Династические браки в период 10 11 века. Титульная страница журнала времена

Мир и покой в государстве можно обеспечить разными способами. Можно воевать, заключать договоры, находить союзников. Но есть самый простой и верный способ достижения этой цели, самая беспроигрышная тактика – династический брак. Ярослав Владимирович, Великий князь Киевский, как никто, понимал это.

Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах – Византии, Польши, Германии.

Старший сын, Владимир, был князем в Новгороде и был женат на северной принцессе, которую некоторые летописцы считали дочерью английского короля Гаральда. Но Н.М. Карамзин в “Истории Государства Российского” пишет: “Ссылаясь на летописцев норвежских, Торфей называет Владимира, старшего Ярославова сына, супругом Гиды, дочери английского короля Гаральда, побежденного Вильгельмом Завоевателем. Саксон Грамматик, древнейший историк датский, также повествует, что дети несчастного Гаральда, убитого в Гастингском сражении, искали убежища при дворе Свенона II, короля датского, и что Свенон выдал потом дочь Гаральдову за российского князя, именем Владимира; но сей князь не мог быть Ярославич. Гаральд убит в 1066 году, а Владимир, сын Ярославов, скончался в 1052, построив в Новегороде церковь Святой Софии, которая еще не разрушена временем и где погребено его тело”.

Женой следующего сына Ярослава Мудрого Изяслава (в крещении Дмитрия) была польская принцесса Гертруда, в православии – Елизавета. Гертруда вышла замуж за Изяслава в 1043 году, в 1050 г. родила сына Ярополка, а в 1073 г. была вынуждена бежать вместе с ними на родину, так как братья мужа Святослав и Всеволод изгнали его с великого княжения. Из Польши княжеская семья отправилась в Саксонию, где Елизавета вернулась в “латинскую веру”. По совету матери Ярополк обратился к папе Григорию VII с просьбой о поддержке. В 1077 г. Изяслав Ярославич овладел Киевом и воскняжил там. Великая княгиня Елизавета с сыном вернулись на Русь и перекрестились в православие. Последующие 20 лет Елизавета провела в уделе сына – Владимире-Волыни, где проявила себя в делах государственного управления, имея атрибут государственной власти – личные печати (хранятся в Отделе археологии Института общественных наук АН Украины во Львове). Елизавета обладала знаменитой Трирской псалтырью (“Кодекс Гертруды") с миниатюрами, выполненными по её заказу и изображающими её и сына Ярополка. Псалтырь была подарена Елизаветой своей дочери Сбыславе, выданной в 1102 г. замуж за польского князя, и впоследствии передавалась по женской линии рода.

Святослав (в крещении Николай) Ярославич был князем Черниговским, а одно время и Киевским. Первым браком он женился на некоей Килликии (Цецилии?), поисхождение которой неизвестно. Вторым браком князь женился на Оде, немецкой графине, которая была внучатой племянницей римского Папы Льва IX и императора Священной Римской империи Генриха III. Ода была потомком многих знатных европейских династий и исторических деятелей, в том числе Карла Великого, английского короля Альфреда и Генриха Птицелова.

Четвёртый, самый любимый сын великого князя Ярослава Мудрого Всеволод (в крещении Андрей) был князем Переяславским, потом и Киевским. Первым браком он был женат на Анне (Марии?, Ирине?), дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Свадьба была отпразднована в 1046 году в честь и для скрепления семейными узами мирного договора между Русью и Византией. В 1053 году у молодой четы родился сын, которого назвали в честь деда Владимиром, а в христианстве дали ему, как и деду, имя Василий. Это был будущий великий киевский князь Владимир Мономах. В 1067 году Анна скончалась. Второй супругой Всеволода Ярославича стала половецкая княжна Анна.

Любопытно отметить, что русские князья охотно женили на половчанках своих сыновей, но не выдавали дочерей за половецких ханов. Княжны выходили замуж всегда за христиан и никогда за “поганых”. Объясняется это очевидной в то время причиной: если ты женился на половчанке, то она переходила после свадьбы в православную веру. И вера от этого не страдала. Если же девушка княжеского рода уходила в Степь, то она была потеряна для христианской веры, чего допустить было нельзя.

Наконец, младшие сыновья Ярослава: Вячеслав-Меркурий, князь Смоленский, и Игорь-Георгий (или Константин?), князь владимиро-волынский и смоленский женились на немецких принцессах: Вячеслав Яровлавич – на Оде Леопольдовне, графине Штаденской, Игорь Ярославич – на Кунигунде, графине Орламиндской, дочери саксонского маркграфа Оттена.

Ярослав Мудрый породнился чуть ли не со всеми европейскими августейшими домами, поставив своего рода мировой рекорд по количеству семейных династических связей. Все эти браки показывают, как вырос международный авторитет Руси. В дальнейшем Ярославов пример не единожды повторяли его именитые потомки. Женами киевских князей становились красавицы из неприятельского стана - половчанки, а также родовитые гречанки, чехини, польские княжны. Владимир II Мономах, приходившийся внуком Ярославу Мудрому и византийскому правителю Константину Мономаху, сам был женат на Гите, дочери английского короля Гарольда; Владимирову сестру Евпраксию взял замуж германский император Генрих IV.

Получил не при жизни, а только в 60-е годы XIX века. При жизни его называли Хромцом. Как показывают исследования, у него была перерублена нога, следовательно, он хромал. В ту пору подобный недостаток считался признаком мудрости, ума, провидения, поэтому слово «хромец» в качестве прозвища можно было рассматривать как близкое по значению к слову «мудрый». Так и стали называть Ярослава - Мудрым. Деяния этого князя красноречиво говорят сами за себя. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром является подтверждением этим словам.

Объединение Руси

Ярослав не сразу стал правителем Киева, ему пришлось достаточно долго воевать со своими братьями за Киевский престол. После 1019 года Ярослав объединил под своей властью практически все земли древнерусского государства, тем самым способствовал преодолению внутри страны феодальной раздробленности. Во многих областях наместниками стали его сыновья. Так начался расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Русская правда

Важным шагом вперед для внутренней политики Ярослава было составление общего свода законов, который был назван «Русской Правдой». Это документ, который определил общие для всех правила наследственного, уголовного, процессуального и торгового законодательства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром был невозможен без этого документа.

Данные законы способствовали укреплению отношений внутри государства, что в целом способствовало преодолению феодальной раздробленности. Ведь теперь каждый город не жил по своим правилам - закон был общим для всех, а это, безусловно, способствовало развитию торговли и создавало возможность максимально стабилизировать отношения внутри государства.

В законах «Русской Правды» нашло отражение социальное расслоение общества. Например, штрафы за убийство смерда или холопа были в несколько раз меньше, чем выплаты за убийство свободного человека. Штрафы пополняли государственную казну.

Расцвет Киева

Само появление «Русской Правды» было гигантским шагом вперед по пути преодоления феодальной раздробленности, единения разных частей страны. Активно шел расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. История сообщает, что Киев стал поистине центром страны. Развитие ремесел способствовало торговым отношениям. В город стекались купцы, предлагавшие свои товары. Киев богател, и слава о нем разносилась по многим городам и странам.

Ярослава Мудрого

Сказывался и во внешней политике расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. События в этот период были направлены на укрепление границ, развитие отношений с соседними странами, в первую очередь с Западной Европой. Это повлияло на повышение авторитета государства. Отношения с другими странами вышли на более высокий уровень.

Несмотря на то что набирал обороты расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром, исторические события были не только положительными. Русь по-прежнему страдала от набегов кочевников. Но вскоре и эта неприятность была решена. В 1036 году войска Ярослава Мудрого разбили печенегов, которые после этого надолго перестали нападать на Русь. По распоряжению князя на южной границе были построены города-крепости для обороны рубежей.

