Кто говорит, что на войне не страшно. Сочинение-эссе "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне" материал по литературе (11 класс) на тему Сказал что на войне страшно

Кто говорит, что на войне не страшно, / Тот ничего не знает о войне
Из стихотворения «Я только раз видала рукопашный» (1943) поэтессы-фронтовика Юлии Владимировны Друниной (1924-1991):
Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Иносказательно: об истинном облике реальной, невыдуманной войны.

  • - идейно-полнтическое и морально-психологическое воздействие на личный состав ВС и население воюющих стран с целью подорвать их моральный дух. Содержание И. б. и её характер определяются общественным и...

    Словарь военных терминов

  • - условие "свободно от захвата и ареста" в страховом полисе и условиях чартера о поведении капитана судна в случае объявления войны между странами, из которых одна - под флагом которой...

    Морской словарь

  • - 1968, 90 мин., ч/б, ш/э, 2то. жанр: драма. реж. Виктор Трегубович, сц. Виктор Курочкин, Виктор Трегубович, опер. Евгений Мезенцев, худ. Семен Малкин, комп. Георгий Портнов, зв. Ирина Черняховская...

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • - условие, определяющее действие сторон в случае возникновения войны или угрозы войны, военных действий, гражданской войны и других военных рисков...

    Большой экономический словарь

  • - специальная оговорка, условие договора, определяющее действие сторон в случае возникновения войны или угрозы войны, военных действий, гражданской войны и других военных рисков...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - о пре­кращении ссоры,...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - ВОЙНА́, -Шы, мн. во́йны, войн, во́йнам,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - по-солдатски, по-военному, т.е. приноравливаясь к обстоятельствам Ср. Мы проводим время как можем, но на войне - как на войне.....
  • - Могущ, хотя и не в порфире! Державин. Водопад...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - На войнѣ, какъ на войнѣ - по солдатски, по военному, т. е. приноравливаясь къ обстоятельствамъ. Ср. Мы проводимъ время какъ можемъ, но на войнѣ - какъ на войнѣ.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Сиб. Погибнуть в бою. ФСС, 128...
  • - Сиб. Воевать. СКузб., 155...

    Большой словарь русских поговорок

  • - МИРУ - МИР, ВОЙНЕ -...

    Словарь русского арго

  • - прил., кол-во синонимов: 2 не воевал пороху не нюхал...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 мирной невоюющий...

    Словарь синонимов

"Кто говорит, что на войне не страшно, / Тот ничего не знает о войне" в книгах

Глава X БЫТ, ИЛИ НА ВОЙНЕ - КАК НА ВОЙНЕ

Из книги Случаи. Шутки. Афоризмы автора Раневская Фаина Георгиевна

Глава X БЫТ, ИЛИ НА ВОЙНЕ - КАК НА ВОЙНЕ Поняла, в чем мое несчастье: скорее поэт, доморощенный философ, «бытовая» дура - не лажу с бытом. Урод я.РаневскаяФаина Георгиевна не боролась с бытом - старалась преодолеть его. Уборка, еда, одежда - все это превращалось в кошмарный

Глава 11 НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ

Из книги Хрущев. Творцы террора. автора Прудникова Елена Анатольевна

Глава 11 НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ Против лома нет приема… если нет другого лома. Поговорка Вот теперь наконец мы нашли причину появления кровавого приказа № 00447. Таков был ответ «внутренней партии» на бескровную сталинскую попытку лишить ее власти. Изящную фехтовальную

Глава 4 На войне как на войне

Из книги Генерал Маргелов автора Смыслов Олег Сергеевич

Глава 4 На войне как на войне 22 июля 1941 года майор Маргелов прибыл в Ленинград. В Смольном его ждали в 18 часов. Побродив теперь уже по фронтовому городу, Василий Филиппович в назначенное время прибыл к начальнику штаба. Тот долго не разговаривал. Времени было в обрез. После

Глава 17 НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ

Из книги Сомерсет Моэм автора Ливергант Александр Яковлевич

Глава 17 НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ Нелсон Даблдей, встречавший 11 октября 1940 года в нью-йоркском аэропорту прилетевшего из Лондона Моэма, рассказывал, что писатель, выйдя из самолета, первым делом попросил стаканчик выдержанного виски, залпом выпил, после чего извлек из

Страшно ли было на войне?

Из книги Прямой наводкой по врагу автора Кобылянский Исаак Григорьевич

Страшно ли было на войне? Я не верю в то, что среди людей с нормальной психикой существуют такие, о которых можно сказать, что им неведомо чувство страха. Во всяком случае, все, с кем был рядом в бою, к этой категории людей не принадлежали. Другое дело, как они вели себя в

«Страшно быть на войне»

Из книги Речи немых. Повседневная жизнь русского крестьянства в XX веке автора Бердинских Виктор Арсентьевич

«Страшно быть на войне» Степанова Маргарита Семеновна, 1922 год, г. Нолинск, медсестраОкончила я курсы военно-полевых хирургических сестер и попала на фронт. Мы, молодые медсестры, многого еще не знали, не умели, но на фронте были очень хорошие товарищи. Нам помогали и сами

Часть III Циничная старость: «На войне, как на войне!»…

Из книги Великий Тамерлан. «Сотрясатель Вселенной» автора Нерсесов Яков Николаевич

