Сообщение о княжестве феодоро. Мангуп-Кале — пещерный город в Крыму

Княжество Феодоро образовалось в конце XII в. В начале XIII в. оно попало в вассальную зависимость от Трапезундской (греческой) империи Комнинов и платило ей ежегодную дань. В княжестве правили князья из трапезундского рода Комнинов, вышедшего из Армении. Вначале их власть простиралась на горный земледельческий район Крыма, затем распространилась до моря. Столицей княжества стал город Феодоро в юго-западной части Крыма, он был известен также под названием Мангуп. Город упоминается в греческих источниках с VIII в. Когда в XIII веке в Крыму появляются монголо-татары, правители Феодоро сумели завязать с ними мирные отношения и удержаться в своих владениях. Постепенно развивалась экономика княжества, расцветали земледелие, ремесла, торговля. Со второй половины XIV в. в городе Феодоро развернулось большое строительство: возводились укрепления верхнего замка, княжеский дворец, церкви. Расцвет княжества приходится на время княжения Алексея (1420-1456). В период его правления княжество насчитывало 200 тысяч жителей - цифра, весьма значительная для Крыма того времени. В правление Алексея строятся крепости и порты, закладываются новые и расстраиваются старые города и поселки. В 1427 году была вновь перестроена крепость столицы. Алексей не только поддерживал добрые отношения с Крымским ханством, но и вмешивался в борьбу ханов за престол, поддерживая того или иного претендента. Татарские правители Крыма помогали торговле, рассчитывая также нажиться на конкуренции между генуэзцами и купцами Феодоро. В свою очередь, Алексей решил воспользоваться поддержкой крымских ханов и заполучить собственный порт на крымском побережье. Когда в конце XIV в. генуэзцы овладели почти всем южным побережьем Крыма, они монополизировали черноморскую торговлю и отрезали княжество Феодоро от моря. Стремясь выйти на побережье, правитель Феодоро захватил небольшую полоску берега в районе возникшего позднее Инкермана и основал порт Каламиту, а чтобы защитить его от генуэзцев и татар, построил там в 1427 г. крепость. Войска Феодоро, выйдя из Каламитской крепости, в 1433 г. овладели Чембало, но не смогли его удержать - в следующем году их вытеснили оттуда генуэзцы. Каламита сделалась опасным соперником Чембало, Судака и далее самой Кафы в морской торговле. В Каламиту направлялось множество судов из Византии и стран Средиземноморья. Генуэзское купечество стремилось избавиться от конкуренции, и в 1434 г. посланное из Кафы войско сожгло Каламиту. Однако феодориты быстро ее отстроили. Этот порт оставался морскими воротами княжества вплоть до конца его существования. 15. Пещерные города Крыма

В средневековой Таврике, на высоких плато столовых гор возникает целая сеть городов, окруженных неприступными скалами и грозными оборонительными стенами с боевыми башнями. Чаще всего в исторической литературе эти города упоминаются как «пещерные города». Возникнув в раннем средневековье, эти города вызывают большой научный интерес. Подавляющее их большинство сосредоточено в юго-западном районе Внутренней, или Второй, гряды Крымских гор, отделяющей горную часть полуострова от предгорья и степи. Эта гряда имеет пологие северо-западные склоны, спадающие в продольную долину, а на юго-восток она обращена отвесными скальными обрывами. Известия о некоторых «пещерных городах» появились в источниках более тысячелетия тому назад. Сохранились их описания, составленные как известными учеными, так и всевозможными путешественниками, любителями древностей. Термин «пещерные города» появляется в XIX веке, но уже в это время он был поставлен научными исследователями под сомнение. Изучение этих городов показало, что пещеры были лишь вспомогательными постройками, служившими в основном для хозяйственных и оборонительных целей. Были среди них и церкви. О времени и обстоятельствах происхождения «пещерных городов» существует целый ряд гипотез и точек зрения. Среди них выделяются две основные. Одни исследователи видят в этих памятниках результат активной внешней политики Византийской империи, которая стремилась укрепить границы своей территории крепостями и укрепленными линиями. Такого рода мероприятия Византия действительно осуществляла в целом ряде подвластных территорий. Сторонники этого взгляда ссылаются на данные литературных и эпиграфических (надписи на камнях) источников, а также на облик материальной культуры раннесредневекового Херсонеса, являвшегося форпостом византийского влияния в Крыму. Его защита была организована путем создания в горном юго-западном Крыму линии укреплений в виде «пещерных городов». Время этого строительства определяется концом V или первой половины VI в. К сожалению, сторонникам этого взгляда приходится использовать для доказательства лишь немногочисленные дошедшие до нас отрывки из произведений византийских авторов. При дворе императора Юстиниана I (527 - 665 гг.) историком и военным деятелем Прокопием Кесарийским был написан трактат «О постройках». Говоря о мероприятиях, осуществленных в Крыму, Прокопий сообщает о существовании там некой страны Дори, населенной готами, земледельцами, бывшими военными союзниками Византии. Для их защиты от нападений врагов император повелел построить «длинные стены». К сожалению, по тексту отрывка невозможно точно установить район, в котором была расположена страна Дори. По этому вопросу уже длительное время идет полемика. Исследователи, связывающие «пещерные города» с деятельностью византийцев, видят ее в юго-западной части Крымских гор на пространстве между Внешней и Главной грядами. Действительно, если смотреть на карту, то в какой-то степени они напоминают цепь укреплений, закрывавших горные проходы. Но эта гипотеза имеет целый ряд уязвимых мест. Не все «пещерные города» являлись крепостями. Настоящими крепостями со значительными гарнизонами, способными защищать горные долины, оказались лишь Мангуп, Эски-Кермен и Чуфут-Кале. Остальные или вообще не имели укреплений, или же по своим размерам могли быть лишь убежищами и замками, дававшими укрытие обитателям округи. Исследователи, выдвигающие другую точку зрения, утверждают, что «пещерные города» - это города, села, замки и монастыри, возникшие в результате развития феодальных отношений в среде горнокрымского населения. Процесс этот происходил в течение столетий и завершился к X-XII в. На протяжении почти полутысячелетия формировались центры ремесла и торговли, резиденции феодальной администрации, монашеские обители, поселения мирных земледельцев. Часть исследователей размещает страну Дори на Южном берегу Крыма от Судака до Фороса. Еще в 30-е годы XIX в. академик Кеппен видел на перевалах Главной гряды развалины сооружений, которые он отождествлял с «длинными стенами» византийцев. Эту же точку зрения в своих статьях отстаивают О. И. Домбровский, Э. И. Соломоник и ряд других исследователей.

