Искусственные государства.  Искусственно созданные «нации Республика Кугельмугель внутри круглого дома и лидер в изгнании

Очевидно, что Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения и Казахстан – это искусственные государства. Они были созданы в два этапа. На первом этапе интернациональное крыло партии большевиков, которые находилось под полным контролем «финансового интернационала», провело национально-территориальное размежевание территории Великой России. Иосиф Сталин приглушил опасные процессы создания национальных элит, интеллигенции пропитанной русофобией. Однако из-за массы других первоочередных задач и проблем, опасное деление СССР на национально-территориальные единицы не было ликвидировано. После смерти красного императора процессы гниения усилились, советские республики стали оплотом для скрытой «пятой колонны», людей, которые мечтали стать местечковыми президентами, ханами, баями, князьями. Очевидно, что жизнь основной массы населения в странах Средней Азии, из-за разрушения СССР только ухудшилась, как в плане безопасности, так и в плане деградации общих систем государства – образования и воспитания, медицины, культуры, науки, народного хозяйства и т. д. На втором этапе, волей предателей территория империи была расчленена. Горбачев, Ельцин и другие господа стали людьми, которые убили миллионы людей и разрушили здание строившееся столетиями.

Одномоментное появление искусственных среднеазиатских государств привело к множеству проблем. Москва потеряла миллионы рабочих рук. Москва бросила русских в Средней Азии, что в условиях дикого роста местечкового первобытного национализма и радикального ислама, привело к большой трагедии (она ещё не завершена). Российская Федерация и её население получили прозрачные границы на юге и поток наркотиков, контрабандных товаров. Только наркотики уносят жизни тысяч людей ежегодно. Россия получила проблему роста этнической преступности, появления этнических мафий, вместе с ростом среднеазиатских общин. Деградация экономики в странах Средней Азии привела к росту притока мигрантов в РФ. Россия потеряла ряд важных месторождений природных ресурсов. Уход России из региона привёл к экономической экспансии западных корпораций, Китая, и ряда стран исламского мира.

В области военной безопасности мы получили угрозу возникновения Среднеазиатского фронта глобальной войны. В среднесрочной перспективе угроза военного конфликта в Средней Азии, который затронет Россию и её союзников по ОДКБ, очень вероятна. России, как минимум, придётся защищать территорию Казахстана. Последние из стран среднеазиатского региона только подтверждают это мнение. Все страны региона имеют как внутренние предпосылки для конфликта, так и внешние. Источниками внутренних конфликтов является социальная напряженность, деградация экономике в некоторых странах (она не может прокормить наличное население), клановая и региональная конкуренция (наиболее явно в Таджикистане, Киргизии и Узбекистане), этнические противоречия (узбекско-таджикские, киргизко-узбекские), проблема воды и наличия земель сельскохозяйственного назначения.

Так, из-за перестрелки на границе, которая имела место 17 июля, Узбекистан и Киргизия уже технически оказались в состоянии войны. Узбекистан заявил, что киргизские пограничники совершили «вооруженное бандитское нападение». Инцидент произошел вечером 17 июля, когда на неразмеченной территории местные жители пытались ремонтировать дорогу и привлекли внимание пограничников двух государств. Пограничники потребовали приостановить работы, однако мирные жители заняли агрессивную позицию и отказались остановить работы. Исчерпав словесные аргументы, узбекские военнослужащие открыли предупредительный огонь, после чего началась перестрелка между пограничниками. Кто первым применил оружие на поражение, пока неизвестно. Один узбекский пограничник был убит, другой тяжело ранен. Ташкент возложил ответственность за инцидент на Бишкек. Киргизские власти выразили протест Ташкенту. Заявление Ташкента приводит к тому, что факт агрессии можно интерпретировать как состояние войны. В этом случае Узбекистан оставляет за собой полное право начать ответные действия. Ясно, что в настоящее время войны не будет, но это пока. В следующий раз ситуация может перейти в стадию серьёзного вооружённого конфликта. Провокация на границе очень часто становится поводом к полномасштабной войне.

