Основные персидские цари из династии ахеменидов. Династия ахеменидов в ранний период Основателем персидской империи ахеменидов был

АХЕМЕНИДЫ

Династия древнеперсидских царей, правившая в 558–330 годах до н. э. Государство Ахеменидов включало в себя территории большинства стран Ближнего и Среднего Востока и прекратило свое существование в результате завоевания его Александром Македонским.

Основателем древнеперсидского государства и династии царей считается Кир II (Кир Великий, правил в 558–530 годы до н. э.), которого последующие поколения и древние историки считали образцом царя и человека. Собственно, историю этой древней династии донесли до нас классики - Геродот, Ксенофонт, Ктесий, Юстин и другие, - а также Библия и две клинописные хроники, хранящиеся ныне в британском музее.

В хрониках Кир Великий назван «царем Аншана» (эламской области Сузианы). Этот монарх, без всяких сомнений, являлся представителем арийского царского рода Ахеменидов, который состоял в вассальных отношениях с Мидией. Известно, что родителями основателя царства персов были Камбиз и Мандана, дочь мидийского царя Астиага.

В «Истории» Геродота рассказывается, что дед будущего завоевателя, Астиаг, однажды во сне услышал неутешительное предсказание: собственный внук лишит его трона и станет основателем великого государства. Вместо того чтобы ощутить гордость за своего наследника, а также обдумать, как в будущем обезопасить себя в конфликте поколений, мидянин решил обмануть судьбу. И сделал он это довольно просто: приказал отнять младенца, родившегося у дочери, и… убить.

Но мальчика, обреченного на смерть родным дедом, спас простой пастух, забравший младенца в свою семью. Приемыш рос, не догадываясь, кто на самом деле его родители. И вот однажды Астиаг узнал в ребенке-пастухе своего внука. Царь не стал убивать Кира, предпочтя отправить его с глаз подальше - к дальним пределам державы мидян, в Персию, к отцу ребенка, правителю персов. В 558 году до н. э. Кир был возведен на трон вместо своего отца.

Сложно судить, как развивались отношения между Киром, находившимся в изгнании, и его родственниками, но история свидетельствует, что в 553 году до н. э. он восстал против своего собственного деда Астиага и подбил на бунт против мидян персидские племена. Вряд ли смог бы Кир завоевать Мидию, если бы не банальная измена солдат Астиага, которые, переметнувшись на сторону внука царя, фактически передали престарелого правителя и трон в руки настырного претендента, не желавшего дожидаться смерти деда, когда наследство перейдет к нему по закону…

Заняв столицу Мидии Экбатан, Кир, как и было предсказано в пророчестве, лишил Астиага власти и основал Персидское царство с центром в городе Пасаргады. После захвата принадлежавших Мидии земель в состав нового государства Ахеменидов вошли Армения, Ассирия, Каппадокия и Парфия.

Вместе с титулом мидийского владыки Кир, сторонник завоевательной политики, унаследовал и соперничество с Лидией и Вавилоном, уже успевшее стать традицией. Главы упомянутых держав, Крез и Набонид, образовав коалицию друг с другом и Египтом, считали себя практически неуязвимыми. Да и греки достаточно благожелательно относились к этому тройственному союзу, поскольку сынов Эллады интересовало лишь одно: чтобы между ними и новой монархией находились промежуточные государства.

Когда у Лидии и Вавилона появился новый - воинственный и энергичный - сосед-правитель, у Креза и Набонида значительно прибавилось поводов для беспокойства. А Кир тем временем, не выказывая ни капли почтения авторитетам, принялся неутомимо расширять территорию своего государства, в основном за счет некоторых лидийских провинций… Затем он двинул войска на Вавилон. Однако, узнав, что Крез начал военные действия и перешел Галис, Кир отправился на «разборку» с соседом, отложив покорение державы Набонида до лучших времен. Ему удалось довольно быстро оттеснить нападавших в Лидию, а затем вообще запереть их в Сардах. Город пал после короткой осады в 546 году до н. э.; персы получили возможность расправиться с лидийцами и поспешили приговорить Креза к сожжению. Но пленник был помилован.

После того как основатель нового государства усмирил восстание, поднятое на захваченных персами территориях лидийцем Пактием, пришел черед конфликту с греками, осевшими в Малой Азии. Некоторые эллинские города-крепости (такие как Ксанф и Приэна), проявив мужество, дали отпор войскам полководца Гарпага. Что же касается остальных греков, то фокейцы решили убраться подальше от столь агрессивного соседа, так и не подчинившись ему, а часть поселенцев (например, проживавших в Милете) предпочли сдаться захватчикам, предварительно выторговав себе льготные условия перехода под власть Кира. Всего 10 лет потребовалось персам, чтобы покорить Лидию и распространить свою власть на племена, жившие в Средней Азии и на Иранском нагорье. Уже в конце 540-х годов до н. э. границы Персидского царства достигли отрогов Гиндукуша и реки Сырдарьи.

А основатель державы, покорив саков и бактров, снова загорелся идеей захватить культурный центр Азии - Вавилон. Поскольку Набонид не пользовался особой любовью народа, вавилоняне не слишком решительно сопротивлялись натиску завоевателей. В итоге, в 539 году до н. э. войска непопулярного царя были разбиты, Сиппара открыла ворота воинам Кира, и владыка Вавилона угодил в плен к полководцу Гобрию.

Правда, место главы державы недолго оставалось вакантным: после падения Набонида трон наследовал Валтасар. Но преемник имел, пожалуй, еще меньший авторитет у подданных, чем его предшественник. Войска персов практически не встречали сопротивления вавилонян, тем более, что библейские пророки представили этого правителя династии Ахеменидов исполнителем воли Бога. А раз Всевышний решил покарать Вавилон и вывести иудеев из плена, то кто может идти ему наперекор? Ведь Исаия предупреждал: «Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. И Вавилон, краса царств, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, но не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там»…

Так что осенью того же года Кир победно вступил в поверженную столицу страны. Все государства, находившиеся в вассальной зависимости от Вавилона, предпочли покориться персам без боя. Сопротивление нашествию чужеземцев оказала только Газа.

Увековечить такое грандиозное событие предстояло так называемому «Цилиндру Кира», покрытому клинописными надписями, на которых указан полный титул, принятый персом после победы над давним противником: «царь мира, великий царь, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран».

Понимая, что для укрепления своей власти необходимо в первую очередь наладить отношения со жрецами, Кир задобрил служителей местных культов обильными жертвами и финансированием работ по реставрации храмовых построек. Стремясь показать себя наследником традиций древних держав Месопотамии в глазах новых подданных, Кир подчеркивал, что власть его является законной и получена непосредственно из рук бога Мардука. Составленная от имени царя надпись гласит: «Когда я мирно вошел в Вавилон и при ликовании и веселии во дворце занял царское жилище, Мардук, великий владыка, склонил ко мне благородное сердце жителей Вавилона за то, что я ежедневно помышлял о его почитании. Мои многочисленные войска мирно вступили в Вавилон. Все цари, сидящие во дворцах всех стран света, от Верхнего моря до Нижнего, и в шатрах живущие цари Запада, все вместе принесли свою тяжелую дань и целовали в Вавилоне мои ноги».

