Логопедическое занятие "Дифференциация звуков, " план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему. Дифференциация гласных звуков а я Фонетическая ритмика на звуки А,У










  1. Дифференциация звуков [з - ж] в изолированном звучании

«Комар - жук». Произносить звуки: "З З З - Ж Ж Ж"

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в прямых слогах

ЗА - ЖА ЖА - ЗА

ЗУ - ЖУ ЖУ - ЗУ

ЗЫ - ЖИ ЖИ - ЗЫ

ЗО - ЖО ЖО - ЗО

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в интервокальных слогах

АЗА - АЖА ОЗА - ОЖА УЗА - УЖА ЫЗА - ЫЖА

АЗО - АЖО ОЗО - ОЖО УЗО - УЖО ЫЗО - ЫЖО

АЗУ - АЖУ ОЗУ - ОЖУ УЗУ - УЖУ ЫЗУ - ЫЖУ

АЗЫ - АЖИ ОЗЫ - ОЖИ УЗЫ - УЖИ ЫЗЫ - ЫЖИ

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в слогах со стечением согласных

ЗНА - ЖНА ЗМА - ЖМА ЗВА - ЖВА ЗДА - ЖДА

ЗНО - ЖНО ЗМО - ЖМО ЗВО - ЖВО ЗДО - ЖДО

ЗНУ - ЖНУ ЗМУ - ЖМУ ЗВУ - ЖВУ ЗДУ - ЖДУ

ЗНЫ - ЖНЫ ЗМИ - ЖМИ ЗВИ - ЖВИ ЗДИ - ЖДИ

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки в начале слова

Зыбкий - жидкий заря - жаря

Залей - жалей зал - жал

Зовёт - живёт

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки в середине слова

Узы - ужи вязать - бежать

Везу - вяжу лизать - лежать

Козы - кожи базар - пожар

Розы - рожи мазут - мажут

Грозу - грожу дерзать - держать

Лоза - ложа разок - рожок

Лиза - лыжа возы - вожжи

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки З - Ж в одном слове

Ж из нь, з аж игать, з аж им, з аж ать, з аж ёг, воз мож но, из неж ённый, з аж ужж ать,ж елез о, з аж игалка, з алеж и, з абеж ал, з адерж ал, з аслуж ил, з акруж ить,з аж арить, воз лож у, ж елтиз на, з аж арит, з аряж ать, з аж елтеть, з аж арил.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словосочетаниях

З абавный ёж ик, кож аная уз да, з ваный уж ин, бумаж ная коз а, ж идкий маз ут,з абытый ж акет, тяж ёлый воз .

Важ ный муз ыкант, из мятая кож а, книж ный магаз ин, Ж енин з накомый, неж ные нез абудки, неж ные мимоз ы, ж елезный з амок.

Вяз аный ж акет, важ ное з адание, вяз аные манж еты, из огнутая ж есть, юж ныйз акат, з атяж ной дож дь, з накомый худож ник.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 3 слов

Зоя звонит Жанне. Бизон - дикое животное. Надежда чистит зубы. Зоя покупает книжку.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 4 слов

Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже. Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени - забавный зайчонок. В вазе - бумажные мимозы.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 5 слов

Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени - медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина - Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 6 - 8 слов

У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой. У Жени - заводной зайка, у Жанны - заводной жук.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в стихах

Звенит звонок, жужжит жучок.

Жужжат - звенят, звенят - жужжат.

Уж ужа позвал на ужин,

Уж совсем не ожидал,

Но ужу не нужен ужин -

Уж уже поужинал.

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

Зайка забавный

У Жени живёт,

Женя не знает

С зайкой забот

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

Знает загадки каждый ёжик,

Жуку и змее загадать их может.

Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.

Знает каждый: змей бумажный

На земле лежать не любит.

Лёгкий змей, как будто дым.

Наблюдать за ним несложно,

Только жаль, что невозможно

Полетать нам вместе с ним!

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в текстах

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустыни знают, что та-кое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им там жить.

ДВЕ КОЗЫ

Идут две козы под зонтами, знакомятся:

Тебя как зовут?

А тебя как зовут?

У тебя зонт?

А у тебя?

И у меня зонт.

У тебя зонт от зноя?

От зноя.

А у тебя?

А у меня от дождя.

Заходи в мою избушку ужинать.

И ты заходи в мою избушку ужинать.

Когда заходить ужинать?

На закате.

А к тебе, когда заходить ужинать?

Тоже на закате.

КТО ХОЗЯИН?

У Жоры и Захара жила собака. Звали её Жук.

Жора и Захар подобрали Жука со сломанной лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.

Жора и Захар каждый день спорили: кто хозяин Жука?

Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал, он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. 1 .Алифанова E . A ., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. —

М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.

  1. 2 . Спивак Е .Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 - 7 лет / Е.Н.Спивак. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. - 48 с.

Свешникова О., учитель-логопед.

  • Тема: “Дифференциация гласных звуков О – А в словах и предложениях на основе лексической темы “Этика поведения – встречаем гостей”.

    Цель: Дифференциация звуков [O] и [A]. Привитие эстетических норм поведения.

    • Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, речевой и ручной моторики, воображения, памяти, творческой фантазии;
    • Актуализация словаря, формирование связности и чёткости высказываний;
    • Воспитание любви и интереса к учению, умения самостоятельно принимать решения, самостоятельно работать, этических норм поведения.

    Оборудование:

    Мультимедийная установка, экран, презентация занятия;

    Мультибуки;

    Музыкальный центр, аудио запись с вальсом В.А. Гаврилина;

    Столовый прибор (тарелка, ложка, нож, вилка, стакан, салфетка);

    Набор бумажных салфеток для пальчиковой гимнастики;

    Индивидуальные зеркала;

    Листочки, ручка, карандаши для выполнения письменного задания.

    Этапы занятия:

    1. Организационный момент.

    Психологический настрой;

    Определение темы занятия.

    Работа по развитию зрительного гнозиса.

    2. Артикуляционная гимнастика.

    3. Работа по пространственной ориентации.

    4. Пальчиковая гимнастика.

    5. Работа над звуко-буквенным и слоговым составом слова. (мультибуки)

    6. Дифференциация гласных звуков О-А на слух и при письме.

    7. Работа с пословицей.

    8. Физминутка.

    9. Работа над развитием зрительного внимания и ориентации в пространстве.

    10. Письменная работа. Дифференциация гласных букв на письме.

    11. Работы над логическим мышлением. Определение слова по значению. Дифференциация гласных звуков на слух.

    12. Работа над предложением.

