Презентация на тему начало правления ивана 4. Презентация к уроку на тему «Начало правления Ивана IV

Урок математики в 1 классе по теме "Число и цифра 7". Урок соответствует ФГОС. Учебник "Моя Математика, 1 класс" Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. ОС "Школа 2100". На уроке использовалась технология проблемного диалога, практическая работа. Конспект сопровождается компьютерной презентацией и ресурсом для интерактивной доски Smart Board.

Предмет: Математика

Разработка урока информатики в 3 классе по теме "Сбор информации" к УМК Матвеевой Н.В. для интерактивной доски QBoard, созданная с помощью программы ActivInspire. В архиве содержится презентация с таким же материалом и конспект урока.

Предмет: Метапредметные

Урок разработан для 1 класса по теме "Число и цифра 6", УМК "Перспективная начальная школа". Проводится в занимательной форме. Для повторения и закрепления изученного используется тест. К уроку прилагается презентация для интерактивной доски SMART Board 600.

Предмет: Математика

Целевая аудитория: для 1 класса

Интерактивный урок разработан в игровой форме для 2 класса по теме "Умножение и деление на 10" по программе "Школа 2100" для доски SMART Board 600 c подробным конспектом урока.


Предмет: Математика

Конспект урока математики, проведённого во 2 классе. Тема: "Больше, меньше в несколько раз". Цель урока:раскрытие смысла слов "больше (меньше) в несколько раз”
Урок математики соответствует ФГОС. Учебник "Моя Математика, 2 класс" Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П.ОС "Школа 2100". На уроке использовалась технология проблемного (подводящего) диалога, практическая работа. Конспект сопровождается компьютерной презентацией и ресурсом для интерактивной доски Smart

Предмет: Математика

Целевая аудитория: для 2 класса

Урок формирования грамматических навыков.
Урок мононаправленный, разработан для учащихся 3 класса УМК Биболетовой М.З.
По степени новизны материала - комбинирование нового с ранее изученным.
К уроку прилагается презентация для интерактивной доски SMART Board 640.

Предмет: Метапредметные

Целевая аудитория: для 3 класса

Данный урок проводился во 2 классе по учебнику С.В.Иванова (УМК "Начальная школа XXI века"). На уроке используется презентация в формате PEB для интерактивных досок Panaboard компании Panasonic. Презентация представлена также в формате Microsoft PowerPoint. Цель урока: способствовать закреплению знаний о роли и значении приставок. Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД. На уроке используется групповая работа и работа в парах.

Предмет: Русский язык

Целевая аудитория: для 2 класса

Урок и презентация по курсу окружающий мир, 3 класс.
Презентация выполнена в формате INK в программе MimioStudio. Используется на интерактивных приставках MIMIO. На уроке учащиеся знакомятся с понятием экосистема озера. В ходе урока учащиеся знакомятся с происхождением и видами озер. На уроке рассказывается о крупнейших озерах планеты, о происхождении болот, происходит знакомство с растительным и животным миром озер. Во время работы с интерактивной доской учащиеся заполняют таблицу и разгадывают кроссворд.
Презентация представлена также в формате Microsoft PowerPoint.

Интерактивные доски

Интерактивные доски Назначение: Интерактивная доска - это устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить три различных инструмента: экран для отображения информации обычную маркерную доску интерактивный монитор

Доска дает возможность демонстрировать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.

Технологии для определения положения пишущего инструмента на доске резистивная технология; сочетание инфракрасной и ультразвуковой технологии; электромагнитные волны; лазерная технология; оптическая технология.

Резистивная технология основана на применении резистивных матриц Резистивная матрица - это вмонтированная в пластиковую поверхность интерактивной доски сетка из двух слоев тончайших проводников, разделенных воздушным зазором.

Резистивная технология основана на применении резистивных матриц Эта технология - сенсорная, она не требует применения специальных маркеров, не использует никаких излучений для работы не подвержена внешним помехам. Недостаток - небольшая задержка реакции матрицы при быстром перемещении маркера или заменяющего его предмета.

Оптическая технология основана на использовании для считывания координат курсора (маркера или пальца) расположенных по углам доски миниатюрных цифровых видеокамер. Достоинства: быстродействие точность позиционирования курсора, увеличиваются функциональные возможности.

Инфракрасная и ультразвуковая технологии Снабжение поверхности доски инфракрасными и ультразвуковыми датчиками, определяющими положение маркеров и ластика.