Часть III Циничная старость: «На войне, как на войне!»…

Глава 16 1914 Опровержение некоторых утверждений относительно моей позиции по вопросу о нашем участии в войне. – Императорский манифест о войне. – Народ сплачивается вокруг трона. – Патриотические сцены в Москве. – Наступление в Восточной Пруссии. – Битва при Танненберге. – Польская кампания. – В Ро

Из книги Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата. 1910–1918 автора Бьюкенен Джордж

Глава 16 1914 Опровержение некоторых утверждений относительно моей позиции по вопросу о нашем участии в войне. – Императорский манифест о войне. – Народ сплачивается вокруг трона. – Патриотические сцены в Москве. – Наступление в Восточной Пруссии. – Битва при

32 Об Илионской войне при Тевтамосе и участии нашего Зармайра с немногими (воинами) вместе с эфиопским войском и о смерти его в этой войне

Из книги История Армении автора Хоpeнaци Мовcec

32 Об Илионской войне при Тевтамосе и участии нашего Зармайра с немногими (воинами) вместе с эфиопским войском и о смерти его в этой войне Твоя любознательность причиняет нам тревогу при работе, требуя двух вещей - и краткости, и быстроты повествования, которое было бы, к

Кто говорит, что на войне не страшно, / Тот ничего не знает о войне

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Кто говорит, что на войне не страшно, / Тот ничего не знает о войне Из стихотворения «Я только раз видала рукопашный» (1943) поэтессы-фронтовика Юлии Владимировны Друниной (1924-1991): Я только раз видала рукопашный. Раз - наяву и сотни раз во сне. Кто говорит, что на войне не

Сталбек Асакеев. На войне как на войне

Из книги Пограничники на Афганской войне автора Мусалов Андрей

Сталбек Асакеев. На войне как на войне Записал Андрей МусаловС Афганистаном связан большой период моей жизни с 1979 по 1986 год. Шесть лет мне довелось провести на той войне. И каждый день из тех шести лет мог стать последним.Родился я в 1953 году, в Киргизской ССР, на Иссык-Куле.

Ответ террористам: на войне как на войне

Из книги автора

Ответ террористам: на войне как на войне В борьбе с мятежом России опоздала. Возможно, навсегда. Пока общественное сознание потрясали страшные террористические акты, происходящие то в столице, то на Северном Кавказе, властные спикеры толковали о войне и необходимости

На войне не как на войне / Политика и экономика / Exclusive

Из книги Итоги № 17 (2012) автора Итоги Журнал

На войне не как на войне / Политика и экономика / Exclusive На войне не как на войне / Политика и экономика / Exclusive Американцам выгоднее заплатить миллион долларов военачальнику врага, чем воевать против него. Мало? Дадут 100 миллионов! Все равно это будет

На войне как на войне / Политика и экономика / Те, которые...

Из книги Итоги № 30 (2013) автора Итоги Журнал

На войне как на войне / Политика и экономика / Те, которые... На войне как на войне / Политика и экономика / Те, которые... Сажать и штрафовать станут меньше. Незначительно, но все же. По информации «Итогов», одной из громких законотворческих

Из книги Газета Завтра 801 (13 2009) автора Завтра Газета

Александр Проханов НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ

Участники тематической презентации

Накануне Дня Победы, в Тверской школе №1, где обучаются глухие и слабослышащие дети, состоялась тематическая презентация. Ее подготовили переводчик ЖЯ Наталья Мамитова и другие сотрудники из городской библиотеки им. Герцена. Н. Мамитова часто проводит познавательные мероприятия для неслышащих школьников и переводит их на ЖЯ. На этот раз презентация была посвящена корреспондентам, поэтам и писателям, прошедшим войну. Звучали стихотворения и песни, рожденные войной.
Школьники узнали об Илье Эренбурге, известном журналисте и публицисте. Его многочисленные статьи, репортажи, стихи военных лет пользовались необыкновенной популярностью, они поднимали патриотический дух народа. В одном из партизанских отрядов даже существовал рукописный приказ, запрещающий использовать на самокрутки полосы газет со статьями И. Эренбурга. Это - лучшее народное признание для корреспондента!
Алексей Сурков попал в окружение, а когда ему все-таки удалось выбраться к своим, вся его шинель оказалась иссечена осколками. Именно об этом случае, о возможной смерти, до которой "четыре шага", известное стихотворение "В землянке", превратившееся в популярную песню. А поэт Константин Симонов посвятил А. Суркову строки "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?" Среди военных стихов Симонова популярны "Песенка военных корреспондентов" и стихотворение "Жди меня". Школьники узнали о завещании Симонова, по которому его прах развеяли над Буйничским полем под Могилевом. Там в июле 1941 года наши воины героически подбили и сожгли за один день 39 фашистских танков, свидетелем этого военного эпизода был Симонов.
Вспомнили об Александре Твардовском, создавшем собирательный образ бойца-героя Василия Теркина. Особое место в творчестве Твардовского занимает стихотворение "Я убит подо Ржевом" о трагическом по масштабу потерь сражении в нашей области.


Наталья Мамитова переводит презентацию на ЖЯ

Семнадцатилетним добровольцем ушел на фронт Булат Окуджава, сложивший много песен о войне. Среди них - "Бери шинель, пошли домой!", связанная с радостью Победы.
Школьников потряс эпизод из военной биографии поэтессы-фронтовички, Юлии Друниной, служившей медсестрой. Получив ранение шеи, она наскоро наложила себе повязку и продолжила оказывать помощь раненым бойцам. Потом потеряла сознание и очнулась лишь в госпитале, узнав, что осколок прошел лишь в двух миллиметрах от ее сонной артерии, и все это время она находилась на волосок от смерти. Проникновенны ее строки:

Я только раз видала рукопашный.
Раз наяву. И тысячи - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Прозвучала также песня Друниной "Над Курганом".

