Казахи афганистана берегут свой родной язык. Афганские казахи Афганские казахи как там живут

«ТАНКИСТ И КОМАНДИР»

Абдулсаттар Асанбек шесть лет назад переехал в Казахстан из Афганистана. Сейчас он проживает в городе Каскелене - административном центре Карасайского района Алматинской области. По его словам, на протяжении восьми лет он, житель Афганистана, воевал против душманов в рядах Советской армии.

В те времена правительство Афганистана набирало солдат в армию не строго, достаточно было того, чтобы у новобранца были целы руки-ноги и ему исполнилось восемнадцать лет. Нас увезли в Термез, где мы шесть месяцев учились на курсах танкистов. Продолжили обучение в Кабуле, учились девять месяцев. Затем нас выпустили на поле сражения, - говорит Абдулсаттар.

Нас постоянно обеспечивали продуктами питания и деньгами, поэтому мы поддерживали Советскую армию, говорит он.

На протяжении восьми лет мы сражались вместе с советскими войсками. Нам ежемесячно выделяли пшеницу, обеспечивали всем, начиная от муки до бритв. Во-вторых, зарплату платили вовремя, через каждые шесть месяцев предоставляли пятнадцатидневный отпуск. Поэтому я хорошо относился к ним, - говорит он.

После вывода советских войск из Афганистана Абдулсаттар Ахмед остался танкистом в рядах армии президента Афганистана Наджибуллы.

Второй герой нашего репортажа, представившийся «командиром Уали», говорит, что в правительственные войска попал случайно.

Когда советские войска вошли в Афганистан, мои родители были напуганы и уехали в Иран. Мне было 13 лет. Когда мне исполнилось 18 лет, я и мой друг Баракат оформили документы, чтобы уехать в Турцию. Однако наши документы оказались поддельными. Нас задержали на иранско-турецкой границе, отвезли к иранско-афганской границе и выпустили на территорию Афганистана. Около трех лет мы сражались вместе с русскими войсками, - рассказывает он.

После вывода советских войск Уали, по его словам, был командиром отделения в рядах армии Наджибуллы.

«МНОГИЕ КАЗАХИ ПРЕВРАТИЛИСЬ В БЕЖЕНЦЕВ»

Участник советской войны в Афганистане, депутат парламента Бакытбек Смагул говорит, что, действительно, некоторые казахи Афганистана сражались на стороне Советской армии.

В Мазари-Шарифе, Кундызе, даже в Кабуле в рядах афганской армии служили местные казахи, - говорит Бакытбек Смагул.

Казахстанец Орынбасар Тазабеков рассказывает, что служил в рядах отдельного десантного батальона Советской армии и видел среди мирных жителей Афганистана и казахов.

В Афганистане казахов было очень мало, большинство из них пасли скот, занимались торговлей, вели мирную жизнь. Однако в целом афганцы к советским войскам относились плохо, - говорит он.

Орынбасар Тазабеков вспоминает, как однажды поступил приказ бомбить ночью один из кишлаков. «В том кишлаке проживало семь-восемь казахских семей. Ребята из нашей службы разведки предупредили их о предстоящей бомбежке и дали им возможность уйти оттуда»,- рассказывает Орынбасар Тазабеков.

Уроженец Ирана, ныне преподаватель университета в Алматы Ислам Жеменей рассказывает, что многие казахи Афганистана старались держаться от советских войск подальше и покинули тогда свои родные места.

Мне было 26 лет. У меня было достаточно возможностей для поездок. В 1979 году я как раз был в Афганистане, навещал проживающих там родственников-казахов. Как только советские войска перешли границу, народ в массовом порядке начал бежать. Несмотря на отсутствие образования, народ не мог принять идеи коммунистической партии. Поэтому вместе с местным населением казахи уезжали в Иран, Турцию и Пакистан, - говорит он.

Советские войска были введены в Афганистан в декабре 1979 года и оставались там до февраля 1989 года. По некоторым данным, в результате последовавшей войны погибли около 600 тысяч жителей Афганистана. Потери Советской армии составили около 14 тысяч человек. Многие страницы истории этой войны остаются еще нераскрытыми.

7. Казахи Афганистана

Казахи в Афганистане появились в конце 40-х годов XIX века. Первую группу казахов составили сторонники хана Кенесары. После поражения восстания Кенесары Касым-улы часть казахских воинов, опасаясь преследования карательных войск, откочевала в Афганистан. Позднее к ним стали присоединяться и другие группы повстанцев, недовольных колониальной политикой царского правительства. В начале XX века примерная численность казахов Афганистана составила около 2 тысяч человек.

