Какой тайный смысл несёт каждая буква в языке русском: «Как слово наше отзовётся» - звуком ли пустым. Какие буквы не нужны в русском языке? Особенности звучания букв без звуков «Ь и Ъ»

Здесь представлены вопросы школьной олимпиады по русскому языку для 2 класса.

Задание 1.

Найди общее начало для слов:
________-тина, ________-тошка, ________-та, ________-ман, ________-тон.

Задание 2.
Найди слова, которые спрятаны в словах:
Мель - ________________________________
Волк - ________________________________
Удочка - ________________________________
Коса - ________________________________
Столб - ________________________________
Хлев - ________________________________
Зубр - _______________________________
Уточка - ________________________________

Задание 3.
Отгадай ребусы:
Р1А________, О5_________, Ш3Х________, 1ОЧКА___________, Э100ния _______________________, За1ка

Задание 4.
Вставь в слова пропущенные буквы:
_зычок, Р_ссия, п_года, м_ро_, ра__каз, т_атр, _ртистка, вдру_, ов_щи, вес_ло, ч_ловек, М_сква, р_бята, _днажды, т_тра_ка.

Задание 5.
В каком варианте слова не обозначают одно и то же?

а) слеза - слезинка
б) кувшин - кувшинка
в) берёза - берёзка

Задание 6.
Найди лишние слово, подчеркни и объясни причину исключения:

а) мяч, арбуз, лес, зубы

б) ночь, дочь, поле, петь

Задание 7.

Составь слова из букв: ы,л,о,м е,р,о,п у,р,а,к,ч
……………………………………………………………………………………………………

Задание 8.
Выбери слова, в которых есть только мягкие согласные:
билет, теперь, топор, шесть, чаща, юбилей.

Задание 9.
Найди лишнюю пару:

широкий - узкий
громкий – сильный;
тёмный – светлый.
робкий - смелый

Задание 10.
Выдели слова, которые можно разделить для переноса.

Осень, яма, пояс, Анна, лейка, ясень, сучья, якорь, коньки, аист.

Задание 11.
Выдели слова, в которых начальные буквы должны быть большими.

наташа, озеро, гора, собака, тузик, кузнецов, волга

Задание 12.

В каком слове отрицание нет слышится 100 раз.

Задание 13.

В каком слове слышится три о, а пишется четыре
буквы.

Задание 14.
Поставь ударения над словами.

Арбуз, гусеница, ремень, портфель, шофер, алфавит. хворост, голоден, понял, поняла.

Задание 15.
Подбери противоположные по смыслу слова.

1. День _________________
2. Враг _________________
3. Хвалить ______________
4. Тепло ______________
5. Смелый ______________

Задание 16.
Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:

Сосна, камыш, жало, навес, актёр, шина, кабан, качай, нора, какой.

Задание 17.
Подбери к данным словам, слова близкие по значению.

1. Учитель-____________________.
2. Ученик- _____________________.
3. Машина-____________________.

Задание 18.
Найдите в каждой строчке лишнее слово и подчеркните его.

1. Желток, железо, желтый;
2. Берег, огород, обед, играем;
3. Я, лыжи, мы, он;
4. Часовщик, часть, час.

Ответы на вопросы олимпиады:

1. Кар
2. Ель, вол, дочка, оса, стол, лев, зуб, точка.
3. Родина, опять, штрих, одиночка, Эстония, заколка.
4. Язычок, Россия, погода, мороз, рассказ, театр, артистка, вдруг, овощи, весело, человек, Москва, ребята, однажды, тетрадка.
5. б
6. а) зубы - мн.ч. б) петь - гл.
7. мыло, перо, ручка
8. теперь, чаща, юбилей.
9. громкий - сильный
10. пояс, Анна, лейка, коньки.
11. Наташа, Тузик, Кузнецов, Волга
12. стонет
13. трио
14. АрбУз, гУсеница, ремЕнь, портфЕль, шофЕр, алфавИт. хвОрост, гОлоден, пОнял, понялА.
15. 1. День - ночь; 2. Враг - друг; 3. Хвалить - ругать; 4. Тепло - холодно; 5. Смелый - трусливый.
16. Насос, мышка, ложа, весна, тёрка, ниша, банка, чайка, рано, койка.
17. 1. Учитель - педагог; 2. Ученик - школьник; 3. Машина - автомобиль
18. 1. железо; 2. играем; 3. лыжи; 4. часть.

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы

Твердый и мягкий знаки не обозначают никаких звуков. Твердый знак выполняет разделительную функцию и употребляется после приставок, заканчивающихся на

согласные, а также перед корнем слова, начинающимся на е, ё, ю или я (предъюбилейный, взъерошенный, отъём, съязвить). Он, например, помогает нам различать слова «сел» и «съел». Мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного: вьюнок, обезьяна,

раньше, семь. Иногда мягкий знак помогает отличить существительное мужского рода от женского: например, слово «вещь» женского рода, а «хвощ» - мужского. Кроме того, он нередко способствует созданию разных форм одного и того же глагола: встретится и встретиться.

А вот в древнерусском языке мягкий и твердый знаки (ерь и еръ) означали вполне реальные звуки. Первый означал краткий звук «и», а второй – такой же краткий «о». Еще до принятия Русью христианства и развития письменности в языке имелись полные, краткие и носовые гласные, и все они выполняли различные функции. К моменту крещения Руси носовые гласные из русского языка исчезли, но буквы для их обозначения остались. Бывшие краткие гласные ь и ъ в одних словах оказались в сильных позициях (например, под ударением, перед скоплением нескольких согласных, в соседних слогах с другими краткими

гласными или далеко от ударных слогов с любыми гласными) и таким образом превратились в полные гласные о или э, а в других – в слабых позициях (в абсолютном конце слова,

в соседних слогах с ударными гласными) и постепенно просто исчезли из обихода. Раньше твердый знак был в слове «соединить» вместо «о», мягкий – в слове «день» вместо «е». В современном русском языке есть такое понятие, как «беглые гласные». Это наследие древнерусского. Вот почему тексты на древнерусском языке так трудно читать.

Нужны ли нам твердый и мягкий знаки? Сложно сказать. В чешском языке, к примеру, они уже давно заменены диакритическими символами. Язык подвержен изменениям, и не исключено, что рано или поздно ъ и ь перестанут существовать как буквы алфавита.