Как поставить твердый звук с. Постановка звуков у детей

Недостатки произношения свистящих (и шипящих) звуков называются сигматизмом.

Различают следующие виды сигматизма:

Межзубный сигматизм — при произношении звуков С и 3 кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости.

Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притупленный звук.

Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака — собака).

Губно-зубной сигматизм — нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плоскости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: «щёчный сигматизм».

Боковой (латеральный) сигматизм встречается в двух формах:

2) Спинка языка горбом плотно прикасается к нёбу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа льхь. Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны.

В некоторых случаях бокового сигматизма не исключены параличи и парезы одной стороны языка, что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача-невропатолога.

Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении с и з корень языка поднимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных.

Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка.

Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом .

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ПРИ РАЗНЫХ ВИДАХ СИГМАТИЗМА:

При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос): с... с... с..., затем «попробовать» в слогах: са-са-са.

Надо помнить, что межзубные сигматизмы часто требуют длительной логопедической работы, упорно держатся в свободной речи, даже если звуки С, 3, Ц закреплены и частично автоматизированы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы.

При шипящем сигматизме важно отучить логопата от привычки оттягивать язык при произношении свистящих в глубь рта. С этой целью рекомендуем временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах, словах и даже некоторых фразах. Когда язык укрепится в этом положении, перевести кончик языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически.

При боковом сигматизме ставить звук С целесообразно в три приема:

а) межгубное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ;

б) межгубное дутье заменяется на межзубное;

в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.

При смягченном произношении твердого С (сябака, сюп, сёк) целесообразно провести предварительную дифференциацию мягких и твердых согласных в правильно произносимых слогах: мы-ми, ва-вя, ну-ню и т.п. Можно временно перевести ребенка на межзубное произношение свистящих с целью ослабления напряженности спинки языка.

При исправлении носового сигматизма необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости. Упражнения проводятся сначала в межгубном положении с тем, чтобы выдыхаемая струя ощущалась на кончике языка. Затем язык переводится в межзубное положение. Закрепление навыка дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос — не эффективен.

Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента:

а) обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»!);

б) удержание (можно с механической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам.

Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык, лежащий за нижними зубами. Пальчик прикусывается резцами: «кладем свисток в рот». Ротик улыбается до ушей, передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка (передней его части) показываются с двух сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок научится ловко укладывать «свисток» в рот, ему предлагается подуть в «свисток», не вынимая пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов. Полученный звук С закрепляется сначала в обратных слогах таким образом: после произнесения гласного ребенок кладет пальчик-«свисток» и добавляет звук С. С механической помощью звук С закрепляется в слогах а-с, о-с, у-с, э-с, а затем в словах, заканчивающихся на С (лес, нос, пёс и т.п.). Отрабатываются с пальчиком и прямые слоги. Необходимость в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «С» и "З".

  • Кончик языка упирается в нижние передние зубы;
  • Губы в положении «улыбки», и не закрывают зубов;
  • Зубы в положении «заборчика»;
  • Воздух выдувается с силой посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  • Голосовой моторчик не работает. (При произношении звука "З" - работает).

Нормальная установка органов артикуляции при произношении звука "Ц":

  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы, язык при-поднят и выгнут.
  • Передняя часть спинки языка смыкается с не-бом.
  • Язык широко распластан, боковые края напряжены. В мо-мент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с не-бом. Кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов.
  • Губы растянуты в улыбке.
  • Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются. В момент размыкания языка с небом воздух выдыхается толчком.
  • Звук Ц - согласный, твердый, глухой.

Подготовительные упражнения для звуков «С», «З»

Упражнения для развития напора воздуха. 1) Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упражнение.

2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторять упражнение.

3) Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

Упражнение для губ. Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряжённом положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука «С».

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук «С - С - С». Повторять упражнение.

Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук «С» получается неясным, не свистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.

3) Проделать несколько раз упражнение без использования палочки.



Способы и эффективные приемы постановки разных звуков

Начиная работу по правке звуков, изначально нужно определить причину их неправильного произношения. Как правило, нарушения могут возникать при дислалии, дизартрии, ринолалии. Каждый диагноз имеет свои особенности. Однако какой бы вид нарушения не был диагностирован, важно знать, чем характеризуются звуки, какой должна быть артикуляция, какие упражнения лучше использовать для определенных звуков.

Особенности постановки звуков

Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны малышу. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный. На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук. Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.

Детям, у которых диагностированы сниженная кинестезия или расстройства фонематического слуха, рекомендовано усваивать промежуточные артикуляции. Саму же артикуляцию можно улучшить, выполняя упражнения на удлинение выдоха и необходимое давление воздушного потока. Поэтому постановку звуков обычно начинают в положении лежа, разрабатывая нижне-диафрагмально дыхание. Так ребенок учится плавно вдыхать воздух носом и размеренно выдыхать его ртом.

Выполняя работу по формированию артикуляционного праксиса (способности произносить серию звуков родной речи), нужно учитывать, насколько сильна взаимосвязь мышц органов артикуляции. Полезно использовать такие приемы, которые должны опираться на зрительный контроль (выполнение упражнения ребенок должен контролировать в зеркале):

  • чтобы переместить язык во рту немножко глубже, выдвигают уголки рта вперед механическим путем (например, пальцами);
  • чтобы передвинуть язык вперед, уголки рта отодвигают в стороны.

Корректируя произношение звуков, которые ребенок искажает, не стоит называть их – это вызовет неправильное их произношение.

Постановку звуков производят такими методами:

  1. По подражанию: например, предложите ребенку порычать, как тигр (р-р-р) или издать звук дрели (дррр).
  2. По опорным звукам: например, изучаем звуки в таком порядке - В-З-Ж, М-Б, Н-Д, С-Ш-З-Ж, Ф-В, Ф-С-Ш.
  3. От гимнастики языка по звуку, однако использовать правильную дикцию - Т, Д, Н. Если звуки ребенок произносит межзубно, то следует научить проговаривать их правильно, а затем ставить дефектные звуки.
  4. Механическим методом (с использованием шпателя, пальцев, сосок, зондов).

Если проводится работа над корректированием звукопроизношения, нельзя забывать о таких особенностях:

  1. Параллельная работа над правильностью дыхания и артикуляции обязательна.
  2. Ребенок должен осознанно контролировать собственное произношение на слух.
  3. Изучаемые звуки нужно обозначать специальными знаками-символами.
  4. Для старших дошкольников вводят буквенное обозначение звуков, что способствует дальнейшему обучению грамоте.
  5. Автоматизация звуков и их применение в разных условиях – в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях.
  6. Предупреждение дисграфий.

