Армия в 30 ые годы. Комплектование Советской (Красной) Армии

На протяжении ряда лет серьезнейшим тормозом в обеспечении боеготовности Красной Армии вплоть до конца 20-х годов являлась ее низкая техническая оснащенность. Армия была вооружена сравнительно слабо. Все надежды руководства страны покоились главным образом на организованности, революционной дисциплине, на идеологических посылах и патриотизме всего советского народа, стремившегося во что бы то ни стало обеспечить обороноспособность страны. И как только появились соответствующие экономические возможности, было принято решение о реализации новой сложнейшей задачи - технической реконструкции армии и флота. В течение пяти лет после принятия военной реформы 1924-1925 годов были заложены основы организации РККА.

Но, как уже отмечалось, техническая вооруженность ее в это время, отражая уровень развития производительных сил в стране, значительно отставала от армий крупнейших империалистических держав этого времени. Дальнейшее повышение обороноспособности СССР и мощи его Вооруженных сил было возможно только на основе индустриализации страны, создания современной тяжелой промышленности. Главную роль в решении этой задачи должен был сыграть первый пятилетний план развития народного хозяйства, который требовал форсированного развития, в том числе и отраслей производства, повышавших обороноспособность Советского Союза. Отложить или надолго растянуть выполнение этой задачи не позволяла международная обстановка второй половины 20-х - начала 30-х годов. Поэтому Советское правительство вынуждено было, проводя политику ускоренного развития тяжелой промышленности, в том числе и оборонной, поддерживать напряженность производственных планов, ограничивать производство предметов широкого потребления, урезать снабжение дефицитными материалами и сырьем многих заводов и фабрик второстепенных, по мнению правительства, отраслей народного хозяйства. По первому пятилетнему плану строительства Вооруженных сил страны, утвержденному в 1928 году, предусматривалось не допустить отставания обороноспособности страны от общего ее хозяйственного роста в условиях форсированного выполнения планов развития народного хозяйства. В связи с бурным развитием экономики и благодаря энтузиазму народа, контрольные цифры плана перевыполнялись, что в ряде случаев позволило пересмотреть и увеличить многие задания и контрольные цифры пятилетнего плана развития Вооруженных сил страны. В июне 1930 года был принят уточненный план строительства РККА.

В качество первоочередной задачи в нем предусматривалось полностью перевооружить армию и флот новейшими образцами боевой техники. Исходя из требований современной войны, необходимо было создать новые рода войск (авиацию, бронетанковые войска), специальные войска (химические, инженерные и другие), модернизировать старую технику, организационно перестроить пехоту, артиллерию, кавалерию, осуществить массовую подготовку технических кадров и всему личному составу овладеть новей техникой. В январе 1931 года был утвержден календарный план строительства РККА на 1931-1932 годы. Это завершило разработку плана военного строительства, положенного в основу всей работы по технической реконструкции армии. Решение всех этих задач было сопряжено с преодолением немалых трудностей, вызывавшихся напряжением народнохозяйственных планов, одновременностью процессов технической перестройки промышленности и сельского хозяйства с аналогичными задачами переоснащения армии и флота, необходимостью подведения новой технической базы под оборону страны в крайне сжатые сроки. Благодаря огромному напряжению всего общества, самоотверженности трудящихся СССР первый пятилетний план строительства РККА был выполнен.

Это означало, что техническая реконструкция армии развернулась самым широким фронтом. Однако эти задачи не могли быть решены за одну пятилетку. При всех положительных результатах проведения военного строительства в этот период армия по-прежнему нуждалась в дальнейшей механизации, практически отсутствовала механическая тяга в артиллерии. Ощущалась необходимость создания резерва техники и боеприпасов. В целом еще было незначительным количество танков и бронемашин. Учитывая международную обстановку и ожидаемые сдвиги и экономике страны, план военного строительства на очередной пятилетний срок (1933-1938 гг.) предусматривал к концу его иметь такую армию, которая в случае потенциальной агрессии извне, действуя одновременно на нескольких фронтах, была бы в состоянии не только ее отразить, но и уничтожить армию врага.

Эта цель определяла характер и содержание второго пятилетнего плана строительства вооруженных сил страны. Намечались следующие задачи дальнейшей технической реконструкции армии и флота. Предусматривалось самое широкое внедрение механизации в Красной Армии, в связи с чем, планировалось создать новые крупные механизированные соединения - корпуса и отдельные механизированные бригады, насытить танками стрелковые дивизии, в танковых частях повысить удельный вес современных средних и тяжелых танков. Было решено увеличить авиацию в три раза, при этом основной упор делался на развитие тяжелой бомбардировочной и перевооружение истребительной авиации более совершенными образцами самолетов. Артиллерия большой мощности должна была перейти на механизированную тягу, с точки зрения артиллерийских систем следовало сделать упор па развитие зенитного и противотанкового вооружения. Для стрелковых войск предусматривалась моторизация и повышение их боевого значения за счет усиления их артиллерией, введения механизированных полков и танковых батальонов.

