Проблеме определения кто такой кулак. Какие были масштабы раскулачивания? А зачем потребовалось уничтожать зажиточных крестьян

Кулак - название народное, слово было еще в 19 веке, есть в словарях Российской Империи. Означает действительно зажиточного крестьянина, но определяется не по зажиточности.

ИСТОРИЯ КУЛАЧЕСТВА

В период перед коллективизацией земля была помещичья, крестьянская, и та, которую скупали кулаки.
Крестьянская земля - это земля общины. Обычно земли крестьянам не хватало, поэтому постепенно сенокосы распахивались под зерно.
Питались крестьяне соответственно скудно. По подсчету военного ведомства 1905 года: 40% призывников, а они почти все шли из деревни, мясо впервые попробовали в армии. Недокормленных призывников подкармливали до воинских кондиций.
Земля крестьянская не находилась в частной собственности крестьян, именно поэтому ее постоянно делили. Земля была общины (мира), отсюда чаще всего кулак получал звание «мироед», то есть живший за счет мира.
Кулаками назывались те крестьяне, которые занимались ростовщической деятельностью, то есть давали зерно, деньги под процент, напрокат лошадь за большие деньги, а потом все это «выжимали» обратно методами, которые дали название этому подклассу крестьян.
Второе чем занимались кулаки - использовали наемный труд. Часть земли они покупали у разорившихся помещиков, а часть, по сути, «отжимали» за долги у общины. Если наглели и забирали слишком много, то крестьяне могли собраться на сход, взять кулака и утопить в ближайшем пруду - что всегда называлось самосудом. После этого приезжали жандармы выявить преступников, но как правило не находили - деревенские никого не выдавали и после уезда жандармов наступала на деревне благодать без кулака.
Кулак сам в подчинении «держать» деревню не мог, потому стали использоваться помощники (подкулачники) - выходцы из крестьян, которых допустили к части «пирога» за то, что они будут выполнять карательные поручения к должникам.

Самое главное в ростовщической деятельности не наличие денежных средств и способность их дать в долг, а способность забрать деньги и желательно со своими процентами.

То есть, фактически кулак - глава деревенской ОПГ (организованной преступной группировки), подкулачник - подельник и боец организации. Подкулачники кого-то бьют, кого-то насилуют, кого-то калечат и держат в страхе округу. При этом все православные, ходят в церковь и все так безбожно организовано.
Обычно подкулачники были не самые трудолюбивые крестьяне, но с внушительной (устрашающей) внешностью.
От части процесс зарождения кулачества на Руси в середине и в конце 19 века был экономически обоснован - чтобы механизировать сельское хозяйство, сделать его более товарным, надо было укрупнять сельские земельные наделы. Крестьянство было малоземельным, то есть можно обработаться с утра и до вечера, сеять, но образно, хоть ты тресни, с 6 соток тонну картошки не собрать.
В связи с этим как бы крестьянин напряженно не трудился, он богатым стать не мог, потому что с такого куска земли много не вырастишь, нужно еще подати государству заплатить - и оставалось только на пропитание. Те, кто работал не совсем хорошо, не могли даже выкупные платежи заплатить за освобождение от крепостного права, которые были отменены только после революции 1905 года.

Когда говорят что «кулаки хорошо трудились, а потому стали зажиточными» - не соответствует истине, по той простой причине, что земли было мало, только для собственного прокорма.

Потому кулачество экономически было вроде бы выгодно, потому когда проводилась реформа Столыпина, то как раз упор делался на кулаков. То есть, нужно разорвать общину, народ выселить на выселки, на хуторки, чтобы были разорваны общинные связи, часть отправить поселенцами в Сибирь, чтобы как раз проходил процесс пауперизации (обнищания).
В таком случае обедневшие крестьяне становились либо батраками, либо выдавливались в город (те, кому посчастливилось не умереть от голода), а те, кто являлся зажиточными - они будут уже поднимать рентабельность товаров сельского хозяйства: покупать веялки, сеялки для того, чтобы именно росла прибыль. Ставка была на такое капиталистическое развитие, но крестьянство его не приняло. Большая часть отправленных крестьян на поселения за Урал вернулась обратно сильно озлобленной, потому Столыпина на деревне сильно ненавидели.
Далее Первая мировая война, революция и Декрет о земле большевиков. Декрет о земле решал проблему отчасти малоземельности крестьянства, ведь четверть всей земли к моменту революции принадлежало помещикам. Эту землю у них забрали и разделили по числу едоков, то есть привязали к общине.

С тех пор вся сельскохозяйственная земля была отдана крестьянам большевиками, как и было обещано ими.

Но при этом земля была отдана не в частное владение, а отдана в пользование. Земля должна была делиться по числу едоков, ее нельзя было продавать и покупать. Но крестьяне со временем не стали жить лучше и вот почему.
Со времен царского режима кулаки и подкулачники остались и начали опять ростовщическую деятельность, и за малый период времени, земля опять стала принадлежать кулакам, а часть крестьян стала опять батраками. Земля стала принадлежать кулакам совершенно противозаконно, даже благодаря отбору за долги.
Эксплуатация человека человеком была запрещена в советском государстве - использование труда батраков этому противоречило. Кроме того, ростовщическая деятельность частным лицам в СССР в 20-е годы была, опять же, запрещена, а тут она во весь опор. Как ни крути - кулаки нарушали все доступные им законы Советского Союза.
Когда встал вопрос коллективизации - основными противниками были именно кулаки, потому что в колхоз кулак не вписывается никак вообще, он на колхозе теряет все. Основным сопротивлением коллективизации стали кулаки, так как люди богатые, они обладали серьезным влиянием на умы в своей деревне, а помогали им в этом подкулачники. Они формировали общественное мнение и вооруженные отряды, убивающие милиционеров, председателей колхозов часто вместе с семьями.
Когда встал вопрос раскулачивания, а именно освобождение крестьян от кулачества, то правительство не отбирало у кулаков себе ничего и не обогащалось, как это принято считать в либеральных кругах.