С теорией немного разобрались, приступим к практике.

Ставим звуки [Л], [Л’]

Для постановки звуков [Л], [Л’] используют упражнения «Иголочка», «Маляр», «Индюшата», «Ступеньки», «Ковшик», «Охотник».

Если в речи ребенка звук [Л] отсутствует, его ставят в 2 этапа:

  1. Межзубная постановка звука, когда ребенку предлагают сказать сочетание звуков «ыа». Произнося звук «ы», выговаривать его нужно кратко, напрягая артикуляционный аппарат. Далее произношение переносят, протиснув язык между стиснутыми зубами. Повторять упражнение, пока не установится четкость звука – нужно установить положение челюсти, в котором получилось воспроизвести звук.
  2. Зазубная постановка звука – язык переводят в положение за зубами, крепко прижимают его к альвеолам, произносят «лы-лы-лы».

Важно выработать правильное направление струи воздуха. Если у ребенка определяется несколько звуков межзубным произношением, стоит развить моторику кончика языка. Помогать при этом можно любым удобным механическим способом.

Если ребенок звук [Л] заменяет звуком [Й], ему предлагают на среднюю часть боковой стороны языка, открыв рот, положить трубочку круглой формы, а кончик языка нужно убрать за верхние резцы. Главная трудность заключается в том, что ребенок продолжает слышать звук, который он воспроизводил ранее. Поэтому важно подключать слуховое внимание малыша к звуку, что он произносит во время его постановки.

Ставим звуки [Р], [Р’]

Самый частый вопрос, встречающийся в практике: «Почему он(она) «не говорит звук «р», мы переживаем?» И пусть малышу всего 2 года, родители начинают переживать, не разобравшись с особенностями становления звукового ряда у детей.

Получить правильный звук «Р» - трудоемкий процесс. Как показывает практика, вызвать его при помощи подражания практически невозможно. Обычно, появлению его в речи, предшествует долгая подготовка артикуляционных органов, выработка нужных движений языка, учению различать верные и неверные звуки.

Наиболее подходящий комплекс упражнений – «Быстрая змейка», «Дятел», «Балалайка», «Индюшата», «Барабанщик», «Ковшик», «Иголочка». Есть и другие, не менее эффективные упражнения:

«Малярная кисть»

«Гармошка»

Нужно улыбнуться и открыть ротик, язык прижать к небу, словно готовимся произнести протяжный звук «нь». Удерживая язык в поставленном положении, открываем рот широко по максимуму, затем закрываем его. Повтор упражнения - 15-20 раз.

«Комарик»

Открыть ротик, кончик языка убрать за передние зубы и пытаться произносить звук «з». Затем убрать язык обратно, упереться им в верхнее небо у линии роста передних зубов. Снова произнести звук «з».

Подобные упражнения отлично развивают артикуляцию, растягивают уздечку, укрепляют мышцы лица. Но чтобы поставить звук [Р], используют еще и специальные упражнения:

  1. Ребенок должен открыть ротик, кончик языка прижать к основанию передних зубов у неба, при этом предложите ему быстро произносить звук «д-д-д». Спустя несколько секунд попросите малыша сильно дунуть на кончик языка, не останавливаясь выговаривать звук «д». Это упражнение поможет ребенку ощутить нужную вибрацию и запомнить ее.
  2. Ребенок широко открывает рот и выговаривает звук «ж-ж-ж», продвигая язычок ближе к линии роста верхних зубов. Спустя пару секунд специальный шпатель введите под язычок ребенка и ритмично водите его в стороны, создавая вибрацию. Ребенок при этом должен с силой дуть на произносимый звук, чувствуя вибрацию и колебания, которые получаются.
  3. Попросите, чтобы ребенок произнес звук «з-з-за», отодвигая язык назад по максимуму. Подобно второму упражнению, введите шпатель под язык и поводите им вправо-влево. При правильном выполнении тренировки в итоге вы услышите четкий звук «Р».
  4. Аналогично упражнению №3, попросите малыша произнести звуки «з-зи», не закрывая рот. Проделайте шпателем аналогичные движения. Это упражнение позволит поставить звук «р», но более мягкий.

Если у малыша не получается удержать язык вверху, а сам звук получается глухим, попросите его удлинить звук – дрнь-дрнь (например, заведи автомобиль).

Ставим звуки [Ш], [Ж], [Ч]

Постановка звука «Ш»

Чтобы поставить артикуляционные органы ребенка в правильное положение, при котором он сможет выговаривать звук «Ш», можно воспользоваться механическим приемом. Для этого просим ребенка произнести длинный звук «С» или слог «СА». В это время нужно аккуратно с помощью шпателя или ложки приподнять кончик язычка за верхний ряд зубов на альвеолы. Благодаря таким манипуляциям ребенок сможет выговорить звук «Ш». Но на этом упражнение заканчивать рано: важно обратить внимание ребенка на произношение им этого звука. Задача взрослого – помочь понять малышу и запомнить такое положение артикуляционных органов.

Когда у ребенка получилось выговаривать звук «Ш», начинают его автоматизацию. Для этого отрабатывают звук, сочетая его с гласными: ША-ШУ-ШИ-ШЕ-АША-ИШИ-УШУ-ОШО и пр. Затем отрабатывают звук в словах, в первую очередь используя те, где звук «Ш» стоит в начале, и только потом те, в которых он занимает место в середине или конце.

Далее отработка звука происходит в предложениях. Для этого могут использоваться скороговорки или четверостишья, в большинстве слов которых присутствует звук «Ш». На последнем этапе постановки звука можно предложить ребенку самостоятельно составить рассказ по опорным словам.

Для становления звука «Ш» используют следующие приемы:

  1. Постановка по подражанию. Попросите ребенка поднять язык к верхней губе, с силой, но равномерно, пусть он выдыхает воздух, контролируя тыльной стороной ладони поток воздуха. Как только почувствуется теплый воздух, предложите перевести язычок за верхние зубки, прикоснувшись к небу. Ротик должен быть приоткрытым, губки слегка вытянуты, зубы находится на расстоянии пары миллиметров. Предложите малышу выдохнуть струю воздуха – получится звук «Ш».
  2. Постановка на базу звука «Т». Попросите малыша произнести звук «Т» с периодичностью в 2 сек. Затем попросите сделать так, чтобы его язычок стучал не по зубкам, а по альвеолам. Постепенно звонкий «Т» превратится в более шипящий звук. Далее попросите ребенка округлить губки и вытянуть их вперед, а язычок поднять вверх к небу (к передней части). Боковые части языка нужно прижать к коренным зубам. Теперь, проговаривая звук «Т», ребенок сможет плавно перейти к произношению звука «Ш».
  3. На основе звука «С». Предложите убрать язычок за нижние зубки и произнести звук «С». Одновременно шпателем поднимите язычок кверху, пусть ребенок продолжает выговаривать звук «С». Пальцами руки слегка надавите на щечки, чтобы губки выдвинулись вперед. Должно послышаться шипение. Для закрепления результата попросите малыша произнести слоги «СА», «СИ», «СО», «СЫ», «СУ», «АС» и т.д.

