Справка о работе библиотеки за год. Краткая справка о библиотеке

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше.

Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов. М.: СПАРК, 2010. С.95.

Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ // Российская газета. 1995. 02 декабря. № 234.

Инвалидность -- это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид -- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ // Российская газета. 1995. 02 декабря. № 234.

Ограничение жизнедеятельности -- это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека.

Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп: Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. М.. 2010. С.55.

1. По возрасту -- дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов.

Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы.

Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы.

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок?

Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции.

Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами.

Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция. М.,. 2009. С.63.

По официальной статистике, в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информации, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. М, 2010. С.39.

В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины - более 44%, 65-80% - это люди пожилого возраста. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава.

За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число детей-инвалидов: если в РСФСР в 1990г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 100 таких детей, то в Российской Федерации в 1995г. этот показатель возрос до 453 700, а в 1999г. - до 592 300 детей.

Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства.

В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Сейчас их количество составляет почти 42 200 человек.

На долю лиц пенсионного возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны -- более 15%, I группы 12,7%, II группы -- 58%, III группы -- 29,3 %.

Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в России такова: на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте--психические расстройства (2,7%).

Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями. Кальмет Х.Ю. Жилая среда для инвалидов. М., .2010. С.86.

Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показателями: по возрастной структуре преобладают инвалиды пенсионного возраста, по нозологии -- наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения, по тяжести -- преобладают инвалиды II группы.

В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов: Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. М., 2010. С. 60.

1. Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

2. Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

3. Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда).

4. За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

5. Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6. При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом.

В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей. Варковастова Т. В. Социальная защита инвалидов в России. М., 2010. С. 122.

Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются: Трунов И.Л. Социальная защита инвалидов в России: взгляд на проблему // Право и политика. 2010. № 5. С. 84-87.

Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.

Наличие неправительственных организаций инвалидов.

Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

Таким образом, на современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства и местных органов власти.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.

Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации« и другими нормативными актами установлен достаточно широкий объем прав инвалидов и государственных гарантий их реализации.

Россия как социальное государство обеспечивает социально-правовую защиту инвалидов, путем формирования разноплановых целевых программ по защите инвалидов, внедрению разнообразных реабилитационных систем и технологий как на государственном, так и на региональном уровне.

Таким образом, в настоящее время при решении вопросов о социальной защите инвалидов во главу углу ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты инвалидов остается вопросом второстепенным.

В действующем законодательстве Российской Федерации и федеральных и региональных программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей.

По данным статистики, на сегодняшний день в России зарегистрировано около 15 миллионов инвалидов, фактически, каждый 10 житель страны получает специальное пособие. При этом более половины из этого числа - граждане трудоспособного возраста. Также ежегодно возрастает количество детей-инвалидов.

Лица, потерявшие трудоспособность полностью или частично, находятся под защитой государства, которое осуществляет их материальную поддержку. Из бюджета производится выплата пособий, пенсий и льгот, а также оказываются другие виды помощи инвалидам.

Кого же можно причислить к категории инвалидов?

Инвалид – человек, имеющий психические, умственные, сенсорные, либо физические отклонения, не позволяющие ему полноценно жить в обществе.

Люди с ограниченными возможностями имеют различные степени нарушений здоровья, в связи с этим введена градация по группам инвалидности:

  • 1 группа, в которую входят люди с тяжелыми поражениями здоровья;
  • 2 группа, в которую попадают лица, сохранившие способность самостоятельно передвигаться и обслуживать себя;
  • 3 группа, в которую входят лица, имеющие проблемы со здоровьем, но способные трудиться на благо страны;
  • дети-инвалиды – не достигшие 18-летнего возраста;
  • инвалиды детства - взрослые, которые получили инвалидность еще в детском возрасте.

Оказание помощи инвалидам осуществляется всем вышеперечисленным категориям граждан. При этом для каждой группы предусмотрен определенный перечень льгот, который может отличаться в различных регионах страны, в зависимости от местных региональных программ помощи инвалидам.