КАТЕГОРИИ КУЛАКОВ

1 категория - контрреволюционный актив, организаторы террористических актов и восстаний, самые опасные враги советской власти - вооружены, убивали предствителей колхозов, милиционеров, подбивали народ на восстание против советской власти.
2 категория - традиционный актив из богатых кулаков и полупомещиков, которые «подмяли» всю деревню. Эта часть контрреволюционного актива восстания не устраивала, милиционеров не убивала, но при этом сурово грабила крестьян.
3 категория - остальные кулаки, люди, занимавшиеся ростовщической деятельностью и использовали труд батраков.

Интересный момент. Судя по кинофильмам и книгам, начинают говорить: вот пришли к нашему дедушке, у него было всего лишь 5 лошадей и за это его раскулачили…
Дело в том что 5 лошадей, это не 5 свиней которые нужны для пропитания, в то время лошадь это средство обработки земли, а так же транспортное средство. Лишнюю лошадь ни один крестьянин держать не будет, ее нужно кормить и содержать, а работающему крестьянину больше 1 лошади для ведения хозяйства не нужно.
Наличие нескольких лошадей у крестьянина означало, что он использует наемный труд. А если он его использует, значит у него явно не только своя земля, но и незаконная.
Соответственно встает вопрос раскулачивания и если нет других показаний, то крестьянина определяли к 3-й категории.

ЧТО ДЕЛАЛИ С КАЖДОЙ КАТЕГОРИЕЙ КУЛАКОВ

Любимый миф либералов: вешали, расстреливали и высылали в Сибирь на верную смерть!
1-я категория - сами кулаки и их семьи высылались, но те, кто был причастен к убийству представителей власти - расстреливали, но семью не трогали. В первой категории кулаки подлежали к высылке за Урал, Казахстан (как при Столыпине). Высылали с семьями.
2-я категория - наиболее богатые кулаки и полупомещики, которые прямого сопротивления советской власти не оказывали - высылке подвергались сами кулаки без семьи.
3-я категория - высылке подлежали кулаки с семьями, но в пределах своего уезда. То есть высылали из самой деревни в соседнюю, чтобы разорвать связь кулака с подкулачниками.

СКОЛЬКО ПОДВЕРГЛОСЬ ВЫСЕЛЕНИЮ

По сомнительным данным писателя исключительно художественного слова Солженицына - 15 млн. мужиков, высланных в дальние края.
Всего по данным ОГПУ (велся четкий бухгалтерский учет расходов на переселение) - всего раскулачиванию подверглось 1 млн. 800 тыс. человек (с семьями). Самих мужиков - 450-500 тыс.
Для сравнения, населенных пунктов в Советском Союзе было около 500 тыс., то есть получается, что раскулачено было чуть меньше 1 семьи на 1 деревню, значит даже не везде кулаков нашли.
Фальсификация: ситуаций, когда ссылали всю деревню не было, так как по системе выходило, что 1 кулак на деревню.
Иногда за особо тяжкие преступления дополнительно могли наказать подкулачников, в таких случаях 2-3 семьи могли страдать в деревне.
Крестьян на тот момент было 120 млн., примерно 1/70 из них раскулачена.
На частое мнение, что раскулачивание произошло несправедливо, можно ответить, что были и те, кого несправедливо осудили, оклеветали, сводили счеты, но это были единицы.
К слову о советском, а затем либеральном мифе - известный Павлик Морозов в с. Герасимовка не был сыном кулака, там вообще не было кулаков, были только ссыльные.

СТАТИСТИКА РАСКУЛАЧИВАНИЯ:

По распоряжению ОГПУ отмечается, что по сообщению начальника сиблага ОГПУ, из эшелона прибывших переселенцев из Северного Кавказа в Новосибирск численностью в 10185 человек, в пути умер 341 человек (3,3%), в том числе значительное количество от истощения.
Дальше было разбирательство из-за большого процента смертности (это многократное превышение нормы), результаты которого легли на стол Ягоды (предшественник Ежова), по этому делу провинившиеся в большой смертности были сурово наказаны, вплоть до расстрела.
Поэтому миф о том, что значительная часть кулаков погибла в пути не состоятелен.
Следует отметить, что погибали в основном старики и больные, то есть те категории людей, у которых были проблемы со здоровьем. От истощения погибали именно они.
После этого было отдельное распоряжение Ягоды, гласящее, что детей до 10 лет оставлять родственникам и не перевозить те семьи кулаков, где не осталось трудоспособных мужчин и пожилых людей, которые не могут выдержать длительной перевозки.
У нас почти все население считает себя потомками дворян и кулаков, претерпевших страшные лишения, но почему-то их род продолжился.
Фальсификация: выкинули кулаков с семьями в голую степь. На самом деле вывозили в трудовые поселения только кулаков 1й категории.
Были особые постановления, говорящие, что не препятствовать детям кулаков, которые не замешаны сами в каких-либо преступлениях, в получении паспорта по достижении 16 лет и выезда с места поселений на учебу или работу (даже у кулаков 1й категории).
Интересный факт! Известная личность из кулаков - некто Николай Ельцин! Николай Ельцин был раскулачен и в качестве меры наказания его направили в Свердловск, где он участвовал в строительстве предприятия, на котором позже работал бригадиром. Его сын Борис Ельцин стал руководителем свердловского ГорКома коммунистической партии, в последствии став президентом РФ. То есть Николай Ельцин работал руководителем при том, что его раскулачили.
Около 200 тыс. кулаков со временем бежали с мест принудительных выселений, многие вернулись в свои края, где их никто никогда не трогал.

