Содержание и методика звукового анализа слов. Методы и приемы формирования навыков звукового анализа и синтеза

В современной методике звуковой анализ слов понимают как:

1) выяснение порядка расположения фонем в слове;

2) установление различительной функции фонем;

3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных этом языке (Д. Эльконин).

Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (громкий, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой).

Методика формирования звукового анализа разработал Д.Б.Эльконин на основе теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. К дошкольного возраста методику адаптировала Л. Е. Журова. На этой основе была разработана специальная методика формирования операций звукового анализа и синтеза у детей с ПМР (Г. А. Каше).

Действие звукового анализа рассматривается как особая умственная действие, формирование которой проходит ряд этапов, как и любая умственная действие.

I этап - формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства и внешние воздействия. Начальная работа проводится с опорой на такие вспомогательные средства, как графическая схема слова и фишки. При выделении звуков ребенок заполняет схему фишками. Это практической действием по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап - формирование навыка фонематического анализа переводится в речевой план без опоры на материализацию действия. Дети называют слово, определяют последовательно звуки, устанавливают их количество.

III этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дети выполняют все операции фонематического анализа на основе представлений, то есть когда сами слова не называют и не воспринимают на слух.

Показателем высокого уровня овладения всеми формами фонематического анализа является осуществление их при любых фонетических условиях именно во внутреннем умственном плане.

Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единственный звуковой комплекс, а как структурное образование, состоящее из отдельных звуков, то есть научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове есть особая произношение слова - с интонационным, особенно подчеркнутым выделением в нем одного звука (удлиненная произношение отдельного звука). Ребенка специально обучают удлиненной произношении звука, интонационном его выделению (сссобака, мааак). При этом слово нужно произносить вместе, нельзя отрывать один звук от другого. В этом случае артикуляция выполняет функцию ориентирования в слове. Применяют приемы сравнения звуков речи с "песенками" ветра - , ш-ш-ш ", насоса -« с-с-с "и другие.

Детям дают понятие "звук, речевое звук" и постепенно вместо слова "песенка" начинают использовать этот термин.

Далее обучают определять место звука в слове - в начале, в середине, в конце. Дети также приобретают навыки самостоятельно подбирать слова, в которых заданный звук. Широко применяют наглядный материал (игрушки, картинки).

Следующий этап работы - формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

Когда дети научились интонационно выделять звуки и на основе этого определять их место в слове, их знакомят со схемой звукового состава слова (начало звукового анализа). Обычно это происходит на примере звукосочетания "ау": его произносят продлен, выделяют первый звук "а" и выкладывают его фишкой (или рисуют на доске - О). Затем определяется второй звук «у» и происходит его обозначения.

После знакомства со схемой переходят к формированию действия звукового анализа. Сначала предлагают слова, состоящие из трех звуков: гласных и согласных (мак, кит, кот, дым, дом и т.п.). Особенно выделяется громкий звук, который можно спеть. Дети учатся находить гласные звуки. Далее их знакомят с согласными звуками, которые невозможно спеть, потому что есть препятствие в виде губ, зубов, языка. Вводится понятие твердого и мягкого согласного звука и дается соответствующее их обозначения (твердого -, мягкого =).

После знакомства с гласными и согласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков (вата, дом, маки, ноги, эхо, гуси и т.д.). Осложнения происходит за счет сравнения слов, звуковых игр.

Следующий этап работы - обучение выделение ударного звука. Сначала выделяют ударный состав. В процессе звукового анализа слов ребенок точно фиксирует на схеме место ударения.

Постепенно количество звуков в словах для анализа увеличивается. Определяют количество и порядок расположения звуков в слове. Дети должны научиться анализировать любое предложенное слово, различать гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, свободно ориентироваться в звуковой структуре слова, подбирать слова по предложенным моделям.

Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии:

1) интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку, фишки и схему;

2) дифференциация гласных и согласных фонем, установление места ударения в слове;

3) дифференциация согласных фонем по твердости - мягкости (в дальнейшем - по звонкостью - глухотой) и моделирование основных фонематических отношений в слове;

4) перевод звукового анализа без опоры на наглядность - графическую схему, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме.

В течение всего периода обучения дети выполняют различные задачи, которые закрепляют их представления о звуковой состав слова и умение делать звуковой анализ: определять место звука в слове; подбирать слова с заданным звуком; определять первый и последний звук в слове; определять последовательность звуков в слове; сравнивать звуковой состав слов, состоящих из одинаковых звуков (соль - лес) или отличаются одним звуком (мак - рак).

Детей с ПМР старшего возраста сначала знакомят с гласными буквами а, в, в, е, согласными м, п, т, к, с, далее - е, н, х , и, ф, б, д, г, в, и. Дети составляют из разрезной азбуки слоги типа па, са, м, то, а также простые односложные слова типа суп, мак. Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью соответствующего звука. По мере обучения расширяется объем звуков и букв языки: с дв, р-л, с, з, ц, ч, щ, осложняется звуко- буквенный анализ слов.

На основе звуко- буквенного анализа детей учат послогового чтения.

Журова Л.Е.

Формирование звукового анализа слов у детей дошкольного возраста.

На протяжении первых лет жизни ребенка происходит сложный процесс развития восриятия. Этот процесс имеет очень важное значение, так как создает необходимую основу для всего последующего развития.

Одним из рано формирующихся сенсорных процессов является фонематический слух. Анализ работ, посвященных звуковой стороне развития речи ребенка (И.X. Швачкин, А.И. Гвоздев и др.), показывает, что, как правило, формирование фонематического слуха заканчивается очень рано - к двум годам - о чем свидетельствует полное фонематическое различение ребенком всех звуков родного языка. Тот факт, что речь двухлетнего ребенка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями, исследователи детской речи объясняют «моторными причинами» (А.И. Гвоздев), т. е. несовершенством детской артикуляции.

Вновь вопрос о развитии у ребенка фонематического слуха встает при обучении детей грамоте. Все исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой отмечают неумение детей 6-7 летнего возраста произвести звуковой анализ слова. Это неумение старших дошкольников разложить слово на составляющие его звуки многие исследователе склонны объяснить тем, что ребенок не слышит в слове.

Мы сталкиваемся со своеобразным парадоксом: с одной стороны, доказанная многочисленными исследованиями возможность очень тонкого различения ребенком звуковых комплексов, формирующаяся уже к двум годам, и, с другой стороны, неумение ребенка старшего дошкольного возраста «услышать» отдельный звук внутри слова. Возникает вопрос, можно ли считать эти две способности ребенка характеристикой одного и того же процесса? Можно ли неумение ребенка выделить отдельный звук в слове объяснить тем, что он не слышит этого звука, что у него недостаточно сформирован фонематический слух? Выяснению этих вопросов посвящена первая глава диссертации. Тонкое фонематическое восприятие ребенка, способность его различать на слух все особенности речи окружающих его взрослых является необходимой основой выделения звука в слове, но не создает умения совер­шать такое выделение. Задача звукового анализа слов перед ребенком сама по себе никогда не встает, так как для общения с окружающими не нужно уметь разбивать слово на состав­ляющие его звуки. Необходимость умения анализировать звуковой состав слова возникает только при обучении грамоте, и вызвана она спецификой звуко-буквенного письма, заключающейся в возможности точно записать речь, пользуясь для этого любыми единицами речи более крупными, чем звук. При обучении грамоте поэтому следует обучать ребёнка умению разбивать нашу речь именно на звуки. Но в практике своего речевого общения ребенок никогда не имеет дела с изолированными звуками, которые, как указывает Н.И. Жинкин, вообще не произносимы.

Исследования, проведенные под руководством Д.Б. Эльконина (работы Н.А. Хохловой, А.Е. Ольшанниковой и др.), показывают, что при определенных условиях дети старшего дошкольного возраста принимают задачу звукового анализа слов и с помощью данных им средств материализации звукового состава слова (схема звукового состава слова и фишки) успешно с этой задачей справляются. Однако наши предварительные опыты показали, что дети младшего и среднего дошкольного возраста не могут произвести звуковой анализ слова, используя в качестве средства схему звукового состава слова и фишки. Чем это можно объяснить? По-видимому, та форма моделирования звукового состава слова, которую предлагает Д. Б. Эльконин, - моделирование пространственно-временной структуры звуковой формы слова - является сложной для детей младшего и среднего дошкольного возраста. В чем же заключается эта сложность? Дело в том, что разлагая слово на звуки, лишая его привычного слогового произношения, произнося каждый слог по звукам, мы совершенно искажаем слово, значение его при этом утрачивается. Естественно, что ребенок дошкольного возраста отказывается работать с таким «распавшимся» словом. Схема же и фишки не помогают ему «собрать» звуковой рисунок слова, услышать ею таким, каким ребенок при­вык слышать это слово в практике своего речевого общения.