16.Крымский улус Золотой Орды Крымский улус - улусЗолотой Орды, существовавший в первой половине XIII-XV веках на территории полуостроваКрым. Татары заняли степной Крым в1239 году, одновременно с походамиБатыяна южно-русские земли, и подчинили себе остатки живших тамполовцев. Татары делились на племена, колена и роды. Во главе племён стояли 6 старших феодальных семейств - «беи, беки» (Ширины, Барыны,Аргыны, Яшловы, Мансуры и Саджеуты), владевшие каждый огромными участками земли и составлявшие старшее звено феодальной лестницы. Их вассалами были главы колен и главы отдельных родов. Эксплуатируемое феодалами рядовое татарское население пришло в Крым в чисто кочевом скотоводческом строе. Сеяли только небольшое количество ячменя для корма лошадей, необходимых татарам для походов за пленниками. В первое время Крым составлял особый улус Золотой Орды; впервые он временно отделился от неё при ханеНогае. Вновь присоединённый к Золотой Орде после гибели Ногая (около1290 года), Крым в XIV веке обычно управлялся ханскими наместниками, должность которых стала постепенно приобретать наследственный характер; столицей был г. Солхат (нынешнийСтарый Крым). Окончательное отпадение Крыма от Золотой Орды произошло вXV веке.

СИМФЕРОПОЛЬ, 10 июл - РИА Новости (Крым). История княжества Феодоро, или как его еще называют историки Мангупским княжеством, изучена достаточно хорошо. Раскопки на горе Баба-Даг, что в переводе означает Отец-гора, начались в первой половине XX века и продолжаются до сих пор, открывая историкам все новые и новые тайны этого последнего оплота Византийской империи. О дипломатических взаимоотношениях и жизни феодоритов в средние века — в материале корреспондента .

Феодоро не от Феодоры

Средневековое христианское княжество, сформировавшееся из бывших византийских, а затем трапезундских владений, было создано на юго-западе Крымa со столицей в городе Мангупе, официально существовавшее в XIV—XV веках, а фактически с 1140, когда сюда из Трапезунда был прислан византийский топарх (наместник — ред.) по имени Феодор Гаврас, по 1475 годы. Свое название княжество получило благодаря ему. Расцвет княжества пришелся на 1420-е годы, когда оно получило международное признание и успешно противостояло генуэзцам. В эпоху своего расцвета Феодоро имело довольно широкие международные связи.

Согласно описи, в княжестве насчитывалось 30 000 домохозяйств. Население княжества состояло в основном из греков, крымских готов и алан, исповедовавших православие и подвергшихся разной степени эллинизации. Гаврасы, ставшие во главе территории будущего княжества после 1223 года, имели армяно-трапезундское происхождение. Проживали также и караимы. После захвата княжества Османской империей большая часть его почти 200-тысячного населения подверглась разной степени исламизации и тюркизации, часть уехала на Кавказ.

Княжество занимало западную часть горного Крыма и полосу южного берега от Ямболи (Балаклавы) до Алустона (Алушты). Буфером между Феодоро и татарскими землями служило Кырк-Орское княжество аланов, располагавшееся к северу от реки Кача, но после 1346 года оно подверглось исламизации и было тюркизовано. Феодоро, как и все прочие осколки Византии, вело преимущественно оборонительную политику, теряло территории и постепенно сжималось в размерах.

"Создано для того, чтобы быть крепостью"

Мангуп представляет собой известняковое изолированное плато. Его максимальная высота над уровнем моря составляет около 600 метров. С трех сторон оно ограничено вертикальными обрывами, достигающими на западной стороне высоты в 70 метров. Северный склон прорезан тремя глубокими ущельями, разделяющими отрогами, или мысами, и делающими Мангуп похожим на четырехпалую кисть руки.

Западный мыс называется Чамлы-бурун, или сосновый мыс, северо-западный — Чуфут-бурун, или иудейский, северо-восточный — Гелли-бурун, или эллинский и восточный — Тешкли-бурун, что можно перевести как мыс с дырой.

В верховьях балок есть мощные источники воды. Общая площадь плато — около одного квадратного километра. По словам турецкого путешественника XVII века Эвлии Челеби, Мангупское плато было создано Аллахом для того, чтобы ему быть крепостью, и не только благодаря его естественной труднодоступности, но и из-за наличия естественных источников воды. Наиболее ранние артефакты, найденные на плато, относятся к эпохе энеолита — ранней бронзы, однако, заметный приток людей сюда отмечается со второй половины III в, что совпадает с появлением на полуострове германских племен и, вероятно, союзных с ними алан. Видимо, с этого времени, как отмечает исследователь Мангупа Александр Герцен, начинает формироваться неукрепленное поселение. До сих пор каких-либо остатков оборонительных сооружений этого периода не обнаружено. Находки представлены позднеантичной керамикой: в основном амфорами и краснолаковыми сосудами. Встречаются также бронзовые позднеримские монеты. Археологи установили, что в период заселения плато человеком большая часть его скальной поверхности не была покрыта почвой. Лишь по мере развития поселения началось накопление культурного слоя на обжитых местах. Следует отметить, что даже в период расцвета поселения обжитая территория не превышала трети общей площади. Незастроенное пространство предназначалось для укрытия здесь окрестного населения с его имуществом и скотом в случае военной опасности.

От Трапезунда и графа Дракулы до Ивана III

Декан исторического факультета Таврической академии Крымского федерального университета Александр Герцен, который участвует и возглавляет археологические экспедиции на Мангуп на протяжении сорока лет, говорит, что международные связи княжества основывались на династических браках.

"По существовавшей традиции тех времен, наиболее прочные связи между государствами устанавливались через заключение династических браков. В частности, это Трапезундская империя - греческое государство, которое располагалось в юго-восточной части Причерноморья. Столицей империи до 1461 года, когда он был захвачен османами, был нынешний турецкий Трабзон. Мангупская княжна Мария Готская была замужем за царевичем Давидом, который впоследствии стал императором Трапезунда", — рассказал Герцен корреспонденту РИА Новости (Крым).

В 1472 году, отмечает историк, еще одна мангупская княжна Мария Палеологиня, племянница Марии Готской, стала женой правителя Молдавии Стефана III Великого, который прославился своей успешной борьбой с османской экспансией.

Интересно, что в борьбе за престол молдавского господаря Стефан Великий опирался на правителя Валахии князя Влада III Басараба, более известного как Влад Дракула, послужившего прототипом как известного романа Брэма Стокера, так и голливудских постановок о вампирах.

И самым известным, правда, неосуществленным проектом Мангупских князей, была попытка династического союза с Великим княжеством Московским с сыном Ивана III - Иваном Молодым. Но этому помешало вторжение османов в Крым и падение Мангупа в декабре 1475 года.

Кстати, Великий Московский князь Иван III был женат на племяннице императора Византии Софье Палеолог.

Но было ли княжество Феодоро со столицей в Мангупе независимым? Историки в этом сомневаются.

"Очень прочные отношения были с Византийской империей последних десятилетий ее существования. Причем, есть указания в различных источниках о том, что княжество было скорее в вассальной зависимости от Византии, имея также и союзнические отношения с Золотой Ордой. Когда Орда начала распадаться и из ее состава выделилось, в том числе, и Крымское ханство, то с его основателем, ханом Хаджи Гиреем и преемником Менгли Гиреем установились прочные взаимоотношения, в которых княжество выступало в положении подчиненного. Это хорошо видно по тому, что в Феодоро не чеканили своей монеты", — отмечает Герцен.

