Изменение политической карты африки после второй мировой войны. Страны африки после войны Страны африки после окончания второй мировой войны

Деколонизация. Колониальные империи до второй мировой войны были незыблемы, ситуация изменилась после войны.

В 1947 г. Великобритания признала независимость Индии, Пакистана, Бирмы, Цейлона и др. своих колоний. Франция упорствовала в попытках сохранить колонии, но потерпела поражения в колониальных войнах во Вьетнаме (1945-1954 гг.) и в Алжире (1954-1962 гг.). Итальянские колонии были взяты под опеку ООН, а затем получили независимость.

На Ближнем Востоке после распада Османской империи в 1936 г. приобрёл независимость Египет, в 1931 г. - Ирак. На территории бывшей Палестины продолжалась борьба за создание арабского государства.

Процесс деколонизации переместился в Африку. 1960 г. назвали годом Африки. Создано несколько десятков национальных государств на месте французских и британских колоний в тропической (присахарской) Африке. В 1970 г. завоевали независимость Ангола и Мозамбик. Процесс деколонизации завершился созданием независимой Намибии (1990 г.).

Причины развала колониальной системы:

Оздоровление мировой обстановки в связи с победой демократии над фашизмом и тоталитаризмом;

Нежелание народов колоний жить в неволе;

СССР и США выступили против колониализма;

Ослабление колониальных держав сделало для них непосильным бременем сохранение империй.

В послевоенном мире проблема деколонизации была связана с выбором социалистического или капиталистического пути развития, центром которого стали Индия и Китай. В большинстве стран Африки у власти оказались военные диктатуры или авторитарно-монархические режимы.

Выбор пути развития и скорость преобразований зависели от региональных культурно - цивилизационных особенностей, которых в Азии и Африке было три:

1. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с конфуцианскими традициями (Китай, Япония, Корея, Тайвань, Вьетнам, Гонконг, Сингапур).

2. Индо-буддийско-мусульманский регион (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия).

3. Арабо-мусульманский регион (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба).

Япония. После поражения в войне в Японии были проведены радикальные реформы. Они проводились при содействии и по инициативе американских оккупационных властей:

- аграрная реформа - земля передавалась крестьянам, ликвидировался клан помещиков и ростовщиков;

- принятие новой конституции - сохранялся институт императоров, но конституция лишала его "божественного знака", определяла его роль как "царствует, но не управляет";

- утверждена многопартийная парламентская система с доминирующей либерально-демократической партией.

В начале 50-х гг. Япония оставалась аграрно-индустриальной страной. Через три десятилетия она превратилась в передовую индустриальную державу. Япония стала богатым и процветающим государством, центром современной науки и передовых технологий, второй экономикой мира после США.

Экономический подъём назван японским "экономическим чудом", чему способствовал ряд факторов:

Япония заимствовала и использовала зарубежный научно-технический опыт и изобретения;

Япония опередила многие страны в автоматизации производства и во внедрении роботов, что не привело к увольнению большого контингента рабочих;

Многие японские компании придерживались пожизненного набора рабочей силы;

Собственные усовершенствования и требовательность к качеству продукции обеспечили японскому бизнесу ведущее место в мире по производству видео-, аудио- и радиотехники, автомобилей и других товаров;

В Японию осуществлялся приток американского капитала и технологий;

Основная причина экономического благополучия Японии - напряжённый труд, высокая трудовая этика, культура труда, корпоративная дисциплина, уважение к старшим и другие восходящие к конфуцианским традициям нормы поведения японцев.

Китай. В 1946 г. в Китае началась Гражданская война - Чан Кайши с армией партии Гоминьдан выступал за капиталистическую модернизацию по западному образцу, с одной стороны, и Мао Цзэдун во главе компартии и её армии НОАК (Народно-освободительная армия Китая) - за построение социализма и коммунизма.

Победу в гражданской войне одержала Коммунистическая партия Китая, 1 октября 1949 г. в Пекине Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной республики.

Реформы:

Ликвидация помещичьего землевладения, но вскоре - начало коллективизации;

Национализация промышленности;

Ликвидация частной собственности в деревне;

В области промышленности приняты планы форсированного развития производства с нарушением технических норм, технологических процессов и отраслевых пропорций;

- "коммунизация" сельского хозяйства, что имело отрицательные последствия;

1966-1976 гг. - "культурная революция".

Новая модернизация Дэн Сяопина (государственный и партийный деятель КПК, в 1978 г. - третий заместитель председателя КПК, начальник штаба НОАК):

Роспуск коммун, возвращение земли крестьянам;

Легализация торговли, открытие рынков;

Предоставление самостоятельности предприятиям, их выход на внешний рынок;

Развитие мелкого и среднего частного сектора в промышленности и торговле;

Появление возможности для иностранных инвестиций выхода на мировой рынок;

Разработана Концепция "строительства социализма с китайской спецификой" и построения "средне-зажиточного общества".

Последствия реформ КПК, в основном, имели негативные последствия. В дальнейшем росту экономики Китая способствовали следующие факторы: вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это привело к открытию внутреннего рынка для иностранных товаров и способствовало продвижению китайской продукции в зарубежные страны. Китай стал в 1990-е гг. крупнейшим объектом вложения иностранного капитала. По ряду показателей объёма производства Китай к концу 90-х гг. вышел практически на первое место в мире.

Устав организации африканского единства. Мы, главы африканских государств и правительств, собравшиеся в городе Аддис-Абебе, Эфиопия,...

www.uiowa.edu/ifdebook/ issues/africa/docs/doc15.shtml

Устав организации африканского единства

Мы, главы африканских государств и правительств, собравшиеся в городе Аддис-Абебе, Эфиопия, Убеждена в том, что это неотъемлемое право всех людей контролировать свою собственную судьбу, Осознавая тот факт, что свобода, равенство, справедливость и достоинство являются важными целями для достижения законных чаяний африканских народов, Сознавая свою ответственность за использование природных и людских ресурсов нашего континента для общего развития наших народов во всех сферах человеческой деятельности.

