Урок и презентация по информатике на тему "истинность высказываний со словами "не", "и", "или". Урок и презентация по информатике на тему "истинность высказываний со словами "не", "и", "или" Домашнее задание и его инструктаж
Тема урока: Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
Цель:
формирование компьютерной грамотности
Задачи:
Дидактическая:
закрепить представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; закрепить представление о высказываниях; формировать умение определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
Развивающая:
развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, творческие способности; развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, творческие способности; формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля, взаимооценки и самооценки;
Воспитательная:
воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; совершенствовать навыки работы на компьютере.
Оборудование:
компьютеры, мультимедийный проектор
- программа «Мир информатики» - 3-4 год обучения
- у учащихся - тетрадь Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» - 4 класс (часть 2)
- алгоритм самостоятельной работы за компьютером
План урока:
Орг.момент
- Фронтальный опрос
- Объяснение нового материала
- Работа с программой Мир информатики
- Домашнее задание
- Рефлексия
Ход урока.
Учащиеся класса разделены на две подгруппы. Одна подгруппа сидит за партами, другая - за компьютерами.
- Орг.момент.
- О чём говорили на прошлом уроке?
- Что такое множество?
- Что мы знаем о множестве?
Вспомнить нам поможет стихотворная разминка.
работает весь класс
(Ответы учеников:
- о множествах
-это объединение предметов на основе общих свойств или признаков.)
2. Стихотворная разминка (проверка Д/з)
- Назовите элементы множества всех жителей избушки.
- Назовите в этом стихотворении 2 множества.
- Как называются такие множества?
6 человек читают наизусть стихотворение Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»
Ответы:
- старушка, кошка, мышка, мушка, мальчишка
- множество ленивых и трудолюбивых жителей
- не пересекающиеся или параллельные
- Назовите два множества персонажей, которые можно обозначить такими кругами.
- Какое множество обозначает большой круг?
- А маленький?
- Почему?
- Назовите два множества жителей избушки, которые
можно обозначить такими кругами
- Дайте название множеству на пересечении крутое.
- Множествам слева и справа от области пересечения.
- Сделайте вывод на основе сказанного.
(Ответ учеников: - множество жителей избушки и множество людей
- множество жителей избушки
- множество людей
- в этом стихотворении множество людей является частью множества жителей избушки
- множество ленивых и летающих жителей
- летающих лентяев
- не летающих лентяев и не ленивых летунов
- Множества могут существовать параллельно, пересекаться и быть вложенными)
Проблемное задание:
- Определите элементы множества, для которых истинны высказывания:
- не летает
- ленивый и летает
- ленивый или летающий
- Кому трудно было ответить на этот вопрос? Это задание новое для нас.
- Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться, поставьте задачи на урок.
Да, сегодня тема урока: Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» .
Ответы:
- кошка, мышка, мальчик
- мушка
- кошка, мушка, мышка, мушка, мальчишка, старушка
- определять истинность высказывании со словами «не», «и», «или»
- закреплять знания о множествах
Работа в группах
Далее работа продолжается по подгруппам. Одна подгруппа работает в тетрадях под
руководством учителя (изучение нового). Другая - самостоятельно за компьютером. Работа в обучающей программе Мир информатики 3-4 год обучения. В каждой подгруппе есть «консультант»- наиболее хорошо успевающий ученик. К нему обращаются за помощью дети, испытывающие затруднения во время самостоятельной работы за компьютером.
- Группа 1 работает самостоятельно по алгоритму с программой «Мир информатики» (4 год обучения). Посмотрите алгоритм вашей работы. Есть вопросы?
Консультант. Приступайте.
2 группа работает с учителем.
- Давайте вспомним, что мы знаем о высказываниях. Дополните предложения
- Молодцы, а сейчас давайте, выполним новое задание.
Ответы учеников: высказывание может быть истинным (правдивым) или ложным
- истинность (ложность) высказывания можно выразить с помощью слов «да» и «нет» (подчёркнутые слова дети должны вставить)
Задание 8 (рабочая тетрадь)
- Прочитайте задание.