Династические браки

По разным направлениям шел расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. История сообщает, что ему удалось в 1046 году подписать мирный договор с Византийским государством. Этот документ имел важное значение, поскольку политические и культурные отношения были выгодны для обеих стран. Мирный договор с Византией был подкреплен династическим браком. Всеволод Ярославич женился на дочери Константина Мономаха.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром укреплялся династическими браками детей князя. Безусловно, они способствовали укреплению связей между Киевской Русью и Европой. На немецких принцессах были женаты сыновья Ярослава Мудрого: Святослав, Игорь и Вячеслав. Дочь Елизавета выдана замуж за норвежского принца Гарольда, Анна - за французского короля Генриха I, Анастасия - за венгерского короля Андрея I. Такие династические браки, во-первых, демонстрировали привлекательность Руси для Европы, во-вторых, были полезны и для Киевского государства, так как давали больше возможностей для культурного и экономического развития, способствовали расцвету древнерусского государства.

Распространение христианства при Ярославе Мудром

Князь уделял внимание и образованию. При многих монастырях образовывались школы. Ярослав Мудрый сам выбирал юношей в Киеве и Новгороде для обучения в школах. Создавались своеобразные ремесленные училища.

Все эти мероприятия закрепили за князем славу просветителя. Был невероятным расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Кратко исторические события того времени описаны в этой статье.

К сожалению, после смерти постепенно стала приходить в упадок. Но и те мероприятия, которые успел осуществить Ярослав Мудрый, дали Руси очень многое. Время правления Ярослава Мудрого - расцвет Киевской Руси.

Сведения древнескандинавских источников о матримониальных связях русской княжеской династии со скандинавскими дворами в XI – первой половине XII в. уникальны в том смысле, что ни один из них не упоминается в древнерусских источниках.

Информация о браках 1) Ярослава Мудрого (Ярицлейва саг) и Ингигерд, дочери Олава Шведского (1019 г.),

2) их дочери Елизаветы (Эллисив) и норвежского конунга Харальда Сигурдарсона (ок. 1044 г.), 3) внука Ярослава Мудрого, Владимира Всеволодовича Мономаха, и Гиты, дочери Харальда Английского (ок. 1074-1075 гг.),

4) сына Мономаха, Мстислава (по сагам – Харальда), и Кристин (по Новгородской первой летописи – Крестины), дочери Инги Стейнкельссона, шведского конунга (ок. 1095 г.),

5-6) дочери Мстислава, Маль(м)фрид, и норвежского конунга Сигурда Крестоносца (ок. 1111 г.), а затем – датского конунга Эйрика Эймуна (1133 г.),

7) другой дочери Мстислава, Ингибьёрг (или Энгильборг), и датского конунга Кнута Лаварда (ок. 1117 г.),

8) их сына, Вальдемара Датского, и Софии, дочери минского князя Володаря Глебовича (1154 г.)

содержится в целом ряде исландских королевских саг, а также в "Деяниях архиепископов гамбургской церкви" Адама Бременского и в нескольких средневековых датских источниках ("Деяниях датчан" Саксона Грамматика, Датских Бартолианских анналах).

Вальдамар Старый

Русские князья известны древнескандинавским источникам, начиная с "конунга Вальдамара (Вальдимара) Старого" (1) – Владимира Святославича, великого князя киевского, умершего в 1015 г. Обращает на себя внимание тот факт, что саги, предельно внимательные к генеалогиям, не знают предков "конунга Вальдамара" и величают его "Вальдамаром Старым" (ср.: "Один Старый" – прародитель скандинавских богов).

Сыновья Вальдамара Старого

Ярослав Мудрый

Саги знают трех сыновей Вальдамара – Бурицлава, Вартилава и Ярицлейва. Первые два (не отраженные в приведенной выше схеме) известны по "Пряди об Эймунде".

Конунга Бурицлава исследователи традиционно отождествляют со Святополком Владимировичем (Окаянным), князем туровским, с 1015 по 1019 г. великим князем киевским. Несходство имен объясняется тем, что в борьбе Ярослава со Святополком значительную роль играл польский князь Болеслав I Храбрый (992-1025), его тесть. А.И. Лященко подчеркивает, что "русская летопись при описании этих столкновений имя Болеслава ставит первым", и "в лагере Ярослава говорится прежде всего о борьбе с Болеславом" [Лященко 1926: 1072] (2). Замена поэтому понятна, тем более что имя Бурицлав нередко встречается в древнескандинавской литературе.

Вартилава исследователи традиционно отождествляют с полоцким князем Брячиславом Изяславичем (ум. в 1044 г.), племянником (а не братом, как в "Пряди об Эймунде") Ярослава Мудрого. А.И.Лященко объясняет превращение племянника Ярослава в его брата тем, что "русские князья разных степеней родства называли себя и официально, и в частной беседе братьями" [Лященко 1926: 1086]. Р.Кук небезосновательно полагает, что фигура Вартилава являет собой соединение двух образов – Брячислава, от чьего имени образовано имя "Вартилав" и чья резиденция (Палтескья – Полоцк) упоминается в тексте, и Мстислава Владимировича, князя тмутараканского, который, как и Вартилав в "Пряди", заключил с Ярославом мирный договор, а после смерти оставил свой удел Ярославу .

Ярицлейв (Ярицлав) Вальдамарссон – Ярослав Владимирович Мудрый, князь новгородский в 1010-1016 гг., великий князь киевский в 1016-1018, 1019-1054 гг. – лучше других правителей известен древнескандинавским источникам . По сагам, стол верховного правителя Гардарики (Руси) находится в Хольмгарде (Новгороде). Л.М.Сухотин полагал, что среди иностранных браков "норманские браки – наименее иностранные для русской династии норманского корня", поскольку Ярослава он воспринимал как "норманского по крови государя славянской земли" [Сухотин 1938: 179].

Брак Ярослава Мудрого и Ингигерд

А.И. Транковский. Ярослав Мудрый и

Шведская принцесса Ингигерда

О браке Ярослава Мудрого и Ингигерд, дочери шведского конунга Олава Эйрикссона (правившего с 995 по 1022 год) и, вероятно, вендки Астрид, говорится в значительном числе древнескандинавских источников конца XII – первой трети XIII века [Джаксон 1994: 154-161]: в "Истории о древних норвежских королях" монаха Теодрика , в "Обзоре саг о норвежских конунгах" [Ágrip: 26], в "Легендарной саге об Олаве Святом" , в "Гнилой коже" , в "Красивой коже" , в "Отдельной саге об Олаве Святом" и в "Круге земном" Снорри Стурлусона в "Саге о Кнютлингах" , в исландских анналах , а также в хронике бременского каноника Адама Бременского .

От источника к источнику мотив обрастает подробностями. Если монах Теодрик сообщает лишь, что Ярицлав "женился на Ингигерте, к которой... сам [Олав] сватался, но не смог взять в жены" , не раскрывая причин, по которым брак не состоялся, то автор "Обзора" уже достаточно лаконично формулирует ту версию, которая будет позднее пространно изложена Снорри Стурлусоном: Ингигерд "была раньше обещана" Олаву Харальдссону, но "нарушил ее отец те обещания по причине гнева". Вопреки заключенному ранее договору, Олав Шведский (Шётконунг) выдал Ингигерд "за Ярицлава, конунга Аустрвега" [Ágrip: 26].

Наиболее полно история брака Ярослава и Ингигерд излагается Снорри Стурлусоном. Сватовство Ярослава, согласно саге, было начато летом или осенью 1018 года. Следующей весной приехали в Швецию послы конунга Ярицлейва с целью проверить то обещание, которое конунг Олав дал предыдущим летом: отдать Ингигерд, свою дочь, за конунга Ярицлейва. Конунг Олав повел разговор с Ингигерд и говорит, что таково его желание, чтобы она вышла замуж за конунга Ярицлейва. Она отвечает: "Если я выйду замуж за конунга Ярицлейва, то хочу я в свадебный дар себе Альдейгьюборг (Ладогу) и то ярлство, которое к нему относится". Послы согласились на это от имени своего конунга. Тогда сказала Ингигерд: "Если я поеду на восток в Гардарики, тогда я хочу выбрать в Швеции того человека, который, как мне думается, всего больше подходит для того, чтобы поехать со мной. Я также хочу поставить условием, чтобы он там на востоке имел не ниже титул и ничуть не меньше прав и почета, чем он имеет здесь". На это согласился конунг, а также и послы. Конунг поклялся в этом своей верой, и послы тоже. Ингигерд выбрала себе в провожатые своего родича ярла Рёгнвальда Ульвссона. Поехали они все вместе летом на восток в Гардарики. Тогда вышла Ингигерд замуж за конунга Ярицлейва. Княгиня Ингигерд дала ярлу Рёгнвальду Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему принадлежало; Рёгнвальд был там ярлом долго, и был он известным человеком .

