Потерянные города Западной Армении: Карс – город призрак, город - миф. Карс – армянский город на турецкой территории Карс в составе российской империи

Карс представлял собой город-крепость, являвшуюся основной базой турецких войск и имел огромное оперативно-стратегическое значение. Расположенный на южном склоне крутой горы, самую возвышенную часть которой венчала древняя цитадель, Карс был обнесен земляными укреплениями, и на таком значительном расстоянии, что между городскими стенами и этими укреплениями турецкие войска могли расположиться лагерем. Турецкая крепость была укреплена английскими инженерами, которые возвели на горах Карадага сильный форт, названный Араб-табия, а также ряд неприступных редутов вооруженных артиллерией крупного калибра. Гарнизон крепости насчитывал 30 тысяч солдат при почти 140 орудиях. Возглавлял его Вассиф-паша. Но на самом деле руководили обороной англичане – генерал Вильямс, полковник Лэйк, майоры артиллерии Олфорт и Томпсон, капитан Тисдал.

Назначенный в мае 1855 г. новым кавказским наместником Николай Муравьев поставил целью предстоящей кампании овладение Карсом и в июле начал его осаду. Особенно отличились, выполняя эту задачу, казаки знаменитого героя Кавказской войны генерала Якова Бакланова. Они не давали покоя туркам ни днем, ни ночью, постоянно находясь настороже.

Однако Крымская война уже заканчивалась не в пользу Россию – вскоре стало известно, что пал Севастополь, положение нашей Кавказской армии осложнилось высадкой в Батуме 20-тысячного корпуса Омер-паши, переброшенного из Крыма. Несмотря на это, 17 сентября Муравьев приказал штурмовать город.

Весь расчет на успех строился лишь на внезапности, стремительности натиска и силе русского штыкового удара. Именно на это надеялся Муравьев, рассчитывая победой поднять упавший после оставления Севастополя боевой настрой Русских войск, "порадовать успехом Царя и Россию". После молитвы Муравьев объявил приказ: "Ребята! Вы идете на славное дело, на дело, о котором будет говорить вся Россия: вы идете брать Карс. Я надеюсь, вы будете драться как храбрые солдаты".

Хотя первый штурм успеха не принес, блокада турецкой крепости не прекратилась – Карс обложили еще жестче. Вырваться из крепости у турок не было никакой возможности, вскоре в Карсе начала свирепствовать цинга. В первых числах ноября из Карса в качестве парламентера в русский лагерь отправился адъютант генерала Вильямса: последний в собственноручной записке просил о личной встрече с Муравьевым. Согласие было дано, и беседа состоялась. В результате 16 ноября 1855 г. крепость капитулировала. Ее осада длилась 108 дней. Из 30-тысячного гарнизона к моменту сдачи уцелела половина (за время осады 8500 турок было убито и умерло, 2000 взято в плен, до 3000 бежало). В качестве трофеев Русским войскам достались 12 знамен, 50 значков и 136 орудий. Николай Муравьев получил титул графа Карского и орден Св. Георгия 2 степени.

Взятие Карса к началу мирных переговоров стало для российской дипломатии настоящим подарком, позволившим добиться более или менее приемлемых условий мира.

В 1879 году цитадель была переименована в форт «Великий князь Михаил».

Одного взгляда достаточно, чтобы понять, почему крепость Карс если и сдавалась, то только после длительной и мощной осады. Расположенная на возвышенности, в окружении крутых склонов, с высокими стенами, она могла долго держать оборону. Пока у гарнизона не заканчивалось продовольствие...

История

Считается, что Карс основан в IV в., хотя первые письменные упоминания города под названием Кари относятся к IX в.

В 963-1064 гг. город был столицей армянского Карсского царства Багратидов и важным торговым пунктом на торговом пути из Малой Азии в Закавказье. С 1065 г. принадлежал Византии. В 1074 г. им овладели турки-сельджуки, а в 1387 г. город разрушили войска Тимура. В конце XII в. он входит в состав Грузинского царства.

В 1517 г. Карс захватили османы, и он стал частью их империи и опорным пунктом для распространения своего владычества на Закавказье. В 1579 г. при султане Мураде III в городе были возведены мощные укрепления, превратившие его в неприступную крепость.

Во время русско-турецких войн XIX в. Карс был одним из главных объектов борьбы на Кавказском театре военных действий. В 1807 г. русские войска пытались взять город, но безуспешно. Это удалось им в 1828 г., когда Карс был захвачен. Затем Карс вновь вернулся в состав Турции по Адрианопольскому договору.

Во время Крымской войны в 1855 г. турецкий гарнизон под командованием английского генерала Вильямса почти полгода отбивал атаки русских войск, но капитулировал перед угрозой голодной смерти, а позднее город вновь стал турецким. В ноябре 1877 г., после поражения армии Мухтар-паши при Аладже, Карс, несмотря на то что в нем находился многотысячный гарнизон под командованием Хусейн-паши, снова взят русскими войсками генерала Лорис-Меликова в результате стремительного штурма. В живых остались только Хусейн и несколько офицеров. По Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г. Карс отошел к России и 40 лет являлся административным центром Карсской области Российской империи.

В мае 1918 г. после выхода России из Первой мировой войны Карс заняли турецкие войска по Брестскому договору. После поражения Турции в войне и Мудросского перемирия 1918 г. Карс заняли армянские дашнакские отряды при поддержке английских оккупационных войск. По Карсскому договору 1921 г. с участием Советской России Карс вошел в состав Турции.

Карс расположен на Армянском нагорье, на высоте около 2 км. Он лежит в межгорной котловине на правом берегу одноименной реки и является административным центром одноименного ила. Относительно недалеко проходит государственная граница с Арменией.

В настоящее время город представляет собой музей под открытым небом, где в своем первозданном виде представлены черты армянской, турецкой и русской культур.

За те 40 лет, что Карс принадлежал Российской империи, в нем появилось множество домов в стиле классицизм, и он приобрел свой характерный облик, столь ярко отличающий его от других турецких городов. Именно поэтому символ города - не знаменитая цитадель X в. и не десятки культовых сооружений разных эпох и народов, а жилые и административные кварталы - копия русских и армянских городов конца XIX в. Это двух-трех-этажные особняки и казармы, шатровые крыши, характерные карнизы, балконы с коваными решетками, булыжные мостовые, газовые уличные фонари (давно не работающие). Многие здания заброшены и пустуют.