На мероприятие были приглашены слышащие ученики общеобразовательной школы №55, которая является партнером проекта "Читаем вместе".
Учащиеся школы для глухих подготовили небольшую концертную программу, созвучную военной тематике. Это были жестовые номера "Журавли", "От героев былых времен", "Огромное небо", "Смуглянка", "Закаты алые", "Тальяночка". Хочется отметить творческий потенциал детей и особое терпение педагогов, проводивших с ними необходимые репетиции.


Исполняют номер "Тальяночка"

Неоспоримым успехом мероприятия стал удачный подбор материала, литературных фактов, музыки и видеоряда в презентации, что одинаково увлекло и глухих, и слышащих зрителей. Встреча способствовала патриотическому воспитанию, формированию толерантности и развитию дружбы подростков.

Наталья СЕРГЕЕВА, Тверь

„Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне“.

Многовековая русская литература на всех этапах своего развития обращалась к теме войны, к образу защитника родной земли, к истокам героизма и причинам предательства, проблемам нравственных испытаний человека на войне - начиная со „Слова о полку Игореве“ и воинских повестей древнерусской литературы, „Севастопольских рассказов“ и „Войны и мира“ Льва Толстого, до повестей о „горячих точках“ нашего времени. Война, к сожалению, вновь стучится в двери наших соседей, совсем близко от нас самих.

Война... Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. Эта злостная всепожирающая и разрушающая сила приносит с собой немало горя, страданий и душевной пустоты.


Однако, не стоит думать, что человек является жертвой войны. Это совсем не так. Жертва занимается самобичеванием, поскольку любая война – дело рук самого человека. Не выявляет ли это животное начало в людях? Своеобразный «естественный отбор», в результате которого выживает сильнейший, будь он с дубиной, со стрелами, с мечем, с порохом, с ружьем… Человеческая цивилизация совершенствуется с каждым годом и с каждым годом совершенствуются средства эффективной войны. Подсознательно люди настолько проникнуты этой «воинственностью», что очень часто в обычной, бытовой ситуации употребляют военную терминологию: «на речных рубежах», «на границе нашей области», «собираться, как на войну…»

Иногда задаешься вопросом: неужели человек рождается для войны? Мне не хочется в это верить. Зачем рождаться для разрушения? Человек приходит на этот свет, чтобы познать мир в любви, гармонии, созидании. Люди рождаются в любви и для любви, а война противна человеческому разуму, как созданию разумному и внутренне сильному и красивому. Но тут нельзя не сказать о том, что война многолика: для одних она – путь к славе, для других – борьба за свободу и всеобщее благополучие, для третьих – дело принципа…

Война – это событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. Она не только разрушает, но часто ведет к сплочению народа, к эмоциональному, культурному, нравственному, этическому всплеску. Она объединяет людей в едином порыве против общего врага.
Не стоят «особняком» от этой борьбы и писатели, поэты, художники, композиторы… Они всегда утверждали, что война противоречит «человеческому» в человеке, поскольку призывает браться за оружие мужчин, стариков, подростков, женщин. Очень сложно представить женщину, хранительницу очага и мать, на войне.

Женщина на войне – это бесчеловечно. Именно это мнение прослеживается в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие». Произведение поражает читателей изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. Героини повести – пять девушек, которые вызываются задержать немецких диверсантов. Да, враг задержан, но ни одна из женщин не остается в живых. Эта маленькая победа досталась ценой пяти юных жизней.
Повесть становится гимном женственности и обаяния молодых героинь. Автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. Вероятно, именно этот удачно найденный контраст стал причиной того, что повесть «А зори здесь тихие…» невозможно читать без слез.

Очень сильно и образно показаны ужасы войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Народ в изображении Льва Николаевича – решающая сила истории. В романе это подчеркивается описанием войны как войны народной, а победа над Наполеоном рассматривается как результат патриотических усилий народных масс, не потерпевших иноземного насилия. Во время битвы на Бородинском поле каждый понимал, что борется за свою землю. Вот почему, не дожидаясь приказа командиров, солдаты перед сражением надевали чистое платье, торжественно и сурово готовились к исполнению своего долга – умереть, но не допустить врага к стенам древней столицы. Они понимали, что на них легла ответственность за судьбу Родины. Уловив это настроение солдат, Андрей Болконский приходит к выводу, что Бородинское сражение будет выиграно из-за чувства патриотизма, которое есть в нем самом, и в каждом русском человеке.

В «Севастопольских рассказах» Толстой показал войну «не в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении – в крови, в страдании, в смерти…». Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ.
И, спустя десятилетия, Россию ждало новое потрясение – Великая Отечественная Война, которая снова заставила писателей и поэтов обратиться к вопросу «Что такое Война?».

В повести Кондратьева «Сашка» глазами главного героя мы наблюдаем жизнь людей и на фронте, и в тылу, и в больницах, и в деревнях. Но прежде всего Сашка, да и все солдаты, – обычные люди с человеческими мыслями и поступками. Когда главный герой поймал немца, то его посетили мысли о будущей награде, он с чувством гордости прошел с «фрицем» мимо товарищей, что бы те подивились его храбрости. И, в то же время, Сашка всегда готов прийти на помощь ближнему.