    13. Кроссворд “Как мы знаем этикет”

    14. Итог занятия. Рефлексия.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    • Здравствуйте, дети! Начинаем логопедическое занятие. Сядет тот, кто назовет полное своё имя. Молодцы.
    1. Психологический настрой.

    На занятии

    • Наши глазки внимательно смотрят и все …
    • Наши ушки внимательно смотрят и все …
    • Наши головы хорошо …

    2) Определение темы занятия.

    Тема нашего занятия “Этика поведения”.

    Какие буквы пропущены? (А, О)

    Значит, с какими звуками и буквами будем работать на занятии?

    Для чего нам это нужно?

    3) Определение игровой ситуации. (работа над зрительным гнозисом)

    Чтобы узнать, в какую ситуацию мы попадет сегодня, я предлагаю Вам расшифровать слова. (составляют слова из букв с опорой на геометрические фигуры).

    Итак, мы сегодня с Вами встречаем гостей.

    Перед тем, как придут гости, нам нужно привести себя в порядок и настроиться на встречу гостей.

    1. Артикуляционная гимнастика.
    2. Пододвиньте зеркала. (работа над мимикой) Давайте улыбнемся и покажем, как мы рада гостям. Удивимся – какие интересные подарки они принесли, нахмуримся, расстроимся, когда они соберутся уходить.

    3. Ориентация в пространстве.
    4. Себя мы привели в порядок, а теперь нам нужно накрыть на стол.

      Что для этого понадобится? (посуда и столовые приборы)

      (Раскладывая приборы на стол, дети произносят, куда они их разложат: тарелку – на стол, салфетку – под тарелку, вилку – слева, нож – справа, ложку – справа, стакан – около тарелки)

    5. Пальчиковая гимнастика.
    6. Что не хватает на столе? (оформления, красоты)

      Для этого мы с Вами оформим салфетки и поставим цветы.

    7. Работа над звуко-буквенным и слоговым составом слова (использование мультибуков).

    Я буду показывать и называть предметы, а вы должны ответить на мои вопросы, выбрав ответ на мультибуке.

    Тарелка – сколько в слове слогов? (3)

    Нож – какой по счету звук О? (2)

    Вилка - какой по счету звук А? (5)

    Салфетка – сколько слогов в слове? (3)

    Ложка - какой по счету звук А, звук О? (2)

    6. Дифференциация гласных звуков О-А на слух и при письме.

    Ребята, мы с Вами стол засервировали, а теперь давайте приготовим продукты, которые подадим гостям к обеду.

    Девочки подберут продукты, которые понадобятся для приготовления ягодно-фруктовых блюд. Мальчики – для овощных.

    Какие блюда можно приготовить из фруктов и ягод? Из овощей?

    Но выбрать нужно только те слова в которых встречаются О или А в сильной позиции (под ударением)

    Фрукты, ягоды

    а н о вь
    а т а
    а нго о фель
    о с о х
    а д о ль
    о дина а н
    о вник о к

    Сейчас поменяйтесь карточками и выполните взаимопроверку. А теперь чтобы убедиться, что все выполнили правильно, я предлагаю Вам посмотреть на доску и сравнить Ваши ответы с правильным вариантом.

    1. Работа над поговоркой.
    2. НЕ БУДЬ В ЛЮДЯХ ПРИМЕТЛИВ,

      БУДЬ ДОМА ПРИВЕТЛИВ.

      Что значит в людях? Что означает слово приметлив?

      Как понимаете поговорку?

    3. Физминутка.

    Любой праздник не обходится без танцев. И сегодня я приглашаю Вас танцевать. (звучит вальс В.А. Гаврилина).

    • И так, кавалеры приглашают дам. (Мальчики должны пригласить девочек по всем правилам этикета, также усадить их на места после танца)
    1. Работа над развитием внимания.
    2. Гости пришли к нам не с пустыми руками, а принесли множество подарков.

      Сейчас нам предстоит сложная задача – разобраться в этом огромном количестве подарков. (дети определяют, что им подарили, называя предметы)

    3. Письменная работа.
    4. Вставьте нужную букву в название предметов и запишите.

    5. Словарная работа.
    6. А сейчас давайте посмотрим какие гости пришли к нам?

      Ваша задача слушать внимательно и по характеристике человека, определить какой он?

      * Человек, соблюдающий порядок, тщательно выполняющий задания, относящийся к вещам осторожно, бережно. (АККУРАТНЫЙ);

      * Человек сосредоточенный, заботливый, проникнутый вниманием (ВНИМАТЕЛЬНЫЙ);

      * Человек, соблюдающий правила приличия, учтивый, воспитанный (ВЕЖЛИВЫЙ);

      * Человек способный безропотно, спокойно относится к чему-либо, обладающий терпением (ТЕРПЕЛИВЫЙ);

      * Человек, выражающий признательность за оказанное добро, внимание (БЛАГОДАРНЫЙ).

      Повторите, какие качества людей мы назвали: аккуратный, внимательный, терпеливый, благодарный, вежливый.

      Как одним словом можно сказать о человеке, обладающем всеми этими качествами? (ВОСПИТАННЫЙ)

      Из выше перечисленных качеств, назовите только те слова, в которых встречаются звуки О или А.

      (аккуратный, благодарный, внимательный)

    7. Работа над предложением.
    8. Прочитайте предложение, вставьте подходящее по смыслу слово и впишите нужную букву О – А.

      Перед ухо дом благода рные го сти сказа ли огро мное спасибо за пра здник.

      Запишите полученное предложение.

    9. Кроссворд “Как мы знаем этикет”
    1. Чем следует вытирать рот после обеда? (салфетка)
    2. Убранство стола: расставленная посуда, столовые приборы, оформление. (сервировка)
    3. Любезные приятные слова в адрес собеседника. (комплимент)
    4. В какой руке держат вилку при разрезании мяса на тарелке? (левая)
    5. Главное качество хороших гостей. (вежливость)
    1. Рефлексия.

    А чтобы узнать понравилось ли Вам занятие, я предлагаю к нашим симпатичным мордашкам прикрепить сердечки разных цветов.

    Очень понравилось! Ничего особенного! Совсем не понравилось!

    Спасибо за занятие!

  • Сегодня Старичок Звуковичок расскажет интересную ис­торию про девочку Симу и ее щенка. (Показывает картинку «Девочка и щенок»)

    У Симы был маленький щенок. Он был забавный и весе­лый. Сима ухаживала за ним: щеткой чесала шерсть, выводила на прогулку. Однажды щенок незаметно убежал из дома. Сима обнаружила, что ящик, в котором спал щенок, пуст. Она на­дела плащ и отправилась на поиски. Сима нашла скулящего щенка под кустом. Девочка завернула его в плащ и отнесла домой.