ИТОГИ РАСКУЛАЧИВАНИЯ

Безусловно, были люди которым раскулачивание принесло боль и горе, но тех, кто получил от этого справедливые социальные блага, было в десятки раз больше, потому выставлять раскулачивание в крайне негативном свете не объективно.
Раскулачивание способствовало постройке системы эффективных коллективных хозяйств, помогло накормить голодную страну и дало в прямом смысле «пищу» для индустриализации государства.
На самом деле, коллективизация позволила в отличие пауперизации, опиравшейся на кулаков, сохранить то, что давал декрет о земле - землю крестьянам. Если земля принадлежит кулакам, то подавляющее большинство крестьян не будет ее иметь никогда. Колхозы же составляли те же самые крестьяне, но земля оставалась за колхозами, то есть колхозы точно так же на правах пользования владели землей и не могли покупать и продавать землю. Никто на земле колхоза не строил дачи, не выращивал не сельскохозяйственные культуры.
То есть земля принадлежала крестьянам, только в варианте коллективного пользования по законодательству о деятельности сельскохозяйственной артели.
При этом активно продвигается версия, что коллективизация и раскулачивание - это когда отобрали землю у крестьян. Выводы делайте сами.

Кулак – до революции 1917 года – перекупщик, маклак, прасол, сводчик, особенно в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обчётом, обмером; маяк орл. орел, тархан тамб. варяг моск. торгаш с малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лён, пеньку, мерлушку, щетину, масло и пр. прасол, прах, денежный барышник, гуртовщик, скупщик и отгонщик скота; разносчик, коробейник.

После Революции 1917 года данный термин приобрёл иную смысловую окраску, значение понятия «кулачество» меняется в зависимости от направленности курса ВКП(б), фактически либо приближая кулачество к классу середняков , позиционируя кулачество как отдельное посткапиталистическое переходное явление – класса фермеров, либо ограничивая его отдельной категорией сельской элиты, класса эксплуататоров, широко использующей наёмный труд, что будет детально рассмотрено в соответствующих разделах данной статьи.

Неоднозначна оценка кулачества и в законодательной базе советского государства, различна терминология, принятая на Пленумах ЦК ВКП(б) и используемая отдельными лидерами РСФСР. Характерна также неоднозначность в отношении советской власти к российскому кулачеству: первоначальный курс на раскулачивание, затем оттепель – «курс на кулака» и наиболее жёсткий курс на ликвидацию кулачества как класса, где «кулак» окончательно становится классовым врагом и противником советской власти.

История кулачества

В период перед коллективизацией земля была помещичья, крестьянская, и та, которую скупали кулаки. Крестьянская земля – это земля общины. Обычно земли крестьянам не хватало, поэтому постепенно сенокосы распахивались под зерно.

Питались крестьяне соответственно скудно. По подсчету военного ведомства 1905 года: 40% призывников, а они почти все шли из деревни, мясо впервые попробовали в армии. Недокормленных призывников подкармливали до воинских кондиций. Земля крестьянская не находилась в частной собственности крестьян, именно поэтому ее постоянно делили. Земля была общины (мира), отсюда чаще всего кулак получал звание «мироед» , то есть живший за счет мира.

Кулаками назывались те крестьяне, которые занимались ростовщической деятельностью , то есть давали зерно, деньги под процент, напрокат лошадь за большие деньги, а потом все это «выжимали» обратно методами, которые дали название этому подклассу крестьян.

От части процесс зарождения кулачества на Руси в середине и в конце 19 века был экономически обоснован – чтобы механизировать сельское хозяйство, сделать его более товарным, надо было укрупнять сельские земельные наделы. Крестьянство было малоземельным , то есть можно обработаться с утра и до вечера, сеять, но образно, хоть ты тресни, с 6 соток тонну картошки не собрать.

В связи с этим как бы крестьянин напряженно не трудился, он богатым стать не мог, потому что с такого куска земли много не вырастишь, нужно еще подати государству заплатить – и оставалось только на пропитание. Те, кто работал не совсем хорошо, не могли даже выкупные платежи заплатить за освобождение от крепостного права, которые были отменены только после революции 1905 года.

Далее Первая мировая война, революция и Декрет о земле большевиков. Декрет о земле решал проблему отчасти малоземельности крестьянства, ведь четверть всей земли к моменту революции принадлежало помещикам. Эту землю у них забрали и разделили по числу едоков, то есть привязали к общине.

С тех пор вся сельскохозяйственная земля была отдана крестьянам большевиками, как и было, обещано ими. Но при этом земля была отдана не в частное владение, а отдана в пользование. Земля должна была делиться по числу едоков, ее нельзя было продавать и покупать.

Эксплуатация человека человеком была запрещена в советском государстве – использование труда батраков этому противоречило. Кроме того, ростовщическая деятельность частным лицам в СССР в 20-е годы была, опять же, запрещена. На эти причины прежде всего и ссылались большевики во время раскулачивания.

Политика раскулачивания

В идеологическом отношении «раскулачивание» – понятие схоластическое, в постсоветской историографии применяется также термин «раскрестьянивание», так как в самом скором времени под определение «кулак» мог попасть любой крестьянин, по той или иной причине неугодный власти. Сильно преумножил число жертв также печально знаменитый «закон о колосках» (7 августа 1932 года), а также массовый голод в Поволжье, на Украине и в Казахстане 1932-1933 гг.

Период «сплошной коллективизации» (1930-1932) покончил с «кулаком» как в терминологическом, так и в буквальном смысле. Власть в СССР уничтожала традиционный крестьянский уклад вместе с его носителями. К концу 1931 года в северные районы СССР было переселено около 2,5 миллионов человек (в том числе члены семей «кулаков», осуждённых по первому пункту указа «о ликвидации кулачества как класса», т.е. расстрелянных). Новое сельское хозяйство в стране социализма должно было быть исключительно колхозным.