Планировалось осуществить дальнейшее развитие средств связи, а также увеличение инженерных средств вооружения. Создавался мощный подводный флот, на Тихом океане, в Черном, Балтийском, Баренцевом и Белом морях планировалось осуществить строительство ряда береговых батарей для обороны уже существующих военно-морских баз. Благодаря напряженным усилиям всего советского народа по реорганизации армии и флота и осуществлению планов их строительства, к середине 30-х годов Вооруженные силы Советского Союза вполне соответствовали уровню развития экономики страны и задачам ее обороноспособности. Наряду с совершенствованием Вооруженных, сил большое внимание уделялось укреплению как сухопутных, так и морских границ страны - на Дальнем Востоке, в Балтийском и Черном морях. К концу 1935 года Красная Армия располагала довольно значительными по тем временам силами - 85 стрелковых и 19 кавалерийских дивизий, 4 механизированных корпуса, 22 артиллерийских полка Резерва главного командования, 5 управлений авиакорпусов, 19 авиабригад, 2 дивизии и 4 бригады ПВО.

Вопрос 01. Определите цели модернизации советского периода, её источники и методы проведения. В чём проявились её особенности?

Ответ. Основные цели:

1) обеспечить полную экономическую независимость СССР;

2) улучшить оснащённость вооружённых сил;

3) увеличить численность пролетариата, диктатура которого в стране был объявлена уже давно;

4) повысить уровень жизни населения, прежде всего, городоского.

Средства для проведения модернизации были получены путём ограбления деревни и продажи за рубеж её продукции.

Методы при этом применялись административные и пропагандиские, экономическое поощрение до начала стахановского движения отсутствовало.

Вопрос 02. Чем была вызвана коллективизация сельского хозяйства? Как она осуществлялась?

Ответ. Средства для индустриализации могла дать только деревня, её продукцию требовалось изъять практически бесплатно и продать за границу подороже. Соответственно, людей требовалось заставить работать практически за бесплатно, для чего и проводилась коллективизация. Для её проведения использовались административные, а порой и откровенно силовые методы. Помогала, конечно, и пропаганда.

Вопрос 03. Охарактеризуйте модернизацию Красной армии. Как она была связана с общей модернизацией, проводимой в Советской стране?

Ответ. Создавалась новая армия согласно плану М.Н. Тухачевского. Приоритет отдавался будущим сражениям на суше. Войска должны были быть мобильными, способными к быстрой и маневренной войне с отработанным взаимодействием родов войск (концепция была близка немецкому блицкригу). В соответствии с этой концепцией развивалась авиация и бронетанковые войска, причём при разработке танков особое внимание уделялось их быстроте, бронирование и мощность вооружений оставались на втором плане. Закупались новейшие образцы иностранной техники, их производство налаживалось в СССР, поддержкой пользовались отечественные разработки, лично поощряемые М.Н. Тухачевским (из-за этого личного поощрения позже, после осуждения этого полководца и конструкторы поощрявшихся им проектов в большинстве своём также оказались репрессированы).

Вопрос 04. Докажите, что в конце 1930-х гг. СССР стал высокоразвитой державой. Составьте тезисы ответа по теме «Достижения и издержки модернизации в СССР».

Ответ. СССР стал высокоразвитой державой. В годы первой пятилетки началось строительство свыше 1500 крупных предприятий машиностроения, металлургии, а также автомобильных, тракторных и химических заводов, новых шахт и домен. Национальный доход СССР вырос примерно вдвое. Выпуск тракторов с 1,3 тыс. повысился до 50,6 тыс., автомобилей – с 0,8 тыс. до 23,9 тыс. В 1932 году вступила в строй крупнейшая в Европе Днепровская гидроэлектростанция. Процесс и способ достижения таких результатов можно отразить в следующем развёрнутом плане.

1. Достижение модернизации:

а) строительство новых крупных предприятий;

б) внедрение новых технологий в промышленности;

в) контракты с иностранными фирмами;

г) производственные линии, налаженные иностранными специалистами;

д) модернизация Красной армии.

2. Издержки модернизации:

а) раскулачивание;

б) насильственные методы проведения коллективизации;

в) голод в наиболее плодородных, хлебных местостях страны;

г) создание системы, при которой только трудовой интузиазм или репрессии создавали заинтересованность в труде;

д) падение уровня жизни в городах;

е) массовая продажа культурных ценностей.

Вопрос 05. Выскажите своё мнение о том, насколько согласуются результаты индустриализации с первоначально поставленными целями.

Ответ. Результаты индустриализации в целом отвечают поставленным целям. Красная армия действительно была модернизирована, оборонная промышленность получила потенциал, который вскоре позволил выиграть Великую Отечественную войну. Численность пролетариата возросла, хотя правящим классом и в 1920-е годы был не он, а партийная номенклатура. Уровень жизни населения повысить не удалось, но недовольства населения это не вызывало, потому руководство не особенно стремилось к этой последней цели. А то, какой ценой удалось всего этого достичь, руководство не волновало, цели провести индустриализацию без жертв и гуманными средствами не было.

Вопрос 06. Что вы понимаете под термином «культурная революция»? Чем была вызвана её необходимость?