- Какие знания из русскою языка нам понадобятся, чтобы правильно выполнить его?
- Что на рисунке обозначает круг?
- Какая фигура обозначает множество слов из 4 звуков?
- С чего начнём выполнение задания?
Какое множество находится здесь?
(Ответы: читают: впиши в фигуры слова из списка. Закрась части фигур в таблице. Заполни таблицу высказываний.
- знания о буквах и звуках
- множество слов из 4 букв
- трапеция
- с пересечения фигур
- «множество слов из 4 букв и 4 звуков».)
Закрасьте пересечение в таблице. Это 5 строка таблицы.
- Какое слово впишем в пересечение?
- В круге, за пределами трапеции?
Какое это множество?
- В трапеции, за пределами круга?
- В квадрате, за пределами круга и трапеции?
- Где находится «множество слов не из 4 букв»?
- Где же оставшееся «множество - слов из 4 букв или из 4 звуков»?
- Сделайте вывод
- Давайте заполним таблицу высказываний.
- Запишите высказывание, которое истинно для приведённых слов
Ответы учеников: часть задания выполняется коллективно, часть - самостоятельно используется взаимопроверка
- вода
- соль
- «слов из 4 букв»
- огонь и уголь
- дрова и костёр
- весь квадрат за пределами круга
- весь круг и вся трапеция
- если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры
- Сделаем выводы.
(Ответы учеников: - высказывание со словом «не», истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно, и наоборот
-высказывание со словом «и» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе «половинки» -высказывание со словом «или» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половинка»).
- Что узнали нового? Расскажите 2 группе. несколько учеников делают выводы
4. Смена групп. Физкультминутка.
Все встают, 2 ученика проводят физкультминутки для глаз и на снятие напряжения с мышц плечевого пояса.
- Сделайте вывод
(Ответ учеников: - если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры
- если в названии множества есть слово «и», то его элементы находятся на пересечении фигур
- если в названии множества есть слово «или», то это означает, что его элементы находятся в нескольких фигурах).
- Давайте заполним таблицу высказываний
- Впишите во 2 столбик слова, для которых истинно высказывание, приведённое в 1 столбце.
- Запишите высказывание, которое истинно для приведённых слов.
- Работают самостоятельно, проверяют «в четвёрках», и оценивают себя и свою группу.
- Если осталось время,. можно предложить дополнить. множества своими элементами.
- Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, дополните предложения, поработите в парах
Обсуждают задание
- высказывание со словом «не», истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно, и наоборот
-высказывание со словом «и» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе «половинки» высказывание со словом «или» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половинка» (подчёркнутый текст учащиеся должны вставить).
- Заканчиваем работу за компьютерами, выходим из программы.
Учащиеся заканчивают работу за компьютерами, весь класс работает с учителем.
- А теперь давайте снова вернёмся к героям стихотворения и определим истинность высказываний.
- не летает
- ленивый и летает
- ленивый или летает
- не ленивый и летает
- не ленивый и не летает
- ленивый или не летающий
Ответ учеников: кошка, мышка, мальчишка мушка
старушка, кошка, мышка, мальчишка
мушка
старушка
- Это пустое множество
кошка, мышка, мушка, мальчишка
6. Подведение итогов:
- Посмотрите, какие задачи мы ставили в начале урока. Выполнили мы их?
Чему учились на уроке? Сделайте вывод.
Ответ учеников:- закрепляли представление о пересечении множеств
- определяли принадлежность элементов множеству
- определяли истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
7 .Домашнее задание
- Дома выполните задание № 7 в тетради. Посмотрите, есть вопросы?
8. Рефлексия.
- Чем особенно понравилось заниматься?
- Кто доволен своей работой?
- За что себя можете похвалить?
- Консультанты, оцените самостоятельную работу детей за компьютером.
