Каково положение русского языка среди других языков мира. Северные говоры Южные говоры

Презентация на тему: Происхождение языков. Место русского языка среди других



















1 из 18

Презентация на тему: Происхождение языков. Место русского языка среди других

№ слайда 1

Описание слайда:

Тема: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКОВ. МЕСТО РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДИ ДРУГИХ План:1. Описание языков в древнем мире и в средние века.2. Философия языка в Новое время.3. Возникновение сравнительно-исторического языкознания.4. Генеалогическое древо языков мира.5. Генеалогическое древо славянских языков.6. Великие имена в языкознании.

№ слайда 2

Описание слайда:

1. Описание языков в древнем мире и в средние века Древнейшие грамматики возникли в Индии и Греции.ИНДИЯ: 5 – 6 века до н. э. – описание фонетики и словообразования древнеиндийского литературного языка - САНСКРИТА.ГРЕЦИЯ: в 4 веке до н. э. была разработана классификация частей речи, определены многие грамматические категории, создана грамматическая терминология.КИТАЙ: на рубеже нашей эры были созданы учения о фонетике, о тонах и рифмах, разрабатывались нормы орфоэпии.АРАБСКИЕ СТРАНЫ: в средние века большого развития достигло арабское языкознание, наиболее ярким достижением которого было создание словарей разного типа. Создаются грамматики древнееврейского языка, осмысляется близость арамейского, древнееврейского и арабского языков.Теоретическими проблемами языка в древнем мире и в средние века занимались философы и логики. В центре внимания была проблема происхождения языка. Обсуждался вопрос: рождается ли слово вместе с вещью или создается человеком, который и присваивает вещи ее название?

№ слайда 3

Описание слайда:

2. Философия языка в Новое время В Новое Время, в период создания национальных государств, в Европе возрос интерес к национальным языкам. В 16 – 17 веках создаются грамматики европейских языков, в том числе и первая славянская грамматика.РАЦИОНАЛИЗМ как философия (Декарт) – в основе научного познания. В свете теории рационализма в 17 веке была создана «Всеобщая рациональная грамматика» (Антуан Арно и Клод Лансло). Главное ее положение о том, что язык основан на разуме и связан с мышлением. Категории разума едины для всего человечества, универсальны, хотя и выражаются на разных языках по-разному. В основу описания авторы положили категории логики. Направление в изучении и описание языка получило название ЛОГИЗМА.

№ слайда 4

Описание слайда:

3. Возникновение сравнительно-исторического языкознания ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: развитие мореплавания, торговли, колониальных захватов. Как результат – знакомство с большим числом неведомых ранее языков, на которых говорили народы Азии, Африки, Америки. Христианские миссионеры, которые поселялись в среде порабощенных народов с целью обращения последних в христианство, вели записи языкового материала. Материал стекался в европейские столицы и публиковался.18 век – обсуждение мысли о существовании родственных и неродственных языков. М.В. Ломоносов указал на сходство славянских и балтийских языков.Конец 18 – начало 19 века – знакомство европейских ученых с древнеиндийским литературным языком – САНСКРИТОМ. Неизвестный до того времени в Европе язык оказался очень близким к хорошо знакомым латинскому и греческому. Народы – носители этих языков - не имели контактов на протяжении тысячелетий, а слова и их формы совпадали. Этот факт привел ученых к мысли о происхождении санскрита и европейских языков от одного праязыка, который когда-то распался и породил семью родственных языков.ОСНОВАТЕЛИ сравнительно-исторического языкознания: немцы Франц Бопп, Якоб Гримм, датчанин Расмус Раска, русский лингвист А.Х.Востоков.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Индоевропейская Анатолийская (древние языки Малой Азии)Индоарийская (древний ведийский, санскрит, урду (Пакистан) хинди, бенгали, непали, парья)Иранская (осетинский, персидский, (фарси), скифский, афганский (пушту, дари), таджикский, курдский)Армянский языкАлбанский языкГреческая (византийский, греческий)Романская (итальянский, румынский, молдавский, латынь, французский, испанский, португальский, эсперанто)Кельтская (галльский, бретонский, уэльский, ирландский, шотландский, кельтский (Испания))Германская:восточно-германская (готский),западно-германская (немецкий, английский, идиш, голанский, африкаанс)северно-германская (скандинавские: датский, шведский, норвежский)Балтийская (прусский, литовский, латышский)Славянские

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

6. Великие имена в языкознании ВИЛЬГЕЛЬМ ГУМБОЛЬТ – немецкий филолог и философ начала 19 века. Основатель общего языкознания. Сформулировал важнейшие проблемы языкознания: сущность языка, язык и мышление, происхождение языка, язык и народ, язык и культура, язык и речь, субъективное и объективное в языке и др. Разделял философские идеи Гегеля: был идеалистом и диалектиком (признавал существование божественного начала, человеческой души, народного духа и язык воспринимал как развивающееся явление). Значение ГУМБОЛЬТА – он впервые охватил единым взором широчайший круг теоретических проблем языкознания и определил содержание нового раздела лингвистики, получившего название «общее языкознание.