Двуглавый орел Византии в Крыму

Гербом Мангупских князей был двуглавый орел, который был государственным символом и фамильным гербом византийской династии Палеологов. Такие же двуглавые орлы можно увидеть на всех парадных надписях княжества Феодоро и, прежде всего, во времена своего рассвета при князе Алексее, когда оно выходит на международную политическую арену.

Это также, по мнению историка Александра Герцена, является свидетельством прочных и устойчивых отношений между Мангупской династией и Палеологами.

В дальнейшем изображение двуглавого орла в качестве государственного символа стало использоваться Московским княжеством и Российской империей. И это не случайно. После падения Византийской империи именно Москву именовали Третьим Римом и оплотом православия.

С 1993 года двуглавый золотой орел на красном фоне является официальным гербом Российской Федерации.

С генуэзцами воевали, с татарами дружили

Отношения с генуэзскими колониями в Крыму у феодоритов были очень напряженными, поскольку они были конкурентами в торговой сфере. Генуэзцы считали себя монополистами на торговлю в Причерноморье, получив это право от Византийской империи еще в 1261 году. Мангупские князья пытались прорваться на черноморский рынок и это им удалось к 1427 году. Они основали крепость-порт Каламита, нынешний Инкерман под Севастополем. Феодориты также захватили при поддержке крымских татар, правда, всего лишь на один год и действующую генуэзскую крепость Чембало (Балаклава — ред.).

Взаимоотношения между княжеством Феодоро и генуэзскими колониями носили характер то обостряющегося, то вялотекущего конфликта. Но в канун османского нашествия они были вынуждены объединиться. По крайней мере, известно, что некоторые генуэзцы смогли прорваться из осажденной крепости Солдайя (Судак — ред.) в Мангуп и приняли участие в его обороне.

Торговали и рабами

За счет чего жили феодориты? Историки говорят, что в те времена Крымский полуостров являлся важным торговым путем между странами Востока, прежде всего Китаем и Западной Европой. Импортировали из Крыма китайскую керамику высокого качества, венецианское стекло. Основой экспорта была продукция сельского хозяйства - пшеница, ячмень, виноград и вино. В частности, на Мангупе к сегодняшнему дню найдено девять винодавилен. Широко развито было кузнечное ремесло, кожевенное и гончарное производство. В частности, в окрестностях Мангупа был найден гончарный цех, который столетиями производил кровельную черепицу.

Занимались и торговлей рабами. И в этом они также являлись конкурентами генуэзцам. Невольники захватывались в основном на Северном Кавказе и княжестве Литовском.

Князья любили устрицы

Если говорить о гастрономических предпочтениях правителей Мангупа, то . В минувшем году археологическая экспедиция Александра Герцена обнаружила более чем 20-сантиметровый слой из обломков раковин черноморских устриц.

По словам ученого, это может свидетельствовать о том, что князья Феодоро были гурманами. Потому что, судя по раскопкам, устрицы были одним из главных доминирующих блюд этой династии. Причем такое изобилие раковин моллюсков было найдено в культурном слое непосредственно у княжеского дворца. Устрицы, которых в те времена было в изобилии, скорее всего, доставлялись в столицу княжества из нынешней Балаклавы.

"Брестская крепость в Крыму"

В 1475 году, после ожесточенной пятимесячной осады почти 70-тысячным турецким войском под командованием Гедик Ахмед-паши, Мангуп пал. Княжество Феодоро прекратило свое существование и вошло в состав Османской империи. Семья князя Александра за исключением малолетнего сына была вырезана.

Уставшие и разозленные долгой осадой турки, потеряв почти семь тысяч янычар, устроили резню защитников крепости, что подтверждается и археологами. На плато Мангупа при раскопках базилики были обнаружены гробницы, на последнем этапе существования храма буквально забитые скелетами - до семнадцати в одной из них, причем многие черепа имели следы ударов тяжелым тупым орудием. У многих скелетов были отрублены верхние или нижние конечности. Захоронения обнаруживались в самых неожиданных местах. В качестве могил использовались выемки винодавилен, а иногда тела просто на ровном месте присыпали землей и камнями.

Жестокость, проявленная османами при взятии Мангупа, обратилась и против самого Ахдеда-Паши. Спустя семь лет он был казнен султаном Баязидом II, недовольным подавлением восстания во время междоусобицы в борьбе за трон правителя Османской империи.

После завоевания из бывших земель княжества был образован Мангупский кадылык, который входил в состав эялета (провинции) с центром в Кефе (Феодосии — ред.). Пали также все города-колонии на полуострове, а Крымское ханство вошло в состав Османской империи.

После заключения Кучук-Кайнарджийского договора в 1774 году, который подвел итог российским победам над османской армией на Дунае и вывел Крымское ханство из вассальной зависимости от Стамбула, турки покинули крепость, а в 1792 году отсюда ушли ее последние обитатели, караимы.

Мангуп - штаб Манштейна

Последний раз Мангуп воевал в июне 1942 г. Тогда на плато, среди руин крепости, находился наблюдательный пункт командующего 11-й армией вермахта Эриха фон Манштейна, который в своих мемуарах с большой точностью передал наблюдаемую отсюда картину: "Перед нами открылось незабываемое зрелище. Это был единственный в своем роде случай в современной войне, когда командующий армией видел перед собой все поле сражения".

Остатки немецких блиндажей сохранились в юго-западной части плато.

Мангуп-Кале – самый крупный пещерный город Крыма. Находится на горе столового типа (гора-останец) Баба-даг (означает «Отец-Гора»). Наивысшая точка плато — 583 м над уровнем моря, а само плато возвышается над близлежащими долинам на 250 м, площадь около 90 гектар. Когда появились первые пещерные комплексы на Мангупе, доподлинно неизвестно, но следы пребывания первых людей относят к 4-3-му тысячелетиям до нашей эры (энеолит, или медный век). В I веке (ориентировочно, конечно, точно установить сложно) нашей эры Мангуп заселяли Тавры, родственные Меотам (племена Меотов населяли восточные и юго-востоные берега Азова).

Одна из версий происхождения названия «Мангуп» пошла с тех времен: «Гора Меотов». В III-IV веках нашей эры приходят скифы-сарматы. IV-V века Мангуп заселяют готы и аланы. В VI-VII веках на Мангуп приходят византийцы и появляются первые наземные постройки, остатки которых дошли до наших дней. Это было государство Крымская Готия (в некоторых источниках – Дория), со столицей Дорос, расположенной на Мангупе. В VII веке было крупное нападение хазар на Мангуп, город был захвачен и какое-то время в нем размещался хазарский гарнизон.

Следующий и самый яркий этап развития города-крепости относят к XIII-XV векам нашей эры, и связан он с поздневизантийским княжеством Феодоро, столица которого располагалась на Мангупе. Основали его выходцы из Трапензундской империи, представители рода Гаврасов. Граница княжества на севере проходила с запада на восток по руслу реки Бельбек от места ее впадения в Черное море и доходила до массива Демерджи с крепостью Фуна.

