Монголы как народ. Этнический состав народов монголии

И других регионах Китая .

Название

Монгольский ученый Ж. Баясах предполагает, что название монгол появилось в результате видоизменения монгольского слова мөнгө (серебро) . О связи понятий монгол и мөнгө (серебро) говорится в китайских текстах Хэй-да ши-люэ года. В данных текстах говорится о том, что население Великой Монголии называло свое государство «Великой серебряной династией» .

Аюудайн Очир, развивая данную теорию, заключил, что этническое название монгол произошло от слова mangγu , образованного присоединением тунгусо-маньчжурского корня ман (мам ü манг) , означающего жесткий, трудный и большой, со словом му (mü) - вода. При этом изначально слово это было mangγu , а позже стало mаngγul или monγu/ol . Выявленные в китайских источниках названия mengguzi (蒙古子,萌骨子), mengguosi (蒙国斯), menggusi (蒙古斯, 萌古斯) являются формой присоединения аффикса множественного числа тунгусо-маньчжурского языка se к названию manggu или monggu/o . В результате образовалась форма mangguse или mongguse .

Монгольские народы

В составе монгольских народов выделяют несколько основных групп. Восточные монголы включают в себя следующие этносы: халха-монголы , дариганга , дархаты , сартулы , хотогойты , хубсугульские урянхайцы , элджигины .

Западные монголы , также именуемые ойратами (джунгарами), включают в себя следующие этносы: калмыки (вкл. бузавы , сарт-калмыки), алтайские урянхайцы , баатуды , баяты , дербеты , захчины , мянгаты (мингаты) , олёты (зюнгары) , торгуты (вкл. эркетены), хойты , хотоны , хошуты , чантуу , чоросы .

История

Протомонгольские племена, проживавшие в Центральной Азии во II-I тысячелетиях до н.э., создали так называемую культуру плиточных могил . В 209 году до н.э. царь Модэ основал государство Хунну (209 год до н.э. - II век н.э.) на Монгольском плато . Монгольские учёные относят Хунну к протомонголам. Согласно ряду исследователей, плиточники , хунну , дунху , бэйди , ашина , тугю представляли собой одну монгольскую этническую общность.

Империя Хунну просуществовала с 209 года до н.э. по II век н.э. Потомками хунну были основаны ряд государств: Юэбань (160-490), Северная Хань (304-318; династия Лю), Ранняя Чжао (318-329; династия Лю), Поздняя Чжао (319-351; династия Цзеши), Северная Лян (397-439; династия Цзюйцюй), Ся (407-431; династия Хэлянь). Потомками хунну - гуннами , вторгшимися в Европу в 370-х годах, была создана империя гуннов , просуществовавшая до века.

Империю Хунну сменили потомки дунху - сяньби . Племена сяньби, хунну, цзе объединялись в китайских источниках под общим именем ху . Самые ранние упоминания о дунху относятся к VII веку до н.э., периоду царствования цзиньского правителя Вэнь-гуна . Из протомонгольского союза Дунху выделились ухуань , сяньби , татабы (кумоси) . Империя Сяньби просуществовала с 93 г. по 234 г. В дальнейшем из сяньби выделились жужани, основавшие Жужаньский каганат (330-555). Потомками жужаней - аварами , откочевавшими в Центральную Европу , был создан Аварский каганат (562-823).

Потомками сяньби основаны ряд государств: Дуань (250-338), Юйвэнь (конец III в. - 345), Тогон (284-670), Западная Цинь (385-431; династия Цифу), Южная Лян (397-414; династия Туфа). Мужунами основаны Ранняя Янь (337-370), Западная Янь (384-394), Поздняя Янь (384-409), Южная Янь (398-410).

Одной из северных ветвей сяньби являлись шивэй , предки нирун-монголов и дарлекин-монголов . По соседству с шивэй проживали родственные им племена улохоу , дидоугань и доумолоу . Из шивэй выделились кидани и цзубу . Кидани создали по образцу Срединного государства свою империю Ляо (907-1125; династия Елюй). Ветвь киданей, каракитаи (кара-кидани) , создала Каракитайское ханство (1130-1212). Киданями также были созданы государства: Дундань , Поздняя Ляо , Северная Ляо , Восточная Ляо .

К западу от шивэй проживали байырку , предки баргутов , и курыканы . В эпоху курыкан возникли две ключевые для бурятского этногенеза общности: булагаты и хори-туматы , в дальнейшем разделившиеся на хори и тумэт . С века в Западное Прибайкалье начинают проникать значительные группы монголоязычного населения из Центральной Азии . Одной из таких групп была часть племени икирес (эхирит) , распространенного в восточной части Монголии . Икиресы, проникнув в Прибайкалье в -XII веках сплотили вокруг себя территориальную верхоленскую группу населения .

Впервые этноним монголов (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встречается в исторических хрониках эпохи Тан (7-10 вв.) . Предположительно, первоначальным местом расселения прамонгольских племён было междуречье рек Аргунь и Онон , откуда в VIII веке они перекочевали в Трёхречье (бассейн рек Онон , Керулен и Туул). :238

Хамаг Монгол

В XII веке сложилось государственное образование монголов Трёхречья - улус Хамаг Монгол («Все Монголы»). Первым правителем государства был Хабул-хан , который объединил, согласно «Сокровенному сказанию монголов », 27 племён нирун-монголов («собственно монголов»), главенствующее положение среди которых занимали роды хиад-борджигинов и тайджиутов :238-239 . Помимо этих монголов, существовали племена дарлекин-монголов («монголы вообще»), не входящие в объединение Хамаг Монгол и кочевавшие в областях, соседствующих с Трёхречьем.

Монгольская империя

В XIII веке монголы под предводительством Чингис-хана и двух поколений его потомков создали самую значительную империю эпохи . При этом племенное разделение было отменено и уступило место делению по тумэнам и родам войск. В результате этнонимы тех монгольских племён, которые играли значительную роль в доимперскую эпоху (например, салджиут), сохранились на окраинах империи, и после распада государства в дополнение к ним появился ряд новых, на основании войсковой принадлежности (например, хэшигтэн , торгоут , хорчин , ар хорчин , баатуд). Значительная часть монголов относит себя к борджигинам - потомкам Чингис-хана и его родственников.