Таким образом, в новое время на территории сопредельных государств проживало значительное количество казахов. Часть из них проживала издавна. Некоторая часть была вынуждена мигрировать туда вследствие социально-экономических и политических катаклизмов.

1. Назовите основные причины миграции казахов за пределы исторической родины. 2. Расскажите об особенностях формирования казахских общин в России. 3. Как шел процесс формирования казахского населения в Китае? 4. Расскажите о появлении казахов в Монголии, Афганистане, Узбекистане и Туркмении. 5. Подготовьте рассказ о численности и расселении казахов в зарубежных странах применительно к настоящему времени.

Диаспора — этническая группа, живущая в новом районе своего расселения на положении национально-культурного меньшинства.

Катаклизм — резкий перелом, разрушительный переворот, катастрофа. Миграция — перемещение, переселение (например, населения внутри страны или из одной страны в другую).

Тайпины — участники крестьянского восстания 1850—1864 годов в Китае.

Исин Амре (1867-1931) - видный общественный деятель Казахстана, участвовал вместе с А. Бокейхановым в экспедиции Ф. Щербины по исследованию степных уездов Казахстана. В 1906 году по своей инициативе в одной из половин своего дома открыл первую казахскую школу в Омском уезде Акмолинской области.

Сеитов Асылбек (1894-1937) - видный общественный деятель Казахстана, участник движения «Алаш», выпускник медицинского факультета Томского университета, секретарь съезда партии «Алаш» (декабрь, 1917 г.).

«1788 год, 15 июля. Именной приказ, данный генерал-поручику Огареву — «О переселении киргиз-кайсаков из дальних степей во внутренности России»:

«Видев из рапортов, присланных от Вас к нашему Действительному Тайному Советнику князю Вяземскому, что некоторые из салтанов и старшин киргиз-кайсаков Средней Орды при всегдашнем наблюдении ими доброго поведения, исполнении безоговорочно приказов линейных начальников и ненарушимом сохранении верности и усердия к нам, изъявляют желание к переселению из дальних степей во внутреннюю российскую сторону, и приемля за благо представления Ваши, по сему случаю предписываем Вам: прошениям, объявленных киргизских старшин, удовлетворить, наблюдая только, что сии переведенцы селены были не в весьма близком один от другого расстоянии».

Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXII, с. 1068.

1. О чем идет речь в данном документе? 2. Какая часть казахских султанов и старшин получила разрешение перейти во внутреннюю часть пограничной линии? 3. Какое указание было дано генерал-поручику Огареву при пропуске казахов на территорию внутренних российских губерний?

Азаттык: Сколько казахских семей насчитывается в Афганистане?

Зияволхак Абдул Джалил: В Афганистане насчитывается около 25 казахских семей. В основном казахские семьи проживают в городах Мазари-Шариф, Кундыз, Баглан и Кабул. Они собираются во время семейных праздников. Как бы то ни было, они живут в другой стране, поэтому казахи придерживаются и местных традиций. Но это не означает, что у них афганский уклад жизни. Казахские традиции себя не изжили. К примеру, казахи по-прежнему не выдают своих девушек замуж за афганцев, роднятся только друг с другом. Казахи Афганистана являются потомками разных родов из Младшего жуза. Между ними нет кровного родства.

Азаттык: Каким образом казахам Афганистана удается сохранить свой национальный менталитет, родной язык?

Зияволхак Абдул Джалил: Сейчас казахи Афганистана, выезжая куда-то, говорят на других языках, потому что нет других казахов, чтобы говорить с ними на родном языке. Однако дома между собой все говорят только на казахском языке. Во всех семьях должны говорить по-казахски. Это обязательно. По этой причине все казахи Афганистана очень хорошо говорят на родном языке. Все еще не забыли его. К примеру, в нашей семье 14 человек. Мы, все 12 детей, между собой говорим только на казахском языке.

Азаттык: Вы казах и получаете образование в Казахстане при поддержке правительства Афганистана. Как вы добились такой возможности?