Инфракрасная и ультразвуковая технологии Инфракрасные и ультразвуковые датчики могут быть встроены в насадки, которые при креплении на обычную маркерную доску превращают ее в интерактивную. Недостаток: доски подвержены воздействию со стороны посторонних источников излучений.

Лазерная технология В основе лазерной технологии лежит использование двух инфракрасных лазеров, расположенных на верхней кромке доски, которые отслеживают движущийся по поверхности маркер. Лазерные сканеры, принимая отраженный сигнал от нанесенных на маркерах ободков, определяют точное положение маркера.

Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры.

Классификация по типу проекции Доски прямой проекции Доски обратной проекции Насадки

Доски прямой проекции Проектор помещается перед ней на подставке или на потолке.

Доски обратной проекции проектор располагается сзади и составляет единую конструкцию с доской

Доски обратной проекции

Учителя, работающие с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Они утверждают, что интерактивная доска помогает преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету, будь то использование интерактивной доски в начальной школе, средней и профессиональной школе или даже в детском саду.

Азино 777 самое огненное онлайн казино России привлекает щедрыми бонусами, огромным ассортиментом развлечений и большим выбором платежных систем. Работая с 2010 года, сайт стал местом отдыха и источником заработка тысячи игроков. Убедиться в привлекательности казино легко, достаточно запустить игровые автоматы в демонстрационном режиме без регистрации бесплатно.

Информация о создании Азино777

Официальный сайт Azino777 с известным в народе названием Три топора выполнен в ярких цветах. На темном фоне выделяются оранжевые языки пламени и баннеры с актуальной информацией. Многочисленные бонусные предложения отображаются на всплывающих экранах, что позволяет клиентам быстро узнавать о самом интересном. Пользователи могут выбрать отображение на русском и английском языке.

Крупная компания Victory777 является владельцем казино Azino777, которое осуществляет деятельность в соответствии с лицензией Кюрасао. Азино777 официальный сайт предлагает посетителям ознакомиться с копиями документов, разрешающих игорную деятельность, по иконке Curacao eGaming, расположенной на главной странице.

Используя софты ведущих разработчиков, заведение не требует скачивания дополнительных программ, позволяя развлекаться в браузере.

Регистрация на портале происходит за несколько минут. Для оформления требуются минимальные личные данные и адрес электронной почты. Развлекаться на Azino777 можно с 18 лет.

Лучшие игры в Azino777

Такие производители игр, как EGT, Amatic, Novomatic, Aristocrat или Igrosoft не нуждаются в представлении. Вся их продукция отличается высоким качеством и надежностью. Официальный сайт Азино 777 предлагает развлекаться не только на слотах этих разработчиков, но и в видео покер, блекджек и рулетку.

Есть возможность найти нужную игрушку, настроив фильтры по названию, бренду, новизне, жанру и другим характеристикам.

Присутствуют модели с джекпотами и игры с реальными дилерами. С настоящими крупье можно сыграть в рулетку, блекджек или покер. В отличие от других забав, развлечения с живыми крупье доступны только при игре на деньги.

Для постоянных клиентов на сайте Азино777 регулярно проводятся турниры с щедрыми призами. Тематика и условия состязаний отображаются в специальном разделе сайта.


Василий III - отец Ивана Грозного

Елена Глинская - мать Ивана Грозного


Умирая, он благословил на великое княжение трехлетнего сына Ивана при регентше-матери Елене Васильевне Глинской.

М. Горелик. Смерть Василия III


Елена Глинская

  • П равительство Елены Глинской проводит мероприятия по укреплению армии, строительству новых и реорганизации старых крепостей.
  • Подобно княгине Ольге, основавшей в Х в. немало новых поселений, Елена Васильевна отдала приказ о построении городов на литовских границах, о восстановлении Устюга и Ярославля, а в Москве в 1535 г. строителем Петром Малым Фрязиным был заложен Китай-город.
  • В богатую Московию потянулись эмигранты из других стран; только из Литвы выехало 300 семей. Однако наиболее крупным мероприятием внутренней политики Елены Васильевны была монетная реформа 1535 г., приведшая к унификации денежного обращения в стране и преодолению последствий раздробленности.

Елена Глинская

  • В 1535-1538 гг., во времена правления Елены Глинской, была проведена реформа русской денежной системы.
  • Из обращения были изъяты все низкопробные, обрезанные монеты, а также монеты старой чеканки.
  • Она фактически ввела единую валюту на территории Руси. По всей России стали печатать деньги с изображением всадника с копьем, отчего и монеты назвали «копейками» (серебряная копейка весом 0,68 г; одна четвёртая часть копейки - полушка).
  • Это был весомый шаг для стабилизации экономики Руси.

