слияние оккупационные власти западных держав. Они не только запретили создание организаций СЕПГ в Западной Германии, но и не разрешили коммунистам изменить название партии.

    Помимо СЕПГ, в Восточной Германии действовали ещё четыре партии: Христианско-демократический союз (партия того же названия, что и в Западной Германии, но иная по духу), Либерально-демократическая, Национально-демократическая и Крестьянская демократическая партии. Правда, реального соперничества у них между собой и с СЕПГ не было.

    Раскол Германии обозначился уже в 1946 году, когда стало ясно, что каждая сторона ведёт свою экономическую политику. В декабре 1946 года американские и британские власти приняли сепаратное решение об объединении своих оккупационных зон (возникла так называемая Бизония). Это означало свободное перемещение капиталов, товаров и людей из одной зоны в другую. В мае 1947 года во Франкфурте-на-Майне был создан Экономический совет западных зон. В ответ на это в июле 1947 года в Восточной Германии была создана Немецкая Экономическая комиссия. В апреле 1948 года возникла Тризония - к американцам и англичанам присоединили свою зону оккупации французы. В середине июня 1948 года в Тризонии была проведена собственная денежная реформа (в советской зоне - в конце этого месяца). Тогда же ландтагам западногерманских земель было предложено направить своих делегатов в Бонн для разработки германской конституции.

    При этом и СССР, и Запад неизменно заявляли о своём стремлении создать единую демократическую Германию.

    Однако в обстановке начинавшейся «холодной войны» это было в значительной степени лишь пропагандистской риторикой. И тем не менее, как мы увидим далее, больше искренности подобные заявления содержали, когда они исходили от советской стороны.

    В 1947 году министр-президент Баварии предложил своим коллегам из всех германских земель провести встречу, на которой намечалось обсудить вопрос о путях восстановления единства страны. Однако, как выяснилось, речь там пошла только о способах преодоления экономической разобщённости западных и восточной оккупационных зон. Когда министры-президенты восточногерманских земель попробовали поставить на обсуждение вопрос о создании органов центрального управления для всей Германии, это натолкнулось на неприятие их западногерманских коллег. Очевидно, они уже знали, что политическое переустройство их земель будет проходить только по указке из Вашингтона и Лондона и не собирались рассматривать иные возможности.

    По указанию из Москвы ЦК СЕПГ развернул кампанию по демократическому объединению Германии, охватив ею и западные зоны. Это была не только пропагандистская акция, как принято считать. Руководители СЕПГ и их покровители в Кремле всерьёз рассчитывали вызвать волну народного движения в Западной Германии и осуществить объединение Германии вопреки планам атлантических держав. Движение было институализировано в Немецкий народный конгресс (первый состоялся в декабре 1947 года в Берлине; в январе 1948 года деятельность конгресса была запрещена в западных зонах) и избираемый им Немецкий народный совет.

    Второй Немецкий народный конгресс (март 1948 г.) постановил провести в мае-июне сбор подписей во всех частях Германии за проведение референдума о единстве страны. Несмотря на то, что в Тризонии кампания по сбору подписей была официально запрещена, 15 миллионов немцев из 38 миллионов, обладавших правом голоса, подписались под требованием референдума. По конституции же веймарской Германии для проведения референдума достаточно было подписей 10% всех избирателей.

    Ещё одним мощным средством агитации должен был стать обнародованный в октябре 1948 года проект конституции Германской Демократической Республики. Его всенародное обсуждение левые группы пытались инициировать и в западных зонах. 30 мая 1949 года Третий Немецкий народный конгресс принял конституцию ГДР, вступившую в действие 7 октября 1949 года.

    Обратим внимание, что все даты - позже того, как аналогичные по содержанию события происходили в Западной Германии.

    Очевидно, что Западная Германия, обладавшая вчетверо бόльшей экономической мощью, чем Восточная, была для формирующегося Северо-Атлантического блока (созданного тогда же, в апреле 1949 года; ФРГ вступила туда в 1955 г.) очень лакомым куском. Именно поэтому руководители западных держав форсировали процесс воссоздания институтов германской государственности, всякий раз ставя Советский Союз перед свершившимся фактом. У СССР просто не оставалось иного выбора, как создавать себе союзника, в форме легитимного государства, в своей зоне оккупации.