Исходя из теории формирования умственных действий, Д.Б. Эльконина, формируя у дошкольников действие звукового анализа слов, ввел на этапе освоения действия с предметами фишки и схему, как бы материализовал слово и составляющие его звуки. Но, работая с фишками и схемой, ребенок произносит разбираемое им слово так же, как он это делает в своей речевой практике. А так как звуковая форма слова является некоторым структурным образованием, то произнесение каждого звука в слове обусловлено тем, в каком окружении он находится, какие звуки стоят впереди и сзади. Когда же мы производим звуковой анализ слова, мы эту структуру разрушаем и тот звук «м», который ребенок слышит, например, в слове «мама» имеет очень мало общего с отдельно названным звуком «мэ».

Мы предположили, что для научения ребенка-дошкольника действию звукового анализа слов, нужно найти такой способ расчленения структуры слова, при котором сохранялась бы специфика произнесения звука, обусловленная его положением в слове.

Значит, до введения моделирования пространственно-временно­го состава слова нужно научить ребенка моделированию особого типа - путем изменения процесса произнесения слова - моделиро­ванию слова естественными способами, уже имеющимися у ребенка. При нормальном произнесении наша речь, как показал в своих исследованиях Н.И. Жинкин, квантуется на слоги. Нам же нужно научить ребенка особому произношению слова, чтобы уже при самом произнесении ребенок выделял нужный ему звук, т. е. слово должно произноситься ребенком, квантуясь не на слоги, а на звуки. Например, если мы хотим, чтобы ребенок произвел звуковой анализ слова «мак», то мы должны научить его произносить это слово так: «м-м-мак» - для выделения первого звука, «м-а-а-а-к» - для выделения второго звука и «мак-к-к» - для выделения третьего звука. В этом случае артикуляция ребенка начинает играть совершенно новую, особую роль, она приобретает само­стоятельное значение, начинает выполнять функцию ориентировки в слове. Такого рода артикуляция не является для ребенка естественной и ей надо специально учить. Мы назвали такой способ произношения слова интонированием. Функция речевой деятельности ребенка при этом меняется, превращаясь из функции общения, передачи мысли в функцию обследования звукового состава слова.

Мы считали, однако, что введение этого более простого типа моделирования звукового состава слова - натурального моделирования- не может однозначно определить успешность проведения всеми детьми дошкольного возраста звукового анализа слов, что существуют особые возрастные и индивидуальные особенности, позволяющие принять задачу и средства звукового анализа слов и действовать определенным способом или не позволяющие сделать это. Проверка этого предположения может идти, по-видимому, по двум линиям:

1. Степень развернутости, с которой детям данного возраста будут вводиться средства звукового анализа слов. Показателем этого является то, насколько ребенок, осуществляя звуковой анализ слов, нуждается в помощи экспериментатора, и в чем эта помощь заключается. 2. Значение неоднородности речевого материала, который будет дан детям для звукового анализа: положение выделяемого звука в слове (первый-последний), артикуляторная характеристика выделяемого звука. Поскольку в методе интонирования, который мы избрали в качестве средства звукового анализа слов, основная роль принадлежит особому произношению, артикуляции слова, правильная или неправильная артикуляция отдельных звуков может оказаться решающим фактором в возможности ребенка произвести звуковой анализ слов.

Итак, в исследовании были поставлены следующие вопросы:

1. Является ли интонационное выделение звуков в слове тем

средством, с помощью которого дети дошкольного возраста смогут овладеть действием звукового анализа слов.

2. Какие возрастные и индивидуальные различия обнаруживаются в овладении этим средством и какие этапы проходит его формирование.

Экспериментальная ситуация, в которой дети дошкольного возраста будут обучаться действию звукового анализа слов, должна отвечать двум требованиям:

1. Задача выделения звука в слове должна быть поставлена в ситуации интересной и доступной для ребенка любого дошкольного возраста. Известно, что дети старшего и среднего дошкольного возраста легко принимают задачу даже тогда, когда она становится перед ними как учебная задача, без игрового оформления. Но для того, чтобы дети от 3 до 5 лет приняли сложную, практически ненужную им задачу звукового анализа, необходимо ввести эту задачу в игровую ситуацию и, более того, сделать звуковой анализ средством для решения основной игровой задачи.

2. Детям должен быть четко задан способ выделения звука в слове; в качестве такого способа мы взяли интонационное выделение звука в слове. То есть дети должны были быть обучены особому произнесению слова, при котором расчленение структуры слова не меняло бы специфики произнесения отдельного звука.

Задача звукового анализа не может быть задана младшим и средним дошкольникам в виде описания их будущей деятельности Она может быть введена только с помощью определенного образца. При этом важно, чтобы образец давался ребенку не как готовый продукт, а в процессе его построения, уделяя особо важное место способу осуществления деятельности - интонированию.

Опыты проводились с детьми детского сада № 253 г. Москвы по 10 человек 3-4, 4-5 и 5-6 лет.

Вторая глава диссертации посвящена изложению методики и результатов исследования формирования звукового анализа слов у детей дошкольного возраста.

В I серии экспериментов экспериментатор прежде всего объяснял па примере имени испытуемого, что такое первый звук в слове. Испытуемому показывали, как нужно произнести слово, чтобы интонационно выделить в нем первый звук: «И-и-игорь».

Затем начинался эксперимент, в ходе которого ребенок должен был назвать первый звук в названии десяти животных (собака, кошка, белка, мишка, лошадь и др.). Экспериментальная ситуация была такова: перед испытуемым ставился домик, окруженный «речкой» с перекинутым через нее мостиком. Пройти по мосту в домик можно было, лишь правильно назвав первый звук в имени идущего, в противном случае мостик ломался. Испытуемый должен был про­вести в домик всех зверей, назвав первый звук их имени

Во II серии экспериментов в той же экспериментальной ситуации ребенок должен был назвать последний звук в имени каждого животного.

Анализ результатов проведенных экспериментов дает основание сделать вывод, что тот способ интонационного выделения звука в слове, который мы дали нашим испытуемым в качестве средства проведения звукового анализа, оказался удачным.

Все испытуемые, в том числе и дети трехлетнего возраста, справились с задачей выделения в слове первого звука. Правда, трехлетки вместо называния изолированного первого звука давали его интонационное выделение, но для нас важно, что задача выделения звука в слове малышами принималась, и дети пользовались данным им средством звукового анализа.

Интонирование, по-видимому, удобный способ отыскания и прослушивания нужного звука (об этом свидетельствует то, что все дети трех лет, прослушав, как экспериментатор выделяет интонационно первый звук, смогли назвать его изолированно), но артикуляционно оно сложно для младших дошкольников. Именно поэтому в тех случаях, когда экспериментатор переставал оказывать помощь в интонационном выделении звука, дети все свое внимание переключали на то, чтобы правильно проартикулировать нужный звук (интонировать его), и уже не могли перейти к изолированному называнию звука. Особенно ярко все это проявилось именно в I серии, так как задача выделения последнего звука в слове, поставленная во II серии, оказалась для младших дошкольников настолько сложной, что проследить там какие-то закономерности нам не удалось: все испытуемые просто отказывались отвечать самостоятельно, ограничиваясь повторением того, что говорил экс­периментатор.

Дети 4-5 лет, легко усвоив способ интонационного выделения в качестве средства звукового анализа, смогли выделить и первый, и последний звук во всех предложенных им словах. Правда, задача выделения первого звука оказалась для них более простой, дока­зательством чему служит самостоятельное интонационное выделение первого звука с последующим его изолированным называнием в 33 случаях из общих 100 (10 испытуемых по 10 слов каждый), в то время как самостоятельное интонационное выделение послед­него звука было сделано только 7 раз. Но все дети этой возрастной группы смогли самостоятельно называть последний звук в слове, опираясь на интонационное выделение этого звука, данное экспериментатором.

