Корни кос кас и все остальные. Правописание корней

§ 36. Буквы а и о в корне -кас кос- - Русский язык 6 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова)

Краткое описание:

В прошлом году вы уже познакомились с орфографической нормой многих частей речи и частей слова (морфем). Вы знаете, что существуют слова с чередующимися гласными, правописание которых зависит от различных факторов: значение слова, его структура, способ его образования.
На ближайших уроках вам предстоит узнать, от чего зависит правописание отдельных корней в словах. Первое правило, с которым вам предстоит познакомиться – это правописание корней –кас- и –кос-.
Эти корни имеют одинаковое значение, но в зависимости от состава слов, в которых они располагаются, корни будут писаться по-разному.
В общем виде правило правописание корней –кас- и –кос- выглядит следующим образом: если после корня находится в слове суффикс –а-, то в корне будет также писаться буква а, если после корня нет суффикса -а-, то в корне будет писаться буква о. Особое внимание следует обратить на то, что принципиально наличие именно суффикса –а- после корня, любой другой суффикс никаким образом не влияет на правописание корней с чередующимися гласными.
От вашего умения выделять суффиксы у слов зависит ваша грамотность в написании этих слов.


Модель урока: личностно-ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом.

Педагогические средства: беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом.

Вид деятельности учащихся: коллективная.

Вид урока: урок освоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-;
  • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос;
  • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.

Развивающие:

  • развивать память, воображение, речь.
  • развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
  • воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться. Очень рада нашей сегодняшней встрече.

Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. Нам сегодня на уроке пригодятся ручки с цветной пастой. У всех есть? Молодцы!

Учебники, дневники, в файлах лежит раздаточный материал: это задания, упражнения. Все есть?

Наш сегодняшний урок называется “Широкая Масленица”, но посвящен он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднения не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.

Я очень люблю поэзию и, сама пытаюсь писать стихи. И поэтому сегодняшний для вас урок я бы хотела начать с этих строк.

МАСЛЕНИЦА

Сегодня небо хмурит брови,
Пугливый ветер бьёт в окно.
Зима гуляет на просторе,
Все позабыли про тепло.

На дух весны царит повсюду:
И в парках, и на площадях.
Подобно сказочному чуду
Несется праздник на санях.

То “Масленица” веселится,
Блинами, радуя народ.
И красные от счастья лица
Веселый кружат хоровод.

Зима прощается.
Навстречу спешит красавица – весна.
Давайте вместе ее встретим,
Забудем все про холода!

2. Работа с раздаточным материалом. (Задание №1)

Прекрасные строки? В этих строках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым вы знакомились в начале 5 класса.

В задании №1 есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)

Задание №1.

ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.

З…ма, х…лодное, в…селый, м…л…дыми, сп…шит, в…сна.

3. Работа с текстом. (Задание №2)

А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно.

Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило. Может быть, кто-то уже с ним знаком?

Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

(Запишите тему урока)

Задание №2

Из газетных строк:

Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретет грандиозный размах.

Распол…жение Астрахани позволило перемещаться нескольким казачьим обрядам празднования масленицы.

Как хочется поскорее прик…снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.

Что к…сается опроса Астраханцев, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.

В какой части слова пропущены буквы?

Что такое корень?

Давайте выпишем корни из слов.

Может быть, это правило уже кому – нибудь знакомо? Давайте посмотрим и попробуем его вывести сами. А поможет нам в этом схема. Посмотрите внимательно и прочитайте. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ:

ПРЕДЛОЖИТЬ – ПРЕДЛАГАТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

СЛОЖЕНИЕ – СЛАГАЕМОЕ

КОСНУТЬСЯ – КАСАТЬСЯ

ПРИКОСНОВЕНИЕ – КАСАНИЕ).

Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите…

КОРНИ –ЛАГ- и –ЛОЖ-, -КАС- и –КОС- НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА (ПОСЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ). ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС –А- , ТО В КОРНЯХ –ЛАГ – И – КАС ПИШЕМ БУКВУ –А- -, ЕСЛИ НЕТ СУФФИКСА –А- - , ТО ПИШЕМ БУКВУ – О-.

Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.

Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).

А теперь вернемся к предложениям и вставим пропущенные буквы. (Коллективная работа).

Я чувствую, что вы устали, давайте выполним грамматическую зарядку.

Грамматическая зарядка

Задание

Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.

  • Прил…гать усилия.
  • Сл…жить вещи.
  • Отл…жить празднование.
  • Возл…гать надежды.
  • Предл…жить блины.
  • Безотл…гательное дело.
  • К…снуться чуда.
  • Радостное предпол…жение.
  • К…саться рукой.
  • Точки соприк…сновения.
  • Не к…саются влаги.
  • Расположить у костра.

4. Выборочный диктант

1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,

2 вариант -с буквой О в корне слова.

1. Солнце к…снулось края степи.

2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

ЛАГ-А -ЛОЖ – -КАС-А -КОС-

(ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ.)

6. - - У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

К…снуться, к…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жжение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…жжение, пол…жу, пол…гание, прик…снувшись, предл…жжение, касс…тельная, предпол…жить, кас….тельная, предпол…гать, предпол…жжение.

МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

7. Творческая работа.

От зимы мы очень устали, душа ждет перемен. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”.

Следующее задание непростое, но вы с ним справитесь. Я предлагаю вам написать письмо – гимн Масленице. И может, она услышит наш зов и придет к нам. Пусть это будет несколько строк, но они должны идти из вашей души. На эту работу отводится 2 минуты. Напоминаю, что гимн – это хвалебная, торжественная песнь в честь кого – либо. На доске слова для написания письма – гимна Масленице. (СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСНА, ТЕПЛО, ЛУЧ СОЛНЦА, ПРИКОСНУЛСЯ).

Давайте позовем Масленицу! (Чтение работ учащихся)

Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, которую я сочинила сама на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

Мы сегодня правила учили, Лаг- и лож- мы тоже изучали,
Что в корнях нам - кос- и- кас- писать, Закрепляли в речи и письме
Суффикс находили, по нему решили, Буковки вставляли,
Букву нам какую там вставлять. Четко проверяли
Если суффикс – а -, И тетрадь записывали все.
То в корне тоже. Если суффикс –а-,
Если нет ее, то -о –пиши, То в корне тоже,
Все запомнить сможем Если нет его, то –о- пиши.
И себе поможем, Все запомнить сможем
Все запомнят это я и ты. И себе поможем,
Все запомнят это я и ты.

8. Рефлексия урока.

Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Забудьте на минуту свои тревоги, проблемы и заботы. Мы в суете проходим мимо самого главного, не замечаем его. Посмотрим в окно, еще чуть-чуть и к нам придет красавица – весна!

ПАМЯТКА С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ ЛИСТА,


В корне с чередованием – кос – кас - пишется буква а , если после корня стоит суффикс – а - , и пишется буква о , если этого суффикса нет.

Касаться воды, коснуться темы воспитания,

прикоснёшься нежно, прикасаешься к цветку.

Примечание: корни с чередованием -кос- кас – употребляются в словах со значением:дотрагиваться до чего - нибудь, иметь отношение к чему – то, затрагивать тему в разговоре.

Буквы о – а в корне с чередованием – кос- - кас - .

(самостоятельное изучение нового материала по трём уровням сложности)

1 уровень.

  1. Откройте учебник на странице 61.
  2. Прочитайте правило в рамочке (орфограммаN26).
  3. Рассмотрите внимательно примеры в конце правила.
  4. Перепишите их в тетрадь.
  5. Выделите орфограмму, как показано в учебнике.
  6. Прочитайте правило ещё раз, постарайтесь его запомнить.
  7. Закройте учебник.
  8. Запишите выученное правило в тетрадь.