    Единственная альтернатива, которую оставлял нам Запад - согласиться на объединение Германии на его условиях, то есть отдать НАТО также и Восточную Германию. На это мог согласиться Горбачёв, но не Сталин.

    Ровно поскольку создание отдельного государства в Западной Германии отвечало интересам США и Англии, постольку создание отдельного государства в Восточной Германии не отвечало интересам СССР. В свете этого непреложного факта становится понятным искреннее, а не притворное желание Сталина ещё при жизни видеть Германию единой, но нейтральной страной.

    Куда важнее, чем создать просоветское государство на меньшей части Германии, для Сталина было лишить англоязычные державы безраздельного обладания Западной Германией.

    При этом Сталин понимал, что такое объединение может произойти только вследствие уступок со стороны англо-американского блока, и поэтому сам не мог не быть готовым идти на некоторые уступки. В частности, было невозможно распространить на единую Германию ту социально-политическую модель, которая сложилась в советской зоне оккупации. В объединённой Германии были бы неизбежны реальная, а не фиктивная многопартийность, крупная частная собственность и другие атрибуты буржуазного строя. Но платой за всё это должен был быть внеблоковый и демилитаризованный статус Германии.

    То, что такой сценарий был реален, показывает пример послевоенного устройства таких стран, как Австрия и Финляндия. В мае 1955 года державы-победительницы подписали договор о восстановлении единства и суверенитета Австрии и о выводе оттуда оккупационных войск. Это соглашение было достигнуто, когда реальным правителем СССР уже стал Хрущёв, но министром иностранных дел, подготовившим всё это, ещё оставался верный сталинец Молотов. Формально нейтральная Финляндия находилась в особых отношениях с СССР. Заключенный в 1948 году и регулярно продлявшийся Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи фактически закреплял союзнические отношения двух стран. При этом капиталистическая Финляндия с 1973 года находилась ещё и в особых экономических отношениях с СЭВ.

    Таким образом, буржуазно-демократические Австрия и Финляндия представляли собой нейтральные государства-буферы между советским блоком и НАТО. Это было воплощение послевоенного сталинского геополитического плана, реализовавшегося, к сожалению, лишь фрагментарно. Для завершения не хватило главного - чтобы таким государством-буфером стала единая демилитаризованная Германия.

    В то же время, не следует впадать в другую крайность и негативно оценивать значение конституции ФРГ 1949 года в деле послевоенного обустройства центра Европы. Действующий Основной Закон Германии, которому ныне исполняется 60 лет, по справедливости считается одной из самых демократичных конституций в современном мире. Он заложил политико-правовые основы новой Германии, свободной от нацизма и агрессивных устремлений.

    Специально для Столетия

    Совершенно понятно, что во время войны любая страна, которая в ней участвует надеется на то, чтобы одержать в ней победу.

    Но далеко не в каждой войне за всю историю Нового и Новейшего времени речь шла об уничтожении побежденного государства. Чаше всего, мирные договоры предусматривали некоторую аннексию части территории потерпевшего поражение в пользу победителя, а также контрибуцию , на получение которой победителю можно было расчитывать лишь при том условии, что её будет кому выплачивать.
    Хотя, конечно же, были и исключения. Например, разделы Речи Посполитой в XVIII веке , в результате которых это польско-литовское государство, образованное по Люблинской унии 1569 г. объединением Великого княжества Литвоского и Польского королевства, было поэтапно ликвидировано путем его расчленения соседями Пруссией, Австрией и Россией.

    Другое дело, войны ХХ века .

    По итогам Первой мировой войны политическая карта мира (и в особенности Европы) стала совершенно непохожей на ту, на которой были обозначены государственные границы по состоянию на 28 июня 1914 года. Были уничтожены Австро-Венгерская и Османская империи, Германская - потеряла значительные части своей территории (около 20%, не считая колоний). Россию же, скорее всего, ожидала судьба Турции или Австро-Венгрии, но она достаточно быстро сумела восстановиться хотя и под другим названием - СССР.