- Я благодарна вам за хорошую работу на уроке и хочу подарить вам серию картинок «Птицы»
Зартдинова Эльвира Мугалимовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.
Аннотация к уроку информатики по теме ««Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (Программа «Информатика и ИКТ» (А.В.Горячев) Образовательная система «Школа 2100»)
Данный урок проводится в 3 классе при изучении раздела 3 «Множество» и направлен на закрепление представлений подмножества, объединения и пересечения подмножеств, а также формирование у детей начальных представлений об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «не», «и», «или». На уроке используется презентация, которая открывает большие возможности как для закрепления, так и для объяснения нового материала. Благодаря использованию ИКТ на протяжении всего урока удаётся сохранить не только интерес к изучаемому материалу, но и работоспособность учащихся. У детей развивается наглядно-образное мышление, интерес к систематизации. Структура урока классическая, но варианты урока предполагают как самостоятельную работу, так и работу в парах. Методы контроля могут быть как устные во время фронтальной работы, так и письменные во время групповой и индивидуальной.
Тема: « Истинность высказываний со словами "не", "и", "или" »
Цели урока:
осознать понятие “высказывание”;
развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, стремление помогать товарищам.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки со схемами, круги Эйлера, опорные схемы, рабочие учебники-тетради учащихся (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)
Методы и приемы работы:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемное изложение;
частично-поисковый (эвристический).
Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
Я рада видеть каждого из вас.
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Ребята, о чём мы говорили на предыдущих уроках? (мы познакомились с понятиями «множество», «элементы множества», «подмножество», «пересечение и объединение множеств», «истинные и ложные высказывания»). (слайд 1)
Сегодня мы продолжим работу с множествами.
II . Актуализация знаний
Игра « Множества»
Эта игра направлена на отработку умения определять характер отношений между двумя заданными множествами, так как самостоятельная работа вызвала у вас затруднения.
На столе у вас лежат 2 кружочка (один побольше, другой поменьше). Я называю пару множеств, вы показывают их расположение.
Растения и хищники (слайд 2, щелчок)
Рыбы и хищные рыбы (слайд 3, щелчок)
Домашние животные и хищники (слайд 4, щелчок)
Птицы и рыбы (слайд 5, щелчок)
Буквы и гласные буквы (слайд 6, щелчок)
Четные числа и двузначные числа (слайд 7, щелчок)
Жадные числа (Работа в парах) (слайд 8)
У вас на партах схема, состоящая из 3-х множеств. В круге живут числа, в которых есть цифра “3”. В прямоугольнике – числа, в которых есть цифра “5”. Расположите правильно числа на рисунке: 73, 36, 35, 85, 51, 53, 28, 76, 15, 13, 23, 55.
Проверьте. (слайд 8, щелчок)
Что интересного заметили? (Некоторые числа попали и в круг, и в прямоугольник, т.е. в пересечение) (слайд 8, щелчок)
Что такое пересечение? (В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками) (слайд 8, щелчок)
Все ли числа нашли свое место? (Остались лишние 28 и 76) (слайд 8, щелчок)
В какое множество можно объединить эти числа? (Это двузначные четные числа).
Оцените работу пары. Если ошибок нет, поставьте 5, одна ошибка – 4, две – 3. Поднимите руки те, кто получил 5, 4. Остальные не расстраивайтесь, будьте внимательны на уроке и у вас всё получится.
III . Постановка учебной задачи ( Проблемная ситуация )
Игра « Верю – не верю»
Ребята, сегодня у нас с вами очень интересная тема, но я должна быть уверенна, что вы готовы её изучать. Проверим это с помощью игры «Верю – не верю»
Я буду называть высказывания, ваша задача: определить истинны данные высказывания или ложны. (Работа по цепочке)
Итак, начали!