Самая западная точка княжества – крепость Каламита (Инкерман). Южная граница до 1365 года проходила от крепости Чембало (Балаклава) до крепости Алустон (Алушта), но в XIV веке Генуэзцы захватили побережье и отодвинули границу. В 1475 году турки после шестимесячной осады захватывают Мангуп. При захвата было разрушено довольно много строений и сооружений, княжеская семья в мужском составе казнена, за исключением младенцев, а женщины уведены в гарем. И до 1774 года на Мангупе располагается турецкий гарнизон. Именно с тех времен к названию Мангуп появилась приставка Кале. Мангуп-Кале – крепость Мангуп. Последними из постоянных жителей были караимы, и покинули они Мангуп-Кале в 1794 году.

Это краткая история Мангуп-Кале, чтобы хоть как-то постараться представить, сколько народностей прошли через века и селились в этом уникальном месте, какими были основные исторические этапы. Может, немного сумбурно, но если описывать подробно, то статья потянет на научный труд, да и профессиональным историкам и археологам тут непочатый край работы.

Пещерным городом Мангуп-Кале, да и многие другие пещерные города Крыма, можно назвать условно. Такими они были только на заре своего развития. Скорее всего, первые люди, приходившие в такие места — горы останцы — оценивали их удобство и защищенность, хорошую обзорность, а основная порода, известняк, давал возможность относительно быстро сделать временные убежища. Убежища потом использовались как хозяйственные, дозорные помещения, ритуальные комплексы.

В большинстве подземных помещений нет системы вентиляции под очаг, что приводило бы к постоянному задымлению. Более ранние подземные комплексы и помещения дорабатывались и расширялись более поздними жителями. А жилые постройки, общественные, оборонительные сооружения возникали уже над ними на уровне поверхности. Но именно пещерные комплексы наилучшим образом сохранились до наших дней, в отличие от надземных построек, да и интерес к ним наибольший. Поэтому так и продолжают называться подобные объекты в наши дни – «пещерные города».

Как добраться до Мангуп-Кале

  • На личном транспорте нужно ехать к селу Ходжа-Сала (Бахчисарайский район). Если ехать со стороны Симферополя, то оно будет после Бахчисарая, между селами Залесное и Терновка. А со стороны Севастополя и Балаклавы — после села Терновка, не доезжая Залесного. После поворота с трассы следовать мимо озера по главной улице Челеби (в честь турецкого путешественника Эвлия Челеби, посещавшего Крым и Мангуп-Кале в 1666-1667 годах) до кассы историко-археологического заповедника Мангуп-Кале. Рядом можно припарковаться, а дальше пешком по главной улице 40 метров и поворот направо. Начинается экскурсионная тропа по оврагу Табана-Дере.
  • На общественном транспорте все сложнее. Прямых рейсов в Ходжа-Сала нет. Это небольшое село. Из Симферополя от Автостанции-3 «Западная» ходит автобус в село Хмельницкое и в село Родное. Оба маршрута проходят через село Залесное. Выйти надо на остановке между селом Залесное и селом Терновка рядом с озером (попросить надо заранее, т.к. это будет остановка по требованию). А дальше поворот к селу Ходжа-Сала мимо озера по главной улице Челеби (так же как и описано выше в случае личного транспорта). Оба маршрута проходят через Бахчисарай , так что можно на эти автобусы сесть и в нем. Это в том случае, если добрались до Бахчисарая.
    1. Из Севастополя от Автостанции «5-ый километр» идет автобус №40 до села Терновка. От Терновки пешком по дороге до села Ходжа-Сала, расстояние 6 км, идти чуть больше часа.
    2. Из Балаклавы от Автостанции «Площадь 1-го Мая» так же до Терновки идет автобус №129 и потом опять пешком.

    Сложность самостоятельного посещения Мангуп-Кале на общественном транспорте в том, что автобусы ходят не так часто, до конечных пунктов, откуда бы вы не поехали, приходят не рано утром, а обратно идут не поздно. Например, с Симферополя автобус выходит в 10:10, 11:30 с утра и 16:10, 17:25 вечером, и в Залесном будут в 11:35, 12:50 и 17:30, 18:35 соответственно. А обратно остановку «Залесное» эти автобусы будут проходить в 7:25, 8:30, 14:25 и 15:30. На осмотр за один день просто не хватит времени. Получается, надо будет ночевать или в палатке, или в гостинице в селе Ходжа-Сала. А тут надо будет считать, что дешевле: или нанимать такси, или ночевать в гостинице, или проще взять экскурсию с трансфером до Мангуп-Кале и обратно.

  • В составе экскурсионной группы с трансфером. Учитывая удаленность Мангуп-Кале, если нет своего транспорта и не предполагается поход с палаткой и ночевкой, то это становится оптимальным вариантом.

Кроме всего вышеперечисленного рядом Мангуп-Кале проходят несколько туристических маршрутов для пешеходного туризма с палаткой. Маршрут №18 со стороны южной стены. Красная нитка маршрута WR1 (маршруты №14, №15, №16) через балку Джан-Дере и с поворотом на овраг Тешкли-Бурун-Дере (с севера Мангуп-Кале). Только официально вставать с палаткой на самом плато Мангупе-Кале запрещается.

Мы приехали на Мангуп-Кале на машине после ночевки в кемпинге на . Немного, конечно, поплутали в селе Ходжа-Сала в поисках парковки и в итоге встали недалеко от кассы. Касса историко-археологического заповедника Мангуп-Кале в этот день – 25 сентября 2016 года – была закрыта. Возможно, уже не сезон, и они не работают. Что же, нам даже лучше — проход бесплатный! Ну а если вы хотели бы послушать экскурсовода (а если вы ничего не знаете о Мангупе, то может и стоит, об этом чуть позже), то лучше узнать заранее режим работы.

Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник (а Мангуп-Кале в него входит) имеет официальный сайт , где вы можете посмотреть информацию по посещению Мангуп-Кале, а также других пещерных городов, Ханского дворца и еще некоторых объектов. На сайте написано, что пещерные города в осенне-весенние периоды в сложных погодных условиях прекращают функционирование, а также в других непредвиденных ситуациях, препятствующих использованию данных памятников как экскурсионных объектов.

Похоже, что это не значит, что в таком случае пещерные города нельзя будет посетить самостоятельно, но официальные кассы, а значит и экскурсоводы, работать не будут. Какой-то похожий случай был, видимо, и в наше посещение. И, кстати, вполне уместным выглядит предупреждение на этом сайте, что «Посещение объекта без головных уборов, спортивной обуви и запасов питьевой воды не менее 1,5 литра на человека - ЗАПРЕЩЕНО!!!». Это очень даже обоснованный и очень полезный совет. Ведь площадь Мангуп-Кале 90 гектар и довольно много открытых участков, где в солнечную погоду и жаркий день можно получить солнечный удар. Ну а на счет воды – это просто универсальный совет почти под все случаи жизни.