Империя Юань

В конце XIII века внук Чингис-хана Хубилай основал династию Юань со столицами в Пекине и Шанду . После победы над противниками в среде монгольской знати он подчинил себе большую часть территории современной Монголии .

Значительная часть монголов составила высший слой администрации и внутренние войска Китая, наряду с привлечёнными Хубилаем и его наследниками выходцами из других не-китайских народов. Благодаря этому появились такие группы населения, как монголы Юньнань в Южном Китае.

В 1368 году монголы, после междоусобных столкновений монгольской знати, были изгнаны из Китая на север войсками Чжу Юаньчжана , который, захватив Пекин, провозгласил династию Мин .

Монголы в период Малых ханов

В XIV-XVII веках территорию Монголии делили между собой чингисиды и ойраты - западные монголы, постепенно создавшие сильное Джунгарское ханство .

XVII-XIX века

В 1640 году состоялся последний общемонгольский съезд, на котором присутствовали и халха-монголы , и ойраты в том числе калмыки .

В 1670-1690-е годы ойратский лидер Галдан-Бошогту , первый в Джунгарии провозгласивший себя ханом, успешно подчинил себе ряд городов на Шёлковом Пути и совершал успешные походы на Центральную Монголию. Князья-чингисиды обратились за помощью к своим союзникам маньчжурам , которые предоставили таковую на условии принятия монголами подданства маньчжурского императора.

В XVII веке земли монгольских народов и сами народы подпали под различную степень зависимости от Китая и России. В империи Цин монголы Внутренней и Внешней Монголии обладали разными правами и потеряли возможность свободного общения, что вызвало сложение отдельных народностей.

XX век

В 1911 году была провозглашена независимость Внешней Монголии от маньжчурской империи Цин , а после революций в России в составе РСФСР образованы автономные образования населяющих её монгольских народов - Бурят-Монгольская АССР (1923) и Калмыцкая АССР (1935). Для Внутренней Монголии была провозглашена автономия в Китайской Республике, затем (1936-1945) на части её территории при помощи японских милитаристов в ходе войны с Китаем было образовано государство Мэнцзян («монгольские пограничные земли») во главе с князем-борджигином Дэмчигдонровом , прекратившее своё существование после капитуляции Японии во Второй мировой войне . Значительная часть монгольской администрации Мэнцзяна бежала на Тайвань и отчасти в Монголию.

Генетика

См. также

Примечания

Сноски

Источники

  1. Population of China according to ethnic group 2010
  2. 2015 POPULATION AND HOUSING BY-CENSUS OF MONGOLIA: NATIONAL REPORT
  3. включая бурят , калмыков и монголов
  4. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам. :

У каждой страны есть периоды расцвета и упадка. Некогда огромная империя простиравшаяся от моря и до моря, сейчас скукожилась до небольшого государства, не имеющего выхода ни к одному. Монгольский народ теперь живет на три страны - собственно в Монголии, России и Китае. При этом большая часть монголов живет в нескольких регионах КНР.

Общая информация

Монгольскими народами называют группу родственных народов, говорящих или говоривших ранее на языках, которые относятся к монгольским, и тесно связанных между собой общей многовековой историей, культурой, родственными традициями и обычаями.

Вообще многие монгольские нации, относящиеся к этой группе, уже говорят на языках той местности, где проживают. Часть народов теперь ираноязычная, есть представители группы, говорящие на тибетских языках, а в Индии на хинди и бенгальском. Возможно, поэтому более правильным будет определять тех, кто относится к монголам, на основе достижений науки. По данным 2014 года, у представителей этих народов самыми часто встречающимися Y-хромосомными гаплогруппами является: C -56.7 %, O - 19.3 %, N - 11.9 %

Основной религией стал тибетский буддизм, с некоторой особой национальной спецификой. После гонений в годы советской власти, сейчас снова возрождается, например, 53% населения Монголии относит себя к буддистам. Кроме того, распространены различные виды шаманизма, христианство и мусульманство.

Регионы проживания

Большая часть монголов проживает на севере Китая, в Монголии и Российской Федерации. Некоторые монгольские народы проживают на территории Индийского субконтинента и Афганистана.

Всего насчитывается свыше 10 миллионов человек, относящихся к монгольским народам. Собственно в Монголии проживает около 3 миллионов человек, в китайском регионе Внутренняя Монголия живет около 4 миллионов, составляя примерно 17% населения. Остальные, примерно 1.8 миллиона, живут в Ляонине, Ганьсу, Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Монгольские народы России (калмыки и буряты) проживают в республиках Калмыкия и Бурятия, Забайкальском Крае и Иркутской области. Общая численность составляет около 650 тысяч.

Какой народ относится к монгольской группе?

Традиционно монголов делят на несколько групп в соответствии с расположением региона проживания:

  • К северной относятся несколько десятков этнических (например, атаганы, баргуты и хорхи-буряты) и этнотерриториальных (например, агинские, баргузинские и шэнэхэнские) групп бурят.
  • Южная (увэр - монголы) проживает в основном на территории китайской Внутренней Монголии. Их тоже несколько десятков, включая, например, такие: этносы авга, асуты, баарины, горлосы и чахары. Также к этой группе относят народы, которые проживают в Афганистане и полуострове Индостан.
  • Восточные монголы (в том числе халха-монголы, сартулы и хотогой) проживают на территории Монголии.
  • Западные монголы, которых также называют ойратами (джунгарами), проживают в России (калмыки), Китае (например, хошуты) и Монголии (торгуты).

Этимология

Происхождение названия монгольского народа достоверно не установлено, специалисты придерживаются различных версий. Каждая из них имеет вполне твердое обоснование. Одна из самых популярных теорий, что слово "монгол" предположительно происходит от монгольского "монг", что может переводиться как храбрый. В древнем Китае слово могли также производить от китайского слова manglu, которое переводится как демоны.

Другая популярная версия производит название от гидронима Манг (Манг-кол) или топонимома Манг-ган (название скалы), которые расположены в местах первоначального обитания племен. Кочевники часто выбирали родовые и клановые имена таким образом. Есть также предположение происхождения от слова мэнгу шивэй, племен, обитавших в древности на территории современной Восточной Монголии. Они назвались так в честь Mang-qoljin-qo, легендарной прародительницы рода Боржигинов, из которого происходил Чигисхан. Еще по одной версии слово "монгол" является словом, образованным от двух тюркских слов "мэнгу", которое переводится как бессметный, вечный и "кол" - войско.