2 уровень.

  1. Прочитайте внимательно данные слова:
    коснуться касаться
    прикоснулась касание
    прикосновение касательная.
  2. Перепишите их в свою тетрадь так же в 2 столбика.
  3. Выделите в словах корень.
  4. Обратите внимание на то, какая гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс – а - .
  5. Обратите внимание на то, какая гласная пишется в корне, если после него нет суффикса -а-.
  6. Подчеркните гласные в корне.
  7. Сделайте вывод (устно) о правописании гласных –о – а – в корне с чередованием - кос - кас -
  8. Запишите получившееся правило в тетрадь.
  9. Проверьте себя, прочитав ответ на обратной стороне листа.
  10. Поздравьте себя с успешным выполнением задания, если ваше правило такое же, как на обороте.

3 уровень.

1. Прочитайте внимательно данные слова: кость, коса, прикоснуться,

коснуться, косить, касаться, прикоснулась, косой, касание
прикосновение, косища, касательная.

2. выпишите в свою тетрадь однокоренные слова, имеющие значение дотрагиваться до чего – нибудь, прикасаться к чему – то.

3. выделите в них корень.

4. Сделайте вывод (устно) о правописании гласных – о – а – в корне с чередованием кос кас.

5. Запишите получившееся правило в тетрадь.

6. Проверьте себя, прочитав ответ на обратной стороне листа.

7. Поздравьте себя с успешным выполнением задания, если ваше правило такое же, как на обороте.

8. Внесите необходимые изменения, если ваше правило неверно.

Проверочная работа по теме

«Гласные о, а в корне с чередованием – кос – кас»

Тест.

I. Выпишите номера словосочетаний со словами, в которых есть корень с чередованием –кос –кас

1)Косой дождь

2)Касаюсь стены

3)Раскосые глаза

4)Касание мяча

5)Решение коснётся всех

6)Смотреть искоса

7)Густая коса

II. Выпишите номера слов с корнем - кас

1)К…снуться

2)К…сание

3)Прик…сайтесь

4)Прик…сновение

5)Соприк…снуться

6)Тебя не к…сается

МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»

Тема урока:

«

6 класс

Выполнила: Анпилогова Любовь Александровна


  • вспомнить все изученные чередования гласных в корне;
  • изучить правило написания гласных О и А в корях Кас/Кос;
  • отработать данное правило на примере упражнений;
  • продолжить работу над развитием пунктуационных и орфоэпических навыков;
  • совершенствовать правописание корневых гласных.

Словарный диктант

Трол…ейбус, д…быча, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, г…н…рал, к…мандир, чист…плотный, сост…зание, пор…жение, подр…жать, пр…зирать.



Ра…спилить

Ра...сортировать

Ра...ровненная

… бежать

Ра…битое

Ра…следованное

Ра...сыпанное

Ра…писные

Бе...шумно

преступление

с корабля

площадка


Ра…спилить

Ра...сортировать

Ра...ровненная

… бежать

Ра…битое

Ра…следованное

Ра...сыпанное

Ра…писные

Бе...шумно

преступление

с корабля

площадка



Что определяет выбор гласной в корнях -лаг- - -лож- и -раст- --рос-?

- В чем заключается загадочность этих корней?

- Какие еще корни с чередованием вам известны?

Найдите в предложении речевую ошибку. Германия располагала на скорую и легкую победу.

Выпишите слово распол..гала . Вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор графически.

Перепишите предложение, исправив речевую ошибку.



предложить помощь

прилагать старания

касаться перил

коснуться руки


касаться перил коснуться руки

предложить помощь прилагать старания


« Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас»


  • Знать…
  • Уметь…

Я расскажу вам сказку про корни -КОС- - -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.

Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг - суффикс А, а у –КОС ­ нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь?

Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А.

А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О.


В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое?

В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О, если этого суффикса нет.

Прикасаться - пpuкосновение.