И еще одна такая ремарка. Мангуп-Кале, как и другие пещерные города, очень исторически насыщенное место. И посещать его намного, просто в разы, интереснее, если знаешь его историю. Намного интереснее подойти к «какой-то штуке» и хотя бы отдаленно догадываться, какое значение она могла иметь или к какой эпохе относится. И осторожно дотрагиваясь до нее, вы ощущаете, как история оживает для вас, а может даже и меняет, заставляет задуматься о текущей жизни, истории, в которой участвуем мы. Можно конечно посетить такое место и экспромтом, в том случае, если вы оказались там, не планируя заранее. Ничего страшного, просто потом точно возникнет желание узнать все же, что там было, и вернуться снова.

Мне понравились слова Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола (русский писатель и дипломат), которые я прочитал в статье Герцена А.Г. (ученый-археолог): «Что же такое Мангуп? — Отчаяние мое. Выезжать же из него скорее, ибо ничего нет досаднее, как неудовлетворенное любопытство». Это я к тому, что если нет времени на изучение, может, есть смысл послушать экскурсовода. Хотя, в принципе, информационных стендов на Мангупе много, но если ничего о нем не слышать заранее, то очень сложно информацию с подобных стендов за один день собрать в какую-то общую картину.

К сожалению, мы лишь частично успели подготовиться к посещению Мангуп-Кале. Поэтому часть объектов была пропущена, не смотря на то, что на Мангупе мы гуляли около 4 часов.

Самостоятельная экскурсия на Мангуп-Кале

Свой путь мы начали, поднимаясь по оврагу Табана-Дере. В начале тропы нас встречает «выставка» информационно-предупреждающих табличек. В 1975 году был создан комплексный памятник природы общегосударственного значения Мангуп-Кале (на основе памятника природы местного значения, основанного в 1964 году), вот, по-моему, с тех пор и стоят первые знаки. Через какое-то время новые знаки ставили, а старые не убирали вплоть до настоящего времени. Что же, интересный подход, в этом тоже есть своя история.

Поднимаясь по тропе через овраг Табана-Дере, сложно не вспомнить предупреждение на официальном сайте о спортивной (или удобной туристической) обуви. Набор высоты по вертикали составляет 300 м, с 200 м в селе и до 500 м над уровнем моря на плато. Протяженность подъема от села 1,5 километра.

Мангуп-Кале, находящийся на горе-плато Баба-Даг, имеет 4 протяженных мыса-выступа на север, а южная сторона круто обрывается. Такое строение получилось, потому что породы, слагающие гору, залегают моноклинально, то есть под углом в одну сторону (в северную под 10-11 градусов). Мысы называются Чамны-Бурун («Мыс с соснами»), Чуфут-Чеарган-Бурун(«Мыс вызова иудеев»), Элли-Бурун («Греческий мыс» или «Ветренный мыс»), Тешкли-Бурун («Мыс с дыркой»). Мысы образуют овраги: Табан-Дере («Кожевенный овраг»), Гамам-Дере («Банный овраг»), Капу-Дере («Воротный овраг») — тут были ворота главного входа в город-крепость.

Укрепления главной линии обороны

Первый объект, который нам встречается на тропе – это «Укрепление А.XI» 1503 года фортификационная стена, являющаяся составной частью главной линией обороны. XI – это порядковый номер укрепления, введенный учеными историками-археологами, а буква «А» означает, что оно относится к главной, а не второй линии обороны (буква «В» стендах). Дата создания стены взята из таблички в стене, где написано о сооружении стены в дни наместника Цулы в 1503 году. Эту табличку мы успешно пропустили, так как на момент посещения просто о ней не знали. Чуть ниже этой стены была значительно более древняя оборонительная стена, материал с которой частично пошел уже на эту «новую» стену, реконструированную после захвата турками Мангупа-Кале в 1475 году.

С южной стороны гора обрывается довольно резко.

И так же резко обрываются мысы (на фото ниже мыс Элли-Бурун):

Штурмовать их было затруднительно и даже бессмысленно, ведь пока ты лезешь вверх, на голову могут чего-то нехорошее накидать, пустить стрелу или вылить что-то неприятно горячее, поэтому был смысл защищать (а значит и строить стены) только овраги и пологие места на мысах и юге.

Караимский некрополь

После стены главной линии обороны мы проходим через Караимский некрополь XV-XVIII веков.







Некрополь (город мертвых) это, по сути, большие кладбища на окраинах средневековых городов. То тут, то там по оврагу Табан-дере разбросаны каменные надгробия караимов. Стоят уже они не на своих местах, надгробия перемещаются под воздействием оползней. Встречаются 3 типа надгробий: в форме призмы, плиты и рогатые (однорогие и двурогие). Надписи на надгробиях нанесены на древнееврейском языке. Караимы были одним из народов, населявших Мангуп. Несмотря на то, что княжество Феодоро было православным, Мангуп был многонациональным городом: потомки готов, аланов, черкесов, византийские переселенцы, караимы.

Караимы – это представители народов, исповедующих караимизм – течение внутри иудаизма, которое следует принципу буквального истолкования Библии и отрицает Устный закон и Талмуд. «Караимы» буквально переводится как «читающие». Появление караимов в Крыму рассматриваются двумя теориями: Хазарской (тюркской) и Семитической (еврейской). Сказать точно, что Крымские караимы – это потомки евреев или это тюркский кочевой народ, принявший одну из форм иудаизма, однозначно сложно.

Название мыса Чуфут-Чеарган-Бурун (Мыс вызова иудеев) так же связан с караимами. «Мыс вызова иудеев» трактуют по-разному. Некоторые связывают название с тем, что караимы, занимавшиеся ремеслом выделки кожи, с этого мыса вызывали из села на работу жителей. Вторая версия, как мне кажется, более вероятная. В. X. Кондораки связывал это название с оборонительным комплексом в западном обрыве мыса. В месте, где стена примыкала к скале, есть несколько пещер, из которых якобы караимская стража опрашивала въезжающих в город, отсюда «Мыс вызова иудеев».
Название оврага «Табан-Дере», означающее «Кожевенный овраг», также связан с караимами и их кожевенным ремеслом. Чуть выше по тропе есть источник, названный Мужским, рядом с которым располагается расколотая каменная ванна для замачивания кожи. И также караимы были последними людьми, покинувшими город Мангуп-Кале в 1794 году.

Подходим к части (башне) второй линии обороны, которая была границей поселения. Стены второй линии обороны периодически встречаются на плато, пересекая его с юго-запада на северо-восток до оврага Гамам-Дере.



Базилика VI-XV

Доходим до базилики VI-XV веков — самого большого средневекового храма горного Крыма. Базилика была первоначально построена еще в средние века во времена императора Юстиниана I (527-565г.г.) до возникновения княжества Феодоро.