Брак Ярослава и Ингигерд был заключен в 1019 году: эту дату называют исландские анналы ("1019. Конунг Олав Святой женился на Астрид, дочери конунга Олава Шведского, а конунг Ярицлейв в Хольмгарде – на Ингигерд" ) ; она же восстанавливается и по хронологии "Круга земного".

По поводу сватовства Ярослава к шведской принцессе Ингигерд в научной литературе высказывалось предположение, что одной из причин, побудивших его заключить союз с Олавом Шведским, был военный поход по Восточному пути, совершенный ярлом Свейном Хаконарсоном в 1015 году. Ярослав якобы шел на этот брак для предотвращения возможных в дальнейшем агрессивных действий, которые, как и раньше (нападение на Ладогу ярла Эйрика Хаконарсона в 997 году), предпринимались если не самим Олавом, то покровительствуемыми им его друзьями и гостями [Рыдзевская 1945: 56]. Отмечая нестабильную обстановку в южном Приладожье на рубеже X-XI веков, отрицательно сказывавшуюся как на состоянии международной торговли, так и на безопасности Новгорода, исследователи также охарактеризовали брак между Ярославом Мудрым и Ингигерд как попытку устранения нестабильности. Ладожское ярлство в результате превратилось в своеобразную буферную зону между Скандинавией и Русью: став владением шведки Ингигерд, эта область оказалась защищенной от нападений шведов, а, будучи передана ярлу Рёгнвальду, другу Олава Норвежского, – и от нападений норвежцев [Богуславский 1993: 152].

Мне представляется, что причина здесь гораздо глубже. Период с 1018 по середину 1020-х годов в целом отмечен усилением русско-шведских, равно как и русско-датских, связей, вызванным желанием Ярослава создать антипольскую коалицию в процессе борьбы за киевский стол [Назаренко 1984: 13-19; Мельникова 1988: 47]. Именно как следствие этой политики и стоит рассматривать сватовство Ярослава к дочери Олава Шведского и последующую женитьбу на ней.

Передача Ладоги знатному скандинаву в начале XI века не фиксируется никакими другими источниками, кроме "Саги об Олаве Святом" Снорри Стурлусона (во всех ее вариантах) и "Пряди об Эймунде". Тем не менее большинство исследователей признает достоверность присутствия в Ладоге в означенное время скандинавского правителя. Вероятно, причина такого единодушия кроется в том, что "сведения саг о Ладоге сходятся с нашей летописью в том, что в этом городе с примыкающей к нему территорией нет своего князя, в противоположность Новгороду, Полоцку и другим" [Рыдзевская 1945: 59].

В древнерусских источниках сведений о жене Ярослава Владимировича совсем мало. Имя ее мы встречаем в "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона (1040-е годы), где будущий митрополит обращается к покойному князю Владимиру со словами: "Виждь и благоверную сноху твою Ерину (т.е. Ирину. – Т.Д. )" [Цит. по: Молдован 1984: 98]. Ингигерд иногда отождествляют с Анной, поскольку, согласно поздней новгородской традиции, так звалась жена Ярослава и мать Владимира. Но это мнение ошибочно (подробнее см.: [Назаренко 1993б: 193-196]). Подтверждением того факта, что жена Ярослава Ингигерд получила на Руси имя Ирина , служит летописное сообщение 1037 года об основании Ярославом Мудрым монастырей св. Георгия и св. Ирины, ибо, как известно, Георгием назывался в крещении сам Ярослав, а Ириной могла стать в православном крещении скандинавская принцесса [Янин 1988: 138-139].

Единственное, что еще известно об Ингигерд – это дата ее смерти. В "Повести временных лет" под 1050/1051 годом сообщается: "Преставися жена Ярославля княгыни" [ПСРЛ. Т. 1. Л, 1927. Стлб. 155; Т.2. СПб., 1908. Стлб. 143].

Дети Ярослава Мудрого и Ингигерд

Как говорит Снорри, "их сыновьями были Вальдамар, Виссивальд, Хольти Смелый".

Вальдамар Ярицлейвссон и Виссивальд Ярицлейвссон могут быть отождествлены с сыновьями Ярослава Мудрого – Владимиром (1020-1052 гг., князь новгородский 1036 – 4 окт. 1052 г.) и Всеволодом (1030-1093 гг., великий князь киевский в 1077, 1078-1093 гг.). Впрочем, информация о конунге Вальдамаре в сагах противоречива: с одной стороны, он – сын Ярицлейва, т.е. Владимир Ярославич, но с другой стороны, он – отец Харальда/Мстислава, т.е. Владимир Всеволодович Мономах (р. в 1053 г., великий князь киевский в 1113-1125 гг.). В большинстве своем саги считают Владимира Мономаха сыном Ярослава Мудрого.

"Глухое" упоминание в сагах имени Хольти Смелого, сына Ярицлейва, ведет к множественности толкований его у историков: в нем видели и Илью, и Изяслава, и Святослава; Е.А.Рыдзевская утверждала, что Хольти, "судя по некоторым дан­ным, – тот же Всеволод" [Рыдзевская 1940: 67]. Действительно, в редакции S "Саги об Олаве Трюггвасоне" монаха Одда (см.: [Джаксон 1993: 142, 146]) о конунге Вальдамаре (Владимире Святославиче) говорится, что "этот Вальдамар был отцом Ярицлейва, отца Хольти, отца Вальдамара, отца Харальда, отца Ингибьёрг, матери Вальдамара, конунга данов" [Ó. s. Tr. Oddr: 24]. Помимо того, что в этом известии одной из самых ранних саг открывается русское имя Хольти, сына Ярицлейва, ибо им может быть только Всеволод Ярославич, отец Владимира Мономаха, только здесь Вла­димир Ярославич и Владимир Всеволодович Мономах не слились в одно лицо, как во всех прочих сагах.

В приведенной выше схеме контаминированы сведения различных саг, а потому в ней присутствуют и Виссивальд (Всеволод), и Хольти (Всеволод), и Вальдамар, сын Ярицлейва (Владимир Ярославич), и Вальдамар – его внук (Владимир Всеволодович).

Брак Елизавета Ярославны и Харальда Сурового Правителя

Дочь русского князя Ярослава Мудрого Елизавета известна только по исландским сагам, где она носит имя Эллисив (Ellisif ) или Элисабет (Elisabeth ). В целом ряде королевских саг записи начала XIII в. (См.: [Джаксон 2000]), в "Гнилой коже" , "Красивой коже" , "Круге земном" , "Саге о Кнютлингах" , а также (без упоминания имени невесты) в "Деяниях епископов гамбургской церкви" Адама Бременского содержатся сведения о браке Елизаветы и Харальда Сурового Правителя (норвежского конунга с 1046 по 1066 г.).

История женитьбы Харальда и Елизаветы, как она описывается сагами, весьма романтична. Через год после битве при Стикластадире (1030 г.), в которой погиб знаменитый норвежский конунг Олав Харальдссон, его сводный (по матери) брат Харальд Сигурдарсон отправился, как сообщает Снорри Стурлусон в "Круге земном", "на восток в Гардарики к конунгу Ярицлейву", т.е. на Русь к князю Ярославу Мудрому. Снорри далее рассказывает, что "конунг Ярицлейв хорошо принял Харальда и его людей. Сделался тогда Харальд хёвдингом над людьми конунга, охранявшими страну... Харальд оставался в Гардарики несколько зим и ездил по всему Аустрвегу. Затем отправился он в путь в Грикланд, и было у него много войска. Держал он тогда путь в Миклагард" .