Ответ. Культурная революция это формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, включая увеличение числа выходцев из пролетариата в составе интеллигенции и повышение общего уровня образования населения. Главным её достижением как раз и являлись повышение уровня грамотности и создание новой культуры. Она была необходима по причине низкого уровня грамотности в стране (а определённый уровень образованности являлся необходимым условием для работы с промышленным оборудованием того времени), а также потому, что прежние деятели культуры, образования и науки происходили из классов чуждых советской власти (даже те, чьи личные убеждения состояли в поддержке этой власти).

Вопрос 07. Назовите основные составляющие культурного строительства 1930-х гг. и его итоги.

Ответ. Составляющие:

1) повышение уровня образованности населения – основная часть населения стала грамотной, что было огромным рывком по сравнению с дореволюционным временем, когда «читающей публикой» была лишь малая часть общества;

2) повышение числа выходцев из пролетариата в ВУЗах – число студентов из рабочих семей действительно выросло, но это было достигнуто ценой общего понижения уровня образованности выпускников ВУЗов и отстранения от получения высшего образования многих талантливых и образованных выходцев из других классов;

3) увеличение числа благонадёжных с точки зрения советской власти преподавателей и учёных – число таковых действительно выросло, но люди часто выдвигались, показывая отличные результаты в идеологической, а не в профессиональной подготовке;

4) создание нового социалистического искусства – после гибели в Гражданскую войну и отъезда из страны после неё всех несогласных создавать такое искусство выполнение этой задачи не составляло труда, оставалось только определить, что считать социалистическим искусством, какие к нему должны применяться критерии оценки.

Вопрос 08. Охарактеризуйте развитие советской науки в 1930-е гг. На решение каких задач она была ориентирована?

Ответ. Советская наука лишилась многих светлых умов и из-за репрессий, и из-за эмиграции предшествовавшего периода. Она развивалась в соответствии со следующими, поставленными перед ней партией задачами (задачи надолго перестали вырабатываться самой наукой исходя из логики её внутреннего развития):

1) обеспечение советской промышленности сырьём без поставок из-за рубежа (для этой цели геологи искали новые месторождения полезных ископаемых);

2) освоение технологий, покупавшихся в разных странах мира;

3) собственные разработки для промышленности и транспорта (новые конструкции станков, прессов, кораблей, самолётов);

4) разработка новых типов вооружений (велись исследования в области ракетостроения, безоткатных орудий и т. д.).

Вопрос 09. Какое значение придавалось в СССР развитию спорта и физкультурного движения? Какие формы они принимали?

Ответ. Развитию спорта придавалось огромное значение, особенно военизированных видов спорта. В обществе уважали людей, имевших значок ГТО (готов к труду и обороне), что было логичным продолжением занятия такими видами спорта. Спортивные мероприятия были частью всех празднеств. Спорт всячески пропагандировался. Например, однажды футбольный матч был проведён на застеленной искусственным газоном Красной площади.

Цели урока:
образовательная:
Дать учащимся знания об истории Красной Армии в 20-ые-30-ые годы, познакомить учеников с наиболее талантливыми представителями военной элиты 30-х годов, чья деятельность, взгляды и идеи во многом определили будущие победы Советской армии, но не были по-достоинству оценены сталинским руководством.
воспитательная:
Воспитание у учащихся отрицательного отношения к тоталитарному режиму. Показать как опасно отсутствие демократических институтов и утверждение культа одного человека для общества и государства.
развивающая:
Научить учащихся критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
различать в исторической информации факты и мнения,
овладение учащимися умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

Оборудование урока:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийная презентация «Красная Армия в 30-ые годы 20 века» (Приложение 1)
  3. Пакеты документов с вопросами для их анализа (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)

План изучения новой темы :

  1. Какие перемены происходят в советских вооружённых силах в 30-ые годы в связи с нарастанием агрессивных намерений вероятных противников СССР?
  2. Наиболее видные представители военной элиты 30-х годов, их взаимоотношения.
  3. Начало репрессий в армии. В чём подлинная причина репрессий? Почему Сталин не побоялся накануне войны уничтожить лучших командиров Красной армии?