    Задание 1. Беседа по картинке «Девочка и щенок».

    Вопросы к ребенку:

    Как звали девочку?

    Кто у нее был?

    Как девочка ухаживала за щенком?

    Что произошло со щенком?

    Как поступила девочка?

    Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [щ] и [с’].

    Педагог. Назови первые звуки в словах «Сима» и «щенок».

    Ребенок. В слове Сима первый звук , в слове щенок - [щ].

    Педагог. Звуки [щ] и [с’] какие? Ребенок. Это звуки согласные мягкие.

    Педагог. В каком положении находятся язык и губы при произнесении этих звуков?

    Ребенок. При произнесении звука [с’] губы растянуты в улыбке, кончик языка - за нижними зубами. Звук [щ] - губы вытянуты слегка вперед, широкий кончик языка за верхними зубами.

    Задание 3. Игра «Поймай звук».

    Я буду произносить звуки, слоги, слова, а ты хлопни в ладоши один раз, если услышишь слог со звуком [щ], и два раза - если со звуком [с’].

    Звуки: [н], [ш], [щ], [к], , [м], [д], [п], [щ], [н], [с’], [т].

    Слоги: ти - си - що - по - вы - ша - пи - си. Слова: щука, овощи, иветок, гусь, кисель, щенок, сила.

    Сима и щенок вышли на прогулку. Девочка взяла с собой книгу, чтобы почитать. Щенок дернул за поводок, Сима споткнулась и уронила книгу. Когда девочка открыла книгу, оказалось, что слова рассыпались. Помоги Симе собрать слова - добавь звуки:

    -сь или -щи : ве.., гу.., помо.., ло.., ово.., пла.., ры.., ле..;

    добавь слоги -си или -щи : кле.., гу.., ово.., пла.., ло.., ве…

    Задание 5. Игра «Подбери картинки». Перед ребенком картинки с изображениями девочки Симы и щенка, а также набор картинок с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [щ] или . Симе нужны предметы со звуком . Ребенок должен правильно их распределить.

    Задание 6. Игра «Закончи предложение».

    У лисы маленький… (лисенок).

    Письмо опускают в почтовый… (ящик).

    Наступила хмурая… (осень).

    Для дождливой погоды мама купила синий… (плащ).

    Сеня косит… (сено).

    Малыш помогает маме нести тяжелые… (вещи).

    Задание 6. Повторение словосочетаний с четким прогони- риванием звуков [щ] и [с’]: бегущий босиком, летящий гусь, освещенный поселок, семена щавеля, синий плащ, цветущий василек, щупальца осьминога.

    Задание 7. Повторение чистоговорок с четким произнесени­ем всех звуков:

    ща - ща - ща - Соня нам несет леща;

    си - си - си - вещи унеси;

    щу - шу - щу - воду в ванну напущу;

    се - се - се - бантик синий на косе;

    щи - щи - щи - ели кислые щи;

    сю - сю - сю - соком Васю угощу;

    ще - ще - ще - будет дождик гуще.

    Задание 8. Повторение скороговорок с четким произнесени­ ем всех звуков.

    Тащу - не дотащу,

    Боюсь, не вытащу.

    Гостю щей не жалей,

    А погуще лей.

    Серебром замощу

    И ребяток пущу.

    У меня пропал носок

    Утащил его щенок.

    У осы не усы,

    Не усищи, а усики.

    Угощение для нас:

    Щука, овощи и квас.

    Задание 9. Повторение стихотворных текстов.

    На скамейку я встаю,

    Ящик еле достаю,

    Открываю ящик -

    Голубой, блестящий.

    Щука проглотила щетку,

    Щетка ей щекочет глотку.

    «Удивительное дело!

    Что же я за рыбку съела?»

    В роще и чаще

    Ищите почаще

    Чернику, щавель

    На щи и кисель.

    Щетка в ящике лежит.

    Щенок к ящику бежит.

    Он ищет ее тщательно

    И стащит обязательно.

    Щегол в гнезде щеглят считал,

    Щегол считалку щебетал:

    «Щегленок - раз, щегленок - два».

    Счастливей в роще нет щегла!

    Сосать сосульку - вот беда! -

    Нам строго запрещается.

    Но почему она тогда

    Сосулькой называется?

    Цели: развитие мелкой моторики, различение в стихотвор­ном тексте звуков [щ] или [с’].

    Утята

    Раз, два - шли утята. Поочередно сгибаются все

    Три, четыре - за водой. пальцы правой, а затем левой

    А за ними плелся пятый, рук, нанимая с большого.

    Позади бежал шестой. Со звуков «Пи-пи-пи» рит­ мично

    А седьмой уже отстал. сгибать и разгибать пальцы

    А восьмой уже устал. обеих рук.

    А девятый всех догнал.

    А десятый испугался,

    Громко-громко запищал:

    "Пи-пи-пи!" - "Не пищи!

    Мы тут рядом, поищи!"

    Дифференциация звуков [л] и [в]

    На лугу паслась лошадь. Она ела вкусную и сочную траву. Вдруг из леса выскочил голодный волк. «Я тебя съем», - сказал он лошади. А лошадь ответила: «Я согласна, но если ты ответишь на все мои вопросы верно». «Давай быстрее свои вопросы, а то я очень голоден!» - закричал волк.

    Лошадь. Первый вопрос: с каких звуков начинаются слова «лошадь» и «волк»?

    Волк. Конечно, со звука [в].

    Лошадь. А вот и нет. Они начинаются с разных зву­ков.

    Педагог. Помоги волку определить первый звук в этих словах.

    Ребенок. Слово «лошадь» начинается со звука [л], а слово «волк» - со звука [в].

    Лошадь. Второй вопрос: чем похожи и чем отличаются звуки [л] и [в]?

    Волк. Да ничем они не отличаются.

    Лошадь. Неправда, у них есть сходство.

    Педагог. Помоги волку определить, чем похожи эти звуки.

    Ребенок. Они согласные твердые звонкие.

    Волк. Ура! Теперь я могу тебя съесть!

    Лошадь. Нет. При произнесении этих звуков есть и раз­личия.

    Педагог. Когда произносится звук [л], губы открыты, зубы видны, кончик языка упирается в верхние зубы, воздуш­ная струя уходит по бокам языка. А когда произносится звук [в], нижняя губа подтянута к верхним зубам, верхняя слегка приподнята, поэтому верхние зубы видны, нижние за­крыты нижней губой; язык принимает положение следующего гласного; воздушная струя идет через рот.

    (Ребенку предлагается четко произнести звуки, определить различия)

    Лошадь. Не смог ты, волк, правильно ответить на мои вопросы. Ничего не поделаешь, придется тебе убраться подоб­ру-поздорову.