Но некоторые исторические сооружения были перестроены в соответствии с исламскими традициями. Например, церковь Святых Апостолов первой половины X в., построенная армянским царем Аббасом I, в 1978 г. была переделана в мечеть Кумбет-Камыи. А мечеть Фетхие перестроена из русской православной гарнизонной церкви Александра Невского XIX в.

Знаменитая цитадель Карса, или форт Кале, которую только русские войска брали приступом трижды, находится на возвышенности над городом. Крепость почти разрушена в ходе многочисленных войн, сейчас в ней городской парк. Местные жители приходят сюда, чтобы поклониться могиле мусульманского святого XIV в. Джелал-Баба.

По дороге к цитадели находится древний Таш-Корпу, или «Каменный мост», сложенный из базальта. Историческую ценность представляют и руины нескольких бань-хаммамов, одну из которых в свое время посещал поэт Александр Пушкин по дороге в Эрзурум.

Об истории города рассказывает Музей Карса с его обширной этнографической и археологической экспозицией, а также большим собранием предметов местных декоративно-прикладных промыслов.

В настоящее время Карс - центр сельскохозяйственного района, где преобладают молочное животноводство и овцеводство. Город известен своими традициями ковроткачества, а также изготовлением предметов одежды и обуви из шерсти, фетра и кожи. Рядом располагается база ВВС Турции.


Общая информация

Местонахождение : северо-восток Турции.

Основан : IV в.

Языки : турецкий, азербайджанский.

Этнический состав : турки, азербайджанцы.

Религия : ислам.

Денежная единица : турецкая лира.

Река : Карс.

Цифры

Площадь : примерно 32 км 2 .

Население : около 118 000 чел. (2016).

Высота над уровнем моря : 1768 м.

Удаленность : 172 км к северо-востоку от г. Эрзурум, 872 км к востоку от Анкары.

Климат и погода

Резко континентальный субтропического пояса.

Зима холодная и малоснежная, лето короткое и прохладное, весна длительная, осень ранняя.

Средняя температура января : -10,3°С.

Средняя температура июля : +17,5°С.

Среднегодовое количество осадков : 500 мм.

Среднегодовая относительная влажность : 70%.

Экономика

Центр сельскохозяйственного района (молочное животноводство, овцеводство).

Промышленность : пищевая (сыродельная, маслобойная).

Традиционные ремесла : ковроткачество, изделия из шерсти, фетра и кожи.

Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Исторические

    Крепость Карса (X в.) и могила святого Джелал-Баба (XIV в.)

    Мечеть Кюмбет (бывшая армянская православная церковь Святых Апостолов, 930-937)

    «Ташкёпрю» (Каменный мост)

    Руины бань-хаммамов (XIX в.)

    Мечеть Фетхие (бывшая русская православная гарнизонная церковь Александра Невского, XIX в.)

    Русские особняки и казармы (конец XIX - начало XX в.)

Культурные

    Исторический музей

Любопытные факты

    Предположительно, название города происходит от старой формы Карис-Калаки, или «город ворот» на грузинском языке («кари» - ворота, «калаки» - город).

    В период русско-турецких войн XIX в. войска России осаждали город более 30 раз и около десяти раз брали его штурмом.

    Несмотря на то что Карс с 1921 г. находится в составе Турции, официально город стал турецким 30 мая 1953 г., когда СССР официально отказался от территориальных претензий к Турции и, в частности, к Карсу.

    Карс - один из самых холодных городов Турции. Летом дневная температура поднимается до +24°С, а ночью она на 10-15° ниже. Зимой температура всегда ниже 0°С, причем заморозки сохраняются вплоть до мая.

    В конце XIX - начале XX в., пока Карс был частью Российской империи, окрестности города активно заселяли русские переселенцы, в частности молокане. Две их деревни сохранились в соседней Армении рядом с Ванадзором.

    Русский период в архитектуре города Карс турки называют «балтийской архитектурой». Предположительно, таким образом, они пытаются избежать публичного упоминания о неприятных для себя периодах своей истории.

    Согласно переписи населения города, проведенной в 1897 г., в Карсе проживало 10 тыс. армян, 5 тыс, русских и менее тысячи турок.

    Вплоть до распада СССР в 1991 г. турецкие власти практически никак не финансировали строительство в Карсе. Считалось, что это бесполезно: в случае конфликта с СССР эта территория будет сразу же потеряна. Даже железная дорога от Карса до Эрзурума, построенная русскими войсками для снабжения в 1916 г., до 1970-х гг. оставалась с «российской» широкой колеей.

    К тому времени, когда русские войска вынудили гарнизон Карса капитулировать в 1855 г., под натиском англичан и союзников пал Севастополь. В дальнейшем по Парижскому мирному договору Севастополь был обменян на Карс, что стало важной геополитической победой России по итогам не самой удачной для нее Крымской кампании.

    Известный турецкий писатель и нобелевский лауреат Орхан Памук, у которого своя точка зрения на историю Турции, в своем романе «Снег» написал о Карсе: «Турки, спустя сорок три года вновь захватившие город, изменили этот царский план... и поселились здесь, и культуру, которую принесли в город цари, также присвоили, поскольку она сочеталась с республиканским пафосом европеизации, а пять русских улиц назвали в честь пятерых известных в истории Карса генералов, поскольку не знали никого более великого, чем военные».

    Не сохранилось практически никакой информации о зданиях, построенных в «русский» период. Есть версия, что при планировании и застройке города был приглашен архитектор из Голландии.

Многие помнят, что до революции Российская империя была территориально больше Советского Союза, потому неудивительно встретить здания русской постройки в Финляндии или Польше. Но нашел типичные «губернские» здания в совершенно экзотическом месте - том самом, ныне снова турецком городе Карс, где в 1921 году и был подписан мирный договор с советскими республиками Закавказья.

