Курсы по сурдопереводу для глухонемых. Бесплатные курсы жестового языка откроют в московском храме

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья людей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других) значительно легче, если оно заложено в детстве.

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России. Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Занятия физическими упражнениями способствуют улучшению здоровья. Скелетная мускулатура - главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный стол, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.

Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями, человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.

1. Опорно-двигательный аппарат и его заболевания

1.1 Определение опорно-двигательного аппарата

Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строение костей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, растяжение, сгибание значительно превышают нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного аппарата.

Например, большеберцовая кость человека при сжатии выдерживает нагрузку более тонны, а по прочности растяжение почти не уступает чугуну. Большим запасом прочности обладают также связки и хрящи суставов. Скелетные мышцы осуществляют как статическую деятельность, фиксируя тело в определённом положении, так и динамическую, обеспечивая перемещение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга. Оба вида мышечной деятельности тесно взаимодействуют, дополняя друг друга: статическая деятельность обеспечивает естественный фон для динамической.

Как правило, положение сустава изменяется с помощью нескольких мышц разнонаправленного, в том числе противоположного, действия. Сложные движения сустава выполняются согласованным, одновременным или последовательным сокращением мышц ненаправленного действия. Согласованность (координация) особенно необходима для выполнения двигательных актов, в которых участвуют многие суставы (например, бег на лыжах, плавание).

Скелетные мышцы представляют собой не только исполнительный двигательный аппарат, но и своеобразные орган чувств. В мышечном волокне и сухожилиях имеются специальные нервные окончания - рецепторы, которые посылают импульсы к клеткам различных уровней центральной нервной системы. В результате создаётся замкнутый цикл: импульсы от различных образований центральной нервной системы, идущие по двигательным нервам, вызывают сокращение мышц, а импульсы, посылаемые рецепторами мышц, информируют центральную нервную систему о каждом элементе системы. Циклическая система связей обеспечивает точность движениям и их координацию. Хотя управление движением скелетных мышц осуществляется различными разделами центральной нервной системы, ведущая роль в обеспечении взаимодействия и постановке цели двигательной реакции принадлежит коре больших полушарий головного мозга. В коре больший полушарий двигательная и чувствительная зоны представительств образуют единую систему, при этом каждой мышечной группе соответствует определённый участок этих зон. Подобная взаимосвязь позволяет выполнять движения, относя их действующим на организм факторами окружающей среды. Схематически управление произвольными движениями может быть представлено следующим образом.

Задачи и цель двигательного действия формируются мышлением, что определяет направленность внимания и усилий человека. Мышление и эмоции аккумулируют и направляют эти усилия. Механизмы высшей нервной деятельности формируют взаимодействие психофизиологических механизмов управления движениями на различных уровнях.

На основе взаимодействия опорно-двигательного аппарата обеспечиваются развёртывание и коррекция двигательной активности. Большую роль в осуществлении двигательной реакции осуществляют анализаторы. Двигательный анализатор обеспечивает динамику и взаимосвязь мышечных сокращений, участвует в пространственной и временной организации двигательного акта.

Анализатор равновесия, или вестибулярный анализатор, взаимодействует с двигательным анализатором при изменении положения тела в пространстве. Зрение и слух, активно воспринимая информацию из окружающей среды, участвуют в пространственной ориентации и коррекции двигательных реакций.

1.2 Причины заболевания опорно-двигательного аппарата

Основной из причин заболевания опорно-двигательного аппарата является недостаток двигательной активности - гиподинамия. Она возникает «в связи с активной заменой ручного труда механизированным, развитием бытовой техники, транспортных средств и т. д. Неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма, способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца».

«У пожилых людей под влиянием естественных возрастных изменений нервных структур и опорно-двигательного аппарата уменьшаются объём и быстрота движений, нарушается координация сложных и тонких движений, ослабляется тонус мышц, возникает некоторая скованность. Всё это обычно проявляется раньше и в более выраженной форме у тех, кто ведёт сидячий образ жизни».

Отсутствие двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности, отсюда плохая осанка, узкие плечи, впалая грудь и другое, что вредно отражается на здоровье внутренних органов.

Отсутствие достаточной двигательной активности в режиме дня приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению поверхностей, сочленяющихся костей, к появлению болевых ощущений, создаются условия для образования в них воспалительных процессов.

Существует разные причины заболевания опорно-двигательного аппарата.

Врожденные деформации

В основе врожденных деформаций лежат дефекты развития зародышевого ядра в определенной стадии эмбриогенеза, внутриутробно перенесенные заболевания или травмы, узость полости матки, недостаток околоплодных вод и др. Например, врожденный вывих бедра, врожденная косолапость, врожденная кривошея, другие деформации шеи, другие врожденные пороки развития нижней конечности и пороки развития верхней конечности, и другие.

Опухоли костей

Среди разных локализаций новообразований опухоли костей составляют 11,4 %. Они могут быть первичными и вторичными. Первичные опухоли костей состоят из костных и хрящевых структур, находящихся на разной стадии дифференциации, возникают из тканей, принимающих участие в костеобразовании (надкостница, эндостальные элементы и пр.), и из тканей, не имеющих непосредственного отношения к остеогенезу (кроветворные элементы красного костного мозга, его сосуды, ретикулярные и мезенхимальные формации и т. д.). Вторичные опухоли прорастают в костную ткань из окружающих тканей (злокачественная синовиома) или развиваются в кости из метастатического очага (метастазы в кость рака предстательной, молочной и щитовидной желез, бронхов, внутренних органов, гипернефромы и др.). Метастазы обычно поражают несколько костей скелета и протекают по типу остеолитической формы со значительной деструкцией кости или по типу остеопластической формы с преобладанием процессов костеобразования. Такие заболевания как хондробластома, хондрома, остеохондрома, остеогенная саркома, остеосаркома, саркома суставов и другие.

Пограничные с опухолями костей заболевания

Существует группа заболеваний скелета, проявляющихся в виде опухолей подобных образований. К ним относится группа генотинических хондродисплазий (хондроматоз костей, множественные экзостозы и др.), а также остеопатии неопределенной природы фиброзная дисплазия с опасной тенденцией к малигнизации и др.

Асептический некроз, или остеохондропатия

Асептический некроз был впервые описан в 1909--1910 г. В литературе это заболевание встречается также под названием детский де; формирующий остеохондрит тазобедренного сустава, эпифизионекроз, инфантильная коксалгия.

Болеют чаще мальчики в возрасте 4--12 лет. Заболевание может быть одно и двусторонним и возникает вследствие сосудистых расстройств в субхондрально расположенном губчатом веществе головки бедренной кости при повторных микротравмах. М. И. Ситенко (1935) считал причиной возникновения заболевания нарушение процесса окостенения эпифиза головки бедренной кости. Нередко болезнь появляется после закрытого вправления врожденного вывиха бедра. Вероятно, существует наследственная предрасположенность к заболеванию.