В группе детей 5-6 лет впервые появляются случаи (40 процентов) выделения первого звука в слове без предварительного интонационного его выделения. Значит ли это, что для детей среднего дошкольного возраста интонирование как средство звукового анализа уже себя изживает и дети могут перейти к иным формам моделирования звукового состава слова? Данные II серии экспериментов показывают нам, что такой вывод неправомерен: все те испытуемые, которые не пользовались интонационным выделением первого звука для того, чтобы выделить его из слова, не только интонируют последний звук, но иногда обращаются даже за помощью к экспериментатору, не зная, как самостоятельно справиться с заданием.

Процесс выделения звука в слове является сложной деятель­ностью, при формировании которой ребенок проходит ряд последовательных этапов, расположенных в определенной генетической последовательности. Мы назвали эти этапы ступенями овладения действием звукового анализа слов. На I ступени ребенок макси­мально нуждается в помощи экспериментатора: он самостоятельно не может еще справиться ни с интонационным выделением звука, ни с изолированным его называнием, повторяя и то, и другое только вслед за экспериментатором. Ребенок, находящийся на этой на­чальной ступени, только учится новой для него артикуляции - интонированию.

На следующей, II ступени дети еще по-прежнему не владеют способом интонирования. Они нуждаются в помощи экспериментатора в интонационном выделении нужного звука и не могут назвать звук изолированно, основываясь на собственном интонационном его выделении. Однако, прослушав интонационное выделение звука экспериментатором, дети могут самостоятельно назвать этот звук изолированно. На III ступени помощь экспериментатора по-прежнему нужна ребенку для интонационного выделения звука в слове, но, научившись интонировать нужный звук, дети называют его изо­лированно, ориентируясь уже на собственное произнесение слова. На IV ступени дети совершенно не прибегают к помощи экспериментатора: они сами легко меняют свою артикуляцию, произнося слово так, чтобы прослушать нужный звук, и тут же называют его изолированно. На V ступени нельзя наблюдать процесс осуществления звукового анализа слова: деятельность сформировалась, процесс свернут - ребенок произносит слово, не прибегая к интонационному выделению нужного звука, и вслед за тем называет звук изолированно. Но, по-видимому, даже на этом, высшем уровне средние дошкольники «про себя» прибегают к интонированию. Об этом свидетельствует то, что ни один из наших испытуемых не называл выделяемых звуков обобщенным названием звука типа «мэ», «бэ», а всегда сохраняли у выделяемого звука ту специфику, которая определяется положением данного звука в слове. Например, в словах «медведь» и «морж» звук «м» звучит по-разному: мягкая фонема в первом случае и твердая во втором. При назывании изолированного первого звука в этих словах все наши испытуемые сохраняли эту мягкость и твердость.

Ступень овладения деятельностью определяется однозначно возрастом испытуемого. Она зависит, кроме того, от положения выделяемого звука в слове (первый-последний). При выделении в слове последнего звука все наши испытуемые переходили на более низкую ступень деятельности по сравнению с выделением ими первого звука. Таблица 1 (см. стр. 9) показывает в процентах, как распределены по ступеням деятельности ответы испытуемых в I и во II сериях экспериментов. Большое значение при выделении звука в слове имеет также его артикуляторная характеристика. При этом очень важно, что дети не испытывают никаких трудностей при выделении поздно усваиваемых и плохо артикулируемых звуков - л, р, с, ш, ж. Все эти звуки легко интонируются, а затем называются изолированно. Если испытуемый не умеет произносить какой-либо из этих звуков, он произносит вместо него звук - заменитель, и это никак не мешает звуковому анализу. Совсем другую картину мы видим, когда ребенок должен выделять звук, плохо поддающийся интонированию – б, д, к. Все испытуемые тут же обращаются за помощью к экспериментатору, переходя, таким образом, на более низкую ступень деятельности по выделению звука в слове.

Таблица 1

испытуемых

I ступень

II ступень

III ступень

IV ступень

V ступень

Это свидетельствует о том, что механизм звукового анализа заключается в умении проделать артикуляционную работу, отличную от той, которую совершает ребенок в своей обычной речи. Физиологическая готовность слухового и артикуляторного аппаратов не ведет непосредственно к умению провести звуковой анализ слов? Неумение детей младшего и среднего дошкольного возраста произвести звуковой анализ слов связано не с физиологическими недостатками слухового и артикуляторного аппаратов, а с отсутствием у них соответствующего способа деятельности.

Итак, мы выяснили, что хотя интонирование и является оптимальным средством для выделения звуков в слове детьми дошкольного возраста, но введение его в качестве средства звукового анализа слов не всегда дает однозначный положительный результат. Успешное применение детьми-дошкольниками интонационного выделения звука в слове с целью осуществления звукового анализа обусловлено их возрастными особенностями и характером того речевого материала, который дается детям для анализа.

В 1 и 2 сериях экспериментов выделение звука в слове являлось для детей средством для решения основной игровой задачи. При этом деятельность по выделению звука в слове нам пришлось у наших испытуемых специально формировать. В III серии экспериментов детям была предложена собственно речевая игра, процессуальная игра со словом, в которой ребенок должен был осознать практическую значимость семантики звука (в частности, 1 звука в слове), какое бы то ни было обучение в этой серии было снято.

Испытуемым предлагалось пять совершенно одинаковых кукол, одетых в рубашки разных цветов. Соответственно с цветом рубашки куклы были названы Жан (желтая рубашка), Бан (белая рубашка), Кан (красная рубашка), Зан (зеленая рубашка) и Сан (синяя рубашка). Дети должны были научиться узнавать кукол по именам. Опыты проводились в детском саду № 1065 г. Москвы. Для экспериментов было взято 10 детей 6-7 лет, 18 детей 5-6 лет и 16 детей 4-5 лет.

Все испытуемые разбились на две группы: 1) справившиеся с заданием и 2) несправившиеся с заданием. Так как поведение на эксперименте детей, вошедших в одну из групп, было совершенно одинаковым, независимо от возраста, мы будем излагать результаты 3 серии экспериментов не по возрастным группам, а по способу действия. В I группу вошли все испытуемые 6-7 лет, семь испытуемых 5-6 лет и два испытуемых 4-5 лет. Все эти дети не сделали в ходе экспериментов ни одной ошибки, всех кукол назвали правильно, причем перед тем как назвать куклу, дети называли цвет ее курточки: «Зелененький, Зан».

Испытуемые, вошедшие во II группу, не смогли вычленить связь между цветом курточки и именем куклы. Даже введение экспериментатором интонирования («С-с-синенькая курточка - С-с-сан») не привело к положительному результату.

Результаты III серии экспериментов оказались значительно ниже результатов I серии. Если в I серии с задачей выделения первого звука в слове справились все дети, то в III серии из испытуемых 4-5 лет задание выполнили только 12 процентов, а 5-6 лет - 39 процентов детей. Такая большая разница, как нам кажется, может быть объяснена тем, что в III серии было совершенно исключено моделирование ребенком звукового состава слова. Если в I серии интонирование, предложенное нами детям, давало им возможность как бы «пощупать» первый звук в слове, остановиться на нем, то в III серии такая возможность была исключена, дети не были нами обучены способу выделения звука в слове. Таким образом, даже в том случае, когда звуковой анализ является предметом деятельности ребенка, дети среднего дошкольного возраста не справляются самостоятельно с выделением звука в слове. Для проведения звукового анализа необходимо дать детям средства для выполнения этой задачи, научить их особому способу произнесения слова с измененной артикуляцией - интонированию.

Интонационное выделение звука в слове является тем средством, с помощью которого дети дошкольного возраста могут выделить в слове определенный звук. Интонирование отличается от обычного, естественного артикулирования тем, что оно разбивает естествен­ный слоговой способ произнесения слов. При формировании этого нового действия со словом происходит расшатывание сложившегося артикуляторно-слогового стереотипа произношения, преодолевается естественное слоговое квантование слова, ребенок научается управлять собственным артикуляторным аппаратом. Развернутое проговаривание слова с подчеркнутым, интонированным, протяженным произнесением отдельных звуков выполняет функцию ориентировки в звуковом составе слова. Тем самым произнесение слова из исполнительского действия, обслуживающего общение, превращается в специальное, исследующее звуковой состав слова. Выделение отдельного звука при подчеркнуто интонированном произнесении приводит и к слышанию его как отдельного звука. Как и всякое умственное действие, это действие формируется как максимально развернутое, а затем постепенно сокращается и превращается в сокращенное, производимое «в уме»; вернее, производимое при молчаливом, беззвучном, без видимых артикулярных движений внутреннем проговаривании.