Имеются и серьёзные внешние предпосылки для войны в среднеазиатском регионе:

Стратегия Соединенных Штатов и части западных элит на разжигание пожара в Евразии и Африке. Огромные территории от стран Центральной Африки до границ России, Индии и Китая пытаются превратить в «море огня». Страны Средней Азии - это своего рода «слабое звено», которое принесёт массу проблем как России, так и Китаю, Ирану.

Экспансия радикального ислама. На этом поле играет Саудовская Аравия, Катар, есть и интересы Турции. США также поддерживают радикальных исламистов, находясь с ними в стратегическом союзе. Радикальный ислам – это таран, с помощью которого разрушают традиционные, светские государства. Неофеодальные обломки проще вписать в Новый мировой порядок, чем крупные государства.

Россия, играя по правилам Запада, получила на юге нестабильный, опасный регион, который в любое время может привести к необходимости создания Среднеазиатского фронта. Единственный выход – это вернуться в Среднюю Азию, взять за неё полную ответственность, в рамках восстановления Великой России. Глупости о «кормлении Средней Азии» (Кавказа и т. п.) надо забыть. Мы и так несём ещё большие стратегические, демографические, финансово-экономические потери из-за ухода со своей территории. В ином случае Средняя Азия станет частью «Всемирного халифата», Поднебесной империи или зоной инферно вроде Сомали и Афганистана. Выбор очевиден.

7. Производные от СССР проекты

Коммунизму удалось захватить половину земного шара. Раковая опухоль коммунизма расползалась по земному шару с огромной скоростью.

Сходные с СССР проекты были порождены в Восточной Европе (Венгрия, Бавария, Ирландия, после - ГДР, ЧССР, ПНР, СФРЮ и др.), в Азии (МНР, КНР, КНДР, СРВ (Вьетнам), Кампучия и др.), в Африке (Египет, Сирия, Ирак, Афганистан и т.д.), в Америке (Куба, Чили, Венесуэла, Никарагуа и проч.).

Любопытно, что все клоны СССР либо уже разрушены самой жизнью, либо находятся в стадии деградации, ибо подобное проходит и подобный путь.

Советские проекты разрушаются по единой схеме, заложенной в саму большевистскую конструкцию «нового» типа советского государства. Распались СССР, ЧССР, СФРЮ, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, СРЮ, Сербия. Советский проект продолжается в РФ и КНР, а, значит, эти клоны ждет и судьба «старшего брата» - СССР. Такова логика самой советоидной конструкции.

Главную стержневую роль выполняет только коммунистическая партия. После ее падения (мирным или военным путем) происходит распад федеративного советоидного государства или освобождение от коммунистической тирании унитарного советоидного государства (Польша, Венгрия и др.).

8. Проекты Версальской системы

Окончание Первой мировой войны привело к серьезным планетарным изменениям. Пали три христианских монархии Европы: Россия, Германия, Австрия. Также пала и Оттоманская империя.

Все Россия прекратила свое существование, будучи захвачена богоборцами-большевиками и на русской земле появился проект СССР. На часть земельных владений Российской Империи возникли самостоятельные государства (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша), часть отошла к другим странам (Бессарабия к Румынии, часть Армении к Турции и т.д.).

Австрия сохранила свою государственность, но потеряла множество владений (Венгрию, Чехословакию, южно-славянские земли).

Германия потеряла все свои колонии в Африке, Азии и Океании (все отошло Британии, Франции и США), а также часть европейских земель (Гольштения отошла Дании, часть Силезии и Померании Польше, Эльзас и Лотарингия Франции).

Оттоманская империя прекратила свое существование. В ее сердцевине возникла Турция. Ирак, Кувейт, Сирия, Иордания, Палестина, Египет, Ливия, Аравия были разделены между Францией и Британией (мандат Лиги наций - новая форма колониализма).

Все это привело к изменению европейского и мирового равновесия и породило несколько искусственных проектов.

8.1. Проект Королевство сербов, хорватов и словенцев (Югославия)

Уникальность этого проекта заключена в том, что при поддержке Франции в 1918 году по Рождеству Христову было искусственно создано новое государство из частей, кои принадлежали Оттоманской империи, Австрийской, а также из Сербии и Черногории. Никогда ранее эти части в едином государстве не жили (За исключением Римской империи и Византии).

Поэтому этот проект был искусственен изначально. Соединение в одном государстве православных сербов, черногорцев и македонцев, римско-католических хорватов и словенцев, а также магометан, оставшихся от Оттоманской империи, - породило взрывоопасную смесь.