На занятиях не забывайте использовать упражнения, способствующие общему укреплению и развитию артикуляционного аппарата.

Постановка звука «Ж»

Звук «Ж» ставят по аналогии постановки звука «Ш». Единственное отличие – в этом случае добавляем голосовое звучание. Артикуляция при постановке должна быть следующей:

  • губки округляются, слегка выдвигаются вперед;
  • зубки сближены, но не сомкнуты;
  • широкий кончик языка приближают к верхнему небу или альвеолам, образовав между ними щель; серединку языка опустить, прижав при этом к боковым зубам его края; заднюю часть языка поднять и оттянуть назад;
  • по середине языка должна проходить теплая струя воздуха, ощутить которую можно ладонью;
  • мягкое небо поднимают, прижимая к глотке, к ее задней стенке, закрывая проход в носоглотку, струя воздуха выходит через рот;
  • голосовые складки нужно напрячь и издать голос.

В качестве упражнений можно использовать игры на подражание («Скажи, как говорит пчела», «…как летит самолет», «…как жужжит жук» и т.д.), скороговорки, определение звука в словах и прочие.

Постановка звука «Ч»

При произношении звука «Ч» ребенку предлагают слегка округлить губки, сделав трубочку, и выдвинуть их немного вперед. Зубки смыкать не нужно, но они должны близко располагаться друг к другу. Спинка и кончик языка должны соединиться с альвеолами или верхними зубками, образуя щель. При попытке проговорить звук «Ч», ребенок должен ощущать короткую струю воздуха, проходящую по середине языка. Мягкое небо при этом остается приподнятым и прижатым к задней части глотки. Голосовые связки напрягаться не должны.

Звук «Ч» ставят на основе «ТЬ» и «Щ». Поэтому логопеды используют 2 метода постановки «Ч»:

  1. Попросите малыша часто и быстро произнести звук «ТЬ» (кончик язычка должна касаться основания верхних зубов). Затем малыш должен понемногу отводить язык назад, касаясь им верхних альвеол. В процессе губы должны растягиваться в улыбке.
  2. Попросите ребенка сначала неторопливо, а затем быстро проговорить звуки «ТЬ» и «ШЬ», чтоб в итоге вышло ТЬШЬ. Следите, чтобы в процессе произношения у ребенка присутствовала широкая улыбка.

Автоматизацию звука выполняют в игровой форме, интересной для ребенка. Обязательно учитывайте возраст малыша, подбирая занятия и упражнения. Не пренебрегайте ярким наглядным материалом.

Ставим звуки [К], [Г], [Х]

Звук «К» ставят механическим способом, используя шпатель. Артикуляция выглядит следующим образом:

  • губы должны принять положение следующего гласного звука;
  • зубы не смыкать нельзя;
  • кончик языка нужно опустить и прикоснуться им к резцам нижнего зубного ряда;
  • боковые части язычка примыкаются к верхним боковым зубкам;
  • задняя часть языка должна образовывать с небом смычку;
  • мягкое небо в это время приподнимается, перекрывая проход к носоглотке;
  • голосовые связки напрягать не нужно, они разомкнуты;
  • во время выдоха образующаяся струя воздуха должна взрывать смычку, из-за чего возникает характерный звук.

Первый вариант постановки – от звука «Т». Используется, если звук «Т» ребенок проговаривает четко, чисто, без лишних призвуков.

Предложите малышу воспроизвести звук «ТА». Одновременно нажимайте шпателем на переднюю часть спинки язычка, вследствие чего послышится звук «ТЯ». Далее нужно продвинуть шпатель немного дальше вглубь, что спровоцирует произношение звука «КЯ». Еще более глубокий нажим на язычок дает четкое произношение звука «КА». Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.

Звук «К» можно ставить на вдохе. Такое упражнение напоминает имитацию храпа – беззвучную либо шепотную. Предложите ребенку похрапеть в свое удовольствие. После упражнения можно услышать звук, напоминающий «К». Предложите ребенку произнести «КА» на вдохе и выдохе. После этого проведите автоматизацию звука традиционно: «КА-КО-КУ-КИ-КЕ-КЁ».

Артикуляция звука «Г» аналогична артикуляции звука «К». Однако в этом процессе участвует голос – голосовые связки во время упражнений должны смыкаться и вибрировать.

Звук «Г» можно поставить от «Ы». Для этого предложите ребенку запрокинуть голову назад и на сильном выдохе произнести «ЫЫЫЫ», выставляя одновременно нижнюю челюсть вперед, поднимая ее и опуская. По аналогии постановки звука «К» от «ТА» можно ставить звук «Г» от «ДА».

Артикуляция звука «Х» отличается от «К» тем, что задняя часть спинки язычка должна образовывать с небом не смычку, а щель по средней линии. Звук «Х» можно ставить так: предложите ребенку приоткрыть ротик на ширину двух пальцев и подуть на ладони теплым воздухом. Если звук не получается, можно попробовать запрокидывать в процессе голову вверх. Звук «Х» можно ставить от «С» и «Ш». Используют механический способ: когда ребенок проговаривает эти звуки, шпателем нужно отодвигать язычок вглубь рта.

Ставим звук [Й]

Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».

Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.

От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.

Ставим звук [Ц]

Артикуляция следующая:

  • губы находятся в нейтральном положении;
  • зубы приближены на 1-2 мм;
  • кончик язычка опущен, прикасается к нижним резцам; изначально спинка языка сильно выгнута, образуя с резцами смычку, затем ее передняя часть быстро переходит в положение звука «С», образуя желобок посередине;
  • струя воздуха должна быть сильной, неравномерной.

Постановку звука «Ц» выполняют, если ребенок четко выговаривает звуки «С» и «Т». Малыша просят быстро проговаривать «ТС», вследствие чего возникает нужный звук.