    Вторая мировая война была логическим продолжением предшествующей ей мировой бойни начала ХХ века, но только более жестокой и направленной на частичное или полное уничтожение сошедшихся в ней государств. О гитлеровских планах глобального передела Европы и всего мира подробно расказывать не имеет особого смысла, они широко известны. К тому же в период 1938 - 1941 гг. они вполне успешно воплощались в жизнь: полностью была ликвидирована суверенная государственность всех стран, подвергшихся германской оккупации, да и полностью суверенными саттелитов Третьего рейха вряд ли можно назвать.

    Ну а война Германии с Советским Союзом , начавшаяся 22 июня 1941 года велась на поное уничтожение его государственности и расчленение его территории без какого-либо потенциального предоставления самостоятельности любой из его частей (См.: план "Ост").

    Разумеется, в ходе Второй мировой войны, страны Антигитлеровской коалиции , ставшие союзниками вопреки своим политическим устремлениям, в силу сложившейся политической ситуации (которая стала таковой во-многом по их вине (не забывая о пресловутом "пакте Молотова - Риббентропа" 1939 г., стоит вспомнить и о Мюнхенском соглашении 1938 г., развязавшем Гитлеру руки), даже в самые тяжелые годы войны должны были думать о том, как обезопасить мир от возможности повторения агрессии со стороны главного противника - Германии.

    И, конечно же, в первую очередь эти мысли были направлены на то, чтобы уничтожить Германию как единое государство и не дать ей возможности развязать новую войну.

    Планы о разделе Германии союзниками по Антигитлеровской коалиции стали разрабатываться ещё весной 1942 года , когда до Победы было ещё очень далеко.

    Но прежде чем рассмотреть эти проекты, предлагаю вспомнить, как была разделена побежденная Германия в 1945 году согласно решениям Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) , на которой было принято окончательное решение об оккупации Германии и разграничении оккупационных зон, что в итоге привело к её разделению в 1949 г. на ФРГ и ГДР (а также Западный Берлин).

    Раздел Германии в 1945 году:

    (Непонятным флагом на этой карте обозначена Саарская область Германии,
    Являвшейся протекторатом Франции с 1947 по 1956 г.).

    Если вам кажется, что с Германией в 1945 г. поступили слишком жестоко, то советую зайти под кат и прочитать, каковы были планы, предлагаемые и рассматриваемые союзниками по Антигитлеровской коалиции, предшествующиее окончательному плану, принятому на Ялтинской конференции и окончательно утвержденному в Потсдаме.

    Первый (или по крайней мере один из первых) план о расчленении Германии после войны был разработан и предложен заместителем госсекретаря США Самнером Уэллесом весной 1942 года, после того, как США оказались втянутыми во Вторую мировую войну, стали союзниками СССР, а также после того, как стало понятно, что гитлеровский план быстрого завоевания СССР ("Барбаросса") провалился, что стало очевидным в ходе контрнаступления РККА под Москвой в декабре 1941 - феврале 1942 г., и что без СССР американцам войну с союзником Германии Японией выиграть никак не получится.

    Самнер Уэллес


    План Самнера Уэллеса предусматривал расчленение Германии на три государства в соответствии с историко-религиозными границами: Юго-Западную Германию (Бавария и Гессен) с преобладанием католического населения, Северную Германию (Ганновер и Вестфалия) и Восточную Германию (Пруссия и Саксония), в которых преобладают католики.
    При этом вся территория Восточной Пруссии должна была перейти Польше.

    На Тегеранской конференции 1 декабря 1943 года два совершенно разных плана по разделу Германии предложили президент США Ф. Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль.

    Сталин, Рузвельт и Черчилль на Тегеранской конференции



    По плану Рузвельта Германия должна была быть расчленена на пять государств: республику Ганновер, республику Гессен, республику Баварию, республику Саксонию и республику Пруссию. Восточная Пруссия опять-таки должна была полностью достаться Польше.

    Черчилль предлагал передать Польше не только всю Восточную Пруссию, но и значительную часть Силезии, разделив Германию на Северную (разумеется, под контролем Англии), Западную (Вестфалию), которая также должна была находится под неусыпным контролем из Лондона. А большую часть южной Германии (Баварию и Гессен) обединить с Австрией и Венгрией в некую "Дунайскую конфедерацию".