В годы Великой Отечественной Войны было хорошо известно имя поэта Константина Симонова. Его стихотворения «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие призывали к мужеству и стойкости, внушали веру в неизбежность победы над фашистами.

Размышляя на тему войны, задаешься вопросом: «Что же такое война в Чечне, в Афганистане?». Я не нахожу смысла в этих войнах, не вижу причин, которые могут оправдать миллионы загубленных жизней. И в этом заключается весь ужас действительности. Я думаю, благополучие страны нужно оценивать не только по росту экономики и курсу валюты, но и по «нравственному» здоровью людей. Нормальный, здравомыслящий человек никогда не поднимет оружие против себеподобных и не примет участие в войне – безумии глобального масштаба.

КТО ГОВОРИТ, ЧТО НА ВОЙНЕ НЕ СТРАШНО,

ТОТ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ О ВОЙНЕ

Ведущий

Война… Только при произношении этого слова сердце переполняет страх, страх потерять родных и близких, страх потерять Родину. Война… Это слово отдаётся эхом из глубокого прошлого, навевая ужас на многие поколения. «Кто говорит, что на войне не страшно, » - вопрошала Юлия Друнина.

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Это четверостишие было написано в 1943 году, когда войне не было видно конца-краю. Когда сама 19-летняя поэтесса Юлия Друнина была «помечена» осколками войны, несколько раз ранена. Она сражалась до тех пор, пока 21 ноября 1944 не получила документ «...негоден к несению военной службы». Она возвращается в Москву, идет в Литературный институт, но ей отказывают в поступлении. Тогда она приходит со студентами на лекцию и остается здесь. Никто не посмел ей отказать. Да и как ей откажешь? Фронтовику? Хотя, глядя на эту хрупкую девчушку, многим не верилось, что она вернулась из ада боев.

Старая лента – обугленный лес.

Юный Алейников, юный Бернес.

Дочь говорит: «Примитив»!

Может быть, правда в словах этих есть,

Только отвага, и верность, и честь –

Непреходящий мотив.

Их проявила на пленке война...

Как надоели мне полутона –

Словно боимся мы сильных страстей

Так, как боятся незваных гостей...

Старая лента – обугленный лес,

«Темную ночь» напевает Бернес.

Ах, как волнует нехитрый мотив,

Как покоряет сердца «примитив»!

Семнадцатилетние девчонки работали санитарками на полях боя, под свитом пуль спасали раненых солдат. Ночевали в окопах, в лесу на снегу. Благодаря их подвигам, было спасено множество жизней. Автор восхищается смелостью этих девушек:

Побледнев,

Стиснув зубы от хруста,

От родного окопа

Одна

Ты должна оторваться,

И бруствер

Проскочить под обстрелом

Должна.

Ведь нельзя притворяться

Пред собой,

Что не слышишь в ночи,

Как почти безнадежно

«Сестрица!»

Кто-то там,

Под обстрелом, кричит…

Война - ужасное проявление жестокости тех, кто ее затевает. На войне нет победителей. Страдают все стороны. Все несут потери. Для того, чтобы не повторять ошибок прошлого, необходимо помнить о ужасах войны и всеми способами сохранять мир. Чтобы будущие поколения всегда жили под мирным небом.

Звучит песня «Тучи в голубом»

Ведущий

Песня "Ах, эти тучи в голубом" из кинофильма "Московская сага" в исполнении Кристины Орбакайте является современной композицией, но есть легенда, что основа песни была написала в 1942 году, а композитор Александр Журбин нашел партитуру в архивах. Это не так, что подтверждает сам композитор. Авторы (текста) слов: Аксёнов В., Синявский П.

Фильм "Московская сага" - экранизация одноименного романа Василия Аксенова, режиссер Дмитрий Барщевский, сценарий Натальи Виолиной. Александру Журбину, жившему тогда еще в Америке, заказали песню для фильма, он сочинил вальс и сыграл его по телефону в Россию. Петр Синявский написал к мелодии слова по мотивам романа. В самом романе стихотворение о тучах в голубом упоминается, но текста его в романе нет.

В фильме есть еще одна песня Журбина, прозвучавшая мимоходом и не полностью в исполнении Ольги Будиной - "Гости на дачу съезжались" (слова написала супруга Журбина переводчица Ирэна Гинзбург, и она же спела полную версию в телепередаче "Жизнь прекрасна" на канале CTC 14 августа 2005 г.).

Ведущий :

«Довоенный вальс»- это настоящая трагическая история из жизни советских граждан, в особенности обитателей Бреста. Песня всецело посвящена спокойным довоенным дням и воспоминанием об этих безоблачных моментах. Здесь вкратце описано довоенное обычное время. Ход трамваев, фильм о Волге в кинотеатре, живые лица любимых людей - все это было целым и невредимым перед Великой Отечественной. Интересно то, что ничто не указывало на грядущую трагедию.

Эта песня является по своей сути воспоминаниями о мирной беззаботной жизни. Она стоит перед глазами даже на протяжении многих военных лет.

Автором слов к песне стал талантливый поэт Ф. Лаубе. Его стихи положил на свою музыку известный композитор П. Аедоницкий. Автор смог создать текст достаточно грустным, чтоб передать горе войны. Аедоницкий оформил этот песенный текст прекрасной трагической музыкой, душераздирающего характера. Интересная композиция в исполнении Кобзона стала наиболее популярной версией «Довоенного вальса».

«Мирное небо над крепостью Бреста,

Все ещё живы, все ещё живы,..»