Наша школа находится в 29 микрорайоне. (слайд 9, гиперссылка слайды 10-11)
Сейчас у нас НЕ урок информатики. (слайд 12, гиперссылка слайды 13-14)
Город Октябрьский – столица Республики Башкортостан. (слайд 15, гиперссылка слайды 16-17)
В городе все школы четырёхэтажные. (слайд 18, гиперссылка слайды 19-20)
Вы учащиеся 22-ой школы И третьеклассники. (слайд 21, гиперссылка слайды 22-23)
Дома 29 микрорайона относятся к улице Кортунова ИЛИ к улице Новосёлов. (слайд 24, гиперссылка слайды 25-26)
Почему вы не можете правильно выполнить задание? Какое слово вызывает у вас затруднение? (Это слово ИЛИ. Мы не знаем, какую операцию над множествами нужно выполнить).
Давайте же прочитаем тему нашего урока: Слова “не”, “и”, “или” (слайд 27)
Как вы думаете, что мы должны будем сделать на уроке, судя по данной теме? (Мы должны научиться употреблять слова “не”, “и”, “или” в правильном значении и знать какое действие над множествами соответствует каждому слову).
Кроме этого вам понадобится вспомнить всё, что вы знаете о высказываниях.
IV . Изучение новой темы «Истинность высказывания. Отрицание»
1. Подготовительная работа.
Игра «Волшебное дерево» (слайд 28)
- Ребята, посмотрите на экран, это дерево непростое, сказочное, на одной из его веток раз в 100 лет появляется бабочка, которая помогает узнавать, правду ли вам говорят. И сегодня как раз такой день. (слайд 28, щелчок)
- Достать волшебную бабочку нелегко, ведь у дерева много веток и нужно точно знать, на какой она появится.
- В дупле дерева спрятана подсказка. (слайд 28, щелчок)
Эта ветка находится слева от дупла. (слайд 28, щелчок)
(слайд 28, щелчок)
Она направлена вверх и на ней две ветки поменьше. (слайд 28, щелчок)
Она длиннее. (слайд 28, щелчок)
На ней есть белое кольцо. (перемещаясь по дереву, находим ветку и появляется бабочка) - Сегодня эта бабочка будет с нами на уроке. (слайд 28, щелчок)
- Обратите внимание на высказывания в подсказке. Что в них особенного? (Некоторые содержат сразу два высказывания)
- Разберём подробно высказывание: На ней есть сучок и нет змеи.
- Какие факты мы узнаём из этого высказывания? (Есть сучок; нет змеи)
- Из скольких высказываний оно построено? (2)
- Ребята, высказывания, которые состоят из нескольких высказываний, называются составными. В них утверждается не один, а несколько фактов. (слайд 29)
- Почему мы не пошли по этой ветке? (Со змеёй) Правильно змеи быть не должно.
2. Закрепление. (Работа по учебнику)
Задание 23 (с. 14)
- Рассмотрите рисунки. Ответим на вопросы таблицы.
- Истинны ли высказывания относительно рисунка № 1? Проверим.
- Соответствует ли истине высказывание: НЕ нарисована кошка (Нет, так как кошка нарисована)
- Прочитайте второе высказывание: Нарисована кошка И собака. Из скольких утверждений оно состоит? (Из двух)
- Назовите первое высказывание: нарисована кошка , истинно ли оно? (Да)
- Назовите второе высказывание: нарисована собака , истинно ли оно? (Нет)
- Какая связка соединяет высказывания? ( И )
- То есть на рисунке должна обязательно быть кошка и обязательно быть собака. Соответствует это действительности? (Нет, это высказывание ложное)
- Прочитайте следующее высказывание: Нарисована кошка ИЛИ собака . То есть на рисунке может быть что-то одно: кошка или собака. Истинно ли это высказывание? (Истинно, так как на рисунке есть кошка)
- Как вы понимаете последнее высказывание? (Не должно быть ни кошки, ни собаки)
- Проверьте истинность последнего высказывания: НЕ нарисован зверь .
- Что получилось? (высказывание ложное, так как нарисована кошка)
- Проверьте истинность данных высказываний для других рисунков. (По цепочке с объяснением)
Физминутка
- Поиграем в игру «Делай наоборот». Я произношу высказывание, а вы делаете всё наоборот.