«Ликвидация кулачества как класса» не только стала прообразом будущих этнических чисток режима, но и отражала глубинную суть большевистского понимания марксизма. Диссидент В. Буковский приводит пример из области психиатрии: «Я помню, на психиатрической экспертизе существовал такой тест на выявление идиотизма. Подэкспертному задавали задачу: «Представьте себе крушение поезда. Известно, что во время такого крушения больше всего страдает последний вагон. Что нужно сделать, чтобы он не пострадал?» Ожидается, что нормальный идиот предлагает отцепить последний вагон. Это кажется забавным, но подумайте, намного ли умнее идеи и практика социализма? В обществе, говорят социалисты, есть богатые и бедные. Богатые богатеют, а бедные беднеют – что делать? Отцепить последний вагон – уничтожить самых богатых, лишить их богатств и раздать бедным. И они начинают отцеплять вагоны. Но всякий раз оказывается, что всё ещё какой-то вагон последний».

Когда началось раскулачивание?

8 ноября 1918 года на совещании делегатов комитетов бедноты Ленин заявил о решительной линии по ликвидации кулачества: «…если кулак останется нетронутым, если мироедов мы не победим, то неминуемо будет опять царь и капиталист.» Декретом от 11 июня 1918 года были созданы комитеты бедноты, которые сыграли большую роль в борьбе с кулачеством, руководили процессом перераспределения конфискованных земель на местах и распределением конфискованного инвентаря, продовольственных излишков, изъятых у кулаков.

Уже отметил свое начало «великий крестовый поход против спекулянтов хлебом, кулаков, мироедов, … последний и решительный бой всем кулакам – эксплуататорам. Было изъято 50 миллионов гектаров кулацкой земли, перешедшей бедноте и середнякам, конфискована у кулачества значительная часть средств производства в пользу бедноты.

Таким образом, механизм раскулачивания остановил развитие индивидуальных хозяйств и ставил под вопрос саму перспективу их существования. Вскоре временные чрезвычайные меры превратились в линию «ликвидации кулачества, как класса».

Какие были масштабы раскулачивания?

Конечно, раскулачено было очень много крестьян. В общей сложности раскулачиванию подверглось более 2-х миллионов человек – это почти полмиллиона семей. При этом раскулачивание шло по трем категориям: первая категория – это те, кто оказывал сопротивление советской власти с оружием в руках, то есть организаторы и участники восстаний, террористических актов. Вторая категория – это прочий кулацкий актив, то есть люди, которые выступали против советской власти, боролись против нее, но пассивно, то есть, не используя оружие. И, наконец-таки, третья категория – это просто кулаки.

В чем было различие между категориями?

Кулаками относящихся к первой категории занимались «тройки ОГПУ», то есть часть из этих кулаков была расстреляны, часть из этих кулаков была отправлена в лагеря. Вторая категория – это семьи кулаков первой категории, и кулаки и их семьи по второй категории. Они подвергались высылке в отдаленные места Советского Союза. Третья категория – так же подлежали высылке, но высылке в пределах того региона где они жили. Это как допустим в Московской области, выселить из окрестности Москвы на окраину области. Всех этих трех категорий набиралось более 2-х миллионов человек с членами семей.

Много это или мало? На самом деле, статистически, это получается где-то одна кулацкая семья на одну деревню, то есть одна деревня – один кулак. В некоторых деревнях, конечно, выселяли по несколько семей кулаков, но это лишь означает, что в других деревнях кулаков не оказывалось вообще, их не было.

Куда их выселяли? Есть мнение, что выселяли в Сибирь, выбрасывали чуть ли не в снег, без имущества, без еды, без ничего, на верную погибель. Чаще бывало так, но бывало и по-другому, например, в Сибири кулаки использовались в качестве так называемых трудопоселенцев – они строили новые города. Например, когда речь идет о героических строителя Магнитки и речь идет о раскулаченных выселенных в Сибирь, зачастую речь идет об одних и тех же людях.

Итоги

Согласно советским учебникам, целью коллективизации был подъем сельскохозяйственного производства путем перехода на рельсы крупного машинного хозяйства. В реальности, произошел катастрофический спад в аграрном секторе, особенно в животноводстве. Поголовье коров с 1928 под 1934 год снизилось с 29 миллионов до 19 миллионов, лошадей – с 36 миллионов до 14 миллионов, свиней – в два раза, коз и овец – втрое. Даже война не нанесла такого ущерба.

«Раскулачивание» само по себе также оказалось убыточным делом. Средняя стоимость поступившего в казну имущества составила в среднем 564 рубля на семью, а расходы на депортацию той же семьи – около тысячи рублей. В 1937 году в народном хозяйстве трудилось всего около 350 тысяч спецпоселенцев, остальные занимались самообеспечением.

Тем не менее, логика в действиях большевиков была. Во-первых, они идеологически не любили независимых хозяев, не вписывавшихся в их планы превращения страны в единую фабрику. Маркс писал о «собственническом свинстве» и «идиотизме деревенской жизни». Ленин публично обещал «лечь костьми», но не допустить свободной торговли хлебом, и обзывал зажиточных крестьян «кровососами», «пауками», «пиявками» и «вампирами».

Во-вторых, государству, затеявшему форсированную индустриализацию, а вернее, милитаризацию экономики требовалось получать хлеб для снабжения городов и армии по крайне низким ценам, или вообще даром. Сталин полагал, что крестьяне обязаны вечно расплачиваться с советской властью за переданную им помещичью землю, не стесняясь употреблять при этом средневековое слово «дань».