Звучит песня «Довоенный вальс»

Ведущий :

Немало старинных песен о войне дожило до наших дней. Из эпохи ВИА к нам донеслись лучшие произведения Льва Лещенко и Иосифа Кобзона, которые воспевают советских военных, одержавших неимоверно тяжелую и кровавую победу. Так и хит Ольги Воронец дожил до наших дней не растеряв своей душевности. В "Балладе о красках" навеки запечатлена память о наших дедах-прадедах фронтовиках, которые ценой своей жизни, здоровья и молодости проложили своим потомкам путь к безопасной жизни и свободе.

Приятно слышать вот такие-вот патриотические памятные хиты. В данной композиции воспевается сцена прощания членов семьи перед отправкой на фронт. Мама провожала своих детей к поезду. Оба сына воевали до победного конца. Грусть развеется, когда сюжет расскажет о счастливом конце такой разлуки. Матери повезло одной на три деревни. Оба сына вернулись домой с войны целыми и невредимыми. Все целое у них,да и наград привезено домой ими немало. Только вот волосы у парней покрылись сединой. Мрачно слушать об их сравнении со "смертельной белизной". Жаль, что таких молодых людей в нашей стране было очень много. Утерянная молодость, при этом, даже не обсуждалась. Все были рады и тому, что их родные вернулись домой живыми.

Отдельные слова следует сказать о грустной музыке данного хита. Песни, посвященные участникам Великой Отечественной, практически всегда имели спокойное звуковое наполнение. Да и слова практически всегда в них представляют невеселый сюжет. Очень грустно слушать такие песни Победы тем, кто потерял на ВОВ своих близких.

Звучит песня «Баллада о красках»

Музыка: О. Фельцман Слова: Р. Рождественский

Ведущий :

Песни военных лет, а также те, что написаны после войны, но посвящены тем тяжелым годам, сегодня звучат не менее пронзительно, чем прежде. Они - дань памяти тем, кто погиб, и дар тем, кто выстоял в трагические годы Великой Отечественной войны. "Темная ночь", "Давай закурим", "Жди меня" и многие другие песни, написанные в годы Великой Отечественной - подлинные шедевры музыкальной лирики.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была невероятно тяжелым испытанием для нашего народа, армии, государства. Однако, несмотря на огромные потери, ощущение правоты и справедливости своего дела вызывало колоссальный прилив творческой энергии.

«Если б не было войны» - всецело военная песня, описывающая в свойственной для многих хитов того времени манере всю смутную картину боевого бремени для народа СССР. Композиция увидела свет в далеком 1983 году. Вот уже третье десятилетие она дарит нам свои прекрасные строки в стихах и мелодию. Ее словесную часть выполнил Игорь Шаферан. Музыку к хиту написал Марк Минков. Вместе у них получилась достаточно неплохая музыкальная композиция.

Текст хита рассказывает о страдания женщины в разлуке со своим любимым. Парень ушел на войну. Это смутило женщину, ведь в любой момент война может забрать возлюбленного у нее навсегда. Она мечтает о том, чтоб не было войны, Композиция пестрит женскими чувствами и переживаниями. Слова названия хита повторяются много раз в данной композиции. Это приводит к тому, что основная ее цель понятна практически каждому слушателю.

На сегодня было исполнено несколько вариаций ее исполнения. Самая известная из них - версия исполнения Толкуновой. Женщина-певица поет о военной любви, как никто другой.

Звучит песня «Если б не было войны»

Музыка: Марк Минков Слова: Игорь Шаферан

Ведущий :

Песня «Огонёк» является известной советской военной композицией. Автором слов для нее стал Михаил Исаковский. Автор музыки к хиту остается неизвестен. Песня уверенно считается народной.

Текст хита рассказывает нам о парне, что ушел на фронт. Воспоминания о родненькой возлюбленной активно помогают ему сражаться в боях за советскую Родину.

Дата возникновения хита точно не известна. Ясно только то, что ее текст увидел свет 19 апреля 1943 года. Напечатан он был в газете «Правда». Стихотворение Михаила Исаковского так и называлось. Музыку на эти слова начали сочинять разные советские таланты, композиторы а также музыканты. Среди них были М. Блантер, Н. Макарова, а также Л. Шварц и А. Митюшин. Пробовали себя и любители: Н. Чугунов, а также В. Никитенко. Созданные ими мелодии вообще не имели ничего похожего на ту, которая обрела широкую популярность.

Звучит песня «Огонёк»

Ведущий :

Эта романтическая композиция увидела свет благодаря отдельным талантам. Музыку к хиту написал композитор М. Фрадкин. Слова стихов для песни были созданы известным советским поэтом Е. Долматовским. Вместе эти люди создали очень нежный и лирический музыкальный хит на военную тематику. Кроме романтики есть в песне и грусть, ведь герой вынужден попрощаться с прекрасной дамой по окончанию ночи. Будучи далеко от собственного дома в военно-фронтовом походе, солдат всем сердцем ощущает тоску за родиной. Этот край для него чужд. Вопреки этому, он получает момент ощущения родины, благодаря нежной красавице. Она с ним танцует и развлекается, даря отдых и отвлекая от реалий войны. Герой песни забывает о всей горечи боев и чужбины. Но увы, это длилось только до утра. Многие меломаны оценивают песню, как одну из лучших композиций военной тематики. Хоть прямых намеков на фронтовую деятельность и нет, всем и так ясно, что к чему. К сожалению, с течением времени подобных композиций создается все меньше и меньше, но, к счастью, "Случайный вальс" всегда будет радовать нас своей музыкой и словами.