Воодушевленная общими стремлениями способствовать взаимопониманию между нашими народами и сотрудничества между нашими государствами в ответ на чаяния наших народов на брата-капот и солидарности, в более крупные единства преодолевая этнические и национальные различия.

Убеждена в том, что, для того чтобы перевести эту решимость в динамичной силой в дело прогресса человечества, условия для мира и безопасности должна быть создана и поддерживается, преисполненные решимости сохранить и закрепить с трудом завоеванной независимости, а также суверенитета и территориальной целостности нашего государства, и вести борьбу против неоколониализма во всех его формах,

Выделенный для всеобщего прогресса Африки,

Убедить в том, что Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека, принципов, которые мы вновь подтверждаем нашу приверженность, обеспечивают прочную основу для мирного и конструктивного сотрудничества между государствами,

Желая, чтобы все африканские государства отныне должны объединиться, чтобы благополучие и благосостояние своих народов могут быть уверены,

Исполненные решимости укреплять связи между нашими странами путем создания и укрепления общих институтов,

Договорились с настоящим Уставом.

УЧРЕЖДЕНИЕ

1. организация должна включать континентальные государства Африки, Мадагаскара и других близлежащих островах.

1. Организация имеет следующие цели:

() содействовать единству и солидарности африканских государств;

(б) координировать и активизировать сотрудничество и усилия для достижения лучшей жизни для народов Африки;

(с) для защиты своих интересов, их территориальной целостности и независимости;

(г) с целью искоренения всех форм колониализма из Африки, а также

(е) содействие интернационального сотрудничества, с учетом Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека.

2. Для этих целей государства-члены ~ координировать и согласовывать их общая политика, особенно в следующих областях:

() Политические и дипломатические сотрудничества;

б) экономическое сотрудничество, в том числе транспортного сообщения;

(с) образовательного и культурного сотрудничества;

(г) здравоохранения, санитарии и питания сотрудничества;

(е) Научно-техническое сотрудничество и

(ж) сотрудничества в целях обороны и безопасности.

ПРИНЦИПЫ

Статья III

Государствам-членам в достижении целей, указанных в статье торжественно подтверждают и заявляют о своей приверженности следующим принципам:

1. Суверенного равенства всех государств-членов.

2. Невмешательство во внутренние дела государств.

3. Уважение суверенитета и территориальной целостности каждого Санта "и его неотъемлемого права на независимое существование.

4. Мирное урегулирование споров путем переговоров,

5. Безоговорочное осуждение, во всех его формах, от политической "убийство, а также подрывной деятельности любых других государств.

6. Абсолютная приверженность общей эмансипации Африка: территорий, которые по-прежнему зависят.

ЧЛЕНСТВО

Каждое независимое суверенное африканское государство имеет право стать членом организации.

Права и обязанности членом SIATES

Все государства-члены должны пользоваться равными правами и имеют равные обязанности.

Государства-члены обязуются строго соблюдать принципы, перечисленные в статье III в настоящем Уставе.

УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья VII

Организация должна достичь своих целей с помощью следующих основных институтов:

1. Ассамблея глав государств и правительств.

2. Совет министров.

3. Генеральный секретариат.

4. Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу.

Ассамблеи глав государств и правительств стран

Статья VIII

Ассамблея глав государств и правительств должно быть высшим органом Организации. Это предложение, с учетом положений настоящего Устава, обсуждения представляющих общий интерес для Африки с целью координации и согласования общей политики Организации. Возможно, помимо рассмотрения структуры, функций и действий всех органов и каких-либо специализированных учреждений, которые могут быть созданы в соответствии с настоящим Уставом.

Собрание будет состоять из глав государств и правительств или их должным образом аккредитованных представителей и собирается не реже одного раза в год. По просьбе любого государства-члена, и по утверждению две трети голосов государств-членов Ассамблея собирается на внеочередную сессию.

2. Все резолюции должны быть определены две трети голосов членов Организации.

3. Вопросы процедуры требуется простое большинство. Независимо от наличия или отсутствия речь идет о процедуре, определяется простым большинством голосов всех государств-членов Organzation.

4. Две трети от общего числа членов организации образуют кворум на заседаниях Ассамблеи.

Ассамблея имеет полномочия определять свою собственную rul "процедуры.

СОВЕТ МИНИСТРОВ

Статья XII

1. Совет министров состоит из министров иностранных дел или других министров, которые являются назначенные правительствами государств-членов.

2. Совет Министров проводит заседания не реже двух раз в год. По просьбе любого государства-члена и одобрен двумя третями всех государств-членов, она собирается на внеочередную сессию.

Статья XIII

1. Совет министров несет ответственность перед ассамблеей глав государств и правительств. Она должна быть возложена ответственность за подготовку конференции Ассамблеи.

2. В нем принимают какой-либо вопрос, переданный ему Ассамблеей. Оно должно быть возложено осуществление решения Ассамблеи глав государств и правительств. Он должен координировать межафриканского сотрудничества в соответствии с указаниями Ассамблеи соответствии со статьей II (2) из настоящего Устава.

Статья XIV

2. Все резолюции, определяется простым большинством голосов членов Совета министров.

3. Две трети от общего числа членов Совета министров составляют Кворум для любого заседания Совета.

Совет имеет ПОВА, чтобы определить свои собственные правила процедуры.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРИАТ

Статья XVI

Там должен быть Генеральным секретарем Организации, которые назначаются Ассамблеей глав государств и правительств. Генеральный секретарь руководит делами Секретариата.