Виды выплат по инвалидности

В зависимости от условий установления инвалидности, в РФ предусмотрены следующие виды пособий:

  1. Трудовая пенсия по инвалидности. Такое пособие назначается лицам, отработавшим хотя бы один день и признанными инвалидами, а также получившим производственные травмы и «профессиональные» заболевания.
  2. Государственная пенсия по инвалидности полагается участникам ВОВ, космонавтам, жителям блокадного Ленинграда, военнослужащим, а также пострадавшим в катастрофах техногенного и радиационного характера.
  3. Социальная пенсия по инвалидности назначается инвалидам 1,2,3 групп, инвалидам детства, и детям-инвалидам.

Размер этих пособий утвержден федеральным бюджетом.

Для получения пособий по инвалидности необходимо проходить медико-социальную комиссию по месту жительства для установления группы инвалидности. Выплаты производятся органами по выплате пенсий и пособий.

Социальные услуги

Министерство здравоохранения регулярно обновляет перечень лекарственных препаратов, которыми должны бесплатно снабжаться инвалиды. Лекарственные препараты назначаются согласно основному заболеванию и утверждаются лечащим врачом. Помимо этого, бесплатно должны выделяться предметы медицинского назначения, а также специальное питание детям-инвалидам. В качестве помощи инвалидам предусмотрено ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном транспорте, а также оплачиваемый проезд до места реабилитации и обратно. Помощь инвалидам 1 группы и детям инвалидам включает в себя и оплачиваемый билет для сопровождающего лица.

Помощь инвалидам 3 группы, которые официально являются безработными, заключается в 50% скидке на выписанные врачом препараты.

Получатели помощи могут самостоятельно решать, какие из социальных услуг им необходимы, либо отказаться от них вообще, выбрав денежную компенсацию, размер которой также фиксирован.

Помощь социальных работников

Помощь инвалидам 2 группы, равно как и первой, одиноко проживающим оказывают социальные работники. Ими осуществляется: покупка продуктов и медикаментов, сопровождение в лечебные учреждения, уборка в квартирах, оказание юридической помощи, доставка топлива и воды инвалидам, проживающим в домах без коммунальных удобств. Также инвалидам и малоимущим может быть оказана единовременная материальная помощь в случае непредвиденных ситуаций (пожар, потоп, смерть близкого), а также при необходимости приобретения дорогостоящих медицинских препаратов в других ситуациях. Обо всех видах помощи можно узнать в СОБЕСе. Материальная помощь может быть оказана лишь один раз в год.

Также предусмотрена и специфическая помощь инвалидам. К примеру, ремонт инвалидных колясок и прочих реабилитационных средств, услуги сурдопереводчика, содержание и лечение собак-поводырей.

Люди с нарушением двигательных функций имеют право воспользоваться социальным такси, стоимость которого значительно ниже, чем у городских служб.

Инвалидам бесплатно предоставляются все необходимые технические средства:

  • инвалидные коляски;
  • трости, костыли, и прочие виды опор;
  • ортопедическая обувь;
  • протезы;
  • специальные матрасы и подушки, которые предупреждают образование пролежней;
  • специализированные устройства для облегчения одевания, кормления, купания, а также одежда особой конструкции;
  • устройства для слабовидящих: говорящие часы, аудиокниги;
  • собаки-поводыри со всем необходимым снаряжением, а также выплаты на их содержание и лечение.
  • медицинская аппаратура по назначению;
  • слуховые аппараты;
  • корсеты;
  • подгузники;
  • а также многое другое, предусмотренное для облегчения жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями.

Льготы жилищные

Предоставляется скидка на услуги ЖКХ 50%, вне зависимости от группы инвалидности. Семьи, где растет ребенок-инвалид, поучают льготы при обращении за улучшением жилищных условий. Также учитывается, что инвалиду нужна большая жилплощадь, чем при обычных нормах расчета.

Инвалидам вне очереди предоставляются наделы земли под ведение строительства или сельскохозяйственную деятельность.