Первоначально песня называлась "Офицерский вальс " и когда прослушал песню И.В.Сталин, то он возмутился: " офицер должен не танцевать, а воевать.." и тогда пришлось заменить название песни на « случайный вальс

Ведущий :

"Ибо крепка, как смерть, любовь..."

Когда женский голос из динамика радио, с экрана телевизора под незамысловатые аккорды вступал со словами "Покроется небо пылинками звезд, и выгнутся ветки упруго...", казалось, даже дышать сейчас нельзя, пока не окончится песня, пока это такой настойчивый звенящий голос не произнесет "мы - звездная память друг друга"...

Слова, которые повторяла вся страна, по крайней мере, женская ее часть, примеряя на себя и отчаянно желая такой же - нет, не сумасшедшей, но спокойной любви. Любви, которая дает тебе уверенность в завтрашнем дне. Той любви, когда на двоих - всего одно сердце. Той любви, которая позволяет слышать друг друга и угадывать мысли на расстоянии. Той любви, которой не страшна даже смерть.

По воспоминаниям Евгения Матвеева, "...песня "Эхо любви" создавалась не по общеизвестным творческим канонам. Как ни странно, - отмечает он, - но родился прежде всего голос. В моем режиссерском сознании, в моем ощущении родился голос хрупкий, нежный, ласковый, который мог бы передать тончайшие нюансы сложной любви. И это был голос Анны Герман. И когда я поделился этой мыслью с Робертом Рождественским, Евгением Птичкиным и Петром Проскуриным, автором романа "Судьба", по которому я снимал фильм, они все пришли в восторг. Еще мы не знали слов, еще не знали музыки, знали лишь одно: должна петь Анна. Ее голос в состоянии передать все тонкости этого удивительного человеческого чувства - чувства любви. Надо сказать, песня была написана легко и поэтом и композитором. И когда мы послали телеграмму Анне Герман в Варшаву с просьбой дать согласие спеть в нашем фильме, в одно мгновение получили положительный ответ. Мы тут же выслали ей ноты, естественно, опасаясь: а вдруг не понравится? И вот телеграмма: "Тональность такая-то... вылетаю".

Когда Анна приехала в 1977 году в Москву на студию звукозаписи, она без репетиций записала песню под симфонический оркестр. Она прилетела с температурой под сорок, но со страстным желанием петь. Уже тогда, после страшной итальянской аварии, после того, как она училась заново ходить, после тяжелых и опасных родов, словно всего этого было недостаточно для того, чтобы сломать жизнь, врачи поставили диагноз "рак". Неизлечимо.

Евгений Матвеев потом вспоминал, что записывать песню пришлось несколько раз подряд. Как только Анна вступала с куплетом, оркестр начинал играть вразнобой. Матвеев не сразу понял, в чем дело. Потом у него сжалось сердце: это скрипачки и виолончелистки, глядя на певицу, которую буквально на глазах покидали силы, начинали тихонько плакать: Анна пела так, будто прощалась с жизнью.

Еще не вышел на экраны фильм "Судьба", еще не было телевизионных передач, а были лишь радиопередачи, но «Эхо любви» полюбилось. Письма свидетельствовали успех песни, они приходили и приходили. Авторы писем просили, требовали еще и еще раз передать любимую песню:

Звучит песня «Эхо любви»

Ведущий.

Это песня о простой, но в то же время неземной любви. Она была написана для советского фильма о войне, о переживаниях, о той сложной любви. Смысл песни состоит в том, что настоящей любви не страшны ни преграды, ни сложности, ни расстояния, ни даже смерть.

Очень сильная песня, да. и очень красивая история. Эта песня - из разряда вечных ценностей..

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»,- говорила Ю.В. Друнина. И это действительно так, ведь война - самое страшное, что может произойти в жизни человека. Мы, великий русский народ, склоняем головы перед павшими героями, которые сделали невозможное, спасли будущее нашей страны. Очень велика плата за победу… И ничего уже не исправить, остаётся только помнить и скорбеть по тем, кто отдал свою жизнь ради нашего светлого будущего…

Составитель: Назарова Т.И.,

ведущий библиотекарь Центральной библиотеки им. Н. Крупской

Довоенный вальс

Мирное небо над крепостью Бреста,

В тесной квартире счастливые лица.

Вальс. Политрук приглашает невесту,

Новенький кубик блестит на петлице.

А за окном, за окном красота новолунья,

Шепчутся с Бугом плакучие ивы.

Год сорок первый, начало июня.

Все ещё живы, все ещё живы,

Все ещё живы, все, все, все.

Смотрит на Невском с афиши Утёсов,

В кинотеатрах идёт «Волга, Волга».

Снова Кронштадт провожает матросов:

Будет учебным поход их недолго.

А за кормой, за кормой белой ночи раздумье,

Кружатся чайки над Финским заливом.

Год сорок первый, начало июня.

Все ещё живы, все ещё живы,

Все ещё живы, все, все, все.

Мимо фасада Большого театра

Мчатся на отдых, трезвоня, трамваи.

В классах десятых экзамены завтра,

Вечный огонь у Кремля не пылает.

Всё впереди, всё пока, всё пока накануне…

Двадцать рассветов осталось счастливых…

Год сорок первый, начало июня.

Все ещё живы, все ещё живы,

Все ещё живы, все, все, все.