Причина отъезда Харальда в Византию объясняется в "Гнилой коже" и в восходящей к ней "Саге о Харальде Сигурдарсоне Суровом Правителе" по рукописи XIV века "Хульда". Здесь рассказывается о том, что "Харальд ездил по всему Аустрвегу и совершил много подвигов, и за это конунг его высоко ценил. У конунга Ярицлейва и княгини Ингигерд была дочь, которую звали Элизабет, норманны называют ее Эллисив. Харальд завел разговор с конунгом, не захочет ли тот отдать ему девушку в жены, говоря, что он известен родичами своими и предками, а также отчасти и своим поведением" . Ярослав сказал, что не может отдать дочь чужеземцу, у которого нет государства и который недостаточно богат для выкупа невесты, но при этом не отверг его предложения . Именно после этого разговора Харальд отправился прочь, добрался до Константинополя и провел там примерно десять лет (ок. 1034-1043 гг.) на службе у византийского императора [Васильевский 1908: 258-288].

Вернувшись на Русь, Харальд взял то золото, которое он посылал из Миклагарда на хранение к Ярицлейву. Кроме того, во всех сводах сообщается, что в ту зиму "Ярицлейв отдал Харальду в жены свою дочь" . Эти слова саги подтверждаются ссылкой на 4-ю строфу "Драпы Стува" (ок. 1067 г.) исландского скальда Стува Слепого: "Воинственный конунг Эгда взял себе ту жену, какую он хотел. Ему выпало много золота и дочь конунга". Ни имени конунга, ни имени его молодой жены, ни "восточных" топонимов в висе нет. Однако из "Пряди о Стуве" известно, что он был дружинником конунга Харальда Сигурдарсона, так что именно Харальд может скрываться под прозвищем "воинственный конунг Эгда". О золоте, которое "выпало" Харальду, рассказывают и другие скальды, например, Тьодольв Арнарсон и Вальгард из Веллы. О том же браке говорит и Адам Бременский: "Харольд, вернувшись из Греции, взял в жены дочь короля Руции Герцлефа" .

Весной, сообщают саги со ссылкой на скальда Вальгарда из Веллы ("Ты спустил [на воду] корабль с красивейшим грузом; тебе на долю выпала честь; ты вывез, действительно, золото с востока из Гардов, Харальд"), Харальд отправился из Хольмгарда через Альдейгьюборг в Швецию. В исландских анналах читаем: "1044. Харальд [Сигурдарсон] прибыл в Швецию" . На этом основании можем сделать вывод, что брачный союз Харальда и Елизаветы был заключен зимой 1043/44 г.

Ни один источник, рассказывая об отъезде Харальда с Руси, не говорит о том, что Елизавета была вместе с ним в этом путешествии. Правда, к такому выводу можно прийти на основании отсутствия в сагах указаний на то, что две их дочери (Марию и Ингигерд, не известных, как и Елизавета, русским источникам, знают "Гнилая кожа", "Красивая кожа", "Круг земной" и "Хульда") были близнецами, – в противном случае у Харальда и Елизаветы, проведших вместе, согласно сагам, одну весну между свадьбой и отплытием Харальда, могла бы быть лишь одна дочь.

Подтверждается это и последующим известием саг, что по прошествии многих лет, покидая в 1066 г. Норвегию, Харальд взял с собой Елизавету, Марию и Ингигерд. Елизавету и дочерей, согласно "Кругу земному" и "Хульде", Харальд оставил на Оркнейских островах, а сам поплыл в Англию .

В "тот же день и тот же час", когда в Англии погиб конунг Харальд, говорят саги, на Оркнейских островах умерла его дочь Мария . Елизавета и Ингигерд, перезимовав там, отправились весной с запада . С этого момента Елизавета больше в сагах не упоминается.

Незамеченным в историографии осталось мнение Н.М.Карамзина относительно судьбы Елизаветы: он считал, что вскоре после свадьбы Елизавета умерла, "оставив двух дочерей, Ингигерду и Марию", первая из которых "вышла за Филиппа, короля Шведского" [Карамзин 1842. Кн. I. Примеч. 41 к т. II, гл. II]. Г.Сторм, впрочем, задается вопросом, не была ли ранняя смерть Эллисив причиной второго брака Харальда . Как можно видеть, эти мнения противоречат данным саг о судьбе Елизаветы. Более того, Ингигерд была выдана замуж за Олава Свейнссона, конунга данов . Достаточно широко распространено убеждение, что после гибели Харальда Елизавета Ярославна вышла замуж за датского короля Свена Эстридсена. Впрочем это заблуждение, основанное на неверном толковании одного известия Адама Бременского , можно считать успешно развенчанным [Назаренко 1994: 187].

Брак Харальда Сигурдарсона и Елизаветы Ярославны упрочил русско-норвежские связи, имевшие дружественный характер во времена Олава Харальдссона – во всяком случае с 1022 г., т.е. со смерти Олава Шётконунга, тестя Ярослава, и прихода к власти в Швеции Энунда-Якоба, вступившего вскоре в союз с Олавом Харальдссоном против Кнута Великого – и во времена Магнуса Доброго (1035-1047), возведенного на норвежский престол не без участия Ярослава Мудрого [Мельникова 1988]. Кроме того, этот брак привел к временному альянсу между Харальдом и могущественным ярлом Свейном Ульвссоном, будущим датским королем, более известным по своему материнскому роду как Свен Эстридсен (1047-1074 или 1076). Своды королевских саг и "Сага о Кнютлингах" подчеркивают, что этот союз основывался не только на обоюдных претензиях Харальда и Свейна на подвластные Магнусу Доброму земли – Норвегию и Данию, – но и на установившихся через брак Харальда и Елизаветы родственных связях (замечу – очень дальних в представлении современного человека). (Ср.: С.Багге о значении брачных связей в Норвегии для укрепления политических альянсов ; то же К.Хаструп о ситуации в средневековой Исландии .) "Там [в Швеции. – Т.Д. ] встретились они, Харальд и ярл Свейн, который бежал из Дании от конунга Магнуса. И предложил Свейн, что им стоит вступить в союз из-за той их беды, что оба они по рождению имеют право на те королевства, которые захватил конунг Магнус, и объявил свое родство с Харальдом. Свейн был родичем Эллисив, жены Харальда, дочери конунга Ярицлейва и княгини Ингигерд, дочери Олава [Шётконунга. – Т.Д. ]. Сестрой Олава была Астрид, мать Свейна, потому что Сигрид Жестокая была матерью их обоих, конунга Олава и Астрид" .

По мнению Г.В.Глазыриной, "союз с Русью не дал ожидаемых результатов, поэтому Харальд после отъезда из Руси около 1044 г. переориентируется и начинает опираться в своей борьбе на поддержку сил внутри Норвегии, свидетельством чего является установление родственных связей с норвежской знатью" [Глазырина 1988: 16]. Аналогично и С.Багге полагает, что "Харальд Суровый, вернувшись из-за границы и, вероятно, ощущая отсутствие сильной родни – и родственников по женской линии? – делает весьма необычный шаг и женится на Торе, дочери норвежского магната Торберга Арнасона" . Оба эти тезиса требуют, на мой взгляд, дополнительного рассмотрения и уточнения.

Анализ большой совокупности источников [Джаксон 1999] позволяет утверждать, что Тора не была купленной за мунд (свадебный дар) женой Харальда, а была его наложницей. Если, действительно, целью этого союза было обретение "сильной родни", то, как выявил С.Багге, "наложницы и незаконнорожденные сыновья конунгов служили для укрепления альянсов в не меньшей степени, чем институт усыновления" . Связь Харальда и Торы, однако, помимо политических мотивов, могла быть, как мне представляется, спровоцирована и тем, что у Харальда с Елизаветой не было сыновей – продолжателей рода и претендентов на престол. Материал саг, вопреки его фрагментарному и косвенному характеру, убеждает, как кажется, в том, что Елизавета Ярославна оставалась норвежской королевой более двадцати лет – с зимы 1043/44 г. до гибели своего мужа Харальда Сигурдарсона 25 сентября 1066 г. в битве при Стамфордбридже.