Изучение нового материала

1. Какие перемены происходят в советских вооружённых силах в 30-ые годы в связи с нарастанием агрессивных намерений вероятных противников СССР
Рассказ учителя:
Во второй половине 1930-х тт. Красная Армия переживала серьёзные перемены. Происходили глубокие изменения в структуре советских Вооружённых Сил. По мере нарастания военной опасности росла численность и техническая оснащённость Рабоче-крестьянской Красной Армии. Если к началу 1930-х гг. по качеству вооружений она находилась на уровне Гражданской войны, то к концу этого десятилетия положение коренным образом изменилось.
а) Превращение СССР в индустриальную державу позволило оснастить армию достаточным количеством современного оружия.
б) До середины 1930-х гг. РККА строилась на основе смешанной системы. Из-за ограниченности финансовых средств и материальных ресурсов наша страна не могла содержать многочисленную кадровую армию.
Если к концу Гражданской войны в армии служили 5 млн. чел., то после военной реформы середины 1920-х гг. в ней осталось около 600 тыс. красноармейцев и командиров. В 1930-е гг. численность военнослужащих медленно росла. Но хорошо обученные кадровые дивизии составляли лишь небольшое ядро армии, а остальные дивизии являлись территориальными, т.е. комплектовались из граждан, призываемых на краткосрочную ванную подготовку. Бойцы терчастей основную часть времени работали в народном хозяйстве и раз в несколько лет проходили военные сборы. Естественно, что уровень боевой подготовки терчастей был значительно ниже, чем кадровых. Это показали первые же военные конфликты, в которых им довелось участвовать.
«Наши территориальные дивизии были подготовлены из рук вон плохо, - вспоминал маршал Г.К.Жуков. - Людской материал, на котором они развёртывались до полного состава, был плохо обучен, не имел ни представления о современном бое, ни опыта взаимодействия с артиллерией и танками. По уровню подготовки наши территориальные части не шли ни в какое сравнение с кадровыми».
В условиях приближавшейся войны такое положение не могло быть терпимо. Требовалось перевести всю армию на кадровое положение (завершено в 1939 г: введена всеобщая воинская обязанность).
в) Для эффективного использования новых возможностей следовало также повысить профессиональный уровень командиров Красной Армии.
В 1935 и 1936 гг. на Украине и в Белоруссии прошли грандиозные военные манёвры, в ходе которых отрабатывалось взаимодействие различных родов войск, впервые в таких масштабах использовались танки, авиация, воздушно-десантные войска. Приглашённые на маневры военные представители европейских стран были поражены размахом учений, чёткостью и слаженностью действий войск. Украинским военным округом командовал Иона Эммануилович Якир (Слайд №12) , а Белорусским - Иероним Петрович Уборевич (Слайд №13) Это были активные участники Гражданской войны, успешно командовавшие дивизиями и армиями, а в мирный период ставшие военачальниками крупного масштаба.
г) В 1935 т. учреждаются персональные воинские звания, вводится новая форма и знаки различия. (Слайд №2)
Высшее воинское звание «маршал Советского Союза» было присвоено пяти наиболее популярным военачальникам: К.Е.Ворошилову, С.М.Будённому, М.Н.Тухачевскому, А.И.Егорову и В.К.Блюхеру. (Слайд №3)
Пятеро стали командармами 1-го ранга: И.П.Белов (Слайд №9), С.С.Каменев(Слайд №10), Б.М.Шапошников (Слайд №11), И.Э.Якир (Слайд №12), И.П.Уборевич(Слайд №13).

Кроме пяти маршалов и пяти командармов 1-го ранга звания высшего комсостава были присвоены еще примерно 750 военнослужащим. (10 человек стали командармами 2-го ранга, 62 - комкорами, 201 - комдивами, 474 - комбригами). Именно эти люди должны были в будущей войне командовать бригадами, дивизиями, корпусами, армиями и фронтами. Кроме того, в высшем начальствующем составе насчитывалось 16 армейских комиссаров 1-го и 2-го рангов, 30 корпусных, 130 дивизионных и 304 бригадных комиссаров; коринженера, 16 дивинженеров, 100 бригинженеров, коринтенданта, 23 дивинтенданта, 44 бригинтенданта; 1 рмвоенюрист, 3 корвоенюриста, 21 диввоенюрист, 99 бригвоенюристов и 84 военврача.
Однако большинству из них не пришлось участвовать в Великой Отечественной войне, т.к. они погибли в годы «ежовщины».
д) Растущая армия нуждалась в квалифицированных офицерах. Для их подготовки в 1930-е гг. была расширена сеть военно-учебных заве­дений.
Открывались новые военные академии:
артил­лерийская, военно-инженерная, военно-химическая, электротехническая, а также академия механизации и моторизации. В 1936 г. начала работу Военная акаде­мия Генерального штаба РККА , предназначенная для подготовки высшего командного состава.
К началу 1937 г. кадры для армии готовили 12 военных академий и 1 ветеринарный институт, где одновременно обуча­лись 11 тыс. слушателей.
За 12 предшествующих лет академии подготовили 13 тыс. командиров и других специалистов с высшим военным образованием, а во­енные школы - 134 700 младших офицеров. В итоге к началу 1937 г. в РККА было 206 тыс. лиц командного и начальствующего состава. Из числа командного, военно-технического и медицинского состава 90% имели законченное военное образование, а среди военно-административного и политического состава уровень образования колебался от 43 до 50%.
Цифры, характеризовавшие образовательный уровень комсостава, были хорошими, но в последующие годы, когда его численность выросла в несколько раз, а на старые кадры обрушились репрессии, эти показатели значительно ухудшились.