Во время Второй мировой войны эта искусственная химера пала моментально при ударе германских войск. Впоследствии эта химер была возрождена в виде советоидного клона СФРЮ в 1945 году по Рождеству Христову и также благополучно канула в лету в 1992 году при распаде уже СФРЮ.

8.2. Проект Турция

Распад Оттоманской империи быстро привел к турецкой революции, коей активно способствовали большевики. В 1923 году Оттоманская империя пала. Огромные земельные владения, как мы уже говорили, отошли к Франции и Британии.

А вот сама Турция становилась светским государством. Ислам переставал быть государственной религией, а оставался уделом частной жизни. Впрочем, как и все революционеры младотурки начали войну с исламом: разогнали школы дервишей, закрыли многие мечети, занялись антиисламской пропагандой.

Самым значительным изменением стало упразднение Халифата. Титул халифа (защитник всех магометан) по совместительству многие столетия носил оттоманский султан. Теперь в магометанском мире халифа нет, как нет и халифата…

Конституционно Турция охраняется от магометанского реванша армией, которая должна пресекать такие попытки. В итоге, в современной Турции постоянно проходят исламские эксцессы, подавляемые властями.

Удержанием в составе Турции Константинополя турки обязаны большевикам.

8.3. Остальные проекты Версальской системы

К остальным проектам следует отнести создание независимых государств на обломках Российской, Австрийской, Германской и Оттоманской империй.

Причем, если часть государств вернули себе независимость после многих лет негосударственного жития (Финляндия, Польша, Литва, Чехословакия, Венгрия), часть ее приобрели неожиданно (Эстония, Латвия), ибо ранее никогда не имели ее.

Впрочем, создание карликовых государств, а также явный неучет интересов Германии, спровоцировали в конечном счете и Вторую мировую войну в Европе.

После Второй мировой войны все эти новые европейские государства (за исключением Финляндии) насильно вошли в проект СССР.

Искусственное создание никогда ранее не существовавших наций/народов весьма злободневно сейчас, так что пройдемся (кратко) по этой теме, начнем с Европы:– бельгийцы - понятно, зачем и почему создано такое нелепое государственное формирование как Бельгия в 1830 году (ослабить Голландию, на всякий случай и одновременно не отдать кусок Франции - после Наполеоновских войн). Итог - с упрощенно-бытовой точки зрения валлоны ездят на фламандцах, но исправить положение никто не даст - Брюссель столица НАТО и ЕС.

югославы - проект не удался, при стабильности вокруг народ там еще уживался друг с другом, но при любом внешнем кризисе - начинали с наслаждением резать друг дружку. И это при том, что народности этнически и по языку составляют одну общность (кроме македонцев и словенцев), но история дала им разные религии и ментальность… Результат - страна распалась.

румыны - новая (19в.) этническая общность валахов и молдаван, административно созданная в период обьединения страны, до конца не сложилась к настоящему времени, продолжаются попытки присоединения бывшие молдаване.

турки – не путать с османами (имперская общность 15-19 вв)! Административно созданная в 1-й половине 20 в. этническая общность (К.Ататюрк: «любой живущий в Турции - турок!»), за исключением курдов - сложилась (армяне, греки, евреи и пр. переварены).

итальянцы – новая (19в.) этническая общность народностей Аппенинского п-ова, административно созданная в период обьединения страны, до конца не сложилась к настоящему времени, сейчас налицо скорее центробежные тенденции из-за большой разницы в уровнях жизни и ментальности, обусловленных ходом исторического развития.

австрийцы - один из немногих случаев выделения общности из нации (обычно - обьединение), обусловленного историко-политическими причинами - консервации Австро-Венгрии в период обьединения Германии и фатальными неудачами немцев на мировой арене.

Швейцарцев сюда причислять не стоит - они, как нация не сложились - форма конфедерации позволяет такой симбиоз.

Испанцы тоже не попали в список - хотя процессы унификации продолжились и в 20 в, там речь идет уже об остаточных процессах этногенезиса (конечно не включая сюда басконцев и окситанцев - последних, во всяком случае пока!).