Первое упоминание

Некоторые исследователи считают, что этноним "монгол", возможно, впервые встречается в китайских письменных источниках:

  • в форме "мэн у ши вэй", тогда название монголов-шивэйцев в "Цзю Тан шу" (книга "Старая история династии Тан"), составленная предположительно в 945 году);
  • в форме "мэн ва бу", племя мэн-ва упоминается в книге "Новая история Тан", составленной примерно в 1045—1060 годах.

В других китайских и киданьских письменных источниках XII века, для названия монгольских народов использовались различные слова, которые передавались иероглифами как мэнгу го, мангу, мэнгули, мэнг ку, мангуцзы.

Русский монголовед Б.Я. Владимирцов выдвинул версию, что название монгольскому народу дано в честь какого-то древнего и могучего рода или народа. В 12 веке древний аристократический род Борджигин под предводительством Хабул-хана сумел подчинить себе несколько соседних племен и родов. После объединения их в 1130 году в единое политическое образование, создав практически один улус, он принял название монгол.

Древняя история

Первым государственное образование монголов Трехречья получило название улус Хамаг Монгол. По мнению некоторых специалистов, в этом протогосударстве проживали тюрко-монгольские народы. Местные монгольские племена постепенно смешались с пришедшими с запада тюркскими.

Расцвет государственности в истории монгольского народа пришелся на 13 век, когда Чингис-ханом (и его сыновьями и внуками) была создана Монгольская империя. В период расцвета она занимала территорию от Китая и Тибета до Восточной Европы и Ближнего Востока. Внук "потрясателя Вселенной" Хубилай в конце 13 века основал династию Юань со столицами в Пекине и Шанду. Сейчас в Южном Китае живут потомки воинов Юань, составляя этнос монголы Юньнань.

Современная история

В период с 14 по 16 века территорию Монголии делили потомки Чингисхана и ойраты. Это племя со временем образовало сильное После разгрома империей Цин, часть ойратов ушла в Приволжье в Калмыцкое ханство. Его основала одна из народностей западных монголов (торгуудов), утвердившись в Великой Степи в 17 веке. Просуществовало до 18 века, ханство всегда находилось в вассальной зависимости от русских государств.

Вновь независимое монгольское государство удалось создать только в 1911 году во главе с Богдо-ханом. В 1924 году была провозглашена Монгольская народная республика, в 1992 году переименовано в Монголию. В последующие годы свои национальные автономии в Советском Союзе получили калмыки и буряты, а также монголы в регионе Внутренняя Монголия Китая.

Жилье и гостеприимство

Культура и быт различных монгольских народов, которые живут в разных странах уже сотни лет, сильно различается. Однако многие общие черты и традиции монгольского народа сохранились. В народном творчестве сохранились традиционные ценности, такие как любовь к родителям, к степным просторам, свободолюбие и независимость. Во многих произведениях воспевают тоску по родным местам и Родине.

Некогда все монгольские народы жили в традиционном жилище многих кочевников - юрте, которая является частью национальной культуры. Еще в древнем письменном памятнике "Сокровенном сказании монголов" говорится, что все монголы жили в войлочных жилищах. До сих пор в Монголии в юртах живет значительная часть населения, причем не только скотоводы, но и жители столицы страны. А в некоторых из них организованы магазины, рестораны и музеи. В России в юртах в основном живут скотоводы, также традиционное жилище используется на праздниках и народных гуляньях.

Гостеприимство является важной частью народной традиции всех кочевых народов и до сих пор воспринимается как должное. Как отмечают многие путешественники, если подойти к юрте, где кто-то есть внутри, то тебя всегда пригласят в гости. И обязательно угостят хотя бы чаем или кумысом.

Традиционное занятие и кухня

Монгольские народы традиционно занимались кочевым скотоводством. В зависимости от региона разводили овец, коз, коров, лошадей, яков и верблюдов. Тогда практично отдавали предпочтение видам животных, которые могли обеспечить всем сырьем, необходимым для обустройства быта. Шерсть и шкуры используются для изготовления жилья, одежды и обуви, мясо и молоко - в монгольской кухне.

Традиционной пищей кочевников, монгольских и тюркских народов, является мясо. Широко распространены блюда из баранины, козлятины и говядины. В горных районах издревле едят мясо яков, а на юге верблюжатину. Сырое молоко раньше вообще не употреблялось, только после сбраживания или сквашивания. Так же, как и овощи, которые всегда предварительно парили или варили.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Предлагаем вам мысленно переместиться на озеро Байкал, а потом чуть южнее, чтобы посмотреть,как живут в Монголии наши соседи. Что мы знаем об этой стране? Чингисхан и бескрайние степи – вот основные ассоциации, которые возникают в голове у людей, если спросить их про Монголию.

Однако страна эта многогранна и самобытна, и в ней однозначно есть, что посмотреть. Сегодня мы хотим показать, чем живет Монголия в наши дни. Статья ниже расскажет об особенностях этого края, культуре, жизненном укладе и быте его городских и степных жителей.

Особенности страны

Возможно, некоторым Монголия представляется глухой, неблагополучной и застрявшей где-то в далеком прошлом. А между тем местные жители знают, что такое кэшбэк, цифровое телевидение и высокоскоростной интернет, а последние модели айфонов здесь появляются раньше, чем у нас.

При этом тут ничего не мешает коням в одиночку прогуливаться по улицам городов, а их жителям по праздникам облачаться в национальные костюмы.

Монголия по-своему уникальна. Это подтверждают также социально-экономические показатели.

Она входит в двадцатку крупнейших стран мира, занимая полтора миллиона квадратных километров. Однако здесь живет всего три миллиона человек. Что интересно, почти каждый второй житель поселился в столичном Улан-Баторе.

В других странах мира проживает порядка девяти миллионов монголов – это в три раза больше, чем в самой Монголии.

За пределами столицы и других довольно крупных городов плотность населения не превышает двух человек на квадратный километр. При этом монгольские семьи довольно большие.