Однако этим создаются лишь необходимые условия для звукового анализа слова. Звуковой анализ слова предполагает не только выделение отдельного звука на основе проговаривания или узна­вания заданного в виде образца звука в слове. Главное в звуковом анализе слова - установление отношений между звуками, составляющими слово. Так, например, слова «кот», «ток» и «кто» состоят из одних и тех же звуков. Но это разные слова, и разные они именно потому, что одни и те же звуки составляют в них каждый раз своеобразную структуру, заключающуюся в той временной последовательности, в которой эти звуки следуют друг за другом.

Пользуясь интонированием, дети любого дошкольного возраста, начиная с трехлеток, могут выделить в слове первый звук. Но для проведения полного звукового анализа слова, как показали наши предварительные эксперименты, одного только интонирования оказывается недостаточным. Возникает необходимость обучить детей сочетанию более элементарного, натурального моделирования звукового состава слова (интонирования) с более сложным, предметным моделированием, предложенным Д.Б. Элькониным (схема звукового состава слова и фишки).

Вопрос обучения дошкольников звуковому анализу слов становится сейчас особенно актуальным в связи с введением в Программу обучения в детском саду элементов обучения грамоте. Занятия по грамоте вводятся в подготовительной группе детского сада (6-7 лет). Понятно, что если бы удалось перенести обучение звуковому анализу в старшую группу детского сада (5-6 лет), то это значительно облегчило бы усвоение чтения в подготовительной группе. Мы обучали действию полного звукового анализа слов старшую группу детей детского сада № 1065 (воспитатель Л.Н. Елисеева) с последующим обучением этой группы чтению Обучение происходило на групповых занятиях продолжительностью 20 минут каждое. Для обучения был использован экспериментальный букварь, созданный Д.Б. Элькониным для обучения в школе. Описание этого обучения и его анализ дается в третьей главе диссертации.

На полную отработку действия звукового анализа слов мы потратили 17 двадцатиминутных занятий. В результате проведенного обучения было выяснено, какую роль играют в звуковом анализе слова ребенком-пятилеткой интонирование, фишки и схема звукового состава слова.

Интонационное выделение звука в слове - это средство для проведения звукового анализа, способ действия с формой слова. Введение интонационного выделения звуков впервые дает ребенку возможность отчленить форму слова, как нечто отличное от содер­жания, и выделить единицы в форме слова - звуки. Эффективность интонирования объясняется тем, что оно позволяет выделить звуки, не разрушая при этом структурность формы (т. е. сохраняется специфика произнесения звука, обусловленная его положением в слове). Выделение звуков в слове при помощи интонирования является подготовительным по отношению к тем формам моде­лирования слова, которые были предложены Д.Б. Элькониным. Это объясняется тем, что замещение звука фишкой, не являющейся подобной замещаемому звуку, представляет собой очень высокую и сложною форму моделирования, приближающуюся по своему характеру к знаковому моделированию. В связи с этим при работе с детьми более младшего возраста возникает необходимость создать предпосылки для более высокого этапа, обучив детей интонационно выделять звуки и, таким образом, создавать естественную модель звукового состава слова, очевидным образом подобную воспроизводимому образцу.

Фишки фиксируют результаты такого анализа, а их пространственное расположение на схеме моделирует временную последовательность звуков в слове. Предметная деятельность с фишками, позволяющая любую фишку переставить, убрать и т. д. дает возможность ребенку понять, что и звуки в слове можно переставлять, действовать с ними, как с фишками.

Схема звукового состава слова, определяя количество звуков в слове, позволяет ребенку проверить, правильно ли произведен звуковой анализ слова, т. е. все ли звуки в нем выделены. Однако в случае ошибки схема не позволяет ребенку узнать, какую именно ошибку он сделал, так как фишки, выставленные в клетки схемы, качественно неопределенны. Поэтому, зафиксировав ошибку, ребенок обязан проделать всю работу сначала, прибегнув к интонационному выделению звуков.

Обучение этой группы детей чтению дало возможность выяснить, какую роль играет звуковой анализ в обучении грамоте.

По Эльконину, формирование действия первоначального чтения, включает в себя три ступени: 1) формирование действия звукового анализа, 2) формирование действия словоизменения, 3) формирование действия воссоздания звуковой формы слога и слова.

Следуя этой схеме, мы перешли в обучении наших детей ко второй ступени - формированию действия словоизменения. Первая стадия этого действия заключается в ознакомлении детей с буквами, обозначающими гласные звуки - а, о, у, ы, и. Мы познако­мили детей с этими буквами в течение пяти занятий - на каждом занятии детям показывалась одна новая буква. Вторая стадия формирования действия словоизменения - формирование действия изменения звуковой формы слова при изменении одного из гласных звуков, входящих в его состав. Продолжая обучать детей чтению, пользуясь методикой, разработанной Д.Б. Элькониным, мы модифицировали ее, изменив этап словоизменения. Смысл этого этапа по Д.Б. Эльконину, заключается в том, что, производя действие словоизменения, дети еще до знакомства с согласными, только на основании действий с гласными, должны научиться воссоздавать звуковую форму слога, минуя, таким образом, все трудности слияния звуков. Хотя словоизменение и проходит на основе звукового анализа, но принцип его отличен от принципа звукового анализа, так как здесь, как и в чтении, происходит «воссоздание звуковой формы слова на основе его графического изображения». То есть между этапом овладения действием звукового анализа и этапом собственно чтения Д.Б. Эльконин вставляет этап словоизменения, являющийся собственно обучением чтению. Мы заменили такого рода словоизменение другим, основанным только на принципе звукового анализа. Действие словоизменения, предлагаемое Д.Б. Элькониным, заключается в том, что детям, разобравшим слово с помощью звукового анализа, предлагалось изменить в нем гласную букву и сказать, какое новое слово при этом получится. То есть действуя таким образом, ребенок совершает действие, подобное чтению в том смысле, что он должен был «прочесть» новое неизвестное ему еще слово.

Мы же на этом этапе давали ребенку слово и спрашивали, какой звук нужно в нем заменить для того, чтобы получить такое-то определенное, названное слово. Таким образом, слово, которое должно получиться в результате изменения гласного звука, ребенку уже известно, он не должен самостоятельно «воссоздавать» его звуковую форму. В этом случае ребенок имеет дело с задачей звукового анализа: он должен, произведя в уме звуковой анализ обоих данных ему слов, обнаружить, каким звуком они отличаются друг от друга, и, найдя эти звуки, поменять их. Давая нашим детям словоизменение в таком виде, мы продолжали тренировать их в проведении звукового анализа слов, не обучая их ничему другому. Таким образом, нам удалось выяс­нить, является ли умение произвести звуковой анализ слов доста­точным для того, чтобы дети 5-6 летнего возраста, познакомив­шись с буквами, сразу начали читать. Познакомив детей с согласными, мы обнаружили, что все наши испытуемые легко складывают из разрезной азбуки любое слово, состоящее из известных им букв, т. е. пишут его, но не могут его прочесть. Причина этого явле­ния заключается в том, что при складывании из разрезной азбуки ребенок фактически проделывает все тот же звуковой анализ, толь­ко вместо фишек ставит буквы. В этом случае ребенок движется последовательно от первого звука к последнему и, следовательно, от первой буквы к последней. Чтение же строится на прямо противоположном принципе. При чтении, как указывает Д.Б. Эльконин, «в связи с особенностями русского консонантизма (наличие твердых и мягких согласных) для воссоздания правильной звуко­вой формы слова при выборе фонемы и ее варианта, обозначаемого буквой, необходима ориентировка на последующую за данной согласной гласную букву. Воссоздание звуковой формы слога и слова в русском языке невозможно без такой ориентировки». То есть при чтении слога ребенок должен читать как бы «задом наперед» - сначала посмотреть па последующую гласную, затем вернуться к предшествующей ей согласной и только после этого прочесть слог. Тот способ формирования действия словоизменения, который предлагает Д.Б. Эльконин, знакомит ребенка с принципом позиционного чтения еще до того, как ребенок приступает к чтению: в слове с одной гласной, которое «читает» при этом ребенок, он привыкает читать слово, ориентируясь не на согласную, а на гласную.