Современный Карс - это дальняя восточная окраина Турции, город типично провинциальный и не очень богатый. Но имеется здесь одна малоизвестная и нераскрученная в широких кругах достопримечательность. И это даже не старинная мощная крепость (впрочем она тоже заслуживает свою порцию внимания), а ряд прямых и перпендикулярных друг другу улиц с имперской застройкой. Великолепные дома, отделанные чёрным туфом, характерные для Еревана, Тбилиси да и для Закавказья в целом, удачно комбинируют со старинными и уютными особняками, теми, что в изобилии можно встретить во Владимире или Краснодаре. Это Новый Карс, застроенный по регулярному плану градостроительства после присоединения города к Российской империи в 1878 году.


, 2015 год

В Турции называют архитектуру того времени «балтийской», пытаясь стереть неприятные, скорее всего, для своей истории воспоминания и события, включая сюда, видимо, и армянский период. «Балтийская» архитектура Карса - такое выдуманное определение доминирует во всех англоязычных источниках. Откровенно говоря, крайне спорный эвфемизм, так как никаким образом те же шикарные дома армянских купцов к «балтийской» архитектуре не относятся, равно как и другие исторические здания. К слову, армяне придерживаются позиции, что Карс город именно армянский и они, пожалуй, имеют на это основание как ранее здесь проживавшие и позже изгнанные. В общем, у каждого, как популярно ныне заявлять, имеется своя собственная точка зрения, но очевидно одно - русская имперская застройка в Карсе пока ещё сохраняется, но некоторые её элементы понемногу исчезают с течением времени и заменяются безликими современными зданиями. Годы идут и город постепенно видоизменяется, так что давайте прогуляемся по улицам имперского Карса и посмотрим, что же сохранилось для нас сегодня.

Известный турецкий писатель Орхан Памук в своём романе «Снег» написал о Карсе следующее: «Турки, спустя сорок три года вновь захватившие город, изменили этот царский план... и поселились здесь, и культуру, которую принесли в город цари, также присвоили, поскольку она сочеталась с республиканским пафосом европеизации, а пять русских улиц назвали в честь пятерых известных в истории Карса генералов, поскольку не знали никого более великого, чем военные».

Сложно с ним не согласиться, так как город, который достался Турции, с широкими улицами и впечатляющей застройкой, очень выгодно отличался от традиционных турецких кварталов с кривыми улицами и ветхими домами. Говорят, что при планировании и застройке города был даже специально выписан архитектор из Голландии, по крайней мере такая информация даётся в некоторых источниках. Но в целом с ней, с информацией по Карсским вопросам, чрезвычайно туго. Например, о каких-то зданиях, наиболее красивых и хорошо сохранившихся, мне хотелось бы узнать поподробнее, но доступных ресурсов недостаточно. Жаль.

Широкие прямые улицы и сегодня в какой-то степени контрастируют с более современными кварталами и узкими тротуарами, а здесь хорошо и просторно. Гораздо меньше людей, так как многие дома стоят брошенные уже долгое время и не используются ни для жилья, ни с коммерческими целями.


, 2015 год

Не помню где, в каком интернет-путеводителе прочитал о том, что местные власти будут более бережно относится к оставшейся архитектуре с целью приманки туристов. В этом я очень сомневаюсь, так как застраивая освобождающиеся площади новыми домами, заработать можно гораздо больше, чем на небогатых туристах, которые вряд ли поедут в массовом порядке в эту глушь рассматривать купеческие особняки.


, 2015 год

А с этим домом всё в порядке. И внешний исторический облик сохранён, и внутри все коммуникации уже скорее всего отвечают современным нормам.


, 2015 год

Приятный на вид домик, небольшой и уютный, как раз подходящий для «мелкого чиновника-переписчика казённых бумаг». Надеюсь, простоит долго и его не заменят туркостроем.


, 2015 год

Ещё раз отмечу, что эти козырьки, балконы, старые ворота смотрятся очень необычно. Красиво и самобытно. Возникает совершенно другой, особый уровень восприятия, так как находишься всё же в Турции. К слову многие крепкие здания облюбовали государственные учреждения.


, 2015 год

Эта часть города очень резко контрастирует с обычными улицами и выделяется своей оригинальной застройкой. Налицо очевидное, бурное развитие Карса в эпоху Российской империи. И не забываем о железной дороге в то же время, истинном символе прогресса в конце XIX века.

Существует версия, что до 1992 года турецкое правительство ничего не вкладывало в развитие Карса и региона, так как считалось, что в случае конфликта с СССР, эта территория будет быстро потеряна. Мне кажется преобразование и Карса, и других городов всё же больше связано с экономическими реформами Турции в 80-ых.

Но необычно, и больше нигде в Турции нет ничего подобного. Кстати, в Карсе расположена уникальная гостиница, открытая в 2011 году в красивейшем здании, построенная и принадлежавшему в российский период некоему купцу Челтикову. Гостиница так и называется - Cheltikov - вот там пожить было бы совершенно аутентично, однако стоимость проживания в этом Челтикове совершенно безбожная для меня).


, 2015 год

Обезглавленный православный храм, русская гарнизонная церковь Александра Невского, с пристроенными минаретами и переделанная в мечеть по старинной турецкой традиции. Та же участь постигла с десяток армянских церквей в городе, гораздо более древних. Пожалуй, самый красивый архитектурный памятник «русского» Карса.


, 2015 год

Интересно, что церковь простояла в запустении несколько десятилетий и лишь относительно недавно была передана местной религиозной организации и переделана под мечеть. Ох, посмотреть бы на этот Карс лет 30 назад, в годах так 80-ых, с его ещё нетронутым историческим пластом, в наши дни сглаживающимся и исчезающим. Напротив - тоже ни разу не Турция, а скорее Таганрог. Удивительный город этот Карс.


, 2015 год

Кстати, интересная справка по населению согласно всеобщей переписи от 1897 года. Карсе проживало 10 тысяч армян, 5 тысяч славян и менее тысячи турок. Скорее всего, значительная часть русскоязычных жителей было военные и чиновники с семьями. Ну и купеческое сословие присутствовало.

Уже почти 100 лет здесь балом правят турки, сейчас это их город - и они его активно застраивают безликими новостройками, которые понемногу отжимают территорию у архитектурного пласта, появившегося здесь в период Российской империи - пласта, который являлся уникальным и причудливым смешением нескольких культур...