Инфекционный (хронический) полиартрит и артрит

Артрит различной этиологии является лишь местным проявлением общего заболевания. Классифицируют артрит и полиартрит по этиологическому (инфекционный артрит с известным возбудителем) и патогенетическому принципам и по общности тканевой реакции (аллергический артрит, коллагеноз и т. д.). Принято различать инфекционный артрит с неустановленным возбудителем (ревматический), инфекционный неспецифический (ревматоидный) и инфекционный артрит определенной этиологии (бруцеллезный, гонорейный, септический и т. д.). Течение артрита может быть острым, но в подавляющем числе случаев заболевание протекает подостро или хронически. Инфекционные полиартрит и артрит -- наиболее часто встречающиеся хронические заболевания суставов. Они могут быть неспецифическими и специфическими.

Воспалительные заболевания костей и их последствия

К воспалительным заболеваниям костей относятся остеомиелит, ряд типично протекающих форм первично хронического остеомиелита (опухолевидный остеомиелит, склерозирующий остеомиелит, послетифозный остеомиелит и т. д.), а также абсцесс Вгоdie.

Остеомиелит -- гнойное воспаление костного мозга и всех элементов кости, вызванное заносом в кость инфекции током крови из какогонибудь очага (гематогенный остеомиелит) или возникшее в результате открытого повреждения (травматический, или раневой, остеомиелит). Остеомиелит может быть неспецифическим и специфическим (туберкулезный, сифилитический и др.). В клинической практике чаще встречается неспецифический остеомиелит, возникающий вследствие гематогенного распространения инфекции, перехода воспалительного процесса на кость с других тканей и органов (панариций и пр.), а также экзогенного инфицирования при открытых переломах. Одним из видов экзогенного остеомиелита является огнестрельный, возникающий при огнестрельных повреждениях опорно-двигательного аппарата. По течению различают острый и хронический остеомиелит. Последний может быть первично хроническим и развившимся из острого.

2. Физические упражнения при нарушениях опорно-двигательного аппарата

2.1 Формы борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Занятие физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.

Главная функция суставов - осуществление движения. Вместе с этим они выполняют роль демпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку после быстрого движения. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость.

При работе мышцы развивают определённую силу, которую можно измерить. Сила зависит от количества мышечных волокон и их поперечного сечения, а также от эластичности и исходной длины отдельной мышцы. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц именно за счёт увеличения количества и утолщения мышечных волокон и за счёт увеличения их эластичности.

Подсчитано, что все мышцы человека содержат около 300 млн. мышечных волокон. Многие скелетные мышцы обладают силой, превышающей вес тела. Если деятельность волокон всех мышц направить в одну сторону, то при одновременном сокращении они могли бы развить силу в 25 000 кг м.

Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика - основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костномышечной и дыхательной.

Первые в свою очередь подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу, для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного - пассивные и активные. Пассивными называют упражнения для поражённой конечности, выполняемые больным с помощью здоровой конечности или при содействии инструктора ЛФК; активными - упражнения, выполняемые полностью самим больным.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что при заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на: упражнения направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.

В методику лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата обязательно включают лечебную физкультуру.

Занятия проводят лучшие специалисты реабилитологи. Эффективность каждого отдельного занятия и комплекса тренировок обеспечит стойкий результат.

Кенезитерапия при сколиозах, кифозах, плоскостопии, остеохондрозе, остеопорозе.

Суставная гимнастика при артритах, артрозах и травмах.

Гимнастика «релакс» при радикулите, остеохондрозе, острых болях в позвоночнике и суставах.

Адаптивная физическая культура для улучшения обмена веществ и адаптации к физическим нагрузкам.

Коррегирующая, деторсионная гимнастика для формирования корректирующего мышечного корсета и нормализации мышечного тонуса.

Различают два вида лечебной физкультуры: общая тренировка и специальные тренировки. Общая тренировка в ЛФК направлена на укрепление и оздоровление организма в целом; и специальные тренировки в ходе курса лечебной физкультуры прописываются врачом для устранения нарушений в функционировании определенных органов или систем в организме.

Для достижения результатов в лечебной физкультуре применяются определенные упражнения, нацеленные на восстановление функций той или иной части организма (например, для укрепления мышц живота лечебная гимнастика включает в себя комплекс физических упражнений в положении стоя, сидя и лежа). В результате прохождения курса ЛФК организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует вызванные заболеванием нарушения.

Назначает курс лечебной гимнастики лечащий врач, а врачспециалист по лечебной физкультуре (ЛФК) определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях врач по ЛФК. Применение лечебной гимнастики, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания. Самостоятельно начинать занятия по ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий лечебной гимнастикой, назначенная врачом, должна строго соблюдаться.

2.2 Общие упражнения для подвижности суставов

Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:

Исходное положение - руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.

Исходное положение - руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.

Исходное положение - руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.

Исходное положение - руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).

Исходное положение - руки за голову. Круговые движения туловищем.

Исходное положение - руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.

Исходное положение - полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.

Исходное положение - основная стойка. Наклон влево, вправо.

Исходное положение - руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.

Исходное положение - лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).

Упражнения для мышц шеи - это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.

Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях.

Выполняются они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.

Упражнения для воспитания осанки. Как правило, с возрастом в результате ослабления мышц ног и туловища, неправильно или вынужденного положения отдельных частей тела при работе или дома осанка ухудшается.

Постоянное применение специально подобранных упражнений поможет сохранить правильную и красивую осанку на долгие годы.

2.3 Режимы двигательной активности больных при нарушениях осанки и сколиозе

Физическая реабилитация сколиотических больных проводится в комплексе с медицинской, психологической и социальной реабилитацией и включает: рациональный режим дня и двигательной активности, правильно сбалансированное питание, а также другие методы консервативной терапии.

Режим дня у пациентов со сколиозом состоит из лечебных мероприятий в соответствии с медицинскими требованиями учебных занятий, сна, бодрствования, приема пищи развлечений. Дети спят на ортопедической постели или на постели с деревянным или металлическим щитом. Во время дневного отдыха, учебных занятий и лечебных процедур ребенок должен лежать преимущественно на спине или животе на невысокой подушке. Весь комплекс восстановительных мероприятий проводится по трем режимам двигательной активности. Режим щадящий (РД1) назначается при прогрессирующих сколиозах I -- II степени, некомпенсированном сколиозе, сколиозе IV степени, состояниях после хирургических вмешательств, а также кратковременно всем больным в периоде акклиматизации, реабилитационные мероприятия у пациентов с РДI включают ношение функционального кольта. Для удобства дневного и ночного сна в корсете изготавливают гипсовую кроватку или полукроватку с учетом корсета. Корсет снимают время приема лечебных процедур. Режим щадяще-тренирующий (РДII) назначают пациентам с не прогрессирующими, компенсированными II--III степенями сколиоза. Этот режим исключает нагрузки на позвоночник, связанные с длительным сидением, бегом, прыжками, физическими работами. В ношении корсета у детей с РДII, как правило, необходимости нет. Режим тренирующий (РДIII) применяют детям с I степенью не прогрессирующего сколиоза. Комплекс реабилитационных мероприятий у них включает дозированную нагрузку, элементы спортивных игр, ближний туризм и др.