Зияволхак Абдул Джалил: Согласно афганским законам, студенты, успешно сдавшие вступительные экзамены, направляются на учебу за границу. Я не единственный казах, приехавший на учебу в Казахстан. Со мной учится и моя родная сестра. Сейчас мы учимся на третьем курсе Казахского национального аграрного университета по специальности «водные ресурсы».

Азаттык: У вас есть возможность остаться в Казахстане после завершения обучения?

Рассказ Зияволхака Абдула Джалила. Видео:

Зияволхак Абдул Джалил: Мы учимся за счет правительства, поэтому после окончания университета должны вернуться в Афганистан и поработать. Будем работать. Потом только появится возможность для переезда в Казахстан. Однако смогу ли я здесь устроиться на работу по своей специальности? Возможно, не получится. В Афганистане я смогу устроиться на государственную службу. Во-вторых, многие казахи Афганистана после получения Казахстаном независимости переехали сюда. Но есть и те, кто остался там. У них хорошее социальное положение - и это одна из причин, по которой они не переезжают. Казахи, проживающие в городах, занимаются торговлей. Сельские казахи занимаются земледелием и животноводством.

Азаттык: Казахи в Афганистане живут и в сельской местности?

Зияволхак Абдул Джалил: Вблизи городов. К примеру, мои родители живут в местности Бескепе близ города Кундыз. У нас есть свои земли, скотина. В городе у нас есть магазины. Землей и скотиной занимаются отдельные люди. Мы также содержим лошадей для кокпара. В Афганистане кокпар существует издавна. Мы садимся на лошадей и участвуем в кокпаре. Мои старшие братья тоже любят кокпар.

Азаттык: Бескепе - это казахское название местности или оно существует издавна?

Зияволхак Абдул Джалил: Я конкретно не знаю, откуда такое название. Мои предки были уроженцами местности Сагыз, что в Актюбинской области. Некоторое время после переезда из Казахстана они жили в Таджикистане, в местности Курган Тепе. Потом переехали в Афганистан. Возможно, местности тогда и дали такое наименование. Местность, где казахи впервые пересекли границу, называют «Казахской переправой».

Азаттык: Спасибо за интервью.

* Эксперт: Молодежь - главная движущая сила межэтнических стычек

* В Казахстане каждый пятый ребенок страдает от ожирения

* То, что осталось от выставки ЭКСПО-2017, досталось козам

* Продюсер Тауекела Муслима подарила ему автомобиль Range Rover

AZATTYQ. ORG : «Ауғанстаннан ана тілін білмейтін қазақ таппайсыз» («В Афганистане вы не встретите казаха, не знающего родного языка») - Радио «Азаттык» публикует интервью с 23-летним Абдулрахибом МУСЛИМБЕКОМ, этническим казахом из афганского города Кундуз, студентом юридического факультета.

«У нас все стараются получить образование. Мой брат окончил университет. Младший брат и сестра сейчас учатся в Алматы. Одна сестра уже окончила вуз, сейчас живет в Казахстане. Афганские казахи живут в Кундузе, Мазари-Шарифе, Кабуле, Баглане и других местностях. Но казахам сложно устроиться на государственную службу здесь, надеюсь, в будущем смогу это сделать.

В Афганистане казахи, в основном, занимаются животноводством. К примеру, у нас 2000 голов овец, более 50 лошадей, а также есть посевы площадью 200 гектаров. Выращиваем рис и пшеницу. Получаем по 50 тонн риса и около 60 тонн пшеницы в год. Полученный урожай продаем. Кроме того, в городе держим продуктовый магазин. Разводим лошадей для кокпара.

Дома мы говорим только на казахском. В Афганистане вы не найдете казаха, не знающего родного языка. Мы строго придерживаемся традиций, например, местные казахи не выдают дочерей за афганцев, женятся и замуж выходят только за своих », - рассказал он.

BAQ . KZ : «ӘЭСИ сарапшысы: Жастар этникааралық қақтығыстардың басты арандатушы күші » («Эксперт ИМЭП: Молодежь - главная движущая сила межэтнических конфликтов ») - Такое заявление сделал Серик БЕЙСЕМБАЕВ, руководитель программы внутриполитических и социальных исследований Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК на конференции «Стратегии формирования мирного сосуществования этнических групп».