Статья XVII

Там должен быть один или несколько помощников Генерального секретаря Организации Объединенных Наций которые назначаются Ассамблеей глав государств и правительств.

Статья XVIII

Функции и условия службы Генерального секретаря, из помощников Генерального секретаря и других сотрудников Секретариата, будут регулироваться в соответствии с положениями настоящего Устава и правил, утвержденных Ассамблеей глав государств и правительств.

1. При исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от каких-либо правительства или из любого другого органа, не относящегося к Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией.

2. Каждый член Организации обязуется уважать эксклюзивный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.

КОМИССИЯ ПРИМИРЕНИЯ И АРБИТРАЖ

Статья XIX

Государства-члены обязуются разрешать все споры между собой мирными средствами и с этой целью принять решение о создании комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу, устанавливаются отдельный протокол должен быть утвержден Ассамблея глав государств и правительств. Саид протокола, не может рассматриваться в качестве составной неотъемлемой частью настоящего Устава.

Специальная комиссия

Собрание создавать такие специализированные комиссии, как это мне, сочтут необходимыми, в том числе следующие:

1. Экономическая и социальная комиссия.

2. Образования, науки, культуры и здравоохранения комиссии.

3. Комитет Обороны.

Статья XXIII

Бюджет организации, подготовленный Генеральным секретарем должен быть утвержден Советом министров. Бюджет должен содержать вклад со стороны государств-членов в соответствии со шкалой взносов Организации Объединенных Наций, при условии, однако, что ни одно государство-член должно определяться сумма превышает двадцать процентов от годового регулярного бюджета Организации. Государства-члены соглашаются выплачивать свои взносы регулярно.

Статья XXIV

1. Эта Хартия открыта для подписания для всех независимых суверенных государств Африки и подлежит ратификации подписавшими его государствами в соответствии со своими конституционными процедурами.

2. Оригинал документа, сделать, если это возможно в африканских языках, на английском и французском языках, причем все тексты являются аутентичными, сдаются на хранение правительству Эфиопии, которое должно быть заверенные копии настоящей Конвенции всем суверенных государств Африки.

3. Грамоты о ратификации сдаются на хранение правительству Эфиопии, которое уведомляет все подписавшие каждого такого депозита.

О РЕГИСТРАЦИИ УСТАВА

Статья XXVI

Настоящая Хартия, после надлежащей ратификации, будет зарегистрирована в Секретариате Организации Объединенных Наций по линии правительства Эфиопии в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Статья XXVII

Любой вопрос, который может возникнуть в отношении толкования настоящего Устава, принимается голосованием двумя третями Ассамблеи глав государств и правительств Организации.

Статья XXVIII

1. Любое независимое суверенное африканское государство может в любое время уведомить Генерального секретаря о своем намерении присоединиться т.ц. или присоединиться к настоящей Хартии.

2. Генеральный секретарь, по получении такого уведомления, сообщает копии его всем государствам-членам. Прием должен быть решен простым большинством голосов государств-членов. Решение каждого государства-члена должен быть передан Генеральному секретарю, которые должны, по получении требуемого количества голосов, принять общее решение государств.

Статья XXIX

МГО рабочих языков Организации и все ее институты должны быть, по возможности, африканских языках, английском и французском, арабском и португальском языках.

Генеральный секретарь может принимать от имени организации, дары, завещанное имущество и другие пожертвования для организации при условии, что это одобрена Советом министров.

Статья XXXI

Совет министров принимает решение о привилегиях и иммунитетах, которое должно быть отведено сотрудников Секретариата в соответствующих территориях государств-членов.

Прекращение членства

Статья XXXI

Любое государство, которое желает отказаться от своего членства направляет письменное уведомление Генерального секретаря. В конце одного года с даты такого уведомления, если не сняты, Устава прекращает применяться в отношении отказа от государства, которое тем самым перестает принадлежать к Организации.

Внесения изменений в Устав

Статья XXXII

Этот Устав могут быть внесены поправки и изменения, если любое государство-член делает письменную просьбу Генерального секретаря на этот счет, при условии, однако, что предложенная поправка не представлен Ассамблее для рассмотрения до тех пор, пока все государства-члены были должным образом уведомлены со сроком на один год прошел. Такая поправка не будет эффективным, если одобрены, по крайней мере, две трети всех государств-членов.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО, мы, главы правительств государств Африки подписали настоящий Устав.

Совершено в городе Аддис-Абебе, Эфиопия,

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

АВТОНОМИЯ самоуправление, право населения какой-либо национально-территориальной единицы самостоятельно решать дела внутреннего управления.
АПАРТЕИД – политика разделения рас.

АРАБСКИЙ СОЦИАЛИЗМ – политическое течение в арабском мире, представляющее собой смешение панарабизма и социализма в 1050-1960 гг., идеологическая основа партии арабского возрождения БААС.

АФГАНИЯТ – пуштунский национализм «сверху» в Афганистане.

ВАКУФ – земля (имущество), предоставленное в виде дара религиозным учреждениям, не подлежащим налогообложению и отчуждению.

ВАФД - националистическая политическая партия в Египте.

ВЕЛАЙАТ-Е-ФАКИХ – правление богослова-правоведа в Иране.

ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ – заимствование англо-американского или заподноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры.