Рациональное питание пациентов строится на соблюдении физиологических соотношений основных веществ -- белков, жиров, углеводов (1:1:4) при повышенном содержании в пище минеральных солей и витаминов. Необходимо достаточное содержание в пище полноценных белков и углеводов для обеспечения в организме пластических и энергетических процессов. Минеральные соли (соли кальция, фосфора и др.) должны входить в пищевой рацион за счет пищевых проектов.

2.4 ЛФК в комплексной реабилитации больных при нарушениях осанки и сколиозе

Ведущая роль в реабилитации больных с нарушениями осанки и сколиозах принадлежит ЛФК. Клиникофизиологическим обоснованием к применению средств ЛФК в комплексной реабилитации больных сколиозом является связь условий формирования и развития костносвязочного аппарата позвоночника с функциональным состоянием мышечной системы. ЛФК способствует формированию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции. При неполной коррекции ЛФК обеспечивает стабилизацию позвоночника и препятствует прогрессированию болезни. Применяются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения.

Специальными являются упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника -- корригирующие упражнения. Они могут быть симметричными, асимметричными, деторсионными. Неравномерная тренировка мышц при выполнении симметричных упражнений способствует укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости искривления, что непосредственно приводит к нормализации тяги позвоночного столба.

2.4.1 ЛФК для укрепления мышечного корсета

При выборе упражнений для укрепления мышечного корсета необходимо учитывать исходное состояние мышц, индивидуальные особенности осанки, а также степень нарушения осанки. «Накачивать» и без того сильные и тем более перенапряженные группы мышц не только бессмысленно, но и вредно. В зависимости от характера нарушений осанки следует обратить особое внимание на тренировку ослабленных мышц.

Примеры упражнений для мышц спины, верхней части спины и плечевого пояса. Укреплять эти мышцы необходимо при усиленном грудном кифозе и крыловидных лопатках.

1. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, свести лопатки. Дыхание не задерживать, живот не поднимать (нижние ребра не отрывать от пола). Удерживать принятое положение до небольшого утомления мышц.

2. Выполнить то же упражнение, но кисти сложить на затылке, плечи отвести назад.

3. Выполнить то же упражнение, держа руки в положении «крылышек».

4. Поднять голову и плечи, развести руки в стороны, сжимать и разжимать кисти.

5. Поднять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (имитировать движения при плавании брассом).

Особенно необходимо укреплять мышцы поясницы при уменьшенном поясничном лордозе.

Исходное положение: лежа на животе.

1. Поочередно отводить назад (отрывать от пола) и опускать на пол прямые ноги. Темп медленный, таз не отрывать от пола.

2. Отвести назад прямую ногу (следить за тем, чтобы таз оставался неподвижным), удерживать в этом положении 35 счетов. Повторить для другой ноги.

3. Отвести назад одну ногу, затем вторую, медленно опустить обе ноги.

Примеры упражнений для брюшного пресса.

Силу мышц передней стенки живота необходимо увеличивать при усиленном поясничном лордозе, выступающем вперед животе.

Если мышцы брюшного пресса очень слабы, опасно начинать тренировку с общепринятых упражнений с подъемом ног и туловища из положения, лежа на спине. Резкое повышение внутрибрюшного давления может привести к расхождению прямых мышц живот и грыже. Самым нетренированным лучше начать укреплять брюшной пресс с упражнений полегче.

Исходное положение: лежа на спине, поясница прижата к полу.

1. Наклонить голову вперед, поднять плечи от пола, потянуться руками к носкам (выдох). Вернуться в исходное положение (вдох).

2. Согнуть одну ногу, вытянуть ее вперед (к потолку), согнуть, поставить ступню на пол (выдох выпрямить ногу (вдох). Повторить для другой ноги.

3. Согнуть обе ноги, разогнуть их вперед, согнуть опустить стопы на пол (выдох), выпрямить ноги (вдох).

Примеры упражнений для боковых мышц туловища.

Эти мышцы особенно важны для поддержания симметричного положения тела во фронтальной плоскости. При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости мышцы правой и левой стороны туловища тренируют с одинаковой интенсивностью. Одинаковая нагрузка для обеих сторон применяется и при умеренной асимметрии туловища, в том числе при сколиозе небольшой степени и в начальном периоде тренировок при любой стадии сколиоза. Если асимметрия мышцы выражена слабо, то симметричная тренировка (одинаковое число повторений упражнения для каждой стороны) выравнивает силу мышц. Слабые мышцы на выпуклой стороне испытывают большее напряжение и «подтягиваются» к более сильным мышцам на вогнутой стороне, на которые такая же нагрузка не оказывает тренирующего действия.

При выраженных нарушениях осанки во фронтальной плоскости бывает необходимо укреплять мышцы с выпуклой стороны искривления и расслаблять с вогнутой, но такую асимметричную тренировку можно проводить только после консультации ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре.

Исходное положение: лежа на боку.

1. Приподнимать и опускать выпрямленную «верхнюю» ногу.

2. Приподнять «верхнюю» ногу, присоединить к ней «нижнюю», медленно опустить обе ноги.

3. Приподнять обе ноги, удержать их на 35 счетов, медленно опустить.

4. Исходное положение: лежа на полу на кушетке, туловище на весу, «нижняя» рука опирается на пол, стопы фиксированы под опорой или их удерживает партнер. Перевести руки на пояс, удерживать туловище на весу на 35 счетов, вернуться в исходное положение.

Это упражнение используют и в качестве функциональной пробы для боковых мышц туловища.

Примеры упражнений для мышц задней поверхности бедер.

При увеличенном угле наклона таза и усиленном поясничном лордозе необходимо в первую очередь укреплять мышцы задней поверхности бедер и брюшного пресса. Задняя группа мышц бедра участвует в выполнении упражнений для мышц поясницы, а приведенные здесь упражнения выполняются с участием мышц нижней части спины.

Мышцы поясницы при увеличенном поясничном лордозе обычно необходимо расслаблять и растягивать. После выполнения упражнений, в которых мышцы поясницы поневоле напрягаются, следует сделать несколько глубоких наклонов вперед или полежать животом на опоре, расслабив мышцы.

1. Исходное положение: в упоре на колени и ладони выпрямленных рук (стоя на четвереньках). Выпрямить одну ногу параллельно полу и потянуться ею назад и немного вверх (к потолку). Таз держать неподвижным.

2. Выполнить то же упражнение, одновременно сгибая руки в локтях.

Эти упражнения можно выполнять с отягощением (например, манжетой с песком) или с помощью партнера, который оказывает сопротивление, движению ноги назад, придерживая её.

3. Исходное положение: лежа на животе на гимнастической скамейке, одна нога прижата к ней, вторая с отягощением на голеностопном суставе свисает вниз. Поднять прямую ногу с грузом, опустить. Вместо груза сопротивление движению ноги может оказывать партнер.

4. Исходное положение: вис на гимнастической стенке лицом к ней. Отвести назад прямую ногу, удержать на 35 счетов, опустить. Повторить для другой ноги. Таз держать прижатым к стенке.

5. Одновременно отвести назад обе ноги, удержать на 35 счетов, опустить. Таз прижат к стенке.