Незадолго до смерти, 16 октября 1952 года, он говорил на пленуме ЦК: «Мужик – наш должник. Мы закрепили за колхозами навечно землю. Они должны отдавать положенный долг государству».

Окончательный отказ от политики раскулачивания фиксируется Постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1954 года № 1738–789сс «О снятии ограничений по спецпоселению с бывших кулаков», благодаря которому многие из кулаков-спецпоселенцев получали свободу.

Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года признал раскулачивание незаконным. Статья 16.1 Закона предусматривает за жертвами и их потомками право на имущественную компенсацию, но подобные случаи в литературе не описаны.

Слово «кулак» хорошо известно русскоговорящему населению. Кажется, с ним всё предельно ясно. Но, оказывается, что подобное слово есть и в других языках, совсем не славянских. Так, житель Турции, услышав его от иностранца, кивнёт в знак того, что понимает, о чём идёт речь. Но почему-то коснётся уха. А ведь ещё несколько десятков лет назад и у славян этот термин вызвал бы двойственные чувства. Видимо, не всё здесь так просто.

В этой статье рассматривается эволюция значений слова «кулак», а также прослеживается его родословная.

Что такое кулак

Кулак - это согнутая пясть. С таким значением слово упоминается ещё в письменном памятнике XIII века (Патриаршая или Слово «пясть» в те времена использовали для обозначения руки. Кроме такого толкования «кулак» может также обозначать следующие понятия:

  • Сосредоточенные войска для нанесения решительного удара.
  • Деталь машины, благодаря которой приводится в движение определённый механизм. Так, поворотный кулак автомобиля - это обязательная часть транспортного средства, благодаря которой колёса могут поворачиваться, меняя траекторию движения.
  • Крестьянин-собственник, имеющий нечестным путём нажитое имущество.
  • Человек, отличающийся скупостью и корыстолюбием.

А теперь обо всем по порядку.

Откуда пришло слово

Есть люди (их называют этимологами), посвящающие своё время поиску истоков, от которых происходят разные слова. Как опытные детективы, они цепляются за малейшие улики: находят совпадения морфем в разных языках, смотрят на звуковой состав слова. Благодаря их трудам можно узнать родословную многих русских терминов.

Однако не всегда версии по происхождению одного и того же слова у разных этимологов совпадают. Они могут долго спорить между собой, но это лишь помогает ещё ближе подобраться к истине. Так произошло и в случае с рассматриваемым в статье термином.

История происхождения слова «кулак» весьма запутана и неоднозначна. Такого мнения придерживаются многие языковеды, в частности Макс Фасмер и Павел Черных. Поэтому о происхождении данного слова можно говорить только предположительно, уточняя, что существует много разных версий. Далее в статье рассматриваются некоторые из них.

Версия №1

Алексей Соболевский - автор многочисленных работ по лингвистике, считает слово «кулак» древним русизмом. Он замечает, что в древнерусском языке такого слова не было, а вместо него употреблялось «пясть». И только со временем согнутую пясть начали называть кулаком. Соболевский полагает, что вполне возможно родство данного слова с древнерусским «куль» (старая единица измерения) - кулек (мешочек). Скорее всего, «кулак» в те времена обозначал примерно то же, что и нынешнее «мешок», «обвёртка». Если всё так, именно этот смысл вложен в современное слово «кулак» в значении «крестьянин-торговец», «скупщик».

Версия №2

Возможно, что слово «кулак» пришло из тюркских языков. В них kulak имеет то же значение, что и в русском. Однако в турецком языке это же слово переводится, как «ухо». Тем не менее многие языковеды придерживаются именно этой этимологии.

Версия №3

Павел Черных тюркское заимствование считает неправдоподобным. Он объясняет, что слово «кулак» очень древнее, возможно, оно существовало ещё во времена, когда письменность не была развита. Черных предполагает, что древнерусское «кулакъ» могло бы оказаться производным от утраченного ещё более древнего слова.

Версия №4

Наконец, Николай Шанский возводит «кулак» к общеславянскому kuliti («сжимать в комок»). Родственным этому слову он считает «кукиш» (жест издёвки, презрения).

Всё ли так просто?

Вопреки тому что многим людям дать определение слову «кулак» кажется простым и бесхитростным занятием, для лингвистов это составляет значительную трудность. Почему?

Человек, не связанный с филологией или анатомией, скорее всего, скажет, что кулак - это часть тела. Тогда стоит уточнить, что частями тела называют лишь определённые участки организма: рука, нога, шея... А вот является ли таковым, например, сердце? «Сердце - это орган», - ответит физиолог. Действительно, «сердце и другие части тела» - звучит странно. Это потому, что здесь важную роль играет параметр видимости объекта. Невидимые внешне органы редко относят к частям тела.

Кулак: часть тела или его форма?

Кажется, что теперь всё понятно, но лингвисты всё ещё сомневаются. «Части тела, - говорят они, - должны быть не только видимыми, но и сохраняться, независимо от позы человека, его мимики, жестов». Что ж, в этом есть логика. Локоть, кисть и запястье присутствует у человека всегда. Не важно, катается ли человек на велосипеде, спокойно сидит на кресле или активно жестикулирует. Стало быть, это части тела. А вот про кулак можно сказать, только в том случае, если человек примет определённую позу (в случае вытянутых пальцев руки кулак отсутствует).

Примерно так же ведёт себя и улыбка. Губы - это часть тела, они присутствуют всегда. А вот улыбка то появляется, то исчезает. Всё зависит от положения губ, а они могут быть и сердито сжатыми, и удивлённо округлёнными. Точно так человек может и сжимать кулак, и расслаблять руки. Можно говорить, что улыбка и кулаки получены вследствие изменения формы частей тела: такие себе трансформы.