С давных времен Карс считался ключом к обладанию Малой Азией (на что указывает и его первоначальное название Карс-калак, т. е. "город дверей"), a его крепость - неприступной твердыней.

Крепость была окружена пятью рядами стен и состояла из внутренней и внешней крепости. Стены внешней крепости дошли до нас сильно разрушенными. При первой постройке крепости Карс внутри крепостных стен помещались казармы, склады продовольствия и боеприпасов, однако не было никаких строений, связанных с гражданской жизнью. Однако в 17-м веке внутри крепости уже находились 3 тысячи домов, 47 мечетей и множество лавок.

Сегодня на территории крепости для осмотра доступны для осмотра усыпальница Джелаль бабы, погибшего в ходе нашествия монголов в 12-м веке, казармы, склад боеприпасов и одна мечеть.

Церковь Сурб Хач

Церковь Сурб Хач (или храм Святого Креста) расположена на острове Ахтамар, в южной части озера Ван. Вид с самого острова - просто удивительный: на север водная гладь и белеющая вдали вершина Супхан, с юга - стена рштуникских гор.

Именуемый жемчужиной армянского зодчества, собор построен в эпоху расцвета васпураканского царства (915-921 гг.) для царя Гагика Арцруни в качестве придворной для его летней резиденции, расположенной здесь же. Опоясывают собор четыре фриза: под окнами – в растительной тематике, над окнами - со сценами сельских работ, а на кромке крыши и барабане - с изображениями бегущих диких животных и мужских лиц. Внутри церкви до сих пор можно увидеть фрески, наличие коих не свойственно классической армянской церкви. Вторым отличием является то, что у здания имеются только два угловых - на восточной стороне. В армянской же церкви приделов четыре (на востоке и на западе), что придает крестово-купольной церкви форму прямоугольника.

А какие достопримечательности Карса вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Церковь Святых апостолов

Церковь Святых апостолов, возведенная в Х веке, стоит у подножья Карской крепости. Это единственная сохранившаяся в Карсе армянская церковь.

Собор был построен предположительно в 932-937 гг. Это был Кафедральный собор для царя Аббаса I из династии Багратидов, в связи с тем, что он перенес свою столицу в Карс. Однако в 1579 году турки преобразовали храм в мечеть и дали название Кюмбет-Джами. После завоевания Карса русской армией с 1877 по 1919 год сооружение использовалось как храм Русской православной церкви. С приходом в город турок здание долгое время использовалось в качестве склада для хранения бензина. В 1970 году здесь открыли музей, а с 1998 года - снова мечеть.

Снаружи превращение церкви в мечеть заключалось в замене креста на полумесяц и установке громкоговорителя у основания купола. Всё остальное – как и было: и ажурные кресты, вырезанные в стенах, и фигуры двенадцати апостолов на куполе, но нигде не видны армянские письмена, характерные для армянских соборов эпохи Багратидов – они, скорее всего, были уничтожены турками.

Расположенный в одноименной равнине, Муш, существовавший уже в эпоху хеттов, вначале упоминался как крепость-поселок, а в IX-X вв. стал называться городом. Муш разделялся на армянскую и турецкую части и состоял из двенадцати районов. Из зданий было две гостиницы, рынок с многочисленными, хаотично расположенными заведениями, каменная баня, действовало 5 армянских церквей и 7 школ.

Улицы города были узкими и извилистыми. Тесно расположенные друг к другу глиняные дома не имели дворов и заборов - стирка и готовка прямо на улице были здесь обычным делом. В средние века Муш славился как один из центров армянской письменности: именно здесь здесь были написано или переписано множество трудов, некоторые из которых существуют и сегодня (например, Евангелие, Чашоц (отрывки из библии для чтения во время обедни), Тонакан, Новый Завет).

Славится этот город весьма печальными событиями, произошедшими в нем в эпоху Османской империи (начало ХVI в.). Проникшие сюда кочевые курдские племена стали наводить национальный и религиозный гнет, проявлять жестокое насилие, в результате чего большая часть выжившего армянского населения покинула город.

Собор Мшо Султан

На 30 км севернее Муша, на холме возвышается деревушка Ченгели, возведенная на руинах некогда одного из самых святых мест для армян, монастыря Сурб Карапет (собора Мшо Султан). С приходом христианства языческий храм, ранее расположенный на этом месте, был разрушен, а вместе него Григорием Просветителем основан монастырь Сурб Карапет.

Монастырь, с его мощными стенами, скорее больше напоминал крепость. В средние века монастырь был не только самым почитаемым у армян, но и располагал внушительной библиотекой, а также считался одним из центров просвещения.

Сегодня от Сурб Карапет остались лишь незначительные руины и множество резных камней, которые были использованы местными жителями для строительства их домов.

Каменный мост Адриана

Каменный мост Таш-Корпу (или, как его еще называют, Ташкепрю) был построен в XVI в. в эпоху правления Мурата III. Мост был возведен из тесаного базальта и служил переправой через реку Карс между городом и цитаделью Карс Калеси. Этот прочный трехарочный мост, по преданиям, видел знаменитое отступление Ксенофонта с десятью тысячами греков.

Сегодня же рядом с мостом можно увидеть также выполненную из базальта церковь и развалины нескольких хаммамов.

Часовня святого Давида

Часовня имеет прямоугольную форму с одним нефом, который имеет форму свода. Здание построено из повторно используемых камней, поэтому на его стенах можно увидеть старые скульптурные фрагменты, а также камни с надписями.

Надпись над входом в часовню гласит, что здесь было место захоронения Давида, в честь которого и был назван монастырь.

На небольшом расстоянии от часовни стоят два уникальных хачкара. Их уникальность заключается в размере – каждый из них более шести метров в высоту. Датируются они 1191 и 1194 годами. Рядом с этими хачкарами, по крайней мере до 1970-х годов стоял еще один, немного меньшего размера. К сожалению, сейчас он повален и лежит просто на земле. И внутри часовни, и вокруг нее разбросано еще множество фрагментов старинных хачкаров.

Стены старого города

Древний город Карс, расположенный на берегах одноименной реки, протекающей в котловине среди гор, заслуженно считается одним из наиболее привлекательных и необычных турецких городов.