Вальс довоенный напомнил о многом,

Вальс воскресил дорогие нам лица,

С кем нас свела фронтовая дорога,

С кем навсегда нам пришлось разлучиться.

Годы прошли и опять за окном тихий вечер.

Смотрят с портретов друзья молчаливо.

Все они живы, все они живы,

Все они живы, все, все…

В памяти нашей сегодня и вечно

Все они живы, все они живы,

Все они живы, все, все, все!

Баллада о красках

Был он рыжим, как из рыжиков рагу,

Рыжим, словно апельсины на снегу.

Мать шутила, мать веселою была:

«Я от солнышка сыночка родила!»

А другой был черным-черным у нее,

Черным, будто обгоревшее смолье.

Хохотала над расспросами она,

Говорила: «Слишком ночь была черна!»

В сорок первом, в сорок памятном году,

Прокричали репродукторы беду.

Оба сына, оба двое, соль земли –

Поклонились маме в пояс. И ушли.

Довелось в бою почуять молодым

Рыжий бешеный огонь и черный дым,

Злую зелень застоявшихся полей,

Серый цвет прифронтовых госпиталей.

Оба сына, оба двое, два крыла

Воевали до победы. Мать ждала.

Не гневила, не кляла она судьбу.

Похоронка обошла ее избу.

Повезло ей, привалило счастье вдруг.

Повезло одной на три села вокруг.

Повезло ей. Повезло ей! Повезло!

Оба сына воротилися в село.

Оба сына, оба двое, плоть и стать.

Сыновья сидят рядком – к плечу плечо.

Руки целы, ноги целы – что еще!

Пьют зеленое вино, как повелось.

У обоих изменился цвет волос –

Стали волосы смертельной белизны…

Видно, много белой краски у войны.

Еще до встречи вышла нам разлука,

И всё же о тебе я вижу сны.

Ну разве мы прожили б друг без друга,

Наверное, я до срока стала старой,

Да только в этом нет твоей вины.

Какой бы мы красивой были парой,

Мой милый, если б не было войны,

Мой милый. если б не было войны.

И снова ты протягиваешь руки,

Зовешь из невозвратной стороны.

Уже ходили б в школу наши внуки,

Мой милый, если б не было войны,

Мой милый, если б не было войны.

Никто калитку стуком не тревожит,

И глохну я от этой тишины.

Ты б старше был, а я была б моложе,

Мой милый, если б не было войны,

Мой милый, если б не было войны.

Огонёк

На позиции девушка

Провожала бойца,

Тёмной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренёк,

На окошке на девичьем

Всё горел огонёк.

Парня встретила дружная

Фронтовая семья,

Всюду были товарищи,

Всюду были друзья,

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог:

«Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты, мой огонёк?»

И подруга далёкая

Парню весточку шлёт,

Что любовь её девичья

Никогда не умрёт.

Всё, что было загадано,

Всё исполнится в срок, -

Не погаснет без времени

Золотой огонёк.

И становится радостно

На душе у бойца

От такого хорошего,

От её письмеца.

И врага ненавистного

Крепче бьёт паренёк

За советскую Родину,

За родной огонёк.

Случайный вальс

Ночь коротка,

Спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука.

После тревог

Спит городок.

Я услышал мелодию вальса

И сюда заглянул на часок.

Хоть я с вами почти незнаком

И далеко отсюда мой дом,

Я как будто бы снова

Возле дома родного.

В этом зале пустом

Мы танцуем вдвоем,

Так скажите мне слово,

Сам не знаю о чем.

Будем кружить,

Петь и дружить.

Я совсем танцевать разучился

И прошу вас меня извинить.

Утро зовет

Снова в поход.

Покидая ваш маленький город,

Я пройду мимо ваших ворот.

Хоть я с вами почти незнаком

И далеко отсюда мой дом,

Я как будто бы снова

Возле дома родного.

В этом зале пустом

Мы танцуем вдвоем,

Так скажите мне слово,

Сам не знаю о чем.

Эхо любви

Покроется небо пылинками звёзд.

И выгнутся ветви упруго

Тебя я услышу за тысячу вёрст:

Мы - эхо, мы - эхо,

Мы долгое эхо друг друга

Мы - эхо, мы - эхо,

Мы долгое эхо друг друга

И мне до тебя, где бы я ни была,

Дотронуться сердцем не трудно.

Опять нас любовь за собой позвала.

Мы - нежность, мы - нежность,

Мы -вечная нежность друг друга!

И даже в краю наползающей тьмы,

За гранью смертельного круга

Я знаю с тобой не расстанемся мы!

Мы - память, мы - память,

Мы -звёздная память друг друга

Мы - память, мы - память.

Мы - звёздная память друг друга!

Синий платочек

Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила, что не забудешь

Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной

Мы распрощались с тобой...

Нет больше ночек! Где ты платочек,

Милый, желанный, родной?

Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч,

Как провожала и обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной,

Знаю, с любовью ты к изголовью

Прячешь платок голубой.

Письма твои получая,

И между строчек синий платочек

Снова встает предо мной.

И часто в бой

Провожает меня облик твой,

Чувствую, рядом с любящим взглядом

Ты постоянно со мной.

Сколько заветных платочков

Носим в шинелях с собой!

Нежные речи, девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик за синий платочек,

Что был на плечах дорогих.

Катюша

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой, ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

День Победы

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли.

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели.

Этот день мы приближали, как могли.

Этот День Победы порохом пропах.