«За последние несколько лет конфликты между этническими общинами происходили в самых густонаселенных регионах страны - Мактааральском, Сайрамском и Сарыагашском районах Южно-Казахстанской области. Высокий конфликтный потенциал этих районов связан с нехваткой рабочих мест, конкуренцией за экономические ниши и другие ресурсы, в числе которых пастбища, сельскохозяйственные земли, вода. Как показывает практика, молодежь является главной движущей силой межэтнических стычек. Для них характерна чувствительность к этномобилизующим лозунгам, а также быстрый переход к активным насильственным действиям », - сказал он в своем докладе.

DALANEWS. KZ : «Елімізде әрбір бесінші бала артық салмақтан зардап шегеді» («В Казахстане каждый пятый ребенок страдает от ожирения») - В Казахстане 21,5 процента детей имеют лишний вес, сообщает пресс-служба акимата Южно-Казахстанской области со ссылкой на специалистов по питанию.

«Главными факторами риска неинфекционных заболеваний вместе с табакокурением, потреблением алкоголя, низкой физической активностью считаются избыточная масса тела и ожирение, а также неправильное питание. Потребление свободных сахаров, фастфуда повышает риск избыточного веса и ожирения. Важно создать условия для нормального физического и умственного развития детей школьного возраста, повышения их работоспособности и выносливости, хорошей сопротивляемости к различным видам болезней. Питание школьника должно быть рациональным и здоровым, так как в это время происходит становление организма . 21,5 процента детей до 14 лет имеют лишний вес» .

SN . KZ : «ЭКСПО-ның қызығын ешкілер көріп жатыр » («Теперь ЭКСПО наслаждаются козы») - На территории международной выставки ЭКСПО-2017, которая закончилась больше месяца назад в Астане, теперь пасутся козы.

«Ранее президент говорил, что здания выставки не будут пустовать. Планируется, что здесь будет финансовый центр Астаны, а также «силиконовая» долина.

Между тем, видеоролик, в котором несколько коз пасутся на газонах выставки, появился на странице Ztb_video в соцсети Instagram. «ЭКСПО закрылось, видимо, газоны стричь некому», - шутит автор видео. А пользователи предположили, что они могли прийти с близлежащих дач».

STAN. KZ : «Тәуекел Мүсілім “продюсерімен көңіл қосты” деп сынағандарға жауап берді » («Тауекел Муслим ответил тем, кто приписывает ему отношения со своим продюсером») - Популярный молодой актер Тауекел МУСЛИМ опроверг слухи о том, что его связывают личные отношения с продюсером Жанной АБУЕВОЙ.

«Да, она подарила мне автомобиль Range Rover. Вообще-то, я не хотел этого, но она настояла. Потому что кто-то из ее окружения, оказывается, сказал: «Почему Тауекел ездит на такой дешевой машине? Он же твой проект». Тогда у меня была Toyota Camry, 35-я модель, которую купил на свои деньги. В общем, Жанна купила себе “Ягуар”, а мне - Range Rover. Но мы договорились, что я верну ей деньги за автомобиль», - приводит издание отрывок из видеоинтервью.

Сандугаш 2017-10-20 13:39:51

Казы Ак 2017-10-20 13:42:34

Да уж...

…Саттар отвечал на наши вопросы почти что односложно и даже, казалось, как-то настороженно. На его лице не было привычной для местных жителей приторной, но такой обязательной в беседе улыбки. Но и из его лаконичных предложений складывалась ясная картина жизни людей, которые оторвавшись от родной земли, долго жили в далекой, воюющей стране – картина жизни сегодняшних афганских казахов.
Текст: Филипп Прокудин
Фото: Руслан Пряников

Интервью с Саттаром, уехавшим из родного Кундуза на заработки в Кабул, было первой встречей корреспондентов .kz с афганскими казахами. Саттар в этом смысле – исключение, его соплеменники, живущие преимущественно на севере Афганистана, нечасто забираются так далеко на юг, в пуштунскую часть страны. Позже, в Мазари-Шарифе мы познакомились со старейшинами уже немногочисленной казахской диаспоры, разбросанной по разным провинциям Афганистана.

Эти встречи были организованы благодаря искренней и бескорыстной помощи наших соотечественников, живущих и работающих в Афганистане. Казахстанцы помогли корреспондентам «.kz» не только найти афганских казахов, но и приглашали нас и наших собеседников к себе домой, помогали с переводом.

Отношения – ровные
Разговор с Саттаром, откровенно говоря, сначала не клеился. Рекомендованный нам как парень общительный Саттар буквально цедил слова, излагая историю своей семьи.