    Педагог. И убежал волк в лес без добычи. Вот какая умная оказалась лошадь.

    Цель: выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов.

    Материал: карточки с буквами «л» и «в».

    Ребенок поднимает карточки с буквами «л» или «в» в со­ответствии с услышанным звуком.

    Звуки: [к], [п], [в], [с], [л], [м], [в], [ч], [л], [ц], [в], [к], [л], [м].

    Слоги: та - ва - но - ло - ку - лу - зы - вы - со -ло - да - ва - но.

    Слова: мыло, книга, сова, ложка, ваза, кино, пила, внук, пол, дом.

    Задание 2. Игра «Собери слова».

    Цели: различение звуков [л] и [в] в слогах; формирование навыков звукового анализа слова.

    Добавь слоги -ла или -ва : со.., кук.., иг.., бук.., коро.., рука.., пи.., ска.., дро.., шко.., мет.., тык…

    Задание 3. Игра «Песенки».

    Цель: различение звуков [л] и [в] в слоговых цепочках:
    ла - ва - ла ва - ла - ва

    лу - ву - лу ву - лу - ву

    ло - во - ло во - ло - во

    лы - вы - лы вы - лы - вы

    Задание 4. Игра «Разложи картинки».

    Цель: различение звуков [л] и [в] в словах.

    Перед ребенком разложены картинки, которые он должен разобрать в две стопки: со звуком [л] - в дну стопку, со звуком [в] - в другую.

    Изображения на картинках: ландыш, пила, вагон, сова, ла­донь, ваза, василек, лапша, лошадь, звонок, вата, вода, ложка, тыква.

    Задание 5. Многократное произнесение слов с четким про говариванием звуков [л] и [в]: вал, волна, слова, влага, владе­лец, владыка, власть, вклад, вкладыши, Клава, лавка, голова, халва, слава, плотва, овал, вокзал, водолаз, волнение, волос, волынка, волк.

    Задание 6. Повторение словосочетаний с постепенным ус­ корением темпа и контролем произнесения звуков [л] и [в]: высокий вал, волнистые волосы, вялый василек, волчья стая, голодный волк, платье с воланами, плывущая лодка, голубые волны, белая вата, умная голова.

    Задание 7. Повторение чистоговорок с четким произнесени­ ем всех звуков:

    ла - ва - ла - Клава Павла позвала;

    лы - вы - лы - Клава вымыла полы;

    ло - во - ло - Клава вымыла стекло;

    лу - ву - лу - стол поставили в углу.

    ем звуков [л] и [в].

    В кладовой лук и салат.

    Клава сидела на лавке.

    Павел поехал на вокзал.

    Клава поставила бутылку на полку.

    У Милы волнистые волосы.

    Алла купалась в ванной.

    У волка клыки.

    Волк спит в логове.

    У совы теплое дупло.

    Володя посетил выставку.

    Задание 9. Повторение стихотворных текстов с четкой ар­ тикуляцией всех звуков.

    Кипятила Клава молоко.

    Молоко кипятить нелегко.

    Внимательно Клава глядит,

    Когда молоко закипит.

    Лена искала булавку,

    А булавка упала под лавку.

    Булавку искать было лень,

    Искала булавку весь день.

    Мама Милу мыла мылом,

    Мила мыло не любила.

    Что ты плачешь, наша Мила?

    Я выплакиваю мыло.

    Клала Клава лук на полку,

    Кликнула к себе Николку.

    Молоток стучал, стучал,

    Гвозди в доску забивал.

    Белка по елке ловко скакала,

    Много всего в дупло натаскала.

    Загадки

    Вот иголки и булавки

    Выползают из-под лавки.

    На меня они глядят,

    Молока они хотят. (Ежик.)

    Сидит на ложке,

    Свесив ножки. (Лапша.)

    Задание 10. Пальчиковая игра.

    Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотвор­ном тексте звуков [л] и [в].

    Капитан

    Я плыву на лодке белой Концы пальцев направить вперед,

    По волнам прижать руки ладо­ нями друг

    с жемчужной пеной. к другу, слегка при­ открыв.

    Я - отважный капитан, Показывать, как лодка плывет по волнам.

    Мне не страшен ураган.

    Чайки белые кружатся, Скрестить руки, соединив ладони

    Тоже ветра не боятся. тыльной стороной, и помахать

    пальцами, сжаты­ ми вместе.

    Лишь пугает птичий крик Выпрямленнымиладонями с пальцами,

    Стайку золотистых рыб. прижатыми друг к другу, изобразить рыбок.

    И, объездив чудо-страны, Сложить ладони лодочкой.

    Посмотрев на океаны,

    Путешественник – герой,

    К маме я вернусь домой.

    Е. Савельева

    Дифференциация звуков [л] и [л’]

    Две подружки, Лена и Лана, ходили в зоопарк. Там они видели много разных животных. Девочкам очень понравилось в зоопарке. По дороге домой Лена и Лана решили зайти к Старичку Звуковичку. Он был рад их видеть. Девочки стали рассказывать о своей экскурсии в зоопарк. «Какие животные вам больше всего понравились?» - спросил Старичок Звуко­вичок. «Нам понравились животные, в названиях которых есть звуки [л] и [л’]. Отгадай, что это за звери?» - ответили по­дружки. Старичок подумал и сказал: «Наверное, это лиса, волк, лев, олень, крокодил, слон, белка, лось, лошадь, козел». Лена и Лана рассказали Старичку Звуковичку, что в зоопарке были и птицы, в названиях которых есть звуки [л] и [л ’ ]. Какие это птицы? «Павлин, сокол, дятел, иволга, ласточка, голубь, галка, соловей, лебедь», - ответил Звуковичок. Девочки были довольны своей экскурсией.

    Задание 1. Игра «Поймай звук».

    Цель: различение звуков [л] и [л’] в ряде звуков, слогов, слов.

    Старичок Звуковичок решил тоже поиграть с девочками.

    Я буду называть ряд звуков, слогов и слов, а вы будете хлопать в ладоши один раз, если услышите звук [л], и два раза, если услышите звук [л’].

    Звуки: [м], [н], [л], [с], [л’], [к], [л’], [в], [т], [л], [б], [п], [л’], [н].

    Слоги: то - ко - ло - ня - ля - су - лю - да - ла - де - ле.

    Слова: лето, река, лужа, книга, салат, колобок, лента, окно.

    Задание 2. Игра «Сравни звуки».

    Цель: определение сходства и различия между звуками [л] и [л’].