Используют 3 способа постановки звука «Ц»:

  1. Прием подражания, используя игровые приемы («Паровоз, останавливаясь, говорит – тссс-ц-ц», «Мышка спит, не шумите – тсс-ц-ц!»).
  2. Прием опорных звуков (в данном случае это «Т» и «С»).
  3. Прием особенностей артикуляционного уклада. Предложите ребенку открыть ротик, упереться кончиком языка в резцы нижнего ряда зубов, приподнять язычок и вытянуть его так, чтоб передняя его часть прижалась к небу. В этом положении язык своей спинкой должен касаться верхних резцов. Не включая голос, предложите малышу произносить звук «Т», отрывая кончик языка напором струи воздуха от передних зубов нижнего ряда. Губы должны быть напряжены, располагаться в положении улыбки. Такое упражнение помогает запомнить положение органов артикуляции, когда произносится звук «Ц».

Постановка звука [С]

Артикуляция «С» такая:

  • губы нужно растянуть в слабой улыбке;
  • зубы приблизить, но не смыкать;
  • прислонить кончик языка к передним зубкам нижнего ряда, выгнуть язык, уперев его бока в коренные зубы;
  • создать сильную и узкую воздушную струю.

Перед началом постановки звука, следует убедиться в готовности артикуляционного аппарата ребенка произносить свистящие звуки. Для подготовки используют комплекс специальных логопедических упражнений на совершенствование артикуляционного аппарата.

Звук «С» ставят несколькими способами:

  1. По подражанию. Сидя с ребенком перед зеркалом, покажите, как нужно произносить звук «С».
  2. По подражанию с игровыми моментами. Для этого способа используют наглядность и яркие предметы, с помощью которых можно имитировать звук «С». Например, шарик сдувается – «СССС».
  3. По опорным звукам. Чтобы научиться произносить звук «С», ребенок должен уметь выговаривать звуки «И» и «Ф», которые являются для него опорными.
  4. Механическая постановка. Шпателем логопед устанавливает язычок ребенка в нужное положение, просит плавно, но достаточно сильно выдуть воздух.

Главное – дать ребенку возможность запомнить положение артикуляционных органов при воспроизведении звука «С», только потом его можно автоматизировать в слогах, словах и предложениях.

Ставим звук [З]

Артикуляция при воспроизведении звука «З» похожа на «С», только звук «З» более звонкий, поэтому при его проговаривании нужно задействовать голос. Звук «З» ставят после успешной автоматизации «С».

Постановка «З» аналогична работе со звуком «С», только нужно следить, чтобы ребенок подключал голос, ощущал вибрацию связок. Очень важно суметь донести ребенку, что эти звуки отличаются своим звучанием. Для этого предложите малышу положить ручку на горло и произнести поочередно оба звука. По вибрации ребенок поймет эту разницу. Когда звук «З» будет слышен отчетливо, предлагайте ребенку проговаривать его громче и четче. После этого проведите автоматизацию звука посредством упражнений на проговаривание слогов, слов, предложений.

Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации

Усилия ребенка должны быть естественными – это очень важно в постановке звуков. Последовательность постановки определяют по физиологическому ходу формирования произношения звуков. Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности.

Стандартная последовательность работы над звуками выглядит так:

  1. Сначала ставят свистящие «С» и «СЬ», «Ц», «З» и «ЗЬ».
  2. Ставят «Ш» - шипящий звук.
  3. Сонор «Л».
  4. Разбирают «Ж» - шипящий.
  5. Соноры «Р» и «РЬ».
  6. Заканчивают постановкой шипящих «Ч» и «Щ».

Оптимальным возрастом для коррекции звукопроизношения считается 4-5 лет, для звука «Р» - 6-летний возраст. Работу обычно начинают над шипящими звуками, так как они не требуют четкого фокусирования струи воздуха.

Чтобы поставить твердые звуки, для слога используют гласную «А» (для «Л» - «Ы»), для мягких – «И». Автоматизацию звука, который удалось исправить, начинают с произношения прямых и обратных слогов, только затем со стечения согласных.

В целом работу над постановкой звуков должен проводить логопед. Он же определит, есть ли у ребенка отклонения в звукопроизношении, какие методы использовать для постановки звуков, как часто заниматься, он составит схему занятий, в которые включит различные, самые действенные в этом случае, приемы. Помните, что самодеятельность в исправлении нарушений звукопроизношения у детей может навредить. Только логопед знает, как правильно и эффективно организовать работу.

В основном при постановке согласного звука «С» у детей не возникает никаких сложностей. Однако, бывают случаи, когда у ребенка наблюдается дефект при воспроизведении данной буквы. В этой ситуации необходимо немедленно принимать меры. Если вовремя поставить правильное произношение «С», то в дальнейшем у деток не будет проблем с воспроизведением звука «З» и «Ц». Помочь могут логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для звука «С».

Артикуляционная гимнастика для постановки звука имеет своей целью выработать правильные движения и необходимые положения речевого аппарата, чтобы звук произносился верно.

При выполнении упражнений следует помнить о следующих правилах:

  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления.
  • Оптимальным временем для занятий считается 2 раза ежедневно, уделяя всего лишь 5–10 минут.
  • Делать упражнения необходимо последовательно, сначала выполнять простые, а потом сменять их более сложными.
  • Гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно.
  • Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение.
  • Если малыш делает упражнение неточно, без особого желания, то желательно прекратить занятие, потому что ребенок устал.
  • Обязательно необходимо хвалить свое чадо за его старание, всегда вселять надежду в то, что у него все получится.

Если выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука регулярно и правильно, то звук «С» будет постепенно вырабатываться. Перед тем как начинать делать ее дома, следует посоветоваться с логопедом, возможно он порекомендует еще какие-нибудь действенные методы.

Комплекс артикуляционных упражнений

Логопеды рекомендуют применять для постановки звука «С» два хороших упражнения. Но перед тем как их выполнять следует активизировать деятельность необходимых речевых органов. С этим отлично справляется артикуляционная гимнастика. Она нацелена на то, чтобы отработать верное расположение языка и правильное дыхание во время произношения звуков.

«Трубочка»

Данное упражнение позволяет развить подвижность губ, сформировать их уклад так, чтобы правильно произнести свистящий звук. Для выполнения потребуется сомкнуть зубы, улыбнуться, продемонстрировав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.

Менять положение губ необходимо 5-7 раз. Во время выполнения нужно следить, чтобы ребенок не размыкал зубы и двигал ими.

«Лопата»

Такое упражнение помогает расслабить мышечные ткани языка, отработать навыки удерживания языка в широком состоянии. Делать необходимо так: открыть рот, язык расположить на нижней губе и задержать его в таком положении на 3-7 секунд.