    На Тегеранской конференции Сталин выступил категорически против планов своих союзников, в особенности по поводу идеи Черчилля об образовании конфедерации из придунайских государств. Но при этом он согласился с необходимостью отделения от Германии Восточной Пруссии, однако, разделив её между Польшей и СССР.
    Также Сталин высказал предложение по поводу послевоенных границ Польши, предусматривавшее компенсировать Польше потери её восточных воеводств, вошедших в состав СССР (УССР и БССР) в 1939 г. за счет разгромленной в будущем Германии. Это предложение Сталина, как и его идея о границе между Польшей и СССР в соответствии с так называемой "линией Керзона" , было принято.



    Позиция Сталина была настолько весомой, что даже в плане Г. Моргентау, передача северной части Восточной Пруссии Советскому Союзу была учтена. Впрочем, о плане министра финансов США Генри Моргентау о разделе Германии стоит остановиться несколько подробнее.

    Генри Моргентау


    Этот план был утвержден в сентябре 1944 года на 2-й англо-американской конференции (без участия СССР) в канадском Квебеке.

    Согласно ему Германия должна была быть уничтожена практически полностью. На её месте образовывались две Гемании: Северная (Ганновер, Мекленбург, Саксония и Тюрингия) и Южная (Бавария и Вюртемберг). Вся западная часть Германии (Ольденбург, Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн) передавались под международный контроль (как это было после Первой мировой войны, кагда по решениям Версальской конференции была образована Рейнская демилитаризованная зона), Саар переходил Франции, а вся Верхняя Силезия и большая часть Восточной Пруссии - Польше.


    Но кроме этого, по плану Моргентау предполагалось лишить даже расчлененную Германию всей тяжелой промышленности и превратить её в аграрную страну.

    Несмотря на то, что план Моргентау в конечном итоге был отклонен, действия британской и американской администрации в оккупационных зонах после 1945 года вполне соответствуют наиболее важным его пунктам (кроме территориальных).

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что решения Ялтинской конференции, решившие судьбу послевоенной Германии, были самыми мягкими по отношению к поверженному противнику, если сравнивать их с теми, что предлагались Уэллесом в 1942 г., Рузвельтом и Черчиллем в 1943 г. и Моргентау в 1944 г.

    Черчилль, Рузвельт и Сталин в Ялте (январь 1945 г.)


    Конечно же, на протяжении 45 лет Германия была разделенной: сначала на четыре оккупационные зоны (кстати, я до сих пор не понимаю, за какие такие заслуги Франция получила собственную зону и приращение территоррии за счет Германии? Впрочем, это отдельная тема), а потом - с 1949 до 1990 г. - на два (а если считать Западный Берлин, то три) отдельных государства.

    Вопрос о том, возможно было бы ли объединение Германии в 1990 году без доброй воли со стороны СССР является хотя и дискуссионным, но весьма интересным, особенно если вспомнить, что та же Англия выступала противником этого объединения.
    Но несомненным, на мой взгляд, является то, что если бы в 1945 году был реализован не план, принятый в Ялте, а любой из тех проектов, которые предлагались США и Англией в 1942 - 1944 гг., но современной единой Германии не существовало бы до сих пор.

    И напоследок объясню, почему меня заинтересовала эта тема .
    Дело в том, что с учетом взаимовыгодных геополитических интересов я считаю Россию и Германию естественными союзниками в современном мире. Они таковыми являлись еще с середины ХIX века (в особенности после того, как была образована единая Германская империя). И корни двух глобальных катастроф - мировых войн 1914 - 1918 гг. и 1939 - 1945 гг. следует искать в причинах развала "Союза трех императоров" , после которого началось формирование двух противостоящих друг другу военно-политических блоков - Тройственного союза и Антанты. Ну а дальше последовало то, что вполне уместно назвать цепной реакцией.

    Очень хотелось бы надеяться на то, что необходимость союза России и Германии будет осознана обеими странами в самом ближайшем будущем.