№ слайда 14

Описание слайда:

ГЕЙМАН ШТЕЙНТАЛЬ – немецкий языковед середины-конца 19 века развивал психологическое направление в языке. Язык в его понимании – это выражение осознанных внутренних психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков. Изучение языка должно опираться на психологию, а не на логику, как это было раньше. Язык, по мысли Штейнталя, продукт деятельности не отдельного человека, а общества. Изучение языка приводит к пониманию законов духовной жизни в коллективах, через типы языка познаются типы мышления и культуры народов.

№ слайда 15

Описание слайда:

АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ ПОТЕБНЯ (середина – конец 19 века) - крупнейший представитель психологизма в России, выдающийся языковед-теоретик, историк славянских языков. Разработал проблему связи языка и мышления. Утверждал:Язык мог возникнуть только вместе с мыслью.Язык развивается только в силу потребностей мысли.Мысль бессознательно стремиться к созданию новых категорий.Новые языки более совершенны, чем древние, потому что заключают в себе больший капитал мысли.

№ слайда 16

Описание слайда:

ФИЛИПП ФЕДОРОВИЧ ФОРТУНАТОВ (начало 20 века) – основатель Московской лингвистической школы сравнительно-исторического языкознания. Он утверждал, что праязык, из которого развились языки индоевропейской семьи, уже состоял из диалектов, потому что на нем говорил народ, уже делившийся на племена. Дробление праязыка не могло быть только последовательным разъединением, народы могут не только расходиться, но после разъединения они могут вновь сойтись и вновь разъединиться в другом соотношении. То же будет происходить и с языками.

№ слайда 17

Описание слайда:

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ (конец 19 – начало 20 века) – выдающийся польский и русский лингвист, основатель Казанской и Петербургской лингвистических школ. Психологическую сторону языка он осмыслил с материалистической точки зрения.Утверждал:Язык есть результат деятельности мозга, его различных отделов.Для науки важнее изучать язык живой, нежели исчезнувший.Языковые явления нужно изучать в той системе, в которой они даны говорящему.Бодуэну де Куртенэ принадлежит открытие фонемы как позиционного чередования звуков.

№ слайда 18

Описание слайда:

ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР – великий швейцарский лингвист, современник Бодуэна де Куртенэ. Впервые разграничил ЯЗЫК и РЕЧЬ.Утверждал:К языку относится все психическое. Язык - факт коллективной психологии, коллективного сознания.К речи относится все физическое и физиологическое.Для устройства языка несущественны внешние факторы жизни людей.Язык состоит из знаков, образующих систему. Знаки существуют одновременно, синхронно, поэтому языкознание должно стать синхроническим, а не диахроническим.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Глава 1. Возникновение языка Долгое время лингвисты считали, то вопрос о происхождении языка решается только после абстрагирования его от процессов речевой деятельности. Поэтому с середины XIXв. они регулярно сопоставляли схемы разных языков и строили схемы для сведения их к форме, которую можно было считать их общим предком. Совокупность таких форм называли праязыком. Языки, имеющие одного и того же предка, стали именоваться генетически родственными. Так возникли понятия об индоевропейской, семито-хамитской, нигеро-кордофанской и многих других семьях. С помощью того же метода индоевропейская, семито-хамитская, картвельская, уральская, дравидийская и алтайская семьи были возведены к праязыку следующего уровня. Их стали называть ностратическими (от лат. слова nostrum- наш) - одна из макросемей. Затем появились гипотезы о дальнейшем расширении ностратической общности языков. На основании опыта, накопленного в индоевропеистике и ориенталистике, выявляются процессы, характеризующие речевую деятельность человека с точки зрения устройства его органов речи и решаемых им коммуникативных задач. Наблюдение за динамикой их развития (ослаблением, исчезновением, консервацией, возникновением, усилением) позволяет поставить в зависимость от них всевозможные изменения, которые происходят в языках и приводят к преобразованиям как отдельных слов или грамматических категорий, так и языковой системы в целом. Вместе с ней трансформируется вербальное сознание, становится иной философская (физическая) картина мира, потому что понятия, лежащие в ее основе, базируются на языке, присущих ему категориях и усваиваемом с детства способе отражения объективной действительности. Описывая этапы развития речевой деятельности "от нуля" до сегодня, от элементарных процессов к все более сложным, мы получаем инструмент для проникновения в тайны процесса формирования категорий нашего мышления, который позволяет как бы перенестись в то время, когда они создавались, и следовать за ними на всём пути их развития. При замене ретроспективного движения проспективным, у нас появляется средство для проникновения в будущее и составления научного прогноза о том, каким будет наш язык завтра, как будут эволюционировать категории мышления, в каком направлении будет перестраиваться философская или физическая картина мира, какие методологии будут определять развитие науки в новом тысячелетии.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Презентация для использования на вводном уроке русского языка в 9 классе. Цель использования: не только объяснить основные понятия, связанные с функционированием русского языка в современном мире, но и коснуться темы "Богатство русского языка", чтобы облегчить подготовку учеников 9 класса к ГИА, к написанию сочинения-рассуждения о возможностях языка как системы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Международное значение русского языка

Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди обмениваются информацией, передают свои мысли, чувства, желания. Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Язык тесно связан с мышлением, сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. С помощью языка люди передают свой опыт от поколения к поколению.

Русский язык в современном мире. Русский язык в современном мире выполняет три функции: 1. национальный язык русского народа 2. средство межнационального общения в Российской Федерации и СНГ 3. один из мировых языков

Русский язык – один из семьи так называемых индоевропейских языков, относится к славянской ветви, восходящей к одному языку-предку – праславянскому. Все славянские языки принято делить на три группы: восточнославянские (русский, украинский, белорусский) з ападнославянские (польский с кашубским, чешский, словацкий и серболужицкие языки) ю жнославянские (болгарский, македонский, сербохорватский и словенский)

Генеалогическое древо языков

Русский язык – язык русской нации. Русский язык имеет длительную и сложную историю. Начало сложения национального языка относится к 17 веку, а завершение – к 1-м десятилетиям 19 века. С Пушкина начинается современный русский литературный язык. Велик вклад в обогащение языка также русских классиков 19-20 веков. История языка связана с историей народа. В связи с общим распространением грамотности и подъёмом культурного уровня населения литературный язык стал основным средством общения русской нации

Современный русский литературный язык обладает следующими важными свойствами: 1) способность выразить все знания, накопленные человечеством, т.е. язык применим во всех областях деятельности человека; 2) общеобязательность его норм как образцовых для всех, кто им владеет и пользуется; 3) стилистическое богатство, основанное на наличии разнообразных вариантов для обозначения одних и тех же значимых единиц, и средства выражения особых значений, уместных только в определённых речевых ситуациях.

Русский язык - средство межнационального общения в Российской Федерации Российская Федерация – многонациональное государство. Все национальные языки равноправны. Народы нашей страны пользуются русским языком как средством национального общения. Владение русским языком наряду с родным необходимо для обмена информацией в различных областях, помогает решать задачи общегосударственного, экономического и культурного развития многонациональной страны

Русский язык – один из мировых языков Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины ХХ века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Распространение русского языка географически и территориально было во многом следствием деятельности Российской империи, затем СССР, а ныне Российской Федерации, которая является крупнейшим по площади суверенным государством планеты. Подобный мировой статус русского языка был закреплён в ООН, где русский является одним из рабочих языков

Языки, считающиеся международными, или мировыми, обладают следующими признаками: 1) большое количество людей считает этот язык родным; 2) среди тех, для кого этот язык не является родным, есть большое количество людей, владеющих им как иностранным или вторым языком; 3) на этом языке говорят во многих странах, на нескольких континентах и в разных культурных кругах; 4) во многих странах этот язык изучается в школе как иностранный; 5) этот язык используется как официальный язык международными организациями, на международных конференциях и в крупных международных фирмах.

Мировые языки Международный язык - язык, который может быть использован для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. Для обозначения этого понятия также используется термин мировой язык. В современном мире выделяется от 7 до 10 международных языков. После Второй мировой войны, и особенно с начала 90-х годов ХХ века (совпадающих с датой распада СССР), наиболее распространённым международным языком стал английский.

Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм В Организации Объединённых Наций (ООН) только 6 официальных языков: английский, французский, арабский, китайский, русский испанский.

В определении состава мировых языков учитывается не только число говорящих на нём, но и авторитет, роль страны этого языка в истории и современности; богатство и сформированность национального языка, обладающего длительной письменной традицией, установившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в грамматиках, словарях, учебниках.

Что значит «»богатство» языка? Основой литературного языка являются его стилистически нейтральные средства, т.е. те элементы языка, которые употребляются во всех формах общения, не содержат никаких оценок, в прямых и некоторых переносных значениях выражают понятия, отражающие определённые явления бытия и восприятия их людьми (например, наука, стол, ходить, темно, зелёный)

Такие слова общеприняты и нормативны в любых условиях общения.

Остальная четверть имеет разную стилистическую окраску, которая придаёт языку всевозможные оттенки выразительности. Волосы (волосёнки, патлы?) Блондинистые Светлые Светленькие Белокурые Соломенные Выгоревшие

Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика - обладает ими. Первый критерий богатства речи - это количество слов, которые мы используем. Но не только количество, а прежде всего умение использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску.

Богатство лексики Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи.

Источником богатства речи являются также синонимические ряды слов.

В фонетике такими средствами являются звуки, их подбор и сочетание (аллитерация, ассонанс), богатейшие особенности русской интонации. Швед, русский – коле т, р у б и т, р е ж е т. Б ой б а р а б анный, клики, с к р е ж е т, Гр ом п ушек, т о п о т, рж анье, ст он, И с ме рт ь, и а д с о в с ех ст о р он. (А.С.Пушкин «Полтава»)

Богатство словообразовательных морфем. Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов, приставок. Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерье), другие - уменьшительно-ласкательную (сынишка, бабуля).

Словообразовательное богатство языка старичок старик старикашка

Русский язык богат синтаксическими образными средствами Интонация придает синтаксическим конструкциям естественность, эмоциональность звучания. Веками отшлифована в языке инверсия: Унылая пора! очей очарованье! (А. Пушкин.) Она придает стихотворению больше экспрессии, эмоциональности, меняет его интонацию. Риторический вопрос, риторическое (поэтическое) обращение создают особую эмоциональность, разговорный колорит: Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов)

Популярность русского языка в мире Богатство русского языка и созданная на нём величайшая литература вызывают интерес к этому языку во всём мире. Его изучают не только студенты и школьники, но и взрослые люди. Популярности русского языка содействуют не только писатели- классики, но и известные русские политики.

Так например, знаменита ситуация с высказыванием Первого секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР Никиты Сергеевича Хрущёва (1894-1971) в адрес вице-президента США Ричарда Никсона (1959 г): В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжёлые последствия. Мы вам покажем кузькину мать! В России после этого сложилась легенда о том, что эти слова советского лидера американцам, якобы, перевели буквально, как «мать Кузьмы», и жители Америки решили, что так называется какое-то новое секретное оружие русских. На самом деле переводчик советского лидера перевёл это выражение, естественно, иносказательно: Мы покажем вам, что есть что. Оригинал звучавшей фразы на английском языке был таков: We shall show you what is what .

Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования наблюдались с давних пор. Ещё в 16-17 веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, боярин, кафтан, изба, балалайка, копейка, блин, квас и др. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан, частушка и др. Как свидетельство внимания к изменениям в общественно-политической жизни России в языки народов мира вошли такие русские слова, как гласность, перестройка.

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны ещё в 1967 году в Париже была создана эта ассоциация. Она издаёт в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.


Слайд 1

Русский язык в современном мире.
1.Русский язык –государственный язык РФ 2.Русский язык как национальный язык русского народа 3.Русский язык как средство межнационального общения 4.Русский язык среди других языков мира

Слайд 2

12 декабря 1993 г – Конституция РФ
«Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык»

Слайд 3

2.Русский язык как национальный язык русского народа
XVII век (время образования и укрепление Московского государства) Национальный язык – это язык общенародный, он включает все разновидности русского языка: литературный язык, диалекты, жаргоны и просторечие Национальный язык связывает прошлое и настоящее Русский язык характеризуется самобытностью, своеобразием, даже заимствованные слова, попадая в русский язык обрусевают. (напр, de Lamp лампа (жен.р. 1 скл)) Русский язык – самый богатейший из языков мира