Теперь Киру предстояло привлечь на свою сторону те народы, которые в свое время были разорены Вавилоном. В первую очередь он поспешил вернуть на родину пленных иудеев (освобождение произошло в 538 году до н. э.). Кроме того, Кир передал вчерашним пленникам священные храмовые сосуды, некогда похищенные Навуходоносором, и разрешил строительство Второго Храма в Иерусалиме. Что же касается прочих пострадавших от нашествия вавилонян народов, то Кир, если верить древней надписи, вернул во все города от Ашшура до Суз принудительно вывезенные в Вавилон статуи древних богов. По повелению Ахеменида с этого момента изваяния должны были «обитать там навеки».

Кир позаботился также о восстановлении городов, разрушенных Навуходоносором и Набонидом, и дал ощутимый толчок к возрождению их былого процветания. Благодаря этому в памяти народов Востока царь-завоеватель остался не как захватчик, а как мудрый и справедливый правитель, сменивший на троне ограниченных кровавых тиранов. Недаром современники прозвали Ахеменида Киром Великим.

Благодаря военным успехам империя персов на востоке почти достигала границ Индии: под властью завоевателя оказались такие культурные и торговые центры, как Согдиана (Бухара), Коканд, Хорасан (Хива), а также часть Афганистана.

Кир умер так, как и жил, - в походе. Конечно, точно сказать, каким образом это произошло, сегодня не представляется возможным. Сведения об этом слишком разноречивы, так что отделить правду от вымысла в данном случае, похоже, может только Бог. Если, опять-таки, верить Геродоту, трагедия произошла у северо-восточных границ гигантской державы персов, за рекой Амударья. В 530 году до н. э. Кир выступил против кочевого племени массагетов и погиб во время боя. Царица массагетов Томирис отдала воинам приказ найти тело знаменитого перса и погрузить его голову в мех с кровью - дабы владыка, наконец, насытился кровью… Быль это или легенда? Кто знает! Точно известно лишь то, что солдаты доставили тело своего царя в Пасаргады - к усыпальнице его предков. Сегодня у Мургаба (близ Персеполя) сохранились лишь остатки некогда величественного мавзолея, на котором по приказанию Камбиза, сына Кира, был барельеф, изображающий покойного правителя, и сделана надпись: «Я царь Кир, Ахеменид». Согласно рассказам античных историков, гробницу великого правителя посетил во время восточного похода Александр Македонский. Он увидел набальзамированное тело Кира, одетое в драгоценные одежды, покоящееся на покрытом дорогими коврами погребальном ложе. Ахеменида окружали оружие, драгоценности и золотые сосуды. Зрелище это настолько поразило Александра Македонского, что он отдал распоряжение своему приближенному, Аристобулу, позаботиться о сохранности усыпальницы Кира.

После гибели Кира Великого власть в стране перешла к его сыну Камбизу, неожиданная смерть которого вызвала в государстве бунты и смуты. Наконец на троне оказался Дарий I Гистасп (перс. Дараявауш), правивший в 522–486 годах до н. э. О его воцарении рассказывает торжественная Бехистунская надпись, сделанная в 516 году до н. э. по приказу самого правителя. Текст выбит на скале, которая возвышается над дорогой из Керманшаха в Хамадан.

Уникальная надпись составлена сразу на нескольких языках: на древнеперсидском, аккадском и эламском. Этот «документ» излагает официальную версию событий дворцового переворота 522 года до н. э.: «Говорит царь Дарий: некто, именем Камбис, сын Кира, из нашего рода, был здесь царем. Этот Камбис имел брата, по имени Бардия, от одного отца и одной матери. Камбис убил этого Бардию. Когда Камбис убил этого Бардию, народу было неизвестно, что Бардия убит. Затем Камбис пошел в Египет. Когда Камбис пошел в Египет, народ возмутился, ложь распространилась в стране, как в Персии, так и в Мидии, равно как и в прочих странах. Был человек, маг по имени Гаумата, возмутившийся в Пишиявада, у горы Аркадриш; оттуда он начал бунт. В месяце виякне 14 числа (11 марта 522 года до н. э.) он возмутился. Народу он лгал, говоря: „я - Бардия, сын Кира, брат Камбиса“. Тогда Камбис умер, умертвив себя. Не было ни одного человека, ни перса, ни мидянина, ни из нашего рода, который отнял бы власть у этого мага Гауматы. Люди весьма боялись его: он мог казнить многих людей, которые некогда знали Бардию, „чтобы они не узнали, что я не Бардия, сын Кира“. Никто не осмеливался что-либо сказать о Гаумате-маге, пока я не прибыл. Тогда я помолился Ахурамазде о помощи. Ахурамазда послал мне помощь. В месяце багаядише 10 числа (29 сентября 522 года до н. э.) я с немногими людьми погубил этого Гаумату и его знатнейших приверженцев. Есть крепость Сикаяуватиш, в области, именуемой Нисая, в Мидии, - там погубил я его и исторг у него власть. Волей Ахурамазды я стал царем; Ахурамазда вручил мне царство».

Если пересмотреть указы времен правления лже-Бардии, станет ясно, что он стремился любой ценой завоевать популярность у народа. Ради этого самозванец на три года отменил все подати и военную повинность. Приверженцы лже-Бардии выступали против господства персидской знати. По словам вездесущего Геродота, упомянутый заговор против мага Гауматы составили семеро персов, принадлежащих к высшей государственной знати. Одним из заговорщиков как раз и был 28-летний Дарий Гистасп из рода Ахеменидов. Он метил на царский трон и не прогадал.

После вступления на престол Дарий поспешил восстановить все отмененные Гауматой привилегии персидской знати. А для того чтобы продемонстрировать законность притязаний на титул царя и подчеркнуть единство династии Ахеменидов, новый правитель империи взял в жены дочь Кира Великого Атоссу.

Утвердившись на троне, Дарий решил навести порядок в восставшем Вавилоне: если Киру тот подчинялся практически безропотно, то наследникам великого царя пришлось столкнуться с ожесточенным сопротивлением на некогда завоеванной земле. В декабре 522 года до н. э. персидские войска заняли Вавилон, а тем временем, как сообщает Бехистунская надпись, отсутствием Дария воспользовались Персия, Лидия, Ассирия, Армения, Маргиана, Саттагидия, Скифия и Сузиана, давно искавшие возможность отколоться от созданной Киром Великим державы. Дарию пришлось снова браться за оружие и возвращать «беглецов» в состав империи. Последнее восстание царские войска подавили к концу 521 года до н. э., восстановив государство Ахеменидов в прежних границах.

Заново собрав огромную державу и подчинив ее своей власти, Дарий I занялся… очередным расширением собственной территории. В 519–512 годах до н. э. его войскам удалось захватить Фракию, Македонию и северо-западную часть Индии. В результате походов границы державы Ахеменидов простирались теперь от Армянского нагорья на севере до первого порога Нила на юге и от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе. Удержать власть в таком огромном государстве, состоящем из весьма разнородных областей, оказалось крайне непростым делом. А точнее, без ряда серьезных преобразований просто невозможным. Понимая это, Дарий приступил к реорганизации державы и начал перестраивать управленческий аппарат, приспосабливая его к новым условиям. Он разделил империю на так называемые сатрапии, территории которых намного превышали размеры прежних провинций. В пределах сатрапий оказались земли целых государств, объединенных по принципу единства культуры и языка. Администрация империи расположилась в Сузах. Именно там находилась царская канцелярия, в обязанности сотрудников которой входил контроль над многочисленными чиновниками, рассредоточенными по всей территории страны.