Храм был трехнефовый, нефы отделены двумя рядами колонн. Центральный неф завершается большой апсидой (алтарная часть), а южный неф — малой. Внутри базилики и вокруг нее располагается кладбище, около 400 погребений.

Дворец Князей Феодоро

Недалеко от базилики находится дворец князей Феодоро. Построен во время правления князя Алексея в 1425 году. Здание было двухэтажным, и вместе с базиликой образовывали центр города. К нему примыкали торговые и ремесленные кварталы. Именно во времена правления Алексея борьба между Генуэзцами и Феодоритами достигла своей кульминации (Генуэзцы занимали прибрежную линию Крыма). Княжество Феодоро имело достаточно весомое значение в то время в Крыму.

О Мангупе знали во многих землях. Знали и в Москве. И хотели укрепить связи с княжеством. Иван III хотел женить своего младшего сына на младшей дочери Исаака (Исаак младший сын князя Алексея). Но не успел: в тот год княжество пало под осадой турков. После падения главной линии обороны, в овраге Гамам-Дере, следующим очагом сопротивления был именно Дворец, который в бою был полностью разрушен. Сейчас от него остались только общие очертания и фундамент.



Идем дальше по экскурсионной тропе, направо тропинка идет к ущелью Мышеловка в Южной стене. Под стеной располагается Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь XV века. В настоящее время восстановлен и действует. Мы к нему не пошли, так как спуск довольно крутой, а потом пришлось бы еще и подниматься, а времени до заката оставалось все меньше.

Церковь Святого Константина

Дошли до однонефовой церкви Святого Константина XV-XVII. От нее остались две неполных стены.

Рядом с ней, а также дальше на плато, встречаются тарапаны. Это выдолбленные в известняке винодавильни.



Комплекс скальных сооружений на южном обрыве

Направляемся к вершине горы Баба-Даг. О том, что это высшая точка, подсказывает триангуляционный пункт (подробнее о триангуляционных пунктах в статье про гору Демерджи).

Рядом с ним еще один тарапан, значительно лучше сохранившийся, возможно, более свежий, с четкими отверстиями для установки деревянных конструкций пресса.







Недалеко от тарапана встречается первое подземное помещение, похоже, складского-хозяйственного назначения. На потолке квадратные выемки под столбы, на полу четко видны вытесанные пазы под какую-то станину, рядом круглое отверстие в полу, а к нему ведет что-то типа канавки для сбора жидкости, похожее отверстие в потолке. А на поверхности отверстие это углублено в воронку. Может быть, этот комплекс также использовался в виноделии. Тарапаны использовались и после падения княжества Феодоро, когда Мангуп стал турецким.







В этот же комплекс скальных сооружений на южном обрыве входит и малая базилика IX-X веков. А, вернее, оставшийся от нее фундамент. Малая базилика была трехнефовая, нефы разделены колоннами. Рядом с ней вырубленные могилы.



Идем дальше, доходим до монастырского пещерного комплекса.











Следующий комплекс называется «Площадка со склепами» и тоже является монастырским комплексом. Под ней, ниже в стене, находится несколько отверстий-склепов, их видно снизу.





Цитадель

Ну вот мы и подошли к последнему рубежу княжество Феодоро перед османскими войнами. Цитадель постройки XIV-XV века.

Последняя линия обороны состоит из двух куртин (стен) 53 и 30 метров. Между ними возвышается трехэтажная башня-донжон. Кроме боевого значения цитадель была княжеской укрепленной резиденцией. Дверные и оконные проемы, обращенные в сторону мыса, украшены орнаментом.





Толщина оборонительных стен цитадели достигала 2,8 м. Слева от цитадели располагались главные ворота.





После захвата Мангуп-Кале турки восстановили цитадель как защитное сооружение, но уже с учетом новой эпохи военного дела. Так же были реконструированы и многие другие защитные сооружения. К тому состоянию, которое мы сейчас видим, объекты пришли в результате грубой выборки камня, вплоть до начала XX века. Только к концу XX века объекты начали реконструироваться.

Мыс Тешкли-Бурун

Пройдя через главные ворота цитадели, мы попадаем на мыс Тешкли-Бурун. Именно с него начинается история Мангупа. Искусственные пещерные сооружения тут появились еще задолго до княжества Феодоро. Сама природа определила начало застройки тут. С него был отличный обзор на главные дороги и неприступные природные стены. Водоснабжение производилось через колодец глубиной 23,6 м, пробитый до водоносной трещины. Сейчас этот колодец закрыт металлической решеткой.

Если пойти чуть левее от цитадели после главного входа, то попадем в так называемую акустическую пещеру. Название, конечно, современное. Рядом еще несколько помещений, скорее всего все они несли оборонительно-дозорные функции. Спускаться туда советую аккуратно. В принципе почти везде на Мангуп-Кале надо смотреть под ноги и быть осторожным. Сооружения максимально оставлены так, как они есть после раскопок, чтобы их было интересно осматривать. И это очень хорошо: погружение в историческое время полное. Но соответственно никаких ограждений, поэтому еще раз — осторожность.


Акустическая комната расписана современными любителями эзотерики и индуисткой культуры. Мы тоже встретили там группу, распевающую мантры.







А еще отсюда отличный вид на балку Джан-Дере, плато Чардаклык и мыс Элли-Бурун.

Плотность пещерных комплексов достигает пика своей плотности на окончании мыса Тешкли-Бурун. Исследуя их, можно переходить из одного в другой. Условно их можно разделить на комплексы Барабан-Коба, Гарнизонная церковь и монастырь на оконечности Тешкли-Бурун. Скорее всего, все помещения были двойного назначения: кроме религиозного, еще и дозорно-оборонительное.

Панорама на овраг Тешкли-Бурун-Дере, гору Азыз-Баир, балку Джан-Дере.

Спускаемся в монастырь на оконечности Тешкли-Бурун. Рядом со входом в помещение выдолблена гробница, сверху когда-то была плита.

На дальней стенке видны характерные перекрёстные следы от горной выработки проходческими инструментами (кирки, зубило, молот). То, что расстояние между ними довольно большое, говорит о том, что выработка была сравнительно не тяжела.

Переходим в соседнее помещение, куда раньше лестница вела также и с плато. Сейчас она разрушена. На другой лестнице видна выработка для дверной коробки.

Этот комплекс помещений так же первоначально религиозного значения. На полу видна выработка для маленькой часовни. Четко видна алтарная часть. На стене видна выемка под икону.









В соседнем помещении интересное отверстие в полу

В последствие, когда помещения перестали нести религиозное значение (возможно, уже во времена Феодоро, так как уже были наземные постройки), все выемки в полу стали использоваться как водосборные. Об этом говорят борозды, сделанные к выработке часовни. Проходим в помещение, находящееся над Барабан-Коба. Отсюда видно село Ходжа-Сала и главные дороги к Мангуп-Кале. Над этим помещением когда-то находилась дозорная башня.





Спускаемся в нижний комплекс Барабан-Коба.