Карс обладает исключительным стратегическим положением: во-первых, он защищает межгорный проход к Эрзуруму и центральной Анатолии, во-вторых, открывает доступ в Закавказье. Поэтому число осад города и его штурмов исчисляется десятками.

Главной достопримечательностью города является знаменитая крепость, построенная в X веке, а также множество церквей разных эпох. Многие побывавшие здесь считают, что жилые и административные кварталы Карса практически идентичны кварталам русских и армянских городов конца XIX века. Старый Карс до такой степени похож на Ереван, что довольно часто их называют "близнецами".

Прогуливаясь по булыжным мостовым старого города, можно увидеть такие знакомые двух- и трехэтажные здания с характерными карнизами и балконами с коваными решетками или остроконечные крыши. А городская мэрия чем-то напоминает провинциальный российский музей. Что касается остальных построек, то несмотря на очевидные следы перестроек согласно исламским традициям, они сохранили свое особое очарование.

Монастырь Апаранк

Апаранк - имя, под которым монастырь известен теперь, происходит от армянского слова, обозначающего «дворец».

Первоначальная история монастыря неизвестна, но в девятнадцатом веке он был епископским центром района Теркан (в состав которого входило 34 армянских села), и большинство сохранившихся на сегодняшний день зданий принадлежит именно этому периоду.

Основная часть монастыря находится за высокими стенами. Эти стены были построены не как защитные, а для придания монастырскому комплексу завершенности, целостности: стены не имеют башен и неприступных высоких парапетов. В северной стене находятся ворота – вход в монастырь, и, возможно, был еще один вход в середине западной стены, однако здесь практически ничего не сохранилось (камни были попросту растащены).

Напротив западной стены на террасе посажены тутовые деревья. Чуть ниже, в северной части этой террасы, находятся остатки строения с большим заостренным сводом - это, вероятно, был фонтан.

В середине южной части монастырского комплекса располагался главный храм монастыря, который называется Сурб Ованнес (Святого Иоанна).

Церковь Св. Иоанна

Церковь Сурб Ованес была построена в форме креста с четырьмя свободно стоящими колоннами, поддерживающими купол с низким барабаном. Этот тип конструкции был очень распространен в армянских церквях, построенных в середине 17 века, и обусловлен сильным влиянием пост-византийских греческих церквей.

Внутренняя часть церкви выполнена из необработанного камня, который был первоначально покрыт штукатуркой. Пол был вымощен большими хорошо обработанными каменными плитами. С южной стороны церкви есть небольшая пристройка, она является частью интерьера церкви и не имеет внешнего входа Предназначение ее неизвестно, но такого рода пристройки часто встречаются в других армянских церквях 19-ого века постройки..

Mонастырь Апостолов (“Мшо Аракелоц”)

Монастырь Аракелоц находится в очень живописном месте, приблизительно в 10 км к юго-востоку от города Муш, на склоне горы Тирнкатар, который расположен между двумя вершинами горной цепи Таврос.

До 1915 года монастырь являлся местом паломничества христиан из разных стран. Комплекс Мшо Аракелоц состоял из роскошного купольного храма с замечательной колокольней и притвора. Его окружала мощная оборонительная стена, выложенная из крупных камней. Войти в монастырь можно было через двое железных ворот. Вокруг шли хозяйственные постройки. Здесь находился один из рукописных центров, где в XIII-XVвв. копировались рукописи. В XIV веке здесь трудился писец и оформитель Аракел Таронаци. Монастырь имел обширные поместья и свои доходы. Около церкви сохранилось кладбище с роскошными хачкарами. В 1915 году монастырь был разграблен и опустошен.

Цитадель Аназарбус/ Анаварза

Город Анаварза был столицей византийской и армянской Киликии. В I веке до нашей эры он был посещён римским императором Августом. Сама цитадель Аназарбус стоит на горном хребте. Нижняя её часть, которая являлась ранее жилым городом, расположена под обрывами малого хребта на равнине, занимающей площадь около одного километра, и обнесена стенами с воротами. Сейчас здесь находится пастбище и источник мелкой подработки для местных.

Чтобы попасть в верхний замок, нужно добраться до автостоянки, расположенной у домика смотрителя. Потом, найдя каменную лестницу, которая ведёт через развалины на склоне подниматься к верху холма. Здесь можно найти много старых камней с фрагментами армянских надписей. На северной части хребта находится сама цитадель. С хребта открываются потрясающие виды на лежащие внизу равнины.

Самые популярные достопримечательности в Карсе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Карса на нашем сайте.

Когда стоишь во дворе Карсской крепости, прямо у стены, под тобой – весь город как на ладони: храм Двенадцати Апостолов, река Карс, мост Вардана, названный так в честь городского сумасшедшего, гулявшего по улицам в 19 веке, развалины армянского квартала, знаменитые серные бани. Крепость, увидевши раз, забыть невозможно. И все время, гуляя по ней, думалось – как можно было оставлять ее туркам. Карсская крепость считалась одной из неприступных на Кавказе и взять ее турецкая армия практически не была способна.

История 1

Крепость Карс существует с 1597 г., она построена султаном Мурадом III, о чем сохранилась над крепостными воротами надпись. С давних времен Карс считался ключом к обладанию Малой Азией (на что указывает и его первоначальное название Карс-калак, т. е. "город дверей"), a его крепость - неприступной твердыней.

Карс, армянский город, с 928 по 961 годы - столица Армянского царства Багратидов, с 961 по 1064 годы - столица армянского Карсского царства. Карс был центром исторического Вананда, а с 1878 по 1917 это была российская Карская область с генерал-губернатором. Ныне он главный город турецкого вилайета (провинции) Карс. С распространением в Закавказье русского владычества Карсская крепость подверглась в течение XIX в. четырем штурмам русских войск в русско-турецких войнах этого столетия и три раза переходила в руки русских. В сентябре 1855 г. крепость Карс была занята русскими войсками, 18 марта 1856 г. возвращена Турции. 18 ноября 1877 года крепость вновь взята и по Сан-Стефанскому договору от 19 февраля 1878 года отошла к России. Отнесена к 1 классу, а с 1888 г. - к 3-му. По Брест-Литовскому мирному договору 3 марта 1918 г. Карсская крепость была передана Турции.