Детство Ивана IV

«Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище! Ни в чём нам воли не было; ни в чём не поступали с нами, как следует поступать с детьми. (…) Как исчислить подобные тяжёлые страдания, перенесённые мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Всё расхитили коварным образом».

  • Иван рос беспризорным, но зорким сиротой в обстановке придворных интриг, борьбы и насилия, проникавших в его детскую опочивальню даже ночью.
  • Детство осталось в памяти Ивана как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.

Как детские впечатления отразились на характере будущего царя?


Боярское правление (1538-1548)

Боярский род Шуйских

Боярский род Бельских

Расправы с политическими противниками, казни, убийства

Расхищение государственной казны

Раздача своим сторонникам земли и привилегий

Увеличение поборов с населения


Венчание на царство. 1547 год

В январе 1547 года Иван объявил боярам и митрополиту Макарию, что хочет жениться и принять новый титул – царя.

16 января 1547 года состоялась торжественная коронация Ивана в Успенском соборе Московского Кремля.

К. Лебедев. Венчание и принятие царского титула Иоанном IV.


3 февраля Иван женился на юной боярышне Анастасии Романовне, принадлежавшей к древнему роду Захарьиных-Юрьевых.


Историческое значение провозглашения Ивана IV царем

  • Уравнивало Ивана IV с восточными соседями – астраханским и казанским ханами – наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси и с европейскими правителями.
  • Возвышало Ивана IV над другими князьями. Он почитался как великий государь
  • Имело значение для церкви: с этого момента царская власть брала на себя заботу о сохранении прав и привилегий церкви. Царь считался «помазанником божьим.

Венчание на царство. 1547 год

В июне 1547 г. на долю Ивана выпали новые испытания. Во время летней жары и сильного ветра в Москве вспыхнул страшный пожар, продолжавшийся десять часов. Город почти полностью выгорел, около 4 тыс. москвичей погибли от огня и дыма.

Доведенные до отчаяния люди во всем обвинили князей Глинских, с которыми связывали беды боярского правления.

С большим трудом Ивану удалось утихомирить народ, хотя сам он позже признавался: «Вниде страх в душу мою и трепет в кости моя».

П. Плешанов. Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время


Избранная рада

Избранная рада круг близких молодому царю людей. (фактически – Ближняя государева дума, неофициальное правительство)

Наиболее видными деятелями Избранной рады стали:

священник Сильвестр , служивший в «домовой» церкви государя – Благовещенском соборе Кремля, дворянин Алексей Фёдорович Адашев , князь Андрей Михайлович Курбский


Состав Избранной рады (1547-1560)

  • Наставник царя митрополит Макарий
  • Костромской дворянин Алексей Адашев
  • Царский духовник Сильвестр
  • Представитель знати Андрей Курбский
  • Глава посольского приказа дьяк Иван Висковатый
  • Бояре Шереметевы
  • Князь Серебряный
  • Задачи реформ:
  • Ограничение привилегий крупной аристократии
  • Укрепление военно-полицейской опоры монархии
  • Упрочнение материальной и финансовой базы монархии
  • Совершенствование аппарата управления страной

1549 – 1560 годы

Причины возникновения Избранной рады

  • последовательные неудачи «боярских группировок» утвердиться у верховной власти;
  • недовольство народа засилием временщиков;
  • слабые способности юного царя к правлению государством;
  • необходимость проведения преобразований.

1. Реформа управления

1549 год созыв первого Земского собора

Земский собор высший сословно-представительный орган власти

Собирались нерегулярно и занимались решением

внешней политики и финансов


2. Реформа местного управления

До реформы сбор налогов на местах поручался боярам-кормленщикам.

Они были фактическими правителями отдельных земель.

При Иване Грозном кормления были отменены.

На местах управление (сыск и суд по особо важным делам) было передано в руки губных старост ( губа – округ), избиравшихся из местных дворян в сельской местности и излюбленных голов в городах.


В середине XVI века в России сложился аппарат государственной власти в форме

сословно-представительной монархии

Сословно-представительная монархия – это форма государственного устройства, при которой с самодержавной властью сосуществовали сословно-представительное собрание – Земский собор и постоянный совещательный орган при верховной власти – Боярская дума.

На Земском соборе были представлены основные сословия государства – дворяне, духовенство, высший слой горожан (купечество, посадские люди) черносошное крестьянство.


ЦАРЬ

Митрополит

Боярская дума

Земский собор

приказы

Местное управление


3. Судебная реформа

1550 год - принят Судебник Ивана IV

новый свод законов России

Когда и кем был принят свод законов, по которому жила России в первой половине XVI века?