Дарий установил новую систему податей: сатрапии вносили теперь в казну определенную фиксированную сумму, зависевшую от площади обрабатываемой земли и ее плодородия. При этом собственно персы от уплаты налога освобождались. Что же касается подчиненных народов, то благодаря им царская казна ежегодно пополнялась 232 200 кг (!) серебра. А после 517 года до н. э. в государстве Ахеменидов была введена единая монетная система, основой которой стал золотой дарик. Интересно, что правом его чеканки обладал только монетный двор персидского владыки. Содержание золота в дарике строго контролировалось в течение многих веков (!), так что данная монета на долгое время обрела статус самой надежной денежной единицы Востока.

Что серьезно омрачало царствование Дария I, так это начавшиеся греко-персидские войны. В 500 году до н. э. царю пришлось столкнуться со столь неприятной проблемой, как восстания греческих городов, охватившие острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. На помощь мятежникам пришел вооруженный отряд афинян; греки предприняли неожиданное нападение на богатейший город Малой Азии Сарды, который, после того как афиняне покинули его, превратился в кучу обгорелых руин. Взбешенный полученным известием Дарий выпустил в сторону Афин стрелу и дал приказ виночерпию каждое утро говорить ему: «Царь, помни об афинянах».

В отместку персы не только проявили особую жестокость при подавлении Ионийского восстания, но и сравняли с землей город Милет. А в 492 году до н. э. родственник Дария I, военачальник Мардоний, отправился на покорение материковой Греции. Правда, уже в первом походе персам крайне не повезло: у мыса Афон их флот угодил в сильную бурю и почти полностью затонул. А сухопутные войска Дария под натиском фракийцев не смогли продвинуться в намеченном направлении и вернулись обратно. Спустя два года персы решили сыграть «матч-реванш». И снова неудача. Да еще какая! В сентябре 490 года до н. э. 10 000 афинян и 1000 их союзников из города Платеи наголову разбили войско Дария на Марафонской равнине. А если считавшаяся ранее непобедимой армия может потерпеть поражение, то… В общем, во владениях Дария начались беспорядки. Так что правитель, скончавшийся в 485 году до н. э., передал престол Ахеменидов своему сыну Ксерксу в весьма шатком положении.

Ксеркс I (древнеперс. Хшаяршан; ок. 486–465 гг. до н. э.) начал правление с того, что принялся снова усмирять восстания. Без них, кстати, на Востоке не обходилась ни одна смена власти… За два года новый царь сумел привести к подчинению Египет, после чего поставил там наместником собственного брата Ахемена. Практически сразу Ксерксу пришлось в очередной раз утихомиривать Вавилон (конфликт вспыхнул, по всей видимости, из-за нарушения неприкосновенности тамошних святилищ). А после того как с таким трудом восстановленный мир опять сменился восстанием, царь, подавив мятежников, вывез из Вавилона золотую статую Мардука и навсегда лишил неспокойный город статуса священного храмового центра. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одновременно название Вавилона было навсегда убрано из царского титула Ахеменидов.

В отношении греков Ксеркс решил продолжать политику своего отца, то есть воевать дальше. В 480 году до н. э. он организовал новый военный поход. А чтобы флот персов впредь не имел необходимости плыть мимо мыса Афон, доставлявшего столько неприятностей морякам, царь приказал… прокопать канал в Халкидике! Сообщение Геродота о нем долгое время считалось не более чем легендой, но современная аэрофотосъемка позволила реабилитировать древнего историка. Геродот действительно придерживался (по крайней мере, в этом случае) фактов: канал на самом деле существовал. А для переправы сухопутных войск Ксеркс повелел перекинуть через Геллеспонт мосты, что представляет определенные трудности даже в наши дни, а что уж говорить о древних мастерах! В общем, первое сооружение уничтожила буря. После чего Ксеркс приказал… выпороть бичом море! А когда переправу все же соорудили, Ахеменид решил отблагодарить «образумившуюся» стихию: он лично бросил в море персидский меч-акинак, золотую чашу и кубок из того же металла… Семеро суток, по утверждению Геродота, войска Ксеркса переправлялись через Геллеспонт.

Ни Македония, ни Фессалия не стали связываться с персами и беспрепятственно пропустили их через свои земли. Таким образом, армии противников встретились на границе Средней и Северной Греции. Именно там, в Фермопильском ущелье, небольшой отряд спартанцев, которым командовал лично царь Леонид, сумел задержать многотысячную армию персов.

Наконец Ксеркс добрался до Аттики. Афинское народное собрание накануне постановило спешно эвакуировать все население, перевезти людей на остров Саламин и начать подготовку к морскому сражению. Так что Ахеменид обнаружил Афины практически безлюдными (остались только те греки, которые отказались покинуть могилы предков); это не помешало завоевателю сжечь древние святилища Акрополя.

Объединенный греческий флот под командованием стратега-афинянина Фемистокла 20 сентября 480 года до н. э. отправил флот персов снова в подводные владения Посейдона. Правда, Ксеркс в сражении не участвовал и поспешил отойти с частью армии назад. А остатки персов покидали Грецию только спустя год - после очередного поражения. Тем временем флот сынов Эллады наглядно продемонстрировал, что в Эгейском море никто иной хозяином не будет…

Естественно, что поражения персов в войне никак не способствовали усилению авторитета Ксеркса и укреплению его власти. В стране снова начались волнения, периодически вспыхивали мятежи. В 465 году до н. э. в результате заговора царь был убит; предполагают, что среди заговорщиков был и его сын, Артаксеркс I…

К сожалению, ни один из Ахеменидов, в дальнейшем занимавший трон Кира Великого, не оставил столь же заметного следа в истории, как упомянутые выше правители. Они постепенно теряли земли, некогда входившие в состав могучей империи, воевали - обычно неудачно - и уходили из жизни, не вызвав ни у кого, кроме самых близких людей, особого сожаления. Пожалуй, из общего перечня довольно посредственных царей выделялся лишь Артаксеркс III, правивший в 358–338 годах до н. э. Этот представитель династии Ахеменидов пытался исправить ошибки своих предшественников, изрядно уронивших авторитет династии во время царствования. Артаксеркс III все силы бросил на укрепление государства, доставшегося ему в крайне ослабленном состоянии, и даже сумел завоевать Египет. Но, несмотря на его старания, былого величия держава уже не могла достичь, и вскоре история безжалостно сбросила со счетов династию, некогда покорившую огромную часть мира. Династия прекратила свое существование в результате завоеваний Александра Македонского. Эпоха Ахеменидов закончилась…

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Первые Ахемениды Кир Кир оставил только краткие надписи, выбитые на камнях его великолепной новой столицы Пасаргады, на севере Парса. Они не содержат заявлений о его вере, но около развалин дворца есть священный огороженный участок с двумя огромными каменными

Развитие цивилизаций, народы, войны, империи, легенды. Вожди, поэты, ученые, бунтари, жены и куртизанки.


Т.Захарова
Древняя Персия - бесстрашная, грозная, неумолимая империя, не знавшая себе равных в завоеваниях и богатстве, во главе которой стояли незаурядные, честолюбивые и могущественные правители. С момента возникновения в 6 в. до н.э. до завоевания Александром Македонским в 4 в. до н.э. в течение двух с половиной столетий Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. Затем, после 100-летнего господства греков, началась эра Парфянского и Новоперсидского царств, более 7 веков противостоявших Риму, Византии, исламскому миру.


Т.Захарова
Древний город, духовный прародитель большинства «цивилизованных» религий. Трилитон, чудо трех камней, каждый из которых весит более 800 тонн. Мегалитная платформа храма Юпитера - сложена специально для храма или предназначалась для иных, неизвестных ныне целей?