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

    Бывшей нацистской Германии была поделена на несколько . От империи отошла Австрия. Эльзас и Лотарингия возвратились под покровительство Франции. Чехословакия получила обратно Судетскую область. Государственность была восстановлена в Люксембурге.

    Часть территории Польши, аннексированная немцами в 1939 году, вернулась в ее состав. Восточную часть Пруссии поделили между собой СССР и Польша.

    Оставшаяся часть Германии была разделена союзниками на четыре зоны оккупации, где управление осуществляли советские, британские, американские и военные власти. Страны, принявшие участие в оккупации немецких земель, договорились о проведении согласованной политики, основными принципами которой были денацификация и демилитаризация бывшей германской империи.

    Образование ФРГ

    Через несколько лет, в 1949 году, на территории американской, британской и французской зон оккупации была провозглашена ФРГ – Федеративная Республика Германии, которой стал Бонн. Западные политики таким образом планировали создать в этой части Германии государство, построенное по капиталистическому образцу, которое могло стать плацдармом для возможной войны с коммунистическим режимом.

    Американцы оказывали немалую новому буржуазному немецкому государству. Благодаря этой поддержке ФРГ быстро стала превращаться в экономически развитую державу. В 50-е годы говорили даже о «германском экономическом чуде».

    Страна нуждалась в дешевой рабочей силе, основным источником которой стала Турция.

    Как возникла Германская Демократическая Республика

    Ответом на создание ФРГ стало провозглашение конституции другой немецкой республики – ГДР. Это произошло в октябре 1949 года, пять месяцев спустя после образования ФРГ. Таким способом советское государство решило противостоять агрессивным намерениям бывших союзников и создать в Западной Европе своеобразный оплот социализма.

    Конституция Германской Демократической Республики провозглашала своим гражданам демократические свободы. В этом документе была также закреплена ведущая роль Социалистической единой партии Германии. На протяжении длительного времени Советский Союз оказывал правительству ГДР политическую и экономическую помощь.

    Однако по темпам промышленного роста ГДР, вставшая на социалистический путь развития, существенно отставала от своего западного соседа. Но это не помешало Восточной Германии стать развитой индустриальной страной, где также интенсивно развивалось сельское хозяйство. После ряда бурных демократических преобразований в ГДР единство германской нации было восстановлено, 3 октября 1990 года ФРГ и ГДР стали единым государством.

    Результаты войны для Германии. Вторая мировая война закончилась для Германии трагически: уровень промышленного производства едва достигал одной трети довоенного; снизился уровень жизни; возникла нехватка горючего; упала покупательская способность денег.

    Германия потеряла самостоятельность, ее территория была поделена на 4 оккупационные зоны. Для решения общих вопросов по Германии был создан Контрольный Совет в составе главнокомандующих войсками союзников.

    Следуя решениям Крымской и Потсдамской конференций, союзники проводили в отношении Германии политику трех “Д”:

    • демилитаризации – ликвидация вооруженных сил Германии и их разоружение;
    • денацификация – запрещение нацистских организаций, отмена нацистских законов, наказание военных преступников;
    • демократизация – превращение Германии в демократическое, миролюбивое государство.

    Так как западные государства и СССР по-разному относились к политике трех ”Д” и использовали оккупацию в своих целях, то проведение единой политики по отношению к Германии было невозможным.
    Начало “холодной войны”, противостояние бывших союзников сделало неизбежным раскол Германии.

    Раскол Германии. Опасаясь усиления “советской угрозы”, западные страны отказались от плана экономического ослабления Германии и перестали брать с нее репарации. В июне 1948 года была проведена денежная реформа, и рейхсмарку заменили дойчмаркой. Инфляцию остановили, “черный рынок” исчез, производство и строительство росло, формировалась рыночная экономика.

    В ответ на денежную реформу в западных секторах, СССР взял в блокаду Западный Берлин. Это событие ускорило решение европейских стран создать западно-германское государство. Еще в декабре 1946 года объединились английская и американская зоны оккупации, а в начале 1947 года к ним присоединилась и французская зона.