Нации, созданные в Азии

В Азии у нас появились пакистанцы (а после 1971 года, наверное, и бангладешцы - ?!), на базе яванцев - индонезийцы , малайзийцы (конгломерат племен)…

В Африке процессы этногенезиса, грубо прерванные европейскими колонизаторами еще будут активно идти - как водится с миллионными жертвами, так еще им извне подбросили либерийцев !

Есть удивительные вещи в Латинской Америке - например Аргентине и Уругваю не удалось объединиться в одно государство, несмотря на этническую и историческую идентичность (за исключением деталей), калейдоскоп небольших стран Центральной Америки так же наводит на вопросы о внешнем вмешательстве. Интересно рассматривать тамошние процессы вместе с этногенезисом испанцев.

Бразилия - вообще отдельная планета и тут можно перейти к еще одному явлению - наднациональным общностям, к которы можно отнести, кроме упомянутых югославов и бразильцев :

американцев - проект в развитии.

советский народ - проект провалился.

россиян – тупиковый проект, ибо оставляет за бортом русских за границами РФ, замораживает неравноправное положение русских в стране (нет своих административно-территориальных единиц, нет де-факто признаваемых властями «диаспор», нет в Конституции закрепления и привязки исторических корней народа и т.д.).

Нельзя не вспомнить и республики бывшего СССР, не стану ворошить мусульманские республики - неохота разбираться с киргизами-казахами, узбеками, азербайджанцами-татарами и пр., вспомню:

грузин - искусственное обьединение местных народностей

– и самое богопротивное и бесчеловечное изобретение - т.н. «украинцев » - австро-венгерский проект раскола русского народа , территориально оформленный немцами Брестским миром, по тактическим соображениям поддержанный большевиками во время Гражданской войны, затем, во время стабилизации положения брошенный на самотек и так и оставленный после 1991 г., сейчас данный проект перешел в активно-кровавую фазу…

Понятно, что подобные процессы, если их запустить, могут иметь трагические последствия для государств и целых регионов, проблема в том, что это не спец операции - работают медленно, следовательно использовать их могут только сложившиеся мировые силы со своей устоявшейся идеологией , системой ценностей, четкими целями и жестким, волевым руководством…

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЫ


В тоже время преодоление раскола и последствий таких этнических диверсий позволит нам вернуть наше естественное место в мире.

Доктор исторических наук, заместитель директора Института Африки РАН Дмитрий Бондаренко рассказал «Ленте.ру», какие африканские страны можно назвать «несостоявшимися государствами», о вреде и пользе европейского колониализма, как развитие мобильной связи в мире подпитывало гражданские войны в Конго и зачем Африка нужна Китаю.

«Ресурсы Африки - это ее проклятье»

Как вы относитесь к распространенным в последнее время суждениям, что большинство африканских стран более чем за полувека независимости стали «несостоявшимися государствами» (Failed state), которым не удалось обеспечить свое полноценное существование?

Бондаренко: По поводу концепции Failed state есть не менее распространенное мнение, что она имеет сугубо идеологический характер и была специально разработана на Западе, чтобы вмешиваться во внутренние дела африканских стран. Доля истины в этом, безусловно, есть. Применение логики, что некое государство не состоялось и на него можно влиять извне, наблюдается не только в Африке и не только в связи с Западом.

На самом деле, конечно, есть смысл говорить о некоторых случаях, когда государство настолько слабо, что оказывается не в состоянии выполнять свои основные функции: оборону, правопорядок, социальную защиту населения. Но функции государства нередко смешивают со способами их выполнения. Поэтому понятие «несостоявшееся государство» часто путают с концепцией «тоталитарное государство», «авторитарное государство», иными словами, «недемократическое государство». И если в какой-нибудь стране, например, вспыхивает гражданская война, это дает повод некоторым тут же объявить ее «несостоявшимся государством». Таким взглядам, по моему мнению, не хватает исторической и социокультурной глубины.

Вы можете привести пример какого-либо государства Африки, которое в чистом виде можно считать несостоявшимся?

Сомали, конечно. Нынешнее его положение во многом обусловлено этнокультурными причинами. Страна населена скотоводческими племенами, традиционной культуре которых чужды какие-либо государственные структуры. Сомалийцам свойственно родоплеменное мышление, и этим они напоминают чеченцев с их тейповой системой, где все держится на родственно-клановых связях.