Брак Владимира Мономаха и Гиды

В "Саге об Олаве Тихом", норвежском конунге с 1066 по 1093 г. (по "Красивой коже") и в "Саге о сыновьях Магнуса" (по "Гнилой коже", "Круге земном" и "Хульде"), рассказывающей о Сигурде Крестоносце (1103-1130), Эйстейне (1103-1122) и Олаве (1103-1115), а также в "Саге о Кнютлингах", посвященной датской истории, встречаются фрагменты, которые можно назвать "генеалогическими справками". Вот яркий пример такого текста:

"На Гюде, дочери конунга Харальда (Английского. – Т. Д.), женился конунг Вальдамар, сын конунга Ярицлейва в Хольмгарде и Ингигерд, дочери конунга Олава Шведского. Сыном Вальдамара и Гюды был конунг Харальд, который женился на Кристин, дочери конунга Инги Стейнкельссона. Их дочерьми были Мальмфрид и Ингибьёрг. На Мальмфрид был женат сначала конунг Сигурд Крестоносец, а затем Эйрик Эймун Эйрикссон, конунг данов. На Ингибьёрг Харальдсдоттир, сестре Мальмфрид, женился Кнут Лавард, брат Эйрика Эймуна. Их детьми были конунг Вальдамар, и Кристин, и Катерин, и Маргарета. Вальдамар, конунг данов, женился на Сиффии, дочери конунга Валада в Пулиналанде и королевы Рикисы. Их детьми, конунга Вальдамара и Сифии, были конунг Кнут и конунг Вальдамар, и королева Рикиса" .

Как мы видим, текст начинается с хронологической и содержательной ошибки, о которой речь уже шла выше: со смешения двух Владимиров – Владимира Ярославича и его племянника Владимира Всеволодовича. Гюда – это Гида, дочь английского короля Харальда, сына Гудини, умершая в конце 1090-х гг. В соответствии с гипотезой А.В. Назаренко, на Руси Гида Харальдовна приняла, по обычаю того времени, православное имя Анна [Назаренко 1993а: 77, примеч. 79]. Согласно процитированному выше тексту и еще целому ряду саг , на Гиде женился Владимир, сын Ярослава Мудрого, но, как справедливо отметил С.Х. Кросс, хронологические соображения заставляют думать, что это был не сын, а внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах, родившийся в 1053 г., великий князь киевский в 1113-1125 гг. .

Принятая в науке датировка брака Владимира Всеволодовича Мономаха и Гиды – 1074/75 г. – опирается лишь на дату рождения их старшего сына Мстислава – февраль 1076 г. [ПСРЛ. Т. 2. Стб.190; Кучкин 1971: 24-25]. Принимая во внимание отмечаемое Саксоном Грамматиком участие датского короля Свена Эстридсена в заключении этого брака, а также одновременность германо-черниговских и германо-датских переговоров в начале 1070-х гг., А.В.Назаренко усматривает в этом браке "проявление скоординированной международной политики" младших братьев Изяслава Киевского – Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского, отца Владимира Мономаха, – "в 1069-1072 гг., направленной на изоляцию Болеслава II, главного союзника Изяслава Ярославича". Соответственно он относит время заключения брака к периоду между 1072 и 1074 гг. [Назаренко 1984: 187-188].

Брак Харальда-Мстислава и Кристин

Све­дения о браке Харальда Вальдамарссона и Кристин, дочери шведского короля Инги Стейнкельссона (ок. 1084 – ок. 1100), заключенном ок. 1095 г., содержатся в "Гнилой коже" , "Красивой коже" , "Круге земном" Снорри Стурлусона , "Саге о Кнютлингах" . Русским летописям Христина (Крестина) известна как жена Мстислава – "Мьстиславляя Хрьстина" [НПЛ: 21, 205]. Супруге Мстислава также атрибуируются две фрагментарные печати из Новгорода с легендой "святая Христина" [Янин 1991: 33].

На том основании, что источники называют Христину женой и Мстислава Владимировича и Харальда Вальдамарссона, А.В.Назаренко заключает, что "Харальдом саги именуют именно Мстислава". Он отдает предпочтение этим данным перед сообщением "Генеалогии датских королей" аббата Вильгельма (конец XII в.), который называет мужем Христины "русского короля" Izizlauus (или, в другом списке, Iuzillanus ). Исходя из второго чтения, Назаренко делает вывод, что это место "явно испорчено; "правильное" же чтение Izizlauus (Изяслав?) содержится в копии, изготовленной известным антикваром Арне Магнуссоном в первой четверти XVIII в. с рукописи, погибшей затем в пожаре 1728 г., и вполне могло быть результатом "исправления" при копировании непонятного имени" [Назаренко 1993а: 66, 74, примеч. 13; ср.: Wilhelm 182-183].

Итак, Харальдом, сыном Вальдамара, саги называют, по общему признанию исследователей, Мстислава, сына Владимира Мономаха, родившегося в 1075 г., великого князя киевского в 1125-1132 гг., нареченного так "в честь своего английского деда" [Пашуто 1968: 135].

Браки дочерей Мстислава – Маль(м)фрид и Ингибьёрг

О браках дочерей Мстислава Маль(м)фрид и Ингибьёрг (Энгильборг) сообщают "Гнилая кожа" , "Красивая кожа" , "Круг земной" Снорри Стурлусона и "Сага о Кнютлингах" .

Маль(м)фрид и Сигурд Крестоносец

Маль(м)фрид, дочь Харальда Вальдамарссона, – Мальмфрид Мстиславна. Была (вероятно, с 1111 г.) женой норвежского конунга Сигурда Крестоносца (1103-1130), а через три года после его смерти, в 1133 г., – Эйрика Эймуна. В.Т.Пашуто полагает, что в первой трети XI в. "Киев и Новгород должны были иметь политические связи с Норвегией и с Данией, хотя бы потому, что Малфрид Мстиславна, когда в 1111 г. находилась в Шлезвиге у ярла Эйлифа, вышла замуж за возвращавшегося из крестового похода Сигурда I, сына норвежского короля Магнуса III; овдовев (1130 г.), она стала женой датского короля Эрика Эмуна (1134-1137), который укрылся в Норвегии после смерти своего отца датского короля Эрика III Доброго" [Пашуто 1968: 146]. Дочь Сигурда Крестоносца и Мальмфрид Мстиславны названа, как и дочь Ингибьёрг Мстиславны, в честь их бабки, жены Мстислава Владимировича, Кристин .

Ингибьёрг и Кнут Лавард

Ингибьёрг (3), дочь Харальда Вальдамарссона, – Ингибьёрг Мстиславна, сестра Мальмфриды Мстиславны. Анонимная "Genealogia Regum Danorum", записанная ок. 1218 г., называет Ингибьёрг дочерью Кристины и Изяслава, а не Мстислава . Еще один вариант имени мужа Кристины аббат Вильгельм Эбельготский зафиксировал в своем письме 1194/95 г. архиепископу Лунденскому – Ризлав .