Нижнее помещение размером 6 на 5 метров с вырубленной колонной квадратного сечения посередине. Комплекс так назван из-за характерного звука, издаваемого колонной, если по ней сильно постучать. В помещении 5 камер со следами дверных коробок. Возможно, это были темницы. Шестое помещение побольше и с двумя дверьми, внешняя стенка его обрушилась.







На этом наша прогулка по Мангуп-Кале заканчивается, солнце уже близится к горизонту, мы понимаем, что пора спешить на выход, чтобы выйти до темноты. Возвращение по стандартному экскурсионному маршруту проходит через овраг Гамам-Дере, откуда, кстати, турки и прорвали оборону Феодоро. Но у нас времени было уже мало и мы решили не плутать и вернуться тем путем, каким пришли — через овраг Табан-Дере. Прогулка по Мангупу заняла 4 часа. Рассчитывайте свои силы и время и обязательно отправляйтесь в это чудесное место.



При написании статьи использовались материалы ученых-историков-археологов: А.Г.Герцена, Ю.М. Могарычева, Н.И. Барминой, Е.В. Веймарна, В. X. Кондораки. За что им большое спасибо и многим другим историкам, проводившим раскопки, экспедиции, исследования, реконструкции, без них мы бы никогда не узнали даже ту часть информации, что сейчас доступна. А еще «копать и копать».

СИМФЕРОПОЛЬ, 10 июл - РИА Новости (Крым). История княжества Феодоро, или как его еще называют историки Мангупским княжеством, изучена достаточно хорошо. Раскопки на горе Баба-Даг, что в переводе означает Отец-гора, начались в первой половине XX века и продолжаются до сих пор, открывая историкам все новые и новые тайны этого последнего оплота Византийской империи. О дипломатических взаимоотношениях и жизни феодоритов в средние века — в материале корреспондента .

Феодоро не от Феодоры

Средневековое христианское княжество, сформировавшееся из бывших византийских, а затем трапезундских владений, было создано на юго-западе Крымa со столицей в городе Мангупе, официально существовавшее в XIV—XV веках, а фактически с 1140, когда сюда из Трапезунда был прислан византийский топарх (наместник — ред.) по имени Феодор Гаврас, по 1475 годы. Свое название княжество получило благодаря ему. Расцвет княжества пришелся на 1420-е годы, когда оно получило международное признание и успешно противостояло генуэзцам. В эпоху своего расцвета Феодоро имело довольно широкие международные связи.

Согласно описи, в княжестве насчитывалось 30 000 домохозяйств. Население княжества состояло в основном из греков, крымских готов и алан, исповедовавших православие и подвергшихся разной степени эллинизации. Гаврасы, ставшие во главе территории будущего княжества после 1223 года, имели армяно-трапезундское происхождение. Проживали также и караимы. После захвата княжества Османской империей большая часть его почти 200-тысячного населения подверглась разной степени исламизации и тюркизации, часть уехала на Кавказ.

Княжество занимало западную часть горного Крыма и полосу южного берега от Ямболи (Балаклавы) до Алустона (Алушты). Буфером между Феодоро и татарскими землями служило Кырк-Орское княжество аланов, располагавшееся к северу от реки Кача, но после 1346 года оно подверглось исламизации и было тюркизовано. Феодоро, как и все прочие осколки Византии, вело преимущественно оборонительную политику, теряло территории и постепенно сжималось в размерах.

"Создано для того, чтобы быть крепостью"

Мангуп представляет собой известняковое изолированное плато. Его максимальная высота над уровнем моря составляет около 600 метров. С трех сторон оно ограничено вертикальными обрывами, достигающими на западной стороне высоты в 70 метров. Северный склон прорезан тремя глубокими ущельями, разделяющими отрогами, или мысами, и делающими Мангуп похожим на четырехпалую кисть руки.

Западный мыс называется Чамлы-бурун, или сосновый мыс, северо-западный — Чуфут-бурун, или иудейский, северо-восточный — Гелли-бурун, или эллинский и восточный — Тешкли-бурун, что можно перевести как мыс с дырой.

В верховьях балок есть мощные источники воды. Общая площадь плато — около одного квадратного километра. По словам турецкого путешественника XVII века Эвлии Челеби, Мангупское плато было создано Аллахом для того, чтобы ему быть крепостью, и не только благодаря его естественной труднодоступности, но и из-за наличия естественных источников воды. Наиболее ранние артефакты, найденные на плато, относятся к эпохе энеолита — ранней бронзы, однако, заметный приток людей сюда отмечается со второй половины III в, что совпадает с появлением на полуострове германских племен и, вероятно, союзных с ними алан. Видимо, с этого времени, как отмечает исследователь Мангупа Александр Герцен, начинает формироваться неукрепленное поселение. До сих пор каких-либо остатков оборонительных сооружений этого периода не обнаружено. Находки представлены позднеантичной керамикой: в основном амфорами и краснолаковыми сосудами. Встречаются также бронзовые позднеримские монеты. Археологи установили, что в период заселения плато человеком большая часть его скальной поверхности не была покрыта почвой. Лишь по мере развития поселения началось накопление культурного слоя на обжитых местах. Следует отметить, что даже в период расцвета поселения обжитая территория не превышала трети общей площади. Незастроенное пространство предназначалось для укрытия здесь окрестного населения с его имуществом и скотом в случае военной опасности.

От Трапезунда и графа Дракулы до Ивана III

Декан исторического факультета Таврической академии Крымского федерального университета Александр Герцен, который участвует и возглавляет археологические экспедиции на Мангуп на протяжении сорока лет, говорит, что международные связи княжества основывались на династических браках.

"По существовавшей традиции тех времен, наиболее прочные связи между государствами устанавливались через заключение династических браков. В частности, это Трапезундская империя - греческое государство, которое располагалось в юго-восточной части Причерноморья. Столицей империи до 1461 года, когда он был захвачен османами, был нынешний турецкий Трабзон. Мангупская княжна Мария Готская была замужем за царевичем Давидом, который впоследствии стал императором Трапезунда", — рассказал Герцен корреспонденту РИА Новости (Крым).

В 1472 году, отмечает историк, еще одна мангупская княжна Мария Палеологиня, племянница Марии Готской, стала женой правителя Молдавии Стефана III Великого, который прославился своей успешной борьбой с османской экспансией.

Интересно, что в борьбе за престол молдавского господаря Стефан Великий опирался на правителя Валахии князя Влада III Басараба, более известного как Влад Дракула, послужившего прототипом как известного романа Брэма Стокера, так и голливудских постановок о вампирах.

И самым известным, правда, неосуществленным проектом Мангупских князей, была попытка династического союза с Великим княжеством Московским с сыном Ивана III - Иваном Молодым. Но этому помешало вторжение османов в Крым и падение Мангупа в декабре 1475 года.

Кстати, Великий Московский князь Иван III был женат на племяннице императора Византии Софье Палеолог.

Но было ли княжество Феодоро со столицей в Мангупе независимым? Историки в этом сомневаются.