По Карсскому договору 1921 года Карсская область и Сурмалинский уезд вошли в состав Турции. Под давлением Советской России правительство Советской Армении было вынуждено подписать Карсский договор 1921 года и тем самым признать нынешние границы Турецкой республики. Но все же с 1918 по 1920 гг. Карсская область была в составе Первой Республики Армения. В 1945 году были предъявлены территориальные претензии СССР к Турции, согласно которым территория бывшей Карской области должна была быть разделена между Грузинской и Армянской ССР. Однако, исходя из изменившихся геополитических реалий и начала «холодной войны», в 1953 году Советский Союз отказался от этих претензий.

Карс для армян олицетворяет одну из черных страниц новой истории: именно здесь был подписан договор между кемалистской Турцией и большевистской Россией. Договор, который лишил армян родины и оставил им только 29 тысяч кв. км.

Есть мнение, что если договор войдет в повестку Национального Собрания Армении и если парламент ратифицирует этот договор, то это будет означать, что Армения отказывается от территориальных претензий к Турции. Сама идея, по сути, абсурдна, но всякое бывает. Напомним просто, что согласно договору, Армения потеряла около 24-х тысяч кв. км территории, Нахичеван стал автономной республикой под покровительством Азербайджана. Кроме того, этот договор предполагает отказ Армении от Севрского договора. В договоре армяно-турецкая граница проходит через Ахурян-Арпачай. Это именно та граница, которая сегодня разделяет Армению и Турцию. В Турции, надо сказать, опасаются, что когда-нибудь они столкнуться с проблемой отсутствия международной ратификации Карского договора. Когда Турция признала независимость Армении, для нормализации отношений она выдвинула три предусловия, в числе которых находится требование признание Арменией Карсского договора.

История 2

Карсская епархия Эчмиадзинского Католикосата Армянской Апостольской церкви была упразднена в 1915 году. Епархия находилась под юрисдикцией Св. Эчмиадзина. Центром был город Карс, собор Св.Апостолов. По данным на 1911 год количество верующих Армянской Апостольской церкви - 65.000 человек, общин - 91, а также верующих Армянской Католической церкви - 1.000. Епархия имела 93 церкви. Развалины церквей сопровождают путешественников по всей дороге из Карса вглубь Западной Армении. Сколько лет подряд профессор Кристина Маранчи, Артур Дадрян и профессор армянского искусства и архитектуры в университете Тафта Ара Озтемел выступают с призывом спасти армянский храм Мрен , который находится в нынешней провинции Карс. Кафедральный собор Мрен, датируемый 7 веком находится на грани исчезновения. Он был построен в 638 году н.э. и является олицетворением «золотого века» армянской архитектуры. «Храм долго не продержится. Фотографии 1990 года и нынешние показывают степень разрушения. Если сейчас не принять меры, будет уже поздно», - пишет профессор Маранчи, добавив, что храм находится у армяно-турецкой границы и поэтому туда очень трудно попасть. «Храм Мрен простоял тысячелетие, на его стенах написана история и его потеря станет трагической для человечества», - подчеркнула она.

А сколько таких храмов, безвозвратно утерянных за прошедшие 100 лет. В 1912-1913 годах по поручению Министерства внутренних дел Османской империи Константинопольский патриархат ААЦ должен был составить список действующих армянских храмов на территории империи.

Согласно статистике, собранной архиепископом Магакией Орманяном, количество армянских храмов, действующих на территории Западной Армении (не считая историческую Киликию, Константинополь и другие регионы) к этому времени составляло 2200. Из этого числа 2150 храмов были уничтожены, разграблены и повреждены в годы Геноцида армян.

Доктор Раймонд Геворгян в своей работе «Les Arméniens dans l’Empire Ottoman à la veille du génocide», вышедшей в свет в 1992 году в Париже, основываясь на неопубликованных данных из архивов Константинопольского патриархата ААЦ, приводит 2528 церквей, 451 монастырь и около 2000 школ. На сегодняшний день, вне Стамбула у армян есть всего лишь 6 действующих церквей и ни одного монастыря.

Согласно данным ЮНЕСКО, из 913 храмов, которые уцелели после геноцида 1915 года, к 1974 году 464 были полностью уничтожены, 252 находились в руинах, а 197 подлежали незамедлительному восстановлению под угрозой уничтожения. Сегодня Турция является членом ЮНЕСКО, но имеется огромное количество доказательств и фактов того, что правительство Турции по сей день уничтожает армянское культурное наследие на своей территории. За примерами далеко ходить не надо – почти полностью срыта крепость Баязет, то есть Дароинк, вотчина Аршакуни.

В 6-ом пункте решения Европейского совета от 18 июня 1987 года относительно Геноцида армян в Турции, говорится: «Турецкое правительство должно показать справедливое отношение к самобытности, языку, религии, культуре и историческим памятникам армянского народа; Совет Европы требует, чтобы сохранившиеся исторические и архитектурные памятники, расположенные в Турции, были восстановлены».

Однако после 1928-го года начался процесс изменения армянской топонимики населенных пунктов, рек, озер, гор и других объектов на этой территории, который происходил несколько раз. Например, поселение Мокс в провинции Васпуракан было переименовано в Мюкюс, затем в Бахчисарай и в итоге в Хусейние, Бердах стал Динлендже, Андзай - Гёрушлу, Севан - Ортаджа, Арен - Гёлдузлу. Аджн превратился Саимбейли в честь организатора армянских погромов в самом Аджне в 1920 году. Остров Ахтамар был переименован в Акдамар, город Ани - в Аны (что по случайному стечению обстоятельств по-турецки означает «память»), гора Арарат в гору Агры, а сохранившиеся памятники были представлены без ссылки на их армянское происхождение.

История 3

В прекрасной книге Александра Тонконоженко «Карсъ: проклятая память» описывается первое время, после взятия русскими войсками крепости. В своей проповеди армянский архиерей сказал: «…Россия показала миру, что она осталась верна своему христианскому предназначению. Россия пришла на помощь своим братьям во Христе. Под покровом русского воинства пресечено массовое истребление армян многострадальной Западной Армении. Трижды Господь ниспосылал армянам испытание Карсом. Трижды наш народ с ликованием встречал своих освободителей и открыто помогал им, чем мог. И вот, наконец, мы дождались окончательного и бесповоротного освобождения Карса…» Увы, началась революция в России, и Карс стал разменной монетой в борьбе за мировую революцию.