На что способен кулак

На этом можно было бы и остановиться, но есть ещё что-то, на что филологи предлагают обратить внимание. Они уверяют, что кулак не является обычным трансформом, хотя есть все основания полагать это. Всё дело в функциях, которые он на себя возлагает, и они больше свойственны частям тела, чем их формам.

Во-первых, как и все трансформы, кулак может выражать определённые человеческие эмоции, мысли, передавать информацию адресату. Показать кулак - довольно выразительный жест, по которому сразу можно догадаться о намерениях человека. Но это ещё больше наталкивает на мысль, что кулак не является частью тела. Ведь трудно передать эмоции, показав ногу или руку собеседнику.

Однако уже вторая функция кулака редко свойственна трансформам. Обычно со словом «кулак» люди ассоциируют борьбу. Это потому что он обладает собственной силовой функцией. Чаще всего человек сжимает кулак для того, чтобы оказать физическое воздействие на что-либо. То есть предмет обсуждения выступает в роли силового инструмента, которым человек может пользоваться при возникшей необходимости. Стоит отметить, что такие действия не всегда связаны с агрессивным намерением. Кулаком можно постучать в дверь, не имея никакого злого умысла, или замесить тесто для пирога.

Таким образом, наиболее точным будет вывод: кулак обладает промежуточными свойствами между частями тела и трансформами.

Кулак как хранилище

Фразеологизм «взять волю в кулак» связан с ещё одной функцией кулака, которая не рассматривалась в статье. «Это функция вместилища и хранилища маленьких объектов», − именно так говорит Александр Летучий в своей работе по лингвистическим исследованиям. Здесь всё понятно: в кулачке ребёнок может зажать конфету, спрятав её от строгого взгляда мамы. Или, допустим, женщина едет в трамвае на работу. В кулаке очень удобно зажать монетки, чтобы не выронить их до появления контролёра.

С такой точки зрения рассматриваемый фразеологизм можно толковать следующим образом: «Человек собирает свои физические, психические и душевные силы, помещая их в определённое замкнутое пространство (кулак), чтобы те не смогли от него ускользнуть».

С другой стороны, фразеологизм «взять волю в кулак» - это объединение всех сил в одно монолитное целое, в одно тело, коим и является кулак.

Кулачный бой

Первое упоминание кулачных боёв на Руси можно найти ещё в «Повести временных лет». Хотя слово «кулак» там не употреблялось, в данной статье стоит обратить внимание и на эту старинную русскую традицию.

Своими корнями кулачный бой уходит ещё в дохристианское время. Таким способом люди развлекали себя, а также отрабатывали навыки самообороны, необходимые для той эпохи.

Мужчины объединялись в команды и дрались «стенка на стенку». Довольно популярным видом была и борьба «сам на сам», то есть «один на один», а также «сцеплялка-свалка», где каждый боролся против всех, сам за себя.

Куликово поле

Интересно, что название происходит от слова «кулак». Несложно догадаться, почему. Именно здесь и проводились кулачные бои, выяснялись спорные вопросы, разрешение которых казалось невозможным мирным путём. Так и прозвали эту местность «Куликово», то есть «кулаки».

Договоримся о терминах

Физики, биологи и другие люди, так или иначе связанные с наукой, прежде чем завести диалог о сложном явлении, говорят: «Давайте договоримся о терминах». Зачем? Дело в том, что в одно и то же слово можно вкладывать совершенно разный смысл. Из-за этого происходят недопонимания, возникают споры. Чтобы разговор был конструктивным, лучше говорить на одном языке, то есть чётко понимать, что означают употребляемые термины.

Слова - омонимы

Как уже говорилось, кулак - это и кисть с прижатыми пальцами, и крестьянин-торговец, и человек, отличающийся незавидными качествами. Любители техники могут добавить свое значение. Ведь существует ещё и разворачивающий колёса автомобиля. Однако данное слово - не просто многозначный термин.

Иногда разные понятия объединяются под одним и тем же звучанием и написанием, хотя и не имеют никаких смысловых связей. Такие слова называют омонимами. «Кулак» в значении согнутой руки, и «кулак» в значении торговца также являются омонимами.

Это легко проверить, заглянув в толковый словарь русского языка. Там эти слова идут в разных статьях.

Кулак-торговец

Само понятие «кулак», когда речь идёт о людях, возникло ещё до реформы. Кулаками тогда называли торговцев, которые прибегали к всевозможным уловкам, чтобы увеличить свою прибыль. Кроме этого, кулаки часто занимались посредничеством между производством и сбытом: покупая по низкой цене, продавали втридорога. Бывало, что кулак исполнял роль современного кредитора, одалживая участок земли, зёрна для посева, животных для работы в поле. После чего крестьянин, решившийся воспользоваться услугами такого человека, обязан был вернуть всё с большими процентами либо же отработать.

Такая практика, с одной стороны, помогала бедным крестьянам выжить, давала им шанс на развитие своего хозяйства. С другой стороны, жёсткие условия «сделок» не позволяли жителям деревни встать на ноги, а ещё больше разоряли малоимущих.

Называя человека «кулаком», крестьянин, прежде всего, имел в виду его моральное содержание. Это прозвище возникло из-за того, что такие предприниматели оказывали влияние на людей, вызывая у деревенских жителей зависимость, тем самым «держа их в кулаке».

Необходимо отметить, что зажиточные крестьяне - это не всегда кулаки. В сознании современников того времени было чёткое распределение между честным заработком, которым считалась всякая физическая работа, приносящая пользу себе и обществу, и обманом, к которому прибегали некоторые жители, эксплуатируя труд своих односельчан.