С 1969 по 1991 год Сомали железной рукой управлял Сиад Барре, которому, казалось бы, удалось переломить прежние родоплеменные традиции и создать сильное эффективное государство. Но в итоге он потерпел крах и бежал из страны, которая после этого распалась на несколько квазигосударств - территорий, контролируемых местными кланами.

Некоторые считают несостоявшимся государством Демократическую Республику Конго (бывший Заир), хотя там ситуация иная. Конго представляет собой типичный пример искусственно созданного колонизаторами государства, занимающего огромную территорию (второе по площади в Африке после Алжира) и объединяющего сотни разных этносов. Причем некоторые из этих народов имеют собственные государственные традиции еще с доколониальной эпохи.

К тому же указанная страна до 1960 года была колонией Бельгии. А бельгийцы из всех европейцев являлись самыми бессмысленными и жестокими колонизаторами. Они практически ничего не давали местным народам, стараясь при этом по максимуму их обобрать. Бельгия до последнего цеплялась за свою колониальную империю. Пожалуй, только Португалия еще дольше сопротивлялась деколонизации.

Конго очень богато ценными, в том числе редкими природными ресурсами, что провоцирует многие силы внутри страны и вовне ее на эскалацию многолетнего внутреннего конфликта. Вообще, природные ресурсы Африки - это ее проклятье. Чудовищные по жестокости и масштабу бедствий затяжные гражданские войны не только в Конго, но и в Анголе, Либерии, Сьерра-Леоне во многом были обусловлены именно борьбой за их недра.

Конго известно тем, что в конце 1990-х - начале 2000-х годов там случились две кровопролитные войны: Первая Конголезская и Вторая Конголезская. Последнюю многие называют «Первой мировой войной Африки» или «Великой Африканской войной», поскольку в этот конфликт оказались втянуты почти все соседние государства. Какая сейчас там обстановка, наступила ли некая стабилизация?

Мы все пользуемся мобильными телефонами и прочими гаджетами, но не задумываемся, что в каждом из них есть колумбо-танталит, получаемый из колтановой руды, около 80 процентов мировых запасов которой находится именно в Конго. Поэтому войны там получили еще название «колтановых». Кровопролитие в Конго во многом было обусловлено попытками разных сил установить контроль над месторождениями колтановой руды, за счет экспорта которой и финансировались войны.

Хотя сейчас война закончилась, Демократическая Республика Конго пребывает в очень плохом состоянии: огромные потоки беженцев, повсеместная нищета. Напряженность там и поныне сохраняется, особенно в восточных регионах страны, и утверждать, что Третья Конголезская война совсем невозможна, я бы не стал.

«Трайбализм остается серьезной проблемой Африки»

Часто говорят, что одной из главных проблем Африки является трайбализм, то есть когда для большинства населения характерно больше племенное самосознание, чем национальное. Пытаются ли с ним бороться и где это лучше всего получается?

Действительно, трайбализм - колоссальная проблема. Для большинства африканцев лояльность по отношению к какой-либо локальной общности (племени, этносу или традиционному политическому образованию) важнее принадлежности к национальной общности (государству).

Почему это так? Дело в том, что большинство современных государств Африки, за редкими исключениями, было создано искусственно. Это означает, что до колониальной эпохи их не существовало, они изначально основаны европейцами как свои колонии. В рамках колоний одни народы могли быть насильственно связаны с совершенно другими. Поэтому практически все европейские колонии были полиэтничными. С другой стороны, этим нарушались традиционные культурные, экономические и политические связи. Часто один народ был разделенным по разным колониям. Например, западноафриканский народ хауса частично оказался в британской Нигерии, а частично - во французском Нигере.

Сейчас медленно и постепенно во многих африканских странах формируются элементы гражданского общества, у новых поколений африканцев складывается национальное сознание. Лучше всего это получается в странах, где существовали предпосылки для объединения или был собственный опыт государственности еще в доколониальную эпоху.

Например?