Ближайшими родственниками здесь могут считаться не только родители, братья, сестры, бабушки и дедушки, но и тетя, дядя, двоюродный или троюродный племянник, жена брата дедушки. По праздникам количество гостей исчисляется сотнями, ведь главная ценность в жизни людей в Монголии – их семья, дети.


Среди национальностей преобладают халка-монголы, следом за ними идут казахи. Русские также встречаются часто — как в качестве туристов, так и в качестве постоянных жителей. Монголы поразительно гостеприимный и толерантный народ – ко всем национальным меньшинствам они относятся терпимо, конфликтов с соседями обычно не возникает.

Монголия граничит с Россией и Китаем, и этим объясняется сотрудничество в первую очередь с русским и китайским бизнесом. Из-за сурового климата, который колеблется от самых жарких +35 градусов летом до самых холодных -35 градусов зимой с постоянными ветрами, здесь не произрастают практически никакие сельскохозяйственные культуры.

Улан-Батор считается одной из холоднейших столиц.

Многие местные жители трудятся в сфере животноводства, в шахтах и на рудниках, добывая нефть, уголь, руду, цветмет, медь. Многие товары, например, машины, бензин, табак, стройматериалы, бытовую технику ввозят из-за рубежа.

Главное богатство страны – ее почти не тронутая рукой человечества природа: степи, горные реки, Алтайские горы, озера и, конечно же, пустыня Гоби.

В Монголии удивительное небо — оно необычного ярко голубого цвета. Из-за особенностей географии и климата бывает так, что на нем полностью отсутствуют облака. А еще в этом краю невероятно красивые закаты, которые так любят запечатлевать путешественники.


Ценители же культуры откроют для себя большое количество буддийских дацанов — храмов и монастырей, сохранивших сотни артефактов и проводящих обучение на высоком уровне.

Самый крупный из них, конечно же, Гандантэгченлин. Название его переводится как «Большая колесница полной радости». Он располагается недалеко от центральной части Улан-Батора. По сути это огромный религиозный комплекс, который отличается тем, что в нем сохранился колорит старого города.


В храме живет много монахов, говорящих на русском. У них можно спросить совета, если что-то вызвало затруднения или не знаешь, как проводить какой-либо .

Уровень жизни в Монголии сложно назвать высоким, но по многим параметрам он стремительно растет, а по некоторым догоняет, а то и перегоняет Россию. Жить здесь недорого, безопасно и интересно.

Местную жизнь можно условно разделить на два вида:

  • городская – жизнь в крупных по монгольским меркам городах, на которую довольно сильно влияет русский, китайский и западный стиль жизни;
  • загородная – традиционный быт, часто кочевой, где почитаются семейные и буддийские традиции.

Городская жизнь

Сейчас количество городских жителей неустанно растет. Большинство людей живет в Улан-Баторе. Здесь же сосредоточены главные культурные центры, университеты, бизнес-представительства, рабочие места.


На первый взгляд это современный мегаполис с высотками, бизнес-центрами, новенькими типовыми офисами, торговыми центрами. Однако в черте города можно запросто встретить целые районы, которые заполнены юртами, где проживают такие же городские жители.

Облик города довольно старый, в планировании дорог и строительстве домов Монголии помогал еще Советский Союз. Но и здесь есть своя изюминка – посреди серых улиц встречаются разноцветные фасады буддийских храмов с позолоченной крышей, придающие городу неповторимый азиатский колорит.


Главный бич столицы – сильная загрязненность воздуха. Такая ситуация складывается из-за того, что в холода жители юрт и частных домов отапливают жилища с помощью угля, дров. Но из-за того, что город заключен в тиски невысоких холмов, воздух застаивается, и весь смог держится над ним серым облаком.

Обстановку еще больше усугубляют производства тяжелой, пищевой, легкой промышленности, а также многочисленные машины, которыми стремятся обзавестись все уважающие себя горожане. И хотя около четверти из них – гибридные «Тойота Приус», выброс в воздух от двухсот тысяч машин колоссальный.

К сожалению, уровень загрязнения воздуха в Улан-Баторе превышает норму в 25 раз.

Помимо столицы есть также два довольно крупных города – Дархан и Эрдэнэт. Жизнь в них куда более размеренная, но здесь есть все для комфортной городской жизни.

Загородная жизнь

Гораздо лучше дело с экологией обстоит в небольших поселениях, где проживает другая половина населения страны. Это простые люди, которые по большей части занимаются животноводством.

Поголовье домашнего скота в Монголии в двадцать раз превышает население страны. Однако последнее десятилетиебольшой проблемой стали постоянные джуты – гибель животных из-за того, что земли покрываются льдом.

В сельской местности живут в юртах. Часть жителей до сих пор оправдывает звание кочевников, периодически перебираясь вместе с жилищем, всем скарбом и скотиной с места на место.


В юртах нет водопровода – семьи моются под летним душем или в тазах, удобства тоже находятся на улице. Зато каждое жилище оборудовано солнечными панелями, так что телевидение с сотней каналов, современные смартфоны, ноутбуки здесь довольно обычное явление.

Предметы цивилизации очень забавно смотрятся в одном интерьере со старыми бабушкиными сундуками и национальными коврами, вышивками.

В каждой юрте есть алтарь, а сама она разделена на две половины — мужскую и женскую. Юрта — очень экологичное, удобное и мобильное жилье для кочевника — летом в ней не жарко, а зимой не холодно, ее несложно переносить с места на место и внутри достаточно пространства для целой семьи.

Подробнее о том, как устроена монгольская юрта, вы можете прочитать вот .

Из-за кочевого образа жизнив сельской местности нет привычных адресов: улиц с названиями и номеров домов. Вместо этого в 2008 году каждому квадратному километру земли было присвоено свое буквенное значение.

Культура и образование

За последний век, с тех пор, как стараниями монгольских и русских ученых-лингвистов была создана грамота, в основу которой легли кириллические символы, уровень образования и культуры резко повысился.

В начале девяностых годов прошлого века советские власти помогли Монголии выстроить систему школ-интернатов, где посезонно обучались дети кочевников. В конечном итоге подобные меры сократили уровень безграмотности до одного процента.

Вместе с этим начали развиваться литературное и театральное искусство. К образованию и всестороннему развитию стремились в том числе и женщины. Сегодня в столице в стенах крупнейшей альма-матер обучаются свыше 12 тысяч студентов.