Кулаки как один из классов общества

Трактовка слова «кулак» в значении морального облика человека сохранялась до 1920-х годов XX века. После чего отношение к слову поменялось. Если раньше этот термин имел переносное значение и указывал на нравственные качества человека либо его жульнические приёмы, то теперь за словом «кулак» закрепилось конкретное значение одного из классов общества.

Зажиточные крестьяне - это угроза для всего общества. Такое мнение было распространено среди людей, которые вели борьбу с кулачеством.

Примеры употребления

Для лучшего понимания в статье приводятся предложения со словом «кулак» в разных значениях.

  • Мальчик решительно сжал кулаки и ринулся в бой: хулиган обижал знакомую ему девочку.
  • Кулак этого парня был увесистый - с таким человеком нужно было либо дружить, либо обходить стороной.
  • Василия в деревне называли кулаком, потому что любил он обманным путём присвоить себе чужие средства.
  • С кулаками обращались жёстко, находя в них угрозу для всего мира.
  • Отец считал, что кулак - это отличный метод воспитания, но так ни разу им и не воспользовался.
  • Собрав волю в кулак, уставший турист поднялся и пошёл вслед за уходящей группой.

Даже в самой обычной беседе нужно с внимательностью относиться к двусмысленным словам. Пользуясь каким-либо понятием, следует при необходимости уточнять, какой именно смысл в него вложен.

Рассмотрев слово «кулак» в значениях, присущих современному языку и культуре прошлых столетий, можно смело употреблять его в самых разных контекстах. Это придаст не только выразительность речи, но и предоставит возможность лучшего понимания собеседника при ведении диалога.

Кулак - до революции 1917 года - перекупщик, маклак, прасол, сводчик, особ. в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живет обманом, обчетом, обмером; маяк орл. орел, тархан тамб. варяг моск. торгаш с малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лён, пеньку, мерлушку, щетину, масло и пр. прасол, прах, денежный барышник, гуртовщик, скупщик и отгонщик скота; разносчик, коробейник. (словарь В. И. Даля)

Дореволюционная терминология

Первоначально термин «кулак» имел исключительно негативную окраску, представляя собой оценку человека нечестного, что отразилось затем и на элементах советской пропаганды . Еще в 1870-е А. Н. Энгельгардт , исследующий русское крестьянство, писал:

«Мелкая буржуазия сейчас может быть вдвинута в такие рамки, что вместе с нами будет участвовать в социалистическом строительстве… Наша политика по отношению к деревне должна развиваться в таком направлении, чтобы раздвигались и отчасти уничтожались ограничения, тормозящие рост зажиточного и кулацкого хозяйства. Крестьянам, всем крестьянам, надо сказать: обогащайтесь, развивайте своё хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут.»

При этом, всё же, «власть обкладывала кулака повышенным налогом, требовала продажи хлеба государству по твёрдым ценам, ограничивала кулацкое землепользование, ограничивала размеры кулацкого хозяйства […[ но не вела ещё политики ликвидации кулачества» . Однако уже в 1928 году курс на кулака был свёрнут, уступив дорогу курсу на ликвидацию кулачества как класса .

Однако, данное явление было лишь временным в жизни термина «кулак» и связанно с активной поддержкой крестьянства времён новой экономической политики и немногим ранее.

  1. систематически применяется наёмный труд ;
  2. наличие мельницы, маслобойни, крупорушки, просушки..., применение механического двигателя…;
  3. сдача в наём сложных сельскохозяйственных машин с механическими двигателями;
  4. занятие торговлей, ростовщичеством, посредничеством, наличие нетрудовых доходов (к примеру, служители культа).

Последовавшее за статьей И. В. Сталина «Головокружение от успехов » Постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 13 октября 1930 года изменило критерии отнесения крестьянских хозяйств к кулацким, в частности, хозяйства служителей культа более кулацкими не считались .

В ходе насильственной коллективизации сельского хозяйства, проведённой в СССР в - гг., одним из направлений государственной политики стало подавление антисоветских выступлений крестьян и связанная с этим «ликвидация кулачества как класса» - «раскулачивание», предполагавшее насильственное и бессудное лишение зажиточных крестьян, использующих наёмный труд, всех средств производства, земли, гражданских прав, и выселение в отдалённые районы страны, а иногда - расстрел.

30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло Постановление . Согласно этому постановлению, кулаки были разделены на три категории:

  • первая категория - контрреволюционный актив, организаторы террористических актов и восстаний,
  • вторая категория - остальная часть контрреволюционного актива из наиболее богатых кулаков и полупомещиков,
  • третья категория - остальные кулаки.

Главы кулацких семей 1-й категории арестовывались, и дела об их действиях передавались на рассмотрение спецтроек в составе представителей ОГПУ, обкомов (крайкомов) ВКП(б) и прокуратуры. Члены семей кулаков 1-й категории и кулаки 2-й категории подлежали выселению в отдалённые местности СССР или отдалённые районы данной области (края, республики) на спецпоселение . Кулаки, отнесённые к 3-й категории, расселялись в пределах района на новых, специально отводимых для них за пределами колхозных массивов землях.

Контрреволюционный кулацкий актив было решено «ликвидировать путём заключения в концлагеря, останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии» (ст. 3, п.а).

В качестве репрессивных мер ОГПУ было предложено по отношению к первой и второй категории:

  • направить в концлагеря 60 000, выселить 150 000 кулаков (разд. II, ст.1);
  • в необжитые и малообжитые местности произвести высылку с расчетом на следующие регионы: Северный край 70 тыс. семейств, Сибирь - 50 тысяч семейств, Урал - 20 - 25 тысяч семейств, Казахстан - 20 - 25 тысяч семейств с «использованием высылаемых на сельскохозяйственных работах или промыслах» (разд. II, ст.4). У высылаемых конфисковали имущество, лимитом средств было до 500 рублей на семью.