  • Коснулось воды - …
  • Касается дна - …

Слова: прик_снулась к лицу, к_саюсь стены, к_сается вопроса, к_снётся всех, к_сание мяча, лёгкое прик_сновение, к_сить траву, слегка к_снуться.


  • Коснулось воды, прикоснулась к лицу, коснётся всех, лёгкое прикосновение, косить траву, слегка коснуться.
  • Касается дна, касаюсь стены, касается вопроса, касание мяча.

Предл_гаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш.

  • Целебные свойства ландыша к_саются заболеваний сердца.
  • Что к_сается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов.
  • Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прик_сновение

Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств. Предл_гаем к_сается ка_саются прик_сновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.


Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств. Предлагаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш. Что касается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов. Целебные свойства ландыша касаются заболеваний сердца. Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прикосновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.


Леса на дальних косогорах, как желто-красный лисий мех.

Заметались, почти касаясь воды, ласточки.

День за днем, год за годом росла черешня. Сначала она выпросталась из травы, потом коснулась веткою окна, потом выглянула из-под обвисшей кровли.

Косо летели листья. Лошадь косится на меня одним глазом.

Она, одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит.


Солнце уже к..снулось края степи.

Я сидел в тенистом углу сада, прик..снувшись спиной к стволу огромного дуба.

Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик..саясь мордочкой до кушанья.

Тёма точно почувствовал на себе прик..сновение грязи и содрогнулся за свою Жучку.

Солнечные лучи почти никогда не к..саются холодной серебристой влаги родника.

Аппарат мчался по к..сательной против вращения Земли.


Проверяются ли ударением слова с корнями -лаг- _ -лож­ и -раст- - -ращ- - -рос-?

Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующuмися гласными в корне нельзя.

  • Расскажите о правописании корня -КОС- -КАС -.

КА СА – КОС пишется А, если после корня стоит суффикс А.

  • КАСАТЬСЯ (есть суффикс А).

КОСНУТЬСЯ (нет суффикса А).


  • Записать 6 словосочетаний на данное правило.
  • Составить 6 предложений, которые бы содержали словосочетания на данное правило.
  • Составить текст, содержащий слова на данную орфограмму.

На уроке анализируется написание гласных в корнях КОС - КАС. Вы узнаете об условиях выбора гласной в этих корнях.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением «дотрагиваться до чего-либо»:

К…саться - к…снуться

К…сайся - прик…снись

Как узнать, в каких словах пишется корень КАС, а в каких - КОС? Ответить на этот вопрос помогут анкетные, биографические данные этих корней.

Корень КОС очень ленивый. Он постоянно любит спать. Поэтому корень КОС работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы - сна, сну, сне, снись.

В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.

Еще раз обратимся к примерам:

К…саться - к…снуться

К…сайся - прик…снись

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать «ленивое» слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к…снуться, прик…снись . В этих словах «спрятались» ленивые «сну» и «снись», при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к…саться, к…сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

Корень КАС дружит с суффиксом -А-, а корень КОС недолюбливает этот суффикс и дружит с ленивым словом СОН и его словоформами.

Запомнить, когда пишется корень КАС, а когда КОС, позволяет следующее стихотворное правило:

Чтобы нам не ошибаться.

Когда КАС должен писаться,

А когда напишем КОС,

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффикс -А-?

КАС напишем мы тогда.

Если нет за корнем -А-,

КОС напишем вы всегда.

А теперь прочитаем, как это правило формулируется в учебнике по русскому языку:

В корнях КОС и КАС в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-, и буква О, если этого суффикса нет.

Домашнее задание

Вставьте пропущенные буквы.

Найдите «четвёртое лишнее» в каждой строке.

К..сой, к..стрюля, к..сяк, к..сание.

К..скад, к..стер, к..сательная, к..стюм

К..сатка, прик..сновение, к..сынка, к..стыль.

К..са, к..сатик, к..суля, к..сательство

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.