Язык должен быть широким настолько, чтобы мог касаться уголков ротовой полости. Менять положение нижней губы и сильно растягивать в улыбке не следует, иначе возникнет чрезмерное напряжение.

«Непослушный язычок»

Данное упражнение позволяет расслабить мышечные ткани языка. Выполнять нужно следующим образом: сделать такое же положение языка, как в предыдущем занятии, затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести такие звуки «пя-пя-пя».

Потом снова удержать широкий язычок в пассивном состоянии на 10 секунд. Похлопывание верхней губой должны производиться при однократном выдохе, нельзя тормозить выход воздуха.

«Гол»

С помощью этого упражнения можно выработать плавную продолжительную воздушную струю, которая идет посередине языка. Для выполнения следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его.

При проделывании упражнения не нужно натягивать нижнюю губу на челюсть снизу, а также надувать щеки. Необходимо следить чтобы, сдувая шарик, ребенок воспроизводил четкий звук «Ф». Так будет ясно, что струя воздуха узкая, как и требуется.

«Чистим зубки»

Это упражнение помогает приобрести навык фиксации кончика языка за нижней челюстью. Выполнение заключается в следующем: улыбнуться, продемонстрировав свои зубы, немного приоткрыть ротовую полость, кончиком языка пройтись по зубам, как будто чистишь их. Губя при этом не должны двигаться, а должны находиться в улыбке. Кончик должен достигать десен во время движения, а не затрагивать только края челюстей.

«Горка»

Делая это упражнение можно отработать навык удерживания языка в том состоянии, которое необходимо для верного воспроизведения свистящих звуков. Также оно хорошо развивает силу мышечных тканей кончика языка.

Ребенок должен растянуть губы в улыбке, немножко приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю челюсть, а остальную часть органа приподнять, чтобы образовалась горка. В таком положении нужно задержаться примерно 5-10 секунд.

Кончик языка не должен выходит за пределы зубов, а вся другая часть языка должна быть широкой. Если у ребенка не получается правильно расположить язык, то необходимо произнести звук «И», тогда он примет верную позицию.

Два эффективных логопедических упражнения

Логопеды применяют два самых популярных упражнения для того, чтобы поставить правильное произношение. Их нужно делать после того, как выполнена артикуляционная гимнастика для свистящих звуков, которая указана выше.

Первым является такое упражнение, которое помогает поставить произношение. Для этого необходимо вспомнить вместе с ребенком звук, который издает насос для надувания мячика или резинового матраса. Затем малышу нужно попытаться воспроизвести что-то похожее.

Для этого необходимо взять в руки зеркало, сделать широкую улыбку, челюсти плотно сомкнуть, сделать выдох, и начать дуть, произнося звук, напоминающий свист насоса.

Второе упражнение применяется, когда у детей наблюдаются выраженные дефекты при воспроизведении звука «Ц», «З», «С». Например, когда ребенок заменяет эту букву на другую либо слишком смягчает произношение в словах, где это не требуется. Это упражнение позволит подкорректировать потоки воздуха и правильно установить язык.

Выполнять упражнение следует таким образом:

  • Широкий язык расположить за нижней челюстью, положить на него первую фалангу указательного пальца (лучше использовать ватную палочку).
  • Закрыть рот, прикусив немного палец зубами (палочку).
  • Губы растянуть в улыбке, чтобы зубы показывались до клыков.
  • Напрячь язык, края его поднять с двух сторон и тянуть к уголкам губ.
  • Зафиксировав такое положение, нужно попробовать просвистеть, делая сильный и глубокий выдох.

Также следует отработать полученный звук «С» совместно с гласными в составе слогов. Сначала должен идти гласный звук, а потом «С». Для этого нужно сначала воспроизвести гласный звук, а затем положить палец в рот и сделать упражнение, описанное выше.

Дальнейшей тренировкой является отработка звука в составе слов, которые заканчиваются на «С». Со временем ребенку уже не понадобится применять пальчик, потому что верное положение органов речевого аппарата закрепится.

Как закреплять результаты занятий?

Проведенные тренировки должны обязательно закрепляться. Для этого используются обычные логопедические игры и упражнения. Популярными методами, помогающими закрепить результат, является проговаривание скороговорок, чтение текстов, произношение цепочек из слов, содержащих свистящие звуки.

Чтение скороговорок является самым эффективным способом и помогает развить речевой аппарат полностью, отработать произношение многих звуков. Сначала следует выбирать простенькие и коротенькие скороговорки. В качестве примера можно отметить такое выражение: «У лисички в миске – рис и сосиски».

Также хорошо помогает чтение рассказов, в которых часто применяется буква «С». Необходимо читать текст неоднократно, добиваясь точного произношения звука. Кроме того, нужно задавать малышу вопросы. Отвечая на них, он опять будет применять свистящие звуки, а также будет развивать свое мышление.

Таким образом, родители должны внимательно следить за тем, как воспроизводит звуки их ребенок. Важно своевременно выявить дефект и начать работу по его коррекции, чтобы артикуляция звука была правильной.

Постановка звука «с» ребенку поэтапно, по мнению логопедов, является сложной. К 4, 5 годам словарный запас ребенка значительно пополняется, он начинает рассуждать, строить логические заключения.

Если вовремя заняться этой проблемой, родители, освоив вместе с сыном, дочерью артикуляционную гимнастику, научившись выполнять дыхательные упражнения, могут поставить произношение трудных звуков без обращения к логопеду.

Если предложить дошкольнику рассказать историю или стихотворение с частым звуком [С] и повторить за взрослым различные слова на «с», где нужный звук находится в середине, начале, в конце, можно определить, когда звук [С] произносится неправильно.

Более действенным является метод, когда ребенок самостоятельно называет слова по предложенным картинкам или заданиям:

Постановка звука «с» ребенку поэтапно зависит от того, как произносится звук:

  • искажается [С]: необходима тренировка всего речевого аппарата;
  • пропускается [С]: нужно учить ребенка выговаривать трудное сочетание звуков;
  • при замене [С] нужно поставить произношение;
  • [С] произносится неправильно в некоторых случаях, нужна помощь логопеда.

Причины отсутствия правильного «С»

Многим дошкольникам характерно неправильное произношение звука [С] и схожих с ним свистящих — [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц].

Педагоги и логопеды, анализировавшие это явление, называют несколько причин этому:

  • отсутствие комплексной программы обучению речи и произношению звуков, в которую должна входить артикуляционная гимнастика
  • отсутствие систематического обучения по произношению звуков, что приводят к речевым проблемам у дошкольников;
  • родители не стремятся развивать речь ребенка, высказывать свои мысли и эмоции.