ГОСУДАРСТВЕННО - МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ новая, более развитая форма монополистического капитализма, для которой характерно соединение силы капиталистических монополий с силой государства в целях сохранения и укрепления капиталистического строя, обогащения монополий, подавления рабочего и национально-освободительного движения, развязывания агрессивных войн.
ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ процесс предоставления независимости.
ДЖАМАХИРИЯ форма государственного устройства в Ливии.
ДИСКРИМИНАЦИЯ 1) ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола и т. д. 2) Д. в международных отношениях - установление для представителей, организаций или граждан одного государства меньших прав, чем для представителей, организаций или граждан другого государства.
ДОМИНИОН государство, бывшая английская колония, входящее в Британское Содружество (прежде в Британскую империю). Главой государства в домене считается английский король, но при этом сохраняется внутреннее административное и политической самоуправление.

ДУРРАНИ пуштунская племенная группа в Афганистане.
ДУСТУР политическая партия в Тунисе.
ИБО народ в Восточной Нигерии.
ИНКАТА партия зулусов в ЮАР, лидер М. Бутелезе.
ИНТИФАДА восстание палестинцев.
ЙОРУБА народ в Западной Нигерии.
«ИРГУН-БЕТ» радикальная еврейская организация в Палестине.
ИНВЕСТИЦИИ долгосрочное вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др. отрасли хозяйства как внутри страны, так и за границей с целью получения прибыли.
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Таким образом, определяющий фактор развития индустриального общества - промышленность. Индустриальное общество предполагает возникновение целостной нации-государства, организованного на основе общего языка и культуры, сокращение доли населения, занятого в сельском хозяйстве, урбанизацию, рост грамотности, расширение избирательных прав населения, применение достижений науки во всех сферах общественной жизни.

ИНФРАСТРУКТУРА комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.), а так же население.

ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР – политизация ислама.

ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ - Политизированное исламское течение, конечной целью которого, является создание в мусульманском мире государственно-политической системы «праведных халифов», «окрашенное» в исламские тона радикальное политическое движение, верхушка которого большей частью состоит из мусульманских религиозных деятелей, ратующих за значительное усиление роли ислама в политической, социальной, экономической сферах государств – за передачу высшей государственной власти в руки религиозной элиты.

ИНТИФАДА – восстание палестинцев.

КИББУЦЫ сельскохозяйственные еврейские коммуны в Пале­стине.
КОЛОНИАЛИЗМ политическое, экономическое и духовное порабощение стран, как правило, менее развитых в социально-экономическом отношении, господствующими классами эксплуататорских государств. Чаще всего это понятие применяется к эпохе монополистического капитализма, когда завершён территориальный раздел мира и сложилась колон, система империализма. Зарождение и становление колониальной системы началось в 15в. и проходило преимущественно в прямых насильственных формах (военные захваты, разграбления и т. д.). Колонии были прямыми источниками обогащения метрополий, базой для первоначального накопления капитала. В период промышленной революции в Европе увеличился вывоз из колониальных стран сырья. Позднее начался вывоз капитала в колонии, произошел раздел мира между империалистическими державами, возникла колониальная система. После 2-й мировой войны начался распад колониальной системы. К началу 80-х годов в результате побед национально-освободительных движений колониализм как система повсеместно ликвидирован.
КОМПРАДОРСКАЯ БУРЖУАЗИЯ часть буржуазии экономически отсталых стран (как колоний, так и независимых), осуществляющая торговое посредничество с иностранными компаниями на внутреннем и внешнем рынках и тесно связанная с колонизаторами.
КОНДОМИМИМУМ (КОНДОМИНАТ) совместное обладание, господство; совместное осуще­ствление на одной территории государственной власти двумя или более государствами.
КОНЦЕССИЯ договор на сдачу в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и др. хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам.
КСЕНОФОБИЯ ненависть к чужакам, иностранцам.
КЛАНЫ – родственные объединения, элемент социальной системы в странах Востока.

ЛИКУД – блок правых партий в Израиле.

ЛОЯ-ДЖИРГА – чрезвычайный съезд вождей племен в Афганистане.

МЕДЖЛИС – парламент в мусульманских странах (Турция, Иран).

МАСЛАХАТ – принцип интереса и целесообразности, примирение религиозно-идеологических норм и рациональности в Иране.

МЕНТАЛИТЕТ (МЕНТАЛЬНОСТЬ) своеобразный склад различных психических качеств и свойств, а так же их проявлений.
МИЛИТАРИЗМ в широком смысле - наращивание военного могущества эксплуататорского государства с целью осуществления политики захватнических войн и подавления сопротивления трудящихся масс внутри страны.
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ переход из частной собственности в собственность государства земли, промышленности, транспорта, связи, банков и т. д. H. имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в интересах какого класса и в какую историческую эпоху она проводится. Юридической основой Н. является суверенное право государства свободно распоряжаться собственными естественными ресурсами и богатствами.
НЕГРИТЮД теория, подчеркивающая превосходство черной расы.
НЕОКОЛОНИАЛИЗМ система неравноправных (экономических и политических) отношений, навязываемая империалистическими государствами суверенным развивающимся странам Азии, Африки и Лат. Америки; направлена на сохранение империалистической эксплуатации и зависимости народов этих стран. Материальной основой H. в развивающихся странах является монополистический капитал империалистических держав - иностранных компаний (или их филиалов), банков и пр.

НЕПОТИЗМ – служебное покровительство родственникам.