Интересно, что монгольский письменный алфавит похож на русский, но отличается от него двумя дополнительными буквами. А старомонгольское письмо выглядело так:


Чингисов камень — древнейший памятник старомонгольской письменности, сохранившийся до наших дней.

Экспонат в Эрмитаже

Большую роль в Монголии играет устное творчество, которое состоит из аллитерационных стихов, Аллитерация — это когда в каждой строке стихотворения как минимум два слова начинаются с одного и того же звука. Многие из таких стихов посвящены Чингисхану и Гэсэр-хану.

Традиции и праздники

Монголы традиционно суеверны. В стране, кроме буддизма, развит также и шаманизм. Самым уязвимым звеном в семье здесь считаются дети, а потому родители всячески защищают их от злых духов.

Для защиты используются различные обряды — например, детям даются специальные имена, мальчиков одевают в одежду девочек, а лоб маленьких детей мажут сажей или углем. Считается, что это позволит обмануть духов, и они не тронут ребенка.

Самый первый и важный праздник в жизни ребенка — это первая стрижка. На него приглашаются все родственники, каждый из которых тоже участвует в стрижке, а также дарит малышу подарок. Если ребенок будет монахом, то его стригут наголо.

На этом празднике обязательно должны присутствовать молочные блюда, которые у кочевых народов особенно любимы и почитаемы, а проводит торжество специально выбранный для этого человек.

Также большую роль играют в Монголии обо — места культа в виде груды камней, украшенные флажками разных цветов. Проезжающий мимо монгол останавливается, делая подношение обо, чтобы дорога была удачной.


Самый главный праздник в жизни монголов — это, пожалуй, Надом. На него собирается огромное количество людей, ведь здесь проводятся крупные соревнования по борьбе, стрельбе из лука и скачкам на лошадях.

Из семейных же праздников наиболее популярен и любим Цаган Сар — . Родственники ходят в гости друг к другу, обмениваясь подарками и буузами — традиционной монгольской едой.

Кухня

Уж в чем-в чем, а в еде монголы знают толк. Считается, что это лучшая страна для тех, кто любит мясо. Любая трапеза состоит большей частью из мясных и мучных блюд. Мяса здесь очень много – в каждый семье есть отдельный холодильник для мясных продуктов.

К традиционным монгольским блюдам можно отнести:

  • буузы – большие пельмени наподобие мантов;
  • хушуры – чебуреки по-монгольски;
  • хорхог – тушеное мясо;
  • цуйван – лапша с добавлением мяса и овощей;
  • суутэ цэ – национальный напиток, чай с молоком и солью.


Буузы

Если у нас хлеб – всему голова, а щи да каша – пища наша, то в Монголии то же самое можно сказать про мясо. Его жарят, парят, варят, солят, тушат, сушат или вовсе не предают никакой обработке.

Национальный характер и ценности

О традиционных ценностях страны можно судить по ее народному творчеству. Монголы издревле имели свободолюбивый и независимый нрав, почитали свою родину, с особым уважением относились к родителям.

Более половины монголов – буддисты тибетского толка. Буддизм несколько смягчил характер монголов, возведя в культ такие качества, как приветливость, терпение, доброжелательность.

У этого народа очень сильно развито гостеприимство. Человеку, пришедшему в гости, даже если это просто незнакомый путник, обязательно предложат сытный и питательный цай — монгольский традиционный чай с молоком и солью. Этот напиток, похожий больше на суп, способен и утолить жажду, и насытить на долгие часы, что так важно в степи.


Монголы бережно относятся к животным. Животное дают им пропитание, одежду, предметы быта. Главный символ Монголии — это лошадь. На ней кочевник проводит всю свою жизнь, поэтому к лошади у монголов особенное отношение. Детей сажают на лошадь с самых ранних лет.

Поездка в Монголию

Чтобы выбрать лучшее время для посещения этой страны, вам необходимо будет определиться с тем, куда именно вы хотите поехать в Монголии. Например, если вы планируете побывать в пустыне Гобе, то предпочтительнее будут сентябрь и октябрь месяц, так как в другое время там бывают сильные песчанные бури.

Однозначно стоит посетить и столицу Улан-Батор, но не менее интересно будет познакомиться с бытом кочевников, побывать в юрте, отведать национальные монгольские блюда. Не забудьте выучить приветствие по-монгольски — «Сайн байна уу!»

Если вы россиянин, и ваша поездка будет длится не более, чем 30 дней, то виза вам не понадобится.

Валюта в Монголии называется «тугрик».


Жизнь в стране сравнительно недорогая.

Чтобы представить примерные траты в предстоящей поездке, приведем вам приблизительные цифры в рублях:

  • средняя оплата трудав провинции – 15-25 тысяч, в Улан-Баторе – 25 35 тысяч;
  • «Тойота Приус» с пробегом – 240 тысяч;
  • литр 95-го бензина – 50;
  • аренда квартиры в провинциальном городе – 6-9 тысяч, в Улан-Баторе — 10-17 тысяч;
  • джинсы – 700;
  • дубленка из овчины – 5-10 тысяч;
  • говядина, 1 кг: на рынке – 150, у животноводов без посредников – 80;
  • яблоки китайские, 1 кг – 150;
  • средний чек в столовой – 130;
  • средний чек в недорогом ресторане – 250-350.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилось наше путешествие в страну кочевников, а сама Монголия стала вам чуточку ближе.

Спасибо за то, что активно поддерживаете блог — делитесь ссылками на статьи в социальных сетях)

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Василий Ефанов. Девушка монголка в национальном костюме. 1954. Волгоградский музей изобразительных искусств

Монголы - изначально, название населения, которое входило в состав Монгольской империи (средневекового государства, в состав которого входили в частости земли современной России, Украины, Китая и Индии). Монголы дали название монголоидной расе. Позже название монголы было перенесено на группу родственных народов на северо-востоке современной Монголии, предки которых, согласно распространенных исторических взглядов, стояли у истоков Монгольской империи (то есть были первыми ее гражданами, первыми «монголами»). Такая ситуация стала причиной путаницы, появления различных версий и фальсификаций истории в наше время. Поэтому при изучении документов, в первую очередь исторических, нужно обращать внимание, кого именно имеет ввиду автор под словом «монголы». Сегодня к монголам себя относят около 10 миллионов человек. Из них 2,4 миллиона проживают в Монголии, около 4,8 миллиона в Автономном районе Внутренняя Монголия КНР, 2 миллиона в других провинциях Китая.