Т.Захарова
Самая загадочная женщина древнего мира - красавица или демон? Умная правительница или хитрая интриганка? Любимая жена или коварная соблазнительница? Великие книги древних по-разному рассказывают о волнующей легенде, ставшей символом женственности, тайны и величия.


Т.Селянинова
Три поколения правителей, дипломатов, философов, литераторов. Три поколения, влиявших на судьбы Молдавии, России, Турции. Честолюбивые планы, сбывшиеся надежды, жестокие разочарования. Любовь и политика, семья и государственные приоритеты.


Т.Захарова
До появления маяка история архитектуры не знала примеров, когда сооружение, имевшее, техническое назначение, становилось предметом всеобщего почитания и даже поклонения. В средние века руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость Кайт Бей и в ней существуют поныне. Сейчас она превращена в египетский военный форт. Поэтому добраться до остатков маяка невозможно даже ученым-археологам.


Т.Селянинова
Известный всему миру семейный и любовный переплет с участием особ королевской крови, обманутых жен, верных любовниц и тому подобное. Почему распался волшебный брак? Да и был ли он на самом деле столь уж счастливым с самого начала? Золушкам и охотницам на принцев - на заметку.


А.Вещагина
Падкое на разные необычности и пытливое человечество находит корреляции между положением звезд на небе сейчас и динамикой роста цен на пшеницу в Древнем Риме времен Цезаря. И каждая мало-мальски отличающаяся, выделяющаяся, примечательная дата становится источником вдохновения для любителей создавать статистические выкладки и проводить сравнительные анализы. 29 февраля - один из регулярно случающихся дней, когда такие выкладки и исследования становятся особо актуальными.


Т.Захарова
Женский день задумывался прежде всего как день эмансипации, день проведения митингов и различных политических акций. Основной смысл был в организации одновременного выступления женщин в разных странах. И участвовали в этих выступлениях прежде всего женщины-революционерки, участницы рабочих интернационалов. Агитировали они не за весну, любовь и красоту, а за свои права на труд, отдых, достойную оплату и равные права с мужчинами.


Т.Захарова
"Историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей». "


К.Шувалов
Гуманисты стремились насытить свой ум и стиль жизни опытом античности, постепенно переходя от простого заимствования этого опыта к выработке нового убеждения, которым отождествлялось человеческое знание с добродетелью. Духовность, универсальность человека превращалась в чистый культ знаний.


К.Шувалов
В настоящее время христианская церковь признает только четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Эти тексты были названы каноническими и внесены в Новый Завет в 325 году в ходе первого Никейского собора, созванного при поддержке римского императора Константина Великого.


К.Шувалов
Цивилизации античности существенны для наc не только как предшественницы христианства, но сохранившимися от них собственными ценностями. Ценностная ориентация любого человека, народа осуществляется не на безликое добро и зло, любовь и ненависть, но на их персонификацию, деятельность предшественников, особенно, великих, в соответствии с этими ценностями.


К.Шувалов
Средневековье поставило перед людьми проблему: что важнее - земное или духовное, небесное? Конечно, как и во всех делах житейских, существует некоторый компромисс между крайностями, меняющийся от народа к народу и со временем. Абсолютизация духовного - аскеза - в целом есть тормоз земной жизни и может быть лишь уделом избравших себе этот путь. Абсолютизация земного ведет ведет либо к политическому раздраю и нравственной распущенности. Где же золотая середина?

В середине VI в. до н. э. на арену мировой истории вышли персы - загадочное племя, о котором ранее цивилизованные народы Ближнего Востока знали только понаслышке.

О нравах и обычаях древних персов известно из сочинений народов, живших рядом с ними. Помимо могучего роста и физической развитости, персы обладали волей, закалённой в борьбе с суровым климатом и опасностями кочевой жизни в горах и степях. В то время они славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, силой, храбростью и сплочённостью.

По словам Геродота, персы носили одежду из шкур животных и войлочные тиары (колпаки), не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. Они были равнодушны к серебру и золоту.

Простота и скромность в пище и одежде оставались одной из основных добродетелей и в пору господства персов над , когда они стали облачаться в роскошные мидийские наряды, носить золотые ожерелья и браслеты, когда к столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдалённых морей, фрукты из Вавилонии и Сирии. Даже тогда во время обряда коронации персидских царей вступающий на престол Ахеменид должен был надеть одежду, которую носил не будучи царём, съесть немного сушёных фиг и выпить чашу кислого молока.

Древним персам разрешалось иметь много жён, а также наложниц, жениться на близких родственницах, например на племянницах и единокровных сестрах. Древнеперсидские обычаи запрещали женщинам показываться посторонним (среди многочисленных рельефов в Персеполе нет ни одного женского изображения). Античный историк Плутарх писал, что персам свойственна дикая ревность не только по отношению к жёнам. Даже рабынь и наложниц они держали взаперти, чтобы посторонние не видели их, и возили в закрытых повозках.

История древней Персии

Персидский царь Кир II из рода Ахеменидов за короткий срок завоевал Мидию и многие другие страны и имел огромную и хорошо вооружённую армию, которая начала готовиться к походу против Вавилонии. В Передней Азии появилась новая сила, сумевшая за короткий срок - всего за несколько десятилетий - полностью изменить политическую карту Ближнего Востока.

Вавилония и Египет отказались от многолетней враждебной политики по отношению друг к другу, ибо правители обеих стран хорошо осознавали необходимость подготовки к войне с Персидской империей. Начало войны было только делом времени.

Поход персов против начался в 539 г. до н. э. Решительное сражение между персами и вавилонянами произошло у города Описа на реке Тигр. Кир одержал здесь полную победу, вскоре его войска взяли хорошо укреплённый город Сиппар, и персы без боя овладели Вавилоном.

После этого взоры персидского правителя обратились на Восток, где в течение нескольких лет он вёл изнурительную войну с кочевыми племенами и где в итоге погиб в 530 г. до н. э.

Преемники Кира - Камбис и Дарий завершили дело, начатое им. в 524-523 гг. до н. э. состоялся поход Камбиса на Египет, в результате чего установилась власть Ахеменидов на берегах Нила. превратился в одну из сатрапий новой империи. Дарий продолжал укреплять восточные и западные границы империи. К концу правления Дария, умершего в 485 г. до н. э., персидская держава господствовала на огромной территории от Эгейского моря на западе до Индии на востоке и от пустынь Средней Азии на севере до порогов Нила на юге. Ахемениды (Персы) объединили почти весь известный им цивилизованный мир и владели им до IV в. до н. э., когда их держава была сломлена и покорена полководческим гением Александра Македонского.

Хронология правителей династии Ахеменидов:

  • Ахемен, 600-е гг. до н.э.
  • Тейспес, 600-е гг до н.э.
  • Кир I, 640 - 580 гг. до н.э.
  • Камбис I, 580 - 559 гг. до н.э.
  • Кир II Великий, 559 - 530 гг. до н.э.
  • Камбис II, 530 - 522 гг до н.э.
  • Бардия, 522 г до н.э.
  • Дарий I, 522 - 486 гг до н.э.
  • Ксеркс I, 485 - 465 гг до н.э.
  • Артаксеркс I, 465 - 424 гг до н.э.
  • Ксеркс II, 424 г. до н.э.
  • Секудиан, 424 - 423 гг до н.э.
  • Дарий II, 423 - 404 гг до н.э.
  • Артаксеркс II, 404 - 358 гг до н.э.
  • Артаксеркс III, 358 - 338 гг до н.э.
  • Артаксеркс IV Арсес, 338 - 336 гг до н.э.
  • Дарий III, 336 - 330 гг до н.э.
  • Артаксеркс V Бессус, 330 - 329 гг до н.э.