Названые причины относятся к социальным, а есть еще и индивидуальные:

  • неправильное речевое дыхание

Речевое дыхание является основой для правильной речи дошкольника. Именно от него зависит дикция, произношение звуков, в том числе и [С]. Если имеются нарушения, то фразы произносятся неправильно, плавность речи исчезает, появляются интонационные ошибки.

Разновидностью неправильного дыхания является заикание, возникающее в следствие неразвитости дыхательной системы. Воздух застревает на отдельных звуках и вызывает непроизвольное повторение их. Чтобы ребенок смог произносить трудные звуки, его нужно научить правильно дышать при разговоре: глубоко вдохнуть – плавно выдохнуть, что для него трудно.

Помогут в постановке правильного движения следующие упражнения:


Речевой слух – способность человека различать звуки языка, на котором он говорит, выделять слоги, складывать их в слова. У некоторых детей могут возникать нарушения фонематического слуха.

Выявить это помогут следующие игровые задания:

  • из предложенных картинок отобрать со звуком [С];
  • придумать слова на «С», «СЬ»;
  • хлопнуть, если слышится [С];
  • назвать, какой звук повторяется: сорока, собака, слива, сено.

Наличие постоянных ошибок свидетельствует, что фонематический слух не развит, что и вызывает отклонения в устной речи, а именно:

  • неправильную интонацию;
  • не различение фонем по звучанию, в результате чего происходит смешение;
  • нечеткое произношение звука [С], замена его;
  • замедление скорости речи.

Если нет нарушений в деятельности нервной системы, то для улучшения работы речевого аппарата, ребенку необходимы занятия с логопедом.

  • плохое развитие артикуляционного аппарата

Аномально развитый артикуляционный аппарат — неправильный сформированный прикус, «заячья губа» — являются источником нечеткого произношения многих звуков.

Улучшить произношение могут следующие упражнения:

  • сворачивание в трубочку, поднимание спинки языка;
  • для развития подвижности челюстей:
  • произношение звуков при чуть открытых зубах: «аааа, ууу, ииии» (постепенно расстояние между зубами увеличивается);
  • рассказывание скороговорок, в которых изобилие гласных: «У ужа – ужата, у совы – совята», а также скороговорок с трудной буквой: «Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны».
  • для того, чтобы губы стали более подвижными:

Ребенок произносит гласные звуки, а затем согласные следующим образом:

  • губы улыбаются – «иии»; «ссс»;
  • губы сложены бубликом — «ооо»; «шш»
  • губы в трубочке – «ууу», «пффф» (это упражнение – очистительный выдох — следует делать после окончания коррекционной работы).

Перед занятиями неплохо выполнить мимическую гимнастику: «Корчим рожицы», упражнения для языка: щелканье языком.

  • индивидуальное строение уздечки

Нечеткое выговаривание звука [С] будет у ребенка, у которого короткая уздечка.

Помочь может растягивание уздечки языка:


Артикуляционная гимнастика

Постановка звука «с» ребенку поэтапно подразумевает использование артикуляционной гимнастики, которая научит дошкольника запомнить правильные положения для губ, языка.

Обучение произношению [С, С’, З, З’, Ц] можно превратить в игру:

  • «Наказание за непослушание»

Попросить ребенка улыбнуться, протянуть язычок к нижней губе, пошлепывая им по губам, пытаться произнести: пя-пя, тя-тя, ся-ся. Малыш «наказывает язык»: удерживает его спокойно некоторое время.

  • «Мама печет блинчики»

«Раз» — край языка ложится на губу, края его касаются углов губ. «Два» рот закрывается – блинчик проглатывается.

  • «Я учу язычок ходить»

Язык ребенка касается зубов с наружной стороны, а затем с внутренней. Челюсти и губы не двигаются.

  • «Мои зубки не болят: я их чищу»

Ребенок улыбается, растягивает губы, а язычок попеременно гладит зубы. Необходимо следить, чтобы язычок не высовывался.

  • «Сходим покатаемся на горку»

Губы растягиваются в улыбке, а язычок опускается к нижним зубам, затем поднимается к верхним.

  • «Я перекатываю язычок»

Широкий язычок выкатывается, прижимаясь к нижним зубам, затем прячется вглубь рта.

  • «Построили заборчик»

Ребенок улыбается так, что видны сомкнутые зубки.


Дошкольник вытягивает губки трубочкой и произносит: «су-су-су».

  • «Покатаемся на лодочке»

Язычок сложен «лопаточкой» несколько секунд, затем расправляется. Губы не двигаются.

Упражнения для разминки при становлении звука [С]

Для постановки звука «с» ребенку поэтапно используются опорные звуки — [И], [Ф], сходные способом образования со звуком [С].

Задача логопеда научить дошкольника выпускать струю воздуха с усилием:

  • С ладони необходимо сдуть перышко, листок, выпустив воздух через губы, сложенные трубочкой, совсем как ветер.
  • Объяснить ребенку, как произносится С и СЬ можно в форме сказки, про двух братьев Один брат был послушным и никогда не ходил гулять один (произнести: «ССС», сжав губы.) Другой непоседа: проговорить «СЬ-СЬ». Непослушный брат пошел гулять:
  • малыш вытягивает язык;
  • старается положить его на губу;
  • обхватывает тонкую зубочистку, положенную на язык.

Брат пытался его предупредить, чтобы он не уходил далеко (несколько раз «выпустить воздух» из воздушного шарика), но непослушный не слушался.

Упражнения помогут ребенку почувствовать язык и губы при произношении [С].

Упражнения постановки от звука «Т»

Зубы малыша чуть-чуть приоткрыты. Нужно предложить подставить к губам ладошку и «выдохнуть» звук [Т].


Поэтапная постановка звука С от Т ребенку

Ребенок должен почувствовать, как по ладошке пробежал ветерок. Если предложить вытянуть улыбнуться и сложить губы «трубочкой», улыбнуться, зазвучит свистящий [С]. Следует обратить внимание, что «С» звучит нежнее, чем «Т».

Упражнения постановки от звука «Ш»

Можно предложить прошипеть «Ш». Язычок продвигается вперед, проявляется неправильный «С». Тренируясь, ребенок поймет, как произносит «Ш», и как «С».

Упражнения постановки от звука «Ц»

Фонематическую особенность звука [Ц] можно изобразить схемой, включающую сочетание двух звуков: [Ц=Т+ Сссс].

Исходя из этой особенности, занятия будут проходить в два этапа:

  • упражнение «Постреляй!»

Ребенок улыбается, зубки обнажаются. Кончик языка упирается в зубы. Отрывисто произносится сочетание [ТС-ТС].