Сидите.
Не прыгайте.
Не стойте.
Не поднимайте руки.
Плачьте.
Не топайте.
Молчите.
Не приседайте.
Не садитесь.
Не слушайте
Задание 24 (с. 14)
- Рисунки, которые мы рассматривали можно представить в виде множеств.
- Прочитайте названия множеств.
- Какие множества пересекаются? ( Рисунков с кошкой – рисунков с облаками)
(слайд 30)
- Какие рисунки могут находиться в этом пересечении? (№ 1) (слайд 30, щелчок)
( Рисунков с кошкой – рисунков с собакой )
Какие рисунки могут находиться в этом пересечении? (№ 3) (слайд 30, щелчок)
Куда вы запишете рисунок № 4, № 2? (слайд 30, щелчок)
Что может быть изображено на рисунке № 5, который вошёл в круг, но не пересекается с множеством рисунков с облаками и с собакой? (Только кошка) (слайд 30, щелчок)
Что может быть изображено на рисунке № 6? ((Просто небо и земля, что-нибудь другое; ни облака, ни кошки, ни собаки.) (слайд 30, щелчок)
Прочитайте задание, какое множество нужно закрасить?(Рисунков, на которых есть кошки и собаки) Что это за множество? (Пересечение множеств рисунков с кошкой и с собакой) (слайд 30, щелчок)
Переходим к следующему заданию на странице 15 № 25.
Задание 25 (с. 15)
Ребята, вас встречает весёлая зебра. Она всю неделю развлекалась. Рассмотрите её записную книжку. Что в ней нарисовано? Что это может означать? (Чем занималась зебра)
Заполним таблицу, в которой отмечены дни недели и даны два составных высказывания, причём одно со словом И , другое – со словом ИЛИ .
Прочитайте первое высказывание: зебра каталась на лодке И играла в футбол . Помните, что когда употребляется слово И должны выполняться оба условия.
Истинно ли это высказывание для понедельника?(Нет, так как выполняется только первое утверждение)
- Зебра развлекалась, то есть каталась ИЛИ играла , истинно для понедельника? (Да, так как выполняется одно из условий)
Ребята, как же определить, истинно ли высказывание со словом И ? (Если оба утверждения истинны, то и высказывание истинно)
Как определить, истинно ли высказывание со словом ИЛИ ? (Если истинно одно из высказываний, то составное высказывание тоже истинно)
Проверим истинность высказываний для других дней недели (по одному человеку с объяснением)
Рассмотрим внимательно таблицу истинности составных высказываний со словами И, ИЛИ, в каких случаях они истинны?
К какому выводу мы пришли?
Составное высказывание со словом И истинно, если оба утверждения истинны. (слайд 31)
Составное высказывание со словом ИЛИ истинно, если одно из утверждений истинно. (слайд 31, щелчок)
В каком случае они ложны?
Составное высказывание со словом И ложно, если одно из утверждений ложно. (слайд 32)
Составное высказывание со словом ИЛИ ложно, если оба утверждения ложны. (слайд 32, щелчок)
V . Рефлексия
- Ребята, какие высказывания мы сегодня называли составными? (Состоящие из нескольких утверждений)
- Какими словами могут соединяться такие высказывания? (И, ИЛИ)
Какие трудности вы испытали на уроке?
Над чем нам еще нужно поработать?
VI . Оценивание
VII . Домашнее задание (слайд 33)
Стр. 15 № 26
VII . Игра «Класс – встань»
Для того чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили тему урока, я предлагаю провести игру, которая называется «Класс – встань». Я называю множество, все, кто в него входят, встают.
3 А! Встань!
Мальчик, встань!
Мальчик и девочка, встань!
Габдракипов, встань!
Родился весной или зимой, встань!
Голубоглазый и светловолосый, встань!
Лариса Викторовна или ученик, встань!