  • регламентация наказаний;
  • право высшего суда принадлежит царю;
  • предусматривались наказания для дьяков и бояр за должностные преступления;
  • дворяне подсудны только царю;
  • при разборе дел обязательно присутствие выборных от населения (целовальники, старосты);
  • за разбой – смертная казнь;
  • судебный иммунитет вотчинников ликвидирован.
  • ограничение власти наместников за счет сокращения судебных функций и усиления контроля со стороны центральной администрации;
  • запрещение превращать в холопов детей боярских;
  • увеличение «пожилого» во время перехода крестьян в Юрьев день;
  • введение единой меры поземельного налога – большой сохи (до 1679 г.)
  • население страны обязано было нести тягло – комплекс натуральных и денежных повиннойстей;

4. Военная реформа

Формируется стрелецкое войско

(3 тыс. человек подконтрольны лично царю, расквартированы в Москве, содержались казной;

к 1600 г. – 25 тыс. человек)

В мирное время стрельцам разрешено заниматься ремеслом и торговлей

Основа войска – дворянское ополчение (служба начиналась с 15 лет, земельный надел за службу – 150 – 450 десятин земли)

1556 г. – «Уложение о службе»

Что такое местничество?

«Государев родословец» – упорядочивание местнических споров (на время войны местничество запрещалось)


5. Церковная реформа

1551 год – Стоглавый собор

(Собор русской церкви)

До реформ:

относительная самостоятельность священников.

Нет единообразия в церковных обрядах

  • ограничен рост церковного землевладения (было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до 1551 г., но в дальнейшем они могли получать земли только с царского разрешения);
  • запрещено церкви заниматься ростовщичеством;
  • организованы школы для подготовки священников.
  • подчинение священников митрополиту, создание церковной иерархии;
  • создан церковный суд;
  • регламентированы обряды;
  • из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список;
  • новые произведения искусства надо было создавать, следуя утвержденным образцам;

Реформы Избранной рады

Каково значение реформ, которые были проведены Избранной радой и Иваном IV в середине XVI века?

  • ограничены права родовитого боярства во всех сферах государственного управления;
  • социальной базой самодержавия становится дворянство, экономически зависящее от царя;
  • новая система управления ликвидировала исторически сформировавшиеся местные особенности управления;
  • все звенья системы управления в значительной степени подчинены царю;
  • Земские соборы играют роль противовеса боярству, формируется сословно-представительная монархия;
  • в России формируется централизованное государство и укрепляется самодержавная власть царя;
  • укрепилась военная мощь страны.

Разделы: История и обществознание

Класс: 6

Цели:

  • Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана IV, сути и характере реформ второй половины XV в.
  • Развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом.
  • Воспитательная: формирование понимания неоднозначности оценки исторических деятелей

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • суть и характер реформ Ивана IV
  • органы управления государством во второй половине XV в.

Учащиеся должны понимать, что такое:

  • централизованное государство
  • Земский собор
  • Избранная Рада
  • стрелецкое войско
  • Судебник

Учащиеся должны уметь:

  • умения передавать содержание текста в сжатом виде
  • проводить информационно-смысловый анализ текста
  • формулировать выводы

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.

Дидактическое и методическое оснащение урока: учебник «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; раздаточный дидактический материал (отрывки из «Курса русской истории» В.Ключевского), презентация (приложение), иллюстрация худ. Иванова «Земский собор». CD-диск «Уроки отечественной истории до XIX в».

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.

Ход урока

I . Изучение нового материала:

План

  1. Боярское правление в начале XVI в.
  2. Личность Ивана IV.
  3. Укрепление центральной власти
  4. Стоглавый собор. Реформы государственной власти сер. XVI века.
  5. Военная реформа

Введение в тему: На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный.

Запишите тему, план урока.

Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV.

1. Боярское правление.

Рассказ учителя: Иван родился в 1530 г.

Посмотрите на форзац учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 по 1584 г.)

Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет. Отец Ивана Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы. Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве Литовском и стала литовской княжной. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ.

Работа с текстом учебника: Задание: Прочитать 3 абзац п. 1 и дописать название реформ.

Работая с текстом учебника, выясним, какие реформы были проведены и к каким результатам привели?

Реформы Елены Глинской:

  • введение … (единой денежной единицы (московский рубль)
  • создание … (денежной система: рубль – полтина, полуполтина, гривна, алтын.)
  • основание … (Монетного двора)
  • введение … (единых единиц длины и веса.)