"Очень прочные отношения были с Византийской империей последних десятилетий ее существования. Причем, есть указания в различных источниках о том, что княжество было скорее в вассальной зависимости от Византии, имея также и союзнические отношения с Золотой Ордой. Когда Орда начала распадаться и из ее состава выделилось, в том числе, и Крымское ханство, то с его основателем, ханом Хаджи Гиреем и преемником Менгли Гиреем установились прочные взаимоотношения, в которых княжество выступало в положении подчиненного. Это хорошо видно по тому, что в Феодоро не чеканили своей монеты", — отмечает Герцен.

Двуглавый орел Византии в Крыму

Гербом Мангупских князей был двуглавый орел, который был государственным символом и фамильным гербом византийской династии Палеологов. Такие же двуглавые орлы можно увидеть на всех парадных надписях княжества Феодоро и, прежде всего, во времена своего рассвета при князе Алексее, когда оно выходит на международную политическую арену.

Это также, по мнению историка Александра Герцена, является свидетельством прочных и устойчивых отношений между Мангупской династией и Палеологами.

В дальнейшем изображение двуглавого орла в качестве государственного символа стало использоваться Московским княжеством и Российской империей. И это не случайно. После падения Византийской империи именно Москву именовали Третьим Римом и оплотом православия.

С 1993 года двуглавый золотой орел на красном фоне является официальным гербом Российской Федерации.

С генуэзцами воевали, с татарами дружили

Отношения с генуэзскими колониями в Крыму у феодоритов были очень напряженными, поскольку они были конкурентами в торговой сфере. Генуэзцы считали себя монополистами на торговлю в Причерноморье, получив это право от Византийской империи еще в 1261 году. Мангупские князья пытались прорваться на черноморский рынок и это им удалось к 1427 году. Они основали крепость-порт Каламита, нынешний Инкерман под Севастополем. Феодориты также захватили при поддержке крымских татар, правда, всего лишь на один год и действующую генуэзскую крепость Чембало (Балаклава — ред.).

Взаимоотношения между княжеством Феодоро и генуэзскими колониями носили характер то обостряющегося, то вялотекущего конфликта. Но в канун османского нашествия они были вынуждены объединиться. По крайней мере, известно, что некоторые генуэзцы смогли прорваться из осажденной крепости Солдайя (Судак — ред.) в Мангуп и приняли участие в его обороне.

Торговали и рабами

За счет чего жили феодориты? Историки говорят, что в те времена Крымский полуостров являлся важным торговым путем между странами Востока, прежде всего Китаем и Западной Европой. Импортировали из Крыма китайскую керамику высокого качества, венецианское стекло. Основой экспорта была продукция сельского хозяйства - пшеница, ячмень, виноград и вино. В частности, на Мангупе к сегодняшнему дню найдено девять винодавилен. Широко развито было кузнечное ремесло, кожевенное и гончарное производство. В частности, в окрестностях Мангупа был найден гончарный цех, который столетиями производил кровельную черепицу.

Занимались и торговлей рабами. И в этом они также являлись конкурентами генуэзцам. Невольники захватывались в основном на Северном Кавказе и княжестве Литовском.

Князья любили устрицы

Если говорить о гастрономических предпочтениях правителей Мангупа, то . В минувшем году археологическая экспедиция Александра Герцена обнаружила более чем 20-сантиметровый слой из обломков раковин черноморских устриц.

По словам ученого, это может свидетельствовать о том, что князья Феодоро были гурманами. Потому что, судя по раскопкам, устрицы были одним из главных доминирующих блюд этой династии. Причем такое изобилие раковин моллюсков было найдено в культурном слое непосредственно у княжеского дворца. Устрицы, которых в те времена было в изобилии, скорее всего, доставлялись в столицу княжества из нынешней Балаклавы.

"Брестская крепость в Крыму"

В 1475 году, после ожесточенной пятимесячной осады почти 70-тысячным турецким войском под командованием Гедик Ахмед-паши, Мангуп пал. Княжество Феодоро прекратило свое существование и вошло в состав Османской империи. Семья князя Александра за исключением малолетнего сына была вырезана.

Уставшие и разозленные долгой осадой турки, потеряв почти семь тысяч янычар, устроили резню защитников крепости, что подтверждается и археологами. На плато Мангупа при раскопках базилики были обнаружены гробницы, на последнем этапе существования храма буквально забитые скелетами - до семнадцати в одной из них, причем многие черепа имели следы ударов тяжелым тупым орудием. У многих скелетов были отрублены верхние или нижние конечности. Захоронения обнаруживались в самых неожиданных местах. В качестве могил использовались выемки винодавилен, а иногда тела просто на ровном месте присыпали землей и камнями.

Жестокость, проявленная османами при взятии Мангупа, обратилась и против самого Ахдеда-Паши. Спустя семь лет он был казнен султаном Баязидом II, недовольным подавлением восстания во время междоусобицы в борьбе за трон правителя Османской империи.

После завоевания из бывших земель княжества был образован Мангупский кадылык, который входил в состав эялета (провинции) с центром в Кефе (Феодосии — ред.). Пали также все города-колонии на полуострове, а Крымское ханство вошло в состав Османской империи.

После заключения Кучук-Кайнарджийского договора в 1774 году, который подвел итог российским победам над османской армией на Дунае и вывел Крымское ханство из вассальной зависимости от Стамбула, турки покинули крепость, а в 1792 году отсюда ушли ее последние обитатели, караимы.

Мангуп - штаб Манштейна

Последний раз Мангуп воевал в июне 1942 г. Тогда на плато, среди руин крепости, находился наблюдательный пункт командующего 11-й армией вермахта Эриха фон Манштейна, который в своих мемуарах с большой точностью передал наблюдаемую отсюда картину: "Перед нами открылось незабываемое зрелище. Это был единственный в своем роде случай в современной войне, когда командующий армией видел перед собой все поле сражения".

Остатки немецких блиндажей сохранились в юго-западной части плато.

Княжество Феодоро: история государственности,
границы, этнический состав

Подведём итоги. Христианское княжество Феодоро существовало с начала XIII века по 1475 год. Оно образовалось на юге и юго-западе полуострова в результате временного падения власти в Константинополе, которое произошло в 1204 году.

Это средневековое государство Крыма соседствовало с монголо-татарами и генуэзцами. Позже - с Крымским ханством. Не исключено, что до второй половины XIV века севернее Феодоро располагалось княжество Кырк-Ор .

В результате противостояний с генуэзцами княжество потеряло часть южных земель, известных, как Капитанство Готия. На этом войны не прекратились. После набега монголо-татар в первой половине XV века государство поднимается из руин. Его жители сумели завладеть Чембало , Алуштой, Партенитом, Херсоном и крепостью Горзувиты, построили порт Авлиту и крепость Фуну. На просторах Феодоро проживали люди разных национальностей. Они были умелыми ремесленниками и земледельцами. Княжество Феодоро было единственным образованием Крыма, которое попыталось дать отпор турецким завоевателям, но так и не смогло выстоять.