По данным Переписи населения 2002 года численность монголов, проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек.

Более 85 % населения говорит на монгольском языке , на котором ведется обучение в школах, в средних школах изучают традиционную монгольскую письменность . Официальный язык - монгольский (халха) , старшее поколение в городах говорит и понимает и по-русски. С 2007 года русский язык является обязательным к изучению во всех школах. В Баян-Улэгэйском аймаке изучают казахский язык.

85 % населения Монголии относятся к монгольской группе:

Монгольская группа

  • южные монголы
    • чахары,
    • хорчины,
    • харачины,
    • арухорчины,
    • тумэты,
    • джалаиры,
    • джалайты,
    • авга,
    • авганар,
    • чипчины,
    • му-мянгаты,
    • найманы,
    • аохане,
    • оннюты,
    • дурбэн хухэт,
    • ураты,
    • горлосы,
    • ордосцы,
    • дурбэты - 4,6%
    • джаруты,
    • суниты
  • халха-монголы
    • элжгин и
    • дариганга (31, 9 тыс., 2000)
  • буряты,(70 тысяч),
  • баргуты,
  • ойраты,
  • их-мянгане,
  • торгуты,
  • хошеуты,
  • согво ариг,
  • монгоры (ту),
  • дунсяны,
  • баоани,
  • дауры.
  • (уйгуро-)урянхайцы (25, 2 тыс., 2000)
  • хотогойт-монголы,
  • дархаты, сартулы,
  • зун-узумчины (1700 чел., 1945),
  • шинэ-баргуты (около 1000 чел., 1947),
  • захчины (29, 8 тыс., 2000),
  • торгуты,
  • баяты (50, 8 тыс., 2000 г.),
  • хошуты,
  • мянгаты,
  • олёты,

К монгольской группе народов по языковому признаку относятся

  • калмыки (Российская Федерация),
  • сарт-калмаки (иссык-кульские калмыки) (Киргизия)
  • моголы (Афганистан).

По культуре к монгольским народам относят также тюркоязычных тувинцев (Российская Федерация).

Немонгольское население

  • Тюркская группа
    • казахи и киргизы - 7 %
    • цаатаны
  • другие этнические группы
    • хамниганы,
    • русские,
    • китайцы,

3. Монгольские племена в конце XII столетия

Монголия может рассматриваться как наиболее восточная часть евразийской степной зоны, которая протянулась от Маньчжурии до Венгрии. С древнейших времен эта степная зона была колыбелью различных кочевых племен иранского, тюркского, монгольского и маньчжурского происхождения.

Кочевое общество проявляло высшую мобильность, а политика кочевников отличалась динамизмом. Пытаясь использовать проживающие рядом народы и контролировать наземные торговые пути, кочевники собирались время от времени в огромные орды, способные начать натиск на далекие земли. В большинстве случаев, однако, создаваемые ими империи не были очень крепкими и разваливались так же легко, как и создавались. Итак, периоды единства кочевников и концентрации их власти в одном особом племени или группе племен перемежались с периодами раскола во власти и отсутствия политического единства. Следует вспомнить, что западная часть степной зоны – понтийские (причерноморские) степи – контролировалась первоначально иранцами (скифами и сарматами), а затем тюркскими народами (гуннами, аварами, хазарами, печенегами и половцами). Также тюрки в ранний период контролировали саму Монголию: гунны – от древних времен до I века нашей эры; так называемые восточные тюрки – от VI до VIII веков; уйгуры – в конце VIII и начале IX столетия. Предположительно, монгольские элементы были перемешаны с тюркскими во многих из кампаний последних и тогда, когда монголам уже удалось сформировать относительно крепкое собственное государство (Сяньби в восточной Монголии с 1-го по 4-й века; Кидан в Монголии, Маньчжурии и Северном Китае в XI столетии); но в целом до Чингисхана монголам не удавалось играть какую-либо ведущую роль в степной политике.

В XII столетии в Монголии не существовало централизованного государства. Множество племен и объединений родов жили в различных частях страны без каких-либо пограничных линий между ними. Большая часть их говорила на монгольском языке, за исключением западного региона, где тюркский язык был также в ходу. В более отдаленном этническом фоне была сильная примесь иранской крови как у тюрков, так и у монголов. Предполагают, что народы, принадлежавшие к кавказской расе, населяли Центральную и Восточную Азию, включая Китай, с незапамятных времен. К этой расе, согласно Грум-Гржимайло, должно относиться имя Дилинг, упоминаемое в китайских хрониках. Несмотря на этот туманный фон, можно сказать более ясно, что в течение последних столетий до христианской эры северные иранцы, историческим центром которых был регион Хорезма, распространились на запад и восток от него. Как лингвистические, так и археологические данные говорят об этой экспансии. Изображения всадников, выбитые на камнях по реке Енисей, поразительно схожи с образами аланских всадников на настенных изображениях в Крыму. На надписи начала VIII века, обнаруженной в Монголии, упоминаются войны между тюрками и асами (аланами). Позднее мы встречаем «асуд» (т.е. ас), включенными в «правое крыло» монгольской нации, т.е. среди монгольских племен. Каким бы ни был этнический источник племен, населявших Монголию в XII столетии, все они были схожи в стиле жизни и социальной организации, и поэтому можно говорить об их принадлежности к одной культурной сфере. В то время, однако, не существовало родового имени для обозначения целостности этих племен и родов. Имя «монгол» изначально относилось к одному маленькому племени. Это племя вышло на передний план в начале XII века, но в середине века было разбито своими соседями – татарами – и подверглось дезинтеграции. Затем татары, в свою очередь, стали одним из лидирующих племен Монголии. Меркиты, кераиты и найманы были тремя другими ведущими племенами. Следует вспомнить, что в Западной Европе слово «татары»» произносимое как «тартары», применялось в качестве родового имени ко всем монгольским завоевателям. Эта именная форма была частично игрой схожести изначального имени с классическим Тартаром. Как объясняет хронист Матвей Парижский, "эта ужасная раса сатаны-татары… рванули, вперед, подобно демонам, выпущенным из Тартара (поэтому их верно назвали "тартарами ", ибо maк могли поступать только жители Тартара) . В русском языке имя сохранилось в своей изначальной форме (татары). Многие воины монгольских армий, которые вторглись на Русь, были тюрками под монгольским руководством, и поэтому имя татары в конечном итоге применялось на Руси к ряду тюркских племен, которые поселились там после монгольского вторжения, подобно казанским и крымским татарам. В современную эпоху русские востоковеды для обозначения тюркских народов стали использовать имя «тюрко-татары». Что же касается имени «монгол»·, то оно избежало забвения благодаря причуде истории – случайной принадлежности будущего императора Чингисхана к одному из монгольских родов. С его приходом к власти все племена Монголии объединились под его предводительством, и была создана новая «нация», известная как монголы. Для большей простоты мы должны называть все эти племена монголами, даже говоря о XII столетии.