Льготы на образование

Дети-инвалиды имеют право на получение среднего образования. Ребенок может посещать учебные заведения, в которых введено инклюзивное образование, либо ребенок может учиться на дому, а учителя будут приходить из школы микроучастка, либо из той, к которой прикреплен ребенок. Если же родители сами занимаются обучением детей, то им выплачивается компенсация.

Помощь инвалидам заключается и в льготах на образование. Так, инвалиды 1 и 2 групп могут поступать в учебные заведения. При наборе проходных баллов на экзаменах их зачисляют на факультет без конкурса. При сдаче экзаменов им может быть продлено время для подготовки.

Помимо основной стипендии, выплачиваемой в учебном заведении, инвалидам полагается социальная стипендия при условии успешной учебы.

Льготы для работающих инвалидов

Государство защищает интересы работающих инвалидов. Так, лица, имеющие 1 и 2 группы, имеют право на 35-часовую рабочую неделю при полной оплате труда. Им предоставляется удлиненный отпуск, а также возможность брать отпуск без содержания до 60 дней по уважительной причине.

Налоговые льготы

Инвалиды освобождаются от уплаты налога на имущество, зарегистрированного на них.

Скидки на транспортный налог до 50%.

Послабления предусмотрены и при оплате земельного налога.

Государство оказывает различные виды помощи инвалидам, чтобы поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Помимо государственной помощи, которая распространяется на всех зарегистрированных лиц с ограниченными возможностями, помощь инвалидам могут оказывать и различные общественные организации, и благотворительные фонды.

Действующий

Название документа:
Номер документа: 55
Вид документа: Закон города Москвы
Принявший орган: Московская городская Дума
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 26 октября 2005
Дата начала действия: 10 декабря 2005
Дата редакции: 16 декабря 2015

О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве

ГОРОДА МОСКВЫ

О дополнительных мерах социальной
поддержки инвалидов и других лиц
с ограничениями жизнедеятельности
в городе Москве


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 40, 20.07.2010);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.12.2015).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации , федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности дополнительных мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию их занятости (далее - меры социальной поддержки).
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 5)

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона.

2. Настоящим Законом не регулируются правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки иностранным гражданам, а также лицам без гражданства, проживающим в городе Москве.

Статья 2. Основные принципы деятельности по реализации мер социальной поддержки

1. Деятельность по реализации мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, строится на принципах:

1) сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан и постоянного его повышения;

2) предоставления гражданам возможности адаптироваться к новым условиям в связи с изменениями федерального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан.

Статья 3. Цели настоящего Закона

Целями настоящего Закона являются:

1) создание условий для восстановления способностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;

2) возможно полное удовлетворение потребностей указанных лиц в реабилитации или абилитации;
Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

3) улучшение качества и уровня жизни указанных лиц.

Статья 4. Граждане, которым предоставляются меры социальной поддержки

1. Настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки следующим гражданам:

1) инвалидам I, II, III групп (независимо от причины инвалидности);

2) детям-инвалидам;

3) лицам, не признанным в установленном порядке детьми-инвалидами и инвалидами I, II, III групп, но имеющим временные или постоянные ограничения жизнедеятельности и нуждающимся в мерах социальной поддержки.

2. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью.

Статья 5. Реализация мер социальной поддержки

1. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются без оплаты или на льготных условиях.

2. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Москвы.
Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

3. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются гражданам по месту их жительства на основании личного заявления или заявления их законных представителей.

Глава 2. Предоставление мер социальной поддержки (статьи 6 - 15)

Статья 6. Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности

Гражданам, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в дополнение к утвержденному Правительством Российской Федерации федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) услуги по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации или услуги по абилитации (в том числе создание необходимых условий для воспитания и обучения детей-инвалидов, профессиональной подготовки), включая обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, согласно перечню, утверждаемому Правительством Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

2) содействие в обеспечении трудовой занятости;

3) обеспечение доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы;

4) другие государственные гарантии, установленные законодательством города Москвы.