Примеры упражнений для мышц передней поверхности бедер.

Так же, как и в предыдущей группе упражнений, здесь необходимо помнить о том, что, укрепляя ослабленные мышцы, мы вынуждены нагружать те, которые больше нуждаются в расслаблении и растягивании, чем в тренировке.

При уменьшенном угле наклона таза и сглаженном поясничном лордозе надо стремиться укрепить мышцы спины и передней поверхности бедер. Упражнения для передней группы мышц бедер выполняются с участием мышц брюшного пресса, а их напряжение сглаживает поясничный лордоз.

После выполнения таких упражнений при уменьшенном поясничном лордозе необходимо расслабить мышцы живота и растянуть их, например, полежать на спине, подложив под поясницу высокий валик.

Исходное положение: лежа на спине.

1. Поочередно поднимать и опускать прямые ноги.

2. Поднять и опустить обе ноги одновременно.

Исходное положение: вис на турнике или на гимнастической стенке спиной к ней:

3. Попеременно поднимать до горизонтали и опускать ноги, не сгибая их в коленях.

4. Поднять правую ногу, присоединить к ней левую, опустить правую, затем левую ногу.

5. «Угол»: одновременно поднять обе ноги до угла 90°.

По мере тренировки нагрузку на мышцы увеличивают. Для этого можно дольше задерживать ноги поднятыми и выполнять упражнения с грузом на голеностопных суставах или с помощью партнера, который оказывает сопротивление подъему ног.

Следующие два упражнения позволяют избежать напряжения мышц брюшного пресса, но для первого необходимы не только гимнастическая стенка или прикрепленная к стене перекладина, но и помощник, а для второго -- хорошая координация движений и умение управлять напряжением и расслаблением мышц.

6. Исходное положение: стоя на расстоянии вытянутой руки от гимнастической стенки лицом к ней. Взяться руками за перекладину на уровне груди, присесть до горизонтального положения бедер. Партнер, стоя сзади, надавливает руками на бедра ребенка у тазобедренных суставов. Преодолевая сопротивление, медленно выпрямить ноги.

7. То же упражнение можно выполнить без гимнастического снаряда и без партнера. Присесть (бедра горизонтально), опереться руками на бедра у тазобедренных суставов, расслабить мышцы живота. Медленно выпрямить ноги, преодолевая вес туловища.

2.4.2 Корригирующие упражнения

Корригирующие упражнения - это специальные упражнения, которые направлены на коррекцию патологической деформации позвоночника. Они могут быть симметричными, асимметричными, деторсионными.

В основе симметрических упражнений лежит принцип минимального биомеханического воздействия специальных упражнений на кривизну позвоночника. Эти упражнения не требуют учета сложных биомеханических условий работы деформированной опорнодвигательной системы, что снижает до минимума риска их ошибочного применения. Симметричные упражнения оказывают неодинаковое воздействие на симметрично расположенные мышцы туловища, которые в результате деформации позвоночника находятся физиологически несбалансированном состоянии.

Преимущество симметричных упражнений состоит, вопервых, в том, что их проще правильно подобрать и выполнить, и, вовторых, в том, что они вовлекают внутренние резервы организма в процесс компенсации нарушений.

При выполнении таких упражнений необходимо сохранять серединное положение позвоночника. Это само по себе -- нелегкая задача для ребенка с дефектом осанки во фронтальной плоскости, так как мышцы правой и левой сторон туловища при таких нарушениях развиты неодинаково и симметричные по характеру выполнения упражнения являются асимметричными с точки зрения работы мышц. Чтобы удержать спину прямой, ослабленные мышцы с выпуклой стороны искривления вынуждены преодолевать сопротивление более сильных мышц с вогнутой стороны. При асимметричной осанке любые симметричные упражнения для укрепления и растягивания мышц спины и брюшного пресса являются корригирующими, если при их выполнении особенно тщательно следить за тем, чтобы позвоночник находился точно по средней линии. Мышечный тонус при такой тренировке постепенно выравнивается: мышцы на выпуклой стороне становятся сильнее и выносливее, а перенапряженные мышцы на вогнутой стороне немного растягиваются.

Примеры симметричных корригирующих упражнений.

Исходное положение: лежа на животе.

Кисти положены одна на другую под подбородком. Принять правильное положение тела (остистые отростки на прямой линии, руки и ноги расположены симметрично относительно позвоночника). Одновременно приподнять руки, грудь и голову, не отрывая от пола ноги, таз и живот. Удерживать эту позу 37 счетов, сохраняя правильное положение тела. Дыхание свободное.

Выполнить то же упражнение, одновременно подняв прямые ноги.

Исходное положение: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища.

1. Принять правильное положение тела, проверить его, приподняв голову и плечи. Перевести руки на пояс, медленно сесть, сохраняя правильную осанку, вернуться в ИП (выдох). Расслабить мышцы (вдох), проверить положение тела.

2. «Велосипед»: круговые движения ногами.

3. Приподнять прямые ноги под углом 3045°,развести их в стороны, соединить, опустить (выдох),расслабить мышцы (вдох).

Асимметричные упражнения также базируются на принципе коррекции позвоночника, однако отличаются оптимальным воздействием на его кривизну, умеренным растягиванием мышц и связок на вогнутой дуге искривления и дифференцированным укреплением ослабленных мышц на выпуклой стороне.

Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально. Асимметричные упражнения тренируют ослабленные и растянутые мышцы. Например, из исходного положения стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч, выполняется следующее упражнение:

а) на стороне грудного сколиоза опускается предплечье, плечо поворачивается наружу, при этом лопатка приводится к средней линии. В момент приведения лопатки происходит коррекция реберного выбухания;

б) на противоположной стороне грудного сколиоза поднимается предплечье, и плечо поворачивается вперед и внутрь, лопатка при этом оттягивается кнаружи. В этом движении участвуют предплечье, плечо и лопатка. Поворот туловища не допускается. При выполнении этого асимметричного упражнения происходит растягивание верхней порции трапециевидной мышцы и укрепление лопаточных мышц на стороне сколиоза; укрепление верхней порции трапециевидной мышцы и растягивание лопаточных мышц на противоположной стороне. Упражнения способствуют выравниванию тонуса мышц, положения предплечий, уменьшению асимметрии стояния лопаток. Следует помнить, что неправильное применение асимметричных упражнений может спровоцировать дальнейшее прогрессирование сколиоза.

2.4.3 Деторсионные упражнения

Деторсионные упражнения выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; коррекция сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника. Например, на стороне поясничной вогнутости -- отведение ноги назад в противоположную сторону; на стороне грудного сколиоза -- отведение руки с небольшим поворотом корпуса в верхнем отделе вперед и внутрь. При отведении ноги таз умеренно отводится в ту же сторону. Упражнение способствует деторсии в поясничном и грудном отделах позвоночного столба.

Коррекция торсии позвонков осуществляется следующим образом. При правостороннем грудном сколиозе в условиях фиксации поясничного отдела позвоночника и таза производят упражнения с поворотом плечевого пояса и правой руки с права налево, так как торсия позвонков имеется в направлении слева направо. Деторсионные упражнения для поясничного отдела позвоночника осуществляются путем поворота поясницы, таза и ног слева направо при фиксации грудного отдела позвоночника.