    Педагог. Лане больше нравился звук [л], а Лене - звук [л’]. Девочки спорили, чей звук лучше. Старичок Звуковичок заметил, что у этих звуков больше сходства, чем отличий. Давай попробуем это определить.

    Ребенок. Сходства два: эти звуки согласные звонкие. Отличие одно: звук [л] - твердый, а звук [л’] - мягкий.

    Задание 3. Игра «Песенки».

    Цель: различениеи автоматизация звуков [л] и [л’] в слогах.

    Девочки больше не спорили, а стали вместе петь песенки
    с их любимыми звуками. Давай споем песенки с подружками:
    ля - ля, ла - ла - ла лу - лу, лю - лю - лю

    ла - ла, ля - ля - ля лю - лю, лу - лу - лу

    лё - лё, ло - ло - ло ле - ле, лэ - лэ - лэ

    ло - ло, лё - лё - лё лэ - лэ, ле - ле - ле

    Задание 4. Игра «Собери слова».

    Цель: различение звуков [л] и [л’] в слогах.

    Старичок Звуковичок подобрал слова с любимыми звука­ми Ланы и Лены. Он очень спешил, чтобы подарить их де­вочкам. Но по дороге зацепился за камень, упал, и слова все рассыпались. Помоги Звуковичку собрать слова, добавь слоги:

    -ла или -ля : цап.., пи.., си.., пу.., Ва.., смо..;

    -лы или -ли : кораб.., сто.., по.., родите.., мете.., каче.., карусе.., уг..;

    -лок или -лёк: уго.., васил.., моты.., коте.., узе.., пото.., стре.., ку…

    Задание 5. Игра «Подарки».

    Цель: различение звуков [л] и [л’] в словах.

    Материал: картинки с изображениями предметов, в назва­ниях которых есть звуки [л] и [л’] (лопата, кукла, лейка, лилия, тюльпан, клоун, колесо, клюква, коляска, лента, апель­син, яблоко, слива, клубника, лыжи, велосипед, самолет, пла­ток).

    Старичок Звуковичок решил сделать Лане и Лене подарки. Но задумался, потому что Лана любит предметы со звуком [л], а Лена - со звуком [л’]. Помоги Старичку выбрать подарки.

    Задание 6. Игра «Добавь словечко».

    Цель: различение и автоматизация звуков [л] и [л’] в сло­вах.

    Уронили мишку на пол,

    Оторвали мишке… (лапу). А. Барто

    На скамейке у ворот

    Лена горько слезы… (льет). С. Маршак

    Рыщет волк в густом лесу,

    Ищет кумушку-… (лису). С. Маршак

    Ну и платье! Сплошь иголки!

    Его носят вечно… (елки). В. Кремнев

    А возле этой елки

    Бродили злые… (волки). А. Барто

    Мы щенка в воде и в мыле

    Два часа мочалкой… (мыли). С. Маршак

    Елка, елочка,

    Колкая… (иголочка). М. Ивенсен

    Часто к озеру напиться

    Ходит рыжая… (лисица). В. Голяховский

    Задание 6. Повторение чистоговорок с четким произнесени­ем всех звуков:

    ла - ла - ла - Лана в лодочке плыла;

    ля - ля - ля - вышла Лена на поля;

    ло - ло - ло - Лана вымыла стекло;

    лю - лю - лю - Лену я люблю;

    лы - лы - лы - Лана вымыла полы;

    ли - ли - ли - у Лены лилии.

    Задание 6. Повторение словосочетаний с четким произне­сением всех звуков: львиная лапа, ловкие пальцы, атласная лента, соленое масло, стеклянный стол, зеленая клумба, белая глина, долгий полет, лесная улитка, платье из льна, смелый летчик, желтый клен, легкий платок, пластиковое блюдце, большая елка.

    Задание 7. Повторение предложений с четкой артикуляцией всех звуков.

    Из крана льется холодная вода.

    Лена и Слава гуляли по кленовой аллее.

    Мила поливала лилии из лейки.

    Алла лежала на пляже.

    Клава мыла блюдо.

    Лева сидел на стуле.

    На улице шел холодный ливень.

    Галя и Павел ходили в лес за малиной.

    Клава положила на стол лимоны.

    Лампа стоит на столе.

    Задание 8. Повторение скороговорок, четверостиший с чет­ким произнесением всех звуков.

    Вуголок Алена села,

    У Аленки много дела.

    Хвали халву, нахваливай.

    Клала Клава лук на полку,

    Кликнула к себе Николку.

    Лена искала булавку,

    А булавка упала под лавку.

    Под лавку залезть было лень,

    Искала булавку весь день.

    Мама Милу мыла мылом,

    Мила мыло не любила.

    Вова увидел Леву,

    Лева удивил Вову.

    Дед Данила делил дыню.

    Лента со стола упала,

    Долго ленту я искала.

    Тюлень

    Спит на льдине целый день

    Толстый маленький тюлень.

    У ленивого белька

    Голова бела, бела.

    Волки

    Вышли волки на охоту,

    Ходят стаей по болоту,

    Ищут легкую добычу.

    Этот способ им привычен.

    Задание 9. Пересказ с четким проговариванием всех звуков.

    Тетя Валя позвала Лану и Лену обедать. Девочки вымыли руки и сели на стулья за большой овальный стол. Сначала Лана и Лена ели бульон с хлебом. После бульона тетя Валя подала им котлеты с подливкой. На десерт Лана и Лена съели малиновое желе и выпили клюквенный кисель.

    Задание 10. Игра «Снежинки».

    Цели: развитие умения согласовывать речь с движениями, дифференцировать звуки [л] и [л’].

    Снежинки

    На полянку, на лужок Ребенок легко бегает.

    Тихо падает снежок.

    Улеглись снежинки, Ребенок приседает.

    Белые пушинки.

    Но подул вдруг ветерок, Ребенок легко бегает,

    Завертелся наш снежок. кружится и приседает.

    Кружатся снежинки, Ребенок кружится.

    Белые пушинки.

    Полетели, понеслись Побежали по кругу и присели.

    И под елкой улеглись.

    Тихо спят снежинки, Присели, сложили

    Белые пушинки. ладошки вместе и закрыли глазки.

    11. Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик».

    Пальчик Пальцы сжаты в кулаки, а

    пальчик-непоседа, большие двигаются в ритм словам.

    Где ты бегал? Где обедал?

    - Я с мизинцем ел малинку, Поочередно на обеих руках

    С безымянным ел калинку, соединять с большим пальцем

    Ел со средним землянику, остальные, начиная с мизинца.

    С указательным - клубнику.

    Дифференциация звуков [л’] и [й]

    Задание 1. Спой песенки.

    Послушай, какую сказку мне рассказал Старичок Звуковичок.