Следует отметить, что, хотя монгольские племена и жили в степной зоне, некоторые племена и роды селились на северном краю степей или даже в лесной зоне, на Байкале, верхнем Енисее и на Алтае. Деление первоначальных монгольских племен на лесные и степные очень важно для лучшего понимания раннего монгольского фона. Степные племена были в основном коневодами и скотоводами, как того и следовало ожидать; охота была их вторичным занятием. Люди лесов, с другой стороны, являлись главным образом охотниками и рыболовами; среди них были также очень искусные кузнецы. Экономически две части монгольских племен находились в отношении взаимодополнения. Степные люди особенно интересовались сибирскими мехами, поставляемыми жителями лесной зоны; они также нуждались в опытных обученных кузнецах для изготовления своего оружия.

По своим религиозным верованиям лесные племена были шаманистскими; степные люди, хотя и подверглись влиянию шаманизма, были, в первую очередь, почитателями Неба; среди обеих групп широкое распространение получил культ огня. Обе группы имели тотемных животных и табу. Обе использовали грубо вырезанные фигурки, некоторые из них имели человеческие черты, а другие представляли собою животных. Это были не «идолы»·, как их называли ранние европейские путешественники, или «фетиши» в обычном употреблении слова, а скорее религиозные или магические символы почитания; они известны как онгон .

Среди лесных племен шаманы в конечном итоге получили значительную политическую власть. В степном окружении быстро развивалась могущественная светская аристократия, среди которой существенное количество приверженцев нашли в течение XII столетия как буддизм, так и несторианское христианство. Согласно хронисту Аб-уль-Фараджу, все племя кераитов было обращено в несторианство уже в XI веке. Несторианская вера достигла Монголии из региона Переднего Востока через Туркестан. Уйгуры – тюркский, народ, который поселился в восточном Туркестане (теперь известном как Синьцзян) в середине VIII в. и достиг относительно высокого уровня культуры, – служили посредниками между Передним Востоком и Монголией в этом, равно как и во многих других случаях.

Монгольское общество XII столетия базировалось на патриархальных кланах.. Монгольский род (обог )состоял из родственников по отцу и был экзогамным; брак между его членами был запрещен, и, таким образом, невесты приобретались путем сватовства или покупались у иных родов. Поскольку полигамия была традиционным институтом у монголов, каждый из них нуждался во многих женах, что еще более осложняло проблему. Все это часто вело к умыканию будущих жен и, следовательно, к многочисленным столкновениям между родами. С тем чтобы сохранять мир, некоторые роды заключали взаимные соглашения относительно браков своих потомков на базе регулируемого обмена. Когда в процессе естественного роста семей род становился слишком велик, чтобы оставаться неделимой единицей, его ветви отходили от общего ствола с целью формирования новых родов. Образованные таким образом роды, однако, признавали свое происхождение от общего отца: о них говорили как о принадлежавших одной и той же «кости» (ясун ). Браки между потомками всех этих родов были запрещены. Каждому монголу преподавалась с раннего детства его генеалогия и родовые отношения, и это знание было для него священно. Историк Рашид ад-Дин сравнивает силу родовых связей среди монголов с аналогичными приоритетами у арабов.

Единство рода базировалось не только на кровных отношениях, но и на религиозном чувстве. Каждый род, включая живых его членов, мертвых предков и будущих потомков, был самодостаточной религиозной группой и в этом смысле рассматривался как бессмертный. Центром духовной жизни рода и, в меньшей степени, семьи был культ очага. Исключение из числа участвующих в обрядах рода и актах почитания означало изгнание из самого клана. Старший сын основной ветви, исходящей от вождей рода, традиционно отвечал за клановый культ. Наиболее почитаемые имели титул беки .С другой стороны, самый младший сын в семье рассматривался как хранитель очага (очигин )и наследовал основную часть отцовского имущества. Этот дуализм функций и прав кажется свидетельством двух различных понятий в системе религиозных и кровнородственных отношений родов и семей.

Чтобы пасти свой скот и обрести определенную защиту против внезапного нападения других родов и племен, несколько родов обычно объединялись во время сезонной миграции. Такое объединение совместно устраивало палаточный лагерь, который иногда насчитывал около тысячи жилищ, расположенных по периметру огромного круга, известного как курень .

Наиболее богатые и сильные роды предпочитали, однако, пасти свои стада сами. Лагерь такой группы, состоявший из относительно малого количества палаток, именовался аилом. Следует отметить, что некоторые богатые роды сопровождались вассальным или рабским родом (унаган богол ),в этом случае рабство было результатом поражения в межплеменной войне. Аильская система выпаса стад составляла экономический фундамент богатства и могущества выдающихся родов. На этой базе среди монголов установилось аристократическое общество, сравнимое с феодальным обществом средневековой Европы. Монгольский рыцарь был известен как багатур (храбрый; сравни с русским «богатырь») или сецен (мудрый). Глава группы рыцарей назывался нойоном (господином).