ОРГАНИЗАЦИЯ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА (ОАЕ), объединение африканских государств. Образована на конференции в Аддис-Абебе, независимых государств Африки в мае 1963. На 1999 в состав ОАЕ входило 53 государства. Цели ОАЕ: укрепление единства и координация действий африканских стран, экономическому развитию стран Африки и др. Гл. органы ОАЕ - Ассамблея глав государств и правительств (собирается не менее 1 раза в год, каждое государство располагает в ассамблее одним голосом, решение ассамблеи считается принятым, если за него проголосовали 2 / 3 членов ОАЕ); Совет министров (собирается не реже 2 раз в год). Штаб – квартира в Аддис-Абебе. В 2002 вместо Организации африканского единства была создана организация Африканского союза.
ОРГАНИЗАЦИЯ «ИСЛАМСКИЙ КОНГРЕСС» (ОИК; Организация «Исламская конференция»), основана в 1969. Объединяет большую часть мусульманских государств и Организацию освобождения Палестины. По уставу деятельность ОИК направлена на укрепление «мусульманской солидарности» и сотрудничества между государствами-членами. Штаб-квартира в Джидде (Саудовская Аравия).
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) международная организация, созданная в 1945. Конференции проходили в Сан-Франциско. Устав ООН, принятый 26 июня 1945, вступил в силу 24 октября после сдачи ратификационных грамот на хранение правительству США пятью великими державами: СССР, США, Великобританией, Китаем и Францией. Учредителями ООН считаются 50 государств, участвовавших в конференции и подписавших Устав. Цели ООН по Уставу; поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы войны, подавление актов агрессии, разрешение конфликтов, развитие дружественных отношений между народами, налаживание сотрудничества. Главные органы ООН; Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд, и Секретариат. Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке, отделения в Женеве и Вене. В Женеве находиться штаб-квартира специализированного учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ДОГОВОРА СЕНТО военно-политическая группировка на Ближнем и Среднем Востоке. Созданная в 1955 в составе Великобритании, Турции, Ирака (вышел из организации в 1958), Ирана и Пакистана. После выхода из организации в марте 1979 Ирана и Пакистана по инициативе правительства Турции прекратила свою деятельность в августе 2979.
ОТЕНБА племя в Саудовской Аравии.
ОППОЗИЦИЯ 1) противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов, своей политики какой-либо др. политике, др. взглядам. 2) Партия или группа, выступающая вразрез с мнением большинства или с господствующим мнением.

ПАЛМАХ еврейские части особого назначения, созданные в Палестине в годы Второй мировой войны.
ПАНАФРИКАНИЗМ идейно-политическоедвижение африканских националистов, выступающих за политическую независимость, экономическое освобождение и единство народов Африки.

ПАНАРАБИЗМ – националистическое течение среди арабской буржуазии в пользу политического объединения всех арабских государств.

ПАНТЮРКИЗМ – идеология единства всех тюркских народов.

ПАРЧАМ – фракция в народно-демократической партии в Афганистане.

ПАТЕРНАЛИЗМ особый тип покровительственных отношений, предполагающий предоставление определенных социальных и экономических гарантий и льгот в обмен на личную лояльность. Современные формы патернализма распространились и сформировались в странах догоняющего развития, а также в европейских странах, прошедших после второй мировой войны стадию «экономического чуда». Привода возрождения патернализма в современную эпоху связана с необходимостью адаптировать традиционные формы создания и социальных связей к реалиям процесса модернизации. Символом нового патернализма после второй мировой войны стал опыт организации трудовых отношений японских корпораций. В 80–х гг. кооперация патернализма была распространена и на проблему социальных аспектов государственной политики.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, принципов политической организации, подчиненных кодексу политическим, социальным, юридическим нормам, установкам политического режима конкретного общества.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА государств Азии и Африки – переплетение черт, институтов, стереотипов мышления, норм традиционных для афро-азиатских стран с заимствованием из теорий и практики западного мира.

«ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО» распространённое в современной буржуазной социологии и футурологии обозначение новой стадии общественного развития, якобы следующей за индустриальным капиталистическим обществом. Концепция «П. о» представляет собой дальнейшее развитие популярных в 60-х гг. теорий «индустриального общества» французского социолога Р. Арона и «стадий экономического роста» американского социолога У. Ростоу. Наиболее видные её представители - Д. Белл, Г. Кан, 3. Бжезинский (США), Ж. Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Основные положения концепции «П. о.» разделяются также многими другими буржуазными социологами, экономистами, политологами и футурологами. В понятие «П. о.» эти авторы вкладывают неодинаковое содержание. В целом концепция «П. о» претендует на роль общесоциологической теории постулат, развития человечества. В основу членения всемирной истории на доиндустриальное (аграрное), индустриальное (капиталистическое и социалистическое) и постиндустриальное (Д. Белл и др.) общество кладётся уровень техники производства, а также отраслевое и проф. разделение труда; при этом умаляется значение обществ, отношений, собственности и классовой борьбы. В концепции «П. о.» содержится явное стремление сформулировать теоретическую альтернативу марксистскому учению об общественно-экономических формациях, подменить социальные революции технологическими переворотами, противопоставить коммунизму иной социальный идеал, что предопределило её популярность среди буржуазных идеологов.
В концепции «П. о.» утверждается, что в зависимости от уровня техники (т.н. технологический детерминизм) в обществе последовательно преобладают «первичная» сфера экономической деятельности (сельское хозяйство), «вторичная» (промышленность), а ныне оно вступает в «третичную» сферу услуг, где ведущую роль приобретают наука и образование. Каждой из этих трёх стадий присущи специфические формы социальной организации (церковь и армия - в аграрном обществе, корпорация - в индустриальном, университеты - в постиндустриальном), а также господствующая роль определенного сословия (священников и феодалов, бизнесменов, учёных и проф. специалистов). Эта концепция фактически пытается увековечить антагонистические общественные отношения, ибо в «П. о» сохраняются социальная неоднородность, неравенство и отчуждение личности, деление на правящую, технократическую элиту и управляемые массы населения, частная собственность и политические конфликты. Т.о., в конечном счёте «П. о.» отнюдь не «новая стадия» в общественном прогрессе, но всего лишь спроецированный в будущее, модернизированный, рационализированный и идеализированный государственно-монополистический капитализм. Такое общество, естественно, не может служить социальным идеалом, привлекательным для трудящихся. Концепция «П. о.» спекулирует на относительной самостоятельности современной научно-технической революции и выражает интересы верхушки научной интеллигенции, стремящейся войти в состав правящего класса капиталистического общества. Она является одной из крайних форм буржуазно-либерального реформизма применительно к современным условиям общего кризиса капитализма, сосуществования двух систем и научно-технической революции. Для неё характерны отмеченная ещё В. И. Лениным готовность декларативно отречься от капитализма, но вместе с тем отказ признать, что его историческим преемником является социализм и коммунизм.
ПРОТЕКТОРАТ форма колониального господства; государство или тер­ритория, находящееся в зависимости.
ПРОТЕКЦИОНИЗМ экономия, политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность.
ПУШТУНЫ жители Афганистана, основная национальная группа.
СЕПАРАТИЗМ стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.
СИНКРЕТИЗМ слитность, нерасчлененность, характеризующее первоначальное, неразвитое состояние чего-либо, например, норм права, морали и религии в первобытном обществе.
СИОНИЗМ наиболее реакционная разновидность еврейского буржуазного национализма, получившая значительное распространение в 20 в. среди еврейского населения капиталистических стран. Современный С.- националистическая идеология, разветвлённая система организаций и политика, выражающая интересы крупной еврейской буржуазии, тесно связанной с монополистической буржуазией империалистических государств. Основное содержание современного С.- воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм и антисоветизм. Как политическое течение С. возник в кон 19 в. Он был призван отвлечь еврейские трудящиеся массы от революционной борьбы сохранить господство буржуазии над трудящимися. Во исполнение этих целей идеологи С. выдвинули планы решения "еврейского вопроса" путём создания с помощью великих держав «еврейского государства». Идеологическая доктрина С. весьма эклектична. Она активнейшим образом использует многие догмы иудаизма, а также включает в себя трансформированные идеологами С. теории буржуазного национализма, социал-шовинизма и др. Её основные положения сводятся к следующему: евреи различных стран мира представляют экстерриториальную «единую всемирную еврейскую нацию»; евреи – «особый», «исключительный», «избранный богом» народ; все народы, среди которых живут евреи, так или иначе - антисемиты; антисемитизм - явление «извечное»; ассимиляция, т. е. слияние евреев с окружающими их народами, «противоестественна и греховна», евреи не имеют «исторические права» на «земли библейских предков». После образования в 1948 по решению ООН государства Израиль (на части территории Палестины) С. стал официальной государственной идеологией Израиля. Главными целями С. провозглашаются безусловная поддержка этого государства евреями всего мира, собирание в Израиле евреев со всего мира, обработка в сионистском духе еврейского населения различных стран. С. ставит задачу расширения этого государства до границ т. н. "Великого Израиля".
СОТО народ в Южной Африке.

К середине века на политической карте Африки было только 4 независимых гос.: Египет, Эфиопия (независима с 1941 г.), Либерия и ЮАР. Остальную территорию контролировали европейские державы. Причем только Англии и Франции принадлежало 2/3 африканского континента. Вторая Мировая Война оказала глубокое и неоднозначное воздействие на страны Азии и Африки (во многом напоминало влияние Первой Мировой Войны). В войну колониальные страны и народы были вовлечены вопреки их воле и понесли тяжкие потери. Война ознаменовалась ростом национального самосознания, ростом освободительного движения в Африке. В 1947-1948 гг. произошло крупное антиколониальное восстание на Мадагаскаре . В 1952 г. против английских колонизаторов выступила Кения (получила независимость в 1963 г.). Всеобщая забастовка портовых рабочих в Матади (Бельгийское Конго) в 1945 г. вылилась в вооруженное столкновение с полицией и войсками. В Алжире в мае 1945 г. прошла волна антиколониальных выступлений. Первым государством на африканском континенте, получившим независимость в течение послевоенной антиколониальной борьбы, стал Судан . 12 февраля 1953 г. в Каире было подписано компромиссное англо-египетское соглашение о Судане, признавшее принцип самоопределения последнего. В декабре 1955 г. суданский парламент принял решение о провозглашении Судана независимой суверенной республикой. Это решение было принято и Англией, и Египтом, и в 1956 г. Судан был провозглашен независимым государством. 1 ноября 1954 г. вспыхнуло вооруженное восстание в Алжире, после которого Франция уступила свои позиции в Марокко и Тунисе . 2 марта 1956 г. Франция признала независимость Марокко (Испания 7 апреля). Независимость Туниса была принята Францией 20 марта 1956 г. Несмотря на репрессии со стороны Франции, 19 сентября 1958 г. Национальный совет алжирской революции, собравшись в Каире, провозгласил независимую Алжирскую республику и образовал Временное правительство Алжирской республики. В 50-е годы движение за независимость становилось все более ощутимым и в т.н. «черной Африке». Первой добились успеха английская колония Золотой Берег , которая после получения независимости в марте 1957 г. стала называться Ганой . 1960 г. по решению ЮНЕСКО был назван «годом Африки» . Независимость получили 17 колоний: Нигерия, Сомали, Конго (Бельгийское Конго), Камерун, Того, Берег Слоновой Кости, Верхней Вольты, Габона, Дагомеи, Конго (Браззавиль), Мавритания, Малагасийская республика, Мали, Нигер, Сенегал, Центральноафриканская республика, Чад. В 1961 г. свою независимость провозгласили Сьерра-Лионе и Танганьика, создавшая в 1964 г. вместе Занзибаром (получил независимость) Объединенную Республику Танзанию. В 1962 г. независимой стала Уганда. В 1964 г. образовались независимые Замбия и Малави. В 1965 г. независимость получила Гамбия, а в 1968 г. были образованы Республика Экваториальная Гвинея и королевство Свазиленд. В 1980 г. на базе Ю. Родезии возникло гос. Зимбабве. В 1990 г. оккупированая ЮАР Намибия тоже провозгласила независимость. В настоящее время на политической карте Африки 56 стран, из к-ых 52 – независимые гос. Под управлением Испании находятся Сеута и Мелилья, а Великобритании и Франции – соответственно о-ва Св. Елены и Реюньон.