Сегодняшний день

…В полдень в Карсе начинается перекличка мечетей – правоверных зовут на молитву. Какофония стоит страшная и от нее хочется закрыть уши и бежать, куда глаза глядят. То же самое повторяется вечером, а если азан звучит в месяц поста Рамазан – это вообще невыносимо. По злой насмешке судьбы Карс, Эрзерум, Игдыр – опора исламских фанатиков, среди которых очень много азербайджанцев. Турецкое правительство специально поселяет на приграничных с Арменией территориях азербайджанцев – они охраняют границу лучше любого пограничника. На курдов надежд не очень много, тем более сейчас, когда каждый день происходят столкновения между турецкой армией и жандармами и курдскими боевиками. Добавим ко всему этому и стремление курдов создать собственное государство.

Сам город очень красив. И даже уродливый минарет, пристроенный к закрытой церкви Двенадцати Апостолов, не портит общего впечатления. Армян, приехавших посмотреть на город своих предков, водят к развалившемуся дому, в котором, по рассказам, родился и жил Егише Чаренц. Однако все это не что иное, как просто очередной миф – за два раза приезда в Карс, мне показывали две совершенно разные развалюхи, утверждая, что именно здесь и родился великий Чаренц. Курды, таким образом, зарабатывают деньги на армянах. Несколько лет тому назад даже был пущен слух, что турецкое правительство продает дом Чаренца за пять тысяч долларов и армянские СМИ на полном серьезе стали писать, что, мол, минкульт не может найти 5000, чтобы выкупить дом, которого на самом деле нет. Но вот в школе, где он учился, директор с гордостью (?) показал табличку, на которой было написано, что до 1915 года здесь учились не только турки, но и армяне и католики. Но только до начала Первой мировой войны. И еще он сказал, что знает, кто такой Чаренц и что до 1915 года в Карсе было много армян. Школа носит имя Исмета Иненю, второго президента Турции. А в бывших армянских домах, почти развалившихся, ютятся самые бедные жители города, в основном курды. Кстати, курды составляют 70% населения Карса. Кстати, курды очень не любят фотографироваться, и один из них даже погнался за нами с палкой, увидев нацеленные объективы. Слава Богу, все обошлось.

Карс – это город-призрак, город – миф, кажется и не существующий уже, но пытающийся жить так, словно ничего не было: ни войн, ни резни армян, ни отступления российской армии, оставившей армян один на один с турецкими войсками, которые просто не смогли удержать одну из самых укрепленных крепостей на Кавказе. На крепости портрет Ататюрка с его словами: «Родина благодарит тебя».

Однако вернемся в армянскую часть города, к собору Двенадцати Апостолов, в котором один из моих предков был священником. Собор разделил участь всех армянских храмов на территории Османской империи и затем Турецкой республики. Сначала храм превратили в мечеть, потом он опять стал армянской церковью. Сейчас собор заперт, но территория вокруг довольно ухожена и говорят, что может, он также будет открываться раз в год для армянской литургии. Сейчас на соборе табличка: «Музей». Какой музей, что здесь было – ни слова. Прежний мэр города Наиф Алибейоглу был сторонником сохранения старого Карса, особенно его армянской части. Он также был инициатором воздвижения снесенного «Памятника гуманизму». По правде памятник был действительно несуразный, но довольно величественный – он возвышался над крепостью, словно напоминая о том, что истина заключается в мире, а не в войне… Алибейоглу был членом главной оппозиционной партии Турции – Народно-республиканской (CHP). Нынешний, Невзат Бозкуш, принадлежит к правящей партии Справедливости и развития (АКР) и делает все для того, чтобы уничтожить все следы армянского поселения в Карсе.

Памятник уже года три как демонтирован. Инициатором сноса памятника был премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который в ходе своего визита в Карс в январе 2011 года назвал памятник «уродливым и чудовищным». Автором памятника является известный турецкий скульптор Мехмет Аксой.

Демонтаж «Памятника гуманизму» в Карсе символизирует нынешнюю ситуацию в армяно-турецких отношениях, а также попытку политизировать даже памятник, посвященный армяно-турецким отношениям. До скандального заявления премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о демонтаже памятника, о нем мало кто знал. Демонтаж памятника направлен на привлечение голосов националистически настроенных избирателей, а также, чтобы заручиться поддержкой многочисленной азербайджанской диаспоры в Карсе.

По словам известного армянского скульптора Левона Токмаджяна, демонтаж памятника объясняется не его эстетическими недостатками, а политикой Турции в отношении армян. “Будь это даже памятник работы Микеланджело, он должен был быть снесен, так как этого требует турецкая политика”,- подчеркнул он.

Армянская диаспора тогда писала, что Эрдоган допустил бестактность, потребовав разрушить громадный памятник, символизирующий «армяно-турецкую дружбу». Незавершенный памятник высотой более 30 метров и весом 1500 тонн заказал бывший мэр Карса, надеясь на то, что примирение с Арменией и открытие границ будут способствовать развитию слабой экономики города. Памятник представляет собой скульптуру человека, поделенного на две половины, которые протягивают друг другу руки в знак дружбы. Назвав памятник «странным» и «безобразным», премьер-министр призвал нового мэра до его следующего визита разрушить памятник стоимостью 1,5 млн. долларов. К слову сказать, памятник действительно был удручающим, непонятным и помню первое впечатление от него: «Боже, что это такое?!»

И вновь Карс

А еще здесь очень холодно. Находящийся на высоте 1700 метров над уровнем моря, Карс является одним из самых холодных городов Армянского нагорья, здесь даже летними ночами прохладно, если не сказать холодно. Гуляя по улицам города, вспоминаешь «Снег» Памука и так и кажется, что сейчас повалит снег и начнется фантасмагория со спектаклем, перевоплощениями, убийствами. Есть в Карсе нечто мистическое и, наверное, именно эта мистика и подтолкнула Памука к написанию романа.