На более низкой ступени иерархической лестницы находились простолюдины, имеющие статус свободных. Их называли харачу, дословно «черные». Еще ниже были рабы. Большинство их в этот период не были индивидуально связаны с личностью господина, но являлись членами побежденного рода, обязанными, как и род в целом, служить победителям. С формированием класса рыцарей начался процесс феодальной интеграции, наиболее сильный нойон в округе принимал на себя властные функции сюзерена по отношению к иным рыцарям, его вассалам. Общение с китайцами способствовало формированию понятий вассальных отношений, и некоторые из нойонов обращались к китайскому императору за инвеститурой и получали китайские титулы такие, как таиши (герцог) и ван (царь). В XII веке Китай был разделен на две империи: Южный Китай находился под властью династии Сун; на севере управляли маньчжурские завоеватели – Чжурчжэни (по-китайски – Нучен), которые обосновались в Пекине в 1125 г. Они были известны как Золотая династия (Цзинь). Продолжая традиции ранних китайских императоров, Цзинь жестко отслеживали события в Монголии, с тем чтобы предотвратить создание там единого государства. Агенты Цзинь старались сохранять баланс власти между индивидуальными монгольскими племенами. Как только одно племя становилось опасно сильным, Цзинь поставляли оружие соседнему племени, с тем чтобы оно воевало против выскочки, или же пытались организовать коалицию племен против него. Эта дипломатия по отношению к «северным варварам» базировалась на принципе, который направлял Рим и Византию в отношениях с северными соседями; разделяй и властвуй (Divide et impera). Именно с помощью китайцев татары получили возможность разгромить, монголов в середине XII столетия. В 1161 г. для поддержки татар сильная китайская армия была послана в Монголию.

Обманным путем татары захватили монгольского хана Амбагая и послали его в столицу Цзинь – Пекин (тогда известный как Енкин). Здесь его казнили – прибили гвоздями к деревянному ослу, что считалось особо унизительным способом расправы с преступником. Правительство Цзинь надеялось, что монгольская опасность таким образом будет устранена. Но, как показали события, китайцы добились лишь временной отсрочки.

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 1. Монгольские завоевания В середине XIII в. территорию Северной Азии охватили события, которые привели к коренным переменам в развитии как всего региона в целом, так и Древней Руси.Образование Монгольского государства. Во второй половине XII в. на землях многочисленных

Из книги Тайны дома Романовых автора

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Монгольские лидеры - Когда Хрущев отправил меня послом в Монголию, я побывал у них во всех аймаках, кроме двух, в юртах бывал. У них висят портреты Сталина, Ворошилова, мои, Калинина. Я хорошо переносил их климат, а вот Полина Семеновна неважно. Там я не болел, а захворал

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Разделенная империя: мир в конце IV столетия Разделение империи в 395 году ясно отражало разделение между латиноязычными западными провинциями и грекоязычным Востоком. Между ними существовало множество региональных различий языкового и культурного характера, однако они

Из книги Армия монгольской империи автора Тарнбул С

МОНГОЛЬСКИЕ АРМИИ Большим достижением Чингисхана и его преемников было создание из отдельных воинов единой армии. Это превращение оказалось столь эффективным, что, по словам западных наблюдателей, никто не мог устоять на пути этого войска. Роберт Сполатский,

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора

2.1. Из кого состояли монгольские войска В западных документах сохранились ПРЯМЫЕ указания на то, что ТАТАРАМИ НАЗЫВАЛИ РУССКИХ. Например: «В документах Руссильона нередко упоминаются „белые татары“, наряду с „желтыми“. Имена „белых татар“ - Лукия, Марфа, Мария,

автора Тарле Евгений Викторович

Глава I ФОРМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ XVIII СТОЛЕТИЯ 1. Вопрос о статистике французской промышленности в конце XVIII в. 2. Формы промышленного производства в городах. 3. Роль деревни и формы промышленной деятельности в

Из книги Сочинения. Том 2 автора Тарле Евгений Викторович

Глава II СОСТОЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ТЕХНИКИ ВО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ XVIII СТОЛЕТИЯ Если мы теперь от организации промышленного труда во Франции конца XVIII столетия обратимся к данным, говорящим о степени распространенности машинного производства, то найдем ответ, почему la fabrique r?unie

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Эпизоды внешней и внутренней политики России в конце 40-х годов XIX столетия 1848 год, начавшийся в Петербурге, как всегда, масленицей, балами и маскарадами, вскоре превратился в один из самых трудных и горестных для царской семьи годов. Он стал почти двойником 1831 года, когда в

Из книги Очерки поповщины автора Печерский Андрей

VII. ИСКАНИЕ АРХИЕРЕЙСТВА В КОНЦЕ XVIII СТОЛЕТИЯ Соблазн, произведенный между старообрядцами в пятидесятых годах прошлого столетия лжеепископами Афиногеном и Анфимом, не охладил ревнителей «древляго благочестия» в искании архиерейства. Они по-прежнему собирались на

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Раздел 4 РОМЕИ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ III - НАЧАЛЕ VIII в. РОМЕЙСКИЕ ВЛАДЕНИЯ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В КОНЦЕ VI - VII вв. По мнению исследователя А.Г. Герцена, в конце правления Юстиниана I началось сооружение крепости в столице Дори - Доросе (на плато современной

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

3.5. «Монгольские» наместники - правители западной Европы - в конце XVI века все еще платят дань османам = атаманам «Еще более подробная информация о международных отношениях в Западной Европе содержится в статейном списке посольства Я. Молвянинова и Т. Васильева,

Из книги История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты автора Нефедов Сергей Александрович

4.1. Монгольские компоненты Переходя к рассмотрению волны монгольских завоеваний, необходимо прежде всего установить ее причины, указать на то фундаментальное открытие, которое играло в этом определяющую роль. Нет сомнения, что монголы обладали военным превосходством

Из книги Русь и монголы. XIII в. автора Коллектив авторов

Монгольские правители ХАН, кан – титул правителей у степных кочевых народов.Возможно, слово «хан» первоначально значило «родовой вождь» и связано по происхождению с тюркским «gon» – «кровь». В древности у кочевых народов титул хана носили племенные вожди. Со временем

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Санкт-Петербург в конце XVIII столетия, 1790-е годы Иоганн Георги Первым петербургским путеводителем, в современном понимании этого слова, был неоднократно упоминавшийся выше труд за авторством А. И. Богданова и В. Г. Рубана. Вплоть до последнего десятилетия XVIII века город не

Из книги «Всадники в сверкающей броне»: Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн автора Дмитриев Владимир Алексеевич

Глава 2. ДЕРЖАВА САСАНИДОВ И ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ IV - КОНЦЕ VI