2. Наиболее видные представители военной элиты 30-х годов, их взаимоотношения.
Работа по презентации (Приложение 1 )
Учитель предлагает ученикам назвать фамилии тех военачальников, о которых они слышали и что-то о них знают. Затем учитель знакомит класс с остальными. Отмечает, какие должности занимал каждый из них в 20-30-ые годы, кто был репрессирован, как сложилась судьба тех, кто избежал репрессий.
К.Е. Ворошилов (1881-1969) - В годы гражданской войны комиссар 1ой Конной армии. В 1925-1934 гг. – нарком по военным и морским делам (до 1925г. этот пост занимал Л.Д.Троцкий (1879-1940)) , председатель РВС СССР. 1934-1940 – нарком обороны СССР, с 1940 –заместитель председателя Совнаркома. В годы Великой Отечественной войны – член ГКО и представитель Ставки Верховного Главнокомандующего на ряде фронтов. В начале войны проявил полную неспособность руководить войсками. В 1953-1960 гг – Председатель Президиума, а с 1960 года – член Президиума Верховного Совета СССР.
С.М.Будённый (1883-1973) – В Гражданскую войну командовал 1-й Конной Армии (1919-1923). Позже на командных должностях в Красной Армии, заместитель и первый заместитель наркома обороны. В 1941-1942 гг. – командовал войсками ряда фронтов и направлений, затем – кавалерией Красной Армии. С января 1943 командующий кавалерией Советской Армии и чл. Высшего военного совета Министерства Вооруженных Сил СССР, а в 1947-53 одновременно зам. министра сельского х-ва по коневодству. С мая 1953 по сентябрь 1954 инспектор кавалерии.
Егоров А .И. (1883-1939) – Окончил Юнкерское пехотное училище. Участник Первой мировой войны (полковник). После октябрьской революции перешёл на сторону советской власти. Участник Гражданской войны. Затем начальник Генерального штаба, заместитель наркома обороны СССР. Маршал Советского Союза. Расстрелян с группой военачальников. Реабилитирован посмертно.
В.К.Блюхер (1890-1938) – В1920-1922 гг. – военный министр и главнокомандующий Народно-революционной армией Дальневосточной республики. Первый кавалер ордена Красного Знамени. После Гражданской войны – на высших командных постах в армии. В 1929-1938 гг. – командующий Отдельной Дальневосточной армией. В 1938 г. арестован и расстрелян
М.Н.Тухачевский (1893-1937) – Из дворян. Окончил военное училище. Участник Первой мировой войны (гвардии подпоручик). Сначала 1918г. – в Красной Армии. После Гражданской войны 1918-20 принимал деятельное участие в проведении Военной реформы 1924-25. Был начальником Военной академии РККА (1921), командующим войсками Западного военного округа, с 1924 помощник начальника, а с ноября 1925 по май 1928 начальник Штаба РККА.
С мая 1928 по июнь 1931 командовал войсками Ленинградского военного округа. С 1931 заместитель председателя Реввоенсовета СССР, начальник вооружений РККА, с 1934 заместитель наркома обороны, с 1936 1-й заместитель наркома обороны и начальник управления боевой подготовки.
Сыграл большую роль в техническом перевооружении Красной Армии, изменении организационной структуры войск, в развитии новых родов войск и видов вооруженных сил - авиации, механизированных и воздушно-десантных войск, ВМС, в подготовке командного и политического состава.
Был инициатором создания ряда самостоятельных военных академий - механизации и моторизации и др.
Автор многих книг, статей и докладов, содержащих систему стратегии, взглядов на современную войну и оказавших значительное влияние на развитие военной мысли и практику военного строительства. Внёс вклад в разработку стратегии, оперативного искусства, тактики и военной науки в целом; подчёркивал необходимость готовить армию к длительной затяжной войне.
Деятельность Тухачевского, особенно на постах начальника вооружений и заместителя наркома обороны, имела важное значение в области организационной и технической подготовки Вооруженных Сил СССР к будущей войне. В мае 1937 года Тухачевский был арестован по обвинению в организации заговора в РККА. 11 июня Тухачевского приговорили к расстрелу, казнь состоялась на следующий день.
В 1957 году Тухачевский был реабилитирован.
Белов И.П. (1893-1938)– командарм 1-го ранга (1935). Сын крестьянина-бедняка. Участник 1-й мировой войны, унтер-офицер. В 1919 главнокомандующий войсками Туркестанской республики. Успешно боролся с басмаческими отрядами, применяя против них их же террористические методы. В 1938 на посту командующего войсками Белорусского военного округа арестован. Приговорен к смертной казни. Расстрелян. В 1956 реабилитирован.
Каменев С.С.(1881-1936) – Командарм 1-го ранга (1935). Член КПСС с 1930. Родился в семье военного инженера. Окончил Александровское военное училище (1900) и Академию Генштаба (1907). Во время 1-й мировой войны 1914-18 на штабных должностях. В начале 1918 добровольно вступил в Красную Армию. С 1918 по 1919 успешно командовал войсками Восточного фронта, затем при обороне и наступлении против войск Колчака в 1919. С 1919 по 1924 - главнокомандующий вооруженными силами Республики. С 1934 начальник управления ПВО и одновременно член Военного совета при Наркомате обороны СССР. Скончался 25 августа 1936 года от сердечного приступа.
Б.М. Шапошников (1882-1945) – На военной службе с 1901 г. Участник Первой мировой войны (полковник), в Красной Армии с 1918 г. В годы Гражданской войны и после её окончания – на штабной и военно-преподавательской работе. Во время Великой Отечественной войны – начальник Генерального штаба, заместитель наркома обороны. Маршал Советского Союза. Внёс значительный вклад в теорию и практику строительства Вооружённых Сил СССР.
И .Э.Якир (1896-1937)– Участник Гражданской войны. В конце 1920-х гг. учился в немецкой военной академии. 12 лет командовал Украинским военным округом. За долгий срок он хорошо изучил всех командиров корпусов, дивизий, бригад и полков, был знаком с их семьями, постоянно находился в курсе их служебных и житейских проблем. Со многими подчинёнными у командующего установились неформальные приятельские и дружеские отношения. Якир старался не брать в свой округ чужаков, особенно конармейцев. Многие подчинённые были преданы своему командующему и готовы идти за ним в бой. В 1935-1936 гг. в Политбюро принимались решения о назначениях Якира и Уборевича, как наиболее талантливых командующих войсками двух ведущих военных округов, на высшие должности в центральном аппарате НКО. Якир отказался от должности начальника Генштаба. Репрессирован в 1937г
И .П.Уборевич (1896-1937) - Участник Гражданской войны. В конце 1920-х гг. учился в немецкой военной академии. В 1930 г. был назначен 1-м заместителем наркома по военным и морским делам. Затем командующий Белорусским военным округом. Прирождённый командир, воспитатель войск, Уборевич внедрял в боевую подготовку все новейшие достижения военной науки и практики, терпеть не мог самодовольных неучей, не желавших повышать свой профессиональный уровень, единственным достоинством которых было рабоче-крестьянское происхождение. Он всячески настаивал на необходимости постоянной учёбы, требовал воспитывать культурного командира, чем вызывал крайнее раздражение у бывших фельдфебелей, считавших, что они и так уже достигли предельных высот в военном искусстве.
В то же время в Белорусском округе под руководством Уборевича выросли талантливые командиры, ставшие видными полководцами Великой Отечественной войны: будущие маршалы Г.К.Жуков, И.С.Конев, К.А.Мерецков и др.
Уборевич в совершенстве освоил оперативно-тактическое искусство. «Он был в полном смысле слова военный человек, - писал маршал Г.К.Жуков. - Внешний вид, умение держаться, способность коротко излагать свои мысли-всё говорило о том, что И.П.Уборевич незаурядный военный руководитель».
В 1935-1936 гг. Уборевич отказался от должности заместителя наркома обороны по авиации. Некоторые комкоры и командармы сочли такое поведение открытой демонстрацией недовольства и нежелания работать с Ворошиловым. И Якир, и Уборевич в кругу своих соратников неуважительно высказывались о наркоме, считали, что их незаслуженно обошли, не присвоив им звания маршалов. В 1937 г. репрессирован.
Я.Б.Гамарник (1884-1937) – заместитель Народного Комиссара Обороны, руководитель Политуправления РККА. Покончил самоубийством в 1937 году
А.И.Корк (1887-1937)– военспец, командующий армиями в период Гражданской войны, командарм 2-го ранга (1935), начальник Военной Академии РККА им.Фрунзе, член ЦИК СССР, член ВКП(б) с 1927 года. Во время 1-й мировой войны был на штабных должностях, подполковник. Расстрелян в ходе репрессий в РККА (1937).
В.М.Примаков(1897-1937) – В 1914 вступил в РСДРП, большевик. Награжден двумя орденами Красного Знамени (1920, 1921). Поддерживал дисциплину с помощью карательных мер. Образование получил на Высших военно-академических курсах (1923). В 1933-1935 - зам. командующего Северо-Кавказским военным округом, зам. инспектора высших военно-учебных заведений. С 1935 зам. командующего Ленинградским военным округом. В1937 приговорен к смертной казни. Расстрелян. В 1957 реабилитирован.