В качестве примера приводим упражнения, применяющиеся при Sобразном сколиозе (правостороннем грудном, левостороннем поясничном). Для коррекции деформации используются асимметричные упражнения: поднятие левой руки левой ноги, наклоны влево для исправления поясничной кривизны, при этом левую руку поднимают вверх и заводят, а голову, ладонью правой руки оказывают давление на реберный горб, голову и плечи наклоняют вправо. Коррекция поясничной кривизны осуществляется также при фиксированном грудном отделе позвоночника с помощью отклонения таза и ног влево.

С целью коррекции грудной кривизны наклоны туловища производят вправо, используя при этом асимметричное положение рук. Коррекция торсионной деформации поясничного отдела позвоночника осуществляется в положении лежа на спине при фиксации головы, рук и груди с помощью сгибания и забрасывания левой ноги на правую. Для исправления торсионной деформации грудного отдела позвоночника при фиксации ног, таза, поясничного отдела позвоночника производятся повороты туловища, плеч, рук, головы справа налево. Возможна одновременная коррекция обоих торсионных искривлений. Для этого ребенок из положения, лежа на левом боку вытянутой рукой и согнутой в тазобедренном и коленном суставах левой ногой осуществляет поворот правого плеча и груди вперед, а правой выпрямленной ногой и тазом назад. Кроме того, в исходном положении стоя левую ногу фиксируют впереди правой, левую руку поднимают вверх, правую помещают на грудь, при этом производят поворот руки и плечевого пояса влево, а таза вправо.

При грудопоясничном типе сколиоза с вершиной дуги искривления на уровне XI--XII грудных позвонков целесообразна тренировка пояснично-подвздошной мышцы на вогнутой стороне позвоночника по И. И. Кону. В исходном положении лежа на спине, бедро и голень сгибают под углом 90°. На бедра надевают манжету, соединенную через блок с грузом. Упражнения проводят путем сгибания бедра до острого угла. Величина груза, приложенная к манжетке бедра, составляет 3--5 кг, число упражнений 15--20. Через 3 месяца число упражнений увеличивают вдвое, через 6 месяцев -- втрое. Изометрическую тренировку пояснично-подвздошной мышцы проводят из того же исходного положения путем удержания груза величиной 8--15 кг в течение 10 с. За 3 месяца лечения время удержания груза доводят постепенно до 30 с, за 6 месяцев - до 1 мин. Этот метод лечения способствует уменьшению наклона поясничного отдела позвоночника на стороне тренировки пояснично-подвздошной мышцы.

2.5 Разгрузка позвоночника

Разгрузка позвоночника при лечении сколиоза является необходимым условием для специального и локального воздействия на него. Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформации, но и улучшить крово и лимфообращение в окружающих мышцах и связках.

В период роста ребенка искривление позвоночника может увеличиваться изза перегрузки ростковых хрящей. Поэтому разгрузкой позвоночника предусматривается уменьшение давления на межпозвонковые хрящи с вогнутой стороны искривления, создание равномерного давления на замыкающие пластинки позвонков. Для разгрузки позвоночника и коррекции его деформации на время устных и письменных школьных занятий дети принимают положение лежа, спят в гипсовых кроватках, носят функциональные корригирующие корсеты.

Разгрузка позвоночника достигается тем, что в течение большей части дня пациенты находятся в положении лежа. Во время проведения школьных занятий и выполнения домашних заданий дети лежат на медицинских кушетках. Письменные уроки они выполняют в положении лежа на животе, слегка упираясь локтями о кушетку. Во время школьных занятий под грудь ребенку подкладывают клиновидную подушку, изготовленную из толстой фанеры и покрытую поролоном и дерматином. Подставка соответствует следующим размерам: высота ее равняется длине плеча ребенка, длина расстоянию от подбородка до XII ребра плюс 2 см, ширина -- расстоянию между плечевыми суставами. Во время устных уроков дети могут находиться в положении на спине, подставку подкладывают под голову и верхнюю часть спины.

Разгрузка позвоночника также может достигаться вследствие расслабления и растягивания мышц, принимающие активное участие в поддержании правильной осанки.

Научить ребенка расслабляться нередко является самой трудной задачей в курсе лечебной физкультуры. Расслабиться особенно сложно нетренированному человеку. Эта задача требует определенного опыта в обращении со своими мышцами, умения управлять степенью их напряжения. Важно не только научиться расслаблять мышцы в покое, но и уметь расслабить те мышцы, которые не участвуют в движении, -- и во время выполнения упражнений, и в повседневной жизни. Расслабление снимает напряжение мышц, ускоряет восстановление работоспособности после тренировки. Особенно важно научиться расслаблять позные мышцы с повышенным тонусом -- это необходимое условие формирования правильной осанки.

При расслаблении снижается тонус не только скелетных мышц, но и гладкой мускулатуры внутренних органов в соответствующих зонах. Упражнения в расслаблении -- прекрасный способ тренировки тормозных реакций для возбудимых детей. Постоянные стрессы вызывают напряжение мускулатуры всего тела, и расслабление лица и рук хорошо снимает психическую нагрузку и облегчает расслабление более крупных мышц.

Чтобы проверить, расслабил ли ребенок мышцы, можно надавить на них и почувствовать снижение мышечного тонуса (расслабляясь, мышцы становятся мягче).

Тонус мышц можно проверить и с помощью пассивных движений -- взять конечность ребенка руки и подвигать ею. Расслабленные конечности не сопротивляются и не помогают пассивным движениям; если расслабленную руку или ногу приподнять и резко отпустить, она не задерживается в воздухе, а безвольно падает. Пока навык расслабления не будет выработан, необходимо постоянно проверять, правильно ли ребенок выполнил упражнение, полностью ли расслаблены его мышцы.

Расслабить мышцы необходимо не только после нагрузки, но и перед ней. Это относится и к каждому занятию, и к курсу тренировки в целом.

Чтобы облегчить расслабление, обучение начинают в удобном исходном положении, лучше всего -- лежа на спине. Ощущение расслабления мышц можно вызвать у ребенка по контрасту с чувством их напряжения: «Напряги руку... а теперь расслабь».

Расслабление облегчают такие дополнительные приемы, как встряхивание, раскачивание, маховые движения конечностями.

Эластичность мышц тесно связана с гибкостью позвоночника. Если подвижность позвоночника в соответствующем отделе нормальная или немного выше нормы, дополнительно растягивать мышцы не следует.

Одновременно с растягиванием необходимо укреплять мышцы-антагонисты, напряжение которых обеспечивает выполнение движений во время упражнений на растягивание.

Заключение

Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С юношеских лет и до глубокой старости человек в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие самое разнообразное воздействие на все его системы. Они рождают чувство бодрости и особой радости, знакомое каждому, кто систематически занимается какимлибо видом спорта.

Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).