Кнут Лавард – сын датского короля Эйрика Доброго (1095-1103), брат по отцу Эйрика Эймуна, датский принц, герцог Шлезвигский, бодрицкий король в 1129-1131 гг., убит в 1131 г. [Пашуто 1968: 146]. Его прозвище означает либо "(раз)дающий хлеб", либо "господин" [История Дании 1996: 81, примеч. 7]. О браке (ок. 1117 г.) Кнута Лаварда и Ингибьёрг (Энгильборг), дочери Харальда/Мстислава, наиболее пространно повествует "Сага о Кнютлингах":

"В то время был конунгом на востоке в Хольмгарде Харальд, сын конунга Вальдамара, сына Ярицлейва, сына Вальдимара, воспитателя конунга Олава Трюггвасона. Матерью конунга Харальда была Гюда, дочь Харальда, конунга англов, Гудинасона. Конунг Харальд был женат на Кристин, дочери Инги, конунга свеев, Стейнкельссона, сестре королевы Маргрет, на которой тогда был женат Никулас, конунг данов. Дочерьми конунга Харальда в Хольмгарде и Кристин были Мальмфрид, которая была женой Сигурда Крестоносца, конунга Норвегии, и Энгильборг" . Некий купец по имени Видгаут отправился в поездку с поручением Кнута Лаварда на восток в Хольмгард просить для него руки Энгильборг. Харальд дал положительный ответ на сватовство Кнута к его дочери. Вскоре в Дании была сыграна свадьба. "У святого Кнута Лаварда и Энгильборг было три дочери, Маргрет, Кристин и Катрин, которая была выдана замуж в Аустрвег; а Кристин взял в жены Магнус Слепой, норвежский конунг, сын Сигурда Крестоносца; Маргрет взял в жены Стиг Белое Перо со Сконе. [...] А когда святой Кнут Лавард пал, Энгильборг, его жена, ждала ребенка; той зимой она была на востоке в Гардарики у конунга Харальда, своего отца. Она родила мальчика и назвала его Вальдимар; он родился через семь дней после гибели святого Кнута Лаварда, своего отца; в раннем возрасте он был крупным и красивым [ребенком] и во всем превосходил остальных. Пока он был ребенком, он рос на востоке в Гардарики в семье своей матери, и вскоре стал любим всем народом" .

В.Т.Пашуто предположил, что "сын Ингеборг и Кнута – будущий датский король Вальдемар I (1157-1182) назван так, видимо, в честь деда, Мономаха" [Пашуто 1968: 147; Lind 1990: 16]. Согласно "Саге о Кнютлингах", которая в данном конкретном случае представляется Дж. Линду достоверной , Вальдемар родился на Руси через семь дней после убийства его отца и провел там раннее детство. На момент брака Ингибьёрг и Кнута Лаварда (ок. 1117 г.) сага утверждает, что отец невесты, Харальд-Мстислав, сидит в Хольмгарде (Новгороде); когда же речь заходит о приезде к нему Ингибьёрг в 1130- 1131 г., говорится не о Хольмгарде , а о Гардарики (Руси), и это, по мнению Линда, связано с тем, что Мстислав был уже в это время великим князем киевским. Такое различие вряд ли могло быть проведено компилятором XIII в., а потому отражает, по Линду, аутентичность сообщения саги. Информатором автора саги он считает названного в ней исландского скальда Атли Свейнссона, который был с Вальдемаром в битве 1157 г. . Я, однако, сомневаюсь, что противопоставление Хольмгарда и Гардарики было осознанным и что второй топоним принимал при этом не совсем ему свойственное значение (обычное их соотношение: первый – имя города, столицы государства, обозначаемого вторым топонимом).

Маль(м)фрид и Эйрик Эймун

Эйрик Эймун – сын датского короля Эйрика Доброго (1095-1103), брат по отцу Кнута Лаварда, датский король Эрик II Памятливый (1134-1137). Его брак с Мальмфрид Мстиславной (сестрой Ингибьёрг, на которой был женат Кнут Лавард) заключен в 1133 г. Дж. Линд полагает, что брак второго сына Эйрика и второй дочери великого киевского князя Мстислава Владимировича не был случайностью, а явился составляющей борьбы за власть между братьями Эйриком и Кнутом, с одной стороны, и их кузеном Магнусом, сыном Нильса, женатым на польской принцессе Рикисе, дочери Болеслава III, с другой. После убийства Магнусом безоружного Кнута в 1131 г. Эйрик выступил против короля, и через три года гражданская война закончилась его победой, а также гибелью Нильса и его сына Магнуса. В ходе войны Эйрик восстановил датско-русский альянс, женившись на сестре Ингибьёрг, Мальмфрид, вдове Сигурда Крестоносца .

Брак Вальдемара Датского и Софии

О браке Вальдемара Датского и Софии читаем, помимо "Красивой кожи" ("Вальдамар, конунг данов, женился на Сиффии, дочери конунга Валада в Пулиналанде и королевы Рикисы") , в "Саге о Кнютлингах" , "Обзоре саг о датских конунгах" [Ágrip af sögu danakonunga: 334], у Саксона Грамматика и в генеалогии датских королей . Дату этого брака находим в Датских Бартолианских анналах: "1154. Вальдамар обручился с Софией и стал королем" .

Чтобы понять, кем была жена Вальдемара I Датского, необходимо выяснить, кем был ее отец Валад в Пулиналанде . Этот персонаж отождествляется исследователями с несколькими различными князьями. Наиболее убедительной представляется аргументация Я.Галлена, отождествляющего Валада с минским князем Володарем Глебовичем . А.В.Назаренко справедливо подчеркнул, что эта "гипотеза выглядит справедливой еще и потому, что иначе пришлось бы допустить, что Вальдемар (внук Мстислава Великого) был женат на собственной племяннице" [Назаренко 1995: 35-36]. Итак, вероятнее всего, Сиффия, жена Вальдемара Датского, – это София, дочь Володаря Глебовича Минского, умершая в 1198 г. "Красивая кожа" и "Сага о Кнютлингах" называют Валада (Валадаря) конунгом в Пулиналанде , а "Обзор саг о датских конунгах" – конунгом в Полении . Оба топонима обычно выступают обозначением Польши. Возможно, прозвище Валада объясняется тем, что женой его была полька (Рикиса – дочь польского князя Болеслава III и Сбыславы, правнучки Ярослава Владимировича).

Наличие рассмотренного материала в источниках (4) весьма показательно: если саги, анналы и хроники, направленные на возвеличение скандинавских конунгов, ставят в один ряд с ними "конунгов" русских, значит, известность и влияние этих последних в Северной Европе были велики. Матримониальные династические связи русского княжеского рода с королевскими фамилиями Скандинавии (5) свидетельствуют, с одной стороны, о широте внешнеполитических сношений Руси и ее активной внешней политике, а с другой стороны – о могуществе средневековой Руси, к союзу с которой стремились скандинавские страны [Пашуто 1972: 194].

Библиография

Богуславский 1993 – Богуславский О.И. Южное Приладожье в системе трансъевразийских связей IX-XII вв. // Древности Северо-Запада России (славяно-финно-угорское взаимодействие, русские города Балтики). СПб., 1993. С. 132-157.

Васильевский 1908 – Васильевский В.Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков // Васильевский В.Г. Труды. Т. I. СПб., 1908. С. 176-377.

Глазырина 1988 – Глазырина Г.В. Свидетельства древнескандинавских источников о браке Харальда Сурового и Елизаветы Ярославны // Внешняя политика Древней Руси. Юбилейные чтения, посвященные 70-летию В.Т. Пашуто. М., 1988. С. 14-16.

Джаксон 1993 – Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (с древнейших времен до 1000 г.). Тексты, перевод, комментарий. М., 1993.

Джаксон 1994 – Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI в.). Тексты, перевод, комментарий. М., 1994.

Джаксон 1999 – Джаксон Т.Н. Елизавета Ярославна, королева норвежская // Восточная Европа в исторической ретроспективе. К 80-летию В.Т.Пашуто. М., 1999. С. 63-71.

Джаксон 2000 – Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (середина XI – середина XIII в.). Тексты, перевод, комментарий. М., 2000.

Джаксон, Кучкин 1998 – Джаксон Т.Н., Кучкин В.А. Год 1251, 1252 или 1257? (К датировке русско-норвежских переговоров) // Восточная Европа в древности и средневековье. X Чтения к 80-летию В.Т.Пашуто. Материалы конференции. М., 1998. С. 24-28.

Древне­русские города 1987 – Древне­русские города в древнескандинавской письменности. М., 1987.

Древняя Русь 1999 – Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999.

История Дании 1996 – История Дании. М., 1996. Т. I. О датировке Любечской битвы // Летописи и хроники. Сборник статей, 1984 г. М., 1984. С. 13-19. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.

Пашуто 1972 – Пашуто В.Т. Место Древней Руси в истории Европы // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. Сб. статей, посвященный Л.В. Черепнину. М., 1972. С. 188-200.