Когда моя семья уехала из Казахстана? В 80-х годах, а нет, не в 80-х. 80 лет назад, так правильно, даже 85 лет назад. Да, ровно 85 лет назад переехали сюда, - вспомнив это, Саттар замолчал.

А почему ваша семья покинула родину? – спросил я и чуть не поежился, так по «следовательски» звучал вопрос. Не поэтому ли так насторожен Саттар? Или просто стесняется?

Война была, - коротко сообщил он.

Война? Я, переводчик и фотокорреспондент, прикидывали и так и эдак, гадали, какая же война стряслась в степях Казахстана в 30-х годах 20-го века? Может, предки Саттара пострадали от коллективизации, от какого-то другого бедствия, сравнимого с войной?

Про современность наш собеседник говорил много охотнее.

Казахов много жило, почти все уехали, в Багдане, Кундузе, Герате много казахов жило, а как возможность появилась, сразу многие снялись и уехали в Казахстан. Я и сам, наверное, уеду, - Саттар начал говорить распространенными предложениями. – С местными отношения, сколько я помню, были ровные, и отец так же говорил. Даже, когда война шла – наши автоматы в руки не брали, так что казахов это все – то одни приходят с оружием, то другие – не особо коснулось.

Естественно, нас интересовал и языковой вопрос. Точнее, в Афганистане его в каком-то смысле правильнее назвать «ответом» – афганцы владеют обычно двумя-тремя, а то и несколькими языками. Изучение соседских языков облегчает то, что у значительной их части общий иранский корень, но полиязычие жителей этой страны все равно вызывает уважением.

Саттар обыденно сообщил нам, что владеет дари, пушту, хиндустани, казахским, узбекским, немного русским.

На вопрос, какие языки он учил в школе, преподавался ли в школе казахский, Саттар ответил – в школе все предметы преподавались на дари, казахского языка в школе не было, как не было ни казахских школ, ни казахских классов. Он, по крайней мере, ни о чем таком не слышал. Кстати, мы, задавая этот вопрос, тогда так и не поняли выразительного взгляда нашего переводчика.

Нас интересовал и быт. По словам Саттара, хотя его соплеменники и сохранили все умения скотоводов, сейчас казахи кормятся в основном от земледелия и торговли.

Юрты? Да, юрты есть, пастухи их используют. И на праздники, конечно, ставили юрты – на тои, на Наурыз, - пояснил Саттар. – Традиционные ремесла? Сейчас, наверное, устазы и зергеры среди стариков только остались.

Отъезд множества казахов на Родину поставил перед немногочисленной диаспорой проблему для традиционного общества очень существенную – где искать женихов и невест для молодых.

Аксакалы думают, - в своей лаконичной мере информировал нас наш собеседник. – Никто не против сосватать невесту в Казахстане, но кто ж сюда поедет или дочь отпустит? И жених сюда вряд ли приедет…

Жизнь другая пошла
Аксакалы, в отличие от Саттара улыбались часто, отвечали на вопросы живо и обстоятельно, сами с большим любопытством расспрашивали нас о жизни в Казахстане и, вообще, производили впечатление людей жизнерадостных и уверенных в себе.

Ходжи Мамур Абду Дисалиль имел «арамисовскую» бородку, Садыка-ата был безбород и, если бы не чалма, напоминал обычного алма-атинского пенсионера – из тех, что ходят в костюме практически в любую погоду и регулярно покупают газету в киоске.

Первым делом аксакалы извинились, что не могут принять нас у себя дома – в Кундузе сейчас небезопасно. А так как выглядим мы немного непривычно для местных жителей – тактично отметил Ходжи Мамур – то мы, конечно же, просто обязаны почтить своим присутствием казахские дома в соседнем городе, но только в следующий раз.

Затем старейшины, видимо, по привычке взяли инициативу в свои руки, церемонно поинтересовавшись счастьем-здоровьем наших близких, труден был ли путь и другими важными вещами.

То ли в доказательство своего гостеприимства, то ли солидности ради Ходжи Мамур достал солидную стопку визиток, вытащил из нее одну карточку и предъявил – на них значилась фамилия нашего коллеги.

Но это было давно, - утешил он нас. – Тут все очень быстро меняется. Сейчас другая жизнь пошла.

Быстро отдав дань вежливости – за расспросами мы распили только один чайник чая – аксакалы приготовились отвечать на наши вопросы.