Карта Персидской империи

Племена ариев - восточная ветвь индоевропейцев - к началу I тысячелетия до н. э. населили почти всю территорию нынешнего Ирана. Само слово «Иран» является современной формой названия «Ариана», т. е. страна ариев . Первоначально это были воинственные племена полукочевых скотоводов, сражавшихся на боевых колесницах. Часть ариев ещё раньше переселилась и захватила её, дав начало индоарийской культуре. Другие арийские племена, более близкие иранцам, остались кочевать в Средней Азии и северных степях - , саки, сарматы и пр. Сами же иранцы, осев на плодородных землях Иранского нагорья, постепенно отказались от кочевого быта, занялись земледелием, перенимая навыки . Высокого уровня достигло уже в XI-VIII вв. до н. э. иранское ремесло. Его памятником являются знаменитые «луристанские бронзы» - искусно выполненные оружие и предметы быта с изображениями мифических и действительно существующих животных.

«Луристанские бронзы» - памятник культуры Западного Ирана. Именно здесь, в непосредственном соседстве и противостоянии сложились наиболее сильные иранские царства. Первым из них усилилась Мидия (на северо-западе Ирана). Мидийские цари участвовали в сокрушении Ассирии. История их государства неплохо известна из письменных памятников. Но мидийские памятники VII-VI вв. до н. э. изучены очень плохо. Не найдена пока даже столица страны - город Экбатаны. Известно лишь то, что она находилась в окрестностях современного города Хамадан. Тем не менее уже исследованные археологами две мидийские крепости времён борьбы с Ассирией говорят о довольно высокой культуре мидийцев.

В 553 г. до н. э. против мидийцев восстал Кир (Куруш) II, царь подвластного племени персов из рода Ахеменидов. В 550 г. до н. э. Кир объединил иранцев под своей властью и повёл их на завоевание мира . В 546 г. до н. э. он покорил Малую Азию, а в 538 г. до н. э. пал . Сын Кира, Камбис, покорил , а при царе Дарий I на рубеже VI-V вв. до. н. э. Персидская держава достигла наибольшего расширения и расцвета.

Памятниками её величия являются раскопанные археологами царские столицы - самые известные и лучше всего исследованные памятники персидской культуры. Самая древняя из них - Пасаргады, столица Кира.

Сасанидское возрождение - Сасанидская держава

В 331-330 гг. до н. э. прославленный завоеватель Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется эпохой эллинизма.

Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам - грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое менялось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э., но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё используется греческий язык. Храмы по-прежнему возводятся с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось многим иранцам кощунством. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и недаром города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона».

В 226 г. н. э. восставший владетель Парса, носивший древнее царское имя Ардашир (Артаксеркс), сверг парфянскую династию. Началась история второй персидской империи - державы Сасанидов , династии, к которой принадлежал победитель.

Сасаниды стремились возродить культуру древнего Ирана. Сама история Ахеменидской державы к тому времени стала смутной легендой. Так что в качестве идеала было выдвинуто то общество, которое описывалось в преданиях зороастрийских жрецов-мобедов. Сасаниды выстраивали, по сути, никогда не существовавшую в прошлом культуру, насквозь проникнутую религиозной идеей. Это имело мало общего с эпохой Ахеменидов, которые охотно перенимали обычаи покорённых племён.

При Сасанидах иранское решительно восторжествовало над эллинским. Полностью исчезают греческие храмы, греческий язык выходит из официального употребления. На смену разбитым статуям Зевса (которого при парфянах отождествляли с Ахура-Маздой) приходят безликие жертвенники огня. Новыми рельефами и надписями украшается Накш-и-Рустем. В III в. второй сасанидский царь Шапур I велел высечь на скалах свою победу над римским императором Валерианом. На рельефах царей осеняет птицеобразный фарн - знак божественного покровительства.

Столицей Персии стал город Ктесифон , построенный ещё парфянами рядом с пустеющим Вавилоном. При Сасанидах в Ктесифоне строятся новые дворцовые комплексы и разбиваются огромные (до 120 га) царские парки. Самый знаменитый из сасанидских дворцов - Так-и-Кисра, дворец царя Хосрова I, правившего в VI в. Наряду с монументальными рельефами дворцы теперь украшались тонким резным орнаментом по известковой смеси.

При Сасанидах была усовершенствована система орошения иранских и месопотамских земель. В VI в. страну охватила сеть каризов (подземных водопроводов с глиняными трубами), тянувшихся до 40 км. Очистка каризов проводилась через специальные колодцы, вырытые через каждые 10 м. Каризы прослужили долго и обеспечили бурное развитие земледелия в Иране в сасанидскую эпоху. Именно тогда в Иране начали выращивать хлопок и сахарный тростник, развились садоводство и виноделие. Тогда же Иран стал одним из поставщиков собственных тканей - как шерстяных, так и льняных и шёлковых.

Сасанидская держава была гораздо меньше Ахеменидской, охватывала лишь сам Иран, часть земель Средней Азии, территории нынешних Ирака, Армении и Азербайджана. Ей пришлось долго бороться сначала с Римом, затем с Византийской империей. Несмотря на всё это, Сасаниды продержались дольше Ахеменидов - более четырёх веков . В конечном счёте, истощённое непрерывными войнами на западе государство было охвачено борьбой за власть. Этим воспользовались арабы, нёсшие силой оружия новую веру - ислам. В 633-651 гг. после ожесточённой войны они завоевали Персию. Так было покончено с древнеперсидским государством и древнеиранской культурой.

Персидская система управления

Древние греки, познакомившиеся с организацией государственного управления в империи Ахеменидов, восторгались мудростью и дальновидностью персидских царей. По их мнению, эта организация была вершиной развития монархической формы правления.

Персидское царство делилось на большие провинции, называвшиеся сатрапиями по титулу их правителей - сатрапов (перс, «кшатра-паван» - «блюститель области»). Обычно их было 20, но это число колебалось, так как иногда управление двумя или более сатрапиями поручалось одному лицу и, наоборот, одна область делилась на несколько. Это преследовало главным образом цели налогообложения, но также учитывались иногда особенности народов, населявших их, и исторические особенности. Сатрапы и правители более мелких областей были не единственными представителями местного управления. Кроме них во многих провинциях существовали наследственные местные цари или владетельные жрецы, а также вольные города и, наконец, «благодетели», получившие в пожизненное, а то и наследственное владение города и округа. Эти цари, управители и первосвященники по положению отличались от сатрапов только тем, что были наследственны и имели историческую и национальную связь с населением, видевшим в них носителей древних традиций. Они самостоятельно осуществляли внутреннее управление, сохраняли местное право, систему мер, язык, налагали подати и пошлины, но находились под постоянным контролем сатрапов, которые часто могли вмешаться в дела областей, особенно при смутах и волнениях. Сатрапы также решали пограничные споры между городами и областями, тяжбы по делам, когда участники были гражданами различных городских общин или различных вассальных областей, регулировали политические отношения. Местные правители, как и сатрапы, имели право непосредственно сноситься с центральным правительством, а некоторые из них, такие как цари финикийских городов, Киликии, греческие тираны, содержали свои войско и флот, которыми лично командовали, сопровождая персидскую армию в больших походах или исполняя военные поручения царя. Однако сатрап мог во всякое время потребовать эти войска на царскую службу, поставить во владениях местных правителей свой гарнизон. Главное командование над войсками провинции также принадлежало ему. Сатрапу разрешалось даже самостоятельно и за свой счёт вербовать солдат и наёмников. Он был, как бы назвали его в более близкую нам эпоху, генерал-губернатором своей сатрапии, обеспечивая её внутреннюю и внешнюю безопасность.