Вопрос: чему способствовало проведения данных реформ?

Рассказ учителя: После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана., в эпоху так называемого «боярского правления». Детство осталось в памяти Иоанна как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.

Работа учащихся с документом «О боярском правлении» стр. 200 учебника.

2. Личность Ивана IV .

Проверка понимания значения понятия «личность» (опора на знание обществоведческих терминов)

Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом

Задание: используя отрывки из документы В.О. Ключевского, русского историка, написавшего знаменитый труд «Курс русской истории», составить характеристику черт характера Ивана IV .

Дидактический материал для работы групп.

1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».

2 группа . «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.

4 группа. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: »Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».

Проверка выполнения работы: высказывания учащихся о личности Ивана IV .

Учитель. Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. (слайд) Это было новшество. До Ивана 4 венчали на великое княжение. В чем же разница?

Работа с текстом учебника : стр. 194, 2 абзац, запись даты – январь 1547 г.

Учащиеся в результате высказываний приходят к выводу: венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван стал самодержавным государем.

Просмотр фрагмента « C имволы власти» (С D -диск)

3. Укрепление центральной власти

Давайте вспомним, как управлялось государство в начале 15 века.

Так назывался правитель в России в 15 веке (Великий князь).

Так назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе (Боярская дума).

Так назывались центральные органы управления (приказы).

Так назывались люди, правившие отдельными уездами страны (наместники).

На доске постепенно появляется схема органов управления в XV в.

Рассказ учителя. Перед Иваном IV стояли большие задачи: Необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами.Первое, что сделал царь – это укрепил и расширил органы управления. Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди (А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада. Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.

1549 – первый Земский собор – это орган при царе из представителей различных слоев населения для решения важных государственных дел.

1550 – принятие нового Судебника. Вспомните, когда и кем был введен первый Судебник? Что значит выражение «Юрьев день».

Появляются новые приказы. Их 80. Каждый ведал определенными государственными делами.

Задание: Предположите, чем занимался каждый из приказов, судя по названию. (Слайд)

Выслушивание ответов, уточнение, корректировка, заполнение таблицы.

1551 г . - состоялся церковный собор, получивший название Стоглавый.

Работа с текстом учебника: найдите объяснение данного названия.

Задание: Из пункта «Стоглавый собор» выберите решения собора:

1556 г – реформа местного самоуправления. Учреждены должности губных старост (губа – территориальный округ: уезд, волость) и земские старосты там, где большинство населения составляли черносошные крестьяне

Работа по учебнику: стр. 198 , функции выборных органов.

Запись: выборные органы:

  • вершили суд;
  • следили за соблюдением законов и порядка:
  • собирали подати

Вывод: В целом сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения

4. Военная реформа

Рассказ учителя : Стрельцы вооружались за счет государства огнестрельным оружием (пищалями), были одеты в суконные кафтаны, отделанные на груди поперечными шнурами. На голове носили островерхие суконные шапки с меховой опушкой. Стрелец был вооружен тяжелым гладкоствольным ружьем – пищалью и саблей. За службу стрельцы получали хлебное, денежное и земельное жалование. В мирное время стрельцы несли службу у городских ворот, на крепостных стенах, на улицах. Жили стрельцы в слободах, где в свободное время занимались ремеслом и торговали своими изделиями. Среди стрельцов были сапожники, шорники, оружейники.

Введение даты: в 1556 г. было принято «Уложение по службе», определявшее точные нормы обязательной службы в царском войске от всех землевладельцев.

Иллюстрация стр. 199, «конный воин – дворянин».

Подведение итога работы на уроке: оценка учащимися начала правления царя.

Вывод: Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти.

Выставление оценок за активную работу на уроке.

II. Домашнее задание:

  1. Творческое задание по желанию: подготовить сообщения по иллюстрациям в учебнике (Шапка Мономаха, царский трон Ивана
  2. Сильным учащимся карточки: работа с документом: Фрагмент из Уложения о службе (1556) Ивана Грозного. В «Уложении» идет речь о создании дворянского ополчения.

Задание: Перевести старославянский текст на современный, используя предложенный словарь

Ото четвертей (четей) - около 50 га

Со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли (выполнит полностью норму поставки людей, коней и оружия) и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди (ратники, выставляемые феодалом) дает денежное жалование: а хто землю держит, а службы с нее не платит на тех на самех имати денги за люди; а хто дает в службу люди лишние перед землею (выставленные в поход сверх установленной нормы) , через уложеные люди, и тем от государя болшее жалование самим…