Статья 7. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности реабилитационных услуг и услуг по абилитации

(Название в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

1. В целях обеспечения потребностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в комплексной реабилитации или абилитации уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы гарантируют предоставление подведомственными им организациями услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, услуг по абилитации, а также привлекают при необходимости организации, осуществляющие деятельность по реабилитации и абилитации инвалидов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

2. Координация деятельности в городе Москве в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

3. Организация и оказание инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности квалифицированной медицинской помощи, включая медицинскую реабилитацию и абилитацию, осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения и подведомственными им организациями в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы на основе стандартов медицинской помощи, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" .
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

Статья 8. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий

1. Технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия предоставляются инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности исходя из медицинских показаний с учетом социальных критериев.

2. Медицинские показания инвалидам определяются в порядке, установленном федеральным законодательством, другим лицам с ограничениями жизнедеятельности - лечебно-профилактическими учреждениями.

3. Социальными критериями являются:

1) степень ограничений жизнедеятельности;

2) уровень реабилитационных возможностей;

3) возможность социальной интеграции.

4. Социальные критерии определяются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения на основе потребностей инвалида или лица с ограничениями жизнедеятельности для восстановления прежнего или приобретения нового социального статуса путем получения профессиональных знаний, навыков и умений, социальной адаптации, занятий физической культурой и спортом, удовлетворения духовных потребностей.

5. Решение об обеспечении инвалида или другого лица с ограничениями жизнедеятельности техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями принимается уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

Статья 9. Воспитание и образование инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

1. Органы исполнительной власти города Москвы создают специальные условия инвалидам, включая детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности (на основании медицинского заключения) для воспитания, получения образования и профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей их психофизического развития, здоровья и ограничений жизнедеятельности в порядке, установленном федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

2. Обеспечение получения лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Закона, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

3. С учетом потребностей и возможностей инвалидов, включая детей-инвалидов, и других лиц с ограничениями жизнедеятельности образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной, заочной формах обучения), и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования) в соответствии с федеральным законодательством. Для детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, которые по состоянию здоровья не могут посещать организации, осуществляющие образовательную деятельность, обучение по основным общеобразовательным программам может быть организовано на дому.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

4. Для лиц, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования и дополнительные образовательные программы, создаются условия для обучения с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

5. Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации) и размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели определяются правовыми актами города Москвы и являются расходными обязательствами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

Статья 10. Обеспечение занятости инвалидов

1. Органы государственной власти города Москвы в пределах своей компетенции обеспечивают дополнительные гарантии занятости инвалидов путем разработки и реализации государственных программ города Москвы в области содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации и адаптации, организации обучения по специальным программам, определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости и другими мерами обеспечения занятости инвалидов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

2. Инвалиды в первоочередном порядке получают профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 июля 2010 года Законом города Москвы от 23 июня 2010 года N 29 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

3. Инвалиду в целях обеспечения гарантий трудовой занятости предоставляется работа с созданием необходимых условий труда в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации или абилитации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

Статья 11. Доступ инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы

1. Правовые, организационные и экономические отношения, связанные с созданием условий для пользования инвалидами и другими лицами с ограничениями жизнедеятельности объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы, регулируются федеральным законодательством, Законом города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" и другими правовыми актами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

2. Часть утратила силу с 4 января 2016 года- Закон города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 ..

Статья 12. Механизм реализации мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

В целях реализации установленных настоящим Законом мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают:

1) дальнейшее развитие сети подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации инвалидов;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

2) разработку и выполнение государственных программ города Москвы по вопросам социальной интеграции инвалидов;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

3) функционирование и дальнейшее развитие комплексной автоматизированной информационной системы по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

4) содействие производству технических средств реабилитации и развитию негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

5) содействие деятельности общественных объединений инвалидов и их предприятий, в том числе путем предоставления им необходимых помещений для осуществления уставных целей.

Статья 13. Общегородской специальный регистр получателей мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

1. Общегородской специальный регистр получателей мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (далее - Регистр) содержит следующие персонифицированные сведения о гражданах, имеющих место жительства в городе Москве и обладающих правом на получение установленных настоящим Законом мер социальной поддержки:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

4) адрес места жительства;

5) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в Регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

6) дата включения в Регистр;

7) сведения о документах, подтверждающих право на получение гражданином мер социальной поддержки;

8) сведения об объеме и дате получения мер социальной поддержки;

9) иные сведения, определяемые Правительством Москвы.