ПСРЛ – Полное собрание русских летописей.

Рыдзевская 1940 – Рыдзевская Е.А. Ярослав Мудрый в древнесеверной литературе // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. М.; Л., 1940. Вып. 7. С. 66-72.

Рыдзевская 1945 – Рыдзевская Е.А. Сведения о Старой Ладоге в древнесеверной литературе // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. М.; Л., 1945. Вып. 11. С. 51-65.

Рыдзевская 1970 – Рыдзевская Е.А. Сведения по истории Руси XIII в. в саге о короле Хаконе // Исторические связи Скандинавии и России IX-XX вв. Сб. статей. Л., 1970. С. 323-340. Das historische Russland im nordischen Schrifttum des X-XIV. Jahrhunderts // Festschrift Eugen Mogk zum 70. Geburtstag. Halle, 1924. S. 150-196.

Knýtl. s. – Knýtlinga saga // Sögur Danakonunga / C. av Petersens og E. Olsen. København, 1919-1925. B. XLVI.

Leg. Ó. Н. s. – Olafs saga hins helga / O.A.Johnsen. Kristiania, 1922.

Lind 1990 – Lind J. The Martyria of Odense and a Twelfth-Century Russian Prayer: The Question of Bohemian Influence on Russian Religious Literature // The Slavonic and East European Review. Vol. 68. N. 1. 1990. P. 1-21.

Lind 1992 – Lind J. De russiske ægteskaber: Dynasti- og alliancepolitik i 1130"ernes Danske borgerkrig // Historisk tidsskrift (København). B. 92. H. 2. 1992. S. 225-263.

Melnikova 1997 – Melnikova E.A. "Þar var eigi kaupfriðr í milli Svens ok Jarizlefs": A Russian-Norwegian Trade Treaty Concluded in 1024-1028? // Archiv und Geschichte im Ostseeraum. Festschrift für Sten Körner. Kiel, 1997. P. 15-24.

Msk. – Morkinskinna / Finnur Jónsson. København, 1932.

Ó. s. Tr. Oddr – Saga Óláfs Tryggvasonar av Oddr Snorrason munkr / Finnur Jónsson. København, 1932.

Saxo – Saxonis Gesta Danorum / A.Olrik, H.Ræder. Hauniæ, 1931.

SRD – Scriptores rerum Danicarum medii aevi / J.Langebek. Hafniae.

Storm 1893 – Storm G. Harald haardraades paastaaede Dobbeltgifte // Norsk Historisk Tidsskrift. 3. R. III. 1893. S. 424-429.

Theodricus – Theodrici monachi Historia de antiquitate regum Norwagiensium // Monumenta historica Norvegiæ / G.Storm. Kristiania, 1880. S. 1-68.

Wilhelm – Wilhelmi abbatis Genealogia regum Danorum // Scriptores minores historiæ Danicæ medii aevi / M.Cl.Gertz. T. 1. Hauniae, 1917-1918. P. 176-185.

Примечания

1. Позволю себе не согласиться с мнением, сформулированным моими коллегами Е.А.Мельниковой и Г.В.Глазыриной в подготовленном нами совместно разделе учебного пособия [Древняя Русь 1999: 488], о том, что не исключена вероятность того, что конунг Ингвар из "Саги о Стурлауге Трудолюбивом" "идентичен князю Игорю".

2. Об ином толковании этого имени, основанном на вольном обращении с саговым материалом, см. мой комментарий в: [Древнерусские города 1987: 115-116, примеч. 23].

3. Варианты имени: Ингильборг, Энгильборг .

4. Упомянем также описанное в "Саге о Хаконе Хаконарсоне" не имевшее продолжения сватовство сына Александра (Невского) к Кристин, дочери норвежского конунга Хакона, явившееся составной частью переговоров между Нов­городом и Норвегией в середине XIII в. [Рыдзевская 1970: 325-327; Джаксон Т.Н., Кучкин 1998: 24-28].

5. По подсчетам Л.М.Сухотина, из 45 иностранных браков русских князей и княжен XI-XII вв. норманнских было 8 [Сухотин 1938: 175-187].

* * *

Исходные данные: статья предоставлена Т.Н.Джаксон.

Как заручиться поддержкой соседней страны, наладить выгодные торговые связи и заключить военные союзы? Испокон веков как в отечественной, так и в мировой истории одним из самых эффективных средств являлись династические браки. К такому способу установления дружественных отношений между государствами постоянно прибегали русские правители - от Ярослава Мудрого до Николая II

Тесть всей Европы

Правителем, который лучше большинства своих современников понимал силу «брачной дипломатии», был . Киевский князь, с именем которого принято связывать расцвет Древнерусского государства, стремился к укреплению международных связей мирным путем. Сам он женился на шведской принцессе Ингигерде и в своем противостоянии со Святополком Окаянным опирался на варяжских наемников.

Наибольшую известность династическая политика киевского князя приобрела благодаря замужествам его дочерей. Княжна Елизавета Ярославна покорила сердце норвежского принца Гарольда (впоследствии он получил прозвище Суровый), в юности служившего ее отцу. В 1030 году, когда Гарольду было 15 лет, его старший брат погиб при защите трона от датского короля. Принц был вынужден покинуть Норвегию и скрываться, а вскоре добрался до Киева. Уже тогда он пытался свататься к прекрасной княжне, но получил отказ: Ярослав Мудрый не желал выдавать дочь за воина, не имевшего ни богатств, ни власти.

Источник: https://upload.wikimedia.org

После этого Гарольд отправился в Константинополь и записался в наемники к императору Михаилу IV Пафлагонскому. Элитным воинам платили очень щедро, и, повоевав в Палестине, Африке и Сицилии, норвежский принц вернулся на Русь за невестой. Свадьба состоялась зимой 1043 года, а весной новобрачные уехали на север. Гарольд заключил военный союз с королем Швеции и примирился со своим племянником Магнусом, правившим в тот период Норвегией. После смерти Магнуса в 1047 году он, наконец, получил престол, но не остановился на достигнутом.

Источник: https://culture.ru

Елизавета Ярославна сопровождала мужа во всех военных походах. Когда Гарольд решил завоевать Англию, вместе с ним в дальний путь оправились супруга и две дочери. Удача благоволила Гарольду Суровому до 1066 года: в битве при Стамфорд-Бридже он получил смертельное ранение в шею. Елизавета вернулась в Норвегию вдовой, и о дальнейшей судьбе королевы, увы, известно мало. А вот ее дочь, названная Ингигердой в честь бабушки (жены Ярослава Мудрого), вышла замуж за датского короля и стала правительницей соседней страны.

Что касается младшей дочери Ярослава Мудрого и родила ему четверых детей, среди которых - будущий монарх Филипп I. Во Франции юную и очаровательную супругу короля знали как Анну Русскую и утверждали, что лишь она может вызвать улыбку на лице строгого правителя. Известно, что помимо природной красоты Анна отличалась образованностью: в отличие от мужа, она умела читать и писать, а также знала несколько языков. На официальных документах королева указывала свое имя, в то время как Генрих I - обычный крестик.

Кстати, несмотря на бурную деятельность, развернутую Анной Ярославной во Франции при жизни и после кончины супруга, Париж королева не любила. В письмах к отцу она называла столицу хмурой и сетовала на отсутствие богатых дворцов и соборов. Когда малолетний Филипп унаследовал престол, Анна разделила с графом Фландрии опеку и регентство, а в 1060-х годах вышла замуж вновь - на сей раз за крупного французского землевладельца Рауля де Крепи. Последний официальный документ она подписала в 1075 году, назвавшись лаконично, но емко - «мать короля».

Источник: https://pravda.ru

Драма московского князя

В 1309 году скончался первый московский князь , и правление перешло в руки его сына - Юрия. Спустя всего год Юрий Данилович уже спорил с тверским князем Михаилом за великокняжеский Владимирский престол и был вынужден отступить, поскольку у последнего нашлось больше средств для подкупа ордынских сановников.