Темноволосый или зеленоглазый, встань!
Маша и Артур, встань!
Не ученик 3 А класса, встань!
Усвоившие тему урока, встань!
Цели урока: Закреплять: Закреплять: Представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; Представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; Представление о высказываниях и умении определять истинность высказываний со словами «не, и, или» Представление о высказываниях и умении определять истинность высказываний со словами «не, и, или»
План урока Повторение по т. «Множество» Повторение по т. «Множество» Работа в тетради стр. 5 7 Работа в тетради стр. 5 7 Новая тема. Новая тема. Работа в тетради стр. 6 8 Работа в тетради стр. 6 8 Самооценка Самооценка Итог урока Итог урока Домашнее задание Домашнее задание
Проверь себя: Множество – это группа одинаковых объектов; Множество – это группа одинаковых объектов; Подмножество – это множество которое входит в другое множество; Подмножество – это множество которое входит в другое множество; Непересекающиеся множества –это две группы разных множеств; Непересекающиеся множества –это две группы разных множеств; Пересекающиеся множества – это множества элементы которых входят и в одно и в другое множество Пересекающиеся множества – это множества элементы которых входят и в одно и в другое множество
Высказывания: «НЕ» - элементы находятся за пределами множества «НЕ» - элементы находятся за пределами множества «И» - элементы находятся на пересечении множеств «И» - элементы находятся на пересечении множеств «ИЛИ» - элементы находятся в нескольких множествах «ИЛИ» - элементы находятся в нескольких множествах
Работа в тетради Страница 6 8 Страница часть коллективно 1 часть коллективно 2 часть (таблица высказываний) самостоятельно! 2 часть (таблица высказываний) самостоятельно!
Цели урока:
- осознать понятие “высказывание”;
- развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
- развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
- развивать информационную культуру.
Тип урока: формирование новых ЗУН.
Средства урока: карточки с цифрами и словами, схемы, круги Эйлера, рабочие тетради учащихся (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)
Этапы урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Актуализация знаний учащихся (5 мин).
- Постановка учебной задачи (5 мин).
- Построение проекта выхода из затруднения (5 мин).
- Первичное закрепление во внешней речи (7 мин).
- Рефлексия (5 мин).
- Домашнее задание и его инструктаж (1 мин).
- Самостоятельная работа учащихся (10 мин).
Методы и приемы работы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый (эвристический).
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
1. Организационный момент
Класс разделен на три группы.
– Чем занимались на прошлом уроке? (Мы вспомнили, что такое множество, какие множества бывают, и что над множествами можно совершать действия).
– Мы продолжим работать на уроке с множествами.
2. Актуализация знаний
Кто больше?
На листе бумаги записать как можно больше элементов множества “Деревья”. (Каждой группе выдается по чистому листу и несколько карандашей)
Жадные числа
В круге живут числа, в которых есть цифра “3”. В прямоугольнике – числа, в которых есть цифра “5”. Расположите правильно числа на рисунке: 73, 36, 35, 85, 51, 53, 28, 76, 15, 13, 23, 55 (Рисунок 1) .
Рисунок 1
– Что интересного заметили? (Некоторые числа попали и в круг, и в прямоугольник, т.е. в пересечение).
– Что такое пересечение? (В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками). Вывешивается схема (рисунок 2) .
Рисунок 2
– Все ли числа нашли свое место? (Остались лишние 28 и 76).
– В какое множество можно объединить эти числа? (Это двузначные четные числа).
Найди объединение
На рисунках (Рисунки 3 – 8) найти и заштриховать объединение множеств (2 рисунка на группу). Объяснение детей.
![]() Рисунок 3 |
![]() Рисунок 4 |
![]() Рисунок 5 |
![]() Рисунок 6 |
![]() Рисунок 7 |
![]() Рисунок 8 |
– Что же называется объединением? (В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком). Вывешивается схема (Рисунок 9) .
Рисунок 9
– Все ли вам понятно?