2. Ведение Регистра осуществляется органами социальной защиты населения города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Указанные органы обеспечивают в соответствии с федеральным законодательством уровень и режим защиты, обработки и использования информации.

3. Регистр является составной частью информационного ресурса города Москвы - банка данных "Инвалиды", который имеет статус официального источника городской информации.

Статья 14. Финансирование мер социальной поддержки

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города Москвы.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Мэр Москвы
Юрий Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве (с изменениями на 16 декабря 2015 года)

Название документа: О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве (с изменениями на 16 декабря 2015 года)
Номер документа: 55
Вид документа: Закон города Москвы
Принявший орган: Московская городская Дума
Статус: Действующий
Опубликован: Ведомости Московской городской Думы, N 12, 22.12.2005

Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 68, 05.12.2005

Тверская, 13, N 143, 29.11.2005

Дата принятия: 26 октября 2005
Дата начала действия: 10 декабря 2005
Дата редакции: 16 декабря 2015

В этой статье речь пойдет о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Предлагаем Вам информацию о том, какие меры принимает государство, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями успешно адаптироваться в современном обществе.

Социальная защита инвалидов в РФ

Социальная защита инвалидов — комплекс мероприятий, которые предпринимает государство, чтобы исполнить обязательства перед гражданами с ограниченными возможностями. Мероприятия прописаны в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и являются обязательными для всех субъектов Российской Федерации.

Реабилитация и абилитация инвалидов

Реабилитация — меры, которые приведут к восстановлению способностей, утерянных по болезни. Цели реабилитации:

  • сохранить жизнь;
  • добиться скорейшего выздоровления;
  • вернуть человека в общество.

Понятие абилитации людей с ограничениями по здоровью — это меры для приобретения ими новых знаний и умений. Абилитация необходима, чтобы вернуть утерянные по болезни навыки и умения.

Медицинская помощь инвалидам

По закону люди с ограничениями по здоровью получают медицинскую помощь бесплатно. В стране построены специальные медицинские учреждения, которые предназначены для их лечения. Для тех, кто не способен сам себя обслуживать, государство учредило пансионаты с круглосуточным пребыванием.

Существует список лекарств, медицинского оборудования и продуктов, которые можно получить бесплатно по предписанию врача. Если в аптеке нет нужного лекарства, оформляется запрос на доставку, и течение 48 часов его обязаны привезти.

Люди с ограниченными возможностями обращаются за предоставлением бесплатной путевки в санаторий 1 раз в 3 года на основании заключения врача.


Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

На местном уровне органы самоуправления стараются обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов к информации.

Они занимаются:

  • оборудованием специальными устройствами для беспрепятственного доступа в здания;
  • оборудованием транспорта специальными средствами для удобства пользования.

Обеспечение инвалидов жильем

Государство выделяет жилье людям с ограниченными возможностями всех групп. Чтобы обеспечить жильем нуждающихся, требуется время. Поэтому важно вовремя встать на учет.

Предоставление льготного жилья проводится 2 способами:

  • выделяется жилое помещение по договору социального найма;
  • предоставляется субсидия на покупку жилья из средств федерального бюджета.

Субсидия предоставляется в виде сертификата, который используется только для покупки жилплощади.

Для этого следует предоставить документы:

  • личное заявление;
  • реабилитационную программу;
  • справку об инвалидности;
  • справку о составе семьи;
  • акт обследования жилищно-бытовых условий.


Образование инвалидов

Чтобы люди с ограниченными возможностями получали образование наравне с другими гражданами, государство приняло меры:

  • созданы специальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по обучению детей с нарушениями развития;
  • детям инвалидам, инвалидам I и II группы гарантированы льготы при поступлении в учебные заведения;
  • студентам положена увеличенная стипендия.