Малыш выпускает струю воздуха, получается длинный [С].

Упражнения постановки от звука «Ф»

[С] и [Ф] имеют одинаковый способ образование – щелевой, поэтому важно научить дошкольника выпускать воздух через губы. Если ребенок произнесет [Ф], то ветерок, пронесшийся по языку, поможет посвистеть, имитируя свиристель, иволгу, чтобы получился новый звук, приближенный к [С].

Постановка звука [СЬ]

При произношении звука «СЬ», малыш улыбается, растягивая губы, язык касается нижней десны. Струя воздуха направляется на зубы. Эти теоретические сведения непонятны, а вот игра «Птенчики в гнезде», которая проходит в несколько этапов, понравится маленькому ученику.

  • Первый этап – развитее фонематического слуха, обучение произношению «СЬ»

Игровой прием заключается в инсценировании небольшого стихотворения: «Птенчики в гнезде сидят, маме дружно кричат» или же «Мама строго им кричит». Мама будет произносить «С-С-С», птенчики – «СЬ-СЬ-СЬ». Обхватив пальцы одной руки, дошкольник шевелит ими, имитируя маленьких птичек, и приговаривает «СЬ-СЬ-СЬ», прилетает мама: произносится «С-С-С». Взрослый следит за артикуляцией малыша.

  • Второй этап – составление слогов с гласными – и, е, ё, я.
  • Третий – различение «СЬ» и «С».

Для того, чтобы упражнения проходили интересно, нужен раздаточный материал, который родитель может приготовить вместе с малышом. Ребенок подбирает слова к картинкам: лиса – лисята, гусак – гусята.

В этот момент можно предложить ему отгадать загадки, рассказать (повторить) скороговорки, пословицы:

  • «Далеко, далеко, на лугу пасутся… Кто?» (козы, коровы);
  • «Сладко спит зверек в степи, ты его не разбуди». (сурок);
  • «Пятачок, крючок, щетинка. Ну, конечно, это… (свинка)
  • «Идет с козой косой козел».

Автоматизация звука [С] в слогах

Постановка звука «с» ребенку поэтапно подразумевает осознанное правильное и четкое произношение [С] — автоматизация звука. Если не закрепить произношение, то малыш по-прежнему будет выговорить искаженный звук.

Навык изолированного произношения [С] закрепляется в песенке насоса [С-С-С-С], а также в ряде других упражнений:

  • в прямых слогах

произнести сочетание, когда по языку бежит ветерок: са — са, со — со, сы — сы, сэ – сэ;

  • в обратных слогах

взрослый следит за артикуляцией, малыш произносит обратные слоги: ас — ас, ос — ос, ыс — ыс, эс – эс, ис – ис, ус – ус;

  • в открытых слогах

аса — аса, осо — осо, ысы — ысы, эсэ – эсэ, иси – иси, усу – усу;

  • в слогах с несколькими согласными

ста – ста, сто – сто, сты – сты, сту – сту, спа – спа, спо – спо, спы – спы – спы;

  • в скороговорках и чистоговорках

Са – са — длинная коса; Санины сани едут сами.

Мимическая гимнастика для звука [С]

Упражнения для мимической гимнастики помогут развить подвижность языка, губ:


ребенок широко улыбается, обнажая зубы; улыбка задерживается на 3-5 секунд;

  • «Пришел слоник»

зубы сжаты, губы вытянуты вперед;

  • «Ой, какие белые зубки»

ребенок, улыбаясь, чистит зубы языком;

  • «Покатаемся на горке»

приподнимаясь, кончик языка упирается в зубы;

  • «Горка с трамплином»

это упражнение продолжает предыдущее: необходимо сжать зубы приподнятом язычке и улыбнуться, «не съезжая с горки».

Чтобы во время зарядки ребенку было интересно, упражнения нужно чередовать, выполняя каждое не больше 5 раз.

Дыхательная гимнастика. Постановка звука [С] на вдохе

Упражнения дыхательной гимнастики для обучения правильному произношению С, даже песенку насоса, нужно делать на вдохе:

  • втянуть воздух через нос;
  • выдохнуть воздух, не надувая щеки.

Упражнение выполняется быстро несколько раз, чтобы струя воздуха выходила с силой и была узкой и холодной (проверить это можно рукой).

Интересно упражнение «Ветер сдул снежинку». Можно заранее вырезать из салфетки маленькую снежинку, которую ребенок сдувает с ладони (при этом широкий язык лежит на нижней губе). Задание постепенно усложняется – ладонь со снежинкой отодвигается дальше.

Постановка звука [С] механической помощью

Постановка звука «с» ребенку осуществляется поэтапно и с механической помощью.

Методика выполнения этого задания следующая:

  • улыбаясь, дошкольник держит кончик широко расправленного языка на нижних зубах;
  • он дует на кончик языка, взрослый кладет на язык тонкую круглую палочку, чуть-чуть придавливает; при этом образуется желобок для воздуха (будет слышен нечеткий свист);
  • малыш сближает зубы и продолжает дуть на край языка.

Ребенок свистит непрерывно, а взрослый, прижимая, перекатывает палочку и фиксирует положение, при котором слышно ясно [С]. Это упражнение доводится до автоматизма.

Закрепляем произношение

Постановка звука «с» ребенку поэтапно прошла успешно. Дошкольник правильно выговаривает звук [С]. Теперь нужно закрепить достигнутое произношение. Для этого следует подобрать ряд новых, не знакомых малышу, чистоговорок, шуток, загадок, поговорок, скороговорок.

Чистоговорки для автоматизации [С] можно придумать самому, причем, с заведомой ошибкой: «ас – а у нас в квартире газ; са – к нам летит лиса (ой, не лиса, а оса); су – мы прогнали осу».

Можно подобрать также «отвечалки – повторялки»: «Что мы будем пить сейчас? – Ну, конечно, вкусный квас». Интересна игра «Сложим сумку и сетку», только в сумке лежат продукты, в которых есть твердый [С], а в сетке продукты, в которых [С] мягкий.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы малыш быстро и правильно научился говорить, необходимо развивать его речевой слух.

Вот несколько упражнений преследующих эту цель:


  • «Сестрёнкин сачок зацепился за сучок».
  • «Сенька Саньку и Соньку на санках везет. Санки соскочили, Сеньку с ног сбили, всех в сугроб свалили».

Как способствовать развитию речи у детей

Чтобы у дошкольника была правильная и развитая речь, родителям необходимо:

  • вырабатывать правильное произношение звуков речи;
  • готовить речевой аппарат малыша к произношению, для этого каждый день находить время для артикуляционных упражнений;
  • постоянно разговаривать с ребенком;
  • не только читать малышу книжки, а и учить его пересказывать прочитанное.