Карс для Турции – ворота на Южный Кавказ, перекресток торговых путей и в свое время был одним из значимых городов Восточной Армении. Но ныне Карс представляет собой задворки страны, правда, очень важные задворки. Неподалеку проходит нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, рядом граница с Грузией и Арменией. Есть некоторая безысходность в городе – он какой-то неживой, словно пытается протянуть еще некоторое время, чтобы окончательно умереть.

А еще Карс очень похож на Гюмри. До сих пор в городе сохранились дома из черного базальта, такие, какие строили в Армении в начале ХХ века. На некоторых домах – фамилии владельцев на армянском и даты. Почти все они обрываются на 1921 годе. Как ни странно, эти барельефы не сбиты, хотя попорчены.

И все же у города есть некое очарование, правда трагическое, в нем незримо присутствует армянский дух, который остался, несмотря на все беды, случившиеся с городом. И памятник президенту Азербайджана Гейдару Алиеву смотрится как нечто чужеродное, непонятное и потому неприемлемое. Местным курдам, с кем довелось поговорить, не нравится памятник и вообще азербайджанцы, населяющие город. Живет в Карсе 77 тысяч человек. Есть среди них и армяне, граждане Армении, которые работают в различных лавках, возят товар из Турции в Армению. И, увы, прямо в центре Карса находится гостиница «Карабах», которую так любят показывать приезжающим армянам.

На протяжении веков Карс принадлежал Византии, Турции, Грузии, России и Армении. До недавнего времени исторический район Карса был бедной животноводческой областью, застойным городом без канализации и инфраструктуры. Global Heritage Fund сейчас работает с муниципалитетом Карса, турецким правительством в Восточной Анатолии для сохранения исторических памятников, восстановления городского хозяйства для развития общества и нормального туризма.

История последняя

В военной истории России известно, что русская армия в XIX в. брала сильнейшую на восточных рубежах Османской империи крепость Карс четыре раза – в 1807-м, 1828-м, 1855-м и 1877-м годах. В Крымской войне 1853–1856 гг. Карсская крепость по итогам мирных переговоров на Парижском конгрессе была обменена на морскую крепость Севастополь. Такова была цена Карса. После каждого такого поражения Стамбул трижды принимал решение о модернизации фортификационных сооружений Карской крепости. Поэтому в 1877 г. кавказские войска России, подступившие в четвертый раз к турецкой твердыне, увидели реконструированную крепость, оборонительные сооружения которой составляли мощные форты и цитадель, усиленную самой природой – горными высотами с крутыми обрывами, бурлящими реками в скалистых берегах, высокогорными перевалами и дорогами, больше напоминающими караванные тропы.

Противники имели в армейских рядах достаточное число войск, обладавших боевым опытом ведения действий в горах. Они могли опереться на местное население в районе Карса – мусульманское (курдские племена) и христианское (армян). Прелюдией к падению крепости стало сражение при горе Аладжа на Карском нагорье. Здесь в сентябре-октябре 1877 г. произошли столкновения крупных сил русских и турецких войск. Мухтар-Ахмед-паша имел здесь 38 тыс. человек, русские войска – 56 тыс. человек. Турки оборонялись в горной, хорошо укрепленной местности, которая, казалось бы, надежно прикрывала подступы к крепости Карс.

Первый раз кавказские войска штурмовали Аладжинские укрепления 20-23 сентября (2–5 октября). Попытка эта закончилась неудачей с потерей убитыми, ранеными и пропавшими без вести свыше 3 тыс. человек. Атаковавшим пришлось отойти на исходные позиции. Султанский полководец в преддверии холодов приказал войскам отойти к Карской крепости. Когда русскому командованию донесли, что турки оставляют занимаемые полевые позиции, то было решено проверить полноту такой информации. Разведка подтвердила, что отход неприятеля к Карсу несомненен. 27 сентября (9 октября) кавказские войска вновь пошли вперед. Только теперь фронтальный натиск сочетался с глубоким фланговым охватом. В обход Аладжинской позиции был отправлен отряд под командованием генерала И.Д. Лазарева, ставшего одним из героев взятия Карской крепости.

Анатолийская армия, обращенная в бегство, потерпела в Аладжинском сражении полное поражение. Она потеряла почти половину своего боевого состава: 5-6 тыс. убитыми и ранеными, 8,5 тыс. – пленными, 3-4 тыс. – дезертирами. Повторный удар русской стороне обошелся боевыми потерями всего в 1,5 тыс. человек. После этого сражения вопрос о штурме самого Карса был практически решен. Приказ главнокомандующего кавказскими войсками не заставил себя ждать. Руководил операцией генерал И.Д. Лазарев. Основная боевая нагрузка пала на 40-ю пехотную дивизию в составе четырех полков: 157-го Имеретинского, 158-го Кутаисского, 159-го Гурийского и 160-го Абхазского. Дивизией командовал генерал П.Н. Шатилов, имевший богатый опыт ведения войны в горах.

Память

Когда мне было уже лет 10-12, папа – царствие ему небесное – начал рассказывать о своей родине, которую он даже и не видел – о Карсе. Это были рассказы его отца, моего деда, которого не видела я. Рассказывал папа с болью, для него Карс, Ардаган, Эрзерум были не просто городами, оказавшимися по ту сторону границы, а родными местами, которые он так и не увидел, и говорил, что и мне, наверное, тоже не суждено их увидеть. Но тут он, к счастью или к несчастью – не знаю, оказался не прав.

«Я теперь понимаю своего отца, который все время вспоминал свою деревню под Ваном. Вспоминал и плакал. Помню, садился на берег Аракса и просил: умереть мне здесь, перебросьте меня на тот берег», - из рассказов, услышанных во время поездок в Западную Армению…

Карс – ключ ко всей Армении. И трудно удержаться и не привести еще одну цитату из книги Александра Тонконоженко: «Хорошо понимая значение Карса для сохранения армянской государственности и народа, за месяц до падения Карса туда прибыл епископ Гарегин Овсепян. Пред ним предстала удручающая картина подавленного духом армянского народа, готового смириться и просить милостыню у врага…».

И еще. Никогда не следует забывать, что именно дашнакское правительство подписало с турками позорный Александропольский договор, который и стал прообразом Московского договора от 16 марта 1921 года и Карсского договора от 13 октября 1921 года, по которым Карс и Карсская область становились турецкими.

Карине Тер-Саакян