Мы лишили наших испытуемых этого этапа, благодаря чему получили в чистом виде переход от звукового анализа к чтению по буквам. В результате мы можем сделать вывод: действия звукового анализа слов, как бы хорошо оно ни было отработано, далеко не достаточно для формирования чтения. На звуковом анализе слов основана другая сторона обучения грамоте - письмо, которое становится орфографически правильным только при условии отработки действия звукового анализа (мы не имеем здесь, конечно, в виду правил грамматики). Для обучения же чтению необходимо познакомить детей с принципом позиционного чтения. Продолжая обучение этой группы, мы научили детей принципу позиционного чтения. Для этого мы использовали предложенное Д. Б. Элькониным пособие, которое он называет «полосочка». Это картонная планка, в которой прорезаны четыре окошечка. Установив в одном окошечке букву, обозначающую согласный звук (любой), в следующем окошечке по очереди меняют буквы, обозначающие гласные звуки. Перед ребенком проходят все возможные с данной буквой слоги - га, го, ту, гы, ги. Так как согласная закреплена и поэтому неизменна, ребенок невольно смотрит все время па меняющуюся гласную, усваивая таким образом позиционный принцип чтения.

После такой тренировки с «полосочкой» (а с работы с ней начиналось знакомство с каждой новой буквой) дети очень быстро начали читать.

Для того, чтобы научить читать детей 5-6-летнего возраста, было потрачено 60 двадцатиминутных занятий (включая 18 заня­тий по обучению действию звукового анализа слов и 11 занятий по формированию способа словоизменения, которые фактически явились продолжением занятий по отработке действия звукового анализа слов).

В свете полученных нами данных мы должны констатировать, что в ходе дошкольного обучения возможности ребенка в отношении осознания им звуковой стороны слова используются далеко не полностью. В наших детских учреждениях с детьми дошкольного возраста не проводится работы, связанной со звуковой характеристикой речи (исключением является логопедическая работа).

Мы показали, что дети дошкольного возраста в определенных ситуациях принимают задачу формального речевого анализа - анализа звуков речи - и успешно с нею справляются. Поэтому было бы, по-видимому, целесообразным проводить обучение детей звуковому анализу слов в дошкольном возрасте. Пользуясь особой чувствительностью ребенка младшего дошкольного возраста к звуковой стороне речи, опираясь на эту «особую языковую одаренность», нужно учить детей способу интонационного выделения звука в слове уже в младшем дошкольном возрасте, С помощью разного рода «потешек» можно организовать с детьми специальные речевые игры, целью которых является выделение в словах определенного звука. Таким образом, уже к пятилетнему возрасту можно научить детей новому для них способу деятельности, необходимому для обучения грамоте. Дети, владеющие способом интонационного выделения звука в слове, легко усваивают действие полного звукового анализа слов. Все это даст возможность целиком перенести обучение начальному чтению из школы в детский сад.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Практика речевого общения ребенка не ставит перед ним задачу звукового анализа слов, встающую только в связи с обучением грамоте.

2. Средством проведения звукового анализа слов служит такое расчленение структуры слова, при котором сохраняется специфика произнесения звука, обусловленная его положением в слове. Ребенок, пользуясь особым способом произнесения слова - интонированием - производит выделение нужного звука уже при самом произнесении слова. При интонировании разрушается привычный ребенку способ произнесения слова, артикуляция приобретает самостоятельное значение, выполняя функцию ориентировки в слове.

3. Выделение отдельного звука в слове представляет собой сложную деятельность, проходящую в процессе своего формирования ряд последовательных ступеней, определяемых не только возрастом ребенка, но и тем речевым материалом, с которым работает ребенок.

Неправильная артикуляция ребенком отдельных звуков не мешает проведению звукового анализа, что свидетельствует об особой роли артикуляции в звуковом анализе.

4. Действие звукового анализа слов само по себе не формирует способа чтения. Чтение возникает только после овладения ребенка особым способом ориентировки в читаемом слове - прин­ципом позиционного чтения, которому детей-дошкольников нужно специально учить.

5. Успешное обучение группы детей пятилетнего возраста чте­нию заставляет поставить вопрос о перенесении обучения началь­ному чтению целиком в дошкольный возраст.

1. Исследование развития звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. «Доклады АПН РСФСР», 1961, № 1.

2. Психологический анализ процесса обучения чтению дошкольников. Сообщение I. Роль интонирования в звуковом анализе слова «Доклады АПН РСФСР», 1962, № 5.

3. Психологический анализ процесса обучения чтению дошкольников. Сообщение 2. Значение звукового анализа слов. «Доклады АПН РСФСР», 1962, № 6.

4. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. «Вопросы психологии», 1963, № 3.

5. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста (совместно с Д.Б.Элькониным). Сб. «Сенсорное воспитание дошкольников», ред. А. В. Запорожец и А.П. Усова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

6. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. «Тезисы докладов на II съезде Общества психологов», М., Изд-во АПН РСФСР, 1963, вып. 2.

Из звуков состоят слова. Звуки звучат по-разному и похоже. Они произносятся в определенной последовательности. По длительности звучания слов – короткие и длинные. Соответственно в них звуков много и мало.

Ознакомление детей со звуковой стороной речи начинается еще в младших группах. Дети в играх и упражнениях учатся внятно и четко произносить звуки. Сначала это песенка. Например, песенка жука – жжж. Затем это звук – жжж.

Методику звукового анализа создал на опыте других известных исследований психолог Д.Б. Эльконин. Эльконин разработал позиционный принцип чтения. Его суть - ориентация на последующую букву. Его задача научить детей ориентироваться на последующую букву. Т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.

Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Адаптировала систему Д.Б. Эльконин для дошкольников Л.Е. Журова.

Фонетический разбор (фонетический анализ, звуковой анализ) - разновидность языкового анализа, фонетическое упражнение, используемое не только в период обучения грамоте, но и в процессе изучения всего курса русского языка. Фонетический разбор заключается в делении слова на слоги, определении места ударения, установлении звукового состава слова и характеристики каждого звука без учета графического, морфемного и орфографического состава слова.

О значимости умения выполнять фонетический анализ писали многие ученые-методисты. Так, А. Н. Гвоздев отмечал, что "хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится" . И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно маленькому школьнику без помощи учителя. Важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной, поэтому учителю необходимо уверенно владеть теми способами действия, которыми должен овладеть ученик.

В методической практике различают фонетический (звуковой) и фонетико - графический (звуко-буквенный) разборы. Последний включает звуковой разбор в качестве первого этапа, поэтому очевидно, что без умения выполнять фонетический анализ школьники не могут перейти к освоению фонетико-графического. В методике обучения русскому языку значимость умения школьников выполнять фонетический анализ связывается не только с освоением процесса чтения (перекодировки буквенного образа слова в звуковой), но и с формированием основ орфографической грамотности. Дети, овладевшие навыком фонетического анализа, практически не допускают в письменных работах ошибок, приводящих к искажению слова.

Приведем примеры таких ошибок:

  • 1) замена и перестановки букв (зайцик, окчщ рапу с, мартёшка);
  • 2) пропуски букв на месте гласных звуков, в том числе и ударных (плъма, корбль, рабта);
  • 3) пропуски букв на месте согласных звуков или их стечения (учасок, десво);
  • 4) слияние слов на письме (Посадилдедрепку);
  • 5) раздельное написание частей одного слова (с тол, на рисовал)]
  • 6) пропуски, наращения или перестановки слогов в словах (ракандаш);
  • 7) недописывание (сокращение) слова (мышк, квариум).

Поскольку подобные ошибки занимают значительное место в письменных работах, их устранение заметно повысит уровень орфографической грамотности учеников. Это подчеркивает важность умения школьников выполнять фонетический анализ.

Характеристика фонетического анализа связана с установлением его цели, содержания, предмета и результата. Целью включения фонетического разбора в систему фонетических упражнений в период обучения грамоте является формирование у первоклассников умения слышать звучащее слово, т.е. безошибочно устанавливать последовательность звуков в нем и давать характеристику каждому звуку. Содержанием фонетического разбора выступает совокупность звуков слова без установления связи с обозначением их буквами. Предметом фонетического анализа является слово как совокупность звуков; вычленению подвергаются как вся их последовательность, так и отдельные звуки (например, первый или последний). Результатом фонетического разбора является звуковая схема-модель слова (в период обучения грамоте) или транскрипция слова (на более поздних этапах обучения русскому языку).