Плохая осанка - основное нарушение опорнодвигательного аппарата. Плохая осанка признак нездоровья вашего ребенка. Сколиоз - это не просто нарушение осанки ребенка вследствие искривления позвоночника. Недаром врачи, практикующие методами дальневосточной медицины, называют позвоночник "древом жизни", да и традиционная медицина пришла к выводу, что позвоночник связан с жизненно важными внутренними органами и нарушение его работы влечет за собой поражение почек, печени, сердца и т. п. Поэтому с полным основанием можно говорить: если вашему ребенку поставили диагноз "сколиоз", это очень серьезно. И если вы хотите, чтобы ребенок вырос здоровым и не потерял с детства способности радоваться жизни, его нужно лечить. Не ограничиваясь визитами к врачам, необходимо внести изменения в его образ жизни, но ни в коем случае не заниматься самолечением и не обращаться за помощью к специалистам, квалификация которых вызывает у вас недоверие.

Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе это физическая культура, дающая людям здоровье, радость, ощущение полноты жизни. Современный специалист должен быть закаленным, физически культурным человеком. Строить себя, свое здоровье по жесткому графику трудно. Но если это удается, то удается и все остальное.

В заключении можно сделать следующие выводы:

1) курс физической реабилитации больных сколиозом способствует укреплению мышц спины, боковых мышц туловища и особенно живота;

2) при физических упражнениях нормализуется тонус мышц;

На основе собственных результатов исследований и анализа литературных источников можно сказать, что физическая реабилитация повышает функциональные резервы и защитные силы организма. Адекватно подобранные средства и методы физической реабилитации улучшают трофику органов и тканей, ведут к более быстрому восстановлению нарушенных функций.

Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Занятие физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.

Упражнения по физической культуре имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие.

Сложность определения и сочетания конкретных физических упражнений, последовательность их выполнения на занятиях заставляют учитывать комплексный характер воздействия упражнений на занимающихся.

Жизнь - это движение.

Список литературы

физкультура позвоночник заболевание осанка сколиоз

1. Абрамов М.С. Физическая культура. М.: ИНФРАМ, 2003.

2. Вайнер Э. Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология. 2004. N 2. С. 5859

3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 512 с.: ил.

4. Домашняя медицинская энциклопедия. Главный редактор Покровский В. И., Москва: «Медицина», 1993 г.

5. Каптелин И.О., Лебедева И.П. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации. -- М., 1995.

6. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура. Новейший справочник / Под общей ред. проф. Т.А. Евдокимовой. - СПб.: Сова; М.: Издво Эксмо, 2003. - 862 с.

7. Орешкин Ю. А. К здоровью через физкультуру. М.: Логос, 2002. 287 с.

8. Правосудов В.П. Учебник инструктора по лечебной физкультуре. -- М., 1980.

9. Пасынков Е.И. Физиотерапия. - М.: Медицина, 1980.

10. Позвоночник - ключ к здоровью / П.С. Брэгг, С.П. Махешварананда, Р. Нордемар и др. - СПб.: ООО «Диамант», 2001. - 512 с.

11. Потапчук А. А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. СПб.: Речь, 2001.

12. Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний / Под ред. А. Н. Обросова и Т. В. Карачевцевой.-- М.: Медицина, 1978. - 392с.

13. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка// Дошкольное воспитание. 1999. № 6.

14. Физическое воспитание. Учебник. Редакторы Головин В. А., Маслякова В. А., Коробкова А. В. и др., Москва: «Высшая школа», 1983 год.

15. Физическая культура / Под ред. Т.Ю. Жиглова. М.: Спорт, 2001. С. 198.

16. Физическая культура и валеология. Мишаров А. З., Камалетдинов В. Г., Харитонов В. И., Кубицкий С. И.. Челябинск: ДЦНТИ, 1999. - 325 с.

17. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. - Ростов н / Д: издво «Феникс», 1999. - 608 с.

18. Харитонов. Эффективная методика двигательной подготовки. Омск: ОГПИ, 1999. - 213. с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анатомическая характеристика строения опорно-двигательного аппарата. Позвоночник как опора всего организма. Элементы сустава, скелетная мускулатура человека. Функции опорно-двигательного аппарата, заболевания и их лечение. Нарушение осанки, радикулит.

    реферат , добавлен 24.10.2010

    Заболевания опорно-двигательного аппарата, их причины и методы определения. Плоскостопие, его виды, стадии и причины. Сколиоз как наиболее часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, его формы, медицинские методы лечения и профилактики.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Строение и функции опорно-двигательного аппарата. ЛФК при травмах опорно-двигательного аппарата. Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним. Клинико-физиологические действия физических упражнений. Комплекс физических упражнений.

    реферат , добавлен 24.01.2008

    Основные причины травм. Классификация травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата у спортсменов. Наиболее часто встречающиеся повреждения костей и суставов. Растяжение связочного аппарата сустава. Способы первой помощи, лечения и реабилитации.

    реферат , добавлен 26.08.2014

    Основные причины и классификация нарушений опорно-двигательного аппарата. Основные причины неправильной осанки и сколиоза. Причины двигательных нарушений при детском церебральном параличе (ДЦП). Проведение лечебно-коррекционной работы с детьми при ДЦП.

    презентация , добавлен 12.05.2016

    Понятие об опорно-двигательном аппарате: мышечная и костная системы. Заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА), факторы, их обуславливающие. Плавание как метод реабилитации при травмах и заболеваниях ОДА. Оздоровительное и лечебное плавание.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2012

    Обзор причин и последствий заболеваний опорно-двигательного аппарата. Оздоровительные основы физических упражнений. Комплексы лечебной гимнастики, которые способствуют выздоровлению опорно-двигательного аппарата. Программы по оздоровлению позвоночника.

    презентация , добавлен 26.05.2016

    Осанка и её виды. Характеристика и классификация сколиоза, его опасность для человека. Формы искривления позвоночника. Выявление причин развития заболеваний опорно-двигательного аппарата, меры их профилактики. Анализ заболеваемости среди учащихся школ.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Возрастные особенности костей, скелета и мышечной системы, изменение их структуры с возрастом. Причины нарушения осанки у детей. Факторы, влияющие на развитие плоскостопия. Гигиена опорно-двигательного аппарата детей в дошкольном учреждении и в семье.

    реферат , добавлен 24.10.2011

    Условия формирования и структура профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы от физического перенапряжения. Заболевания от функционального перенапряжения. Эпикондилит плеча. Координационные неврозы.

МОСКВА, 31 окт - РИА Новости. День сурдопереводчика отмечается в России в среду. Сурдопереводчик - одна из самых востребованных и при этом одна из самых недоступных профессий в России. О том, почему ее так сложно получить и где все-таки найти такую возможность, рассказала директор Центра и образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой Анна Комарова.

Жесты и цифры

В России жестовый язык использует 120,5 тысяч человек. Профессию сурдопереводчика признали полноценной специальностью только в 1992 году, и по ходатайству Центрального правления Всероссийского общества глухих (ВОГ) она была внесена министерством труда РФ в тарифно-квалификационный справочник. По данным ВОГ, в России работает всего 1100 сурдопереводчиков, в то время как необходимо подготовить не менее 7600 специалистов.