Высшее командование войсками осуществлялось начальниками четырёх или, как во время подчинения Египта, пяти военных округов, на которые было разделено царство.

Персидская система управления даёт пример удивительного уважения победителями местных обычаев и прав покорённых народов. В Вавилонии, например, все документы времён персидского владычества в юридическом отношении не отличаются от тех, которые относятся к периоду независимости. То же самое было в Египте и Иудее. В Египте персы оставили прежними не только деление на номы, но и владетельные фамилии, расположение войск и гарнизонов, а также податную неприкосновенность храмов и жречества. Конечно, центральное правительство и сатрап во всякое время могли вмешаться и решать дела по своему усмотрению, но большей частью им было достаточно, если в стране спокойно, подати поступают исправно, войска находятся в порядке.

Такая система управления сложилась на Ближнем Востоке не сразу. Например первоначально на завоёванных территориях опиралась только на силу оружия и устрашение. Области, взятые «с боем», включались непосредственно в Дом Ашшура - центральную область . Сдавшиеся на милость победителя часто сохраняли свою местную династию. Но со временем эта система оказалась мало приспособленной для управления разрастающимся государством. Реорганизация управления, проведённая царём Тиглатпаласаром III в УНТ в. до н. э., помимо политики насильственных переселений изменила и систему управления областями империи. Цари старались не допускать возникновения чересчур могущественных родов. Чтобы воспрепятствовать созданию наследственных владений и новых династий среди управителей областей, на важнейшие посты часто назначались евнухи . Кроме того, хотя крупные чиновники получали огромные земельные владения, они не составляли единого массива, а были разбросаны по всей стране.

Но всё же основной опорой ассирийского господства, как и вавилонского впоследствии, была армия. Военные гарнизоны буквально опоясывали всю страну. Учтя опыт своих предшественников, Ахемениды к силе оружия присоединили идею «царства стран», т. е. разумного сочетания местных особенностей с интересами центральной власти.

Обширное государство нуждалось в средствах сообщения, необходимых для контроля центральной власти над местными чиновниками и правителями. Языком персидской канцелярии, на котором издавались даже царские указы, был арамейский. Это объясняется тем, что фактически он был общеупотребительным в Ассирии и Вавилонии ещё в ассирийские времена. Завоевания ассирийскими и вавилонскими царями западных областей, Сирии и Палестины, ещё более содействовали его распространению. Этот язык постепенно занял место древней аккадской клинописи в международных сношениях; он использовался даже на монетах малоазиатских сатрапов персидского царя.

Ещё одной восхищавшей греков особенностью персидской империи были прекрасные дороги , описанные Геродотом и Ксенофонтом в рассказах о походах царя Кира. Самыми известными были так называемая Царская, шедшая от Эфеса в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, на восток - в Сузы, одну из столиц персидской державы, через Евфрат, Армению и Ассирию вдоль реки Тигр; дорога, ведшая от Вавилонии через горы Загрос на восток к другой столице Персии - Экбатане, а отсюда к бактрийской и индийской границе; дорога от Исского залива Средиземного моря к Синопу на Чёрном море, пересекавшая Малую Азию, и пр.

Эти дороги прокладывали не только персы. Большинство из них существовало в ассирийское и даже более раннее время. Начало строительства Царской дороги, которая была главной артерией персидской монархии, вероятно, относится к эпохе Хеттского царства, находившегося в Малой Азии на пути из Месопотамии и Сирии в Европу. Сарды, столица покорённой мидийцами Лидии, были соединены дорогой с другим большим городом - Птерией. От него дорога шла к Евфрату. Геродот, говоря о лидийцах, называет их первыми лавочниками, что было естественно для хозяев дороги между Европой и Вавилоном. Персы продолжили этот путь от Вавилонии далее на восток, к своим столицам, усовершенствовали его и приспособили не только для торговых целей, но и для государственных потребностей - почты.

Персидское царство воспользовалось и другим изобретением лидийцев - монетой. До VII в. до н. э. на всём Востоке господствовало натуральное хозяйство, денежное обращение лишь начинало зарождаться: роль денег выполняли слитки металла определённого веса и формы. Это могли быть кольца, пластины, кружки без чеканки и изображений. Вес везде был различен, а потому вне места происхождения слиток просто терял значение монеты и должен был каждый раз вновь взвешиваться, т. е. делался обычным товаром. На границе между Европой и Азией лидийские цари первыми перешли к чеканке государственной монеты чётко определённого веса и достоинства. Отсюда употребление таких монет распространилось по всей Малой Азии, на Кипр и в Палестину. Древние торговые страны - , и - ещё очень долго сохраняли старую систему. Они начали чеканить монету уже после походов Александра Македонского, а до этого использовали монеты, изготовленные в Малой Азии.

Устанавливая единую налоговую систему, персидские цари не могли обойтись без чеканки монет; кроме того, потребности государства, державшего наёмников, а также небывалый расцвет международной торговли вызвали необходимость в единой монете. И в царстве была введена золотая монета, причем право чеканить ее имело только правительство; местные правители, города и сатрапы для платежа наёмникам получили право чеканить только серебряную и медную монеты, которые вне их области оставались обыкновенным товаром.

Итак, к середине I тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке усилиями многих поколений и многих народов возникла цивилизация, которая даже свободолюбивыми греками считалась идеальной . Вот что писал древнегреческий историк Ксенофонт: «Где бы царь ни жил, куда бы ни отправлялся, он заботится, чтобы везде были сады, называемые парадисами, полные всем красивым и хорошим из того, что может производить земля. В них он проводит большую часть времени, если этому не препятствует время года... Некоторые говорят, что, когда царь даёт подарки, сначала вызываются отличившиеся на войне, ибо бесполезно много пахать, если некому защищать, а потом - наилучшим образом обрабатывающие землю, ибо не могли бы существовать и сильные, если бы не было обрабатывающих...».

Неудивительно, что эта цивилизация сложилась именно в Западной Азии. Она не только возникла раньше других, но и развивалась быстрее и энергичнее , имела наиболее выгодные условия для своего развития благодаря постоянным контактам с соседями и обмену нововведениями. Здесь чаще, чем в других древних очагах мировой культуры, возникали новые идеи и совершались важные открытия едва ли не во всех областях производства и культуры. Гончарный круг и колесо, изготовление бронзы и железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войны , различные формы письма от пиктограмм до алфавита - всё это и многое другое генетически восходит именно к Западной Азии, откуда эти новшества распространялись по остальному миру, включая и иные очаги первичной цивилизации.

К концу VI века до н. э. границы Ахеменидской державы простирались на востоке от реки Инд до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила на юге до Закавказья на севере.

Флаг Ахеменидов Sodacan , GNU 1.2

Административное деление

Территория Персидской империи при Ахеменидах охватывала территории от Греции и Ливии до Индии.

Население Ахеменидской империи составляло от 25 до, предположительно, 50 млн человек, что соответствовало половине населения Земли в V-IV вв. до н. э.

В 521 г. до н. э. государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий - от др. -перс. xšaθra), во главе которых стояли специальные чиновники (сатрапы - др. -перс. xšaθrapāvan).