Людям с ограничениями по здоровью важно получать качественное профессиональное образование, чтобы стать востребованными на рынке труда.

Обеспечение трудовой занятости инвалидов

Инвалидность часто означает полную или частичную утрату профессиональной трудоспособности человека. В тех случаях, когда человек способен и хочет трудиться, ему сложно найти работу, подходящую по квалификации. Не все работодатели согласны принять на работу такого «проблемного» сотрудника. Некоторые недобросовестные работодатели уклоняются от приема на работу людей с ограниченными возможностями.

Но если уровень квалификации и навыков соискателя с ограниченными возможностями соответствует необходимому, работодатель обязан его принять. При отказе требуйте обосновать причины в письменной форме. Если Вы не согласны с выводами работодателя и считаете их предвзятыми, обращайтесь в суд.

Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязывает работодателя

подготовить для них рабочие места и адаптировать технологическое оборудование, чтобы работнику можно было трудиться без риска для здоровья.

Материальное обеспечение инвалидов

Люди с ограничениями по здоровью получают материальное обеспечение в виде:

  • пенсионных выплат;
  • пособий;
  • выплаты в счет возмещения ущерба здоровью;
  • компенсаций.

Пенсия может быть:

  • трудовая по инвалидности, она начисляется, если есть хотя бы минимальный стаж работы;
  • социальная, она начисляется, если человек не трудился в течение жизни ни 1 дня, либо при наступлении нетрудоспособности из-за сознательного причинения вреда здоровью.

Чтобы оформить пенсию, нужно направить заявление в Пенсионный фонд по прописке.


Социально бытовое обслуживание инвалидов

Бытовое обслуживание проводится:

  • на дому;
  • в стационарных отделениях социального обслуживания;
  • в форме консультаций.

К программам, предоставляемым на дому, относятся услуги:

  • доставка питания и продуктов;
  • доставка лекарств, медицинская помощь;
  • сопровождение в больницу;
  • уборка дома;
  • ритуальные услуги;
  • подвоз воды и топлива.

Выплаты и льготы

Чтобы повысить уровень благосостояния людей с ограничениями по здоровью, государство проводит денежные выплаты:

  • ежемесячная денежная выплата. Эта компенсация положена всем группам людей с ограниченными возможностями и детям — инвалидам. Чтобы получить выплату, направьте заявление в Пенсионный фонд. К заявлению приложите паспорт, справку об инвалидности из Бюро Медико-Социальной Экспертизы, либо документ, дающий право на льготу и пенсионное свидетельство.
  • набор социальных услуг.

В него включаются:

  • предоставление положенных по предписанию врача лекарств;
  • путевка в санаторий;
  • бесплатные билеты на проезд на транспорте.

Не у всех есть потребность получать эти гарантии в натуральном виде. По письменному заявлению государство компенсирует их деньгами.

Программа «Доступная среда»

Программа «Доступная среда» создана, чтобы люди с ограниченными возможностями больше не чувствовали себя изгоями, вели полноценную жизнь и были успешными членами общества. Программа стартовала в 2011 году.

В задачи программы входит:

  • создать грамотную инфраструктуру;
  • создать учреждения для обеспечения полноценной жизнедеятельности, профессиональной подготовки и вовлечения в культурную и спортивную жизнь.


Где и как защищать свои права инвалидам

Чтобы защитить свои права, воспользуйтесь услугами квалифицированных юристов.

Закон гарантирует, что при предъявлении документов, подтверждающих наличие 1 или 2 группы, Вас проконсультируют бесплатно. Это же правило действует для детей — инвалидов и людей с ограниченными возможностями, проживающих в пансионатах.

Бесплатные юридические услуги по защите прав инвалидов предоставляют только юристы, которые участвуют в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи. Перечень бюро и юристов, работающих с инвалидами, прописан на сайте государственных органов и адвокатских палат.

Если посмотреть на уровень социальной поддержки прав инвалидов в Российской Федерации с формальной точки зрения, он кажется достаточно высоким. Но в реальности добиться всех прописанных законом льгот бывает очень и очень трудно.

Законодательное регулирование