3. Постановка учебной задачи
– У меня на доске вывешены предметы: крокодил, заяц, сова, роза, ель, еж. Выберите из этих предметов те, которые ЗЕЛЕНЫЕ ИЛИ КОЛЮЧИЕ. (Возможны различные варианты).
– Почему вы не можете правильно выполнить задание? Какое слово вызывает у вас затруднение? (Это слово ИЛИ. Мы не знаем, какую операцию над множествами нужно выполнить).
– Давайте же прочитаем тему нашего урока на стр. 6. (Слова “не”, “и”, “или”).
– Как вы думаете, что мы должны будем сделать на уроке, судя по данной теме? (Мы должны научиться употреблять слова “не”, “и”, “или” в правильном значении и знать какое действие над множествами соответствует каждому слову).
– Кроме этого вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о высказываниях.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Работа с подсказками на стр. 6.
– Так какие предметы попадут в объединение множеств ЗЕЛЕНЫЕ ИЛИ КОЛЮЧИЕ? (Ель, крокодил, роза, еж).
– Какую еще знакомую операцию вы видите? (Пересечение множеств – ей соответствует слово-подсказка И).
– Кто узнал операцию на третьей схеме? (Это отрицание множеств – ему соответствует слово-подсказка НЕ).
– Прочитайте, что такое отрицание (В отрицание попадают те элементы, которые не обладают заданными свойствами) (Рисунок 10) .
Рисунок 10
– Перечислите элементы множества “НЕ животные”. (Ель и роза).
5. Первичное закрепление во внешней речи
№ 8, стр. 6
– Сколько слов в списке? Какой фигурой обозначено это множество? (6, квадратом).
– Сколько слов из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество? (2, кругом).
– Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество? (3, трапецией).
Распределение слов в схеме.
– Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ? (Все слова находятся за пределами круга).
– Заштрихуйте и т.д.
– Итак: если в названии множества встретиться слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры;
если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур;
если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.
– А теперь скажите, какие бывают высказывания? (Истинные, если в них говорится правда, и ложные, если в них говорится неправда).
Индивидуально выбрать любые два высказывания (дети сами решают для себя степень сложности задания) и определить слова, для которых высказывание истинно.
Проверка.
– Итак: высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно;
высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки;
высказывание со словом ИЛИ тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна половинка.
6. Рефлексия
– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие трудности вы испытали на уроке?
– Над чем нам еще нужно поработать?
7. Домашнее задание и его инструктаж
№ 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8), на выбор два любых высказывания.
8. Самостоятельная работа учащихся
Цели урока:
· закрепить понятие “высказывание”;
· развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
· развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
· установить межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, природопользование;
· развивать информационную культуру;
· воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;
· воспитание основ информационной культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Истинность высказываний со словами «И, «ИЛИ», «НЕ».
Предмет преподавания: Информатика
Электронный адрес: [email protected]
Истинность высказываний со словами "не", "и", "или"
Цели урока:
- закрепить понятие “высказывание”;
- развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
- развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
- установить межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, природопользование;
- развивать информационную культуру;
- воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;
- воспитание основ информационной культуры.
Тип урока: совершенствование ЗУН.
Средства урока: карточки с цифрами и словами, схемы, круги Эйлера, компьютер, мультимедийный экран, рабочая тетрадь (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)
Этапы урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Актуализация опорных знаний учащихся (15 мин).
- Физкультминутка (3 мин).
- Самостоятельная работа учащихся (10 мин)
- Рефлексия (4 мин).
- Домашнее задание и его инструктаж (1 мин).
Методы и приемы работы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый (эвристический);
- самостоятельная работа.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
1. Организационный момент
Класс разделен на две группы.
Учитель: Что изучали на прошлом уроке?
Ученики: Мы вспомнили, что такое множество, какие множества бывают, и что над множествами можно совершать действия.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим работать на уроке с множествами.