Hansueli Krapf , CC BY-SA 3.0

Покорённые персами империи (Мидийская, Лидийская, Нововавилонская, Египетская, Бактрийская). Покорённые же царства получали статус основных сатрапий. Их устойчивые внутренние подразделения получали статус малых сатрапий.

Ernst Wallis et al , Public Domain

Часть сатрапий, например, сатрапии Саков, часть индийских сатрапий, Нубия, Фракия, Колхида, причисляемых к провинциям империи, в действительности персами никогда не управлялись, и представляли собой декларации о намерениях мировой державы.

Список сатрапий (с указанием количества ежегодной дани) приводится в следующей таблице.

Область Сатрапии или народы Годичная дань
I. Ионийцы, анатолийская Магнезия, Эолия, Кария, Ликия, Памфилия 400 талантов серебра
II. Лидия, мизийцы, лаконяне, кавалияне, хитенияне 500 талантов серебра
III. Племена южнее от Геллеспонта, Фригия, азиатские Фракийцы, Пафлагония, марияндинийцы, малоазиатские сирийцы 360 талантов серебра
IV. Киликия 360 белых коней (один за каждый день в году) и 500 талантов серебра; из них: 140 талантов на содержание местной конницы, остальные 360 - Царскому дворцу Державы,
V. Владения от города Посидиума (на киликийско-сирийской границе), включая Сирию, Самарию, Кипр и Палестину, до древнеегипетской границы 350 талантов серебра
VI. Древний Египет и Ливия с городами Кирении и Барки (~3 300 000) 700 талантов серебра и 120 000 бушелей зерна (для содержания военного гарнизона в городе Мемфисе)
VII. Саттагидия, Гандхара, дадийцы, апариты 170 талантов серебра
VIII. Сузиана 300 талантов серебра
IX. Месопотамия (Вавилония и Ассирия) ~3 000 000 1000 талантов серебра и 500 слуг-евнухов
X. Экбатаны и остальная Мидия 450 талантов серебра
XI. Каспии, паусикийцы, пантиматы, дариты 200 талантов серебра
XII. Бактрия и соседние народы (~1 500 000) 360 талантов серебра
XIII. Урарту (Армения), в составе которого Пактия (Пактика) и остальные народы до Черного моря (~1 000 000) 400 талантов серебра
XIV. Сагартия, Дрангияна, утийцы, Мийцу и другие 600 талантов серебра
XV. Скифы, саки и северные каспийцы 250 талантов серебра
XVI. Парфяне, Хорезм, Согдиана и сатрапия Ария (~2 000 000) 300 талантов серебра
XVII. Париканиянцы и Эфиопия (~2 000 000) 400 талантов серебра
XVIII. Матиянцы, саспейры, алароды 200 талантов серебра
XIX. Мушки, тибарены, макроны, мосинойки, марезы 300 талантов серебра
XX. Индия (самый многочисленный из древних народов, ~35 000 000 (5 000 000 в пределах границ Персии) 360 талантов золотом (самая большая сумма)
(+ ) Арабы (~1 000 000) 1000 талантов тимьяна ползучего.

Экспансия и гибель Державы Ахеменидов

  • Около 549 до н. э. - персами была завоёвана вся территория Элама.
  • В 549 - 548 до н. э. - персам подчинились Парфия, Гиркания и, вероятно, Армения, ранее входившие в состав Мидии.
  • 547 до н. э. - лидийские войска, под предводительством Крёза, были разбиты Киром. Столица Лидии - Сарды, располагавшаяся на труднодоступной территории, пала. Лидия, Ликия и Иония становятся отдельными провинциями.
  • 539 до н. э. - вблизи города Описа, на реке Тигр, вавилонские войска, под командованием сына царя Вавилонии Набонида, Бел-шар-уцура были разбиты персами. Вавилонское царство формально было сохранено, а Вавилон стал одной из резиденций персидского царя. Кир II принимает титул «царь Вавилона, царь стран». Первым персидским наместником Вавилона становится его сын Камбиз II.
  • 525 до н. э. - около египетского города Пелусий произошла крупная битва межу персидскими и египетскими войсками. В результате этой битвы египтяне были разбиты. Командиром египетского флота, персам был сдан город Саис и флот Египта. Камбиз II был официально признан царём Египта и принял титул «царь Египта, царь стран».
  • 484 и 482 до н. э. - восстания против персидской власти в Вавилоне. Царем Вавилона провозглашен Шамаш-эрибу, однако вскоре восстание подавлено персидской армией. Вылитая из 12 талантов чистого золота статуя идола Бэла-Мардука вывозится персами из Вавилона и переплавляется. Ликвидируют автономию Вавилонии и вавилонское гражданство. Вавилон становится частью Ассирийской сатрапии, а Палестина и Сирия, являвшиеся зависимыми территориями, образуют ещё одну сатрапию.
  • 480 до н. э. - вторжение в Грецию армий Ксеркса, Эта кампания известна, прежде всего, битвами у Фермопил, Саламина и Платеи, показавших превосходство греческого военного искусства и героизм воинов Эллады.
  • 404 до н. э. - отделение Египта от Персидской империи и восстановление независимости с коренными фараонами XXIX династии (404-343 до н. э.).
  • 401-400 до н. э. - династическая борьба в Персидской империи между царем Артаксерксом II Мнемоном и претендентом на персидский трон - братом Артаксеркса, воспитанным в греческих традициях Киром Младшим, располагавшим греческими наемниками во главе с Клеархом. Поражение Кира Младшего в битве при Кунаксе ещё сильнее углубили кризис.
  • В 334 до н. э. македонский царь Александр Великий вторгся в пределы государства Ахеменидов. Царь Дарий III стал терпеть поражения.
  • В 331 до н. э. произошла решающая битва при Гавгамелах, после которой Персидская держава прекратила свое существование. Страны и народы бывшей империи покорились Александру Великому.

Армия Ахеменидской державы

В образовании и существовании державы Ахеменидов огромную роль сыграла армия, созданная Киром II.


Jastrow , CC BY-SA 2.5

Страна была разделена на военные топархии. Войско было образовано из кавалерии (asabara) и пехоты (pasti). Боевые колесницы использовались в виде небольших подразделений специального назначения.

Ядро армии составляли отряд «бессмертных» и конная гвардия царя. Личной охраной царя была тысяча «бессмертных». Предполагается, что своё начало «бессмертные» вели от персидских отрядов, поддержавших Дария I во время его борьбы за престол.

Построенные по десятичной системе, подразделения армии распределялись на кавалеристов, копьеносцев и лучников.

Фотогалерея












Дата начала: 550 до н. э.

Дата окончания: 330 до н. э.

Полезная информация

Империя Ахеменидов
Держава Ахемени́дов
др.-перс. Ariyānām Xšaçam

Держава Ахеменидов

Источники по истории государства

В вавилонских источниках (манифест Кира, хроника о падении Вавилона) освещены события царствования Кира II. Древнейшими первоисточниками считаются надписи Кира около Пасаргад. Самой объёмной и ценной является надпись царя Дария - Бехистунская надпись. На стенах дворцов в Персеполе, в Сузах, около озера Ван, около Суэца в Египте, в Накш-и Рустаме на скальной гробнице Дария I имеются и другие надписи. Обычно надписи Ахеменидов составлялись на трёх языках: древнеперсидском, эламском и вавилонском. Архив, состоящий из тысяч глиняных таблеток, был обнаружен в 1933-1934 гг. в Персеполе. Большинство из найденных документов архива на эламском языке, однако присутствуют тексты и на арамейском, являвшемся международным языком уже в ахеменидский период. Интересными документами, рассказывающими об ахеменидских военных колониях в Египте, являются элефантинские папирусы. Ценные сведения о персах оставили греческие историки. Наиболее значимым является труд Геродота, черпавшим сведения из официальных персидских источников, записей участников греко-персидских войн и сообщений самих персов. Большую ценность имеют сведения Ксенофонта, описывающего различные области государства и сообщающего этнографические и географические данные этих областей.