    Жили-были две подружки – Ляля и Яна. Девочки очень любили петь песни. Ляля пела: «Ля-ля-ля». Подними язычок за верхние зубки и спой так же: «Ля-ля-ля».

    А теперь спой так: «Ле-ле-ле, лё-лё-лё,ли-ли-ли, лю-лю-лю».

    Яна пела и такие песни: «Я-я-я, е-е-е, ё-ё-ё, ю-ю-ю».

    Спой песенки Яны.

    Задание 2. Игра «Угадай, кто «поет».

    Цель: различение звуков на слух.

    Я буду петь песенки девочек, аты угадай, чью я песенку спела:

    Ля-ля, я-я, е-е, ле-ле, ю-ю, лю-лю;

    Ай-ай, аль-аль, оль-оль, ой-ой (и т.д.).

    Задание 3. Игра «Песенки».

    Цель: различение звуков в слогах.

    ля - ля, ля - ля - ля аль - аль, аль - аль - аль

    ле - ле, ле - ле - ле оль - оль, оль - оль - оль

    лю - лю, лю - лю - лю уль - уль, уль - уль - уль

    лё - лё,ле - лё - лё иль - иль, иль - иль - иль

    ли - ли, ли - ли - ли ель - ель, ель - ель - ель

    Задание 4. Игра «Кому подарить эти картинки?»

    Педагог расставляет на столе игрушки или картинки с изоб­ражениями лисенка и ежика, объясняя ребенку, что лисенок любит звук [л’], а ежик - звук [й]. Затем педагог показывает картинки, а ребенок определяет заданный звук в слове и кому подарить данную картинку.

    Цель: выделение звуков [л’] и [й] в названиях предметов, изображенных на картинках.

    Материал: картинки с изображениями предметов, в назва­ниях которых есть звуки [л’] и [й] (елка, юбка, юла, ягода, мальчик, яблоко, дельфин, фасоль, пальма, пальто).

    Задание 5. Игра «Сочини чистоговорку».

    Педагог предлагает ребенку образец сочинения чистоговорки: трехкратно повторяется первый слог в слове, обозначающем данную картинку, например «я-я-я - яблоко». Затем педагог показывает картинки, а ребенок сочиняет чистоговорки.

    Цель: автоматизация звуков в чистоговорках.

    Материал: картинки с изображениями предметов.

    Ли-ли-ли - лист, я-я-я - яблоко, ли-ли-ли - лимон, ё-ё-ё - ёжик, ю-ю-ю - юла, ли-ли-ли - лиса, ля-ля-ля - лягушка, ли-ли-ли - лицо, я-я-я - ягода, е-е-е - енот.

    Задание 6. Игра «Сосчитай предметы до пяти».

    Цель: согласование числительных с существительными.

    Материалы: картинки с изображениями (лилия, поезд, ель, печенье, блин, яблоко, ягода, лебедь, дельфин, лев).

    Посмотри на картинку. Представь себе, что таких предме­тов пять, и сосчитай их. Например: один палец, два пальца, три пальца, четыре пальца, пять пальцев.

    Задание 7. Повторение словосочетаний с четким произне­сением всех звуков: липкий клей, белая лента, зеленая майка, солю пельмени, клею пленку, колючий ежик, высокая ель, вкусный бульон, лью воду, поливаю лилии, железная лейка, веселый почтальон, большой дельфин, любимый йогурт.

    Задание 8. Повторение предложений с четким произнесени­ ем всех звуков.

    Юля и Лиля гуляли по кленовой аллее.

    Лиля поливала из лейки тюльпаны и лилии.

    Колючий ежик жил в еловом лесу.

    Яна наливает сливовый кисель в стакан.

    Лиля нарисовала белую лилию.

    Лена и Оля купили леденцы.

    Галя и Коля любят кататься на льду.

    Лева лепит из пластилина.

    Коля льет молоко в блюдце.

    На тополе молодые клейкие листочки.

    Мы склеили листики клейкой лентой.

    Задание 9. Запоминание скороговорок, пословиц и погово­ рок.

    Еле-еле Лена ела,

    Есть от лени не хотела.

    Мы ели ершей у ели.

    Их еле-еле у ели доели.

    Ямку покопай-ка,

    Ямку закопай-ка.

    Коля колья колет.

    Поля поле полет.

    Поля поле полет.

    Коля колья колет.

    Ехали мы, ехали,

    До ели доехали,

    Ель объехали

    И домой поехали.

    Дед Данила делил дыню:

    Дольку - Диме, дольку - Дине.

    Лена, Леня и Альбина

    Лепят льва из пластилина. А. Герасимова

    Где песня льется,

    Там легче живется.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Задание 10. Пересказ.

    Новый год

    На Новый год дети нарядили зеленую елку яркими иг­рушками. Когда пришел Дед Мороз, дети прочитали ему свои любимые стихотворения. Дед Мороз раскрыл свой вол­шебный красный мешок и раздал детям подарки: Егорке достались колючий резиновый еж и яркий попугай, Рая получила плюшевую обезьянку, Юля - разноцветную юлу и новое платье, Емельяну достался мягкий серенький зай­чик. Дети угостили Деда Мороза чаем с печеньем. Только чай был холодный, чтобы дед Мороз не растаял, а пече­нье - белое, как снег зимой. Веселый получился Новый год у малышей!

    Задание 11. Упражнение для развития умения согласовы­вать движения с речью.

    Задрожали ветви елей. Выполнять вначале правой рукой,

    Мы в восторге от качелей, затем - левой, а далее – двумя руками:

    Мы летаем вверх и вниз. от за­ пястья кисти рук с прямыми пальцами

    Вместе с нами веселись. поднимать вверх, а затем, слегка согнув

    Т. Сиканева пальцы, мягко опускать вниз.

    Ия Трунова
    Конспект занятия «Дифференциация звуков [а]-[у]»

    Тема. «Дифференциация звуков А-У»

    Дифференциация звуков У,А на слух и по предметным картинкам.

    Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА.

    Развитие артикуляционной моторики и дыхания.

    Активизация словаря по теме «Деревья».

    Формирование грамматических средств языка.

    Развитие общей и мелкой моторики.

    Материал:

    Игрушки совы и щенка.

    Предметные картинки на звуки У,А; деревья.

    Листья для дыхательной гимнастики, каштаны, сосновые шишки.

    Схемы по артикуляционной гимнастике.

    Красные квадраты для звукового анализа.

    Ход занятия:

    1. Дифференциация звуков А,У.