Чтобы понять, как складывались взаимоотношения в среде высшего командного состава Красной армии в 1930-ые годы, почему самые талантливые из них были репрессированы, учащимся предлагается самостоятельно проанализировать следующие свидетельства, принадлежащие одному из самых талантливых военных руководителей Иерониму Петровичу Уборевичу: Приложение2 .
Учитель подводит итоги обсуждения источника. И приводит дополнительные факты, характеризующие взаимоотношения в Красной армии:
Комкор И.С.Кутяков упомянул в своем дневнике об одном таком случае: «2 марта 1936 г. Маршал Тухачевский вел почти 100% решительную атаку по Вор. + Егор. + Якир + Уборевич». Это можно понять так, что в этот день Тухачевский раскритиковал проводимую Ворошиловым политику и его в этом поддержали маршал А.И.Егоров и командармы 1-го ранга И.Э.Якир и И.П.Уборевич. Вывод Кутякова о роли Ворошилова в развитии РККА был беспощаден: «75 марта 1937 г. Куйбышев. Пока "железный" будет стоять во главе, до тех пор будет бестолковщина, подхалимство и всё тупое будет в почёте, всё умное будет унижаться».
Все в армии знали о постоянных разногласиях по вопросам военной теории и практики между дилетан­том Ворошиловым и его заместителем Тухачевским, являвшимся признанным военным теоретиком. Сталин умело играл на этих противоречиях, поддерживая то одного, то другого.
Надо сказать, что командный со­став Красной Армии в 1930-е гг. продолжал негласно делиться на своеобразные землячества, соперничавшие друг с другом. Это пошло ещё с Гражданской войны. Бывшие чапаевцы, щорсовцы, котовцы, примаковцы, будённовцы время от времени собирались отдельно от других, вспоминая прошлое, обсуждая современное по­ложение в армии. Имело место скрытое соперничество, продвижение на командные должности людей из своей группировки. Однако и внутри этих групп отношения не были идиллическими. Ветераны никак не могли поделить прошлую славу, считали себя обойдёнными наградами и должностями. Временами их соперничес­тво обострялось, и Сталин умело пользовался этим.
В кругах высших военных высказывалась мысль о необходимости замены наркома обороны. Ворошилов знал об этих настроениях части военной элиты, но покровительство Сталина гарантировало его от лю­бых шагов конкурентов. Высказывания против своего протеже и попытки военных поставить перед высшим политическим руководством страны вопрос о замене главы военного ведомства Сталин рассматривал как вмешательство военных в прерогативы Политбюро, чего диктатор допустить не мог, однако до лета 1936 г. никаких оргвыводов не делал.
3. Начало репрессий в армии. В чём подлинная причина репрессий? Почему Сталин не побоялся накануне войны уничтожить лучших командиров Красной армии?
В августе-сентябре 1936 г. произошли важные события: процесс Г.Е.Зиновьева и Л.Б.Каменева завершился их расстрелом, на должность наркома внутренних дел вместо Г.Г.Ягоды был назначен Н.И.Ежов. Скоропос­тижно скончался видный военачальник, начальник противовоздушной обороны (ПВО) командарм 1-го ранга С.С.Каменев, и были проведены аресты среди военных.
Раньше других арестовали членов ВС НКО комкоров В.М.Примакова, С. А.Туровского и советско­го военного атташе в Англии В.К.Путну. Этим троим деятелям Гражданской войны предъявили обвинение в участии в «боевой группе троцкистско-зиновьевской контрреволюционной организации».
Свыше девяти месяцев они провели в тюрьме, где от них требовали сознаться в подготовке военного переворота и назвать сообщников из числа высших военачальников.
Но до мая 1937 г. следователям НКВД не удалось этого до­биться. Первые аресты трёх комкоров не рассматрива­лись военачальниками как начало крупномасштабной чистки армии. Лишившись трёх своих членов, ВС НКО продолжал функционировать. Никаких явных призна­ков недоверия к военной элите Сталин и Ворошилов не демонстрировали.
После февральско-мартовского (1937 г.) Пленума ЦК ВКП(б) Арестованы: Тухачевский М.Н., Якир И.Э.,
Уборевич И.П., Корк А.И., Эйдеман Р.П., Фельдман Б.М. Так было положено начало массовым репрессиям в армии. С 1937 г. по осень 1938 из 733 человек высшего командно-политического состава вооружённых сил погибло 579 человек.
Чтобы разобраться в событиях 1937-1938 гг, понять, что двигало Сталиным, как оценивали происходящее современники, учитель предлагает учащимся выполнить индивидуально познавательные задания по представленным документам: Приложение 2 и Приложение 3 .