Надежд на получение ярлыка Юрий Данилович, впрочем, не оставил. В 1317 году он решил породниться с ханом Золотой Орды Узбеком и женился на его сестре Кончаке. Привезенная на Русь невеста приняла православную веру и получила имя Агафья. Свадебным подарком московскому князю от хана стал долгожданный ярлык. Кроме того, некоторые историки полагают, что Узбек преподнес Юрию Даниловичу еще один подарок, а именно - ту самую ! По одной из версий, этот головной убор был женским и принадлежал Кончаке. Уже позднее московские мастера переделали его в одну из важнейших царских регалий.

Источник: https://strana-rosatom.ru

Как бы то ни было, судьба Кончаки на Руси оказалась трагической. Осенью 1317 года началась усобица между Москвой и Тверью. Юрий Данилович потерпел очередное поражение, а его супруга была захвачена в плен и умерла. Московский князь не стал продолжать войну и сообщил хану, что Кончаку коварно отравил Михаил Тверской, и вызвал того в Золотую Орду. Там тверской князь был казнен, а великокняжеский ярлык вновь получил Юрий Данилович.

Этот эпизод становится первым в истории возвышения Московского княжества. Хотя сам Юрий пережил свою супругу всего на несколько лет и погиб от руки князя Дмитрия Грозные Очи (сына Михаила Тверского), его потомки продолжили политику мирного сосуществования с ордынскими ханами и вплоть до княжения Дмитрия Донского не оказывали им прямого сопротивления, преумножая свои богатства и оберегая земли от набегов.

Династические связи как повод выйти из войны

Осенью 1724 года светский Петербург обсуждал свежую новость: Анна, младшая дочь и его супруги Екатерины Алексеевны, заключила брачный договор с Голштинским герцогом Карлом. Через несколько дней молодые обручились: Анне Петровне на тот момент было 16 лет, герцогу - слегка за 20. Оба супруга официально отказывались от любых притязаний на российский престол от своего имени, а также от имени потомков, но обязались выполнить волю императора, если он изволит назначить наследником кого-либо из их детей.

Источник: https://arthive.com

Так и случилось, правда, не при отце Анны, а при ее сестре - . Выбор бездетной императрицы пал на племянника - мальчика по имени Карл Петер Ульрих, рожденного в Голштинии 10 февраля 1728 года. В Российскую империю будущий правитель прибыл в возрасте 14 лет и был крещен под именем , но ни культурой, ни традициями чужой для него страны не интересовался. Куда ближе юноше была Пруссия, а его кумиром и вовсе являлся противник Елизаветы Петровны в Семилетней войне - прусский король Фридрих II.

Едва вступив на российский престол после смерти Елизаветы, Петр III заявил, что воевать больше не намерен, и преждевременно вывел страну из конфликта. Офицеры негодовали: в 1760 году был взят Берлин, а теперь его вместе с другими завоеваниями надлежало вернуть обратно! Петр Федорович тем временем не унимался и задумал новую военную кампанию. Император планировал напасть на союзницу России - Данию - и захватить Шлезвиг, бывший когда-то частью его родной Голштинии.

Недальновидными решениями и ностальгической привязанностью ко всему немецкому Петр III вызвал недовольство широких слоев общества - но прежде всего дворян и гвардии. История его недолгого правления завершилась весьма предсказуемо: никем не поддерживаемый, Петр Федорович пал жертвой дворцового переворота. Россией стала править его супруга София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (она же - ), не испытывавшая сантиментов относительно своего иностранного происхождения.

Источник: https://rusarchives.ru

Кого великая княжна предпочла Наполеону?

Взаимоотношения двух императоров, и Наполеона Бонапарта, всегда были сложными. Помимо политических амбиций и личной неприязни, к 1812 году вражду между ними усугубил еще и германский вопрос. Когда Наполеон начал присоединять к Франции мелкие немецкие княжества, под его власть попало и Герцогство Ольденбургское, правителем которого был дядя российского императора, а его наследником - муж Екатерины Павловны (сестры Александра I).

Великая княжна Екатерина Павловна, сестра Александра I

Ярослав Мудрый, сын великого князя Владимира Святославича и варяжской княжны Рогниды, проводил активную внешнюю и внутреннюю политику, прикладывал немалых усилий для укрепления единства своей державы и для ее централизации. Время правления Ярослава Мудрого считают периодом наибольшего подъема Киевской Руси; c этим князем связывают расцвет культуры, письменности и научных знаний.

В налаживании внешних связей с различными странами Ярослав Мудрый отдавал предпочтение дипломатическим методам. Правда, в 1030-1031 годах киевский князь провел ряд походов для укрепления границ своей державы: в Польше отвоевал червенские города в Забужье, потом пошел на север и присоединил к Руси финские племена чудь, завоевал город Юрьев (теперь Тарту).

В 1036 году Ярослав Мудрый нанес удар кочевникам печенегам, потому что они появились возле Киева.

В 1043 году состоялся последний, но не удачный поход киевской флотилии на Византию, возглавляемый сыном Ярослава Владимиром. После этого похода Ярослав Мудрый, приобщившись поддержкой западных союзников, выступил во главе антивизантийской коалиции и заставил императора Константина Мономаха пойти на мирные переговоры. В результате был заключен очень важный договор для Руси. Договор предусматривал службу русского войска в Константинополе и их участие в византийских войнах с Италией и печенегами. Чтобы окончательно укрепить мир, византийский император отдал свою дочь Анастасию (Марию) за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого (от этого брака родился известный государственный деятель и полководец Владимир Мономах). Конфликт с Византией был последним военным столкновением с соседями Киевской Руси во времена Ярослава Мудрого.

Росту политического и экономического могущества Киевской Руси способствовало заключение браков с монархическими династиями Европы. Сам Ярослав был женат с Ингергидой – дочкой шведского короля.

Всех своих сыновей Ярослав Мудрый женил на влиятельных принцессах.

Его дочь Елизавета стала женой очень влиятельного норвежского короля Харольда. Их история любви очень романтична. Он посвящал ей свои стихи и долго добивался ее. Но он погиб в междоусобной войне. После его смерти Елизавета вышла замуж за датского короля.

У Ярослава была еще дочь Анастасия. Он выдал ее замуж за Венгерского короля Андре. Но после его смерти в Венгрии началась борьба за власть между сыном короля и его противниками. Анастасии пришлось бежать в Германию, после чего никаких данных про нее не было.
Анна Ярославна самая младшая и любимая дочь князя вышла замуж за французского короля Генриха I. Генрих был вдовец и узнав об Анне, решил на ней жениться. Она была красива и умна. Генрих был не молод, ему было больше 40 лет, также ходили слухи, что он был неграмотным и с трудом управлялся со своим троном. Анна стала католичкой, так как Генрих был католиком. Еще она принимала активное участие в управлении страной. Анне было очень нелегко жить в Париже, так как он в сравнении с Киевом выглядел очень бедным и грязным. У Анны и Генриха было трое сыновей. Через 9 лет совместной жизни он умер. В возрасте 30 лет она второй раз вышла замуж за Рауля де Валуа. Большое количество ученых предполагают, что это была настоящая любовь, и ради любви она отказалась от престола.
Второй сын Ярослава Изяслав взял себе в жены сестру польского короля Казимира Гертруде - Елену, но многие источники называют ее Олисава. Елена была очень умна и образована, знала 4 языка. Она помогала своему мужу править страной, давала мудрые политические советы.

Святослав женился на Киликии, родственные корни которой неизвестны. После ее смерти он женился на Оде, немецкой графине. У Оды очень знатные и влиятельные европейские корни.

Ярослав Мудрый женил не только своих детей, но и свою сестру Доброгневу. Ее мужем стал польский князь Каземир. Она была очень мудрой женой и помогала Казимиру вести государственные дела. После смерти мужа у нее осталось очень большое наследство.

Ярослав Мудрый породнился со всей Европой. Все браки, заключенные его детьми были очень важны для авторитета и развития Киевской Руси. Внуки Ярослава также использовали династические браки в интересах своего государства.