2. Актуализация опорных знаний(множества, пересечение, объединение, логические связки И, ИЛИ, НЕ)
Кто больше?
Учитель: Задания будем выполнять по группам. Первая группа на листе бумаги должна записать как можно больше элементов множества “Животных”, а вторая – “Деревьев”, (Каждой группе выдается по чистому листу и несколько карандашей)
Проверяем правильность, меняемся работами, теперь мы с вами заполним данные множества (закрепили понятие множества и привели примеры).
Правильные числа
Учитель: На парте лежат карточки, вам нужно их заполнить, для вашего удобства данные множества приведены из раздела математики, будьте внимательны с арифметическими выражениями, необходимо разместить все числа по своим элементам множества.
Пример карточек
Учитель: Что необычного заметили?
Ученик: Некоторые числа попали, в оба множества и в квадрат и в прямоугольник. Это называется пересечение множеств .
Учитель: Молодцы, а что такое пересечение?
Ученик: В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками .
Учитель: Все ли числа нашли свое место?
Ученик: Нет, остались лишние числа.
Учитель: В какое множество можно объединить эти числа?
Ученик: Это двузначные числа, не делящиеся на 4 и 5.
Учитель: Молодцы. Назовите мне, пожалуйста, числа, делящиеся на 4 или 5
Ученик: 15,16, 20, 24, 25,28, 30, 40,60 мы видим объединение множеств
Учитель: Что же называется объединением?
Ученик: В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком
Учитель: Все ли вам понятно? Открываем рабочую тетрадь на странице 6, делаем упражнение № 8. Здесь вам придется вспомнить раздел русского языка фонетика, это изучение букв и звуков речи.
Ученик: Все сделали .
Учитель: Проверяем. Сколько слов состоит в списке? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 6 слов, обозначены квадратом .
Учитель: Сколько слов состоит из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 2слова, обозначены кругом .
Учитель: Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 3 слова, обозначены трапецией .
Распределение слов в схеме.
Учитель: Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ?
Ученик: Все слова находятся за пределами круга .
Учитель: Заштрихуйте. Если в названии множества встретится слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры; если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур; если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.
Учитель: А теперь скажите, какие бывают высказывания?
Ученик: Истинные, если в них говорится правда, и ложные, если в них говорится неправда.
Учитель: А теперь мы с вами закрепим все за работой на компьютерах. Для выполнения этого задания вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о множествах живой природы.
Ученики выполняют работу за компьютерами, переставляя и заполняя множества, затем нажимают кнопку «Готово», как выйдет слово «Молодец», работа выполнена правильно. Первый пример показывается на экране .
Примеры заданий
Учитель: Молодцы, все справились.
Физкультминутка.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встанем прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих, вздохнули дружно,
Наш урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели,
На меня все посмотрели!
Самостоятельная работа учащихся
Учитель: Для удобства выполнения следующего задание мы с вами вспомним природоведение.. Нам с вами нужно закрасить часть каждой схемы так, чтобы высказывание было истинным, и придумаем свой пример высказывания. Задание выполняем на карточках, используя цветные карандаши.
Давайте подробно разберем первый пример:
Учитель: Высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки, и хищный, и полосатый одновременно,например, тигр; второе высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно, не хищные и не полосатые, т.е. нам нужно закрасить не хищных и не полосатых, например, кошка; третье высказывание: хищные и не полосатые, т.е. нам нужно показать хищного зверя, но он должен быть не полосатым.
Учитель: Всем понятно, тогда приступаем.
Примеры карточек
Ученик: Мы сделали.
Учитель: Проверяю, делаю анализ ошибок, если имеются.
Сегодня мы с вами закрепили понятие множества, высказывания со словами «И», «ИЛИ», «НЕ», все это мы разобрали их на примерах математики, русского языка и природоведения.
6. Рефлексия
– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие трудности вы испытали на уроке?
– Над чем нам еще нужно поработать?
7. Домашнее задание № 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8). Дополнительное задание на карточках по желанию.