После обсуждения ответов учащихся, учитель предлагает сделать выводы:
1. Какова подлинная причина репрессий в Красной армии?
2. Почему Сталин не боится, что репрессии сильно ослабят армию накануне войны?
3. Почему общество не осуждает массовые аресты, а воспринимает их как должное?

Литература:

  1. Американским языком не владею. Свидетельства о репрессиях в Красной Армии в 1937-1938 гг. – Газета «История», №21, 1-15 ноября 2007:
  2. А. Печёнкин «Земля – пыль – ветер, и всё!». – Газета «История», №21, 1-15 ноября 2007
  3. Школьная энциклопедия «История России. 20 век». – М. «Олма Пресс» Образование, 2003

Причин тому было несколько. Во-первых, ее солдаты и офицеры символизировали мощь относительно молодого Советского государства, буквально за несколько лет превратившегося из разоренной войнами, нищей аграрной страны в индустриальную державу, способную, как казалось, постоять за себя. Во-вторых, это был один из наиболее обеспеченных слоев населения.

Например, инструктор авиационного училища, кроме полного содержания (обмундирование, обеды в столовой, транспорт, общежитие или деньги на аренду жилья), получал очень высокую зарплату — около семисот рублей (буханка белого хлеба стоила один рубль семьдесят копеек, а килограмм говядины первого сорта — двенадцать рублей). А ведь в стране карточную систему распределения продовольствия отменили только в конце 30-х годов.

Трудно было купить более или менее приличную одежду. Зимой люди носили «перелицованную», то есть переделанную из старой, еще дореволюционной, одежду, летом щеголяли в старой красноармейской форме или надевали полотняные брюки и парусиновые туфли. В городах жили скученно — по пятьдесят семей в бывших барских квартирах, а новое жилье почти не строилось. Кроме этого, для выходцев из крестьянской среды служба в армии давала шанс повысить свое образование, овладеть новой специальностью.

Вспоминает командир танка лейтенант Александр Сергеевич Бурцев: «Каждый из нас мечтал служить в армии. Я помню, после трех лет службы из армии возвращались другими людьми. Уходил деревенский лопух, а возвращался грамотный, культурный человек, отлично одетый, в гимнастерке, в брюках, сапогах, физически окрепший.