Д. Б. Эльконин указывает: "Под звуковым анализом понимается: 1) определение порядка слогов и звуков в слове; 2) установление различительной роли звука; 3) выделение качественных основных характеристик звука" . Нетрудно обнаружить, что последовательность действий при выполнении учеником фонетического разбора строго алгоритмизирована. Выполнение первоклассниками каждого действия обеспечивается предварительной работой с фонетическими понятиями, формированием соответствующих умений и освоением комплекса специальных действий (способов действия).

В практике начального обучения получил распространение план (алгоритм) выполнения фонетического анализа, предложенный Д. Б. Элькони-ным. Проанализируем последовательность действий.

Пример

Произнесите и послушайте слово.

Для того чтобы ученику удалось выполнить первое действие, учителю необходимо продумать вариант предъявления слова, предназначенного для анализа. Очевидно, что слово для фонетического анализа должно быть предъявлено звучащим. Для этого удобно использовать предметные картинки, загадки разного вида, строчки из известных детям стихотворений и т.п. При этом важно, чтобы слово было произнесено в соответствии с правилами орфоэпии (а не орфографии!). Например:

Помогите мне закончить строчку из известного вам стихотворения: "Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке... (мяч)". Произнесите это слово и послушайте его.

Произнося слово, предназначенное для разбора, ученик осознает предмет фонетического анализа. ("Другого способа предъявления звуковой структуры слова, кроме как произношение, - нет", - отмечают ученые.)

  • - Определи в слове место ударения.
  • - Раздели слово на слоги (произнеси слово по слогам). Составь слоговую схему. Покажи в ней ударный слог.
  • - Протяни (выдели голосом) первый звук из целого слова, назови его (произнеси отдельно), охарактеризуй и обозначь условным значком.

Требование протянуть первый звук напоминает первоклассникам способ действия и средство контроля правильности его выполнения. После того как звук выделен и назван, следует дать ему характеристику (гласный (согласный), если гласный -ударный (безударный), если согласный - твердый (мягкий) или глухой (звонкий)). Использование условного знака для обозначения звука, напоминаем, связано с необходимостью материализовать действия маленьких школьников.

  • - Выделите голосом каждый следующий звук, охарактеризуйте его и обозначьте. Аналогичные действия выполняются с каждым следующим звуком слова.
  • - Проверьте по схеме, получилось ли слово.

Несмотря на то что вычленение каждого звука происходит из полного слова и контролируется по ходу звукового анализа, нужно еще раз последовательно произнести все звуки слова (прочитать но схеме), чтобы убедиться в правильности выполненной работы. Называя последовательно выделенные звуки в слове, ученик осуществляет аналитико-синтетическую работу со звуками, о которой писал еще К. Д. Ушинский.

Учителю необходимо помнить, что не любые слова целесообразно предлагать для фонетического анализа. Действия звукового разбора предполагают сначала выделение голосом звука, а затем его изолированное произнесение. Не все звуки речи могут быть подвергнуты подобной "обработке". Например, редуцированные (краткие) гласные звуки вне слова произнести трудно, почти невозможно без потери их акустических свойств. Именно по этой причине не следует использовать для звукового анализа слова, содержащие звуки в качественной редукции. Учителю необходимо заранее продумывать дидактический материал для фонетических упражнений. Как видно, фонетический анализ состоит из тех способов действия, которые были освоены учениками при работе с каждым из фонетических понятий. В этом смысле фонетический анализ представляет собой комплекс обобщающих учебных действий аналитического характера.

  • - Произнесите звук [с]. Какой он? (Твердый.) А теперь произнесите его мягко.
  • - В слове кит замените звук [и] на звук [о]. Какое слово получилось? Эти высказывания учителей неверны: первый пример демонстрирует искаженное представление учителя о фонетической системе русского языка: согласные, парные по твердости (мягкости), - это разные звуки. При замене в слове кит только гласного звука нового слова не получится; необходимо еще заменить первый мягкий согласный звук на твердый.

Понимая, что не следует разрушать у детей (особенно у читающих) орфографический образ слова, учителя нередко в словах выделяют не звук, а букву: в слове нож выделяют последний звук [ж], в слове гроза - первый гласный звук [о] или в слове маяк выделяют гласный звук [я], что, конечно, недопустимо. На первых порах обучения фонетическому анализу слова, содержащие орфограмму, можно не предъявлять, однако совсем их исключать не следует: ученики должны научиться доверять собственному слуху п i le подменить попятим "звук" и "буква".

Не в полной мере понимая сущность фонетических умений, их значимость для дальнейшего обучения письму (и правописанию), учителя иногда предъявляют для анализа написанное (напечатанное) слово ("Прочитайте слово. А теперь выполните звуковой разбор и составьте схему".) К сожалению, педагоги сокращают время фонетической работы и количество фонетических упражнений, стремясь заполнить время урока упражнениями в чтении. Методисты обращают внимание учителей на то, что недостаток фонетической работы в период обучения грамоте и ошибки в ее осуществлении неизбежно скажутся на качестве последующей подготовки школьников в области грамматики и правописания. Вот почему на фонетическую работу следует обратить самое серьезное внимание.

В курсе русского языка фонетические знания и умения систематизируются и обобщаются, поэтому основная задача уроков на этом этапе обучения - по-прежнему развивать у детей правильное и четкое произношение каждого слова и отдельных звуков в нем, совершенствовать умение слогоделения, вычленения последовательности звуков в слове и их характеристика. Фонетический разбор как вид упражнения продолжает использоваться учителем в соответствии с известными методическими требованиями. Вместе с тем на уроках русского языка школьники могут познакомиться с транскрипцией как способом записи звукового состава слова. Тех знаков, которые использовались в период обучения грамоте, уже недостаточно, так как они помогали детям обозначить качество звука, но не назвать его. Умение выполнять такие записи и читать их будет важно при дальнейшем освоении графики и орфографии, поэтому понятия "звук" и "буква" по-прежнему следует сопоставлять в процессе выполнения, например, такого задания:

Посмотрите на доску и скажите, что на ней написано, - начинает беседу учитель и обращает внимание детей на запись: [а] с [у] л [л | [с] и др. Попробуем прочитать эти записи, не ошибаясь в названии букв.

В первом классе может быть введена элементарная транскрипция несложных по звуковому составу слов ([к л1 о н], [й" а м а], [к л" а к с а] и др.). Во втором классе транскрипция понадобится для звуко-буквенного анализа и для обобщения представлений школьников о понятии "орфограмма".

  • Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии // Избранные работы по орфографии и фонетике. М„ 2007. С. 27.
  • Эльконин Д. Б. Как научить детей читать. С. 330.

2.2 Звуковой анализ слова в курсе русского языка развивающей системы обучения

Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике - формирование способов звукового анализа. Осознанным это действие (как, впрочем, и всякое другое) может стать только в том случае, если одновременно с самим действием учащиеся будут осваивать способы контроля за правильностью выполнения действия.

Вспомним, как учат детей находить корень в слове. Формируя у детей понятие о корне, учитель в то же время обучает их выделять корень в слове. И если ученик ошибается, учитель спрашивает: «Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень?» Отрабатывая способ нахождения морфемы, учитель тем самым формирует у учащихся способы самоконтроля за правильностью выполнения действий.

Не так поступают учителя в работе со звуками: они исправляют неправильный ответ на правильный и тем ограничиваются.

Умение вычленять звуки в словах и определять их последовательность становится способом действий для учеников, если в самом начале своего формирования оно складывается осознанно и целенаправленно, а ученик не только осваивает определенную последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия.

Способ вычленения звука из слова обоснован и подробно описан Д. Б. Элькониным . Он характеризовал это действие как интонационное выделение (протягивание) каждого последующего звука в полном слове: «Например, для анализа слова МАМА ребенок должен произнести его 4 раза: «Мама, мАма, маМа, мам А» . Чаще всего возражения против этого способа бывают вызваны тем, что не все звуки русского языка можно протяжно произносить. Но, во-первых, звуков, которые не тянутся (взрывные согласные), не так уж и много [б], [ш], [д], [т], [к], [г], их мягкие пары. Во-вторых, Д. Б. Эльконин говорил об «интонационном выделении», имея в виду, что, если звук не тянется, его следует интонационно подчеркнуть силой голоса, повторами и т. п. Например, выделяя первый звук в слове КОТ, учитель многократно повторяет первый звук [КККОТ], как бы «нажимает» на него, чтобы дети услышали. В-третьих, для каждой группы звуков есть положение, в котором соответствующие звуки отделяются от остальных легче всего. Например, гласный, если он составляет отдельный слог (у-лица), согласный взрывной, если этим звуком кончается слово (ма-к) и некоторые др. Первый раз хорошо показать звук именно в такой позиции.

Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется слухом, если работа ведется с полным словом, так как если один из звуков слова называется неверно, искажается весь присущий каждому слову звуковой «портрет». Между звучанием слова и его лексическим значением в языке имеется закономерная связь. Поэтому всякое нарушение одного из элементов этой взаимосвязанной целостности ведет к его обнаружению.

Демонстрация того, как искажается слово, если хоть один из звуков назван неверно - важный прием, который используется для того, чтобы научить детей контролировать себя в момент вычленения звука. Например, ученик в слове МЕЛ первым выделяет звук [М] (твердый) и не замечает своей ошибки, учитель объясняет ее ученику, демонстрируя, как звучит слово, если в него включить названный звук: «МЭЛ»? Такое слово ты разбирал? Учитель может попросить ученика сказать слово с названным им звуком. Если у ученика не получается (отдельный звук он может назвать неверно, а все слово говорит правильно), учитель помогает ученику. Мера помощи зависит от уровня развития фонематического слуха ученика, от того, насколько он может самостоятельно оперировать звуками.

Итак, способ звукового анализа, который обеспечивает действительное оперирование звуками, не подменяя их буквами, - это протяжное (или акцентированное) произнесение каждого звука в полном слове, при котором каждый звук становится отчетливо слышимым. Такая организация работы позволяет учителю задавать учащимся вопрос: «Что нужно сделать, чтобы правильно найти звук?» В ответ на вопрос совсем не обязательно описывать действия, гораздо эффективнее будет попытка ученика произнести слово так, чтобы стал слышимым контрольный звук. Уместным становится в этом случае и требование проверить, верно ли найден звук. Способ проверки - произношение целого слова с выделенным звуком.

Когда ребенок осваивает речь, он вначале учится отличать речевые звуки от всех других звуков, а затем начинает улавливать признаки звуков, благодаря которым мы различаем слова и формы слов, т. е. овладевает системой фонем родного языка. Как известно, фонемы русского языка образуют две большие группы - гласные и согласные.

Объясняя различие между гласными и согласными, учителя используют в общении с первоклассниками такие формулировки: звуки, при произнесении которых струя воздуха проходит во рту свободно, не встречая никакой преграды, называются гласными; звуки, при произнесении которых струя воздуха встречает во рту преграды, называются согласными.

Сравните это объяснение с тем, что дает М. В. Панов в экспериментальном учебнике, подготовленном научным сотрудниками Института русского языка: «Гласные - ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные - ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, тем плотнее надо сжать рот...

Произнесите сначала тихонько, а потом громко: а! А! Заметили, что рот во втором случае хочет шире открыться? Произнесите сначала тихонько, а затем громче: с! с! Заметили: когда громче, то язык стремится плотнее примкнуть к зубам?» .

Развитие речевого слуха связано также с формированием умения характеризовать согласные по их словоразличительным качествам. В русском языке функцию словоразличения выполняет звонкость - глухость и твердость - мягкость. Для того, чтобы научиться характеризовать согласные по этим признакам, учащиеся должны осознать их. Лучше всего выделяет человек эти качества звуков при сопоставлении пар слов, в которых единственным различителем лексического значения является именно это подлежащее выделению свойство: «Если два разных звука встречаются в одном и том же окружении, но в двух разных словах, то это два полноценных, настоящих различителя слов» . Вот почему ознакомление с твердостью - мягкостью согласных хорошо проводить, сравнивая слова ХОРЬ-ХОР, ЖАР-ЖАРЬ, НОС-НЕС, ГАЛКА-ГАЛЬКА, а звонкость - глухость - ЖАР-ШАР, ДОМ-ТОМ, ЗАИКА-САЙКА, ПАЛКА-БАЛКА и т. п.

Так как парные по звонкости-глухости согласные по характеру артикуляции практически идентичны и отличаются лишь наличием - отсутствием голоса, то произнесенный шепотом звонкий шумный воспринимается как парный ему глухой. На это рассчитано следующее упражнение: учитель подзывает к себе ученика и говорит ему на ухо слово со звонким шумным согласным, например, ЖАР, а затем обращается к детям:

Я только что сказала Сереже на ухо слово. Он его сейчас вам назовет, но очень тихо, шепотом. Чтобы вы услышали слово, в классе должна быть полная тишина. Скажи шепотом слово, которое я тебе сказала...

Какое слово вы услышали?

Дети, естественно, слышат слово ШАР. Тогда учитель обращается к ученику и просит повторить слово громко. После такого «эксперимента» учащимся легче понять, почему согласные Ж-Ш составляют пару, а также, почему согласный Ж называют звонким, а Ш - глухим согласным.

Широко используемый прием определения звонкости - глухости согласных путем прикладывания руки к горлу (или произнесения звука с заткнутыми ушами) особенно полезен для определения звонкости-глухости непарных согласных, не имеющих оппозиции по этому признаку: Ц, X, Ш и т.д.

Одним из условий успешного освоения фонематически значимых характеристик согласных является правильная постановка учебных задач в работе со звуками.

Как вы считаете, способствует ли пониманию того, что каждый из звуков в паре твердый-мягкий ([л] и [л"], [п] и [п"] и т. п.) являются самостоятельными звуками, такая формулировка задания: «Подберите по три слова, в которых звук [л] произносится твердо, и три слова, в которых этот звук произносится мягко».

Помочь закрепить умение различать словоразличительные качества согласных могут разнообразные игры со звуками. Одна из них «Хоккей», она пользуется особой симпатией первоклассников. Сначала в заданном учителем слове дети находят путем протягивания первый звук. Например, нашли путем протягивания первый звук в слове ШАЙБА [шшшшшшшайба]. Несколько человек по очереди называют (произносят) этот звук. Затем класс приступает к игре. Дети ставят на парты согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота.

Проверим, кто из вас лучший вратарь. Я буду говорить слова. Все они начинаются звуком [Ш]. Эти слова вы должны пропустить через ворота. Но я, конечно, постараюсь забросить «шайбу». Шайба у нас - слово, которое начинается на другой звук, но не [Ш]. Как только я попробую забросить шайбу, захлопывайте ворота. Начали: ШАР! ШУРИК! ШИРМА! МОЛОДЦЫ! Что же вы не захлопываете ворота? С какого звука начинается слово МОЛОДЦЫ? Верно, это слово начинается на звук [М]. Значит, это шайба. Продолжаем: ШИНА! МАШИНА! МОЛОДЦЫ! ШЕСТЬ! ВЕСТЬ!

Игра продолжается с другими звуками в начале слова. Особенно внимательными должны быть учитель и школьники, когда «шайбой» назначается согласный звук, имеющий пару по твердости-мягкости. Это условие относится ко всем играм со звуками. Например, игра «Внимательные покупатели».

Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются па один и тот же звук. Задание:

Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, название которых начинается на звук [М]. Эти игрушки вы можете взять. Но не ошибитесь: не берите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается на звук [М] (матрешка, мышка, машина и т. п.), не взять игрушку, название которой начинается на звук, [м"] (мяч, мишка и т. п.) .

Одна из трудностей в работе со звуками заключается в том, что от произнесения слова как верного, так и неправильного, никаких следов не остается. Поэтому психологи и методисты стремятся найти средства искусственно «остановить», зафиксировать звучание слова и при этом обойтись без букв. Отсюда разнообразные схемы, модели, условные значки, используемые на занятиях по фонетике.

В обучении грамоте применение слоговых и звуковых схем стало уже традиционным. В последующем обучении о них часто забывают, считают их использование излишним, ненужным. Между тем применение небуквенных средств передачи звучания слова помогает «остановить» и «зафиксировать» выделенный звук, материализовать действие звукового разбора и, в конечном счете, помогает осознать различие между звуком и буквой.

Работа со схемами начинается тогда, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. (Слоговая схема вводится одновременно с формированием самого понятия о слоге). Опишем, как можно познакомить учащихся со слогом в игровой ситуации. Слог - минимальная произносительная единица. Иначе говоря, членение слова на слоги (в отличие от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам .

Например, анализируя слова мама и мост, учащиеся выясняют, что в первом слове два слога, а во втором - один; составляются слоговые модели слов. Для постановки задачи учитель может использовать диалог персонажей. «Почему же в этих словах разное количество слогов? - недоумевает Алеша. - По-моему, количество звуков в них одинаковое ». Маша заметила, что, произнося слово мама, мы как бы открываем рот два раза, а когда произносим слово мост, рот открывается один раз. Учитель предлагает ребятам еще раз произнести эти слова и проверить, права ли Маша. Дети убедятся, что это действительно так. Теперь учитель должен заострить внимание ребят на главном вопросе (он может прозвучать на уроке из уст Маши или Алеши): «Почему же мы открываем рот два раза, произнося одно слово, и только один, произнося другое, может быть, это зависит от того, какие звуки "работают" в наших словах? »

Затем учащиеся анализируют условия произношения первого и второго звуков в слове мама и приходят к выводу, что мы произносим их по-разному. Первый звук мы произносим, сомкнув губы - рот смыкается, поэтому можно назвать такой звук ртосмыкателем. Второй же звук мы произносим, открывая рот, воздух проходит свободно, без препятствий - поэтому такой звук можно назвать ртооткрывателем. Учитель может сообщить ребятам, что ртооткрыватели называют гласными звуками, а ртосмыкатели - согласными. Далее обсуждаются значки для гласных и согласных. Моделируется последовательность ртосмыкателя и ртооткрывателя в первом слоге слова мама.

Проанализировав таким образом каждый звук в первом слове, дети делают вывод, что в нем два ртооткрывателя и два ртосмыкателя. Поэтому при произнесении этого слова рот открывается два раза. Проанализировав подобным образом второе слово, дети выяснят, что в нем только один ртооткрыватель и три ртосмыкателя. Поэтому при произнесении второго слова рот открывается один раз. Отсюда следует простой вывод: сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов.

1. Это задание еще раз поможет сделать вывод о том, что количество слогов в слове зависит от количества ртооткрывателей в нем. По предложенному алгоритму (слово, количество слогов, звуковой состав каждого слога) ребята составляют звуковые модели слов усы, крот, кулак. Важно подчеркнуть, что в первом слове три звука и два ртооткрывателя, поэтому и слогов два. Во втором слове четыре звука, но только один рто- открыватель и поэтому один слог. В третьем слове пять звуков, два ртооткрывателя, следовательно, и два слога.

Наименования, приложения (4). Работа включает таблицы (4). Общий объем работы 54 страницы компьютерного текста. Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников 1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет...

Другой). Следовательно, раньше должен наступить и момент овладения соответствующими знаниями, уменьями и навыками. Глава 3. Исследование творческой активности младших школьников 3.1. Обобщение исследований творческой активности младших школьников В своей работе мне также пришлось столкнуться с дифференцированным подходом к обучению. Мною был...

Нужно учитывать индивидуальные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление. Глава 2. Методика развития математических способностей младших школьников в классах коррекции. 1.Особенности структурирования математического материала в классах коррекции. На изучение математики в учебном плане начальной школы отводится четвёртая часть всего времени. Также, ...

Вопрос о звуковом анализе – один из сложнейших в начальных классах. Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике (методике обучения чтению) был поставлен Ушинским К.Д.

Основоположник звукового метода в России считал необходимым развивать речевой слух у детей, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах.

Фонетический разбор - основной вид упражнений, который развивает фонетические способности учащихся.

По мнению Д.Б. Эльконина, фонемный (звуковой) анализ в своей исходной форме есть установление последовательности фонем (звуков) в полном слове .

В методике различают собственно фонетический (звуковой) и фонетикографический (звукобуквенный).

Цель собственно звукового разбора – это характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам. Собственно звуковой разбор учащиеся выполняют в подготовительный период обучения грамоте. При переходе к изучению букв, как показывает практика преподавания, звуковой разбор полностью исключается из употребления.

Мы думаем, что звуковой разбор может использоваться на всём протяжении обучению языку в младших классах и даже применяться как особый вид фонетических упражнений в последующем обучении.

Во-первых, этот вид фонетического анализа убеждает, что со звуками можно работать и без букв, а это очень важно, чтобы освободить школьника от переоценки роли буквы.

Во-вторых, способы осознанного звукового анализа, сформированные без опоры на буквы, воспитывают у ученика отношение к материи языка как некой реальности, с которой можно производить свои особые действия и которая предполагает специфические средства контроля за выполнением этих действий.

Рассмотрим и проанализируем программы и учебники по русскому языку разных образовательных систем.

Анализ программы Т.Г. Рамзаевой (образовательная система «Школа России») показывает, что выдвигаются такие требования к умениям учащихся: производить анализ делением слов на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж (2 класс) .



В 4 классе программа предлагает проводить звукобуквенный анализ систематически в целях формирования навыков безошибочного написания слов и развития орфографических умений. Для анализа взяты слова типа лодка, школьный, площадь.

В учебнике Рамзаевой Т.Г. для 3 класса предлагается порядок звукобуквенного разбора слов на форзаце:

1. Напиши слово, поставь знак ударения.

2. Определи, сколько слогов в слове.

3. Сколько гласных букв и сколько согласных?

4. Какой звук обозначает согласные буквы: звонкий или глухой, мягкий или твердый.

Образец записи:

Льдинка – 2 слога, 6 звуков, 7 букв; 2 гласных, 4 согласных, [л ] - звонкий, мягкий; [д ]– звонкий, мягкий; [н ] - звонкий, твердый; [к ]– глухой, твердый.

Как видим, под фонетическим разбором понимается звукобуквенный анализ.

Составители учебника Русский язык 2. класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. предлагают такой порядок звукобуквенного анализа слова:

1. Прочитай слово, поставь ударение.

2. Раздели слово на слоги.

3. Прочитай ударный слог.

4. Прочитай безударные слоги.

5. Назови звуки, какими буквами они обозначены.

6. Дай характеристику звуков.

7. Сосчитай, сколько в слове звуков, сколько букв.

В данной системе обучения «Школа 2100» по программе Бунеевых Р.Н. и Е.В. в период обучения грамоте дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать звукобуквенный анализ доступных слов.

Основные требования к умениям второклассников: производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных словах.

Таким образом, в данной программе под фонетическим разбором понимается звукобуквенный [Программно-методические материалы. 2000. С.37, 44, 215, 227, 231, 236].

В учебниках Поляковой A.B. по русскому языку (система развивающего обучения Л.В. Занкова) порядок разбора не предлагается, хотя раздел «Фонетика» представлен с 1 по 4 классы.

В программе по развивающей системе Л.В. Занкова в основных требованиях к знаниям, умениям, навыкам за 1 класс написано, что учащиеся должны уметь:

Производить фонетический разбор: вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков и букв в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов и ударный слог;

Различать твердые и мягкие согласные;

Обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком и различать эти способы обозначения мягкости согласных: с одной стороны, буквами, которые обозначают звуки, с другой - мягким знаком, который никакого звука не обозначает;

Различать звонкие и глухие согласные звуки [Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова.; 2005. С.49].

В соответствии с действующей сейчас вариативной программой по русскому языку в системе Л.В. Занкова фонетические знания также являются ведущими в букварный период. Это вполне справедливо, так как они лежат в основе обучения детей важнейшим общеучебным умениям - чтению и письму.

В первый месяц обучения по букварю [Андрианова Т.М., Андрианова И.Л., 2003] на фоне знаний о речи, предложений, слове проводятся наблюдения позиционной смены звуков. Ученики, сопоставляя слова, слышат разницу в произношении гласных и согласных, составляют двуцветные схемы (гласные - красный цвет, согласные - бесцветные).

Затем также при сопоставлении слов (мал – мял, Маша - Миша) устанавливается разница в произношении твердых - мягких согласных. Делается вывод о том, что для правильного чтения согласного необходимо посмотреть, какой гласный следует за ним, составляются трехцветные схемы: (мягкий согласный - зеленый цвет, твёрдый согласный - синий цвет, гласный - красный цвет).

Итак, на первом этапе обучения чтению по развивающей программе Занкова звуковой анализ превалирует над самой процедурой чтения.

В данный период ученики проводят звуковой разбор слов, наблюдают над звуками на коротких, простых по составу словах.

В системе развивающего обучения Л.В. Занкова работа над звуковым анализом ведется в основном в букварный период, а затем она проводится над звуком и буквой параллельно. Во 2, 3, 4 классах работа над собственно звуковым анализом не планируется, а в основном идет звукобуквенный разбор слов.