Правильная постановка звука «с» ребенку поэтапно логопедическими занятиями поможет овладеть ему речью быстрее естественного пути и чувствовать себя комфортно в детской среде.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о постановке звука С

Постановка звука С,З,Ц:

Постановка звука [С]

Правильная артикуляция:

Губы растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм.

Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

При произношении звука «С» могут быть следующие нарушения:

1. Звук «С» отсутствует в речи ребенка (сигматизм);

2. Звук «С» заменяется другим звуком.

Наиболее распространенными являются следующие виды замен:

Губно-зубной парасигматизм (замена на «Ф»);

Призубный парасигматизм (замена на «Т»);

Шипящий парасигматизм (замена на «Ш»);

3. Звук «С» произносится искаженно.

Наиболее распространенные искажения:

Межзубный сигматизм;

Боковой сигматизм;

Носовой сигматизм.

Для того чтобы начать постановку звука, необходимо подготовить органы артикуляционного аппарата. Предлагаем примерный комплекс артикуляционных упражнений.

После того, как отработаны подготовительные упражнения, можно приступать к постановке звука.

Существует несколько способов постановки звуков:

1. По подражанию.

Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».

2. По подражанию с введением игровых приемов:

– насосом накачиваем колесо (с-с-с);

Дует холодный ветер (с-с-с);

Сдувается шарик (с-с-с);

Подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).

3. От опорных звуков.

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф». Звук «И» одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка. Звук «Ф» - одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук «И», сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук «С».

4. Механическим способом.

Взять узкую палочку (спичку), зубочистку (без острых краев), положить посередине на распластанный язык, упирающийся в нижние резцы. Губы в улыбке, попросить ребенка зубами прикусить палочку, затем с силой плавно выдуть воздух. Тыльной стороной ладони ребенок должен ощутить выдыхаемую струю воздуха. Слышится звук «С». Далее, когда этот прием отработан, делаем то же, но без палочки. Звук «С» поставлен.

Конечно, когда звук у ребенка отсутствует поставить его легко, но чаще встречается, когда ребенок заменяет его на другие звуки.

=============================================================

Звук «С» заменяется на «Ф»:

Губно-зубной парасигматизм

Ребенок говорит так: «фанки» - вместо «санки», «пефок» - вместо «песок» и т.д.

Для того,чтобы начинать работу по постановке звука «С» в этом случае, необходимо сделать следующее:

Развивать фонематический слух (подобрать упражнения для развития умения различать данные звуки «Ф» и «С»);

Выполнять комплекс артикуляционной гимнастики;

При постановке звука нужно учитывать, что ребенок уже произносит этот звук и произносит неправильно. При этом типе замен в произнесении звука принимают участие губы. Движения губ надо тормозить, можно придержать пальцем. Ребенку можно даже объяснить, в чем причина неправильного произношения звука. Показать правильную артикуляцию звука «С» и только после этого приступить к постановке звука.

Поэтому лучше начать с постановки по опорным звукам, в данном случае со звука «И». Когда правильное положение языка будет отработано, попросите ребенка пустить ветерок по языку, если при этом движения губ сохраняются, придержите их пальцем. Если и в этом случае трудности сохраняются, воспользуйтесь спичкой.
Звук «С» заменяется на звук «Т»:

Призубный сигматизм

Ребенок говорит так: «толдат» - вместо «солдат», «нотки» - вместо «носки» и т.д.

Работа строится по следующим направлениям:

1. Развитие фонематического слуха

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнения для выработки воздушной струи (см. упражнения для развития дыхания)

Звук «С» при призубном парасигматизме можно начинать ставить с применением опорных звуков «И» и «Ф» и попросить пустить «ветерок» по языку. Слышится звук «С». Можно проводить постановку звука «С» от звука «Т», меняя способ образования звука. Просим ребенка медленнее и медленнее произносить звук «Т», при этом кончик языка ребенок переводит в положение звука «С», т.е. заводит за нижние резцы.
Звук «С» заменяется на звук «Ш»:

Шипящий парасигматизм

Ребенок говорит так: «шадик» - вместо «садик», «лашточка» - вместо «ласточка» и т.д.

Работать следует так же над развитием фонематического слуха, научить ребенка на слух различать, где произносится «Ш», а где «С». Следует подобрать ряд упражнений для развития умения различать эти звуки.

При исправлении шипящего парасигматизма следует уделить внимание на:
Разницу в месте артикуляции. При произношении звука «С» кончик языка находится у нижних резцов. А при произношении звука «Ш» язык поднят кверху.
Различие выходящей воздушной струи. При произношении звука «С» воздушная струя сильная, узкая, холодная. При произнесении звука «Ш» воздушная струя сильная, широкая, теплая. Держа руку ребенка у рта взрослого, обратить внимание на разницу выдыхаемой воздушной струи. Ребенок должен чувствовать эту разницу тепловых ощущений.

Звук «С» заменяется на звук «Щ»:

Шипящий парасигматизм

Ребенок говорит так: «щанки» - вместо «санки», «лища» - вместо «лиса» и т.д.

При исправлении шипящего парасигматизма следует объяснить правильную артикуляцию звука «С» и воспользоваться спичкой. Это не дает возможность языку подниматься, что приведет к правильному звучанию звука «С».

===================================================

Искажения звука С:

Межзубное произношение звука «С» или межзубный сигматизм

Ребенок не может отводить язык за нижние резцы, он находится между зубами. Делать все тоже, что и в предыдущих случаях.

Постановку звука «С» можно проводить при сомкнутых зубах или воспользоваться опорным звуком «И». Попросите ребенка произнести Звук «И» и пустить «ветерок» по языку. Если данный метод не срабатывает, необходимо воспользоваться механическим способом (спичка или палочка).

Боковое произношение звука «С» или боковой сигматизм

В подготовительном этапе проводятся логопедические упражнения: «Качели», «Горка», «Почистим зубки», «Фокус», «Вкусное варенье», «Лопаточка», «Маляр» и т.д.

При этом надо следить, чтобы боковые края языка работали одинаково.

Постановку звука лучше начинать с отработки опорных звуков «И» и «Ф». Когда ребенок правильно станет произносить звук «И». Попросить пустить «ветерок» по языку, слышится звук «С». Другой способ от межзубного. Этот способ помогает удержать боковые края языка в одинаковом положении. Ребенка просят прикусить кончик языка и при этом пропустить воздушную струю по языку.