Чтобы обеспечить страну таким количеством переводчиков, потребуется не один год, уверяют эксперты. К тому же система подготовки должна быть разветвленной по всей стране. В настоящее же время в России всего один вуз - Московский лингвистический университет - готовит первую и единственную группу бакалавров-сурдопереводчиков. В ней десять человек, и занятия по специальности начнутся у студентов только во втором семестре. «Я очень удивилась, что не нужно было сдавать вступительного экзамена по жестовому языку. У нас в группе с ним вообще никто не знаком, кроме меня», - рассказала Валерия, одна из студенток МГЛУ.

Помимо этого, в российских вузах существуют факультативные занятия и курсы повышения квалификации, в том числе в МГУ, РГСУ, Московском педагогическом, Волгоградском и Орловском государственных университетах. Но, как отмечают специалисты, этого недостаточно, чтобы выполнить госпостановление и обеспечить все социальные учреждения сурдопереводчиками.

Лингва инкогнито

Преподаватели Центра образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой совместно с ВОГ разработали программу подготовки сурдопереводчиков и предложили ее Министерству образования и науки. Но проект приостановлен до неопределенного времени: сами создатели признают, что для подготовки необходимого числа сурдопереводчиков преподавателей не хватает. «Всего в стране около 20 человек имеют «корочки» сурдопедагогов, при этом из них работают по специальности около семи», - пояснила директор центра Анна Комарова.

Кроме того, жестовый язык - это богатое поле для изучения, быстро развивающееся, но мало изученное. До сих пор находятся скептики, утверждающие, что полноценным языком его считать нельзя. Тем не менее у него есть вокабулярий, грамматика, письменное обозначение, но из-за недостатка исследований и учебной литературы возникает много проблем. Язык жестов, как и любой другой, нужно чувствовать. А лучше всего это могут делать только носители - глухие люди. Именно их не хватает среди сурдопедагогов, констатировала специалист.

«Я могу бегло говорить на жестовом языке и переводить, но я могу не уловить какой-то нюанс, который может почувствовать только глухой», - пояснила директор центра.

Как официально стать сурдопереводчиком

Выучить жестовый язык не так трудно, уверяют специалисты. По их мнению, он проще, чем, например, английский. Освоить его на бытовом уровне можно за несколько месяцев, но все, конечно же, зависит от учащегося и от того, как много он практикуется. Для этого не нужно поступать в вуз - достаточно записаться на курсы.

Основной метод обучения - погружение в среду, обязательное изучение фраз в контексте.

По словарям этот язык не выучить - нужна постоянная практика, чтобы жесты запоминала не только голова, но и руки.

«Определение всегда ставится после существительного, вопросительное слово - в конце предложения, временной маркер - после глагола. Очень важен пассивный или активный залог - от этого зависит скорость и интенсивность жестов. К этому нужно привыкнуть и усвоить, а это достигается только практикой», - добавила Комарова.

По окончании курсов студенты при желании могут пройти аттестацию и получить официальное разрешение на работу сурдопереводчиком - для этого в Москве работают две аттестационные комиссии. Для начала экзаменуемый отвечает на вопросы по этике сурдопереводчика, всего их около 20: как он должен быть одет, могут ли на нем быть украшения, где он должен стоять по отношению к собеседникам и так далее. «Все всегда очень боятся. Мы их успокаиваем, но они все равно боятся», - смеется преподаватель.

Основная часть - это, естественно, перевод: синхронный, с жестового языка на русский, с русского на жестовый. Студенты также должны уметь переводить с экрана - это намного сложнее, чем непосредственная беседа с человеком, но этот навык необходим, потому что сурдопереводчику часто приходится работать по Skype.

За все задания присваиваются баллы, а по их результатам - квалификация. Самая высшая оценка - это допуск к работе в суде. «Одно дело работать сурдопереводчиком, например, в больнице, и совсем другое - в суде. Там точность перевода невероятно важна, потому что от слов зависят судьбы людей», - пояснила Комарова.

ГДЕ МОЖНО ВЫУЧИТЬ ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК???

Этот вопрос можно слышать с завидным постоянством, хотя информацию об этом при желании можно найти. Наш Центр проводит курсы русского жестового языка (РЖЯ) с 1991 года. Первоначальная программа обучения была разработана совместно со специалистами Бристольского университета (Великобритания) и соответствует современным европейским стандартам обучения ЖЯ как второму (иностранному) языку. Преподавание ведут квалифицированные глухие преподаватели прямым беспереводным методом.

Наши курсы русского жестового языка рассчитанны на родителей глухих детей, тех, кому базовый жестовый язык нужен для работы с глухими и слабослышащими, а так же всех, кому русский жестовый язык глухих интересен по каким-либо причинам: лингвистам, психологам, специалистам социальной сферы, логопедам, тем, у кого есть глухие родтсвенники, однокурсники, сотрудники или соседи.

Курсы рассчитаны на взрослых (с 14 лет), не владеющих жестовым языком и изучающих язык впервые. Возможно, Если Вы имеете какие-то навыки владения жестовым языком и не уверены, какой уровень обучения Вам подходит, необходимо предварительно пройти собеседование с преподавателями курсов.

Следует помнить, что для получения свидетельства переводчика жестового языка в любом случае необходимо проходить независимую аттестационную комиссию. Курсы не готовят переводчиков жестового языкаа (в старой терминологии - «сурдопереводчиков»), однако после 3-й ступени обучения можно пробовать свои силы. Вы же не станете называть себя переводчиком французского языка после полугода занятий! А выучить хорошо жестовый язык не легче, но и не труднее, чем любой другой язык!

Есть следующие программы:

- «1+» и «2+» уровни - предназначены для тех, кто по уровню заний "не дотягивает" до следующего, например, учился давно и многое забыл, решил повторить, решил подготовиться к следующему уровню или просто соскучился по ЖЯ. Это группы для расширения коммуникативных навыков, они проводятся по мере необходимости. Обычно занятия проходят два раза в неделю по 2 академических часа, в будни по вечерам (после 18.00).

Количество обучаемых в одной группе - не более 16 человек.

1-ый и 2-ой курс проходят 2 раза в год регулярно. Есть "Осенний" и "Весенний" курс. Осенний курс начинается с первых чисел октября и идет до нового года, запись на него открывается после 15 сентября. Весенний курс начинается с первых чисел февраля и продолжается до майских праздников, запись на гешл открывается после 15 января.

Сегодня, чтобы выучить язык, достаточно иметь доступ к сети с любого устройства. Паутина пестрит сайтами, помогающими познать тонкости иностранных языков, с помощью видеоуроков. А приложения для мобильных устройств предлагают осваивать программу в увлекательной форме, проходя интересные задания. Но существует один уникальный язык, отличающийся от других невербальным способом передачи информации. Это жестовый язык. Как выучить его с нуля? С чего начать и каковы его особенности, расскажет эта статья.

Русский дактильный алфавит

Дактильный алфавит являет собой набор из 33 букв, соответствующих русскому алфавиту и визуально воспроизведенных с помощью жестов руки. Поэтому общение по средствам дактиля считается вербальным. Для обозначения той или иной буквы изменяется положение пальцев.