Совместным Постановлением ЦИК СССР и Совнаркома СССР от 7 августа 1932 года « » («закон от седьмого-восьмого», «закон о колосках ») предусматриваются наиболее жесткие меры «судебных репрессий» за хищение колхозного и кооперативного имущества - расстрел с конфискацией имущества, в качестве «меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны кулацких элементов» предусматривалось лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с заключением в концентрационные лагеря без права на амнистию.

В конце декабря 1929 года Иосиф Сталин заявил о том, что кулачество должно быть искоренено как класс. Мы знаем историю отца Павлика Морозова и другие случаи "раскулачивания", но чем "кулак" отличался от соседа?

До седьмого пота

Крестьянское сознание основывалось на простом понятии: нажить добро можно только честным трудом. Причем трудом не абы каким, а физически очень тяжелым. Именно к такому труду относились работы на земле: пахота, сенокос, сборка урожая. А вот торговля, по убеждению крестьян, была трудом не совсем честным, недаром в народе говорили «не обманешь – не продашь». Прозвище «кулак» получали те крестьяне, которые, по мнению большинства, имели нетрудовой доход, то есть нажили богатство скупкой и ростовщичеством. Кстати, офени тоже называли перекупщиков-ростовщиков кулаками.

Крепкий хозяин

Чуть позже кулаками стали называть хватких и хитроватых людей, которых бог наградил холодным и расчетливым умом. Возможно, люди эти были не слишком приятные, но и не абсолютные мерзавцы – это уж точно. Многие из них трудились на своей земле не меньше, а, порой, и больше, чем наемные работники. Да и работа на кулака позволяла некоторым батракам просто-напросто выживать. Причины бедности могли быть разными: непутевость, болезнь, долги, но в любом случае это была пропасть, из которой выбраться было практически невозможно. А еще острый ум и деловая хватка помогали кулакам приспосабливаться к новым правилам игры, которые предложил, например, НЭП. Про таких говорили: «Крепкий хозяин!»

Мироед

Жизнь общиной, «всем миром» вселяла в крестьян уверенность в завтрашнем дне. Односельчане не бросят, случись какая беда, полагаясь на общее чувство коллективизма: сегодня я – тебе, завтра ты – мне. Тех, кто пытался нарушить привычный порядок, называли «кулаками» или «мироедами». Владимир Даль указывает на несколько значений слова «мироед»: то это «тунеядец, шатающийся без дела, живущий за счет мира, общества», то это «делец-пройдоха, ходатай за мир, обирающий крестьян и постоянно подстрекающий их к различным тяжбам».

Враги народа

Еще одним «разрушителем» установленного на селе порядка стали большевики. Продразверстка и «борьба за хлеб» должны были решить не только продовольственную проблему, но и разрушить старые связи и устои – выполнить пропагандистскую, «воспитательную» задачу. Кулаки, середняки и бедняки декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов 1917 года были поделены на две категории: тех, кто имел права, и бесправных лишенцев (последние, кстати, полностью лишались гражданских прав). В категорию лишенцев попали те, что прибегал к наемному труду для получения прибыли, в том числе крестьяне, которые нанимали хотя бы одного человека.

Определитесь!

Большевики на местах и их главный «помощник» - беднота – оценивали «кулака» более практично: всякий, кто укрывает хлеб. Посылом к формированию такой оценки стали слова Ленина. Вождь «превращал» в кулака, эксплуататора и спекулянта «всякого крестьянина, который прячет хлеб», пусть даже собранный своим трудом, без применения наемного труда. При этом сам Ленин позже, пытаясь отделить кулака от середняка, пишет сначала, что середняк – не эксплуататор, а крестьянин, живущий своим трудом, а затем допускает и эксплуатацию рабочей силы, и накопление капитала. Не удивительно, что на местах исполнители «терялись в догадках» и «усердно» старались не промахнуться.

Неблагонадежные

В условиях НЭПа в кулака превращается всякий «богатый мужик». Понятие «собственника-фермера» не приживается, состоятельных крестьян продолжают именовать кулаками. Бедняки получают наконец-то преимущество: они освобождаются от продналога, получают привилегии при поступлении в учебное заведение или на работу, у них больше шансов вступить в комсомол или партию, быть выбранными на руководящие должности в сельских Советах. Как подмечали современники, «сегодня в зажиточные лезть не выгодно. Все лезут в бедняки». Прекрасно осознавая свое положение, зажиточные крестьяне всеми силами пытались уберечься от «ярлыка» кулака, который уверенно сообщал всем о неблагонадежности своего хозяина.

Уничтожим кулака как класс!

В 1924 году газета «Беднота» провела соцопрос, в котором предлагалось определить критерии выявления кулака. Проблема заключалась в том, что многие бывшие кулаки утратили состояние, бедняки же, напротив, стали относительно зажиточными. В итоге респонденты при общем негативном отношении к кулачеству, сошлись на мнении, что раскулаченный кулак - опаснее для революции, нежели буржуй, который нажил добро и пользуется им сейчас. Избежать «народной нелюбви» кулакам не удалось. В 1929 году формулируются признаки кулацких хозяйств: систематическое применение немного труда, наличие мельницы (маслобойни, просушки и др.), сдача в наем сельхозтехники (с механическим двигателем) и помещений, а также торговля, ростовщичество, посредничество, наличие нетрудовых доходов (здесь речь шла о церковнослужителях).
В ходе коллективизации, проводимой в 1928-1930 годах, был взят курс на «ликвидацию кулачества как класса». Без суда и следствия зажиточных крестьян, использующих наемный труд, раскулачивали, лишали земли, имущества и всех гражданских прав, а затем либо выселяли в отдаленные регионы, либо расстреливали.