Это Танзания, где очень сильное национальное самосознание. В его основе лежит уникальная арабо-африканская культура суахили, которая сформировалась еще в доколониальный период. 99 процентов населения страны владеют языком суахили, примерно 70 процентов жителей считают его родным. В колониальные времена распространению языка суахили очень поспособствовали христианские миссионеры, которые на нем проповедовали. Кстати, сейчас суахили постепенно становится самым популярным языком во всей Африке.

Ну и, разумеется, после обретения независимости власти страны успешно проводят осознанную политику по укреплению национального самосознания. Сейчас, правда, ситуация в Танзании ухудшается, но под влиянием не племенных противоречий, а религиозных (между исламом и христианством).

Однако опыт Танзании и языка суахили является для Африки скорее исключением. Например, в Нигерии повсюду висят плакаты «Одна страна - одна нация». Но эта фраза написана по-английски, потому что другого языка, который бы объединял всех нигерийцев, нет. Похожая ситуация и в других африканских государствах.

Конечно, проблема трайбализма остается очень серьезной для Африки. С ним пытаются бороться, но везде разными способами. В одних странах институт племенных вождей просто запрещают, в других - наоборот, стремятся встроить традиционные племенные структуры в современную систему государственной власти (например, Замбия), особенно на низовом уровне (Бенин и ряд других стран).

«Само развитие Европы подталкивало ее к экспансии в Африку»

Вы уже говорили про бессмысленных и жестоких бельгийских колонизаторов. Насколько различались методы управления африканскими колониями у разных европейских держав?

Европейцы использовали две системы колониального управления: прямое и косвенное. Прямое управление предусматривало привлечение местного населения в колониальный административный аппарат на должности низового и среднего уровня без оглядки на местные политические традиции. Эта система преобладала во всех европейских колониях кроме британских. Англичане разработали более изощренную и эффективную систему косвенного управления, которая, наоборот, предусматривала опору на местную традиционную иерархию. Хотя, например, в Южной Родезии (нынешнее Зимбабве - прим. «Ленты.ру» ), где обосновалось немало переселенцев из Великобритании, англичане применяли прямое управление.

Справедливо ли все нынешние проблемы Африки связывать именно с наследием колониальной эпохи?

Конечно, нет. В истории не бывает однозначного деления на хорошее и плохое. В доколониальную эпоху развитие Африки сильно отличалось от развития Европы. Разумеется, приход европейских колонизаторов существенно исказил естественный ход истории на континенте. Один ученый, мой коллега, после поездки в Африку сказал, что европейцы совершили там два преступления: первое - что вообще пришли туда, а второе - что потом ушли оттуда.

У африканцев до появления европейцев была своя самобытная и самодостаточная цивилизация, культура, образ жизни. И было бы ошибкой считать, что европейская колонизация их из дикарей сделала цивилизованными людьми. Но именно приход европейцев окончательно и бесповоротно втянул Африку в международную систему отношений, после чего мир стал по-настоящему глобальным.

Конечно, Африка долгое время играла роль сырьевого придатка Европы. Да и само крушение колониальной системы во многом было обусловлено закатом эпохи индустриального капитализма. Потребности в прежнем количестве сырья уже не было, и африканские колонии стали нерентабельными.

С одной стороны, колониализм принес много вреда Африке. Да, он действительно исказил ее самобытную цивилизацию. Но с другой стороны, такой ход событий был исторически неизбежен. Само развитие стран Европы подталкивало их к экспансии в Африку. И не надо забывать, что современную транспортную инфраструктуру, а также системы образования и здравоохранения в африканских странах начали создавать именно европейцы в колониальный период.

«Сейчас в Африку хлынул огромный поток китайцев»

Теперь очень часто в проведении неоколониальной политики в Африке упрекают Китай. Насколько эти обвинения обоснованны? И вообще, какое влияние Китай сейчас оказывает на Африку?

В неоколониализме обвиняют не только Китай, а практически всех, кто приходит в Африку. Китай начал утверждаться на континенте к концу 1980-х годов, когда оттуда ушел Советский Союз. Сейчас он занял ключевые позиции в Африке, активно вытесняя оттуда Запад. В какую африканскую страну сейчас ни приедешь, везде увидишь китайцев.

Китай полезен Африке, в том числе, как альтернатива Западу, в роли которой раньше выступал СССР. Африканским политикам очень важно иметь разные глобальные центры силы, между которыми можно маневрировать. И Китай очень успешно на этом играет. Он постоянно подчеркивает, что, в отличие от Запада, никогда не был колониальной державой; и даже, наоборот, наравне с Африкой страдал от европейского империализма.