Большее количество букв дактильного алфавита схожи с печатными, что облегчает изучение. С помощью «пальцевой азбуки» происходит общение между глухим и слышащим человеком.

Однако такой способ передачи информации второстепенен, чаще используется для слов или словосочетаний, у которых нет специальных жестов, например, для названия учреждений или имен собственных. Быстро выучить русский дактильный алфавит помогут видеоуроки, найти их можно на следующих ресурсах в интернете:

  • Youtube – популярнейший видеохостинг, на котором вы подберете удобные для вас видеокурсы по изучению дактиля;
  • «Город жестов» – удобный для изучения жестового языка ресурс, с простым интерфейсом видеословарем и постоянной поддержкой пользователей;
  • Группы в популярной социальной сети ВКонтакте – видеоуроки, знакомства, интересные истории от глухих и слабослышащих.

Жестовая речь

В общении глухих выделяются две речевые системы: КЖР (калькирующая жестовая речь) и РЖР (русская жестовая речь).

  • Русская жестовая речь используется для общения между глухими и слабослышащими людьми России. Она отличается от калькирующей жестовой речи тем, что не сопровождается устной речью, а используется для непринужденного общения.
  • Калькирующая жестовая речь применяется в деловом общении и сопровождается устной речью.

Интересно, что КЖР состоит не только из жестов, напрямую обозначающих слово, в нее входят слова, состоящие из комбинаций лексических единиц с жестами, например, слово «кабинет» будет представлено так: к+а+б (буквы дактильного алфавита) + жест, означающий слово «комната». Так же в КЖР присутствуют слова, полностью состоящие из дактилем – дактильные слова, пример: к+о+н+с+е+р+в+а+т+о+р – «консерватор».

Чтобы овладеть жестовой речью, свободно общаться на языке глухих, используйте все источники информации – видеоуроки, видеословари, тесты, смотрите фильмы на языке жестов и, конечно, практикуйте общение.

Список полезных сервисов, литературы, курсов и мероприятий для изучения языка жестов:

  • Сурдосервер – простой помощник для изучения языка жестов, включающий дактильные азбуки на разных языках, разговорник, тесты, а также ребусы. Имеет мобильную версию.
  • Г.Л. Зайцева «Дактилология. Жестовая речь», «Русский жестовый язык. Курс для начинающих» - среди обучающей литературы выделены работы Зайцевой. Из её книг вы узнаете историю формирования жестового языка, его особенности, поймете язык на структурном уровне и освоите множество жестов.
  • А.А. Игнатенко «Сборник упражнений и тестов по жестовой речи».
  • «Центр образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой» проводит курсы освоения жестового языка по трем уровням: базовый курс; курс, для имеющих первичные навыки общения на ЯЖ; углубленный курс. Первые два курса рассчитаны на срок в 3 месяца, после которых вы сумеете излагать свои мысли глухим.

Помимо обучающих занятий, для закрепления своих знаний просматривайте фильмы для глухих.

  • Санкт-Петербургская кинокомпания «Ковчег» снимает видео и фильмы для глухих, а также выпускает видеословарь христианских жестов. Отдельные фильмы для глухих ищите на Youtube.
  • Посетите «Театр мимики и Жеста» в Москве, в котором спектакли играются глухими актерами, а для слышащих людей на протяжении программы ведется перевод. Актеры играют выразительно, живость выступлений заряжает энергией, показывает богатство жестового языка, а главное – такой спектакль будет одинаково приятно смотреть как глухим, так и слышащим людям.

Неважно, какова причина изучения языка жестов, предайте обучению увлекательную игровую форму, тем самым облегчая, а также ускоряя процесс. Глухие люди, будь то ваши родственники, друзья или коллеги, любят общаться так же, как вы. Овладев русской жестовой речью, вы расширите круг общения и поможете людям с ограниченным слухом.

Начинающий: 8000 ⃏ в месяц

Опытный: 14000 ⃏ в месяц

Профессионал: 20000 ⃏ в месяц

* - информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Сегодня ситуация с востребованностью сурдопереводчиков в России выглядит парадоксально. С одной стороны, в таких специалистах остро нуждаются, с другой – рабочих мест для них мало, зарплата в госучреждениях – невелика. Но с развитием социальной сферы в стране эта ситуация должна измениться. Сейчас язык жестов в России считается языком межличностного общения, тогда как во многих странах ему присвоен статус государственного. Если это произойдет и в России, профессия сурдопереводчика станет востребована и престижна.

Для кого подходит профессия

Сурдопереводчик должен быть добрым и терпеливым, относитьсяс пониманиемк трудностямглухих подопечных, обладать хорошей моторикой рук, аналитическим мышлением, высоким интеллектуальным уровнем, высокой культурой общения.

Карьера

Сурдопереводчик - одна из немногих специальностей, где вертикаль карьерного роста отсутствует. В этой профессии нет градации на ранги или категории, однако это не означает отсутствие развития вообще.

Большинство сурдопереводчиков начинают карьеру при городских обществах глухих или при соответствующем подразделении администрации города. При известном старании и стремлении расширить круг обязанностей у сурдопереводчика есть шанс перейти в частную организацию - например, работающую с зарубежными партнерами, которым требуется помощь в переводе на язык жестов. Часто это организация конференций и семинаров для слабослышаших, участие в олимпиадах и соревнованиях. Как правило, уровень заработной платы в частном секторе выше, чем в государственных учреждениях.

Обязанности

  • Перевод устной речи (телефонных переговоров, радио-, телевизионных передач, производственных совещаний, собраний, бесед, проведение учебных занятий и т.п.) посредством жестового языка (прямой перевод) для глухих работников организаций.
  • Перевод устной речи посредством жестового языка глухих и дактилологии при общении глухих граждан.
  • Обратный перевод жестовой речи глухих граждан и дактилологии в устную речь.
  • Постоянную работу по унификации жестов для достижения лучшего взаимопонимания глухих работников в организациях и в учебных заведениях, имеющих группы неслышащих, а также в системе Всероссийского общества глухих.
  • Участие в работе кабинетов речи и чтения с губ, способствуя дальнейшему развитию остаточного слуха и словесной речи лиц с недостатками слуха.
  • Представление интересов глухих граждан при посещении ими организаций, обеспечивая взаимопонимание глухих граждан и работников организаций.
  • Организацию культурно-досуговой и социально-реабилитационной работы среди лиц с недостатками слуха.
  • Участие совместно с отделом кадров организаций в организации труда и эффективной расстановке глухих и слабослышащих работников на производственных участках, а также в контроле над посещаемостью и успеваемостью глухих и слабослышащих учащихся, выполнением ими производственной практики, ведении установленной документации.
  • Работа с руководителями производственных подразделений, осуществление перевода инструктажа при обучении глухих и слабослышащих работников безопасным методам труда, разъяснении им производственных заданий.
  • Организацию работы по повышению квалификации работников совместно с руководителями производственных подразделений.
  • Постоянное пополнение своих знаний нормированной жестовой речи, совершенствование техники владения специфическими средствами общения глухих.
Оцените профессию: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10