Он мог работать с техникой, руководить. Когда из армии приходил служивый, так их называли, вся деревня собиралась . Семья гордилась тем, что он служил в армии, что стал таким человеком. Вот что давала армия». На этом фоне легко воспринималась пропаганда о непобедимости Красной Армии. Люди искренне верили, что «врага будем бить малой кровью на чужой территории».

Грядущая новая война — война моторов — создавала и новые пропагандистские образы. Если десять лет назад каждый мальчишка представлял себя верхом на коне с шашкой в руке, мчащимся в стремительной кавалерийской атаке, то к концу 30-х годов этот романтический образ был навсегда вытеснен летчиками-истребителями, сидящими в скоростных монопланах, и танкистами, управляющими грозными приземистыми боевыми машинами.

Пилотировать истребитель или расстреливать врага из танковой пушки в будущей неизбежной войне было мечтой тысяч советских ребят. «Ребята, айда в танкисты! Почетно же! Едешь, вся страна под тобой! А ты — на коне железном!» — вспоминает командир взвода лейтенант Николай Яковлевич Железнов.

Летчики и танкисты даже внешне отличались от основной массы военных. Летчики носили униформу синего цвета, а танкисты — серо-стального, так что их появление на улицах городов и поселков не оставалось незамеченным. Они выделялись не только красивой униформой, но и обилием орденов, в то время бывших огромной редкостью, потому что были активными участниками многих «малых войн», к которым СССР имел тайное или явное отношение.

Их прославляли в фильмах — таких, как «Горячие денечки», «Если завтра война», «Истребители», «Эскадрилья номер пять» и др. Романтичные образы танкистов и летчиков создавали такие суперзвезды советского кино, как Николай Крючков, Николай Симонов. Крючков в «Трактористах» играет демобилизовавшегося танкиста, для которого «на гражданке» открыты любые дороги. Ключевой момент фильма — рассказ его героя, Клима Ярко, колхозникам о скорости и мощи танков.

Картина завершается сценой свадьбы танкиста и лучшей девушки колхоза. В финале вся свадьба поет популярнейшую песню тех времен: «Броня крепка и танки наши быстры». «Горячие денечки» рассказывает о танковом экипаже, остановившемся для ремонта в деревне. Главный герой — командир экипажа. Он — бывший пастух. Только служба в армии открыла перед ним широкие перспективы. Теперь его любят самые красивые девушки, на нем роскошная кожаная куртка (до середины 30-х годов советские танковые экипажи носили черные кожаные куртки из «царских» запасов). Разумеется, в случае войны герой будет громить любого врага с той же легкостью, с какой покорял женские сердца или достигал успехов в боевой и политической подготовке.

«Русское оружие» - Зерцало. XVII век. Чалдар (конский убор). XVI век. Панцирь чешуйчатый. XI век. Шлем с полумаской и бармицей. XII-XIII века. Колющее оружие. Шлемы. Доспехи из пластин и чешуи. Колонтарь. XIV век. Юшман. XVI век. Тегиляй. XVI век. Лучник. XVI век. Щиты. Мечи и сабли. Лучник. XIII век. Ратник. XII век.

«Герои Отечества» - Осмысление понятия. Герои мирной жизни. Героями не рождаются, героями становятся. Г – гражданин, гордость. Работа в группах. Ими гордится Россия. Стадия вызова – подводящий диалог. Герои России. Валентина Федоровна Чекмарева. Параолимпиада в Ванкувере. Работа со словарной статьёй. Цель. О- особенный.

«Дни воинской славы России» - Тест № 1 по теме «Основы военной службы». Дибич И.И. Удостоен многих русских наград. Барклай-де-Толли М.Б. А ленинградцы тихо плачут. Блестяще воевал с турками и французами. Россия – Русь, храни тебя, храни. О днях воинской славы (победных днях) России. В разные годы был послом России в Константинополе и в Берлине.

«Человек герой» - Соседская Аня в панике назад повернула, Женя в дыму и не заметила. Прикрывая огнём спасение заложников, лично уничтожил одного террориста. Деревянный барак вспыхнул. Террористы немедленно открыли по убегавшим автоматный и пулеметный огонь. - высшее звание в Российской Федерации. План проекта. Какие люди достойны звания герой России?

«Боевые традиции» - Защита Отечества – почетный долг гражданина. Проблема: Почему современные молодые люди не хотят служить в армии? «Технология «Мозговой штурм». Все идеи рассмотрите критически - 3 мин. Передаваясь из поколения в поколение, боевые традиции умножаются, развиваются и живут. Основное правило – никакой критики на первом этапе!

«Героическая история России» - День защитника Отечества – это праздник, который объединяет поколения. Вечный огонь у Могилы Неизвестного солдата. Вооруженные Силы Советского Союза разгромили противника. Дмитрий Донской. Нет чести выше, чем носить русский мундир. Истории героические страницы. Заслуга Дмитрия. Красный флаг реет над поверженным Рейхстагом.

Всего в теме 19 презентаций