Возникли об-щие проблемы:

  • отсутствие собственного политического опыта;
  • сохранение традиционной основы общества — племенных связей, общинно-клановых структур самоуправления;
  • наличие границ, определяемых не этническими или природ-ными факторами, а колониальными захватами европейцев, и сохра-нение данного положения после получения независимости. В ре-зультате этого родственные народы и племена оказались разделён-ными государственными границами, а враждующие между собой объединены в одно государство, что повлекло за собой кровавые межплеменные столкновения и гражданские войны, которые про-должаются вплоть до сегодняшнего дня;
  • поиск моделей оптимальной политической структуры и эко-номического развития;
  • влияние атмосферы «холодной войны » на пришедшую к влас-ти образованную верхушку. Это влияние проявлялось в том, что Запад поддерживал в Африке некоторые одиозные режимы, по-скольку те выступали против распространения коммунистической идеологии . В частности, даже самый слабый намёк на то, что власть в стране может перейти в руки коммунистов, фактически на сто про-центов гарантировал поддержку Соединёнными Штатами любых диктаторов. Последние же действовали почти исключительно в племенных, клановых, личных, иностранных интересах, только не в интересах народа своих государств.

Получив независимость, народы Африки приобрели право вы-бирать себе политиков, но на деле они часто оказывались демаго-гами, озабоченными только властью и собственным влиянием.

В процессе модернизации практически оказались не использо-ванными те достижения, которых страны Африки добились, на-ходясь в колониальной зависимости. Решение африканских лиде-ров отказаться от многих достижений колониального прошлого своих стран объяснялось тем, что бывшие метрополии объявля-лись идеологическим врагом, связь с которым невозможна в принципе.

Социалистический путь развития

Стремление к национальной независимости требовало политики, менее зависимой от бывших метрополий. Такая полити-ка толкала африканские государства к выбору альтернативной мо-дели развития. Примером такой модели в этот период был Советский Союз.

Во главе многих африканских государств встали национальные лидеры, считавшие себя антиимпериалистами, со-циалистами и друзьями СССР, особенно если Советский Союз ока-зывал им какую-либо помощь. К таким политикам можно отнести Кваме Нкрума в Гане, Секу Туре в Гвинее, Модибо Кейто в Мали и Патриса Лумумбу в Конго.

Просоветски настроенные лидеры стре-мились положить конец отсталости своих стран, в которых сель-ское хозяйство преобладало над промышленностью; они вводили централизованное планирование, брали курс на индустриализацию, сокращали импорт или вовсе отказывались от него. В отсутствие ре-сурсов и надлежащих условий в лучшем случае эти эксперименты не завершались ничем, а в худшем — приводили к ужасным катаклиз-мам: разрухе, голоду, гражданской войне.

Многие историки главную причину отсталости африканских стран видят в колониализме.

Ключевой проблемой для африканских государств становился вопрос о том, что нужно для того, чтобы превратить нищие страны в процветающие. Грядущему XXI веку предстояло ответить, требуется ли для этого только простое копирование экономических мето-дов, или такой процесс затронет и культурную, и социальную среду.

Гана

Алжир

В процессе деколонизации Африки самую острую проблему со-ставили территории, на которых проживало много европейцев. Прежде всего, речь идёт о французской колонии Алжир.

Южнее Сахары

Южно-Африканская Республика (ЮАР)

Государственной политикой ЮАР являлся апар-теид , что в переводе с аврикаанс (бурский язык , один из 11 офи-циальных языков в ЮАР) означает «раздельное проживание». Идео-логической основой апартеида являлся расизм, деливший людей на высших (полноценных) и низших (неполноценных). В стране дей-ствовали законы о расселении по расовым группам, о раздельном обслуживании, за белым населением закреплялось преимуществен-ное право голоса на выборах.

В 1950-1970-х гг. основной задачей политических лидеров Южно-Африканской Республики была защи-та в стране «государства белых» и расовой системы, осуждаемой во всём мире.

К концу 1970-х гг. ЮАР, по существу, состояла из двух общин, настроенных крайне враждебно друг к другу.

В начале 1980-х гг. правительство под давлением усиливающихся выступле-ний против апартеида и страха перед хаосом начало отменять ра-систские законы. Ликвидация этого режима произошла мирным путём в 1994 г. В результате первых свободных выборов к власти пришло правительство чёрного большинства во главе с Н. Манделой.

Вторая половина ХХ века явилась временем освобождения Африканского континента от колониальной зависимости (см. Рис. 1). Многие бывшие колонии европейских государств получили свободу и независимость, но вместе с тем эти страны столкнулись с ожесточённой борьбой за власть политических и военных группировок, гражданскими войнами, голодом и массовыми эпидемиями. В тоже время молодые африканские страны стали объектами наблюдений великих держав. В условиях «Холодной войны» два военно-политических блока стали стараться втягивать в свои орбиты страны Африки. О развитии стран Африки во второй половине ХХ века пойдёт речь на данном уроке.

Предыстория

К моменту окончания Второй мировой войны практически вся Африка была поделена между колониальными империями. Вторая половина XX в. - время активных процессов деколонизации , распада колониальных империй.

События

ЮАР

1948 г . - к власти в ЮАР приходит Националистическая партия (партия белого меньшинства) и начинает проводить политику апартеида .