В то же время в Африке Китай часто обвиняют в проведении на континенте откровенно циничной политики. Он, в отличие от США и Европы, не требует от властей африканских стран придерживаться демократических стандартов и соблюдения прав человека. Ему это неинтересно. Китайцы пришли в Африку за прибылью. Ради достижения своих целей они легко могут пойти, например, на подкуп местных чиновников, тем самым поощряя и без того широко распространенную в африканских странах коррупцию.

Поэтому к Китаю в Африке неоднозначное и даже настороженное отношение. Низшие слои населения искренне радуются, что Китай в буквальном смысле завалил континент своим дешевым ширпотребом. Но думающих людей беспокоит, что китайский импорт уничтожает местную промышленность, которая просто не выдерживает конкуренции.

Но китайцев обвиняют не только в этом. Их упрекают, что посредством инвестиций в Африку они избавляются не только от лишних долларов, но и от лишних людей. Правда ли, что уже сейчас в Африке проживают более миллиона китайцев?

В последние годы в Африку хлынул огромный поток китайцев. Их присутствие можно наблюдать на разных уровнях - от крупнейших корпораций до мелких лавочек в отдаленных деревнях, где даже электричества нет. Работающие в Африке китайские компании при трудоустройстве даже на неквалифицированные и низкооплачиваемые работы, вопреки местному законодательству, отдают предпочтение своим соотечественникам, а не местным жителям. Это приводит к серьезному социальному напряжению, которое часто осложняется высокомерным отношением китайцев к аборигенам. Например, четыре года назад в Замбии во время трудового конфликта на медном руднике китайские управляющие открыли огонь по африканским шахтерам и ранили 11 человек.

В 1990-е годы Россия ушла из Африки. В девяти странах закрылись посольства, и почти во всех государствах южнее Сахары - российские культурные центры. В общественном мнении нашей страны стала преобладать точка зрения, что Россия должна быть с «цивилизованным миром», а это якобы автоматически предполагает, что про «отсталые государства» нужно просто забыть. Стало возможным насмехаться над африканцами, высмеивать их в юмористических программах пошлейшими и глупейшими шутками про «племя тумба-юмба».

Ситуация стала немного меняться во второй половине нулевых годов. Сначала в 2006-м Путин посетил Марокко и ЮАР. Затем в 2009 году Медведев нанес визит сразу в четыре африканских государства: Египет, Нигерию, Анголу и Намибию. Однако итоги этих поездок в немалой степени остались на уровне политических деклараций. И это понятно - Россия экономически не так сильна, как страны Запада или Китай. Относительно данного аспекта, к сожалению, можем предложить африканцам гораздо меньше, чем они.

В политическом отношении страны Африки важны для России при голосованиях в различных международных организациях хотя бы потому, что в Африке находятся 54 государства. К тому же присутствие на континенте или хотя бы имитация этого присутствия необходимы нашей стране для поддержания статуса великой державы. И когда сейчас говорят, что мы должны восстановить в Африке утраченные позиции Советского Союза, почему-то забывают простую вещь: СССР, помимо идеологии, много чего давал африканским странам. А что может предложить Африке нынешняя Россия? Ясно, что она не в состоянии там конкурировать ни с Китаем, ни с США или Евросоюзом.

Какую же тогда политику разумнее всего проводить России в Африке?

России, в первую очередь, надо выработать стратегическое понимание того, для чего нашей стране нужны связи с Африкой, какой характер они должны иметь и, что также очень важно, сколько мы готовы за это платить. На данный момент я вижу один концептуальный элемент в российской политике в Африке: поскольку сейчас Россия не может себе позволить широкую экономическую, политическую и культурную экспансию на континенте, проявляется стремление сосредоточиться на нескольких принципиально важных для нее странах. С остальными африканскими государствами по мере возможности поддерживается приемлемый уровень дружественных отношений. Не берусь утверждать, что такой подход абсолютно правильный, но, во всяком случае, любое проявление концептуальности в подходе всегда лучше ее полного отсутствия.

И какие же страны Африки для нас наиболее важны?