    Конституция Германской Федеративной Республики вступила в силу в мае 1949 года. По Конституции, Федеративная Республика Германии (ФРГ) объявлялась парламентской республикой. Высшей законодательной властью стал бундестаг – двухпалатный парламент. В отличии от Веймарской конституции, президент избирался не всеобщим голосованием, а на заседании бундестага и обладал ограниченными полномочиями. Глава правительства федеральный канцлер. Его кандидатура выдвигалась в качестве лидера победившей на выборах партии и утверждалась бундестагом.

    Конституционный суд мог отменить любой закон, противоречащий конституции. Столицей ФРГ стал город Бонн.

    В сентябре 1949 года лидер Христианско- Демократического Союза Конрад Аденауэр стал канцлером ФРГ.

    7 октября 1949 года в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика. Восточный Берлин стал столицей ГДР.

    “Экономическое чудо”и его причины. Причины “немецкого чуда” – ускоренного развития экономики ФРГ:

    а) материальная помощь в размере 3,6 миллиардов долларов, полученная от США в рамках “плана Маршалла”;

    б) отсутствие военных затрат и армии до середины 50-х годов;

    в) большое количество дешевой рабочей силы.

    Особенно быстрыми темпами развивались в ФРГ машиностроение, электроэнергетика, химическая и сталелитейная промышленность.

    Во внешней политике ФРГ склонялась на сторону США,и это укрепляло ее позиции на международной арене. В 1951 году на территории ФРГ был отменен оккупационный режим. В 1955 году ФРГ вступила в НАТО, а в 1957 году – в ЕЭС. Подошла к концу историческая вражда Франции и Германии. ФРГ отказывалась признавать ГДР и призывала бойкотировать ее всем международным сообществом. В 1956 году деятельность Германской Коммунистической партии была запрещена.

    Социал-демократы у власти. В 1960-е годы канцлером ФРГ был Л. Эрхард. Затем к власти пришло правительство “Большой коалиции”, составленное из христианских демократов и социал-демократов. В программе Германской Социал-демократической партии конечной целью значилось построение демократического социализма

    В 1969 году к власти пришло правительство “Малой коалиции” во главе с лидером социал-демократов В. Брандтом. Увеличилась зарплата и пенсии, на предприятиях были созданы производственные советы, ограничивающие самоуправство администрации.

    Принципы реализации “новой восточной политики” правительства Брандта:

    • Отказ от “холодной войны”, уважение к реальному соотношению сил;
    • Нормализация отношений со странами Восточной Европы, пострадавшими от гитлеровской агрессии, в первую очередь с СССР и Польшей;
    • Признание Германской Демократической Республики.

    В результате “Восточной политики” правительства:

    1. Были признаны послевоенные границы Восточной Европы.
    2. Были налажены межгосударственные отношения с ГДР.
    3. Было достигнуто соглашение о статусе Западного Берлина.

    Все это означало окончание политики, именуемой “мюнхенское владычество”. Разразившийся в 1974 году экономический кризис затронул ФРГ гораздо меньше, чем другие страны.

    Стало известно, что одна из сотрудниц В. Брандта была агентом разведки ГДР, и в 1974 году канцлер Брандт подал в отставку.

    Сменивший его на этом посту социал-демократ Г. Шмидт продолжил политическую линию В. Брандта. В 1982 году, спустя 13 лет, к власти вновь пришли христианские демократы. Лидер ХДС Гельмут Коль стал федеральным канцлером. Его правительство уменьшило налоги и государственные расходы, приняло меры для ослабления роли государства в регулировании бизнеса и для стимулирования честной конкуренции. С 1983 года в стране начался экономический подъем.

    Путь к единству немецкого народа. Гельмут Коль добился объединения Германии. Символ раскола Германии – “Берлинская стена” – была демонтирована в 1989 году.

    12 сентября 1990 года состоялись переговоры по формуле “2+4” (ФРГ, ГДР + США, СССР, Великобритания, Франция). Был подписан договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. 3 октября 1990 года Германия объединилась. Г. Коль стал первым федеральным канцлером объединенной Германии.

    В 1998 году к власти пришел социал-демократ Г. Шредер. Сегодня пост канцлера Германии занимает Ангела Меркель. В настоящее время экономика Германии развивается стабильно и динамично. И на Западе, и на Востоке Германия ведет взвешенную политику.

    Первая мировая война