Происхождение персов

Персы - одно из ираноязычных (арийских) племён, пришедших в Иран через Кавказ или Среднюю Азию около XV века до н. э.. В конце IX века до н. э. группа персидских племён находилась у границ Элама, широко расселившись затем в Кермане и Фарсе.

Цари Персии из династии Ахеменидов

Род Ахеменидов вёл своё происхождение из племени пасаргадов. В своей родословной персидские цари до Ксеркса I упоминали, что они из рода «Ахеменидов», из племени «Парса» и «арья» по происхождению. Титул монархов - великий царь, царь царей, царь Персии, царь стран. В русской исторической традиции ахеменидских царей принято называть греческими вариантами их имён. В списке помимо этих общепринятых эллинизированных форм приведены оригинальные персидские имена.

  • Ахемен - Хахаманиша (Haxāmaniša) ???-675 до н. э.
  • Теисп - Чишпиш (Čišpiš) 675-640 до н. э.
  • Арьярамна I - Ариярамна (Ariyāramna) 640 до н. э. - ?
  • Кир I - Куруш I (Kuruš I) 640-580 до н. э.
  • Камбиз I - Камбуджия I (Kambūjiya I) 580-559 до н. э.
  • Кир II Великий - Куруш II (Kuruš II) 559-530 до н. э., основатель Персидской империи, убит Массагетами в бою
  • Камбиз II - Камбуджия II (Kambūjiya II) 530-522 до н. э., покончил жизнь самоубийством
  • Дарий I - Дараявахуш I (Dārayavahuš I) 522-486 до н. э.
  • Ксеркс I - Хшаяршан I (Xšayāršā I) 486-464 до н. э.
  • Артаксеркс I - Артахшатра I (Artaxšaçā I) 464-424 до н. э.
  • Ксеркс II - Хшаяршан II (Xšayāršā II) 424 до н. э.
  • Согдиан - Согдъяна (Sogdyāna) 6 месяцев 423 до н. э.
  • Дарий II - Дараявахуш II (Dārayavahuš II) 423-404 до н. э.
  • Артаксеркс II - Артахшатра II (Artaxšaçā II) 404-358 до н. э.
  • Артаксеркс III - Артахшатра III (Artaxšaçā III) 358-337 до н. э.
  • Артаксеркс IV - Артахшатра IV (Artaxšaçā IV) 337-335 до н. э.
  • Дарий III - Дараявахуш III (Dārayavahuš III) 335-330 до н. э., убит Бессом, занявшим его место
  • Артаксеркс V Бесс - Артахшатра V (Artaxšaçā V) 330-329 до н. э., распят.

С 329 года до н. э. Персидская империя перестала существовать, была завоевана Александром III Великим (Македонским).

Сатрапы и правители Персии

  • Багой, теневой правитель державы при Артаксерксах III и IV
  • Мазей, сатрап Киликии и Вавилона в 360 - 328 гг. до н. э.
Ахемениды , древнеперсидская царская династия (558 г. до н.э - 330 г. до н.э.)

Династия Ахеменидов ведет начало от легендарного Ахемена (лат. Achaemenes, др.-перс. Хахаманиш), вождя союза персидских племен.

Персия первых Ахеменидов входила в состав Мидийской державы (мидийцы были близкородственным народом), и вместе с Мидией участвовала в разгроме Ассирийской империи . Потомок Ахемена Кир II Великий , правивший с 559 г. до н.э. в области Парса и г. Аншане (Северный Элам), основал огромную империю, объединившую большинство стран Передней Азии: в 550 г. до н.э. -549 г. до н.э. была захвачена Мидия, в течение последующих трех лет были завоеваны все страны, входившие в состав бывшей Мидийской державы; в 546 г. до н.э. - Лидийское царство и греческие города Малой Азии; между 545 г. до н.э. и 539 г. до н.э. - значительная часть Средней Азии; в 539 - Вавилония (Кир II был коронован как царь Вавилона). В 525 г. до н.э. персидский царь Камбиз II после битвы при Пелусии подчинил Египет ; между 519 г. до н.э. и 512 г. до н.э. при Дарии I были покорены острова Эгейского моря, Фракия , Македония и северо-западная часть Индии .

В начале V в. до н.э. , при Дарии I , начинается период противостояния Персидской державы и греческих полисов, боровшихся за свою независимость. В этот период, известный как Греко-персидские войны, как персы, так и греки активно вмешиваются в внутренние дела Греции и Персидской державы, соответственно. К концу V в. до н.э. греческие наемники составляли важнейшую часть персидского войска; а, например, условия Анталкидова мира, завершившего Коринфскую войну, были, фактически, составлены персидским царем.

Греко-персидские войны, пришедшиеся на период расцвета демократических Афин и древнегреческой цивилизации, способствовали объединению греческих городов перед лицом внешнего врага и экспансии греческой культуры на Ближний восток, с одной стороны; с другой стороны, выявили противоречия как в самой Греции, так и в Персии, а также способствовали созданию эллинистических государств, в которых древнегреческая культура сочеталась с персидской политической системой. Период Греко-персидских войн прекрасно отражен в сочинениях древнегреческих историков.

Греческим городам удалось остановить экспансию Ахеменидов, и, начиная с конца V в. до н.э. империю сотрясают постоянные смуты: после смерти каждого царя начинаются династические войны за престол, постоянно происходят восстания в различных сатрапиях, некоторые регионы получают фактическую независимость (например, Египет).

В 334 г. до н.э. царь Александр Македонский вторгается в пределы государства Ахеменидов; последний персидский царь Дарий III терпит поражение. В 331 г. до н.э. происходит решающая битва при Гавгамелах, после которой империя Ахеменидов прекращает свое существование. Почти все страны бывшей империи входят в состав державы Александра Македонского.

Управление империей Ахеменидов, представлявшей собой восточную деспотию, осуществлялось при помощи сложной бюрократической системы, оформившейся при Дарии I. Государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий), во главе которых стояли специальные чиновники (сатрапы); они обязаны были собирать с населения и платить персидскому царю подати (деньгами и натурой).

По этническому составу и социальному укладу империя Ахеменидов была неоднородна. В городах Малой Азии, в Вавилонии, Финикии и Египте в сельском хозяйстве и ремесле широко применялся труд рабов, в то же время отсталые области Фракии, Македонии, кочевые арабские и скифские племена находились на стадии разложения родового строя. Персидская администрация сохраняла в завоеванных странах старые местные законы, религии, денежные системы, письменность и языки. Сами персы были освобождены от податей и принудительных работ. Персидские цари, их родственники, сатрапы и вельможи имели крупные рабовладельческие хозяйства.

Основными представителями династии были:

  •  Ахемен (др.-перс. Хахаманиш, правил в период до 675 г. до н.э.)
  •  Теисп (др.-перс. Джишпиш или Чишпиш, 675-640)
  •  Кир I (др.-перс. Куруш, 640-580)
  •  Камбиз I (также Камбис, др.-перс. Камбуджия, 580-559)