    Дети, сегодня у нас в гостях Сова Уфа и щенок Ава. Они пришли к нам за помощью. Все их вещи перемешались, и они просят нас помочь им их разобрать. Для этого мы должны определить первый звук в имени совы и щенка. В имени Уфа первый звук У, в имени Ава первый звук А. Если в слове первый звук У, дадим картинку сове, если первый звук А, дадим картинку щенку.

    2. Произнесение и сопоставление звуков А-У:

    Оба поются – оба гласные;

    Положение губ различное.

    Отгадывание звуков по артикуляционной позе.

    3. Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА, составление схем.

    4. Динамические упражнения на координацию движений в артикуляционной моторике.

    Дети хотите показать сове и щенку как мы умеем выполнять артикуляционную гимнастику? «Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» -«Лопата копает» - «Вкусное варенье»

    5. Фонетическая ритмика на звуки А,У.

    Уфа и Ава хотят поиграть с вами.

    По команде педагога «Спрятались!» дети принимают исходное по-ложение: приседают на корточки, обхватив руками колени и прижав подбородок к груди (сгруппировались). По команде «Встали и обрадо-вались!» дети быстро встают и, радостно улыбаясь, разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося гласный [а-а-а. ].

    И. п. :руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный [у-у-у. ], дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

    Интонация угрозы.

    6. Формирование грамматических средств языка. Активизация словаря по теме «Деревья».

    Дети, а хотите сейчас мы пойдем с нашими друзьями в лес? В лесу много разных деревьев. Давайте поиграем с Уфой. Уфа сядет на дерево, а вы отгадайте, как оно называется.

    Каких деревьев много в лесу? (лип, каштанов)

    Чем покрыты деревья? (листьями)

    Скажите о них ласково?

    Какие они?

    7. Дыхательная гимнастика (дети дуют на листочки).

    8. Пальчиковая гимнастика (перекатывание каштанов в руках).

    9. Координация речи с движением: «Дерево».

    Дети имитируют:

    корень (присели на корточки, руки опущены, пальцы раздвинуты);

    ствол (встали, руки сгруппированы на груди);

    ветки (руки разводим в стороны);

    листья (шевелим пальцами, разведенными в стороны);

    крону (поднимаем руки вверх, соединяем в кольцо)

    10. Деление слов на слоги. (Прохлопывание слов - название деревьев).

    11. Итог.

    Дети, давайте попрощаемся с нашими гостями. Сове Уфе пора в лес, а щенку Аве домой. Вам понравилось помогать нашим гостям? А играть с ними? Какая игра понравилась вам? А мы давайте вспомним, какие картинки забрала с собой Уфа, а какие забрал Ава.

    Публикации по теме:

    Конспект занятия «Дифференциация звуков [Б]-[П]. Буквы Б-П» Конспект по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми III года обучения (6-7 лет) с ЗПР на тему:.

    Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш" Задачи: закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; учить чётко, разграничивать звуки.

    Дифференциация звуков [к]-[т] на конце слов В прошлой статье я публиковала стихи с дифференциацией звуков К – Т в начале слова. В этой статье я предлагаю вашему вниманию стихи с дифференциацией.

    Дифференциация звуков [л] и [р]. Цель занятия – закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков [л] и [р] по теме «Весна». Коррекционно-образовательные.

    Конспект занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]» Цели: - Повторение характеристик этих звуков, - Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам, - Развитие.

    Конспект занятия «Дифференциация звуков [р] и [р’]» Однажды Старичок Звуковичок путешествовал по тайге. Вокруг была красивая природа, пели птички. И вдруг он услышал какое-то рычание, но не.

    Цели:

    Образовательные:

    а) Дифференциация звуков [А], [У] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи.

    в) Закрепления навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Коррекционные:

    а) Развитие просодических компонентов речи. Развитие модуляции силы голоса.

    в) Развитие навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.

    г) Развитие лексико-грамматического строя речи, согласования слов в предложении о субъектно-объектных отношений.

    д) Развитие способность составлять предложения с использованием зрительной опоры.

    е) Развитие связной речи, способности восстанавливать стихотворный текст с опорой на рисуночный план.

    ё) Обогащение пассивного словаря.

    Развивающие:

    а) Развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания.

    в) Развитие мышления, способности устанавливать логические связи.

    г) Развитие слухового внимания.

    д) Развитие крупной и мелкой моторики.

    Оборудование и ТСО:

    • предметные картинки;
    • сюжетные картинки;
    • символы звуков;
    • конверты для игры «Почтальон»;
    • цветные полоски;
    • картиночный план;
    • кассета «Звуки леса»;
    • кассета «Азбука-потешка»;
    • магнитофон.

    Лексический материал: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум, Антон, удочка, Аня, улица, уж, асфальт.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Инструкция: Закройте глаза и прислушайтесь. Мы слышим голоса птиц, шум ветра, шелест листьев, журчание ручья. Куда мы попали? (В лес). Откройте глаза. Ребята мы заблудились. Будем искать дорогу домой.

    II. Сообщение темы.

    Сравнительная характеристика звуков [А],[У] по артикуляционным и акустическим признакам.

    Инструкция:

    Вот ползёт улитка. Давайте попросим улитку нам помочь. Как сказать ласково? (Улиточка, помоги пожалуйста.) Улиточка нам поможет, если мы выполним все её задания. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук [У]). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [У]. Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [У] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на маленький круг. Звук [У] можно петь, тянуть, его легко говорить.

    Смотрите, к нам летит аистёнок. Попросите его помочь нам найти дорогу домой. (Аистёнок помоги нам пожалуйста.) Он согласен. Какой первый звук в слове «аист»? (Звук [А]). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [А]. Горлышко гудит. Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [А] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на большой круг. Возьмите на столе большой красный круг. Звук [А] можно петь, тянуть, его легко говорить. Чем похожи эти звуки? (Их можно петь, тянуть, они гласные.) Чем отличаются эти звуки? (А-воротца большие, У-воротца маленькие.) Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [А], [У]. А аистёнок и улиточка будут задавать нам задания и давать подсказки, как же добраться до дома.

    III. Дифференциация звуков [А], [У] изолированно.

    Развитие слухового внимания.

    1. Игра «Какой звук [А]». (С применением мультимедийного проектора)

    Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с аистёнком произносите звук [А] по разному.

    Со мною вместе пойте, -А!
    Пошире рот откройте, -А!
    Споём мы высоко, -А!
    Теперь протянем низко, -А!
    Как будто далеко, -А…
    А теперь близко, -А…
    Шепнём слегка, -А…
    И крикнем звонко, -А!
    Тихонько, -А.
    Так громко, -А!
    Теперь мы будем знать,
    Как «А» может звучать.

    2. Игра «Подудим, погудим».

    Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с улиточкой произносите звук [У].

    Мы в дудочку дудим, -У…
    Как поезд мы гудим, -У!
    Вперёд потянем губки, -У.
    И выдыхаем в трубку, -У…

    3. Игра «Будь внимателен, не проспи, [А] и [У] не пропусти.»

    Инструкция: Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук [А], поднимите большой красный кружочек. Когда услышите звук [У], поднимите маленький красный кружочек.

    А-У-О-А-А-У-И-У-У-У-А-И-А.

    Молодцы! Положите кружочки на край стола. Улиточка и аистёнок очень нами довольны и дают нам первую подсказку (красная полоска).

    IV. Дифференциация звуков [А], [У] в слогах.

    Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

    1. Игра «Слог поймай и измени, [А] на [У] перемени».

    Инструкция: Аистёнок и улитка будут называть слоги со звуками [А], [У]. Если вы услышите слог со звуком [А], замените его на [У]. Если вы услышите слог со звуком [У], замените его на [А]. Например: «мА» нужно поменять на «мУ», а «рУ»-на «рА».

    Слоги: му, ра, УК, па, ан, ну, ру, ма.

    Правильно! Улиточка и аистёнок дают нам вторую подсказку (оранжевая полоска).

    2. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

    Игра «Потерялись в лесу».

    Инструкция:

    • Вдруг мы уже близко от дома, давайте попробуем кого-нибудь позвать: «Ау!Ау!». Все вместе «Ау!Ау!». Какой первый звук мы произносили? (Звук [А]).Какой звук был после звука [А]? (Звук [У]) Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначало звук [А]-(большой красный кружочек), потом звук [У]-(маленький красный кружочек). Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось.
    • Послушайте, в далеке кто-то плачет «Уа!». Это потерялся малыш. Какой первый звук мы услышали? (Звук [У]). Какой звук был после звука [У]? (Звук [А]). Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначало звук [У]- (маленький красный кружочек), потом звук [А]- (большой красный кружочек).

    Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось. Малыш больше не плачет, его нашла мама. Улиточка и аистёнок дают нам третью подсказку (жёлтая полоска).

    V. Дифференциация звуков [А],[У] в словах, выделение первого звука.

    1. Игра «Посмотри и разложи».

    Инструкция: Возьмите конверты, аккуратно достаньте картинки. Посмотрите внимательно и разложите картинки, названия которых начинается на [А], к большому красному кружку и картинки, названия которых начинается на [У], к маленькому красному кружку.

    Картинки: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум.

    2.Игра «Почтальон».

    Инструкция: Аистёнок и улитка решили отправить письма своим мамам. В конверт с большим красным кружком опустите картинки, названия которых начинаются на звук [А]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. В конверт с маленьким красным кружком опустите картинку, названия которых начинаются на звук [У]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. Улиточка и аистёнок дают нам четвёртую подсказку (зелёная полоска).

    VI. Физминутка.

    Инструкция:

    Аист, аист длинноногий, - Дети попеременно топают ногами
    Покажи скорей дорогу.
    Топай правою ногой,
    После левою ногой,
    Снова правою ногой,
    После левою ногой.
    И тогда придёшь домой.
    Уля, милая улитка, -
    Дети складывают руки в виде «улитки»,высовывают «рожки»
    Дом найти нам помоги-ка.
    Высунь рожки покажись.
    Помоги, не откажись.

    VI. Дифференциация звуков [А],[У] в предложениях.

    1. Игра «Исправь ошибку».

    Инструкция: Аистёнок и улитка решили нас перехитрить и задать непростое задание. Послушайте внимательно. Аистёнок и улитка специально будут делать ошибки. Вам нужно их исправит и повторить правильно неправильное.

    Антон ловит удочку рыбой.
    Аня гладит утюг рубашкой.
    Аквариум сидит а улитке.
    Апельсин, ананас и абрикос-это овощи.
    Улица едет по автобусу.
    Папа Анатолий отрастил длинные уши.

    Улиточка и аистёнок дают нам пятую подсказку (голубая полоска).

    2. Игра «Посмотри и расскажи».

    Инструкция: Перед вами лежит картинка. Посмотрите на неё внимательно и расскажите, что там произошло. Не забывайте про слова со звуками [А], [У].

    Картинки: Рыбак удит рыбу. Утки летят на юг. Уж ползёт по тропинке. Автобус стоит на остановке. Рыбки плавают в аквариуме. Утка и утята плавают в пруду. Дети рисуют на асфальте. Улиточка и аистёнок дают нам шестую подсказку (синяя полоска).

    VIII. Дифференциация звуков [А], [У] в связной речи.

    1. Потешка «Аты-баты».

    Инструкция: Послушайте потешку. Какой звук часто встречается в этой потешке? (Звук [А]). Давайте её споём.

    Аты-баты, шли солдаты
    Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили?
    Аты-баты самовар.

    2. Потешка «Утки».

    Инструкция: Послушайте потешку. Какие слова со звуком [У] вы услышали в этой потешке?

    Давайте её споём.
    Раз, два, три, четыре,
    Утки жили на квартире.
    Чай пили, чашки били,
    «Ути-ути» говорили.

    3. Стихотворение «Апельсин».

    Инструкция: Жители леса собрались все вместе проводить нас домой. Посмотрите, кто пришёл с нами попрощаться? (волк, кабан, бельчата, ёж). Как можно назвать их ласково? Аистёнок и улитка приготовили последнее задание. Послушайте внимательно.

    Мы дели апельсин.
    Много нас, а он один.
    Эта долька для ежа.
    Эта долька для ужа.
    Эта долька для бельчат.
    Эта долька для утят.
    Долечка для кабана.
    А для волка кожура.

    Смотрите внимательно на картинки и вспоминайте стихотворение. Вспомните, какие герои не нарисованы (утята, уж).

    Молодцы! Улиточка и аистёнок дают нам последнюю седьмую подсказку (фиолетовая полоска).

    IX. Итог.

    Инструкция: Посмотрите внимательно, что у нас получилось? (радуга). Пойдёмте по осеннему лесу собирать листья, искать цвета радуги и они нас приведут к дому.

    Красный – Какие звуки мы сегодня слушали и произносили? – Звук [А],[У]

    Оранжевый – Как мы зовём друг друга в лесу? – Ау, ау…

    Жёлтый – Как плачет маленький ребёнок?– Уа, уа…

    Зелёный – Назовите слова со звуком [А].

    Голубой – Назовите слова со звуком [У].

    Синий – Кто нам помогал найти дорогу домой? – Аист,

    Какой первый звук в этом слове? – Улитка

    Фиолетовый – Вот наш дом. Давайте громко крикнем Ура!