Ходжи Мамур и Садык историю своих семей знали превосходно. Откочевав в начале прошлого века с Мангышлака («Из-за колонизации бежали» - кратко пояснил переводчик, - «Какие-то роды возвышались, кому-то пришлось откочевывать») их предки, побывав в землях Кокандского ханства и Бухарского эмира, оказались в Афганистане.

Это мистика, но Ходжи Мамуру так рассказали его предки, - обратился к нам переводчик, выслушав несколько фраз от старейшины. – Когда они шли здесь через джангали – это кустарник, зеленка – им навстречу выходили хищники: волки и барсы. К зверям подходили старики и говорили: «И вы, и мы твари Божьи, и нас, и вас гонят люди, мы так же, как и вы скитаемся пока без пристанища…» Звери уходили, и все время, пока они шли к новому месту, ни один хищник не напал ни на скот, ни на людей. А вот Амударья многих не пощадила – тогда ведь ни мостов, ни паромов не было – на переправе потеряли многих, и скота много потеряли…

Ставшими оседлыми казахи с соседями быстро ужились. Хотя вначале местные власти, дав им необжитые земли, согнали затем чужаков с обработанных полей.

Были конфликты, но так, чтобы враждовали народы – такого не было. Из-за земли, из-за воды ссорились, но где из-за этого нет ссор, даже родственники из-за имущества вздорят, - рассказывал Садык-ата. – Тот же кокпар здесь называется бузкаши – это национальный спорт, все – и казахи, и таджики, и узбеки играют. Кто чаще выигрывает? Так ведь тут не собирают команды только из казахов, или только из таджиков, узбеков, всегда смешанные. Победители выигрывают.

С невестами и женихами проблема есть, признали старейшины, но, иншалла, будут создаваться семьи в уменьшающейся диаспоре – аксакалы найдут и жен и мужей для своих. Ходжми Мамур привел наглядный пример, чтобы дать нам понять, как опасно пускать на самотек вопрос выбора брачного партнера в маленькой общине.

Один из наших взял невесту у соседей, из другого народа, женился. Тут как – муж на заработках, с детьми жена, она детей воспитывает. В результате в той семье дочки ни обычаев казахских, ни традиций не знают. Дочки замуж, скорее всего, за наших не пойдут. А невест и так мало…

Кстати, тут аксакалы объяснили, чем так удивил наших предыдущих собеседников вопрос о казахских школах или классах.

Тут хорошо, если дети в обычную-то школу, афганскую ходят. И не только потому что накладно. Талибы часто нападают на школы, вон, в Пакистане там бомбы взрывают, как будто это военные базы какие-то. Здесь, на севере это не очень чувствуется, а чем дальше на юг, тем со школой проблем больше. Боятся родители.

Обсудив с нами житейские вопросы Ходжи Мамур и Садык-ата отправились на жума-намаз, чтобы вернуться к обеду. За обедом старейшины с одобрением наблюдали, как мы, как мы во главе с хозяином дома раскладываем плов по тарелкам.

Вы же были в Казахстане, там другая жизнь, другие обычаи, как вы к этому относитесь?

С пониманием отношусь. Здесь исламская страна, она так и называется Исламская Республика Афганистан, здесь законы шариата, а Казахстан страна светская, там свои законы, там люди живут по-другому. Главное – хорошо живут, мне нравится. А как одеваются, куда ходят – кому какое дело? – рассудительно ответил Ходжми Мамур. – И традиции в Казахстане помнят, а что живут по-новому – в этом ничего плохого нет.

Как выяснилось, старейшины с большим интересом знакомятся и с современной культурой Казахстана и с тем, что было создано за те годы, когда они были оторваны от Родины.

Фильмы мы смотрели: «Ангел в тюбетейке», «Меня зовут Кожа», «Наш милый доктор», «Конец атамана», - оба аксакала показывали отличное знакомство с казахской советской кинематографией. – Хорошие фильмы, душевные, добрые, о простых людях – это всем интересно. Книг много интересных было написано, как нам сказали. Тоже почитали бы с удовольствием. Это нам близко. В разных странах жизнь, конечно, разная, но люди-то везде одинаковые…

На прощание аксакалы наказали нам передать привет Казахстану.

Приеду – проверю, - задержав мою ладонь при рукопожатии, серьезно начал Садык-ата, потом рассмеялся. – Как только границу пересеку, спрошу – такие-то привет мой передали, или нет? Акжол.