Слайд 4

3.Русский язык как средство межнационального общения
Россия – многонациональное государство, и поэтому в единое целое все народы объединяет именно русский язык Русский язык позволил приобщиться поэтам и писателям разных национальностей к русской и мировой науке и культуре, к великой русской литературе и мировым художественным шедеврам Представители малочисленных народов и этнических групп помимо обязательного русского языка изучают и родной язык

Слайд 5

4.Русский язык среди других языков мира
Входит в состав рабочих языков ООН и ЮНЕСКО Стоит на 3 месте по овладению людьми других национальностей На русском языке написаны величайшие произведения художественной литературы, которые интеллигенция развитых стран предпочитает читать в подлиннике Являясь одним из богатейших языков мира, русский язык сложно переводится из-за наличия диалектных слов (Шукшин), синонимов, паронимов, многозначных слов.

Слайд 6

РУССКИЙ ЯЗЫК
550 тыс. слов, в Вел.рус.словаре В.Даля -200 тыс. слов
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
В словаре Уэбсона – 425 тыс. слов, по последним данным – 1 млн
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
От 300 до 500 тыс слов
ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК
Полный японский словарь – 50тыс иероглифов, 2 тыс-для повседневного использования
Количество слов, входящих в состав языка
Выпускник школы – до 4 тыс. слов
Выпускник Вуза – до 8 тыс. слов
500 англ.слов – 70% литер. языка
2 тыс. слов позволяют в совершенстве пользоваться англ. яз

Слайд 7

Русский литературный язык
Высшей формой русского языка является литературный язык, т.е. обработанная часть общенационального языка, обладающая письменно закрепленными нормами. Литературный язык – это язык науки и школы, газет и журналов, документов и художественной литературы, театра, радио, телевидения. Основоположник русского литературного языка - ?? нормы
Письменный
Устный

Слайд 8

РАЗДЕЛЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
?
?
?
?
?

Слайд 9

Разделы русского языка
Фонетика - Орфоэпия - Лексика, лексикология, лексикография - Морфемика, словообразование - Морфология - Синтаксис - Пунктуация - Орфография -

Слайд 10

1.Напишите сочинение-миниатюру на тему «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия». 2.Подготовьте сообщение об одном из известных ученых-лингвистов, осветив проблемы языкознания, которые его интересовали.

«Как прекрасен этот мир» - Всё стихло, и мы вышли на улицу. Облака стали красные, оранжевые, белые, серые. Я тоже так думаю. Луга все в зелёной траве и ярких цветах. Все рады весне!!! И дети в школу учиться идут. Ведь природа у нас самая прекрасная! На деревьях появились почки. Даже может кто-нибудь загорает. Небо было красивое.

«История мира» - Трудное время. Вторая мировая война (1939-1945). Древний мир. Достижения. Новейшее время. Новое время. Благодаря чему люди смогли получить много информации о государствах Древнего мира? Изобретения 19 века. Первая мировая война (1914-1918). История первобытного мира – самая длительная эпоха в истории человечества.

«Глобальные проблемы мира» - Уничтожение лесов. Пути решения: разоружение; контроль за разоружением; мирные договоры. Какая социальная проблема в современной России наиболее остра? Дом с использованием солнечной энергии. В целом наблюдается неконтролируемый рост населения мира на 1,6 % в год. Научного характера. Особенности взаимодействия общества с природой на совре-менном этапе развития человечества.

«Путешествия по странам мира» - Самые путешествующие нации – анличане, голландцы, немцы, американцы, французы. Я ушел весной, 4 апреля 2010 года. Я вернулся весной, 16 мая 2011 года. Начало. Внутренние открытия. Глобальный взгляд. Мир не опаснее России. Любимое. Были ли мы слишком категоричными... Может быть. Новый сайт В начале июня на сайте godvesny.ru пройдут изменения.

«Ресурсы стран мира» - Проблема обезлесения планеты! Ландшафтные. Отсутствие лесовосстановительных работ в России и в развивающихся странах. Сельскохозяйст-венные угодья. Агроклиматические ресурсы мира. Внимание опасность: земельные ресурсы мира сокращаются! Холодный пояс. Фосфориты. 50 % вырубленного леса в развивающихся странах идёт на дрова.

«Языки мира» - Русский язык – 13 Английский – 8 Немецкий – 1 Английский, русский - 1. Английский Арабский Испанский Китайский Русский французский. Роль иностранного языка в современном мире. Международные языки. Какой язык является языком международного общения? Изучайте иностранный язык! Сколько языков существует на Земле?