1950 г . - в соответствии с политикой апартеида был принят ряд законов:

  • Закон о расселении по группам (привело к выселению африканцев из больших городов),
  • Закон о регистрации населения (обязывающий всегда иметь при себе удостоверение с указанием этнической группы),
  • Закон о подавлении коммунизма.

1959 г . - принят закон о развитии «самоуправления банту ». Согласно этому закону предполагалось, что разные расы и этнические группы должны жить отдельно.

1960 г . - свободу от колониальной зависимости получили 17 африканских государств (Год Африки и крушение колониальной системы).

1963 г . - возникла Организация Африканского Единства, которая выступала за укрепление национального суверенитета государств Африки, против колониализма и неоколониализма.

Середина 1970-х гг . - распад последней (португальской) колониальной империи.

1983 г . - создан Объединенный демократический фронт всех сил, которые боролись с апартеидом (в него вошли существовавшие ранее Африканский национальный конгресс и Инката).

1994 г . - в ЮАР состоялись первые свободные президентские выборы. Президентом стал Нельсон Мандела.

Ангола

1950-е гг . - в борьбе за освобождение Анголы участвуют три организации:

  • Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА),
  • Союз населения Севера Анголы. Позднее - Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА),
  • Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА).

1975 г . - соглашение Португалии с тремя организациями о порядке перехода Анголы к независимости.

1980-е гг . - после обретения независимости в стране началась борьба за власть между тремя организациями. Перемирие достигнуто в 1989 г.

Конец 1960-х - начало1970-х гг . - национально-демократические революции в ряде африканских стран (1969 г. - Сомали, 1972 г. - Бенин, 1974 г. - Эфиопия и ряд др.). Эти страны составили группу стран социалистической ориентации и поддерживали тесные отношения с СССР, который оказывал им материальную помощь. После распада СССР в 1991 г. эти страны изменили свой курс.

2001 г . - создан Африканский союз. Его цели: способствовать достижению экономической и политической независимости африканских государств. К 2000 г. суммарный внешний долг составил 370 млрд долларов.

Участники

Кваме Нкрума - первый президент республики Гана с 1960 - 1966 гг.

Агостиньо Нето - президент Анголы с 1975 по 1979 гг.

На протяжении второй половины ХХ века часть «молодых» африканских стран стали получать помощь от капиталистического мира во главе с США, а другая часть - от СССР. Таким образом, по своему идейно-политическому принципу африканские страны, в большинстве своём, разделились и попали в орбиты двух сверхдержав. Оставалась ещё одна часть государств - те, которые решили войти в т.н. «Движение неприсоединения », т.е. оставаться в стороне от враждующих военно-политических блоков.

Примкнувшие к блокам страны стали получать крупные денежные суммы, направленные на свое развитие, оружие, технику и специалистов, помогавших развивать хозяйство. Были заключены торговые договоры, по которым за предоставленную помощь, развивающиеся страны расплачивались теми или иными ресурсами.

Обретение национальной независимости сталкивалось с постоянной борьбой за власть и вооружёнными переворотами. Если изначально вся власть досталась немногочисленным образованным людям, стремившимся создать государство на принципах свободы и демократии, то с течением времени власть забирали военные, устанавливавшие жесточайшую диктатуру (см. Рис. 2).

Ярким примером такой борьбы за власть может служить следующее. Бывшая колония - Бельгийское Конго - в 1960 году получила независимость. Новую страну возглавил молодой демократический лидер Патрис Лумумба , стремившийся к созданию единого государства, к преодолению разногласий между племенами (см. Рис. 3). Лумумба заручился поддержкой СССР, но вскоре был свергнут военачальником Жозефом Мобуту и убит.

В 1960-х гг. в большинстве стран Африки были установлены диктаторские режимы. Одним из ужаснейших является режим Жана Бокассы , провозгласившего себя императором Центральной Африки. Этот правитель ел мясо своих умерщвленных врагов.

В 1970-е гг. на территориях африканских государств сталкивались интересы двух сверхдержав. Так, после 1975 года в Анголе разразилась гражданская война (хотя, по сути, она шла уже 10 лет). Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА) во главе с Агостиньо Нето было прокоммунистическим, а Союз за полную независимость Анголы (УНИТА) во главе с Йонасом Савимби выступал с националистических позиций при поддержке США. В итоге этой борьбы победил Нетто (см. Рис. 4). СССР, Куба и ряд социалистических стран оказали неоценимую помощь Анголе в её развитии, модернизации промышленности, медицины, образования и проч.

На юге Африки, в Южно-африканской республике был установлен режим апартеида - расовое угнетение чернокожего населения белыми. Белые не хотели отдавать власть чернокожему большинству. Отношение белых к неграм было практически такое же, как во времена колониальной экспансии и рабовладения. Возглавить борьбу негров за свои права вызвался лидер Африканского национального конгресса (АНК) Нельсон Мандела , которого в итоге приговорили к пожизненному заключению. Только в 1989 году Мандела был выпущен на свободу, а в 1994 году он стал президентом ЮАР . На сегодняшний день в этой республике установлен апартеид, но уже по отношению к белому меньшинству.

На рубеже ХХ - XXI вв. Африка представляет собой континент, страны которого, как и 50 лет назад, сталкиваются с теми же социальными, экономическими и политическими проблемами.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте параграф 25 учебника Шубина А.В. и ответьте на вопросы 1-4 на стр. 284.
  2. Чем можно объяснить наличие негласного апартеида в ЮАР сегодня?
  3. На какие периоды принято делить крушение колониальной системы в Африке? Почему именно эти периоды?
  1. Интернет-портал Kinshasa.ru ().
  2. Интернет-портал Coldwar.ru ().
  3. Интернет-портал Publicevents.ru ().