Этот праздник с сединою на висках.

Эта радость со слезами на глазах.

День Победы! День Победы! День Победы!!!

Здравствуй, мама, возвратились мы не все.

Босиком бы пробежаться по росе.

Пол-Европы прошагали, пол-Земли.

Этот день мы приближали, как могли.

Этот День Победы порохом пропах.

Этот праздник с сединою на висках.

Эта радость со слезами на глазах.

День Победы! День Победы! День Победы!!!

День Победы порохом пропах.

Этот праздник с сединою на висках.

Эта радость со слезами на глазах.

День Победы! День Победы! День Победы! День Победы!!!

Где же вы теперь, друзья-однополчане...

Майскими короткими ночами,

Отгремев, закончились бои.

Боевые спутники мои?

Я хожу в хороший час заката,

У сосновых новеньких ворот;

Ветерок попутный занесёт.

Может, к нам сюда знакомого солдата

Ветерок попутный занесёт.

Мы бы с ним припомнили, как жили,

Как теряли трудным вёрстам счёт.

За победу мы б по полной осушили,

Если ты случайно неженатый,

Ты, дружок, нисколько не тужи,

Девушки уж больно хороши.

Здесь у нас в районе, песнями богатом,

Девушки уж больно хороши.

Мы тебе колхозом дом построим,

Чтобы было видно по всему:

Здесь живёт семья советского героя,

Грудью защитившего страну.

Майскими, короткими ночами,

Отгремев, закончились бои.

Где же вы теперь, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои?

Журавли

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних -

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый -

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю есть промежуток малый -

Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

Сегодня, предвечернею порою,

Я вижу, как в тумане журавли

Летят своим определенным строем,

Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный

И выкликают чьи-то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина

На заре двадцатого века Владимир Маяковский сказал: «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой». Да, это так. Война - это самое ужасное изобретение человечества, но самое отвратительное - осознавать, что, сколько будут существовать люди то тут, то там будут вспыхивать вооруженные конфликты, которые принесут только горе. Война облагает данью каждого его участника, мужчины расплачиваются своими жизнями, женщины - пролитыми слезами.

Война и страх не разделимы. Я не верю, что кто-то может утверждать, что на войне не страшно. Страшно потерять близких, страшно умереть самому, страшно сломаться и не выдержать испытаний под напором врага. Но в этом - то, наверное, и состоит подвиг: преодолеть свой страх и сражаться за свою Родину до последнего.

Война, как лакмусовая бумажка, проявляет истинную цену человека. Все то, что было сокрыто от чужих глаз в мирное время, явственно проявляется в экстремальных условиях военных действий. Потому что война - это всегда выбор. Выбор славы или бесчестия, жестокости или милосердия, страха или бесстрашия. И люди на войне ведут себя по-разному: одни как герои, другие как трусы и предатели. Первых, конечно ж, гораздо больше. Но ведь есть и вторые, те, которые не смогли справиться со страхом за свою жизнь.

В одной из глав своей книги «У войны не женское лицо» Светлана Алексиевич пишет, что идущие на войну девчонки очень легко делали свой выбор между жизнью и смертью. Для них это было так же просто, как дышать. Но это только на первый взгляд, пишет далее писательница. Оглядываясь вокруг себя и понимая, как дорого все, что тебя окружает, осознаешь, как страшно потерять все то, что не ценил в мирной жизни, а теперь так боишься потерять навсегда.

Герой произведения Б.Васильева «В списках не значился», девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников за неполных десять месяцев, которые он в одиночку воевал с врагом, прошел настоящую школу мужества и героизма. Не сразу он стал героем. Фронтовик, знающий о войне не понаслышке, Борис Васильев не идеализирует своего героя, он показывает, как день ото дня мужает молодой офицер, как крепнет в нем решимость сражаться за родину. Писатель показывает, что Николаю бывает страшно, что он совершает ошибки. И это понятно. Плужников не идол, он живой человек. Тем выше цена его подвига. Он оборонял Брестскую крепость, сколько мог. Долгих десять месяцев держал в страхе захватчиков крепости. И тогда, когда он вышел из-под завалов её, чтобы умереть свободным, враги отдали ему воинские почести, признав его неколебимую стойкость и верность офицерской чести.

"Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя" , -говорит герой романа и доказывает это своим подвигом.

Лейтенант Плужников был выше всех почестей, отдаваемых ему. Он был последним защитником так и не сданной крепости. Благодаря таким беззаветно преданным и смелым людям, наша Родина выстояла и победила фашизм.

Рядом с Плужниковым писатель изображает и других героев, малодушных, трусливых, вставших на путь предательства. Но о них даже не хочется вспоминать.

Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться предками, их мужеством и стойкостью. А роман писателя Б.Васильева еще раз убеждает в том, что на войне каждый сам решает, кем ему быть, героем, навечно оставшимся в благодарной людской памяти, или трусом, вызывающим омерзение.

Говорить о том, что на войне не страшно, может лишь тот, кто наблюдает за ней издали. А призывать к войне - лишь безумец, не знающий истории. Тем более, если сражаться призывают с собственным народом. Страшно ли на войне? Спросите вы мальчишек и девчонок, которые вместе с родителями бежали из опаленной войной Украиной. Можете даже не спрашивать. Просто посмотрите в их глаза, и вы все поймете. Потому тысячу раз права поэтесса Юлия Друнина, утверждающая «кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».

Спириади Егор Константинович, учитель Кочинева Ирина Эдуардовна