Я думаю, что это, прежде всего, именно те государства, куда ездили наши президенты.

Главная идея Римской империи — мировое владычество. Именно поэтому олицетворением Римской империи стал орёл, сжимающий в своих когтях символ мира. Идеология и символика древнего Рима на различных витках истории рождала подобных себе клонов. Она привлекательна и близка по смыслу и сегодня некоторым странам, которые проповедуют идею мирового господства. Эти "цивилизации" можно легко узнать по римской символике, по орлу, держащему в своих когтях символ мира или оружие. Этот символ поставил в основу своей империи Наполеон Бонапарт, этот же символ решили возродить Бенито Муссолини и Адольф Гитлер. Эту модель построения своего государства и этот символ взяли за основу Соединённые Штаты Америки. Этот символ является основной, главной деталью и в гербе Румынии. Все перечисленные государства и империи объединяет одно качество — желание властвовать над всем миром, захватывать и грабить чужие территории, присваивать себе чужие ценности, культуру и искусство.

Надо помнить, что Молдавия — это устойчивая историческая общность людей, существующая уже 650 лет, и, конечно, эта общность создана для решения определённых задач. Ведь в единую суть народ превращается только тогда, когда жизнь ставит перед данными людьми определённую цель. Поэтому, когда речь идёт об объединении народа, всегда в основу этого объединения ставится общенациональная задача, которая близка всем и каждому, которая исходит из исторической целесообразности и является символом и смыслом развития данного народа. Когда же противоположная сила зла пытается поработить данный коренной народ, то первое что она делает — это лишает народ его идеи развития, лишает народ его исторической памяти, то есть дробит первоосновы народа, превращая его в сброд без рода и племени, а затем пытается навязать ему свою чуждую идею. Таким образом и происходит трансформация мирового сообщества. Если новая идея оказывается жизнеспособной, то есть необходимой в данный момент для развития народа, то она приносит ему пользу. Если же идея оказывается ложью, то она очень скоро лопается и приносит данному обманутому народу лишь страдание и горе.
Именно такой процесс сейчас мы наблюдали на территории суверенной Молдавии. Историческая Молдавия несёт в себе идею развития многонационального молдавского народа. Эта идея прошла испытание временем. Она создала на разных витках истории молдавского народа мощную структуру Духа. Она укреплена смыслом и общей религией и поэтому жизнеспособна. Но она входит в противоречие с соседним государством, с Румынией, которая пытается эту идею присвоить себе и на её основе выстроить своё устойчивое государство. Ведь сама Румыния в своей основе не имеет ни исторической целесообразности, ни здравого смысла, ни плана своего развития, ни духовного стержня. Она была создана на европейском континенте волей третьих государств как фактор нестабильности и агрессии у границ Российской империи с одной целью — постоянно провоцировать конфликты. Ну, а как может быть по-другому в искусственно созданной стране, в которой каждый из народов имеет рядом своё суверенное коренное государство?

Процесс освобождения и прозрения человечества набирает обороты. Поэтому уже в ближайшем будущем крах системы глобального рабства неизбежен. В этом процессе Молдавии уготована роль примера освобождения народа от чужой зависимости. В последний период времени Молдавию посетили и продолжают посещать высшие чины глобальных иерархий с одной целью — уничтожить молдавский прецедент, желание многонационального молдавского народа жить своей судьбой в суверенном Молдавском государстве. Стоило власть на время снова захватить представителям древнеримской идеологии, как в Молдавии начались процессы, связанные с идеологией грабежа, вседозволенности и духовной распущенности. Понятно, что временно можно обмануть кого угодно, но на длительный период времени выдавать чёрное за белое, а белое за чёрное не удавалось ещё никому. Время глобальной лжи уже прошло и больше не вернётся. Попытки, которые закончатся крахом на глазах всего мирового сообщества, покажут несостоятельность прошлой идеологии глобальных империй и ускорят процессы самоидентификации народов в мире. Поэтому сейчас очень важно довести этот процесс абсурда на территории Молдавии до своего логического завершения и распустить искусственно созданную Румынию, как последний оплот древнеримского владычества на территориях, не принадлежащих Риму, закончив, тем самым, период анахронизма раз и навсегда.

Святослав Мазур